Карточки Домана РАННЕЕ РАЗВИТИЕ

Для того, чтобы научить читать Вашего малыша, достаточно показывать в день по 3 видеоурока, Показать полностью… состоящих из 25 слов, из которых ежедневно убирается 5 старых слов и добавляется 5 новых. Вначале Ваш малыш просто запоминает написанное, потом анализирует, затем самостоятельно выходит в чтение, минуя этап послогового проговаривания. Постоянный анализ поступаемой информации активно стимулирует мозговую деятельность ребенка, развивает словарный запас, память и интеллект в самый важный период активного роста мозга, что подтверждено более чем 70-летним опытом института Гленна Домана ("Better Baby Institute" (BBI)).

Ваш малыш легко и с удовольствием научится читать, расширит свой кругозор, разовьет интеллект и память.

P.S. Как обещала, выкладываю видео, как моя дочка Марина читала в 2 года 4 мес. Сейчас нам уже 5, и мы читаем очередную книжку "Приключение Чиполлино"))

Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий — мама или папа и т.д.) пририсовать к солнцу как можно больше лучей (от 3 лет). Показать полностью…

Нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек, точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д. (от 4 лет).

Немного увлажнить акварельные краски. Смочить в краске пальцы (каждый палец — своей краской) и на листе бумаги, ставя отпечатки пальцев, «нарисовать» травинки, цветы и т.д. Лепестки цветов пририсовываются фломастером вокруг отпечатков (от 4 лет).

Нарисовать фломастером поезд. Затем «посадить» в каждый вагон какое-нибудь животное — в один, например, слона, в другой утку и т.п. Родители и ребенок рисуют поочередно или вместе (от 5 лет).

Сообща рассматривать книжку с картинками. С первой картинки начинается игра: «Я вижу что-то, оно красное! Что это?» Когда это что-то будет найдено, поменяться ролями (от 3 лет).

История, которая рассказывается в книжке с картинками, изменяется: к картинкам сообща придумываются новые события (от 5 лет).

В парке или лесу насобирать коротких тонких палочек. Сделать из пластилина короткую толстую колбаску и воткнуть в нее собранные палочки: получится ежик (от 3 лет).

Из большого куска бумаги вырезать квадрат. Сложить треугольником. Теперь на сгибе вырезать узоры: клинья и дужки. Бумага складывается снова и снова, каждый раз добавляются новые узоры. Под конец развернуть бумажный лист (от 4 лет).

Положить под бумагу разные монеты. Закрасить карандашом — монеты «проявятся». Затем вырезать бумажные монеты и склеить соответствующие стороны (от 5 лет).

Колоду игральных карт разложить по мастям или достоинству (от 3 лет).

Костяшки домино установить на короткое ребро одну за другой. Прикоснуться к последней в ряду — все костяшки попадают. Или строить из них как можно более высокую башню (от 4 лет).

На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка… В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом? Затем поменяться ролями (от 4 лет).

Не рассказывайте ему страшные истории про «злого бабайку» или о том, как «один мальчик потерялся в лесу». Страх заставит ребёнка тревожиться, сильно ограничивать себя в действиях и пытаться всё держать под контролем. Даст ли он ему конкретное понимание того, как можно предотвратить опасность или повести себя в критической ситуации? Конечно, нет.

В нём есть добро и зло. Так бывает, что под личиной одного часто скрывается другое. С виду добрый дяденька, предлагающий конфетку, может оказаться бандитом. А мальчик, обливший компотом в столовой, – другом на всю жизнь. Такие беседы как минимум помогут ребёнку стать более бдительным и здравомыслящим.

Часто дети хорошо знают, как поступать нельзя, но совсем не понимают, как нужно. Чтобы ребёнок, оказавшись в опасной ситуации, не растерялся, он должен знать чёткие правила. Формулируя их, делайте акцент на конкретных действиях.

Что бы ни происходило, важно идти к выходу. Заходя в любое здание, обращайте внимание ребёнка, как его найти, где висят планы эвакуации, как в них сориентироваться. Смоченная водой ткань (полотенце, подол рубахи, носовой платок) поможет дышать, чтобы не отравиться едким дымом. При задымлении лучше идти на корточках или ползти по полу, так как внизу дыма меньше. При пожаре нужно оставить вещи и спускаться только по лестнице. Жизнь важнее всего!

Многочисленные ролики с экспериментами, когда чужой взрослый уводит с площадки ребёнка, очень пугают родителей. Детьми же движет интерес и любопытство. Научите своего ребёнка обязательно предупреждать родителей, куда и с кем он собирается пойти. Не теряйте бдительность сами. За безопасность ребёнка, особенно дошкольника, отвечаете вы. Если вашего ребёнка кто-то уводит, спокойно подойдите и проясните ситуацию.

Покажите ребёнку, как связаться с диспетчером при аварии. Объясните, что баловаться и звонить ради шутки нельзя, поскольку, когда случится авария, диспетчер может не отреагировать на просьбу о помощи. Если помощь задерживается, то нужно снять с себя верхнюю одежду – в кабине лифта быстро становится жарко и душно. Скажите, что одежду надо бросить на пол, вы за это не будете ругать, и сесть на неё. Так ребёнок, ожидая помощи, сэкономит силы и будет в безопасности, если лифт начнёт двигаться.

Нападения диких собак на детей не редкость. Чтобы снизить риски, научите ребёнка выбирать маршрут по улицам, минуя гаражи, пустыри, заброшенные стройки. Подскажите ребёнку, что если его окружили собаки, важно остановиться и замереть. Лающая собака предупреждает, что не рада видеть чужака на той территории, которую считает своей. Нельзя убегать и поворачиваться к ней спиной. Все движения должны быть плавными и медленными. Об укусе важно сообщить взрослым.

Расскажите ему заранее, к кому обращаться за помощью в детском саду, школе, на внеурочных занятиях, в метро, на улице. Учите ребёнка искать персонал в форме – полицейских, пожарных, врачей, сотрудников магазинов и аэропортов. Это может превратиться в интересную шпионскую игру и разовьёт внимательность.

Телефоны мамы и папы, соседей, других близких родственников, телефоны экстренных служб. Хорошо бы, чтобы ребёнок знал их наизусть. Этот список можно продублировать в других местах дома, к примеру, под стеклом письменного стола, в туалете. Научите ребёнка следить за тем, чтобы мобильный телефон был всегда заряжен, даже если он дома.

В случае опасности оператору экстренной службы ребёнок должен сообщить свои имя и фамилию, адрес проживания (нахождения), кто есть рядом из взрослых, что случилось. Важно, чтобы знание этой информации было доведено до автоматизма.

Хорошая физическая подготовка – умение быстро бегать, ловко лазить, уворачиваться, прыгать и так далее – действительно может спасти жизнь. Ведь в некоторых ситуациях важно бежать (например, если бьют или начался пожар), а в других важно стоять на одном месте (например, когда потерялся или нападают собаки).

Оказываясь в нестандартных ситуациях, показывайте своим примером, что такое включать голову, быть готовым действовать, запрашивать и принимать помощь. Ведь задача родителя – научить ребёнка жить в этом мире, а не всячески ограждать от него. Берегите себя и своих детей!

vk.com

Раннее развитие детей. Методика Глена Домана

Считается, что маленькие дети обладают огромным потенциалом к росту. Безудержное желание познать этот мир, попробовать его на ощупь и вкус легли в основу многих популярных методик раннего развития. Ведь без новых впечатлений, без ярких эмоций, без богатых переживаний, сдобренными маминой заботой и любовью, нашим малышам сложно вырасти психически и физиологически развитыми.

Многие мамы очень серьезно подходят к этому вопросу, постоянно изучая эту тему, тестируя игры, книги и задания, вместе с тем наблюдая за развитием своего малыша.

Но случается и так, что родители, из-за своих амбиций и упорного желания, чтобы их ребенок соответствовал всем социальным нормам, пренебрегают интересами и потребностями ребенка. Из-за стремления вырастить гения они не видят внутренней жизни малыша. Зацикливаются на одной методике, руководствуясь ею во всех аспектах жизни крохи, упорно не замечая его наклонностей и индивидуальности.

Когда за словами «гений» теряется понятие «ребенок» — любые развивающие программы превращаются в зло

Не допускайте критической ошибки, пытаясь удовлетворить собственные амбиции. Наблюдайте за малышом, обращайте его внимание на мир: природу, запахи, животных, насекомых; познакомьте с музыкой и поэзией; покажите ему другую культуру и языки; обратите внимание на иную точку зрения, дайте ему услышать, попробовать и почувствовать Жизнь. А сами просто наблюдайте за ним. Его реакция будет самым лучшим индикатором для вас. В процессе наблюдения вы выявите многие наклонности вашего чада, а также узнаете его поближе.

Суть методики Глена Домана

Будучи врачом-нейрофизиологом, Глен Доман занимался обучением детей, получивших травмы мозга. И в процессе работы обратил внимание на интересный факт – стимулируя один из органов чувств, можно добиться усиления активности мозга в целом. И это привело его к созданию обучающих программ по методике Глена Домана, суть которых в том, что ребенок занимается по заранее заготовленным карточкам, на которых могут быть изображены слова (чтение), кружки (математика) или подписанные предметы быта и обихода, продукты, животные, страны и города.

Карточки разделены на тематические серии. Принцип обучения – показывать эти карточки в течение дня, соблюдая определенную последовательность. Например, 5 карточек по 3 раза в день с длиной показа в несколько минут. По мере прохождения программа усложняется и расширяется. Заниматься необходимо ежедневно.

Программы Глена Домана получили широкую популярность в России после того, как мамы узнали, что по его методике воспитывались многие нобелевские лауреаты

В моей личной практике эта была первая программа, с которой я начала свою педагогическую работу со своей дочкой, которой тогда было всего 8 месяцев. Я нашла в Интернете книгу Глена Домана в открытом доступе. Внимательно прочла ее. Досконально изучила методику обучения чтению и математике. Самостоятельно подготовила материалы, на которые ежедневно уходило по несколько часов, и приступила к обучению.

Обучение нам давалось довольно легко. Джулия была еще маленькая, сидела на коленках и на все внимательно смотрела и внимала. Курс математики мне удалось пройти полностью. И мы выучили счет до ста. Как только мы его закончили, то приступили к чтению. Я также сама подготовила все материалы, сначала составляла трафареты к буквам, а затем переносила их на большие листы ватмана, превращая в слова. Потом раскрашивала буквы красным фламастером. И снова часы и часы работы, параллельно с занятиями.

Что могу сказать? Сразу же отмечу, что обучение занимает очень много времени и требует терпения, выдержки и отдачи от мамы. Безусловно, ваш годовасик не начнет ни читать, ни считать. И результатов вы поначалу даже и не увидите. Вам будет казаться, каким был ваш малыш, таким и остался. И здесь нужна большая выдержка и вера в то, что этим обучением вы несете только благо ребенку. В противном случае, очень легко растерять мотивацию.

У программы есть и недостатки. Это обучение, в основном, пассивное. Ребенок сидит, а мама поочередно показывает ему карточки. Причем, в оригинале этой методики, Доман советует уединяться в пустой комнате, где ребенка ничто не будет отвлекать. Возможно, в обучающем центре, это условие и можно осуществить. В домашних же условиях практически невозможно.

Другой недостаток – ребенка просто нагружают информацией, при этом его мыслительные процессы отключены. Он внимает, но не думает. Доман был против игр и спонтанной двигательной активности, что само по себе странно. Возможно, больным детям это подходит, но вот здоровым, активным ребятишкам вряд ли.

Тем не менее, не смотря на все «за» и «против» я очень вдохновилась и с глубоким энтузиазмом принялась за обучение. Тем более, что для нас с дочкой занятия проходили очень комфортно. Мне казалось, что ей это нравилось. Во всяком случае, она была спокойна и позволяла мне ее обучать.

Как я писала выше, к математике мы приступили в 8 месяцев. Занятия математикой начинаются с изучения не цифр, а кружочков, хаотично расположенных на бумаге. Якобы ребенок со временем начинает моментально видеть количество кружков, даже если их там больше ста. Начинаешь с карточки с одним кружком и ежедневно доводишь до пяти, потом 10 и т.д.

Когда все «цифры» будут изучены, можно переходить к собственно математике. Для работы используются все те же карточки с кружками. Вы четко проговариваете математическое действие (например, пять минус три равно два) и показываете ребенку карточку с двумя кружочками. Так, необходимо пройти всевозможные математические комбинации, начиная со сложения, затем вычитание, умножение и деление. Задействовать необходимо все «цифры» до 100.

Для тех, кто готов к продвинутому уровню, переходите к изучению чисел после 100 и математическим действиям с ними.С математикой мне с Джулией удалось уйти очень далеко. Во всяком случае, «числа» до 100 мы с ней изучили, и довольно долго шли с математическими операциями.

Но потом я переключилась на чтение. Здесь у Домана тот же подход. И поначалу у меня возникла загвоздка, поскольку ситуация с языками в нашей семья довольно непростая. Мы говорим на 3х языках, хотя детям даем только два. И вначале я долго думала, какой язык давать в обучении – русский или итальянский. Сначала я взялась было за русский, но позже добавила карточки и с итальянским языком. Я посчитала, что это была правильная стратегия, ведь мы общались с ребенком на этих языках.

С чтением мы также долго занимались. Я не пропускала ни единого дня. Принцип обучения таков, что начинаешь со слов из трех букв, затем переходишь к словам из 4х букв и так продвигаешься в обучении, постепенно вводя все более сложные и длинные слова, а затем и фразы.

С тех пор, как мы начали наше обучение по Доману, прошли целых 6 месяцев, и Джулия успела вырасти, научилась ходить и стала непоседой. Усадить ее за занятия было все сложнее и сложнее. Да и я, не увидев моментального результата, сбавила обороты и немного растеряла мотивацию, чем совершила большую ошибку. В итоге, мы оставили Домана в покое и я переключилась на другие развивающие игры.

Ошибка же моя оказалась в том, что я ждала хоть каких-то результатов сразу, а их не было. И впервые я увидела плоды своих трудов только через несколько лет, когда Джулии было уже больше 4х лет.

Девочка у меня выросла очень умная и развитая не по годам. К сожалению, невозможно сказать сейчас, что большое повлияло на ее развитие – то, чему я ее обучала или она и без развивающих программ была бы такой же. Нам не дано сравнить. Но я лично убеждена, что развивающие игры сыграли свою решающую роль. Я не могу сравнить результаты на одном ребенке, но я могу сравнить двух разных детей – мою дочь и моего сына, с которым я совершенно не занималась никакими методиками, за что меня муж до сих пор упрекает.

Какие результаты я получила с Джулией? Она в 11 месяцев пошла и через пару месяцев побежала. В 1,2 года я сняла с нее подгузники — мы от них отказались полностью. В целом, она развивалась как обычный ребенок. Но, порой, демонстрировала какие-то вещи, которые мягко говоря, удивляли. В два года она с легкостью собирала мелкие пазлы, предназначенные для детей 6 лет. Поскольку мои дети трилингвисты, то она уже неплохо говорила на двух языках (русском и итальянском) и что-то там бормотала по-английски. Она самостоятельно освоила счет до 100 на обоих языках и считала по-английски до десяти. В 4 года она научилась писать по-русски и по-итальянски, научилась самостоятельно плавать и гонять на двухколесном велосипеде. На празднике своего четырехлетия она на детском игрушечном фортепиано сыграла музыку «Happy birthday», которую сама же и подобрала. Сейчас ей 5 лет. Она с легкостью и интересом осваивает чтение по-русски и в состоянии прочесть простейшие фразы, прекрасно поет, ездит на роликах и без удержу гоняет на велике, держась одной рукой и задрав ноги кверху.

Джулия побывала в двух садиках. И в обоих независимые друг от друга воспитатели говорили нам одну и ту же характеристику о ней и довольно лестную. Я убеждена, что ее любознательность, открытость миру, схватывание на лету любых знаний, интерес к наукам и книгам – все это и есть те результаты, которые я пыталась разглядеть от первых занятий по методикам раннего развития.

В противовес я могу поставить ее брата, который на 2,5 года младше ее. Он родился и рос в тот период, когда я по глупости и наивности не увидела никаких результатов от занятий с его сестрой (которых и не должно было быть сразу), и поэтому я с ним совершенно не занималась, даже ни одной методики не применила в дело. В итоге Марко – совершенно обычный малыш, без каких-либо выдающихся талантов, более того, немного даже позади развития, присущего его годам. Он милый, добрый, с хорошим здоровьем, но того букета способностей, как у его сестры, у него нет.

Безусловно, все дети разные, даже братья и сестры могут сильно отличаться как внешне, так и в развитии, и что, действительно, не ясно, что помогло развиться ребенку – программы раннего развития или он бы и без них был таким, какой он есть.

Хочу также добавить, что Глен Доман разработал динамическую гимнастику для детей, к которой довольно противоречивое отношение. Тем не менее и ее я применила в дело. Моей дочке было 9 месяцев, когда меня стало волновать то, что она еще не ползает на 4х конечностях, а только ползет по-пластунски, как партизан. К этому моменту я прочла книгу одного психотерапевта, который в своей практике просил пациентов, которые были уже взрослыми людьми, ползать по комнате. Этот психотерапевт был убежден, что ползание – один из основных этапов развития человека. И если этот этап отсутствовал, то в будущем это может выражаться в различных психических проблемах со здоровьем.

Я изучила Домановскую идею по динамической гимнастике, выбрала самые простые и легко выполнимые в домашних условиях упражнения, и стала применять. И вот через 2 недели моя дочь полноценно поползла, а через 2 месяца пошла. Опять же никто никогда не сможет сказать, была ли гимнастика причиной успеха или же ребенку просто время пришло поползти. Но уж слишком часты совпадения.

Методика раннего развития Глена Домана была самая первая, которую я применила в обучении со своим первым ребенком и которую использовала на практике наиболее широко и полноценно. В последствии я изучила и применила ряд других методик, о которых напишу в следующих статьях .

Напоследок хочется добавить, что обучаться по Доману математикой и чтением с малышом можно как в раннем возрасте (0 — 3 года), так и в более позднем (3 — 7 лет). Главное, чтобы занятия начались до того, как ребенок овладеет традиционными методами чтения и счета цифр. А карточки с животными и предметами можно показывать в любом возрасте, тем самым расширяя и пополняя словарный и зрительный запас ребенка.

P.S.: если вам интересен комплекс динамических упражнений, который я использовала, напишите в комментариях, и я опишу их.

P.P.S.: если вы желаете понять, как именно вам нужно заниматься с ребенком, а изучать книгу Домана у вас нет ни времени, ни желания, то дайте мне знать в комментариях ниже. И я опишу методику более подробно.

Динамическая гимнастика

Ниже, по просьбе читателей, я привожу упражнения из программы равновесия для новорожденных по Глену Доману, которую я лично применяла для своей 9-тимесячной дочери для того, чтобы ее ползание по-пластунски перешло в ползание на четвереньках.

Эти упражнение на развитие вестибулярного аппарата:

1) Поносите своего ребенка по кругу. Бережно держите его при этом ладонями: одной поддерживайте снизу, другой — за заднюю часть головы. Но не просто носите его вокруг чего-либо, а совершайте при этом плавные движения вверх-вниз. Покачивайте его вверх-вниз, вперед-назад, и из стороны в сторону. Поносите ребенка по всему дому, рассказывая ему о том, где он находится и какие вещи его окружают. Дайте ему выглянуть в окно.

2) Лягте на спину, положив ребенка себе на живот. Плотно обхватите его за бока под мышками. Поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу. Скажите ему, что он — самолетик. Мягко наклоните его вправо-влево, опустите себе на грудь и снова поднимите.

3) Сядьте в кресло-качалку, держа новорожденного руками в вертикальном положении. Покачайтесь назад и вперед. Затем положите его ничком поперек своих колен и снова покачайтесь.

4) Положите ребенка ничком на большую подушку. А теперь осторожно приподнимите край подушки левой рукой, так, чтобы он перекатился на противоположную сторону. Потом приподнимите другой конец подушки — и ребенок перекатится в другую сторону.

5) А теперь поверните ребенка (по-прежнему находящегося на подушке) на 90 градусов так, чтобы его лицо находилось напротив одной вашей руки, а ноги — напротив другой. Продолжайте приподнимать подушку за разные концы, чтобы ребенок «покачивался» с головы до ног.

6) Встаньте. Положите новорожденного себе на плечо так, чтобы он прижимался к нему животом. Начните кружиться и делайте это достаточно осторожно, чтобы самому не утратить равновесие. Изменяйте направление кружение — по часовой стрелки, против часовой стрелки.

7) Горизонтальное кружение. Левый бок. Повторите все вышеописанное, но на этот раз положите новорожденного на свое правое плечо. При этом он должен находиться на левом боку, а животом прямо напротив вашей шеи. Кружитесь по и против часовой стрелки.

8) Горизонтальное кружение. Правый бок. Повторите все вышеописанное, но на этот раз положите новорожденного на свое левое плечо так, чтобы он лежал на правом боку. Кружитесь по и против часовой стрелки.

9) Осторожно прижмите новорожденного к себе и мягко «поскачите» по всему дому. Он будет чувствовать, как движется ваше тело вверх и вниз. Когда ребенок уже сможет контролировать положение своей головы и спины, вы можете ускорить скачку и разнообразить позиции вашего «наездника».

www.marialedda.com

Смотрите так же:

  • Ребенок почти все время спит Ребенок 2 месяца почти спит Ребенок 2,5 мес почти не спит днем При этом ночью спит отлично - засыпает после купания и кормления в 22.30 примерно, просыпается ночью на кормление в 2-3 часа (ест сонный и тут же засыпает), потом в 6-7 утра (так же), и окончательно просыпается в 9 утра. Так понимаю, что тонус рано или поздно сам пройдет, […]
  • Сочинение о проблеме воспитания детей Сочинение о проблеме воспитания детей 1)На дворе стоял 1940 год. 2)В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области. 3)До полного благополучия было еще далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. 4)Дети понемногу становились доверчивее, добрее. 5)Потихоньку крепла дисциплина. 6)И все же […]
  • Оценка физического развития ребёнка по формулам Оценка физического развития детей ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ ЭМПИРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ Метод оценки физического развития предусматривает сравнение антропометрических данных ребенка с величинами, вычисленными с помощью эмпирических формул. Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин […]
  • Заполнение выписки из истории развития ребенка ВЫПИСКА ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 1 наименование и адрес организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь ВЫПИСКА ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 1. Фамилия, имя и отчество ребенка 2. Дата рождения 3. Адрес места жительства (при отсутствии места жительства указывается адрес пребывания) 4. Наименование образовательной организации […]
  • Развитие ребёнка с рождения до 3 лет Психология развития ребёнка от рождения до 3-х лет Новорожденность – переходный этап. Кризис новорожденности. Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы […]
  • Ребенок спит ночью по 2 часа Ребенок спит ночью по 2 часа 8 ноября 2010 г., 14:38 Здравствуйте, девчонки! Где-то месяцев с 4-***** ребенок стал просыпаться ночью через каждые 2 часа - успокоить абсолютно ничем не получается, кроме груди. Думали, что зубы, погода, животик и т.д., но все отпадает , т.к. это уже длится очень долго и каждый день одно и то же. У него […]
  • 5 месяцев малышу развитие Ребенок в 5 месяцев (календарь развития) Ребенок на 5-м месяце продолжает осваивать инструменты общения: улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней, живей, и наполняются смыслом. Он становится активней и мобильней в движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к сидячему, […]
  • Мониторинга развития детей 6. Психолого-педагогический мониторинг физического развития детей дошкольного возраста. Психолого-педагогический мониторинг физического развития и воспитания детей состоит из шести направлений работы: 1 - состояния здоровья детей, 2-диагностика физической подготовленности дошкольников, 3-профессиональная компетенция воспитателей, 4 - […]