Отличная новость для уставших мам. Вероятнее всего ваш четырехмесячный малыш будет в бодром и радостном настроении большую часть дня.

Младенец уже не так по многу набирает вес. Если в первые 2-3 месяца жизни он мог прибавлять даже по 2 кг в месяц, то к четвертому месяцу темпы прибавок заметно приостанавливаются. Это нормальное явление, ведь он становится более подвижным, он тратит больше энергии и, соответственно, меньше набирает вес. Темпы роста остаются примерно на том же уровне (порядка 1-3 см в месяц).

К четвертому месяцу обычно проходит большинство проблем с младенческими коликами, и ребенок практически весь день прибывает в позитивном настроении. Он еще не умеет передвигаться самостоятельно, поэтому много беспорядка навести не может. Однако ребенок очень рад общению с вами.

Это замечательное время для развития эмоций и смеха. Именно в 4 месяца ребенок может начать смеяться, а не просто улыбаться. Активное общение малыша с окружающими происходит с помощью множества различных звуков лепета.

¦ Учится переворачиваться со спины на живот и умеет переворачиваться с живота на спину.

¦ В положении на животе вытягивает ручки, опираясь на них и приподнимает корпус, отрывая грудь от горизонтальной поверхности.

¦ Четко различает знакомых и не знакомых людей, знакомых людей эмоционально выделяет.

¦ Активно улыбается в ответ на новые звуки, издаваемые взрослым.

¦ Лепечет, в лепете могут появляться уже и простые слоги.

Ребенок в этом возрасте познает мир с помощью тактильных ощущений. Все новые предметы, оказавшиеся в зоне досягаемости, он сразу тянет в рот. Именно так он узнает мир.

Следите за тем, чтоб в поле игры ребенка не оказались мелкие предметы, чтоб ребенок не смог их проглотить или вдохнуть. Вообще, для младенца считаются безопасными игрушки и предметы, которые не могут пройти через втулку от туалетной бумаги. Помните, что игра прежде всего должна быть безопасной.

Как организовать жизнь ребенка в 4 месяца

У малыша уже достаточно четко сформирован режим. То есть он различает день и ночь. Ночью он периодически просыпается на кормление и тут же засыпает. Днем выделены 2-3 (иногда 4) сна, между которыми он бодрствует. Период бодрствования составляет примерно 2 часа, после которых ребенок засыпает, пусть даже на 20-30 минут. Обычно у детей этого возраста выделяется один длинный дневной сон и несколько коротких.

Прогулки четырехмесячных детей составляют примерно 2 часа. Но не нужно стремиться к тому, чтобы «вопреки всему» гулять 2 часа. Можно разбить прогулки на несколько более мелких. Если малыш спит на улице, то можно подгадывать прогулку под один из коротких снов, чтоб длинный сон он спал дома. Это то время, которое мама может использовать для себя и домашних дел: сон, приготовление пищи, уборка.

В возрасте 4 месяцев необходимо вводить ритуалы отхода к ночному сну: ванна, массаж, колыбельная. Ежедневный ритуал поможет ребенку успокоиться и настроиться на сон, а впоследствии легче засыпать.

Эмоциональное развитие ребенка – вот на что стоит делать упор в 4 месяца. Различные обнимашки, щекотилки, новые звуки, смешные рожицы – то, что любит ваш малыш, и то, что заставит его улыбаться или даже смеяться.

4 месяца – это период формирования тактильных ощущений. Вы можете стимулировать их развитие различными материалами. Вы можете предложить ребенку потрогать разнообразные текстурированные ткани, такие как искусственный мех, шелк или хлопок. Помните, что скорее всего малыш потянет их в рот, поэтому не оставляйте его одного наедине с этими развивающими самодельными предметами.

Ребенку интересно будет играть с небьющимся зеркалом. Прикрепите такое к стенке кроватки и наблюдайте, как он будет смотреть на свое отражение и строить гримасы.

Обучение детей до 4-5 лет должно проходить исключительно в игровой форме.

Малыш достаточно четко уже видит предметы на различном расстоянии и хорошо фокусирует взгляд. Он может долго рассматривать игрушку, которая находится в его руке.

Речевое развитие ребенка идет непрерывно. Слыша речь взрослого, он начинает более активно общаться. С каждым днем он произносит все новые и новые слоги. Если в этом (или любом другом) возрасте ограничить общение с ребенком, то он снова скатывается до простого агуканья.

Начальное развитие речи

Первые слоги появляются примерно в 4 месяца. Они еще не осознанные, это только подготовка к полноценной речи. В большинстве случаев ребенок еще не умеет удваивать слоги (да-да, ма-ма, ба-ба). Речь в этом возрасте становится еще одним способом общения со взрослыми. То есть малыш учится уже не только кричать и плакать, чтоб привлечь внимание взрослого.

Что чувствует и как себя ведет ребенок

4 месяца – один из самых спокойных периодов жизни ребенка. Колики уже закончились, а прорезывание зубов еще не началось. Старайтесь отдыхать, получать положительные эмоции, встречаться с друзьями и всячески поддерживать связь с окружающим миром.

В незнакомой обстановке малыш сначала будет присматриваться к новым лицам, а когда привыкнет, — улыбаться новым людям (при этом оставаясь у вас на руках). Для ребенка вы – гарант безопасности.

Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева

deti.mail.ru

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: ? навыков и ? причин отклонений

Рост и вес ребенка в 4 месяца

Малыш продолжает расти. В среднем он вырастает за месяц на 2-3 см и весит в среднем на 200-300 грамм больше. Изменения в росте фиксируются в медицинском учреждении.

Родители могут также следить за этим параметрами, используя для измерения обычный метр и весы. Можно не покупать специальные весы для грудничков.

Как вариант, подойдут обычные электронные весы, на которых сначала может взвеситься мама, а потом взять на руки ребенка. Отнимая весовую разницу, мама узнает, сколько весит ее малыш.

Нормы роста и веса для девочек и мальчиков

  • Средний рост для мальчиков – 61,7 – 66 см.
  • Средний рост для девочек – 59,8 – 64,3 см.
  • Вес ребенка в 4 месяца норма

  • Средний вес для мальчиков – 6,2 – 7,9 кг.
  • Средний вес для девочек – 5,6 — 7,3 кг.
  • Масса тела должна соответствовать росту. Для оценки воспользуйтесь специальной таблицей для грудничков «Ребенок 4 месяцев: развитие, рост и вес», показывающей нормы веса и роста.

    Сколько должен весить ребенок в 4 месяца? С 3 до 4 месяцев мальчики прибавляют в весе на 550-720 г, а девочки – на 480-700 г.

    Изменяются и пропорции тела грудничка: постепенно сглаживается разница в размерах грудной клетки и головы. Ножки и ручки удлиняются. Пропорции 4-месячного малыша все больше напоминают пропорции взрослого человека.

    Отклонение от нормы, чем оно грозит

    Если рост и вес отличается от нормальных показателей, то этому могут способствовать такие причины:

  • интенсивное кормление грудным молоком или смесью;
  • употребление матерью алкоголя;
  • курение матери;
  • генетические факторы (родители также плохо росли или прибавляли в весе);
  • неблагоприятные условия окружающей среды.
  • Недостаточная или избыточная масса тела не опасна грудничка, но она напрямую влияют на защитные функции организма. Простуды и заболевания легче переносятся детьми с нормальными весовыми показателями.

    Обеспокоить должно отклонение от нормальных показателей больше, чем на 50%.

    Отклонения в росте часто провоцируют заболевания сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Например, рахит. Кроха часто не справляется с тем, что должен уметь ребенок в 4 месяца.

    Четырехмесячный ребенок еще с удовольствием находится на грудном вскармливании, если у мамы была и есть возможность его правильно организовать. При недостатке или отсутствии грудного молока ребенку достаточно искусственной смеси.

    Нормы грудного молока

    Основным видом пищи остается грудное молоко. Сколько должен съедать ребенок в 4 месяца? Грудничок кушает не меньше 6 раз и за один раз съедает 130-140 г материнского молока.

    Этого количества достаточно для нормального роста и развития. Если грудного молока не хватает, и маленький человечек не наедается, проконсультируйтесь с врачом по поводу стимулирования лактации или введения прикорма.

    По нормам первый прикорм вводится в 6 месяцев, но по медицинским показателям это допускается сделать раньше.

    Четырехмесячный малыш уже готов попробовать новые продукты, пища должна быть жидкой. Поскольку есть риск, что ребенок подавится твердой пищей, так как у него еще нет зубов и нужного рефлекса жевания.

    Что можно давать ребенку в 4 месяца:

    Начинать прикорм следует с овощного пюре, без добавления соли и специй. Если сначала покормить грудничка фруктовым пюре, то он привыкнет к его сладкому вкусу и откажется пробовать другие продукты. Овощное пюре готовится из кабачка, цветной капусты, брокколи.

    Сначала дайте 1 ч.л., а потом постепенно увеличивайте количество пищи. На адаптацию к незнакомому блюду уходит 6-7 дней.

    После этого маленькому гурману дайте фруктовое пюре из персика, яблока, банана или груши. Каша может быть гречневой, кукурузной или рисовой.

    После каши крохе дают сок. Это должен быть сок из яблок. Последним вводится творог, поскольку он самый «тяжелый» из перечисленных продуктов. Разведите творог кипяченой водой, чтобы получилась жидкая масса.

    Нормы искусственной смеси

    Вместо введения прикорма можно присмотреть по рекомендации врача хорошую искусственную смесь. Нормы искусственной смеси зависят от производителя и его рекомендаций.

  • Количество кормлений в сутки – 6-7.
  • Соотношение объема смеси к детской массе тела – 1 к 6.
  • Объем смеси – 810 мл.
  • Развитие ребенка в 4 месяца

    Развитие ребенка 4 месяца: что он должен уметь:

    1. Здоровый ребенок хорошо держит голову, пытается сесть и неугомонно лепечет

    переворачиваться с живота на спину и наоборот;

  • перемещаться по кругу, отталкиваясь ножками и ручками;
  • подниматься на руках, лежа на животе;
  • подтягиваться, схватившись за опору;
  • сидеть с поддержкой или опорой;
  • перебирать пальцами;
  • узнавать голоса родных людей;
  • проявлять радость и неудовлетворенность;
  • выговаривать первые слоги;
  • охотно слушать обращенную речь.
  • Если какой-либо из этих навыков не сформировался, грудничка нужно показаться педиатру, поскольку это может свидетельствовать об отклонении в развитии. Врач подробно расскажет, что должен уметь делать ребенок в 4 месяца и что следует делать родителям, чтобы сформировать эти навыки.

    К примеру, многие родители обеспокоены тем, что ребенок в 4 месяца не держит голову. Для устранения этой проблемы врач часто назначает массаж и гимнастику. Не нужно торопить события и если ребенок плохо держит голову в 4 месяца. Лучше сразу проконсультироваться с врачом.

    Можно ли сажать ребенка в 4 месяца?

    В этом возрасте появляются первые попытки самостоятельно сесть. 20 лет тому назад считалось, что в четырехмесячном возрасте детей нужно высаживать. Сегодня же ортопеды категорически не рекомендуют этого делать. Нужно подождать, когда ребенок сам будет сидеть.

    Как развивать ребенка, что можно ребенку в 4 месяца

    В этот период следует заниматься не только физическим, а и эмоциональным развитием. Создайте максимально комфортные условия для полноценного моторного развития:

    Учите реагировать на разные по силе и характеру звуки. Можно начинать закалывание. Кроха будет хорошо реагировать не только на теплую, а и холодную воду.

    Исследуйте жилое помещение, в котором кроха проводит больше всего времени. Дотрагивайтесь до всех вещей и предметов, которые ему интересны. Во время «экскурсии» называйте предметы, которые попадаются на глаза.

    Показывайте игрушки с разных направлений, чтобы кроха училась ориентироваться в пространстве. Привлекайте внимание часами, фруктами, игрушками, предметами быта и т.д. Показывайте, что с ними можно делать, давайте возможность повертеть их в руках.

    Для нормального речевого развития крохе нужно много контактировать со всеми членами семьи. Слуховое восприятие формируйте с помощью чередования звуков разной интонации, высоты и громкости.

    Малыш реагирует не на содержательную, а на эмоциональную сторону речи. Поэтому взрослые должны контролировать тональность обращения.

    Не следует пускать развитие ребенка на самотек. Можно отвести на плавание малыша, заниматься на фитболе, купить ему:

  • специальный развивающий коврик,
  • погремушки для игры в руках,
  • подвесные погремушки на кроватку.
  • Важно, чтобы все элементы коврика и сами игрушки были изготовлены из безопасных материалов. Они не должны иметь острые края, легко разбиваться. После каждой игры их следует тщательно мыть и осматривать на целостность.

    Дополнительно с ребенком следует играть в несложные, но способствующие развитию, игры. Например:

    Для игры понадобятся предметы, удобные для захвата. Подойдет деревянная ложка, погремушки с тонкой ручкой, палочки, плотные валики из джинсы, шелка, рогожки и т.д. Вовнутрь валика положите наполнитель: горох, пластмассовые пузырьки, фасоль, рис, гречку и т.д.

    Игра помогает сформировать правильный захват. Сначала кроха будет хватать предметы всей рукой, а затем постепенно большой пальчик будет противостоять остальным. Поощряйте чадо, чтобы вещи захватывались именно так.

    Небьющееся зеркало устанавливается на игровом коврике или в углу кроватки. Свое отражение кроха рассматривает с большим удовольствием. Если он при этом улыбается, то с развитием все хорошо.

    Режим дня 4 месячного ребенка

    Режим дня ребенка в 4 месяца отличается от предыдущего. У ребенка сокращается дневной сон, становится более продолжительным и спокойным ночной.

    С другой стороны, не существует определенной нормы, так как каждый ребенок индивидуален. Если один хорошо спит днем и ночью, то у другого ребенка сон может быть беспокойным и/или кратковременным.

    Постарайтесь укладывать его в одно и то же время. Это обеспечит малышу не только правильный режим, но и благотворно будет влиять на его развитие, самочувствие.

    Сколько спит ребенок в 4 месяца ночью

    Ночью дети спят 10 часов. Они уже могут проспать всю ночь и обойтись без кормления. Максимальное количество кормлений в ночное время – 1-2 раза.

    Чтобы сон был крепким и здоровым, прививайте навыки здорового сна. Нужно установить четкий режим дня ребенка в 4 месяца.

    Если нарушен сон ребенка 4 месяцев (он часто просыпается, ему сложно уснуть, он кричит во сне), обратитесь к педиатру.

    Сколько должен спать ребенок в 4 месяца днем

    Днем дети спят 3 раза примерно по 1,5 часа. Со временем потребность в дневном сне сокращается до 3 часов. На свежем воздухе грудничок может спать около 3 часов подряд.

    Татьяна, 26 лет, г. Новосибирск

    Мой четырехмесячный Ваня очень активный и любознательный. Я стараюсь всячески поощрять это. Мы любим гулять по дому, по двору, изучать домашних животных. Каждый предмет я называю Ване по несколько раз. Стараюсь не говорить слишком громко, поскольку он сильно реагирует на звуки. Очень нравятся Ване различные песенки, включаю их перед сном.

    Ирина, 25 лет, г. Санкт-Петербург

    Я очень люблю рукоделие, поэтому сделала для своей Лизы несколько мягких игрушек из качественных, натуральных тканей. В этом возрасте дети все тянут в рот, поэтому давать им заводские игрушки не всегда безопасно. Очень часто их изготавливают из некачественных материалов. Я сшила мягкую рыбку, птичку, кошку, наполнила их крупами и положила в кроватку. Лиза сразу же проявила к ним интерес и начала играться.

    Я кормлю Егора грудным молоком, но в четырехмесячном возрасте он перестал наедаться. Посоветовавшись с педиатром, дала ему первый прикорм. Это было кабачковое пюре. Переживала, что Егору не понравится, но все было наоборот. Через пару недель попробую дать ему капустное пюре. Надеюсь, оно ему тоже понравится.

    Владея информацией о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца, родитель сможет легко отследить отклонения в его развитии и предпринять необходимые меры. В то же время отклонения в получении навыков в 2-3 недели не является патологией.

    Когда ребенка присаживать и он научится сидеть? На эти вопросы есть ответы у известного педиатра Комаровского!

    www.pupsek.com

    Развитие ребенка в 4 месяца

    Когда малышу исполняется 4 месяца, жизнь в семье становится более упорядоченной и спокойной. Возможно, к этому времени уход за ребенком уже превратится для вас в привычную рутину, хотя иногда к концу дня кроха начинает капризничать. Дети, страдающие в первые месяцы от колик, в этом возрасте уже более спокойны, и даже неугомонные малыши позволяют мамам и папам поспать шесть часов подряд ( правда, не всегда ночью ).

    С 4 месяцев слезы и улыбки ребенка уже не рефлекторны, а вполне осмысленны. Младенцы не просто спят или капризничают – любое действие имеет эмоциональный подтекст. Так дети единственным доступным им образом выражают сложные чувства и свое отношение к окружающим.

    В первые три месяца настроение малыша зависело от скопления газиков или желания покушать, а также от желания привлечь к себе внимание взрослых. Теперь, в четыре месяца быстрое развитие мозга ( и соответствующее улучшение работы пищеварительной и нервной систем ) позволяет младенцу проявлять больший интерес к миру и событиям «взрослой» жизни.

    В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость. Стабильная эмоциональная связь с любящими родителями или заменяющими их людьми – вот фактор, обеспечивающий нормальное умственное и психологическое развитие ребенка.

    К 4 месяцам ребенок уже научился ассоциировать ваш образ с приятными ощущениями и заботой, так что не удивляйтесь, когда при вашем появлении губки малыша растягиваются в радостной улыбке.

    На тесную эмоциональную связь, которая сформировалась между вами и малышом, указывает множество признаков: младенец улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать, когда вы к нему обращаетесь или гладите по головке, и не хочет вас никуда отпускать.

    В 4 месяца большинство младенцев «просто не замолкают», нужно только научиться их понимать. Например, речь малыша часто начинается с попыток произнести открытые гласные звуки «а» и «о». Как правило, первыми с уст младенца слетают неопределенные «п» и «б», ну и, конечно, любимица каждой мамы «м», поэтому вам может показаться, что малыш говорит «мама».

    Как узнать наверняка, что ребенок постепенно учит язык, если он пока не произносит различимых слов? И в этом случае главное – отношения и эмоциональная связь. Неудивительно, что ученые говорят о повышенной способности к изучению иностранных языков детей, с которыми окружающие много разговаривали именно в период, когда малышам было 4-6 месяцев.

    Чаще разговаривайте с младенцем, рассказывайте ему о мире и окружающих предметах, и слушайте, что он вам отвечает. Необязательно включать крохе лингафонные курсы, аудиосказки или занимать его обучающими игрушками; достаточно вместе разглядывать картинки и говорить о том, что вы на них видите, рассказывать малышу о своих планах и событиях прошедшего дня, показывать интересные предметы, когда выходите на прогулку.

    Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте гуление малыша: выделите любимый звук сынишки или дочурки и попробуйте повторить его во время «монолога». Присоединяйтесь к «разговору» ребенка, и через некоторое время он начнет повторять звук уже за вами. Вводите в ваши «беседы» новые звуки ( сначала надо брать гласные ).

    Чтобы помочь ребенку научиться ( или тренироваться ) переворачиваться на бок, поместите сбоку в детской кроватке большую яркую игрушку. Отодвиньте эту игрушку подальше, чтобы малышу приходилось тянуться за ней. После нескольких попыток младенца дотянуться до игрушки, пододвиньте ее к нему. Привяжите к ручке или ножке малыша бубенчик на ленточке – это очень понравится ребенку и позволит лучше ощущать свое тело.

    На 4 месяце ребенок учится произвольно захватывать игрушки; движения при этом становятся более четкими и точными. У малыша возникают «ощупывания», он замечает возникновение и исчезновение предметов, их качества ( например, тяжесть ), способен соотносить различные свойства предметов ( оптические, звуковые и т.д. ).

    Действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. У младенцев начинает появляться повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием и рассматриванием: теперь кроха обследует предмет губами и языком, может бросить его в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звук.

    С 4 месяцев ребенок уже может лежать на животе, приподнимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони ребенка можно подкладывать плоские подушечки из поролона ( 1-1,5 сой ). К подушечке нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани ( фланель, шелк, клеенку и т.д. ). К другой стороне чехла неплохо бы пришить плоские пуговицы различной формы.

    Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит ладошкой малыша по поверхности подушечки, стремясь вызвать ощупывающие движения.

    Полезны упражнения с ленточкой и шнурком: когда младенец лежит на спинке, взрослый вкладывает ему в ручки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.

    Предлагайте малышу для захватывания предметы различной формы ( мягкие игрушки, крупные кубики из конструктора, колечки разного диаметра и т.д. ). Такие упражнения развивают и мелкую моторику, и осязание.

    Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает или скатывает вниз:

  • Тушки-тушки, сели на подушке,
  • Пришли подружки,
  • Столкнули с подушки.
  • Подниму дочушку ( сынульку ) на крутую горку.
  • Бух! Покатились, с горки свалились.
  • Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки:

  • Ножки-топтыжки пошли молотить,
  • Ручки-грабельки сено воротить.
  • Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:

    Тащить за ножки на себя:

    Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:

    Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела:

  • Тут лес ( волосы ),
  • Тут поляна ( лоб ),
  • Тут бугор ( нос ),
  • Тут – сердце живет ( положите ручку ребенка и дайте ему послушать стук сердца ).
  • Чтобы ваш малыш с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо рассказывать ярко и эмоционально. Можно даже устроить небольшой кукольный театр с помощью игрушек, имеющихся у вас в доме. С 3-4 месяцев дети с восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у каждого из которых свой голос, тембр и ритм. К тому же таким образом малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, вместе с вами радуясь вытянутой репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему Колобку…

    Исследования ученых показали, что дети, которым с первых недель рассказывали стихи, в дальнейшем не имели никаких проблем с запоминанием больших объемов рифмованного ритмизированного текста ( вы не мучились в школе, заучивая стихи?! ). У них оказывался лучше развит фонематический слух, наблюдалась большая восприимчивость к иностранным языкам.

    www.missfit.ru

    Что должен уметь ребенок в 4 месяца. Как развивать ребенка

    Ребенок в 4 месяца по календарю развития продолжает очень быстро развиваться. В этот период заканчиваются колики у большинства детей, а многие органы начинают стабильно работать. Значительно возрастает и двигательная активность. Врачи в этот месяц пристально будут наблюдать за развитием младенца, и сравнивать его со стандартами. Родителям будет полезно знать, что умеет ребенок в 4 месяца, к чему должен стремиться малыш в своих новых достижениях и как развивать ребенка в 4 месяца.

    Поскольку четырехмесячный ребенок еще мало двигается, то прибавка в весе составляет приблизительно 750 грамм. Рост ребенка в 4 месяца увеличивается на 2-3 см. Физическое развитие ребенка в 4 месяца сугубо индивидуальный показатель. Средние показатели роста и веса для детей в 4 месяца:

  • Общие показатели — вес: 6300 – 7100 г, рост: 61 – 64 см
  • Мальчики — вес: 5500 — 8800 г, рост: 58 – 69 см
  • Девочки — вес: 4900 – 8300 г, рост: 56 – 67 см
  • Приведенные показатели помогут сравнить на сколько они отличаются или соответствуют норме.

    Что умеет ребенок в 4 месяца

    Развитие ребенка в 4 месяца – важный этап, как для родителей, так и для малыша. Ребенок в 4 месяца многому учится, поэтому этот период называют «тренировочный». Многие мамы и папы пристально следят, чтобы малыш в 4 месяца преуспевал за сверстниками и, конечно же, их волнует вопрос: «что должен уметь ребенок в 4 месяца». Однако, не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален – одни детки учатся быстрее, другим – нужна помощь и поддержка родителей.

  • Уверенно держит голову лежа на животе. Ребенок в 4 месяца в позе на животе отлично приподнимает грудную клетку и с интересом рассматривает окружающий мир. Головка прекрасно поворачивается, мышцы шеи окрепли. Лежа на животике, ребенок в 4 месяца умеет приподниматься, опираясь на ладошки и держать головку.
  • Попытки садиться. Спина еще слабенькая, но ребенок в 4 месяца делает первые попытки подтягиваться, так он пытается садиться. Малыш любит, когда его придерживают за подмышки, приподнимают за ручки. В среднем дети учатся сидеть приблизительно в 6-8 месяцев. А статья: как научить ребенка сидеть поможет вам в освоении техник через 2 месяца.
  • Умеет переворачиваться с живота на бок и на спину. Ребенок в 4 месяца умеет поворачиваться. Сначала со спины или с живота на бок, а позже с живота на спину. Это умение дети приобретают кто-то раньше, а кто-то чуть позже. Первые попытки могут быть неуверенными и неуклюжими, но вскоре это будет получаться очень ловко и быстро. Умение переворачиваться послужит хорошим фундаментом для освоения ползанья в 7-8 месяцев.
  • Попытки ползанья. Лежа на животе ребенок в 4 месяца пытается приподнять попу и двигать ножками по-пластунски, тем самым он учится ползать. Многим деткам первые попытки ползанья лучше даются по направлению назад, нежели вперед. В будущем пригодится знать: как научить ребенка ползать
  • Ребенок самостоятельно играется. В положении на спине он активно двигает конечностями, играет с руками и ногами, старается намеренно потянуть их в рот.
  • Ребенок активно гулит. Ребенок в 4 месяца активно гулит, радуется при виде мамы и очень быстро появляется «комплекс оживления». Ребенок издает звуки в виде букв: «б» , «м», «о», «а», «п».
  • Смеется и плачет. К концу месяца или раньше кроха заразительно смеется. Все окружающее интересует его все больше. Свою радость он сопровождает гулением. А если голос близкого ему человека становится сердитым, он может испугаться, его мимика изменится, и ребенок может заплакать.
  • Исследование предмета при помощи рта. Все, что попадает в руки ребенка в 4 месяца, будет попробовано на вкус, облизано и обсосано. Это легко пронаблюдать при помощи погремушек. Запрещать это бесполезно и нельзя, а вот обеспечить безопасность при этом процессе просто необходимо. Игрушки должны быть без острых углов, легкие, хорошо проклеенные, чтобы звенящие элементы не выпали из них. Ежедневно надо ухаживать за ними, например, просто мыть кипяченой водой с мылом, этого будет достаточно.
  • Развивается необходимость в общении и внимании. Ребенок в 4 месяца умеет привлечь к себе внимание взрослого, который рядом. Малыш попробует улыбкой или активными движениями заинтересовать, но если его не поймут, он может заплакать или закричать. Быть рядом с родителями для него жизненно необходимо. С ним надо поговорить, поиграть, взять на руки и походить по комнате, комментируя предметы, которые в ней есть.
  • Развитие зрения и органов чувств. Ребенок в 4 месяца умеет различать цвета и даже выбрать тот, который больше нравится. В этот момент пора покупать яркие, но не многоцветные игрушки. Развитие зрения у малыша происходит в тесной связи с процессами мышления. Младенец в 4 месяца отличает своих родителей и других близких родственников, которые постоянно рядом с ним. Надо научить его узнавать себя в зеркале. Ребенок в 4 месяца умеет копировать артикуляцию и движения взрослого. Этот момент можно использовать для развития зарождающихся навыков речи.
  • Развитие слуха. В познании окружающего мира ребенку помогает уже хорошо развитый слух. Ребенок в 4 месяца умеет поворачиваться на источник звука. Отличает близких людей по голосу. Если часто ставить музыку, у него уже сейчас могут появиться любимые мелодии. Услышав такую, он хныканьем может просить поставить ее снова, а услышав, покачивать в такт головой.
  • Ребенок знает свое имя. Ребенок в 4 месяца уже знает свое имя и надо как можно чаще называть его. А при обращении к нему кроха может повернуть голову, давая понять, что он слушает.
  • Концентрация внимания. Малыш внимательно рассматривает предметы, как будто зрительно ощупывает их, этот процесс может быть длительным и сосредоточенным.
  • Интересуется новыми предметами. Обращает внимание на детали, даже новый элемент в привычном образе мамы, например, новое яркое платье, привлечет его и заинтересует. Он обязательно приметит новые очки папы, и обязательно захочет их потрогать и изучить.
  • Узнает свое отражение в зеркале. В 4 месяца малыш узнает себя в зеркале и радостно приветствует отражение улыбкой.
  • Умение придерживать грудь во время кормления. Малыш в 4 месяца может сам придерживать бутылочку или грудь мамы, когда кушает.
  • Держит игрушку в руке 15-30 секунд. Младенец в 4 месяца еще может не уметь самостоятельно захватывать предметы, но вложенную игрушку держит крепко, порой даже очень.
  • Как развивать ребенка в 4 месяца

    Важно знать не только, что умеет ребенок в 4 месяца с момента рождения, но и также то, как происходит процесс обучения новым навыкам, ведь впереди еще многому придется научиться. Предлагаем вашему вниманию перечень занятий с ребенком, которые помогут узнать, как правильно развивать ребенка в 4 месяца:

  • Учим ребенка переворачиваться. Ранее мы говорили о том, что умеет ребенок в 4 месяца и одним из пунктов был: умение ребенка переворачиваться. Перевороты лучше осваивать в процессе, когда у ребенка есть интерес. Ребенка кладут на спинку и заинтересовывают яркой игрушкой. Когда внимание акцентируется на игрушке, её плавно уводят влево или вправо. Интерес малыша будет возрастать, особенно, когда игрушка будет звенеть и затем он от любопытства будет пытаться повернуть головку вбок, а затем и все тело, чтобы потянуться за игрушкой. Не забывайте и поощрять ребенка за попытки перевернуться и давать в ручку игрушку. Тоже самое можно проделать и на животике.
  • Развиваем навыки ползанья. Ползать в 4 месяца малыш еще не умеет, однако с этого периода можно укреплять мышцы спины и двигательный аппарат. Кладем ребенка на животик и перед ним ставим зайчика или уточку, которая нравится малышу. Заинтересованный ребенок будет тянуться ручкой, чтобы схватить предмет. Нужно поставить игрушку так, чтобы ручка малыша немного не дотягивалась. Как только малыш начнет совершать первые толчки к цели – это и будут первые шаги к освоению ползанья.
  • Разговариваем с ребенком. Разговаривать с ребенком и комментировать свои действия надо обязательно. Вы можете петь ребеночку песенки или читать сказки, показывая иллюстрации и рассказывая о каждом персонаже. Читать надо эмоционально, меняя тембр и уровень громкости. Чем больше с ним говорить, тем быстрее он сам научится. Читайте также: Как научить ребенка разговаривать
  • Знакомим с новыми звуками. Ребенка в 4 месяца нужно знакомить с новыми игрушками и сразу же показывать звуки, которые они издают. Например, как звучит колокольчик или погремушка. Таким образом, это поможет развивать у ребенка в 4 месяца ассоциации звуков и предметов.
  • Развитие мелкой моторики. Для начала можно взять 3 разных предмета из пластмассы, дерева и ткани, а затем поочередно давать их в ручку малышу. Занятие с малышом позволяет развивать тактильные ощущения и мелкую моторику. С 10 месяцев для развития мелкой моторики отлично подойдет бизиборд – развивающая доска для детей.
  • Что должно насторожить родителей

    Вначале статьи мы говорили о том, что развитие ребенка в 4 месяца зависит от индивидуальных предрасположенностей малыша. Одни дети развиваются быстрее, другие — медленнее. Однако, есть обязательный перечень умений, что должен уметь ребенок в 4 месяца и если ребенок чего-то не умеет, следует обратиться к лечащему врачу:

  • ребенок в 4 месяца не умеет захватывать предмет в руку
  • малыш в 4 месяца не научился до сих пор держать голову
  • кроха не показывает никаких эмоций
  • младенец не может сделать попытку перевернуться
  • малыш не реагирует на звуки, музыку
  • неискренние редкие улыбки, слегка рассеянные
  • отсутствует двигательная активность
  • рассеянный взгляд без какого-либо внимания на предметы, людей и происходящее
  • Питание ребенка в 4 месяца развития

    Специалисты рекомендуют продолжать грудное вскармливание. Молоко мамы способно удовлетворить все потребности маленького организма, обеспечить всеми необходимыми микроэлементами и питательными веществами. Объем поглощаемого ребенком молока можно контролировать, взвешивая его до и после кормления. Если поведение ребенка нормальное, спокойный сон, активное бодрствование, он хорошо себя чувствует, то беспокоиться о том, что ему чего-то не хватает не надо.

    При искусственном вскармливании проследить объем молока, которое выпивает ребенок проще. Режим питания адаптированной молочной смесью намного строже, чем режим на грудном вскармливании: 6-7 раз в день по 150-160 мл. Инструкция на молочной смеси поможет правильно ее приготовить.

    Участковый педиатр может порекомендовать введение прикорма. Это включение в рацион первых овощей или каши. Но чаще всего до 6 месяцев ребенок может находиться только на грудном вскармливании. Прикорм вводят по показаниям, чаще всего — недобор веса, в других случаях надо подождать еще месяц или два.

    Режим дня ребенка на 4 месяце развития. Прогулки

    С ребенком необходимо часто гулять. Неважно спит он или бодрствует. Большое количество времени надо проводить на свежем воздухе, а летом можно гулять хоть целый день. Зимой сложнее, при температуре -10 — 15 градусов мороза пребывание ребенка на улице может быть ограниченно или вообще прогулки стоит исключить. Особенно если кроме мороза присутствует ветер. Выход из такой ситуации — воспользоваться балконом или лоджией.

    Сон на 4 месяце развития

    В 4 месяца малыш спит примерно 11-12 часов. Ночью некоторые дети спят спокойно, а некоторые просыпаются по разным причинам. Это может быть голод, позыв к мочеиспусканию, дискомфорт от позы, в которой был долгое время. При грудном вскармливании для лучшей лактации рекомендуется прикладывать ребенка к груди и ночью. Дневной сон может быть 2-3 раза по несколько часов.

    Cоветы для родителей

    Из статьи вы узнали, что умеет ребенок в 4 месяца и что должен уметь. Развитие ребенка в 4 месяца – важный этап для обучения новым умениям. Ежедневно по 10-15 минут занимайтесь с вашим малышом. Успешность освоения новых навыков прямо зависит от того, как вы будете развивать ребенка в 4 месяца

    Многие родители пытаются опередить события и стараются посадить малыша, например обложив его подушками. Специалисты негативно относятся к этому, это может быть даже опасно. Спинка ребенка еще совсем хрупкая и не способна удержать тело в вертикальном положении. Позвоночник не окреп, под весом хоть и крохотного тела, он искривляется, и в будущем могут появиться множество проблем. Ребенок должен сесть сам, а его попытки сделать это не свидетельствуют о том, что он физически готов полноценно сидеть, так он только тренируется.

    Можно приобрести безопасное небольшое зеркало, чтобы кроха мог ловить в нем собственный взгляд, играя с другими предметами. Хотя малышу и нравится рассматривать лица людей, это больше относится к самым близким. Устраивать шумные вечеринки с большим количеством людей пока не стоит. Кроха обязательно порадуется всем друзьям семьи, но чуть позже.

    babyrebenok.ru

    Развитие ребенка в 4 месяца: что должен уметь

    16.09.2016 Viktoria Soldatova Развитие ребенка

    В настоящей статье мы рассмотрим, чем отличается ребенок в 4 месяца: развитие, что должен уметь, какие эмоции он уже способен испытывать. Ведь очень часто, глядя на малышей, мы задумываемся: а о чем же они думают, как они видят наш мир?

    Приветствую вас уважаемые читатели. В прошлой статье мы подробно разбирали тему Ребенок в 3 месяца: развитие, что должен уметь. Для малышей до года каждый месяц ? это огромный шаг. За такой короткий промежуток времени, который взрослые даже не замечают, кроха овладевает большим количеством новых навыков, умений, становится все более приспособленным к миру. И это действительно так: незаметна разница между человеком в 30 лет и в 35, а вот между человеком в 3 месяца и в 4 ? практически пропасть.

    Зачем нужно следить за развитием ребенка

    Малыши, наряду с котятами, однозначно входят в топ-3 самых милых милостей на нашей планете . Оттого и не всегда хочется относиться к ним с некой требовательностью, ожидая в определенном возрасте увидеть конкретные навыки и умения. Подкрепляется это мыслью, что каждый человек индивидуален — правильная мысль, конечно, но нельзя ею злоупотреблять. Мол, не умеет ? и ладно, научится. В связи с этим вопрос о том, необходимо ли следить за развитием ребенка уже в таком нежном возрасте ? с 4 до 5 месяцев ? может возникать. Однако ответ на него абсолютно однозначен: да!

    За первый год развития крохи, семимильными шагами совершенствуются все органы и системы его организма, и в том числе головной мозг. А это значит, что отсутствие тех или иных умений сулит отставание в развитии в дальнейшем. Каждый новый навык ? «трамплин» для следующего. Так, например, переворот со спины на живот, которому ребетеныш научился еще в 3 месяца, ? подготовка к ползанию. Задерживая взгляд на игрушке, малыш учится фокусировать внимание, сосредотачиваться на одном предмете или человеке. Таких примеров огромное множество. Именно поэтому так важно наблюдать за тем, как происходит развитие ребенка на 4 месяце жизни.

    Развитие ребенка в 4 месяца: девочка и мальчик

    Несколько слов хотелось бы сказать о том, что даже в таком крошечном возрасте есть некая разница между представителями разных полов. Разными темпами идет физическое развитие ребенка в 4 месяца: девочка уже в этом возрасте легче, длина ее тела и окружность головы меньшие, чем у мальчишек. Только важно помнить — это правило, из которого, конечно, есть исключения! Развитие ребенка мальчика в 4 месяца может быть правильным, но при этом он будет весить меньше некоторых девочек. Здесь играют роль и индивидуальные особенности, и, само собой, наследственность.

    Однако, пожалуй, на этом различия заканчиваются. Из собственно половых отличий ? только наружные половые органы. В остальном все процессы развития протекают одинаково. Девочки ничуть не плаксивее мальчиков, а те, в свою очередь, ничуть не смелее . Они одинаково любят яркие игрушки, реагируют на мамин голос, обожают купаться и капризничают, когда остаются в одиночестве. Объясняется это просто: гормональная система еще пока не активна, а ведь именно гормоны во многом ответственны за особенности развития и поведения людей.

    Физическое развитие малыша в 4 месяца

    Физическое развитие крошки с 4 до 5 месяцев нисколько не замедляется. Ему требуется больше сил, ведь уровень его двигательной активности все повышается.

    Важнейшими критериями, которые позволяют оценить правильность развития ребенка, являются росто-весовые параметры. Оценку этих показателей первый раз осуществляют сразу же после рождения человека. Медицинские работники измеряют вес, длину тела, окружности груди и головы. В обязательном порядке заносят эти данные в медицинскую карту новорожденного. В дальнейшем измерения проводят в обязательном порядке каждый раз на приеме у детского врача.

    Весовой показатель является важнейшим значением, отражающим состояние здоровья ребенка. Разумеется, каждый маленький человечек индивидуален. Значения зависят во многом от веса при рождении, наследственности, типа питания.

    Так, дети, родившиеся недоношенными, но получающие хороший уход, как раз в этот период «нагоняют» сверстников. Имеющие низкую массу тела при рождении, в возрасте с 4 до 5 месяцев они набирают вес быстрее, чем детки, родившиеся в срок. Часто таким малышам уже в 3 месяца рекомендуют вводить прикорм, что еще больше способствует набору массы. В то же время, возможен вариант, когда ребята еще больше начинают отставать от норматива. Такая ситуация может возникнуть при неправильном питании матери.

    Более быстрому набору веса способствует также искусственное вскармливание. Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, более высокой калорийностью детских смесей, особенно если речь идет о специальном, лечебном питании (актуально при той же недоношенности). Во-вторых, из соски на бутылочке смесь течет гораздо быстрее, чем из женского соска. Чтобы высосать ее, не нужно прилагать особых усилий, она фактически сама льется прямо в ротик. В связи с этим дети не устают и не останавливаются вовремя.

    Однако несмотря на все эти факторы, существуют некоторые стандарты. Так, средний вес девочек в этом возрасте от 5600 г до 6500 г. При этом минимальная граница нормы ? 5 кг, а максимальная ? 7,4 кг. Мальчики, в свою очередь, обычно весят от 6200 г до 7200 г. Нижний порог ? 5,4 кг, верхний ? 8,6 кг. У моего сына в 4 месяца вес был 7,4 кг.

    Кроме того, за 4 месяц жизни кроха должен прибавить около 750 г. Такая значительная цифра обусловлена тем, что малыш, хоть и активно двигается, но еще не ползает. Это значит, что пока не тратится много калорий.

    Рост малыша ? не менее важный признак его здоровья. Маленькое чудо потихоньку вытягивается, и теперь уже на целых 10 см больше, чем при рождении! Для мальчиков нормальным считается рост в границах от 58,6 до 68,7 см, а для девочек ? от 57,6 до 66,4. У моего сына в этом возрасте был рост 66,5 см.

    Именно в этом возрасте мы решились на совместный отдых

    На данном этапе отставание в росте менее, чем на 10% от нормы, не заслуживает серьезного беспокойства. В иных случаях стоит проконсультироваться с врачом.

    Что должен уметь ребенок в 4 месяца

    Как говорилось в прошлой статье, малыш никому и ничего не должен . В возрасте с 4 до 5 месяцев происходит «закрепление» уже сформировавшихся ранее навыков и появление новых. Малышуля уже с легкостью вертится со спинки на животик и обратно через любой бок. Лежа на животе, он приподнимается уже не только на предплечьях, но и на ладонях. Держать голову он научился окончательно, и теперь с радостью пользуется этим умением, разглядывая все вокруг.

    Если вложить крохе пальцы в ладони, обязательно обхватит их. Начал это делать он еще в 3 месяца, однако теперь он усовершенствовал этот навык. Если потянуть руки к себе, маленький спортсмен будет все также крепко держаться. В результате произойдет подъем его корпуса на выпрямленных руках. Когда такое действие происходит впервые, ребеныш может испугаться, ведь такое положение ему непривычно. Однако уже через пару раз он войдет во вкус и потихоньку сам начнет «просить» о таком развлечении. Просьба его заключается в легком потягивании рук на себя, как только в его ладошках окажутся Ваши пальцы.

    Однако будьте осторожны! Малыш, хоть и пытается уже садиться, сделать этого еще не может. Мышцы спины развиты недостаточно, и сажать его пока рано. Не стоит обкладывать его подушками, предупреждая заваливание.

    Захватывает дитё не только пальцы мамы, но и игрушки. Несмотря на то, что ладошки его практически все время раскрыты, он с удовольствием сжимает предметы, если их давать в руки. Теперь он может взять погремушку, не только зажав ее между двумя ладонями, но и в одну руку. Держать он умеет ее почти полминуты, может внимательно на нее смотреть. Обязательно попробует ее на вкус, познакомившись с ней через губы и язычок. Постарается засунуть ее в рот полностью (поэтому никаких мелких игрушек и отваливающихся деталей!).

    Более того, крошка знает, что делать, чтобы погремушка издавала звук. Таким образом, он начинает осознавать связь между своим действием и «активностью» предмета в его руках.

    Но лучшей игрушкой для него остаются собственные ручки. Он обязательно запихает их в ротик. Кроме того, теперь он умеет сосать только один палец. Малыш с удовольствием хлопает в ладоши, перебирает пальчиками, трогает свое лицо и лица членов семьи.

    Если, держа ребенка на руках, «поставить» его на горизонтальную поверхность, он будет упираться пальчиками ног, пытаться отталкиваться, передвигать ножками.

    Поведение при кормлении

    Маленькое чудо уже осознает, что в бутылочке или в маминой груди находится еда. Он поддерживает руками и то, и другое во время кормления. Когда он пьет из бутылки, его ручки всегда на ней. К концу 4 месяца он, может быть, даже сможет самостоятельно удержать полупустую бутылочку в руках. Однако это действие происходит не совсем осознанно, и не продлится дольше 3-5 секунд.

    Глазное яблоко ребенка неустанно развивается. К концу 3 месяца он научился различать желтый, зеленый и красный цвета, к 4 постепенно начинает различать синий. Крохотуле нравятся яркие предметы. При этом моноцветные вещи он различает лучше, чем те, в которых цветов много. В то же время слишком яркие, практически кислотные игрушки быстро утомляют зрительный нерв. В связи с этим в таком нежном возрасте не советуют использовать игрушки с лампочками, мигающие несколькими цветами. Гораздо лучше, если в предмете будет присутствовать звук.

    Следит глазами за движущимися предметами, ищет их, если убрать из поля зрения. Понемногу понимает, что за спиной у мамы вещи не исчезают, пытается заглянуть в поисках игрушки, которую забрали. Если крошка долго играл с каким-то предметом, потом его убрали, а затем снова ему показали, малыш узнает эту вещь.

    Теперь Ваше солнышко умеет находить источник звука, даже если его не видит. Стоит только потрясти звонкой погремушкой вне поля зрения крохи, и через пару секунд он повернет голову в Вашу сторону. Расстроится, если не обнаружит источник звука, в особенности, если он знакомый (например, знакомая песенка).

    По-разному реагирует на веселую и спокойную музыку. Выдает комплекс оживления на бодрые песни, пытается подпевать, активно машет ручками и ножками. В то же время, внимательно слушает спокойную музыку.

    Узнает голоса родителей и членов семьи, даже если их не видит. Если его позовут мать или отец, повернется на зов даже в комнате, наполненной звуками. Если к нему обращается незнакомый голос, а малыш при этом не в полной тишине, может никак на него не среагировать.

    Малыш боится громких неприятных звуков. Хуже реагирует на высокие тона, чем на низкие, которые действуют на него успокаивающе. Может испугаться человеческого крика, лая собаки. Кроме того, вполне различает на слух эмоции, так что скандалы и ссоры заставляют его беспокоиться и плакать.

    Итак, ребенок 4 месяца: развитие, что должен уметь?

  • Переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • приподниматься на ладонях с живота, держаться так несколько минут;
  • захватывая ладошками пальцы мамы, подниматься на руках;
  • захватывать ручками игрушки, удерживать их, трясти погремушки;
  • оборачиваться на источник звука;
  • хлопать в ладошки;
  • отличать более яркие игрушки от блеклых;
  • придерживать руками грудь мамы или бутылочку во время кормления.
  • Познавательное развитие

    Сразу после информации о зрении и слухе хотелось бы поговорить о познавательном развитии. Ваша кроха, поскольку различает теперь цвета, может выделить игрушки более и менее яркие. Он узнает их, выделяет любимые (обычно те, что ярче). Маленькому человеку нравятся вещи необычной формы, он может вертеть их в руках, трогать пальчиками, изучая изгибы и уголки. Пока малыш не понимает, как именно отличаются игрушки, однако по-разному реагирует на большие и маленькие вещи.

    Особое удовольствие ему доставляют предметы звучащие. Он с большим удовольствием будет играть с «шумелками», чем с молчаливыми вещами. Потихоньку он запоминает, какой именно звук издает та или иная игрушка, выделяет те, которые ему нравятся. Так у моего сына, в данном возрасте, любой игрушкой была улитка, издающая несколько звуков, умеющая катиться и имеющая небьющееся зеркало.

    Эта улитка осталась любимой игрушкой сына до года

    Как развить малыша в 4 месяца? Над кроваткой обязательно должен быть мобиль, причем теперь игрушки должны висеть ниже. Если малыш никак на них не реагирует, покачайте их. Пусть движение сопровождается звуком.

    Покажите сыну или дочке, как извлечь из игрушки звук. Обратите внимание, что это должно быть просто (помахать погремушкой, нажать на большую кнопку, ударить игрушкой о поверхность). Через некоторое время он научится «озвучивать» предмет самостоятельно.

    Как уже упоминалось, ребетенок узнает маму и папу, других членов семьи, которых видит чаще остальных. Однако если мама сменит прическу или цвет волос, наденет темные очки или широкополую шляпу, малыш может не признать ее. Поэтому в первые полгода лучше обойтись без смены имиджа, чтобы малыш лучше запомнил внешний облик матери и привык к нему.

    Он все чаще улыбается, теперь умеет и смеяться в голос. Обычно такую реакцию вызывает смех мамы (груднички ? маленькие обезьянки, копируют эмоции смотрящих на них). Малыш может засмеяться увидев яркую погремушку, в процессе активной игры с ним, при виде другого ребенка. Особым пунктом стоит выделить его «диалог» с мамой. Если она активно повторяет за ним звуки, малышуля обязательно засмеется. А вот ласковый спокойный разговор вызывает гуление.

    Спектр эмоций, которые может испытывать маленькое чудо, постепенно расширяется. Теперь можно понять, когда ему весело, приятно, грустно или одиноко. Хорошо выражена обида: если у ребенка в возрасте двух месяцев забрать погремушку, не факт, что он даже это заметит. Теперь же малыш знает, что у него она была, а теперь-то нет! Обида выражается «скуксиванием», недовольным гулением, а затем пронзительным плачем. Умеет дитё капризничать, просить внимания.

    Кроха понимает, когда говорят с ним, когда ? о нем. Откликается на свое имя, пытается повторить его. В ответ на произнесение имени развивается комплекс оживления ? малыш понимает, что с ним общаются, и его это очень радует. Он машет ручками и ножками, вовсю улыбается, весело взвизгивает, смеется. Ребенок в 4 месяца: развитие, что должен уметь? Откликаться на добро добром.

    Такое поведение теперь может развиться и в отсутствии «человеческого раздражителя». Речь идет о том, что крошка, даже находясь в одиночестве, время от времени начинает активно двигаться, гулить, разговаривать. Провоцируют такую реакцию игрушки, звуки, домашние животные, если таковые есть.

    Реакция на незнакомцев усиливается к 5 месяцу жизни. Маленький человек начинает бояться посторонних, морщиться, плакать, особенно когда не видит маму. В то же время в ее присутствии хорошо «идет на ручки» к людям, особенно если те не вызывают опаски. С недоверием маленькие дети относятся к человеку, от которого исходит резкий запах (парфюм, алкоголь).

    Как общаться с малышом?

    Детки всегда имитируют мимику родителей, особенно мамы. Поэтому так важно появляться перед малышом с улыбкой: он тоже будет улыбаться в ответ. Младенец это уже умеет.

    Александр смеется от вида звенящих перед ним ключей

    При разговоре с Вашим крохой старайтесь не пугать его. Не издавайте слишком громких звуков, не кричите на ребенка, даже если Вы очень устали. Лучшим способом показать свое недовольство его поведением является серьезная интонация. Груднички очень чутко чувствуют настроение родных. Если человек рядом улыбается, то в ответ от ребенка получит громкий смех. Если же он злится или сердится, то и малыш будет беспокоиться, плакать.

    Во-первых, игры с собственным язычком ? это невероятно важный этап предречевых тренировок. Ребеныш готовит эту мышцу своего тела к совершению определенных движений. Кроме того, во многом факт высовывания языка грудничками обусловлен «выталкивающим рефлексом». Это свойство не дает детенышу поперхнуться собственной слюной, которая в изобилии. Факт наличия этого рефлекса означает, что он еще не готов к принятию пищи с ложки. В то же время, многие педиатры и детские психологи утверждают, что это своеобразный способ общения.

    Маленькие дети, обнаружив, что какое-то действие веселит близких, обязательно будут его повторять. Так, впервые высунув язычок, дитё увидит, что мама засмеется. И непременно начнет делать это чаще, чтобы увидеть положительные эмоции близкого человека.

    Когда малыш голоден, или перед кормлением, он зачастую облизывает губки, высовывает язык, начинает причмокивать. Аналогичные действия он производит, когда видит, что кушают другие люди.

    Вместе с тем, постоянно высунутый язык, особенно в сочетании с беспокойством, может говорить об образовании язвочек или других повреждений во рту.

    Другие причины, по которым кроха высовывает язык:

  • высокая температура тела или воздуха в комнате (да-да, прямо как собачка);
  • жажда;
  • инородное тело (волосок, пылинка с постельного белья и т.д) во рту.
  • Многие родители беспокоятся: высунутый язык ? признак недоразвитости лицевых мышц. Считают, что здоровый ребенок в 4 месяца имеет достаточное развитие, что должен уметь прятать язычок. Однако только один этот фактор не должен вызывать паники! Деток с такой патологией видно по амимии лица, отсутствию на нем эмоций.

    Еще один распространенный страх ? врожденный гипотиреоз (недостаток гормонов щитовидной железы). Действительно, слишком большой, не помещающийся в ротовой полости язык может быть признаком этого заболевания. Однако в этом случае будут и другие симптомы:

  • отклонения от весо-ростовых норм;
  • желтуха;
  • задержка психомоторного развития;
  • сухость кожи;
  • излишняя бледность;
  • осиплость голоса.
  • Ребенок в 4 месяца ? развитие речи, что должен уметь произносить? Во-первых, это все гласные звуки, сливающиеся зачастую в забавные сочетания. Кроме того, малышуля уже умеет произносить подобие звуков «п», «б», «м». Разобрать их в лепетании младенца достаточно сложно, однако появление большего количества согласных заметно.

    Как развить ребенка в 4 месяца?

    1. Мама должна больше разговаривать с ребенком, показывая на предметы, озвучивать их названия. Пока у крохи не сформировалась система название-предмет, однако слова он начнет запоминать.
    2. Чаще называйте ребенка по имени, а себя «мама» или «папа». Показывайте ребенку его отражение в зеркале, произносите его имя.
    3. Нужно стараться повторять за малышом. И тогда он тоже начнет повторять за Вами.
    4. Чтобы спровоцировать ребенка на самостоятельную речевую активность, стоит каждый день, подходя к нему, сразу начинать разговаривать. А потом, через некоторое время, подойти молча. И тогда Ваше солнышко первым с Вами «заговорит».
    5. Оптимальным вариантом, который обеспечит, чтобы ребенок в 4 месяца имел хорошее развитие и умел все, что должен уметь, является грудное вскармливание. Ведь именно материнское молоко содержит все необходимые вещества и элементы. Оно способствует развитию как физическому, так и эмоциональному. Кроме того, если желудочно-кишечный тракт малыша здоров, то и настроение, и «работоспособность» у него выше.

      Детки в нежном возрасте часто страдают коликами. К возрасту 4 месяца они могут пройти, но это, к сожалению, не является правилом. Зачастую дискомфорт в маленьком животике продолжается и до полугода.

      Введение прикорма в 4 месяца деткам, находящимся на грудном вскармливании, преждевременно. Организм крохи еще не готов воспринимать новую пищу и, скорее всего, ответит на нее аллергией либо непереносимостью.

      Однако в некоторых случаях введение дополнительных продуктов назначают уже в возрасте 3 месяцев, например, при недоношенности. В этом случае к концу 4 месяца в меню малыша может быть каша трех видов (без коровьего молока, при условии переносимости). Кроме того, два или три вида монокомпонентного овощного пюре (идеальное сочетание ? кабачок, брокколи, тыква). В 4 месяца можно ввести картофельное пюре, приготовленное самостоятельно. Если не запрещает педиатр, то возможно введение фруктового сока.

      В исключительных случаях (критический недобор массы) только педиатром может быть назначено введение мясного прикорма ? мясных пюре или даже куриного бульона. Лучше всего использовать готовые мясные пюре (курица, индейка). Готовить этот прикорм дома не рекомендуют в силу высокого риска работы с некачественной мясной продукцией.

      Если же говорить о малышах искусственниках, то 4 месяца ? самое время для начала прикорма.

      Сигналами, свидетельствующими о том, что «точно пора!», являются:

    6. ребенок чаще обычного просит бутылочку;
    7. произошло удвоение изначального веса малыша;
    8. исчез «рефлекс выталкивания».
    9. Правила введения прикорма ? тема для отдельной статьи. Вкратце основные правила звучат так:

    10. давать прикорм можно только здоровым детям;
    11. начинать необходимо с 5 грамм любого продукта, постепенно увеличивая объем;
    12. нельзя вводить сразу несколько продуктов, дайте возможность организму ребенка привыкнуть к новой пище;
    13. нужно повременить, если ребенку планируется ставить профилактические прививки в ближайшие две недели.
    14. Когда нужно начинать волноваться?

      Часто родители задаются вопросом: «Ребенок в 4 месяца: развитие, что должен уметь?». Они должны быть готовы к тому, что у их малыша развиты не все навыки. Однако, пожалуйста, не торопитесь паниковать! Ведь каждый человек, даже самый маленький, имеет индивидуальные особенности и темпы развития. И именно Ваш малыш, может быть, уже через неделю научится всему, что «должен».

      Однако замечать и не пускать на самотек отклонения необходимо если:

      • малютка до сих пор не научился переворачиваться;
      • апатичен, не улыбается, не реагирует на маму;
      • совсем не издает никаких предречевых звуков, только плачет;
      • не может держаться за Ваши пальцы;
      • не реагирует на игрушки, не фокусирует на них взгляд.

      Так или иначе, каждый грудничок должен ежемесячно посещать педиатра. На приеме обязательно расскажите о Ваших наблюдениях, выразите Ваши опасения. Врач непременно проведет обследование и даст заключение, все ли в порядке, или требуется коррекция. Педиатр может назначить анализы, консультацию более узких специалистов, основным из которых будет детский невролог. Возможно применение витаминных комплексов, переход на лечебное питание, массаж.

      Помните, что врач и мама на вопрос о том, какое должен иметь ребенок в 4 месяца развитие, что должен уметь, смотрят по-разному. Врач оценивает не только поведенческие реакции, но совокупность физиологических, психологических, лабораторных показателей. И если в целом картина не вызывает беспокойства, значит, достижение необходимого уровня ? только вопрос времени.

      Как самостоятельно помочь малышу?

    15. Провоцируйте его на самостоятельную речевую активность.
    16. Чаще говорите с ним, не оставляйте без внимания надолго.
    17. Переворачивайте с животика на спинку и обратно, подталкивайте, поощряйте за успехи лаской.
    18. Постарайтесь заинтересовать кроху игрушками, песенками, картинками.
    19. Не забывайте проводить гимнастику и массаж, пригласите к малышу массажиста для улучшения тонуса мышц или делайте сами.
    20. Приобретайте яркие, звучащие игрушки, чтобы ребенку было легче фокусировать на них взгляд.
    21. Когда в доме четырехмесячный малыш, жизнь течет по его правилам. Существует несколько важных моментов, о которых родители не должны забывать:

    22. Обязательно держите в чистоте игрушки. Чадо на 4 месяце жизни все отправляет «на экспертизу» в рот: это обязательный этап познания.
    23. Чистой должна быть поверхность, на которой находится малыш. Если Вы опускаете его на пол, то покрытие необходимо мыть или пылесосить ежедневно. Диван следует тоже пылесосить. Можно застелить его чистой простынкой.
    24. Следите, чтобы в детскую кроватку не запрыгивали домашние животные. Это опасно не только заносом инфекции, но и развитием аллергии.
    25. Ни в коем случае не оставляйте ребенка без присмотра вне кроватки, например, на диване. Несмотря на то, что он еще не ползает, кроха с легкостью сможет с него скатиться и удариться.

    Помните: каждый ребенок в 4 месяца имеет свое развитие, а то, что должен уметь, определено только общими, усредненными правилами. Самое главное ? внимательно наблюдать за своим малышом, давая ему максимум любви и заботы.

    www.millionairekids.ru

    Смотрите так же:

    • Шпаргалки по детская психология Шпаргалки По Дошкольной Психологии Для Студентов Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном. Шпаргалка по возрастной психологии Солодилова О.П. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений. Детская […]
    • Детям про месячные Первые месячные: как объяснить ребенку, что это такое? Наши дети растут не по дням, а по часам, и вскоре наступает момент, когда их организм осуществляет кардинальные изменения, это особенно касается девочек. Мальчики и девочки развивается одинаково в соответствии со своим возрастом до определенного момента — 7-8 лет, затем в женском […]
    • Лечение гнойного коньюктивита у ребенка Гнойный конъюнктивит Гнойный конъюнктивит является широко распространенной патологией, им в разные периоды жизни страдают разные группы населения. Очень часто гнойный конъюнктивит встречается в детском возрасте. Так как заболевание часто поражает маленьких детей, то следует предостеречь молодых мам обращаться к народным средствам или […]
    • Задержка речевого развития у детей 2-3 лет Выявление причины и коррекция при задержках речевого развития Задержка речевого развития (ЗРР) – патология, характеризующаяся отставанием ребенка в овладении речью, рассматривают отставание в речевом развитии в возрасте 2-4 лет. По словам специалистов психологов, логопедов, дефектологов, неврологов проблема действительно серьезная, […]
    • Ларингит лечение у детей 2 лет Ларингит у детей: степени тяжести, симптомы и лечение Ларингит считается воспалительным процессом в слизистой гортани. Чаще всего возникает ларингит у детей 2-3 лет как сопутствующее заболевание при инфекционных и вирусных поражениях дыхательных путей. Степени тяжести заболевания и соответствующие им симптомы Чтобы понять, как лечить […]
    • Ребенок в 2 года не спит днем комаровский Ребенок 2 месяца не спит днем комаровский Почему грудничок не спит днем или ночью? Возможные причины и советы. Когда не спит малыш, не спят и родители. В результате и взрослые, и кроха переутомлены, в плохом настроении, а мама не в состоянии справляться со своими ежедневными обязанностями. Считается, что груднички должны спать почти […]
    • Голос дети когда лев спит Шоу «Голос. Дети-5». Участники шестых «слепых прослушиваний» 16 марта 2018 года на Первом канале прошли шестые «слепые прослушивания» главного вокального телепроекта России – шоу «Голос. Дети-5». Ведущие программы – Дмитрий Нагиев и Агата Муцениеце – продолжают наблюдать за становлением карьеры главных музыкантов страны. Наставники – […]
    • Курсовая эстетическое воспитание дошкольников Курсовая работа: Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства: Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тверской государственный университет Кафедра дошкольной педагогики и […]