Развитие познавательных интересов у дошкольников

Развитие познавательных интересов у дошкольников

Ребенок– природный исследователь окружающего мира . Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов

Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе. Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятие. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия — сенсорное воспитание — составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе воспитатели уделяют внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы.

Развитие любознательности, потребности узнать новое — одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие

Организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

Методы и приемы воспитания у детей познавательных интересов к природе

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи.

• На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ кинофильмов.

• На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе.

• Основная задача занятий третьего вида — обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

Беседа — форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт

Исследовательская деятельность — как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира

Экспериментирование — форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Наблюдение — организованное наблюдение живых объектов и практическое экспериментирование с ними; рассматривание картинок (предметных и с простым сюжетом, игрушек. Происходит знакомство детей с животными ближайшего окружения: кошка, собака, корова, курица. Детей учат узнавать и называть животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме и размеру ушей, хвоста, длине передних и задних лап, характеру передвижений (кролик прыгает, птица летает, издаваемым звукам (кошка мяукает, петух кукарекает). Дети узнают и называют растения ближайшего окружения — дерево, куст, трава, комнатные цветы.

Дидактические игры. В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться, что и делает дидактическую игру особой формой обучения — легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.

4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые приемы.

В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться, что и делает дидактическую игру особой формой обучения — легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия.

2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.

5. Конкретно и четко объяснять правила

Речевые логические задачи

Речевая логическая задача — это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения, это стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума. Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли. Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках, экскурсиях, задает наводящие вопросы, помогает правильно сформулировать мысль.

Экскурсии — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. По содержанию экскурсии делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку; экскурсии на сельскохозяйственные объекты — поле, в сад, огород. Экскурсии привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.

Развлечения, викторины, конкурсы — можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности.

Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, реализовывать задачи образовательной области «Познание».

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьному обучению.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная практико-познавательная деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность

www.maam.ru

Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой

Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой

«Развитие познавательного интереса и наблюдательности

у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

поиск педагогических условий для формирования познавательного интереса дошкольников посредством природы.

• изучение психолого-педагогической литературы по вопросу экологического воспитания детей дошкольного возраста;

• создание и апробирование системы работы по экологическому образованию детей;

• развитие потенциальных возможностей каждого ребенка, пробуждение у детей личной заинтересованности в познании окружающего мира.

1. Заинтересовать ребенка проблемой

2. Проводить работу регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность

3. Привлекать к работе родителей

— включение в совместную деятельность заданий, способствующих формированию положительной мотивации по отношению к природе;

— создание авторских пособий, решающих задачи познавательного развития и нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

— использование игровых технологий, развивающих любознательность, наблюдательность и познавательный интерес;

— внедрение музейной педагогики, которая обогащает новыми знаниями, развивает речь и учит самостоятельно добывать информацию

Дошкольное детство является ответственным периодом в жизни человека: когда происходит становление человеческой личности, закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна, проблема развития познавательного интереса и наблюдательности у детей. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она — важное условие и средство познания. Быть любознательным — значит быть деятельным.

По своей природе дошкольники стремятся познать окружающую действительность. Задача взрослых — не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.

Воспринимая каждого ребенка как личность, я особое внимание уделила созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательного интереса каждого ребенка. Мной были созданы:

— мини-лабаротория, наполняющаяся всеми новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, а также позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;

— мини — огород на окне, где дети выращивают травку для зимующих птиц, рассаду, проводят опытническую работу. Учатся делать простые умозаключения, убеждаются в том какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений;

— полка «умных книг», где находится познавательная литература (энциклопедии, картинки, иллюстрации, альбомы);

— дидактические игры, схемы, модели, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для её обсуждения с детьми вне занятий.

— Для знакомства детей с временами года создала наглядное пособие «Волшебные зонты — «Осень», «Лето», «Зима», «Весна», которые отражают характерные признаки сезонов и их последовательность.

— Процесс ознакомления детей с сезонными изменениями в природе сопровождаем показом сезонного труда людей, иллюстрациями, чтением художественной литературы, творческими играми, развивающими познавательную активность детей: «Найди разное», «Когда это бывает?», «Так бывает или нет?».

Расширяя арсенал пособий по познавательному развитию, я создала в группе «Панораму добрых дел», с помощью которой решаем не только, задачи экологического, но и нравственного воспитания. Пособие оформлено в виде чудо-дерева с фотографиями детей, на веточках которого завязываем листики- ленточки, если ребенок совершает добрые поступки. Детям рассказывается сказка о волшебном Старичке-Боровичке, который заботится о природе нашего родного края.

В конце недели в «час обсуждения» листочки-ленточки подсчитываются, выявляется «герой недели». Его персональная страничка «Защитник природы» выставляется в прихожей группы на целую неделю. Используя игровую технологию, я развиваю у детей любознательность, наблюдательность, познавательный интерес, воспитываем бережное отношение к природе.

С дошкольниками разрабатываются правила поведения в природе и обозначаются определенными знаками-символами. Такие правила разработаны и для педагогов сада, и родителей.

Особое место отвожу проектной деятельности, которая обогащает ребят новыми знаниями, развивает речь и учит самостоятельно добывать нужную информацию. Эту работу провожу в тесной связи с родителями.

«Помогите мишке» — это был наш самый первый краткосрочный проект, который способствовал развитию умения детей осуществлять совместную поисковую деятельность, побуждал детей к использованию различных способов для разрешения данной проблемы.

Второй проект «Медведи» включал в себя знакомство с некоторыми видами медведей (бурый, белый, панда, особенностями их внешнего вида, проживания, питания, через исследовательскую деятельность. Заключительным этапом проекта была презентация мини — музея группы «Медведи».

Следующий проект «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» помог уточнить и расширить знания детей о профессии мамы, сформировать осознанное понимание значимости матерей в своей жизни. Дети и родители приобщаются к исследовательской деятельности, обучаются навыкам постановки цели, проектирования деятельности, обсуждают полученные результаты.

Наблюдения за детьми во время совместной деятельности, изучения продуктов деятельности выполнения проблемно-поисковых заданий педагогов, детей и родителей — все это позволяет отметить наличие у всех, участников взаимодействия высокого уровня заинтересованности, ярких эмоциональных проявлений по поводу совместной работы, их активности в достижении общей цели, увлеченности в процессе решения проблем. Кроме того, наблюдаются стремление поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте, явное желание как можно лучше выполнить задание. Все эти поведенческие реакции — яркие показатели проявления познавательного интереса всех участников исследовательской деятельности.

Развитие познавательного интереса дошкольников большое место отвожу организации разнообразных познавательных мероприятий, цель которых показать воспитанникам, как много они уже знают, умеют.

Традицией стало проведение тематических недель, которые включают в себя проведение опытов, разгадывание загадок и головоломок, разнообразные викторины, конкурсы, праздники. Я заметила, что после их проведения большее количество детей стало по собственной инициативе включаться в процесс познания. Это свидетельствовало о возросшем интересе к совместной и самостоятельной познавательной деятельности.

Я не утверждаю, что мне полностью удалось решить проблему развития познавательного интереса и наблюдательности у детей, но уже сегодня можно утверждать, что у большинства моих воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира.

Презентация «В лесу». В презентации представлены иллюстрации животных и стихи о них. Цель: расширить представление детей о лесе, познакомить с редкими животными,.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

www.maam.ru

Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к природе

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 4

Доклад из опыта работы на тему:

«Воспитание у детей дошкольного

возраста интереса к природе»

Подготовил воспитатель: Мочалова И.И.

«Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к природе».

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления о родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Одна из задач воспитания состоит в том, чтобы дать дошкольникам возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе.

Перейдем к более детальному и подробному рассмотрению методов воспитания у детей интереса к природе

1. В стремлении познать природу (живую и неживую);

. Наблюдение, экскурсия, эксперимент — виды занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать и экспериментировать, явления природы, сезонные изменения.

Проводя экскурсию по весенней улице и наблюдая за солнцем, дети отмечают, что в начале весны солнце поднимается выше, световой день удлиняется, солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи, что на крышах появились сосульки, которые на солнышке блестят, проводим с ребятами эксперимент, почему сосульки образуются только с солнечной, южной стороны, когда пригревает солнышко что происходит с сосульками, выслушав ответы детей, делаем вывод, что это явление называется — капель.

2. В чтении книг о природе;

При чтении художественных произведений у детей накапливается знания о природе, воспитывается интерес и любовь к природе, развивается чувство красоты, иногда чтение предшествует наблюдению, так например, наблюдая за солнцем, можно использовать стихотворение С. Ильинова

За весенним теплым солнцем

Выгляни скорей в оконце.

И подставь свои ладошки,

Чтоб поймать зайчат лукошко,

На травинке дремлют мошки

И улитка греет рожки,

Из-под листиков букашки

Тянут к солнышку мордашки.

Любит солнце паучок,

Червячок, жучок, сверчок,

Любят солнышко цветы,

Научись любить и ты!

Но есть некоторые произведения, которые могут быть прочитаны лишь после наблюдений – это такие как «Где прячется солнце» Е. Гребнева, «Лесная капель» М. Пришвин, «Солнце землю радует» Г. Ладонщиков и многие другие. Так, например, после слушания М. Пришвина «Лесная капель » они начинают обращать внимание, на весенние изменения в природе и как на эти изменения влияет солнце сравнивая сои наблюдения с содержанием книги.

3. В изображении природы в рисовании, лепке, аппликации;

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации много тем связанных с природой на этих занятиях дети закрепляют знания, полученные раннее, на пример после наблюдения за солнцем дети на этих занятиях закрепляют форму, цвет его в разные части суток, в разное время года, дополняют свои работы другими природными изменениями связанные с солнцем – зеленая травка, расцвели цветочки, прилетели птицы.

4. В увлечениях, связанных с природой (изготовлении поделок, коллекционировании)

Приведенные мною методы воспитания интереса к природе у дошкольников, подводят нас еще к одному из методов, который объединяет все методы — метод увлечения связанный с природой. Дети вместе с родителями принимают участие в создании мини-музея «Свети солнышко», в котором разместились работа и поделки, интересные книги, картина, открытки с изображением солнышка.

Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к природе убеждает в том, что творческое общение с природой — сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств.

infourok.ru

Формирование познавательного интереса к природе у детей дошкольного возраста

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Основной задачей работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению.

Проблема развития ребенка, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.

Прежде всего, определимся с понятием познавательного интереса. Опираясь на исследования С. С. Калугина, Ю. Н. Панихина и др. познавательный интерес к природе – это избирательное, положительное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, проявляющееся в стремлении получать больше знаний о природе, овладевать новыми умениями и навыками по их применению в самостоятельной деятельности.

В системе разнообразных знаний об окружающем мире особое место занимают знания о природе. Предмет, с которым знакомятся дети, предстает перед ними во множестве проявлений и разнообразии признаков, так как законы природы присутствуют и оказывают свое влияние на любую деятельность человека.

Поставив перед собой цель – формирование познавательных интересов, нельзя ограничиваться его интересом только к домашним и диким животным, и к растениям…, необходимо развивать интерес и к физическим явлениям. Включая ребенка в процесс поиска причины физического явления, необходимо создавать предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

Почти каждый день в повседневной жизни ребенок сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы. У него возникает желание узнать что-то новое, понять непонятное. Окружающие ребенка взрослые должны помочь ему установить простейшие закономерности, выделить объективные причины, связи и зависимости явлений окружающего нас мира.

Вопросами ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы занимались следующие педагоги: Н. А. Рыжова (автор программы «Наш дом – природа»), И.С. Фрейдкин, кандидат педагогических наук Н.А. Циванюк, Л.М. Маневцова, Н.Н. Поддьяков и другие. Л.Ф. Захаревич под активным познавательным интересом к сезонным изменениям в жизни растений понимает стремление детей к познанию не только внешних сторон предмета или явления, но и стремление к проникновению в глубину его содержания, которое внешне остается скрытым для ребенка, попытки сопоставлять, сравнивать, вычленять, обобщать, устанавливать связи и зависимости между явлениями, видеть их развитие, проявляя при этом творческий поиск, мобилизуя свою активность.

Большую роль в формировании познавательного интереса к природе у детей играет семья. Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Немалую роль в формировании познавательного интереса к природе играют различные формы работы, проводимые в дошкольном учреждении. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание отведено опытам и экспериментам. В процессе работы дети учатся размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Следующей формой работы является экскурсия. Экскурсии — один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности и возникновению интереса к природе.

В формировании познавательного интереса к природе особое место занимает так же дидактическая игра. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

— активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;

— развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

— учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

— закрепляет знания, умения.

Можно провести такие дидактические игры как:

«Какое растение?» (Называние растений, отнесение растений к их родовому отношению).

«Помогите животным найти свой дом» (Уточнение значения «дикие, домашние животные», размещение животных по домам).

«Что растет в саду?» (Соотнесение картинок с соответствующими изображениями растений с местом их произрастания)

Таким образом, интерес представляет собой явление, которое имеет большое количество значений. Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.

ds31.detkin-club.ru

Исследовательская деятельность — средство формирования у детей познавательного интереса к природе.

Экологическое образование в детском саду реализуется с помощью разнообразных форм работы: познавательных занятий, тематических прогулок, экскурсий, праздников, занятий по труду в природе, дидактических и подвижных игр, игр-путешествий, чтение природоведческой литературы, организации экологических проектов, акций, конкурсов, выставок и других мероприятий.

Важнейшее значение развития у детей экологической культуры имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Основная особенность этой познавательной деятельности в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты — словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление и логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Знания, полученные во время опытов, запоминаются надолго. Важно, что бы каждый ребенок проводил собственные опыты. Ребенок все должен делать сам, а не быть в роли наблюдателя.

Существуют два вида ориентировочно-исследовательской деятельности у дошкольников. Первых характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации. Обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает результаты, которые были заранее определены взрослым.

При реализации этого направления по экологическому воспитанию нами были созданы условия для проведения опытов и экспериментов. В уголке лаборатории под названием «Капелька» дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком и другие.

Первые эксперименты проводились с водой: дети знакомились со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором находиться. Вода имеет температуру: бывает холодной, горячей, прозрачной, не имеет вкуса, запаха. В воде растворяются некоторые вещества (соль, сахар, сода), а некоторые нет. Лед — то же вода, только твердая. Лед легче воды.

Ребята учились, как можно очистить грязную воду. В результате был сделан вывод, что вода нужна всем и ее нужно беречь.

Все эти опыты предлагались от имени игрового персонажа — Капельки. Дети искали места, где в детском саду живет вода, оставляя в этом месте свою капельку. На первом этапе моделировали проблемные ситуации, которые дети решали, в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя. Затем детей учили самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы ее проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы. Например, что бы узнать, почему тает снег, ребята сами предложили взять его с собой с прогулки в группу, положить в тарелочку и понаблюдать.

Далее проводились опыты с воздухом. Воздух невидим, прозрачен, легок во всем, бывает теплым, холодным, движется.

Эксперименты с зеркалами- «солнечные зайчики», с мыльными пузырями всегда вызывают восторг. Давали сведения о звуке «громкие эксперименты» (с музыкальными игрушками), «магнитные» игры и эксперименты доступны даже трехлетним малышам и к тому же совершенно безопасны. С помощью увеличительного стекла (лупы) рассматривали предметы, песок, свои руки и т.д.

Знакомили с условиями, необходимыми для жизни растений. Подводили к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения (наблюдение за ростом одуванчиков, мать и мачехи на участке). Доказывали, что растения пьют воду, объясняли, почему у растения мать и мачеха такое название.

Уголок постепенно пополнился разными материалами: песком, почвой, палочками, природным материалом, разными по форме сосудами, ёмкостями для воды, стаканчиками и ситечками, ложечками, проволокой, карточками и схемами. С помощью родителей изготовили маленький столик со скамейкой для проведения опытов.

Работа в уголке-лаборатории требует соблюдения правил техники безопасности, по этому их выбирали совместно с детьми:

· Бери только нужные для работы материалы;

· Работай с сыпучими материалами только на подносе;

· Пробовать на вкус можно только то вещество, в котором уверен;

· «Капелька» любит порядок: клади на место все материалы по окончании работы.

Руководствовались правилами для педагога:

· Не критиковать. Критика враг творчества.

· Уметь видеть за ошибками ребенка работу мысли, поиск собственного решения;

· Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца;

· Подводить итоги исследования. Дети сами должны назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, сформулировать правильный вывод и оценить с вою работу.

Важно. Что бы познавательно-практическая деятельность была насыщена эмоциями (удивление, сомнение, любопытство, восторг, любознательность, огорчение при неудаче и т. д)

Важно уметь задавать вопросы, начинающиеся:

· «Что я об этом знаю?»

· «Что было бы если?»

· «Это хорошо или плохо?»

Пусть дети обсудят эти вопросы.

Немаловажна роль художественного слова. Разгадывание загадок, чтение рассказов, слушание сказок с последующим обсуждением так же являются мощным воздействием на пытливый ум ребенка. В конце проводили беседы в целях воспитания гуманного отношения к природе:

· Как сохранить воду чистой?

· Как беречь почву?

· Как помочь нашим земным друзьям?

При экспериментировании ребята не только усваивали знания, которые давали им взрослые, они активно привносили в этот процесс собственный опыт, дома вновь и вновь возвращались к самостоятельным исследованиям. В которых их союзниками становились взрослые.

Родители всячески поддерживали мою работу по проводимым с детьми опытам и экспериментам. И принимали активное участие в саду, так и дома.

Каждый раз мы вместе находим новые проблемы и ищем пути их решения.

Анализ результатов нашей опытно-экспериментальной деятельности показал:

1. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и правильного отношения к миру природы у воспитанников группы.

2. Дети стали активнее проявлять инициативу, предлагать собственные идеи и самостоятельно их реализовывать.

3. Активизировалась природоохранная деятельность, повысилась экологическая культура.

Кроме того, заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений и экспериментов за живой природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы. В живой природе все связанно между собой, отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда — неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определённым законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом воздействует на природу.

Все дети знают, что человек и природа неразрывно связанны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе родного края, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Автор: Самсонова Галина Валерьевна

pedportal.net

Смотрите так же:

  • Что можно при температуре месячному ребенку Что можно от горла 4 месячному ребенку Как лечить красное горло у грудничков Труднее всего лечить самых маленьких – новорожденных грудничков. А различные вирусы и бактерии ох как любят атаковать уязвимый организм малышей. Одно из наиболее неприятных и опасных для ребенка – заболевание горла. При покраснении он ощущает боль, а вот […]
  • Полтора месяца сколько должен спать ребенок Сколько, во сколько, когда? Сколько спит ребенок за сутки в первые полтора года жизни Редко какая мама (или бабушка) не задаются вопросом сколько должен спать их младший член семьи, во сколько изменения сна нормальны, когда ребенок перестает спать днем три-два-один раз, сколько часов сна должно быть ночью, а сколько днем? С течением […]
  • Сколько должен есть в день 5 месячный ребенок Сколько смеси или молока должен есть ребенок в 3 месяца: размеры порций при искусственном и грудном вскармливании Трехмесячный кроха уже вырос и набрал в весе по сравнению с показателями в свой день рождения. Ему предстоит еще длинный путь взросления. Как помочь крохе в этом? Нужно дать ему сил и достаточное количество еды, однако какой […]
  • Методика учебной деятельности дошкольников Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Основными предпосылками учебной деятельности дошкольников являются: наличие у них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами действий; самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач; контроль способа […]
  • Ангина 5 месячный ребенок Ангина у 9 месячного ребенка как лечить Лечение ангины у детей Ангина – это инфекционное заболевание, чаще всего передающееся воздушно-капельным путем. Одним из самых распространенных возбудителей ангины является стрептококк. Ангина у детей, особенно раннего возраста, занимает второе место после ОРЗ и ОРВИ. Основные симптомы ангины […]
  • Презентации на развитие логики для дошкольников Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду Развивающие игры для детей подготовительной группы детского сада Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы. Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, […]
  • Можно ли кормить ребенка грудным молоком при ангине Температура у кормящей мамы, можно ли кормить ребенка, будет ли молоко? Безопасно ли молоко больной мамы для малыша Каждая женщина на протяжении своей жизни, так или иначе, сталкивается с заболеваниями, при которых происходит повышение температуры. В период беременности и уже после рождения малыша, женщины начинают внимательнее следить […]
  • Национальное воспитание детей Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики» Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики» Тип проекта: познавательный, долгосрочный, много-проектный. Раздел программы: «Программа по ознакомлению с культурой татарского народа» (Р. А. […]