Дети — живые цветы земли…

Детская психология – это наука, которая занимается изучением психологии ребенка, его поведения и закономерностей его психического развития. Ее значение для нашей жизни огромно. Ведь с помощью детской психологии мы учимся грамотно воспитывать своих детей, чтобы сделать из них достойных людей, которые будут приняты обществом и смогут себя полностью раскрыть и реализовать. Именно мы и никто другой в ответе за то, кем станут наши дети. Поэтому предлагаю вам, уважаемые читатели, внимательно прочитать эту статью до конца, поскольку в ней я вкратце расскажу вам о самых важных моментах детской психологии о которых вам необходимо знать, чтобы грамотно воспитывать своих детей.

Лучшее, что могут сделать родители для своих детей – это искренне любить их. Это самый важный момент в детской психологии. Если родители будут любить своего ребенка, тогда все необходимые знания по тому, как нужно его воспитывать, чтобы помогать ему развиваться и становиться сильнее, умнее, приспособленнее к жизни, ими обязательно будут найдены и освоены. Сегодня нет проблем с информацией, необходимой для решения различных проблем и задач, несмотря на то, что ее очень много и поэтому в ней легко запутаться. Проблема в основном заключается в невостребованности полезной и нужной для жизни информации. К той же детской психологии далеко не все люди, имеющие детей или собирающиеся их завести, проявляют достаточный интерес. По моим наблюдениям, психология детей интересна прежде всего тем людям, которые по-настоящему любят своих детей и вообще всех детей, и для которых дети являются ценностью, а не просто теми, кого можно родить, а потом бросить на произвол судьбы. Так что если вы, уважаемые читатели, относитесь к числу тех людей, которые, как и я, любят и ценят детей, и не только своих, а вообще всех, то я уверен, что и эту, и другие мои статьи, посвященные детской психологии, вы с интересом и удовольствием прочитаете. Ну что же, давайте посмотрим, какие еще важные моменты содержит в себе детская психология.

Психология детского развития

Все мы прекрасно знаем о том, что социальное развитие ребенка начинается с его отношений с теми, кто его окружает. В первые годы жизни, как, впрочем, и последующие, ребенок учится посредством подражания тем, кто постоянно рядом с ним находится, а рядом с ним, как правило, находятся его родители, которые своим примером учат его правильному [или неправильному] поведению. Поэтому в значительной мере ребенок является отражением своих родителей, и как говорится в одной великой книге: “По плодам их узнаете их”. Ребенок многое перенимает от родителей или от тех, кто их заменяет, кто постоянно рядом с ним находится и с кого он может брать пример. Что это значит для родителей, или тех, кто собирается ими стать? Это значит, что нужно учиться тому, как правильно воспитывать детей, чтобы из них выросли достойные, довольные жизнью люди, но при этом не стоит забывать и о своем собственном поведении и не позволять ему противоречить словам. Ребенок в своем развитии неизбежно будет копировать своих родителей, поэтому важно, чтобы то, чему родители будут его учить, не расходилось с тем, что они делают.

Вполне возможно, что ради своего ребенка, родителям необходимо будет изменить себя и свое поведение, чтобы показывать ему достойный пример для подражания. Но для этого еще нужно знать – что для ребенка полезно, а что вредно, то есть, чему его нужно учить и когда его этому нужно учить, а чему учить не стоит, или стоит, но в подходящее время, то есть, в определенном возрасте. В этом родителям поможет детская психология, которую им нужно изучать постоянно, чтобы понимать своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Даже поверхностное знание детской психологии может существенно улучшить понимание родителями причин поведения своего ребенка, благодаря которому они смогут нужным образом влиять на него. В конце концов, если мы покупаем стиральную машину или телевизор, мы же с вами изучаем прилагаемые к ним инструкции, чтобы правильно ими пользоваться. Ну так а почему же некоторые, а возможно и многие из нас считают, что воспитание детей должно быть другим, что для этого, столь важного и ответственного дела ничего знать не нужно, а достаточно лишь делать то, что делали с нами наши родители, когда воспитывали нас? Вам, друзья, вообще нравится то, какими людьми вы стали, после того воспитания и обучения, которое вы прошли? Если нравится, то возьмите все лучшее из этого опыта и примените к своим детям, а если не нравится, тогда вам обязательно нужно начать изучать детскую психологию, чтобы ваши дети стали лучше вас, и вы по праву могли ими гордиться. Воспитание ребенка – очень сложный и ответственный процесс, для осуществления которого необходимо иметь терпение и знания, так как любые промахи и недочеты в этой работе негативным образом скажутся на психологическом развитии ребенка. А это не та работа, в которой мы можем позволить себе ошибаться, ибо речь идет о наших детях – нашем будущем.

Формирование характера у детей

Формирование характера начинается в раннем детстве, когда ребенок только-только начинает познавать окружающий мир. Есть мнение, согласно которому, характер ребенка формируется еще в утробе матери, и я с ним полностью согласен, но при этом все же полагаю, что в значительной мере он формируется после рождения ребенка, когда его восприятие мира становится более острым и непосредственным. Жизненный опыт быстро накладывает свой отпечаток на личностные качества ребенка. Ведь задача ребенка заключается в том, чтобы выжить и адаптироваться к условиям человеческого мира, поэтому в нем будут развиваться такие качества, которые условия внешнего мира потребуют от него. Поэтому важно понимать, что на характере ребенка сказывается отношение к нему со стороны окружающих его людей, преимущественно родителей. Если постоянно кричать на ребенка, оскорблять, унижать, подавлять, бить или даже просто игнорировать его, не уделяя ему должного внимания, в котором он очень нуждается, то ребенок вырастит замкнутым, неуверенным в себе человеком, с низкой самооценкой. Или он вырастет агрессивным и возможно даже жестоким человеком, из-за недополученной любви и внимания. Одним словом, ничего хорошего из подавляемого, угнетаемого, унижаемого, обделенного любовью и вниманием ребенка, как правило, не вырастает. Хотя знаете, исключения не так уж и редки, поэтому говорить об обреченности того или иного ребенка, видя неправильность его воспитания или полное отсутствие такового не следует. В жизни полно примеров, когда дети, росшие в самых что ни на есть неблагополучных семьях, в которых с ними ужасно обращались, вырастали не только нормальными, но и весьма успешными и счастливыми людьми. И наоборот, дети, росшие в нормальных семьях и получавшие в избытке любовь, внимание и заботу, вполне могут стать людьми с очень тяжелым или слабым характером, или антисоциальными личностями. Но несмотря на это, пускать на самотек воспитание ребенка, обращаясь с ним так, как вздумается, а не так, как надо, ни в коем случае нельзя – это крайне безответственно. Не стоит уповать на исключения, рассуждая об отношении к ребенку, ибо исключения – это исключения, а не правила. Так что относитесь к своему ребенку так, словно он особенный, исключительный человек, чтобы он таким и стал. И не говорите ему, что он неудачник и слабак, если не хотите, чтобы он им был. Родители формируют характер своего ребенка, своим к нему отношением. В их власти сделать его сильной или слабой личностью.

Давайте теперь с вами обратим более серьезное внимание на воспитание детей, чтобы понять, что в этом процессе играет наиболее важную роль. Как я уже сказал выше, главное в воспитании ребенка – это окружающие его люди и их поведение. Детям не нужно говорить о том, что и как им следует делать – им нужно показывать это на собственном примере. Родители для ребенка являются авторитетами, но этот авторитет они могут легко потерять, если не будут справедливыми и последовательными в своем поведении, и будут обманывать ребенка, не сдерживая своих обещаний и не отвечая за свои слова. Поэтому важно, очень важно – быть достойным примером для своих детей, чтобы они стремились быть похожими на своих родителей, чтобы перенимали все их повадки и манеру поведения, чтобы принимали их ценности и мировоззрение. В процессе воспитания неизбежно нужно применять и кнут, и пряник, но если родители наказывают ребенка – наказание должно быть справедливым, а если они его хвалят, то эта похвала должна быть заслуженной. И если родители что-то покупают, что-то дарят своему ребенку, то им нужно привязывать свой подарок к какому-то достижению ребенка, чтобы он понимал, что в этой жизни любая награда является следствием достижения каких-то результатов. Здравый смысл в вопросе воспитания ребенка – это залог успеха. Но чтобы иметь здравый смысл, необходимо изучать то, в чем вы хотите разбираться. Так что я еще раз призываю вас, уважаемые родители, к тому, чтобы вы начали активно изучать детскую психологию, дабы обладать тем самым здравым смыслом, благодаря которому вы сможете грамотно и даже мудро воспитывать своих детей.

Возможно, кто-то со мной не согласится, но я небезосновательно считаю, что человек не рождается с готовыми способностями – он приобретает их в процессе обучения и становится тем, кем становится, благодаря как раз-таки обучению и воспитанию, а не природной предрасположенности к тому или иному занятию. В природе не существует и не может существовать прирожденных торговцев, юристов, бухгалтеров, водопроводчиков, поваров, строителей и так далее, а значит, нет и не может быть в этой жизни прирождённых победителей и проигравших, поэтому мы все можем быть, кем захотим, и детям своим мы должны помочь стать теми, кем им выгодно быть в этом мире. Не нужно спрашивать ребенка – кем он хочет стать, когда вырастет, ибо он недостаточно много знает о жизни, чтобы выбирать – кем ему выгодно быть. Не всякий взрослый знает о том, кем выгодно быть в этом мире, поэтому многие родители обращаются за помощью к детским психологам, прося их помочь выбрать для ребенка профессию, занятие по душе. Они не понимают, что занятием по душе для ребенка может стать такое занятие, которое, во-первых, ему интересно, а чтобы оно ему было интересно, оно должно произвести на него впечатление, а во-вторых, которое будет ему выгодно. И во власти родителей сделать так, чтобы их ребенку было интересно заниматься какой-то конкретной деятельностью, которой выгодно заниматься в этом мире. То есть, нужно сделать так, чтобы на ребенка произвела впечатление та или иная деятельность [правильная деятельность], чтобы он ею заразился, беря пример, скажем, со своих родителей, которые, благодаря своему авторитету, станут для него лучшим примером того – кем и каким нужно быть и к чему следует стремиться, чтобы быть успешным и счастливым. Ведь если, скажем, играть с ребенком в шахматы с ранних лет, в доброжелательной атмосфере, когда ребенку хорошо и интересно рядом с родителями, когда он чувствует их заботу и любовь, то он неизбежно пристрастится к шахматам и повзрослев наверняка станет хорошим шахматистом. Научить ребенка можно абсолютно всему, главное заниматься вместе с ним, чтобы ему было интересно учиться, и чтобы он получал похвалу родителей за успехи в учебе. С талантом не рождаются, талант развивают. Ну а кем выгодно быть в этом мире, взрослый человек сам должен видеть и понимать, у него все примеры перед глазами. Если говорить коротко и просто, то те, кто управляют людьми и деньгами – живут лучше всех в этом мире.

Развитие интеллекта у детей

Развитие интеллекта у детей, как и все прочее, начинается с первых дней их жизни и происходит постоянно. Любая информация, каждая мелочь, воспринимаемая органами чувств ребенка – влияет на его интеллект. Поэтому важно постоянно воздействовать на органы чувств ребенка таким образом, чтобы вызывать у него интерес к чему-то – к общению, к игре, к рассматриванию каких-нибудь необычных вещей, которые он будет исследовать. Его мозг должен работать, а для этого во внешнем мире должно что-то происходить, что ребенок будет познавать и изучать, насколько это в его силах. С ребенком необходимо постоянно разговаривать, ибо чем больше новых слов каждый день он будет слышать, тем активнее будет развиваться его интеллект и тем быстрее он заговорит. Игрушек и прочих вещей, окружающих ребенка, должно быть много. Играя в разные игрушки и изучая разные вещи – ребенок получает опыт, необходимый для развития его интеллекта, поэтому чем больше игрушек и вещей у него будет, тем быстрее будет усложняться его мышление и поведение. Вообще, чем больше разных дел будет делать ребенок, чем чаще его родители будут с ним играть и общаться, тем лучше для его интеллекта. Ну а потом, по мере взросления ребенка, его можно и нужно будет увлечь различными интеллектуальными задачками, творческой деятельностью, упражнениям на память и так далее. Суть в том – чтобы пробудить у ребенка интерес к учебе, к познанию, к изучению, а для этого его необходимо постоянно хвалить и всячески поощрять за любые, даже самые незначительные успехи в обучении, чтобы он не боялся, а любил учиться. От природы мы все хотим учиться, открывать, исследовать, познавать, но это желание нужно поддерживать, а не отбивать. Поэтому критики при обучении должно быть минимум, особенно в раннем возрасте, когда психика ребенка еще недостаточно окрепла, чтобы эту критику воспринимать. Обучение должно восприниматься ребенком, как игра, в которой он постоянно выигрывает. А мы, взрослые, должны понимать, что любая игра – это обучение, поэтому важно выбирать правильные игры, чтобы учиться и учить правильным вещам.

Чем более насыщенным и интересным будет общение у ребенка, тем более социально адаптированным человеком он станет. На развитии интеллекта общение также сказывается самым что ни на есть положительным образом, поэтому родителям желательно как можно больше общаться со своим ребенком, разумеется, в доброжелательном тоне и желательно на интеллектуальные темы, в зависимости от его возраста, так как общение общению рознь. В одном случае общение помогает человеку, ребенку над чем-то задумываться и размышлять, выискивая в чем-то смысл и истину, а в другом, общение может быть бессмысленным и бессодержательным и даже вредным, в зависимости от его формы и цели. Поэтому к общению с ребенком, особенно со взрослым ребенком, необходимо подходить подготовлено. Но общаться с детьми нужно обязательно, нельзя оставлять их перед телевизором или компьютером, которые неизвестно чему их будут учить. Мы все нуждаемся в общении, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, но дети особенно остро в нем нуждаются, так как для них общение – это один из способов познания мира и возможность почувствовать себя его частью. К общению с ребенком мы можем отнести и игру с ним, с помощью которой развивается его интеллект и социальные навыки. Но главное это то, что частое общение с ребенком и игра с ним – сближает его со своими родителями. А это очень важно и для ребенка, и для родителей. Чем больше времени родители проводят с ребенком, чем чаще они с ним общаются, тем он морально ближе к ним, а чем он ближе к ним, тем больше он им доверяет, а чем больше он им доверяет, тем больше он их будет слушаться, что, как вы понимаете, имеет огромное значение для любой нормальной семьи, которая хочет быть дружной и сплоченной. Родителям будет сложно чему-то научить своего ребенка, чтобы подготовить его к жизни, если он не захочет их слушаться. А слушаться он их станет только в том случае, если будет им доверять. А доверие нужно заслужить. Так что общайтесь со своими детьми, уважаемые родители, уделяйте им свое внимание, учите их, помогайте им познавать этот мир, хвалите их за любые, даже самые незначительные успехи и ваши дети будут вам верить и слушаться вас.

О детской психологии я еще напишу не одну статью, так как это одна из самых важных для меня, и надеюсь, для вас тоже, тем, ради которой вообще следует проявлять интерес к психологии. Как вы понимаете, написанное в этой статье, это далеко не все, что я хотел и могу рассказать вам по теме детской психологии, и это не все, что вам о ней нужно знать. Поэтому детскую психологию мы с вами еще обсудим, с самых разных сторон, в моих будущих статьях.

Дети – это наше будущее, которое мы можем сделать таким, какими мы сделаем своих детей – вложив в них свое время, силы и конечно же любовь. Детская психология, на самом деле не так сложна, как кажется некоторым людям, совершенно с ней не знакомым. Нужно просто проявить к этой науке интерес, чтобы в короткие сроки научиться понимать тех, кем мы сами когда-то были. И я надеюсь, что вы, уважаемые читатели, этот интерес к ней проявите, ради себя и своих детей. А я в свою очередь обещаю, что в будущем напишу новые, интересные, полезные и познавательные статьи на эту тему. Так что читайте мой сайт и вы многое узнаете.

psichel.ru

Детская психология примеры

Как правильно воспитывать ребенка сложно ответить однозначно, ведь не существует идеальной стратегии воспитания будущего поколения. Все малыши обладают индивидуальностью с рождения. Юные принцессы и маленькие джентльмены все разные. Одни крохи задумчивые и спокойные, другие – забавные любопытные, третьи непослушные непоседы, четвертые – замкнутые молчуны. Поэтому и тактика воспитательного процесса одинаковой быть не может. Характер малыша […]

Невоспитанный ребенок

Невоспитанный ребенок – это ребенок, чье поведение не соответствует принятым в обществе нормам этикета и взаимодействия. Характерны частые истерики, протесты, капризы, отказы, неустойчивость эмоциональных состояний, игнорирование потребностей окружающих, а также неумение устанавливать продуктивный контакт, как со сверстниками, так и с взрослыми. Невоспитанный ребенок своими поступками может ставить в неловкое положение родителей, для которых довольно значимым […]

Упрямый ребенок – это ребенок, вызывающий своим поведением проблемы эмоционального и воспитательного характера (в семье, детском саду, школе), такие как наличие постоянных споров и разногласий по серьезным поводам и из-за незначительных мелочей, нежелание слышать чужую точку зрения, а также ситуации, вызывающие повышение опасности для жизни самого ребенка (отсутствие послушания на проезжей части, пренебрежение правилами безопасности […]

Синий кит — задания, которые убивают

Синий кит – задания, которые убивают, возникли в соцсетях в виде квеста реальной жизни. «Синий кит» – это суицидальная игра, неведомая ранее смертельная новинка, поразившая интернет и расползающаяся в социальных сетях из-за популярности среди молодежи «ВКонтакте». Правила игры «Синий кит» следующие – ребенку предлагается выполнить 50 опасных заданий, например, лезвием нарисовать на руке синего кита, […]

Почему ребенок грызет ногти

Почему ребенок грызет ногти? Около тридцати процентов малышей от шести до десяти лет имеют навязчивую склонность грызть ногти. Данная привычка корнями исходит из психологии. Медицинская наука именует рассматриваемое пагубное пристрастие онихофагией. Неотвязному желанию обкусывать ногти менее подвержены девочки. Как утверждает медицина, этот феномен обусловлен высокой стрессоустойчивостью женского пола, а также развитостью эмоционального интеллекта. Чаще рассматриваемая […]

Школьная дезадаптация

Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Чаще всего она встречается у школьников младшего возраста, но может проявляться также у детей, учащихся в старших классах. Школьная дезадаптация являет собой нарушение приспособления ученика к внешним требованиям, что также […]

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – это достаточно тяжелый и тревожный в большинстве случаев процесс. Вступление детей в ясли изменяет обычный ритм жизни родителей. Они чувствуют себя очень тревожно, поскольку привыкли, что их дети находятся всегда под их контролем. Те, в свою очередь, также переживают стресс, поскольку дома они привыкли к одному распорядку, […]

Как бороться с детским суицидом

Вы не знаете, что происходит в Интернете с вашим ребенком? Возможно, это происходит прямо сейчас! Мы живем в эпоху поисковой культуры. Уже давно запросы в Google/Yandex заменили для нас советы близких людей, а со своими девайсами мы, порой, проводим намного больше времени, чем друг с другом. Что уже говорить о наших детях, которые перенимают от […]

Как воспитывать девочку

Как воспитывать девочку? Существует ли в воспитательных методиках, наставляющих на путь истинный мальчишек и девчонок, различие? Большинство родителей неоднократно задумывалось о верности воспитательных мер, которые они практикуют. Считается, что девочки в реальной жизни менее защищенные, нежели мальчики. Воспитание девчушки – это довольно ответственный и хлопотливый процесс. К тому же, если учесть фееричную женскую фантазию, тонкую […]

Психология воспитания детей

Психология воспитания детей выведена в раздел науки в 40-х годах ХХ века. Целью этого направления является поиск решений в проблемах воспитания детских личностей, их гармоничного формирования, развития нравственности и т.д. Психология воспитания детей является основой педагогической психологии, которая помогает разрешить и понять проблемы каждого малыша и найти подход к представителю подрастающего поколения. Психология воспитания детей […]

psihomed.com

Консультирование пары «мать — ребенок»

Консультирование пары «мать-ребенок»: простые фигуры и завершение ситуации

Консультирование пары «мать-ребенок»:

простые фигуры и завершение ситуации

// Наука i освiта. — №3. – 2004. – С. 75–77.

Одной из современных задач школьной психологической службы является профилактика и коррекция школьной дезадаптации. Начиная свое обучение, ребенок приходит с определенным семейным психологическим «багажом», который проецируется на школьную жизнь и определяет степень адаптации ученика, особенно на начальных этапах. Включение в практику работы школьного психолога пары «родитель-ребенок» позволяет во многом оптимизировать процесс психологической помощи, так как на «душу» психолога приходится 900 учеников, а еще –педагоги и родители.

Консультирование пары, пожалуй, все еще остается «экзотичной» формой психотерапевтической практики, тем более в арсенале методов школьного психолога. В литературе встречаются примеры работы с парой Ф. Перлза, продолжает развивать гештальтподход в работе с парами и семьями С. Невис (Кливленд). При этом речь идет не только об интеракции внутри группы: в фокусе находятся «интимные системы» и их контакт с миром. Пара рассматривается как единый организм (группа как личность). Это позволяет применять к ее функционированию метафоры цикла контакта, нарушений на границе контакта (интроекция, проекция, ретрофлексия, конфлюенция, дефлексия), обычно приложимые к личности в процессе терапии. Полезно также познакомиться с практикой таких семейных терапевтов как В. Сатир, К. Витакер и др. [1, 2, 4, 5, 7, 8].

Целью данной статьи является демонстрация возможностей процесса консультирования пары «мать-ребенок» в работе школьного психолога, формулировка основных принципов консультирования.

Поводом для консультации (терапии) могут выступать как результаты тестирования (показатели тревожности в детских рисунках), так и кризисные ситуации, связанные с обучением и поведением (Таня, 2 кл — вырвала страницу с «2» из дневника).

Учитывая, что инициатором встреч обычно являются родители, школьный психолог или администрация школы, работа в паре позволяет создать равные шансы для школьника, который подчас даже не знает «зачем его сюда привели», что не так уж далеко от истины. Поэтому такая встреча с парой позволяет ученику быть субъектом отношений, а не объектом воспитательного воздействия и коррекции.

Работа с парой «здесь и теперь» дает возможность, используя интерактивные методы, снять ригидное напряжение в отношениях «отцов и детей», обозначить патологические коммуникативные паттерны, обратить внимание на ценность эмоционального контакта.

Гештальт-терапия в работе с семьей: простые фигуры и завершение ситуации

При построении терапевтических отношений я основываюсь на принципах и методах гештальт-подхода. Это позволяет изучать пару с точки зрения процесса, фиксировать внимание на семейных интеракциях, следить за нарушениями и сопротивлениями на границе контакта, подчеркивать эмоциональный опыт и в то же время помогает мне не терять себя, быть внимательной к собственным реакциям при общении [3, 4, 5, 6]. Цель терапии (в рамках школьной психологической службы) – научить членов пары признавать различия друг друга, ценить эти различия и наиболее полно выражать то, что они чувствуют, чего хотят, о чем думают.

Гештальт-терапия для этого располагает богатым арсеналом методов как собственных, так заимствованных из других школ: «непрерывное осознавание», работа с полярностями, ролевые игры, скульптурирование, рисунок, метафора [3]. Все это обладает и диагностической, и коррекционной функцией, помогает вывести систему из равновесия, которое расценивается участниками пары как «тупик». В проблемных закрытых семьях равновесие, однажды заданное и бывшее когда-то полезным и функциональным, перестало быть таковым «здесь и теперь». Открытые системы, по В. Сатир, обладают выбором «равновесий», и в случае изменения позиций, смены ролей участники способны приспосабливаться вновь и вновь [7]. Если говорить в гештальт-терминах, такая пара умеет формировать простые фигуры и завершать ситуации.

Хочу проиллюстрировать все вышесказанное некоторыми примерами, приемами, историями, типичными или просто интересными с моей точки зрения.

  • Базовый вопрос «Что ты чувствуешь сейчас? « для учеников 1-3 классов, а также в не меньшей степени и для их родителей. Задаю дополнительные вопросы в начале работы: «Какие чувства ты знаешь?» — и предлагаю выбрать что-то подходящее из перечисленных мною эмоций: гнев, страх, радость, грусть… Обычно первоклассники отвечают: «Мне весело». Уточняю: «Так же весело, когда ты получаешь подарок ко дню рождения … больше или меньше… значит, чуть-чуть весело?» Еще можно услышать «спокойно», реже «грустно» и почти никогда «гнев, злость» и «страх». Это непривлекательные чувства в нашей культуре и в конкретных семьях они обычно «прячутся за ширму».
  • «Трудно принять факт взаимных различий, если не оценить степень сходства» (В. Сатир). Отсюда закономерный вопрос «Что вас объединяет как пару?». Участники по очереди называют варианты. Когда они заканчиваются, предлагаю помолчать полторы-две минуты, в молчании рождается что-нибудь еще.
  • Работа с «плохими» чувствами.

Денис, говоря о себе, часто использует слово «доброта», фантазирует о «сосудах доброты» в кабинете психолога. Подчеркивает, что он «не сердится».

Психтерапевт-психолог (П): Для чего нужны «плохие» чувства?

С помощью мамы ищем ответы: страх — для сохранения жизни, раздражение — для защиты себя. Предлагаю паре обменяться высказываниями на тему: «Я сержусь на тебя, когда…»

Дима отрицает свою «сердитость». Спрашиваю у мамы, замечает ли она, когда сын сердится, что он делает при этом. Мама приводит пример, с которым Дима соглашается.

П (Даше): Что тебя в жизни больше тревожит?

Даша: Я боюсь в жизни, чтобы больше пожить… Я боюсь пауков, мышей… Я чувствую ревность, когда папа целует маму в нос.

П (маме): Что вы чувствуете, когда Даша ревнует?

Мама: Беспокойство о будущем, что она вырастет эгоисткой.

П (Даше): Что нужно сделать маме, чтобы ты не ревновала?

Даша перечисляет варианты, в основном ретрофлексивного плана: «ударила», «бросила на пол», «обозвала нехорошим словом».

На одной из следующих встреч Дашу беспокоит то, что соседи по двору закрывают своего кота в помещении.

П: Что ты чувствуешь?

Даша: Я гневаюсь: «Почему вы закрываете кота?»

Попутно девочка сочиняет историю о лебеде, в которого мальчик на экскурсии бросал камнями, а лебедь ударил его крыльями. Сначала выдает эту историю за явь, а потом говорит, что сама ее придумала.

Предлагаю смоделировать ситуацию разговора с соседкой (эту роль играет мама). Обращаю внимание Даши на то, что можно не требовать, а просить, предлагать, сказав о своих чувствах.

  • Часто использую коммуникативные игры «Я хочу…», «Я недоволен… — Я ценю…», «Я сержусь, когда…». Более подробно о них, а также о ситуации «просьбы-требования» можно прочитать в книге Дж. Рейнуотер «Как стать собственным психотерапевтом» [6].
    • Конфлюенция (слияние).
    • Мама: Мы плохо учимся.

      П (маме): Вы продолжаете свое обучение в школе?

      «О том, как Саша выучила таблицу умножения».

      П: Жили-были мама… Какая была мама?

      Саша(3 кл.): Красивая, умная, добрая.

      П: … и Саша … Какая была Саша?

      Саша: Лентяйка, непослушная… нет, послушная (долго выбирает и все-таки останавливается на варианте «послушная»).

      П: Еще какая? … ну, может быть, добрая, ласковая, нежная.

      Саша (подхватывает): И добрая, и ласковая, и нежная.

      П: Сказала мама Саше: «Выучи таблицу умножения.» Что Саша сделала?

      Саша: Сначала учить не стала, а на следующий день, когда мама ушла на работу, взяла и выучила.

      П (маме): Как часто вы хвалите дочь? Вы ожидаете немедленного исполнения своих требований или можете немного потерпеть?

      Таня (2 кл.) вырвала страницу с двойкой из дневника. Мама маркирует свою позицию как «давить и требовать» (на этом настаивает муж и его родственники), а позицию дочери — «каяться». Мама встречает дочь из школы вопросом «Ну как успехи? «, в котором сама замечает иронию. Таня чувствует вину.

      П: Получается, что лучше уж страницу вырвать, но маму не разочаровывать.

      Трудности в общении с детьми: «опять двойка»

      На следующей встрече ищем конструктивные пути выхода из ситуации (с помощью ролевой игры). Предлагаю маме использовать нейтральные, безоценочные вопросы: «Как ты? Чем я могу тебе помочь?» и т.п. В конце игры Таня говорит о том, что чувствует мамину заботу и ей это приятно, мама чувствует умиление и счастье.

      П: А с чего мы начали?

      Вопрос «Почему?» относится к коммуникативной категории «обвинитель» (по В. Сатир) и в отличие от вопроса «как» дает меньше пространства для маневра. Это, попросту, тупиковый вопрос.

      Вместо вопроса «Почему ты не выносишь мусор вовремя?», можно спросить: «Как мне лучше напомнить тебе о том, чтобы ты выносил мусор вовремя? «. Другими словами перейти от вопроса «Кто виноват?» к обсуждению ситуации «Как это изменить?». Будет лучше если психолог-консультант, вместо готовой формулировки, предложит поискать новую самостоятельно, намекнув на то, что слово «почему» лучше исключить.

      Приведенные примеры показывают, как можно «здесь и теперь» корректировать патологические паттерны поведения членов пары, изменить ракурс видения проблемы («двойка»), исследовать «тупики» и прерывания в интерактивном цикле. При работе с парой формируется терапевтическое пространство, в котором подчеркивается ценность эмоционального опыта «для достижения более адекватного наполненного уровня существования» (К. Витакер). Работа с парой может не только разнообразить консультативную практику, но и быть «фигурой» при организации работы школьного психолога, независимо от того, кто был инициатором встречи: участники пары или возник социальный запрос.

      1. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. –128 с.
      2. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: Символический подход, основанный на личностном опыте. – М.: независимая фирма «Класс», 1997. –172 с.
      3. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. – СПб.: Специальная литература, 1999. – 287 с.
      4. Невис С. «Семейная гештальттерапия» (из материалов для мастерской по применению гештальт-подхода к интимным системам в Московском гештальт институте, 1993-1994 гг.)
      5. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель Терапии. – М.: 1996. – 240 с.
      6. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. – М.: 1992. – 238 с.
      7. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика. – Пресс, 1992 . – 192 с.
      8. Цапкин В. Н. Личность как группа и группа как личность. – Московский психотерапевтический журнал. – № 4. – 1994. – С.11–28.

      Ольга Исаенко, кандидат психологических наук

      psychologyofchildren.wordpress.com

      Не предавайте ребенка в себе. Когда я был маленький, я мечтал о том, что когда я выросту, я напишу книгу по детской психологии. Потому что в какой-то момент я понял, что взрослые часто не пониманиют своих детей. И многие детские "трагедии" имеют в своей основе тот простой факт, что взрослые не поняли ребенка. В детстве мне очень хотелось, чтобы меня понимали. Ведь мое поведение было логичным в рамках тех знаний и навыков, которые у меня были, и тех обстоятельств, в которые я был помещен. Но меня понимали не всегда. Вначале меня это удивляло. Потом разочаровывало — ведь взрослые не понимают ребенка потому, что сами не помнят своего детства. Потом оказалось, что детство-то они помнят, но помнят его как-то фактологически, "что было", только действия, не помня свои мысли и чувства. Или скрывают, что помнят чувства. Книгу я так и не написал, великим детским психологом не стал, но это небольшое эссе написать я просто обязан. Почему обязан? Потому что нельзя предавать ребенка в себе.

      Итак, повторюсь. Некоторые люди не помнят своего детства. Для меня это странно. Я помню себя с двухлетнего возраста. Всплески сознания и радость, когда вдруг что-то резко понимал, первый опыт познания чего-то незнакомого, важные события — грустные и веселые. Я могу говорить о детской психологии и имею на это право, потому что сам был ребенком, и помню себя ребенком. И чтобы не забыть, напишу здесь несколько фрагментов из своего детства. А профессиональные психологи пусть сами думают, укладывается ли то что я здесь напишу, в их знания или нет.

      Все написанное здесь справедливо для возраста от двух до пяти лет. Понимаю, что с точки зрения педагогики это очень разные возрастные категории. Поэтому в каждой главе я обязательно указываю свой возраст.

      Дети все воспринимают буквально

      . и очень точны. Маленький ребенок мыслит предметно. Предмет — это вполне конкретная вещь, либо вполне конкретное место. Ключевое слово тут — "конкретно". В двухлетнем возрасте ребенку трудно абстрагироваться, он воспринимает всё максимально буквально. То есть, если нарисовать на бумаге от руки круг и спросить ребенка "Это круг?", можно ввести ребенка в замешательство. Если он раньше видел только ровные круги, нарисованные под циркуль, или ровно вырезанные круги из бумаги, то что он должен ответить глядя на ваш немного кривой овал с дрожащим контуром? Круг это или нет?

      В качестве примера точности в мышлении детей, хочу привести одну ситуацию. В двухлетнем возрасте меня первый раз повели в детский сад. Я шел туда, в принципе, зная, что это такое. Детский сад — это место, куда мамы и папы приводят своих детей, они там играют и чему-то учатся. А где в это время находятся родители? Бывает, что об этом родители ДО похода в детский сад ребенку ничего не говорят. Я шел в детский сад и думал: я буду вместе с детьми, а мама где-нибудь рядом будет сидеть на скамеечке с другими мамами, и разговаривать о своих делах. Ведь не могла же мама забыть мне сказать, когда я узнавал что такое детский сад, что она оставит меня одного в саду, а сама уйдет?

      Но именно так и произошло. Мама завела меня в переодевалку, переодела меня, и сказала что я должен остаться в группе (что такое группа? ааа. ), а она сходит на работу, а потом меня заберет. То, что все оказалось не так, как я себе представлял — это пол беды. Я не хотел отпускать маму, но понимал, что это нужно сделать, ведь ей надо работать. Поэтому я согласился, что буду ждать ее здесь. И мама ушла.

      Теперь, внимание, вопрос. Что значит ЗДЕСЬ? Здесь — это значит то место, где я находился именно в тот момент, когда сказал маме, что буду ждать ее здесь. Здесь — это пятачек 30×30 сантиметров на сидушке в раздевалке, на котором я пообещал маме её ждать. Я готов был сидеть на этом месте до самого вечера и ждать маму, как мы и договаривались.

      Но после того, как мама ушла, пришла воспитательница, и сказала, что нужно идти в группу. Я сказал, что не могу, потому что жду маму. Воспитательница сказала, что мамы не будет долго. Ты так и собираешься здесь сидеть? Я сказал, что да, ведь я обещал что буду ждать ее здесь. Воспитательница видимо решила, что мне нужно дать время привыкныть к новой обстановке, и ушла в группу. Через некоторое время она вернулась, и сказала что надо идти кушать. Я ей ответил, что я не могу идти, потому что если я уйду, а в этот момент вернется мама, и не увидит меня на том самом месте, где я сидел, то я могу вообще никогда больше с ней не встретиться. Я прекрасно понимал, что невозможно контролировать и предсказывать мысли и поступки других людей, в том числе своей мамы. Существует вероятность, что она может не догадаться сделать пять шагов в комнату с группой, и побежит искать меня в другую сторону. Поэтому мне нужно сидеть здесь.

      Воспитательница попыталась увести меня силой, но я, понимая ужас происходящего, и возможные последствия, решил биться до конца. Я упирался, хватался за всю мебель мертвой хваткой, выскальзывал, и видя, что силы не равны, от безысходности укусил воспитательницу, в надежде что она меня отпустит. Потом подоспела нянечка, и они потащили меня вдвоем. В группе я стал орать, потому что видел, что меня уже уволокли с того места, где я должен ждать маму, и меня там нет. И если мама именно в этот момент заглядывает в раздевалку, то. если она не увидит меня, так пусть хотя бы услышит! Я пытался объяснить словами важную для меня мысль о том, что мне жизненно необходимо находиться на сидушке в раздевалке, но именно в этот момент я понял, что значит "лишиться дара речи". Я не мог говорить, во рту все стало ватным, я слышал свой голос своими ушами, и слышал вместо членораздельных слов только бэканье и мэканье, отдаленно похожее на слова. Не имея возможности говорить, я пытался все объяснить все жестами. Я пытался быть выразительным, чтобы меня лучше поняли, и, видимо, со стороны это выглядело достаточно жутко (мычащий заплаканный ребенок что-то пытается объяснить).

      Когда меня отпустили, я, несмотря на требования воспитателя, как робот встал и пошел обратно в раздевалку на свой пятачек. Больше меня не трогали, и я просидел так весь день. Я отказался от обеда, который мне принесли, потому что есть в таком заведении, куда я попал, было выше моих сил. Я думал только об одном: чтобы пришла мама, забрала меня, и мы больше здесь никогда не появлялись.

      Когда мама пришла, я сидел на том же месте, где она меня оставила. Ей рассказали как я себя вел, посоветовав показать меня врачу, потому что я явно неадекватный товарищ.

      Что могли бы сделать воспитатели дошкольного учреждения, чтобы сберечь и свои нервы и нервы ребенка? Во-первых, понять ситуацию, в которую ребенок попал. Это очень сложно — понять. Поэтому я и пишу этот текст, в надежде, что хоть один дошкольный педагог его прочтет, и будет знать что делать в похожей ситуации.

      На месте педагогов, я, зная, что ребенок очень точен в определении "это место", предложил бы ребенку сделать записку для мамы. На листе бумаги вначале нарисовать себя, сидящем в раздевалке, потом пририсовать соседнюю комнату, стрелками показать, что пошел в соседнюю комнату к ребятам, и оставить такую "записку" на месте, где сидел. Тогда, если бы мама пришла, когда ребенка нет, она бы поняла, что он в соседней комнате, и знала бы где он находится чтобы его забрать домой. Выглядеть это могло бы вот так:

      Как ребенок представляет себе пространство, которое никогда не видел

      Ребенок — это маленький человек, который в буквальном смысле очень многого не видел, очень многого не знает. У него чистый мозг, не забитый вообще никакими понятиями и образами. Маленькие дети до какого-то этапа не могут даже фантазировать, не знают даже сам принцип фантазирования как мыслительного действия. (Зато, когда понимают, то мало никому не покажется). Как же ребенок представляет себе то, чего никогда не видел, в условиях когда даже фантазия еще не "включилась"?

      Могу рассказать, как это было со мной. Почему-то я это запомнил.

      Мне было два года, я ходил в детский сад, а мама с папой ходили на работу. Я знал, как выглядит наш многоэтажный дом, подъезд в котором мы живем, квартира. Знал, что за домом находится магазин. Знал детскую площадку во дворе перед домом. Знал путь от дома до детского сада (детский сад был вообще рядом с домом, со двора был виден забор садика). И что касается местности, больше не знал ничего.

      Как я уже сказал, родители ходили на работу, а я их провожал взглядом из-за забора садика. Они шли по дорожке, заворачивали за ближайший дом, и шли в какие-то места, которые назывались "лаборатория" и "завод". Как же выглядел их путь с точки зрения ребенка?

      Большие пространства я представлять себе не мог. Известное пространство для меня ограничивалось островком шириной в три многоэтажных дома. Я еще не знал, что можно представить что-то большее. Поэтому мне думалось, что когда родители скрывались из вида, они шли по длинной дорожке, обсаженной деревьями, и дорожка эта была длинной примерно с половину известного мне пространства, а дальше начиналось "молоко". И родители уходили в это "молоко". "Молоко" — это такой детский образ слова "ничего". Но оно не страшное, это не черная космическая пустота, а залитое солнечным светом "ничего". Я представлял себе, как они плутали по этому "молоку", и в конце концов приходили на работу. "Молоко" заканчивалось перед порогом завода и лаборатории. А завод и лабораторию я мог себе предствить. Они весь день были на работе, а потом сквозь "молоко" приходили за мной.

      Когда стало появляться понимание, что "молока" нет, а есть городские улицы, образ "молока" никуда не делся. Я свободно мог представить вполне конкретную улицу, которую видел, и вместо неё же "молоко", и это в сознании взаимозаменялось вполне естеественно. Потом в сознание больше вошел "твердый мир", и уже мечтая о каком-нибудь месте и пути до него, я представлял себе уже это место и путь вполне осязаемыми образами.

      Дети очень аккуратны

      Сложно в это поверить, но все, казалось бы неуклюжие дети, на самом деле очень аккуратны. Однако аккуратны они только в том случае, если делают что-то целенаправленно; аккуратны по отношению к тому предмету, на котором фиксировано внимание. И еще дети гораздо более трепетно относятся к чувствам других людей. У взрослых это умение искореняется, начиная с какого-то возраста, а у детей оно есть.

      Однажды один мальчик принес из дома в детский сад матрешку. Он поставил ее на тумбочку и отошел. Мне матрешка очень понравилась: она была очень красивая, расписная, именно такая, как про нее рассказывается в детских стихотворениях. Я стоял, и разглядывал её. И не мог поверить, что такую красивую вещь вот так просто взяли и дали маленькому ребенку, чтобы он принес её поиграть в среднюю группу детского сада.

      Когда мальчик подошел, я его спросил: "Это твоя мартешка?". "Это папина матрешка", — ответил он, — "он мне её дал чтобы я в детском саду показал". "А там внутри есть еще матрешки?" — спросил я. "Есть", — ответил хозяин. "Можно посмотреть?" — спросил я. "Да, смотри!" — сказал хозяин.

      Я аккуратно взял в руки матрешку, ощутил, как глухо перекатываются внутри неё другие матрешки. Я сразу заметил, что верхняя и нижняя часть матрешки не были состыкованы по рисунку. То есть, верхняя часть матрешки была повернута на какой-то угол относительно нижней. Это для меня было странным: никакой сложности состыковать рисунок небыло, тем более у такой красивой вещи. Я уже хотел раскрыть матрешку, но тут мне в голову пришла мысль: "Если это матрешка папы мальчика, то этот взрослый человек наверно специально, из каких-то своих соображений совместил части матрешки именно так. И он очень расстроится, если ему вернут матрешку с частями, повернутыми по-другому".

      Поэтому я запомнил, как несовмещался рисунок матрешки, и только после этого раскрыл ее. Остальные матрешки тоже были собраны без совмещения рисунка. Я и для них запомнил углы несовмещения, хотя это было трудно. После того, как я поиграл с матрешкой, я стал собирать ее обратно именно так, как она была собрана изначально — с несовмещением рисунка.

      Тут появилась воспитательница из другой группы. Она увидела матрешку и стала ей восхищаться. Она попросила дать ей матрешку рассмотреть поближе. Я дал, она взяла, увидела что рисунок не совмещен и упрекнула: "Что же ты такой неаккуратный? Рисунок на матрешке нужно совмещать! Вот так!" И она повернула матрешку так, что рисунок совпал. Я попытался объяснить, что так было изначально, и поэтому нужно, чтобы так и осталось. Но она, видимо, ничего не поняла из моих объяснений.

      Все это я рассказываю для того, чтобы родители и воспитатели знали: у ребенка могут быть свои причины делать действия, которые кажутся нелогичными. Очень часто то, что делает ребенок выглядит неаккуратно. Но оно имеет внутреннюю структуру, обусловленную вполне конкретными причинами, не замечаемыми взрослым человеком.

      Кто наш первый вождь?

      Когда мне было четыре года, и я немного научился читать, мне очень понравился один из томов Детской энциклопедии. В начале этого тома рассказывалось про каменный век и про древних людей. Там был нарисован неадерталец, были фотографии каменных орудий древних людей, нарисована картина эпичной ловли мамонта. Там же было написано, что древние люди жили большими семьями — племенами, а у пелемен были вожди и была своя внутриплеменная иерархия. Я хорошо знал всю эту информацию.

      Мое детство прошло в Советском Союзе. А в СССР всегда большое внимание уделялось гражданскому воспитанию. Патриотически-гражданское воспитание было даже в детских садах. И вот, на 22 апреля, в день рождения В. И. Ленина, у нас в детском саду проходил урок. Нам расказывали про Великую октябрьскую социалистическую революцию, рассказывали про Ленина, как он жил в шалаше, как сидел в тюрьме и съел чернильницу. Было интересно, рассказывали всё просто и доступно.

      В конце урока воспитательница сказала: "Рабята, мы рассказали вам о том, как наша Родина стала социалистической. А теперь давайте, проверим, запомнили ли вы наш рассказ или нет. Мы будем задавать вам вопросы, а вы будете отвечать". Детям стали задавать вопросы по только что пройденной теме, ребята бойко отвечали.

      Дело дошло до вопроса "Кто наш первый вождь?", и воспитательница показала на меня. Я встал, и не знал что ответить. Если бы вопрос был "Кто наш первый революционный вождь?", я бы уверенно сказал: Владимир Ильич Ленин. Но меня спросили "Кто наш первый вождь?". У меня в голове мгновенно пронеслись сотни мыслей. Я одновременно пытался понять, чего хочет услышать воспитательница: она хочет услышать про Ленина, или хочет услышать про первого вождя людей когда человек стал человеком, о котором она, несомненно знает, коль так уверенно спрашивает. Я пытался сообразить, как же люди узнали о том, кто был первый вождь, и как эта информация дошла до нас за тысячилетия. Устные предания? Наскальные рисунки? С какой целью интересуется воспитательница первым вождем? Может, она хочет услышать как звали первого вождя, и сказать, что тогда люди жили в плохо и в пещерах, а сейчас человечество прошло большой путь, и теперь при социализме мы живем хорошо? И самое главное: похоже, что я один не знаю, кто наш первый вождь. Ведь вокруг сидят ребята, и тянут руки чтобы ответить.

      В любом случае, я не знал, кто наш первый вождь, имея в виду первого вождя рода человеческого. И я честно сказал: "Не знаю". Глаза воспитательницы стали круглыми. Конечно, целый час вдалбливать ребенку в декларативной и в игровой форме про Ленина, а он так ничего и не понял. И вроде не самый глупый ребенок в группе. Но разбираться не стала, спросила соседа, и тот сразу сказал: "Ленин!"

      Другими словами, есть дети, которые все воспринимают буквально, и об этом всегда нужно помнить, общаясь с ними. Это не значит, что они не способны абстрагироваться. Если сказать ребенку, что вот именно сейчас мы говорим "в общем, абстрактно", то можно увидеть, что ребенок без проблем перестанет воспринимать все фразы буквально, и начнет общаться на более абстрактном уровне. Главное, что ему нужно объяснить, в каком ключе идет разговор.

      В старших группах детского сада я начал ходить в музыкальную школу. В музыкальной школе я ходил на хор и на занятия по фортепиано. Слух у меня был, в хоре я считался "абсолютником". И вот однажды в детском саду проходил какой-то утренник, и мама договорилась, что я буду на нем петь песню "Крейсер Аврора", которую мы в тот момент разучивали в музыкальной школе. Но проблема оказалась в том, что у музыкального руководителя детского сада не нашлось времени, чтобы со мной хотя бы один раз отрепетировать песню.

      В советское время в школьных садах небыло ни магнитофонов, ни каких-либо плееров. Да даже если бы и были, то где достать запись музыки без голоса? Традиционно, вся музыка просто игралась в живую на пианино самим музруководителем.

      На детсадовский утренник пришла моя мама, и когда уже должно было начаться мое выступление, она сказала: "Все слова помнишь?" — "Да". — "Пой так же, как ты поешь в музыкальной школе!" — "Хорошо". И я вышел на середину зала.

      Музруководитель заиграла на пианино, и тут я с ужасом понял, что играет она в другой тональности. В хоре мы пели на несколько тонов выше. Что мне делать? Сложная ситуация! Мне ничего не стоило на ходу спеть в другой тональности под музыку, но мама-то сказала, что петь надо как в музыкальной школе! И я стал петь так же как в школе.

      Боже, как же это было трудно! Когда человек слышит музыку, то подпевает автоматически именно в той тональности, которая звучит, даже не имея музыкального образования и понятия о нотах. Мне же пришлось слушать музыку в одной тональности, а петь в другой. Это было кошмаром. Мне пришлось волевым усилием заставить себя слушать ритм, и в то же время отключить восприятие высоты тона звучащих нот. Я все время сдерживал себя, чтобы не съехать в звучащую тональность, ориентируясь на собственный голос а не на музыку, в то же время следя за музыкой, чтобы не "убежать вперед" или не "съехать назад". С большим трудом я закончил свое выступление, радуясь, что мое мучение наконец-то закончилось.

      В конце утренника к маме подошла музруководитель и сказала: "Как ваш сын вообще учится в музыкальной школе? Он не слышит что я играю. У него совершенно отсутсвует слух!" Она не знала, сколько усилий мне пришлось приложить, чтобы спеть именно так, как я спел.

      Поэтому не стоит полагаться на мнения специалистов, которые не знают вашего ребенка, и судят о его способностях только по поверхностному контакту с ним. В критических ситуациях ребенок может повести себя абсолютно логично с его точки зрения, при этом со стороны будет казаться, что он совершенно не умеет делать какие-то действия.

      У всех нас в детстве были любимые игрушки. Были просто игрушки, и были любимые. Их мы помним всю жизнь, а некоторые взрослые их бережно хранят. Мои самые любимые игрушки были одушевленными — не машинка, не конструктор, а Зайка, Мишутка, и Антошка. Они были друзьями, и я не мог кого-то одного любить больше другого. Даже если у меня спрашивали, какая твоя самая любимая игрушка, я не мог ответить на такой вопрос. Я любил их всех.

      Антошка был немецкой куклой-пупсом с кучерявой головой, выразительным носом и губами. Когда он ложился на спину, у него закрывались глазки с ресничками. Мне очень нравилось делать для него кроватку из кубиков и укладывать спать, потом водить его "гулять", и в этом мне помогали Зайка с Мишкой. У Антошки был костюмчик в виде рубашки с коротким рукавом и коротких штанишек. Таким образом, ручки и ножки у него всегда были голыми. Я много возился с Антошкой, иногда переодевал его или повязывал шарфик, катал на машинке, устраивал ему зрительный зал с театральными постановками, сейчас сложно вспомнить, что там детская фантазия еще придумывала. И спустя четверть века произошло событие, которое заставило меня переосмыслить важность наличия такой игрушки у человека.

      Спустя двадцать пять лет у меня родился сын. Когда жена с сыном были выписаны из роддома и приехали домой, начались родительские хлопоты. На первый или на второй день жена доверила мне одеть ребенку подгузник. Я положил сына на спину, и взялся всей ладонью за ножку, чтобы аккуратно застегнуть застежку подгузника. Маленькая нога сына первый раз легла в мою руку, и в этот момент я осознал, что это тактильное ощущение мне очень знакомо! Я чуть не отдернул руку, потому что не ожидал такого от себя. Форма ноги, как она лежил в руке — все это было однозначно знакомо. В этот момент я резко и отчетливо вспомнил куклу Антошку, как возился с ним, как укладывал его в кроватку. Это был такой привет из детства — навык, который дремал во мне четверть века, вдруг сам проявился, — что я весь день ходил потрясенным. Я понял, что заранее знаю как брать ребенка, как носить его, как поворачивать. И все это благодаря кукле-пупсу Антошке, который давно сформировал во мне эти навыки.

      В нашем обществе есть разделение на игрушки для мальчиков, и игрушки для девочек. Мальчикам предписывается играть с машинками, кубиками и конструкторами, а девочкам — играть с куклами, посудой, мягкими игрушками. Конечно, это разумное разделение, и оно влияет на формирование личности и интересов. Но следует помнить, что у мальчиков должны быть игрушки, которые адаптируют его к домашнему хозяйству и отцовству, а у девочек должны быть машинки, кубики и прочие мальчуковые вещи, которые адаптируют личность к взаимодействию с современными предметами и разовьют творческие способности.

      Поэтому родителям хочу сказать: не бойтесь покупать своим детям "неподходящие" по полу игрушки. Главное, чтобы игрушка была хорошая и качественная, не уродливая, с правильными пропорциями и приближенной к реальности цветовой гаммой (сайчас много всяких зеленых котов, фиолетовых зайцев, большеголовых кукол с тоненькими конечностями — вот их точно не стоит покупать). А для какого пола игрушка — дело второстепенное.

      Пусть у мальчика будет набор кастрюлек, пупс и стиральная машина, которую он сможет разобрать и сломать. Пусть у девочки будут кубики и конструкторы, из которых она будет делать куклам мебель. Все это пригодится во взрослой жизни!

      На этом я заканчиваю свое короткое повествование. Всем родителям желаю удачи в нелегком деле воспитания детей. Весь мой текст сводился, по сути к одному: научитесь понимать своих детей, и тогда никаких проблем в общении с ребенком у вас никогда не появится. Да, это может показаться трудным, это тяжелая мыслительная работа, но результаты окупятся с троицей. Потрудитесь в этом направлении для себя и для малышей!

      webhamster.ru

      Смотрите так же:

      • Что можно при температуре месячному ребенку Что можно от горла 4 месячному ребенку Как лечить красное горло у грудничков Труднее всего лечить самых маленьких – новорожденных грудничков. А различные вирусы и бактерии ох как любят атаковать уязвимый организм малышей. Одно из наиболее неприятных и опасных для ребенка – заболевание горла. При покраснении он ощущает боль, а вот […]
      • Полтора месяца сколько должен спать ребенок Сколько, во сколько, когда? Сколько спит ребенок за сутки в первые полтора года жизни Редко какая мама (или бабушка) не задаются вопросом сколько должен спать их младший член семьи, во сколько изменения сна нормальны, когда ребенок перестает спать днем три-два-один раз, сколько часов сна должно быть ночью, а сколько днем? С течением […]
      • Сколько должен есть в день 5 месячный ребенок Сколько смеси или молока должен есть ребенок в 3 месяца: размеры порций при искусственном и грудном вскармливании Трехмесячный кроха уже вырос и набрал в весе по сравнению с показателями в свой день рождения. Ему предстоит еще длинный путь взросления. Как помочь крохе в этом? Нужно дать ему сил и достаточное количество еды, однако какой […]
      • Методика учебной деятельности дошкольников Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Основными предпосылками учебной деятельности дошкольников являются: наличие у них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами действий; самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач; контроль способа […]
      • Ангина 5 месячный ребенок Ангина у 9 месячного ребенка как лечить Лечение ангины у детей Ангина – это инфекционное заболевание, чаще всего передающееся воздушно-капельным путем. Одним из самых распространенных возбудителей ангины является стрептококк. Ангина у детей, особенно раннего возраста, занимает второе место после ОРЗ и ОРВИ. Основные симптомы ангины […]
      • Презентации на развитие логики для дошкольников Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду Развивающие игры для детей подготовительной группы детского сада Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы. Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, […]
      • Можно ли кормить ребенка грудным молоком при ангине Температура у кормящей мамы, можно ли кормить ребенка, будет ли молоко? Безопасно ли молоко больной мамы для малыша Каждая женщина на протяжении своей жизни, так или иначе, сталкивается с заболеваниями, при которых происходит повышение температуры. В период беременности и уже после рождения малыша, женщины начинают внимательнее следить […]
      • Национальное воспитание детей Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики» Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики» Тип проекта: познавательный, долгосрочный, много-проектный. Раздел программы: «Программа по ознакомлению с культурой татарского народа» (Р. А. […]