Детская психология 4 (стр. 1 из 12)

Ответы на экз. вопросы по детск. психологии.

Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Ее главная задача — описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе. Поэтому детская психология является составной частью возрастной психологии, т. е. науки, изучающей возрастные закономерности психического развития человека. Но если возрастная психология охватывает все этапы жизни, включая юность, зрелость и старость, то детская занимается только ранними возрастами от (0 до 7 лет), когда развитие происходит наиболее быстро и интенсивно.

Что такое ведущая деятельность? Какова роль деятельности в психическом развитии детей?

Ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в отдельных психических процессах, в личности ребенка в целом и в которой зарождаются новые формы деятельности.

Деятельность человека — это не просто его внешняя активность, она обязательно включает внутреннюю, психологическую основу. Деятельность является одной из фундаментальных психологических категорий и широко используется в детской психологии. . Именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза. В жизни ребенка множество различных видов деятельности. Одни из них играют большую роль в развитии, другие — меньшую. Поэтому нужно говорить не о зависимости развития психики от деятельности вообще, а от главной, ведущей деятельности.

Так, для младенческого возраста (первый год жизни) ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение со взрослым, внутри которой формируются предметные действия ребенка.

В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) на первое место выходит предметно-манипулятивная деятельность, в которой происходит интенсивное овладение предметными и орудийными действиями в сотрудничестве со взрослыми.

В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят (или моделируют) различные социальные роли и отношения между людьми. В такой игре происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности.

В младшем школьном возрасте (6—11 лет) ведущей становится учебная деятельность, в которой дети с помощью учителя осваивают правила и способы учебных действий и в которой развиваются интеллектуальные и познавательные способности.

В подростковом возрасте (11—15 лет) ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. В своих межличностных отношениях подростки воспроизводят те отношения, которые существуют в мире взрослых людей или противопоставляются им. В личностном общении подростков оформляются их взгляды на жизненные смыслы, на отношения между людьми, на свое будущее. Именно в таком общении появляются новые задачи и мотивы дальнейшей деятельности молодых людей, которая в следующем, юношеском, возрасте приобретает характер учебно-профессиональной.

3.Роль воспитания и обучения в психическом развитии.

Передача человеческой культуры от взрослых детям происходит в особом процессе воспитания и обучения. Взрослые являются посредниками между ребенком и идеальными формами культуры. Процесс этого посредничества в широком смысле и является процессом обучения. Далеко не всегда этот процесс осуществляется организованно и целенаправленно. Очень часто обучение происходит стихийно: ребенок учится играть, говорить, рассуждать или слушать музыку, вовсе не подозревая, что он учится. Но во всех случаях он не просто действует с предметами или воспринимает сенсорные стимулы, но с помощью взрослого открывает для себя их человеческий смысл и тем самым приобщается к человеческому способу жизни. Д. Б. Эльконин определял обучение как процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредствованный взрослым. В этом определении схвачено самое главное. Обучение — это не формирование навыков и не передача информации, а взаимодействие ребенка с культурным смыслом и значением, которые существуют в идеальной форме.

Проблема обучения и развития всегда была одной из центральных для детской психологии, но решалась она по-разному в зависимости от исходных представлений о сущности детского развития. Существует три основных подхода к решению этой проблемы. Первый из них принадлежит Ж. Пиаже: он понимал психическое развитие прежде всего как развитие интеллекта, которое осуществляется в результате созревания когнитивных структур, как переход от одной стадии к другой. Поэтому обучение может быть эффективным только тогда, когда оно следует за развитием, несколько отставая от него.

Второй подход реализуется в бихевиоризме, где процессы обучения и развития практически отождествляются. Поскольку в этом направлении развитие ребенка сводится к приобретению и накоплению навыков, а обучение и есть процесс приобретения навыков, то эти два процесса идут параллельно.

Третий подход связан с именем Л. С. Выготского. Согласно его представлениям, обучение не должно приспосабливаться к развитию и «плестись у него в хвосте». Согласно Л. С. Выготскому, обучение должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой.

Внутреннюю связь обучения и развития и ведущую роль обучения Л. С. Выготский отразил в понятии «зона ближайшего развития». Мы уже говорили о том, что, овладевая каким-либо новым действием, ребенок сначала выполняет его вместе со взрослым и с его помощью, а потом уже самостоятельно. Разница между тем, что ребенок может вместе со взрослым (при его показе, руководстве, указаниях и т. д.), и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности, и образует зону его ближайшего развития. Это понятие имеет огромное значение при диагностике уровня развития ребенка. При выявлении этого уровня нельзя ограничиваться определением того, что ребенок может в данный момент. Необходимо выяснить то, что он может вместе со взрослым. Поскольку то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он будет делать самостоятельно. Величина зоны ближайшего развития — важный показатель обучаемости ребенка, того «запаса развития», который он имеет в настоящее время.

Только такое обучение можно считать хорошим, которое создает зону ближайшего развития и тем самым идет впереди него. Каждый новый шаг в обучении использует зону ближайшего развития ребенка и одновременно создает новую, которая становится предпосылкой для дальнейшего обучения. Через хорошо поставленное развивающее обучение можно сформировать более полное и расчлененное восприятие, новые умственные действия детей, развить художественные способности и т. д. Многочисленные психолого-педагогические исследования и экспериментальное обучение дошкольников по новым программам обнаруживают поистине огромное влияние обучения на психическое развитие детей.

Но это совсем не означает, что ребенка можно учить чему угодно и когда угодно, не считаясь с его возрастом и его интересами. И далеко не всякое обучение способно вести за собой развитие, поскольку между обучением и развитием стоит деятельность самого ребенка.

4. Роль взрослого в психич. развитии ребенка.

Роль взрослых в психическом развитии ребенка признается практически во всех теориях. Само это развитие в большинстве случаев рассматривается как процесс постепенной социализации или адаптации ребенка к внешним для него социальным условиям, приспособления к миру взрослых. Механизм такой адаптации может быть различным. Это либо преодоление врожденных инстинктивных влечений (как в психоанализе), либо созревание когнитивных структур, подчиняющих себе асоциальные, эгоцентрические тенденции ребенка (как в школе Ж. Пиаже), либо подкрепление социально приемлемого поведения (как в бихевиоризме). Но во всех случаях собственная природа ребенка трансформируется, перестраивается, подчиняется требованиям взрослых, которые противостоят ребенку.

Принципиально по-другому роль взрослого выступает в культурно-исторической концепции. Здесь социальный мир и окружающие взрослые не перестраивают природу ребенка, а являются органически необходимым условием его человеческого развития. Человеческое общество и окружающие люди не противостоят ребенку и не давят на него извне, но составляют главный источник формирования его внутренней жизни. Ребенок не может жить и развиваться вне общества. Он изначально включен в общественные отношения, а не входит в них в процессе адаптации. Чем младше ребенок, тем более социальным существом он является. Собственная деятельность ребенка, его человеческие способности и потребности возникают в результате присвоения образцов человеческой культуры. Психическое развитие человека есть прежде всего культурное развитие. Носителями этой культуры для ребенка могут быть только взрослые, и только они могут передать ее ребенку. Стать человеком ребенок может только вместе со взрослыми, в процессе совместной жизнедеятельности с ними.

Важнейший закон развития высших психических функций, открытый Л. С. Выготским, заключается в следующем: Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослым и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, т. е. становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода от интер- к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для детской психологии.

В формулировке Л. С. Выготского он звучит следующим образом: «Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» [Т. 3. С. 145]. В этой формулировке содержится две важнейшие мысли. Первая — психические процессы у человека с самого начала социальны и по своему происхождению, и по своему содержанию. Вторая — идея об интериоризации как о процессе перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние, психические.

mirznanii.com

Детская психология 4 (стр. 3 из 12)

9. Особенности псих. развития в младенчестве.

Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни малыша. Главной его особенностью выступает отсутствие поведения в собственном смысле слова. Наблюдаются лишь инстинктивные формы — безусловные рефлексы. Поведение ребенка связано с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорожденный же большую часть времени спит и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Он совершенно беспомощен и без опеки и заботы взрослого может погибнуть. Поэтому период новорожденности рассматривается как переходный между внутриутробным и внеутробным. Ребенок уже отделился от матери физически, но не физиологически, потому что она обеспечивает все его жизненно важные функции, начиная с кормления. С первого дня жизни малыша его жизнь социально опосредована. Такое опосредование состоит прежде всего в уходе за ребенком. А с другой стороны, важнейшим средством опосредования выступает сам социально организованный образ жизни младенца, и прежде всего режим дня, предполагающий соответствующее чередование сна и бодрствования.

Взрослый является центром ситуации развития младенца. Он организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и, более того, создает предпосылки для их формирования.

Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций. Первые эмоции новорожденного отрицательные, ведь для него важно показать окружающим, что ему угрожает, что его не удовлетворяет. В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития — период младенчества. На границе этих периодов вырабатывается особое поведение ребенка — «комплекс оживления», специфический акт поведения младенца в отношении взрослого. Он включает, кроме эмоциональных реакций, двигательные и вокализации.

Таким образом, взрослый стимулирует развитие важных потребностей малыша — социальных потребностей в познании и общении.

Несмотря на кратковременность периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:

— отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности;

— выделение первого объекта в окружающей действительности (взрослый, ухаживающий за ребенком);

— появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого (положительная эмоциональная реакция и свидетельствующая о ней улыбка);

— зарождение и развитие первой формы поведения — комплекса оживления;

— развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого.

Особенности развития ребенка в период новорожденности: отсутствие сложившихся форм поведения при наличии минимального количества врожденных рефлексов и наиболее быстрое развитие органов чувств по сравнению с движениями, а главное — социальная опосредованность жизни с первых ее дней.

Общение носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуации и по ее поводу. Малыш еще не владеет основным средством общения — речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. В зависимости от содержания общения на протяжении младенчества выделяют два его вида — ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.

Общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития.

Период младенчества делится на два этапа развития. Первый — от рождения до 5-6 мес. — характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.

Переход ко второму этапу связан с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координации (координации между рукой и глазом). Пространство ребенка расширяется. Создаются предпосылки для развития манипуляций с предметами и предметного восприятия. Теперь общение протекает на фоне манипуляций по поводу предметов. Зарождаются предпосылки для развития речи. Причем сначала складываются основы понимания речи взрослого.

Между ребенком и взрослым тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счет того, что «вклинивается» новая деятельность — предметная, сначала манипулирование предметами, а затем и освоение их функции. Дальнейший разрыв ситуации «мы» обусловлен освоением ходьбы, стимулирующей рост самостоятельности малыша. Теперь он сам может выбирать объект, с которым будет действовать.

Выделим ведущие достижения в младенческом возрасте в сферах деятельности, познания и личности:

— складываются первые две формы общения со взрослым, начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;

— появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним и первое «предличностное» новообразование — активность;

— в сфере познавательной возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства; развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать; появляются зачатки мышления как установления первых простейших причинно-следственных связей, поиска ответа на вопрос «Что будет, если. », возникают предпосылки для освоения речи как пассивной, так и активной, устанавливаются первые связи слова с предметом.

10. Основные новообразования раннего возраста.

Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребенка. Именно в ней возникают основные новообразования раннего возраста, одним из которых является речь. Для осуществления предметной деятельности и делового общения уже недостаточно экспрессивно-мимических и локомоторных средств общения. Овладение ребенком активной речью является наиболее впечатляющим событием раннего детства. Как правило, переход к активному использованию речи совершается с возрасте от 1,5 до 2 лет. Это событие перестраивает не только общение со взрослым (оно становится речевым), но и все психические процессы ребенка — восприятие, внимание, память, мышление. Речь становится не только средством общения, но и средством мышления и овладения своим поведением. Выполнение речевых инструкций можно рассматривать как первую форму произвольного поведения ребенка.

Благодаря речи в процессуальной игре детей появляются игровые замещения, когда новое название знакомых предметов определяет способ их игрового использования. Становление игровых замещений дает начало новой форме деятельности — сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей на следующем этапе развития ребенка.

В раннем возрасте впервые возникает особое отношение ребенка к своему сверстнику. Другой ребенок становится не только «интересным» предметом, но и партнером по общению. Первые субъектно ориентированные контакты с ровесником появляются именно в этот период — в 2—3 года.

mirznanii.com

Воспитание детей. Уроки психологии для родителей

Воспитание детей – это сложная задача, которая длится с момента появления ребёнка у вас в семье. Порой поведение их любимого чада ставит любящих родителей в тупик, и кажется, что выхода из сложившейся ситуации просто нет. Однако выход всегда есть, нужно лишь обдумать свои действия по отношению к ребёнку, провести анализ поведения вашего ребёнка, выяснить, почему он несносно себя ведёт, постараться взглянуть на проблемы воспитания глазами чада.

Родители должны знать основы детской психологии

Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.

Доверительные отношения между родителями и детьми

Ниже расположены статьи на тему «детская психология», «воспитание ребёнка», с которыми должны ознакомиться все родители, чтобы не делать ошибок в воспитании ребёнка.

Что такое детская психология — определение

Статья о том, как успокоить детей во время конфликтов

Большинство родителей понятия не имеют, как убедить ребёнка вести себя спокойно, как найти подход в детском возрасте со своим чадом.

Воспитание детей, достигших подросткового возраста – это головная боль для многих родителей. Психология ребёнка резко меняется, у него часто меняется настроение. Несколько минут назад общение с родителями ребёнка очень радовало, он рассказывал взрослым об учёбе, своих достижениях и о своей жизни в обществе, а спустя время ребёнка будто подменили. Он начинает капризничать, требовать купить ему дорогие вещи или просится на ночную прогулку. Пусть вас не пугает такое поведение, поскольку психика ребёнка меняется, это считается нормальным поведением у детей.

Что делать при конфликте? Сохранять спокойствие

В таком ещё довольно детском возрасте дети сами понимают на подсознательном уровне, что ведут себя неправильно. Но всё же упёртый характер и упрямство ребёнка берёт вверх над разумом. Обычно в такой ситуации родители опускают руки, ссылаясь на трудный возраст. Порой допускают ошибки в воспитании, показывая свою слабость, уступая капризам подростка. Хуже всего, когда взрослые срываются из-за стресса, и повышают на ребёнка голос.

Кардинальная смена настроения у детей, отвратительное поведение в детском возрасте сможет свести любого с ума, даже самых уравновешенных воспитателей.

На ребёнка категорически нельзя кричать, ведь в этом случае может испортиться детская психика.

Детский негативизм — явление временное

Чтобы избежать ссор, нужно выполнять ряд правил:

  • Если у ребёнка неконтролируемое поведение, попробуйте взять всё в свои руки. Уделяйте ему больше времени, занимайтесь с ним его любимыми делами;
  • Статьи о психологии повествуют о том, что для детей важно иметь свободное время. Дайте ему отдохнуть от всех и побыть одному, заняться своими заботами и делами;
  • Если вы всё-таки сорвались и наорали на своих детей, то необходимо как можно скорее исправить ситуацию. Когда ситуация немного уляжется, детская психика придёт в норму, вам следует объяснить своё поведение.

Наказание ребенка не должно быть страшным и неадекватным

Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы

Психология детей устроена таким образом, что они стараются всячески угодить своим родным, понравиться им. Они обожают повышенное внимание к себе, хотят почувствовать заботу, любовь и тепло.

Исходя из этого, можно заявить, что нет так называемых трудных детей, бывают только не очень внимательные родители.

Дети устраивают истерики в любом возрасте и у даже самых идеальных родителей. Избежать этого вряд ли удастся. Детская психика нарушается, когда он начинает проявлять ярко выраженный гнев. Он может кататься по полу, топать ножками, разбрасывает вещи, и даже пытается драться с родителями.

Причины детских капризов

В воспитании ребёнка важно понять причину подобных капризов и попытаться бороться с ними, ведь они затормаживают развитие детей, способствуют тому, что малыш становиться эгоистичной личностью. Психика у детей нуждается в лечении. Самой эффективной мерой в борьбе с таким поведением в детском возрасте является игнорирование требований ребёнка. Вы можете с юмором отнестись к такому поведению, обнять своё чадо. Оставайтесь в уравновешенном состоянии, самое главное не нервничать. Со временем он поймёт, что его деструктивное поведение ни к чему не приведёт.

Если у ребёнка началась истерика в людном месте, например в торговом центре, а вы не хотите выяснять отношения с ним при посторонних, выведите его на свежий воздух в спокойное место.

Там дитя может капризничать и плакать сколько душе угодно. Психика ребёнка должна успокоиться, если он выплеснет всю злость наружу.

Как реагировать на капризы детей — советы

В то время, когда у детей капризное настроение, поговорить с ним не удастся. После того, как состояние ребёнка улучшится, с ним стоит провести беседу. Скажите ему, что его поведение очень расстраивает вас, нельзя так капризничать из-за каждого пустяка. Заявите ему, что в дальнейшем надеетесь, что малыш будет вести себя более благоразумно. Дайте понять ребёнку, что будете любить его, не смотря ни на что. Психология детей устроена так, что после этого разговора по душам у малыша проснётся чувство вины.

Главное правило – оставайтесь всегда спокойными и не обращайте внимания на его провокацию.

Статья о том, как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его

Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей. Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок. Лучше проведите анализ своих действий.

Как поощрять ребенка — советы

Большинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение. Родителям нельзя забывать об этом. Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия. Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.

Виды поощрений в семье

Формирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться. Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку. Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время. Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.

О поощрении и наказании — когда и как применять

Хвалить детей стоит только по делу. Разговаривать с ним в этом случае следует как можно искреннее, чтобы он навсегда уяснил, что делать хорошие поступки во благо – это здорово.

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты. Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника. Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.

Надо баловать детей

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» — часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.

Советы родителям от психолога

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».
  3. Поддержка родителей — самое важное для ребенка

    Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

    А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

    detki.guru

    Кратко о психологии детей 3-4 лет

    Новое в этом возрасте — появление элементов сюжетно-ролевой игры: дети начинают различать себя в обычной жизни и себя в какой-то роли. Пока это частично игры с предметами-заместителями (палочка=лошадка), а также игры с несложными, короткими сюжетами и одной или двумя ролями.

    Психологические особенности детей 3-4 лет

    Также помимо наглядно-действенного начинает развиваться новый тип мышления — наглядно-образное, когда ребенок может решить задачу, сравнить предметы по форме и величине, глядя на изображение, без необходимости эти предметы прикладывать друг к другу.

    Опубликовано Детский психолог

    Навигация по записям

    Кратко о психологии детей 3-4 лет : 10 комментариев

    Здравствуйте, сыну 3,5 года, задержка речевого развития, остальных задержек не диагностируют. Занимаемся с логопедом-дефектологом 3 раза в неделю, обучаем, знает буквы, цифры, цвета, предметы, собирает несложные паззлы и сложные пирамидки — в целом, согласно возрастным особенностям.

    Пошли в садик (на адаптации, на несколько часов) . Адекватная опытная воспитатель, достаточно доброжелательные детки. Бежит в садик, за несколько дней выучил много слов, но буквально на второй день стал агрессивным, и эта агрессия копится день ото дня, выплескиваясь не только дома, но уже и в садике (щипает детей, воспитательницу).

    Я понимаю, что для него, домашнего и прежде никогда не общавшемуся с детьми (не хотел), это глобальный стресс.

    Но что делать мне, чтобы эта агрессия не принимала угрожающих форм? Психолог сказала, то это нормально, что он так самоутверждается в коллективе, это пройдет. Но не водить его в садик неправильно, раз уже начали социализировать.

    Подскажите, пожалуйста, с уважением, Марина

    Как правило, задержка речевого развития тянет за собой задержку всего остального. В данном случае — нет речи, нет саморегуляции. С психологом согласна: сейчас включаются нормальные эволюционные агрессивные механизмы. Да, их нужно социализировать: энергично запрещать и наказывать. Причем сразу, в тот же момент, как совершено «нападение». Последовательно и разумно. Вы можете на него сильно сердиться… А так, кризис нужно просто пережить… И детский сад хорошо стимулирует развитие речи.

    добрый деь! поскажите что делать если ребенок в 4 года начал писать и какать в трусы? дело в том что мы на лето перешли в новый садик и спустя неделю у нас началась такая проблема!

    Такой регресс может быть способом адаптации к новому садику. Говорите с воспитателем, мягко напоминайте ребенку о правилах, пусть сам стирает свои вещи.

    Вот если это длится уже месяц, то да… вы застряли… Тогда нужен более предметный разговор со мной…

    Добрый день.Помогите наладить взаимоотношения с моей дочерью.ей 4.5.г.Она не слушается,крайне отрицательно воспринимает любые замечания в ее адрес,начинает ругаться,драться ,замахиваться.Не дает возможности научить чему-либо(даже рисовать)…Она очень упертая.Ночью не хочет ходить в туалет когда ее высаживаю на горшок(она сама просыпается)ложится в постель описывается начинает истерить ,орать,,драться.

    Юля… это не отношения… это нормальные границы — взрослый+ребенок, статус взрослого: «ребенок не главный»… И многое другое. Мы учимся этому на занятиях для родителей. Через два дня будет бесплатное вводное занятие к новому циклу Рецептов для родителей.

    Можно здесь записаться, чтобы получить входной билет в интернет-класс.

    Здравствуйте,подскажите что делать?Доки 4 года,она меня игнорирует,не слушает,не выполняет мои просьбы,слушает папу и бабушку,как мне найти к ней подход?

    Делать то же, что папа и бабушка. Не уступать ей, не разрешать ей командовать вами, сердиться, когда она нарушает правила общения со взрослыми.

    Здравствуйте! Подскажите, что это значит? Вот ситуация: внуку 4 года, живет в др городе. Видимся переодически, иногда раз в месяц, иногда чаще. Может жить у меня по неделям. Очень много с ним занимаемся, играем. Отношения у меня без фанатизма. Не наказываю, но проговариваю, что мне не нравится в его поведении. Часто говорю о том. как его люблю. Мне он часто говорит, что «бабушка, я тебя люблю». Но в то же время, может не разговаривать со мной по телефону, закрывает уши руками и трубку не берет. Когда гостит у меня, может так же вести себя по отношению к др бабушке и маме. С папой говорит всегда. Родители не живут вместе, внук с мамой, но папа забирает его на выходные. Меня это очень настораживает. Спасибо за ответ.

    Вы ждете какой-то «определенности» от ребенка 4 лет? Папу он слушает, видимо, потому, что папа не позволяет небрежного отношения к себе со стороны ребенка. А вас/вашего внимания в его жизнь много, ценить не обязательно.

    psychologyofchildren.wordpress.com

    Психологические особенности детей 3-4 лет

    Завершено формирование глубинных подкорковых структур мозга, отвечающих за тонус, активацию всех остальных структур, а также межполушарных связей этого уровня. Активно начинает развиваться правое (образное, пространственное полушарие), усложняется восприятие (слуховое, зрительное, тактильное и т.п.), что способствует формированию целостной картины мира.

    Важно создавать условия для получения полноценной сенсорной информации из внешнего мира через разные модальности: теплый/холодный, громкий/тихий, гладкий/шероховатый, светлый/темный т.п. Здесь речь идет в первую очередь об опыте, ощущении, а потом уже о назывании, о слове.

    Активно развивается моторная кора, поэтому нужно обратить внимание на развитие крупной и мелкой моторики, соответствующей возрасту ребенка: бег, прыжки на двух и на одной ноге, умение пройти по дощечке, переступить через палочку, управление пальчиками. Управление движениями даст «опыт» для регуляции более тонких внутренних состояний (эмоций и т.п.), а также обеспечит развитие речи.

    Внимание и память непроизвольны: концентрация на ярких, эмоциональных событиях.

    Восприятие. Использование простых сенсорных эталонов (геометрические формы, цвета).

    Речь. В 3 года завершается этап активного формирования речи, в словаре ребенка около 1000 (1500) слов, существительные и глаголы. Постепенно словарь расширяется за счет прилагательных и др. частей речи.

    Мышление. Переход от наглядно-действенного (предметно-действенного) к наглядно-образному мышлению. Мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) происходят еще на фоне манипуляции с предметами (соотносящих и орудийных действий), но ребенок уже может решать некоторые задачи с опорой на «картинку», т.е. только на зрительное восприятие ситуации.

    Детская игра: переход от манипуляций с предметами к простым сюжетам.

    Предметно-манипулятивная игра – еще ведущая. Важно обеспечить игровое пространство «простыми» игрушками: кубики, пирамидки, ведерки, совочки, бытовые предметы. Начинает зарождаться сюжетно-ролевая игра: ребенок в игре «замещает» одни предметы другими, также можно наблюдать короткие сюжеты с одной-двумя ролями.

    Кризис 3 лет завершается. Появляется чувство личности «Я есть», способность говорить о себе в 1 лице.

    Отделение ребенка от матери. Ребенок входит в семью как «один из многих». Он не главный в семье, он не управляет и не манипулирует взрослыми, и у него уже есть свои маленькие обязанности (самообслуживание, убрать игрушки). Для формирования общей саморегуляции и снижения стресса, связанного с адаптацией к детскому саду важно соблюдать режим дня.

    Уважаемые коллеги (а также рерайтеры, педагоги, мамы «вконтактах»), я не разрешаю копировать мои тексты и публиковать их на ваших страницах в соцсетях или сайтах. Подробнее здесь: Об авторских правах.

    Ольга Сергеевна Исаенко,

    детский психолог, кандидат психологических наук

    Ниже в окошке «добавить комментарий»

    вы можете задать вопрос детскому психологу

    ВНИМАНИЕ! В моей почте накопилось много вопросов (очень много!). Поэтому пока не отвечу — возможность задавать вопросы на сайте временно приостанавливаю в этом месяце. Все серьезные и сложные вопросы можно решать на консультации по скайпу, а также, прочитав полезные заметки для родителей на главной «Детский психолог-ПРОФИ» или заметки в этом блоге и еще сотни вопросов-ответов, которые уже есть на этой странице.

    Понравилось? — Поделитесь.

    Психологические особенности детей 3-4 лет : 139 комментариев

    Здравствуйте, моему внуку 3г.10 мес. (рожден от случайной связи моего сына с матерью внука, мой сын отцовство признал и записал его на себя, то есть на нашу фамилию, после чего уехала в свой город, на контакт не идет, не дает его нам видеть, и ничего не знаем как он рос все это время, хотим просто хоть иногда его видеть и помогать внуку.) не виделись с ним 2 года, ( был момент когда она приехала в наш город снимала квартиру и ребенок очень часто находился у нас, устроили его в д.сад, все было хорошо, ребенок был доволен, потом снова увезла его в свой город когда малышу было 1г. 10 мес.) сейчас случайно узнали что ребенок находится на лечение в противотуберкулезном диспансере, хотим поехать навестить его. не навредит ли встреча психике ребенка, ведь нас он не знает ( а может и вспомнит), а то мой супруг говорит как бы не было хуже от этой встречи, так как однажды он уже потерял нас.

    Марина, хотите — езжайте и навещайте. Лучше-хуже… Это ваш внук.

    Здравствуйте. Моей дочке 3,1. 2 месяца назад в нашей семье появился второй малыш. Мы стараемся как можно больше времени уделять старшенькой. Объясняли ей что она теперь не одна,у неё есть сестренка которая нуждается в заботе. Хвалили её за малейшую помощью. Но сейравно она стала очень агрессивной,капризной,начала драться иповышать голос. Подскажите как поступить в этой ситуации,ведь не возможно все время уделять только ей. Зарание спасибо.

    Настя, в этой ситуации, чем больше внимания, тем хуже. Вы никогда не насытите ревность старшего ребенка. И она и через 5 лет будет вас шантажировать тем, что вы ее не любите.

    Работает — только смена статуса: повзрослел — меняются права и обязанности, меньше маминого внимания, больше семейного. Ну и детский сад — это весьма целительно.

    Добрый день, у меня такая проблема. Ребенку 3.5 года, мальчик. Заговорил только после трех.На данный момент говорит все, что видит вокруг. Очень большой набор слов из названия предметов. Прилагательных использует мало, глаголы только начинает. Фразовая речь состоит из максимум 3 слов: например, я хочу зефир, пойдем в зал, я хочу гранат, открой сок пожалуйста…..В садик еще не ходим, дали направление пойдем через месяц. И все-таки меня больше беспокоит другое… при общении с совершенно ему незнакомыми людьми он делает вид, что их не замечает…. Иногда может ответить, как зовут, назвать фамилию, возраст. Вот недавно мы решили пойти заниматься с логопедом, на консультации первой все себя спокойно, ответил на пару вопросов, но не особо заинтересованно, в контакт не вступал, больше играл с игрушками, пока мы с логопедом обсуждали нашу речевую проблему… Когда мы пришли на занятие, логопед попросила меня выйти, чтобы они позанимались… И тут мой ребенок замкнулся, не реагировал на нее, не вступал в контакт, на все ее просьбы мотал головой, когда она начинала петь песенки ему закрывал уши, закрывал глаза, бился в дверь… и пришлось прервать занятие… И это уже не первый раз… У нас не получается заниматься… Пробовали со мной, но он на преподавателя не реагирует, обращается ко мне… и в конечном итоге ничего не получается. Хочется добавить, что он достаточно капризный, чуть не по его, сразу истерика,Очень надеюсь на садик, может вы что-то посоветуете.

    На мой взгляд, все не так плохо. Словарь по началу и должен состоять из существительных и глаголов. А для того, чтобы петь песенки к логопеду можно не ходить. Пойте сами. Обсуждайте с ним все, что вы делаете по дому. Если он не повторяет и не отвечает на вопросы, просто рассказывайте, что вы делаете.

    Я бы, занимаясь с таким ребенком, сделала 3 пробных занятия (без родителей). А потом бы уже принимала решение — идем ли мы дальше. Причем ребенок еще не раз будет проверять границы, его просто ставят перед фактом, оставляют в кабинете и все, мама решительно уходит. Далеко уходит на полчаса, чтобы не было соблазны вмешиваться.

    Доброго вечера! Подскажите пожалуйста. У девочки 3х лет в игре обязательно присутствует, что-то отрицательное.. Играем в животных, все у нее «дохнут», играем в кукол, обязательно непослушная и ей надо «сдохнуть». Само слово она взяла от старшей сестры (8 лет). Но не знаю, как правильно направить игру в другое русло и насколько это может перерасти в проблему. Если играем без игрушек, то все хорошо, она заботится, лечит, кормит, а с игрушками никак. Что можно сделать?

    Сменить среду, предложить ей для наблюдения разные формы поведения взрослых, исправлять ее во время игры, предлагать другое развитие сюжета…

    Но… в 3 года как-то рано играть в куклы… Это период знакомства с предметами и действиями.

    Мой ребенок агрессивен? Была в гостях у подруги с сыном 3-х лет, у которой девочка на полгода младше. В течение пребывания в гостях, девочка забирала у моего сына все, что он находил себе для игры(как правило он легко придумывает себе игры, чем вызывает интерес к себе других детей на улице, хотя сам к игре с другими детками не стремится). Девочке по поводу ее поведения замечаний никто не делал, в итоге сын стал во время конфликтных ситуаций замахиваться на нее руками, иногда кричать. Мама девочки сказала, что мой сын агрессивен, это ненормально так регаировать. Рассудите.

    Лена, не ходите в гости к мамам с маленькими детьми. ?? Потому что вы — на их территории и не можете устанавливать свои правила. А вообще, дети должны получить опыт общения со сверстниками… разный.

    :-)Спасибо! Теперь уже и не к кому в гости идти. Грустно, ну ладно. Будем получать опыт на площадке!

    psychologyofchildren.wordpress.com

    Смотрите так же:

    • Группы по уходу и присмотру за детьми Группы по уходу и присмотру за детьми от 5 августа 2013 года № 08-1049 В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части обеспечения доступности дошкольного образования, а также во исполнение перечня поручений […]
    • Лечение при запоре у детей Лечение запоров у детей Питание при хроническом запоре у ребенка – советы врача. Советы дает кандидат мед. наук А. И. Ванин. Утром натощак ребенок должен выпивать 100 мл воды с 1 ч. л. меда. После чего сделать упражнения на пресс. Если ребенок совсем маленький, то помассируйте ему животик слева от пупка по диагонали к паховой области в […]
    • Режим дня для 9 месячного ребенка питания Режим дня 9 месячного ребенка комаровский Питание ребенка в 9 месяцев комаровский Питание ребенка в 9 месяцев комаровский Rating: 4 / 5 based on 232 votes. Питание ребенка в 9 месяцев комаровский Питание ребенка 10, 11, 12 месяцев. Так в 8 месяцев оно и том что мы еще. Меню для 7 месячного ребенка от Доктор Комаровский семь месяцев. Для […]
    • У 4-х месячного ребёнка сопли Что делать, если у месячного ребенка появились сопли? Когда идти к врачу? Различные стадии насморка Приступаем к лечению Чистим нос малышу Что опасного в затяжном насморке Ринит у самых маленьких Если появились сопли у месячного ребенка, что делать? Этот вопрос беспокоит многих молодых мам. Носовые пазухи младенцев узкие и […]
    • О дополнительных мерах поддержки семей имеющих детей Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" С изменениями и дополнениями от: 23 июля, 25 декабря […]
    • Логическое развитие ребенка 7 лет Логическое развитие детей 6 7 лет Логические задачи для детей 6-7 лет Решение задач и головоломок на логику и сообразительность отлично развивает детский интеллект и гибкость мышления. Выполнение всего 3-5 заданий в день поможет ребенку очень достойно подготовиться к школе, а регулярные тренировки по 10 и более заданий ежедневно […]
    • Развитие руки детей 6 7 лет упражнения Упражнения детей 6 7 лет распечатать Графические упражнения. для подготовки руки вашего ребёнка 5 или 6 лет к письменным занятиям. Рисование ручкой по крупным клеточкам один из активнейших способов приобретения навыка ориентации на листе бумаги. Фигуры и узоры данных прописей содержат все необходимые линии и наклоны, с которыми ваш […]
    • Развитие недоношенных детей весом Недоношенный ребенок — таблица развития по месяцам и особенности развития до года Развитие ребенка в 5 месяцев – навыки и умения Развитие ребенка в 4 месяца – навыки, умения и физическое развитие Развитие ребенка в 3 месяца – навыки, умения и физическое развитие Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы будем говорить о […]