3. Роли ребенка в семье

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно:

ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира;

ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. («У нас все как у людей».) При этом ребенок выполняет роль объекта для социальной презентации;

ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. («Мы не разводимся только ради тебя».) В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях. От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. В связи с этим, можно выделить следующие роли.

«Кумир» (‘«мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так, как собственная семья.

«Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эмоций. У такого ребенка первоначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.

«Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.).

4. Материнская депривация

Разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка оказывает депривация. Депривация возникает в том случае, когда родители (главным образом мать) не обеспечивают должного ухода и игнорируют базовые потребности ребенка либо бросают ребенка, оставляя его на попечение других. Традиционно выделяют следующие виды депривации: сенсорная, двигательная, эмоциональная.

Под сенсорной депривацией понимается ограничение стимулов, воздействующих на сенсорные системы (тактильную, зрительную, слуховую и др.). Поскольку ребенок познает мир посредством органов чувств, дефицит сенсорных стимулов приводит к необратимому психическому недоразвитию, так как во время поступления в мозг разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение структур мозга. Сенсорная депривация может привести к задержке и нарушению психического развития ребенка. Двигательная депривация возникает при резком ограничении движений ребенка (из-за болезни, травмы, плохого ухода и т. п.). Вследствие длительной двигательной депривации у ребенка возникает депрессивное состояние с приступом ярости и агрессии. Под эмоциональной депривацией понимают длительное отсутствие эмоциональных контактов с матерью («холодная мать») или лицом, ее заменяющим. Это приводит к блокированию потребности в эмоциональной близости (любви).

В случае полного лишения ребенка контакта с матерью наблюдается феномен материнской депривации. Материнская депривация оказывает самое разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка.

Известный американский специалист по детской психологии Г. Крайг указывает на то, что материнская депривация характерна для неблагополучных семей В такого рода семьях дети лишены внимания чуткого и отзывчивого взрослого, приспосабливающего свою деятельность по уходу за детьми к индивидуальным потребностям ребенка. Г. Крайг пишет следующее: «В этих случаях, вероятно, имеет место недостаток сопряженной обратной связи от тех, кто ухаживает за ребенком. У детей почти нет возможности повлиять на окружающую среду. Они практически не получают непосредственного поощрения в форме последовательной и сопряженной обратной связи за появление у них таких социальных и речевых достижений, как улыбка, крик, вокализация. Многие из этих детей на собственном опыте убеждаются, что их попытка повлиять на окружение ни к чему не приводит, и не пытаются делать это в дальнейшем. Поэтому они часто проявляют пассивность или агрессию в ответ на неспособность изменить окружающую среду и вызванное этим состояние фрустрации».

Характерологические особенности и поведение детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, представляют собой яркую иллюстрацию «ребенка с депривацией».

Многочисленными исследованиями установлено, что существование детей в условиях массированной материнской депривации (когда дети растут в полной разлуке с матерью) приводит к возникновению психопатий, депрессиям и фобиям. Дети, лишенные родительской опеки, обнаруживают заметное отставание от социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни. Для них характерно следующее:

низкая способность к фантазированию;

инфантильная безответственность и др.

Д. Воулби выделил сензитивный период (от 6 до 12 месяцев) в жизни ребенка, во время которого он наиболее тяжело переживает разлуку с матерью. Исследователь указывает также на наличие динамики эмоциональных реакций ребенка, разлученного с матерью: вначале он плачет, кричит (фаза протеста), затем наступает фаза отчаяния, которая завершается фазой отчуждения, во время которой ребенок перестает интересоваться матерью, ничего не хочет о ней слышать.

Как уже было сказано, отдельные аспекты феномена депривации могут проявляться у ребенка, растущего в семье при наличии матери и отца, при патогенном (неправильном) родительском поведении, характерном для дисфункциональной проблемной семьи (семьи, не способной выполнять свои основные функции и удовлетворять потребности членов семьи).

studfiles.net

Правильное питание в семье

Внимание! Все материалы на сайте имеют рекомендательный характер. Обязательно консультируйтесь с лечащим врачом

1. Правильное питание сегодня.

Правильное питание является одним из основопологающих факторов здорового и полноценного развития человека. Что и как мы едим в очень большой степени влияет на всю нашу жизнь. Особенно актуальными вопросы здорового питания становятся, когда в семье появляется маленький ребенок Перефразируя известное высказывание Аркадия Гайдара, с уверенностью можно сказать: „Что такое „правильное питание» — каждый понимает по-своему». В большинстве случаев представления о полезной еде связаны с нашими семейными пищевыми привычками, национальными традициями, образом жизни, а также с принципами отношения к своему здоровью. „Пересмотр ценностей» почти всегда происходит, когда в семье появляется маленький ребенок. На что желательно обращать внимание?

2. Где берут начало молочные реки.

В самом начале этого спецвыпуска мы уже заостряли ваше внимание на том, что грудное молоко не зря называют и эликсиром здоровья, и главной пищей для младенцев, и наилучшим детским лекарством. Материнское молоко содержит иммунные антитела, защищающие младенца от болезнетворных вирусов и бактерий, жирные кислоты, необходимые для развития мозга и нервной системы, а также большое количество иммуноглобулина А, что предупреждает возникновение аллергии. Груднички реже страдают поносом, респираторными заболеваниями, а также инфекциями среднего уха за счет антиинфекционных факторов женского молока (лейкоцитов, лактоферрина и т. д.). Мамино молочко — самое правильное, идеальное питание для младенца, потому что содержит все необходимые вещества в идеальном сочетании. И для мамы грудное вскармливание очень и очень полезно — и в смысле женского здоровья, и в эмоциональном плане. А ведь есть еще один немаловажный момент: именно во время беременности закладываются, а в период грудного вскармливания продолжают прививаться семейные принципы рационального, правильного питания. Самое сбалансированное и витаминное меню почти всегда именно у беременных и кормящих мам.

Вывод: очень важно, „заразить» всех членов вашей семьи (то есть мужа и старших детей) правильным отношением к питанию именно во время беременности и грудного вскармливания. На то, чтобы готовить одновременно несколько разных блюд, у вас, молодой мамы, просто-напросто не будет хватать времени, сил и средств. Удобно придерживаться принципа „все гениальное — просто»: все сложные, многокомпонентные блюда обычно довольно тяжелы для желудка и кишечника.

3. «Взрослые» договоренности.

Прежде чем начать планомерную работу по переводу собственной семьи на рельсы правильного и здорового питания, нужно расстанить все точки над i. Самое главное — это единомыслие всех взрослых членов семьи, ведь, согласитесь, правильная еда нужна не только маленьким детям. Больше того: попытки одного родителя гнуть свою линию, не поддерживаемые другим, вообще окажутся абсолютно пустыми и бесполезными. Допустим, вы предлагаете ребенку на завтрак мюсли с соком или же натуральный йогурт, а папа каждое утро ест яичницу с луком и беконом, да еще закусывает бутербродами, хихикая при этом над вашим „здоровеньким» питанием. Больших ли успехов вы добьетесь? Или при официальном запрете в семье на чипсы бабушка все-таки потихоньку покупает их „бедной девочке, которой все запрещают» чуть ли не каждый день. Откажется ли малышка от такого чудесного лакомства? Конечно, же нет! Не откажется, еще и бабушке спасибо скажет за то, что угостила. Помните: детишки с очень раннего возраста прекрасно понимают, что действие гораздо нагляднее любых слов. Можно сколько угодно убеждать ребенка во вредности сладкой газированной воды, но если при этом вы сами будете ее пить, и часто, — результат ваших бесед будет равен нулю. При таком варианте малыш уяснит себе, что раз ему не дают, а сами едят — значит, его в чем-то обделяют. И „плохую» еду малыш станет воспринимать как признак взрослости, мира, доступ к которому необходимо обязательно получить. Стоит ли говорить, что ребенок всегда будет стремиться в этот недоступный ему мир? Поэтому договаривайтесь сначала со всеми взрослыми в семье о единых „правилах еды» и затем старайтесь их при-держиваться. Тем более, что это будет полезно и очень кстати всем: и взрослым, и детям. Правильное питание — залог хорошего самочувствия и здоровья, как ни банально это звучит, но это так.

♦ Очень актуальной является также еще и последовательность в подходах, не только к конкретным продуктам, но и к системе правильного питания в целом. Допустим, вы считаете, что во время обеда запивать суп и второе компотом вредно. Или что желательно не есть сладкий десерт сразу же после основного приема пищи. К вечеру ваши взгляды на эту проблему не должны измениться.

♦ Постарайтесь избегать принципиальных крайностей (это, кстати, актуально не только для проблем, касающихся еды). Даже если вопросы правильного питания всегда были очень важны для вас, не стоит автоматически переносить на ребенка принципы вегетарианства, сыроедения, раздельного питания, питания по группе крови и уж, тем более, разнообразных модных диет (что греха таить, мы знаем: некоторые мамы увлекаются этим очень активно). Детские диетологи и педиатры не устают напоминать родителям, что пищеварительный тракт и многие другие системы детского организма функционируют иначе, чем у взрослого человека. Для гармоничного строительства костного скелета, нервной системы, для правильного набора веса и т. д. маленькому ребенку необходимо, например, гораздо больше жиров (и растительных, и животных), чем его родителям, в процентном соотношении, конечно. Это вовсе не значит, что пятилетний карапуз должен съедать по полпачки сливочного масла в день, вовсе нет. Однако вы должны очень хорошо осознавать, что в его рационе масло, как растительное, так и сливочное, должно присутствовать обязательно. Отсутствие животных белков в рационе (говядина, телятина, курица и т. д.) необходимо компенсировать грамотно продуманным количеством белков растительных (фасоль, чечевица, горох и т. д.). Но если у вашего малыша низкий гемоглобин, значительный недостаток веса и некоторые другие симптомы, придется корректировать его питание, а не только подбирать соответствующие лечебные препараты.

♦ Какой бы схемы «правильного» питания ваша семья ни придерживалась, очень важно разнообразие семейного рациона. Покупать колбасу разного сорта не нужно, речь, конечно же, не об этом. Но и „сидеть» на одном кефире или зеленых яблоках — тоже определенная крайность. Помните, что каждый фрукт, особенно выращенный на родной земле, содержит неповторимый набор витаминов и других полезных веществ, а каждый кисломолочный продукт (и ряженка, и ацидофилин, и простокваша) „отвечает» за свой участок работы по оздоровлению нашего кишечника.

Вывод: правильное питание — не самоцель, это просто способ существования. А коли вы живете в семье, то проще и лучше, когда одни правила существуют для всех: берите детей за покупками в продуктовые магазины, советуясь с ними, научите готовить салаты из свежих овощей и резать сыр, обсуждайте примерное меню на завтра.

5. Какие продукты полезны?

Существуют продукты, в полезности которых не сомневается никто. Кроме того, целесообразно использовать оптимальные способы приготовления блюд — отваривание, тушение, запекание (щадящая тепловая обработка).

Свежие овощи, фрукты, огородная зелень, проросшие зерна — это уникальный сбалансированный набор витаминов (прежде всего, группы В, С и провитамином А (бета-каротином)) и микроэлементов (калий, фосфор, кальций, магний); это растительная клетчатка, которая способствует улучшению перистальтики кишечника и сорбирует на себе различные токсины, бактерии, инфекционные агенты, выводя их из организма. Немаловажен и растительный белок, имеющий иную питательную ценность, чем белок животный. По мнению педиатров и детских диетологов, очень полезны и удобны в использовании замороженные овощи, фрукты и ягоды. Но только при том условии, что были соблюдены все правила хранения. Отдавайте предпочтение продуктам так называемой „быстрой заморозки», то есть резко охлажденным в течение двух часов после сборки. Такая обработка помогает максимально сохранить витамины. Осторожнее с экзотикой — манго, киви и папайя подходят не каждому среднестатистическому украинцу.

Кисломолочные продукты богаты витаминами и микроэлементами. В рационе всех членов семьи ежедневно должны быть на выбор творог, кефир, ряженка, простокваша, живой йогурт, сыр. Кстати, все перечисленные кисломолочные продукты имеют разный «состав» (йогурты готовятся с помощью штаммов болгарской палочки, кефир — с помощью специальной закваски и т. д.). Очень важный момент: покупайте кисломолочные продукты с ограниченным несколькими днями сроком годности, то есть „живые», а не термически обработанные, и только — с охлаждаемых витрин!

Цельные крупы. Существует большая разница между цельным и обработанным (рафинированным) зерном. Более двух десятков важных для здоровья человека компонентов пропадают в процессе рафинирования. Если крупы изготовлены из цельного зерна, это послужит основой здорового питания для каждого члена семьи. Зерновые и крупы нужны не только для приготовления хлеба (самый бесполезный — мягкий пшеничный), каш (гречневая, овсяная, кукурузная, ячневая), но и гарниров (рис, гречка), мюсли (овсяные и кукурузные хлопья для завтраков и перекусов). Выбирая макаронные изделия, предпочтение отдавайте твердым сортам пшеницы.

Сухофрукты полезны всем, очень удобно использовать их вместо конфет и мармелада и для перекусов, добавлять в каши и мюсли. По набору микроэлементов и витаминов курага отлична от чернослива, а инжир — от сушеных вишен, поэтому хорошо использовать в питании максимум ассортимента этих полезных продуктов. Особое внимание следует уделять качеству питьевой воды. Воду не зря считают основой жизни: каждый человек должен пить обычную воду. Остальные жидкости (супы, соки, морсы, чай) также должны быть в рационе.

6. Фаст-фуд и компания.

Пожалуй, единственная еда, которая не вызывает сомнения в своей бесполезности — это фаст-фуд („быстрая еда»): изделия без варки. Столько уже было го-ворено о вреде подобной пищи, но и по сей день заведения быстрого питания процветают. Более того, чаще всего они делают в своих рекламных кампаниях акцент на то, что это семейные рестораны, подразумевая, что сюда люди приходят отдохнуть с детьми. Надеюсь, вы понимаете, что это не более чем рекламная акция, дабы привлечь посетителей, миф, красивая оболочка. Есть еще и еда „мусорная» — соленые жареные орешки, семечки, чипсы, сухарики. Наивно предполагать, что „сухарики — это тот же „Бородинский хлеб», только порезанный на кубики». Внимательно прочитайте информацию на упаковке: к небольшому количеству ржаной или пшеничной муки добавлены многочисленные вкусовые добавки, идентичные натуральным, избыточная соль, пищевые красители и усилители вкуса, которые все полезные свойства этой самой муки сводят на нет. Вкусно? Возможно, да. Полезно? Нет. Не забудьте и питье — сладкие газированные напитки в большом объеме опасны для здоровья ребенка! Они содержат огромное количество вредных для организма красителей, улучшите-лей вкуса и консервантов. Важно, чтобы малыш понимал, почему это вредно. Ведь через несколько лет он, имея карманные деньги, будет выбирать, что купить — пакетик сока, минералку или же сладкую газировку. Даже без обсуждения особенностей производства натуральных фруктовых соков или качества минеральной воды, понятно, что данный вариант все равно лучше третьего. Главное, чтобы ребенок самостоятельно сделал правильный выбор.

7. Вредные пищевые привычки взрослых передаются детям.

Своеобразным психологическим „фаст-фудом» можно считать навязывание маленькому ребенку своих пристрастий. Прежде всего, это относится к подслащиванию и подсаливанию пищи. Да, мы так привыкли, нас так приучили. Но вкус у малыша к моменту рождения не сформирован, поэтому он не знает, что такое „чтобы было вкусно». Груднички за обе щечки уплетают, на наш взгляд, пресные и безвкусные пюре из кабачков, тык- » вы и несладкого творога, натуральные йогурты без наполнителей и т. д. Чем позже ваш ребенок узнает вкус конфет, тем лучше для его здоровья и развития! Хотя совсем исключать сладкое из рациона тоже нельзя — глюкоза участвует во многих химических процессах, необходимых для развития систем детского организма, мозга в том числе. Естественные сахара содержатся в большинстве родуктов. особенно в молоке (лактоза), фруктах (фруктоза), овощах, зелени. По мнению диетологов, добавление соли в пищу не оказывает никакого дополнительного питательного эффекта. Потребность в подсаливании — это вопрос привычки. Примерное суточное количество поваренной соли (хлорида натрия) для малышей в возрасте от 1 года до 3 лет должно составлять 4 грамма с учетом соли, содержащейся в пище (например, в овощах собственной полезной соли достаточно, также как и во фруктах — фруктового сахара, фруктозы), детям до 7 лет — 5 грамм. Для подсаливания лучше использовать йодированную соль, причем после приготовления блюда: полезный йод разрушается в результате тепловой обработки. Иногда „правильное питание» ассоциируется с несомненно полезным, но обязательно невкусным. На самом деле это не так! К тому же никто не может запретить вам сходить с детьми в кафе-кондитерскую или ресторан, приготовить на семейный праздник что-то очень необычное, сладко-воздушное.

zdorovye-mam.ru

Проблемы ребенка в семье

Некоторые родители считают, что проблемы у детей существуют лишь в неблагополучных семьях. Однако это мнение ошибочно. И во всех отношениях успешной, на первый взгляд семье, может возникнуть такое явление. Казалось бы, чаду уделяют достаточно времени, а он почему-то становится агрессивным или, напротив, замыкается в себе или каким-то еще образом демонстрирует, что не все так гладко. По каким же причинам возникают проблемы ребенка в семье? В ряде ситуаций родители склонны обвинять в этом школу, неблагополучную компанию, с которой общается сын или дочь, в общем, ищут внешние факторы. Хотя на самом деле следует обратить внимание на обстановку внутри семьи .

Проблемы воспитания детей в семье

Казалось бы, у ребенка нет повода для переживаний и капризов. Он учится в отличной школе, ходит на танцы, занимается с репетиторами, с детства пользуется услугами прекрасных специалистов (логопеда, педагогов). То есть у него есть все, что нужно ребенку для полноценного развития и обучения. А он почему-то капризничает, проявляет неблагодарность, грубит родителям. В чем же дело? А в действительности все очень просто. Ребенком действительно много и качественно занимаются. Но это делают посторонние люди, а не родители, которые почему-то поручили большую часть воспитания своего чада другим, пусть и за деньги. Но ведь это все же их ребенок, которому элементарно не хватает любви и внимания. Конечно, его любят и заботятся о нем. Только он этого не чувствует. Это взрослые могут понять теплое отношение к себе, а детки пока еще не научились его чувствовать. Им нужны доказательства! Таким образом, они снова и снова пытаются обратить на себя внимание родителей, заставить их уделить себе время. Мама и папа, в свою очередь, не понимают, что происходит. Боятся, что чадо недостаточно занято, поэтому у него появляются ненужные мысли. И отдают в очередную секцию, стараясь забить его досуг «полезными делами» под завязку. А все элементарно: нужно не только проводить время с ребенком, но и разговаривать с ним, показывать, что он и его мнение очень важны.

К тому же, может быть, родители достаточно строго следят за оценками и прочими достижениями своего ребенка. И у него складывается впечатление, что его любят за успехи. А когда он их не делает – то не любят. Если вам кажется, что дело именно в этом, поговорите с ребенком. Объясните ему, что вы любите его, вне зависимости от происходящего и его успехов. Просто за то, что он есть.

Но это не значит, что вы должны идти на поводу у своего чада и выполнять все его капризы. Так он может решить, что ему все можно, и вырасти эгоистом. Нужно найти баланс между заботой, пониманием, демонстрацией любви и строгостью.

Еще одна причина, по которой у ребенка могут появиться комплексы или ощутимое эмоциональное напряжение, это стремление родителей воплотить в чаде свои мечты, которых они сами осуществить не смогли. Например, мама всегда мечтала заниматься пением, и она отводит дочку на занятия вокалом и пристально следит за ее успехами. Ребенок чувствует, что от него ждут чего-то особенного, что на него возложена огромная ответственность, и очень боится допустить ошибку и этим расстроить родителей. Но так как он находится в постоянном напряжении, не в силах расслабиться, то неудачи все же случаются. А это – новый стресс и новые комплексы, плохое самочувствие. И даже если он сам хотел петь или танцевать, в подобной обстановке эта деятельность не приносит ему никакого удовольствия и перестает вызывать интерес.

Психологические проблемы в семье

Дети, даже совсем крохи, очень чувствительны к эмоциям близких. Поэтому им необязательно видеть ссоры родителей или слышать громкие скандалы, чтобы понять, что в семье произошел разлад. Вы можете скрывать от него проблемы, не подавать виду, что что-то не так, но он все поймет. А раз маме и папе плохо, и то и ему плохо. Таким образом, проблема взаимоотношений в семье не может не сказаться на ребенке, даже если она его не затрагивает напрямую. У него могут возникнуть комплексы или, наоборот, проявиться агрессия.

И, конечно же, ребенок будет стараться наладить обстановку в семье и снова сблизить маму и папу. Но у детей своеобразные представления о методах, которыми этого можно добиться. Есть безобидные способы, а есть те, которые наносят ребенку огромный вред. Например, он помнит, как однажды болел, и мама с папой, забыв про распри, дежурили у его кроватки вместе, играли с ним, баловали его. И он, в надежде воссоединить семью, снова и снова начинает имитировать такие ситуации. А когда ребенок часто притворяется больным, то со временем он действительно может приобрести какое-либо психосоматическое заболевание.

И хуже всего, когда малыш корнем всех семейных проблем считает себя (если не понимает, в чем причина ссор и не может себе ее объяснить) и думает, что мама с папой ссорятся из-за него. Это чревато комплексами, постоянным чувством вины, заниженной самооценкой и другими психологическими проблемами.

Подростковые проблемы в семье

Даже если ребенок всегда демонстрировал идеальное послушание и отличался прекрасным характером, в подростковом возрасте (11-15 лет) под напором гормонов он может сильно измениться. Эти перемены проявляются по-разному. Одни подростки становятся замкнутыми, другие – агрессивными и раздражительными. В это время очень важно понимать, что нужно ребенку и оказывать ему поддержку. Так, подростку необходимы:

  • личное пространство, куда остальным нет доступа
  • помощь в делах или исправлении ошибок
  • возможность самостоятельного принятия решений
  • право на собственное мнение
  • забота, любовь и поддержка родителей

Если подросток видит, что его не понимают и не поддерживают, то он начинает еще больше демонстрировать свой характер родителям. Но это не значит, что ему все нужно позволять. Иногда родителям следует проявлять и твердость характера.

И, конечно, как и на детях младшего возраста, на подростках благоприятно сказывается спокойная, наполненная любовью и заботой, обстановка в семье, в то время как неблагоприятная атмосфера усугубит ситуацию.

bambinostory.com

Питание детей в большой семье

Питание детей в большой семье

Как вы знаете, я в последнее время часто отлучалась из дома. В связи с этим моих детей успели покормить и папа, и многочисленные родственники. Как вы, наверное, уже догадываетесь, именно о питании детей в большой семье сегодня и пойдет речь. Больно уж наболевшая тема для многих родителей.

Лично я ее больной не считаю, т.к. выработала некоторые правила собственного отношения к этому вопросу, которое бережет мои нервы, отношения с родственниками, да и нервы самих детей.

Я уже писала несколько постов на тему питания детей. Там речь шла о приучении привередливых чад к обычной пище. В этот же раз я хочу поделиться с вами своими наблюдениями и мыслями на тему присутствия в жизни детей бабушек-дедушек-пап, которые от чрезмерной (?) любви так и норовят подсунуть ребенку что повреднее и послаще.

Папа — это, по идее, человек, который, питаясь вместе с мамой правильной едой, должен понимать, что детям нужно прививать здоровые привычки и быть примером для подражания. Все эти задачи папа успешно выполняет… пока в один прекрасный момент мама не уезжает в командировку.

Так, во всякой случае происходит у нас дома. Стоит мне буквально на день покинуть дом, как пир идет горой. Программа минимум: макароны с каким-нибудь соусом, чипсы на закуску — пока готовятся макароны, шоколадки и синтетический (!) мармелад с мороженым — на десерт… Недавно был еще один «шедевр», изобретенный моим мужем: черный цельнозерновой хлеб с майонезом и с… бананами! Или фирменный дАтский завтрак: булка с маслом и с тонким ломтиком шоколада.

Правда, справедливости ради надо заметить, что в последние пол-года мой муж научился делать смузи по всем правилам — со шпинатом и с авокадо. А вся пища на 90% домашнего приготовления. Даже пиццу он сам делает вместе с детьми. Есть робкая надежда, что со временем количество вредностей уменьшится, а полезностей — возрастет.

Еще наш папа отличается просто поразительным непостоянством. Сначала говорит за ужином, что кто не съел ужин, тому ничего потом не дадут. Но… уже через 30 минут, когда хитрая старшая дочь начинает ныть, какая она голодная, он не выдерживает и намазывает ей бутерброд с колбасой.

Мне не жалко колбасы. Просто тут теряется воспитательный момент. Дети тоже теряются , но потом быстро соображают, что «ничего не будет после ужина» не означает ровным счетом ничего. Ясное дело, что настоять на том, чтобы они ели ужин, становится все сложнее. И вот тут уже страдают все. Потому что в большинство дней я все-таки дома и действительно выполняю обещание про «никаких бутербродов». В итоге и дети ложатся спать голодными, и я терзаюсь сомнениями, и муж тоже. Все таки сложно устоять перед ребенком 7 лет, который вполне осмысленно 30 минут непрерывно жалуется на голод всеми возможными способами. А еды-то в холодильнике навалом!

Не знаю, как мне это удается, но в большинстве случаев я несгибаема. Мои знакомые считают меня просто извергом. Правда, моя 7-летняя «голодная» дочь не устает мне повторять, что я самая лучшая мама на свете, и другой ей совсем не надо. Даже в такие «голодные» вечера.

Папа тоже, наверняка, со мной согласен. Он интуитивно понимает, что с голоду тут точно никто не умирает. Ему, скорее всего, просто легче дать им этот бутерброд взамен на тишину и спокойствие в доме. Это и понятно. Но такой подход работает только здесь и сейчас. А со временем потакание таким капризам может стоить очень дорого. И тогда уже не родители, а дети будут управлять ситуацией и с едой, и со многим другим.

Так какой же выход я нашла?

Я решила делать то, что могу, но в меру. Если я уехала, то я не вмешиваюсь в процесс питания. В конце концов, ничего страшного ни с кем не случится от макарон, шоколадок и чипсов за неделю. Тем более когда еще есть смузи.

А еще я стараюсь максимально улучшить питание детей после своего возвращения домой. Поменьше булок и молочного, побольше овощей, рыбы и тех же смузи.

Кстати, смузи — отличное средство накормить ваших детей зеленью (петрушка, шпинат, мята, кинза…) — все идет на ура вместе с ягодами и бананом. Мы даже соки них не добавляем — все смузи делаем на воде. И дети от них в восторге.

Плюс я добавляю в уже готовую кашу разные семена (льняные, кунжутные, чиа). Пока тоже никто не жаловался. Семена — отличное средство от запоров, т.к. они хорошо прочищают кишечник.

Отдельно про сладости.

Чтобы урон здоровью семьи в мое отсутствие не был большим, я просто не покупаю никакие вредности. В итоге дома есть мороженое и шоколад хорошего качества. Когда ничего супер-вредного нет в наличии, то маловероятно, что папа с двумя маленькими детьми поедет в магазин на ночь глядя. Проще дать им мороженое.

Теперь про бабушек-дедушек.

Если они так добры, что соглашаются понянчиться с вашими детьми, то цените это. Если вам действительно так повезло, глупо портить отношения со свекровью из-за того, что она пичкает ваших детей сладким.

Ведь дети бывают у бабушек не так часто. Поэтому мой вам совет: смиритесь с этом сахарным фейерверком. Не трепите себе нервы.

Я знаю о чем говорю. У всех тех добрых родственников, которые иногда следят за детьми в наше отсутствие, есть дома специальный уголок на кухне со всякими вредностями. Причем иногда совершенно непонятно, дети радуются поездке к бабушке из-за самой бабушки, или из-за этого самого «сладкого уголка». Потому как часто, не успев разуться и раздеться, дети прямиком идут на кухню, зная что там лежит.

Мой муж как-то заметил, что скорее всего его родственники считают нас замороченными и помешанными на здоровом питании. Мол, «бедные дети так мучаются без сладкого». Но мне, честно говоря, все равно, что и кто про меня подумает. Это мои дети, и я хочу чтобы они были здоровы. Но с другой стороны, я, как и в случае с папой и чипсами, решила не делать трагедии из посещения детьми кого-то из семьи.

Единственное исключение — это кофеиносодержащие напитки. Все родственники проинформированы, что МОИ дети этого пить не должны. Причем я не просто это сказала, а аргументировала — почему именно.

Они могут пить, например, Фанту, но никакой Колы, Пепси или и того хуже — энергетических напитков. Правда, старшую дочь я тоже проинформировала, почему именно ей этого пить не надо. Пока инцидентов не было.

Эти принципы распространяются на общение с теми родственниками, кто с вами не живет в одном доме.

Если же вы живете с кем-то из них, или они просто регулярно следят за вашими детьми на постоянной основе, то ситуация сложнее. Честно скажу — тут мне сложно что-то советовать. Но здравый смысл подсказывает, что тут надо поступать так же, как и с папой. Быть непреклонной в будни, и не усердствовать в выходные и в дни вашего отсутствия.

Скорее всего, тут придется сложнее, и нужно будет серьезно объяснить всем членам семьи, почему именно детям не надо постоянно давать шоколадки-мармеладки. Ведь это ваши дети. И вы должны решать, что им есть и когда.

Недавно у меня была клиентка с годовалым сынишкой. Мальчик был очень аллергичный, и я посоветовала прекратить давать ему смесь из бутылочки (благо, у мамы было свое молоко), а также я назначила ему витаминки и пробиотики курсом. Бабушка мальчика сразу насторожилась, ей не понравилась идея отказа от искусственной смеси. А уж витамины — «это вообще опасно, ведь может быть гипервитаминоз…»

Тут помогла хитрость. Мамы мальчика просто все продолжила делать, как посчитала нужным сама, не уведомляя бабушку лишний раз о том, что она делает и как. Очень мудрая женщина. Иногда лучше не спорить, а просто действовать из принципа «меньше знает — лучше спит».

Именно такой подход видится мне верным. Где-то проявить твердость и настоять на своем, а где-то просто схитрить. И помнить, что ваши родственники закармливают чадо конфетами от большой любви к нему, а не от ненависти к вам. А любовь детям ОЧЕНЬ нужна. Другой вопрос, если у ребенка какие-то проблемы, которые усугубляются неправильным питанием (аллергия, запоры, частые простуды, кашель…).

Тогда надо опять проявить мудрость и поговорить с родственниками начистоту. Объяснить, что после конфет в таком жутком количестве ребенок не ест обычную еду ни в каких видах. Что молочные продукты усиливают аллергические реакции и замедляют выздоровление при кашле и насморке. Ведь если они любят ребенка, то тоже захотят помочь ему. Пусть лучше дают фрукты, чтобы проявить свою любовь. А еще лучше — проводят с детьми ВРЕМЯ, а не откупаются конфеткой.

Такой подход работает в моей семье, значит у него есть право на существование. А как справляетесь с обилием сладостей в семье вы? Будет очень интересно узнать.

Доброго вам здоровья!

Дорогие мои! Спасибо, что читаете. Я безвозмездно делюсь с вами ценной информацией и буду очень благодарна, если вы поделитесь этой статьей в своих соц.сетях или оставите комментарий.

P.S. Если Вам нужна индивидуальная консультация — обращайтесь! Подробности — тут.

Понравилась статья? Чтобы не потерять блог из виду, подпишитесь на новости! Это можно сделать в правом верхнем углу или став членом моих групп ВКонтакте или на Facebook (ссылки также в правом столбце).

food4vita.ru

Рождение третьего ребёнка в семье. Воспитание троих детей в семье

При рождении третьего ребёнка в семье, она уже считается многодетной. И у воспитания трёх детей в семье есть свои особенности. Воспитание троих детей в семье и положение каждого ребёнка в ней, во многом, зависит от того, кто из родителей играет ведущую роль в семье, т.е., кто является общепризнанным авторитетом и фактическим главой семьи — мужчина или женщина.

Положение ребёнка в семье с тремя детьми

Когда рождается первый ребёнок в семье, он, автоматически, становится центром внимания отца и матери. Родители в кругу семьи общаются только с ним и друг с другом, ведь больше никого нет. Когда рождается второй ребёнок в семье, то он отбирает львиную долю внимания родителей. Старший ребёнок может ревновать к младшему и начинает бороться за внимание родителей. Нередко в такой борьбе дети становятся агрессивными.

Когда рождается третий ребёнок в семье, то уже он, в свою очередь, забирает почти все внимание родителей у среднего ребёнка, таким образом "свергая его с престола". И тут уже средний ребёнок начинает ревновать к младшему. В таких случаях часто старший и младший дети могут объединяться в своеобразный союз против среднего. И родителям не стоит упускать из виду подобные ситуации. Конечно, далеко не всегда события развиваются именно таким образом, но, достаточно часто.

Соперничество между тремя детьми в семье

Итак, средний ребёнок среди трёх детей в семье чаще всего находится в трудной ситуации. Потому что, зачастую, у него нет преимуществ старшего ребёнка, в силу возраста, и нет внимания родителей, как у младшего. И в своём соперничестве между детьми он может наиболее упорно отстаивать своё мнение, производя впечатление капризного и упрямого ребёнка.

Сложнее всего дело обстоит в случае, если средний ребёнок — единственный сын или, наоборот, единственная дочь в семье. И тут, опять же, во многом всё будет зависеть от того, какой из родителей играет ведущую роль в семье. И это сильно будет влиять на поведение детей в семье, особенно на поведение среднего ребёнка.

Положение среднего ребёнка при ведущей роли матери в семье

Если ведущую роль играет женщина в семье, то её единственная дочь, будучи средним ребёнком, постарается "взять на вооружение" поведение матери и перенять её манеры, чтобы выделиться между двумя своими братьями и играть главную роль сначала в родительской семье, а потом и в своей собственной.

Если же средний ребёнок из троих детей в семье — единственный мальчик, а его мать является фактическим главой семьи, то он с детства привыкнет к женской линии поведения, и будет считать нормальным своё подчинение матери и старшей сестре. Этой же линии поведения он может продолжать придерживаться и в своей собственной семье, подсознательно выбирая для себя властную, уверенную девушку.

Но так бывает не всегда. В подобной ситуации, когда мать имеет решающее влияние в семье, то единственный средний сын и его отец могут объединиться вместе и поддерживать друг друга во всех вопросах для того, чтобы уменьшить роль матери в семье и повысить своё влияние. Сын — для того, чтобы повысить влияние среди двух сестёр, а отец — чтобы повысить своё влияние в семье, в целом. Мужская солидарность подобным образом проявляется достаточно часто.

Положение среднего ребёнка при ведущей роли отца в семье

Если глава в семье мужчина, и средний ребёнок в семье — его единственный сын, то мальчик будет стремиться к мужской линии поведения, стремясь играть ведущую роль среди сестёр, подобно тому, как его отец играет ведущую роль в семье. И на фоне своих сестёр, чаще всего, такой мальчик вырастет настоящим мужчиной, воплощающим в себе мужскую линию поведения.

Если средний ребёнок из троих детей в семье — девочка, то она, для того, чтобы добиться большего влияния среди братьев, будет стремиться подражать отцу и станет перенимать мужскую линию поведения. При условии, что отец является лидером в семье. Такая девочка становится девочкой-сорванцом, а-ля Пеппи Длинныйчулок, стремясь стать лидером между двумя братьями.

Если у вас в семье 3 ребёнка, то, возможно, их поведение будет развиваться по одному из вышеперечисленных сценариев. А, возможно, и нет. Эти сценарии — одни из самых распространённых, но не единственные. Возможно, ваши дети пойдут по другому пути, стремясь завоевать лидерство. А, возможно, и по одному из вышеперечисленных, но это будет не так ярко выражено, как мы описали.

Ранее мы уже затрагивали положение ребёнка в семье, но описывали семью с двумя детьми. И далее, мы поговорим о том, какое положении может занимать ребёнок, если у родителей родился четвёртый ребёнок в семье.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

mirvsemye.ru

Смотрите так же:

  • Что можно при температуре месячному ребенку Что можно от горла 4 месячному ребенку Как лечить красное горло у грудничков Труднее всего лечить самых маленьких – новорожденных грудничков. А различные вирусы и бактерии ох как любят атаковать уязвимый организм малышей. Одно из наиболее неприятных и опасных для ребенка – заболевание горла. При покраснении он ощущает боль, а вот […]
  • Полтора месяца сколько должен спать ребенок Сколько, во сколько, когда? Сколько спит ребенок за сутки в первые полтора года жизни Редко какая мама (или бабушка) не задаются вопросом сколько должен спать их младший член семьи, во сколько изменения сна нормальны, когда ребенок перестает спать днем три-два-один раз, сколько часов сна должно быть ночью, а сколько днем? С течением […]
  • Сколько должен есть в день 5 месячный ребенок Сколько смеси или молока должен есть ребенок в 3 месяца: размеры порций при искусственном и грудном вскармливании Трехмесячный кроха уже вырос и набрал в весе по сравнению с показателями в свой день рождения. Ему предстоит еще длинный путь взросления. Как помочь крохе в этом? Нужно дать ему сил и достаточное количество еды, однако какой […]
  • Методика учебной деятельности дошкольников Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Основными предпосылками учебной деятельности дошкольников являются: наличие у них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами действий; самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач; контроль способа […]
  • Ангина 5 месячный ребенок Ангина у 9 месячного ребенка как лечить Лечение ангины у детей Ангина – это инфекционное заболевание, чаще всего передающееся воздушно-капельным путем. Одним из самых распространенных возбудителей ангины является стрептококк. Ангина у детей, особенно раннего возраста, занимает второе место после ОРЗ и ОРВИ. Основные симптомы ангины […]
  • Презентации на развитие логики для дошкольников Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду Развивающие игры для детей подготовительной группы детского сада Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы. Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, […]
  • Можно ли кормить ребенка грудным молоком при ангине Температура у кормящей мамы, можно ли кормить ребенка, будет ли молоко? Безопасно ли молоко больной мамы для малыша Каждая женщина на протяжении своей жизни, так или иначе, сталкивается с заболеваниями, при которых происходит повышение температуры. В период беременности и уже после рождения малыша, женщины начинают внимательнее следить […]
  • Национальное воспитание детей Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики» Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики» Тип проекта: познавательный, долгосрочный, много-проектный. Раздел программы: «Программа по ознакомлению с культурой татарского народа» (Р. А. […]