Организация работы по профилактике правонарушений воспитанников в КОУ "Петропавловский детский дом"

Проблема беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних особенно актуальна для воспитанников детских домов, так как у них повышенная склонность к отрицательным формам поведения, к бродяжничеству и в целом их поведение непредсказуемо.

Педагогам в условиях детского дома приходится корректировать негативные формы поведения у воспитанников. Поэтому ранняя профилактика правонарушений среди несовершеннолетних определена одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива нашего детского дома.

Планирование работы по профилактике безнадзорности, правонарушений, самовольных уходов воспитанников и жестокого обращения к детям в нашем детском доме ведется по следующим направлениям: обучение приемам работы педагогического коллектива детского дома и профилактическая работа с воспитанниками.

Корректировка поведения ребенка процесс очень сложный, который требует особых знаний, владения приёмами и методами работы, умения проводить комплексную профилактическую и реабилитационную работу, строить совместную работу со многими специалистами. Педагогами детского дома проводятся следующие мероприятия:

  • Ежегодно проводятся совещания при директоре на тему: «Содержание и организация деятельности педагогов детского дома по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди воспитанников детского дома», проведен семинар « Стили педагогического общения»;
  • Проводятся педагогические консилиумы по результатам наблюдений психолога, социального педагога, воспитателей, для координации действий педагогов по отношению к ребенку;
  • Разработаны «Розыскные листы» индивидуально на каждого воспитанника, в которых отражена информация обо всех возможных местах пребывания воспитанника;
  • Разработаны методические рекомендации по организации работы с воспитанниками, склонными к самовольным уходам. Изданы методические буклеты, содержание которых направленно на формирование у работников понимания недопустимости использования насилия в «педагогических» целях;
  • В методическом кабинете детского дома имеется подборка разработок мероприятий по правовому, нравственному воспитанию;
  • Разработан алгоритм действий сотрудников детского дома на случай совершения воспитанником самовольного ухода;
  • Ведется работа по летнему оздоровлению несовершеннолетних. В период проведения летней оздоровительной компании, при организации выезда несовершеннолетних к месту отдыха, составляются списки воспитанников, нуждающихся в особом контроле, склонных к самовольным уходам, с указанием возможных мест поиска и координат сотрудников детского дома на случай оказания содействия в розыске.
  • Профилактическая работа с воспитанниками – процесс очень сложный и продолжительный. При условии своевременного проведения она может дать положительные результаты, тем самым исключить необходимость применения мер уголовно-правового характера. В детском доме для этого были проведены следующие мероприятия:

    • Разработана и внедряется программа «Общества достойный гражданин» по формированию позитивного правосознания и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних воспитанников детского дома;
    • В отношении несовершеннолетних, допустивших самовольные уходы, разрабатываются и утверждаются индивидуальные комплексные программы социальной реабилитации, которые включают в себя широкий круг мероприятий, особое внимание уделяется культурно-нравственному, правовому и половому воспитанию. Кроме того, индивидуальные комплексные планы составляются на воспитанников, которые склонны к правонарушениям и самовольным уходам;
    • Внедряется программа адаптации несовершеннолетних выпускников, так как, покидая стены детского дома, дети сталкиваются с серьезными проблемами, поэтому мы сопровождаем их, помогаем советом и делом;
    • К работе с воспитанниками привлекаются курсанты Омской академии МВД, студенты сибирской автодорожной академии, воспитанники и сотрудники Муромцевской школы ремесел, школы искусств, центра внешкольной работы, а также сотрудники правоохранительных органов. Составлен и реализуется план совместных мероприятий с правоохранительными органами и комиссией по делам несовершеннолетних;
    • Проводятся тематические недели по профилактике правонарушений, по безопасности жизнедеятельности, по профилактике вредных привычек. Во время проведения тематических недель используем разнообразные формы работы: распространение в поселке тематических листовок «Воспитание без наказания», «Осторожно – наркомания!», проведение агит.бригад с выездом в другие образовательные учреждения, конкурсов рисунков и выставок детского творчества, тематических дискотек (таких как «Юность против наркотиков» и др.);
    • В детском доме организована работа видеосалона, где воспитанники еженедельно просматривают видеофильмы (тематика фильмов разнообразная, в том числе по профилактике правонарушений, алкоголизма и наркомании, жестокого обращения с детьми и другие.);
    • Через организацию «Почты доверия» воспитанники могут поделиться с возникающими проблемами, секретами со своими наставниками;
    • Для организации досуга ребенка в свободное от учебы время в детском доме созданы все условия: организована работа клубов, кружков, спортивных секций, что помогает раскрыть и развить способности детей, создает ситуацию успеха, развивает творческие способности и уверенность в себе, укрепляет здоровье и решает проблему внеурочной занятости воспитанников. Кружковой деятельностью охвачено 100% воспитанников. На базе детского дома работают следующие кружки: «Столярная мастерская», «Хозяюшка», «Швейное дело», ЦДПИ, кружок технического творчества, спортивная секция. Воспитанники детского дома посещают музыкальную и художественную школы, детско-юношеский спортивный комплекс. Мониторинговым центром один раз в полугодие проводится мониторинг досуговых предпочтений воспитанников. Еженедельно на отчетной итоговой линейке заслушивается отчет о посещении кружков воспитанниками;
    • Воспитанники привлекаются для участия в областных, всероссийских конкурсах детского творчества. Так 2011 году воспитанники одержали 55 побед в конкурсах детского творчества различного уровня, в 2012 году – 62 победы;
    • Проводится разъяснительная профилактическая работа с несовершеннолетними по самовольным уходам из детского дома. Тематика этих бесед следующая: «Что ждет тебя на ночных улицах», «Как не стать жертвой преступления», «Чтобы с тобой не случилась беда», «Россия – без жестокости к детям!». Индивидуальные беседы с воспитанниками по профилактике самовольных уходов и правонарушений регистрируются педагогами в журнале регистрации мероприятий по профилактике правонарушений с воспитанниками.
    • В отношении воспитанников, совершивших самовольные уходы:

    • Розыскные мероприятия сотрудниками детского дома проводятся и после подачи заявления в ОВД;
    • После возвращения воспитанника в детский дом, администрация учреждения проводит расследование случая самовольного ухода на специально созданной комиссии.
    • Проводимая работа по профилактике правонарушений создает благоприятный фон для целенаправленной подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. В детском доме нет детей, состоящих на учете в КДН, в 2012 году не было случаев самовольных уходов воспитанников из детского дома, нет детей, которые курят.

      Несмотря на положительные результаты, предстоит еще большая работа по совершенствованию деятельности в данном направлении. И с теми детьми, кто по каким-то причинам оказался в трудной жизненной ситуации мы надеемся, что рядом окажутся неравнодушные люди и помогут им.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Программа по профилактике правонарушений, преступлений и самовольных уходов воспитанников «Вектор жизни»

      Государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей,

      оставшихся без попечения родителей,

      «Детский дом (смешанный) №22»

      ______________ А.П. Авраменко

      Программа по профилактике правонарушений, преступлений и самовольных уходов воспитанников

      Антонина Ивановна Остроухова, кандидат педагогических наук,

      директор ГКООУ «Санаторный детский дом №12» г. Ставрополя

      Е.П. Малахова, заместитель директора по учебно – воспитательной работе

      ГКООУ «Санаторный детский дом №12» г.;

      Н.Л. Сухенко, заместитель директора по здоровьесберегающим

      педагогическим технологиям ГКООУ

      «Санаторный детский дом №12»;

      Н.Л. Остроухова, методист по социально- психолого- коррекционной работе ГКООУ «Санаторный детский дом №12»;

      М.А. Старикова, социальный педагог ГКООУ «Санаторный детский дом №12»;

      Т.В. Юхина , социальный педагог ГКООУ «Санаторный детский дом №12»;

      И.В. Евсеева, юрисконсульт ГКООУ «Санаторный детский дом №12».

      Антонина Ивановна Остроухова, кандидат педагогических наук, директор ГКООУ «Санаторный детский дом №12» г. Ставрополя

      Е.П. Малахова, заместитель директора по учебно – воспитательной работе ГКООУ «Санаторный детский дом №12» г. Ставрополь;

      Н.Л. Сухенко, заместитель директора по здоровьесберегающим педагогическим технологиям ГКООУ «Санаторный детский дом №12» г. Ставрополь;

      Н.Л. Остроухова, методист по социально- психолого- коррекционной работе ГКООУ «Санаторный детский дом №12» г. Ставрополя

      М.А. Старикова, социальный педагог ГКООУ «Санаторный детский дом №12» г. Ставрополь.

      Т.В. Юхина , социальный педагог ГКООУ «Санаторный детский дом №12» г. Ставрополь.

      И.В. Евсеева, юрисконсульт ГКООУ «Санаторный детский дом №12» г. Ставрополь.

      Профилактика правонарушений, преступлений и самовольных уходов воспитанников детских домов / Авт.-сост. Е.П. Малахова , Н.Л. Сухенко, Н.Л. Остроухова, М.А. Старикова, Т.В. Юхина, И.В. Евсеева – Ставрополь: 2012. — 149с.

      Методическое пособие представляет программу по профилактике правонарушений, преступлений и самовольных уходов воспитанников «Вектор жизни», в которой проанализированы основные мотивы поведенческих девиаций , определены наиболее эффективные формы и методы работы с подростками «группы риска».

      Для педагогов и психологов будут интересны тестовые методики, карты социального сопровождения детей «группы риска», …….

      Пособие адресовано педагогам-психологам, социальным педагогам, воспитателям образовательных учреждений для детей-сирот.

      Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, имеющими отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, требуют от педагога особых знаний, владения приёмами и методами преодоления девиаций в поведении депривированного ребенка.

      В процессе работы возникла необходимость разработки профилактической программы «Вектор жизни», направленной на формирование у воспитанников детского дома социально позитивных потребностей своей жизнедеятельности, мотивации на здоровый жизненный стиль и высокоэффективные поведенческие стратегии.

      Программа разработана как целостная система, определяющая работу по трем актуальным проблемам:

      1. Высокий уровень преступлений и правонарушений среди воспитанников детских домов вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе, отрицательным социальным опытом неблагополучной семьи, в которой воспитывался ребенок, его эмоциональной, волевой и духовной незрелостью.

      Программа предполагает использование методик, помогающих воспитанникам увидеть себя со стороны, понять свои ценности и свои возможности и включают в себя ряд тренировочных приемов, поведенческих тренингов и способствуют поэтапному устранению тревоги, страха, негативных проявлений в сфере поведения подростка.

      2. Одним из негативных проявлений среди воспитанников детских домов являются самовольные уходы, как способ привлечения внимания, отторжения окружающего мира, способ реагирования подростка на возникающие конфликтные ситуации, борьбы за власть, ухода от решения возникающих проблем. Деятельность воспитателя в рамках программы направлена на то, что бы научить подростка применять другие стратегии поведения, не подвергая при этом опасности собственную жизнь и здоровье окружающих.

      3. Пристрастие к вредным привычкам для многих из воспитанников стало образом жизни еще во время проживания в асоциальных семьях.

      В основу программы «Вектор жизни» положено предоставление воспитанникам права самостоятельного выбора удовольствий и задача воспитателя — обеспечить этот выбор, показав, что удовольствие можно и нужно получать не от пагубных привычек.

      Эффективность реализации системного подхода в работе с воспитанниками по профилактике правонарушений, преступлений и самовольных уходов во многом определяет модель управления программой «Вектор жизни» (Приложение №1), а также схема взаимодействия специалистов (Приложение №3), построенная на принципах педагогического менеджмента: оптимальное соотношение централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; рациональное сочетание прав, обязанностей, ответственности в управлении и самоконтроле; осуществление научного подхода в управлении, преодоление формализма; сочетание гибкости и динамичности управления; расширение самоуправления. Оптимизация процесса профилактической работы в условиях детского дома представлена в «Модели реализации системного подхода апробации программы «Вектор жизни» (Приложение № 2).

      Особое внимание уделяется работе с воспитанниками «группы риска». Индивидуальная карта сопровождения позволяет отслеживать результаты коррекционно-профилактической деятельности и корректировать планы дальнейшей работы (Приложение №4).

      В материалах представлен опыт профилактической работы, основанный на анализе основных мотивов поведенческих девиаций, определены наиболее эффективные формы и методы работы, активизирующие внутренние силы и устойчивую самооценку подростка которые способствуют преодолению его собственного сопротивления.

      по профилактике правонарушений, преступлений и самовольных уходов воспитанников детского дома

      Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов.

      Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.

      Детский дом обладает возможностью для проведения профилактической работы, в частности он имеет возможность влиять на развитие личности ребенка. Анализ состава детского контингента показывает, что в них больше половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут асоциальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Дети из таких семей нуждаются в участии и поддержке со стороны государства. Отрицательный микроклимат в неблагополучных семьях создает объективные предпосылки для появления асоциального поведения. У детей из неблагополучных семей, в силу их повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя.

      У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.

      Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть

      этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

      Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

      Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

      • агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

      • корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материалы выгоду.

      Делинквентное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.

      Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения. Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, бродяжничество, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему нравственных и правовых норм поведения, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка. Необходимость в регулировании поведения людей всегда будет

      оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Стремление к удовлетворению материальных или духовных потребностей

      является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответствующим общепринятым нормам поведения. Также факторами

      отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам или генетическая предопределенность отклонения.

      В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

      • видам преступления (уголовные, административные) и аморальных

      поступков (пьянство, проституция);

      • уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об

      индивидуальном или массовом отклонении;

      • внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с

      принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;

      • ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные

      ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя

      (суицид, алкоголизм и др.).

      Основные причины девиантного поведения подростков.

      Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека.

      Основные факторы, обуславливающие девиантное поведение несовершеннолетних:

      1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся:

      • генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть

      нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, наркотиков, курения;

      • психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

      • физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

      2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.

      3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.

      4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию.

      5. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в

      разрушении ценностей, в первую очередь духовных, падении нравов; с другой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

      Поведенческая реакции в виде побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной. Мотивированная поведенческая реакция обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток.

      Мотивированные уходы возникают:

      — как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста у астеничных, эмоционально-лабильных, сенситивных личностей;

      — или выступать как реакция эмансипации у гиперактивных и аффективно-возбудимых личностей;

      — как реакция избегания общения у шизоидных личностей;

      — как демонстрация реакции у истероидных личностей;

      — как стремление возвратиться в семью биологических родителей у вновь поступивших воспитанников.

      На фоне постоянной стрессовой ситуации мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) – т.е. формируется «привычка», когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать. Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.

      Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причем это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией. Наконец, уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания .

      Меры предупреждения, профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения. Вопросом предупреждения правонарушений несовершеннолетних, ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.

      Социально- педагогическая помощь детям «группы риска» включает в себя различные направления. В первую очередь это воспитательный- профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах (словесная, практическая, словесно- практическая…)

      Совершенствование форм воспитательно — профилактической работы предполагает прежде всего смещение акцентов с общей профилактики на индивидуально- профилактическую работу с детьми и подростками.

      Общая профилактика представляет собой выявление и устранение причин, порождающих отклоняющиеся от нормы поведение, а также обстоятельств, благоприятствующих деформации сознания воспитанников, проведение и активизацию нравственного, правового воспитания и профилактической работы в группах.

      Индивидуальная профилактика и коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление детей и подростков, склонных к девиациям, и оказание коррекционно — профилактического воздействия с целью устранить отрицательное влияние неблагоприятных для формирования личности ребёнка условий.

      Включение в профилактическую деятельность биологических родителей и близких родственников.

      В нашем детском доме созданы условия для нормального воспитания и развития личности ребенка:

      — гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

      — демократические принципы и стиль управления детским домом, включающие адекватную реакцию на общественный заказ;

      — разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

      — возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

      Работа по профилактике преступлений, правонарушений и самовольных уходов будет эффективной, если создана система, позволяющая предупредить девиации в поведении воспитанников. Данная программа систематизирует профилактическую и коррекционную деятельность педагогического коллектива.

      Правовая основа программы

      Правовую основу программы профилактики правонарушений, преступлений, самовольных уходов в детском доме составляют: Международная Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Указы Президента РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления.

      Цель программы: создание системы работы, способствующей предотвращению преступлений, правонарушений и самовольных уходов воспитанников и их социальной реабилитации в современном обществе.

      • Выявление причин деформаций в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения;

      • Выявление воспитанников, составляющих «группу риска»;

      • Изучение индивидуальных особенностей воспитанников, межличностные отношения в групповых коллективах, выявление причин самовольных уходов;

      • Изучение социального окружения воспитанников, сбор данных о родителях, родственниках, друзьях, их адресах, и местах возможного пребывания воспитанника в случае самовольного ухода;

      • Определение основных мотивов, факторов, влияющих на возникновение бродяжничества и построение в соответствии с этим профилактической работы;

      • Составление диагностических карт воспитанников, склонных к самовольным уходам, в которых фиксируются особенности каждого ребенка, коррекционно – профилактическая работа с ним;

      • Формирование мотивации на исправление с учетом личностных особенностей каждого ребенка «группы риска» ;

      • Формирование навыков уверенного поведения в сложных ситуациях;

      • Профилактика рецидивов дивиантного поведения;

      • Воспитание у детей юридической грамотности и законопослушного поведения;

      • Оптимизация условий жизни воспитания и обучения детей;

      • Обеспечение занятости воспитанников кружковой работой в соответствии с их интересами и склонностями;

      • Создание условий, исключающих ситуации, травмирующие психику воспитанника. При формировании групповых коллективов учитывать межличностное отношение среди детей.

      Принципы разработки и реализации программы:

      • Принцип системности предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной ситуации .

      • Принцип стратегической целостности определяет единую, целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные направления и конкретные мероприятия.

      • Принцип многоаспектности предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности: личностно-центрированного, поведенчески-центрированного, средо-центрированного аспектов.

      Личностно-центрированный аспект предполагает воздействие, направленное на позитивное развитие ресурсов личности. Поведенческий аспект направлен на целенаправленное формирование у детей и взрослых прочных навыков и стратегий стресс-преодолевающего поведения. Средо-центрированный аспект обеспечивающий активное формирование систем социальной поддержки (социальных институтов, центров, направленных на профилактическую и реабилитационную работу).

      • Принцип ситуационной адекватной профилактической деятельности означает соответствие профилактических действий типам и причинам диванного поведения.

      • Принцип континуальности предполагает обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности.

      • Принцип солидарности означает эффективное сотрудничество детского дома с основными участниками профилактического процесса инфраструктуры края и г. Ставрополя.

      • Принцип полимодальности и максимальной дифференциации обеспечивает гибкое применение в профилактической деятельности различных подходов и методов, а не центрирование только на одном методе или подходе.

      Содержание программы представлено 5-ю блоками:

      4. Работа с педагогическим коллективом

      5. Блок межведомственного взаимодействия

      1.Организационно – управленческий блок включает в себя:

      • разработку программы, модели ее внедрения, схемы управления программой;

      • контроль результативности внедрения программы;

      • определение наиболее эффективных форм и методов профилактической работы.

      2.Диагностико — прогностический блок направлен на:

      • Выявление воспитанников, склонных к совершению преступлений, правонарушений и самовольным уходам, употреблению ПАВ

      • Исследование причин, мотивов, механизмов и условий, способствующих совершению правонарушений, преступлений и самовольных уходов, склонности к вредным привычкам

      • Изучение особенностей социальной среды, степени и направленности влияния ее на личность воспитанника

      • Диагностику результативности проведенной работы путем исследования уровня сформированности социально-правовых знаний, навыков общения, уровня самооценки

      • Сравнительный анализ количественного состава детей «группы риска» на начало и конец реализации программы

      • Определение динамики правонарушений, преступлений и самовольных уходов

      3. Профилактический блок включает в себя:

      • Социально-педагогическую профилактику преступлений, правонарушений, самовольных уходов и коррекцию девиантного поведения, направленную на:

      — создание условий для успешной самореализации личности ребенка и повышения его самооценки, развития собственных ресурсов;

      — оказание социально-педагогической помощи воспитанникам в решении наиболее актуальных и сложных проблем в их жизнедеятельности;

      — пропаганду здорового образа жизни и формирование у воспитанников негативного отношения к вредным для здоровья привычкам;

      — формирование навыков неконфликтного поведения и общения;

      — вовлечение воспитанников в социально значимую деятельность;

      — коррекцию отклоняющегося поведения;

      -организацию деятельности детей «группы риска» в свободное и каникулярное время;

      — трудоустройство воспитанников «группы риска» в трудовые бригады.

      • Психолого-коррекционную деятельность, предусматривающую:

      — определение мотивов самовольных уходов, преступлений и правонарушений;

      — выявление особенностей межличностных отношений воспитанников детского дома и их сверстников, проживающих в различных социальных условиях;

      -оказание помощи воспитанникам и педагогам в экстремальных и критических ситуациях;

      — разработку и реализацию системы мероприятий, направленных на профилактику, коррекцию нарушений в поведении детей и реабилитацию воспитанников «группы риска».

      • Формирование правовой компетентности воспитанников через:

      — воспитание у подростков уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам;

      — развитие правового самосознания;

      — вооружение воспитанников правовыми знаниями.

      В рамках данного блока предусмотрено создание банка информации о воспитанниках «группы риска», в котором учитываются:

      • учет фактов нарушения правил внутреннего распорядка детского дома;

      • учет фактов нахождения воспитанников в состоянии алкогольного или токсического опьянения;

      • учет мероприятий, проводимых с воспитанниками;

      • картотека учета контактов с родственниками и сверстниками вне детского дома ;

      • характеристика на воспитанника.

      Работа в рамках профилактического блока строится по трем возрастным уровням:

      1 уровень – воспитанники 9-11 лет

      2 уровень – мл. подростки 12-15 лет

      3 уровень – подростки 16-18 лет.

      4. Работа с педагогическим коллективом включает:

      • проведение теоретических занятий, круглых столов, семинаров по вопросам профилактики преступлений, правонарушений, самовольных уходов;

      • знакомство с методикой ранней диагностики отклоняющегося поведения детей и определения причин девиаций;

      • обсуждение проблем, возникающих в работе с детьми «группы риска» на медико-психолого-педагогических консилиумах, педагогических советах;

      • организация работы совета по профилактике преступлений, правонарушений, самовольных уходов.

      Социально-правовая служба детского дома в профилактической работе осуществляет связь с общественными организациями образовательными учреждениями, социальными институтами края и города:

      — Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае;

      — Центр занятости населения Левокумского района;

      — КДН при администрации Левокумского района;

      — ОВД по Левокумскому району;

      — Отдел по делам несовершеннолетних ОМВД России по Левокумскому району;

      — ГБОУ «Краевой психологический центр»;

      — Центр ГБУЗ СК «Ставропольский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИДом»;

      • снижение количества воспитанников нарушающих правила внутреннего распорядка, самовольно уходящих из детского дома;

      • снижение количества воспитанников, дела которых рассматривались на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних;

      • снижение количества воспитанников, состоящих на профилактических учетах;

      • снижение уровня тревожности и агрессивности у воспитанников;

      • отсутствие отверженных в детском коллективе;

      • отсутствие отрицательных лидеров;

      • разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников образовательного процесса;

      • активное и результативное участие воспитанников детского дома в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

      • повышение правовой культуры воспитанников;

      • увеличение количества воспитанников, способных противостоять пагубным привычкам и употреблению ПАВ.

      Дата создания материала: 10-10-2016. История изменений

      xn--22-jlcae7bn4a.xn--p1ai

      Методические рекомендации "Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних"

      Методические рекомендации предназначены для педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других специалистов, работающих в учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому – одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики, в том числе органов образования, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.

      На самовольный уход влияет возраст и время года. Самый сложный период: весна и осень. А по возрастным особенностям, конечно, более подвержены бегству подростки от 10 до 15 лет. Это сложный психологический период для ребенка по многим причинам.

      В данном методическом пособии речь идёт о профилактике самовольных уходов несовершеннолетних в детских домах и домах – интернатах (далее: учреждениях интернатного типа), то есть в учреждениях с круглосуточным пребыванием воспитанников.

      I.I. ПОНЯТИЕ «САМОВОЛЬНЫЕ УХОДЫ»

      «Самовольные уходы и побеги» несовершеннолетних относят к девиантным формам поведения, не соответствующим общепринятым или официально установленным рамкам. Первым в России ввел термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский, говоря о том, что такое поведение не соответствует социальным нормам – ожиданиям.

      Профессор, доктор медицинских наук А.Е. Личко связывал уходы (побеги) с тяжело протекающими возрастными кризисами. По его мнению, одна треть детей и подростков, совершающих побеги из дома или учреждения интернатного типа, имеют патологическую основу. Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип».

      I.II. КЛАССИФИКАЦИЯ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

      Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «лёгкой» жизни. Начало этих побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или воспитателями интерната, детского дома. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% этим побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% — с алкоголизацией во время побега.

      Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен при психопатиях и акцентуациях характера неустойчивого типов.

      Этот вид побегов составляет 26%. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату, детскому дому. Побегу может способствовать не правильный тип семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них всё поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжкой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность (правонарушения). Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.

      Эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина – гиперпротекция, уменьшение внимания со стороны референтных (значимых) взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.

      Дромомания – редкий тип побегов – 9% случаев. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только за тем находят попутчиков.

      В формировании дромомании выделяют реактивный этап — первый уход из дома в связи с психической травмой, затем уходы становятся привычными, фиксированными, на любую незначительную неблагоприятную ситуацию возникает привычная реакция — уход из дома.

      3. Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у «робких» и «забитых»;

      4. «Специфически – пубертатный побег» вследствие возрастного фантазёрства и

      I.III. ПРИЧИНЫ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ

      — Дефицитом эмоционально-волевой сферы.

      — Низкой коммуникативной компетентностью.

      Им трудно договариваться, разрешение сложных жизненных ситуаций связано для них с эмоциональными трудностями.

      решение, проявлять заботу о себе и других).

      Просмотр содержимого документа

      «рекомендации по самовольным уходам»

      ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «БРАТСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ»

      ПРОФИЛАКТИКА САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

      Методические рекомендации для педагогов

      Зам.директора по реабилитационно-воспитательной работе: О.А.Рыкова

      Заведующая психолого-педагогического подразделения: Н.В.Цыганкова

      Данные методические рекомендации предназначены для педагогов, педагогов-

      психологов, социальных педагогов, воспитателей и других специалистов, работающих в учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      В методических рекомендациях представлены рекомендации по организации работы в области профилактики самовольных уходов несовершеннолетних, описаны методики работы с детьми и подростками, направленными на снижение риска совершения уходов.

      ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ:

      I . I . Понятие «Самовольные уходы»

      I . II . Классификация самовольных уходов несовершеннолетних

      I . III . Причины самовольных уходов

      II . ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

      II . I . Первичная, вторичная и третичная профилактика

      II . II .Основные задачи в работе по организации профилактики самовольных уходов

      II . III . Принципы работы с проблемой самовольных уходов

      ПОРЯДОК РЕАГИРОВАНИЯ В СЛУЧАЕ САМОВОЛЬНОГО УХОДА ВОСПИТАННИКА ИЗ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

      МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

      Система профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в нашей стране является достаточно организованной. Осуществляется взаимодействие между обществом и государством, однако не все ресурсы задействованы, так как проблема самовольных уходов несовершеннолетних из детских домов, несмотря на предпринимаемые меры профилактики, продолжает оставаться одной из трудноразрешимых.

      Вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а особенно ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.

      Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому – одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики, в том числе органов образования, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.

      Как правило, у несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы, наблюдаются проблемы в обучении, им сложно строить взаимоотношения с окружающими. Нередко такие подростки обладают различными психофизическими отклонениями в состоянии здоровья, имеют различные зависимости.

      Меры предупреждения, профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения.

      В данном методическом пособии речь идёт о профилактике самовольных уходов несовершеннолетних в детских домах и домах – интернатах (далее: учреждениях интернатного типа), то есть в учреждениях с круглосуточным пребыванием воспитанников.

      ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИЧИНЫ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ

      I . I . ПОНЯТИЕ «САМОВОЛЬНЫЕ УХОДЫ»

      «Самовольные уходы и побеги» несовершеннолетних относят к девиантным формам поведения, не соответствующим общепринятым или официально установленным рамкам. Первым в России ввел термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский, говоря о том, что такое поведение не соответствует социальным нормам – ожиданиям.

      Под самовольным уходом воспитанника из интернатного учреждения подразумевают его безвестное отсутствие с момента установления факта его отсутствия.

      Профессор, доктор медицинских наук А.Е. Личко связывал уходы (побеги) с тяжело протекающими возрастными кризисами. По его мнению, одна треть детей и подростков, совершающих побеги из дома или учреждения интернатного типа, имеют патологическую основу. Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в «условно-рефлекторный стереотип».

      I . II . КЛАССИФИКАЦИЯ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

      Выделяют четыре типа побегов у несовершеннолетних: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические (бродяжничаские).

      Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «лёгкой» жизни. Начало этих побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или воспитателями интерната, детского дома. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% этим побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% — с алкоголизацией во время побега.

      Этот вид побегов составляет 26%. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату, детскому дому. Побегу может способствовать не правильный тип семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них всё поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжкой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность (правонарушения). Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.

      Эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина – гиперпротекция, уменьшение внимания со стороны референтных (значимых) взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.

      Дромомания – редкий тип побегов – 9% случаев. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только за тем находят попутчиков.

      В формировании дромомании выделяют реактивный этап — первый уход из дома в связи с психической травмой, затем уходы становятся привычными, фиксированными, на любую незначительную неблагоприятную ситуацию возникает привычная реакция — уход из дома.

      Дромомания, характерная для детского и подросткового возраста, но известны случаи, когда, возникнув в детстве, дромомания сохраняется и у взрослых мужчин и женщин, причём женщину не останавливает наличие маленьких детей, здоровье которых во время бродяжничества подвергается опасности.

      Обстоятельную классификацию побегов у детей и подростков разработал американский психиатр Г. Штутте, выделивший следующие их типы:

      1. Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия;

      2. Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное

      внимание со стороны близкого окружения;

      3. Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у «робких» и «забитых»;

      4. «Специфически – пубертатный побег» вследствие возрастного фантазёрства и

      I . III . ПРИЧИНЫ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ

      Чтобы определить причины самовольных уходов необходимо рассмотреть особенности детей, проживающих в учреждениях интернатного типа. Дети, проживающие в учреждениях данного типа, характеризуется:

      Для детей характерны крайние формы выражения эмоции (сильный гнев или сильная радость), они с трудом понимают чувства другого человека и свои собственные. Для них затруднительна деятельность, требующая волевого усилия. Им сложно выполнять действия, не приносящие результата здесь и сейчас.

      — Дефицитом самостоятельных форм поведения (умение самостоятельно принимать

      Для детей характерно чувство незащищенности, неуверенность в себе и своих силах, ощущение не успешности, беспомощности. Они избегают ситуаций, в которых могут почувствовать себя неуспешными, потерпеть неудачу. Все это провоцирует появление психологических защит (избегание, обесценивание), которые позволяют сохранить положительное представление о себе. Такие дети могут чувствовать себя беспомощными, проявлять беспокойство и стремятся найти объект, который снимет напряжение.

      Дети и подростки, проживающие в учреждениях интернатного тип, нуждаются в положительном риске, который, помогает развить качества личности, преодолеть страхи и влиться в социум.

      Если среда, в которой ребенок живет, не предоставляет возможностей для этого, они могут начать пробовать себя в других местах, которые позволяют получить острые ощущения.

      Несмотря на особенности детей, проживающих в учреждениях интернатного типа, не все дети убегают. Важно понимать, что ребенок покидает учреждение для того, чтобы удовлетворить те потребности, которые не могут быть по тем или иным причинам удовлетворены в стенах учреждения.

      Основные цели самовольных уходов детей из учреждения можно подразделить на группы в зависимости от тех причин, по которым ребенок может уйти:

      I. Потребности ребенка не удовлетворены.

      1. Ребенок может стремиться покинуть небезопасную среду, в которой чувство безопасности утрачено вследствие:

      — ущемления прав ребенка воспитателями, учителями, старшими воспитанниками;

      — жестокого обращения со стороны старших воспитанников или сотрудников учреждения или буллинга (издевательствами со стороны сверстников).

      2. Избежать дисциплинарного давления и санкций со стороны персонала.

      3. Привлечение внимания родителей или лиц их заменяющих к проблемам детей.

      4. Ищет среду, где будет более успешным.

      5. Поиск развлечения и удовольствия.

      6. Реакция несовершеннолетнего на тяжело протекающий возрастной кризис (см. выше – Классификации побегов по А.Е. Личко).

      II. Влияние взрослых на уход ребенка:

      1. Недостаточный контроль над поведением несовершеннолетних со стороны законных представителей.

      2. Незнание всего его круга общения.

      3. Если дети чувствуют себя неудачниками, неоцененными по тем аспектам их жизни, которые взрослым кажутся незначительными или неважными, они уходят туда, где ощущают себя успешными, признанными, понятыми.

      III. Случаи криминального характера (не являются самовольными уходами, при этом важно понимать, что ребенок может отсутствовать в учреждении и по этим причинам).

      К таким причинам могут относиться:

      — похищение ребенка или провокация со стороны взрослого, допускающего недостойное обращение с ребенком;

      — вовлечение детей в коммерческую сексуальную эксплуатацию (КСЭД).

      Отрицательные последствия для несовершеннолетнего и для коллектива (среды) учреждения интернатного типа:

      1. Создают обстановку всеобщей подозрительности, недоверия, выбивают из колеи и воспитателей (режимных работников, администрацию), и несовершеннолетних, нарушая

      нормальный ход воспитательного процесса;

      2. Вынуждают администрацию к временному ужесточению режима, предъявлению повышенных требований ко всем несовершеннолетним, что немедленно вызывает ответное сопротивление;

      3. Существенно изменяется положение в подростковой среде и в коллективе лиц, совершивших самовольный уход: им не доверяют воспитатели, их постоянно «прорабатывают», что вызывает защитные реакции, оппозицию их к воспитательным средствам;

      4. Социальная опасность совершаемых деяний возрастает: состояния возбуждения, напряжения провоцируют подростков и на насильственные преступления.

      По мере повторения уходов появляются те или иные формы асоциального поведения, связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания, — мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием других несовершеннолетних и взрослых с асоциальным поведением (хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.п.). Более или менее длительное повторение фактов бродяжничества постепенно ведет к закреплению таких черт личности, как неискренность, лживость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду, оппозиция всякой упорядоченности.

      ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ САМОВОЛЬНЫХ

      УХОДОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

      II . I . ПЕРВИЧНАЯ, ВТОРИЧНАЯ И ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

      Для профилактической работы со случаями самовольных уходов несовершеннолетних из учреждения необходимо разрабатывать программы профилактики, направленные на сокращение риска самовольных уходов.

      Различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

      Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на всех детей,

      проживающих в учреждении. Для решения задач первичной профилактики, можно рассматривать широкий спектр программ просвещения детей о рискованном поведении.

      Например, программы направленные на преодоление: различных личностных дефицитов (развитие уверенного поведения), жизненных трудностей (программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях).

      Термин «вторичная профилактика» означает меры, направленные на тех, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в ситуации повышенного риска, либо совершал самовольный уход хотя бы один раз. Программы вторичной профилактики могут быть направлены на снижение агрессивности, конфликтности несовершеннолетних и воспитывающих их взрослых, а также программы, помогающие адаптировать и социализировать несовершеннолетних.

      Термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже неоднократно самовольно покидал учреждение, и работа в таком случае должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем. Уровень третичной профилактики — это уровень работы с детьми, постоянно совершающими самовольные уходы. Каждый случай самовольного ухода несовершеннолетнего имеет свою специфику, поэтому для работы со случаем самовольного ухода каждый раз создается своя индивидуальная программа. В наиболее оптимальном варианте такая программа разрабатывается междисциплинарной командой специалистов после оценки ситуации, в которой находится несовершеннолетний.

      II . II . ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В РАБОТЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

      Основными задачами интернатного учреждения при работе со случаями самовольных уходов несовершеннолетних являются:

      Защита прав и законных интересов несовершеннолетних.

      Предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью воспитанников.

      Предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении них, включая предупреждение коммерческой сексуальной эксплуатации несовершеннолетних (КСЭД) согласно которому – это «серьезное нарушение прав ребенка, при котором он рассматривается как предмет секса и предмет торговли; и включает в себя сексуальное насилие или эксплуатацию взрослым человеком и оплату деньгами или натурой ребенку или третьим лицам и, являясь формой принуждения и насилия над детьми, приравнивается к принудительному труду и современной форме рабства».

      Выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений, преступлений и иных антиобщественных действий.

      Реабилитация и оказание медицинской помощи воспитанникам, склонным к самовольным уходам.

      В каждом интернатом учреждении должна быть разработана система мониторинга эффективности профилактической деятельности, направленной на предупреждение самовольных уходов воспитанников, а также эффективности реабилитационной работы, выполнения индивидуальных планов мероприятий с детьми «группы риска».

      Одним из приоритетных направлений профилактики является организация занятости воспитанников, состоящим на учете в интернатном учреждении, в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и в подразделении по делам несовершеннолетних.

      В интернатном учреждении должен быть предусмотрен план скоординированного межведомственного взаимодействия по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних и розыску воспитанников, утвержден алгоритм и регламент действий сотрудников в случае совершения несовершеннолетними самовольных уходов и порядке действий по принятию мер к их розыску.

      По каждому факту самовольного ухода воспитанников из учреждения необходимо незамедлительно проводить служебное расследование, принимать управленческие решения по предотвращению фактов самовольных уходов несовершеннолетних, в том числе по применению дисциплинарных взысканий к сотрудникам учреждения, допустившим факты самовольных уходов воспитанников, а также несвоевременного информирования о них.

      Для сотрудников учреждения проводится инструктаж о порядке действий в случае самовольного ухода воспитанников, принимаются меры для повышения уровня персональной ответственности каждого работника за сохранение жизни и здоровья воспитанников, за организацию профилактических мер по предотвращению данного явления, подчеркивается значимость мероприятий по обеспечению постоянного и своевременного учета фактов самовольных уходов воспитанников из учреждения.

      Также необходимо ежегодно организовывать обучение для педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей.

      II . III . ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМОЙ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ

      1. Любой человек, работающий с несовершеннолетним в учреждении, должен предпринять всевозможные действия, чтобы обеспечить его безопасность, оценивая риски для каждого индивидуально.

      2.Основная общая цель специалистов – снизить количество случаев самовольных ходов. Пропавшие несовершеннолетние могут оказаться в рискованной ситуации. Каждый случай самовольного ухода очень серьезен. Причины уходов всегда разные и носят комплексный характер, но они в основном связаны с условиями проживания несовершеннолетних. Каждому случаю ухода следует уделять должное внимание. Специалистам необходимо взаимодействовать для того, чтобы последовательная и гармоничная обратная связь была дана несовершеннолетнему по его возвращению с целью снижения риска повторных уходов несовершеннолетнего.

      3.Когда несовершеннолетний самовольно покидает учреждение, общая цель всех специалистов учреждения предотвратить тот вред, который может получить ребенок и вернуть ребенка в безопасное место настолько быстро насколько это возможно, работая над этой задачей, развивая партнерство с различными учреждениями и местным сообществом, делясь информацией, и совершенствуя управление.

      4. Работа по профилактике самовольных уходов важна для того, чтобы предотвратить уходы несовершеннолетних из учреждения. Профилактические мероприятия должны быть отражены в плане профилактики. Неотъемлемой частью плана профилактики является проведение эффективного интервью по возвращении ребенка.

      III . ПОРЯДОК РЕАГИРОВАНИЯ В СЛУЧАЕ САМОВОЛЬНОГО УХОДА ВОСПИТАННИКА ИЗ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

      В случае самовольного ухода несовершеннолетнего все работники учреждения незамедлительно информируют о факте произошедшего администрацию учреждения и предпринимают необходимые меры по возвращению ребенка в учреждение.

      При поступлении информации о факте самовольного ухода воспитанника или воспитанников из интернатного учреждения администрация учреждения незамедлительно:

      1. Выясняет обстоятельства случившегося, в том числе проводит в учреждении служебное расследование по данному факту;

      2. Незамедлительно сообщает о случившемся в органы внутренних дел муниципального образования;

      3. Незамедлительно направляет информацию о детях, самовольно покинувших учреждение в адрес учредителя;

      4. Обеспечивает выезд сотрудников учреждения по месту предполагаемого пребывания воспитанника, взаимодействует с органами внутренних дел муниципального образования по месту возможного нахождения ребенка;

      6. Фиксирует полученную информацию в журнале учета случаев самовольных уходов воспитанников из учреждения.

      МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Технология работы с несовершеннолетними, совершающими самовольные уходы, опирается на ряд факторов, среди которых наиболее важное место занимает взаимоотношение несовершеннолетнего с интернатным учреждением, в котором он проживает. Главная причина самовольных уходов всегда кроется в неудовлетворённости воспитанника своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы, стремлении к нахождению в типичной субкультуре.

      Поэтому, как восполнение данных проблем, необходимо наполнить жизнь несовершеннолетних в интернатном учреждении такими мероприятиями и событиями, появление которых поможет заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной деятельности, особенно связанной с риском, приключениями, ведь всем этим требованиям и отвечает побег, где переживания несовершеннолетних носят экстремальный, яркий характер.

      Воспитателям не стоит забывать и игнорировать опыт известных советских педагогов:

      В.П.Кащенко (система трудового обучения и воспитания + огромное внимание умственному развитию детей); А.С.Макаренко (развитие принципов самоуправления, дисциплина и формирование общественного мнения как ведущего регулятора межличностных отношений, развитие традиций, построение воспитательного процесса на основе соединения обучения с производительным трудом); С.Т.Шацкого (идея народности воспитания в сочетании с трудовым обучением); А.А.Католикова (многопрофильный сельскохозяйственный труд в основе воспитательного процесса, система трудового, экономического и экологического обучения, воспитания и развития личности ребёнка).

      Необходимо постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их.

      Необходимо применять разные формы работы с несовершеннолетними по профилактике самовольных уходов: индивидуальные, групповые, работу в микрогруппах, диалоговые интервью.

      Индивидуальная работа с несовершеннолетними строится на изучении их индивидуально – психологических особенностей, характера, стиля поведения. Индивидуальные беседы о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления, о необходимости соблюдать режим детского дома, посещать школьные занятия. Одним из основных механизмов индивидуальной работы является динамическое наблюдение и контроль взрослого за волевым поведением ребёнка, что фиксируется в индивидуальных дневниках наблюдения на каждого из воспитанников.

      В системе индивидуальной работы следует отметить ежедневный контроль успеваемости и посещаемости воспитанников школьных занятий, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях, в частности в организации дополнительных занятий с учителями предметниками, и предотвратить пропуски занятий по неуважительным причинам.

      На начальном этапе индивидуальной работы является важным установление контакта с

      несовершеннолетними и мотивирование его на участие в работе. Несовершеннолетний

      соглашается на общение только тогда, когда ему интересен сам процесс и когда он чувствует, что его воспринимают как полноправного участника взаимодействия. В основе работы с ним должны лежать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются партнерские отношения с несовершеннолетним с целью совместного изучения конкретной ситуации и путей ее разрешения.

      Целью групповой работы является формирование навыков конструктивного взаимодействия и адаптации в социуме.

      Основной формой групповой работы, используемой в профилактической работе, является тренинговое занятие.

      Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» – обучать, тренировать, представляет собой совокупность методов практической психологии. Тренинг – это ситуация воздействия на личность, целью которой является самопознание и саморазвитие человека, приобретение им новых навыков. Следует различать понятия «тренинг» и «тренинговое занятие». Тренинговые занятия проводятся в рамках учебной деятельности, они подразумевают участие всей группы и режим коротких встреч. Тренинговые занятия отличаются отсутствием строгого порядка работы и высокой психологической безопасностью. Одним из направлений тренинговых занятий является формирование навыков ассертивного поведения.

      Термин «ассертивность» происходит от английского «assert» — настаивать на своем, отстаивать свои права.

      Это понятие близко принципу гештальт-терапии «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям…».

      Эффективным методом в работе с несовершеннолетними, предупреждающим самовольные уходы, является арт–терапия. Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконстуирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. В работе с несовершеннолетними используя игротерапию, можно дополнять ее арттерапевтическими методами, в том числе сказкотерапией.

      Терапевтические сказки – это сказки для несовершеннолетних, не столько развлекающие их, но дающие взрослым способ подсказать им, не обижая, выход из различных жизненных ситуаций. В сказках воссоздается аналогичная ситуация, описывается проблема, взгляд со стороны, рассматривается хотя бы один способ ее решения.

      Терапевтическая сказка позволяет несовершеннолетнему отделить его проблему, посмотреть на ситуацию в целом. Обычно, несовершеннолетние негативно относятся к ответам, которые им дают напрямую, а опосредованный совет воспринимается, как им самим найденное решение. Часто они настолько зацикливаются на своей проблеме, что перестают замечать ситуацию в целом. Именно сказки и психологические игры могут помочь ребенку переключить внимание с себя и увидеть ситуацию извне. Терапевтические сказки нужно не только читать, эти сказки после прочтения необходимо обсуждать, задавать вопросы: «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т.д.

      Различают несколько видов арттерапии: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия.

      В качестве терапии средствами искусства педагоги могут применять прикладные виды

      искусства. Можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т.д. Педагог предлагает несовершеннолетним задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Как один из вариантов рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации.

      По мнению психолога О.А. Карабановой, применение рисуночной терапии буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у несовершеннолетнего коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности, отсутствии игровых мотивов и интереса к игре.

      По данным ученых, наиболее благоприятным для решения коррекционных и реабилитационных задач является изображение художественных образов, позволяющих несовершеннолетнему реализовать все преимущества искусства и творчества. Примитивные же формы изображения, как например каракули, нерасчлененные предметы, низкий потенциал возможностей символизации, не позволяют несовершеннолетнему, в полной мере реализовать задачу, осознать свои чувства и продвинуться в разрешении своей проблемы.

      Специалист должен знать и те ограничения, которые существуют в использовании рисунка, как в диагностических, так и в коррекционных целях. Применение рисуночных методов определяется уровнем сформированности символической функции, которая позволяет несовершеннолетнему преобразовывать изобразительную деятельность в деятельность символическую.

      В подростковом возрасте потребность в самовыражении и утверждении своей идентичности приобретает особую значимость. Однако существенно возрастает уровень требований подростков к качеству результатов рисуночной деятельности, что затрудняет использование данного метода.

      Подросткам лучше давать готовые рисунки, чем предлагать им просто нарисовать что-то. Спонтанное рисование быстро уйдет из деятельности подростков и не будет давать эффект в работе.

      Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.

      Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.

      Ознакомившись с методическими рекомендациями, важно понять, что профилактика самовольных уходов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является частью общей системы работы в интернатном учреждении, направленной на ликвидацию асоциального поведения подростков.

      Профилактическая работа по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних должна проводиться системно, совместно со всеми субъектами профилактики.

      kopilkaurokov.ru

      Смотрите так же:

      • Развитие у детей проектных умений Автор: Деменкова Юлия Леонтьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области" Населённый пункт: п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области Наименование материала: статья Тема: Развитие проектных навыков у младших […]
      • Ребенок в 2 года и 10 месяцев развитие Развитие ребенка в 2 года 10 месяцев — что должны знать родители Ребенку исполнилось 2 года и 10 месяцев. Чего ждать от этого времени? Ближе к трем годам малыш начнет проявлять признаки первого возрастного кризиса. Скоро он полностью осознает себя мальчиком или девочкой, научится более четко выражать свои эмоции с помощью речи и т.д. А […]
      • Людмила гурченко мужья семья дети Людмила Марковна Гурченко: биография Людмила Гурченко блестяще играла и пела в музыкальных лентах 1970-х годов: «Табачный капитан» (1972), «Соломенная шляпка» (1974, премьера — 1975, Леонида Квинихидзе), «Мама» (1976), «Небесные ласточки» (1976) и др. Среди лучших работ Людмилы Гурченко можно назвать её роли в фильмах «Двадцать […]
      • Можно ли болеющему ребенку гулять Можно ли гулять с ребенком при отите: рекомендации врачей Вопрос о том можно ли гулять при наличии отита, является актуальным как для маленьких пациентов, так и для взрослых. В современной жизни без выхода на улицу и посещения общественных мест в большинстве случаев просто не обойтись. Необходимо различать ситуации, когда опасности для […]
      • Почему ребенок 2 месяцев плохо спит днем Почему 2 месячный ребенок плохо спит днем? 2 месяца – это тот срок, когда ребенок уже не является новорожденным, но тем не менее, еще целиком и полностью зависимым от мамы. Циркадные ритмы (смена дня и ночи) пока не оказывают на него влияния, так как собственный гормон сна начнет вырабатываться только к 3-4 месяцу. Казалось бы, в […]
      • Закон по уходу за ребенком в россии Пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2018 году в России: изменения, сумма Опубликовал: admin в Детские пособия 21.03.2018 Комментарии к записи Пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2018 году в России: изменения, сумма отключены 362 Просмотров Пособие по уходу за ребенком до 3 лет При оформлении отпуска для осуществления ухода за […]
      • Сколько должен есть в день 5 месячный ребенок Сколько смеси или молока должен есть ребенок в 3 месяца: размеры порций при искусственном и грудном вскармливании Трехмесячный кроха уже вырос и набрал в весе по сравнению с показателями в свой день рождения. Ему предстоит еще длинный путь взросления. Как помочь крохе в этом? Нужно дать ему сил и достаточное количество еды, однако какой […]
      • Пенсия по уходу за ребенком инвалидом детства Пенсия по уходу за ребенком инвалидом детства Досрочная пенсия родителям детей инвалидов в 2018 году Право на получение пособия по инвалидности для ребенка имеют как отец, так и мать. Отнести данное право можно также и к лицам, которые являются официальными опекунами. Понятие опекунов и попечителей было раскрыто в 35 статье гражданского […]