Самостоятельная игровая деятельность детей дошкольного возраста

Жильцова Инна Анатольевна

Самостоятельная игровая деятельность детей дошкольного возраста

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.

Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.

Актуальность данной темы обусловлена введением в практику Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и необходимостью по-новому рассматривать организацию игровой деятельности в ДОО в соответствии с требованиями по сохранению уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.

Новизна заключается в формировании у педагогов умения так организовывать игровую деятельность, при которой будет обеспечено «разнообразие детства, полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития, создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».

В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

В основе, новой классификации детских игр, разработанной С. Л. Новоселовой, лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

1. игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, – самостоятельные игры:

1.2. самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;

2. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

2.1. игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные;

2.2. досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;

3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и в переносном, когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом. К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых играх, что говорит о развитии воображения.

В режиссерских играх ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения.

Однако не следует думать, что в любой игре приобретения ребенка имеют положительное значение. Н. К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка.

С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Игровая деятельность как средство развития общения детей старшего дошкольного возраста Основные положения Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе.

Конспект семинара-практикума для педагогов «Театрально-игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях групповой комнаты Проблема двигательной активности детей в условиях группы всегда волновала нас. В группе, где много детей, мебели,.

Проект «Игровая деятельность как метод развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: Эмоциональный способ взаимодействия с окружающими людьми является для ребенка первичным и искренним, поэтому содержание и.

Самостоятельная деятельность активности детей на прогулке и руководство ею (2-й слайд) Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:.

Самостоятельная игровая деятельность: строительные игры. Строительные игры. В процессе самостоятельной игровой деятельности дети выполняли постройки по памяти или придумывали свой «проект»; учились.

Самостоятельная творческая деятельность детей «Наш миша» Хочу с вами поделиться, чем наши дети любят заниматься. С летом в этом году нам не повезло:холодно и часто шли дожди. Поэтому мы, находясь.

Театрально-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста В детском саду работаю 20 лет, из них 10 лет педагогом-психологом. Эмоциональное развитие дошкольников считается периодом повышенного риска.

www.maam.ru

Самостоятельная игровая деятельность детей цель

Календарный план занятий в средней группе

Календарный план занятий в средней группе

Утренний отрезок времени.

ИР. Индивидуальная работа по коммуникации умение называть диких животных.

малоподвижная пальчиковая игра: «Дикие животные».

Цель: развивать мелкую моторику рук.

подвижная: «Цветные автомобили». Цель: закрепить учить быстро, двигаться по сигналу и останавливаться, не наталкиваясь друг на друга; закреплять основные цвета.

дидактическая: «Кто у кого». Цель: закреплять у детей правильное употребление в речи названий детенышей животных во множественном числе.

сюжетно-ролевая: «Больница для зверей». Цель: познакомить детей с профессией «ветеринар»; воспитывать заботливое отношение к животным.

Б. Беседа на тему: «Что значит дружить». Цель: формирование у детей понятия «доброта», «дружба»; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

ЗКР. Работа над звукопроизношением. Отработка звуков ш, ж. «Мясорубка», «Прятки».

Н/Т в У/П. Уход за комнатными растениями: рыхлить, убирать засохшие листочки, протереть листочки влажной тряпкой. Расставлять материал к занятию. Цель: воспитывать ответственность, трудолюбие.

СИД. Самостоятельная игровая деятельность детей в игровом уголке. Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение уступать, делиться с товарищем.

УГ. Утренняя гимнастика. Комплекс №8.

П/Д. Поручения/дежурства помощь младшему воспитателю в уборке посуды после еды. Расставлять и убирать материал к занятиям. Протереть игрушки, переодеть куклы.

РНС/ФКГН. Совершенствование умения самостоятельно одеваться, раздеваться; аккуратно складывать и вешать одежду. Формирование умения самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате.

Х/Т. «Художественная деятельность» (лепка)

Тема: «Дед мороз принес подарки»

Цель: продолжать учить лепить фигуру человека на основе конуса (в длинной шубе). Учить самостоятельно определять приемы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза (длинная борода, высокий воротник на шубе, большой мешок с подарками). Вызвать яркие эмоции в ожидании праздника.

Материалы к занятию: пластилин белого или голубого цвета, фольга, бусины, бисер, пуговицы; стека, клеенки, дощечки, салфетки бумажные и матерчатые. Наглядность- плакаты «Новый год», «Дед Мороз».

М/п: беседа о новогоднем празднике, чтение стих-я В. Шипуновой «С Новым годом», самостоятельная деятельность детей, поощрения, итог занятия.

Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

ОО «Музыка» НОД №30

Цель: развивать умение входить в игровой образ, творческое воображение, инициативу.

ОО «Коммуникация» (развитие речи)

Цель: увеличение объема словаря, закрепление навыков словообразования, закрепление навыков употребления простых предлогов. Развитие умений звукового анализа.

Материалы к занятию: иллюстрации в рабочих тетрадях; карточки по теме «Мебель», цветные карандаши, пособие по развитию речи.

М/п: беседа, д/и «Угадай, что изменилось», работа с пособие стр. 30-31, физминутка, игра «Какая квартира», отгадывание загадок, итог занятия.

Автокласс. Посещение автокласса. Закрепить правила дорожного движения.

Н. Наблюдение за проезжей частью дороги. Цель: продолжать знакомить с проезжей частью дороги-шоссе, правилами дорожного движения.

ХС. Художественное слово. Как река, проспект широк, здесь плывет машин поток.

И. Игры дидактические: «Вот пришла зима». Цель: учить детей находить положительные и отрицательные признаки зимы.

Т. Труд. Сооружение снежной клумбы. Цель: учить сгребать снег лопатами в определенное место.

Ф. Физические упражнения: «Перенеси мешочек на голове». Цель: закрепить умение держать равновесия.

ИР. Индивидуальная работа по ФЭМП умение соотносить количество с числом.

ИД. Игровая деятельность. П/И: «Воробушки и автомобиль». Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения.

СД. Самостоятельная игровая деятельность детей на участке с выносными игрушками. Выносной материал: куклы одетые по погоде, маски-эмблемы, лопатки.

Вечерний отрезок времени.

ЗГ. Закаливающие процедуры. Ходьба по оздоровительной доске. Мытье рук и лица. Гимнастика после сна: “Прогулка по морю”.Потягивание в постели. Дыхательная и звуковая гимнастика: “Маятник головой”

Ч/Р. Заучивание наизусть загадки о зиме. Цель: учить детей эмоционально воспринимать содержание загадок; развивать образность речи.

настольно-печатная: «Домино» (ПДД). Цель: закрепить правила дорожного движения.

дидактическая: «Когда это бывает? ». Цель: закрепить знания о частях суток и их последовательность.

сюжетно-ролевая: «Семья». Цель: углублять представления детей о семьи.

МТД/Д. Музыкально-театрализованная деятельность. Закрепить слова песни Дунаевского «Марш снеговиков».

ОБЖ. Беседа на тему: «Правила безопасности на льду». Цель: дать детям знания о правилах поведения на льду.

Х/Т. Художественно-творческая деятельность детей в уголке ИЗО. Цель: развивать воображение, творчество, фантазию, самостоятельность.

СИД. Самостоятельная игровая деятельность в игровом уголке, создание игровых ситуаций, способствующих формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.

Р/Р. Работа с родителями.

Консультации для воспитателей.

Организация деятельности детей на прогулке во второй младшей группе

Автор: Ковтун Елена Ильхамовна. воспитатель, Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад N5 Брусничка , г. Бодайбо Иркутской области.

Цель. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас; выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

Виды детской деятельности: Игровая, трудовая, самостоятельная.

Образовательные области: Физическая культура , Труд , Познание , Коммуникация .

Оборудование. формочки для песка, лейка с водой, мяч.

Наблюдение за неживой природой (почва и песок)

Зеленеет даль полей, запевает соловей.

В белый цвет оделся сад. Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай! Что за месяц? Это май!

Он и желтый, и сыпучий, во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать и играть. (Песок )

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим землю, потрогайте руками. Какая она. теплая (ее нагрело солнце ), сухая (рассыпается в руках ), цвет (светло- коричневая).

— Ребята давайте польем землю из лейки (как будто прошел дождь ).

— Потрогайте ее, опять рассмотрите.

— Что случилось с ней?

— Земля потемнела, она стала мокрой. ( Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность)

— Она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя. Пока почва не прогрелась, в нее нельзя сажать семена, иначе они могут не взойти.

Опыт Свойства мокрого песка

Цель : продемонстрировать свойства песка.

Ход опыта: Вместе с детьми засыпать сухой песок в формочки, перевернуть их, посмотреть, что получится. Посыпать струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции. Сделать вывод.

Цель. развивать коммуникативные способности, умения распознавать язык мимики и жестов; способствовать снятию телесных зажимов.

— Одна группа детей изображает движения, повадки, позы разных животных. Другая группа — зрители. Они гуляют по зверинцу, отгадывают зверей , хвалят их и Фотографируют . Угадав всех, группы меняются ролями.

Цель : учить детей действовать по сигналу быстро; развивать ловкость; учить ориентироваться в пространстве.

Ход игры. Дети становятся у одной из сторон площадки. Воспитатель стоит вместе с ними, в руках у него корзина с мячами ( по количеству детей ). Бросает мячи из корзины в разные стороны, подальше от детей. После слов Догони мяч дети бегут за мячами, берут их и снова кладут в корзину.

Трудовая деятельность: наведение порядка в лунках для цветов; подготовить их для посадки семян или рассады.

Воспитатель. Давайте возьмем перчатки, и уберем прошлогодние засохшие растения.

— А как вы думаете для чего?

— Сейчас уберем старые растения, разрыхлим землю, а когда наступит тепло посадим другие цветы.

Индивидуальная работа : Повторение стихотворений.

Самостоятельная деятельность. Игры с песком

Цель : Учить детей применять умение работать с сырым песком для создания различных построек, использовать разнообразный инвентарь. Развивать творчество, фантазию.

Список использованной литературы :

  • Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова Организация деятельности детей на прогулке — Волгоград. Издательство Учитель 2010.
  • Е.Е. Корнеичева, Н.И. Грачева Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня .ООО Центр педагогического образования — М, 2012
  • Самостоятельные игры.

    Цель: Развивать у детей фантазию, творчество, желание самим организовать игры по интересам.

    Предлагаю детям самостоятельную игровую деятельность, а сама слежу за тем, как. они используют свои знания, умение в игре, ненавязчиво помогаю отдельным детям в развитии сюжета. даю возможность им самим организовать игры по интересам.

    Индивидуальная работа с Эллой.

    Цель. Расширял. словарную работу упражнять ребенка в подборе прилагательных к существительному и в образовании однокоренных слов.

    1. Подобрать к слову «снег» — слова признаки:

    снег (какой?) — белый.

    1 Слова действия:

    Снег (что делает?) — падает, идет.

    А сейчас мы поиграем в игру: «Великан -карлики». Все слушаем правила игры: когда я скажу «великан» — поднимаем руки вверх, а когда «карлики» — приседаем. Будьте все внимательны, я вас нарочно буду путать.

    Проанализируйте и скорректируйте план прогулки для 2 младшей группы. (Приложение 17)

    Подготовка к прогулке (одевание)

    Цель: обеспечить своевременный сбор на прогулку все детей; сформировать правильную последовательность при одевании, развивать речь детей (закреплять название предметов одежды, действий).

    Начинаю одевать детей на прогулку, соблюдая принцип постепенности: колготки, носки, штаны, ботинки. кофту, шапку, куртку, варежки, шарфик. Во время этого использую художественное слово:

    Одеваемся по порядку,

    Привыкаем к порядку.

    — Данила, а какого цвета у тебя штаны?

    — Ваня, а что мы одеваем на голову?

    Если дети не могут ответить, помогаю им.

    Самостоятельная двигательноя игровая деятельность

    Внести деревянные лопатки, саночки, кукол в зимней одежде. «Прокати куколку на санках с горки».

    Подвижные игры: «Поймай снежинку», «Слепи снежок»

    Цель: развитие ловкости, прыгучести, умения играть со снегом и со сверстниками.

    Наблюдение за снегопадом, показать как кружаться снежинки в воздухе; слушание тишины в городе, умение слушать звуки: машин, трамвая, лай собак и т.п.

    Исследуем свойства снега: белого цвета, холодный, из снега можно лепить «пирожки» только для куклы. Правило: снег есть нельзя.

    Подвижная игра «Снежный салют»

    Дети набирают снег на лопатку и подбрасывают вверх, остальные кричат «Ура!»

    Цель: развивать координацию движений, умение находить радость и радоваться вместе.

    Вам что-то еще надо? воспользуйтесь поиском по сайту:

    detjamluchshee.ru

    Самостоятельная деятельность детей прогулке доу

    Консультация на тему:

    Самостоятельная игровая деятельность детей на прогулке

    Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

    — свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогаи предметно-развивающей образовательной среды, обеспещивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

    — организованная воспитателем деятельность воспитанников направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

    г. Нефтекамск — 2015г.

    Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

    — свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогаи предметно-развивающей образовательной среды, обеспещивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

    — организованная воспитателем деятельность воспитанников направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

    Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

    Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в которой закрепляются знания, полученные на занятии. Предусматривается развитие взаимоотношений между детьми: объединение их для совместных игр, воспитание бережного отношения к игрушкам, приучение к порядку в игровом пространстве.

    Самостоятельная игровая деятельность на прогулке осуществляется под контролем и руководством педагога. На прогулке воспитатель может видеть и учитывать индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения ребенка со взрослым, укреплению его доверия к воспитателю.

    Личностно ориентированный подход воспитателя способствует развитию доброжелательных отношений и формированию положительного эмоционального настроя детей.

    Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельности. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя. С возрастом у детей меняются интересы: начиная со среднего возраста, дети предпочитают общество сверстника. Поэтому в самостоятельной деятельности появляется больше разнообразия, однако на протяжении всего дошкольного детства основной деятельностью ребенка остается игровая. Во время прогулки дети старшего возраста могут самостоятельно организовать подвижные игры, выученные с воспитателем, могут придумать новые игры, за основу взяв сюжет из прочитанного произведения, из просмотренного фильма или из жизни. Также во время прогулки большое внимание детей уделяется сюжетно-ролевой игре, содержание которой усложняется с возрастом детей. Таким образом решаются задачи социально-коммуникативного развития детей. Воспитатетель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

    Воспитатель должен руководить самостоятельной игровой деятельности детей: обеспечивать им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначениям, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никт о не озяб и не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра – это естественный процесс развития ребёнка, где «НАДО», «ХОЧУ» и «МОГУ» совпадают, и мы должны восстановить этот баланс, это естественное желание ребёнка хотеть играть.

    Структурные компоненты прогулки (наблюдения, дидактические игры- задания, первые трудовые действия, подвижные игры) проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности всех детей, которая занимает о.

    Фотоотчет. Самостоятельная игровая деятельность детей в ДОУ летом на прогулке.

    Фотоотчет. Самостоятельная игровая деятельность детей в ДОУ летом на прогулке.Лето — самое прекрасное и запоминающее время года для детей и взрослых. Летом можно любоваться красотой природы, цве.

    Самостоятельная игровая деятельность детей дошкольного возраста

    Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмо.

    Повышение эффективности работы дошкольного учреждения по организации самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста.

    «Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке, руководство ею »Консультация для воспитателей.

    Самостоятельная игровая деятельность детей в старшей группе по теме: «Подарки на День рождения Мишке!»

    Конспект запланированной самостоятельной игровой деятельности детей в старшей группе по теме: «Подарки на День рождения Мишке!».

    Отчет по проведению «Контроль над организацией разнообразной деятельности детей на прогулке»

    Одно из самых главных условий воспитания здоровых детей — это прогулки.

    Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой, сверстниками – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка. Вся работа педагога с детьми на прогулке посвящена серьезной проблеме всестороннего воспитания дошкольников.

    Мы ставим перед собой задачу развития у детей на основе разнообразного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения. Наши дети должны знать о бережном отношении к объектам живой природы (растительного и живого мира), не топтать и не рвать цветы на клумбах, газонах, не ломать веточки кустов, бережно обращаться с растениями, эмоционально откликаться на помощь птицам и т.д. Где как не на прогулке во время наблюдения и трудовых поручений мы можем это практически показать. Дети, любят трудиться на площадке, получая удовольствие от вида прибранного участка. Так у детей формируется гуманное отношение к природе, чувство сострадания. Ребята учатся и получают удовольствие от помощи друг другу при сборе на прогулку и возвращении в группу, любят оказывать помощь воспитателю (понести что-то, подержать). Так не ограничивайте их в этом.

    Широчайшая возможность для формирования чувства удивления и восхищения миром открывается для ребенка на прогулке. Красота и разнообразие живой и неживой природы (насекомые, цветы, птицы, травы, небо, солнце, облака и т.д.), открытия и опыты, приспособление живого к обитанию и сезону, установление взаимосвязей, анализ, сравнение и обобщение – все это способствует развитию познавательной активности, любознательности, развитию умственных способностей, речи.

    Где как не на прогулке можно активизировать (или помочь детям освоить) разнообразные деятельные умения (игровые, коммуникативные, физические, художественно-изобразительные, конструктивные). Обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать их воображение – задача каждого воспитателя.

    Нашим детям предоставлена самостоятельная деятельность на прогулке (сюжетные игры, экспериментирование, конструктивно-строительные игры) задача воспитателя создать проблемную ситуацию для развития всех этих умений.

    Непременными условиями для успешного развития и воспитания наших детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых структурных компонентов прогулки:

    1. Наблюдения в живой и неживой природе;
    2. Подвижные игры;
    3. Сюжетно-ролевые игры;
    4. Трудовая деятельность;
    5. Индивидуальная деятельность с детьми;
    6. Использование художественного слова.

    Мы проводим прогулку по отработанной нами схеме:

    — Выйдя на улицу, дети не бегут на участок, а встают на определенный участок надевают перчатки, выбирают себе пару и все вместе, спокойно идут на участок.

    — В пути всегда замечаем что-то новое (или изменилась окраска деревьев, или распустились первоцветы, или быстро плывут облака, или воробьи чирикают под крышей .) и тут же начинаем наблюдение за этим объектом. Наблюдение всегда проводим в начале прогулки – это настраивает детей на эмоционально-спокойное состояние.

    — Затем приходим на участок. Дети стоят около участка, а мы воспитатели обходим его на наличие опасных предметов. Затем дети идут с воспитателем на площадку, выбирают себе игрушки, атрибуты или материал для деятельности, организовывают сами или с нашей помощью деятельность. Дети четко знают, что гулять можно только на площадке (это выполнение инструкции СанПина).

    — Во время самостоятельной деятельности успеваем провести д.и. экологического характера с подгруппами детей, организовываем индивидуальную работу по формированию и закреплению основных видов движений (бросание и ловля мяча, отбивание мяча от пола, подбрасывание и ловля, равновесие, метание и т.д.). На прогулке наши дети очень любят заниматься словотворчеством (сочиняют рассказы на различные темы), упражнениями с язычком, чистоговорками.

    Прогулка – это очень удобное время для повторения и заучивания стихотворений (если ребенок отстал или проболел), закрепление математических и экологических занятий.

    — Мы всегда заводим будильник (на 15 минут до окончания прогулки) за это время дети убирают игрушки, и мы проводим подвижные игры. Чаще всего проводится одна игра, предложенная воспитателем и 1-2 игры, предложенные детьми. Наши дети Таким образом, за время прогулки, мы успеваем провести все мероприятия, предусмотренные структурой.

    Но нельзя забывать, что основная задача воспитателей – это сохранение жизни детей и обеспечение их безопасности, поэтому на прогулке мы всегда выполняем инструкции по ОЖиЗ детей, ежедневно проводим инструктаж детей.

    В результате проверки и обобщения результатов по организации разнообразной деятельности детей на прогулке рекомендую:

  • Провести консультацию по выдержке структуры прогулки педагогом.
  • Произвести отбор выносного материала в соответствии с требованиями.
  • Предоставить календарно – тематическое планирование прогулок до 1 октября.
  • Критерии организации прогулок в группах.

  • Участок (подготовка, его безопасность)
  • Выносной материал
  • Одежда детей (соответствие времени года)
  • Соблюдение времени прогулки.
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Подвижные игры
  • Трудовые поручения
  • Наблюдения в природе
  • Совместная работа с детьми
  • Другие формы двигательной деятельности (сюжетная – игра, театрализация, игры с нетрадицион. оборуд. )
  • Работа с часто-болеющими детьми.
  • Желаем всем педагогам сочетать мастерство с фантазией и любовью к детям, тогда прогулки станут удивительным и неповторимым моментом, а не скучным проведение времени!

    2.1. Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в ДОУ

    Режим дня установлен в ДОУ самостоятельно с учетом:

    — времени пребывания детей в группе;

    — действующего СанПиН 2.4.1.3049-13.

    Режим дня в ДОУ имеет рациональную продолжительность и предполагает разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение их пребывания в учреждении. Режим дня во всех возрастных группах ДОУ соответствует возрастным психофизиологическим особенностям детей и способствует их гармоничному развитию.

    При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

    Режим работы учреждения – с 07.00 до 19.00.

    График работы воспитателей групп с 12-ти часовым пребыванием – с 7.00 до 19.00 часов.

    Режим в группе кратковременного пребывания – с 9.00 до 13.00

    Режим работы группы по предшкольной подготовки выходного дня – по субботам с 9.00 до 12.30 часов.

    Особое внимание уделяется:

    соблюдению баланса между разными видами активности детей (умственной, физической и др.), виды активности целесообразно чередуются;

    организация гибкого режима посещения детьми массовых групп и групп кратковременного пребывания (с учетом потребностей родителей, для детей в адаптационном периоде и пр.);

    проведению гигиенических мероприятий по профилактике утомления отдельных детей с учетом холодного и теплого времени года, изменения биоритмов детей в течение недели, активности в течение суток.

    Правильный гибкий режим дня, выстроенный с учетом физиологических потребностей детей, особенностей их возраста, состояния здоровья, региональной специфики (климата, экологии и пр.), рассматривается в программе как непременное условие здорового образа жизни и основа рациональной организации жизнедеятельности воспитанников в детском саду.

    Максимальная продолжительность бодрствования составляет 5,5 — 6 часов. Дневному сну в ДОУ отводится 2,0 — 2,5 часа. Самостоятельная деятельность детей от 3 до 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов. Режим в группах ДОУ максимально приближен к индивидуальным особенностям ребёнка и имеет гибкую структуру, которая учитывает темперамент ребёнка, темп его деятельности, особенные привычки, длительность сна и т.д. Это улучшает настроение ребёнка, даёт ему возможность чувствовать себя в коллективе детей более комфортно, проявлять активность в различных видах детской деятельности.

    Режим дня является основой организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии со временем пребывания ребенка в группе – 12, 4 часа. Он составляется на холодный и теплый период времени года, на период адаптации, каникулярный и карантинный период в соответствии с санитарными правилами. В режим на тёплый период года входит план оздоровительных мероприятий лечебно-оздоровительной компании. В рамках режима каждой возрастной группы составлены графики питания, прогулок, организованной образовательной деятельности. В середине года для воспитанников дошкольных групп организовываются недельные каникулы, во время которых проводится непосредственно образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). При расчёте времени реализации базовой части основной общеобразовательной программы по основным направлениям развития ребёнка учитывается только период бодрствования детей. Расчёт сделан на основании суммирования времени, затраченного на специально организованную деятельность с детьми и образовательную деятельность, осуществляемую в течение дня во всех режимных моментах.

    Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимают 50% и более от общего времени специально организованной деятельности в рамках реализуемой образовательной программы

    Для каждой возрастной группы рекомендован режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей. Эмоционально-положительное состояние ребенка в течение дня, успешность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования.

    В Программе представлены примерные режимы дня в холодный и теплый период времени для каждой возрастной группы.

    (в холодный период времени года с 01.09г по 31.05 г)

    detjamluchshee.ru

    Сайт для воспитателей детских садов

    Публикация материалов

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности. Если провести анализ требований стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы, то мы увидим, что поддержка самостоятельности ребенка является одним из важнейших условий.

    В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»:

    1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

    2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

    3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей.

    В настоящее время самостоятельная деятельность является одним из компонентов образовательного процесса в детском саду.

    Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься той или иной деятельностью.

    Причем ребенок должен иметь возможность удовлетворить свои интересы и потребности в самостоятельной деятельности, а с другой стороны самостоятельную деятельность педагог организует также для решения образовательных задач программы. И здесь, важно придумать развивающую предметно-пространственную среду, которая будет активизировать, вызывать у ребенка интерес к деятельности. Найти такие дидактические материалы, которые с одной стороны мотивировали детей на деятельность, а с другой стороны позволяли бы решать задачи образовательного процесса.

    Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

    1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

    2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

    Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

    Для формирования детской самостоятельности педагог должен вы­страивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

  • учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;
  • находиться в течение дня, как в одновозрастных, так и в разновозрас­тных группах;
  • изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
  • быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
  • Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная.

    Выделяют два вида самостоятельной деятельности детей в детском саду:

    1.Игровая деятельность: режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами.

    2.Продуктивная деятельность: конструирование, изобразительное творчество, ручной труд.

    Основным критерием оценки самостоятельной игровой деятельности воспитанников должно быть игровое поведение, способы распространения игры, умение ребенка, в зависимости от собственного замысла, включать в игру условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события.

    Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного воз­раста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте — со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их.

    Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

    Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и досугов.

    Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

    Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

    Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.

    С целью развития игровой деятельности необходимо:

    • создавать в течение дня условия для свободной игры детей;

    • определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;

    • наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;

    • отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;

    • косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей);

    • знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость;

    • устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности.

    Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.

    Именно эта деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.

    Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).

    При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.

    Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника. Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

    Самостоятельная продуктивная деятельность возникает по инициативе ребенка для удовлетворения его индивидуальных потребностей (сделать подарок маме, смастерить игрушку и пр.) Задача взрослого развивать самостоятельность, не нарушая замысла ребенка, используя подсказки, привлекая внимание к объекту, задавая вопросы.

    Признаками проявления самостоятельности являются внимание и заинтересованность ребенка в определенной деятельности и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность.

    Самостоятельная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребенка:

    • развитие инициативы, активности,
    • закрепление имеющихся навыков, способов деятельности,
    • находят выход яркие впечатления, снижается напряжение, дела я внутренний мир ребенка комфортным,
    • поднимается самооценка, уверенность в себе, в своих возможностях.
    • Продуктивная деятельность в значительной мере связана с сюжетной игрой и несет в себе элементы практического экспериментирования с материалами. Столь же часто возникают действия по принципу, что получится, если. При этом, в арсенале детей старшего дошкольного возраста присутствуют различные типы продуктивной деятельности: работы по готовым образцам и графическим схемам и работы с незавершенными продуктами и по словесным описаниям.

      Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна способствовать творческому движению в работе с выбранным материалом. Поэтому воспитатель предоставляет дошкольникам материалы, образцы возможной работы, заботиться о том, чтобы у детей был запас соответствующих материалов для всех желающих продолжить работу.

      Следует всегда иметь под рукой бросовые и природные материалы, сочетая которые по собственному выбору, ребёнок может мастерить различные вещи — это кусочки картона, пенопласта, картонные коробочки разного размера, проволока, кусочки тканей и верёвочек, старые футляры от фломастеров, шишки, жёлуди, мелкие сухие веточки и т.п., размещённые в разных ёмкостях. Из всего многообразия имеющихся в детском саду материалов для свободного конструирования наибольшим успехом у дошкольников пользуется пластмассовый конструктор «ЛЕГО».

      Необходимо иметь в группе набор строительного крупного материала, хотя его детали чаще используются не для конструирования как такового, а в сюжетной игре для обозначения условного игрового пространства. К материалам, стимулирующим самостоятельную продуктивную деятельность детей, мы относим также разнообразные мозаики — геометрические и традиционные.

      Мозаика — отличный объект для познавательно — исследовательской деятельности (экспериментирования). Работа с ней содействует развитию ручной моторики ребёнка, анализу соотношений частей и целого, формирования пространственных представлений. Они обязательно предоставляются детям для свободной деятельности.

      Неотъемлемым атрибутом жизни ребёнка стали картинки — головоломки — пазлы, состоящие из множества деталей. Сборку таких головоломок можно отнести также к продуктивной деятельности. Наборы для конструирования и разнообразные пазлы, мозаики и т.д. должны быть в свободном распоряжении детей.

      Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.

      В самостоятельной музыкальной деятельности дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).

      Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения.

      В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.

      В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

      Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

      Основные показатели самостоятельной деятельности — интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.

      Организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

      Благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая — подгрупповая, совместная деятельность).

      Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

      1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2006

      2. Дыбина О.В.Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендаци. — М.: центр педагогического образования, 2008

      3. Зворыгина Е.В. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжетных игр малышей: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2007

      4. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991, № 6.

      5. Комарова Т.С. Детское художественное творчеств. — М.: Мозаика-Синтез, 2005

      blog.dohcolonoc.ru

      Смотрите так же:

      • Что такое психическое развитие ребенка Что такое психическое развитие ребенка После своего рождения человеческий ребенок является бессознательной, беспомощным и бессловесным существом, вполне зависимой от взрослых в выживании. Психические проявления и физические реакции новорожденного являются простыми, адаптаций ия к миру только начинается результате длительной социализации […]
      • Семья для детей с овз Конспект НОД «Семья» для детей ОВЗ Синицына Наталья Александровна Конспект НОД «Семья» для детей ОВЗ Цель: Закреплять знания детей о семейных отношениях и взаимодействиях взрослых и детей опираясь на ранее полученные знания. 2) Формировать умения отвечать на вопросы «полными» предложениями; 3) Активизировать речь детей, расширять […]
      • Гигиена новорожденных детей О гигиене новорожденных детей Отличное самочувствие, отсутствие проблем с кожными покровами, хороший иммунитет у новорожденного зависит от того сможет ли мамочка правильно проводить гигиенические процедуры. Гигиена новорожденного – это необходимый, ежедневный этап ухода за младенцем, включающий в себя несколько обязательных […]
      • Развитие руки детей 6 7 лет упражнения Упражнения детей 6 7 лет распечатать Графические упражнения. для подготовки руки вашего ребёнка 5 или 6 лет к письменным занятиям. Рисование ручкой по крупным клеточкам один из активнейших способов приобретения навыка ориентации на листе бумаги. Фигуры и узоры данных прописей содержат все необходимые линии и наклоны, с которыми ваш […]
      • Почему ребенок 2 месяцев плохо спит днем Почему 2 месячный ребенок плохо спит днем? 2 месяца – это тот срок, когда ребенок уже не является новорожденным, но тем не менее, еще целиком и полностью зависимым от мамы. Циркадные ритмы (смена дня и ночи) пока не оказывают на него влияния, так как собственный гормон сна начнет вырабатываться только к 3-4 месяцу. Казалось бы, в […]
      • Проекты для детей среднего дошкольного возраста Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста «Создание условий речевого развития воспитанников» Краткая аннотация проекта Данный проект рассчитан для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет и детей старшего дошкольного возраста. Он направлен на ознакомление детей с играми Lego, […]
      • Полтора месяца сколько должен спать ребенок Сколько, во сколько, когда? Сколько спит ребенок за сутки в первые полтора года жизни Редко какая мама (или бабушка) не задаются вопросом сколько должен спать их младший член семьи, во сколько изменения сна нормальны, когда ребенок перестает спать днем три-два-один раз, сколько часов сна должно быть ночью, а сколько днем? С течением […]
      • Развиваем речь детей 2-3 лет для родителей Консультация для родителей "Развиваем речь детей 2-3 лет" Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но […]