Роль семьи в формировании личности ребенка курсовая

Семейные отношения и формирование личности ребенка

Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере

Семейные отношения и формирование личности ребенка” Студент Озорнин П. Н. (группа И-254) Преподаватель Ермолаева С.

Г. Содержание Введение… 3 Глава 1. Роль семьи в развитии личности.

Цели воспитания. Задачи семьи…. 5 Глава 2.

Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей 2. 1 Классификация типов семейных отношений…8 2. 2 Классификация стилей воспитания…….

2. 3 Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей… 11 Глава 3. Ошибки семейного воспитания 3.

1 Воспитание и потребность в эмоциональном контакте…. 3. 2 Воспитание и потребность смысла жизни… …….

3. 3 Воспитание и потребность достижения… ……3. 4 Воспитание как реализация определенной системы….

…17 3. 5 Воспитание как формирование определенных качеств… …17 Глава 4. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье…20 Заключение….

23 Библиография…25 Введение Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека. Поэтому от правильной постановки этого вопроса зависит многое, зависит судьба как отдельного человека, так и всего человечества.

Вопросу этому, ввиду его несомненной значительности, всегда уделялось и уделяется значительно внимания со стороны человечества всех ступеней развития. от малокультурных дикарей, которые тоже вкладывают в это дело тоже нечто доступное их пониманию, до более совершенных культурных народов, среди которых этот вопрос поставлен с большей или меньшей широтой и полнотой. Всякий народ и всякое государство всегда озабочены тем, чтобы в лице своих детей подготовить себе на жизненном поприще заместителей, которые могли бы продолжать дела, начатые их отцами. Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья.

Продолжение на след. странице

Семья как фактор формирования и развития личности ребёнка.

Семья как фактор формирования и развития личности ребёнка.

Глава 1. Определение понятия «семья», этапы её развития и роль семьи в развитии личности

1.1. Семья, этапы ее развития

1.2. Роль семьи в формировании и развитии личности ребенка

Глава 2. Семейные взаимоотношения и их роль в развитии и формировании личности ребенка

2.1. Влияние типа семейных взаимоотношений на развитие самооценки у ребенка

2.2. Формирование личностных особенностей ребенка в зависимости от типа семейного воспитания

Глава 3. Нравственное воспитание ребенка в семье

3.1. Сущность нравственного воспитания в семье

3.2. Основные пути и условия воспитания нравственности в семье

3.3. Семейные традиции как один из способов воспитания нравственности

1.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М. 2003. – 310 с.

2.Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. Психология и педагогика, 1998. – 290 с.

3.Варюхина С. И. Истоки доброты. Минск, 1987. – 210 с.

4.Земская М. Семья и личность, М. 1999. – 267 с.

5. Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. 1993. — №9.

6.Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М. 1983. – 189 с.

7.Крайг Г. Психология развития, СПб. 2000. – 280 с.

8.Крутецкий В. А. Психология. М. 2000. 190 с.

9.Кулик Л.А. Берестов Н.И. Семейное воспитание. М. 1990. – 156 с.

10. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М. 1991. – 187 с.

11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т.2, М. 1983. – 480 с.

12. Любицына М. И. В.А.

Показать все Сухомлинский о воспитании детей. Л. 1974. – 320 с.

13. Популярная психология для родителей. Под редакцией Бодалева А.А. М. 1998. – 234 с.

14.Развитие личности ребенка. / под ред. Запорожца А.В. М. 1994. – 196 с.

15. Семья и формирование личности ребенка / под ред. Бодалев А. А. М. 1995. – 220 с.

16. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М. Мысль, 1987. – 254 с.

17. Эриксон Э. Детство и общество. СПб. 1996. – 190 с.

5) значение семейных традиций в воспитании нравственности.

Цель данной курсовой работы — полное и всестороннее изучение и анализ роли семьи в формировании и развитии личности ребенка.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:

— раскрыть понятие «семья» и этапы её развития;

— показать роль семьи в формировании и развитии личности;

— изучить семейные взаимоотношения как основу в развитии личности ребенка;

— показать значение семьи в нравственном воспитании ребенка;

— раскрыть значение семейных традиций в воспитании нравственности.

В заключение проведенной работы отметим следующее.

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волно

Показать все вал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.

Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо и т.д. Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Почему?

Эта работа вам не подошла?

У наших авторов вы можете заказать любую учебную работу от 200 руб.

Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 10 минут!

Роль семьи в формировании личности ребенка

Заказать оригинальную

Детальная информация о работе

Среди всех гениальных изобретений человечества одно из ведущих мест занимает семья — группа людей, которая состоит из мужчины, женщины, детей и других близких родственников, которые живут вместе. Именно она является тем могучим социальным феноменом, который чаще всего объединяет людей в семейное гнездо на основе брачных и кровных взаимосвязей. Поэтому недаром говорят: когда крепкая семья, то и сильное государство.

Осуществляя семейное воспитание, родители создают условия для полноценного физического и психического становления личности, обеспечения ребенку чувства защищенности, равновесия, доверия, формируют активное, заинтересованное отношение к окружающей среде. С семьи начинается дорога и к школе.

Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития психологии существенно вырос интерес к семье. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности. Актуальным является влияние семьи на развитие личности ребенка, ведь семья для ребенка является источником самых разнообразных эмоций и переживаний.

Семья — это определенный морально — психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, о почтенном отношении к духовным и материальным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувство любви, дружбы, справедливости. По своей природе семейное воспитание основано на чувствах. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что проводником его является родительская любовь к детям, что вызывает соответствующие чувства детей к родителям.

Стиль семейного воспитания влияет на весь путь подрастающего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности: интеллектуально — познавательную, трудовую, целостно-ориентированную, игровую, свободного общения. Семейное воспитание имеет даже широкий временной диапазон влияния: оно продолжается на протяжении всей жизни человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Отношения благосклонности, которые возникают в семье, составляют не только основу будущих взаимоотношений ребенка с людьми, но и способствуют снижению чувства тревоги, которые возникают у ребенка в новых или стрессовых ситуациях. Главная функция семьи — обеспечение базисного чувства безопасности, гарантируя безопасность ребенке при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 7

1.1. Психологический климат семьи и его влияние на формирование

личностных качеств ребенка 7

1.2. Роль родителей в жизни ребенка 12

1.3. Значение стиля воспитания в развитии личности ребенка 14

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СЕМЬИ В

ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 18

2.1. Методика исследования 18

2.2. Описание выборки 18

2.2. Диагностика родительского отношения 19

2.3. Диагностика психологического развития детей на основе наблюдения 27

2.4. Рекомендации 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полол. — Ростов — на — Дону; Феникс, 2008. — 312 с.

2. Алексеенко Т. Назаренко А. Повлиять на ребенка, как? Семейное воспитание // Дошкольное воспитание. — 2007. — #8470; 2. — С. 10 — 11.

3. Бардиан А. М. Воспитание детей в семье. (Психолого — педагогические очерки). — М. Педагогика, 2002. — С. 158 — 169.

4. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Составитель и научный редактор В. С. Мухина. — М. Академия, 2009. — 256 с.

5. Воспитательный потенциал семьи в современных условиях. — К. Государственный институт проблем семьи и молодежи, 2009. — С. 144& 146.

6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии; СПб. Союз, 2009. — 203 с.

7. Гозман Л. Я. Шлягина Е. И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. — 2005. — #8470; 2. — С. 186& 187.

8. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М. Просвещение, 2008. — С. 121& 131.

9. Дрейкурс Р. Золц В. Счастье вашего ребенка. — М. Наука, 2006. — С. 53& 84.

10. Дружинин В. Н. Психология семьи. — М. Наука, 2006. — 434 с.

11. Зеньковский В. Активность ребенка. Игры детей. Развитие волы. Развитие привычек / Зеньковский В. Психология детства. Екатеринбург, 2005. — 204 с.

12. Зиновьева М. В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие мировоззрения у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. — 2001. — #8470; 1 — С. 37& 46.

13. Кулик Л. А. Берестов Н. А. Семейное воспитание. — М. Просвещение, 2009. — С. 82& 84.

14. Макаренко А. С. Книга для родителей. — М. Педагогика, 2008. — 300 с.

15. Осипова А. А. Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений //Общая психокоррекция: Учеб. пособие. — М. Сфера, 2007. — 550 с.

16. Практическая психодиагностика. Методы и тесты: Уч. Пособие / Под редакц. Райгородского Д. Я. — М. Самара, 2008. — 672 с.

17. Психология человека вот рождения к смерти / Под. редакц. А. А. Реана. — СПб. Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. — 614 с.

18. Сапоровская М. В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение ребёнка // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Мат-лы межд. конгр. / Отв. ред. А. В. Брушлинский и др. — М.; Кострома, 2001. — С. 355& 358.

19. Сапоровская М. В. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В. А. Соловьёва. — Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова. 2001. — Вып 1. — С. 102& 120.

20. Сатир В. Психотерапия семьи. — СПб. Ювента, 2009. — 284 с.

21. Смирнова Е. О. Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. //Вопросы психологии. — 2009. — #8470; 3. — С. 3& 14.

22. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. — М. Изд-во МГУ, 2007. — 356 с.

23. Хоментаускас Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. — 2006. — #8470; 1. — С. 165& 170.

24. Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. — 2002. — #8470; 3& 4. — С. 7& 13.

25. Эйдемиллер Э. Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб. Питер, 2009. — 656 с.

uspeshnyjmalysh.ru

15.Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника.

Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу. В семье проходит важнейший период развития человека – детство.

является той средой, в которой происходит первичная социализация ребенка, формируется и воспитывается будущий член общества. Общая позиция современных социологических и психолого-

педагогических исследований позволяет утверждать, что в системе разнообразных социальных институтов и социальных групп, оказывающих воздействие на формирование личности, семья является не просто важным, а и необходимым, глубоко специфичным, в высшей степени действенным компонентом воспитания детей (А. А. Абрамян, Т. В. Антонова, А. А.

Бодалев, Т. П. Деусова, Л. В. Загик, В. К.Котырло, Т. А.Маркова, В. Е.

Титаренко, В. В. Чечет и др.).

Семья выполняет разнообразные функции, которые тесно связаны между собой:

репродуктивная – биологическое воспроизводство общества;

воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурной непрерывности

общества(удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании,

самореализации в детях);

хозяйственно- бытовая — поддержка физического здоровья членов общества, уход за детьми (получение хозяйственно- бытовых услуг одними членами семьи от других);

экономическая — экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов

общества(получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае

нетрудоспособности или в обмен на услуги));

сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательства в отношениях

между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений (формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и

нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи);

сфера духовного общения — развитие личности членов семьи (дух взаимообогащения членов семьи, укрепление дружеских основ брачного союза);

социально- статусная – предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры (удовлетворение потребностей в социальном продвижении); досуговая — организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга (удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение

эмоциональная – эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия (получение индивидами психологической защиты, эмоциональная поддержка в семье, удовлетворение

потребностей в личном счастье и любви);

сексуальная — сексуальный контроль (удовлетворение сексуальных потребностей).

Семья – наиболее благоприятная среда для ухода за ребенком и его воспитания.

детьми доказывает: для нормального развития ребенку необходимо активное общение с физически, социально зрелыми людьми. Дети, изолированные от мира взрослых, самое главное – от родителей отстают в своем развитии. Непосредственное, «лицом к лицу», духовное общение является

характерной особенностью семьи как особой психологической общности. Без эмоционального развития невозможно нормальное взаимодействие ребенка с другими людьми вне семьи, с обществом и природой. Если у ребенка в семье превалируют отрицательные эмоции (страх, недоверие, мстительность), его вхождение в социальный мир может стать социально опасным.

В семье закладываются основы личности, физического, нравственного и духовного здоровья. В семье осуществляется подготовка к будущей семейной жизни, формируется культура поведения и внешнего вида, осуществляется развитие культурных интересов и потребностей. В дошкольные годы ребенок почти полностью отождествляет себя с семьей, открывая и свое собственное «я», и других людей воспринимая преимущественно через призму суждений, оценок, поступков родителей. Для

ребенка дошкольного возраста не существует мир, а есть лишь окружение, которое и определяет его поведение. Таким образом, решающим фактором развития личности ребенка являются обстоятельства жизни и семейное воспитание. Сила семейного воспитания связана с наличием трех специфических факторов:

1) интимный, доверительный характер нравственно-психологического климата семьи, основанный на взаимных родственных связях и привязанностях, выражающихся в глубокой кровной любви к детям

и ответном чувстве детей к родителям;

2) многоролевая структура семейного коллектива, обусловливающая многогранность, постоянство и длительность его воспитательного влияния;

3) наличие естественных условий для включения детей в самые разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность.

Качество семьи и семейного воспитания во многом зависит от структуры семьи. Структура семьи определяется:

— количеством и полом детей;

— наличием обоих родителей.

Педагогам учреждений дошкольного образования необходимо знать тип семьи для того, чтобы дифференцированно работать с ней. Современные исследователи семьи предлагают различные классификации типов семей, в основе которых лежат разные основания (количество брачных партнеров, количество поколений, степень удовлетворенности супругов своим браком, соответствие брачно-семейных отношений общественным нормам, степень психологической комфортности, признак благополучия). Типы семей попризнаку благополучия:

xn--80aaivjfyj3e.com

Роль семьи в развитии личности

Рубрика: 11. Семейная педагогика

Статья просмотрена: 11083 раза

Библиографическое описание:

Блохина С. А. Роль семьи в развитии личности [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 124-127. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1025/ (дата обращения: 24.04.2018).

С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании ребенка. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. В семье человек пребывает постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны его жизни.

Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка.

Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья является могучим воспитательным средством.

Каковы же цели и задачи семьи?

Ян Амос Каменский рассуждал: «Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых – «умение осторожно и разумно управлять самим собой».

Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка….

Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка — это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание [2].

В первый год жизни ребенка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиеничекие условия. В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, в семье ребенок получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий.

На втором году жизни ребенок начинает ходить, стремиться все потрогать своими руками, достать недостижимое. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за пределы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой. Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.

Школьное обучение потребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость.

Большая роль отводиться семье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей еще до школы, зависит их успех в учении [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи.

Каковы же условия успешного воспитания ребенка в семье?

Важным условием успеха воспитания детей в семье, можно считать родительскую любовь.

Ведь родительская любовь – это источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте.

Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этими ощущениями любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями.

Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь может научить любви [4].

В современных условиях, когда коренным образом произошла перестройка и политического и социально-экономического уклада жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпела значительные изменения.

Происходит разрушение и ослабление семейных связей.

Выделим основные факторы этой тенденции.

Первый – это почти полное исчезновение труда в семье. Раньше центром всей жизни семьи (воспитательной, внутрихозяйственной и т.д) была как правило, мать, находящаяся всегда дома и оберегающая внутренний духовный мир семьи. Семья трудилась как целое. Трудовое единство семьи создавало благоприятные условия для её социального срастания. Теперь же все члены семьи трудятся вне дома. В наше время дом все больше начинает превращаться из места труда в место отдыха.

Второй – это стремление к более комфортной жизни в городах. Большая часть населения, жившая на селе и общавшаяся с природой, утратила эти связи, переселившись в города. Естественно, ослабла связь города с деревней. Возникает особая психолого-педагогическая проблема: уход населения из деревень в города, отрыв человека от природы, а значит — и от нравственных истоков нашей жизни, что приводит к утрате традиций, опыта, знаний, накопленных многими поколениями людей.

Вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын или дочь нарушает правила поведения, совершает асоциальные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно.

Третий – это отсутствие в современной семье ясного живого сознания, что главная её задача по отношению к детям – воспитание, в котором прослеживается три периода.

Первый период: семья дает и поддерживает только физическое существование детей; второй период: заботиться об умственном их развитии; третий период: на первый план выдвигается нравственное воспитание, когда заботиться надо не только о том, чтобы дать детям диплом, обеспечивающий им хорошую жизнь, а, прежде всего, сделать детей людьми в лучшем смысле этого слова.

Четвертый фактор – это изменение положения женщины в современной жизни. Раньше главной заботой женщины была семья. Теперь вследствие облегчения домашнего труда женщина имеет возможность трудиться вне семьи. В связи с расширением самостоятельности женщины, происходит перемена в её психологии, сопряженная, прежде всего с материальной независимостью от мужа, дающей ей право иначе строить внутрисемейные отношения [3, c.29].

Вследствие ряда условий, связанных, прежде всего с развитием современной культуры, семья в некоторых случаях перестает, по существу, быть надлежащей воспитательной средой.

Основные причины этого.

1. Малодетность современной семьи. Для ребенка очень важна детская среда, ему естественно жить среди таких же, как он. Дети взаимно тяготеют друг к другу. Малое же количество детей в семьях (один, два) существенным образом ограничивает и сужает семейное общение, лишает необходимой для него живой детской атмосферы. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи.

2. Современное общество пытается ограничивать рамки семьи родителями и детьми. В такой семье дети становятся той осью, вокруг которой вращается вся жизнь родителей. С младенчества прихоти ребенка удовлетворяются, желания исполняются. При чрезмерной заботливости и нежности родителей к ребенку атмосфера семьи становится для него замкнутой и душной, поэтому дети тянутся на волю. Это очень тяжело переживается родителями, которые не знают, как им дальше строить свои отношения с ребенком. Связь же с другими родственниками ослаблена. Вместе с тем для детей это незаменимая возможность вступать в качественно новые отношения с людьми. Хотя время крепких семейных кланов прошло, все-таки важно поддерживать, укреплять отношения с родственниками.

3. Ребенка должны воспитывать не только мать и отец, но возможно более широкий круг людей. Нельзя воспитывать детей, изолируя их от жизни. Ребенок должен иметь простор для активности. Если же этого нет, то вряд ли воспитание будет эффективным [3, c.30-31].

Не секрет, что успешность воспитательного процесса, в любом учебном заведении, зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда преподаватели и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.

Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество преподавателей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги.

Союз, взаимопонимания педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ним, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Если при общении с родителями чаще звучат фразы: «А как Вы думаете?», « Давайте вместе решим, как быть», «Хочется услышать Ваше мнение?». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Преподавателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу с теми, кто желает участвовать в жизни учебной группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично преподаватель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Существуют различные формы взаимодействия педагогов и родителей, т. е способов организации их совместной деятельности и общения.

Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Кратко охарактеризую наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни коллектива. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям.

Собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания – включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а полученными результатами поделиться на собрании. На основе этого педагог и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного.

Родительский лекторий – способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов.

Конференция по обмену опытом воспитания детей. Может быть тематической. Её проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается с большим доверием. Для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания).

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись на группы, могут сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение.

Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: папа и мама. Поэтому, в идеале, нужно стремиться к тому, чтобы названные тематические мероприятия они посещали вместе, одновременно. Прослушанная совместно лекция обязательно вызовет обмен мнениями, возможно дискуссионное обсуждение с согласием или несогласием [2 c.504].

Кроме этого, с целью улучшения воспитательного процесса в учебном заведении, необходимо осуществлять организацию совместных дел родителей и детей.

Это могут быть различные формы познавательной деятельности:

— общественные форумы знаний,

— творческие отчеты по предметам,

— дни открытых уроков,

— праздники знаний и творчества,

— выпуск предметных газет,

— заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д.

Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья — эрудит», «Семейные увлечения», «Круг семейного чтения».

Формы трудовой деятельности:

— бла­гоустройство и озеленение двора,

— ярмарка-распродажа семейных поделок,

— выставки «Мир наших увлечений» и др.

— подготовка концертов, спектаклей,

— просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей,

— туристические походы и слеты,

Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали:

— День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения;

— Игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др.

— Совместная деятельность в творческих объе­динениях различной направленности, музеях и т.п.

Таким образом, анализируя роль семьи в жизни человека, мы видим, что семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование вступившего в жизнь человека. Она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь. Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание и внесемейное воспитание, которое человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения, и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.

Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М. 1991.

Педагогика/ под ред. ПидкасистогоП.И.. М., 2000.

Дубинин С.Н. Семейное воспитание как основной фактор развития личности ребенка. [Текст]/ С.Н. Дубинин //СПО.-2009-№5- с.29-31.

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.,1994.

Кулик Л.А. Берестов Н.И. Семейное воспитание. М., 1990.

moluch.ru

Роль семьи в развитии ребенка

Часто приходится слышать фразу о том, что хорошие дети вырастают только у хороших родителей. Но никто из нас не берется сказать, какими именно должны быть родители. Одно можно сказать с уверенностью, что роль семьи в становлении личности трудно переоценить. На протяжении всей жизни человека сопровождают основы и качества поведения, заложенные в раннем детстве. Сегодня все меняется, появляются новые технологии, имеется возможность получения дистанционного обучения, но семейное воспитание по-прежнему занимает главную нишу в развитии личности ребенка.

Что и как должны делать родители

Каждый член семьи должен действовать скоординировано, чтобы воспитание проходило системно. Семья в воспитании должна выполнять следующие функции:

  • обеспечивать малышу условия для физического развития;
  • прививать любовь к искусству;
  • участвовать в развитии его личности;
  • обучать ребенка;
  • доносить нормы нравственного поведения.

Физическое развитие подразумевает совместные занятия гимнастикой и проведение спортивных упражнений. Это поможет заложить первый кирпичик здоровья малыша, дав ему толчок к ведению в дальнейшем здорового образа жизни. Но любое занятие должно приносить радость. Поэтому гимнастические упражнения нужно проводить в игровой форме. Дети в школьном возрасте часто воспринимают все поучения в штыки. Поэтому им лучше всего преподносить все на собственном примере. Таким образом, можно не только повысить уровень здоровья семьи, но и сделать ее еще более сплоченной.

Ребенок проводит большую часть времени в семье. Именно в этих условиях происходит формирование личности малыша, идущее в двух направлениях:

  1. Родители целенаправленно воспитывают ребенка и формируют его привычки.
  2. Малыш наблюдает за членами семьи и копирует их поведение и образ жизни.

Поэтому любое воспитание необходимо начинать с себя. Культурное поведение с окружающими людьми, просмотры хороших фильмов, чтение классической литературы, соблюдение правил этикета и личной гигиены – это все является примером для малыша.

Стоит особое внимание уделить воспитанию нравственного поведения и творческих интересов. В каждом возрасте у детей повышен уровень любознательности, который выражается в постоянном задавании вопросов родителям и изучении окружающего мира. Родители должны стимулировать познавательный интерес малыша, максимально подробно отвечая на всего его вопросы. Развитию творческих интересов способствует чтение книг, будь то книжки-малышки или произведения великих классиков. Но одного прочтения мало. Для развития ребенку будет полезно обсуждение прочитанного произведения, высказывание своих точек зрения. Походы в театры и на кукольные спектакли, музеи и выставки – все это также влияет на воспитание ребенка положительным образом.

Познавательные способности у ребенка начинают развиваться уже с рождения. Хотя многие родители этому не придают особого значения ввиду небольшого возраста. Но банальные составляющие повседневной жизни крохи и его мамы (улыбки и агуканье, уход за малышом, пение колыбельных песен и пр.), дают малышу возможность узнать о жизни не только в пределах семьи.

Стили семейного воспитания

Случается и так, что семейное воспитание влияет на становление личности малыша не самым лучшим образом, принося отрицательные результаты. Взаимоотношения с родителями порой носят травмирующий психику характер, и вспоминаются на протяжении долгих лет с ноткой печали. Это может напрямую зависеть от стиля семейного воспитания. На сегодняшний день педагогами и психологами выделяется три стиля семейного воспитания – попустительский, диктаторский и демократический.

Первый стиль воспитания в семье носит еще и название «либеральный». Он существует ввиду чрезмерного баловства родителями своих чад. В итоге, малыши, окруженные чрезмерной любовью, могут вырасти безответственными и недисциплинированными. Часто дети из таких семей на всю жизнь остаются эгоистами, требующими ежеминутного внимания к своей личности.

Для второго стиля характерно воспитание детей в строгости. Родители в таких семьях требуют неукоснительного выполнения всех требований, не обращая внимания на мнение детей. Угрозы, принуждения и приказы – все это разрушительно влияет на личность ребенка. В итоге диктат может привести к двум крайностям:

  • Полное подавление ребенка, как личности – пассивность и апатия с его стороны.
  • Внутренний протест – лицемерие, грубость, приступы агрессии и лживость со стороны малыша.
  • Демократический стиль воспитания сегодня можно считать оптимальным вариантом. Родители стараются учитывать пожелания малыша, внимательно относятся к нему и с уважением относятся к его выбору. Малыши могут поделиться любой проблемой с родителями и всегда могут рассчитывать на получение мудрого совета. Дети из таких семей надолго привязаны к родительскому дому, где они всегда смогут найти поддержку и добрые слова.

    Воспитание в семье имеет большое значение в личностном формировании ребенка. Семейный уклад играет главную роль и во всестороннем развитии малыша. Но помимо семьи, воспитательные функции возложены и на общеобразовательные учреждения – детские сады и школы. Сегодня практически в каждом образовательном учреждении имеются специальные социально-психологические службы, которые помогают детям в сложных жизненных ситуациях. Поэтому каждый малыш может рассчитывать на всестороннюю поддержку не только в пределах семьи. К сожалению, современные родители вынуждены доверять воспитание своих детей бабушкам и няням. Ввиду их чрезмерной занятости ребенок недополучает родительской любви и внимания, а развитием его личности занимается старшее поколение, которое старается привить ему свои нравственные принципы. С одной стороны, это можно считать и положительным моментом. Однако, нехватка родительского тепла и заботы делает связь между родителями и детьми неимоверно хрупкой, что может привести к возникновению напряженных отношений в будущем.

    Чтобы малыш вырос хорошим человеком, в семье должна царить гармония. Нужно сделать так, чтобы учитывалось мнение каждого члена семьи, чтобы имелась возможность нахождения компромиссов в любом вопросе, а домашняя атмосфера была наполнена любовью и взаимопониманием.

    razvitierebenka.info

    1.2. Роль семьи в воспитании детей

    Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: “Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают прежде всего из наличия неравных условиях воспитания детей в семьях.

    Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит корыстолюбие и прочие свойства, разоблачающие людей, порождающие между ними вражду.

    Предтечи научного коммунизма, особенно ценимые Марксом и Энгельсом, французские просветители считали, что семья должна быть освобождена от тяжелого домашнего хозяйства и соответственно от владения движимой и недвижимой собственностью, которые порождают и нездоровые инстинкты, требуют усиленной конкретной борьбы, разрушающей непосредственность и бескорыстие человеческих чувств и отношений. В распоряжении семьи, по их представлению, нужно оставить предметы личного пользования: белье, одежду, самую необходимую утварь. Все остальное должно принадлежать обществу.

    Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.

    А теперь ознакомимся с тем, в чём суть роли семьи, какие условия существуют внутри семьи, какой эффект оказывают внутрисемейные условия и отношения, их особенности, что для этого нужно сделать.

    «Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей». Семья – колыбель духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Вторая – ее разносторонность.

    Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений.

    Семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимают свою ответственность за воспитание детей.

    Условия правильного семейного воспитания — рационально организованный быт, режим жизни в семье!

    Одним из распространенных недостатков семейного воспитания становится в наше время культ вещей, приобретательство, организация жизни и деятельности детей в семье с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей требует правильного чередовании труда и отдыха детей. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию.

    Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Начнём с того, что дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрывается дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.

    Однако родительская любовь может быть разной — от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за формирование детской личности.

    Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Здесь авторитет родителей-то влияние отца и матери на детей основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета далеко не всегда совпадают.

    Без авторитета нельзя воспитать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

    Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования семьи и школы — одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.

    Разрушает авторитет чаще всего использование родителями двойной морали: одной — для окружающих, другой — для «повседневного пользования» в быту, в семейной жизни. Но ребенок младшего школьного возраста наблюдает родителей чаще именно в повседневной жизни и не может не замечать, что родители подчас позволяют себе то, за что осуждают других. Разрушает авторитет родителей и уверенность, что дети не имеют права критиковать их поступки, их указания не обсуждаются и должны беспрекословно выполняться, что детей они наказывают только справедливо. В действительности авторитет отца и матери только повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое поведение взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает с его стороны такое же уважение. Честность, справедливость, искренность в отно­шениях с окружающими людьми и собственными детьми — вот основа родительского авторитета.

    Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа — семья — ребенок. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.

    Особого внимания семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки, что может стать причиной негативного отношения к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно поговорить с учителем об индивидуальных особенностях ребенка, оказать ему помощь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценивать как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Мне кажется, что учитель прав. », «Давай подумаем, почему дети не захотели с тобой играть», «Правильно ли ты оценил свою работу?» и т.п.

    Постепенно у младшего школьника формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны быть доброжелательными. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у родителей его рассказы, они должны сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разберитесь в ситуации. Если родители начнут упрекать и обвинять ребенка, то они могут не рассчитывать впредь на его откровенность. В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать ребенка, решая за него все проблемы, лишая его самостоятельности.

    Нельзя пропустить и то, что воспитание-диалог становится одним из важнейших условий воспитания ребёнка в семье. У родителей, привыкших добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Взрослые сами нередко замечают, что чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремление выполнять требования старших.

    Бывает, что при выборе методов поощрения и наказания родители не учитывают индивидуальные особенности ребенка, не вникают в причины того или иного поступка. Нередко они наказывают детей в пылу раздражения, необъективно, без учета тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, что приводит к ухудшению взаимоотношений между родителями и детьми.

    Педагоги выделяют три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй — жесткая авторитарность, безапелляционность, диктат в отношениях с детьми. Третий — сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потребностей и интересов каждого из участников взаимоотношений.

    Потребность в общении — первая социальная потребность ребенка. Общение взрослых и детей всегда происходит на эмоциональной основе, для него характерно сопереживание. Это обогащает личность ребенка, делает его более чутким к переживаниям других людей, более восприимчивым к влиянию взрослых. Чем длительнее по времени и богаче по содержанию общение ребенка с членами семьи, тем богаче его личность.

    К сожалению, современный напряженный темп жизни, изменение условий быта повлияли на характер общения: оно становится редким, все более формальным не только между знакомыми и соседями, но и между родными внутри семьи. Беседы со школьниками подтверждают, что их потребность во внутрисемейном общении не уменьшается. Организация содержательного и достаточно продолжительного общения с детьми — необходимое условие их воспитания в любом возрасте.

    Однако с течением времени изменяется содержание общения — то, что ищет в нем ребенок. Младший школьник не только стремится удовлетворить в общении свои эмоциональные и интеллектуальные потребности, но и хочет получить оценку своей личности, самоутвердиться, осознать себя.

    Стремление родителей поддерживать общение-диалог с детьми, предполагающее уважение к личности ребенка, его потребностям, интересам, будет способствовать созданию демократического стиля взаимоотношений в семье. Такой стиль, признающий ребенка полноправным членом семейного коллектива, ценность его внутреннего мира, воспитывает у него чувство собственного достоинства, помогает правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может понять, как это будет переживать другой.

    Представление о себе, уважение или неуважение себя, то есть самооценка, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые оценивают их положительно или отрицательно. В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении. Оценочные воздействия взрослых способствуют воспитанию чувства долга, уверенности в собственных силах, ответственности, организованности и многих других качеств, оказывают влияние на уровень притязаний школьников в учебе.

    Важно, чтобы ребенок чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка. Только в этом случае он будет охотно принимать советы и замечания взрослого. Родители, оценивая поведение ребенка, результаты его деятельности, нередко допускают крайности — злоупотребляют либо похвалой, либо порицанием. Многие ошибочно считают, что отрицательная оценка стимулирует ребенка. В действительности же, часто используемая, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу. Сравнение неудач ребенка с успехами других детей может вызвать реакцию, обратную желаемой: вместо того чтобы побудить к достижению таких же успехов, поселит в нем неуверенность в себе, зависть, недоброжелательство. Злоупотребление положительной оценкой может сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность. Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков и качеств ребенка, чем постоянное подчеркивание и осуждение его недостатков.

    Особо значимой для ребенка является оценка его теми взрослыми, которые относятся к нему с доверием и уважением. Он боится обмануть их доверие, потерять уважение, стремится оправдать их хорошее мнение о себе. Напротив, при часто повторяемых отрицательных характеристиках — «недотепа», «бестолковый» и т.п. — ребенок теряет чувствительность к ним: затронуть его сердце и вызвать угрызения совести становится все труднее. Оценка должна быть справедливой и ни в коем случае не унижать ребенка.

    Грех оставить без внимания родительское воспитание словом. Известно, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Слово, обращенное к ребенку, говорил педагог В.А. Сухомлинский, должно быть прежде всего человечным, чутким, терпимым.

    Нередко случается, что взрослые даже вежливости пытаются учить детей грубостью. В общении с детьми преобладают приказной тон, замечания, порицания, отрицательные характеристики и т.п.

    Гораздо реже имеют место совет, пожелание, просьба, сделанные в доброжелательной форме, и крайне редко используются шутка, юмор, вызывающие у ребенка улыбку, смех по поводу собственного поступка, заставляющие его посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки в смешном свете. Безусловно, бывают ситуации, когда необходимо категорически, резко, немедленно пресечь непозволительное поведение ребенка. Но такое случается не часто.

    Главными условиями являются эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание ребенка. С утверждением, что ребенок — это личность, не всегда согласны родители, потому что под понятием «личность» они имеют в виду человека с цельным и сильным характером, самостоятельного, уверенного в себе, своих возможностях. Именно таким и хотели бы видеть многие родители своих детей. Но такая личность — уже построенное здание. А его строительство всегда начинается с фундамента. Основы личности начинают закладываться с рождения ребенка под влиянием взрослых. Так, недостаток внимания, проявления родительской любви, общения с малышом отрицательно сказывается на его эмоциональном и нравственном развитии, на его мировосприятии. Изучение малолетних правонарушителей показало, что они страдали от недостатка любви в семье. Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями и что именно эмоциональная среда оказывает влияние на его духовный мир. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в какой-то степени является вашим зеркальным отражением.

    Доброжелательность, внимание родителей друг к другу, к ребенку естественно перенимаются им, так же как и грубость, неуважение, раздражительность. В некоторых семьях не принято проявлять нежные чувства друг к другу. Иногда за внешней сдержанностью кроются уважение и любовь. Это не всегда может понять и почувствовать малыш, его потребность в ласке, в выражениях родительской любви к нему не удовлетворяется, что может нанести ему серьезную душевную травму, вызвать в будущем проблемы в отношениях с отцом и матерью. Большое значение также имеет реакция взрослых на различные жизненные ситуации. Важно различать, существенный или незначительный повод вызвал те или иные эмоции родителей, соответствуют ли проявленные чувства происшедшему.

    Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Конечно, у взрослых могут быть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

    Сейчас мы попытаемся понять, как же стать другом своему ребенку. Важнейшими образцами, на которые равняется ребёнок, выступают родители. Половина из опрошенных детей младшего школьного возраста сказали, что хотели бы быть такими, как их родители. В самооценках детей находят отражение те требования, ожидания, которые исходят от родителей: ребята считают, что должны быть послушными, хорошо учиться, быть умными, сильными, дисциплинированными. Родители дороги ребенку. Он испытывает немало тяжелых переживаний, когда родным плохо, кто-то болеет или ссорится. На вопрос, что бы ты пожелал, если бы все мог, многие из детей отвечали: чтобы папа и мама были здоровы, жили всегда. В детских рисунках родители занимают центральное место, что говорит об их значимости для ребенка. В то же время дети рассказывают о несправедливости, лжи, обидных высказываниях по отношению к ним, физических наказаниях, которым они подвергались в семье. Сложности в отношениях ребенка и родителей часто возникают из-за непонимания взрослыми переживаний детей.

    Позиция взрослых по отношению к младшему школьнику как к существу, мало что знающему, умеющему, понимающему, может выражаться в пренебрежительных высказываниях, в унижающих его достоинство оценках, эпитетах. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила — всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, которой ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений, требований. Но возможно и другое: постепенно будут зреть протест, несогласие, отторжение от семьи.

    Дружба родителей и детей — это особые отношения, которые требуют, прежде всего, взаимного уважения, умения взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении с ним. Лучший путь — постараться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет. Родители должны строить дружеские отношения с ребенком, а именно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир.

    Важно также демонстрировать свое доверие к детям. Нельзя уличать ребенка в плохом поступке, стыдить, если у вас нет уверенности, что он его совершил. Ошибка может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «вывернуться», говоря неправду. Если возникнет ситуация, когда надо оценить неблаговидный поступок ребенка, не следует спешить. Спросите, что случилось, как он сам оценивает свое поведение. При этом ребенок должен почувствовать, что родители ему сопереживают, стремятся разобраться во всем по существу, по справедливости, помочь. Основы дружбы с родителями зарождаются из доверия ребенка ко взрослому, понимания последним детских переживаний, мыслей, устремлений, из умения взрослых поставить себя на место ребенка.

    Трудности воспитания детей обусловлены тем, что многие источники влияния находятся вне поля зрения родителей, даже если они стараются следить за ребенком, его отношениями с другими людьми, сверстниками, знают его интересы, привязанности. Общение со сверстниками, улица могут оказывать на него отрицательное влияние: он усваивает язык улицы — сленг, нецензурные выражения, грубые манеры. Дома это, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья как бы вступает в спор с улицей, и порой очень трудный спор. Если у ребенка нет доверительных отношений с родителями, побеждает улица.

    Таким образом, можем храбро говорить о многообразии функций семьи, также здесь стоит заметить присутствие не одного, а широкого спектра ролей, которые выполняет семья в воспитании своего ребёнка. Семья является главной опорой для своего собственного «малыша», она направляет, регулирует, развивает, воспитывает в комплексе все сферы, включая психологическую, эмоционально-волевую и т.д.

    Семья – это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшего школьника, спутник жизни ребёнка, выстраивающая линию воспитания в соответствии со своими желаниями и интересами. Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать особенности их протекания, условия, в которых находится их малыш, какие эмоции, переживания он испытывает в данный период, что его волнует и что затрагивает, чем он живёт.

    Семья – это те люди, которые прилагают усилия для реализации всех только что перечисленных моментов. Родители не просто могут, они должны и обязаны выстраивать воспитание ребенка так, чтобы он шёл по линии, вектору постепенного развития. Слишком усердствующие занятия, связанные с учебной деятельностью, способствуют негативному влиянию на развитие и позитивное воспитание ребёнка. Ребенок обязан при этом быть активным субъектом этого взаимовлияющего процесса развития и воспитания, принимать «услуги», которые предлагают родители, стремящиеся к достижению наибольшего результата в развитии и воспитании своего ребенка. К сожалению, на практике не всегда семья действует на намеченному плану или схеме. Она предпочитает перекладывать вину в сторону работы, проблем, которые навалились на их плечи и которым некогда заниматься воспитанием ребенка в этот период младшего школьного возраста. Все тяготы, невзгоды задевающие ребенка, ему приходится иногда решать без родительской помощи. Достаточно остро встаёт данная проблема в этих случаях, где ребенку не оказывается подмога со стороны родителей, исходя из этого он рука об руку с самим собой берёт на себя этот тяжёлый психологический, в том числе и педагогический (натянутые отношения с учителем) груз, а родителям, как это принято, некогда смотреть на эти мелочи. Бывают случаи, когда семья просто не понимает своей важнейшей функциональной значимости в воспитании младшего школьника. Главное, что нужно это глубокое понимание родителями своей функциональной значимости в воспитании ребёнка. Семья формирует, воспитывает и развивает те качества и особенности личности в соответствии своим нуждам и потребностям. Ещё раз повторяясь, родители по воли своей определяют вектор воспитания и развития ребёнка. Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по — человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. Главные основания, которых родителям необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

    Таким образом, мы считаем, что семья – это незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет.

    studfiles.net

    Смотрите так же:

    • Режим дня для 9 месячного ребенка питания Режим дня 9 месячного ребенка комаровский Питание ребенка в 9 месяцев комаровский Питание ребенка в 9 месяцев комаровский Rating: 4 / 5 based on 232 votes. Питание ребенка в 9 месяцев комаровский Питание ребенка 10, 11, 12 месяцев. Так в 8 месяцев оно и том что мы еще. Меню для 7 месячного ребенка от Доктор Комаровский семь месяцев. Для […]
    • Развитие недоношенных детей весом Недоношенный ребенок — таблица развития по месяцам и особенности развития до года Развитие ребенка в 5 месяцев – навыки и умения Развитие ребенка в 4 месяца – навыки, умения и физическое развитие Развитие ребенка в 3 месяца – навыки, умения и физическое развитие Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы будем говорить о […]
    • Условия определяющие выбор методов воспитания VII. Укажите, под какими номерами перечислены общие условия, определяющие выбор методов воспитания 1) коллективизм: 2) цели и задачи воспитания; 3) трудовое воспитание; 4) содержание воспитания; 5) возрастные особенности школьников; 6) эстетическое воспитание; 7) уровень сформированности 8) индивидуальные особенности 9) условия […]
    • Норма билирубина в крови у новорожденного ребенка Норма билирубина у детей Билирубин является желчным пигментом, в случаи патологического состояния у детей уровень билирубина может повышаться, из-за этого его больше и в крови, и в моче. Когда ребенок рождается, показатель превышает норму, у новорожденных еще до конца не сформирована желчевыводящая система, из-за этого она неполноценно […]
    • Шпаргалки по детская психология Шпаргалки По Дошкольной Психологии Для Студентов Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном. Шпаргалка по возрастной психологии Солодилова О.П. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений. Детская […]
    • Беродуал можно ли детям при кашле От какого кашля принимать Беродуал Действие препарата «Беродуал» при сухом и влажном кашле Фенотерол в терапевтической дозе стимулирует b2-адренорецепторы. При использовании высоких доз препарата стимулирующее воздействие оказывается на b1-адренорецепторы. Расслабление бронхов и сосудов препятствует бронхоспазму, возникающему на фоне […]
    • Особенности детей младшего школьного возраста презентация Возрастные особенности детей школьного возраста 1. Возрастные особенности детей школьного возраста психолог высшей категории, тренер-супервизор технологий «Активная поддержка родителей» и «Интенсивная семейная терапия на дому». 2. Понятие возраста. Психологический возраст. 1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью […]
    • Ребенок не спит от кортексина Кортексин - лекарство для головного(!) мозга. Представляем Вам мнения людей о применении: Мой сын инвалид. Кортексин ему действительно помогает, мы его уже колим 7лет , четыре раза в год.Хороший препарат. Моей дочери 5 лет, мы с 2ух лет колим кортексин. Иногда 2 раза в год, иногда 1, но реально видим результат. До 2 лет после 3ёх […]