Средства умственного развития ребенка

Средства умственного воспитания детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.

Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В играх дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания, усвоенные ранее. Общение детей в игре способствует их взаимному обогащению знаниями, поскольку дети обмениваются мнениями, обращаются за советом к взрослым, к иным источникам получения дополнительной информации. Осуществляется переход знаний на новый уровень — словесно-логический.

Возникающая перед детьми необходимость согласовывать свои замыслы, договариваться о том, во что и как они будут играть, способствует развитию у детей планирующей функции мышления.

Умственное воспитание в трудовой деятельности направлено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменениями под влиянием преобразующей деятельности. У детей формируется система знаний о материалах, об орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций и др.

Ручной труд обладает неограниченными возможностями для развития воображения, смекалки, творчества. Труд в природе имеет особую познавательную основу, так как знакомит ребенка с особенностями развития растительного и животного мира, что, в свою очередь, помогает установлению причинно-следственных связей, подводит к выводам, умозаключениям. Труд в природе способствует становлению словесно-логического мышления.

В процессе конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частя, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т.д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.

В процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т.д.).

Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

Умственное воспитание

Умственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс воздействия родителей или же просто взрослых на развитие умственных способностей детей, целью которого является передача знаний, способствующих разностороннему развитию и адаптации к жизни.

Умственное воспитание и в целом развитие детей дошкольного возраста имеют тесную взаимосвязь. Воспитание в большинстве случаев определяет и развитие, способствуя ему.

Особенно высокий темп умственного воспитания наблюдается у дошкольников. Поэтому необходимо обратить внимание на развитие детей в раннем возрасте. В результате длительных исследований, учёные установили, что именно в первые 2 года жизни дети живут так насыщенно, что у них наблюдается внушительный объём познавательной деятельности. В результате головной мозг увеличивается значительно, и его масса уже в 3 года составляет до 80% массы органа взрослого человека.

Особенности умственного воспитания детей

Умственное воспитание детей школьного возраста характеризуется своими особенностями. В виду того, что детский мозг страдает от недостатка получаемой информации, необходимо стараться восполнить ее объём. Однако, при этом очень важно не переусердствовать.

Многие родители довольно часто во время обучения своего отпрыска перегружают его чрезмерного объёма знаниями, пытаясь таким способом развить у него способности. При постоянной интенсивной нагрузке ребёнок обязательно достигнет высоких результатов, но при этом физические и психические затраты будут неизбежны. Поэтому стоит помнить одно простое правило: нельзя перегружать мозг ребёнка! Основной же функцией всего процесса умственного воспитания в младшем возрасте является формирование основы для познавательной деятельности, которая только поспособствует дальнейшему познанию окружающего мира.

Главной же особенностью умственного развития дошкольников является познание через образные формы: воображение, образное мышление и восприятие.

Дефекты, которые могут быть допущены в процессе умственного воспитания в школьном возрасте, довольно тяжело устранимы у детей старшего возраста. Зачастую, они оказывают негативное влияние на дальнейшее развитие личности. К примеру, если не уделять игре ребёнка с конструктором должного времени, то в результате он может иметь проблемы с пространственным воображением. В итоге ребёнок будет постоянно испытывать трудности при изучении геометрии, черчения.

Задачи умственного воспитания

Основными же задачами умственного воспитания ребёнка в первые годы его жизни являются:

Первое понятие предполагает развитие у детей образного мышления путём задействования тактильных ощущений. Как известно, любой малыш познает мир через прикосновения. Как только он увидит что-либо ему интересное, — сразу же тянет руки.

Мыслительная же деятельность является результатом познавательной. После того, как кроха познакомится с окружающими его вещами, он постепенно начинает узнавать тот или иной предмет путём ассоциации его образа со своими тактильными ощущениями. К примеру, при виде мягкой плюшевой игрушки на лице ребёнка сразу появляется радость, потому как он знает, что она приятная на ощупь.

Принято выделять методы и средства умственного воспитания. К средствам относятся:

Методы довольно разнообразны и полностью зависят от возраста малыша и поставленных на данном этапе задач. Большинство из методик умственного воспитания детей предполагает подачу материала в игровой форме.

Умственное развитие дошколят

Умственное развитие зависит от наследственности, внешних факторов, от обучения. А его надо организовать так, чтобы по максимуму обеспечить умственное развитие.

В этой статье я хочу рассказать об умственном развитии дошкольников. Я разделила эту тему на несколько вопросов:

  • Что такое умственное развитие и умственное воспитание
  • Задачи и содержание умственного воспитания
  • Средства и методы умственного воспитания
  • Умственное развитие дошколят

    Что такое умственное развитие и умственное воспитание

    Умственное развитие -это процесс, а также уровень познавательной деятельности ребенка, который проявляется в знаниях, способностях и умениях. Оно осуществляется в повседневной жизни, в игровой деятельности, через отношения с другими детьми и со взрослыми, в ходе занятий с детьми. Главную роль в умственном развитии детей имеет умственное воспитание.

    Умственное воспитание -это овладение знаниями, умениями и навыками умственной деятельности, формирование различных способов умственной деятельности ребенка.

    Основная цель умственного воспитания: повысить уровень общего развития ребенка. Умственное воспитание осуществляется взрослыми и включает целый ряд разнообразных средств и методов.

    Особенности умственного развития детей:
    • у дошкольников темп умственного развития намного выше, чем у детей -школьников
    • умственное воспитание дошкольников связано с эмоциональным воспитанием (большую роль здесь играют положительные эмоции при обучении и игре )
    • дошкольники могут усваивать внешние свойства предметов и явлений и их внутренние связи
    • в дошкольном возрасте формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения

    Задачи умственного воспитания

    1. формирование системы элементарных научных знаний о человеке, обществе и природе
    2. развитие системы умственных действий (синтез, анализ, обобщение, классификация, сравнение)
    3. развитие способности к самостоятельному познанию
    4. воспитание познавательных интересов
    5. Содержание умственного воспитания

    6. Знания об окружающих предметах, их качествах и свойствах, о их использовании и способах изготовления
    7. В дошкольном возрасте раньше развиваются и осваиваются чувственные способы познания, которые протекают в процессе сенсорного развития. когда в предметах выявляются сенсорные качества и свойства при помощи классификаций, сравнений и обобщений. Основное содержание знаний, которое формируется на основе этих способов, -представления.
    8. Развивается умение принять или поставить задачу, проверить и оценить результат, обобрать способы решения
    9. Формирование познавательного интереса и осознанности этого процесса
    10. Средства умственного воспитания

    11. В игре. В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающем мире, их знания. В играх с правилами отражаются различные знания, действия, умственные операции, которые дети осваивают.
    12. В процессе конструирования и изобразительной деятельности. Конструирование помогает формировать конкретные представления о предметах, развивает умение видеть общее и своеобразное для группы предметов. Изобразительная деятельность (рисование. аппликация. лепка ) формируют сенсорные способности, умственные действия, пространственные представления.
    13. В трудовой деятельности формируется система знаний об орудиях труда и инструментах, о свойствах и качествах материалов, о значении труда, о способах выполнения определенных трудовых операций.
    14. Обучение -это главное средство умственного воспитания, потому что имеет программу обучения, формы и методы обучения. И все это соответствует возрасту детей и и отводит в этом процессе ведущую роль воспитателю в детском саду, а также родителям.

    Методы умственного воспитания: наглядные, словесные, практические.

    Мы сегодня говорили об умственном развитии и воспитании детей, о его задачах и содержании, а также о средствах и методах умственного воспитания.

    Если у вас есть дополнения по этому вопросу, обязательно оставьте свой комментарий.

    zdorovijrebenok.ru

    Диагностика детей с умственной отсталостью методики

    Диагностика умственной отсталости

    Данные о распространенности умственной отсталости разноречивы, что объясняется рядом причин. Умственная отсталость различается по своей глубине, и ее диагностика, особенно это касается легкой степени, может быть затруднена. Лица, например, с легкой дебильностью или так называемой пограничной умственной отсталостью могут никогда не попасть в поле зрения психиатров или дефектологов. В ряде случаев трудно определить, является ли умственная отсталость истинной, или это только временная задержка психического развития как результат того, что ребенок вследствие неблагоприятных социальных условий был лишен возможности ознакомиться с тем запасом общеобразовательных знаний и культурной информацией, которыми в достаточной мере овладели его сверстники. На своевременную выявляемость этих лиц влияет уровень развития здравоохранения, методы диагностики и многие другие факторы.

    Диагностика умственной отсталости в значительной степени основывается на оценке интеллекта и уровня психического развития. Использование стандартизированных тестов на интеллект может помочь определить сниженный уровень интеллекта, однако вероятность ошибки достаточно высока. Так, на результате теста могут отражаться такие факторы, как общее состояние ребенка, заболевания, сенсорные или двигательные нарушения, межкультурные отличия и т.д.

    Тесты на определение уровня интеллекта проводятся только квалифицированными специалистами, что позволяет снизить вероятность ошибки. Оценка развития ребенка должна проводиться сразу после возникновения подозрения на его задержку. Все случаи выраженного или умеренного отставания психического развития должны быть обследованы опытным педиатром, детским неврологом и детским психиатром.

    Как только диагноз умственная отсталость поставлен, необходимо направить усилия на то, чтобы определить причину заболевания. Точное определение причины поможет прогнозировать дальнейшее развитие ребенка, спланировать обучающие программы. Выявлению причины может способствовать сбор анамнеза. Также при диагностике умственной отсталости целесообразно использовать методики обследования головного мозга (к примеру, МРТ).

    Методика определения умственной отсталости у детей

    У больных с умственной отсталостью нередко бывают разные психические расстройства, но их симптомы часто видоизмененные вследствие низкого интеллектуального уровня этих больных. Следовательно, при установлении диагноза психического расстройства у детей с умственной отсталостью нами больше внимания уделяется именно поведении ребенка и его общению не только с матерью, но и с детьми и медицинским персоналом.

    У детей с легкой умственной отсталостью частота психопатологических симптомов и синдромов существенно не отличается от аналогичных показателей у детей с нормальными умственными способностями.

    У детей с тяжелой умственной отсталостью значительно чаще оказываются определенные типы патологического поведения. аутизм, гиперкинетический синдром, стереотипные движения, поедание несъедобного.

    Наиболее часто умственная отсталость сочетается с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Среди детей, которые наблюдаются, наиболее часто встречаются тревожные, фобические расстройства, обсессивно-компульсивные и аутичные расстройства. Частым типичным личностным нарушениям является эмоциональная лабильность, включая вспышки раздражения, возбуждения, агрессии. Среди поведенческих нарушений часто наблюдаются гиперкинезы, стереотипии, синдром гиперактивности.

    Полное обследование детей с отклонениями в умственном развитии включает несколько этапов:

    1. Сбор анамнеза заболевания. Здесь уделяется внимание данным о семье ребенка, что позволяет предположить наличие возможного наследственного заболевания, а также сведения о патологии беременности, осложнениях в родах и установления сроков прохождения основных этапов развития ребенка.

    2. Соматический осмотр, который включает в себя и тщательное обследование у педиатра, а при необходимости и в других специалистов.

    3. Оценка умственных способностей и интеллекта. Эта оценка базируется на сопоставлении клинического опыта и стандартизированных методов измерения уровня интеллектуальных способностей, речевых, двигательных и социальных навыков.

    Уровень психического развития детей грудного возраста определяется по 4 факторам: речь, эмоционально-социальное развитие (общение), сенсорная деятельность, моторика. В результате анализа полученных данных определяется коэффициент психического развития ребенка и рекомендуются корекционные занятия на развитие той или иной сферы.

    Психическое развитие детей 1-3 года определяется по шести показателям: речь, эмоционально-социальное развитие, образовательная деятельность, навыки, умения, моторика. В дальнейшем вводится комплексный тест Языкового развития и оказываются индивидуально-психологические различия такие как объем словаря, кратковременная память, фонематический слух и т.д.

    Для определения уровня развития детей дошкольного возраста используются субтеста на осуществление простых обобщений, конкретизацию понятий, пребывание общего, определения понятий, подбора аналогий, противоположностей, пребывание лишнего.

    Для определения уровня развития интеллекта у детей применяется шкала Векслера, определяющим профиль специфических вербальных и невербальных способностей, а также IQ детей в возрасте от 6 до 14 лет. Для определения уровня зрительного восприятия и наглядного мышления у детей 5-10 лет используется тест возрастающей трудности (прогрессирующие матрицы Равена), относящихся к невербальных тестов и применяется для определения любого уровня речевого развития. Последнее особенно важно, если обследованию подлежат дети с речевыми нарушениями как первичного характера, так и сформированные в силу интеллектуальной и сенсорной недостаточности. Проводится также оценка решения, охватывающего самообслуживания при одевании и приеме пищи, коммуникативность, самостоятельность в выборе направления и т.д.

    В работе используются методики для оценки грубой и тонкой моторики, речи, социальных навыков для детей в возрасте до 2-х лет (шкала развития Денвера), а также методики для оценки умственного и психо-моторного развития.

    Обследование детей с поведенческими расстройствами проводится в форме наблюдений, в ходе которых обращается внимание на способность ребенка к социальной адаптации, а также — на любое необычное поведение. Для выявления поведенческих отклонений используется шкала адаптационного поведения, включающий оценочные шкалы для определения способностей и привычек в десяти сферах обращения.

    Обследование детей с эмоциональными расстройствами включает в себя использование различных рисуночный методик (например Нарисуй человека , Рисунок семьи , Дом, дерево, человек ). С помощью этих методик хорошо диагностируется тревожность и наличие агрессивных тенденций. Для выявления эмоциональных расстройств обращается внимание на настроение ребенка, проявление депрессии, на уровень общей тревожности, на наличие специфических страхов.

    На основании полученных диагностических данных и установленного диагноза проводится курс лечения и реабилитации разный для детей с умственной отсталостью и для детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Курс лечения детей с умственной отсталостью включает в себя медикаментозную терапию — ноотропные препараты (пирацетам, энцефабол, когитум, семакс, Церебрум композитум); психокоррекцийни занятия по развитию внимания, памяти и мышления, применяемых у детей с умеренной и легкой умственной отсталостью. У детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью применяются методики, направленные на улучшение социальной адаптации.

    При эмоциональных и поведенческих нарушениях курс терапии включает применение седативных средств (фенибут, персен, магне-В6, ридазин), а так же психокоррекцию, направленную на стабилизацию аффективно-эмоциональной сферы (тревожность, страхи, агрессивность), морально-волевой сферы (капризность, упрямство, негативизм). Проводится консультативная работа и занятия с родителями для установления благоприятного психологического климата в семье, выдаются специальные памятки.

    Добавить комментарий

    Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей

    В учебнике рассматриваются вопросы организации и содержания работы психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК). Главное внимание уделено комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями интеллекта. Предназначен студентам дефектологических факультетов педвузов, может быть интересен педагогам дошкольных и школьных учреждений, а также членам ПМПК. 2-е издание (1-е издание вышло в 1988 г. под названием «Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения») дополнено материалом, отражающим изменения в системе комплектования специальных учреждений в России.

    Глава I. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний

    1. Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости

    § 2. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний

    Глава II. Из истории развития методов выявления умственной отсталости

    § 1. Разработка методов выявления умственной отсталости детей за рубежом (до середины XX в.)

    § 2. Современное состояние изучения умственно отсталых детей за рубежом

    § 3. Разработка методов изучения умственно отсталых детей в России

    Глава III. Современная теория и практика выявления нарушений умственного развития детей и комплектование для них специальных (коррекционных) учреждений в России

    § 1. Принципы комплектования специальных учреждений

    § 2. Организация и содержание работы психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК)

    § 3. Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития

    § 4. Организация и содержание работы по комплектованию специальных детских садов для детей с нарушениями интеллекта

    § 5. Организация и содержание работы по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида для детей с нарушениями интеллекта

    § 6 Организация и содержание работы по комплектованию домов-интернатов для детей с глубокими нарушениями интеллекта (имбецилов)

    § 7. Пути изучения детей, дополняющие работу психолого-медико-педагогических консультаций

    § 8. Изучение детей после обследования их в психолого-медико-педагогических консультациях

    Дети с отклонениями в развитии нуждаются в особом внимании и заботе. Для того чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы.

    Перед дефектологами встает задача психолого-педагогической диагностики, и прежде всего дифференциации разных видов аномального развития.

    В целях подготовки высококвалифицированных педагогов на отделениях олигофренопедагогики дефектологических факультетов страны введена специальная учебная дисциплина, основные задачи которой — раскрыть теоретические основы, организацию и содержание работы по комплектованию учреждений для детей с нарушениями интеллекта 1. вооружить студентов знаниями о методах психолого-педагогической диагностики детей дошкольного и школьного возраста, отстающих в развитии, сформировать практические навыки работы по проведению отбора детей с нарушениями интеллекта в специальные (коррекционные) учреждения 2. а также по оказанию консультативной помощи родителям детей с отклонениями в развитии.

    В данном учебнике рассматривается одно из направлений психодиагностики— диагностика нарушений умственного развития, раскрываются методы, позволяющие установить наличие или отсутствие признаков, отграничивающих умственную отсталость от сходных с ней состояний. Излагается история вопроса о методах выявления умственной отсталости у детей, а также современное состояние проблемы комплектования учреждений для них в нашей стране и за рубежом. В учебнике нашли отражение научные достижения отечественных и зарубежных психологов и дефектологов. Следует также иметь в виду, что подготовлено новое типовое положение о психолого-медико-педагогических консультациях.

    Хотя учебник предназначен для студентов дефектологических факультетов, он может быть использован и работниками учреждений для детей с нарушениями интеллекта, и членами психолого-медико-педагогических консультаций, комплектующих эти учреждения. Эти знания необходимы также каждому педагогу, работающему с детьми.

    [1] Здесь и далее понятия нарушения интеллекта и «умственная отсталость» используются как идентичные.

    [2] Здесь и далее под названием «специальные (коррекционные) учреждения» подразумеваются детские сады, школы VIII вида (прежде вспомогательные школы) для детей с нарушениями интеллекта.

    vylechitrebenka.ru

    Ноотропные Препараты Для Детей

    На сегодняшний день достойное место в медицинской практике занимают ноотропные лекарственные препараты. Это средства, которые оказывают воздействие на работу центральной нервной системы и головного мозга, улучшая познавательные (когнитивные) функции человека. Не стала исключением и такая отрасль медицины, как педиатрия. Ноотропные препараты для детей стимулируют умственную деятельность, улучшают память и способность ребенка к обучению.

    Общеизвестно, что на степень развития ребенка оказывают непосредственное влияние любые неврологические заболевания. При данных патологиях у детей развивается неадекватное поведение, снижается внимание, сообразительность, память, нарушаются речь и двигательные навыки. Ребенок перестает нормально воспринимать окружающую действительность. В результате нейропсихическое развитие больного ребенка отстает от развития его сверстников.

    В таких случаях и обращаются за помощью к детским ноотропным препаратам, которые должны обладать высокой степенью эффективности и безопасности. В педиатрической практике эти медикаменты используют при интеллектуальной недостаточности, травмах головного мозга, церебрастении, энцефалопатии, а также патологий, выявленных у недоношенных детей по причине внутриутробной гипоксии. Безусловно, лечебные средства, воздействующие на интеллект ребенка – очень серьезные лекарства. Они могут оказывать как стимулирующее, так и успокаивающее действие. Их дозировка и длительность лечения находятся в прямой зависимости от веса и возраста ребенка. Поэтому родители должны строго выполнять все указания лечащего врача.

    Стимулирующие ноотропы для детей

    При заторможенном состоянии ребенка высокую эффективность показал ноотропный препарат Когитум. Его выпускают в виде раствора, помещенного в ампулы. Лекарство обладает стимулирующим действием, предназначено для повышения детской психомоторной активности, поэтому его следует принимать в первой половине дня. Раствор рекомендуется разводить в воде, хотя иногда используют и в чистом виде. Самое положительное качество препарата Когитум – высокая степень безопасности.

    Другим медикаментом данного направления является Пикамилон. Препарат разрешено назначать детям, достигшим 3-летнего возраста. Пикамилон также обладает стимулирующим свойством, но, кроме этого, применяется для лечения ночного энуреза (в составе комплексной терапии), детской капризности, эмоциональной лабильности. Побочных эффектов практически не вызывает, но при гиперчувствительности к его компонентам и тяжелых заболеваниях почек и печени использовать лекарство не рекомендуется.

    Еще один действенный детский ноотропный препарат – Энцефабол. Это лечебное средство повышает у ребенка концентрацию внимания, стимулирует мышление и память. Выпускается в виде таблеток и суспензии. Противопоказан при наличии аутоиммунных заболеваний (миастении, красной волчанке).

    Успокаивающие ноотропы для детей

    Если наблюдается чрезмерная активность ребенка, то используют нооотропные препараты успокаивающего действия. В частности, для снятия страхов, беспокойства, повышенной тревожности врачи часто назначают Фенибут. Ребенок становится гораздо спокойнее, а его поведение более уравновешенным. Препарат может вызывать некоторую сонливость, но, пожалуй, это единственный его побочный эффект.

    Эффективно устраняет детскую двигательную расторможенность и возбуждение препарат Пантогам. Этот ноотроп улучшает память, внимание, умственное развитие ребенка, повышает работоспособность и даже может использоваться для лечения детей, страдающих эпилепсией. Однако следует учитывать, что данное лекарственное средство может вызывать кожные аллергические реакции, например, обострение экссудативного диатеза.

    Также стоит отметить ноотропные препараты, которые применяются для лечения серьезных неврологических заболеваний: детского церебрального паралича, аутизма, эпилепсии. Это Церебролизин и Кортексин, которые повышают концентрацию внимания, значительно улучшают речевое и интеллектуальное развитие ребенка, при этом повышенного возбуждения не вызывают. Практически полное отсутствие побочных эффектов красноречиво говорит об их высокой степени безопасности.

    Таким образом, при лечении неврологических отклонений для формирования навыков физической и умственной деятельности, улучшения интеллектуальных способностей, ноотропные препараты для детей показали себя с самой лучшей стороны. Только назначать их должен специалист. Здоровья вашим детям!

    www.ja-zdorov.ru

    Препараты для улучшения мозговой деятельности

    Нет предела совершенству! Каждый разумный человек мотивирован на улучшение своей жизни: идеальное тело, комфортное жилье, непрерывное саморазвитие, забота о близких людях, душевное равновесие и гармония. Для достижения всех этих целей требуется не так много: позитивный настрой, хорошее самочувствие, физическая и умственная активность.

    Для того чтобы улучшить мозговую деятельность, можно использовать специальные препараты. Применять их рекомендуют курсами в целях профилактики, или накануне важных мероприятий – экзаменов, собеседований или сложных переговоров. Так же, специальные препараты рекомендуют применять в период больших умственных нагрузок, в межсезонье и в период нервного истощения. Использование лекарственных средств, для улучшения мозговой деятельности, показано для лиц разного возраста. Для подростков и молодых людей рекомендуется прием препаратов для лечения и профилактики нейроциркулярной и вегетососудистой дистонии. В любом возрасте, средства назначают лицам, страдающим остеохондрозом, препятствующим нормальному кровообращению мозга, а так же при терапии после черепно-мозговых травм. Лицам зрелого и пожилого возраста использование препаратов необходимо для восстановления клеток мозга после перенесенного инсульта, при лечении и профилактики атеросклероза и других заболеваний нервной системы.

    Важно использовать только назначенные врачом средства. Ведь, снижение мозговой деятельности может быть симптомом серьезного заболевания, требующего специального лечения. При прохождении лечения специальными средствами, рекомендуют вести дневник своего самочувствия, в котором следует фиксировать все изменения, происходящие в организме — физические и эмоциональные.

    Препараты для улучшения мозговой деятельности обладают следующими действиями:

  • Повышают скорость реакции;
  • Позволяют сконцентрировать внимание;
  • Улучшают память;
  • Нормализуют кровообращение;
  • Усиливают питание клеток мозга кислородом и полезными веществами;
  • Стабилизируют центральную нервную систему;
  • Обладают антиоксидантным действием.
  • При выборе препарата для улучшения мозговой деятельности можно остановить свое внимание на ноотропных лекарственных препаратах. Эти средства предназначены на улучшение функционирования мозга. Препараты группы восстанавливают функции мозга, стабилизируют работу мозга и центральной нервной системы. При назначении врача могут использоваться при некоторых отклонениях в работе нервной системы, а так же при психологических расстройствах: депрессии, апатии, неврозах, фобиях и астении. Данные препараты содержат в себе компоненты, нормализирующие количественный состав нейротрасмиттеров. Нейротрансмиттеры- это химические проводники сигналов, ими обмениваются исполнительные клетки и нейроны. В результате передачи этих сигналов, единичные нейроны объединяются в клетки мозга. Не менее важны нейроэнергизаторы- это компоненты, способствующие обеспечению клеток энергией.

    Препараты для улучшения работоспособности мозга

    Глицин. Один из самых доступных и распространенных препаратов. Используется при снижении умственной работоспособности, при сильных стрессах, психоэмоциональных напряжениях. Применяется курсами от двух до четырех недель. В течение дня необходимо рассасывать под языком три таблетки средства.

    Билобил. (Билобил форте) — используется при признаках снижения внимания, ухудшении памяти, нарушениях сна, страхах и снижении интеллектуальных способностей. Курс лечения занимает около трех месяцев. В день нужно употреблять по три капсулы препарата, обильно запивая их водой.

    Интеллан. Эффективное средство, применяемое при хроническом стрессе, ослаблении памяти, снижении концентрации внимания, при нервных напряжениях и усталости, спутанности сознания, депрессиях и состояниях тревоги. Для детей назначается в форме сиропа при задержках умственного и физического развития. Применяется препарат после еды. Продолжительность курса лечения и дозировку назначает врач.

    Фезам. Курс приема капсул назначается при нарушениях памяти, снижении концентрации внимания, раздражительности и подваленном состоянии. Так же показан для детей с отставанием умственного развития. Курс приема от одного до трех месяцев. Через три – пять месяцев курс следует повторить.

    Пирацетам. Используется при подготовки к экзаменам. Препарат помогает ускорить процесс обучения. Улучшает память, способствует концентрации внимания, применяется при переутомлении и хронической усталости. Курс лечения от двух недель до шести месяцев.

    Фенотропил. Популярный препарат широкого действия. Используется при нарушениях памяти, рассеянности, стрессах. Помогает скорректировать функциональное состояние организма в различных условиях. Нормализует биоритмы. Курс приема –две недели.

    Экстракт элеутерококка. Растительное средство, направленное на поддержание естественных функций организма. Обладает тонизирующем действием. Применяется при синдроме хронической усталости, стрессах, снижении памяти и ухудшении работоспособности. Применяется курсами, продолжительностью до двух месяцев – весной и осенью.

    Экстракт родиолы розовой . Отечественный препарат, обладающий широким действием. Используется при снижении памяти, нарушениях внимания, ухудшении работоспособности. Природный антиоксидант. Имеет тонизирующее действие, поэтому препарат рекомендуют применять в первой половине дня.

    Пантокрин. Раствор, содержащий комбинацию вытяжки пантов марала, растительных экстрактов, продуктов пчеловодства. Нормализует артериальное давление, улучшает память, усиливает питание клеток мозга кислородом, укрепляет кровеносные сосуды. Обладает общеукрепляющим действием. Стимулирует работу мозга, рекомендуется при нервном и физическом истощении.

    Настойка овса. Универсальный препарат, оказывающий положительное действие на различные органы человека. Тонизирующее средство, улучшающее мозговую деятельность. Помогает улучшить память, сконцентрировать внимание. Используется при нервозности, стрессе, депрессиях и других расстройствах нервной системы.

    Настойка жень-шеня. Природный продукт для мозга — стимулятор. Применяется при синдромах хронической усталости, ухудшении кровоснабжения, спутанности мыслей, снижении внимания, частичных провалах памяти. Требует курсового лечения.

    Настойка плодов лимонника. Натуральный растительный экстракт. Используется при ухудшении памяти, снижении внимания. Усиливает защитные функции организма. Рекомендуется при профилактики простудных заболеваний, а так же в период умственной и физической активности, подготовки к экзаменам и важным выступлениям.

    Доппельгерц женьшень актив. Тонизирующее средство, обогащенное витаминами и минералами. Используется в качестве поддерживающего средства при повышенных умственных нагрузках. Показан для лиц любого возраста, не участвующих в процессах управления транспортными средствами. Содержит алкоголь.

    Геримакс драйв. Улучшает работу мозга. Применяется при повышенных психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузках. Эффективен при лечении последствий инсульта. Улучшает взаимодействие клеток мозга. Назначается лечащим врачом.

    Ван Би. Тонизирующие капсулы, улучшающие работу мозга. Содержат витаминно-минеральный комплекс, направленный на питание клеток крови и мозга.

    Энцефабол. Лекарственное средство, применяемое в качестве комплексной терапии при нарушениях функционирования головного мозга, психических расстройствах. Способствует питанию клеток мозга, насыщает клетки кислородом. Используется при снижении интеллектуальных способностей, нарушениях речи, ухудшении памяти, рассеянности и депрессивных состояниях. Назначается специалистом. Имеет противопоказания к применению.

    Циннаризин. Препарат, выпускаемый в форме таблеток. Назначается для улучшения мозгового кровообращения. Способствует нормализации питания клеток мозга, улучшает проницаемость кислорода в клетки. Увеличивает скорость усвоения полезных веществ.

    Примечание от «Биолаб»: Биодобавка «Кавесан» способна оказать помощь в улучшении мозговой деятельности. Поскольку «Кавесан» является биодобавкой, его можно использовать как для профилактики, так и в комплексной терапии в качестве дополнительного средства. «Кавесан» служит источником нуклеиновых кислот, которые восстанавливают структуру клетки и укрепляют организм в целом.

    kavesan.ru

    Ноотропные препараты для повышения интеллектуальной активности

    Ноотропные препараты — это довольно эффективный, удобный и относительно дешевый способ повысить собственные интеллектуальные способности, улучшить память и концентрацию внимания. Что же это за волшебные таблетки, из чего они изготавливаются, как действуют на человеческий организм, и всем ли можно их принимать? В данной статье мы постараемся ответить на все эти вопросы.

    Смысл термина «ноотропы»

    Термин «ноотропы» возник достаточно недавно – в 1972 году, и был он образован от греческих слов noos — «разум, мышление» и tropos — «изменяю». Соответственно, ноотропы – изменяющие разум вещества. В научный лексикон ввел это понятие румынский ученый Жиурджеа (С. Giurgea), изучавший в то время новую группу психотропных средств.

    Ноотропные препараты посредством биохимических реакций мобилизуют внутренние ресурсы человеческого организма, а также улучшают память и стимулируют центральную нервную систему, усиливают умственные способности и скорость мышления. Они необходимы для поддержания в рабочем состоянии интеллекта, уровень которого ухудшается под влиянием естественных процессов старения, а также в условиях постоянных стрессов и повышенных умственных и психических нагрузок.

    Кому нужно принимать ноотропы?

    Ноотропные препараты могут применяться под врачебным контролем как больными людьми, имеющими различные нарушения и патологии центральной нервной системы, так и здоровыми — при различных экстремальных ситуациях, стрессах, переутомлении и естественном старении. Кроме того, ноотропы могут быть задействованы в терапии задержки умственного и общего развития детей и подростков. Такие препараты могут использоваться как при стационарном лечении, так и в повседневной жизни, в качестве профилактического средства.

    Классификация ноотропов

    Несмотря на то что с 1972 года было проведено множество разнообразных исследований и разработано огромное количество препаратов, улучшающих мозговую деятельность, единой классификации до сих пор не создано. Наиболее простая классификация ноотропов — это деление их по происхождению на синтетические (искусственно разработанные человеком) и натуральные (созданные природой). Рассмотрим более подробно каждую из этих групп.

    Натуральные ноотропы

    Действие натуральных веществ с ноотропными свойствами значительно слабее, чем синтетических средств. Однако через несколько недель регулярного приема они вызывают заметное улучшение мозговой деятельности, усиление таких когнитивных функций, как концентрация внимания, запоминание, а также стимулируют умственные способности. Подобное действие вызвано тем, что улучшается кровообращение головного мозга, так как происходит активизация энергетических обменных процессов в его клетках и повышается уровень защиты и работы нервных клеток. К этой группе относятся аминокислоты и растительные вещества, добываемые из растений (гинкго билоба, гуарана и некоторые другие).

    Напомним, что аминокислоты являются незаменимыми строителями различных тканей в человеческом организме. Многие из них участвуют в процессах торможения и возбуждения, а также напрямую задействованы в передаче электрических импульсов между нервными клетками. Не обходится без аминокислот и обмен веществ в головном мозге. Если их недостаточно, клетки мозга недополучают глюкозу. Происходит повреждение и отравление нервных клеток, также нарушаются и процессы окисления. Наиболее значимы для хорошего функционирования мозга и нервной системы такие аминокислоты, как таурин, глицин, пролин, глутаминовая и гамма-аминомасляная кислоты.

    Такие активные вещества, как терпеновые лактоны и флавоновые гликозиды, а также гинкголид, кемпферол, кверцетин, содержащиеся в экстракте гинкго билоба, помогают улучшить мозговое кровообращение, тем самым стимулируя процессы логического мышления, различные виды памяти и концентрацию внимания у представителей разных возрастных групп. Также при приеме экстракта листьев гинкго билоба уменьшается хрупкость и повышенная проницаемость капилляров и стенок сосудов, благодаря чему затормаживается развитие атеросклеротических изменений, предотвращаются кровоизлияния в мозг и глаза, улучшается зрение и слух. Сегодня купить препараты, содержащие гинкго билоба, довольно просто, так как многие фармацевтические компании наладили выпуск таких лекарств, сертифицированных и запатентованных. Это препараты «Танакан», «Гинос», «Билобил», «Гинкоум» и множество других. Наиболее эффективно они действуют при длительном приеме, а схему лечения может назначить только врач.

    В России, в отличие от Южной и Северной Америки, об этом растительном ноотропе знают немногие. Большинство жителей Южной Америки ежедневно употребляют продукты и напитки, в которых содержится в высушенном виде гуарана – древовидная лиана, произрастающая в бассейне реки Амазонки и на территории Бразилии. Для дальнейшего использования у растения собирают только семена, которые высушивают и измельчают. В плодах и семенах растения содержится много кофеина, а также такие дубильные вещества, как ресин, гуаранин, амид и сапонин. Из него готовят самые разные напитки и сладости, включают в состав пищевых добавок и выпускают лекарства. Благодаря гуаране повышается ясность ума, общий жизненный тонус и работоспособность, стимулируется работа нервной системы, улучшается настроение, а также внимательность и концентрация, увеличивается выносливость и укрепляется иммунитет. Продукты из гуараны могут быть в виде чая, капсул, таблеток, экстрактов и эликсиров в различных дозировках.

    Синтетические ноотропы

    По сравнению с растительными ноотропами воздействие на организм у них более выраженное. Но, так же как и при употреблении натуральных, синтетические средства следует принимать курсом, на протяжении нескольких месяцев, соблюдая медицинские предписания по их дозировке. Синтетические ноотропные препараты эффективно восстанавливают и улучшают протекание энергетических процессов в нервных тканях и метаболизм, защищают головной мозг и нервную систему от старения. На сегодняшний день список лекарств и препаратов, оказывающих ноотропное действие, очень широк. Но мы остановимся на тех, что выступают как стимуляторы мозговой деятельности. К ним относятся средства «Ноотропил» («Пирацетам»), «Ацефен», «Селегилин». Коротко остановимся на каждом из них.

    Больше известен в России как «Пирацетам» — наиболее распространенный и популярный препарат. Применяется для активизации мышления и улучшения памяти как здоровых, так и больных людей. Побочные эффекты встречаются, но довольно редко, и проявляются в виде головокружения, тошноты. Возможна повышенная возбудимость или же, наоборот, сонливость. Из более современных средств его аналогом является «Фенилпирацетам».

    Этот препарат, так же как и «Ноотропил», давно разработан и хорошо зарекомендовал себя как стимулятор мозговой и нервной деятельности. Это средство первоначально разрабатывалось и применялось для лечения болезней Паркинсона и Альцгеймера и показало хорошие результаты по стимулированию мозговой деятельности и кратковременной памяти, а также улучшению общего самочувствия и настроения. Медики рекомендуют всем людям старше 40 лет принимать в профилактических целях этот препарат. Аналоги — средства «Депренил» и «Юмекс».

    Этот синтетический ноотроп не только улучшает кровоснабжение головного мозга, но и оказывает омолаживающее воздействие на его клетки и стимулирует активность. Для повышения уровня интеллектуальных способностей применяется вместе с медикаментами «Ацетил-L-карнитин» и «Ноотропил». Препарат «Ацефен» хорошо переносится, а побочные эффекты, которые встречаются нечасто, связаны с усилением активности нервной системы и проявляются в виде бессонницы, повышенного аппетита и тревожности.

    Мы рассмотрели только малую часть ноотропных препаратов, которые наглядно демонстрируют возможности и потенциал этих средств. Но независимо от того, какой из синтетических или растительных препаратов вы хотите принимать, обязательно посоветуйтесь с врачом.

    www.syl.ru

    Смотрите так же:

    • Что можно при температуре месячному ребенку Что можно от горла 4 месячному ребенку Как лечить красное горло у грудничков Труднее всего лечить самых маленьких – новорожденных грудничков. А различные вирусы и бактерии ох как любят атаковать уязвимый организм малышей. Одно из наиболее неприятных и опасных для ребенка – заболевание горла. При покраснении он ощущает боль, а вот […]
    • Полтора месяца сколько должен спать ребенок Сколько, во сколько, когда? Сколько спит ребенок за сутки в первые полтора года жизни Редко какая мама (или бабушка) не задаются вопросом сколько должен спать их младший член семьи, во сколько изменения сна нормальны, когда ребенок перестает спать днем три-два-один раз, сколько часов сна должно быть ночью, а сколько днем? С течением […]
    • Сколько должен есть в день 5 месячный ребенок Сколько смеси или молока должен есть ребенок в 3 месяца: размеры порций при искусственном и грудном вскармливании Трехмесячный кроха уже вырос и набрал в весе по сравнению с показателями в свой день рождения. Ему предстоит еще длинный путь взросления. Как помочь крохе в этом? Нужно дать ему сил и достаточное количество еды, однако какой […]
    • Методика учебной деятельности дошкольников Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Основными предпосылками учебной деятельности дошкольников являются: наличие у них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами действий; самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач; контроль способа […]
    • Ангина 5 месячный ребенок Ангина у 9 месячного ребенка как лечить Лечение ангины у детей Ангина – это инфекционное заболевание, чаще всего передающееся воздушно-капельным путем. Одним из самых распространенных возбудителей ангины является стрептококк. Ангина у детей, особенно раннего возраста, занимает второе место после ОРЗ и ОРВИ. Основные симптомы ангины […]
    • Презентации на развитие логики для дошкольников Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду Развивающие игры для детей подготовительной группы детского сада Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы. Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, […]
    • Можно ли кормить ребенка грудным молоком при ангине Температура у кормящей мамы, можно ли кормить ребенка, будет ли молоко? Безопасно ли молоко больной мамы для малыша Каждая женщина на протяжении своей жизни, так или иначе, сталкивается с заболеваниями, при которых происходит повышение температуры. В период беременности и уже после рождения малыша, женщины начинают внимательнее следить […]
    • Национальное воспитание детей Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики» Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики» Тип проекта: познавательный, долгосрочный, много-проектный. Раздел программы: «Программа по ознакомлению с культурой татарского народа» (Р. А. […]