«Я — личность!», или кризис восьми лет у ребенка

Человеческое развитие – обусловленный процесс, протекающий неравномерно, в котором есть разнообразные переломные периоды (кризисы).

Именно кризис (греч. решение,поворот) служит поводом к лучшим переменам в человеке, помогая ему подняться на новый уровень саморазвития.

Но он имеет и отрицательное качество: разрушается старое представление о жизни, а возникает новое, несущее на себе порой неразрешимые проблемы, внутренние страдания от невозможности сделать правильный выбор между тем, что есть, надо и хочется.

В результате чего возникают:

  • неадекватное поведение;
  • недопонимания;
  • трудно достижимые цели;
  • непредвиденные ситуации.
  • Что такое кризис 8-ми лет у детей?

    Кризис может начаться в 6-7 или 8-9 лет. Это обусловлено состоянием психики ребёнка. Сам по себе ребёнок всегда наивен и непосредственен.

    Он может проходить без особых изменений в поведении детей, но в большинстве случаев они отмечаются, но есть и резко негативные отклонения от общепризнанных норм поведения.

    Это обусловлено взаимоотношениями родителей и детей, умением слышать, видеть и понимать друг друга.

    Родителям на заметку: в каком возрасте делают прививки от дифтерии детям? Ответ на вопрос ищите в этой статье.

    О гидроцефалии головного мозга у новорожденных расскажет наша статья.

    Причины возникновения

  • Возникают: реальная оценка себя, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, придирчивость к своему облику. Школьник самостоятельно нацеливает себя на победу.
  • Заканчивается пора самолюбия.
  • Тревоги малыша принимают другое значение (постижение себя на фоне других).
  • Проявляется логичность в чувствах. Оформляется собственное «я», даётся оценка себя самого.
  • Возникновение «битвы настроений»: если ему плохо, он не выставляет это напоказ, становится скрытным, представляет из себя несвойственного ему человека (клоуна, образованного, требовательного и т.д.), добивается похвалы.
  • Перестраивается поведение, часто на неадекватное.
  • Появляется критика к себе и к своему окружению: родителям, друзьям, учителям.
  • Меняется направленность деятельности – обязанность учиться. На первое место выходит авторитетность учителя.
  • Проявление этих симптомов приводит к сложностям при контакте со сверстниками, старшими по возрасту, в результате чего ребёнок отгораживается от всех, оказывается неподконтрольным.

    Источник такого «преображения» – внутренние треволнения, влияющие на внешнюю жизнь ребёнка. Маленький человек формирует свою индивидуальность, которая определит дальнейшее поведение, занятия в жизни, мироощущение себя и окружающих.

    Возникновение и прекращение кризиса, с чем он связан, напрямую распознать бывает тяжело (у него нет чёткого начала и конца), т. к. в этом возрасте малыш практически неуправляем:

  • не реагирует (или резко отвечает) на замечания;
  • не слушает наставлений;
  • игнорирует просьбы;
  • отмечаются капризы, агрессивность, злоба, частые ссоры.
  • Вероятно, что у школьника в этом возрастном периоде поменялось мнение о своей личности и роли в социуме, мог резко измениться темперамент.

    Это связано с проблемами первого (второго) года обучения в школе, поскольку он уже ощутил себя полноправным членом общества за год учёбы в школе и переоценил свои возможности, умения и навыки.

    То, что раньше имело важный смысл, стало ненужным. Одновременно пропала заинтересованность в уроках и других видах деятельности, продолжают накапливаться тревоги.

    Возможно, что такое поведение и есть начало кризиса. Чаще всего кризис прекращается в достаточно короткий срок – до полугода, но в отдельных случаях может протекать и до двух лет.

    Год обучения в школе (или поступление в школу на 8-ом году жизни), изменение физиологии тела, режима дня, боязнь (опоздания на урок, невыполнение работы в срок, неправильное решение поставленной задачи, несоответствие требованиям родителей, учителя и т.д.) могли привести к тому, что у ребёнка начала возрастать тревожность, появляться неуверенность в своей работе (учёбе), изменяться манера поведения, появляться нервозность, сонливость и т.д.

    Малыш пытается получить ответы на различные вопросы, не относящиеся к какому-либо событию или к повседневности:

  • как произошли небесные тела;
  • как живут в других городах;
  • вопросы по увиденному в кино;
  • отношения между родственниками и т.д.
  • Есть так называемые «свойства тревожного настроения»:

    1. Переживания осмысливаются ребёнком.
    2. Он постигает смысл фраз: «Мне радостно», «Мне грустно», «Я злюсь» и др. и разбирается в них, обобщая, синтезируя, делая некоторые заключения, давая себе оценку и выстраивая тем самым отношение к себе.
    3. Может в итоге ощутить волнение из-за этого.
    4. Всё выше сказанное могло послужить условиями возникновения кризиса.

      О препарате Фенистил для новорожденных читайте в этой статье.

      Как помочь ребенку преодолеть кризис?

      1. Постоянство в требованиях обязательно — ребёнку необходимо быть уверенным, что он хороший.
      2. Помогайте в адекватном оценивании себя, своих проступков, заслуг, чтобы малыш уверовал в себя и увидел свои перспективы.
      3. Всячески демонстрируйте свою любовь: чаще прижимайте к себе, говорите нежные слова.
      4. Сделайте из него необходимого помощника (пусть его роль будет маленькой, но нужной). Убедите его в этом.
      5. Занимайтесь вместе с ребёнком посильным ручным трудом, при этом прерывайтесь на музыкальные минуты, физические упражнения, доводите дело до конца.
      6. Проводите как можно больше времени вместе.
      7. Обязательно делитесь впечатлениями от сделанного, увиденного, внимательно выслушивайте своего малыша.

      Что можно и чего нельзя

      Несмотря на кризис, ваш ребёнок нормально развивается. Но при этом есть условия, которые необходимо выполнять.

    5. дома проявляйте доброжелательное отношение друг к другу;
    6. постарайтесь помочь постигнуть ему важную миссию — быть учащимся;
    7. если непонимание достигло предела – проведите некоторое время в разлуке;
    8. побольше веселья и радости в контакте с малышом;
    9. только положительное оценивание личности и дел;
    10. перед отходом ко сну — спокойный разговор, пение, чтение, анализ дня;
    11. общайтесь, как со взрослым, прислушивайтесь к его словам, вместе вырабатывайте программу следующего дня;
    12. занимайтесь распутыванием различных ситуаций, которые помогут в выработке у ребёнка принятия собственного независимого разрешения ситуации и контролирования себя.
    13. Переломный период (кризис) труден и для вас, и для вашего 8-летнего школьника. Но, руководствуясь советами и любовью к своему малышу, вы сумеете вместе перенести неблагоприятный момент в вашей жизни.

      • не ставьте перед школьником неразрешимые и непосильные цели и задачи;
      • не давите на ребёнка своим авторитетом;
      • не разговаривайте повелительным и беспрекословным тоном;
      • не стремитесь наказать за то, как он себя ведёт, что не хочет посещать школу в определённый период;
      • не унижайте, не занижайте его оценку себя;
      • не преуменьшайте авторитетность учителя.
      • Кризис восьмилетнего возраста диктует специфический характер взаимоотношений с родителями:

      • конкретика задач, которые ставятся перед ребёнком, сначала на небольшое время, затем — долгосрочные цели;
      • постоянное контролирование выполнения намеченного;
      • будьте всегда готовы прийти на помощь вашему малышу;
      • научите ребёнка безопасному поведению в жизни, умению пользоваться достояниями существующей действительности;
      • помогите школьнику полюбить самого себя и свой труд;
      • при общении интересуйтесь его чувствами и переживаниями;
      • участвуйте в его поисках самого себя, отдавая всю нежность и ласку, на которую способны;
      • самое главное – сумейте реально оценить действия восьмилетки.
      • Познание окружающего мира и самого себя приводит к возникновению множества вопросов, проблем и связанных с этим переживаний и тревог, что выливается в так называемые кризисные периоды развития ребёнка.

        Именно в этот период может изменяться практически вся его жизнь: физиология, поведение, мировоззрение, возможности, взаимоотношения с окружающими и пр. в связи с потерей наивности и непосредственности и возникновением потребности развития личности на основе реальной самооценки, осмысления своей роли в мире: «пожелал – уяснил – выполнил».

        Этот процесс называется кризисом или поворотом, когда полностью разрушается старое, а новое пугает. Когда он наступит, когда закончится, насколько будет тяжёлым – вопрос времени и психического состояния ребёнка.

        Внимательное и аналитическое наблюдение за школьником помогут определить, есть ли кризис, увидеть его признаки. А вот как его преодолеть, нужно следовать советам из статьи.

        Но при этом важно запомнить – это уже личность, которая формирует свой взгляд на окружающую действительность, на себя и других. И ей нужна помощь и понимание, внимание и реализация себя.

        В наше время маленький человечек старается спешно войти в мир взрослых. Поэтому у 7-9 –летних детей зачастую находятся герои, на которых они хотят быть похожи, при этом берут от них и плохое, и хорошее.

        Так может быть вы станете этим героем для своего уже взрослого, по его мнению, малыша?

        Часто спрашивают: отчего происходит обострение аденоидита у детей? Узнайте больше прямо сейчас!

        Как выбрать подгузники для новорожденных? Правила и советы в этой статье.

        mamaliza.com

        Календарь возрастных кризисов у ребёнка

        Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и кризисные периоды – это своеобразный закон развития детской психики.

        Как правило, кризисы проходят довольно быстро – всего за несколько месяцев, в то время как периоды стабильности намного продолжительней. Но, стоит отметить, что неблагоприятное стечение обстоятельств может значительно увеличить продолжительность кризисного периода, иногда беспокойный период в жизни малыша может длиться год и более.

        Во время кризиса у ребенка происходит значительный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения, обычно, эти периоды кратковременные, но достаточно бурные.

        Начало и конец кризиса определить довольно сложно, обычно в это время ребенок практически не поддается воспитанию, не действуют уговоры и договоренности, которые успешно применялись родителями ранее, поведение малыша становится необъяснимым, реакция на различные ситуации довольно бурно.

        Многие родители отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспышки гнева и истерики. Но, не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и каждый конкретный кризис может протекать по-разному.

        Календарь кризисов ребёнка

        Для ребенка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.

        Различают несколько возрастных кризисов:

        Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды, рассчитать их поможет календарь возрастных кризисов ребенка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.

        Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.

        Лактационные кризисы

        Лактационные кризисы, то есть, уменьшение выработки молока на фоне установленной лактации проходят довольно быстро, как правило, в течение нескольких дней. Основное условие в данный период – это неограниченное прикладывание малыша к груди, ночное кормление. Как правило, лактационные кризы случаются в первый месяц жизни малыша, в 3 месяца, 7, 11 и 12 месяцев.

        Традиционно это объясняется тем, что у малыша возникает потребность в большом количестве молока, нежели вырабатывается у мамы. В эти периоды малыш становится более беспокойным, он плачет после кормления, требуя дополнительной порции. Частота прикладывания к груди в этот период возрастает. Как правило, для крохи лактационные кризисы в 1и 3 месяца не представляют какой бы то ни было угрозы или опасности.

        Для того чтобы этот период прошел как можно быстрее маме стоит соблюдать режим, не волноваться и не паниковать. В этом случае лактация налаживается сама собой довольно быстро. Главное не прекращать кормить ребенка, прикладывать его к груди как можно чаще. Не стоит докармливать или допаивать ребенка в этот период, откажитесь от успокоения при помощи пустышки.

        Стоит заметить, что лактационные кризисы реже случаются у мам, которые уверены в успешности грудного вскармливания и обучены правильному прикладыванию к груди.

        Кризис первого года жизни малыша

        Кризис в конце первого года жизни переживают практически все малыши. В этом возрасте многие дети уже начинают самостоятельно ходить, произносят первые слова, пробуют одеваться и кушать без помощи взрослых. Как правило, в это время, ребенок отвечает капризностью на чрезмерное желание родителей помогать ему во всем и опекать его.

        Новые навыки дают малышу возможность почувствовать себя самостоятельным, но вместе с этим, ребенок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, обычно переживают этот кризисный период немного раньше мальчиков около полутора лет, а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.

        Как же вести себя родителям в это непростое время? Во время первого возрастного кризиса малыш испытывает огромную потребность в общении с мамой, он хочет находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг. Если маме необходимо отлучиться, то ребенок начинает капризничать и скучать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь внимание к себе различными способами.

        Маме, для того, чтобы иметь возможность заняться своими делами следует прежде уделить время малышу, поиграть с ним, почитать книги, поговорить. Насладившись присутствием мамочки, ребенок совсем скоро захочет поиграть самостоятельно.

        Очень часто родители встречаются с проявлением упрямства в этот период жизни их крохи. Ребенок может отказываться от еды, прогулки, протестовать против одевания. Таким образом ваш малыш пытается доказать свою взрослость и самостоятельность. На помощь вам может прийти любимая игрушка ребенка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведет себя за столом.

        По окончанию этого периода ваш малыш получит новые знания о себе, своих возможностях и окружающем мире, проявятся ранее неизвестные черты характера. Помните, что если этот период пройдет неблагоприятно, то возможно нарушение в правильности развития.

        Как пережить кризис двух лет у малыша?

        В этом возрасте малыш начинает бурную исследовательскую деятельность, пытаясь выяснить, что делать можно, а чего нельзя. Это необходимо ребёнку, чтобы определить для себя границы дозволенного и почувствовать, что он находится в безопасности.

        Психологи объясняют это довольно просто: модель поведения младенца формируется на основе реакции мамы и папы на то или иное действие со стороны малыша, если реакция закономерна, то она откладывается у ребенка как норма, в случае, если реакция родителей будет отличаться от привычной – малыш не будет чувствовать себя в безопасности.

        Родителям важно уяснить, что такая проверка со стороны малыша является не прихотью, а желанием убедится, что все в порядке. Стоит помнить, что со временем вашему чаду придется столкнуться с сопротивлением других людей и окружающей среды.

        Родителям в этот период развития стоить четко установить границы того, что делать можно и того, чего делать категорически нельзя. Отступать от этого запрета нельзя ни в коем случае. Если вы поддадитесь жалости, разрешите что-то из запретного, то ребенок моментально почувствует свою власть и будет пытаться манипулировать вами.

        Каждый родитель должен находить пути воздействия на малыша самостоятельно, руководствуясь индивидуальностью ребенка, ведь кому-то достаточно намека, кто-то реагирует только на окрик, а некоторые понимают требования родителей только после проведенной беседы.

        Стоит отметить, что самым действенным способом прекращения истерики признано отсутствие публики, поэтому, психологи рекомендуют иногда оставлять без внимания капризы и истерики малыша.

        Что стоит делать родителям, если у ребенка случилась истерика? Во-первых, не стоит ублажать желание ребенка, вы должны стойко придерживаться своих запретов. Во-вторых, не пытайтесь переключить внимание ребенка, этот способ подходит лишь для совсем маленьких деток. В-третьих, постарайтесь кратко и емко объяснить капризуле, почему его требования не будут выполнены. Если ребенок подойдет к вам за успокоением, не отталкивайте его и постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда малыш придет в норму.

        Трехлетний кризис малыша

        Практически у всех малышей происходят изменения в поведении в возрасте от двух до трех лет — так называемый кризис трех лет. В это время дети становятся капризными, их поведение меняется далеко не в лучшую сторону: истерики, протест, вспышки гнева и агрессии, своеволие, негатив и упрямство – таким своего ребенка вы еще не видели. Все эти проявления кризиса связаны с тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает позиционировать себя как самостоятельную личность, проявляет свою волю.

        Ребенку необходимо давать возможность выбора, для этого родители должны применять своеобразные уловки, например, позволить малышу самостоятельно выбрать посуду из которой он будет есть или из двух кофточек ту, которую он желает надеть на прогулку.

        Истерические припадки, швыряние на пол вещей и игрушек в этот период вполне естественно. Беспокоиться стоит лишь в том случае, если ребенок не может выйти из состояния истерики или они повторяются по несколько раз на дню.

        Постарайтесь всяческими уговорами и объяснениями не допустить того, чтобы у малыша началась истерика, ведь предотвратить ее зачастую легче, нежели остановить. Самое главное, что должны помнить мамы и папы – нельзя допускать того, чтобы в ходе истерики ребенок получил желаемое.

        Бывает ли так, что кризиса у трехлетнего ребенка не случается? Скорее, бывает так, что этот период проходит быстро и не вносит значительных изменений в характер и поведение малыша.

        Ребенок в возрасте 4-5 лет капризничает – как с этим бороться?

        Самым трудным детским возрастным кризисом считается кризисный период, приходящийся на трехлетний возраст. И вот, казалось бы, когда этот период остался позади должно наступить затишье, но вдруг ребенок становится снова беспокойным, капризным требовательным. С чем это связано?

        В психологии кризис 4-5 лет не отмечается специалистами, скорее, наоборот, в это время малыш должен стать более устойчивым к различным ситуациям и раздражителям, в данном возрасте у малыша заканчивается период формирования речи, ребенок может достаточно четко и логично излагать свои мысли. Именно сейчас он испытывает большую потребность в общении со сверстниками.

        Малыши в возрасте 4-5 лет прекрасно фантазируют, проявляют интерес к обучению, любознательность. Так что же может повлиять на психологическое состояние малыша в этом возрасте? Как правило, недостаток общения может спровоцировать кризис у ребенка 4-5 лет.

        Если малыш чувствует себя одиноко, ему не с кем поделиться своими мыслями, эмоциями, предположениями, то эти факторы могут спровоцировать различные кризисные проявления, а именно, капризность, истеричность. Ребенок будет стараться всеми мыслимыми и немыслимыми способами привлечь к себе внимание.

        Кризис в возрасте 4-5 лет редко переживают дети, посещающие дошкольные учреждения, секции и кружки. Поэтому, если вы заметили, что ребенок стал капризным или наоборот слишком замкнутым, то, скорее всего, это повод расширить его круг общения со сверстниками.

        Кризис у ребенка в 7 лет – что же делать?

        Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения. В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок: он пререкается, оговаривается, кривляется. Довольно часто кризис у семилетнего ребенка связан с началом его учебной деятельности.

        Стоит помнить, что детская психика – довольно сложна и малопредсказуема, поэтому этот кризисный период может начаться раньше (в 5-6-летнем возрасте) или позже (8-9лет). Главная причина этого кризиса заключается в том, что малыш переоценивает свои возможности.

        Как же проявляется кризис в 7 лет? Ваш малыш стал быстро уставать, появилась раздражительность, нервозность, необъяснимые вспышки гнева и ярости? Тогда самое время бить тревогу, а точнее, более внимательно относиться к ребенку. В это время ребенок может быть чересчур активным, а может наоборот замкнуться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, а также неуверенность в себе.

        К семи годам игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-другому. Этот процесс скорее связан не с началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает собственную личность. В это время ребенок учиться осознавать свои эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или испытывает радость. Болезненно малыш переживает, если его внутреннее «Я» не соответствует идеальному

        Если прежде вашему крохе было достаточно просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок следит за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично анализирует все происходящее.

        Родителям стоит помнить, что самолюбие ребенка еще очень уязвимо, именно поэтому самооценка может, как завышаться, так и занижаться необоснованно. И первое, и второе ведет к серьезным внутренним переживаниям малыша и может послужить причиной его замкнутости или, наоборот, гиперактивности. Кроме того, сейчас кроха стремится повзрослеть как можно скорее, взрослый мир для него очень притягателен и интересен. В этом возрасте у детей довольно часто появляются кумиры, при этом малыши активно подражают выбранному персонажу, копируя не только его положительные, но и отрицательные поступки и действия.

        Что же делать родителям в это время? Конечно, прежде всего, вам нужно помочь ребенку научиться реально оценивать свои возможности, при этом сохранив его уверенность в себе. Это поможет ему научиться адекватно оценивать свои достижения и не приведет к разочарованию в самом себе. Старайтесь оценивать поступки ребенка не целиком, а по отдельным элементам, учите малыша тому, что если что-то не получилось сейчас, в будущем обязательно все пройдет именно так, как хотелось.

        В заключение хотелось бы сказать, что существует еще один кризис – кризис переходного возраста, который также требует определенной модели поведения от родителей. Помните, что все только в ваших руках, помогите ребенку справится с его переживаниями, поддержите и направьте его. Родительская любовь способна помочь пережить любой, даже самый сложный кризис.

        mama66.ru

        / №6 Кризисы возрастного развития Выготского

        Кризисы возрастного развития

        Возрастные кризисы это некие временные периоды в развитии человека, при которых наблюдаются резкие психические изменения. Они длятся не долго, от нескольких месяцев до года и являются нормальным явлением в личностном развитии человека. Длительность этих кризисов и их проявления зависят от индивидуальных особенностей и тех условий в которых находится человек в тот или иной период времени. Под условиями понимается как семья, так и социальное окружение (на работе, в компании, клубы по интересам. ). Мнения психологов по поводу возрастных кризисов расходятся. Одни считают, что кризис — это результат неправильного воспитания, что развитие должно проходить плавно и гармонично. Другие считают, что кризис — это нормальный процесс перехода на более сложный возрастной этап. Некоторые психологи считают, что человек, не переживший кризис не будет развиваться дальше. Отечественными психологами выделяются стабильные и кризисные периоды развития. Они чередуются между собой и являются закономерным процессом развития ребенка. Проявляются явные сдвиги в развитии, ребенок сильно меняется в поведении (может быть крайне эмоционален), конфликты с взрослыми (не только с близкими). Теряется интерес к занятиям. Это наблюдается не только в школе, но и в кружках. У некоторых детей возникают неосознанные переживания, внутренние конфликты. Теперь рассмотрим кризисы по возрастным параметрам: По Выготскому: — кризис новорожденности Связан с изменением жизненных условий. Ребенок из привычной среды попадает совсем в другие условия. Все девять месяцев он находился в утробе матери. Во-первых это водная среда. Там тепло. Питался и дышал он через пуповину не прилагая никаких усилий. При рождении все резко изменилось. Из водной среды ребенок попадает в воздушную. Дышать и питаться нужно самостоятельно. Идет адаптация к новым условиям. — кризис одного года В этот период у ребенка появляются новые потребности. Это возраст проявления самостоятельности, и различные эмоциональные и аффективные проявления — результат или если хотите ответная реакция ребенка на непонимание взрослых. Как раз в этот период проявляется детская речь. Она достаточно своеобразна, отлична от взрослой, но в то же время она соответствует ситуации и эмоционально окрашена. — кризис трех лет Кризис трех лет предшествует кризису семилетнего возраста и является одним из наиболее сложных жизненных периодов ребенка. Ребенок выделяет свое «Я», отдаляется от взрослых и пытается построить с ними другие «более взрослые» отношения. Известный отечественный психолог Л.С.Выготский выделяет 7 характеристик кризиса трехлетнего возраста. Негативизм. Негативная реакция ребенка на просьбу или требование взрослого. Эта реакция не направлена против самого действия, которое требуется от ребенка. Проявление упрямства. Ребенок настаивает на чем-то не потому что ему этого очень хочется, а потому что он требует чтобы с его мнением считались. Очень четко прослеживаются линия проявления самостоятельности. Ребенок хочет все делать сам. — кризис семи лет Кризис семи лет может проявиться в промежутке приблизительно от 6 до 8 лет. Так как в этом возрасте практически все дети идут в школу, то данный период связан с открытием для себя новой социальной позиции — позиции школьника. В этом возрасте самосознание ребенка меняется, соответственно происходит переоценка ценностей. Одним из проявлений кризиса семи лет является кривляние, натянутость поведения вследствие разграничения внутренней и внешней жизни. Все эти проявления проходят, когда ребенок вступает в следующий возрастной этап. — кризис подросткового возраста (пубертат — 11-15 лет) Этот кризис связан с половым созреванием ребенка. Активизация половых гормонов и гормонов роста свойственна на этом возрастном этапе. Быстрый рост организма, появление вторичных половых признаков. Подростки ориентируются в поведении на образцы мужественности или женственности. Следовательно повышается интерес к своей внешности и формируется некое новое видение себя. Данному возрасту характерны сильные переживания по поводу своей неидеальной внешности. Одно из важнейших новообразований — ощущение взрослости. В подростковом возрасте возникает сильное желание — быть или хотя-бы казаться взрослым и самостоятельным. Подростки не делятся с родителями какой-либо информацией о личной жизни, часто возникают ссоры и конфликты со взрослыми. Главный круг общения в данный период — это сверстники. Интимно-личностное общение занимает главное место в жизни подростка. Также данному возрасту свойственно объединяться в неформальные группы. По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет направленность дальнейшего развития личности. Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком или нет. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, недоверие к нему. Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом. Третий кризис соответствует «второму детству». В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины. Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей. Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, который он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в эмоциональной, социальной и профессиональной сферах. Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе. Седьмой кризис наступает примерно в 40 лет. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений. Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

        studfiles.net

        Кризисы детского развития: как пережить и что делать?

        Психическое развитие дошкольника происходит неравномерно, скачкообразно. Между скачками в детской психике возникает момент, который называется кризис. В чем он проявляется?

        Хотя в нашем постсоветском пространстве слово «кризис» окрашено в негативные тона, кризис психического развития не должен ассоциироваться с чем-то тотально плохим. В данной ситуации он носит абсолютно другой характер – это не кризис болезни, после которой идет выздоровление, этот кризис носит свой первоначальный смысл – перестройка, глобальное качественное изменение.

        Что характеризует поведение ребенка в предкритическое время или в само критическое? Ребенок начинает вести себя непрогнозируемо с точки зрения родителей: был более-менее спокойный, послушный, управляемый, было понятно, как справляться с его особенностями, как с ним договариваться, как его поощрять. И в какой-то момент резко (люди могут подумать, что с ребенком произошла психическая травма), в одночасье все способы воспитания или их большая часть перестают работать: поощрение и наказание не действуют; то, на что ребенок раньше реагировал, не работает. Поведение сменилось на непонятное. Именно это делает ситуацию довольно тяжелой.

        Примета кризиса – прекращение воздействия проверенных воспитательных мер. Вторая примета – увеличение скандалов, ссор, эмоциональных вспышек, если ребенок экстраверт, или усиление погруженных, сложных состояний, если ребенок интроверт. В основном дети-дошкольники ведут себя как экстраверты.

        Какие существуют кризисы детского психического развития

        – Первый кризис активно выделяют только у нас в России, его не выделяют в зарубежной психологии. Это кризис года, вернее, того времени, когда ребенок начал ходить и это на него очень сильно повлияло – он перестал быть младенцем, перестал быть послушным.

        – Следующий кризис раньше называли кризисом трех лет или «Я сам». Теперь кризиса трех лет не существует. За последние пятьдесят лет он помолодел на год. Кризис «Я сам» – это теперь кризис 2 – 2,5 лет, когда дети начинают говорить, незрело отвергать помощь взрослых, не понимая, зачем она нужна.

        Чем старше ребенок, тем более “плавающий” момент наступления кризиса.

        – В 5,5 лет наступает один из микрокризисов развития, связанный с дозреванием основных структур коры головного мозга, которые контролирует эмоции. Это кризис перехода в старший дошкольный возраст.

        С этого момента от ребенка можно требовать большего контроля за своим эмоциональным поведением. В этом возрасте начинаются процессы с осознанием пола, выстраиванием сценария вперед, происходит скачковое усложнение внутреннего мира, возникает максимальное количество страхов. Ребенок делает серьезные обобщения о мире, жизни, сильно расширяется поле действия его фантазий.

        – Следующий кризис – 7 лет. Это кризис социального происхождения, это период начала обучения в школе. Если ребенок пошел в школу в 6 лет, то у него будет кризис в 6 лет. Это тот момент, когда ребенок перестает ориентироваться только на нормы семьи. Суть семилетнего кризиса – перестройка доминирующего авторитета, появление авторитета школьного учителя и связанной с этим социальной позиции.

        – Следующий кризис – подростковый. Раньше было принято считать, что в подростковом возрасте все приключения заканчиваются, но, на самом деле, они только начинаются, потому что кризис сопровождает человека до самой старости. Самая интересная ситуация случается, когда в семье совпадает два и больше кризиса. Например, когда один ребенок в кризисе трех лет, другой – в подростковом кризисе, а папа – в кризисе средних лет. И у бабушки возрастная депрессия, связанная с кризисом старения.

        Если у ребенка критический период длится от шести недель до трех месяцев, то у взрослых это могут быть месяцы и годы, хотя проявления кризиса у ребенка гораздо более яркие. Вы можете несколько месяцев только догадываться, что ваш спутник жизни находится в кризисной ситуации, а у ребенка вы увидите сразу на следующий день, что в нем что-то поменялось.

        Что делать в период кризиса?

        Не все можно разрешить ребенку в кризисный период. Нужно разрешить то, что нельзя запретить.

        Как всякое сложное поведение, родители кризисные проявления ребенка часто пытаются просто подавить, сделать так, чтобы ребенок по-прежнему слушался, не кричал, был подчиняем.

        Можно подавить проявления, но это то же самое, что давать сосудосуживающие препараты, когда у ребенка насморк. Когда ребенок попал в кризис, у него задача перестроить свои отношения с родителями и выйти на некоторую новую орбиту самостоятельности. Если мы просто подавляем эти негативные поведенческие проявления танковыми войсками (а у родителей обычно есть силы, чтобы подавить поведение ребенка) мы не даем ребенку решить эту задачу – обретение самостоятельности.

        Ребенку не надо предоставлять всю самостоятельность, которую он просит, но нужно договориться с ним о том, в каких областях самостоятельность ему будет предоставлена больше, а в каких он не может ее проявлять. Не удовлетворять все требования, а договориться. Понять, что с ним происходит, что он хочет.

        В полтора года все дети обычно хотят наливать себе в чашку сок из пакета. А мы прекрасно знаем, чем заканчивается наливание сока в чашку… Ребенок не знает, его задача приобрести этот опыт. Для нас этот опыт может быть травматичным: может быть, это последний сок, или мы не выносим грязи на кухне, или нам в детстве не разрешали никогда ничего наливать, эта модель на нас влияет, и нам сложно разрешить такое поведение. Но пока ребенок не приобретет такого вида опыт, он не отступит.

        Поведение ребенка в кризисе отличается очень большой настойчивостью и настырностью, он будет бесконечно требовать удовлетворить эти свои требования. Не все можно разрешить, но разрешить все возможное для того, чтоб ребенок приобрел опыт, нужно. Это одна из базовых рекомендаций для поведения с ребенком в кризисе.

        Незыблемыми остаются требования режима. Это то, что дети не решают никогда. Ответственность за режим мы передаем только подростку в 14-15 лет, а не в 12. И никогда ребенок не решает, как вести себя родителям.

        Есть российская проблема – папы-трудоголики с ненормированным рабочим днем. Режим ребенка смещен, а дети, которые ходят на занятия, очень страдают, потому что либо не лягут вовремя спать, но увидят папу, либо лягут, но папу не увидят.

        Нужно разрешить то, что нельзя запретить. Но разрешать не каждый раз, когда вас упрашивают. Как в «Маленьком принце», когда король издал законы: «Повелеваю тебе чихать. Повелеваю не чихать». Иногда приходится что-то узаконить, какое-нибудь требование ребенка, нужно издать соответствующий закон, договорившись с папой, чтобы решающая воля исходила от родителей. Может быть, требование ребенка справедливо.

        Часто несколько минут общения с папой являются очень большой ценностью. Но сначала должен быть заключен договор между взрослыми, потом спущен к детям и объяснены обязательства по договору: если ты дожидаешься папу, то ты потом не скандалишь, когда тебя поднимают с утра. Общение с папой, особенно для мальчиков в определенный период времени, является сверхценностью. Но режим сдвигает не ребенок.

        Есть одна важная составляющая режима дошкольника – дневной сон. Считается, что до 4-4, 5 лет сон необходим. После 5-5,5 лет многим детям уже спать не нужно. Если они спят, то потом не засыпают вечером. Общее правило – сохранять сон дневной нужно насколько возможно дольше. Но семья – это государство со своими законами. Есть небольшое количество семей, где дети не спят днем, и это нормально для них, но таких семей только 0,1 процента. В основном всем лучше бы спать. Дети, которые не спят, все равно нуждаются в дневном отдыхе, передышке – как дошкольники, так и некоторые первоклассники и второклассники. Нужна пауза, перебивка темпа и количества впечатлений.

        И еще: родители обязаны следить за безопасностью ребенка. Техника безопасности должна быть развернута максимально в каждом случае. Есть у ребенка появилось желание положить котлету на раскаленную сковородку, надо прежде объяснить, что такое “горячо”: «Попробуй пальцем чашку, а там гораздо горячее. Когда горячо, это больно».

        Когда ребенок экспериментирует с неодушевленными предметами, тут только одна сторона может пострадать – сам ребенок (мы сейчас не говорим о материальном ущербе). Сложнее ситуация, когда кто-то еще может пострадать. Такую ситуацию нужно лучше страховать. От экспериментов вашего ребенка живая природа не должна страдать. Все эксперименты для того и нужны, чтобы детям научиться просчитывать последствия. Родители за них должны знать последствия и должны хорошо уметь детей подстраховать. Потому что многие эксперименты с природой связаны потом с большим чувством вины. Нужно предупреждать заранее доступными способами, чтобы ребенок вас понял.

        Раздраженный воспитатель не воспитывает, раздражает

        Объяснение должно быть доступным – по возрасту, спокойным и сказанным в такое время, когда ребенок слышит.

        Ребенок раздраженную речь слышит “не тем местом”. Ребенок слышит только тон. Первым делом он считывает информацию, что мама сейчас злая. Бывает, что интонация полностью блокирует содержание. Бывает, что блокирует не на 100 процентов. Слышит что-то, но не то, что вы хотите сказать. Очень много сил он тратит на то, чтобы справится с эмоциональной окраской этой речи.

        Иногда нужны жесткие меры (например, если машинку в голову брату кинул), надо говорить, если ты еще раз это кинешь, то она уйдет на шкаф. Можно забрать игрушку. Можно разработать семейное правило, как поступать, если ребенок ведет себя таким образом.

        Если вы просто будете объяснять, то не значит, что объяснение сработает именно сейчас. Может, сработает пятое объяснение, может, сто двадцать пятое, может, ваш сын или дочка просто перерастут желание бросать.

        Если объяснение в спокойной обстановке не приносит результата, нужно подумать, почему не работает такой правильный метод. К примеру, бросание и игра с палкой – одна из базовых потребностей мальчиков. Тогда ему нужно дать игрушки, которые можно швырять. Может быть, он не может словами выражать какие-то эмоции, поэтому швыряется. Его нужно пытаться научить объясняться словами, а не бросками. В любом случае, нужно разработать правила, которые обезопасят остальных от швыряния.

        Раздраженный тон будет действовать в каком-то случае, но действовать будет именно раздражение, а не то, что вы хотите сказать. Если вы шлепаете ребенка и сильно на него кричите, то объяснения работать не будут. Потому что действует самая сильная эмоциональная мера.

        Почему у родителей, которые кричат и бьют детей, дети хуже слышат? Потому что пока родитель не ударит и не закричит, он не отреагирует. Работает только самая сильная мера из используемых.

        Критический период сложно преодолевается с нянями и бабушками. Родители, если не усталые, не истощенные, они готовы предоставлять ребенку большую самостоятельность, если они сообразили в чем дело, чего ребенок добивается, а няни и бабушки очень боятся ее предоставить. Няням и бабушкам нужно дать разрешение на взросление и подтолкнуть к этому. Если это няня, нужны должностные инструкции.

        В кризисный период перестают работать воспитательные меры, которые работали прежде. Идея не в том, чтобы усиливать их, а в том, чтобы попытаться понять, что ребенок хочет, требует. Не с тем, чтобы целиком согласится на требования, а с тем, чтобы издать указ, который узаконил бы часть этих требований, увеличив дозу самостоятельности ребенка.

        Внутренний смысл кризиса ребенка – повзрослеть. Взросление происходит не мягким, а резким способом. Взросление связано с самостоятельностью. Изначально мы вынашиваем малыша внутри живота, потом мы рожаем. Дальше ребенок начинает ползать, ходить, говорить. Он все больше делается от нас независимым. Давайте встречать это как данность и… с радостью!

        www.pravmir.ru

        Детские кризисы: 6 этапов взросления

        Кризисы сопровождают человека с самого рождения, в детстве они происходят чаще, чем во взрослом возрасте

        Слово «кризис» в переводе с греческого означает «решение» или «поворотный пункт». Ученые считают, что кризис – это особенный период в жизни человека, он сопровождается серьезными психологическими изменениями.

        Внешне кризис сможет выглядеть как что-то разрушающее привычное течение дел, но без него невозможен рост. Именно благодаря кризисам, человек способен подняться на новый уровень понимания, осознания и ответственности.

        Кризисы сопровождают человека с самого рождения, в детстве они происходят чаще, чем во взрослом возрасте. Принято считать, что каждый ребенок должен пройти шесть кризисов развития прежде, чем он станет взрослым: кризис новорожденного, кризис 1 года, 3 лет, 6-7 лет, 10-12 лет, 13-16 лет.

        “Интересно, что этапы взросления раньше были совершенно другими, например, 100— 200 лет назад 14-летние подростки уже создавали семьи, брали на себя ответственность за новое поколение. Сейчас мы становимся взрослыми примерно к окончанию вуза.”

        Давайте узнаем вместе, какие кризисы бывают у детей, чем эти периоды охарактеризованы, для чего они нужны, и как необходимо вести себя родителям с наступлением того или иного кризиса.

        6 основных детских кризисов

        Кризис новорожденного. Это самый первый кризис в жизни ребенка, он же и самый короткий. Этот кризис необходим ребенку для того, чтобы адаптироваться к шумному миру после уютного маминого животика.

        В процессе этого кризиса у ребенка формируются эмоции, первые реакции на окружающий мир. Этот кризис проходит достаточно спокойно и заканчивается к трехмесячному возрасту.

        1 год. Это второй кризис в жизни ребенка, он может наступить в 9 месяцев или в 1,5 года. Он связан с тем, что к этому возрасту у ребенка изменяется физиология, если раньше он полностью зависел от мамы, то теперь он становится самостоятельным, он умеет ходить, может сам что-то делать.

        Этот кризис необходим ребенку для осознания трех важных моментов: «я есть», «я могу существовать отдельно от других», «я хочу». К концу кризиса должен произойти разрыв «психологической плаценты» между мамой и ребенком, малыш должен научиться осознавать себя отдельной личностью.

        В этот период родителям важно не навязывать ребенку свое мнение, а разрешать пробовать выбирать самому, делать что-то самому. Это очень важно для будущего вашего малыша, ведь если он сейчас не научится полагаться на себя, на свои знания и умения, это может не произойти никогда, и ваш ребенок так и останется слабовольным, нерешительным и беспомощным.

        3 года. Этот кризис может начаться в 2,5 или даже в 3,5 года. В этот период ребенок хочет все делать сам, у него просыпается неимоверная жажда исследования. Совет родителям – не стоит запрещать ребенку познавать мир, не говорите ему «нет», не ругайте его за проявления эмоций, лучше подскажите ему, как сделать то, что он хочет, безопасным способом, проявить эмоции так, чтобы никого не обидеть.

        В этот период решающее значение приобретает потребность в общении с другими детьми, постарайтесь обеспечить ребенку это общение, отдайте его в детский чад или в школу развития.

        6—7 лет. Этот кризис связан со школой, его еще называют кризисом первоклассника. Он обусловлен тем, что теперь ребенок получает дополнительную свободу и дополнительные обязанности.

        Кризис у всех первоклассников проявляется практически одновременно, в первый же месяц учебы. Это связано с тем, что в первые месяцы обучения ребенку нужно научиться сдерживать свои эмоции и порывы, а также подчиняться школьным правилам.

        Ограничения, которые привносит в жизнь ребенка школа, могут привести к тому, что малыш станет плаксивым, раздражительным, тревожным, агрессивным.

        В это время родителям советуют поддерживать ребенка, стараться дать ему свободу там, где это возможно, пусть дома ребенок будет активным, пусть бегает и скачет, раз в школе этого делать нельзя.

        10— 12 лет. Этот кризис обычно проходит достаточно спокойно. В период кризиса ребенок пытается найти золотую середину между собственным мнением и мнением коллектива. Сейчас он учится выражать свою мысль, определяется в своем взгляде на тот или иной вопрос.

        Важно, чтобы родители в этот период интересовались тем, что считает ребенок, о чем он думает, чтобы они уважали его мнение, считались с ним. Стоит помнить, что если сейчас ребенок не утвердится в своем взгляде на жизнь, то в дальнейшем сделать это будет проблематично.

        13—16 лет. Этот кризис называют подростковым. Его интенсивность и успешность зависит от того, как прошли все предыдущие кризисы, насколько ребенок сформировал свое мнение, умение общаться с людьми, насколько он умеет принимать решения, отстаивать свою мысль.

        Этот период ознаменован тем, что подросток хочет свободы, он мечтает избавиться от гиперопеки, если таковая имеется.

        Совет родителям – дайте ребенку свободу, но с некоторыми оговорками, объясните ему, почему нельзя гулять до 4 утра, почему та или иная поездка может быть опасной, растолкуйте ребенку, где находится граница дозволенного, объясните, что вы не хотите ему ничего запрещать, просто вы хотите, чтобы он был жив и здоров.

        www.vospitaj.com

        Смотрите так же:

        • Чем поить 6 месячного ребенка Меню 8-месячного ребёнка. Что и как вводить? Меню 8-месячного ребёнка уже должно быть вполне разнообразным. Рацион малыша, находящегося на искусственном вскармливании, значительно отличается от «грудничкового», так как у первых прикорм вводится на 1 месяц раньше: вместо положенных 6 месяцев - в 5. В этом возрасте ребёнок уже […]
        • Можно ли коровье молоко детям в год Когда можно (и можно ли) давать коровье молоко грудному ребенку Природа распорядилась так, что первой пищей для новорожденного малыша служит грудное материнское молоко. В нем есть все, что требует на начальном этапе организм для развития маленького человечка: жизненно важные нутриенты, строительный материал, энергия и защита. Но в жизни […]
        • Лечение ротавируса у детей Грамотное лечение ротавируса у ребенка 2-3 лет и у годовалого: чем лечить, чтобы не навредить Ротавирусная инфекция – заболевание, с которым наиболее часто сталкиваются дети в возрасте от 0,5 года до 5 лет. Новорождённых этот недуг не беспокоит, поскольку у них в организме ещё присутствуют антитела от матери. После 3 лет в организме […]
        • Развитие руки детей 6 7 лет упражнения Упражнения детей 6 7 лет распечатать Графические упражнения. для подготовки руки вашего ребёнка 5 или 6 лет к письменным занятиям. Рисование ручкой по крупным клеточкам один из активнейших способов приобретения навыка ориентации на листе бумаги. Фигуры и узоры данных прописей содержат все необходимые линии и наклоны, с которыми ваш […]
        • Критические и сенситивные периоды развития детей Критические и сенситивные периоды развития Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность (греч.: rein терос — другой, хронос — время), т.е. неравномерность и разновременность роста и развития. В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формирования отдельных функций и […]
        • Сколько должен есть в день 5 месячный ребенок Сколько смеси или молока должен есть ребенок в 3 месяца: размеры порций при искусственном и грудном вскармливании Трехмесячный кроха уже вырос и набрал в весе по сравнению с показателями в свой день рождения. Ему предстоит еще длинный путь взросления. Как помочь крохе в этом? Нужно дать ему сил и достаточное количество еды, однако какой […]
        • Температура у месячного ребенка как сбить Как сбить температуру 9 месячному ребенку Температура у 9ти месячного ребёнка Здравствуйте. Ни в коем случае не обтирать ни водкой, ни уксусом, своими действиями вы можете отравить ребенка, т. к. дети через кожу все впитывают. Обтирать только теплой водой, на 1 градус ниже температуры тела малыша. Сейчас вызовите скорую помощь, т. к. […]
        • Проект по социально коммуникативному развитию детей дошкольного возраста Главная Детский сад Проект по социально коммуникативному развитию дошкольников Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры» Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к […]