4. Взаимосвязь воспитания и развития человека в различные возрастные периоды

Поскольку педагогика — наука о воспитании, а воспитание осуществляется в значительной мере ради развития, следует подробнее рассмотреть взаимосвязь воспитания и развития, соотношение между ними в различные возрастные периоды.

Мы пришли к выводу, что развитие личности зависит от наследственности, среды, воспитания и собственной преобразующей деятельности человека. Но развитие не одномоментный акт, оно продолжается всю жизнь и особенно интенсивно — в первые годы жизни. Естественно, что в неодинаковые по интенсивности периоды развития действие различных факторов неодинаково. Профессиональных педагогов и родителей интересует, прежде всего, как влияют эти факторы на развитие детей дошкольного и школьного возраста. Причем не все факторы интересуют нас одинаково: наследственность и среда не зависят от воли и мастерства педагогов. Воспитание — та сфера, где влияние педагогов и родителей наиболее действенно. И собственная деятельность воспитуемого не есть нечто совершенно изолированное от вос-

питательных влияний, и, вероятно, чем меньше возраст, тем более обусловлена она воздействиями педагогов (прямо или косвенно).

В общем плане эта проблема была глубоко изучена двумя известными психологами: Ж.Пиаже и Л.С.Выготским. В результате они пришли к противоположным выводам. Ранний Ж.Пиаже утверждал, что развитие идет впереди воспитания. Уровень развития определяет те формы и содержание воспитания, которые необходимы для развертывания, развития природных задатков ребенка. Таким образом, главное в воспитании — создание условий для саморазвития на основе учета имеющегося уровня развития. Воспитание не создает новых качеств, оно является условием их проявления.

Л.С.Выготский рассматривал эту проблему с иных позиций. Он считал, что, рассматривая развитие как историю развития (дословно по Выготскому — поведение как историю поведения), следует, конечно, опираться на имеющийся уровень развития. Но не следует его культивировать. Его нужно преодолевать, и поднимать ребенка на новый, более высокий уровень развития’. Если память ребенка еще конкретна, а его интересы эмоциональны, то это требует организации занятий, насыщенных эмоционально и представленных в конкретно-образной форме. Но это не значит, что не нужно развивать абстрактных форм мышления и конкретизировать, материализовать его интересы. Определение уровня реального (актуального) развития ребенка должно стать основой для нахождения зоны его ближайшего развития. Под этим понятием следует иметь в виду все то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством взрослых. Выяснив возможности ребенка, можно определить область созревающих интеллектуальных функций, т.е. уровень его ближайшего развития. Он и переместится в ближайшее время на уровень реального умственного развития ребенка2.

Выготский особо подчеркивает в связи с этим, что действия детей, выполняемые ими под руководством учителя, в том числе действия по образцу, не являются нейтральными по отношению к уму ребенка, развитию мышления. Путь к самостоятельному решению лежит через действия в сотрудничестве и по образцу. Этим позиция Выготского отличается от распространенного мнения, что репродуктивные действия не способствуют развитию мышления.

Таким образом, мы имеем две теории о соотношении воспитания и развития: сторонники первой утверждают, что воспитание

1 Выготский Л. С. Собрание сочинений: В б т. — М., 1983. — Т. 3. — С. 295. 2 Там же. -Т. 4. -С. 264.

Анализируя роль воспитания в развитии человека, часто упускают весьма важное обстоятельство, характеризующее исключительную по своей значимости сторону взаимосвязи наследственности и воспитания. Указание на эту сторону (которую есть основания выделить в качестве отдельного фактора формирования личности) мы находим в педагогическом наследии П.Ф.Каптерева: «Дан известный организм, дана известная среда. При этих данных сейчас же начнется процесс саморазвития, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием — действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, свершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны. Иным путем, помимо самодеятельности, человек и развиваться не может: такова его природа»1.

Конечно, всякому процессу, в том числе и творческому, в жизни встречается немало препятствий, отклоняющих, задерживающих или ускоряющих его движение. Педагог же «. должен предупреждать все. уклонения и возможные недочеты в процессе саморазвития»2.

Этим отнюдь не принижается роль воспитания — целенаправленного формирования, личностных качеств: «Педагог только тогда мог бы ограничиться ролью служителя процесса саморазвития, когда человеческий организм не имел бы никаких недочетов и дисгармонии в своем строении, когда человек и по духу и по телу был бы совершенен, без недостатков. »3. Поэтому воспитание и призвано способствовать усовершенствованию человека, личности, а не только саморазвитию. Усовершенствование же имеет три направления: 1) устранение препятствий; 2) прямое положительное содействие правильному развитию наличных способностей; 3) искоренение недостатков и насаждение ценных свойств.

Очевидно, развитие и усовершенствование сливаются в один поток; усовершенствование предполагает развитие ценных свойств и

1 Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М., 1982. — С. 163.

Таким образом . педагог вынужден взять на себя другую, труднейшую задачу — усовершенствования личности, должен стремиться сделать ее лучше, краше, гармоничнее»1.

Раскрывая в художественной форме жизненные ситуации, эту идею выразил писатель В.Г.Короленко: «Разнообразие человеческой личности раскрывается навстречу разнообразию среды: без этого она застаивается и тускнеет» («Марусина заимка»). Однако упражнения, необходимые для развития, необходимостью в них и вызываются: «Глупая заботливость, устраняющая . необходимость усилий, убивает. все шансы на более полную жизнь» («Слепой музыкант»).

Современная наука рассматривает несколько возрастных периодов в развитии ребенка, школьника. По продолжительности эти периоды неодинаковы, так как их выделение проведено по признаку основного, ведущего вида деятельности, которой занимается ребенок. Учитываются и новообразования, характерные для воспитанника в этом возрасте по сравнению с предыдущим.

Самый короткий период — период непосредственно-эмоционального общения. Он продолжается от рождения до 1 года. Считается, что в этот период ребенок еще не выполняет вполне осознанных действий. Второй период продолжается два года (от 1 до 3 лет) и называется периодом предметно-манипулятивной деятельности. В этот период ребенок осваивает мир его ближайшего окружения путем манипулятивных действий с предметами. Центральное новообразование этого периода — чувство Я, осознание своей «отделенности» от других людей.

Третий период — от 3 до 6 лет, период игровой деятельности. Конечно, дети играют и раньше, но в возрасте от 3 до 6 лет игровые действия выполняются на новом уровне: игра становится средством познания и освоения действительности. В игре развивается воображение как психологическая основа творчества, возникают обобщенные переживания и осмысленная ориентация в них. На этой основе формируются отношения к предметам и явлениям. Центральным новообразованием этого возраста, вероятно, следует назвать способность предвидеть и понимать последствия своих действий и осознанно выполнять их, зная последствия. С.Л.Рубинштейн утверждал, что в этом возрасте не игра является ведущим видом деятельности, а развитие поступка, регулируемо-

1 Там же.-С. 167-168.

Четвертый период — от 6 до 10 лет, период учебной деятельности. В это время дети учатся в школе, и основным видом их деятельности является учение. Естественно, они не забыли игру и очень любят играть. В игре они продолжают проводить значительную часть времени и осваивать в ней окружающий их мир предметов, явлений, чувств. Но все же основную часть времени и главный свой труд они отдают учению. Центральным новообразованием этого периода является осознание и переживание себя в качестве существа социального.

Пятый период называется периодом общественно полезной деятельности. Он продолжается от 10 до 15 лет. В этом возрасте дети выполняют разнообразные виды деятельности, среди которых основным остается учение. Наряду с этим школьники этого возраста действуют в трудовой, общественно-организационной, спортивной, художественной и других видах деятельности. Но следует отметить, что любая из них осознается и выполняется подростком именно как общественно полезная. Д.Б.Эльконин утверждал, что в этом возрасте ведущим видом деятельности является общение со сверстниками. Центральным новообразованием этого возраста, называемого трудным, переходным, является чувство взрослости, осознанное стремление к самостоятельности и самоутверждению.

Шестой период — от 15 до 17-18 лет, период учебно-профессиональной деятельности. Это период ранней юности, когда учебная, трудовая и другие виды деятельности, выполняемые учащимися, осознаются ими как предпосылка будущей профессиональной деятельности на фоне осознания своей жизненной перспективы. Центральным новообразованием этого периода, вероятно, следует назвать активно формирующееся мировоззрение как систему взглядов на окружающую действительность и свое место в обществе.

Такую характеристику периодов развития человека в детском, подростковом и раннем юношеском возрасте дают психологи. Ее знание для педагогов крайне важно: создавать условия, обеспечивающие выполнение ведущей деятельности, можно, лишь зная эту деятельность. Создавать условия, необходимые для формирования и проявления соответствующего возрастному периоду новообразования личности, можно, лишь хорошо зная особенности того или иного периода.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1948. -С. 595.

Первый период объединяет все дошкольное детство. В этот период развитие ребенка фактически полностью определяется внешними воспитательными воздействиями. Направление внутренних, присущих ребенку побудительных стремлений определяется характером и направленностью воспитательных влияний среды, воспитателей и особенностями наследственно-генетической структуры организма (последние тоже можно отнести к внешним факторам по отношению к формирующейся личности: ребенок их не выбирает, повлиять на них не в состоянии). Деятельность детей в этом возрасте организуется взрослыми, возможности детей здесь еще настолько незначительны, что в практическом плане можно допустить утверждение о почти полной зависимости ребенка от внешних факторов.

Младший школьный возраст, продолжающийся в первые 4 года школьного обучения (от 6-7 до 9-10 лет), характеризуется равновесием, равнозначностью внешних влияний на развитие ребенка и внутренних побудительных стимулов. Связано это с появлением в жизни ребенка одного главного вида деятельности, осознаваемого им как общественно значимого. И себя ребенок в этом возрасте осознает в качестве члена общества с обязанностями, ответственностью, выходящими за рамки исключительной подчиненности взрослым ближайшего окружения.

Средний школьный возраст или подростковый (V-IX классы, от 10-11 до 15-16 лет), включающий и первые годы ранней юности, характерен преобладанием влияния внутренних стимулов развития над внешними. Это период интенсивного физиологического развития, формирования абстрактных форм мышления, включения воспитанника в систему общественно-трудовых отношений (пусть даже и воображаемых для определенной части подростков). На общем фоне стремления к независимости, самоутверждению, взрослости все это определяет преобладание собственного Я подростка в развитии его личности. Это, конечно, не означает невозможности влияния воспитателей на развитие подростков. Воспитатели не только могут, но и должны влиять на подростков. Важно только знать, что существенно измениться должен характер воспитательных влияний. Именно здесь в этот период воспитатель ставит целью предоставление материала, создание условий, необходимых для предъявления развивающейся индивидуальности, не прямое воздействие на эмоцио-

Старший школьный возраст (X-XI классы, от 16-17 до 17-18 лет) характеризуется осознанным учетом воспитанником роли внешних условий и его собственных усилий в формировании качеств личности. В этом возрасте формируется определенная жизненная позиция, то, что мы называем мировоззрением, системой взглядов на мир и свое место в нем. Таким образом, воспитательные влияния в этом возрасте еще в большей мере, чем в подростковом, должны быть рассчитаны на создание условий для развития индивидуальности, проявления возможностей воспитанника. Недостаток у старшеклассников жизненного опыта и знаний о жизни ведет нередко к выработке односторонних суждений, максималистских оценок явлений действительности. Запаздывание включения в реальные жизненные отношения фактически задерживает их в подростковой группе.

Следует помнить, что это разделение на периоды (как и любое другое) весьма условно. Возраст календарный или школьный, а также определенного вида деятельности и уровня осознания самого себя наступает у разных детей в разное время. Это связано с половой принадлежностью (мальчики, девочки), с условиями культурно-познавательного развития. Наконец, здоровье ребенка тоже оказывает существенное влияние на продвижение от одного периода к другому.

Ясно и другое: границы периодов тоже весьма условны. Даже столь резкое на первый взгляд разделение периодов, как по классам школьного обучения (начальные, средние, старшие), не имеет строгих, четких границ: один ребенок пришел в I класс в шестилетнем возрасте, а другой — когда ему исполнилось 7 лет, да еще потом остался в IV классе на второй год; IX класс он закончит в 17 лет, когда некоторые его сверстники получат полное одиннадцатилетнее среднее образование. В последние десятилетия наблюдается явление, которое получило название акселерации, проявляющейся в том, что дети по сравнению со своими родителями, например, быстрее достигают определенного веса, роста, вступают в период физиологического созревания. Обусловлено это многими причинами, действующими в совокупности: социально-экономическими условиями, распространением гетеролокальных браков, ростом концентрации активных реагентов в воздухе, воде, пище и др. Проявление ускорения в развитии требует от педагогов учета этого явления, внесения корректив в воспитание детей того или иного возраста.

www.p-lib.ru

Портал «Изба-Читальня» — Ваш успех в учебе и работе!

В процессе развития закономерно изменяются качества и характеристики личности, в соответствии с которыми необходимо систематически обновлять содержание, методы, средства и формы воспитания. Изменения, совершенствование внутреннего мира личности может длиться всю жизнь; это непрерывный процесс, в котором можно выделить определенные стадии и закономерности. Теория психического развития личности получила название онтогенеза. В теории онтогенеза установлено, что факторами психического развития являются предметная деятельность и общение; в совместной деятельности со взрослым (воспитателем), в сотрудничестве учащийся осваивает знаковые и символические структуры (высказывания) и средства; в результате формируются его сознание и личность. Индивид становится личностью, когда у него образуется относительно устойчивая система высших психических функций, связанных с использованием в жизни общепринятых норм и духовных ценностей.

В то же время психика человека — продукт культурно-исторического развития всего человечества. Развитие психики как явления в эволюции органического мира является предметом филогенеза. В филогенезе различают следующие стадии (по А.Н. Леонтьеву): сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание. Эти же стадии наблюдаются в общем и сокращенном виде и в онтогенетическом развитии ребенка.

Непрерывное психическое развитие ребенка можно Делить на стадии по различным основаниям. В педагогических концепциях изложено различное количество стадий. Удобным для практического пользования является выделение следующих стадий: раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возраст, Юность. Этим стадиям соответствуют свои образователь-

ные учреждения: детский сад, школа, университет и др. Они вьщелены по критерию биологического (по паспорту) возраста. Однако, уровень развития ребенка определяется, как известно, не паспортным, а умственным возрастом. Так, развитие ребенка младшего школьного возраста может соответствовать дошкольному уровню (в случае отставания), либо уровню подростка (в случае акселерации -опережающего развития). Воспитание эффективно тогда, когда оно соответствует уровню умственного развития.

Этому требованию соответствует классификация, в основе которой лежит критерий вида наиболее интенсивно развивающейся психической функции. Соответственно выделяются три стадии развития личности.

1. От рождения до 2—3 лет — стадия развития природных психических функций. 2. От 2—3 лет до 12—14 лет -стадия развития простейших культурных психических функций. 3. От 12—14 лет до старости — стадия развития высших культурных психических функций. Основоположником данной классификации является Л. С. Выготский -автор культурно-исторической теории развития психики.

Между стадиями нет четких временных границ. Одна стадия плавно переходит в другую. Каждая более сложная функция появляется не сразу, а имеет некоторый подготовительный период развития в предшествующей стадии и свою базу — одну или несколько более элементарных функций.

Первая стадия (0—2 года) начинается со дня рождения ребенка, хотя существует и другое мнение о том, что развитие природных психических функций начинается еще до рождения, когда у плода появляется мозг. Интенсивно развиваются: сенсорные функции (зрение, слух и др.), моторика (координация движений рук, ног, головы, туловища), эмоции (улыбка, удовольствие, удивление, ожидание, радость, любопытство, переживания, интерес, желания и т.д.), воля, сексомоторный интеллект. Мышление малыша конкретное, чувственно-двигательное, предметно-отнесенное, выражается в практическом анализе и синтезе связей между предметами, непосредственно воспринимаемыми в

обозреваемой ситуации. Появляются простейшие способы общения звуками и жестами. Ребенок осваивает первые слова-предложения, но речь еще не связана с мышлением, нет знаковой деятельности. Основные факторы развития — мать и другие взрослые, общение с ними, игрушки и другие предметы, включенные в деятельность младенца. При отсутствии этих факторов психическое развитие прекращается и ребенок на всю жизнь остается умственно отсталым дебилом. При систематическом действии этих факторов ребенок постепенно переходит на следующую стадию развития.

Во второй стадии (2—13 лет) на базе природных психических функций, которые продолжают совершенствоваться, появляются и развиваются простейшие, основные культурные психические функции: речь, прямая походка, умения читать, считать, писать, пользоваться различными культурными средствами (столовыми приборами, орудиями ручного труда и др.), обогащаются эмоции (уверенность, надежда, стыд, застенчивость, агрессия, враждебность и др.), воля; на основе сенсомоторного интеллекта образуются конкретные операции и дооператорный интеллект; мышление становится речевым, а речь — осмысленной. На этой стадии ведущими являются эмоции, а интеллект их обслуживает, поэтому учащийся вначале руководствуется чувствами, а потом разумом. Чтобы учебно-воспитательный процесс был эффективным, учитель должен нравиться детям. При неблагоприятных условиях жизни учащийся может остаться на этой стадии на всю жизнь. Благоприятные условия развития — хорошая культурная среда, заботливые воспитатели, организация коллективной, совместной и самостоятельной деятельности, разнообразие средств, интеллектуальное общение и др. — обуславливают переход учащихся на следующую стадию развития.

На третьей стадии (12—20 лет) учащиеся приступают к изучению научных понятий, теорий, абстрактно-символьных моделей действительности. Наиболее интенсивно развивается интеллект, формально-логическое мышление, которое становится ведущим, опережая развитие эмоций. Психические функции приобретают знаковое, вербальное выражение; основными стимулами и орудиями становятся знаки, реакции обусловлены логикой отношений между знаками; жизнь среди знаков и значений регулируется высшими психическими функциями. Появляются сознание, сознательная воля, другие произвольные процессы (память,

восприятия и т.д.), высшие эмоции (совесть, долг, патриотизм, чувство свободы, чувство юмора, альтруизм и др.). Воспитание постепенно уступает свое место самовоспитанию. Появляются такие новообразования, как антиципация (умение предвидеть развитие событий, возможные результаты и последствия деятельности как своей, так и других людей) и рефлексия — новое качество личности, система, в составе которой интроспекция (самонаблюдение), самокритика и желание стать лучше, избавиться от недостатков предшествующего воспитания. Эти высшие психические функции сосуществуют с природными и простейшими культурными функциями, на базе которых они и появляются.

Рассмотренные стадии психического развития существуют объективно и жестко следуют друг за другом. В зависимости от наследственности, биологических и культурных условий, характеристик учебно-воспитательного процесса, — стадии развития могут быть более или менее длительными, а переход учащихся с одной стадии на другую — более или менее успешным. Существенную роль здесь играют отношения между средой и воспитанием. Среда обитания (жизни) ребенка, рассматриваемая в плане ее влияния на психическое развитие, есть система культурных (в частности духовных) ценностей, выполняющих роль условий становления внутреннего мира личности. Эти условия неоднородны. Одни условия образуют освоенную социально-бытовую обстановку, окружение детей; другие условия — люди (родители, учителя, друзья, знакомые, учащиеся), третьи — новые культурные ценности, которые еще предстоит освоить; четвертые — средства общения и деятельности; пятые — факторы, причины психического развития.

Факторы психического развития, имеющиеся в среде и в воспитании, одни и те же. Разграничение среды и воспитания относительно и имеет значение в теоретической модели, в которой учащийся рассматривается как объект воспитания (например, объект наказания и поощрения). С позиции ребенка как субъекта деятельности воспитание есть составная часть его жизни наряду с самообслуживанием, играми и увлечениями. Условия воспитания для ребенка составляют часть среды обитания. Чтобы жить в культурных условиях, ему необходимо освоить культурные ценности. Ребенок осваивает культуру тремя путями.

Во-первых, путем подражания в референтной группе, которой может быть не только семья, но и школа, кружок и т.п. В ней личность воспринимает как свои личные, как эталон для подражания цели, культурные ценности, законы и нормы поведения, принятые в данной группе. Это «стихийное воспитание» — освоение культуры народа под влиянием других людей без принуждения, без педагогической цели. Оно бывает, в частности, в некоторых семьях, если в них царит взаимная любовь и уважение, а родители пользуются авторитетом. В таких благополучных семьях родители говорят, что они не воспитывают детей, — дети сами, по собственному желанию впитывают новые духовные ценности под влиянием среды и обстоятельств жизни.

Во-вторых, культура народа может осваиваться по плану, в соответствии с целями и содержанием, определенным взрослым — воспитателем, а сам процесс в этом случае называется воспитанием. Воспитатель (не обязательно взрослый) — личность, владеющая некоторой системой духовных ценностей; воспитанник (не обязательно ребенок) — индивид, которому предстоит освоить фрагмент культуры. Развивающее воспитание — целенаправленный процесс порождения во внутреннем мире воспитанника новых духовных ценностей под руководством воспитателя. Воспитание осуществляется при соответствующем информационном обеспечении и организации познавательной деятельности воспитанника.

В-третьих, ученик может осваивать культуру по собственной инициативе, в плане самовоспитания и саморазвития. Как правило, это случается с учащимися, находящимися на третьей стадии развития, когда рефлексия достигает существенного развития. Самовоспитание обусловлено тем, что воспитатели предлагают к освоению культурные ценности, утвердившиеся в обществе несколько десятков лет назад. Они кажутся воспитанникам несколько устаревшими, немодными. Появляется желание изучить новейшие модели поведения, познать современную культуру. Кроме того, учащиеся критически оценивают недостатки своего характера, привычки, другие составляющие внутреннего мира личности, стремятся избавиться от них.

4.3. Взаимосвязь развития и обучения

Обучение — общественный процесс, специально организованный для формирования знаний, умений и навыков — одного из видов духовных ценностей. Учитель конструирует и осуществляет процесс обучения в соответствии со своими представлениями об усвоении знаний. Выбранные учителем содержание, методы и средства обучения составляют условия бытия учащихся на уроке. Среди этих условий могут оказаться и факторы психического развития учащихся. В зависимости от количества и состава этих факторов уроки будут оказывать различное влияние на развитие учащихся. По интенсивности этого влияния можно выделить три вида обучения.

Когда количество факторов мало, либо они вовсе отсутствуют, то обучение будет слабо влиять на развитие, либо даже оказывать отрицательное влияние. Это обуче ние, в котором отсутствуют мотивация и понимание со держания, основным является механическое зазубривание с опорой на многочисленные, порой жестокие наказания, порождающие систематический страх как качество лич ности.

Если учитель руководствуется одним здравым смыс лом, то факторы развития появляются случайно в учебном процессе. Их влияние также неоднородно. В выгодном положении оказываются учащиеся с хорошей наслед ственностью: крепкой и устойчивой нервной системой, быстротой образования условных рефлексов, способно стями к интеллектуальной деятельности. Эти учащиеся успешно развиваются. Другие учащиеся (особенно с за медленным мышлением, акцентуациями характера) разви ваются медленнее, отстают в обучении.

Хорошо подготовленный и творчески работающий учитель сознательно включает в уроки систему разви вающих факторов; в результате получается развивающее обучение, — специально сконструированный учебно- воспитательный процесс, в котором каждый элемент оп тимизирован в плане его максимального влияния на пси хическое развитие учащихся.

Чтобы обучение вело за собой развитие, необходимо определить исходный (начальный) уровень развития. На рис. 1 он обозна-

чен О (нулевой уровень для новорожденного, для более старших -уровень, с которого начинается развитие в процессе изучения темы), начальный уровень определяется теми понятиями, методами и средствами, которыми учащийся пользуется самостоятельно и правильно до обучения. Содержание и методика обучения должны быть адаптированы к начальному уровню, ибо вначале возможности овладения новой информацией обусловлены исходным уровнем развития.

-Уровень потенциального развития Зона потенциального развития

Уровень ближайшего развития

Зона ближайшего развития

Зона актуального развития

Начальный уровень развития

Рис 1. Уровни и зоны развития в обучении (о — показатель развития)

После изучения темы путем тестирования или проведения контрольной работы учитель устанавливает, какие новые задачи учащийся может решить самостоятельно и безошибочно. Состав этих задач определяет конечный (актуальный) уровень развития. На рис. 1 он изображен числом 1. У каждого учащегося оказывается свой уровень актуального развития, ибо за одинаковое время одни учащиеся научатся решать простейшие задачи, другие — более сложные, третьи — самые сложные. Поэтому некоторые учителя применяют в развивающем обучении дифференцированные варианты контрольных работ: каждый учащийся имеет возможность выбрать простой вариант (на тройку), основной вариант (на четверку) или сложный вариант (на отлично). Главное — самостоятельное и безошибочное выполнение теста (контрольной работы). Гуманные учителя разрешают также неуверенным, робким учащимся после успешной контрольной работы выполнять во внвучебное время более сложные варианты, чтобы повысить свою успеваемость. При этом в журнал выставляется конечная, самая высокая оценка.

Опытные учителя хорошо знают, что на тренировочных упражнениях, когда у учащихся возникают затруднения и ошибки, следует использовать такие методы, как наводящие вопросы, обсухедение, беседу, индивидуальную помощь и взаимопомощь. В результате учащиеся выполняют безошибочно в совместной деятельности более трудные задания, чем в самостоятельной работе. Общее количество упражнений, выполненных безошибочно в совместной и самостоятельной работе, характеризует уровень ближайшего развития, обозначенный числом 2 на рис. 1. Разность уровней ближайшего и актуального развития Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития. К ней относятся все виды совместной деятельности

по выполнению тех задвний, в которых учащиеся допускают ошибки. В обосновании своей концепции Л.С. Выготский отметил, что то, что учащиеся ранее могли выполнить лишь по наводящим вопросам в совместной деятельности, в дальнейшем они решают самостоятельно. В результвте уровень актувльного рвзвития повышвется до уровня ближайшего рвзвития; успеваемость учащихся улучшвется.

По анвлогии определяется зоне актуального развития как рвз-ность уровней актуального и начального рвзвития. К ней относятся усвоенные знвния, умения и навыки, а также психические новообразования, появившиеся и (или) развитые при изучении данной темы. Эта зона — продукт работы учителя. Она овладеет двумя особенностями. Во-первых, в обучении она расширяется за счет зоны ближайшего развития в процессе совместной деятельности. Во-вторых, в ней имеются мотивационные и познавательные структуры, которые используются в самообучении для познания нового, не предусмотренного учебной программой.

Кроме того, среди учебных задач имеются такие (повышенной трудности), которые не могут быть решены учащимися даже в совместной работе и по неводящим вопросам. Учащиеся не понимают условия, не знвют, квк применять методы. Эти задачи вместе с другими элементами учебной прогрвммы обрвзуют уровень потенциального (возможного) развития. Нвзвание этого уровня условно, ибо ревльно он представляет собой цель и программу обучения, еще не изученную учащимися. Разность уровней потенцивльного и ближайшего развития называется зоной потенциального развития, это та существенно новвя информация, которую учителю предстоит объяснять, разучивать и применять в упражнениях.

В процессе объяснения существенно нового мвтериала учитель добивается прежде всего понимвния темы и логики ее построения, анализирует образцы действий и операций. Тем самым существенно новая информация становится понятной, знакомой, хотя и новой, еще не освоенной в деятельности, — она переходит из зоны потенцивльного развития в зону ближайшего развития, которая при этом расширяется. Далее в совместной деятельности образуются нввыки и умения; информация, методы и средства деятельности звпоминвются и переходят в зону актуального развития.

В процессе обучения, «разложенном» по зонам умственного развития, обнаруживаются новые факторы повышения эффективности учебного процесса. Информация, составляющая зону потенциального развития, есть внешняя; усвоенные знания, расположенные в зоне актуального развития, принадлежат внутреннему миру личности. В зоне ближайшего развития «встречаются» внешнее и внутреннее; в процессах общения и совместной деятельности внешнее оставляет свой новый отпечаток на внутреннем — новые знания, умения и навыки, процесс отображения внешней информации во внутреннюю посредством общения и познавательной деятельности получил

название интериоризации, — существенное явление в развитии личности. Явление интериоризации было открыто и изучено практически одновременно русским исследователем Л. С. Выготским и Ж.Пиаже в Швейцарии в начале XX века.

Продуктом интериоризации у человека являются все высшие психические функции, в становлении которых главную роли играет вторая сигнальная система — речь. В обучении формируются главным образом интеллектуальные функции: мышление, память, воображение, перцепция, внимание. Например, интеллектуальная мысль есть интериоризованная речь.

В явлении интериоризации различают формы и содержание общения и познавательной деятельности, закономерное чередование которых образует соответствующие этапы интериоризации.

knigi.link

Взаимосвязь развития воспитания и формирования личности

11. Взаимосвязь развития и воспитания

Психическое развитие (понимаемое как становление внутреннего духовного мира личности) и воспитание (определяемое как целенаправленное освоение воспитанником духовной культуры народа под руководством воспитателя) взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание является главной силой, способной дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. В отличие от воспитания, которое основывается на сознании человека и требует его участия, наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяются роль, место, возможности воспитания в формировании человека.

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых заранее запроектированных условно-рефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково – от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателя. Существующая «сопротивляемость воспитанию» как противодействие внешней среде, исходящей от воспитателя, определяет конечный результат. Исходя из этого определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств.

Л.С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Он выделил два уровня умственного развития:

– «уровень актуального развития» – ребенок выполняет задания самостоятельно;

– «зона ближайшего развития» – ребенок разрешает проблему с помощью взрослых.

Воспитание признается хорошим, в случае если оно идет впереди развития.

Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития».

Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

www.redov.ru

3. Взаимосвязь развития, воспитания и обучения

Изучите и проанализируйте взаимосвязь факторов развития личности. Определите движущие силы процесса развития личности. Приведите конкретные примеры единства и борьбы противоречий в процессе развития. Ответ оформите в виде конспекта!

Имея определенные потенциальные возможности развития, ребенок формируется под влиянием среды, воспитания, проявляя активность в самореализации. Особое значение в формировании личности предоставляется процесса воспитания:

1) это процесс, в котором четко определены цели, задачи, конкретные методы их реализации;

2) воспитание позволяет педагогически целенаправленно организовывать разнообразные виды деятельности (учебно-познавательную, трудовую, игровую, общественную и др.) и общения человека, что обеспечивает всестороннее развитие личности. При этом современная педагогика опирается на теорию Л.С.Выготского о двух уровнях развития детей:

а) уровень актуального развития, который отражает те особенности, которые уже сложились;

б) зону ближайшего развития, которая отражает возможности достижений в условиях сотрудничества с взрослыми.

С двумя зонами развития связан вопрос о соотношении обучения и развития. То, овладевший ребенок — это ее вчерашний день, пройденный этап. Обучение и воспитание, опирающиеся на цикл развития, который уже закончился, не могут рассчитывать на особые успехи, потому что они не ведут ребенка вперед, и, конечно, не могут удовлетворить ее функциональную потребность в развитии. Интенсивное развитие происходит только тогда, когда обучение опережает актуальный уровень и приводит в движение силам, которые находятся в зоне ближайшего развития. Выготский подчеркивает, что обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находятся в чрезвычайно сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда происходит успешно, когда оно опережает развитие, только при таких условиях оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в состоянии вызревания, и находящиеся в зоне ближайшего развития. Обучение является более плодотворным только тогда, когда оно меняется в пределах периода, определяется зоной ближайшего развития.

3) воспитание создает условия для стимулирования активности личности в деятельности и общении. Личность не пассивно воспринимает вложенные в нее влияния, а сама активно действует, вступает в отношения с другими людьми. Исходя из потребностей и интересов, которые сформировались, сама влияет на окружающую микросферу. Активность как черта личности, качественная ее характеристика определяется и внешним воздействием (средой, воспитанием), но в процессе жизненной практики у индивида формируется внутренняя позиция, состоит избирательное отношение к различным внешним условиям и воздействиям, что определяет развитие личности. Воспитание значительным образом влияет на взаимодействие личности и среды, потому среда — это то окружение, которое человек воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт. Воспитание способно изменить отношение индивида к окружающей среде, людей, вещей, условий жизни и деятельности.

4) в процессе воспитания нейтрализуются негативные условия (школы, друзей, семьи и т.д.), влияющие на развитие личности.

Итак, становлению личности способствует воспитательная система — комплекс, который включает в себя: воспитательные цели; людей, которые реализуют в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между ее участниками; освоено среду и управленческую деятельность, которая обеспечивает жизнеспособность. Воспитательная система обеспечивает развитие личности.

Развитие и формирование личности — результат взаимодействия внешних и внутренних факторов. Воспитание играет решающую роль в развитии личности только при условии, если оно положительно влияет на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой.

Единство и взаимопроникновение внешнего и внутреннего, где возникает борьба противоположностей, развертывание этих противоположностей является движущими силами процесса развития.

В процессе развития личности противоречия возникают первоначально как внешние противоречия организма и среды, а затем становятся внутренними.

Одной из главных внутренних противоречий личности является различие между возникающими у нее новыми потребностями, запросами, стремлениями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. Часто возникают противоречия между новой ситуацией и предыдущим опытом, между достигнутыми уровнем развития и образом жизни.

Рассматривая вопросы развития и воспитания личности, нельзя обойти проблему акселерации. Акселерация — ускоренное индивидуальное развитие, при котором среднефизические и психофизиологические константы ребенка или подростка опережают оптимальные. Существуют различные теории возникновения явления акселерации.

Гелиогенна теория: влияние солнечного излучения на детей, которые в последнее время стали больше находиться на солнце, благодаря чему стимулируется их развитие. Однако явление акселерации наблюдается и в северных районах, хотя там дети находятся на солнце значительно меньше времени.

Теория гетерозии: обильные социальные изменения, которые вызывают разрушение социальных, религиозных, национальных и кастовых границ, обусловливают заключения межнациональных браков и как следствие — акселерацию.

Теория урбанизации: развитие городов и переселения в них сельского населения ускоряют половое развитие, гармонизацию, а это, в свою очередь, — рост и вызревание организма.

Нитритивна теория: рассматривает акселерацию как результат улучшения, витаминизации питания.

Теория облучения: исходит из того, что распространение рентгеновских устройств, атомная энергетика, испытания ядерного оружия на полигонах создают фоны излучения в дозах, которые стимулируют деление клеток.

Противоположный процесса акселерации — процесс ретрадации — физическое и интеллектуальное отставание ребенка в развитии. Его причина — алкоголизм родителей, рождение детей в более позднем возрасте, наследственная болезнь одного из родителей. По мнению ученых, темпы акселерации замедлились во всем мире независимо от уровня жизни. Они объясняют это тем, что человечество развивается по спирали. Правда, в Украине и многих других странах этот период совпал с экономическими проблемами, из-за чего резко увеличилось количество семей так называемого социального риска, в которых дети хронически недоедают и отстают в развитии.

Среда, в которой живет ребенок спорно. В нем есть факторы, способствующие, противодействуют и нейтрально влияют на процесс развития ребенка. В наше время актуальным является защита ребенка от негативного влияния: физического, сексуального, психического насилия, эксплуатации, плохого питания, плохих условий жизни, плохих школ и учителей, плохой медицины.

Интересы детей защищают правовые документы: Конвенция ООН о правах ребенка, Закон Украины «Об образовании»; Программа «Дети Украины»

studfiles.net

Условия психического развития личности. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития;

Развитие личности – сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтaпном взаимодействии.

Высшие уровни развития зарождаются на предыдущих этапах, но и особенности предыдущих возрастных этапов проявляются на следующих этапах. Чтобы способствовать своевременному зарождению и успешному развитию всего прогрессивного, нового на всех этапах формирования ребенка как личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития. Каждый возрастной этап развития личности имеет свои анатомо-физиологические и психологические особенности и возможности. В соответствии с этими особенностями планируется и осуществляется учебно-воспитательная работа в яслях, детских садах и в школе.

Для педагогической практики имеет большое значение правильное понимание и профессионально грамотное применение принципа, утверждающего ведущую роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Л.С. Выготский писал, что процессы развития не совпадают с процессом обучения. процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающего зоны ближайшего развития.

Иными словами, обучение должно быть ориентировано не на зону актуального развития, т.е. не на то, что уже сложилось и составляет, по выражению Л.С. Выготского, «вчерашний день», а на зону ближайшего развития – на «завтрашний день».

Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще не может справиться самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Это тот следующий шаг в развитии ребенка, к которому он уже готов, и требуется лишь небольшой толчок, чтобы шаг был сделан. Обучая ребенка чему-то новому, взрослый помогает ему решить ту самую задачу, к пониманию и овладению которой он уже готов, но самостоятельно с ней еще не справился. Л.С. Выготский подчеркивал, что если ребенок с помощью взрослого не справляется с задачей, значит, она находится за пределами зоны ближайшего развития и никакого развивающего эффекта иметь не будет; в лучшем случае удастся лишь натаскать ребенка на выполнение подобных заданий или действий. Зона ближайшего развития, демонстрируя еще скрытую от внешнего наблюдения меру зрелости психических процессов, имеет гораздо большее значение в плане прогноза и обучения, чем зона актуального развития, показывающая лишь то, что ребенок уже может.

В становлении личности существенную роль играет преемственность в обучении и воспитании. Базируясь на достигнутом ребенком уровне развития, детские ясли, детские сады и школа готовят ребенка к освоению им общественного опыта и знания на следующем этапе обучения и воспитания. Детский сад готовит ребенка к обучению в школе, а средняя школа — к обучению в высшей школе, к труду.

Возрастные особенности развития не являются чем-то устойчивым статичным в пределах возраста, механически заменяющимся особенностями, свойственными следующему этапу развития. Направляя развитие личности, надо иметь в виду и то, что характерные для определенного возраста особенности развития не всегда совпадают с паспортным возрастом ребенка. Есть дети, которые в развитии опережают свой возраст или отстают от него. Это обусловливается врожденными анатомо-физиологическими особенностями организма, но преимущественно причинной отставания являются условия жизни и воспитания ребенка: они или способствуют развитию или тормозят его. Задачи учебного заведения и преподавателя – выявлять эти причины, укреплять то, что способствует успешному развитию, и устранять все, что негативно сказывается на воспитании личности молодого человека.

В формировании личности важную роль играет подражание ребенка взрослым. Дети подражают как положительному, так и негативному, поскольку у них еще недостаточно опыта и нет критического отношения к действиям, поступкам взрослых. Подражание особенно ярко проявляется у детей дошкольного возраста. Дети этого возраста еще не имеют собственного отношения к поступкам, поведению, мнениям, высказываниям взрослых и механически повторяют их. С развитием личности в подростковом и юношеском возрасте, с ростом умственного развития и самостоятельности дети критически оценивают поступки и поведение взрослых, и подражают только тому, что соответствует их идеалам и ценностям. Если положительный опыт окружающей действительности не станет доминирующим в их жизни и не сформируется морально-этическое отношение к поступкам других и самому себе, то укоренятся вредные привычки и негативные черты характера.

С.Л. Рубинштейн писал, что психические функции формируются в процессе функционирования и существенно зависят от того объективного содержания, на котором они формируются. У ребенка это функционирование неразрывно связано с освоением содержания человеческой культуры и установившейся в данном обществе системы межлюдских отношений. Освоение содержания культуры совершается в процессе обучения; освоение межлюдских отношений. в процессе воспитания, неразрывно связанного с обучением.

Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловливает ход созревания и развития. Таким образом, психические свойства ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.

Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит:

1) с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т.п., которые как бы присваивает ребенок;

2) с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т.п.;

3) с третьей – из отношений ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоционального самоощущения в ней.

Значит, эффективность образования, а, следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития. При этом они не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития. Взрослые в работе с детьми разного возраста должны акцентировать внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.

studopedia.su

Смотрите так же:

  • Почему ребенок не укрывается одеялом Почему ребенок не укрывается одеялом С появлением ребенка у родителей появляется много новых забот и волнений. Все хочется сделать как можно лучше, нигде ничего не упустить и все держать под контролем. И днем, и ночью малыш находится под пристальным вниманием мамочки. И если днем вполне возможно ничего не пропустить, то ночью это […]
  • У ребенка 8 месяцев температура 39 без симптомов Ребенок 8 месяцев температура 39 У ребенка температура 39 без симптомов Очень высокая температура у карапуза – это всегда страшно, особенно когда она держится не один день, а жаропонижающие препараты ее не сбивают. Что делать в этом случае: вызывать скорую помощь, или ждать пока сама пройдет, задумывался каждый из родителей. Температура […]
  • Что можно при температуре месячному ребенку Что можно от горла 4 месячному ребенку Как лечить красное горло у грудничков Труднее всего лечить самых маленьких – новорожденных грудничков. А различные вирусы и бактерии ох как любят атаковать уязвимый организм малышей. Одно из наиболее неприятных и опасных для ребенка – заболевание горла. При покраснении он ощущает боль, а вот […]
  • Современные технологии физического развития детей дошкольного возраста Современные технологии физического воспитания детей Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества физического воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях компьютерных программ. Отечественные и […]
  • Презентации на развитие логики для дошкольников Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду Развивающие игры для детей подготовительной группы детского сада Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы. Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, […]
  • Можно ли болеющему ребенку гулять Можно ли гулять с ребенком при отите: рекомендации врачей Вопрос о том можно ли гулять при наличии отита, является актуальным как для маленьких пациентов, так и для взрослых. В современной жизни без выхода на улицу и посещения общественных мест в большинстве случаев просто не обойтись. Необходимо различать ситуации, когда опасности для […]
  • Полтора месяца сколько должен спать ребенок Сколько, во сколько, когда? Сколько спит ребенок за сутки в первые полтора года жизни Редко какая мама (или бабушка) не задаются вопросом сколько должен спать их младший член семьи, во сколько изменения сна нормальны, когда ребенок перестает спать днем три-два-один раз, сколько часов сна должно быть ночью, а сколько днем? С течением […]
  • Развитие недоношенных детей весом Недоношенный ребенок — таблица развития по месяцам и особенности развития до года Развитие ребенка в 5 месяцев – навыки и умения Развитие ребенка в 4 месяца – навыки, умения и физическое развитие Развитие ребенка в 3 месяца – навыки, умения и физическое развитие Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы будем говорить о […]