Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Игры, направленные на развитие

Рассказ по кругу

Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и . ” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Цель: развить умение осознавать и творчески исполнять различные выразительные интонации.

Воспитатель предлагает поиграть в диалог: читает все вопросы (строгая интонация), а дети хором повторяют слово “забыл” (плаксивая интонация).

Игру можно варьировать.

1. Девочки задают вопросы, а мальчики отвечают и наоборот. Интонации при этом предлагаются различные.

2. Вопросы задаются хором детьми, а один ребёнок отвечает.

1. Твои плечи говорят: “Я горжусь”.

2. Твоя спина говорит: “Я старый человек”.

3. Твой палец говорит: “Иди сюда”.

4. Твоя голова говорит: “Нет”.

5. Твой рот говорит: “М-м-м. Я люблю это печенье”.

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

Цель: развить умение благодарить товарища, высказывать поздравление, определять мнение и отношение к себе товарищей по общению.

Детям предлагается разыграть ситуацию празднования дня рождения одного из своих товарищей. Поскольку на день рождения принято дарить подарки, воспитатель говорит ребятам, что каждый из них может подарить имениннику то, что могло бы его по-настоящему обрадовать и, так или иначе, охарактеризовать автора подарка. Выбирается “именинник”, ему даётся задание угадать автора подарка.

Затем “именинник” выходит за дверь. Остальные ребята говорят воспитателю о том, какой “подарок” каждый из них “подарит” имениннику на день рождения. Воспитатель составляет список “подарков”. Входит “именинник”. Воспитатель называет первый из списка подарков и спрашивает “именинника”, кто его может подарить. Далее называются по очереди все подарки.

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

На балу у короля

Детям предлагается соревнование на лучшего клоуна, лучшего друга, короля (королевы) вежливости, защитника животных. Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций:

расскажи о щенке, живущем на улице так, чтобы хотелось его забрать домой.

Цель: развить умения выражать приветствия, просьбы, приглашения; учить соотносить средства вербального и невербального общения.

Дети “приезжают” в сказочное королевство и попадают на бал к королю. Они должны придумать себе маскарадные костюмы и рассказать о них. Остальные гости должны отгадать придуманный ребёнком костюм.

Цель: развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.

попроси игрушку у ребят;

уговори маму пойти в цирк;

помирись с товарищем;

попроси ребят принять тебя в игру;

Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Позвони мне позвони

Может быль, а может сказку

Можешь слово, можешь два –

Только, чтобы без подсказки

Цель: развить умения использовать невербальные средства общения.

“Колдун” заколдовывает детей так, что они “теряют” способность говорить. На все вопросы ребёнок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты их характеризующие, показывает настроение волшебника и своё настроение в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает.

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

Цель: развить умение подбирать соответствующие вербальные средства (этические формулы) к различным ситуациям общения.

Вызывается ребёнок – “робот”. Дети по очереди дают ему задания. “Робот” выполняет инструкцию. Например: “Робот, попроси разрешения поиграть”, “Робот, извинись перед другом”, “Робот, узнай, как найти дорогу”. Предлагаются различные ситуации: обещание, совет, извинения, предложение, согласие, просьба, благодарность, уступка.

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению.

Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец подходит к каждому ребёнку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают. Кто не угадает, уходит без покупки.

Цель: развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Эта игра включает в себя две части. Первая часть способствует развитию доверия детей друг к другу и помогает им лучше осознать и понять себя и своих товарищей. Воспитатель просит детей разбиться на две команды несколько необычным способом, по цвету волос – тёмные и светлые.

Во второй части игры детям говорится о том , что сейчас каждая команда начнёт искать “клад”, спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается план комнаты с отмеченным местом, где спрятан клад.

Цель: развить умение согласовывать свои мнения, желания с партнёром по общению; учить применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Игра проводится на занятии по лепке.

Все дети “скульпторы”. Играют в парах. Каждый лепит из пластилина свою поделку. Затем дети меняются поделками, для того чтобы другой “скульптор” добавил свои элементы в поделку партнёра. Потом ребята рассказывают друг другу, правильно ли был понят их замысел и что каждый из них на самом деле хотел изобразить.

Воспитатель предлагает нарисовать на маленьком листе бумаге то, что дети любят (из еды, из занятий, из игрушек и т.д.). По сигналу воспитателя дети бегают по группе, по сигналу “Найди друга” — ищут пару – того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет.

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5 предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

Цель: развить умения чувствовать друг друга, дифференцировать слуховое восприятие.

Детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой).

— дай мне игрушку и др.

Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить. ”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Игры, ориентированные на развитие

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем.

Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это. ”;

“ Особенно мне не нравится, когда. ”;

“Однажды меня очень напугало то, что. ”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я. ”.

Цель: развить умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.

Воспитатель предлагает детям по желанию надеть маску домашнего животного. Две маски могут построить диалог о том, как им живётся у своих хозяев, как они к ним относятся, а также, как они сами относятся к своим хозяевам.

В заключении делают вывод о необходимости бережного и ответственного отношения к своим питомцам.

Как ты себя чувствуешь

Цель: развить умения чувствовать настроение другого.

Игра проводится по кругу. Каждый ребёнок внимательно смотрит на соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребёнок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается.

Цель: развить умение описывать своё настроение, распознавать настроение других.

Детям предлагается поведать остальным о своём настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – всё зависит от фантазии и желания ребёнка.

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Цель: развить умение ориентироваться в окружающих людях и учитывать особенности поведения партнёра в различных коммуникативных ситуациях.

Игровое правило: называть товарища только после соответствующей характеристики.

Варианты: дети могут самостоятельно составить характеристики, описывая внешний вид, любимые занятия, как относятся к делу, к друзьям.

Цель: развить умение понимать настроение другого человека, прогнозировать и предвидеть то или иное настроение.

Каждому ребёнку раздаются маски-настроения. Ребёнок должен рассказать, что вызвало то или иное настроение. Поощряются реальные и фантастические сюжеты.

Варианты игры: детям предлагается придумать ситуацию, которая вызвала бы противоположное настроение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

  • Главная
  • Детский сад
  • Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение».

Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается или из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Актуальность проблемы, её социальная значимость определили тему нашей творческой работы: «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Цель данной наработки состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребенка со сверстниками.

Коммуникация – основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Проблемы развития коммуникативной культуры детей нашли свое отражение в работах отечественных педагогов и психологов: И. И. Иванец, Г. М. Андреевой, М. Г. Елагиной, Л. В. Чернецкой, И. А. Кумовой и других.

Коммуникативные навыки являются условием развития личности детей и проявляются в процессе общения, обеспечивают готовность строить отношения в определенном стиле и с определенным типом предпочитаемых партнеров.

Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на основании учета ведущей деятельности – игровой.

Работа осуществляется в форме игровой терапии, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником:

Детям предлагаются следующие игровые упражнения:

«Улыбка» — подари всем самую дорогую улыбку, какая есть.

«Комплимент» — похвали соседа, глядя ему в глаза, скажи самые добрые слова.

Ситуации: «Ребята играют в интересную игру. Попроси принять тебя в игру».

Игры для совершенствования у детей умения общаться без слов:

«Угадай, что делаем? », «Кто, как ходит? », «Расскажем сказку молча».

Игры для выразительности речи:

«Изобрази, как бушует море», «Каким голосом говорят Золушка, баба Яга».

Игры для развития умений вести себя в конфликтной ситуации:

Анализируем с детьми разнообразные ситуации-общения.

«Ты обидел своего друга. Попробуй попросить прощения»

«Ребята не хотят принимать тебя в игру, как ты поступишь», «Два мальчика поссорились, как их помирить».

Игры для развития эмпатийного поведения:

«Волшебный магазин» выбери подарок своему лучшему другу.

«Царевна Несмеяна» попробуем ее рассмешить.

Привлекаем детей и взрослых к участию в драматизации сказок.

«Ты нашел на улице голодного котенка, пожалей его»,

«Малыш плачет, как его успокоить».

Приглашаем в гости малышей для совместной игры и общения.

В качестве основных методов и приемов, направленных на развитие коммуникативной сферы, на занятиях и в повседневной деятельности мы используем:

— беседы на различные темы;

— ситуации общения, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций;

— хороводы, танцы, театрализация сказок;

— чтение и совместное обсуждение художественных произведений;

— обыгрывание эмоционального состояния;

— спортивные, подвижные игры;

— совместные праздники, развлечения, вечера отдыха для детей и взрослых.

В ходе совершенствования коммуникативных навыков детей следует, прежде всего, учитывать, что в этом процессе принимают участие не только педагоги, но и родители. Родители совершенствуют способы общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ним. Необходимо сотрудничество с родителями по вопросам развития у детей коммуникативных способностей.

На собраниях мы поднимаем интересующие родителей вопросы, совместно обсуждаем вопросы взаимоотношений взрослых с детьми, разыгрываем разнообразные ситуации, предлагаем коммуникативные игры, которые помогут сформировать и поддержать адекватную самооценку у детей, научат вступать в разговор, поддерживать его.

Проводим индивидуальные беседы:

«Как правильно научить ребенка общаться»; «Застенчивый ребенок»; «Как вести себя с агрессивным ребенком»; «Самооценка ребенка» и др.

Большую роль в формировании сплоченности коллектива родителей, детей и педагогов играет организация совместных праздников и развлечений. В программу каждого мероприятия мы включаем театрализацию или инсценировку сказки, в которых участвуют дети и родители. Это способствует сплоченности коллектива, в глазах детей поднимается авторитет родителей, а родители лучше узнают своих детей, видят их отношения со сверстниками.

У нас с родителями общая задача – сделать наших детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право каждого ребенка на выдумку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться личность, происходит расширение круга общения у детей, повышается самооценка.

В нашей группе мы обсуждаем с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждаем выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Беседуем о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется какая-либо совместная деятельность, например, игра. Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой, поиграть вместе, приветливо ответить на просьбу товарища принять его в игру. Также обсуждаем с ними форму отказа, учим выражать несогласие тактично, вежливо ответить на отказ. Побуждаем детей при обращении к сверстнику с предложением: посмотреть на него, назвать по имени, внимательно выслушать ответ. Обращаем внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.

Выразительность речи позволяет старшему дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности, характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность. Широкое влияние оказывает выразительность на коммуникативную культуру личности, взаимоотношения с окружающими, самовыражение в разных видах творческой деятельности.

Особая роль в процессе формирования выразительности речи принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационная сторона.

Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.

Результаты работы, в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это концерт, спектакль или праздник, в котором принимают участие взрослые и дети. В общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью. В нашей группе есть традиция – новых, недавно поступивших детей мы встречаем праздником, устраиваем «Вечер встречи новых друзей», а каждый учебный год мы заканчиваем праздником «День взросления наших детей». В программу праздников, торжественных мероприятий, кроме концертных номеров, обязательно включена инсценировка сказки или кукольный спектакль, организованный детьми и родителями.

Такая организация театрализованной деятельности не только создает условия для формирования выразительности речи, но и для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми и взрослыми. Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения и выразительной речи.

Кроме того, в такой деятельности взрослые и дети лучше узнают друг друга. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Коммуникативное поведение в процессе наблюдений за детьми показало следующие результаты: дети активно вступают в общение с взрослыми и сверстниками, беседы богаты и длительны по содержанию, дети более эмоциональны, умеют вступить в беседу и обоюдно ее завершить.

Таким образом, в результате проведенной работы произошло расширение круга общения, повышение самооценки, улучшение статусного положения, увеличение сформированности коммуникативных навыков. Данные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы, направленной на формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Презентация для детей ««Формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста».» — скачать смотреть бесплатно

Консультация на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста». Выполнила: Студентка 4го курса Ефрюшкина Алевтина

Цель. Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

Актуальность темы. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо.

Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Целевые установки. создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;

обучать умению слушать и слышать другого;

учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

Подготовка к проведению методического мероприятия. Изучение литературы по данной тематике.

Содержание. Провести беседу с детьми, в ходе которой педагогу следует: Объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим.

Научить детей входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других.

Формировать чувства симпатии между участниками общения.

Объяснять детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила: Мальгина Елена Викторовна воспитатель ГБДОУ детский сад №23 Московского района г. Санкт-Петербурга.

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира

Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.» В. А. Сухомлинский.

Итак, дошкольный период развития ребенка подходит к концу. Родители обеспокоены такими проблемами как:

-готов ли их ребенок к школе, все ли купили.

-справится ли он с программой обучения.

-примет ли его коллектив.

Но мы забываем о том, что одной из главных сторон готовности к систематическому обучению является социально-коммуникативные навыки.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития. Котороенаправлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Кроме того, направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Так же на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. И конечно же на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Так же необходимо вспомнить и о еще об одной составляющей –социализация.

Она является важным условием гармоничного развития ребенка.

Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Ведь именно через коммуникацию происходит то самое развитие сознания и высших психических функций.

А умение ребенка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей. Благодаря общению он не только познает другого человека будь то взрослый или сверстник, но и все больше познает самого себя.

В социальном развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Именно они и позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого, адекватно и правильно выстраивать свое поведение.

И так что же входит в развитие коммуникативных навыков.

Конечно же общение и коммуникация.

– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

(англ. communikate – сообщать, передавать) предполагает:

-осуществление передачи содержания социально исторического опыта человечества.

-обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира.

-побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом.

-для достижения результата.

-передачу опыта различных видов деятельности и обеспечения их освоения.

Коммуникация- это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял ее смысл.

Согласно С.В.Борисневу, под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.

Общение- это обмен сообщениями, чувствами и легкое, неглубокое взаимодействие между людьми.

В отличие от общения,коммуникацияпредполагает наличие цели как минимум у одного из участников.

Основные составляющие общения:

-коммуникативная сторонаобщения (обмен информацией между людьми) ;

-интерактивная сторона(организация взаимодействия между индивидами) ;

-перцептивная сторона(процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) .

В коммуникативном процессе обычно выделяют

Вербальную коммуникациюобщения, которая осуществляется посредством речи.

Этом процессе приобретаются необходимые навыки и умения. Легкость установления контакта, поддержание разговора, умения слушать и высказать свою точку зрения, аргументировать и отстоять свою позицию, возможность прийти к компромиссному решению.

Кроме того, активное слушание – умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения.

Эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека.

Конфронтация – действия одного человека, направленные на то, чтобы побудить другого человека осознать, проанализировать или изменить свое решение или поведение.

Согласитесь, ведь это как раз и помогает дошкольнику в его будущей адаптации в классе.

У ребенка в этом возрасте коммуникативные навыки представлены словами, обозначающими взаимоотношения между людьми, правилами поведения в обществе, формируется его образная речь.

Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствуются, ребенок уже усвоил речевой этикет и может поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе. Он умеет домысливать события, владеет контекстной речью. Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходитчерез игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.

В ней ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка.

Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых для успешного перехода к учебной деятельности.

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.

Коммуникативные игры- наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории.

Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адоптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.

Игры на развитие социально — коммуникативных навыков

Знакомство. Оснащение: картинки с изображением сказочных персонажей. Описаниеигры:С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям.

После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»Ребенок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображен на картинке, становится водящим, игра возобновляется.

Рассказ про школу.

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “А что вы знаете о школе…” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами) ; благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны) ; извинения (извините, простите, жаль, сожалею) ; прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи) .

Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.

Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

И что хочешь мне скажи.

Понял все твои слова.

На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.

Поиграем в школу. Сюжетно ролевая игра.

1. Два мальчика поссорились – помири их.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити?

Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации.

Работая в детском саду в адаптационный период, Я столкнулась с тем, что дети на данном этапе перехода в новую социальную ситуацию испытывают коммуникативные трудности.

Поступление в детский сад – сложный этап в жизни любого малыша. Резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.

Внутреннее благополучие ребенка, перешагнувшего порог новой группы детского сада в руках педагога. И здесь особого внимания требует психологическая атмосфера в группе: ощущение тепла, защиты, ласки, возможность приятного физического контакта, индивидуальный подход.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее простых и эффективных способов развития навыка общения у детей дошкольного возраста.

Коммуникативная игра — это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Основная часть игр дает детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Каждая игра повторяется по несколько раз, чтобы дети запомнили слова песенок, правила игры. Дети раннего возраста любят повторение.

Знакомые игры воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают свой внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Предлагаю некоторые варианты коммуникативных игр для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации:

Цель:развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Описание игры:дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки) .

Цель:Знакомство с группой, друг другом.

Описание игры:Дети знакомятся с группой, путешествуя по ней на «паровозике»: первый ребенок с рулем, под мышки у него пропущена веревка, концы которой держит идущий последним воспитатель. Дети находятся между двумя веревками, за которые при необходимости можно держаться.

Цель:развитиенаблюдательности и коммуникативных навыков.

Описание игры:ведущий становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребёнок ошибается, он выбывает.

Победивший ребёнок становится ведущим.

Цель:развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Описание игры:Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, ?волшебную палочку) . При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Ал?нушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

Описание игры:Напомните детям потешку:

Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. Что ели? — Кашку. Что пили? — Бражку.

Пусть ребята сядут друг напротив друга, образуя пары, и перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.

Цель:снятие эмоционального напряжения.

Описание игры:Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому дала, и этому дала, И этому дала, и этому дала. А самому маленькому Из большой миски Да большой ложкой.

Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки

Динамика развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста:

  • в общении и взаимодействии со взрослыми дети демонстрируют усвоенные социальные правила (здороваются, прощаются, благодарят, вежливо просят и пр.) ;
  • в присутствии взрослого конструктивно взаимодействуют, общаются со сверстниками и решают конфликтные ситуации; адекватно используя речь, мимику, жесты, интонацию, делают свое высказывание понятным для собеседника
  • под руководством взрослого взаимодействуют со сверстниками в продуктивных видах деятельности, игровых и спортивных мероприятиях.
  • Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    4. Продукт педагогического проекта…………………………………………. 13

    Название проекта:«Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О. А. Бизиковой»

    Вид проекта:практико – ориентированный

    Участники:дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители

    Основное направление проекта: развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через использование инновационной технологии О. А. Бизиковой.

    Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации.

    В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.

    Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других.

    Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

    Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников.

    Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недостатков является необоснованность распространенного в методике представления о диалоге как о вопросно-ответной форме речи. Это привело к обеднению содержания работы по развитию у детей диалогической речи.

    Другой недостаток заключается в том, что среди методов развития диалогической речи дошкольников преобладают разговоры и беседы педагогов с детьми. Потенциальные возможности многих игр используются в этом процессе не в полной мере.

    Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог является основной формой общения дошкольников. Диалогические умения детей -важная предпосылка их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

    К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

    3.воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

    Коммуникативное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворении всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам) , в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

    Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) проблема формирования и развития коммуникативных способностей особенно актуальна. В результате мониторинга сформированности интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» было выявлено большое количество детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития коммуникативных навыков.

    Актуальность проблемы поставила перед нами цель– внедрение инновационной технологии О. А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» для повышения уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

    Для решения поставленной цели были определены задачипедагогического проекта:

  • Повысить уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на 5 % через внедрение технологии Бизиковой О. А.
  • Обосновать результаты педагогического опыта по внедрению технологии О. А. Бизиковой, с целью дальнейшего использования педагогов в работе по формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
  • Повысить уровень компетентности родителей по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм и методов работы на 8 %.
  • Реализация данного проекта предполагает получение следующих результатов:

  • Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков у детей
  • старшего дошкольного возраста на 5%.

  • Повысится уровень компетентности педагогов по развитию
  • коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста на 35%.

    1. Повысится уровень компетентности родителей в вопросах развития
    2. коммуникативных навыков детей на 8 %.

      Цель: Развитие умения детей старшего дошкольного возраста пользоваться диалогом, как формой общения.

    3. Формировать умения пользоваться различными единицамидиалога в соответствии с их функциональным назначением.
    4. Способствовать усвоению основных правил ведения диалога,его культуры.
    1. Обучать дошкольников правилам речевого этикета.
    2. Обеспечить эффективное взаимодействие с родителями по
    3. вопросам развития коммуникативных навыков у детей.

      Содержание данных задач условно можно представить в виде трех блоков:

      первый блок — это комплекс задач, предполагающих усвоение детьми диалогического единства «вопрос — ответ» и соответствующих этой паре реплик форм поведения;

      второй блок посвящен диалогическому единству «сообщение — реакция на сообщение» и правилам, связанным с употреблением этого вида реплик;

      третий блок включает задачи обучения детей репликам и речевому поведению в диалогическом единстве «побуждение —реакция на побуждение».

      Другие статьи по теме:

      Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ.

      Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд. — протест — бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер; — симп.

      Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег.

      Особенности развития дошкольного возраста психология

      Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци.

      Развитие самооценки в дошкольном возрасте

      Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста Значительное число работ в психологии посвящено развитию самооценки у человека. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неад.

      Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

      Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды. Самостоятельность — это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных.

      Классификация игр дошкольников. Классификация игр дошкольников В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры.

      Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста

      Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » — заявля.

      Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

      Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для.

      Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, акти.

      Компоненты общения детей дошкольного возраста

      Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного.

      Пословицы для детей дошкольного возраста

      Авторское пособие для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные пословицы и поговорки» Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смысл.

      Педагогическая характеристика на ребёнка (рекомендации) Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста 1. Характеристика ребенка дается на основании его всес.

      Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих.

      raguda.ru

      Смотрите так же:

      • Что можно при температуре месячному ребенку Что можно от горла 4 месячному ребенку Как лечить красное горло у грудничков Труднее всего лечить самых маленьких – новорожденных грудничков. А различные вирусы и бактерии ох как любят атаковать уязвимый организм малышей. Одно из наиболее неприятных и опасных для ребенка – заболевание горла. При покраснении он ощущает боль, а вот […]
      • Полтора месяца сколько должен спать ребенок Сколько, во сколько, когда? Сколько спит ребенок за сутки в первые полтора года жизни Редко какая мама (или бабушка) не задаются вопросом сколько должен спать их младший член семьи, во сколько изменения сна нормальны, когда ребенок перестает спать днем три-два-один раз, сколько часов сна должно быть ночью, а сколько днем? С течением […]
      • Сколько должен есть в день 5 месячный ребенок Сколько смеси или молока должен есть ребенок в 3 месяца: размеры порций при искусственном и грудном вскармливании Трехмесячный кроха уже вырос и набрал в весе по сравнению с показателями в свой день рождения. Ему предстоит еще длинный путь взросления. Как помочь крохе в этом? Нужно дать ему сил и достаточное количество еды, однако какой […]
      • Методика учебной деятельности дошкольников Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Основными предпосылками учебной деятельности дошкольников являются: наличие у них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами действий; самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач; контроль способа […]
      • Ангина 5 месячный ребенок Ангина у 9 месячного ребенка как лечить Лечение ангины у детей Ангина – это инфекционное заболевание, чаще всего передающееся воздушно-капельным путем. Одним из самых распространенных возбудителей ангины является стрептококк. Ангина у детей, особенно раннего возраста, занимает второе место после ОРЗ и ОРВИ. Основные симптомы ангины […]
      • Презентации на развитие логики для дошкольников Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду Развивающие игры для детей подготовительной группы детского сада Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы. Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, […]
      • Можно ли кормить ребенка грудным молоком при ангине Температура у кормящей мамы, можно ли кормить ребенка, будет ли молоко? Безопасно ли молоко больной мамы для малыша Каждая женщина на протяжении своей жизни, так или иначе, сталкивается с заболеваниями, при которых происходит повышение температуры. В период беременности и уже после рождения малыша, женщины начинают внимательнее следить […]
      • Национальное воспитание детей Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики» Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики» Тип проекта: познавательный, долгосрочный, много-проектный. Раздел программы: «Программа по ознакомлению с культурой татарского народа» (Р. А. […]