Интеллектуальное развитие ребенка от 2 до 3 лет

Сегодняшние ребятишки в своем развитии значительно обогнали своих сверстников, малышей прошлого века. Бесспорно и другое: иными стали сами родители. Последние исследования психологов показывают: мы недооценивали возможности ребят, многое доступно их пониманию гораздо раньше и в большем объеме, чем считалось по традиции.

Двухлетний малыш и смысл речи взрослых понимает, да и сам начинает бойко говорить. Быстро нарастает словарный запас. Если к концу 2-го года жизни при нормальном развитии ребенок знает 200—300 слов, то к трем годам этот запас увеличивается до 1200—1300 слов. Ему все интересно, все нужно знать, он впитывает в себя и повторяет за взрослыми все новые и новые слова. Но поражающая взрослых память малыша, оказывается, имеет большой минус. Она пассивна.

Ребенок-дошкольник 2 — 3 лет и старше не столько запоминает, сколько ему запоминается. В. Крылов правильно подметил, что детишки этого возраста с жадностью ловят и запоминают все новое, что слышат в разговорах взрослых. А вот утверждение, что даже сказанное мимоходом навсегда остается в памяти ребенка, справедливо далеко не на все случаи жизни.

Условные связи у малышей, как показали исследования физиологов и психологов, действительно образуются чрезвычайно быстро, но так же быстро и угасают без дальнейшего подкрепления. Активная память, связанная с волевым усилием, малышу не свойственна. Услышал, к примеру, ребенок новое слово, запомнил, стал произносить. Вроде все хорошо. А вдруг оказывается, что слово-то у него не настоящее: нет под ним никакого реального содержания. Оно просто звук, что-то вроде эха. Услышал — повторил.

В жизни малыша все изменчиво и неустойчиво. Отрывочны ощущения; восприятия, отличающиеся крайней недифференцированностью, окрашены у ребенка в эмоциональный, субъективный тон, так как прошлый опыт, который имеет решающее влияние на характер любого восприятия, у ребенка — по сравнению с жизненным опытом взрослого — ограничен и скуден. Вот почему в практике так часто приходится сталкиваться с резким расхождением между тем, что говорит малыш и как поступает.

Андрюшка (2 года 11 месяцев) грызет морковку. Мама шутливо замечает ему:

— Ты вот один ешь. А ведь у нас еще кто-то морковку любит, — и бросает взгляд на сынишкины игрушки.

— Зайка, — радуется Андрей и бежит его кормить. По дороге он усердно угощает морковкой и игрушечную кошку.

— Разве киска ест морковку? — удивляется мама,

— Киска пьет молоко и любит колбаску. Не ест морковку, — уверенно заявляет сын.

— Так зачем же ты кормишь кошку морковкой? — недоумевает мама.

Андрюшка вздыхает и виновато говорит:

Наряду с эмоциональной насыщенностью детского мышления другой характерной чертой его является конкретность.

Лишь к концу 3-го, на 4-м году жизни в словаре детей появляются обобщающие родовые понятия (дерево, одежда, мебель и т. д.), но нет ни одного слова, обозначающего отвлеченные понятия.

Крайняя конкретность мышления, характерная для раннего возраста, должна предостеречь и родителей и воспитателей от того, чтобы давать малышам знания, основанные на отвлеченных, абстрагированных понятиях и представлениях.

Нельзя думать, что разговоры на трудные темы проходят для малыша, так сказать, безболезненно. Что-то он не понимает, но все равно пытается истолковать, исходя из своего опыта, что-то остается у него словом-звуком без конкретного содержания.

Нельзя забывать и о том, что часто малыши сильно реагируют на самое слабое возбуждение; они бывают чувствительны к такого рода раздражениям, которых взрослый организм и не замечает. Таким раздражителем может стать трудный для понимания ребенка материал, упорно объясняемый ему взрослым.

Надо всемерно способствовать умственному развитию ребенка 2 — 3 лет, больше говорить с ним, читать, объяснять, заставлять думать, подводить малыша к простейшим сравнениям, умозаключениям, то есть учить его мыслить.

Но надо помнить и о том, каковы сейчас его силы, возможности и особенности восприятия и понимания. Если об этом забывают, свойственная нормальному ребенку повышенная возбудимость превращается в нервозность, а естественная тяга к новым знаниям притупляется.

ollforkids.ru

О малыше, о родах, воспитании, питании, игрушках, развитии и т.д.

Главные принципы развития ребенка от 1 года до 3 лет

Курс «Мама+малыш»от 1 года до 3 лет, Цареградская Жанна Владимировна, психолог-перинатолог

Что происходит морфологически? Рост головного мозга и коры, образование связей. Процесс накопления информации. При воспитании ребенка необходимо вписаться в генетическую линию развития.

1. Основы культуры. Все вещи окружающей среды, как работают, из чего состоят, как ломаются.

2. Узнает иерархию группы, взаимоотношения между родственниками, свой-свой, свой — чужой.

3. Небо? Что там? Земля? Что на ней? Вот «оно» есть и какое «оно»? – его принцип изучения. Изучает предмет или явление до тех пор, пока в голове не сложится представление о нем, потом переходит к следующему. Хорошо усваивает ботанику, названия животных, все то, что вокруг него, там, где он живет. Интересуют атмосферные явления, как то, в чем мы живем. Информация не нужная ребенку не воспринимается. Позиция изучения – где я живу и чем я буду пользоваться. Родной язык – привязка к месту.

4. Развивается сердечно-сосудистая система и формируется сосудистая сеть. Качество развития зависит от двигательной активности ребенка, чем больше движений, тем лучше. Прыгает , бегает, лазает.

5. Поддерживающее окружение – должно быть полное впечатление о надежности мамы и окружающего мира. Это необходимо для нормального встраивания в социум. Необходимо поддерживать веру в то, что ребенок самый хороший, лучший, замечательный. До 3 лет ребенок все делает замечательно! Ругать ребенка нельзя ! Запреты и т.п. после 3-3,5 лет. Не ругаем! Не наказываем! Смысл наказания не доступен ! То, что нельзя, должно быть недостижимо физически!

6. Развитие стоп и ладоней. “Дополнительные глаза”.

Появляется уверенность в движениях, реже падает. Не проявляет нерешительности, когда залезает куда-нибудь. Не нужна опора. Редко балансирует. Сокращаются перемещения на четвереньках. Улучшаются мелкие движения пальцев рук. Уверенно берет предметы, мелкие предметы. Тычет пальцем. Расковыривает дырочки, пальцы засовывает в щели. Начинает мотать головой – активно развивается вестибулярный аппарат.

Освоение пространства. Второй уровень квартиры – поверхности 50-60 см от пола ( стулья, столы, кресла, диваны ). Когда их освоит, начинает использовать как подставки. Может добраться до третьего уровня, но не может спуститься. Сразу снимать, как только просит. Освоение пространства, как мира. Важно находиться в одном и том же месте (дом, дача, квартира бабушки у которой бывает часто, не более трех мест). Формирование представления о реальности пространства задерживается, если ребенок часто ездит в гости, переезжает. Каждый раз при пробуждении у ребенка происходит идентификация себя и окружающего пространства. Если просыпается в другом месте, рядом должна быть мама обязательно. При необходимости переезда нельзя выносить из дома спящего ребенка, он должен уснуть в дороге. Длинную дорогу переносят тяжело, необходимо множество занятий.

“ Маленькое бедствие” – все делает очень быстро, огорчается, когда нельзя восстановить разбитое и разломанное.

Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие. “Прячет спину “при опасности ( поворачивается спиной к стене, пятится назад, прижимается спиной к маме).

Познавательное поведение. Все ощупывают, пробуют и бросают на пол. Бросают и смотрят, что будет. Предметы должны быть разные. Интересуется содержимым всех шкафов и ящиков. То, что нельзя трогать и доставать должно быть физически не достижимо.

Речевое развитие. +1 – 2 слова, есть активный и пассивный словарь. Активный – говорит и называет, м.б. условные звуки, жестовая речь. Пассивный – понятия которыми пользуется, не называя их. Как понимает речь? Ребенок понимает все бытовые понятия, все, о чем говорят. Просьбы понимает и выполняет. “Покажи коровку” – покажет зайчика, но не потому, что не знает, что такое коровка, а по тому, что зайчик ему больше нравиться. Такая логика ответов примерно до 1,5 лет. “Нет “ и “да “ не означают согласие или не согласие.

Интеллектуальное развитие. Знает понятия – горячо, холодно, мягкое, твердое, колючее, сухое, мокрое. Знает число, которое состоит из числа членов его семьи и умеет считать в пределах этого числа ( обычно от 10 до 100-120 ). В семью входят родственники и домашние животные. Делит семью на множества, знает общее число, число множеств, множества складываются и вычитаются, сложение и вычитание в пределах множества. Знает иерархию между множествами и в пределах множества. Функции между родственниками должны быть четко распределены. Каждый должен делать какое-нибудь только свое дело.

Психоэмоциональное развитие. Стериотипы поведения взрослых перенимают, как штампы, как форму поведения. Не понимает боль другого человека и другого существа. Нет сочувствия, оно формируется постепенно, как форма поведения, при наблюдении за поведением окружающих. (Полностью формируется к 12 годам). То, что направлено на ребенка, не воспринимается им, как форма поведения. Ребенок должен быть свидетелем, когда жалеют кого-то. Чувства вины у ребенка нет. Если он кого-то укусил, надо жалеть укушенного, не говорить ребенку, что он плохой.

Полноценность и самодостаточность. Ребенок должен быть уверен, что он очень хороший, очень красивый, все его действия замечательны и достойны восхищения.

Роли мамы и папы.

Мама- функция защиты, держит мир, к маме бежит спасаться ( и к бабушке тоже), функция судьи в домашних разборках, только мама принимает решения. Папа дома должен подчиняться решению мамы. Наказывать может только мама (представление ребенка о роли мама-папа).

Папа – решения за пределами дома. Приносит в дом. Регулирует отношения свой-чужой. (Справедливость между своими восстанавливает только мама!). Мама в любые конфликты вне дома вступать не должна.

Бабушка – функция защиты, как у мамы.

Дедушка – функция защиты, как у папы, вне дома, задача – поделки, вместе строить – функция создателя.

Запреты – от мамы исходить не должны. Если запрет необходим, то это должно быть физически невозможно сделать (достать Луну). Папа должен спасать, не должен запрещать и “качать права”.

Наказания — ругать и наказывать нельзя, т.к. нет состава преступления. Если мама наказывает или ругает ребенка, то в его представлении рушится мир, поведение мамы почему-то изменилось. Причины этого изменения для понимания ребенка не доступны.

Основные меры воспитания — уговоры и переключение внимания. Если поведение ребенка легализовано, то это хорошо получается. Необходима изобретательность. Нравится прислушиваться, тишина, негромкие звуки, на это лучше откликается, чем на что-то громкое. (Искать мышку под диваном).

Игры и игрушки. Посуда, кухонная утварь, книжки, компьютеры, телефон и другие предметы взрослых. Играют в догонялки и прятки. Любят играть со старшими детьми. Любят, когда подкидывают в воздух, ладушки, поехали-поехали, бодаться, купаться (может заниматься самозакаливанием – открывает кран с холодной водой).

Сон. Уже делятся на жаворонков и совят (засыпают на ночь с 20 до 22 часов или с 22 до 1 часа соответственно). Ночной сон 9-11 часов. Ночные высаживания 2 раза : 1 раз через 1-2 часа после засыпания, 2 раз в 3-4 утра (редко в 5 утра).

Утром встают жаворонки в 6-9 часов утра, совы в 10-12.

Сон связан с фазами Луны, впечатлениями дня, переживаемыми сновидениями, состоянием здоровья, обилием питья и качеством пищи, присутствием мамы рядом. 1 раз в месяц может спать очень долго, 13-14 часов.

Дневной сон 1-2 раза, должен просыпаться в хорошем настроении, если капризничает, приложить еще на чуть-чуть. Продолжительность дневного сна 1,5-2 часа, если спит 1 раз, а если два раза, то первый раз 1,5-2 часа, а второй не более 50 минут.

Суммарный сон за сутки 12 часов.

Если очень продолжительный дневной сон – собрался заболеть.

Существует ритуал пробуждения – любят поваляться, потом делают обход и т.д. Очень консервативен, не надо торопить. Ритуал отхода ко сну. Будить не нужно!

Питание. После года грудные кормления в основном ночью с 4 до 8 утра (может быть почти непрерывное сосание или с перерывами на глубокий сон). Днем может прикладываться мало, чисто символически, для чувства уверенности или комфорта, для кормления 1 –2 раза. Для ребенка сосание груди и еда со стола разные вещи. Еда со стола – копирует взрослых, пытается наедаться.

Организация еды: Стремится сидеть за столом, как взрослые, на таком же стуле, с теми же приборами. Во время еды всё разбрасывают, пытаются есть ложкой, вилкой, берут рукой, кладут в ложку, насаживают на вилку, едят руками.

Может наедаться сам. Если не наедается, устает бороться с едой, тогда можно докормить. Важна самостоятельность малыша, нельзя замещать его действия своими. Для малыша должен быть интересен процесс поглощения еды. Не отвлекать его игрушками, книжками, телевизором и прочим!

Во время еды должны двигаться. Малыш подбегает к маме, съедает кусочек или ложку чего-нибудь, отбегает и возвращается за следующей.

Все, что связано с естественными отправлениями, связано с развитием сексуального поведения. Учится контролировать. Для ребенка важно выяснить, как это происходит. Хочет все делать сам и там, где считает нужным. Важно не мешать, не ругать.

Ночные мочеиспускания контролируемые. Мочеиспускание может быть случайное в зависимости от фазы Луны (один раз в месяц), и других атмосферных явлений. [Полный контроль за функцией к 3 годам, даже когда болен]. В чужих местах не писает, терпит до дома, до подхода к дому (места уже свои), может терпеть 6 –10 часов. Какать может стоя (1г.1м.).

Моторное развитие. Все тоже маленькое бедствие. Хорошо подтягивается на руках, взбирается на все. Возрастает темп ходьбы. Осваивает спуск со стула. Иногда зависает на краю стула – надо показать ножке, где пол.

Освоение пространства. Знает название и расположение всех комнат и мебели в квартире, доме (во дворе – всех построек) и все предметы, которые могут лежать там. Очень хорошо знает, где расположены области неисследованного пространства, и старается обязательно выяснить, что там. ( Если эти области должны остаться неисследованными, то малыша необходимо переключать, сделать области физически недоступными.) Необходимо оберегать в тех местах, где проявление познавательского интереса может плохо закончиться. Изучает свойства предметов, подвижность предметов. Изучает свойства воды – жидкость, течет, можно бултыхаться, булькать, купаться.

Психоэмоциональное развитие и интеллект. Перестает сосать руки, тащить в рот предметы, лизать. Проявляет настойчивость, ругается, если что-то делают по его мнению неправильно. Перестает ощупывать лица взрослых. Целуется, проявляет нежность.

Речевое развитие. Порывается что-то сказать, сообщить впечатления, большое желание что-то сказать. В этом возрасте может прибавить 10 слов к активному запасу или может сказать первое слово. Если ребенок молчит, но у него нормальный пассивный словарь, он может заговорить в три года и это тоже норма. Не понимает смысла распространенных предложений. Простую речь понимает очень хорошо. Просьбы выражает криком, т.к. не способен регулировать громкость речи. Очень выразительны жесты, их трудно не понять.

Книги и чтение. Некоторых не интересуют вообще. Интересно уже не рвать, а рассматривать. С удовольствием слушают 4х строчные стишки.

Подражательное поведение. Учится вытирать после себя лужицы. С пристрастием следит, если что-то сделали за него, надо все вернуть и сделать правильно ему самому. Участвует в уборке, вытирает пыль, стирает в ручную и в стиральной машине. Сознательно подражает действиям взрослых. Жестовые стереотипы. Набирает форму поведения из поведения взрослых. Очень консервативны. Если сохраняет нежелательную форму поведения – с ней придется бороться много лет. Поэтому, если ребенок впервые демонстрирует нежелательную форму поведения, на нее не надо отвечать, должно быть ясно, что такие действия к результату не приводят.

Самодостаточность и место в иерархии. Самодостаточное и целостное существо. Отстаивает себя как личность.

Питание. Дробные приемы пищи по чуть-чуть! Способен жевать почти постоянно! Режима питания быть не должно! На 4 разовое питание выходят к 3 годам. В 1год 1 месяц можно выделить 4 основных приема пищи, когда ест немножко большие порции, чем обычно: завтрак через 30минут – 1 час после пробуждения, перед дневным сном полдник, после сна — обед, ужин – перед сном. Голодным спать не должен и не будет.

МАМА – ПАПА РЕБЕНОК (отдельно)

РЕБЕНОК(вместе с мамой)

Бабушка – грандмама (подчиненная, менее динамичная, функция защиты)

Дети (до 12 лет) – подчиненные: в этой группе малыш может вести себя как мама, распоряжаться, наводить справедливость, с его точки зрения. В этом случае старшие дети должны звать маму или отнести малыша к маме. Последнее слово только за мамой.

Подростки – отдельная группа, с точки зрения малыша, находиться в доме не должны, относится к ним с опаской, при необходимости от них спасает папа (т.к. его функция – защита вне дома).

Когда делает что-то впервые – оценивает реакцию взрослых. Делает что-то, чтобы вызвать реакцию. Необходимо для выработки ориентиров. Если реакция понравилась действие будет повторено. Реакция должна быть нейтральной! Без оценки личности! Если поколебать самоуверенность, будет что-то предпринимать, чтобы его похвалили, вернули уверенность. К этому возрасту знает все запреты. Добытый предмет прячет за спину и пятится. Чтобы не приходилось отбирать, не должно быть запретов и должна быть физическая недостижимость.

Способен выполнять просьбы и поручения. Кладут вещи на место. Приносят – уносят. Необходимый предмет приносит с третьей попытки не потому, что бестолковый, а потому, что первые два предмета больше нравятся. Выполняет просьбы не обращенные лично к нему. Демонстрируют нужность. Хохочут, когда что-то получилось. Ковыряют пальцем в носу, перестанут, когда наковыряются. Не должно быть неадекватной реакции!

Физиологические явления и уход. Может отказаться от молочных продуктов. Вообще избирательно относится к продуктам, может быть категорический отказ от некоторых. Если настаивать, то не будут есть никогда. Пристрастие к сладостям, в этом возрасте необходимо для развития ЦНС (повышенная потребность в глюкозе). После сладкого спокойно едят другую пищу. Любят мясные продукты, копчености (лучше домашнего копчения). Любят острое (чеснок, лук, пряности), могут есть соль, лимон.

Мочеиспускание и дефекация. Показывает, где сделал лужицу или кучку. Если спросить, пойдет и покажет.

Моторное развитие – бегают по кругу, кружатся (развитие вестибулярного анализатора), необходимо прикрывать углы.

Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие. Начинает рисовать, проверяет, что как пишет. Удобнее всего — большой лист на полу, чтобы мог сесть на лист. Краски – пищевые красители, т.к. пробуют на вкус. Можно давать кисточку, в начале рисует кисточкой, потом откладывает, рисует руками и ногами. Давать один цвет, краски менять, постепенно выберет любимые цвета.

Появляется оправдательное поведение (если застают за тем, что делать нельзя, делает вид, что он тут не при чем).

Быстрая ориентация после пробуждения.

Продолжают совершать запрещенные действия для проверки поведения окружающих, такие проверки носят более упорядоченный характер.

Познавательное поведение. Вода булькает, набирают и выпускают, выливают. Пьют воду из ванны, сосут губку, щетку. Малыш делиться своими открытиями, его радость необходимо поддерживать.

Речевое развитие. Активно исследует рот, щупает руками (подготовка к произнесению слов). Общение – зовет с собой, ведет, взявшись за юбку, брючину. Перестают намеренно рвать книжки.

Поведение исследования: следует за мамой, осознанно и деловито, играет рядом с мамой. Бегает с мамой в туалет.

Мочеиспускание и дефекация. Если хочет покакать, то позволяет себя высадить на горшок. Писает самостоятельно, предпочитает на мягкое, писает и смотрит, как.

Моторное развитие. Продолжает кружиться вокруг своей оси, ходит на пальчиках.

Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие. Вытирают руки, если испачкаются, моют руки. Любовь к порядку, возмущаются, если что-то не на месте. Требуют, чтобы подняли высоко для обзора. Формы поведения перенимают те, которые не видели раньше. Выполняют 70% просьб взрослых. Очень правильные.

Перестает есть все подряд вместе с мамой. Отказывается пробовать новое. Если видит, как это ест мама, то может попробовать, дня через три. Может захотеть попробовать, если что-то новое ест ребенок чуть старший и пытается спрятаться.

Начинает пить много воды. Запивает еду водой. Едят что-то одно, пока не наедаются.

Мочеиспускание – случаются единичные непроизвольные мочеиспускания во время сна (зависят от фазы Луны, изменения атмосферного давления, а также, когда заболевает, много выпьет перед сном.). Начинают бить рукой наотмашь. Не допускать неадекватной реакции! Надо уворачиваться, снимать с рук, говорить – “мне больно”.

1 год 5 месяцев.

Моторное развитие. Осваивает ступеньки, носит за собой подставку для доставания выключателей, полочек и т.п. Двигает стулья. Кружится, вертит головой, ходит на цыпочках.

Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие. В этом возрасте может быть взрыв речевого развития. Прибавляет по 5-10 слов в неделю. Смешно и картинно обижается. Выбирает способ демонстрации обиды (обычно, как мама) и обижается и ждет ответную реакцию. Бьют по лицу и щипаются. Спустить с рук. Опасается страшилок, появляется страх.

Уход. Может самостоятельно сесть на горшок, чтобы пописать или покакать (бывает редко).

1 год 6 месяцев.

Моторное развитие. Развивается мелкая моторика, открывает краны, дверки, бутылки – свинчивает крышечки. Уверенно действует ложкой, вилкой. Больше не разливает содержимое, когда пьет из чашки.

Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие. Опять пристрастие к дырочкам, особенно к розеткам, любят вставлять заглушки.

Любят рассыпать крупы, соль, муку. Необходимо предоставить для него баночки с крупами, отсыпать в личное пользование.

Начинают опасаться темноты и понимать смысл страшилок. Считают, что громкие шумы и стуки производит какое-то существо. Нуждается в страхах и опасениях.

Знает все части тела и показывает. Знает по именам всех членов семьи. С удовольствием показывает предметы и картинки. Теперь показывает не то, что ему нравится, а то, что просят. Охотно выполняют поручения. Показывают, где предметы, которые потеряли. Пытаются подключиться к беседе, жестикулируют.

Уход и питание Стремится есть самостоятельно, полностью без взрослых, можно помочь доесть, но не начинать кормить! Горшок – в основном продолжает играть (надевает на голову и т.п.). Горшок должен быть обязательной частью интерьера!

1 год 6-8 месяцев.

Моторное развитие. Начинают плеваться со звуком тр-р-р. Издают шумные звуки, выдувая воздух через губы (подготовка к произнесению слов).

Психоэмоциональное развитие. Хорошо знают границу между запрещенным и дозволенным. Если очень хочется, найдут момент и влезут. Перед папой и мамой – демонстрация послушания. Может попросить маму отвернуться, чтобы пошалить, а она этого не видела.

Строгий голос – подвергается сомнению замечательность ребенка, залезает на руки и требует доказательств любви.

Мама может пообижаться. Затягивать игру в обиду нельзя.

Уход. Писает в теплом мягком месте, ”ставит метки” по квартире. Не настаивать на горшке. (насилие в приучении к горшку девочек – затруднение с раскрытием шейки матки в родах).

Могут прыгать со стола ( 5-10 раз и только с безопасной для себя высоты.)

1 год 9-10 месяцев.

Моторное развитие. Начинает меняться внешне, вытягивается, становится стройнее. Становится не “кругленьким”, а “длинненьким”. Тренируются в беге, должна быть возможность побегать.

Речевое развитие. Тренируют дрожание языка – “пыф-ф”, ”тыр-р”, и т.п., пускают пузыри, может быть скачок речевого развития. Активизация желания поделиться мыслями. Может говорить простые предложения из 2-х слов или из 3-4. Полностью понимает речь взрослых, кроме деепричастных оборотов (после 4х лет – до этого теряет ход мысли).

Чтение. Любит книжки, самые любимые рвет и затирает. Поэтому, если стало ясно, что данная книжка – любимая, надо купить еще три штуки.

Психоэмоциональное развитие. Возрастают волевые качества, способен выслушивать объяснения, если плачет, и даже может прекратить плач, после нуждается в тихом утешении. Ревностное слежение за порядком в доме.

Желания выходят за пределы возможного (примерно 1 месяц) – обилие каприз, обид, требований, хулиганства – договорится не получается, но нужно стараться.

Безсознательные страхи. Ребенок боится пушистых шариков, меха, пушистых вещей. Страхи не связаны с внешними событиями, а связаны с воспроизведением воспоминаний внутриутробного периода и родов. Страх можно победить, устранив его физически (выбросить, надежно спрятать и т.п.). Любимая вещь может стать страшной, т.к. в воображении ребенок ее оживляет и когда она оживает, становится страшной. Страх от вида акул, дельфинов на картинках, раскрытой рыбьей пасти.

Рисование. Активно развивает художественные способности – наскальная живопись и татуировка. Необходимо выделить кусок стены, заклеить белой бумагой, обоями наоборот, можно ограничить орнаментом. Для рисования на себе дать что-нибудь легко смывающееся, не ядовитое.

Уход. Жевание пальцев (чешутся задние зубы). Садится на горшок и сидит долго, с удовольствием, приносит с собой игрушки, книжки. Не надо сгонять!

1год 10-11 месяцев.

Физиологическое развитие. Засовывает руку в рот до рвотного рефлекса (примерно 1 месяц). Не заострять внимание!

Психоэмоциональное развитие. Начинает скучать по маме и папа, понимает, что уходят, переживает, что не взяли с собой. Уходить и приходить необходимо потихоньку (даже раздеться при возвращении лучше потихоньку т.к. ребенок увидев маму наконец, сразу хочет приложиться к груди).

Игры, игрушки. Нравится баловство, возня. Начинают играть с мячом, подражая взрослым. Играют вещами взрослых, могут начать играть игрушками (нужна безликая кукла).

Ухо и питание. Ест 4-5 раз (основные приемы пищи), со всеми за компанию, 5 раз дополнительно что-нибудь по чуть-чуть. Любит сладкое. Естественные отправления. Самостоятельно садится на горшок какать, перестает писать в укромных уголках и мягких местах. Можно сдать в чистку ковры и заказать чистку мягкой мебели.

Сон совместный, надо присыпать, может послушать сказку.

Бытовые навыки. Вечерний туалет каждый день, любит мыться, с мылом можно 1-2 раза в неделю. Начинает одеваться самостоятельно. Любят ходить на прогулку, во время прогулки переходят от одного объекта к другому, у каждого возятся, исследуют.

Моторное развитие. Начинают прыгать на двух ногах, спрыгивать со стола, стульев. Бегают вприпрыжку. Спрыгивает сам или привлекает взрослых, делает многочисленные попытки.

Психоэмоциональное развитие. Если уже говорит – повторяет все, что слышит, слова, фразы. Повторяет жестикуляцию. Стремится к самостоятельности, все сам. Пересчитывает всех членов семьи. Если на прогулку пошли несколько человек, то малыш следит, чтобы никто не отстал, не ушел вперед, все должны идти кучно. Нельзя провожать с ребенком, все кто вышел из дома, должны вернуться (может быть сильное беспокойство, плач). В понимании малыша стая не должна разбиваться.

Уход. Чистит зубы, ест зубную пасту, чистит долго, с удовольствием (один тюбик на три чистки). Кладет все на место.

2 года 1-2 месяца.

Психоэмоциональное развитие и поведение. Кусаки – защищается кусанием, если кто-то что–то делает неправильно – кусает.

Сохраняются моменты неустойчивости в поведении, но в основном выравнивается. Расцвет художественного творчества – татуировка и наскальная живопись. Пишут на предложенном пространстве, потом переходят и на соседние места.

(Ребенок вообще проходит все стадии развития первобытного общества – собирательство (все подбирает на прогулке и домой тащит), охотится (на насекомых преимущественно), потом скотоводство (пасут жучков) и земледелие (пытаются сажать).

Речевое развитие. Если заговорил – способен повторять любые слова очень четко. Совершенствует языковые способности, начинает склонять существительные. До этого говорил в основном глаголами в повелительном наклонении совершенного и несовершенного вида. Может заговорить, как взрослый.

Моторное развитие – все прыгуны, 2мя ногами отталкиваются от пола.

Психоэмоциональное развитие и поведение. Самостоятельность, самодостаточность, сообразительность. Используют, как эпитет, названия цветов для выражения эмоционального отношения к предмету – хорошее — желтое, красное (какая желтенькая машинка –про зеленую), плохое – синее.

Речевое развитие. Употребляет все части речи, множественное и единственное число. Трудности с причастиями и деепричастиями. Составляет предложения из 3х-5 слов, сложные предложения из 2-3 простых предложений. Компонует до 6 предложений для изложения своей мысли. Не надо пытаться разговорить ребенка! Не надо настойчиво поправлять! Может замкнуться и перестать говорить.

Нравственные основы поведения. Большие демократы. Не понимают необоснованные запреты и действия, не логичные с их точки зрения. Требуют объяснений. Борцы за справедливость. Не любят невежливость, грубость. Защищают младших и более слабых, пытаются восстановить справедливость. Показывают человеку, в чем он не прав и демонстрируют своим поведением, как надо себя вести. Пытается выполнять вместе с мамой функцию судьи. Малыша не смущает ограниченность собственных возможностей. Ведет себя, как существо с очень большими возможностями.

Точно знает, как устроен мир. Уже сложилось впечатление.

Потребность в субординации. Требуют, чтобы с ними не обращались фамильярно. Требуют, чтобы на него не кричали, общались, как со взрослым.

Осознанно говорят “спасибо” и “пожалуйста”. Но потом перестают. Не надо поправлять и требовать, чтобы говорил. Если в семье это общепринятая форма поведения, то, став старше, он к ней вернется.

Бытовые навыки. Активно участвует в делах по дому. Без каприз выполняет поручения и просьбы по первому требованию. Требует, чтобы с ним обращались, как с большим. Не любят форму требования и приказов.

Уход. Питание — 4 раза ест в определенном режиме, но между основными кормежками еще нуждается в кусочках.

Сон. Дневной сон может сместиться к вечеру, хочет присоединить к ночному сну. Еще не готовы отказаться от дневного сна. Кажется, что ребенок стал спать меньше, суммарно за сутки получается примерно 12 часов.

Естественные отправления – ночью спят сухие, 1 раз встают в туалет и иногда спят до утра сухие (иногда могут быть неудачи – новолуние, полнолуние).

2 года 3 – 6 месяцев

Моторное развитие. Продолжают тренировки по спрыгиванию , осваивают лесенки – вверх-вниз( учится перебирать ногами), ходит, как большой.

Психоэмоциональное развитие. 2 года 4 месяца – вселяется дух противоречия, но на самом деле противоречие только на словах ( будешь пить? – нет! И тут же пьет). На прямое заявление ответ всегда с предлогом “не”. Если очень далеко зашел в отрицании – переключать. Делают это не злобно( все отрицают), отказываясь на словах, все равно делает.( так примерно 2 месяца). Хорошо действуют мягкие уговоры, переключение, веселое дурака-валяние.

Начинают подражать агрессивным действиям, если видят их во вне.

Пытаются восстановить справедливость и начинают плеваться. С этого момента могут вылить воду изо рта (полоскать рот).

Нападают на все, что по его мнению его обидело (споткнувшись о кубик, начинает его ругать, в подобной ситуации надо объяснить, что пострадавший – кубик, ему больше досталось).

Боятся выглядеть невзрослыми и глупыми. Индеец и грабли. Второй раз не наступит никогда.

Речевое развитие. Хорошо склоняют, спрягают, говорят уверенно, но ошибки иногда делают – в этом возрасте можно начать поправлять, ненавязчиво и корректно.

Нравственные основы поведения. Могут извиняться. Обычно все про извинения знают, но по своей инициативе не извиняются. Нельзя требовать, чтобы извинялся перед чужим человеком. Извиняться должна мама! Если не хочет извиняться дома, то тоже должна мама (берет за ручку и идет вместе извиняться). Если дома принято извиняться, то ребенок, став старше, тоже будет. Можно играть в “извини” – по кругу наступают на ногу и извиняются. Ребенок может услышать такую мысль, сказанную в его присутствии третьему лицу – извиняется только большой и сильный, а меленький и слабый – нет.

Бытовые навыки. Любят делать все, как взрослые, в его представлении. (Играет в приготовление еды, но для этого ему необходимо снять с бабушки ее фартук и готовить, завернувшись в него.) Надо поощрять.

Участвует в уборке и делает несложные работы хорошо. Необходимо давать ориентиры – это хорошо, это не очень, давай вместе переделаем, теперь хорошо.

Уход. Сон – перестают просыпаться с плачем совсем.

Естественные отправления — хорошо сидят на горшке, играют. Некоторые дети, чтобы покакать, раздеваются догола.

2 года 7 месяцев.

Моторное развитие. Перепрыгивает и спрыгивает, прыгает на четвереньках.

Речевое развитие. Задает вопросы : “Я порисоваю?”. Описывает события в 3-4 предложения. Объясняет причинно-следственные связи. Много учат стихов и сказок, начинают петь. Рассказывают стихи, рассказы, которые слышали давно. Просят, чтобы рассказали один стишок 20 раз. Заказывают, что читать.

Опыт бессознательного. Может рассказывать о своих воспоминаниях до рождения (в этот момент меняется лицо, пытается что-то вспомнить, рассказывает что-то бессвязное, если такое замечено, то необходимо внимательно выслушать и потом записать).

Начинает избирательно относиться к картинкам. Рассказывает о событиях, которых не было, но он в них главное действующее лицо. Надо выслушать, с расспросами не приставать, потом записать.

Стремиться к ограничению пространства, любит строить домики, под одеялом, играть с коробками, залезать в них.

2 года 8-9 месяцев

Моторное развитие – прыжки, кувырки, спускается с горок.

Психоэмоциональное развитие — Самостоятельность становится настойчивой и назойливой. Вдруг сильно начинает бояться чужих. Начинает давать руку.

Речевое развитие. Может прекратить говорить, если испугается чего-то, или покажется, что говорит не так, как другие ( дети, которые заговорили недавно). Не надо слишком поправлять и одергивать.

Опыт бессознательного. При наличии внешних объектов, напоминающих рождение, могут пытаться воспроизвести события, что-то пытаются рассказать, вспомнить.

Боятся воронки воды в ванной. Трепетно относятся к трубам, интересует и волнует процесс засасывания воды. Меняется в лице, насторожен, усиленно пытается что-то вспомнить. Может быть интерес к воронке, любят смотреть, как стекает вода, много раз наполняют ванну, чтобы посмотреть, как стекает. Если боится – не пытаться объяснять, что он туда не утечет, просто больше не показывать, сливать воду в отсутствии малыша. Однажды он уже туда стек и подсознательно это помнит.

Выделяет образы, связанные с внутриутробным периодом и рождением.

Не нравятся серо-синие тона, страшные картинки, пасти, клювы, когти.

Бытовые навыки. Режет ножницами (должны быть заранее отложены всякие разные кусочки, которые можно резать и журналы, газеты, из которых можно вырезать картинки.).

Сами одеваются и обуваются занимаются этим процессом с удовольствием. Осваивает расстегивание пуговиц. Обходят лужи, расстраиваются, когда испачкаются, особенно, когда испачкает то, что сам одел.

2 года 9-10 месяцев.

Моторное развитие — кувыркается и перевертывается.

Психоэмоциональное развитие – несговорчивый и упрямый. Способен участвовать в коллективных играх со старшими. Способен выполнять порученную роль.

Гуляет без руки, но рядом с мамой.

Охотничий период – давит букашек (чтобы наверняка не укусила). Охотник.

Бытовые навыки. Нравится надевать трусы (до этого момента дома ходит с голой попой), надо подсказывать, где зад, где перед. Там, где ясно, одевает сам хорошо. Пуговицы – пытается застегивать.

На прогулке наступает во все лужи и во всю грязь. Если мама сильно переживает по этому поводу и выдает интересную реакцию, будет лезть в лужи специально. Одежда должна быть подходящей – легко стираться, плохо пачкаться. Неопрятный вид вещей развивает неряшливость. Разрезается вся бумага в доме и все пробуется на разрезание. Необходимо предоставить разные кусочки всего, что режется. Безопасные ножницы с закругленными концами. Разрезание переходит в вырезание.

2 года 10 месяцев – 3 года

Кризис социальной адаптации не бывает в три года!

Обычно только после 3х с половиной лет! Раньше – редко.

Психоэмоциональное развитие. Упрямятся и не дают себя уговаривать, все время возвращаются, куда им надо. Выбирать альтернативное решение, или пусть делает все сам.

Очень боится выглядеть глупым. Если упрямится и хочет сделать заведомую глупость и потом наверняка окажется к калоше – надо сразу разрешить это сделать. Если провоцирует конфликты – надо разрешать конфликт, путем сажания в калошу.

Физические нагрузки – успокаивают ребенка.

Бытовые навыки. Строительство домиков и т.п. Трепетно относятся к своим сооружениям, огорчается, если сломалось.

Начинает очень плохо есть ( примерно до 4х лет).

anka.wordpress.com

Развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет

Возраст 6-7 лет у детей называется младшим школьным. Это удивительное время, когда ребенок превращается в такого ученого, каждый день совершающего открытия и жаждущего больше и больше новых знаний. Уже не всегда нужно работать над тем, чтобы ребенок сконцентрировался и не отвлекался на раздражители, зачастую он сам осознанно выбирает внимательность и терпение, если его что-то заинтересовало и увлекло. Это любопытный искатель, который нуждается в каждодневном пополнении своих знаний.

Показатели развития детей 6-7 лет варьируются, так как разные дети по-разному развиваются. Согласно таблицам гармоничности развития детей, которые используют в своей практике врачи-педиатры разных стран мира, рост ребенка колеблется от 105 до 130 см у мальчиков, и от 106 до 133 см у девочек (девочки немного опережают в развитии своих сверстников мальчиков).

  • генетических особенностей;
  • питания;
  • среды, в которой развивается ребенок;
  • показателей его физического и психического здоровья;
  • наличия воздействующих неблагоприятных факторов окружающей среды.
  • информацияЗа один год (с 6 до 7 лет) ребенок вырастает в среднем на 7-9 см. Это очень быстрый темп и педиатры его еще называют первым скачком физического вытяжения.

    Вес детей также разнится и зависит от тех же факторов, которые перечислялись выше, а также от особенностей метаболизма (если метаболизм замедленный, то ребенок сложен плотно, если ускоренный — худощав и вытянут). Педиатры считают, что к 6 годам малыш приблизительно в два раза превышает свою массу тела в 1 год (то есть, если в годик малыш весил 10 кг, то в 6 лет он будет весить около 20 кг).

    • У мальчиков показатели веса колеблются между 16 и 30 кг, и за год прибавка в весе составляет около 2 кг.
    • У девочек показатели веса балансируют между 16 и 31 кг (прибавка за год — приблизительно 2,5 кг).
    • Окружности головы и грудной клетки в этом возрасте уже не так показательны, но при каких-либо отклонениях в физическом развитии доктор обязательно обратит на них внимания, оценив гармоничность их прибавки.

      В возрасте 6-7 лет дети претерпевают серьезные изменения в строении и функционировании органов и систем. Первое физиологическое вытяжение не всегда протекает гладко, существует риск развития следующих видов заболеваний:

      • сердечно-сосудистых;
      • неврологических;
      • эндокринных;
      • гастроэнтерологических.
      • Анатомические особенности индивидуальны и обеспечение нормальной функции органов не всегда соответствует быстрорастущему организму (например, при поспешном росте не всегда размеры сердца соответствуют размерам тела, поэтому часто развиваются вегетососудистая дистония и клапанная недостаточность).

        Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие детей в 6-7 лет

        Дети младшего школьного возраста переживают период предполового созревания. Это время, когда мальчики начинают стесняться близкого общения с мамой, начинают понимать, что они не такие, как девочки, смеются над ними, дразнятся и дергают за косички. Это происходит из-за начала созревания мужских половых гормонов, увеличения в размерах яичек. Поведение бунтующих против подружек мальчиков — не что иное, как замаскированный интерес к противоположному полу. Не стоит наказывать сорванцов за такое поведение, потому что это естественный процесс.

        дополнительноРебенок в 6 лет впервые начинает себя осознавать самостоятельным членом общества. Это не «я сам» в 2-3 года, это готовность нести ответственность за свои поступки (все начинается с малого, поэтому необходимо заложить в ребенке такую черту характера).

        Мальчики и девочки еще не могут:

      • мыслить абстрактно;
      • выстраивать логические цепочки;
      • мотивировать себя на длительные сроки;
      • строить долгосрочные планы.
      • имеют хорошую готовность к обучению и тягу к знаниям;
      • способны сравнивать конкретные предметы и нематериальные вещи, находить между ними сходства, могут связать между собой особенности структуры и функции;
      • хотят рассуждать и анализировать, благодаря чему развивается образное и логическое мышление.

      В 6-7 лет дети все проносят сквозь себя, через свой собственный опыт и наблюдения. Не всегда они понимают абстрактные и многозначные понятия (такие как добро и зло, гордость и независимость), но все их могут описать какими-либо характеристиками и привязать качества, характерные этому понятию, приписать чей-то образ. К примеру, если спросить у ребенка, что такое нежность, он не сможет представить себе это всеобъемлюще, но скажет, что это проявление любви, забота, что нежна его мама.

      Что делать родителям

      В этом возрасте в обязанность родителей входит:

    • контроль режима дня, активности и отдыха;
    • выбор адекватных физических и психоэмоциональных нагрузок;
    • правильный подбор рациона питания;
    • общение с ребенком;
    • внимание к его внутреннему миру.
    • Стоит следить за иммунной системой, так как в 6-7 лет дети подвержены респираторным инфекциям (особенно в период привыкания к новому коллективу в школе и обсеменения новой микрофлорой). С целью повышения защитных свойств организма и его адаптивных возможностей можно и нужно добавить в рацион витамины и микроэлементы, которых недостаточно в обычной пище из-за нарушения хранения, термической и химической обработки.

      У шестилеток молочный прикус меняется на взрослый. Начинают выпадать детские зубки, на смену которым вырастают постоянные. Поэтому гигиена ротовой полости, осмотр стоматолога, правильно подобранный баланс кальция, фосфора, витамина Д и т.п. крайне важны для развития красивой улыбки детей и здоровья полости рта.

      Еще одним важным моментом является правильная осанка взрослеющего чада. Обязательно следите за его посадкой, ходьбой, жесткостью постели, на которой дитя проводит свой ночной отдых, физическими нагрузками, чтобы не нарушить формирование скелета и мускулатуры.

      Рекомендации по процессу обучения

      советЕсли вы хотите, чтобы малыш лучше усваивал новые знания, ему лучше дать возможность все попробовать, потрогать, ощутить. Поэтому занятия с ним как в школе, так и дома должны проходить не в виде сухой подачи материала, а с реальными примерами, предметами для изучения в форме познавательной игры.

      Тогда малыш точно не заскучает.

      Занятия обязательно нужно разбавлять:

    • творческими работами;
    • небольшими физическими разминками;
    • разучиванием песенок и танцев;
    • чтением добрых сказок.
    • У детей-шестилеток важно бороться за три самых главных составляющих успешного обучения:

    • Внимание можно приковать правильной подачей материала с учетом физиологических особенностей детей этого возраста и желанием пропускать все через игру.
    • Память развивается изучением стишков, песенок, движений в танцах, забавах на свежем воздухе.
    • Работоспособность появится тогда, когда ребенок будет увлечен новыми знаниями. Заинтересованность – это самая главная мотивация у детей этого возраста.
    • deti.baby-calendar.ru

      Смотрите так же:

      • Отделение от семьи детей Отрыв детей от семьи при поступлении в больницу или детское учреждение Психологические последствия отрыва детей от семьи. В недалеком прошлом наблюдения за детьми, лишенными родительской заботы, позволили педиатрам, психологам и детским психиатрам прийти к заключению о нарушении психомоторного развития тех, кто оказывался в условиях […]
      • РбСтеркина основы безопасности детей дошкольного возраста Главная Детский сад Стеркина основы безопасности детей дошкольного возраста скачать Методическая разработка (старшая группа) по теме: Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б Опубликовано 26.11.2011 - 19:35 - Дьякова Ольга Хамитовна до дошкольников по […]
      • Сколько платят за 2 ребенка по уходу Пособия 2017 - по уходу за ребенком 1,5 и 3 лет, детские. Пособия и их размер - детское пособие при рождении и уходу за ребенком до 1,5 и 3 лет в 2017 году, является не чем иным, как социальной формой поддержки российских граждан, молодых семей и одиноких матерей. Размер детского пособия в предстоящем 2017 году, по сравнению с […]
      • Роль семьи в развитии и формировании личности ребенка Роль семьи в формировании личности ребенка курсовая Семейные отношения и формирование личности ребенка Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере Семейные отношения и формирование личности ребенка” Студент Озорнин П. Н. (группа И-254) Преподаватель Ермолаева С. Г. Содержание Введение… 3 Глава 1. Роль семьи в развитии […]
      • О дополнительных мерах поддержки семей имеющих детей Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" С изменениями и дополнениями от: 23 июля, 25 декабря […]
      • Ребенок 3 месяца как спит днем Малыш 3 месяца плохо спит днем Вопросы о детском здоровье Ребёнок (3.5 месяца ) плохо спит. Здравствуйте. Очень надеюсь на вашу помощь. Моей дочке 3 с половиной месяца. Примерно в 2 месяца днём я попробовала укладывать её спать на балконе (не застеклённом). По началу она спала по часу-два раза 3-4 за день. Я была счастлива! Ночью тоже […]
      • Развиваем речь детей 2-3 лет для родителей Консультация для родителей "Развиваем речь детей 2-3 лет" Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но […]
      • До скольки лет ребёнок спит в детской кроватке С какого возраста переходить от детской кроватки к обычной кровати? ?а нас проблема в том что малышка с четырех мес.отказалась спать в кроватке вообще, спит теперь с нами.если куда то отлучится нужно (ночью мужа бужу)а в течении дня сажаю в коляску и вожу с собой по квартире, в крайнем случае манеж, но если я выхожу из комнаты у нее […]