«Педсовет «Стратегия развития воспитания до 2025 года»

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.

Текстовое содержимое слайдов презентации: Стратегические направления развития воспитательной системы МОУ «СОШ №1» ЗАТО п. Горный: задачи, организация, критерии оценки Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут Януш Корчак Цель педсовета организация совместной деятельности всех участников образовательного процесса (администрации, педагогов, учащихся, родителей) направленной на реализацию основных направлений развития воспитания, обозначенных в Стратегии развития воспитания на период до 2025 года. Задачи педсоветаСформировать у педагогов теоретические представления о стратегических ориентирах воспитания, обозначенных в Стратегии развития воспитания на период до 2025 года Определить новые возможности и способы развития воспитания в соответствии со стратегией развития воспитания на период до 2025 года План проведения педсоветаОрганизация работы педсовета. Председатель педсовета И. А. Ковалева1. Ключевые моменты «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Г. В. Боязитова2. Стратегические ориентиры воспитания МОУ «СОШ №1» Зам. Директора по ВВР Т. С. Давыдова3. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций (работа в группах – домашнее задание)4. Итоги III четверти Зам. Директора по УВР Г. А. Юдина5. Проект решения педсовета О. Д. Куйдина, Т. Г. Шаньгина, И. Н. Николаева «. Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». В. В. Путин Документы правительства РФ о воспитании1.Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 г. (Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. №716)2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 2 мая 2015г. №996-р)3. План мероприятий по реализации в 2016 – 2020 г. Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 12 марта 2016 г.) Цель Стратегии: Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и градаций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение. Задачи Стратегии: — создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи; — обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности; — повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации; — сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций; — обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Приоритеты государственной политики в области воспитания:- воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям;- поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;- защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;- обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;- обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;- воспитание языковой культуры детей;- развитие сотрудничества субъектов системы воспитания в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан РФ В. Матвиенко: «Необходимо придать Стратегии общенациональный статус, ответственность за ее реализацию должны нести не только государственные организации, но и общественные объединения», — подчеркнула Матвиенко. Также председатель Совета Федерации коснулась темы Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне». По ее словам, это возвращение положительного опыта, однако необходимо, чтобы оно «творчески применялось в современных условиях и было притягательно для молодежиСогласно проекту Стратегии, приоритетной задачей РФ является «формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями ХХI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины». Основные направления развития воспитания:- Поддержка семейного воспитания Развитие воспитания в системе образования- Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсовПоддержка общественных объединений в сфере воспитания- Гражданское и патриотическое воспитание- Духовно-нравственное воспитание- Приобщение детей к культурному наследию- Физическое развитие и культура здоровья- Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение- Экологическое воспитаниевоспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям;поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья.воспитание языковой культуры детей;развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ. бизнес-сообществ) Ожидаемые результатыРеализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить:- значимость воспитания в общественном сознании;- укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества;- повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;- развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности;- доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья; — создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;- утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;- снижение уровня негативных социальных явлений;- развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;- повышение качества научных исследований в области воспитания детей;- повышение уровня информационной безопасности детей;- снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;- формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года была утверждена распоряжением Кабмина 29 мая 2015 года. Ранее сообщалось, что в план включены 39 мероприятий по семи направлениям, в частности, предусмотрено совершенствование нормативно-правового регулирования, развитие кадрового потенциала, система мер по развитию системы воспитания. Для совершенствования нормативно-правового регулирования могут быть внесены поправки в федеральные государственные образовательные стандарты. Школьные программы будут соответствовать новой стратегии в части воспитания и социализации обучающихся в России к 2017 году. Все необходимые изменения в образовательные стандарты будут внесены уже в этом году. Школа не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация, школа – это возвышенный дух, мечта ,идея, которая увлекает сразу троих — ребенка, учителя, родителя и тут же реализуется. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…Учитель призван реализовывать мечты детей! А.А. Захаренко

Размер файла: 165 kB Загрузок: 15

schoolfiles.net

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.

Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.

Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

II. Цель, задачи, приоритеты Стратегии

Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:

обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;

создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;

создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;

повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;

обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;

обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;

studfiles.net

«Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г.» или «Пятна Роршаха»? Обсуждение в РИСИ

В прошлом году Министерство образования и науки подготовило проект «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.», который был разработан в рамках плана первоочередных мероприятий правительства по реализации положений «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг». Широкому обсуждению этот проект не подвергался, так же, как неизвестным оказался состав рабочей группы, подготовившей этот документ…

Только позже стала известна информация, что в группу, возглавляемую бывшими министром образования, а ныне ректором Университета дружбы народов В.М.Филипповым , входят 97 человек. Среди них оказались такие известные «инноваторы», как Асмолов А.Г ., зав. кафедрой психологии личности МГУ, директор Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования», член совета Российского еврейского конгресса; Калина И.И ., руководитель департамента образования г. Москвы, скандально известный благодаря своей деятельности по слиянию и оптимизации московских школ, включая школы-интернаты, спецшколы для детей-инвалидов и трудных детей, школы для одарённых детей; Ямбург Е.А. , директор Центра образования № 109 и др.

Единственный серьёзный и основательный анализ этого роекта был сделан юристами И.Понкиным и Т.Петраковой. В их заключении были сформулированы жёсткие выводы: документ содержит значительное множество положений, грубо противоречащих законодательству Российской Федерации, конституционным гарантиям прав и свобод человека и гражданина, а также сложившимся социальному образовательному запросу, интересам общества и государства в рассматриваемой сфере; в целом проект обладает качествами субверсивности (разрушительности, подрывным характером) по отношению к нравственно-ценностным и культурным традициям и устоям российского общества.

После этого проект был подвергнут серьёзной переделке, из него были убраны наиболее одиозные положения, однако новый проект, опубликованный 14 января 2015 г., сохранил все прежние недостатки предыдущего текста.

10 февраля 2015 года в малом конференц-зале РИСИ им. А.Н. Боханова было проведено экспертное обсуждение нового варианта «Стратегии», в котором приняли участие целый ряд экспертов: психологов, педагогов, юристов, историков, политологов, демографов и специалистов из других областей. Все участники были единодушны в жёсткой и обоснованной критике документа, который, по их мнению, никоим образом не является национальной стратегией.

Вводный доклад был сделан членом Академии геополитических проблем, кандидатом исторических наук Четвериковой Ольгой Николаевной. В своём выступлении, посвящённом анализу истоков и содержанию проекта глобального образования и формирования «нового человека», она подчеркнула тот факт, что «Стратегия» абсолютно несовместима и противоречит «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.» и новой редакции «Военной доктрины» РФ. Положения «Стратегии» содержат серьёзную и угрозу для духовно-нравственной безопасности РФ, и риски прямого вмешательства деструктивных международных институтов в образовательное и воспитательное пространство России.

Доктор педагогических наук из Курского государственного университета Владимир Михайлович Меньшиков подчеркнул, что проект не содержит внятных целей и результатов, разные абзацы противоречат друг другу логически и порой не связаны между собой по смыслу, что свидетельствует о компилятивном характере документа.

С выступлениями на заседании выступили также член-корреспондент РАО, доктор психологических наук В.И.Слободчиков; руководитель Центра гуманитарных исследований РИСИ, кандидат исторических наук М.Б.Смолин; старший научный сотрудник Института психологии Российской академии наук, руководитель отдела «Центра развития творчества детей и юношества «Лефортово» (г. Москва), кандидат психологических наук А.В. Шувалов; профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук А.Л.Вассоевич, президент Международного фонда славянской письменности и культуры А.Н.Крутов; профессор факультета политологии МГУ, доктор исторических наук С.В.Перевезенцев и др.

Эксперты сошлись во мнении, что «Стратегия» представляет собой лишь декларативный набор общих фраз, оставляющих широкий простор для произвольных интерпретаций. Неоднократно звучало мнение о том, что «Стратегия» в её нынешней редакции не может претендовать на статус нормативного документа, поскольку не содержит в себе не только чёткой осмысленной идеи, но даже с точки зрения методологии изложения демонстрирует некомпетентность составителей. Было особо подмечено наличие в тексте элементов неолиберальных глобализационных технологий, что частично объясняет стилистическую абсурдность. В некоторых положениях проекта, вызвавшего критическое обсуждение, отражается подход западной «гуманистической» педагогики, не соответствующий образовательным и педагогическим традициям России. Вместо стратегии развития национальной системы воспитания был представлен абстрактный концептуальный продукт, призывающий к введению неких общечеловеческих ценностей без конкретизации содержания воспитательного процесса.

Данный подход чреват потерей образовательного, а в перспективе и политического суверенитета РФ, т. к. под «общечеловеческими ценностями» все чаще понимаются разрушительные тенденции в политической сфере и воспитательной системе западных государств.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ПРОЕКТУ «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РФ ДО 2025 г.»

А нализ проекта «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – «Стратегия») показал, что его содержание не является национально ориентированным и грубо противоречит « Стратегии национальной безопасности Р оссийской Ф едерации до 2020 года» и новой редакции «Военной доктрины Российской Федерации ».

Вместо определения целевых ориентиров построения национальной системы воспитания Российской Федерации, авторами «Стратегии» предлагается концептуально-идеологический суррогат в виде неведомого никому «развития воспитания».

В « Стратегии » отсутствуют четко выраженные нравственно-ценностные основы воспитания, соответствующие историческим, социокультурным и духовно- нравственным традициям русского народа и других народов Российской Федерации. Доминирующей идеей проекта является «вариативность ценностных систем» и нравственный релятивизм, блокирующие становление духовной способности к различению добра и зла.

Идеологическая обработка подрастающего поколения в России в духе космополитизма и так называемых общечеловеческих ценностей будет прямо способствовать формированию в бл ижайшие 5-10 лет социальной основы для смены власти в России в интересах иностранных государств, зарубежных и международных организаций, которые в течение длительного времени навязывают России разрушительные «реформы» в области культурного наследия и национально-культурной идентичности. Тем самым авторы «Стратегии» фактически отвергают чётко высказанную позицию Президента России В.В. Путина о необходимости укрепления общенациональной гражданской идентичности и этнических идентичностей народов России, в единстве и гармонии, без их взаимного противопоставления.

Для современной России такой подход несет в себе разрушительный потенциал по отношению к российскому культурно-цивилизационному коду, связанному с русским языком и русской культурой, историко-культурным наследием всех народов России и их общими (совпадающими) нравственными устоями и традициями.

Представленный текст «Стратегии» носит декларативный характер, отличается неопределенностью понятий и обтекаемостью формулировок, что создает риски произвольной интерпретации смыслов и принятия безответственных управленческих решений.

Проведенный анализ проекта «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» показал, что данный документ требует кардинальной концептуально-методологической и содержательно-смысловой переработки.

ВЫСТУПЛЕНИЕ В.М. МЕНЬШИКОВА, доктора педагогических наук, профессора, зав. кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета:

«Почему проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» не может быть принят в предложенной редакции?»

Уважаемые участники круглого стола!

Нам предложен для обсуждения документ исключительной важности. И поэтому мы должны очень строго, ответственно, а самое главное – исключительно профессионально обсудить его. И я бы особенно подчеркнул — исключительно профессионально. Мы должны перейти к анализу этого документа, как врач к больному – он лечит именно человека, независимо от того, кем является этот человек. Точно также честно, объективно и ответственно мы должны подойти к анализу этого документа.

Если оценивать документ с этих позиций, то, прежде всего, мы должны поблагодарить Министерство образования и науки Российской Федерации и всех разработчиков «Стратегии» за их работу, потому что такой документ разработан впервые в истории России.

В тоже время мы должны честно сказать, что получился не просто плохой документ, а документа просто нет. Чтобы понять это, надо знать, что в любом педагогическом документе исходным пунктом, определяющим все содержание документа являются его цели и задачи. Читаем задачи Стратегии.

« Создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;

Если оценить эти задачи с точки зрения их содержания, то мы увидим, что здесь нет ни одного предложения, которое можно было бы квалифицировать как задачу в строгом смысле этого слова; то что выдается за задачи, это не задачи, а условия и средства обеспечивающие решение не сформулированных в «Стратегии» задач.

Можно сказать излишние придирки. Но если вы не знаете задач, вы не определите и результаты. Поэтому посмотрите на представленные в стратегии «Ожидаемые результаты». В них всего два предложения, которые можно определить как результаты в строгом смысле этого слова. Хотя нельзя не видеть неудачность их формулировок. Читаем:

«Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить:

Ну, а дальше пошли условия, которые будут реализованы:

— «повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;

Итак, есть только два первых, и то неудачно сформулированные предложения, которые можно считать характеристиками результатов воспитания. И ради этих двух предложений принимается документ под названием «Стратегия развития образования в Российской Федерации»?

Но вернемся к результатам в целом. Сформулированные в Стратегии результаты характеризуют то, что будет получено в результате реализации условий, выданных за задачи. И что мы получили в целом? Образно говоря, следующее.

Задача: построить школу к 2025 году. — Результат: школа будет построена в 2025 году. — Внешне все выглядит как будто правильно.

А на самом деле, если мы не определим самого главного, а ради чего будет построена школа: то ли в этом здании будут учить детей счету до ста, то ли готовить физиков-ядерщиков, то никакой школы построено не будет, так как нельзя построить школу, о предназначении которой ничего не знаешь.

А поскольку в данном документе не определены задачи воспитания, и соответственно результаты, то мы никогда не сможем определить какое воспитание нам предстоит организовать.

Следовательно, отсутствие задач и соответствующих им результатов превращает документ в документ ни о чем, или, проще говоря, в химеру. Такую химеру К.Д. Ушинский называл «безголовым уродом, без цели впереди и без результата позади». Я считаю, более удачным сравнить этот документ с известной сказкой о голом короле. С той лишь разницей, что если в сказке был голый король, то в данном документе мы имеем обратный случай. Мы имеем платье, то есть форму Стратегии, а реального содержания воспитания не имеем. Но если мы не знаем, на кого платье шить будем, то какое платье мы сошьем?

В сущности такой и является предложенная для обсуждения Стратегия. Весь документ — это текст сложенный из множества отдельных параграфов, пунктов, абзацев, предложений и слов, чаще всего не связанных между собой, да еще и с множеством содержательных ошибок.

Чтобы не быть голословным в своих утверждениях, я приведу несколько примеров, а их можно привести, бесконечное число, анализируя буквально каждую страницу. Уже первый параграф «Общие положения» – это фактически набор абзацев никак друг с другом не связанных, где в редакции нуждаются и все абзацы и почти все предложения.

Уже первое предложение первого абзаца проекта: «Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений» — вызывает вопрос: у нас что, — сотня новых поколений? Насколько я знаю в обществе всегда есть одно новое поколение – подрастающее. И дай Господи, его хорошо воспитать.

После третьего абзаца, в котором дается определение стратегии идет абзац: «Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, уважения к памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость новым поколениям». К чему этот абзац здесь?

Следующий абзац: « Стратегия, опираясь на Конституцию Российской Федерации, учитывает нормы Конвенции ООН о правах ребенка, международно-правовые нормы об основополагающих правах родителей ».

Как связаны между собой эти абзацы? Не понятно совершенно. Скорее всего в этих абзацах разработчики хотели указать юридическую основу документа.

Приведу следующий пример. Третий абзац на первой странице документа определяет цель документа: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия) призвана определить комплекс действий, (каких действий? – В.М.) адекватных динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны, учитывающих особенности и потребности современных детей, социальные и психологические реалии их развития». Стратегия воспитания призвана определить не комплекс неизвестно каких действий, а развитие системы воспитания России.

Буквально на третий странице читаем следующие определение все-той же цели Стратегии: «Цели Стратегии. Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение ».

Итак, в этом документе дважды определена цель написания документа, то есть эти абзацы дублируют друг друга. Правда, в торой абзац еще более неудачен. В нем объединены два несовместимых положения: с одной стороны, определяется цель данного документа, а с другой, — обосновывается цель функционирования собственно воспитания. Но цель разработки документа – это одно, а цель воспитания – это совсем другое.

Поэтому мы должны развести эти положения. И соответственно в этом абзаце оставить слова, которые посвящены раскрытию цели подготовки документа, а все относящееся к цели воспитания перенести в свое место.

Однако и эти предложения, которые можно классифицировать как содержание, действительно относящееся к задачам, и которые потом выплывают в «Результатах Стратегии» несут в себе серьезные ошибки.

Читаем их. Итак, все сказанное в первой части абзаца, «направлено на обеспечение становления российской гражданской идентичности». Ее пока нет? А если Стратегия не будет принята, то она так и не будет формироваться? И почему Стратегия указывает только на ее становление, а не на развитие? Что у нас гражданская идентичность все десять лет будет только становиться? Неужели даже через десять лет не дойдет дело до ее развития? Следующее предложение: «укрепление нравственных основ общественной жизни». Почему только общественной? А личной, семейной и т.д.? «Успешную социализацию детей». Но ведь в стратегии речь идет о гражданской идентичности.

Вот и все задачи воспитания. Но разве задачи воспитания ограничивается только задачами формирования идентичности, нравственных основ общественной жизни и социализации. Ведь это только малая часть задач из огромного моря задач воспитания.

Итак, цитированные нами предложения соединены в одно большое предложение, которое совсем не стыкуется с первой частью абзаца. Поэтому в целом получается просто гремучая смесь, разрывающая смысл всего абзаца, да и документа в целом. Рассмотрим отдельные параграфы.

Так есть параграф. «Развитие социальных институтов воспитания». В нем есть пункты о семейном и школьном воспитании, но ничего не говорится об общественном воспитании. Получается, что общество просто переносит свою часть воспитания на семью и школу. А разве оно, и прежде всего в лице своего государства, не должно нести прямую ответственность за воспитание? Участвовать в воспитании? Или и разработчики Стратегии руководствовались принципом: государство не должно вмешиваться в дела воспитания. Возникает вопрос: «А во что оно вообще должно вмешиваться в нашей стране? В бизнес не должно; в культуру не должно; в воспитание не должно. Так может быть проще вообще российское государство ликвидировать? Или, на худой конец, воспользоваться советом Маркса и отправить его на «очень суровое воспитание со стороны народа»?

Далее есть путаница в содержании самих параграфах. Второй параграф «Обоснование воспитательного процесса с учетом современных достижений науки (а разве прошлые достижения не нужны? — В.М.) на основе отечественных традиций (каких отечественных традиций? – В.М.)»

В этом параграфе названы важнейшие взгляды воспитания, но почему-то отсутствует умственное и эстетическое воспитание. Но зато есть пункт «Приобщение детей к культурному наследию». Это что новый вид воспитания?

Нет! Культурное наследие – это содержание воспитания, которое входит вовсе виды воспитания.

В то же время содержатся серьезные недостатки и в тех пунктах, которые относятся к конкретным видам воспитания. Так например в пункте «Духовно-нравственное воспитание» нет ни слова о духовном воспитании. А нравственное воспитание сводится к перечислению отдельных нравственных качеств: чувство достоинства, чести и честности, совестливости и т.д. Но почему нравственное воспитание сводится к формированию отдельных качеств? Оно должно сформировать целостную нравственную сферу человека, нравственные качества, нравственное сознание, нравственные качества, нравственное поведение, нравственное отношение к миру.

И можно ли решить задачи духовно-нравственного воспитания только расширением сотрудничества различных общественных институтов, включая и традиционные религиозные общины? А как будет организовано само духовно-нравственное воспитание? Ответов на этот вопрос в документе нет.

Важно указать и на то, что содержание ряда абзацев этого параграфа не относится к содержанию его отдельных пунктов.

Подчеркиваю, анализировать можно едва ли не любой абзац документа, его многие предложения и видеть, что в них много ошибок и недостатков: содержательных и формальных.

То есть фактически – это не документ, а набор не связанных между собой абзацев, предложений и слов, объединенных фактически только названием отдельных параграфов. Как квалифицировать этот текст? Как неудачный документ сам по себе? Безусловно, да. Мы уже назвали его химерой.

Однако этот документ делали профессионалы. А если его делали профессионалы, то они знали, что делали. Они не могли не знать, что этот текст сравним с методикой пятен Роршаха. В этих пятнах нет содержания, поэтому каждый в них видит что-то свое. И в сущности на таком же принципе построен и этот документ. Каждый будет видеть в нем свое, обсуждать отдельные пункты, абзацы, предложения со своей профессиональной точки зрения, даже не подозревая, что он обсуждает документ, которого нет. И это обсуждение может длиться до бесконечности. Так ректор РУДН В.М. Филиппов, выступая на Рождественских чтениях, сказал, что текст этого документа перерабатывали 14 раз. Но в том-то и дело, что его можно перерабатывать бесконечное число раз, его могут обсуждать тысячи людей – но из химеры нельзя сделать реальный документ, тем более реализовать его на практике.

В этой связи, если мы не хотим оказаться в роли несмышленых людей, над которыми втихомолку потешаются профессионалы, мы просто обязаны снять документ с обсуждения.

Необходимость этого диктуется и следующим соображением. Подобный документ разрабатывается впервые в истории нашей страны. И потому он рискует получиться комом.

Однако если во многих делах первый блин может быть комом без всяких вредных последствий, то в воспитании неудачный блин может придавить собой судьбы миллионов детей. Правда, этот документ, в виду его полной бессодержательности сам по себе никого не придавит. Но в виду своей бессодержательности он как раз и опасен, потому что наполнять его своим содержанием будет кто угодно. И что это будет за содержание? Остается только догадываться. Поэтому ответственность на всех нас за разработку этого документа ложится колоссальная. И мы не должны пропустить плохой документ, зная его настоящую цену.

Поэтому я предлагаю снять этот документ с обсуждения, создать новую, рабочую группу, которая разработает принципиально новый документ, а не химеру, и передаст его для обсуждения в рабочую группу Министерства образования и науки РФ, с тем, чтобы уже новый вариант проекта вынести на широкое обсуждение.

communitarian.ru

Педсовет «Стратегия развития воспитания до 2025 года»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Стратегические направления развития воспитательной системы МОУ «СОШ №1» ЗАТО п. Горный: задачи, организация, критерии оценки

Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут Януш Корчак

Цель педсовета организация совместной деятельности всех участников образовательного процесса (администрации, педагогов, учащихся, родителей) направленной на реализацию основных направлений развития воспитания, обозначенных в Стратегии развития воспитания на период до 2025 года.

Задачи педсовета Сформировать у педагогов теоретические представления о стратегических ориентирах воспитания, обозначенных в Стратегии развития воспитания на период до 2025 года Определить новые возможности и способы развития воспитания в соответствии со стратегией развития воспитания на период до 2025 года

План проведения педсовета Организация работы педсовета. Председатель педсовета И. А. Ковалева 1. Ключевые моменты «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Г. В. Боязитова 2. Стратегические ориентиры воспитания МОУ «СОШ №1» Зам. Директора по ВВР Т. С. Давыдова 3. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций (работа в группах – домашнее задание) 4. Итоги III четверти Зам. Директора по УВР Г. А. Юдина 5. Проект решения педсовета О. Д. Куйдина, Т. Г. Шаньгина, И. Н. Николаева

«. Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». В. В. Путин

Документы правительства РФ о воспитании 1.Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 г. (Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. №716) 2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 2 мая 2015г. №996-р) 3. План мероприятий по реализации в 2016 – 2020 г. Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 12 марта 2016 г.)

Цель Стратегии: Определить приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и градаций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.

Задачи Стратегии: — создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи; — обеспечить поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности; — повысить эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов Российской Федерации; — сформировать социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей и интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций; — обеспечить равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритеты государственной политики в области воспитания: — воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям; — поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами; — защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка; — обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям; — обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; — воспитание языковой культуры детей; — развитие сотрудничества субъектов системы воспитания в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан РФ

В. Матвиенко: «Необходимо придать Стратегии общенациональный статус, ответственность за ее реализацию должны нести не только государственные организации, но и общественные объединения», — подчеркнула Матвиенко. Также председатель Совета Федерации коснулась темы Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне». По ее словам, это возвращение положительного опыта, однако необходимо, чтобы оно «творчески применялось в современных условиях и было притягательно для молодежи Согласно проекту Стратегии, приоритетной задачей РФ является «формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями ХХI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины».

Основные направления развития воспитания: — Поддержка семейного воспитания Развитие воспитания в системе образования — Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов Поддержка общественных объединений в сфере воспитания — Гражданское и патриотическое воспитание — Духовно-нравственное воспитание — Приобщение детей к культурному наследию — Физическое развитие и культура здоровья — Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение — Экологическое воспитание воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям; поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами; защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка; обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям; обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья. воспитание языковой культуры детей; развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ. бизнес-сообществ)

Ожидаемые результаты Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации должна обеспечить: — значимость воспитания в общественном сознании; — укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества; — повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания; — развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности; — доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;

— создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ; — утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии; — снижение уровня негативных социальных явлений; — развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений; — повышение качества научных исследований в области воспитания детей; — повышение уровня информационной безопасности детей; — снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей; — формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года была утверждена распоряжением Кабмина 29 мая 2015 года. Ранее сообщалось, что в план включены 39 мероприятий по семи направлениям, в частности, предусмотрено совершенствование нормативно-правового регулирования, развитие кадрового потенциала, система мер по развитию системы воспитания. Для совершенствования нормативно-правового регулирования могут быть внесены поправки в федеральные государственные образовательные стандарты. Школьные программы будут соответствовать новой стратегии в части воспитания и социализации обучающихся в России к 2017 году. Все необходимые изменения в образовательные стандарты будут внесены уже в этом году.

Школа не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация, школа – это возвышенный дух, мечта ,идея, которая увлекает сразу троих — ребенка, учителя, родителя и тут же реализуется. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…Учитель призван реализовывать мечты детей! А.А. Захаренко

infourok.ru

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"

Комментарии Российской Газеты

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия).

2. Минобрнауки России:

с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Стратегии и внести его в Правительство Российской Федерации;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

I. Общие положения

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.

Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

II. Цель, задачи, приоритеты Стратегии

Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;

повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;

формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:

создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;

формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;

развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

III. Основные направления развития воспитания

1. Развитие социальных институтов воспитания

Поддержка семейного воспитания включает:

содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;

повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;

содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;

популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;

создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;

расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;

поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;

создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Развитие воспитания в системе образования предполагает:

обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;

содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;

развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;

совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;

знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:

создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;

информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;

содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;

воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:

улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;

поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;

поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;

привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;

расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций

Гражданское воспитание включает:

создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

развитие культуры межнационального общения;

формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:

создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;

повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;

содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

Приобщение детей к культурному наследию предполагает:

эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;

создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;

развитие музейной и театральной педагогики;

поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;

повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;

создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.

Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:

содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;

создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:

формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;

создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;

использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;

содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:

воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Экологическое воспитание включает:

развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

IV. Механизмы реализации Стратегии

В целях реализации Стратегии применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.

Правовые механизмы включают:

развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии;

совершенствование системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей;

развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми;

нормативно-правовое регулирование порядка предоставления участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) обеспечения реализации задач и направлений развития воспитания, предусмотренных Стратегией.

Организационно-управленческими механизмами являются:

совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и общественного контроля;

консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;

эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;

укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;

системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;

формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации;

организация мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Стратегии.

Кадровые механизмы включают:

повышение престижа таких профессий, связанных с воспитанием детей, как педагог, воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их социальной поддержке;

развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента профессиональных стандартов других категорий работников образования, физической культуры и спорта, культуры;

модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии.

Научно-методические механизмы предусматривают:

формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей, процессов становления и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему общего и дополнительного образования, в сферы физической культуры и спорта, культуры;

изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности;

проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в развитии личности ребенка;

проведение психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современных российских детей.

Финансово-экономические механизмы включают:

создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;

обеспечение многоканального финансирования системы воспитания за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;

создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы организаций и работников.

Информационные механизмы предполагают:

использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Стратегии;

организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением общероссийских и региональных средств массовой информации.

V. Ожидаемые результаты

Реализация Стратегии обеспечит:

укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;

повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;

создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;

развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;

повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;

укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;

доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;

создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;

утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;

снижение уровня негативных социальных явлений;

развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;

повышение качества научных исследований в области воспитания детей;

повышение уровня информационной безопасности детей;

снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;

формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.

rg.ru

Смотрите так же:

  • Роль семьи в развитии и формировании личности ребенка Роль семьи в формировании личности ребенка курсовая Семейные отношения и формирование личности ребенка Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере Семейные отношения и формирование личности ребенка” Студент Озорнин П. Н. (группа И-254) Преподаватель Ермолаева С. Г. Содержание Введение… 3 Глава 1. Роль семьи в развитии […]
  • О дополнительных мерах поддержки семей имеющих детей Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" С изменениями и дополнениями от: 23 июля, 25 декабря […]
  • Проекты для детей среднего дошкольного возраста Познавательно-исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста «Создание условий речевого развития воспитанников» Краткая аннотация проекта Данный проект рассчитан для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет и детей старшего дошкольного возраста. Он направлен на ознакомление детей с играми Lego, […]
  • Практические занятия по детской психологии Планы практических занятий на 2012-13.Г. По дисциплине «Психология развития и возрастная психология» Для 030401.65.03. (18 занятий по 2 часа) Клиническая психология Тема: Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии Цели занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний о предмете их задачах […]
  • Алименты и отпуск по уходу за ребенком Подскажите, пожалуйста, сколько она должна будет заплатить алиментов с ноября 2011 по день выхода на работу? Сколько составит размер долга за 1 месяц? Как расчитать? При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной […]
  • Логическое развитие ребенка 7 лет Логическое развитие детей 6 7 лет Логические задачи для детей 6-7 лет Решение задач и головоломок на логику и сообразительность отлично развивает детский интеллект и гибкость мышления. Выполнение всего 3-5 заданий в день поможет ребенку очень достойно подготовиться к школе, а регулярные тренировки по 10 и более заданий ежедневно […]
  • Проблемы у детей старшего дошкольного возраста Глава 1 теоретические основы проблемы формирования зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1.1 Понятие зрительно-моторной координации в психофизиологических и психолого-педагогических исследованиях Зрение человека (зрительное восприятие) – процесс психофизиологической обработки […]
  • Развитие руки детей 6 7 лет упражнения Упражнения детей 6 7 лет распечатать Графические упражнения. для подготовки руки вашего ребёнка 5 или 6 лет к письменным занятиям. Рисование ручкой по крупным клеточкам один из активнейших способов приобретения навыка ориентации на листе бумаги. Фигуры и узоры данных прописей содержат все необходимые линии и наклоны, с которыми ваш […]