Характеристики экономической культуры личности и критерии ее определения

Экономика управляется не только экономическими законами, но и участвующими в ней людьми. И их качества тоже составляют экономический фактор. Исходя из принятого нами подхода к структуре культуры, выделим два уровня хозяйственной культуры: 1) уровень повседневной хозяйственной культуры, где проявляются массовые, обыденные представления; 2) уровень профессиональной хозяйственной культуры, где концентрируются научные знания об экономике, управлении ею и осуществляется практическая управленческая деятельность.

Профессионализм, который формируется посредством двух основных факторов, таких как специальное образование и практический опыт, в современных условиях усложнения социокультурной организации жизни людей является необходимым, но недостаточным условием профессиональной культуры. Главная проблема, которая может возникать, если человек замкнут на своей узкой специальности, – это неспособность находить эффективный выход из тупиковых ситуаций, неизбежно возникающих в процессе решения разного рода проблем, причем такой выход, социальная цена которого приемлема для общества. Отсюда следует, что непременным условием и требованием профессиональной культуры специалиста является социальная компетентность, которая предполагает, что социокультурные ценности, т.е. ценности для всех, приоритетны по отношению к узкопрофессиональным ценностям, т.е. ценностям немногих.

Все это означает, во-первых, что человек профессиональной экономической культуры понимает: целью экономической реформы не может быть рыночная (или какая-либо другая) экономика; она есть только средство, позволяющее каждому члену общества достигнуть уровня достойной жизни (принцип социокультурных доминант, т.е. "человек – мера всех вещей").

Заметим, что, как правило, в тех случаях, когда экономическая цель открыто провозглашается как главная цель реформы, это реально означает замену экономической цели политической, что продемонстрировала, например, административная сталинская система. То же самое произошло в ходе первого этапа приватизации, когда в результате передела собственности федеральное имущество перетекло в руки частного бизнеса, а большинство населения от приватизации было отстранено. Это стало одним из источников обнищания основной массы производителей, углубления структурного кризиса и основой будущих конфликтов.

Во-вторых, даже в ситуации необходимости проведения интенсивных мер по реформированию общества не все средства хороши, а только те, которые при всей их болезненности для населения (а чаще всего без этого не обойтись) могут быть в той или иной мере компенсированы определенными социально-экономическими гарантиями (принцип дополнительности и гарантированной социальной защиты). Например, ограничение государственного финансирования высшей школы, а значит, ограниченная доступность высшего образования, должны компенсироваться эффективной системой отбора на бюджетные места талантливых молодых людей вне зависимости от материального положения их родителей, а также возможностями доступного долгосрочного кредитования населения для получения образования.

Наконец, существенную роль играет адекватность, приемлемость той цены, которую общество платит за реформы, т.е. соотношение цены и результатов. Так, размещение зарубежных производств на территории России, с одной стороны, создает дополнительные рабочие места, что очень важно в ситуации роста безработицы, но, с другой стороны, приводит к экологически опасной нагрузке на природу. Или, например, освобождение художественной культуры от государственного контроля имеет следствием неограниченную власть рынка шоу-бизнеса. При этом культурные ценности рассматриваются в качестве товара без осознания того, что если они и товар, поскольку могут продаваться и покупаться, то товар особенный и его цена чаще всего обратно пропорциональна художественной ценности, потому что прибыль приносят те произведения культуры, которые потребляются большинством. Такое положение может оказаться гибельным как раз для тех форм и образцов, которые прибыли не дают, но именно они и составляют базовую культурную ценность, несущую в себе семена ее уникальности.

Рассматривая вектор экономического влияния на культуру как части на целое, следует вести речь об ответственности управленцев, разрабатывающих и утверждающих экономические программы, за их социальные и культурные последствия. Между тем ни в одной из принимавшихся за последнее десятилетие программ экономического реформирования России не рассматривались факторы возможного влияния новых мер на социально-культурную сферу, в лучшем случае анализировались зависимости в производственной сфере (подъем или спад производства) и инфляционные последствия. В качестве "противовеса" использовались заявления отвечающего за социальную сферу вице-премьера о планах правительства по повышению заработной платы бюджетникам и пособий, но никогда не прогнозировались такие последствия, как, например, изменение ценностных ориентаций молодежи и влияние этого процесса на базовые, структурирующие культуру народа факторы или формы, и следствия зависимости культурных ценностей от тенденций рыночной экономики.

В антропологической традиции принято рассматривать общество как живой организм, состоящий из взаимосвязанных систем, и любое воздействие на любую из его частей затрагивает жизнь организма в целом. Это на первый взгляд несложное утверждение может и должно быть подтверждено анализом социальной эффективности и приемлемости социальной цены в рамках прогнозного социокультурного проектирования. Разумеется, такого рода проектирование – специальная сфера деятельности, основанная на интегративных, междисциплинарных подходах, и занимаются ею специалисты, владеющие арсеналом социокультурных технологий, учитывающих противоречивые интенции (от лат. intentio – стремление, намерение, направленность сознания на предмет) и стратегии людей, достигающих целей с помощью собственных жизненных ресурсов, и людей, являющихся держателями государственных и общественных ресурсов и фондов.

studme.org

Доклад по экономике на тему «Формирование основ экономической культуры и первоначальных экономических знаний и представлений, необходимых в практической деятельности школьников «

Экономическая культура младшего школьника — это качественная характеристика его личности, включающая в себя первоначальные экономические знания, умения и навыки простейшей экономической деятельности, элементы экономического мышления и сознания, а также экономически значимые качества личности (бережливость, инициативность, организованность, трудолюбие, ответственность).

Формирование основ экономической культуры и получение первоначальных экономических знаний и представлений у детей как правило происходит стихийно, под воздействием увиденного на улице, услышанного от знакомых и сверстников. В итоге у школьников возникает искаженное представление по важнейшим экономическим проблемам и вопросам. Успех экономического образования в школе вообще и в начальной школе в частности базируется на его систематичности, логической последовательности и непрерывности, предусматривающей постоянное движение от простого к сложному. Как педагогическая система, оно представляет собой целесообразную совокупность путей, средств, способов и форм приобретения, углубления, расширения экономических знаний, умений младших школьников, формирования экономического мышления и культуры, способности к деловому общению, воспитание инициативности, предприимчивости, творческого отношения к делу в целях получения конкретных и обобщенных результатов с наименьшими затратами всех видов ресурсов. Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания — eгo важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества.

В современном мире, в котором так много неизвестного, порой и мы, взрослые, теряемся в непрерывном потоке информации. А как помочь маленькому человеку с его пытливым умом, у которого каждую минуту возникает множество вопросов? С экономикой ребенок сталкивается постоянно: когда идет с мамой в магазин, где просит купить понравившуюся ему игрушку; когда с папой в сберкассе вносит плату за квартиру, газ и свет; когда бабушка с дедушкой дарят на день рождения деньги.

Интерес школьников и их родителей к экономическому воспитанию вызвал необходимость введения в программы общеобразовательных учреждений учебных предметов, направленных на изучение основ экономики.

С прошлого года начальная школа нашей гимназии принимает участие в эксперименте по экономическому воспитанию младших школьников.

Ребенок должен понимать и ценить окружающий предметный мир.

Уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.

Видеть красоту человеческого творения.

Признавать авторитетными качества человека — хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки )

Вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях.

Контролировать свои потребности в соответствии с возрастом.

Реформа школы предполагает коренное улучшение трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников на содержания обучения с производительным трудом. В тесной связи с трудовым обучением должно обеспечиваться и экономическое воспитание учащихся. Это значит, что учащиеся должны включаться в активную экономическую деятельность.

На 2014-2015 уч.год предмет «Экономика» включен в учебный план гимназии. Учителя работают по программе Рябовой И.Г. «Основы экономики в начальной школе», учебнику Смирновой Т.В., Просняковой Т.Н. «Белка и компания», задачнику- рабочей тетради «Путешествие Белки и её друзей»

Объем экономических знаний, необходимых и доступных младшими школьникам, определяется разработанной программой, включающей следующие содержательные линии: «Человек и его потребности», «Товар, купля и продажа товаров», «Домашняя экономика». Наиболее эффективными методами формирования основ экономической культуры младших школьников являются дидактические игры, конкурсы, простейший анализ элементарных экономических ситуаций; составление и решение задач с экономическим содержанием ; работа с цифровым материалом и др. ( Слайд № 2 представлена финансовая задача, загадка — Перепутанная лента. Вспомнить два полезных правила, о которых часто забывал один из героев сказок лис Фукс) Логические и арифметические задачи и кроссворды, решаемые учащимися на уроках экономики, оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, что способствует формированию экономического мышления у учащихся. При этом не только расширяется экономический кругозор ученика, но и даётся представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Урок экономики является наиболее эффективной формой организации экономической подготовки младших школьников. Учитывая вышесказанное, считается возможным определить экономическую культуру как качественную характеристику личности, показывающую уровень сформированности экономических знаний, умений и навыков практической экономической деятельности, развитость экономического мышления и сознания, степень реализации экономически значимых качеств личности в сфере общественного производства, распределения, обмена и потребления.

В учебнике в доступной для детского восприятия форме сказок о лесных жителях раскрываются необходимые для усвоения сложные экономические категории. Активность ученика в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. “Через сказку, фантазию, игру через неповторимое детское творчество, – писал В. Сухомлинский, – верная дорога к сердцу ребенка… Без сказки, без игры воображение ребенка не может жить… В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному”. Именно поэтому в создании учебников по экономике для младших школьников использована сказка. В сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления.

По ходу слушания сказки ребята обсуждают, дискутируют, запоминают экономические термины.

Г ерои сказок зовут учащихся в увлекательный мир экономики, помогают им понять, что значит «мыслить экономически», стараются привить интерес и вкус к этой науке, которая будет помогать им на всех этапах дальнейшей жизни грамотно оценивать те или иные события, сталкивать с неизбежной необходимостью принимать решения, делать правильный выбор. Несмотря на доступную и занимательную форму изложения материала, овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребенку необходимо прилагать некоторые усилия. Каждый ученик работает на своем уровне трудности. Но, дополняя друг друга, разрешая противоречия, дети эмоционально включаются в общую деятельность.

С детства человек решает проблему выбора, с какого урока начать домашнее задание, какую книгу читать, с кем дружить, защищать ли свое достоинство… Не решая самостоятельно проблему выбора, ребенок привыкает к статусу «иждивенца». Основы экономических знаний – это информация о путях постоянного выбора, который из ограниченных ресурсов делает человек ради себя, своей семьи, своего общества.

Специфика экономического образования младших школьников связана с их эмоциональной отзывчивостью, любознательностью, преобладанием предметно-действенного типа мышления. Учащимся даются экономические понятия : деньги, бюджет семьи, потребности и возможности, накопления, банк, зарплата и т.д.

Нужно помочь осознать детям, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только как средство достижения этих самых благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.

Экономическое воспитание совсем не плохой путь к развитию самостоятельности мышления. Это прослеживается при выполнении практических работ. (На слайде № 3 мы видим , дана практическая работа- помочь ёжику склеить осколки. Склеить третью тарелку самим, перевести её осколки, вырезать , сложить и приклеить на фон. В увеличенном виде эта работа выглядит так- (показ образца тарелки))

(Следующий слайд № 4 Практическая работа – оригами. Сложить по образцу коробочку. Этим помочь герою сказки. Данная коробочка может служить для хранения мелкого товара или сухого букета. (Показ образца)

Интересно представлена работа со справочным бюро. Загадки на внимательность (Слайд № Какая этикетка должна быть следующей ),

следующая загадка представлена в виде вышивки (Слайд № Какой цветок вышить?) Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его познания.

В настоящее время значительно повысились требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того чтобы школьник научился разбираться в сложнейших экономических понятиях

в 1-2 классах начинается освоение основных экономических терминов, таких как: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. При этом, важно акцентировать внимание на понятиях, которые связаны с собственностью, таких как «наше», «общее», «чужое».

В процессе экономического воспитания у школьников формируется экономическое мышление, а последнее способствует осмысливанию явлений экономической жизни, усвоению экономических понятий и теории в их логической взаимосвязи, разумному оперированию знаниями.

Экономика – это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться.

Младший школьник участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и тем самым получает первичный экономический опыт. В семье он приобретает первые экономические знания, приобщается к нуждам и потребностям семьи, познает соотношение понятий «работа» (мама работает, папа на работе) и «деньги» (мама и папа работают и получают деньги), узнает для чего нужны деньги, вместе с родителями знакомится в реальной жизни с процессами купли и продажи, понятиями «магазин», «рынок». Часто ребенок сам принимает участие в процессе купли продуктов, товаров (подает деньги, получает чек, сдачу). Часто школьники по поручению родителей самостоятельно ходят в магазин и покупают предметы первой необходимости. Такого рода поручения они выполняют очень охотно, так как реально приобщаются к миру взрослых, чувствуют себя участниками общих семейных дел и забот. Поэтому задача педагога заключается не только в том, чтобы дать школьнику какой-либо объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться.

На одном из уроков я предложила детям разыграть семейную ситуацию:

«В доме зарплата»

Один ребёнок исполнял роль папы. «Сегодня у тебя день зарплаты. Надо пойти в магазин и купить все, что нужно твоей семье. Все, что нарисовано картинках, как бы настоящее. Как ты думаешь, что можно купить на полученные деньги?» Среди предметов первой необходимости на картинках были нарисованы овощи, фрукты, колбасные и кондитерские изделия, игрушки, книги, мебель — всего 25 картинок. Были картинки, изображающие и разные марки машин, велосипеды и несколько провоцирующих, явно не требуемых семье объектов (тигр, трактор, самолет). Все картинки были разложены , имитируя настоящий магазин. Ситуация проходила в форме деловой игры. Оказалось: ребёнок очень хорошо соориентировался в потребностях своей семьи и, самое главное, в своих возможностях.

Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяют в рамках данного курса, привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатления, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей.

Младший школьник должен уметь соизмерять свои потребности и возможности; осознавать, что деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке; почувствовать причастность своей семьи к развитию и укреплению государства и неразрывную между ними связь; усвоить, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, а пенсии – компенсация за прошлый труд, пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд; что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их сократить; что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут сохраниться, если разумно расходовать свои доходы и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, дорогостоящих вещей; и т. п.

В рабочей тетради к учебнику авторы предлагают интересные задания .(Слайд № 5 Как раньше передавали информацию) Торговые затраты (Слайд № 6 ),услуги и товары ( Слайд № 7 ), здесь же по теме урока дана скороговорка. В заданиях прослеживаются метапредметные связи. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов, включение ребёнка в разные типы деятельности создаёт условия для его личностного роста.

В формировании основ экономической культуры помогают сюжетно – дидактические игры, например: «Хороший хозяин», «Товар и его свойства», «Цена и деньги», «Реклама». Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому основная форма обучения экономике в начальных классах — игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.

Обучение в процессе игры дает не только выигрыш во времени и повышает уровень удовлетворенности обучающихся образовательным процессом, но и приводит к повышению у них уровня сформированности их учебных умений.

Для усвоения экономических знаний и формирования экономического мышления у учащихся целесообразно использовать проблемный метод обучения, являющийся частью современной системы развивающего обучения. В процессе проблемного обучения сочетаются самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением готовых знаний в соответствии требованиями ФГОС.

Экономическая подготовка младшего школьника есть уровень полученного им экономического образования, уровень его экономической культуры.

Тесно связанные между собой, экономическое образование и воспитание выстраивают «мостик» для перехода знаний в убеждения и поступки, обеспечивая единство в развитии и взаимном обогащении экономического мышления, практических навыков экономической деятельности и соответствующих качеств личности.

infourok.ru

§ 4. Формирование эстетической культуры личности

Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев.

Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие — исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру.

Художественно-эстетическое восприятие проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства.

Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства.

Эстетическое переживание — состояние потрясения, просветления, страдания, радости, восторга и др. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей.

Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями.

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал — социально обусловленное представление о современной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическое сознание в единстве с эстетическим чувством рождает художественно-эстетический вкус как тонкое и сложное умение видеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его.

На этой основе развивается способность эстетического суждения -доказательной, аргументированной, обоснованной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы.

Формирование эстетической культуры осуществляется в процессе эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие -организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.

Сердцевиной эстетического воспитания является воздействие на личность средствами искусства и осуществление на его основе художественного воспитания.

Художественное воспитание — целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов:

— всеобщность эстетического воспитания;

— комплексный подход ко всему делу воспитания;

— сочетание классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации;

— связь художественно-эстетической деятельности с жизнью, практикой обновления общества;

— единства художественного и психического развития;

— художественной деятельности и самодеятельности детей;

— эстетизация всей жизни;

— учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Критерии сформированности эстетической культуры:

— наличие стремления к общению с искусством и природой;

— наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному;

— умение воспринять искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;

— умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы;

— способность художественно-творческого самовыражения;

— эстетизация отношений с окружающими людьми;

— знание основ народного творчества, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.

texts.news

Формирование экономической культуры воспитанников детского дома

Выполнила: А. Г. Аюпова,

Научный руководитель: Р.Ф. Кабиров, к.э.н., доцент

Социально сиротство, безнадзорность и беспризорность становятся в последнее время предметом пристального внимания государства. Однако при всех положительных тенденциях нельзя не отметить, что из сиротских учреждений выходят дети, не подготовленные к самостоятельной жизни в современном обществе, поэтому очень важно помочь социализироваться воспитанникам, формировать их экономическую культуру.

Формирование экономической культуры воспитанников детского дома, неблагополучных подростков – это сложная задача, так как большинство подростков, попавших в специализированное учреждение, уже знакомы с уличной жизнью, часто связаны с криминальной и полукриминальной деятельностью. Наряду с отсутствием общей культуры у них уже сформировались собственные представления об успехе в жизни, о том, как можно зарабатывать деньги, о том, что для них хорошо, а что — плохо.

Между тем по неофициальным данным до 20% выпускников детских домов попадают в места заключения. Одновременно растет число «детей улиц», которых по официальной статистике насчитывается в стране около 600 тыс. [4, С.24].

Исходя из выше изложенного, можно определить следующие цели данной статьи:

Во-первых, выявить сущность экономической культуры общества, в частности воспитанников, специфику ее проявления в современной России.

Во-вторых, показать, что в обществе функционируют различные типы экономической культуры и экономического поведения, а также обосновать такое понятие, как приемлемое экономическое поведение.

В-третьих, обрисовать основные черты экономического поведения неблагополучных воспитанников и наметить важнейшие пути формирования приемлемого экономического поведения данной группы на основе формирования их экономической культуры.

Научными исследованиями показано, что у воспитанников детского дома происходит недоразвитие самосознания, произвольности и, как следствие, возникают трудности перехода от ситуационного к активному, свободному поведению, в том числе в поведении касающегося экономической стороны. Большинство воспитанников не ценят материальные средства, не умеют распределять расходы, а также не редки случаи кражи имущества и денежных средств.

Экономическая культура, на наш взгляд, — это совокупность ценностей, значений, норм морали, обычаев, посредством которых регулируется и направляется экономическое поведение людей [1, С.117].

Структуру экономической культуры можно рассматривать с разных позиций. С точки зрения се реального функционирования на уровне личностного и можно выделить следующие элементы:

1. ценности и мораль (трудовая этика);

2. научные и инструментальные знания (профессиональные, специализированные);

3. нормы и нормативную регуляцию поведения;

4. различные модели экономического поведения.

Большое значение для формирования определенного экономического поведения имеют характерные для определенных социальных слоев населения экономические стереотипы. Для воспитанников характерно не слишком задумываться о будущем и получать материальные блага «здесь и сейчас».

Главные различия в экономической культуре, по мнению Р. В. Рывкиной, проявляются не между разными сферами ее реализации (торговля, труд, инвестиции), а между разными социальными субъектами, между группами населения, культура которых, так или иначе различается [5, 106].

При различных особенностях экономической культуры во многих стран везде сохраняются одни и те же структурные закономерности. Экономическая культура как бы «перекачивает» ценности и установки людей из духовной сферы в материальную. Она воплощает ценности и интересы в материю действий: в производство товаров и услуг, в финансовые операции, в инвестиции, в торговые сделки и т. д.

В основе экономического поведения лежит система норм и правил, отражающих функциональные характеристики различных элементов. Эти нормы и правила закреплены юридически, в традициях обыденной жизни, а так же в функциональной программе самих рыночных элементов.

На наш взгляд, экономическая культура личности и отдельных социально-демографических групп может формироваться двумя основными путями:

Первый путь – сознательно-целенаправленный. Он характерен для социально благополучных слоев населения. В данном случае люди начинают свой жизненный путь с обучения, последовательно усваивая, в том числе и экономические знания. Затем они вступают во взрослую жизнь, осуществляя определенную экономическую деятельность на основе усвоенных правил, ценностей, норм экономической культуры. В большинстве своем воспитанники, сформировавшие экономическую культуру, таким образом, соблюдают нормы приемлемого экономического поведения [3, С.174].

Второй путь формирования экономической культуры — стихийный. Он присущ подросткам и молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. К сожалению, нередко воспитанники выбирают именно этот путь.

Подростки, попав на улицу, оказавшись практически без средств к существованию, вынуждены их каким-то образом добывать. Как правило, в процессе добычи средств к существованию, они развивают девиантные формы поведения.

Их экономическое поведение с точки зрения общества неприемлемо, так как оно разрушает саму личность подростка, способствует криминализации общества и ухудшает его социальный потенциал.

Криминальные формы экономического поведения опасны для жизни подростков. Например, весьма распространены такие виды криминального экономического поведения, как проституция, воровство, распространение наркотиков, попрошайничество, продажа ворованных вещей, рэкет, мошенничество, угон автомобилей. При этом криминальные сферы деятельности хорошо организованы и управляемы взрослыми [2, С. 89].

Подводя итоги всему сказанному, можно сделать следующие выводы:

1. Формирование экономической культуры воспитанников детского дома и приемлемого экономического поведения является важнейшей задачей общества, так как выступает важнейшим фактором его устойчивости и стабильного развития.

2. Формирование экономической культуры и приемлемого экономического поведения у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является вдвойне важной задачей, так как данная социально-демографическая группа выступает составной частью социально-демографического потенциала общества.

5. Формирование экономической культуры и приемлемого экономического повеления у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, возможно лишь при сочетании различных форм экономического образования и практической экономической деятельности учебного характера.

На наш взгляд, именно развитие различных форм и видов учебной экономической деятельности подростков остается главной проблемой, которую предстоит решать и обществу, и государству в целом, и специализированным учреждениям для подростков в частности.

studfiles.net

Формирование экономической культуры как условие социализации личности учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Хлимановская Оксана Викторовна

В статье рассматриваются теоретические основы формирования экономической культуры учащихся старших классов . Определены педагогические условия формирования экономической культуры в процессе социализации личности учащихся старших классов .

Economic Culture Forming as a Condition of Personality Socialization of Senior Pupils

The article considers theoretical bases of senior pupils' economic culture forming. Pedagogical conditions of economic culture forming during personality socialization of senior pupils are defined.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Хлимановская Оксана Викторовна,

Текст научной работы на тему «Формирование экономической культуры как условие социализации личности учащихся старших классов»

?УДК 373.5.013 ББК 74.200.518

Хлимановская Оксана Викторовна

аспирант кафедра управления Смоленский государственный университет г. Смоленск Khlimanovskaya Oksana Viktorovna Post-graduate Chair of Management Smolensk State University Smolensk

Формирование экономической культуры как условие социализации личности учащихся старших классов Economic Culture Forming as a Condition of Personality Socialization of Senior

В статье рассматриваются теоретические основы формирования экономической культуры учащихся старших классов. Определены педагогические условия формирования экономической культуры в процессе социализации личности учащихся старших классов.

The article considers theoretical bases of senior pupils’ economic culture forming. Pedagogical conditions of economic culture forming during personality socialization of senior pupils are defined.

Ключевые слова: экономическая культура, социализация, ценности, учащиеся старших классов.

Key words: economic culture, socialization, values, senior pupils.

В условиях модернизации российского образования школа, стремится

решить проблему социализации личности в динамичных социально -экономических условиях российской действительности, внедряя предметы, имеющие социализирующую направленность (обществознание, право, экономика).

Принято говорить о возможности управлять социализацией, например, со стороны государства, ставящего определенные задачи перед учебными заведениями. В педагогической науке этот вопрос никогда не переставал быть актуальным.

Старший школьный возраст является ключевым этапом в формировании личности. Этот период характеризуется профессиональным самоопределением старшеклассников, поиском своего места в жизни, возникновением субъективного интереса к усвоению системы социально-экономических

отношений, вхождению в нее. Возраст учащихся старших классов является, тем самым, периодом интенсивного и осмысленного освоения социальной среды и является важным периодом для осмысления юношами и девушками необходимости достижения высокой адаптивности к постоянно меняющимся условиям общественного существования, развития умений эффективно включаться в систему социально-экономических отношений, оптимально реализуясь в ней.

В связи с этим возникает необходимость формирования у старшеклассников экономической культуры. Сущность экономической культуры, ее место в системе общей культуры и теоретические основы формирования представлены в трудах ученых: Л.И. Абалкина, Т.В.

Боровиковой, Т.М. Сорокиной и др. Рассмотрению социологических аспектов теории и практики формирования экономической культуры посвящены труды И. Витаньи, Б.С. Ерасова, Д.Д. Рябова, И.А. Сасовой, С. С. Фролова и др.

Анализ имеющихся представлений о сущности экономической культуры и закономерностях её развития позволяет выделить методологические основания для изучения этого феномена: аксиологическое, онтологическое,

гносеологическое. Аксиологическое понимание феномена экономической культуры раскрывается при её рассмотрении в качестве ценностной установки, как отдельной личности, так и всего общества, которое не в состоянии развиваться дальше без определённого уровня экономической культуры. Онтологическое понимание определяется и изменяется с развитием самого общества, осмысляется обществом и передаётся человеку в виде его прав и обязанностей. Гносеологическое основание понимания феномена экономической культуры личности предполагает постановку вопросов об особенностях познания человеком этого феномена, его специфики и возможности изучения в процессе постоянного изменения, как самой культуры, так и человека как её носителя. В своей работе мы опираемся в основном на педагогический подход.Педагогический подход подразумевает сознательное и целенаправленное влияние на процесс формирования и развития экономической культуры в тесном, неразрывном единстве с аналогичным

процессом в обществе в целом. В научной литературе представлено несколько взглядов на понятие экономическая культура. В. Библер, П.А. Сорокин, О.Шпенглер под экономической культурой в широком смысле понимают всю совокупность духовных и материальных ценностей, без которых человек не может жить и развиваться как социальный субъект. А.С.Нисимчук и др. утверждают, что экономическая культура представляет собой органичное единство знаний, убеждённости и творческой практической деятельности, а также результаты этой деятельности, которые создаются людьми в ходе развития общества.[5] Пономарёва Л.Н., Попов В.Д., Чичканов А.П. включают в экономическую культуру личности экономическое образование и экономическое мышление, экономически развитые потребности и творческую деятельность в сфере экономики.[3]

Нам более близка точка зрения авторов, которые рассматривают культуру не как состояние, а как процесс. Так Т.В. Боровикова в книге «Формирование экономической культуры школьников» пишет «Экономическая культура . совокупность исторически развивающегося процесса экономического образования, воспитания и преобразующей деятельности учащихся в условиях социальной среды, школы и семьи, которая проявляется в экономическом поведении и способствует нравственно-ценностному самоопределению личности и повышает жизнеспособность выпускника в реальных условиях.»[2] Как и любой другой компонент культуры личности, содержание экономической культуры предполагает определенный уровень знаний и умений, определённый характер отношений к соответствующей сфере деятельности и опыт этой деятельности. Соответственно могут быть выделены три структурных компонента экономической культуры: познавательный

(знания и умения организации деятельности); социально-нравствееный (отношения, ценности, установки); деятельностно-преобразующий (опыт проявления культуры в общении, в поведении, убеждении и т.д.) Названные компоненты могут быть в известной мере рассмотрены как уровни последовательного процесса формирования экономической культуры: знания лежат в основе формирования умений. Без знаний и умений не может быть

сформировано адекватное отношение к деятельности, нравственным ориентирам, качествам личности.

Сущность экономической культуры и её место в системе других явлений наиболее полно раскрывается через анализ её функций. Чётко дифференцировать функции экономической культуры сложно. В научной литературе по этому вопросу нет единого мнения. Так, Л.Н.Пономарёва, В.Д.Попов, В.П.Чичканов выделяют познавательную, мировоззренческую, воспитательную и информационную функции экономической культуры. Р.В.Рывкина рассматривает селективную, накопительную, трансляционную и инновационную функции Нам наиболее близко мнение Т.В.Боровиковой, которая выделяет: познавательную, преобразующую, культуросообразную, адаптивную, интегративную функции экономической культуры.Особенность функции экономической культуры проявляется в её многофункциональности, в частности познавательная функция, реализуется через экономические идеи, взгляды и представления, направленные на углубление экономических знаний, и развитие экономического мышления; преобразующая способствует превращению совокупности знаний в убеждения через деятельность, а так же самопознанию и самореализации личности; культуросообразная направленна на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры; интегративная показывает, что культура не только фактор дифференциации индивидов, но и благодаря преобразующей деятельности экономическая культура взаимосвязана со всеми компонентами культуры личности. На наш взгляд функцией дополняющей является социализирующая, способствующая развитию прагматических и нравственных качеств личности и выражающаяся в социальной активности и приспособлении индивида к условиям окружающей среды.

Формирующуюся экономическую культуру учащихся мы рассматриваем как условие социализации личности.

Проблема социализации личности постоянно находится в центре внимания многих исследователей.

В различных психологических и социологических исследованиях «социализация» определяется исходя из разных подходов. Так, исследователи В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов дают определение: «Социализация (от лат. БоЫаНБ — общественный) — процесс усвоения и активного

воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте», а Новиков В.В. считает, что социализация, характеризует лишь некоторые особенности формирования личности активно вступающего в жизнь субъекта деятельности. Понятие «воспитание личности» содержит, в основном, педагогически организованное воздействие на того же субъекта, на котором могут быть использованы и элементы социализации.

К.К. Платонов считает, что «социализация — это приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности, отражающих общественное сознание, субординирующих биологически приобретенные свойства».

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, термин «социализация» объясняют как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс, результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта» «Человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и приобретает возможность (и способность) стать личностью, оказывать влияние на других людей».[1]

А.В. Мудрик выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания: 1)традиционный механизм — воздействие через семью и ближайшее окружение; 2)институциональный механизм — влияние на процесс социализации индивида через институты общества; З)стилизованный механизм — влияние через субкультуру; 4)межличностный механизм — воздействие через значимых лиц; 5)рефлексивный механизм, действующий через

индивидуальное переживание и осознание. [6] Следовательно, социализация ребенка осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами; идет с помощью различных механизмов, которые не только дополняют друг друга, но

в той или иной мере не согласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обусловливает определенную степень автономии подростка, которая необходима для формирования личности, способной принимать решения, противостоять внешнему давлению

Всё это свидетельствует о том, что процесс социализации является объектом пристального внимания отечественных исследователей. Проанализировав все приведённые выше подходы к определению социализации можно сделать вывод, что социализация, прежде всего, предполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений и является процессом двусторонним, т.е. с одной стороны, происходит процесс адаптации личности к обществу, путём усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам, а с другой,- процесс саморазвития и самореализации, в ходе, которого происходит не только актуализация усвоенной системы связей и опыта, но и создание новых.

В контексте социально-педагогического исследования мы определили, что под социализацией необходимо понимать процесс и результат присвоения индивидом социального опыта по мере его психологического и интеллектуального развития, т.е. преобразование под влиянием обучения и воспитания психологических функций, присвоение экономических социальнонравственных ценностей, мотивационно-ценностных ориентаций, норм и правил поведения, формирование мировоззрения.

Мировоззрение включает в себя наряду с совокупностью взглядов, принципов и систему определённых убеждений. Наиболее устойчивой единицей мировоззрения и одним из важнейших структурных элементов его является убеждение. Убеждение имеет свою структуру. Оно включает в себя: знание определённой идеи; чувства, закрепляющие идею и в то же время сами закрепляющиеся ею; волю, направленность к действию, исходящую от данной идеи. Благодаря деятельности экономические знания превращаются в экономические убеждения. Убеждения выражают субъект-объектное, то есть чувственно окрашенное отношение людей к действительности, описанной в

знании, что в итоге составляет жизненную, идейную, мотивационную сторону сознания людей и оценочное и информативное знание приобретает форму принципов, норм поведения личности в различных сферах общественной жизни.

Фундаментом поведения человека и нормативной базой морали обычно рассматриваются ценности. Ценности можно определить как набор стандартов и правил, которым человек следует в своей жизни. Это проявляется в том, что путем соответствующей оценки происходящих вокруг него явлений, процессов и людей человек принимает решения и осуществляет свои действия. Ценности составляют сердцевину личности человека.

В педагогике проблема ценностей рассматривается в контексте воспитания (Т.В. Боровикова, Г.П. Выжлецов, Б.Т. Лихачев и др.). В социологических концепциях ценностные ориентации представлены как социальные ценности, передаваемые личностью в процессе социализации и регулирующие поведение (Л.П. Буева, Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина и др.). В культурологии с помощью понятия «ценность» характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности (В.С. Давидович, Ф.И. Гусейнов, А.А.Радугина и др.).

Если обобщить все имеющиеся многочисленные определения ценностей, то получится: ценности — это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. Они достаточно устойчивы во времени и их не так много. Ценности бывают двух видов: ценности, относящиеся к целям жизни, желаемым результатам, исходу действия и т.п.; ценности, относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей. К первой группе ценностей относятся, например, ценности, касающиеся удобства жизни, красоты, мира, равенства, свободы, справедливости, удовольствия, самоуважения, общественного признания, дружбы и т.п. Ко второй группе ценностей относятся ценности, касающиеся амбиций, открытости, честности, доброжелательности, интеллектуальности,

обязательности, ответственности, самоконтроля и т.п. Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он представляет собой как личность. Ценностная система человека формируется в основном на основе воспитания. Многие ценности человек получает под влиянием родителей и других близких ему людей. Большое влияние оказывают образовательная система, религия, литература, средства массовой информации и т.п.

Личность, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя, свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия требованиям культуры. Соответствие жизни и деятельности личности, принятым в обществе нормам и правилам, создает у нее ощущение единого целого с окружающей действительностью, что является условием положительного социального самочувствия, и напротив, ощущение несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, может стать причиной тяжелых переживаний личности. Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий; так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив. Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.

Учащиеся старших классов представляют собой важный объект исследования тенденций развития современного общества, поскольку они выражают главные направления развития общества, и в то же время являются источником и носителем наиболее острых социальных противоречий и проблем. В связи с этим возникает необходимость формирования у старшеклассников экономической культуры, так как они стоят на пороге самостоятельной жизни и им в ближайшем будущем предстоит занять активные позиции в обществе.

1. Бим-Бад, Б.М. Петровский, А.В. Образование в контексте социализации/Б.М. Бим-Бад А.В. Петровский // Педагогика -№1, 1999.- С. 3-8.

2. Боровикова, Т.В. Формирование экономической культуры школьников: монография/ Т.В .Боровикова. — Соликамск: СГПИ ,1999. — 264с.

3. Гершунский, Б.С. Философия образования/ Б.С.Гершунский.- Москва: Флинта, 1998.-432с.

4. Концепция развития социально-экономического образования и воспитания в общеобра- зовательной школе (сокращенный вариант) / Институт общего среднего образования РАО; Сасова И. А., Зарецкая И.И., Розов В.К. и др. // Дидакт. — 1997. — №5. — С.27-36.

5. Мицкевич,А.А.Экономика в задачах и тестах/А.А.Мицкевич.-Москва:Вита-пресс,1995-703с.

6. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику/А.В.Мудрик.- Москва: Институт практической психологии,1997.-365с.

cyberleninka.ru

Смотрите так же:

  • Режим дня для 9 месячного ребенка питания Режим дня 9 месячного ребенка комаровский Питание ребенка в 9 месяцев комаровский Питание ребенка в 9 месяцев комаровский Rating: 4 / 5 based on 232 votes. Питание ребенка в 9 месяцев комаровский Питание ребенка 10, 11, 12 месяцев. Так в 8 месяцев оно и том что мы еще. Меню для 7 месячного ребенка от Доктор Комаровский семь месяцев. Для […]
  • Практические занятия по детской психологии Планы практических занятий на 2012-13.Г. По дисциплине «Психология развития и возрастная психология» Для 030401.65.03. (18 занятий по 2 часа) Клиническая психология Тема: Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии Цели занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний о предмете их задачах […]
  • Развитие руки детей 6 7 лет упражнения Упражнения детей 6 7 лет распечатать Графические упражнения. для подготовки руки вашего ребёнка 5 или 6 лет к письменным занятиям. Рисование ручкой по крупным клеточкам один из активнейших способов приобретения навыка ориентации на листе бумаги. Фигуры и узоры данных прописей содержат все необходимые линии и наклоны, с которыми ваш […]
  • Логическое развитие ребенка 7 лет Логическое развитие детей 6 7 лет Логические задачи для детей 6-7 лет Решение задач и головоломок на логику и сообразительность отлично развивает детский интеллект и гибкость мышления. Выполнение всего 3-5 заданий в день поможет ребенку очень достойно подготовиться к школе, а регулярные тренировки по 10 и более заданий ежедневно […]
  • Роль семьи в развитии и формировании личности ребенка Роль семьи в формировании личности ребенка курсовая Семейные отношения и формирование личности ребенка Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере Семейные отношения и формирование личности ребенка” Студент Озорнин П. Н. (группа И-254) Преподаватель Ермолаева С. Г. Содержание Введение… 3 Глава 1. Роль семьи в развитии […]
  • Проблемы у детей старшего дошкольного возраста Глава 1 теоретические основы проблемы формирования зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1.1 Понятие зрительно-моторной координации в психофизиологических и психолого-педагогических исследованиях Зрение человека (зрительное восприятие) – процесс психофизиологической обработки […]
  • Ребенок в 2 года беспокойно спит Что делать, если ребенок беспокойно спит ночью? Полноценный сон имеет огромное значение для восстановления сил и роста малыша. Но часто ребенок беспокойный, плохо спит и самостоятельно нормализовать сон не получается. Педиатры, при нарушениях сна, рекомендуют медикаменты, но спешить с этим не надо, сначала необходимо разобраться в […]
  • Стратегию развития воспитания до 2025 года «Педсовет «Стратегия развития воспитания до 2025 года» Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере. Текстовое содержимое слайдов презентации: Стратегические направления развития воспитательной системы МОУ «СОШ №1» ЗАТО п. Горный: задачи, […]