Демонстративная агрессивность в дошкольном возрасте;

В этот период для ребенка особо значимы стабильные внутри-семейные отношения, и конфликты, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к депривации потребностей в безопасности, в любви, к нарушению «эдипова развития». Дети с активным стилем реагирования в конфликте могут прибегнуть к различным способам получения негативного внимания. Иногда для этого они прибегают к агрессивным действиям. Но цель их, в отличие от уже описанных нами вариантов, — не защита от окружаю­щего мира и не причинение вреда кому-то, а привлечение внима­ния к себе. Такую агрессивность можно назвать демонстративной.

Как отмечает Р.Дрейкурс, ребенок ведет себя так, что у взрос­лых (педагогов, психологов, родителей) создается впечатление, будто он хочет, чтобы абсолютно все внимание было сосредоточено на нем. Если же взрослые отвлекаются от него, за этим следуют раз­личные бурные моменты (выкрикивания, вопросы, нарушения пра­вил поведения, кривлянье и т.п.). Формула жизненного стиля таких детей: «Мне будет хорошо, только если меня будут замечать. Если меня замечают, значит, я существую». Иногда дети привлека­ют к себе внимание и без проявления агрессивности. Это может быть стремление нарядно одеться, ответить первым у доски или даже использовать такие социально не одобряемые действия, как воровство и лживость.

В этой же ситуации дети с пассивным стилем поведения в конф­ликте действуют противоположным способом. Они замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах. При внимательном наблюдении за ними можно заметить существенные изменения в их поведении, хотя родители обращаются за помощью к специалистам только в том случае, если у ребенка уже появляются те или иные невротические или психосоматические реакции или ухудшается успеваемость в школе. При длительном пребывании ребенка в этом состоянии у него формируется страх самовыражения, т. е. страх выражения окружающим своих истинных чувств. Как уже говорилось, взрослые недооценивают негативное воздействие данного страха на развитие ребенка. Возможно, это объясняется недо­оценкой значения самовыражения непосредственности в нашей куль­туре в целом. Поэтому некоторые терапевтические школы (А. Лоуэн, А. Маслоу) в работе со взрослыми оказывают им помощь в становлении спонтанности, непринужденности, свободы выраже­ния своего «Я». Если самовыражение человека заблокировано или ограничено, у него может развиваться чувство собственной ничтожности, ослабляться его «Я». Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает все время в защитной маске.

Таким образом, для дошкольника и младшего школьника наиболее часто проявляющейся формой агрессивности является демонстративная агрессивность. Ее цель в отличие от уже описанных нами вариантов, — не защита от окружающего мира и не причинение вреда кому-то, а привлечение внимания к себе.

studopedia.su

Когнитивное развитие в дошкольном возрасте;

Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходят колоссаль­ное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование начал произвольного внимания и смысловой памяти.

С трех до семи лет отмечаются следующие изменения:

Ø снижаются пороги зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительнос­ти;

Ø возрастает острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков;

Ø развивается фонематический и звуковысотный слух;

Ø рука превращается в орган активного осязания.

Действия восприя­тия формируются в связи с овладением теми видами деятельности, которые требуют выявления и учета свойств предметов и явлений. Для развития зрительного вос­приятия формы, величины, цвета особое значение имеют про­дуктивные виды деятельности – аппликация, рисование, конструирование. Осязательное восприятие развивается в процессе лепки, ручного труда, фонематический слух – в процессе рече­вого общения, звуковысотный слух – на музыкальных занятиях.

Особое значение для развития восприятия в дошкольном возрасте имеет, как показали работы А.В. Запорожца, усвоение детьми систем сенсорных эталонов (сен­сорные эталоны – выделенные человечеством образцы свойств предметов: система цветов спектра, геометрических форм, му­зыкальных звуков, фонем языка и т.д.).

К концу дошкольного детства ребенок еще не владеет обще­принятыми эталонами. Мерками для его восприятия служат представления о свойствах конкретных, хорошо знакомых пред­метов. Это проявляется в тех словесных обозначе­ниях, которые ребенок дает свойствам предметов. Определяя, например, круглую форму, ребенок говорит о ней: «Как мячик»; о красном цвете говорит: «Как ви­шенка» и т.п. Если ребенка не знакомят специально с системами эталонов, он постепенно усваивает их при выполнении продуктивных видов деятельности. Применяемый мате­риал (цветные карандаши, мозаика, строительные ку­бики) содержит основные образцы цветов и форм, серии вели­чин. Ребенок отображает предмет, строит его модель, комбини­руя образцы, в соответствии с характерными особенностями. Такое практическое моделирование — исходный пункт для пе­рехода к моделированию в зрительном плане.

Особая область развития восприятия – формирование эсте­тического восприятия художественных произведений (картин, музыкальных пьес). Для правильного восприятия нарисованного ребенок должен уметь учитывать особенности изображения. Он должен усвоить сложившиеся в обществе гра­фические и живописные изобразительные нормы.

Специфические особенности детского восприятия:

Ø эмоциональность: дети воспринимают лишь то, что вызвало у них эмоциональный отклик;

Ø нерасчлененность: дети не выделяют в предметах главное и второстепенное;

Ø синкретизм: тенденция связывать при восприятии различные объекты и явления без оснований.

В тесной связи с совершенствованием восприятия развивается мышление ребен­ка. У дошкольника оно начинает предварять практическое дейст­вие. Это происходит благодаря тому, что ребенок научается пе­реносить способ действия, сложившийся в прошлом опыте, на другую ситуацию, не тождественную первой.

В дошкольном возрасте ребенок может решать жизненные задачи тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-об­разным и путем логичного рассуждения, опирающегося на по­нятия.

В основе развития мышления дошкольника лежит формиро­вание умственных действий. Исходный пункт этого формирова­ния – реальное действие с материальными предметами. От та­кого действия ребенок переходит к внутренним свернутым дей­ствиям с реально представленными материальными предметами и, наконец, к действиям, осуществляемым целиком во внутрен­нем плане, где реальные предметы замещены представлениями или понятиями. Так путем интериоризации внешних действий образуются наглядно-образные и логически-понятийные формы мышления.

В опытах Ж. Пиаже было показано, что в возрасте от двух до семи лет решение задачи в умственном плане может проте­кать как умственный эксперимент. Им были обна­ружены следующие особенности детского мышления:

Ø отсутствие обратимости (т.е. возможности, проследив какое-либо преоб­разование, проделывать его в уме «в обратную сторону», вос­становив исходное положение);

Ø влияние наглядной ситуации на ход решения задачи.

Развитие словесных форм мышления в дошкольном детстве связано с изменением взаимоотношений речи и практического действия. У младших дошкольников высказывания в процессе решения практической задачи следуют за соответствующими действиями, как бы подводя им итог. На следующем этапе речь начинает предвосхищать действие, выполнять планирующую функцию. По мере накопления практиче­ского опыта ребенок переходит от словесного планирования к решению конкретных задач целиком в плане словесного рассуждения.

Развитие мышления дошкольников происходит в различных видах деятельности. Особое значение имеет игра. В игре впервые возникает символика, замеще­ние одних предметов другими. Игровые замещения – исходный пункт для овладения другими формами замещения (замещения реальных предметов их материальными или представляемыми изображениями, моделями и в конечном итоге – знаками).

В продуктивных видах деятельности возникает речевое пла­нирование действий, закладываются основы целенаправленных рассуждений.

Решающая роль в становлении мышления принадлежит обу­чению. При соответствующих формах обучения (поэтапном формировании умственных действий) дошкольники овладевают полноценными понятиями и способами логического мышления.

Для развития мышления у дошкольников имеет значение изме­нение и расширение круга мыслительных задач, решаемых деть­ми, обогащение содержания мышления. Путём познавательной активности форми­руются высшие типы умственных действий.

Воображение ребенка дошкольного возраста характеризуется богатством. Развитие воображения не причина, а результат ов­ладения игровой, изобразительной и другими видами деятель­ности. Основная линия развития воображе­ния – его постепенное подчинение сознательным намерениям, превращение в средство воплощения определенных замыслов.

Дошкольное детство – возраст преобладания непроизволь­ного внимания и памяти. Ребенок внимателен к тому, что пред­ставляет для него интерес, возбуждает эмо­ции, и запоминает то, что привлекает его внимание и «запоми­нается само». Значительно легче запоминаются наглядные об­разы, чем словесные рассуждения. В конце дошкольного возраста формируется возможность все более длительного произвольного управления вниманием, начи­нает развиваться словесная смысловая память, которая к семи годам почти уравнивается с образной. Переломный момент в раз­витии памяти – возникновение специальных мнемических дей­ствий, при которых ребенок ставит перед собой цель запомнить и начинает применять соответствующие способы (например, повторяет несколько раз слова, чтобы их запомнить).

Совершенствование всех видов познавательных действий опирается на развитие речи ребенка. Слово фиксирует усваи­ваемые детьми сенсорные эталоны, включается в процессы мыш­ления. Речь направляет работу воображения, внимания и па­мяти. Через речь ребенку передается опыт психической деятельности человечества.

К началу дошкольного детства речь ребенка обладает следующим особенностями:

Ø ситуативна (она не­понятна вне данной конкретной ситуации);

Ø мало регулирует собственные действия ребенка;

Ø ребенок не умеет отделить слов от обозначаемых ими предметов.

К концу дошкольного возраста речь ребенка:

Ø происходит дальнейшее совершенствование грамматического строя речи;

Ø осуществляется переход к контекст­ной форме речи;

Ø возрастает ре­гулирующая функция речи в поведении и осуществлении всех видов психических действий;

Ø формируется внутренняя речь, ко­торая становится основой речевого мышления.

Психические явления формируются при учас­тии речи в процессе различных видов деятельности под решаю­щим влиянием воспитания и обучения.

studopedia.su

Изонить в дошкольном возрасте

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ «Пси-Лог»

Высококачественные услуги психологов, логопедов и дефектологов для ДЕТЕЙ и ВЗРОСЛЫХ.

Звоните нам: 8 (495) 120-31-03

8 (800) 707-55-32 звонок бесплатный

с 10:00 до 21:00 ежедневно

Приглашаем на трансформационную игру «Психосоматика», которая даёт возможность проработать множество недугов и проблем, поправить здоровье, устранить многие проблемы: излишний вес, различные фобии и боли.

Игра проходит по воскресеньям в 16.00 по адресу: пр. Черепановых, дом 3.

Обязательно предварительно регистрируйтесь! Количество мест ограничено!

Нам 3 года! Мы решили отмечать его вместе с Музеем автомобильных историй .

Приглашаем всех 6 ноября по адресу м. Коптево, ул. Коптевская 71.

В Мультиклубе 4 и 5 ноября состоится волшебство батика. Создаем мандалы привлечения удачи и благополучия!

Требуются специалисты в открывающийся психологический клуб у МЦК Коптево. Резюме отправляйте на почту: t@psycholog.club

№ 2084 Логопед для мальчика 4,5 лет. Мякинино. Вечер, после 19.00

№ 2083. Логопед для девочки 4 лет.

№2082. Семейный психолог.

Коррекция детско-родительских отношений.

ЗПР у ребёнка 5 лет.

требуется к малышу 4 лет.

№ 2079. Нужен логопед для девочки 5лет. Звуки Р и Л. Алтуфьевское ш. 8

№ 2078. Требуется психолог для девочки 8 лет. Нарушение ЭВС.

№ 2077. Нужен логопед дефектолог для занятий с ребенком с диагнозом уо. Юго-Западный р-он. Мальчик 7 лет.

№ 2076. Логопед для мальчика (5, 5 лет) . Постановка звуков.

ул. Лавочкина. Желательно в вечернее время.

№ 2075. Афазиолог для мужчины (80 лет) ул. Беловежская

№ 2074. Психолог для подростка. Снижена учебная мотивация. м. Динамо

№ 2073. Логопед для взрослого. Ротацизм. Дегунино. Вечер, после 19.00

№ 2072 Дефектолог для ребёнка с гидроцефалией. 5, 5 лет. Не разговаривает. Павшино.

№ 2071 Логопед для мальчика 3 г. 4 мес. Не понятная речь. Слоги, автономная речь.

№ 2070. Логопед-дефектолог для девочки 5 лет.Имеет особенности в развитии.

Новые Ватутинки. М. Теплый Стан.

№2069. Логопед для ребёнка с алалией. Мальчик 5 лет. Тушино. Утренние часы.

№2068. Дефектолог к ребёнку с гидроцефалией. Мальчик 4 года. Орехово=Зуево. Время любое.

№2067 Нужен реабилитолог мальчику 2-х лет. Тетрапарез.

м. Речной вокзал

№ 2066 Нужен специалист -дефектолог, имеющий опыт работы с дошкольниками с ЗПРР и РАС. (диагноз РДА не ставят). Ребёнку 4 года.

занятия 3 раза в неделю после 17.00.

№ 2065 Требуется специалист высокого класса для работы с ребенком с синдромом Дауна. Девочка 5 лет. м. Авиамоторная

№ 2064 Логопед к ребенку с гидроцефалией. Мальчик 5 лет. Павшинская пойма.

№ 2063 Психолог к девочке 7 лет. Поведенческие проблемы. Детско-родительские отношения. м. Сходненская. Вечер.

№ 2062 Логопед к молодому человеку. Исправление звукопроизношения.

Южное Бутово. Время вечернее.

№ 2061 Логопед к ребенку 5 лет. Требуется массаж языка (спастико-паретичный язык).

Предпочтительное время — утро м. Октябрьское поле.

№2060 Левосторонний гемипарез, зрр. Мальчик 1г.9 мес.

№ 2059 Мальчик 3 г. Требуется тифлопедагог.

Время занятий 10-14 или

№ 2058 Мальчик 3,5 лет плохо разговаривает, меняет местами звуки в словах.

№ 2057 Нужен логопед

к ребенку 2,5 лет.

№ 2056 Нужен дефектолог. ЗРР у мальчика 6 лет.

№2055 Моторная алалия

№ 2054 ЗПРР Мальчик 2.10

№2053 мальчик 6 лет не выговаривает несколько звуков. Московская обл., Раменский р-н, дер.Осеченки

Девочка 4 г. 5 м.

№ 2051 Нужен логопед-дефектолог ребёнку 3г. 7 м.

ЗПР. Удобное время — вечер

Улица: 2-й Покровский проезд м. Котельники

№ 2050 Нужен дефектолог

для занятий математикой 2 раза в неделю с мальчиком 10 лет. Вторник, среда, пятница с 15.00

Пресненский. М. 1905 г. или Фили

4 года. Новая Москва, недалеко от Апрелевки.

5 лет, речи почти нет.

Люблинская ул. 15 мин. пешком от м.Волжская, удобное время — вечернее

№ 2047 Постановка звуков

мальчик 4 года. Вечер 16-19

№ 2046 Коррекция звукопроизношения, внимания, памяти, мышления. Вторник и суббота.

6 лет. Ребенок говорит «на своем языке»

Мальчик 5 лет с аутичными чертами.

Этот неизведанный мир материнства: 4 «за» и «против».

Поздравь своего мужчину с 23 февраля!

Воровство в дошкольном возрасте

Воровство как явление в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин.

В отличие от подростков, среди дошкольников практически отсутствуют так называемые «кражи престижа», когда ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе или, другими словами, «на спор». Также для детей-дошкольников нехарактерны групповые кражи.

1. желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой);

2. желание сделать приятный подарок кому-то из близких;

3. желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи;

4. желание отомстить кому-либо.

отрицательной оценки краж у дошкольников. Ребенок стремится тем или иным образом сделать любимым людям приятное.

— неразвитость прогностической функции, т. е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;

— узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий;

— осознание своего существования «здесь-и-сейчас», непонимание временных перспектив.

не могут договориться между собой, когда одно и то же действие ребенка оценивается по-разному;

Несмотря на кажущуюся полярность родительских ошибок, все они лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали. Непоследовательность родителей в воспитании стимулирует ребенка к приспособленчеству, развивает зависимость от настроения окружающих. Ребенок учится манипулированию мнением взрослых, зная их слабые места. Это же касается и отсутствия согласованности в требованиях, предъявляемых ребенку. Нежелание или неумение взрослых договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые невротизируют как их непосредственных участников, так и невольных, каковыми чаще всего являются дети. В таких семьях часто дети вообще перестают слушать кого бы то ни было из взрослых.

psycholog.club

Виды и организация продуктивной деятельности дошкольников

Продуктивная деятельность дошкольников — вид досуга ребенка, цель которого получить некий набор качеств, правильное направление на пути подготовки к школе.

Становление ребенка как личности — ответственная работа педагогов и психологов, работающих с детьми. Основная задача в этой области — использование различных форм, методов и стилей, включая продуктивную деятельность.

Немалые ресурсы заключены в деятельности изобразительного характера. Рисунок ребенка — продукт серьезной работы малыша, в которой показан полет фантазии. Здесь дети раскрывают уникальные способности и становятся самостоятельными.

Исследования доказали, что влияние продуктивных видов деятельности благоприятно сказывается на развитии ребенка, помогает социализации детей.

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительные и конструктивные методы:

  • различные способы составления конструкций;
  • изготовление изделий из глины или пластилина;
  • мозаика, аппликация;
  • поделки;
  • изготовление макетов.
  • Виды изобразительной деятельности дошкольников также включают лепку и рисование. Для детей это не просто развлечение. Все эти способы проведения досуга — важные этапы развития малышей. Гармонично формируют когнитивные способности и индивидуальные характеристики ребенка, оказывают благоприятное действие на психическое развитие, широко используются в ДОУ.

    Развитию мелкой моторики способствуют рисование и лепка. Пальчики ребенка становятся ловкими, гибкими, малыш начинает различать предметы и их физические свойства. Помогает учиться различать оттенки и цвета развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Помогает понимать количество и размер, развивает память, усидчивость, внимание. Эти навыки пригодятся во взрослой жизни, а пока, еще не умея говорить, ребенок выплескивает эмоции на листок бумаги: здесь он показывает индивидуальность и самостоятельность.

    Продуктивная деятельность отличается тем, что она не зависит от конкретных материалов, а представляет собой созидательную работу, итогом которой становится конкретный результат. Создавая что-то своими руками, ребенок показывает это окружающим, чувствует себя деятелем, испытывает гордость за свою работу.

    Задачи продуктивной деятельности

    Задачи и цели проведения занятий по продуктивной деятельности:

  • вызвать у ребенка эмоции на предметы;
  • познакомить с окружающим пространством;
  • сформировать навыки использования средств изобразительного искусства.
  • У детей начинает формироваться и развиваться воображение, желание и интерес к продуктивной деятельности. В творческой работе ребенок становится творческой личностью.

    Благодаря освоению изобразительных видов деятельности виден уровень подготовки к обучению в школе. Художественный труд требует особенного руководства. Родители или педагоги обязаны направлять ребенка, делать подсказки, например, используя красочные иллюстрации, читая пособия и брошюры. Ведь детям так необходима помощь старших.

    Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте имеют классификацию:

  • ознакомление с изобразительными материалами;
  • развитие сенсорных способностей;
  • улучшение моторики и координации движений;
  • знакомство с окружающим пространством;
  • развлечения музыкального характера.
  • Способы выявления у дошкольников способностей к продуктивной деятельности:

  • Речевое упражнение — направленно на развитие речи, звукопроизношение, верное ориентирование в пространстве. Помогает закреплению словаря ребенка.
  • Двигательная игра — условия, в которых формируется двигательная активность малыша, координация движений и развитие общей моторики.
  • Пальчиковая игра — тренировка пальцев, ладошек. К этой тренировке добавляют разучивание текста.
  • Манипулятивная игра — здесь используются мелкие игрушки, крупы. Такой вид деятельности необходим для развития зрительно-двигательных координаций.
  • Музыкальная игра — выполнение упражнений, сопровождаемое музыкой, текстом песни.
  • Такими способами решаются основные задачи формирования и развития изобразительной деятельности дошкольников. Методы раскрывают индивидуальность ребенка. Положительные эмоции, которые он испытывает в процессе творческого вдохновения, становятся движущей силой, благотворно влияющей на детскую психику. Эта сила помогает дошкольнику справиться с трудностями. Упражнения отвлекают детей от грустных мыслей, убирают напряжение, борются со страхом и тревогой.

    Изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед детьми вопрос: «что из этого можно сделать?». Таким образом происходит стимуляция порождения замысла и его воплощения.

    Советы по организации продуктивной деятельности

    Особенности изобразительной деятельности дошкольников заключаются в подготовке и проведении. Здесь важно избегать однообразия и формализма. Важно, чтобы дети занимались творчеством под чутким руководством взрослых. Организация должна носить добровольный характер и строиться на партнерстве с взрослыми. Родители или педагоги должны подумать над тем, как привлечь и удержать внимание детей.

    Задачи, которые стоят перед родителями или педагогами:

  • формирование у малышей зачатков представления о культуре, искусстве, художественном вкусе;
  • развитие творческих способностей;
  • обучение видам деятельности, через которые дети приобщаются к художественной культуре;
  • формирование уверенности в себе, становление индивидуальности у малышей;
  • укрепление физического и психического здоровья;
  • формирование уважения к чужому мнению;
  • обучение рациональному использованию материалов;
  • развитие интереса к своей стране, семье.
  • формирование эстетического восприятия мира.
  • При организации важно учитывать, чтобы деятельность проводилась в определенные дни и время. Для ребенка становится привычным такой распорядок жизни, вырабатывается привычка и настрой на предстоящую работу. Также не забывайте, что занятия проходят не как дополнение к традиционным, а взамен их. Такую деятельность можно назвать работой в мастерской. Мастерская — работа в группе, это организованное пространство, в котором создаются красивые, интересные и необходимые вещи для детей. Места детей не должны быть жестко закреплены за ними. Каждый раз можно заново самостоятельно выбирать себе соседей. Обеспечьте свободу перемещения для детей, чтобы каждый малыш мог в любое время пойти за инструментом или материалом, который ему понадобится. Воспитатель должен быть динамичен и занимать место с тем дошкольником, которому требуется больше внимания, который отстает в работе.

    Есть 2 важных фактора, на которые стоит обратить внимание, организуя детское изобразительное творчество.

    1. Каждая форма педагогического процесса, которая связана с изобразительным творчеством, должна содержать в себе смысл. То есть в процессе бесед, экскурсий ребенок должен иметь возможность пополнять, обогащать знания в области изобразительного творчества и культуры.
    2. Творческий процесс принесет лучшие результаты тогда, когда он будет интересен. Активизация интереса детей — вот к чему нужно стремиться педагогам и родителям.

    Выполнить какую-либо задачу, узнать что-то новое, закрепить пройденный материал — без интереса это сделать крайне сложно. Интерес и умение удивлять — это две основополагающие силы творческого становления. Однако во всем нужно соблюдать меру: и в игре, и в содержательности.

    Закономерность — еще один важный фактор при организации процесса изобразительного творчества детей. Если педагог сам заинтересован в процессе, то это отразится и на вовлеченности воспитанников. Если педагог равнодушен к организованной им деятельности, результаты будут намного ниже, чем реальные способности детей.

    Каждое достижение дошкольника в изобразительном творчестве — маленькая победа, поэтому ваше равнодушие или пренебрежение к результатам замедляет творческий прогресс малыша в целом. Ребенок, как формирующаяся личность, зависим от мнения окружающих взрослых, которые имеют для него авторитет, поэтому оценка родителей и педагога так важны для него.

    Отношение воспитателей и родителей к изобразительному искусству определяет педагогические условия развития детского изобразительного творчества. Если искусство воспринимается как средство самовыражения ребенка, то его работы приобретут индивидуальный характер. Если средства искусства воспринимаются и используются только ради самих средств, работы теряют индивидуальный почерк, а само творчество и процесс утрачивают сущность.

    Развитие творческих способностей при помощи продуктивной деятельности играет большую роль для интеллектуального развития дошкольника. Они связаны между собой и активизируют работу друг друга. Чем больше ребенок умеет делать своими руками, тем он умнее. Создавая что-то руками, дошкольник развивает индивидуальные черты характера.

    doshkolnik.net

    Развитие детей в дошкольном возрасте

    В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

    Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается своими особенностями. В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно «вливается» в жизнь общества.

    Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое «Я сам»), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю «почему») и активные проявления инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб, помыть посуду, натереть морковку и т.д.). В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

    Особенности дошкольного развития детей

    В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу.

    На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.

    С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно.

    Теперь давайте более подробно остановимся на упомянутых выше аспектах развития детей в дошкольном возрасте.

    Основные аспекты развития в дошкольном возрасте

    Психическое развитие

    Одной из главных характеристик развития детей в дошкольном возрасте является формирование произвольности ведущих психических процессов:

    • восприятия – дети все рассматривают и за всем наблюдают, чтобы затем проанализировать полученную информацию. Они умеют описывать предмет по форме и размеру, знают основные цвета и их оттенки, успешно усваивают систему сенсорных признаков (например, круглый как мяч);
    • памяти – в три года у ребенка память непроизвольна, а потому он запоминает только то, что вызвало у него эмоции. Однако уже к четырем-пяти годам у дошкольника начинает формироваться произвольная память – сознательное запоминание, например, элементов и правил игры;
    • мышления – для дошколят характерен постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и развитие начальных форм рассуждений и логического мышления: в 4-е года мышление основано на предметных действиях, в 5 лет мышление предвосхищает действие, в 6-7 лет – действие переносится на схожие ситуации.
    • На психическое развитие детей влияние оказывает, в первую очередь, близкое окружение ребенка и наследственность. Поэтому родителям очень важно научиться принимать и понимать своего ребенка и максимально эффективно взаимодействовать с ним. Во многом этому помогают специальные тренинги, которые организовывают на базе развивающих центров.

      Эмоциональное развитие

      В дошкольном возрасте активно развиваются нравственные чувства и социальные эмоции, основанные на появлении новых интересов, потребностей и мотивов. Если раньше ребенок сам был объектом эмоций со стороны взрослых, то дошкольник становится субъектом эмоциональных отношений, поскольку начинает сопереживать другим. Эмоции помогают ребенку не только осозновать действительность, но и реагировать на нее. В этот период жизни базовый набор эмоций ребенка (радость или страх) существенно расширяется: он может сердиться, ревновать, грустить и т.д. В его арсенале появляется язык передачи эмоций посредством жестов, движений, взглядов или интонаций голоса.

      Поскольку гармоничное развитие эмоций у ребенка дошкольного возраста зависит, в первую очередь, от его окружения, очень важно заполнить его мир яркими событиями и эмоциональными переживаниями: общением со сверстниками, специально организованной деятельностью (музыкальные занятия, театрализованные постановки, чтение сказок и т.д.), играми (в том числе и сюжетно-ролевыми) или трудовой деятельностью.

      Познавательное развитие

      Каждый ребенок рождается с уже развитой познавательной направленностью, которая позволяет ему легко адаптироваться к жизни. В дошкольном возрасте врожденная познавательная направленность перерастает в познавательную активность, благодаря которой у ребенка зарождается первичный образ мира. Познавательная активность проявляется в виде:

    • психических процессов (воображение, мышление, внимание, восприятие, память);
    • получения и анализа информации;
    • отношения к окружающему (эмоциональная реакция на явления, людей, предметы или события).
    • Так как все эти компоненты познавательной активности тесно взаимосвязаны, работа по познавательному развитию дошкольника должна подразумевать под собой работу с каждым из них. Взрослые должны следить, чтобы ребенок получал информацию, соответствующую его познавательным способностям, из достоверных источников, а также направлять процесс познания на содержательное упорядочивание полученной информации и установление осмысленных взаимосвязей.

      Развитие речи у ребенка – это индивидуально выраженный процесс, который зависит от огромного количества самых разных факторов (в том числе, от психологических особенностей ребенка и его окружения). Однако, как правило, к семи годам язык становится для дошкольника средством не только общения, но и мышления. Его словарный запас плавно увеличивается с 1000 слов (в три года) до 3000-3500 слов (в 6 лет). Он владеет всеми формами грамотной устной речи и способен общаться посредством развернутых сообщений (рассказы, монологи) и диалогической речи.

      Родной язык дети усваивают, подражая разговорной речи окружающих. Поэтому залогом успеха развития речи дошкольников является общение с родственниками, сверстниками и окружающими людьми. Причем, взрослые должны общаться с детьми «взрослым» языком (то есть, не «сюсюкая» и не «коверкая» слова, подстраиваясь под детское произношение). Важно не просто слушать малыша, а задавать ему наводящие вопросы, терпеливо и подробно отвечать на все «почему» и всячески поощрять его желание «поболтать».

      Дошкольный возраст – это важный этап в физическом развитии ребенка, поскольку именно в этот промежуток времени интенсивно формируются важнейшие системы организма: увеличивается масса мышц, окостеневает скелет, развиваются органы дыхания и кровообращения, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий и т.д. Отсюда можно сделать однозначный вывод: физическое воспитание дошкольника не менее важно, чем его психо-эмоциональное развитие. Тем более, что специалисты уверяют – двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.

      fulledu.ru

      Смотрите так же:

      • Что можно при температуре месячному ребенку Что можно от горла 4 месячному ребенку Как лечить красное горло у грудничков Труднее всего лечить самых маленьких – новорожденных грудничков. А различные вирусы и бактерии ох как любят атаковать уязвимый организм малышей. Одно из наиболее неприятных и опасных для ребенка – заболевание горла. При покраснении он ощущает боль, а вот […]
      • Полтора месяца сколько должен спать ребенок Сколько, во сколько, когда? Сколько спит ребенок за сутки в первые полтора года жизни Редко какая мама (или бабушка) не задаются вопросом сколько должен спать их младший член семьи, во сколько изменения сна нормальны, когда ребенок перестает спать днем три-два-один раз, сколько часов сна должно быть ночью, а сколько днем? С течением […]
      • Сколько должен есть в день 5 месячный ребенок Сколько смеси или молока должен есть ребенок в 3 месяца: размеры порций при искусственном и грудном вскармливании Трехмесячный кроха уже вырос и набрал в весе по сравнению с показателями в свой день рождения. Ему предстоит еще длинный путь взросления. Как помочь крохе в этом? Нужно дать ему сил и достаточное количество еды, однако какой […]
      • Методика учебной деятельности дошкольников Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Основными предпосылками учебной деятельности дошкольников являются: наличие у них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами действий; самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач; контроль способа […]
      • Ангина 5 месячный ребенок Ангина у 9 месячного ребенка как лечить Лечение ангины у детей Ангина – это инфекционное заболевание, чаще всего передающееся воздушно-капельным путем. Одним из самых распространенных возбудителей ангины является стрептококк. Ангина у детей, особенно раннего возраста, занимает второе место после ОРЗ и ОРВИ. Основные симптомы ангины […]
      • Презентации на развитие логики для дошкольников Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду Развивающие игры для детей подготовительной группы детского сада Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы. Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, […]
      • Можно ли кормить ребенка грудным молоком при ангине Температура у кормящей мамы, можно ли кормить ребенка, будет ли молоко? Безопасно ли молоко больной мамы для малыша Каждая женщина на протяжении своей жизни, так или иначе, сталкивается с заболеваниями, при которых происходит повышение температуры. В период беременности и уже после рождения малыша, женщины начинают внимательнее следить […]
      • Национальное воспитание детей Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики» Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики» Тип проекта: познавательный, долгосрочный, много-проектный. Раздел программы: «Программа по ознакомлению с культурой татарского народа» (Р. А. […]