2.11 Диагностика уровня развития связной речи дошкольников

Критерии связной речи. Требования к рассказам дошкольников.

Цель и задачи обследования уровня связной речи детей.

Методика диагностики уровня связной речи детей.

1. Критерии детских рассказов, разработанные О.С. Ушаковой, помогают проанализировать и оценить качество и уровень развития связной речи дошкольников. К ним относятся:

– содержательность (насколько полно и интересно ребенок передал содержание готового литературного текста и собственного рассказа);

логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ без лишних вставок и повторений, пропусков существенных эпизодов);

грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений между собой, т.е. грамотное оформление высказывания);

точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом);

богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств).

При обследовании связной речи выявляется умение детей составлять разные виды рассказов, в каждом из них проверяются следующие умения:

1) при пересказе литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику героев;

2) в описании (по картинке, по игрушке) отражать основные признаки и части предмета, называть его функции, назначение;

3) в повествовательном рассказе последовательно передавать развитие сюжета, использовать косвенную речь при передаче диалога героев;

4) составлять рассказ-рассуждение на основе проблемной ситуации, перечислять основные факты, события, делать соответствующие умозаключения, выводы.

Во всех видах рассказов важно отметить умение детей соединять части высказывания разными типами связей.

2. Особенность обследования связной речи состоит в том, что по результатам диагностики навыков связной речи можно судить об остальных направлениях речевого развития детей: развитие словаря, формирование грамматического строя речи, звуковой культуры речи.

Обследование проводят в форме индивидуальной беседы (не более 15 минут) с каждым ребенком. При правильных ответах следует поддержать, одобрить ребенка, при неправильных – не исправлять ребенка, но в протоколах отметить невыполнение. Кроме целенаправленной беседы для достоверности выводов по диагностике воспитатель должен пользоваться данными педагогических наблюдений за ребенком в процессе его общения со взрослыми и сверстниками. На основании результатов диагностики выделяют четыре уровня развития связной речи.

Высокий уровень. Ребенок может поддержать разговор на знакомую тему, самостоятельно пересказать хорошо знакомое художественное произведение, без помощи взрослого составить рассказ на наглядной основе (по предмету, по картине), рассказать о событиях из личного опыта. У ребенка достаточный запас слов, редко встречаются неточности и повторы в употреблении лексических средств, наблюдается владение способами согласования и образования слов, грамматические ошибки допускаются в отдельных, сложных словоформах. Ребенок правильно произносит все звуки языка, владеет навыками интонационной выразительности речи.

Достаточный уровень. Ребенок испытывает некоторые трудности при подборе нужного слова, при переходе от одной части рассказа к другой. Ребенок допускает грамматические ошибки в согласовании слов и построении сложных предложений. Наблюдается неправильное произношение некоторых звуков, речь ребенка не отличается яркой выразительностью.

Средний уровень. Ребенок может участвовать в общении, самостоятельно пересказать небольшое по объему литературное произведение, составить с помощью взрослого короткий рассказ на наглядной основе. Лексический запас ребенка немного ниже нормы, он часто повторяет одни и те же слова, смешивает слова из близкородственных языков (русского и белорусского). Ребенок допускает грамматические ошибки примерно в половине всех употребляемых слов в согласовании и образовании, использует однотипные предложения. Наблюдаются ошибки в произношении 3-4 звуков, речь ребенка не выразительна.

Низкий уровень. Ребенок с трудом поддерживает разговор на бытовые темы, пересказывает с помощью воспитателя, лексический запас ниже возрастной нормы, смешивает русские и белорусские слова, допускает много грамматических ошибок (более чем в половине слов), не владеет правильным произношением более чем 5 звуков.

Оценка по всем заданиям выставляется ребенку в баллах. Оценивается каждый ответ ребенка в соответствии с показателями уровней развития связной речи.

4 балла ставят за самостоятельный, точный и правильный по всем параметрам ответ.

3 балла получает ребенок за самостоятельный, но неполный ответ, с незначительной неточностью.

2 балла получает ребенок, допустивший неточность, отвечающий по наводящим вопросам на основе уточнений взрослого.

1 балл ставят ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, не понимает вопросы.

В целом, если 2/3 ответов оцениваются у ребенка в 4 балла – это высокий уровень развития связной речи. Если 2/3 ответов оцениваются в 3 балла – это достаточный уровень. Если 2/3 ответов оцениваются по 2 или 1 баллу, то соответственно определяется средний или низкий уровень.

3. Для проведения обследования уровня развития связной речи используются следующие задания.

Описательный рассказ. Ребенку предлагают составить рассказ описание по предмету или картинке, например про ежика. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок составляет описание, в котором есть все структурные части: начало, середина, конец и выражено свое отношение к объекту;

3 балла – в рассказе ребенка есть основные части без высказывания своего отношения к объекту;

2 балла – ребенок пропускает в рассказе начало или конец;

1 балл – ребенок только перечисляет отдельные признаки объекта.

Повествовательный рассказ. Ребенку предлагают серию сюжетных картинок, которые ему надо разложить в нужной последовательности и составить сюжетный рассказ. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и самостоятельно составляет рассказ, последовательно передавая развитие сюжета;

3 балла – ребенок правильно раскладывает картинки и составляет рассказ с незначительной помощью взрослого;

2 балла – ребенок совершает все действия с помощью взрослого;

1 балл – ребенок просто перечисляет все, что изображено на картинках.

Творческий рассказ. Ребенку предлагают придумать рассказ или сказку без опоры на наглядность. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок придумывает самостоятельно рассказ или сказку с развернутым сюжетом или описанием;

3 балла – ребенок затрудняется выбрать самостоятельно тему, составляет рассказ на тему, предложенную педагогом;

2 балла – ребенок придумывает рассказ с помощью взрослого;

1 балл – ребенок не может составить связное высказывание даже с опорой на вопросы педагога.

Пересказ литературного произведения. Ребенку предлагают пересказать только что прочитанный воспитателем рассказ или сказку. Ответы ребенка оцениваются следующим образом:

4 балла – ребенок полностью самостоятельно пересказывает текст, пользуется авторскими словами и выражениями, соблюдает последовательность изложения;

3 балла – ребенок самостоятельно пересказывает основные части текста, не переставляя их местами;

2 балла – ребенок пересказывает текст с помощью воспитателя, может поменять последовательность каких-либо частей;

1 балл – ребенок перечисляет отдельные эпизоды или действия, нарушает структуру текста.

Качество выполнения ребенком заданий оценивается и на основе критериев связной речи, которые характеризовались выше. Кроме того, следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент, черты характера, скорость мыслительных процессов и индивидуальные качества голоса (силу, темп речи).

Результаты обследования уровня связной речи каждого ребенка заносятся в протоколы обследования и обобщаются в сводной таблице для всей группы. На основе этих данных можно запланировать как индивидуальную работу с каждым ребенком, так и основные направления работы по развитию связной речи детей в группе.

1. Любина, Г.А. Детская речь: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.А. Любина. – Минск: Научно-методич. центр учеб. кн. и средств обучения, 2002. – 224 с.

2. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя iвыхаванне, 2003.–144 с.

3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

studfiles.net

Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей дошкольного возраста

(Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. — М., 1989.)

1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову

Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое — какое хочешь».

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).

2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных

1 — Ребенок толкает.

2 — Девочка качает .

3 — Зайчик хрупает .

4 — Мама стирает.

5 — Девочка поливает .

Оценка: 5 верных ответов.

3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов

1 — Что делает зайчик?

2 — Что делает ребенок?

3 — Что делает петух?

4 — Что делает мама?

5 — Что делает папа?

Оценка: 5 верных ответов.

4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных

1 — Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?

2 — Какая собака?

5-и тест. Практическое приложение грамматических (морфологиче­ских) правил изменения слова

1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много?

2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много?

3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?

Оценка: 2 верных ответа.

6-й тест. Составление предложения по одному слову

Оценка: 1 верный ответ.

1 — кукла, девочка, платье;

2 — тетя, плита, кошка;

3 — дядя, грузовик, дрова;

Оценка: 2 верных ответа

8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)

1 — Он вышел, когда.

2 — Он не пошел на прогулку, потому что .

3 — Он не вышел во двор, когда.

4 — Он не взял игрушку, которая .

9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредст­вом переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматиче­ской правильности)

Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осте рожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?

1 — Он ушла на реку.

2 — Там увидел маленькую рыбку.

3 — Потом бросил один, камни.

4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка».

Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).

10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последо­вательности

Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик? 2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?

Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.

11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов

1 — Скажи одно слово!

2 — Скажи один звук!

3 — Скажи одно предложение!

Оценка: 3 верных ответа

12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказы­вания

Задача: «Хочешь, сыграем в игру "Запрещенные слова"? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова

1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь.)

2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает.)

3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая.)».

Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложение; 1, т. е. 2 связных слова).

Обработка и интерпретация результатов

Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле

где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — возраст речевого развития, КВ — календарный (хронологический) возраст ребенка.

  • Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, так как условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.
  • Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца 17 дней — его календарный возраст равен 54 месяцам.

    Если ребенок, к примеру: правильно выполняет 10 вербальных задач, его возраст речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда

    КоРР = 66 *100 = 103,125 = 103

    КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности. Определены следующие границы распределения КоРР:

    КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие;

    КоРР от 10 до 41 — низкое речевое развитие;

    КоРР от 42 до 106 — нормальное речевое развитие;

    КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие;

    КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие.

    logopeddoma.ru

    Методика развития речи детей дошкольного возраста

    Сейчас многие педагоги и родители сталкиваются с тем, что малыш поздно начинает говорить или его словарный запас совсем маленький. Чтобы разговорить молчуна, разработана методика развития речи детей дошкольного возраста, которая позволяет достичь отличных результатов в сжатые сроки.

    Методики проведения диагностики развития речи дошкольников

    Анализ словарного запаса и умение правильно строить фразы можно проверить с помощью несложных упражнений:

  • Назовите слова, начинающиеся с буквы «Д».
  • Составьте фразу, в которую бы входили 3 слова. Например: цветы, букет, лето.
  • Как назвать человека, который лечит, учит, красит и т.д.?
  • Данные упражнения разработаны для детей пятилетнего возраста. Хорошим считается результат, при котором первое задание выполняется за минуту и при этом карапуз придумывает 3-4 слова. Второе упражнение считается отработанным, если по истечении 10 секунд кроха говорит правильно выстроенную фразу, а третье, — если кроха сразу называет профессию.

    Методика развития связной речи детей дошкольного возраста

    Разговорная речь – это способ общения между людьми. Поэтому очень важно с самого детства учить малыша правильно строить предложения, умело начинать и заканчивать повествование, терпеливо слушать собеседника. В педагогике принято связную речь разделять на два подтипа: монологическую и диалогическую.

    Со второй кроха знакомится раньше, чем с первой, ведь общение с мамой в виде диалога, пускай даже не словесного, начинается довольно рано. Основная методика развития диалогической речи детей дошкольного возраста всегда выстраивается на беседе. Основные методы здесь таковы:

  • прочтение литературы. Произведения, рекомендованные для прочтения, обязательно должны содержать диалоги и быть понятны детям;
  • общение воспитателя и малышей. Здесь фантазия безгранична. Диалог может быть создан на прогулке, при просьбе педагога выполнить какое-то задание и т.д.;
  • игры.Они не обязательно должны быть театрализованными или сложными в постановке. Для повседневного применения вполне подойдут всем известные «Съедобное — несъедобное», «Согласен – не согласен» и т.д., самое главное, чтобы они включали в себя диалог.

Обучение монологической речи строится на таких методах:

  1. Пересказ. Он используется для обогащения словаря малыша и обучению правильному построению речи. Пересказ отлично тренирует память, ведь очень важно, чтобы ребенок передал смысловую часть текста, а также позволяет крохе ввести в свой лексикон новые слова.
  2. Описание. Умение умело построить рассказ из увиденного на картинке довольно часто используется в методике развития речи дошкольников на современном этапе, однако именно с ним возникает много трудностей. В связи с тем, что фантазия еще не очень развита, а умение красиво и правильно выстраивать фразы еще не выработалось, то часто описание получается довольно скудным.
  3. Повествование. Рассказ о себе, маме или любимом занятии – основные темы для свободного рассказа, используемые в детском саду. Как правило, этот метод не вызывает особого труда у малышей, однако имеет ряд недочетов: одинаково выстроенные предложения, резкие переходы из одного смыслового содержания в другое и т.д.
  4. Итак, методика развития связной речи дошкольников — это комплекс упражнений, направленных на развитие разговора. При правильной диагностике и постоянных занятиях малыш уже через месяц порадует вас увеличенным словарным запасом и умением правильно выстраивать фразы.

    womanadvice.ru

    Методика диагностики развития речи дошкольников

    2. Диагностика старших дошкольников. 2.1 Методика диагностики развития речи дошкольников. 2.2 Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении.. Методики обследования речи дошкольников. Игра для коррекции произношения «Пальчики учатся говорить».развития детей раннего возраста до 2 лет (см. «Диагностика нарушений речи. Диагностика развития речи у детей. Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций. Инструкция.

    .вопросы теории и методики развития разных сторон детской речи, педагогической диагностики детской речи, организации работы по рече-вому 3-е издание выходило под названием «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» (2000 г.). Проблемы диагностики развития речи дошкольников рассматривались в исследованиях П. Давидович, О.С. Ушаковой, А.И. Максаковой, Г.В. Чиркиной и др. Объект исследования – речевое развитие детей дошкольного возраста.. Диагностика развития речи дошкольников. Методическое пособие. ББК 74.102 Рецензенты: О.В.Бережнова, кандидат филологических наук. М 15 Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие.. Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Речь возникает первоначально как средство По своему генезису возникает из эгоцентрической речи — разговора дошкольника с самим собой вслух во время игры или других занятий.

    Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.- метод. Стр. 2. 24. В предложенных материалах раскрывается методика диагностики связной речи детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее овладение умениями строить повествовательный (сюжетный) рассказ на предложенную тему, по картинкам, самостоятельно определять тему и строить рассказ, придумывать сказку. Умения создавать собственное высказывание тесным образом переплетаются с умениями воспринимать, анализировать литературный текст. Способность к анализу литературного текста появляется довольно рано, в младшем дошкольном возрасте, под руководством взрослого. В старшем дошкольном возрасте углубляется восприятие литературного текста, появляются элементы осознания формы, содержания, языка.

    Это дает возможность переноса полученных умений в собственную речевую деятельность. Поэтому методика диагностики связной речи старших дошкольников включает в себя: 1) задания, направленные на анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры); 2) задания на придумывание рассказа; 3) задания на придумывание рассказа по серии сюжетных картинок.

    Задание 1. Цель: выявить понимание темы и выделение основных структурных частей текста, определение названия текста. Методика выполнения. Детям (индивидуально) предлагается прослушать рассказ.

    Рассказ подбирается небольшой по объему, с четко выраженной композицией (например, отрывок из рассказа М. М. Пришвина «Еж» или рассказ Е.

    Пермяка «Первая рыбка»). Название рассказа при чтении не дается. После чтения перед детьми ставятся вопросы: 1. О чем говорится в рассказе? О чем говорится в начале рассказа? О чем говорится в середине рассказа? Чем закончился рассказ?

    Как можно назвать этот рассказ? Ответы детей дословно фиксируются. При анализе ответов детей на 1- й вопрос необходимо обратить внимание на характер высказываний, их точность и обобщенность.

    chaykaburyn.weebly.com

    Диагностика развития речи у дошкольников (стр. 1 из 4)

    1. План работы на период с 21 сентября по 17 октября

    2. Диагностика старших дошкольников

    2.1 Методика диагностики развития речи дошкольников

    2.2 Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении

    3. Коррекционная работа с Плиско Валерием (3 гр)

    4.Работа с родителями(рекомендации)

    5. Работа с воспитателями(рекомендации)

    6. Психопросвещение о нарушении развития речи

    7. Психопрофилактика нарушений развития речи

    8. Оценка гигиенического состояния с позиции педагога – психолога(оценка проводимого занятия для гр.3).

    9. Анализ занятия

    Согласно годовому плану педагога – психолога, можно выделить направления деятельности и планируемые результаты в данном дошкольном учреждении.

    Основные направления в деятельности:

    1. Укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду.

    2. Исследование динамики интеллектуального и личностного развития дошкольников, используя современные психологические диагностики.

    3. Продолжать формировать у педагогов и родителей навыки психолого-педагогической компетентности в общении.

    4. Расширять знания педагогического коллектива и родителей о здоровом образе жизни.

    1. Сохранение естественных механизмов развития ребенка, предотвращая всякое возможное их искажение и торможение.

    2. Развитие индивидуальных качеств детей с постоянным обнаружением новых творческих ресурсов.

    3. Формирование у педагогов и родителей коммуникативных навыков и представлений о здоровом образе жизни.

    2.1 Методика диагностики развития речи дошкольников

    Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.

    Задание А. Придумай как можно больше слов на букву С. (Время 1 мин.)

    Задание Б. (Окончание слов).

    Ход работы: ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По. ". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? Пона. " и т. д.

    Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.

    Задание В. (Образование предложений с данными словами).

    Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:

    1) девочка, мячик, кукла;

    2) лето, лес, грибы.

    Задание Г. (Подбор рифмы). Инструкция: "Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма — это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет "день" ".

    Задание Д. (Словообразование). Как будет называться маленький предмет?

    мяч — мячик; рука — . ; солнце — . ; трава — . ; плечо — . ; ухо — . ; таз — .

    Задание Е. (Словообразование). Если предмет сделан из железа, то какой он?

    железо — . ; дерево — . ; снег — . ; пух — . ; бумага — .

    Задание Ж. (Общий словарный запас). Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?

    Задание З. (Исследование особенностей звукового анализа слова).

    Инструкция: "Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву "д", сразу хлопнешь в ладоши".

    Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.

    Результаты методики диагностики развития речи

    В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5 лет и 5 месяцев.

    Основная масса участников исследования называли 3-4 слова на букву с, что соответствует среднему результату. Такие же результаты (75%) показали участники и по заданию, где нужно было дополнить слоги. Таким образом, можно говорить о среднем уровне развития у дошкольников навыков и умений воспроизведения и дополнения слов.

    С заданием на правильное составление фраз справились в достаточном объеме только 35% дошкольников.

    Одним из наиболее сложных заданий для участников было предложение подобрать рифмы к словам. Только 25% испытуемых успешно выполняли данный блок в методике.

    Если говорить про задание на словообразование, то достаточно большое количество детей (75%) справляются с подобными заданиями успешно. Однако, не всегда удавалось дошкольникам составлять формы таких слов как таз, плечо .

    Общий словарный запас средний и высокий у 70% дошкольников. Низким словарным запасом, исходя из результатов методики, обладают 30% испытуемых.

    2.2 Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении

    Подобрать 5-7 заданий для ребенка; несколько незаконченных предложений, например:

    1.Мальчик весело смеялся, несмотря на то, что…

    2. Если зимой будет сильный мороз, то…

    3. Если взлететь высоко как птица, то…

    4. Мальчик заболел, у него поднялась температура, несмотря на то, что…

    5. Если наступит день рождения, то…

    6. Девочка стояла около окна, хотя…

    7. Если снег растает, то…

    8. В комнате погас свет, несмотря на то, что…

    9. Если пойдет сильный дождь, то..

    10. Девочка стояла и плакала, несмотря на то, что…

    Проводятся 3 серии эксперимента.

    Первая серия. «Выполни задание». Ребенка просят выполнить словесное поручение. Например, на столе в беспорядке лежат карандаши. Испытуемому говорят: «Собери карандаши, положи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания спрашивают: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?».

    Вторая серия. «Закончи предложение». Ребенка просят закончить предложения, читаемые экспериментатором.

    Третья серия. «Закончи предложение наоборот». Инструкция к данной серии: «Я буду читать тебе предложения, а ты придумай конец фразы, но только такой, чтобы получилось как не на самом деле, а наоборот. Например, «Я лягу в постель, потому что не хочу спать».

    Затем называют одну фразу и просят ребенка придумать концовку, проверяя, правильно ли он понял инструкцию. Так как во второй и третьей сериях исследования участвуют дети 6-7 лет, то группа испытуемых выполняла только задания первой серии.

    mirznanii.com

    Смотрите так же:

    • Почему ребенок не шевелится в 19 недель 19 неделя беременности 19 недель беременности — это сколько месяцев, спросите вы? А это уже целых пять месяцев беременности! Продолжается второй триместр, и с каждым днем ваш живот становится все заметнее для окружающих. Теперь уже сложно скрыть от других вашу беременность. Поэтому с гордостью заявите, что скоро вы уйдете в […]
    • Новорожденный ребенок и уход за ним по месяцам Ежедневный и еженедельный уход за ребенком от рождения и до года С самого момента зачатия родители несут ответственность за здоровье и благополучие своего малыша. Поэтому столь важно с появлением ребенка в семье научиться правильно ухаживать за ним. Естественно, чтобы осуществлять уход за новорожденным грамотно, нужно не только многое […]
    • Почему ребёнок боится оставаться один Если ребенок боится оставаться один в комнате… О причине детских страхов подробно шла речь в прошлых статьях. Родителям будет полезным узнать, почему дети начинают бояться и что во многом зависит от самих взрослых. Сегодня речь пойдет о ситуации, когда ребенок боится оставаться один в своей комнате. Зачастую этому страху […]
    • О чем разговаривать с месячным ребенком Порой, подсаживаясь к малышу, мы думаем «Так, надо бы позаниматься чем-нибудь полезным, развивающим» и принимаемся копаться в глубинах своей памяти, вспоминая, что же там интересного писали в книжках и на форумах. Но пока мы размышляем, ребенок уже уползает от нас и, забравшись куда-нибудь, подбрасывает нам новых хлопот. Так подходящий […]
    • Можно ли показывать ребёнка до месяца Когда можно показать новорожденного ребенка друзьям и родственникам: ждем традиционные 40 дней? Современным мамочкам кажется, будто суеверия — лишь вздор, который веками нарушает логику жизни. Однако данные утверждения — плод длительных наблюдений, изучение событий, причин и результатов, сколько бы мамочки не отпирались. Каждое суеверие […]
    • Учреждений по уходу за ребенком 6. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет • матери ( отцы, усыновители, бабушки, дедушки, другие родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком), подлежащие государственному социальному страхованию; • матери, уволенные в период беременности, отпуска по […]
    • Если ребенок боится спать в своей комнате Ребенок боится темноты: эти советы оставят страх позади на 100% Страх темноты — самая распространенная фобия у детей. Она развивается у 89% детей в возрасте 3-8 лет. В этой статье мы постараемся разобраться, как помочь ребенку избавиться от боязни темноты. Почему дети боятся темноты — причины детских страхов Большинство родителей на […]
    • Порядок выплат ежемесячного пособия по уходу за ребенком Порядок выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1, 5 лет следует рассчитывать, исходя из средней заработной платы сотрудника за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска по уходу за ребенком (ч. 1 ст. 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). Среднюю дневную […]