ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

В нашей стране большое внимание уделяется здоровью советских людей. Устав Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье человека как «состояние полного физического, психического и социального благополучия». Важнейшим условием высокого уровня здоровья человека, его большой работоспособности и активности является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Общепризнано, что здоровье детского населения определяется не только наличием или отсутствием заболеваний. Оно определяется также гармоничным, соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем функций (С. М. Тромбах, С. С. Познанский).

Институт гигиены детей и подростков АМН СССР (С. М. Тромбах, Г. Н. Сердюковская, Е. С. Рысина) в результате проведенных исследований предложил в зависимости от состояния здоровья детей разделить на группы.

(. )Из приведенных материалов видно, что в основу данной группировки положено состояние здоровья организма ребенка, оцениваемое по отсутствию или наличию функциональных нарушений, морфологических отклонений, хронических заболеваний и степени их тяжести.

По данным того же института (М. Д. Дубинская, Т. Я. Черток), среди дошкольников основную массу составляют здоровые дети, относящиеся к первой (30%) и ко второй (40%) группам; к третьей группе относятся 28% и к четвертой — 2% обследованных детей.

Уровень заболеваемости, распространенность патологических отклонений не везде одинаковы. Они зависят от четкости организации и проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий. В нашей стране происходит неуклонное снижение заболеваемости детей и подростков. Особенно большие достижения заметны в борьбе с инфекционными заболеваниями благодаря повсеместно осуществляемой специфической и неспецифической профилактике.

Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для определения физического развития детей применяют методику антропометрических исследований. Из морфологических признаков определяют длину тела (рост), вес и окружность грудной клетки; функциональные признаки характеризуют емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук (1); соматоскопические (описательные) признаки определяются состоянием опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки; позвоночника, ног, стоп, развитие мускулатуры), степенью жироотложения.

При изучении физического развития детей исследуются не только морфологические и функциональные свойства организма,

1. Функциональные показатели можно определить только у детей старшего дошкольного возраста.

но и уровень биологического развития ребенка: формирование зубной системы, моторики, речи, ростовые процессы, а у подростков — степень их полового созревания.

Физическое развитие, являясь одним из показателей здоровья, может изменяться под влиянием различных заболеваний. Особенно заметные изменения в физическом развитии (гигантизм, карликовый рост, неравномерное развитие отдельных частей тела) наблюдаются при нарушении деятельности некоторых желез внутренней секреции. У детей, часто и длительно болеющих, особенно у страдающих хроническими заболеваниями (рахитом, туберкулезом, дизентерией, гипотрофией), наблюдается замедление роста, снижение прибавок веса, ослабление тонуса мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие. Вместе с тем течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его физическим развитием.

Таким образом, состояние здоровья и физическое развитие находятся в тесной зависимости и при медицинском обследовании детей должны исследоваться параллельно.

Будучи тесно связанным с состоянием здоровья ребенка, физическое развитие в значительной мере зависит и от социальных условий. Это было выявлено учеными уже во второй половине прошлого столетия. Русские ученые Ф. Ф. Эрисман (в 1879—1885) и Н. В. Зак (в 1892—1898) установили, что физическое развитие детей и подростков из привилегированных кругов значительно выше по сравнению со сверстниками из семей малообеспеченных. Эти работы нанесли удар по антинаучным концепциям капиталистического мира, в основе которых лежит отрицание значения социальных условий жизни. Они доказали реакционность таких воззрений, как признание влияния только биологических (наследственных) факторов на физическое развитие детей.

После Великой Октябрьской социалистической революции в физическом развитии подрастающего поколения было выделено три этапа, тесно связанных с условиями жизни советских людей.

Первый этап — до 1941 г. Он характеризуется неуклонным ростом физического развития детей, связанным с улучшением быта, питания, медицинского и санитарного обслуживания (Л. А. Сысин, Л. Л. Рохлин, М. А. Минкевич, В. О. Мочан и др.).

Второй этап — период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. В этот период наблюдалось значительное снижение всех показателей физического развития, особенно заметное у детей и подростков, живущих в прифронтовых и оккупированных районах (М. Д. Большакова, А. Н. Антонова).

Сразу же после войны начался третий этап в физическом развитии детей и подростков. Благодаря неустанным заботам партии и правительства, усилиям всего советского народа наша страна быстро поднималась из руин, восстанавливалось хозяйство, улучшалось благосостояние народа. Это отразилось и на физическом развитии детей и подростков. Показатели физического развития к 1954 г. достигли довоенного уровня (А. Г. Цейтлин, Г. К. Торопова), неуклонно возрастали они и в последующие годы (М. А. Антропова, Г. П. Сальникова, Е. П. Стромская, В. Н. Кардашенко, Л. П. Кондакова-Варламова и др.).

Изучение биологических изменений в организме ребенка, проводимое в нашей стране, показало, что наряду с увеличением всех показателей физического развития у современных детей и подростков по сравнению с их сверстниками, жившими 10—20 лет назад, наблюдается ускорение процессов роста и созревания: более раннее формирование зубной системы, ускорение ростовых процессов, полового и окончательного созревания организма (В. Г. Властовский, Е. П. Стромская, В. Н. Кардашенко, М. В. Прохорова и др.). Этот феномен, наблюдающийся не только в нашей стране, но и во многих развитых странах мира, получил название «акселерация» и в настоящее время тщательно изучается.

Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни закономерно изменяется и должно укладываться в определенные возрастные нормы. Чтобы получить эти нормы, обследуют большие однородные (по возрасту, полу, национальности и т. п.) детские коллективы. Статистическая обработка полученных данных позволяет определить средние показатели (стандарты) физического развития возрастно-половой группы. Для каждой местности выводятся свои стандарты, исходя из условий жизни в разных климатических поясах, в городах и сельской местности, этнографических различий.

Примерно каждые 5—10 лет местные стандарты должны уточняться, так как физическое развитие детей изменяется под влиянием непрерывно происходящих изменений в материальном и культурном уровне жизни населения.

Стандарты физического развития широко используются как для оценки физического развития детских коллективов, так и для индивидуальной оценки развития ребенка. Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов детей или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей. Систематическое наблюдение за каждым ребенком, посещающим дошкольное учреждение, дает возможность своевременно выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья и физического развития и быстро устранить причины, вызвавшие эти отклонения. Чем моложе ребенок, тем чаще должны проводиться эти обследования.

Дети первого года жизни обследуются один раз в месяц, от 1 года до 3 лет — один раз в три месяца, от 3 до 7 лет — не реже одного раза в полгода. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. Кроме того, обследование рекомендуется проводить перед выездом детей на дачу и после возвращения с дачи для выяснения, насколько полезным для них было пребывание за городом. Все результаты обследования фиксируются в индивидуальной карте.

А. П. Чабовская, «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста»,

www.detskiysad.ru

Размер окружности головы у новорожденного

Одним из базовых показателей, с помощью которого можно отследить правильность развития новорожденного ребенка в первые месяцы жизни, является окружность головы (диаметр). Специально для этого существуют нормативные диапазоны, позволяющие измерить и отследить размер головы ребенка по месяцам. Измерения проводятся на каждом приеме у педиатра, поэтому родителям не стоит самостоятельно вооружаться линейкой и производить замеры. Хотя знать о том, что является нормой, а что отклонением, должна знать каждая мама.

Нормальные показатели

Дети появляются на этот свет совсем маленькими, но первые 12 месяцев они стремительно растут и меняются физиологически. Претерпевает изменения и объем головы малыша, что при соблюдении определенных значений является нормой развития ребенка.

В первом полугодии подобные изменения происходят наиболее активно. В этот период объем головы может увеличиться на несколько сантиметров. После первого месяца жизни окружность головы новорожденного может вырасти на 2 см. Замедление же данного процесса начинается с 4 месяца. Правильные пропорции тело малыша обретает примерно к году. А вот в 15-16 недель наблюдается выравнивание объема головы и грудной клетки, то есть они становятся практически одинакового диаметра.

Для того чтобы родители могли увидеть, как должен изменяться диаметр или объем черепа новорожденного малыша, была разработана специальная таблица показателей, демонстрирующая норму развития ребенка в соответствии с окружностью головы. Данные, касающиеся первого года жизни ребенка, подробно показывают рост окружности головы по месяцам, поскольку именно в этом периоде любые отклонения от нормы могут стать поводом для того, чтобы начать бить тревогу за здоровье ребенка.

Как было сказано выше, контролем всех параметров развития ребенка занимается врач педиатр. Но мама должна знать, что нормой объема головы новорожденного является показатель в 35 см. Однако нужно учитывать и персональные особенности анатомического строения плода, поскольку в норме объем может находиться в диапазоне от 32 до 38 см. Исходя из того, с какими параметрами малыш появился на свет, и стоит наблюдать процесс изменения объема, главное, чтобы прирост соответствовал определенным стандартам. Допускается небольшой разбег в показателях окружности головы у каждого конкретного малыша, который составляет 2-3 см от выведенного среднего числа. Стоит отметить, что недоношенные детки более стремительно развиваются, догоняя по физическим параметрам своих сверстников.

Таблица обхвата головы

Итак, выведенные средние показатели того, как должна расти голова ребенка, находятся в нижеприведенной таблице.

Уже с 4 лет окружность головы всех детей растет настолько медленно, что это практически незаметно при измерениях. Однако анатомические изменения имеют место быть еще на протяжении многих лет, вплоть до полного созревания организма ребенка.

Определяем размер окружности головы

Следить за изменениями размеров головы и прочими параметрами должен врач. Поэтому вы должны приходить к нему на прием именно в тот период, когда вам будет назначено. Первые несколько недель новорожденного осматривают дома, но в дальнейшем регулярные посещения местной поликлиники должны быть обязательными.

Но посмотреть, как развивается ваш кроха, и сделать вывод о том, все ли соответствует стандартам, вы можете и самостоятельно. Таблица, содержащая готовые данные, не всегда может стать вашим верным помощником, ведь каждый ребенок имеет свои физиологические особенности, которые таблица не в состоянии отразить. Поэтому вычислить норму диаметра черепа вашего малыша в каждом конкретном периоде поможет не таблица, а некоторые нехитрые расчеты. Для этого нужно все-таки заглянуть в значения, которые показывает таблица, определить средний показатель для полугодовалого возраста и отнять или прибавить необходимое количество сантиметров.

Например, нормой прироста для малышей старше полугода является показатель в 0.5-1 см. для младших детей этот показатель равен 1.5-2 см. В случае, если из родильного дома вас с малышом выписали с минимальным отклонением от нормы, то волноваться не стоит. Но пренебрегать визитами к врачу в положенные сроки также не рекомендуется.

Возможные отклонения

Иногда, к сожалению, возникают ситуации, когда малыш рождается на свет не совсем здоровым. В некоторых случаях размер окружности головы малыша не соответствует норме, а отклонения диаметра даже в полсантиметра являются поводом для беспокойства родителей и врачей.

  1. Гидроцефалия и микроцефалия, которые относятся к врожденным порокам. При гидроцефалии начинается водянка головного мозга, характеризующаяся разбуханием родничка, увеличением диаметра черепа, проступанием на коже головы венозной сетки. Данное заболевание может привести, как к неврологическим нарушениям, так и к летальному исходу. При микроцефалии ситуация полностью противоположная – родничок закрыт, диаметр черепа меньше всех норм. Данная патология не позволяет расти голове ребенка.
  2. Наследственность. Если в вашем роду имелись люди, размер головы которых сильно отличался от диметров, которые приводит таблица, но никаких патологий не наблюдалось, то, скорее всего, и ваш малыш родится в не обозначенных норм. Поэтому в данном случае стоит обязательно предупредить врача о том, что это может быть наследственной особенностью.
  3. Родовая травма. Сегодня все родителя наверняка слышали о том, что ребенок может получить травму во время родов. К сожалению это может произойти. Все дело в том, что при родах кроха задевает не только ткани матери, но и ее кости, что травмирует его череп, и может начаться отек. В большинстве случаев подобное последствие появления на свет происходит без какого-либо лечения уже в первые 24 часа. Однако есть и небольшой процент деток, которым потом приходится проходить лечебные процедуры по устранению отечности головы. Дети, рожденные с помощью кесарева сечения, практически всегда могут похвастаться нормами окружности головы, которые приводит таблица. Ведь ребенок не проходит через родовые пути, а, значит, и не травмирует голову.

В любом случае, в независимости от того, какова окружность головы вашего крохи, соответствует ли она таблице или нет, должен решать врач. Помните, что вовремя поставленный диагноз и начатое лечение помогает избежать плачевных последствий. Поэтому не забывайте посещать педиатра и следить за состоянием своего чада.

razvitierebenka.info

Перинатальная психиатрия (продолжение)

Оценить поведение младенца и ребенка раннего возраста можно, срав­нивая его с нормативами, приведенными в руководстве по клинической пси­хиатрии Г. И. Каплана (Н. I. Kaplan) и Б. Д. Садока [Sadock B. J., 1996] (табл. 9).

У детей в возрасте от 0 до 3 лет центральная нервная система еще недо­статочно дифференцирована. Вот почему на разные вредности ребенок реа­гирует одинаково общим возбуждением, движениями, нарушениями пищева­рительного тракта, сна и т. п. Нередко признаками нервно-психических рас­стройств могут служить монотонный плач, расстройства сна, пищеварения. В связи с этим информация, касающаяся особенностей его сна, питания, навыков опрятности, игровой активности может оказаться весьма ценной.

Важным показателем психического здоровья ребенка являются особенно­сти его взаимодействия с другими людьми. Если малыш не стремится к обще­нию, слабо реагирует на «заигрывания» с ним, совсем не просится к матери и к другим близким на руки, а при попытке взять его пассивен как мягкая иг­рушка, то это может свидетельствовать о нервно-психическом расстройстве.

Еще в возрасте до года ребенок умеет определять такое расстояние до матери, на котором он способен дать ей знак о своих потребностях хныкань­ ем и получить помощь, то есть расстояние, на котором он находится в состо­янии относительной безопасности.

Если мать оказывается или кажется ребенку недоступной, активизирует­ся деятельность малыша, направленная на восстановление близости. Страх потерять мать может вызывать панику. Если потребность в близости часто не удовлетворяется, то и в присутствии матери ребенок перестает чувствовать себя в безопасности. Только при развитом чувстве безопасности ребенок постепенно увеличивает расстояние, на которое спокойно отпускает мать (см. эксперимент М. Ainsworth в разделе перинатальная психология).

Помимо клинических методов включенного наблюдения, общения с ре­бенком для определения уровня его психического развития и отклонений в психической сфере используют психологические методики. До сих пор на­ходят свое применение тест развития А. Гезелла [Gesell A., 1947] и шкала развития Брюне-Лезин [Вшпе О., Lezin С, 1951].

Тест развития А. Гезелла был разработан с целью диагностики развития моторики, речи, адаптивного поведения, социального поведения и эмоциональ­ной сферы детей с рождения до 6 лет. При обследовании отмечаются спонтан­ные и вызванные реакции ребенка на стимулы и определенные ситуации.

Шкала развития Брюне-Лезин является результатом развития идей А. Ги-зелла и Ш. Бюллер. Она позволяет диагностировать уровни развития моторики, речи, социального поведения, адаптивности и координации детей с рождения до трех лет. Шкала состоит из серии стандартных стимулов и описаний спонтанного поведения. При обследовании ребенка делаются на­блюдения за его поведением в установленных ситуациях и оцениваются его реакции на стандартные стимулы.

При необходимости скринингового исследования чаще всего пользуются Денверовским Скрининговым тестом (DDST), разработанным Д. Б. Доддсом (J. В. Dodds) и В. К. Франкенбургом (W. К. Frankenburg). Тест содер­жит 4 шкалы: общая моторика, мелкая моторика, речь и социальная адапта­ция. Его применение позволяет быстро выявить детей, имеющих предполо­жительно задержку психического развития.

Большинство исследователей, занимающихся проблемами развития де­тей раннего возраста, используют методику Н. Бейли [Bayley N., 1935]. Н. Бэйли при создании своей методики включила в нее задания, разрабо­танные другими авторами, в том числе и видным российским детским пси­хиатром Н. И. Озерецким (1928).

Шкала развития младенцев Н. Бейли позволяет определять текущий уровень развития младенцев от рождения до 2,5 лет жизни. Шкала состоит из трех частей:

1. Умственная шкала (mental scale) — представлена набором тестов, по­зволяющих оценить начало речевого развития, функцию памяти, сен­сорно-перцептивные способности, способности к решению проблем и обучению и др. Результатом измерения является показатель умствен­ного развития (MDI).

2. Моторная шкала (motor scale) позволяет измерить координированность движений тела, тонкой моторики и определить показатель психомо­торного развития (PDI).

3. Поведенческая шкала (the infant behavior record), предназначенная для оценки интересов, эмоций, активности, поиска стимуляции или ее из­бегания, определяющих ориентацию ребенка в окружающем мире и степень социальной адаптации (IBR).

В России Г. В. Козловская (1995) разработала оригинальную клинико-психологическую методику оценки психического здоровья детей первых лет жизни (график нервно-психического обследования младенца и малыша — методика «ГНОМ»). С помощью этой методики можно определить коэф­фициент психического развития (КПР) ребенка раннего возраста.

razvitie-rebenka.pro

Показатель ТВП в 11 недель: норма и отклонения

Беременным женщинам приходится держать в уме множество параметров, говорящих о ходе развития ребенка. ТВП – один из них.

ТВП расшифровывается как «толщина воротникового пространства». Воротниковое пространство, или шейная складка, — это оскопление жидкости под кожей плода в затылочной (задней) части шеи. Воротниковое пространство в 11 недель – не самый важный, но и не последний по значимости показатель нормального развития ребенка. После 13-14 недели подкожная жидкость постепенно поглощается лимфатической системой ребенка, и замер этого параметра перестает быть значимым, как, например, измерение ТВП на 11 неделе.

Контроль ТВП на 11-12 неделе происходит путем ультразвукового исследования – иными словами, с помощью обычного УЗИ (иногда, впрочем, требуется пройти вагинальное УЗИ). Специалист замеряет длину тельца плода и толщину воротникового пространства, и на основании полученных данных делает предварительные выводы о ходе развития ребенка. Результаты обычного и вагинального УЗИ могут дать разные показатели ТВП. Это связано с тем, что разные аппараты «видят» ребенка по-разному.

В чем значение измерения воротниковой зоны в 11 недель, и можно ли по нему ставить окончательный диагноз? Собственно говоря, отклонения от нормы (см. ниже) толщины воротникового пространства на сроке 11 недель не говорит о наличии патологии в развитии. Замер ТВП производят, чтобы определить группу риска, кому понадобятся дополнительные исследования на наличие синдрома Дауна у малыша. Само по себе утолщенное воротниковое пространство еще ни о чем не говорит.

Согласно статистике, только 7% детей, у которых на сроке 11 недель толщина воротникового пространства отличалась от нормы, родились с синдромом Дауна. Не стоит паниковать, если потребовалось дополнительное обследование – это вовсе не приговор ребенку!

Нормальные показатели ТВП в 11 недель

На 11 неделе плод имеет размер 50-60 мм. При этом отражающая ТВП в 11 недель норма такова: 1-2 мм. Такой же она остается на 12 неделе, а на 13, последней неделе, когда показатель ТВП имеет значение, воротниковая зона увеличивается до 2,8-3 мм. Толщина воротникового пространства более 3 мм – отклонение от нормы. В этом случае женщину отправляют на обследование. Чтобы подтвердить диагноз «синдром Дауна», недостаточно провести только лишь замер ТВП. Потребуется также тройной тест, биопсия ворсин хориона и другие анализы. Если УЗИ проводилось трансвагинально, нормальная воротниковая зона в 11 недель – не больше 1,8 мм, на 13 неделе – не более 2,5 мм.

Даже после нескольких анализов, подтверждающих опасения насчет утолщенного воротникового пространства в 11 недель, нельзя сказать абсолютно точно, что у ребенка синдром Дауна. Единственный точный метод диагностики – амниоцентез (исследование околоплодных вод), но его проведение раньше 16 недели не рекомендуется. В редких случаях показатели ТВП могут превышать 4 и даже 5 мм. Но даже при таком превышении нормы ТВП в 11 недель есть вполне реальный шанс родить здорового малыша – почти 50%.

Что делать, если ТВП в 11 недель выше нормы?

Как было сказано выше, главное – не поддаваться панике и не придумывать всякие ужасы. Стресс вреден для будущей мамы и ребенка, который до того был вполне здоров и нормально развивался. Обычно замер ТВП в 11 недель в случае отклонения от нормы проводится два или три раза. Иногда (в 10% случаев) оказывается, что причиной отклонений толщины шейной складки является пуповина, обвившаяся вокруг шейки плода, заслоняющая «обзор» для аппарата. В таком случае измерение проводят у границ пуповины, а затем высчитывается среднее значение.

Если врач видит, что показатель «толщина воротникового пространства 11 недель» превышает норму, он также замеряет длину носовой кости плода. Этот параметр используется не только при подозрении на синдром Дауна, но и на синдромы Патау (лишняя 13 хромосома), Эдвардса (лишняя 18 хромосома) и Тернера (дефект X-хромосомы). Таким образом, ТВП может стать сигналом для комплексного обследования, включая оценку кровотока. Это особенно важно для будущих мам с поздней беременностью.

Увеличение воротниковой зоны в 11 недель свидетельствует о наличии любой из перечисленных хромосомных патологий еще реже, чем о симптоме Дауна. Так, синдром Эдвардса обнаруживается только у 24% детей с увеличенной шейной складкой, синдром Шерешевского-Тернера – у 10%, а синдром Патау – менее чем у 5% детей.

Не стоит списывать со счетов и погрешность в измерениях. Конечно, современная аппаратура позволяет давать высокоточные результаты, но и она бессильна, если, например, плод сильно согнул или разогнул головку. Понятно, что «поймать момент», когда голова ребенка зафиксирована в нейтральном положении, не всегда возможно. Неправильно или неточно измеренная толщина воротникового пространства в 11 недель – один из наиболее частых поводов для повторного исследования и, к сожалению, лишний повод для беспокойства.

Что делать, если и другие анализы подтвердили риск патологии у ребенка, на что указывало ТВП на 11-13 неделях? Выбор за женщиной. Она может согласиться на проведение амниоцентеза, но эта процедура чревата риском для плода, особенно на ранних сроках. Соглашаться на него стоит, если есть предрасположенность к отклонениям (были подобные случаи у родственников; возраст женщины более 35 лет; были хромосомные отклонения во время предыдущей беременности; УЗИ выявило дефекты развития внутренних органов ребенка). В любом случае, решение нужно принять, только взвесив все «за» и «против» и обсудив эту проблему с врачом, близкими людьми. Но нельзя поддаваться давлению и поступать против своей воли – чаще всего женская интуиция подсказывает, как поступить правильно.

Измерение ТВП не должно вселять в будущую маму излишней тревоги. Шансы, что ребенок родится здоровым, велики, а назначение на дополнительные анализы – это не приговор.

www.pinetka.com

Лекция № 7. Общение в дошкольном возрасте как показатель успешного развития личности

Общение – это специфическая форма взаимодействия индивида с другими индивидами, как членами общества.

Процедура общения состоит из нескольких составляющих:

1) потребность в общении – индивиду необходимо повлиять на собеседника, узнать или сообщить некую информацию, для этого ему необходимо начать процесс общения;

2) ориентирование в целях и ситуации общения;

3) ориентирование в личности собеседника – для общения необходимо понимать некоторые качества собеседника, хотя бы на интуитивном уровне;

4) планирование содержания сообщения – при общении собеседники зачастую сознательно (или бессознательно) продумывают дальнейшие свои высказывания;

5) выбор средств – как и планирование содержания может быть сознательным и бессознательным – представляет собой обдумывание конкретных семантических и стилистических структур построения сообщения;

6) анализ ответной реакции – восприятие и оценка реакции собеседника на высказанное сообщение. Анализ эффективности выбранного направления и стиля общения;

7) корректировка направления, стиля, методов общения – является следствием анализа ответной реакции.

При общении главным носителем информации являются мимика и жесты – 60 %, поэтому речь ребенка, не содержащая сложных семантических структур, но наполненная мимическим содержанием, воспринимается взрослыми и, в большинстве случаев, адекватно распознается.

Ранний дошкольный возраст ребенка характеризуется обретением речи как средства развития самосознания и личности ребенка в целом. Посредством речевого общения ребенок получает информацию, необходимую для развития его как личности. Речь сама по себе содержит средства поощрения или наказания, самоконтроля и дисциплины. Она также доносит до ребенка нормы и правила, принятые в окружающем его обществе. В процессе усвоения речи у ребенка наблюдается качественный прорыв в возможности самоконтроля и самореализации, подтверждаемый усиленным развитием личностных показателей. Поэтому не вызывает удивление тот факт, что в раннем возрасте у ребенка наблюдаются качественные изменения психологии мышления.

Общение состоит из двух составляющих: так называемого «говорения» и понимания . Понимание позволяет усвоить нормы и требования, предъявляемые ребенку со стороны взрослых или сверстников. Оно позволяет корректировать свое поведение в зависимости от усвоенной информации. И чем более развит ребенок, т. е. чем более сложные структуры способен понимать, тем более тонко он сможет реагировать на воздействия, оказываемые с помощью общения. «Говорение» позволяет ребенку самому вносить корректировки в поведение окружающих, уточнять требования, предъявляемые к нему, и формировать диалог в виде, соответствующем его личностному развитию.

Потребность в общении основывается на желании ребенка познать себя и других людей. Успешное общение с взрослыми и детьми влияет на его самооценку. В возрасте 3–5 лет у ребенка складывается внеситуативно-познавательная форма общения с окружающими, которая основывается на «теоретическом» сотрудничестве ребенка с взрослыми. Такое сотрудничество приходит на смену сотрудничеству «практическому» .

«Теоретическое» сотрудничество – это совместное обсуждение с взрослыми событий, явлений, взаимоотношений окружающего мира. У ребенка активно проявляется познавательная деятельность, появляется желание узнать больше нового. В возрасте 3–5 лет у ребенка появляется потребность в уважении взрослого.

В этот период у детей появляется множество вопросов о предметах и их разнообразных взаимосвязях. Особенностью общения в дошкольном возрасте является внеситуативность . Ребенок активно интересуется предметами и явлениями, даже если они не связаны с ним в данный момент. Во время общения дети узнают собственные качества и качества других людей. Согласно исследованиям, дети дошкольного возраста понимают вопросы о личностных качествах человека и могут подметить свои недостатки. Чаще всего самооценка детей дошкольного возраста не является устойчивой, но в данный момент это является положительным фактором, потому что критическое отношение к себе говорит об успешном становлении самосознания ребенка.

Поскольку ребенок начинает нуждаться в уважении со стороны взрослых, возможно появление особой обидчивости, выражающейся в прекращении той или иной деятельности после замечаний со стороны взрослых. И, наоборот, похвала взрослого вызывает у ребенка особый восторг.

В дошкольном возрасте общение детей и взрослых особенно часто носит познавательный характер. Взрослый человек чему-то учит ребенка, дает ему новую информацию. В связи с этим в представлении ребенка взрослый выглядит как источник особых сведений.

После 3 лет у ребенка появляется потребность в общении со сверстниками, которая носит избирательный характер. Р. А. Смирнова свидетельствует о том, что дети в возрасте 3–7 лет предпочитают общаться с ровесниками, которые относятся к ним доброжелательно. Исследователи выделяют несколько комплексов проявления детей в адрес сверстников, что дает возможность классифицировать их как типы или варианты общения со сверстниками.

Первый комплекс . Ребенок стремится осуществить совместную деятельность со сверстниками. Он активно помогает сверстнику, дает ему советы, делится своими предложениями и т. д. Данный комплекс основывается на трех вариантах проявления :

1) ребенок учится чему-либо у сверстника. В данном случае ребенок выступает как младший в общении;

2) ребенок сам предлагает сверстнику сценарий деятельности, выступает организатором, но при этом принимает предложения сверстника. В данном случае дети являются равноправными партнерами;

3) ребенок выступает как старший, чему-либо учит партнера, направляет его деятельность. Первый комплекс показывает, насколько ребенок стремится к совместной деятельности и сотрудничеству с окружающими. Ребенок говорит о своих действиях: «Мы сделали», «Мы построили», «У нас получилось» и т. д.

Второй комплекс . Проявляется в том, что ребенок начинает отделять себя от своих сверстников. Ребенок всячески стремится демонстрировать свои истинные или мнимые таланты. Ребенок заявляет: «Я сделал», «У меня получилось» и т. д. К сверстникам ребенок относится критически, оценивая их способности и умения: «А ты умеешь?». Исследователи определяют поведения ребенка как феномен соревновательного подражания. Ребенок проделывает то же самое, что и другие, но заявляет, что результаты именно его деятельности – лучшие. В данном случае ребенок стремится перехватить инициативу у сверстников, не желает соглашаться на предложения других. Распоряжения, отданные сверстником, им игнорируются. Ребенок стремится командовать сам, не желает, чтобы его действия и слова обсуждались, зато сам активно критикует сверстников.

Если с ребенком сверстники не соглашаются, он прекращает с ними общаться, показывает обиду. Данный комплекс показывает потребность детей дошкольного возраста добиться уважения сверстников. В поведении детей проявляется стремление выделить собственную личность, осознание и высокая оценка своих умений, постоянное сравнивание себя со сверстником, критика окружающих. Исследователи связывают такое поведение с потребностью в признании и тщеславием ребенка.

Третий комплекс . Основывается на том, что сверстники постоянно находятся в поле внимания. Ребенок стремится поделиться со сверстниками своими впечатлениями, эмоциями и т. д. Он стремится предугадать действия партнера. Когда ребенок что-либо рассказывает, то наблюдает за партнером и его реакцией, хочет увидеть, какое впечатление производит его рассказ. В третьем комплексе отражается потребность в сопереживании со стороны сверстников.

Четвертый комплекс . Основывается на том, что поведение ребенка переходит от серьезного к фантазированию. Ребенок сочиняет небылицы, развивает шутки и фантазии сверстников. Одобрение собеседника вызывает у ребенка еще больший прилив воображения. Это отражает стремление ребенка к сотворчеству со сверстником.

Именно в дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта ребенка, он овладевает специфическими человеческими формами восприятия и мышления. Активно развивается речь, воображение, память.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Мониторинг для детей дошкольного возраста Мониторинг по экологическому образованию детей дошкольного возраста средней группы Мониторинг по экологическому образованию детей дошкольного возраста средней группы Таблицы мониторинга заполняются дважды в год – в начале года (Н. Г.) и в конце учебного года (К. У. Г. (лучше использовать ручки разных цветов, для проведения сравнительной […]
  • Анемия лечение ребенка Анемия — симптомы и лечение Анемия – это снижение в крови количества красных телец крови – эритроцитов ниже 4,0х109/л, или снижение уровня гемоглобина ниже 130 г/л у мужчин и ниже 120 г/л у женщин. Анемия при беременности характеризуется снижением гемоглобина ниже 110 г/л. Это не самостоятельное заболевание, анемия встречается как […]
  • Сочинение о проблеме воспитания детей Сочинение о проблеме воспитания детей 1)На дворе стоял 1940 год. 2)В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области. 3)До полного благополучия было еще далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. 4)Дети понемногу становились доверчивее, добрее. 5)Потихоньку крепла дисциплина. 6)И все же […]
  • Почему у ребёнка бородавки Что такое подошвенная бородавка и как ее вывести у ребенка Подошвенные бородавки у детей доставляют массу хлопот, появляются на фоне ослабленной иммунной системы. Это распространенное явление, иногда встречается у грудных детей, но чаще – дошкольного и школьного возраста. Лечение подошвенной бородавки у ребенка нужно проводить […]
  • Сколько должен спать двухмесячный ребенок Сколько спит ребенок в 2 5 месяца Сколько должен спать ребенок в 2 месяца? Уход за маленьким карапузом - это весьма хлопотное дело. Очень часто молодые мамочки, изучив литературу, считают, что указанные в ней нормы ночного сна: 9-10 часов, и дневного: 7-8 часов, должны безукоризненно выполняться младенцами. Но так ли это на самом деле, […]
  • Больничные листы по уходу за ребенком Больничный по уходу за ребенком Выдача листа нетрудоспособности пo уходу зa больным ребенком Порядок выдaчи больничных листов в cвязи c уходом за больным ребенком урегулирован разделом 3 Інструкции № 455 Минздрава. Больничный по уходу за ребенком выдaется: 01) для ухода зa больным pебенком в вoзрасте до 14 лет — нa период, в тeчeние […]
  • Технология физического развития дошкольников Организация оздоровительного процесса: Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО (группы формируются ежедневно) По окончании обучения слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации установленого образца, который высылается Почтой России (доставка […]
  • Если 2 месячный ребенок не спит днем 2 Х месячный ребенок не спит днем ЦИТАТА (Маришка#045;ягодка #064; 2 апр 2009, 00:09) ЦИТАТА (KSENUSHA #064; 30 мар 2009, 18:41) Мамочки, подскажите Двухмесячный малыш практически не спит днем, а если и спит, то только на руках. При выкладывании в кроватку машет ручками. задирает ножки - результат мгновенно просыпается. Но не плачет, […]