Раннее развитие детей – «за» и «против»

Идея раннего развития ребенка в последние годы стала очень популярной. Действительно ли это необходимость, или просто дань моде?

Как-то раз, проходя мимо детской площадки, я заметила кое-что, заставившее меня замедлить шаг и прислушаться. Пока несколько детей играли в песочнице, на соседней лавочке мамы громко спорили по поводу раннего развития своих чад. При этом были как сторонники, так и противники.

Я решила разобраться в этом вопросе. Что же представляет собой «раннее развитие детей»? Кому это необходимо и зачем? Помогает ли оно гармоничному формированию личности, ее физическому и душевному здоровью?

Раннее развитие – это, прежде всего, интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет). Что касается его необходимости, тут мнения ученых неоднозначны. Многие авторы различных методик заявляют, что ребенка необходимо развивать, и достаточно интенсивно, не просто с первого дня жизни, а начиная еще с внутриутробного периода. Другие убеждены, что у каждого малыша должно быть беззаботное детство, не отягощенное «научными премудростями». Кто же из них прав?

Вспомнилось детство моего поколения. Лично я научилась писать в первом классе. И, судя по всему, удачно. Нас ставили на стульчик, чтоб мы рассказали «Плачет в подъезде бездомный щенок». Сейчас же дети в пятилетнем возрасте могут легко продекламировать этот стишок на нескольких языках. Хорошо это или плохо?

Независимо от ответа, нужно помнить, что главная цель у всех нас одна – не допустить появление несчастных малышей. Ведь мозг новорожденного – чистый лист. И от того, что мы запишем на этом листе, напрямую зависит, насколько одаренным будет ребенок.

Аргументы противников

Доводы людей, считающих раннее развитие ненужным, сводятся к следующим:

1. Раннее развитие вредит здоровью малыша, так как ускоряет естественный ход событий, нарушается предусмотренная природой гармония развития. То есть, раньше этих всех методик не было, и все дети вырастали нормальными без их помощи. И никто ничего не ускорял.

2. Неравномерное развитие возможностей ребенка. Ускоренное развитие интеллекта и физических способностей оставляет в стороне сферу эмоций, социализацию, а также психическую жизнь малыша – то, что поторопить не представляется возможным.

3. Раннее развитие лишает ребенка детства. Лучше потратить время, играя в куклы или машинки, чем обучая малыша читать и считать. Этим премудростям он спокойно научится позже, а вот времени на игры ему уже не предоставят.

4. Методики раннего развития требуют от родителей много труда и лишнего времени для изучения, изготовления материалов для занятий. Конечно, их сейчас можно и купить, но все это стоит совсем недешево.

5. Независимо от того, будут ли с малышом заниматься по методикам раннего развития или нет, в школе он все равно где-то к средним классам сравняется со сверстниками. То есть, это зря потраченные силы.

6. Далеко не все родители хотят вырастить своего ребенка вундеркиндом, ведь они понимают, что такая жизнь совсем непроста. Она приносит не только восхищение взрослых, но и зависть ровесников, часто отсутствие собственной семьи и друзей, и, как результат, одиночество. А кому же интересно пожелать такого своему чаду?

«Сторонникам» раннего развития есть что возразить на доводы «противников»:

1. Конечно, природой задумано гармоничное развитие ребенка. Но времена меняются, и в наши дни высокотехнологичной цивилизации сложно предсказать, какой будет жизнь вашего малыша через двадцать лет. Уже давно нет того постоянства и предсказуемости, которые были давно. Да, наверняка в первобытных племенах вырастают прекрасные дети, которым нет надобности учиться читать и считать. Но ваш ребенок-то, скорее всего, будет жить в совершенно другой среде, где ему понадобятся определенные навыки.

2. Как и с любым другим видом деятельности, с ранним развитием тоже можно переборщить. Особенно, если оказывать недостаточное внимание возрастным особенностям, и последовательности усвоения информации. Например, сначала малыш должен научиться осознавать и различать понятия «много» и «мало», соотносить количество предметов и число, а потом уже можно учить его цифрам. В противном случае, такое обучение не принесет пользы. Мозг ребенка еще просто не готов к восприятию такой информации.

Если стараться впихнуть в дитя как можно больше знаний, есть шанс перегрузить его интеллектуально, что может привести к сильному стрессу. При этом развитие малыша по сравнению с ровесниками может не только не ускориться, но и замедлиться.

Вкладываясь в интеллектуальное воспитание и обучение, необходимо не забывать об эмоциональном развитии малыша, учить его навыкам самообслуживания. Ведь в раннем возрасте главное – гармоничное развитие личности ребенка, радостное познание окружающего мира и тесная эмоциональная связь с родителями.

3. Раннее развитие не отнимает у ребенка детство. Оно просто делает его более интересным и насыщенным. Никто не призывает сесть за парту вместо игр и прогулок. Методики помогают сделать эти игры развивающими, а прогулки – обучающими.

Главный принцип раннего развития: никакого насилия! Если ребенок потерял интерес к занятию – значит, что-то делается не так. Нужно попробовать другой метод или на время прекратить занятие.

4. Раннее развитие, естественно, требует некоторого времени. Как, впрочем, и любое другое дело. Известный автор Гленн Доман адресовал свою методику родителям, для которых воспитание детей – единственная и основная профессия. Конечно, в наших условиях далеко не каждая мама занимается только ребенком. Но выход есть. И в этом помогут навыки тайм-менеджмента, а также правильная расстановка приоритетов важных дел. Было бы желание, а время всегда найдется.

5. Да, действительно, мало родителей, желающих вырастить вундеркинда. Но тех, кто хочет вырастить «серую мышку», наверное, еще меньше. Кроме воспитания и обучения, на ребенка оказывает влияние множество факторов, в том числе, наследственность, природные способности и склонности.

Цель раннего развития – не воспитать вундеркинда, а дать малышу возможность проявить потенциал, заложенный в нем природой. А это поможет ему стать счастливым, гармоничным и успешным человеком. Конечно, ребенок может вырасти таким и без активного вмешательства взрослых. Но, если родители верят в малыша и стараются ему помочь, такая вероятность значительно выше.

Бесспорно, доводы обеих сторон звучат убедительно. Но прежде, чем сформировать свое личное мнение о пользе или вреде раннего развития, необходимо разобраться в деталях. В частности, что же в действительности происходит с малышом в этом нежном возрасте?

Три кита развития ребенка в раннем возрасте

В период от рождения до 3 лет основные изменения происходят в трех сферах жизнедеятельности малыша: крупная моторика, предметная деятельность, развитие речи. Рассмотрим подробнее эти сферы.

Крупная моторика. Сюда в первую очередь относится прямохождение. Как только малыш научился ходить, у него появляется значительно больше возможностей в познавании мира. Становится намного больше предметов вокруг, к которым можно дотянуться, пощупать, исследовать. Поэтому лучший способ развития ребенка, который начал ходить, — предоставить ему как можно больше самых разных объектов для изучения.

Предметная деятельность – это все то разнообразие действий, которые можно осуществлять с окружающими предметами: перекладывать, складывать, пересыпать, переливать, гладить, стучать, катать, рвать, открывать и закрывать, находить и прятать, поднимать и опускать и т.п. Все эти несложные манипуляции помогают ребенку понять, что окружающие ого объекты могут отличаться по размеру, структуре, цвету, форме, материалу, а также имеют разное назначение. В результате формируется наглядно-действенное мышление – первая ступенька к развитию интеллекта. Именно поэтому так важно в этот период помогать малышу – проговаривать и объяснять, какой предмет для чего нужен, из чего он состоит, чем отличается от других и т.д.

Для расширения предметной деятельности полезно использовать аппликацию, рисование, конструирование, упражнения на развитие мелкой моторики.

Развитие речи – это этап в жизни ребенка, значение которого переоценить сложно. Речь помогает малышу взаимодействовать с окружающими людьми, изучать новую информацию о мире вокруг, сообщать о своих нуждах, систематизировать знания.

Ненавязчивые беседы с ребенком о том, что его окружает, что он видит, что с ним происходит именно сейчас – это один из лучших путей обучения речи. После годика важно переходить от монолога к диалогу – задавать простые вопросы, на которые можно ответить односложно, потом, когда это получится, учить отвечать простыми предложениями и т.д.

Также в развитии речи хорошими помощниками станут чтение книг, песенки, потешки, пальчиковые игры, разыгрывание сказок.

По сути, методики раннего развития и направлены на эти три основных сферы, и имеют в своем арсенале вышеназванные вспомогательные инструменты: упражнения на моторику, разнообразные игры, сказки, творческие занятия.

Раннее развитие и одаренность ребенка – есть ли взаимосвязь?

Еще один важный вопрос, которым задаются многие мамочки: как вырастить одаренного ребенка? Гарантирует ли это раннее развитие?

Многие родители мечтают о том, чтобы их ребенок был одаренным, и стараются «сделать» его одаренным так, как они это понимают. Другие утверждают, что пусть лучше их малыш будет самым обыкновенным ребенком, чем с какими-то странностями. Но однозначной правды нет ни на той, ни на другой стороне.

Да, действительно, встречаются случаи особой одаренности в какой-либо сфере. Но она зависит, в первую очередь, от специальных природных задатков. Бывают врожденные художники или поэты. Но это особые случаи, и речь сейчас пойдет не о них.

Существует так называемая нормальная одаренность — возможность воспитать, развить, укрепить высокие способности у самого обычного ребенка. Такой ребенок вырастет одаренным, может очень много сделать в своей жизни и быть счастливым, найдя свое призвание. И в этом ему сможет помочь раннее развитие.

Отдельным подпунктом выделю следующий вопрос, интересующий родителей —

А зачем ребенку вообще высокий интеллект?

Действительно, может, это не так уж и важно? Пусть растет «как все». Да, не будет высоко летать, но зато не придется и низко падать. Такие сомнения посещают многих мам.

Но ведь с умным ребенком и вам будет интереснее. Он умеет слушать, воспринимать то, что ему говорят, с ним проще договориться.

К тому же, раннее развитие, как вовремя сделанная прививка, может помочь защитить вашего ребенка от многих опасных соблазнов, с которыми встречаются подростки. Если человек образован, умен, развит, ему не будет надобности самоутверждаться за счет сигарет, наркотиков, плохих компаний.

Богатый внутренний мир, умение самостоятельно мыслить, разносторонние интересы – все это значительно повышает шансы человека стать по-настоящему успешным, самореализоваться. А ведь это именно то, к чему мы всегда стремимся – видеть своих детей счастливыми.

Детские развивающие центры или обучение дома – что выбрать?

Теперь, когда мы с вами изучили множество доводов «за» и «против» раннего развития, разобрались с тем, что оно может дать малышу, возникает законный вопрос: как же это делать? Что выбрать – развивающий центр или домашнее обучение? Рассмотрим особенности и того, и другого.

Что дает обучение в развивающем центре?

Методик раннего развития множество. Но в целом в зависимости от вида обучения их можно разделить на две большие группы:

  • обучение в свободной деятельности;
  • комплексные занятия – обучение через специально организованные игры и упражнения.
  • Скорее всего, когда вы приведете своего малыша в детский развивающий центр, вам предложат выбрать, в какой форме вы бы хотели учиться. Какую же из них предпочесть?

    Если для вас важнее самостоятельность ребенка, возможность и желание самому находить себе занятие, а также убирать за собой после игры – вам больше подойдет система свободной деятельности, в частности, методика Монтессори. Основной минус такой системы – отсутствие одновременного выполнения задания с другими детками, а также четких инструкций со стороны взрослого.

    Если же вам более важна социализация малыша, умение общаться с другими детьми, делиться, делать что-то по очереди, а также слышать взрослого – добро пожаловать на комплексные занятия. Минус таких занятий – в группе достаточно сложно полностью учесть индивидуальные возможности каждого малыша.

    Развивающие занятия – это отличный способ открыть что-то новое в своем ребенке, посмотреть со стороны, как он общается, играет, ведет себя в разных ситуациях. Кроме того, всегда есть возможность обратиться к специалисту с интересующим вас вопросом.

    Развиваемся дома с мамой

    Многие мамы считают, что они сами могут прекрасно справиться с развитием своего малыша, не прибегая к помощи центров. Сейчас все необходимое для этого более чем доступно: разнообразные методики для изучения, дидактические материалы. Необходимо только желание и время.

    Если вы решили заниматься развитием малыша в домашних условиях, не забывайте простые рекомендации:

    • Самое главное – учитывайте особенности возраста ребенка, не перегружайте его, и не заставляйте заниматься насильно. Это точно не принесет желаемого результата.
    • Вы как мама должны четко понимать, чему именно вы хотите научить своего малыша? Что вы хотите в нем развить? Такое понимание цели поможет сделать развитие наиболее эффективным.

    Как же не переборщить?

    По мнению многих специалистов, принципиален не объем интеллектуальной нагрузки сам по себе, а эмоциональное отношение малыша к занятиям. Если ребенок не проявляет собственной активности, личной потребности в занятиях, то все, чего можно достигнуть таким способом — «натасканность», а не гармоничное развитие.

    Не лишним будет напомнить древнюю мудрость: «Все хорошо в меру». Да и, пожалуй, не нужно лишать чадо беззаботного детства, полного радостного ожидания нового дня. Игрушки, куколки, машинки. Сказки, прочитанные на ночь мамой, но не потому, что так надо, а потому, что это так сладко… Впереди целая жизнь. А детство так быстро проходит… И пусть воспоминания о нем будут только радовать.

    Если всего этого нет, дети, «заполненные» разнообразными знаниями, но лишенные достаточного внимания и любви родителей, рано или поздно попадут к детскому психологу. Неконтактные, грустные, хорошо обученные дети.

    Быть или не быть раннему развитию – выбор ваш, как родителей. Но и ответственность тоже ваша.

    Конечно, все желают своему ребенку только наилучшего. Оставить чадо в покое, чтобы оно росло само по себе, — не самый хороший вариант. Другое дело, что занимаясь с ребенком, нужно ставить целью его благополучие, а не повод похвастаться перед подругами.

    И самое главное — это не уничтожить природную любознательность малыша, отвечать на все его вопросы, даже самые «несерьезные». Для этого нет специальных программ. Есть только вы, ребенок, ваши действия, чувства, общение. Ваша интуиция и способность слышать малыша и его потребности. Все это окажет влияние на формирование личности вашего чада. Ведь дети берут от нас не только знания, но и манеру поведения, привычки, даже отношение к жизни. Не зря, наверное, говорят: «Не воспитывайте своих детей – они все равно будут похожими на вас. Воспитывайте себя».

    Не так страшно, если малыш научится читать и писать уже в школе. Значительно хуже, если он еще в раннем возрасте утратит интерес к процессу обучения в принципе. Ведь вопрос не в объеме его знаний, а в том, каким он вырастет, — творческим и любознательным или злым занудой, который многое знает, но ничего не хочет.

    f-journal.ru

    Раннее развитие детей – за и против

    Дорогие читатели, при рождении детей и внуков каждый из нас мечтает видеть их счастливыми, стремится развить их способности, дать им все, что в наших силах. Столько сейчас существует разных методик по раннему развитию детей, столько замечательных материалов можно найти для этого. Насколько стоит всем нам погружаться в эту тему, надо ли загружать своих детей с детства – вот об этом и будет сегодня у нас разговор.

    Мы обсудим все плюсы и минусы раннего развития детей. Размышлять на эту тему будет ведущая рубрики Счастливый ребенок, которая не так давно открылась на моем блоге Анна Кутявина. Передаю ей слово.

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога Ирины! Желание дать своему ребенку наилучшее – это норма для любящего родителя. Мы начинаем заботиться о наших крохах еще во внутриутробном периоде, защищая их от негативных эмоций, плохой экологии и излишней усталости мамы. Мы поем им колыбельные и считаем дни до часа «Х», переживая, чтобы все прошло наилучшим образом и выбирая наилучшего помощника для появления малыша на свет. И вот кроха приходит в мир, такой родной, такой маленький и такой беззащитный…

    Трудно описать словами то море нежности, которое захлестывает с головой родителей новорожденного. В этот миг они готовы сделать все на свете, лишь бы малыш был в безопасности, и с ним все было в порядке. Ведь он совершенно беззащитен!

    Но вот проходит несколько месяцев, кроха подрастает и празднует свой первый юбилей – полгода. Он уже не тот беспомощный младенец, который приехал с нами из роддома! Малыш уже много чего умеет, многим интересуется. С каждым днем его достижения становятся все более яркими и серьезными. И вот именно в этот период, до достижения крохой годовалого возраста, мамы обычно задумываются о вопросах раннего развития. Ведь это модно, это на слуху, и каждый родитель старается не отставать в вопросах улучшения перспектив на будущее для своих детей, правда?

    Методики раннего развития детей

    Существует много различных методик раннего развития. Наверняка, вы знаете или слышали о методиках Монтессори, Зайцева, Домана, Лупан, Шичиды, Никитиных, Даниловой, вальдорфской педагогике и т.д. Все они так ли иначе направлены на развитие личности ребенка в самом «нежном» возрасте. Ведь раннее развитие – это, по сути, интенсивное развитие способностей малыша в раннем возрасте (от 0 до 3 лет).

    В вопросе необходимости использования методик раннего развития мнения ученых часто расходятся. Сами авторы методик и многие специалисты утверждают, что кроху просто необходимо развивать, к тому же достаточно интенсивно, не просто с рождения, но еще с перинатального периода. Другие ученые заявляют, что у каждого ребеночка должно быть беззаботное детство, без всяких там «научных методик». Кто же из них окажется прав?

    Основы развития малыша в раннем возрасте

    Но, прежде чем перейти к доводам «за» и «против» раннее развитие, давайте немного вспомним, на чем же вообще строится развитие крохи в периоде от рождения до трех лет?

    Главные изменения в жизни малыша в раннем возрасте происходят в трех сферах: предметная деятельность, крупная моторика и развитие речи. Давайте поговорим подробнее об этих сферах.

    Предметная деятельность – это все множество манипуляций, которые можно проводить с предметами вокруг нас: складывать, перекладывать, разбирать, собирать, гладить, переливать, катать, стучать, закрывать и открывать, рвать, находить, опускать и поднимать и т.д. Благодаря таким действиям, малыш понимает, что все предметы в его окружении различны по составу, форме, размеру, материалу, цвету, назначению. Так формируется база дальнейшего развития интеллекта ребенка — наглядно-действенное мышление.

    Поэтому очень важно все объяснять ребенку, проговаривать, рассказывать назначения и функции предметов, их состав и отличия от других и т.д.

    Хорошо вместе с ребенком рисовать, делать аппликации, заниматься конструированием – все это поможет ему осваивать мир предметов и развивать мелкую моторику.

    Крупная моторика . Как только малыш становится на ноги, перед ним открываются огромные возможности для познания и изучения мира вокруг. Ведь в мире сколько всего такого, что можно пощупать, попробовать на вкус, дотянуться, изучить. И наша задача как родителей – дать малышу как можно больше объектов для изучения.

    Развитие речи . Сложно переоценить важность речи в жизни малыша, правда? Ведь в большинстве своем благодаря ей кроха учиться взаимодействовать с другими людьми, получать новую информацию об окружающем мире, заявлять о своих потребностях.

    Наилучшие пути развития речи – беседы с малышом обо всем на свете. О том, что он видит, что сейчас происходит, как это называется и что «это» делает. Со временем монолог превращается в диалог, когда мы задаем карапузу вопросы, и учим его отвечать на них. Сначала односложно, затем понемногу простыми предложениями и т.д.

    Важно для развития речи вместе с малышом читать книжки, рассказывать и обыгрывать сказки, петь песенки и потешки, играть в пальчиковые игры.

    И, если говорить в общем, методики раннего развития как раз и направлены на эти три главных сферы, и оперируют такими инструментами, как упражнения на моторику, сказки, различные игры, творческие занятия.

    Раннее развитие детей: против

    Итак, аргументы противников раннего развития:

    Ускоренное развитие интеллекта в ущерб другим сферам жизнедеятельности ребенка . По мнению лагеря противников раннего развития, интенсивное занятие только познавательной сферой малыша оставляет в стороне другие, не менее важные, сферы – эмоциональную, социальную, а также сферу психической жизни крохи, которую «поторопить» не получается. То же самое получается, если делать главный упор только на физическое развитие малыша.

    Временная и энергозатратность . Действительно, для внедрения многих методик необходимы специальные материалы, на подготовку которых родителям требуется немало времени. Да, если основная профессия мамы и папы называется «родители», и больше ничем заниматься не надо, то такой вариант неплох. Но для работающих родителей все это непросто. Конечно, можно покупать уже готовые материалы для развивающих игр или водить ребенка в специальные детские центры, где с ним будет заниматься специалист. Но все это тоже стоит недешево.

    Угроза здоровью ребенка вследствие ускорения естественных процессов . Иными словами, все должно происходить в свое время, и, если пытаться «накачать» ту или иную функцию раньше времени, можно только навредить крохе. Да и вообще, зачем нарушать природный ход событий? Нас ведь как-то растили, никто не ускорял ничего, и выросли же!

    Отсутствие перспективы в будущем . По многочисленным наблюдениям противников раннего развития, большинство детей – и те, с которыми много занимались, и те, которые вообще не имеют понятия о раннем развитии – в школе выравниваются. То есть, зачем тратить силы впустую, если результат все равно будет такой же?

    Боюсь вырастить вундеркинда! На самом деле, такой аргумент имеет место быть. Ведь все мы понимаем, что растить одаренного малыша очень непросто. Мало того, что мы сами постоянно должны ему соответствовать, расти вместе с ним, так еще и будущее его частенько кажется нам не очень привлекательным. Вспомните примеры известных вундеркиндов. Нередко у них нет друзей, ведь все им только завидуют. Да и самому ребенку, в силу опережающего развития, непросто строить отношения со сверстниками. Готовы ли мы, как родители, заведомо обрекать свое чадо на одиночество?

    Не надо лишать ребенка детства! Всем «ученым премудростям» малыша и так научат в садике и в школе. А сейчас лучше пусть просто катает машинки и играет в куклы, ни о чем не беспокоясь. Время учиться будет всегда, а вот раннее детство уже не повторится.

    Конечно, со многими убеждениями «лагеря противников» трудно поспорить. Особенно, если рассматривать ситуацию в утрированном варианте, когда раннее развитие занимает много времени и сил и малыша, и родителей.

    Раннее развитие детей: за

    А теперь давайте рассмотрим, как же отвечают сторонники раннего развития на доводы противников. Наверняка, им есть что сказать.

    Раннее развитие не должно исключать развития малыша в других сферах . То есть, параллельно с развитием познавательной области, очень важно уделять внимание эмоциональному развитию крохи, его общению со сверстниками и старшими, обучению карапуза бытовым навыкам. Все это очень пригодится ему в жизни. Ведь самое главное, что необходимо ребенку в раннем возрасте – гармоничное развитие личности, тесная связь с близкими взрослыми и радостное познание мира вокруг.

    И, конечно, как и с другими видами деятельности, с ранним развитием тоже можно «перестараться». Без глубоких знаний возрастной психологии малыша, понимания особенностей, можно просто «накачать» ребенка какими-то понятиями, но мозг может быть еще не готов к такой информации. В этом случае подобное обучение вряд ли принесет пользу.

    К тому же, желание «напичкать» дитя как можно большим количеством знаний, может привести к интеллектуальной перегрузке и даже к сильному стрессу. А, значит, в этом деле, как и в любом другом, важно чувство меры.

    Да, раннее развитие требует определенного времени . Но не настолько много, чтобы невозможно было его выкроить даже занятому человеку. И тут нам в помощь навыки тайм-менеджмента, и умение расставлять приоритеты. Все, как и в любых других делах. Было бы желание.

    Так же и с материалами. Не все методики подразумевают много дополнительных пособий. К тому же, большинство их можно изготовить самим, без особого труда. Да, не за пять минут. Но, возможно, оно того стоит?

    Новые условия жизни предъявляют нам новые требования . Да, конечно, мудрая природа уже задумала гармоничное развитие малыша в обычных условиях. И, возможно, если его не развивать дополнительно, большинству навыков он все же научится. Вот только наша жизнь уже не так предсказуема и постоянна, как была еще несколько десятков лет назад. А, значит, надо многое знать и уметь, чтобы успевать быть успешным человеком. Очень важно сохранить на всю жизнь пытливость, желание учиться, познавать новое. И все это мы помогаем малышу делать еще с самого раннего возраста.

    Да, не так уж много родителей, которые реально хотят воспитать вундеркинда . Но ведь мы же и не хотим вырастить посредственность, правда? К тому же, на одаренность малыша влияют не только обучение и воспитание, но и ряд других причин – природные склонности и таланты, наследственность, прилежность самого ребенка.

    Воспитание вундеркинда не является главной целью раннего развития. Основное, что предлагают методики, — это возможность крохи проявить и реализовать те данные, которые заложены в него мудрой природой. А, значит, он сможет вырасти гармоничным и счастливым взрослым. И мы, как родители, поддерживаем в нем это стремление.

    Вполне может быть, что дети выровняются в школе. Но суть ведь не в количестве знаний и умений. А, скорее, в привычке достигать целей, быть успешным и счастливым еще с детства. Согласитесь, это намного больше, чем просто «накачка» знаниями.

    Раннее развитие не лишает ребенка детства . Наоборот, оно делает его более насыщенным и ярким, интересным и веселым. Никто не заставляет кроху раньше времени садиться за парту. Но знание методик раннего развития помогает совместить прогулки с обучением и познанием, и игры превратить в развивающие.

    И ни в коем случае раннее развитие не предполагает обучение через силу! Если малышу занятия неинтересны — значит, подход выбран неверно, и надо попробовать что-то другое. Возможно, прекратить занятие и выбрать другой метод.

    В общем-то, доводы и одной, и другой стороны звучат достаточно убедительно. А, значит, нам остается только одно – проверить все это на личном опыте. Без фанатизма в плане обилия методик и самобичевания за отсутствие систематических занятий. Просто пробовать и выбирать то, что подходит именно нам и нашим детям. Лично мне видится, что именно в этом таится разгадка.

    Ведь главное – не подавить природную любознательность крохи, его жажду познания. А, значит, мы должны отвечать на все его вопросы. И тут уже вряд ли поможет какая-то методика. Только личный контакт с малышом, наши чувства и эмоции, действия и поступки. А также родительское чутье. Все это очень важно для наших деток. Ведь они все равно будут похожими на нас, правда?

    Друзья, а что вы думаете по поводу раннего развития детей? Стоит ли дополнительно заниматься с ребенком, и если да, то как?

    Я благодарю Аню за тему. Хочу поделиться своим опытом воспитания наших дочек-близнецов. Конечно, я сама с ними очень и очень много занималась. Дочки очень рано заговорили, рано научились читать, запоминали все феноменально. Я покупала им очень много книг по раннему развитию. Как же нам нравились всякие творческие и логические задания, нравились умные книги, игрушки. И очень нам запомнились уроки Фафали. Был такой персонаж. Я выписывала все диски с уроками от Фафали, и мы занимались по ним. И английский язык там был, и уроки рисования, и музыки, столько всего интересного. До сих пор эти диски у нас сохранились.

    Конечно, я пыталась приучить их и к занятиям музыкой. Но получилось, как говорится – сапожник без сапог. Я увидела, что это им неинтересно. Меня, как педагога они не воспринимали. Педагог, который нас учил, ставил слишком большие задачи перед детьми и мной. Упущу детали, но так получилось, что музыка им была неинтересна совсем. Хотя прикоснулись мы и к ней.

    Зато я увидела их способность к рисованию, причем, у нас в семье никто не рисовал. Стали развивать это направление. И у одной дочки была заинтересованность в изучении языков. Конечно, это уже дальше, не самое раннее развитие. И вот такой творческий потенциал все-таки не прошел мимо и дальше уже помог раскрыться в других областях. Так что я всегда говорю о том, что надо слушать наше сердце, разговаривать с детьми. Не идти слепо по пути воплощению в детях всех наших несбыточных желаний и мечтаний. В каждом ребенке есть талант. Только надо его увидеть и услышать. И, конечно, по мере наших знаний, опыта, развивать все самое лучшее в детях.

    Не так давно я публиковала статью на блоге Как воспитать одаренных детей. Это было мое интервью с одной очень интересной семьей. Для всех, кому интересна тема, приглашаю почитать статью.

    И для души мы с вами послушаем сегодня выступление китайского пианиста Ланг Ланга с его учеником. Исполнят они Военный марш Шуберта .

    Желаю Радости всем нам и нашим детям! И счастливого, гармоничного, яркого детства нашим детям и внукам!

    irinazaytseva.ru

    Я — против раннего развития!

    В наши дни со всех сторон слышны слова о том, что мы живем в «информационном обществе», что главным в наши дни является интеллект. Из этого многие родители делают вывод о том, что ребенок должен получать огромные интеллектуальные нагрузки буквально с пеленок. В этом видится залог успешной карьеры, благополучной жизни и так далее.

    Родственники считают меня ленивой и безответственной. У меня трое детей (старшей дочери — четыре с половиной года), а я, представьте себе, не занимаюсь с ними ни чтением, ни письмом, ни математикой. Более того, я рада, что с бабушками дети проводят не больше шести часов в неделю, из которых на обучение приходится меньше половины. А значит, в оставшееся время я смогу уменьшить негативные последствия чрезвычайно высокой обучающей активности. Почему я пропагандирую столь непопулярные в современном мире взгляды? Откуда пришло ко мне «тайное знание» о вреде раннего интеллектуального развития?

    В наши дни со всех сторон слышны слова о том, что мы живем в «информационном обществе», что главным в наши дни является интеллект. Из этого многие родители делают вывод о том, что ребенок должен получать огромные интеллектуальные нагрузки буквально с пеленок. В этом видится залог успешной карьеры, благополучной жизни и так далее. На самом деле ранний старт не всегда дает преимущество. Постараемся аргументировать эту позицию и проиллюстрировать ее конкретными примерами.

    В качестве врача-невролога мне приходится консультировать и лечить детей с головными болями, непроизвольными движениями (тиками), недержанием мочи. Каждую неделю ко мне приводят малышей, у которых эти симптомы появились в течение месяца от начала какого-либо вида интеллектуальной деятельности. Проходят эти симптомы только тогда, когда родители решаются изменить режим дня и отдыха ребенка и снимают с него львиную долю интеллектуальной нагрузки.

    Почему так происходит? Дело в том, что мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы.

    Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов — и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты.

    На прием приходит мама девочки трех с половиной лет. И жалуется, что в детском саду девочка начала заикаться. Из беседы я узнаю, что малышка «плохо сидит на уроке, через десять минут выпадает с занятия, молчит, если ее вызывают к доске прочитать стишок».

    Мама искренне считала, что проблема — в ребенке, что девочка слишком застенчива. Над чем мы стали работать? Было понятно, что на первой же консультации мама не примет решение поменять сад. Мы назначили курс дыхательных упражнений, пение и двигательную терапию. Девочка ходила в садик, но «учителя» перестали вызывать ее к доске — мама поговорила с ними по нашей просьбе. (Здесь и далее МЫ — это команда специалистов, которая собирается для коррекции одного или нескольких детей.)

    Спустя месяц запинки в речи стали появляться только на фоне сильного потрясения. Тогда мы добавили занятия с логопедом и игротерапию, включающую сенсорную стимуляцию — рисовали руками, «плавали» в сухом бассейне, играли в ролевые игры. Еще через месяц мама сменила девочке садик. В другом саду малышка много играла, общалась с детьми и нормально отвечала во время занятий. Уровень интеллектуальных занятий в той группе был вполне физиологичен — уроки в игровой форме, часто просто на ковре. Изучали не буквы и цифры, а формы, цвета, понятия один — много, часть и целое… Девочка сейчас учится в массовой школе, почти отличница, и вся семья как страшный сон вспоминает свою растерянность перед ее заиканием.

    Что же произошло? Эмоционально, физически и психически нормальный ребенок попал в ситуацию, в которой испытал чрезмерное напряжение, физиологически не соответствующее его развитию. Мы провели разгрузочную программу, которая способствовала уменьшению напряжения и возвращению ребенка в русло адекватного развития.

    Человеческое общение

    У многих детей психологическое напряжение вызвано другой общей причиной — высокий интеллектуальный потенциал соседствует с низким уровнем социализации, эмоциональной нечувствительностью. Чем больше родители будут стремиться «развивать» своих суперспособных чад, тем раньше и тем острее проявятся психические нарушения, если ребенок имеет к ним склонность. В то время как без чрезмерных нагрузок ребенок мог бы прожить жизнь психически здорового человека или же нарушения проявились бы лишь в старшем возрасте.

    Для многих молодых родителей интеллектуальное развитие в ущерб эмоциональному стало нормой жизни. Замотанная мама лишний раз не приласкает малыша, не поцелует и не погладит его. Грудничок подолгу лежит в мокрых пеленках, мама радуется, что он нетребователен, интересуется только развивающими игрушками и не теребит ее за фартук. В два года малыш начинает говорить длинными фразами и цитировать стихи. Родители опять радуются и отдают его в языковую группу. До трех лет все нормально. А потом ребенок становится неуправляем, отказывается слушаться взрослых, а порой перестает говорить вообще.

    Конечно, этот абзац не может полноценно обрисовать спектр эмоциональных и волевых проблем, в результате которых проявляются тяжелые психические заболевания, но в общем и целом картина именно такова. В нашем центре и подшефных детских садах мы работаем с такими детьми, играем с ними в телесно ориентированные игры, приучаем к самостоятельности, прививаем навыки опрятности и социально адаптируем малышей. Вовремя начатая эмоциональная коррекция позволяет многих отдавать в массовые школы, не отдаляет их от сверстников. К сожалению, бывают случаи, когда родители все-таки не прислушиваются к рекомендациям и интеллектуально перегружают детей. Дети выпадают из общественной жизни, переводятся на домашнее обучение, часто получают серьезную терапию психотропными препаратами.

    Поэтому я советую при нарушении контакта с сыном или дочкой как можно раньше обратиться к специалисту. Помните, что развитие имеющихся способностей может совсем подавить те функции, которые в организме работают плохо.

    Второй язык — особая тема

    Отдельно хотелось бы сказать о двуязычных семьях. Педагоги считают, что ребенку эмигрантов легко освоиться в новой языковой среде, поскольку психика детей гораздо более пластична, чем психика взрослых. На самом деле все это верно лишь для абсолютно здоровых детей.

    Об этом нужно помнить и родителям, которые стремятся как можно раньше обучить детей иностранному языку. Ограничения здесь таковы: если у ребенка есть замедление темпов психического развития, если он на первом году жизни имел задержку двигательного развития, то ему нельзя ходить на такие занятия без пристального контроля со стороны невролога. Ребенок, который не имеет представления о право — лево, внутри — снаружи, больше — меньше, не умеет общаться со сверстниками, истеричен или заторможен, получит лишь отрицательный заряд для собственного развития. Сил его организма не хватит и на компенсацию физиологической задержки, и на интеллектуальный толчок.

    Во втором классе массовой школы учились две сестры-погодки. Младшая успешно усваивала пройденный материал, играла в подвижные игры со сверстниками. На приеме мама сказала, что старшая девочка на первом году жизни была мало активна, поздно начала держать голову, переворачиваться, мало ползала, пошла в год с небольшим. Младшая росла бойкой и неленивой, начала переворачиваться в три месяца, поползла в шесть, проявляла чудеса исследовательской деятельности — в семь месяцев научилась открывать коробочки, в восемь — расстегивать молнии.

    Из Таджикистана семья перебралась в Москву, когда девочкам было 4 и 5 лет. Старшая замкнулась на новом месте жительства, хотя интеллектуальный уровень развития вроде бы соответствовал возрасту. Младшая сестра хорошо адаптировалась, у нее появилось много друзей во дворе, болела она меньше старшей. В восемь лет старшая пошла в школу одновременно с младшей. В течение первого года проблемы были общие — новый коллектив, незнакомая обстановка (девочки не посещали детский сад). Но вот во втором классе младшая стала отличницей, а старшая попала в отстающие.

    На приеме у невролога было выявлено много проблем. Но решили мы начать с занятий с логопедом и зарядки для мышц языка. Довольно быстро девочка стала раскованнее, речь стала более плавной и четкой. Девочка начала посещать группу, где училась общаться со сверстниками. К сожалению, процесс реабилитации в школе был не столь успешным — у детей и учителя сложился стереотип отношения с девочкой. Мама была готова перевести ее в другую школу. Но мы пошли другим путем. Стали усиленно заниматься с девочкой, посоветовали ей нанять репетиров. Перевели ее на индивидуальное обучение, за год она осилила программу двух лет и перешла по итогам тестирования в пятый класс. Где новые дети и разные учителя по достоинству оценили ее способности.

    Проблема этой семьи заключалась в том, что, попав в необычную языковую среду, девочка испытала проблему острой дезадаптации. Погружение в двуязычную среду стало непреодолимым социальным фактором, поскольку девочка имела проблемы со здоровьем.

    www.7ya.ru

    Раннее развитие детей

    8-800-333-92-93 (звонок бесплатный)

    Одноразовые подгузники ЗА и ПРОТИВ

    если честно, я рассчитывала, что вы извинитесь за свои некорректные комментарии.

    Они действительно некорректны. И никто вас не просил комментировать мой пост и давать оценки описанным методам. Так же как никто не просит вас комментировать сообщения других участников форума. Вот уж вам действительно делать нечего.

    Посмотрела статистику: из 135 сообщений в этой теме вы написали 42. Перефразировав В.С. Высоцкого: "вот как сильно беспокоют туалетные дела"

    Откуда: Украина, Запорожье.

    Это вообще без комментариев.Бред чистой воды,как по мне.

    Елизавете 8 лет

    Зарегистрирован: Сб дек 13, 2008 3:50 pm

    Зарегистрирован: Пт ноя 14, 2008 6:36 pm

    Откуда: Железногорск Красноярского края

    Зарегистрирован: Чт ноя 06, 2008 3:59 am

    Зарегистрирован: Вт июн 19, 2007 12:46 am

    Что мы знаем о веществах, перечисленных на упаковке подгузников?

    Насчет того, что нет детей в памперсах в 4-5 лет неверно, есть, во всяком случае, в Германии, также как и памперсы для детей весом до 25 кг. Такие дети появятся со временем и в России, памперсы ведь к нам тоже пришли с опозданием.

    evgenia немцы уже тоже "открыли" высаживание Известная книга "Жизнь без подгузников" немецкого автора, почитайте, пока время есть

    есть в любой библиотеке, русского варианта тоже вполне достаточно

    Еще хочу вот эту книгу посоветовать, она обо все, что важно в первый год, в т.ч. о том, как самой связать подгузники из овечьей шерсти.

    Зарегистрирован: Вс мар 08, 2009 2:11 am

    от тканевых подгузников пришлось отказаться.

    За и против есть, и за, и против. Для меня ответ — золотая середина. Я ее нашла

    Зарегистрирован: Вт мар 20, 2007 10:38 pm

    Зарегистрирован: Вт фев 12, 2008 11:14 pm

    надеюсь, все-таки приучить малыша (себя! и папу. ) к высаживанию. но: за два месяца в тазик попали только дважды

    не парьтесь, наслаждайтесь младенчеством, будь оно в памперсах или нет, мне нравятся памперсы, особенно пригодились с младшей дочкой, времени ни на что нехвататет, первые месяцы бессонные, какий высаживания?! бред, ложишься в 5 утра, в 7 подъем на молочку, сад, школа, кружки, обед, танцы, акробатика, керамика, английский, почитать, ужин, стирка, мойка, и т.д. когда её высаживать, если мы целыми днями носимся по району как угорелые и я думаю у большинства многодетных семей такая же ситуация. А из личного опыта- старшая росла без памперсов вообще, на горошок села окончательно в 3 года, ночью не писалась с 6 месяцев, средняя — и в памперсах и без них ночью не писалась с 6 месяцев, на горшок села окончательно в 3 года, младшая на улице в памперсах дома без них, писает везде и какает тоже (ковер надо менять )

    нет конечно же, Татьяна. Думаю, Вы понимаете, что под "неестественными манипуляциями" я имел в виду не вашу естественную реакцию на позывы, а именно надевание "неестественной одежды", которая, к тому же, по своему определению должна заменить горшок. Если Вы чутко реагировали на призывы ребёнка — тогда не понятно, почему же не одеть то, что одели на себя — лёгкие хб трусики. И это было бы "естественной" манипуляцией

    Я высаживала ребенка практически с рождения, памперс одевали только на улицу, совсем сняли в 1,5, так вот, если российским мамам неловко, если ребенок в 2 года не ходит на горшок, то я чувствую себя немного неуютно, когда нужно ребенка переодевать, в спортзале например, потому что все дети "нашего" возраста (с 2 до 3) в памперсах и снимать его еще никто не собирается, а на меня смотрят как на "белую ворону", дрессирующую ребенка

    А вот это как раз очень понятно.

    Потому что спала я чутко, но временами случались промашки. И хорошо, если Женя спала в своей кроватке — можно было бы просто переложить ее в нашу. Но с тех пор, как полезли зубы (около 5 мес), спала в своей кроватке она нечасто. А вскакивать мне, мужу, Жене, менять белье на большой кровати, да еще и пуховое одеяло вдруг намочить (у нас тут считается, что тепло, поэтому центрального отопления в российском понимании нет — зимной ночью приходится пользоваться пуховым одеялом, т.к. доходит порой до +5 ночью на улице, а теплоизоляция в домах плохая, т.к. зима короткая, ну да ладно) — а потом долго укладывать разбушевавшуюся Женю — а это у нас непросто, укладывание до сих пор наша сложность, а тогда по 40 миннут — по полтора часа случалось укладывать. А утром мужу на работу. Нет уж, пусть лучше на всякий случай будет сухой памперс.

    И меня никто не переубедит. Спокойные ночи дорогого стоят.

    И меня это вполне устраивает — не было насилия ни над собой, ни над ней; ни нервов, ни переживаний, просто потихоньку мы к этому пришли, не спеша. Еще 4 месяца назад я могла надеть на всякий случай памперс, если ехали куда-то надолго. Он оставался сухим обычно, но мне так было спокойнее.

    danilova.ru

    Все чаще появляются статьи из серии «страшилок» — о том, как калечат детскую психику все эти новомодные веяния в лице методик раннего развития ребенка. Где же истина? Как водится, где-то посерединке.

    Все дело в мотивации

    Вспомните тот момент, когда вам в го­лову пришла светлая мысль заняться с собственным крохой тем-то или этим-то.

    Мамы делятся размышлениями.

    Руслана, 28 лет: „Я знала, что буду за­ниматься с сынулей еще до того, как он появился на свет. Хотелось изначально предоставить крохе максимальные воз­можности для развития. Однако у меня никогда не было цели добиться того, чтобы ребенок научился что-то делать раньше, чем его сверстники. Главное — и сын, и я получаем удовольствие от на­ших игр — у меня язык не повернется назвать их „занятиями». Просто вместо того чтобы по десять раз повторять ему „ма-ма» или „ку-ку», я пою песенку, а кошку называю не „киса» или „мява», а „саг». И когда даю ему вкладыши Монтессори или уникуб Никитиных, не тре­бую, чтобы он немедленно построил крепость или сложил пирамиду в поряд­ке цветового спектра радуги — он просто играет. И одновременно — развивается».

    25-летняя Светлана поведала другую историю: „Сначала соседка рассказала, что ее Татка — которой, между прочим, на три недели меньше, чем моей Оленьке — уже умеет читать. Ну, то есть не совсем читать, но буквы разли­чает и даже слово „мама» узнает. Я и подумала: а моя дочка чем хуже? Не глупее, слава богу! И — началось… Таб­лицы, схемы, игрушки — только разви­вающие, садик — в котором с двух лет учат языки… Остановилась я только тогда, когда решила в неполные шесть отдать дочку в школу — она, мол, уже готова! И тут мне психолог сказала, что у Оли огромные проблемы в общении, в поведении… Вот уже несколько меся­цев она живет как обычный ребенок — никаких заданий, никаких „Давай по­занимаемся!». Надеюсь, мне удастся исправить собственную ошибку».

    Пожалуй, комментарии излишни. Вот он, „перекос» в мотивации, который и натолкнул лодочку гармоничного раз­вития на все подводные камни.

    Прежде всего, раннее развитие не пред­усматривает только лишь раннее интеллектуальное развитие. Конечно же, оно должно быть всесторонним. В каждом возрастном периоде у ребен­ка есть главная задача развития. И если мы тратим энергию на несвоевремен­ное развитие какой-то психической или интеллектуальной функции, то возникает дефицит там, куда эта энер­гия должна была быть направлена по задумке матушки Природы.

    Главная задача для малыша до трех лет — эмоциональное и сенсомоторное разви­тие, потому не стоит чрезмерно увле­каться обучением детей чтению и пись­му.

    Первоочередной задачей является развитие сенсомоторики и эмоций, по­тому для обучения малыша потребуют­ся всевозможные развивающие игры для пальчиков, фигуры, которые можно вкладывать в отверстия, крупные, а по­том мелкие предметы — чтобы малыш вертел их в ручках, конструкторы.

    Не нужно забывать, что от рождения ка­ждый ребенок наделен ведущим видом восприятия: зрительным, слуховым либо двигательным. В раннем возрасте уже можно заметить, что он предпочитает: рассматривать, слушать, активно дви­гаться (например, когда волнуется или что-то запоминает). Это нужно учиты­вать при выборе методики для раннего развития. Например, чтение по карточ­кам Домана будет более успешным для ребенка с ведущим зрительным воспри­ятием. Но перетренировывать один вид восприятия в ущерб другим не стоит, нужно развивать и слуховое, и двигатель­ное.

    Самая подходящая методика для обучения чтению самых маленьких — ме­тодика Зайцева. Бу­дет выбор — купите украинские кубики, они легче для восприятия, потому что русские оказались перегруженными лишним фоном. И не превращайте раз­вивающую игру в „занятие», не оцени­вайте уровень крохи, не требуйте от не­го быть лучше всех — обуздайте роди­тельское тщеславие! Хотите дать малышу начала математи­ческих знаний? Подойдут методики Монтессори, развивающие игры, тренировочные игрушки для пальчиков. Ме­тодика Зайцева для самых маленьких по математике не совсем удачна. А вот для развития мелкой моторики применяйте возможности этой методи­ки (пишем прежде, чем читаем), пальце­вую живопись (большие-пребольшие буквы на листах ватмана), „письмо в воздухе». Если все-таки вы хотите нау­чить ребенка писать в тетради, то клетка должна быть больше 1 см. Ну а первый шаг к воспитанию в малыше любви к чтению — почаще читайте ему вслух. При этом не забывайте об интона­ции, ведь яркие эмоции тоже нужны ре­бенку — именно они, пускай даже и всего лишь „сыгранные» вами, помогают ему развивать эмоциональную сферу.

    Даже родители, которые стараются „не перебарщивать», нередко допускают очень серьезные ошибки. Можно даже создать своеобразный „сборник» роди­тельских заблуждений.

    Заблуждение 1. „Мы нашли самую лучшую методику: можно обучить чте­нию за 12 занятий. Во время уроков ре­бенок настолько доволен, делает потря­сающие успехи, улыбается, разговари­вает — я считаю, что он и эмоционально развивается в этот момент». Конечно, если ребенок получает боль­шую порцию ваших положительных эмоций только во время его продвиже­ния по карьере читателя, то и сам будет излучать положительные эмоции. А раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет вы­полнять, но за счет каких-то других структур психики.

    Заблуждение 2. „Мы стараемся не загружать ребенка. Как только его пе­рестают интересовать занятия — пре­кращаем».

    Важно почувствовать не момент, когда малышу уже надоело заниматься, а за минуту до этого. Иначе вы рискуете сформировать у ребенка стереотип, что как только он устает или ему надоедает занятие, его тут же прекращают. У мно­гих детей такие „уставания» учащаются.

    Заблуждение 3. „Чтение и счет — глав­ное в раннем развитии». Раннее погружение в знаковую систему может ускорить развитие левого полуша­рия в ущерб правому, образному. Мозг — орган далеко еще не изученный. И неиз­вестно, как именно он себя поведет конкретно у вашего ребенка.

    Дефицит „энергии» в „нужном месте и в нужное время» может привести к сбоям в более старшем возрасте. Форсировать только лишь интеллектуальное развитие нельзя. Процесс становления личности должен быть гармоничным. Малыш развивается не только в момент „урока» чтения или счета. Этот процесс продолжается и во время прогулки, когда вы просите опи­сать ромашку, а затем — сравнить ее с ва­сильком (чем похожи, почему разные). Развитие — когда малыш учится одевать­ся сам, общается с другими детьми… Помните: губка набирает только опре­деленное количество воды, и не больше. Часто механическое чтение приводит детей к разочарованию в этом процессе, и, вырастая, многие из них категориче­ски отказываются читать или делают это крайне неохотно.

    Смысл раннего развития — ребенок должен получать радость, в том числе и от того, что по­степенно усложняется познавательная деятельность.

    И еще одно: гораздо больше информации малыш получает, слушая кого-нибудь из взрослых. Поча­ще общайтесь со своим крохой — этого не заменит ни одна, даже самая совер­шенная система раннего развития.

    Заблуждение 4. „Подскажите, где есть группа раннего развития для детей двух лет. Самим не получается заниматься, да и малыш ленится». Наши дети разные. Если одни успешно занимаются самостоятельно, то другим подавай коллектив. И это заметно уже в самом раннем возрасте. Но будьте осторожны, выбирая группу раннего разви­тия. Для группового занятия детям до трех лет нужно выделять до пятнадцати минут, каждые пять минут меняя дея­тельность. При этом группа должна быть снабжена огромным количеством игровых материалов. Для закрепления того или иного навыка у маленького ре­бенка нужно постоянно менять развива­ющие игры. Педагог для такой группы должен быть отличным специалистом. Лучше всего на таких занятиях уделить внимание именно сенсорному и эмоци­ональному развитию (психологическая подготовка к детскому саду, социальное развитие, работа с песком, водой, музы­кальными инструментами и т. д.). А чтение, письмо, счет в групповых условиях для такого возраста — очень со­мнительный эксперимент (особенно ес­ли родителей просят не присутствовать на занятиях).

    Заблуждение 5. „Чтение после трех лет — уже поздно?».

    Нужно помнить поговорку: можно ло­шадь подвести к воде, но нельзя заста­вить ее пить. А если взрослый все же су­меет заставить ребенка заниматься во­преки его нежеланию, то и результаты будут невысоки, и сразу будет заметно отвращение малыша к занятиям.

    Зада­ча раннего развития — в определении так называемой зоны ближайшего раз­вития: постарайтесь дать ребенку то, что он „берет» сам.

    Но зона ближайше­го развития не бесконечна, она зависит от интеллектуального потенциала ребенка и различна в каждой области зна­ний и умений. Потому если вдруг вы пытались учить малыша, но он не про­являл интереса, причем вы не форсиро­вали, не заставляли его „учиться» через силу — значит, его развитие происходит по „нормальному», а не „ускоренному» пути. Попробуйте заинтересовать его чтением и счетом немного позже. Воз­можно, ваш ребенок лучше подготовится к школе в группе детей.

    Заблуждение 6. „Мне очень нравит­ся, что моя дочь мыслит оригинально, отвечает не так, как все, а придумывает свой вариант. Именно этого я и ждала от раннего развития». Если вы постоянно поощряете ребенка при „изобретении» новых ответов на ста­рые вопросы, то он, соответственно, пы­тается как можно чаще отвечать „ориги­нально». Не стоит постоянно расхвали­вать малыша, указывая на то, что он „особенный». Это формирует у него не­ адекватную самооценку. Могут про­явиться проблемы с социальной адапта­цией в коллективе. Кроме того, не полу­чив привычной похвалы в садике или школе, „оригинальный ребенок» может вступать в конфликт и с учителем. Для ребенка важна не только интеллекту­альная, но и социальная и духовная одаренность. А установка на интеллек­туальные достижения, которую — увы — нередко навязывают маленьким детям родители, блокирует у малышей умение общаться с другими людьми.

    Автор: Наталья Компанец, детский психолог

    wellness.co.ua

    Смотрите так же:

    • Режим для 1 месячного ребенка Режим дня новорожденного ребенка в первый месяц Первый месяц жизни ребёнка – самый важный. В этот период ребёнок адаптируется к жизни в новых условиях, учится самостоятельно дышать, питаться, ощущать себя отдельно от мамы. Именно поэтому важно создать для новорождённого оптимальные условия, чтобы облегчить сложный период адаптации. […]
    • Спящий ребенок по английский Английский язык 4 класс Четвертый класс – завершающая часть программы по английскому в младшей школе. Поэтому для педагога – филолога и родителей особенно важно укрепить знания, полученные в предыдущих классах и дать новые, высокого качества. Каковы особенности перемета «Английский язык 4 класс» и что необходимо учесть при его […]
    • Почему ребёнок боится оставаться один Если ребенок боится оставаться один в комнате… О причине детских страхов подробно шла речь в прошлых статьях. Родителям будет полезным узнать, почему дети начинают бояться и что во многом зависит от самих взрослых. Сегодня речь пойдет о ситуации, когда ребенок боится оставаться один в своей комнате. Зачастую этому страху […]
    • Сколько давать укропной воды 1 месячному ребенку Укропная водичка от колик для новорожденных: рецепт приготовления дома, польза и как правильно давать малышу После рождения у малыша в желудочно-кишечном тракте начинается активный процесс адаптации пищеварительной системы к приему пищи — грудному молоку или смеси. В результате этого процесса, примерно через месяц, практически у […]
    • Речевое развитие детей от рождения до года Этапы развития речи ребенка от 1 до 3 лет Существуют общие для всех детей этапы развития речи, и каждый родитель хочет знать, в каком возрасте ребенок произнесет первое слово, а когда начнет говорить «как взрослый». Развитие речи у каждого малыша – явление достаточно индивидуальное, но с некоторыми основными моментами […]
    • Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с овз Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется […]
    • Мобиль для развития ребенка Мобиль (каруселька) на кроватку Подвесные игрушки с древних времен украшали люльки малышей. Тряпичные и соломенные куклы, деревянные птички появлялись над детской колыбелькой неспроста. В этом был глубокий смысл оберегания маленького человечка от сглаза и злых духов. Современный человек смотрит на мир совершенно другими глазами, придает […]
    • Сухой кашель у ребенка лечение народными Для большинства людей такой безусловный физиологический рефлекс организма как кашель является симптомом начинающейся простуды. Однако это далеко не всегда именно так. По своей сути кашель – это спровоцированный раздражением рецепторов гортани, носа и его пазух, плевры, трахеи, бронхов выдох через ротовую полость, который происходит при […]