Особенности развития речи детей дошкольного возраста: учимся говорить

Читайте в этой статье:

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением.

Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства. То есть в промежутке от года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме. Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.

Развитие речи у дошкольников

Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошколенка сложно переоценить. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление. С научной точки зрения этот процесс и его закономерности изучаются даже отдельной лингвистической дисциплиной — онтолингвистикой.

Свой первый опыт воспроизведения человеческой речи ребенок черпает из своего ближайшего окружения, слушая и запоминая речь взрослых, которую слышит вокруг себя. Особенности детской психологии предполагают подражательное поведение как одно из основных для маленького ребенка. Психологами и социологами установлено, что дети, проведшие первые несколько лет жизни в социальной изоляции, впоследствии так и не могут окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Этот факт доказан на примере так называемых диких детей — детей, по каким-то причинам оказавшихся лишенными контакта с людьми в возрасте до 6 лет. Истории о таких детях, повторяющих судьбу героя сказки Киплинга, Маугли, периодически находят документальное подтверждение. Только, в отличие от Маугли, адаптироваться к нормальной жизни ребенок, в раннем возрасте оказавшийся изолированным от человеческого общества, не может. Такие дети с трудом осваивают основы человеческой речи и страдают серьезным отставанием в развитии.

Из этого можно сделать вывод, что ранний период развития речи — один из важнейших в общем развитии ребенка, и со стороны родителей этому процессу стоит уделять самое пристальное внимание. Овладение речью является для детей-дошкольников ключевым показателем их общего умственного развития.

Освоение речи ребенком в дошкольном возрасте можно разделить на три этапа, каждый из которых имеет свои особенности. Они тесно взаимосвязаны как с возрастом, так и с общим психоневрологическим развитием малыша.

В этом возрасте малыш только начинает различать для себя речь окружающих его взрослых. С первого месяца жизни кроха внимательно всматривается и вслушивается во все, что происходит вокруг него. Он очень быстро учится различать голоса и интонации. Поэтому старайтесь почаще ласково говорить с малышом, вслух комментировать свои и его действия. Отлично подойдут уже в раннем возрасте стихи и песенки.

Если вы, находясь рядом с ребенком, постоянно будете обращаться к нему, разговаривать, играя, показывать предметы и игрушки, то вскоре, уже в 3-4 месяца, ваш малыш начнет вступать с вами в беседу, приветствуя вас радостным гулением.

К шести месяцам ребенок понемногу начинает лепетать, пытаясь произносить слоги. В 7 месяцев уже твердо знает, как его зовут, поворачивает голову, когда вы зовете его по имени. Можете начинать играть с ним в «Ладушки», «Сороку-ворону» или в «Идет коза рогатая». Эти игры-потешки помогут малышу лучше воспринимать ритмически организованную стихотворную речь, да и просто доставят немало радости. Попробуйте — вот увидите, ребенок будет в восторге!

В 9-10 месяцев уже умеет смеяться, пытается произносить первые слова, например, «папа» или «мама», подпевать музыке, которую слышит, понимает слова «нет», «нельзя», может реагировать на приветствие (махать ручкой при словах «привет» или «пока-пока»). Словарный запас вашего ребенка понемногу начинает формироваться, при этом постоянно пополняется извне новыми понятиями и выражениями. Стихи, потешки, сказки на ночь и просто постоянные беседы с малышом послужат для него отличным стимулом начать говорить самому.

Первоначальное овладение речью

Этот этап речевого развития приходится на возраст примерно с одного и до трех лет и имеет свои особенности.

Нужно иметь в виду, что прежде, чем начать овладевать активной речью и говорить самому, ребенок учится понимать речь окружающих. Примерно до полутора лет в словарном запасе ребенка можно наблюдать только несколько базовых слов-определений: мама, папа, тетя, дядя, дай. Примером для подражания ему все так же служат родные люди, поэтому не забывайте продолжать рассказывать малышу, что и зачем вы делаете. Он действительно уже все понимает.

В этом возрасте маленькие дети склонны к обобщениям. Таким образом, «Ням!» может означать не только процесс кормления, но и тарелку, ложку ребенка и даже чувство голода. Также во многих словах они отбрасывают окончания, игнорируют некоторые буквы (произнося «Ая» вместо «Аня» и т.п.), а иногда и вовсе сокращают слово до одного ударного слога. Не нужно переживать по поводу этих «неправильностей» — они абсолютно нормальны. Со временем ребенок научится верно произносить слова и звуки, а задача родных — ненавязчиво объяснить ему, как сделать это правильно.

Старайтесь четче артикулировать, разговаривая с малышом. Дайте ему возможность следить за вашей мимикой, когда произносите новое слово. Показывайте и называйте предметы, попавшие в поле зрения малыша, особенно на прогулке: машина, собака или пролетающая мимо ворона не только развлекут ребенка на улице, но и помогут в нелегком деле развития речи.

На втором году жизни дети прекрасно различают интонации. Поэтому, читая малышу сказки, обратите его внимание, что волк или медведь, например, говорит басом, а мышка-норушка пищит тоненьким голосом.

После двух с половиной лет ребенок уже может использовать в связной речи простые предложения, состоящие из двух-трех слов. В его сознании начинают формироваться закономерности в согласовании слов между собой, разнице между единственным и множественным числом. Языковой материал приобретает черты определенной системы в восприятии ребенка. И этой системой он начинает активно пользоваться, вступая в следующую стадию овладения речью.

Развитие речи у детей дошкольного возраста проходит еще один интересный этап. В возрасте около трех лет или чуть старше ребенок переходит от накопления языкового материала к его активному освоению. Для этого он старается использовать закономерности языка, которые успел проследить для себя на данный момент. У знаменитого детского писателя Корнея Ивановича Чуковского есть вполне взрослая книга «От двух до пяти». Будучи лингвистом, Корней Иванович в этой работе попытался определить, чем же руководствуются маленькие носители языка, ежеминутно создавая новые слова своего особого детского наречия. И что же выяснилось? Оказывается, дети создают эти неологизмы не случайно, а сортируя части слов по смыслу, и составляют их, следуя грамматическому строю русского языка. Так, сухарики превращаются в «кусарики» благодаря смысловому соответствию глаголу «кусать», вентилятор — в «вертилятор», лохматая собака с длинной шерстью емко характеризуется как «мохматая», а прописанный доктором постельный режим тут же становится «постельным лежимом».

Ежедневно, ежечасно на ребенка обрушивается множество незнакомых слов, форм, значений. Тем не менее он с легкостью ориентируется в этом разнообразии, классифицируя, распределяя, переиначивая, приспосабливая под себя весь доступный ему лексический запас. Речь ребенка развивается легко, с минимумом напряжения со стороны маленького носителя языка, интуиция которого по отношению к родному языку просто поразительна!

Окончание дошкольного периода: подготовка к чтению и письму

На этом этапе продолжается усвоение ребенком грамматических норм. Но теперь он стремится не столько создавать, сколько соответствовать связной речи взрослых, делать ее как можно более правильной. В монологах ребенка пяти-шести лет начинают появляться сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, слова-связки. Выравнивается грамматический строй речи.

В этом же возрасте ребенок начинает осваивать письменную речь. И если в первые годы жизни буквы и цифры были для ребенка невозможной абстракцией, но теперь благодаря полученному опыту он уже может проследить взаимосвязь между реальным миром и письменной речью. Так как чтение и письмо являются психофизиологическими процессами, то их взаимосвязь с общим развитием речи у детей дошкольного возраста очень велика.

Как правило, читать дети учатся раньше, чем писать. Речевое развитие включает в себя восприятие звукового состава слова на бумаге, понимание соотношения звуков и букв происходит легче, если у ребенка в достаточной степени развиты внимание, память, есть навык системного мышления. Поэтому подготовка к чтению и письму включает не только развитие речи у детей дошкольного возраста, но также системного мышления и воображения.

Что делать маме с папой?

Как же родители могут помочь дошкольнику в освоении премудростей родного языка? В первую очередь, как уже было сказано выше, не стесняйтесь беседовать с ребенком. Разговаривать можно на любые темы, но лучше использовать при этом простые, понятные слова. Малыш как губка впитывает все, что вы делаете и говорите, и стремится подражать вам.

Неплохим развивающим вкладом в речь ребенка станет совместное чтение книг, разучивание стихов и песен. Не стоит проводить обучение в виде долгих лекций — играйте с ребенком, общайтесь с ним. Ваши внимание и забота значат для него куда больше, нежели диплом по педагогике.

Разучивайте вместе с ребенком старшего дошкольного возраста скороговорки, соревнуйтесь, кто больше знает их и сможет повторить. Разучивая скороговорки, вы стимулируете деятельность артикуляционного аппарата, способность различать похожие звуки и их комбинации на слух. Чаще играйте в загадки — необходимость узнавать определенное слово через его описание разовьет у ребенка логическое и образное мышление.

Играйте с малышом в рифмы, сочиняйте простенькие стишки, вслух сравнивайте различные предметы, предлагайте и ребенку сравнить и описать их. Разучивайте новые слова, сочиняйте вместе с ребенком сказки и истории. Это поможет ему связно выражать свои мысли и правильно составлять предложения.

Речь и чувство ритма

Незаменимым помощником в развитии речи станет для вашего ребенка чувство ритма. Просто двигаться под музыку, попадая в такт, петь, читать стихи очень важно для психофизиологического развития маленького человека.

Читайте с ребенком стихи. Как правило, дошкольники с удовольствием повторяют сказки Чуковского, Барто. Их простая, но в то же время очень ритмичная структура, звуковые особенности, построенные на повторении групп определенных звуков, окажутся полезны для артикуляции. Не нужно механически заучивать непонятные ребенку стихотворения. Выберите вместе что-нибудь, что будет интересно для ребенка. Особенности речевого развития дошкольников предполагают, что дети с удовольствием запоминают и лучше усваивают ту информацию, которая им интересна. Попросите ребенка самостоятельно подобрать рифмы, закончить строчку за вас. Вот, к примеру, игра-стихотворение «Добрый слон», прекрасно подходящее для такой задачи:

Жил на свете добрый слон.

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот… (машина, корзина и т.д.),

Вот ромашка, вот… (букашка),

Вот мой домик, вот твой (сомик, томик),

Вот и пушка, вот и (кружка, мушка, лягушка и т.д.),

Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка…),

Вот сосед, а вот (кларнет, обед, омлет).

Чтоб и нам не заскучать — станем рифмы подбирать!

Играть можно долго — насколько хватит фантазии вам и ребенку.

Можно играть с ребенком в профессии, предлагая самому подставить нужные слова по смыслу и звучанию: например, учитель — учит, строитель — строит, водитель — водит, а вот врач — совсем не врет, а лечит! Пользуясь случаем, расскажите ребенку об однокоренных словах.

Формирование словарного запаса

Словарный запас человека делится на активный и пассивный. Активный словарный запас составляют те слова, которые человек использует в речи постоянно. Пассивный словарный запас ему знаком, но в речи используется крайне редко или не используется совсем.

Словарный запас является одним из ключевых показателей развития речи у детей дошкольного возраста. Как расширить лексикон ребенка? Главную роль здесь играет, конечно, чтение. В процессе чтения ребенок усваивает новые слова и речевые ситуации, в которых эти слова можно использовать.

Если вы будете стараться не только читать малышу, но и чаще обсуждать с ребенком прочитанное, то некоторые слова можно перевести из пассивного словарного запаса в активный. Попросите ребенка пересказать прочитанное, вспомнить, какими словами в рассказе или сказке характеризуется какой-то предмет или действия, придумать свои определения. Придумав простое предложение, попросите ребенка дополнить его. Придумывайте вместе с ребенком продолжение понравившихся сказок и историй, развивая речь и фантазию.

Еще одним эффективным способом расширить словарный запас дошкольника является заучивание стихов. Стихи являются как тренировкой для памяти, так и прекрасным средством для заучивания новых слов. К шести годам активный лексикон дошкольника должен насчитывать не меньше 3000 слов.

Что делать, если ребенок не говорит?

Проблема речевых нарушений у дошкольников сегодня очень актуальна для родителей, логопедов и психологов. Если вам кажется, что ваш ребенок говорит хуже, чем положено в его возрасте, речь бедная и несвязная или малыш не торопится заговорить совсем, обратитесь за помощью к специалисту. Он поможет выявить причину нарушения в речевом развитии малыша и посоветует пути решения этой проблемы.

О нарушениях речевого развития могут свидетельствовать следующие симптомы. Ребенок в 2-3 года:

  • не откликается на свое имя;
  • не пытается подражать звукам;
  • не реагирует на простые слова и просьбы, озвученные при помощи простых и часто употребляемых слов;
  • не реагирует на изменение интонации, когда вы обращаетесь к нему;
  • сам мало говорит, пытаясь передать информацию мимикой и жестами.

В возрасте старше трех лет насторожить родителей должны следующие признаки:

  • ребенок не может пересказать содержание стишка, сказки, объяснить, что он нарисовал, что случилось в детском саду;
  • не задает вопросов;
  • не может и не хочет играть в речевые игры, досказать слово, описать что-нибудь;
  • не говорит предложениями сложнее двух-трех слов;
  • речь монотонная, невыразительная, посторонние люди не понимают речь вашего ребенка;
  • не может удержать внимание на одной и той же теме, быстро отвлекается, теряет нить разговора.
  • Во всех перечисленных выше случаях будет лучше не затягивать визит к специалисту. Логопед поможет вам подобрать необходимые упражнения для развития речи. Помните: чем раньше начать коррекцию речевого развития, тем успешнее и с меньшим напряжением со стороны ребенка можно исправить ситуацию.

    Нарушения развития речи

    Причины нарушений речевого развития можно разделить на три группы. В первую группу войдут проблемы, вызванные биологическими факторами. Это в первую очередь поражение центральной нервной системы и аномалии строения речевого аппарата. К ним относятся следующие отклонения в развитии ребенка:

    1. Афазия. Поражение зон коры головного мозга, отвечающих за речевую функцию, в результате чего страдают все компоненты речи.
    2. Алалия. Поражение речевых зон мозга, возникающее еще в первый год жизни ребенка (доречевой период), следствием которого становится комплексное недоразвитие речи.
    3. Дизартрия. Нарушение нормальной работы мускулатуры, обеспечивающей речь, в результате которой ребенок не может нормально произносить звуки. Дизартрия имеет несколько видов, отличающихся друг от друга очагом поражения: бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, подкорковая.
    4. Ринолалия. Возникает у детей, у которых нарушена структура неба.
    5. Механическая дислалия. Нарушение строения носоглотки, носа и рта, ведущее к дефектам произношения.
    6. Вторую группу составляют нарушения речи дошкольника, вызванные психологическими факторами, повлекшими за собой функциональное изменение ЦНС. Это могут быть:

    7. Заикание. Нарушение нормального ритма речи вследствие непроизвольных остановок, прерывающих высказывание, или повторов слогов и звуков.
    8. Мутизм. Ребенок отказывается говорить в присутствии посторонних при наличии дефектов речи.
    9. Сурдомутизм. Нарушение слуха, ведущее к проблемам с речью.

    В третью группу входят нарушения речевого развития, спровоцированные некими неблагоприятными социальными условиями. Если, к примеру, родители не общаются с ребенком, не разговаривают с ним, то малышу просто неоткуда черпать новый языковой материал, и, конечно, его речь будет бедной и менее связной, чем речь ребенка, потребность которого в полноценном общении удовлетворяется в семье.

    Как помочь ребенку заговорить?

    Если у вашего ребенка обнаружились проблемы с речью, ни в коем случае не давите на малыша и не ругайте его. Напротив, хвалите за малейший прогресс, поощряйте его успехи, пусть они и кажутся пока не слишком значительными. Ребенку не так просто, как кажется на первый взгляд.

    Речевое развитие ребенка составляют несколько факторов:

  • умение правильно произносить звуки (артикуляция);
  • умение различать разные звуки на слух (фонематический слух);
  • возможность связной речи (грамматический строй);
  • эмоциональность, разнообразие в речи (активный словарный запас).
  • Во многих случаях развитию правильной, четкой и связной речи у детей-дошкольников может помочь специальная артикуляционная гимнастика. Она поможет ребенку справиться с особенно трудными в произношении звуками.

    Если ваш ребенок неверно произносит какой-то звук, не нужно перебивать и поправлять его. Это типичная ошибка многих родителей. Характерные особенности восприятия речи маленькими детьми предполагают, что ребенок старается копировать то, что слышит или видит вокруг себя. Поэтому в разговоре с ребенком используйте проблемный звук сами, делайте это чаще, старайтесь произносить его более четко. Так ребенок быстрее запомнит, что именно вы хотите от него слышать.

    Могут помочь речевые игры, многие из которых приведены выше. Это и игра в рифмы, и придумывание совместно с ребенком сказок и историй — вариантов великое множество. Что-то может посоветовать специалист-логопед, что-то вы с ребенком вполне можете придумать сами. Станьте благодарным слушателем для своего малыша, будьте внимательны к нему, и вы увидите, как это для него важно. Ребенок крайне ответственно отнесется к поставленной задаче, если поймет, что вы заинтересованы в ней не меньше, чем он сам, и всегда готовы поддержать его, если что-то пошло не так.

    Развитие связной речи у детей дошкольного возраста — это постоянный динамичный процесс. Не нужно впадать в уныние, если у вашего ребенка что-то не получается. Немного терпения, внимания с вашей стороны и, главное, регулярные занятия с дошкольников — и поверьте, полученный результат не разочарует ни вас, ни ребенка.

    moyasna.ru

    Как стимулировать развитие речи ребенка? 10 простых приемов

    Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка.

    1. Пойте песни малышу в течение дня

    (детские и взрослые).

    С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм — и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.

    Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось. Прочитать подробнее о значении маминого пения для развития, рекомендации, как и что можно петь и послушать примеры простых песенок для малышей можно на сайте Галки-Игралки

    2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым.

    Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…

    Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.

    3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша.

    Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:

    – «Привет кукла! Тебя как зовут?»

    – «Привет. Маша! А я мама Оля»

    – «Привет, мама Оля! А это кто?»

    – «А это у нас девочка Настенька»

    И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.

    4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра).

    Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки — речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.

    5. Играйте в ритмические музыкальные игры.

    Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.

    Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.

    6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух.

    Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.

    7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку.

    Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:

    Я умею обуваться,

    Если только захочу!

    Я и маленького братца

    Вот они сапожки –

    Этот с правой ножки, этот с левой ножки!

    Если дождичек пойдет,

    Эта – с левой ножки,

    Эта – с правой ножки!

    8. Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики.

    Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано (подробнее об этой взаимосвязи можно прочитать в заметке на сайте “Галки-Игралки”) Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.

    Мы рекомендуем следующие игры для развития мелкой моторики у малыша:

  • игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки)
  • рисование и письмо
  • аппликация и лепка
  • игры с пуговицами и петельками
  • игры с ленточками
  • игры-шнуровки
  • игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее)
  • игра на клавишных инструментах
  • простые пальчиковые игры (капает дождик — стучим пальчиками)
  • игры с прищепками
  • 9. Сочиняйте свои стихи и рассказы

    (для мам деток от 1,5 лет).

    Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»

    10. Играйте в пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры — это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для Вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:

    Погулять выходят мыши!

    А за ними рыжий кот,

    И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.

    Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.

    Всех родителей, которые переживают о развитии речи своих деток и мечтают «разговорить» их в увлекательных развивающих играх, мы будем рады видеть в Онлайн-школе развития речи по методике Тепляковой. Там мы подробно разберем эти и многие другие приемы (игры на развитие речи: ритмические, ролевые, на мелкую моторику, артикуляционная гимнастика и т.д.)

    Веселых игр и радостного общения вам с малышом!

    ipsyholog.ru

    Развитие речи у ребенка

    Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода развития речи у ребенка. Первый период является периодом подготовления словесной речи. Этот период длится до конца первого года жизни ребенка. Второй период — это период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи. В нормальных условиях он протекает достаточно быстро и, как правило, заканчивается к концу третьего года жизни. Третий период — это период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период охватывает дошкольный возраст ребенка, т. е. начинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет. Последний, четвертый период связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.

    В настоящее время существует большое количество разнообразных теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие речи (подробнее) .

    Среди наиболее известных из них находится теория научения. Исходным положением, на котором строится данная теория, является постулат о том, что ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать. К важнейшим формам способности подражать сторонники данного подхода относят способность подражать звукам. Предполагается, что, получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Таким образом, в рамках данной теории овладение речью сводится к научению всем ее основным элементам, а механизмами формирования речи являются подражание и подкрепление [Маклаков, 2001].

    Однако данная теория не может полностью объяснить процесс усвоения языка. Так, необъяснимой остается быстрота усвоения речи, наблюдаемая у детей в раннем детстве. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами но себе не могут быть приобретены в процессе научения. Далее, в развитии речи ребенка существуют моменты (в основном связанные с детским словотворчеством), которые не могут быть объяснены подражанием речи взрослых. Следующий факт, вызывающий сомнение в истинности данной теории, состоит в том, что взрослые обычно подкрепляют одобрением не правильные, а умные и рассудительные высказывания детей. Поэтому в рамках теории речевого научения очень трудно объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей [Маклаков, 2001].

    Необходимо отметить, что основные особенности формирования речи в 1 и 2 периодах достаточно полно не объясняет ни одна из широко известных теорий возникновения речи.

    Со второй половины первого года жизни у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у ребенка появляются специфические реакции на сопровождаемые словами жесты взрослого. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами «иди-иди», ребенок начинает тянуть руки. Дети этого возраста реагируют и на отдельные слова. Например, на вопрос «Где мама?» ребенок начинает поворачиваться в сторону матери или искать ее глазами. Начиная с семи-восьми месяцев у ребенка увеличивается количество слов, которые он связывает с определенными действиями или впечатлениями.

    Первое понимание слов ребенком возникает, как правило, в действенных и эмоциональных для ребенка ситуациях. Обычно это ситуация взаимного действия ребенка и взрослого с какими-нибудь предметами. Однако первые слова, усваиваемые ребенком, воспринимаются им весьма своеобразно. Они неотделимы от эмоционального переживания и действия. Поэтому для самого ребенка эти первые слова еще не являются настоящим языком [Маклаков, 2001].

    Здесь необходимо отметить, что развитие эмоциональной языковой подсистемы может опережать развитие смысловой языковой подсистемы. В связи с этим целесообразна разработка и производство музыкальных развивающих игрушек, формирующих музыкальный слух. Это очень важно для первых лет жизни ребенка. В развитии музыкального слуха и музыкальных способностей так же существует определенный критический период, как и для формирования речи. Только так можно объяснить тот факт, что не у всех профессиональных музыкантов идеальный музыкальный слух.

    Развивающая музыкальные способности игрушка выполняется в виде плоской пластины, на поверхности которой нанесено изображение нотного стана. Сенсоры и индикаторы включения расположены под каждой нотой, представленной на нотном стане. При указании (воздействии) обучаемым на какую-либо ноту, громкоговорителем, размещенным на теле пластины, воспроизводится звучание аудиосигнала, по высоте и длительности соответствующие изображенному символу. Кроме того, устройство может самостоятельно воспроизводить простые мелодии с их индикацией на нотном стане. Затем ребенок, нажимая на ноты, может повторить эту мелодию. Это несколько напоминает известную телевизионную передачу «Отгадай мелодию из малого количества нот». Но в нашем случае эту мелодию можно и проиграть на нотном стане.

    Одновременно с началом попыток активной речи у ребенка быстро увеличивается количество понимаемых слов. Так, до 11 месяцев прирост слов в месяц составляет от 5 до 12 слов, а в 12-й- 13-й месяцы этот прирост увеличивается до 20-45 новых слов. Это объясняется тем, что вместе с появлением у ребенка первых произносимых им слов развитие речи происходит в процессе собственно речевого общения. Теперь речь ребенка начинает побуждаться обращенными к нему словами.

    В связи с начинающимся развитием собственно речевого общения, которое выделяется в самостоятельную форму общения, происходит переход к следующему этапу овладения ребенком речью — периоду первоначального овладения языком. Этот период начинается в конце первого или в начале второго года жизни. Вероятно, в основе этого периода лежит быстрое развитие и усложнение отношений ребенка с окружающим миром, что и создает у него настоятельную потребность о чем-то сказать, т. е. потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка [Маклаков, 2001].

    Рассмотрим модель комплексной функциональной системы, в которой представлены основные факторы возникновения и функционирования речи (причины, движущие силы процесса возникновения речи, определяющие его характер и отдельные черты) (подробнее) . Ее общее строение показано на рис. 2.

    Модель комплексной функциональной системы. Рис. 2.

    Справа на этой схеме в блоке под названием «Основные факторы, учитываемые при принятии решений», представлена и часть известной схемы (по П.К. Анохину). Если параметры выполненного действия «оценка результатов» не соответствуют поставленной цели при многократном повторении по скорректированной программе, то задействуются еще выдвижение и селекция гипотез и ориентировочно-исследовательское поведение (или один из них, если этого будет достаточно).

    Слева на новой схеме в блоке «Коллектив» представлены процессы практического функционирования речи: пополнения словарного запаса (при общении с членами других коллективов); реальный процесс накопления и закрепления новых слов (опыт бытового научения); создание новых слов (в случае необходимости).

    В верхней части схемы представлена своеобразная нервная модель «Смысловая языковая подсистема», формирование и функционирование которой связано с использованием слов , совокупностью значений этих слов , а также понятий .

    Одновременно с началом активной речи формируются структуры, представленные в смысловой языковой подсистеме (см. Рис. 2.). Начинает эффективно функционировать блок «Коллектив». Одновременно с ребенком эффективному взаимодействию начинают обучаться и молодые родители. Процесс накопления и закрепления слов становится все более эффективным. Здесь нужны наши рекомендации, которые мы сообщим несколько позднее (подробнее) .

    Развитие мышления обуславливает необходимость более точного выражения сформулированных понятий и предложений, что ведет к использованию функциональных слов и формированию структур аппарата анализа предложений (ААП) (см. Рис. 2.). Это приводит к началу нового периода речевого развития — периода развития языка ребенка в процессе речевой практики.

    Наличие ААП и соответствующих структур, например, построение неологизмов на основе типовых суффиксов, объясняет «раннее словотворчество» у детей.

    Вместе с тем речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок, точно так же как взрослые строят неологизмы, говорит по аналогии «жирафленочек» [Маклаков, 2001]. Что естественно может происходить от «козленочек», как модели для подражания. Это происходит в 3 периоде — развития языка ребенка в процессе речевой практики. Этот период завершается к шести годам.

    www.zooton.net

    Развитие речи у ребенка до года

    Первое слово ребенка является знаменательным и запоминающимся событием для всей семьи. Потому молодые родители изо всех сил стараются как можно скорее научить свое чадо разговаривать.

    информацияВопреки всем стараниям родителей, дети начинают произносить слова не раньше чем в возрасте 7-8 месяцев, ведь существуют важные этапы, через которые нужно пройти, до того как малыш сумеет сказать «мама».

    Для того чтоб процесс развития был гармоничным, обязательно нужно знать, что речь относится к высшим психическим функциям. Она формируется в результате нескольких процессов:

  • «Взросление» слухового аппарата – ребенок учится воспринимать на слух, вслушиваться в слова, начинает различать тона.
  • Обработка этой информации, формирование новых связей между различными участками мозга.
  • Отправка сигналов из области слуха и памяти в речевую зону.
  • Развитие языка, челюстей, губ и других органов, которые участвуют в артикуляции (произношении) слов.
  • важноТаким образом, доречевой период (когда малыш слушает, но не разговаривает) является одним из самых важных компонентов формирования этой психической функции.

    Представьте себе, как ошибаются те родители, которые не разговаривают с ребенком, потому что «он все равно ничего не понимает». Также именно по этой причине развитие речи у детей до года должно начинаться с первого контакта между мамой и малышом, еще в роддоме.

    Развитие речи по месяцам

    Давайте же рассмотрим, каковы основные этапы развития речи у ребенка до года.

    В этом возрасте у малыша нет другой возможности выражать свои эмоции, кроме как криком. Поэтому вне зависимости от своих потребностей, он использует этот метод общения с окружающим миром. Но несмотря на то, что речевые центры недоразвиты, слуховые к концу первого месяца уже достаточно зрелые, для того чтобы воспринимать звуки.

    В месяц, помимо общения с малышом, рекомендуется включать ему негромкую успокаивающую музыку, петь колыбельную, оградить его от неприятных звуковых стимулов.

    В этот период, основным методом самовыражение продолжает оставаться крик. Но к двум месяцам малыш «изобретает» несколько разных видов плачей. Один из них может говорить о голоде, другой же – о мокром подгузнике.

    Также в этом возрасте ребенок начинает «гулить», то есть произносить звуки похожие на «гыыыыы», «ххххххх», «гу», «агу». Они появляются спонтанно, когда ваше чадо в хорошем настроении.

    К этому возрасту малыш начитает лепетать. Примерно на этот период приходится появление первых зубов, которые участвуют в процессе артикуляции, облегчая его. В словарике ребенка появляются слоги: «маааа», «бааа», «гааа». Постепенно он начинает соединять их, формируя непонятные никому слова, которые так и называются – «детский лепет». К семи месяцам ребенок откликается на свое имя и понимает значение нескольких простых выражений.

    В восемь месяцев ваш малыш начнет вам «отвечать» на своем языке, когда вы будете с ним разговаривать. А в один прекрасный день, вы вполне можете услышать из его уст слово «нет», в ответ на какую-нибудь простую просьбу. Постепенно, он научится адекватно реагировать на ваши требования – отдать игрушку, открыть ротик. В 10-11 месяцев ребенок с упоением будет играть в ладушки, «ку-ку», и, возможно, обрадует вас своим первым словом.

    Годовалый малыш обычно имеет в своем словарном запасе около 3-4 слов, а также умеет имитировать различные звуки (например «мяу», «му», «гав», «ба-бах»). Понемногу начинает понимать, о чем с ним говорят, старается как можно больше контактировать с взрослыми и детьми.

    Способствование развитию речи ребенка

    Помните, что речь – это не самостоятельная функция, она формируется параллельно с общим взрослением центральной нервной системы. Поэтому помимо разговоров, песен, игр и других речевых занятий, стоит обратить внимание на сенсорное воспитание вашего ребенка.

    Этот термин относится к развитию органов чувств – зрения, слуха, тактильного анализатора (ответственного за восприятие предметов на ощупь). Различные игрушки, погремушки, книги, развивашки самых невероятных цветов, размеров и форм помогут вашему ребенку сформировать представление об окружающем его мире.

    информацияПостепенно, накапливая сенсорный опыт, малыш начинает осознавать, кто он, где он находится, что его окружает, а это, в свою очередь, стимулирует речевые центры.

    Таким образом, для достижения хорошего результата обязательно нужно развивать все чувства вашего малыша, и в скором времени он порадует вас и ваших близких своими достижениями.

    deti.baby-calendar.ru

    Задержка речевого развития у детей

    Диагноз «задержка речевого развития» нередко вызывает недоумение и возмущение родителей, ведь им кажется, что с малышом все в полном порядке. Однако не стоит отмахиваться от проблемы, так как если вовремя не предпринять меры, то она может привести к неуспеваемости в общеобразовательной школе.

    Становление речи зависит от множества факторов (пола, особенностей деятельности головного мозга, социальной среды, психологического климата в семье). Темпы формирования речи индивидуальны у каждого малыша. При задержке речевого развития (ЗРР) отмечается значительное отставание от возрастной нормы. Если у ребенка в 3-4 года существуют проблемы с развитием речи, то помощь специалиста необходима, так как ребенок вряд ли справится самостоятельно. Заключение невролога, логопеда следует воспринимать без паники, но относится к этому серьезно.

    Задержку развития речи (ЗРР) следует отличать от задержки психо-моторного развития. Под ЗРР подразумевается только темповое речевое отставание ребенка, то есть малыш развивается нормально и его интеллект не отличается от сверстников, однако развитие речи запаздывает. При задержке психо-моторного развития все гораздо сложнее.

    Причины задержки развития речи

    • Невостребованность речи (с малышом мало разговаривают, или наоборот, предвосхищают все его попытки выразить свои желания);
    • Генетическая предрасположенность (у некоторых детей клетки головного мозга, ответственные за речь, созревают медленнее; также имеют значения гипоксические состояния во время родов и беременности и др.);
    • Нарушения слуха;
    • Тяжелые соматические заболевания, вследствие которых развитие речи малыша значительно отстает от сверстников.
    • Как родителям можно заподозрить задержку развития речи?

    • Ребенок до 3 месяцев не обращает внимания на звуковые сигналы, он не гулит, у него нет комплекса оживления (энергичные движения ручками и ножками в ответ на ваше обращение);
    • Если ребенок 3-8 месяцев не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, не лепечет, не агукает, единственной голосовой реакцией его является громкий плач;
    • Если ребенок 8-12 месяцев не понимает обращенной к нему речи, не показывает где у него носик, ротик, глазки; не реагирует на зов по имени, не может показать члена семь («где мама?», «где папа?»); не повторяет простейших слогов (ма-ма-ма, би-би-би);
    • Если ребенок 1-2 лет не может дать односложные ответы на вопрос («как твое имя?», «что ты хочешь?»), в речи ребенка нет лепетных слов (би-би, ав-ав, ням и т.п.); ребенок не показывает на картинке знакомые персонажи («где мишка?», «покажи, где зайка?»);
    • Если ребенок 2-3 лет плохо идет на речевой контакт даже с близкими людьми, не может показать, где верх-низ, спереди-сзади и т.п.; не воспроизводит звукоподражания (мяу, гав, ку-ку), путает основные цвета, не может выполнить многоступенчатую инструкцию взрослого (например, «пойди в комнату, и принеси собачку»), если малыш 2,5 лет не может построить фразу из двух слов;
    • Если ребенок 3-4 лет искаженно произносит простые фразы («дем ять» — идем гулять, «ачу ока» — хочу молока и др.); путает цвета, не может пересказать простые сказки (например, «Курочка Ряба» и т.п.).
    • Как справится с задержкой речи

      Справиться с задержкой речи у ребенка легче на ранних этапах , до 3 лет наиболее благоприятный период для усиленного развития речи. Если родители обратили внимание, что их чадо не говорит в 4 года, то чудес скорее всего не произойдет, и у малыша будут проблемы с произношением слов, что может отразиться и на общем развитии. Однако не стоит расстраиваться, если в 2 года кроха еще не слишком разговорчив. Темпы формирования речи у каждого ребенка индивидуальны, следует помнить, что мальчики обычно отстают от девочек в речевом развитии на 4-5 месяцев.

      Если вы (или специалист) обратили внимание на задержку развития речи, то начинайте проводить коррекционные занятия . Их можно получить как в специальных учреждениях – детских садах компенсирующего вида, так и организовать самостоятельные занятия дома. Детские сады компенсирующего вида принимают малышей с задержкой развития речи с 2 лет, однако попасть туда не так просто. Необходимо пройти психолого-педагогическую комиссию, которая направляет детей в диагностические группы (до 3-4 лет) детского сада компенсирующего вида.

      В таких диагностических группах дети занимаются в течение года, там с малышами занимаются логопеды, психологи, дефектологи, музыкальные педагоги. После повторного обследования к конце года ребенка или переводят в обычные дошкольные учреждения, или определяют в логопедические группы компенсирующего детского сада.

      Самостоятельные занятия с ребенком

      Коррекционные занятия с малышами можно проводить и дома . Хорошо, если вы будете периодически консультироваться с логопедами и дефектологами по программе. Все занятия у детей проводятся в форме игры, целью которых является развитие артикуляционного аппарата, «вызывание» речи и накопление пассивного и активного словарного запаса.

      Как стимулировать речевую активность малыша? В этом вам помогут игры «недопонималки». Если ребенок с помощью жестов пытается добиться от родителей чего-либо, то вам следует сообща изображать непонимание и вынуждать ребенка произносить хоть какие-то звуки. Конечно, кроха в начале будет требовать желаемое с помощью плача и протеста, но следует проявить твердость. Однако, успокаивать малыша все же нужно, но «недопонималки» должны проводится регулярно.

      Артикуляционная гимнастика должна стать обязательной составляющей ежедневных занятий с ребенком, у которого выявлена задержка речевого развития. Длительность занятий сначала не должна превышать 5-10 минут. Хорошо артикуляционная гимнастика показана в книге «Тру-ля-ля и бу-бу-бу», там приведены не только упражнения, но и интересные рассказы о веселом язычке со звукоподражаниями, которые очень нравятся малышам. Начинайте с простых упражнений – «улыбка» (ребенок улыбается), «заборчик» (зубы смыкаются, рот улыбается), «блинчик» (плоский язык лежит на нижней губе), «прятки с губами» (прячется попеременно, то нижняя, то верхняя губа, то сразу обе). Когда ребенок освоил эти простые упражнения, то необходимо осваивать более сложные – «часики» (язык качается из одного угла рта в другой), «качели» (язык двигается вверх-вниз), «лошадка» (цокание языком). Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения своего язычка.

      Хорошо для развития речи использовать дыхательные движения : дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на листья («Листочки полетели»), дуть на метелочки из елочного «дождика».

      Также следует в занятия включить упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Занятия физкультурой, плаванием принесут несомненную пользу для крохи. Игры на развитие внимания позволят улучшить и развить память, усовершенствовать работу сенсорных центров головного мозга.

      «Вызываем» речь у ребенка

      «Вызывание» речи является одной из основных проблем у детей с ЗРР . Нередко причиной задержки речевого развития становится неправильная тактика взрослого, который предугадывает любые пожелания малыша и немедленно удовлетворяет любые пожелания. Поощряйте любые попытки крохи на звукоподражание и речевую активность. Во время прогулки показывайте малышу как дует ветер («у-у-у»), мяукает котенок, капает дождь и др. Повторяйте звукоподражания «как кричит петух, блеет овечка, мычит корова» и т.п.

      Используйте музыкальные инструменты, предлагайте отгадать ребенку, что звучит (ребенок при этом не должен видеть источник звука) – бубен, дудочка, барабан, пианино. Можно использовать в игре спрятанные музыкальные игрушки, которые длительно воспроизводят звуки. Предложите малышу отыскать звучащую игрушку (вначале не прячьте ее полностью, а только прикройте платочком).

      Если малыш уже немного говорит, то стимулируйте дальнейшее речевое развитие с помощью «договаривания» коротких стишков (например, А.Барто).

      Устройте ребенку домашний кукольный театр , вы можете использовать подручные игрушки или покупать уже готовые предметы для сказок. Хорошо, если участвовать в таких спектаклях будут все члены семьи. Выбирайте те сказки, которые ваш ребенок уже знает – «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Репка» и др. Во время представления обращайтесь с помощью кукол к ребенку, задавайте ему вопросы, побуждайте его высказаться.

      Помогает стимулировать речь ребенка арттерапия (развитие творческих способностей), музыкотерапия, песочная терапия. Регулярно занимаясь дома с малышом, вы увидите, что ребенок стал лучше понимать речь и пытается ей овладеть. Не ждите быстрых результатов, возможно, пройдет несколько месяцев до достижения первых побед.

      Лекарственная терапия

      Сразу отметим, что одной лишь лекарственной терапии ребенку с задержкой речевого развития недостаточно . Медикаментозные препараты назначаются в индивидуальном порядке неврологом или психиатром. Существуют как препараты, которые являются «активным питанием» для нейронов головного мозга (Нейромультивит, Актовегин, Кортексин, Лецитин и др.), так и лекарства, стимулирующие речевые зоны (Когитум, Пантогам, Энцефабол). Недопустимо заниматься самолечением, так препарат, который хорошо ребенку вашей подруги, может быть противопоказан вашему малышу. В некоторых случаях дает эффект магнитотерапия или электрорефлексотерапия, однако, данные методики физиотерапии назначаются специалистами избирательно.

      Альтернативные способы лечения (дельфинотерапия, иппотерапия (лечение с помощью лошадей)) должны подбираться для ребенка индивидуально, с учетом его особенностей.

      Смотрите видео: артикуляционная гимнастика для детей:

      zayplyushki.ru

      Смотрите так же:

      • Когда приучить ребенка спать отдельно Приучаем ребенка спать в своей кроватке отдельно от мамы (видео, реальные истории) В современном мире психическому здоровью ребенка уделяется очень много внимания. Поэтому многие педиатры, а также специалисты по грудному вскармливанию советуют класть ребенка спать возле матери, особенно в первые несколько месяцев жизни. Так и связь […]
      • Творог для 10 месячного ребёнка Творожная запеканка для 10 месячного ребенка рецепты Творожная запеканка для детей Творожком мамы начинают прикармливать своих малышей уже приблизительно в возрасте 5-6 месяцев. А то, что творог это концентрированный источник кальция, уже никто не станет опровергать, кальций необходим человеческому организму в любом возрасте. Порция для […]
      • Психомоторное развитие детей дошкольного возраста Программа "Психомоторное развитие детей 5–6 лет" В данной программе раскрыто значение психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста. Основной её целью является совершенствование развивающего и коррекционно-развивающего воздействия на детей на основе современных подходов, учитывающих этапы психомоторного […]
      • Нет месячных ребенку 1 год Ребенку 1 год а месячных нет Почему нет месячных после родов? После рождения ребенка и отделения плаценты вытекает около 300 мл крови, а затем матка начинает сокращаться, останавливая кровотечение. Так как после рождения ребенка полость матки больше напоминает раневую поверхность, то для полного восстановления ее слизистой (эндометрия ) […]
      • Занятия для детей 6 лет по развитию речи Конспект занятия по развитию речи с элементами здоровьесберегающих технологий. для детей 5-6 лет — Экскурсия на выставку картин по теме «Зимушка-зима» обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и картинкам; распространению предложений определениями; обогащение словарного запаса по теме: «Зима»; развитие ассоциативного […]
      • Программа развития познавательных процессов для детей 5-6 лет «Программа психолого-педагогических занятий с детьми дошкольного возраста “Цветик-семицветик”» (комплексная программа) Т.И. Чиркова, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования». Е.Н. Васильева, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и […]
      • Нарушение речи у ребенка 6 лет Все родители с нетерпением ждут, когда ребенок научится говорить. Со временем нас начинает волновать еще вопрос о том, как именно он говорит: правильно ли выговаривает буквы, богат ли его словарный запас, легко ли понять сказанное. Разобраться с возникающими проблемами и скорректировать их поможет специалист – логопед. • Логопеды […]
      • Определение уровня развития речи дошкольников Диагностика уровня развития словаря дошкольников; 1. Цель и задачи диагностики словаря дошкольников. 2. Методика обследования уровня развития словаря дошкольников в разных возрастных группах. 1. Свободное овладение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения всех других сторон речи […]