Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями слуха

Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Сама социальная ситуация, в которой находится глухой ребенок, играет важную роль в возникновении и формировании у нее определенных черт личности. Ребенок, потерявший слух в детстве, попадает в другое положение по отношению к окружающим ее людям, чем нормально слыша. Можно выделить различные неблагоприятные факторы, влияющие на развитие личности и эмоциональной сферы глухих детей.

Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его людей, это создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к осложнениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, что приводит к упрощению межличностных отношений. Позднее ознакомления с художественной литературой обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.

Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений жестового языка.

Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личности глухих детей, становления межличностных отношений на начальных этапах имеют условия семейного воспитания. Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. Так, глухие дошкольники, которые имеют глухих родителей, не отличаются от слышащих сверстников по эмоциональным проявлением, тогда как в поведении глухих детей, имеющих слышащих родителей, наблюдается бедность эмоциональных проявлений — меньшее их количество и разнообразие (В. Петшак). В младшем школьном возрасте глухие дети глухих родителей более общительны со сверстниками, более любознательны, у них наблюдается стремление доминировать в группе сверстников, быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей более застенчивы, менее общительны, стремятся к одиночеству.

Результаты исследований Т. Богдановой и Н. Мазуров позволили выявить, что учащиеся с сохраненным слухом испытывают положительные отношения ко всем членам своей семьи, как к родителям, так и к братьям и сестрам. Глухие дети глухих родителей проявляют несколько меньше положительных эмоций к своим родственникам, чем слыша дети, но так же, как и они, относятся в целом одинаково положительно к членам своей семьи. Глухие дети слышащих родителей демонстрируют положительные отношения к братьям и сестрам заметно чаще, чем к родителям. Что касается негативных проявлений, то по отношению к матери они наблюдаются очень редко, гораздо чаще — по отношению к отцу.

По полученным результатам можно было судить о некоторых особенностях личности глухих и слышащих школьников.

Слыша школьники достаточно высокий показатель любознательности (в среднем 75%). В беседе с экспериментатором дети подтверждали свой интерес к получению новых знаний, новой интересной информации. Глухие дети из семей глухих имели более низкий показатель (в среднем 65%). Глухие дети из семей слышащих имели самый низкий показатель любознательности среди испытуемых групп. Он был равен в среднем 45%.

Следующий показатель, полученный в ходе исследования, касался товарищества детей в группе сверстников. Все ученики с удовольствием рассказывали о своих друзей, желание играть с ними, разговаривать, вместе отдыхать и выполнять совместную работу. Средний показатель уровня общительности в группе слышащих детей составил 70%. В группе глухих детей из семей глухих он равнялся 62%, в группе глухих детей из семей слышащих — 60%.

Еще одна особенность личности детей — желание быть лидером, доминировать в группе сверстников. Самый высокий показатель в этой графе имели глухие дети из семей глухих — 45%. Ниже был показатель в слышащих учащихся — 30%. Они не всегда выбирали положение в центре, объясняя это большой ответственностью и нежеланием находиться в центре внимания. Самый низкий показатель был получен в группе глухих детей из семей слышащих — он составил 5%. Свой выбор они объясняли застенчивостью, неумением хорошо говорить и т.п.

Нужно отметить, что все дети положительно относились к своим сверстникам, хотели поддерживать с ними дружеские отношения, но по-разному выбирали позицию в коллективе. Наиболее доминирующую позицию заняли глухие дети из семей глухих, слыша дети выбрали средний вариант, желая как слушать кого-то, так и быть услышанными. Глухие дети из семей слышащих вообще не хотели находиться в позиции лидеров (Богданова Т «Мазурова Н. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология. — 1998. — №3. — С. 43.)

В подростковом возрасте, по данным американских психологов, у глухих детей глухих родителей наблюдается более точное представление о самих себе, своих возможностях и способностях, более адекватная самооценка по сравнению с глухими детьми слышащих родителей. Эти особенности могут объясняться тем, что на начальных этапах развития слыша родители не могут вызвать своих глухих детей на эмоциональное общение, хуже понимают их желания и потребности, часто опекают своих детей, неохотно предоставляя им свободу и самостоятельность. Все это усиливает зависимость глухих детей от взрослых, формирует такие личностные черты, как ригидность, импульсивность, эгоцентричность, внушаемость. В глухих детей возникают проблемы с развитием внутреннего контроля за своими эмоциями и поведением, у них замедляется формирование социальной зрелости.

В подростковом возрасте большое влияние на развитие личности глухих детей оказывают условия обучения и взрослые, которые осуществляют это обучение. На самооценку детей с нарушением слуха влияют мнения учителей. Черты личности, которые они оценивают как положительные, часто связанные с учебной ситуацией: это внимательность на уроках, умение решать задачи, аккуратность, трудолюбие, успешность. К ним добавляются собственно человеческие качества: отзывчивость, умение прийти на помощь (Петрова, Т. Прилепская).

В глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, высших социальных чувств, затрудненное понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, есть большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий (В. Петшак, А. Гозова).

В процессе обучения у глухих детей наблюдается все более глубокое и тонкое понимание личностных и эмоциональных особенностей того или иного человека и межличностных отношений, повышается правильность оценки результатов своей деятельности, самокритичность, устанавливается соответствие притязаний собственным возможностям. Направление их развития аналогично тому, которое наблюдается в слышащих детей, однако соответствующие изменения появляются позже (в два года и более).

studbooks.net

Эмоциональная сфера детей с нарушением слуха

Специфика эмоционально-волевой сферы подростков с нарушением слуха

Елена (Апалькова) Горбунова

Специфика эмоционально-волевой сферы подростков с нарушением слуха

Важнейшим аспектом формирования личности учёные считают развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности. Анализ теоретического, экспериментального наследия учёных (М. Я. Басов, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, И. П. Павлов, Л. С. Выготский, И. М. Сеченов, А. В. Веденов, В. И. Селиванов, К. М. Гуревич, Е. П. Ильин, и другие) показал, что волевое поведение позволяет человеку изменять окружающую действительность, сообразуясь со знаниями законов развития природы и общества. Воля понимается учёными как способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Вопрос о сущности воли с самого начала изучения оказался тесно связанным с проблемой мотивации. Исследователи (Л. И. Божович, В. А. Иванников, Е. П. Ильин, С. Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов) отмечают, что, чем больше развита мотивационная сфера, тем более продуктивно действие волевой регуляции. Необходимым условием развития воли, учёные называют включение субъекта в деятельность. Роль нравственных качеств личности в осуществлении волевого поведения изучалась в работах М. И. Маджарова, П. А. Рудика, В. И. Селиванова. Авторы пришли к выводу о том, что нравственная направленность личности во многом способствует осуществлению волевого поведения. Связь личностного уровня с волевыми процессами подчёркивали К. А Абульханова-Славская, Т. И. Шульга и др.

При рассмотрении волевых качеств личности возникает вопрос о тесной связи воли и эмоций.

На взаимодействие волевых и эмоциональных процессов указывали психологи О. В. Дашкевич, В. К. Калин, Л. С. Рубинштейн, В. И. Селиванов, А. И. Щербаков. Эмоции являются одной из высших психических функций, которые так же, как и все высшие психические функции, возникают и формируются под влиянием окружающей среды. Они играют существенную роль в психической жизни человека, сопровождая всякую его деятельность, проникая в каждый психический процесс (Вилюнас В. К. 1978). Традиционным для отечественной психологии является объединение эмоций и воли в единую эмоционально-волевую сферу. Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом.

У детей с нарушением слуха ЭВС развивается не полноценно и достаточно отличается от развития в норме.

Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.

Цель работы – изучить особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушением слуха и нормой в развитии.

Предмет исследования – особенности эмоционально-волевой сферы у детей нарушением слуха и нормой в развитии.

Объект исследования – дети с нарушением слуха и нормой в развитии.

1. Организационные методы;

2. Эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент, анализ речевой деятельности ребенка, биографический;

3. Количественный и качественный анализ полученных данных;

4. Интерпретационные методы.

Гипотеза – зная отличительные черты эмоционально-волевой сферы детей с нарушением слуха от детей с нормальным развитием, можно составить более продуктивную коррекционную программу.

В исследовании принимали участие 14 подростков, 7 из них были с нарушением слуха, а остальные с нормой в развитии.

В качестве методик использовались:

1. «Цветовой тест Люшера». Цель методики — предназначен для диагностики нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов у детей и подростков.

2. Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга — Ю. Л. Ханина. Цель методики — предназначена для определения тревожного состояния у подростка (12-17 лет)

3. Опросник депрессии Бека (Для подростков старшего школьного возраста). Цель методики — предназначена для определения состояния пониженного настроения.

4. Тест Томаса. Цель методики — предназначена для выявления предрасположенности к конфликтам.

5. Тест Айзенка. Цель методики — выявить особенности темперамента человека.

Результаты, полученные в ходе методики «Цветовой тест Люшера» показали, что большинство испытуемых с нарушением слуха ставят основные цвета преимущественно на первые позиции (1, 2, 3, а дополнительные цвета подняты на 4, 5 позиции, что говорит о наличии тревоги и стресса. А учащиеся с нормой в развитии в основном ставят — в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый — в конце ряда, что говорит о благоприятном эмоциональном состоянии.

Анализ результатов по методики «Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга — Ю. Л. Ханина. » показал, что у подростков с нарушением слуха преобладает низкий уровень личностной и ситуативной тревожности, когда у подростков с нормой — средний или высокий уровень тревожности.

Результаты «Опросника Бекка» показали отсутствие или наличие легкой депрессии у детей с нарушением слуха, в то время как у детей общеобразовательной школы в основном присутствует умеренная депрессия.

Анализ результатов «Теста Томоса» показал, что дети с нарушением слуха более подвержены конфликтам, часто используемое поведение в конфликтах – соперничество. Дети же с нормой предпочитают находить компромисс или же уклоняться от конфликта.

Результаты «Опросника Айзенка» показали желания детей с нарушением слуха быть лидерами, они активны и доброжелательны, но при этом каждый сам по себе. Дети же с нормой наименее стремятся к общественному признанию, многие из них не уверенны в себе, предпочитают быть наблюдателями.

Подводя итоги обследования, можно сказать, что дети с нарушением слуха более уверенны в себе, активны и менее тревожны, чем дети с нормой в развитии.

Таким образом, выявив специфику эмоционально-волевой сферы подростков с нарушением слуха и нормой в развитии можно подобрать более продуктивные методы коррекции.

Эмоционально-волевая сфера детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи — реферат

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей

1.1. Современные научные представления об эмоционально-волевой сфере……..6

1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного

Глава 2. Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы у детей

2.1. Цель. Задачи. Методы организации исследования. Характеристика испытуемых.35

2.2. Содержание методики исследования …………………………….…………….36

Глава 3. Анализ результатов исследования…………………………………………43

3.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………………43

Актуальность темы работы обусловлена тем, что количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым годом увеличивается. Как показывает практика, следы недоразвития речи остаются до самого конца обучения. Поэтому важно, чтобы уже в детских дошкольных учреждениях с первых дней обучения обратили внимание на детей с нарушениями речи, на допускаемые ими ошибки в произношении,.

Таким детям необходима помощь логопеда и психолога, совместная работа которых с воспитателем позволит осуществить индивидуальный дифференцированный подход к детям с общим недоразвитием речи и нарушением фонематического слуха. Это возможно как в рамках коррекции эмоционально-волевой сферы детей.

В настоящее время накоплены обширные экспериментальные данные о влиянии эмоциональных процессов на деятельность[436]. Основной смысл результатов этих исследований заключается в том, что умеренные величины эмоционального напряжения способствуют продуктивности деятельности и целесообразности поведения, тогда как высокий и низкий уровни дезорганизуют различные формы жизненной активности. В работах Э. Гельгорн и Дж. Луфборроу[437], А. Свядоша[438] рассматривается и другая направленность дезорганизующего влияния эмоций. Они дезорганизуют не только мышление, память, воображение, но и само эмоциональное поведение. Эмоции связаны с интеллектуальными, волевыми процессами, они являются их обязательными регуляторными компонентами[439].

Скачать реферат Эмоционально-волевая сфера детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи DOC | TXT

Название: Эмоционально-волевая сфера инвалидов

Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной — зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки.

Пространственная ориентировка является существенно свободного движения в пространстве.

Различные структуры психологической системы, формирующейся у слепых разного возраста, являются основой для эффективной коррекции дефектов их пространственной ориентировки.

Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушенным зрением должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др.

Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию о происходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторе: «видеть с помощью слуха». Успешность компенсаторной перестройки анализаторов во многом зависит от семейного обучения и воспитания. Важно создать условия, соответствующие возможностям слепого или слабовидящего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима или неоправданной опеки отрицательно сказывается на формировании личности при дефекте зрения.

2. Эмоциональная сфера глухих детей, ее развитие

Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. Состояние слуха оказывает решающее влияние на его речевое и психическое развитие. При нарушении слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Первичный дефект анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые в свою очередь, являются причинами возникновения других отклонений. Взаимодействие различных проявлений дефекта слуха третьего, четвертого порядка все более искажает структуру развития познавательной деятельности ребенка.

Р.М. Боскис разработала классификацию, предложив критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушенным слухом: степень поражения слуховой функции, время возникновения нарушения слуха. Основой для этой классификации являются следующие положения:

1. Деятельность нарушенного слухового анализатора у ребенка отличается от деятельности нарушенного слухового анализатора взрослого.

2. Взрослый к моменту наступления нарушения слуха имеет сформировавшуюся личность. Нарушения слуха у него – в первую очередь препятствие для общения с опорой на слух.

3. У ребенка нарушения слуха влияет на весь ход его психического и речевого развития, приводит к возникновению целого ряда вторичных нарушений (нарушение развития мышления, речи, познавательной деятельности).

Большое значение имеет учет взаимозависимости слуха и речи: чем выше уровень развития речи у ребенка, тем больше возможностей использования остаточного слуха.

Критерием оценки нарушения слуховой функции у ребенка является возможность использования остаточного слуха для развития речи. Критерием отграничения детей с частичным нарушением слуха от глухих детей является возможность использования слуха в общении развития речи при данном состоянии слуха. По этому критерию проводится разграничение тугоухости и глухоты.

Глухота – это стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки, некоторые звуки речи на близком расстоянии.

detjamluchshee.ru

III. 1.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Личность ребенка формируется в процессе общения со взрос­лыми и сверстниками, в ходе усвоения социального опыта. Сама социальная ситуация, в которой пребывает глухой ребенок, игра­ет важную роль в возникновении и формировании у него опреде­ленных черт личности. Ребенок, потерявший слух в младенчестве, оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям, чем нормально слышащий. Можно выделить различ­ные неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на разви­тие личности и эмоциональной сферы глухих детей.

Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, это создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Глухим детям недоступ­но восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осозна­нии своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений. Более позднее приобще­ние к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формиро­вания сопереживания другим людям и героям художественных произведений.

Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выра­зительных движений в жестовой речи.

Значительное влияние на формирование эмоционально-воле­вой сферы, развитие личности глухих детей, становление меж­личностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания (текст 6). Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие наруше­ния слуха у родителей. Так, глухие дошкольники, имеющие глухих I

родителей, не отличаются от слышащих сверстников по эмоцио­нальным проявлениям, по числу интеллектуальных эмоций, тог­да как в поведении глухих детей, имеющих слышащих родителей, наблюдается бедность эмоциональных проявлений — меньшее их количество и разнообразие (В.Петшак). В младшем школьном воз­расте глухие дети глухих родителей более общительны со сверст­никами, более любознательны, у них наблюдается стремление до­минировать в группе сверстников, быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению.

«Таким образом, учащиеся с сохранным слухом испытывают поло­жительные отношения ко всем членам своей семьи, как к родителям, так и к братьям и сестрам. Глухие дети глухих родителей проявляют не­сколько меньше положительных эмоций к своим родственникам, чем слышащие дети, но так же, как и они, относятся в целом одинаково положительно к членам своей семьи. Глухие дети слышащих родителей демонстрируют положительные отношения к братьям и сестрам заметно чаще, чем к родителям. Что касается отрицательных проявлений, то по отношению к матери их наблюдается очень мало, гораздо больше — по отношению к отцу.

По полученным результатам также можно было судить о некоторых особенностях личности глухих и слышащих школьников.

Слышащие школьники имели достаточно высокий показатель любо­знательности (в среднем 75%). В беседе с экспериментатором дети под­тверждали свой интерес к получению новых знаний, новой любопытной информации. Глухие дети из семей глухих имели более низкий показа­тель (в среднем 65%). Глухие дети из семей слышащих имели самый низ­кий показатель любознательности среди испытуемых групп. Он был ра­вен в среднем 45%.

Следующий показатель, полученный в ходе исследования, касался общительности детей в группе сверстников. Все учащиеся с удовольстви­ем рассказывали о своих друзьях, желании играть с ними, разговари­вать, вместе отдыхать и выполнять общую работу. Средний показатель уровня общительности в группе слышащих детей составил 70%. В группе глухих детей из семей глухих он равнялся 62%, в группе глухих детей из семей слышащих — 60%.

Еще одна особенность личности детей — желание быть лидером, до­минировать в группе сверстников. Самый высокий показатель в этой гра­фе имели глухие дети из семей глухих — 45%. Ниже был показатель у слышащих учащихся — 30%. Они не всегда выбирали положение в цент­ре, объясняя это большой ответственностью и нежеланием находиться в Центре внимания. Самый низкий показатель был получен в группе глу­хих детей из семей слышащих — он составил 5%. Свой выбор они объяс­няли стеснительностью, неумением хорошо говорить и т.д.

Нужно отметить, что все дети положительно относились к своим сверстникам, хотели поддерживать с ними дружеские отношения, но

по-разному выбирали позицию в коллективе. Наиболее доминирующую позицию заняли глухие дети из семей глухих, слышащие дети выбрали средний вариант, имея желание как слушать кого-то, так и быть услы­шанными. Глухие дети из семей слышащих вообще не хотели находиться в позиции лидеров. » (Богданова Т. Г., Мазурова Н.В. Влияние внутри­семейных отношений на развитие личности глухих младших школьни­ков//Дефектология. — 1998. — №3. — С. 43.)

В подростковом возрасте, по данным американских психоло­гов, у глухих детей глухих родителей наблюдается более точное представление о самих себе, своих возможностях и способнос­тях, более адекватная самооценка по сравнению с глухими деть­ми слышащих родителей. Эти особенности могут объясняться тем, что на начальных этапах развития слышащие родители не могут вызвать .своих глухих детей на эмоциональное общение, хуже понимают их желания и потребности, часто опекают своего ре­бенка, неохотно предоставляя ему свободу и самостоятельность. Все это усиливает зависимость глухих детей от взрослых, фор­мирует такие личностные черты, как ригидность, импульсив­ность, эгоцентричность, внушаемость. У глухих детей возникают трудности с развитием внутреннего контроля за своими эмоци­ями и поведением, у них замедлено формирование социальной зрелости.

В младшем и старшем подростковом возрасте большое влияние на развитие личности глухих детей оказывают условия обучения и взрослые, осуществляющие это обучение. На самооценку детей с нарушением слуха влияют мнения учителей. Черты личности, ко­торые они оценивают как положительные, часто связаны с учеб­ной ситуацией: это внимательность на уроках, умение решать за­дачи, аккуратность, трудолюбие, успеваемость. К ним добавля­ются собственно человеческие качества: чуткость, умение прийти на помощь (В.Г.Петрова, Т.Н.Прилепская).

У глухих детей наблюдаются значительные трудности пони­мания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмо­циональных состояний, имеются большие трудности формиро­вания морально-этических представлений и понятий (В. Петшак, А. П. Розова).

По мере продвижения в обучении у глухих детей наблюдается все более глубокое и тонкое понимание личностных и эмоцио­нальных особенностей того или иного человека и межличностных отношений, повышается правильность оценки результатов своей деятельности, самокритичность, устанавливается соответствие притязаний собственным возможностям. Направление их разви­тия аналогично тому, которое наблюдается у слышащих детей, однако соответствующие изменения появляются позднее (на два года и больше).

studopedia.org

Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей c нарушением слуха

1.1 Характеристика детей с нарушенным слухом

1.2 Состояние эмоционально -волевой сферы у дошкольников

1.3 Особенности эмоционального развития детей с нарушением слуха

Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей младшей группы с нарушением слуха

2.1 Изучение эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Эмоции и чувства составляют особую и важную сторону внутренней жизни человека. Проблема развития и воспитания эмоций является одной из наиболее сложных в психологии и педагогике, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики и её отдельных сторон, но и об особенностях становления личности человека. Эмоции играют важную роль в организации процесса обучения и воспитания детей. На положительном фоне дети легче и эффективнее усваивают учебный материал, вырабатывают новые умения и навыки. Расстройства эмоционально-мотивационной сферы детей не только снижают работоспособность в целом, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец.). Большое значение имеет проблема исследования эмоциональной сферы у детей, имеющих особенности развития, поскольку любое нарушение сопровождается изменениями эмоционального состояния ребёнка. Фундаментальные исследования психического развития детей с нарушением слуха в основном посвящены формированию речи и изучению их познавательной деятельности. Проблема эмоционального развития до сих пор была освещена недостаточно. По данным исследований В. Петшака, Б.Д. Корсунской, Н.Г. Морозовой и других авторов, у детей с нарушенным слухом наблюдается отставание и своеобразие в развитии речи, которое накладывает отпечаток на формирование у дошкольников сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Сенсорная депривация, отсутствие эмоционального воздействия взрослого на ребёнка через устную речь, приводит к возникновению стойких нарушений коммуникации, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью. Цель исследования: Изучить особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Объект: Эмоционально – волевая сфера у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Предмет: Особенности эмоционально-волевой сферы у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Гипотеза: Эмоционально – волевая сфера у детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха имеет ряд особенностей в отличии от эмоционально – волевой сферы у детей младшего дошкольного возраста без нарушений слуха.

1. Изучить психолого-педагогические исследования по проблеме.

2. Изучить методы исследования эмоционально-волевой сферы младших дошкольников.

3. Провести исследование особенностей эмоционально-волевой сферы детей младшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

· Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

· Методы обработки данных: качественный и количественный анализ.

Структура курсовой работы включает в себя содержание работы, введение, основную часть, состоящую из двух глав, каждая из которых в свою очередь состоит из нескольких параграфов, заключения и списка использованных источников.

studfiles.net

1.3 Особенности эмоционального развития детей с нарушением слуха

Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушениями слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению. Ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребенка и взрослого.

На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Не-слышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения[4, с.288].

Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности — с эмоциональным тоном ощущений. Уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Развитие собственно эмоций происходит по следующим направлениям — дифференциация качеств эмоций, усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик, развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживаний другим людям, при восприятии произведений искусства, музыки.

В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия эмоционального развития глухих детей, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции.

В. Петшак провел исследование эмоционального развития глухих детей, в котором решались следующие взаимосвязанные проблемы. Первая — определение особенностей эмоционального развития и эмоциональных отношений у глухих детей дошкольного и школьного возраста в зависимости от сохранности или нарушения слуха у родителей, а также в зависимости от социальных условий, в которых воспитывается и обучается ребенок (дома, в детском саду, в школе или школе-интернате). Вторая проблема — исследование возможностей понимания эмоциональных состояний другого человека глухими дошкольниками и школьниками. Способность понимать эмоции других людей отражает уровень эмоционального развития ребенка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний. Пониманию эмоциональных состояний другого человека способствует восприятие их внешних проявлений в мимике лица, жестах, пантомимике, голосовых реакциях и речевой интонации. Такое понимание происходит более успешно, если воспринимающий знаком с той ситуацией, в которой возникло наблюдаемое эмоциональное состояние, или с данным человеком, его личностными особенностями и может предположить, что послужило причиной этого состояния. Понимание эмоциональных состояний предполагает обобщение многих наблюдаемых ранее аналогичных состояний и их символизацию, словесное обозначение. По мере развития симпатии к другому человеку у ребенка возникает и синтония как способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего — близкого. Синтония является основой сопереживания как способности «присваивать» основные свойства эмоционального состояния другого человека и вчувствоваться в его жизненную ситуацию.

В обычных условиях детям с нарушениями слуха мало доступно восприятие речевой эмоционально измененной интонации (для ее восприятия необходима специальная слуховая работа с использованием звукоусиливающей аппаратуры). Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния. Вместе с тем при благополучном социально-эмоциональном общении с ближайшими родственниками у глухих детей очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам, к пантомимике. Постепенно они овладевают естественными мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между глухими. В экспериментально-психологических исследованиях В.Петшака прослежены зависимости между характером общения глухих детей с взрослыми и эмоциональными проявлениями детей. Установлено, что относительная бедность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников лишь косвенно обусловлена их дефектом и непосредственно зависит от характера эмоционально-действенного и речевого общения со взрослыми.

Обедненность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников в значительной мере обусловлена недостатками воспитания, неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение.

На эмоциональном развитии детей и их взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи также отрицательно сказывается оторванность от семьи (пребывание в детских учреждениях интернатного типа). Эти особенности социальной ситуации развития детей с нарушениями слуха обуславливают трудности в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.

В дошкольном возрасте начинает формироваться такой вид эмоциональных состояний, как чувства, с помощью которых выделяются явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Чувство — это переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям, отличающееся относительной устойчивостью. Сформировавшиеся чувства начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций. В процессе развития чувства организуются в иерархическую систему в соответствии с основными мотивационными тенденциями каждого конкретного человека: одни чувства занимают ведущее положение, другие — подчиненное. Формирование чувств проходит длинный и сложный путь, его можно представить как своеобразную кристаллизацию сходных по своей окраске или направленности эмоциональных явлений.

Развитие чувств происходит в рамках ведущей деятельности дошкольного периода — сюжетно-ролевой игры. Д. Б. Эльконин отмечает большое значение ориентации на нормы отношений между людьми, формирующейся в сюжетно-ролевой игре. Нормы, лежащие в основе человеческих отношений, становятся источником развития морали, социальных и нравственных чувств ребенка.

Эмоции и чувства участвуют в подчинении непосредственных желаний игровым ограничениям, при этом ребенок может ограничить себя даже в самом любимом виде активности — двигательном, если по правилам игры нужно замереть. Постепенно ребенок овладевает умением сдерживать бурные выражения чувств. Кроме того, он учится облекать выражение своих чувств в культурно принятую форму, т.е. усваивает «язык» чувств — принятые в обществе способы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи улыбок, мимики, жестов, движений, интонаций. Овладев языком чувств, он пользуется им уже осознанно, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.

Важную роль в развитии эмоций и чувств, в формировании межличностных отношений имеет понимание внешних выражений эмоций у других людей. В. Петшак исследовал особенности понимания эмоций глухими дошкольниками и школьниками. В ходе эксперимента дошкольникам показывали картинки с изображениями лиц человека, выражающих то или иное эмоциональное состояние. Для опознания были выбраны выражения наиболее типичных эмоций — радости, печали, страха, гнева, удивления, равнодушия. Использовались три варианта изображений: 1) условно-схематические, 2) реалистические, 3) в жизненной ситуации (на сюжетной картине). Задача испытуемого состояла в опознании эмоционального состояния человека по выражению его лица и по целостной ситуации с определенной мимикой и пантомимикой персонажа. Надо было назвать эмоциональное состояние, изобразить его или обозначить с помощью жестовой речи. Среди глухих детей лишь немногие правильно опознали эмоции при схематических и реалистических вариантах изображений. Лучше понимались эмоциональные состояния персонажей картины: в одной трети случаев глухие дети давали изображенным эмоциональным состояниям мимическую, пантомимическую и жестовую характеристику, достаточно эмоционально насыщенную. Словесные обозначения эмоций встречались только в отдельных случаях.

По опознанию эмоций во всех вариантах изображений глухие дошкольники существенно уступали слышащим сверстникам, но с одним исключением: изображения гнева опознавались глухими детьми столь же успешно, как и слышащими. Они обычно при этом использовали жестовое обозначение «взволнованность».

Наиболее успешно опознавали эмоции по их внешнему выражению те дети, у которых родители также имели нарушения слуха, а менее успешно — дети слышащих родителей.

Таким образом, четкие внешние проявления (мимика, жесты, пантомимика), понятность и однозначность ситуации имеют большое значение для адекватного опознания глухими детьми дошкольного возраста эмоционального состояния другого человека.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Ребенку 2 года можно ли давать мед С какого возраста можно давать ребёнку мёд С давних времён пчелиный нектар считается очень полезным натуральным продуктом. Это высококачественный легкоусвояемый углевод, которым лечат многие заболевания. Этот продукт содержит фруктозу, глюкозу, и очень низкое количество сахарозы. Мёд — природное лекарство от многих болезней. Однако […]
  • Пенсии семьям с детьми Правила и сроки перерасчета пенсии после увольнения работающего пенсионера С 2016 года работающим пенсионерам не полагается индексация пенсии на процент ежегодной инфляции. Для увеличения размера выплаты требуется подать на расчет, чтобы перейти в статус неработающих. Прирост произойдет и в результате изменения величины страхового […]
  • Как прописать новорожденного ребенка заявление Как прописать новорожденного ребенка: необходимые документы и нюансы Каждый человек, который проживает в правовом государстве, имеет права, которые должны соблюдаться всеми неукоснительно. Одно из прав — прописка по месту временного нахождения или же постоянного пребывания.Прописать новорожденного ребенка необходимо, заявив тем […]
  • Если ребенок боится спать в своей комнате Ребенок боится темноты: эти советы оставят страх позади на 100% Страх темноты — самая распространенная фобия у детей. Она развивается у 89% детей в возрасте 3-8 лет. В этой статье мы постараемся разобраться, как помочь ребенку избавиться от боязни темноты. Почему дети боятся темноты — причины детских страхов Большинство родителей на […]
  • Диоксидин для лечения насморка у детей Диоксидин от насморка детям: дозировка и правила применения Ринит в детском возрасте считается одним из распространенных явлений и, особенно, в то время, когда малыш начинает посещать детский сад. Лечение насморка осуществляется с использованием различных препаратов и средств, в том числе традиционных сосудосуживающих капель. Нередко […]
  • Новорожденный ребенок и уход за ним по месяцам Ежедневный и еженедельный уход за ребенком от рождения и до года С самого момента зачатия родители несут ответственность за здоровье и благополучие своего малыша. Поэтому столь важно с появлением ребенка в семье научиться правильно ухаживать за ним. Естественно, чтобы осуществлять уход за новорожденным грамотно, нужно не только многое […]
  • Средства развития творческих способностей у детей Сюжетно-игровой танец — как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное […]
  • Развитие долговременной памяти у ребенка Развитие долговременной памяти у детей Долговременная память Долговременная память существенно улучшается в одном из своих проявлений и незначительно — в другом. Данное заявление может показаться противоречивым, пока мы не проанализируем то, какие требования к долговременной памяти предъявляет решение разных задач. В любом возрасте […]