Развитие коммуникативных навыков одаренных детей

Развитие коммуникативных способностей детей

Понятие коммуникативных способностей. Роль удмуртских народных игр в развитии коммуникативных способностей дошкольника. Виды, происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач.

курсовая работа, добавлен 15.06

Изучение коммуникативных способностей детей дошкольного возраста и роли в их развитии игровой деятельности и театрального творчества. Способы развития музыкально-сенсорных способностей и коммуникативных навыков у дошкольников через музыкальные игры.

контрольная работа, добавлен 27.05

Особенности формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Основные методики проведения театрализованных игр в детском саду. Диагностика уровня коммуникативных способностей детей 4-5 лет. Теоретические основы процесса общения.

курсовая работа, добавлен 20.02

Понятие общения в психологической литературе. Изучение влияния игровой деятельности на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Диагностическое исследование и советы по развитию коммуникативных способностей дошкольников в игре.

аттестационная работа, добавлен 27.07

Развитие коммуникативных способностей как педагогическая задача. Характеристика психологических особенностей младших школьников. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативных способностей детей и анализ полученных результатов.

курсовая работа, добавлен 07.10

Формирование образа окружающей реальности и навыков общения в процессе совместной работы. Формы и методические условия организации коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства, роль урока в развитии коммуникативных способностей у детей.

курсовая работа, добавлен 24.05

Сущность коммуникативных навыков и навыков общения. Изучение особенностей коммуникативных способностей и составление комплекса коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных способностей у младших школьников с нарушением интеллекта.

реферат, добавлен 14.01

Совершенствование коммуникативных навыков младших школьников и задачи демократизации образования. Разработка технологии формирования коммуникативных навыков у младших школьников, позволяющая установить эффективные взаимоотношения с окружающим миром.

курсовая работа, добавлен 24.06

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Особенности организации творческой игры дошкольников. Характеристика основных направлений и педагогических задач по развитию креативных способностей дошкольников.

курсовая работа, добавлен 16.02

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Диагностическая методика Э. Торренса определения уровня сформированности творческих способностей. Методическая разработка системы занятий в форме КТД.

курсовая работа, добавлен 06.01

Теоретические аспекты изучения проблемы творчества и творческих способностей в педагогике и психологии. Оптимальные сроки начала развития творчества. Создание благоприятных условий. Развитие воображения. Игры на развитие ассоциативности мышления детей.

курсовая работа, добавлен 09.03

Теоретические аспекты развития коммуникативных способностей младших школьников. Индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкое вступление в контакты с другими людьми. Проблемы формирования коммуникативных способностей.

курсовая работа, добавлен 30.03

Роль внеклассного чтения в развитии способностей учащихся. Методы и приёмы развития способностей учащихся в процессе изучения художественной литературы в школе. Уроки внеклассных занятий с учениками. Система занятий по изучению произведений Астафьева.

курсовая работа, добавлен 08.09

Значение периода детства для развития творческих способностей, виды творческой деятельности. Развитие творческих способностей у девочек на уроках труда и интереса детей к творчеству. Значение и содержание кружковых занятий по вязанию в трудовом обучении.

курсовая работа, добавлен 22.05

Обзор нормативных документов по проблеме развития одаренных детей в России. Формирование экологически грамотных граждан России. Развитие способностей талантливых детей на уроках биологии через использование информационно-коммуникативных технологий.

материалы конференции, добавлен 20.12

Характеристика индивидуально-психологических особенностей личности. Главный анализ развития организаторских способностей у младших школьников. Создание программы формирования образовательных талантов у детей в процессе инсценирования народной сказки.

дипломная работа, добавлен 22.04

Психолого–педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, роль изобразительной деятельности. Диагностика и развитие творческих способностей. Развивающая программа для занятий по изобразительной деятельности.

дипломная работа, добавлен 01.11

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Характеристика и особенности театрализованной игры. Диагностико-аналитическая работа по развитию творческих способностей средствами игры.

курсовая работа, добавлен 18.09

Исследование влияния отношений между родителями и детьми на формирование коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста. Разработка системы учебных занятий на развитие навыков и умений общения у детей с нарушениями слуха.

курсовая работа, добавлен 11.10

Семья и дошкольное учреждение как важные институты социализации детей. Решение проблемы развития речевого общения в дошкольном образовании. Игра как одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей у ребенка.

статья, добавлен 21.02

Развитие творческих и коммуникативных способностей одаренных учащихся в процессе иноязычной проектной деятельности Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • одаренность ,
  • одаренный ребенок ,
  • творческие способности ,
  • развитие творческих способностей ,
  • коммуникативные способности ,
  • развитие коммуникативных способностей ,
  • проектный подход ,
  • проектная деятельность
  • научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Компанеева Л. Г.

    В статье описана модель развития творческих и коммуникативных способностей одаренных старшеклассников и комплекс упражнений для ее реализации, представлены основные компоненты содержания обучения на основе проектного метода и стадии проектной иноязычной деятельности.

    Abstract 2007 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Kompaneeva L. G.

    The article describes a model of developing creative and communicative abilities of gifted students and a set of exercises to make the model work, introduces the components of the content of teaching English using project methodology and the stages of creating a project.

    Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена , Компанеева Л. Г.

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    Компанеева Л. Г. Развитие творческих и коммуникативных способностей одаренных учащихся в процессе иноязычной проектной деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №31. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-i-kommunikativnyh-sposobnostey-odarennyh-uchaschihsya-v-protsesse-inoyazychnoy-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.09).

    Компанеева Л. Г. Развитие творческих и коммуникативных способностей одаренных учащихся в процессе иноязычной проектной деятельности Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 10 (2007). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-i-kommunikativnyh-sposobnostey-odarennyh-uchaschihsya-v-protsesse-inoyazychnoy-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.09).

    Компанеева Л. Г. (2007). Развитие творческих и коммуникативных способностей одаренных учащихся в процессе иноязычной проектной деятельности. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-i-kommunikativnyh-sposobnostey-odarennyh-uchaschihsya-v-protsesse-inoyazychnoy-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.09).

    Компанеева Л. Г. Развитие творческих и коммуникативных способностей одаренных учащихся в процессе иноязычной проектной деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №31

    Компанеева Л. Г. Развитие творческих и коммуникативных способностей одаренных учащихся в процессе иноязычной проектной деятельности Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 10 (2007).

    Компанеева Л. Г. (2007). Развитие творческих и коммуникативных способностей одаренных учащихся в процессе иноязычной проектной деятельности. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

    Поддержка одаренных детей

    В ГБУ «Городской психолого-педагогический Центр ДОгМ» в рамках деятельности «Лаборатории технологий сопровождения обучающихся с высоким интеллектуально-творческим потенциалом» осуществляется разработка технологий организации и практической реализации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного и школьного возраста с высоким интеллектуально-творческим потенциалом, обучающихся в образовательных организациях г. Москвы. Цель такой работы обусловлена необходимостью трансляции педагогическому сообществу и родителям, воспитывающим и обучающим таких детей эффективно работающих научно-методических разработок и программного обеспечения их психолого-педагогического сопровождения.

    Практическая реализация этой цели осуществляется по следующим направлениям:

    • Разработка, апробация и распространение в территориальные отделения Центра диагностического инструментария и технологий психолого-педагогического сопровождения детей с высокой познавательной мотивацией.
    • Подготовка и обучение специалистов различного профиля ТО ГППЦ ДОгМ (методистов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования и других заинтересованных педагогических работников) технологиям и моделям работы с одарёнными детьми и детьми с высокой познавательной мотивацией.
    • Создание в учебных округах г. Москвы плотной интеллектуально-развивающей творческой среды, представляющей собой систему специальных занятий и интеллектуальных творческих турниров для детей различного возраста, от старшего дошкольного до старшего школьного.
    • В качестве структурно-методического основания проведения данной работы используется алгоритм, разработанный и апробированный в образовательных организациях Зеленоградского учебного округа в 2006 – 2015 уч. годах Зеленоградским ЦПМСС (ныне ТО «Зеленоградское» ГППЦ).

      Алгоритм сопровождения одаренных детей

      Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного и школьного возраста с высоким интеллектуально творческим потенциалом:

    • Скрининг-обследование уровня познавательного интересадетей старшего дошкольного и младшего школьного возраста проводится на основе пакета скрининг-исследований познавательной мотивации детей, созданного в ТО «Зеленоградское» (осуществляется педагогами-психологами ТО ГППЦ на базе образовательных организаций Москвы, на основе двусторонних договоров).
    • Углублённая диагностикадетей с высокой познавательной мотивацией, выявленной в результате первичного скрининг-исследования (осуществляется педагогами-психологами ГБУ ГППЦ ДОгМ на базе конкретного ТО, реализующего данный алгоритм сопровождения). Углубленная диагностика проводится в два этапа. Первый этап – этап первичного диагностического обследования направлен на уточнение своеобразия индивидуального самосознания ребенка. системы ценностных приоритетов, развитости ментального опыта (уровня понимания действительности) и развитости системы саморегуляции своей психической активности вообще и в ситуациях информационно-смысловой неопределенности, в частности.
    • На втором этапе (одноразовое индивидуально-диагностическое занятие) решается задача уточнения направленности и глубины творческого потенциала ребенка. Для этого используется пакет творческих заданий «Приглашение в школу сильного мышления» («ШСМ»). Данный пакет включает более 150 творческих заданий, дифференцированных как по возрасту, так и по школьно-предметным направлениям. Ребенку предлагается выбрать пять наиболее привлекательных (интересных) для него тем и по одной из них в домашних условиях написать эссе-микро-исследование (сформулировать ответ-гипотезу и обосновать ее правдоподобность). По результатам двух этапов углубленного обследования составляется индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка. Данный маршрут, кроме предложения об участии ребенка в программе «Творческая компетентность», включает конкретные рекомендации для его родителей и педагогов.

      1. Для дальнейшего проявления и развития творческого потенциала детей с высокой познавательной мотивацией в данном алгоритме в качестве обязательного элемента предлагается создать в образовательных округах (образовательных учреждениях) плотной интеллектуально-развивающей творческой среды :
      2. разработку и организацию систематического проведения интеллектуально- творческих мероприятий для старших дошкольников и школьников начальной и основной ступеней обучения с высокой познавательной мотивацией, Например:
        • заочно-очный турнир интеллектуального творчества для учащихся 3-8 классов «Убеди меня» ,
        • очный турнир интеллектуального творчества для старших дошкольников и учащихся 1-2 классов «Сказочники и фантазёры» ,
        • очный турнир интеллектуального творчества для учащихся 3-4 классов «Детективы» ,
        • заочный фестиваль интеллектуального творчества для детей и юношества «Зелёный шум» (и фестиваль для учащихся начальной школы «Зелёный шумок» ).
        • приглашение ребёнка на групповые и индивидуальные занятия в ТО ГППЦ, работающих по программе «Творческая компетентность» и другим специальным программам, разработанным в ТО «Зеленоградское». Разделы программы «Творческая компетентность»:
          1. «Продуктивное творческое воображение». Программа для учащихся 1-2 классов.Целью данной программы является развитие в потенциально одаренных детях стратегических навыков построения правдоподобных смысловых сюжетов в ситуациях с высоким уровнем информационно-смысловой неопределенности (мифов, сказок, фантастических рассказов).
          2. «Миропонимание». Программа для учащихся 3-4 классов направлена на освоение стратегических эвристик, позволяющих формулировать предельно точные продуктивно-познавательные вопросы и продуктивно-правдоподобные гипотезы.
          3. Программа «Нить Ариадны» для учащихся 5-7 классовнаправлена на формирование основных эвристических навыков поиска разрешения информационно-смысловых противоречий, перевода различных вариантов смыслового противоречия в проблемную ситуацию, направленную на осознание «места», «ядра» противоречия.
          4. Программа «Поиск». Программа для учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ направлена на формирование основных эвристических навыков верификации (подтверждения) и доказательства высказываемых гипотез, умения организовывать эффективную проектно- исследовательскую деятельность.
          5. Литература для родителей и педагогов, воспитывающих детей и подростков с высоким интеллектуально-творческим потенциалом:

            lechimdetej.ru

            Игры для развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

            Игры для развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

            Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

            Игра на знакомство и приветствие –«Колпачки».

            Детям предлагают поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Для этого ведущий раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте! Меня зовут… .», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается.

            Игра «Дотронься до.»

            Воспитатель предлагает: «Дотронься до синего!». Все дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

            Правило — не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают при этом фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

            Игра «Доброе животное».

            Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

            Игра «Волшебные конфеты».

            Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле… Примеры высказывания детей: пусть они избавятся от болезней, пусть все долго живут, пусть у всех будет дом, пусть все дружно живут, пусть все будут счастливы

            Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола. Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

            Игра «Встаньте все те кто…»

            Ведущий дает задание: «Встаньте все те, кто.

            — любит бегать,- радуется хорошей погоде,

            — имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и

            При желании роль ведущего могут выполнять дети.

            После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

            — Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?

            Игра «Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся».

            Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): — Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки. Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки. — Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями. Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

            Игра «Художник слова».

            Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет — его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические, не называя конкретно имени этого человека. Остальные дети пытаются угадать, о ком идет речь.

            Игра «Я хороший — я плохой».

            Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

            Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

            Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

            Игра «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи».

            Ведущий говорит: «Все мы — львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание.» «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку. Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это — паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

            Игра «Прогулка по ручью».

            На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы страиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся — попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.

            В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий — ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

            Дети сидят на ковре. Воспитатель говорит им, какие они хорошие и предлагает погладить себя. Дети гладят себе ручки, ножки, носик, щечки, произнося при этом: «мы хорошие, мы хорошие…». Это упражнение можно использовать как релаксацию во время любых видов деятельности.

            «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности». Из опыта работы Позовой О. В. Тема которой я хочу с Вами поделиться «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной.

            Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

            www.maam.ru

            Развитие коммуникативных способностей дошкольников

            Просмотр содержимого документа

            «Развитие коммуникативных способностей дошкольников»

            "Развитие коммуникативных способностей дошкольников через совместную деятельность"

            Педагог: Карлышева Ольга Васильевна.МКДОУ №28

            Развитие коммуникативных способностей – одна из главных задач воспитания ребёнка. «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей», — отмечал Л. С. Выготский. Умение человека строить свои взаимоотношения с окружающими переоценить трудно. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из – за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это приводит к заниженной самооценке, робости, замкнутости. Зачастую неумение детей общаться приводит к конфликтам и как следствие этого – эмоциональной неустойчивости, агрессивности. Исследования психологов показывают, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся более предпочитаемыми, другие всё прочнее занимают положение «отверженных». Причиной этого, по мнению психологов, является неумение детей устанавливать контакты среди сверстников. Было также установлено, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребёнка в коллективе. Эмоциональное состояние ребёнка, в свою очередь, является условием развития его личности. Таким образом, коммуникативные качества являются одной из составляющих нравственного развития ребёнка, а также фактором развития личности в целом.

            Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребёнка происходит в дошкольный период. Именно в этот период он получает первый опыт общения, который во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом.

            Вопросам формирования коммуникативных навыков дошкольников много внимания уделяли такие учёные как Л. С. Выготский, Д. Е. Эльконин, Л. И. Божович, А.В.Запорожец и другие. Изучив их исследования, а также книги Н. М. Стёпина «В мире детских эмоций», В. Я. Зедгенидзе «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников», Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению» и проведя диагностику по характеристике коммуникативных умений дошкольников, мы пришли к следующим выводам:

            Большая часть детей (65%), приходя в детский сад, умеют задавать вопросы и отвечать на них. Однако они не владеют достаточным количеством речевых оборотов для установления контакта, испытывают затруднения при общении. У детей недостаточно сформировано умение завершать диалог.

            Итак, подводя итог изложенному выше, следует говорить о необходимости проведения целенаправленной и систематической работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

            Коммуникативные навыки включают в себя:

            — желание вступать в контакт;

            — умение организовать общение;

            — знание норм и правил при общении.

            Эти навыки у детей формируются в процессе совместной деятельности: игровой и творческой.

            Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Именно игра представляет собой наиболее эффективный и доступный способ формирования коммуникативных навыков дошкольников. В игре дети учатся общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и приобретают следующие навыки:

            — активно вступать в диалог;

            — слушать и понимать речь;

            — строить общение с учётом ситуации;

            — легко входить в контакт;

            — ясно и последовательно выражать свои мысли;

            — пользоваться формами речевого этикета;

            — регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

            Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребёнка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. Используемые игры можно разделить на две группы:

            1. сюжетно – ролевые;

            2. игры с правилами.

            Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных умений. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных умений предполагает следующие формы: игры – разминки, игры – импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры – хороводы. В процессе этих игр дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, играм, так как они развивают ещё и эмоциональную сферу ребёнка. Благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия создают игры – драматизации. Здесь дети учатся принимать участие в групповом разговоре, приобретают навыки вежливого общения.

            Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться. Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.

            Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно – развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников:

            — развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки;

            — учить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности;

            — развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, внимание;

            -воспитывать коммуникативность, коллективизм, сотрудничество.

            Развитию коммуникативных навыков способствует также и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом взрослый для ребёнка становится партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького ребёнка, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми.

            Таким образом, мы пришли к выводу, что начиная с дошкольного возраста необходимо развивать коммуникативные навыки детей. И осуществлять это нужно в процессе совместной деятельности. Полученные навыки дети смогут применять в будущем в повседневной жизни,

            что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

            Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

            Возраст: 3-4 года.

            Количество играющих: 2 или более человек.

            Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

            «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

            «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя пос­сорился с ним ».

            «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его по­била».

            Сиамские близнецы Цель: развитие коммуникативных навыков, уме­ния согласовывать свои действия,развитие графиче­ских навыков.

            Количество играющих: кратное двум.

            Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

            Описание игры: дети разбиваются на пары, садят­ся за стол очень близко друг кдругу, затем связыва­ют правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя докисти. Каждому в руку дают мелок. Мел­ки должны быть разного цвета. До началарисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование —5 Чтобы усложнить задание, одному из игроков можнозавя­зать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

            Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобыигроки могли полу­чить опыт взаимодействия в паре без посторонних по­мех. Впроцессе игры взрослый может сопровождать действия участниковкомментариями по поводу необ­ходимости договора в паре для достижениялучшего ре­зультата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях,возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

            Цель: развитие коммуникативных навыков.

            Возраст: от 4 лет.

            Количество играющих: группа детей.

            Необходимые приспособления: клубок ниток.

            Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и,намотав на палец нитку, бро­сает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-ни­будь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишь­ся). Ребенок ловит клубочек,наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передаваяклубок следующему игроку. Если ребенок затрудняет­ся с ответом, он возвращаетклубок ведущему.

            Комментарий: эта игра помогает детям увидеть об­щие связи между ними, а взрослому помогает опреде­лить, у кого из детей есть трудности в общении. Она бу­дет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

            Ведущим может быть выбран и ребенок.

            Когда все участники соединились ниточкой, взрос­лый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточ­но легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

            Цель: развитие наблюдательности и коммуника­тивных навыков.

            Описание игры: выбирается ведущий. Он становит­ся в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие долж­ны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбыва­ет. Победивший ребенок становится ведущим.

            Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т.е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

            Поварята Цель: развитие коммуникативных навыков, чув­ства принадлежности к группе.

            Возраст: старше 4 лет.

            Описание игры: все дети встают в круг — это «ка­стрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каж­дый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрос­лый, он выкрикивает названия ингредиентов. Назван­ный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

            Комментарий: хорошо, если ведущий будет вы­полнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

            Эта игра помогает снять мышечные зажимы, ско­ванность через легкий имитационный массаж.

            multiurok.ru

            Развитие коммуникативных способностей детей старшего возраста

            ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО возраста.

            ГЛАВА I. Теоретические основы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста ………………………………

            1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста…………………………………………………………………

            1.2. Особенности развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста …………………………………….

            1.3. Методические приемы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста…………………………..

            ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ………………………………………….

            2.1. Выявление уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………….

            2.2. Система по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста………………..

            2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы……………….

            Актуальность исследования. В современных условиях развития российского общества успех каждого его члена зависит от способности устанавливать контакты с разными людьми независимо от возраста и менталитета, быстро реагировать на изменения, уметь анализировать информацию, принимать соответствующие решения и действовать в соответствии с ними.

            Дошкольное детство – это возраст начального становления личности ребенка, весьма значимый период развития человека. Вместе с тем, исследователями отмечается, что в настоящее время коммуникативные способности, в основе которых лежат человеческие отношения, характеризуются отсутствием воспитанности, культуры, нестабильностью нравственных норм в воспитании детей. Отсутствие положительного опыта общения способствует частому возникновению у детей негативных форм поведения, к нежелательным конфликтам. Дети не способны установить контакт со сверстниками, выбрать подходящие способы общения с ними, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать речевой этикет, прислушиваться к мнению партнера.

            Из-за низкого уровня развития коммуникативных способностей ребенок не принимается сверстниками. Это вызывает у него ощущение отверженности, что может привести к снижению самооценки, проявлению робости при контактах с детьми, скрытности, тревожности, агрессивности в поведении.

            Коммуникативные способности играют ведущую роль в социально-коммуникативном развитии дошкольника. Они позволяют нам различать разные ситуации общения, понимать состояние других людей в этих ситуациях и, исходя из этого, адекватно строить свое поведение.

            Дети дошкольного возраста ежедневно сталкиваются со множеством типичных ситуаций общения и необходимостью ориентироваться в этих ситуациях, выбирать соответствующие средства коммуникации и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения. Безусловно, дошкольный возраст – это важный период подготовки детей к осознанному и умелому реагированию в типичных ситуациях общения, формирования у них коммуникативных способностей.

            infourok.ru

            Развитие коммуникативных способностей детей 4-5 лет посредством театрализованных игр

            Особенности формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Основные методики проведения театрализованных игр в детском саду. Диагностика уровня коммуникативных способностей детей 4-5 лет. Теоретические основы процесса общения.

            Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

            Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

            Размещено на http://www.allbest.ru/

            Развитие коммуникативных способностей детей 4-5 лет посредством театрализованных игр

            1.2 Особенности формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

            2.1 Диагностика уровня коммуникативных способностей детей 4-5 лет

            2.2 Методика проведения театрализованных игр

            2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы

            Список использованной литературы

            Актуальность. В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

            Коммуникативная и обобщающая функция речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Кроме того, с помощью речи у ребенка развивается регуляция высших психических функций. Включаясь в процесс восприятия, речь делает ее более обобщенной и дифференцированной.

            Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески. В современном дошкольном образовании развитии коммуникативной сферы происходит спонтанно, не является предметом специального формирования.

            Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Однако, в последние годы, и об этом приходиться говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточно внимания в отличии от его интеллектуального развития.

            Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.

            В работах отечественных психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованных игр. Это обусловлено родством данных игр с театром, являющимся синтетическим видом искусства (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская). Так, Л.С.Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества.

            Мы считаем, что наша тема «Развитие коммуникативных способностей детей 4-5 лет посредством театрализованных игр» в настоящее время является особо актуальной, так как успешное развитие коммуникативных способностей — это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к встрече с новыми социальными ситуациями.

            Объект: процесс формирования коммуникативных способностей.

            Предмет: развитие коммуникативных способностей детей 4-5 лет.

            Цель данного исследования: изучить роль театрализованных игр как средства развития коммуникативных способностей детей 4-5 лет.

            В основу исследования была выдвинута следующая гипотеза: развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста будет происходить эффективно, если:

            — учить детей распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них;

            — использовать различные театрализованные игры.

            Исходя из целей и гипотезы, в работе мы поставили следующие задачи исследования:

            1. Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;

            2. Рассмотреть виды и значения театрализованных игр для детей дошкольного возраста.

            3. Выявить уровни уровня коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста;

            4. Экспериментально доказать роль театрализованных игр в развитии коммуникативных способностей детей 4-5 лет.

            В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: наблюдение, тестирование и анализ диагностики.

            Методологической основой послужили работы А.В. Запорожца, Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, О.С. Ушаковой, Т.Н. Дороновой, Е.А. Антипиной, Л.В Артемовой и др.

            Практическая значимость исследования. Разработана система театрализованных игр на развитие коммуникативных способностей В условиях ДОУ, которые могут быть использованы воспитателями, студентами, родителями.

            База исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования является МДОУ Центр развития ребенка № 1 «Хатыцчаана» с.Хатыц-Арыы Намского улуса.

            Структура курсовой работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения

            Глава I. Психолого-педагогические особенности развития коммуникативных способностей

            1.1 Теоретические основы процесса общения

            На современном этапе проблема общения привлекает внимание исследователей разных направлений; она стала предметом интенсивных теоретических и экспериментальных исследований философов и социологов (Л.П. Буева; И.С. Кон; Б.Д. Парыгин); психолингвистов (И.Н. Горелов; А.А. Леонтьев; Б.Ф. Ломов; A.M. Шахнарович и др.); педагогов и психологов (Л.С. Выготский; Л.Н. Галигузова; Я.Л. Коломинский; М.И. Лисина, B.C. Мухина, А.Г. Рузская, и др.).

            Актуальность проблемы объясняется значением общения в формировании и развитии человеческой психики. В отечественной психологии установилась давняя традиция (начиная с работ И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, В.М. Мясищева, Л.С. Выготского и до наших дней) рассматривать общение как фактор психического развития человека. Человек — существо социальное, и развитие его осуществляется через общение. С момента рождения человек оказывается включенным в систему межличностных отношений.

            Особенно актуальным является изучение общения в детской психологии, где общепринятым является положение, что психическое развитие ребенка начинается с общения (Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев; А.В. Запорожец; М.И. Лисина; Д.Б. Эльконин).

            Общение — это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Оно служит средством приобретения знаний и навыков; формирует и развивает способности, характер, самосознание, личностные качества человека. Человек становится личностью в процессе общения при вхождении в общество, с которым взаимодействует в каждый момент своего существования. Все, что в совокупности представляет собой человек и изменчивые особенности личности, возникает благодаря общению и предназначено для общения [19, 75]. Работы Л.И. Божович, А.Л. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина и др. показывают, что общение имеет прямое отношение к развитию личности детей, так как уже в самой примитивной, непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом того «ансамбля» или «целостности» общественных взаимоотношений, который и составляет сущность личности [19, 29]. Именно в общении формируется отношение ребенка к окружающим, деятельности и к самому себе.

            Исследования Л.С. Выготского, Д.Б. Годовиковой, Т.М. Землянухиной, Я.Л. Коломинского, СВ. Корницкой, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина, и других свидетельствуют, что общение детерминирует структуру сознания, определяет строение высших психических процессов.

            Г.М. Андреева, Л.Г. Буева, И.С. Кон и другие исследователи подчеркивают, что с раннего возраста развиваются и формируются коммуникативные качества человека: потребность в общении, активность, возможности установления межличностных отношений [6, 92].

            В отечественной психологии наиболее продуктивным в исследовании проблемы общения оказался деятельностный подход (А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина). В рамках этого подхода общение рассматривается как деятельность, как сторона, составная часть широкого контекста жизнедеятельности ребенка. Согласно определению М.И. Лисиной, мы рассматриваем общение как организацию совместной деятельности и взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [21, 124].

            Способность к общению включает в себя:

            — желание вступать в контакт с окружающими;

            — умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

            — знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

            Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение тонкий показатель отклонений психического развития.

            Большинство дошкольников в коммуникативном общении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовать; свободно выражают свои просьбы, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства — речевые, мимические, невербальные (образно — жестовые). Их отличает живой — интерес к собеседнику, которым для ребёнка дошкольного возраста становится сверстник.

            Однако, определённая часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью (в общении). Это обнаруживается при взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками, в партнёрской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения (в свободной деятельности). Трудности вхождения в детский коллектив, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнёра приводят к обеднению коммуникативных способностей ребёнка, оказывают негативное влияние на характер и содержание игровой деятельности, межличностных отношений, определяют невысокий социальный статус в группе сверстников. У ребёнка складываются сложные отношения со сверстниками, что выражается в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместном деле или игре. Такие дети, несмотря на стремление играть вместе с другими, с трудом налаживают дружеские и игровые отношения с ними, ссорятся, вынуждены играть в одиночестве.

            Причины, порождающие неблагополучие в коммуникативном плане, могут быть разными [19, 89].

            1) Биологический фактор развития.

            Нарушение состояния здоровья ребёнка: наличие функциональных расстройств, длительные соматические заболевания — одна из самых существенных причин, вызывающая затруднения в общении.

            2) Социальный фактор развития.

            Ребёнок нуждается в благоприятной социально — педагогической (развивающей) среде, включающей специально организованное предметно — игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности.

            3) Снижение психической активности (эмоциональной, двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой), что является важнейшим условием развития деятельности, адекватное отношение к окружающему миру.

            Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие.

            Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, не может быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности [14, 27].

            Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

            Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни [27, 13]. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

            Поэтому в детском саду большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. И хотя, приоритетным все же остается интеллектуальное развитие, все педагоги ДОУ на сегодняшний день убеждены, что, не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении — уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно «влезть в шкуру» обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

            Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребёнка. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные — психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам) [25, 103].

            Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, — все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми [23, 85].

            Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём «Я», которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстником, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

            Таким образом, необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

            Проблема развития способностей ребенка — одна из важнейших в психологии и педагогике. По вопросу о природе и происхождении способностей известны две крайние точки зрения. Одна из них (ведет традицию от Р.Декарта и Г.В.Лейбница) характеризует способности как врожденные образования. Другая (следуя традиции Дж.Локка) исходит из тезиса о полной зависимости человека от внешних условий его жизни [29, 274]. Обе данные точки зрения отражены в определении понятия «способность» в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова: «Способность — 1) Природная одаренность, талантливость; 2) Умение, а также возможность производить какие-нибудь действия» [26, 618].

            Большой вклад в разработку теории способностей внёс Б.М.Теплов. Им показано, что способности проявляются в динамике приобретения и формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности. Под способностями Б.М.Тепловым понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Эти способности имеют психологическую природу и варьируют от одного индивидуума к другому [27].

            Способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения конкретной деятельности. Понятие «способность» не сводимо к психологическим образованиям (знаниям, умениям, навыкам), которые выработаны у конкретного человека.

            Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности [29; 274]. Способность обнаруживается только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этой способности.

            Так, коммуникативная способность обнаруживается, когда выясняется, насколько легко человек вступает в контакт, поддерживает беседу, умеет внимательно слушать говорящего, т.е. в деятельности общения.

            Коммуникативные способности в развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

            Такая трактовка коммуникативных способностей предполагает использование понятия «нормативной ситуации». Н. Е. Веракса определяет нормативную ситуацию как «сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия». В нормативной ситуации выделяются внешние обстоятельства (признаки ситуации) и правила (предписанные способы действий). В нормативной ситуации человек действует согласно заданным нормативным правилам. Именно поэтому нормативная ситуация является пространством активности субъекта [4].

            Нормативная ситуация как единица культуры представляет собой такое образование, в котором происходит преобразование натуральных форм активности в культурные. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и т. д.), ребенок с развитыми коммуникативными способностями будет понимать, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок находит позитивные способы ее преобразования. Тем самым в значительной степени снимается проблема индивидуальных особенностей партнеров по общению, конфликтов и других негативных проявлений.

            Общение рассматривается как коммуникативная деятельность. Как всякая деятельность, коммуникативная имеет свои структурные компоненты, тесно взаимосвязанные между собой на каждом этапе ее развития. Как особый вид деятельности, общение имеет свои элементы: побудительно-мотивационная часть (потребности — стремление к познанию и оценке людей; мотивы, цель); предмет в соответствии с мотивом деятельности; продукт или результат деятельности и средства ее осуществления (Т.В. Драгунова, Я.Л.Колотенский, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина).

            Согласно теории А.А.Леонтьева, средства общения равнозначны операциям, с помощью которых каждый участник коммуникации строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействия с другим человеком [19].

            Специалистами в области психологии выделяются самые разнообразные средства общения, но наиболее значимыми, на наш взгляд, являются три основные категории средств общения, выделяемые М.И.Лисиной: экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые высказывания. В исследованиях В.В.Ветровой, С.В.Корницкой и др. подчеркивается, что с помощью экспрессивно-мимических средств общения партнер проявляет свое эмоциональное состояние в процессе общения и возникающее отношение к партнеру по общению. Основным назначением предметно-действенных средств является выражение готовности к совместной деятельности со взрослым.

            Речевые средства общения являются полифункциональными, так как направлены не только на передачу сведений об окружающем мире и согласование замыслов в совместной деятельности, но и на передачу своего эмоционального состояния, оценку взаимопонимания с партнером по общению. В качестве ведущего средства, позволяющего формировать умение организовывать общение как деятельность (т.е. коммуникативную способность), мы рассматриваем речевой этикет как систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности (Н.И.Формановская) [35].

            Способность к общению, или коммуникативная способность, включает три составляющих, на которых она основывается и без которых не может существовать:

            — мотивационную («я хочу общаться»);

            — когнитивную («я знаю, как общаться»);

            — поведенческую («я умею общаться») [35, 173].

            С точки зрения психологии (например, А.А. Леонтьева) общение понимается как процесс установления поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение), либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение). Более простое определение дается М.И. Лисиной: общение — это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [21].

            По определению известного психолога Р.С.Немова коммуникативные способности — это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность [24].

            Составитель словаря «Педагогическое речеведение» А.А.Князьков, ссылаясь на психолога А.Н.Леонтьева, дает более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) — понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими [17, 88]. Из определения следует, что коммуникативные способности обладают сложной, уровневой структурой.

            К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки [17, 88].

            Следовательно, коммуникативные способности — это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

            1.3 Театрализованная игра в детском саду

            Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, — сюжетом игры.

            Принимая участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества [5, 15].

            Это объясняется двумя основными моментами: во — первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление .

            Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

            В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Эта театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение [12, 76].

            Игра-драматизация позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности [2, 21].

            Характерное для игры драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

            В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

            Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют

            Особенно ярко в театрализованных играх проявляется детское творчество. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

            Развитие творческого воображения проявляется в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

            В театрализованных играх действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших [5, 40].

            В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

            Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой — это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.

            В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища — их называют театрализациями.

            — игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

            — ролевые диалоги на основе текста;

            — постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

            — игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

            Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

            Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) По мнению других исследователей игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.

            Сюжетно-ролевые — это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения [3, 15].

            К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребёнка.

            Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры — имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является основой, на которой получает своё дальнейшее развитие театрализованная игра.

            Изучение потенциальных возможностей ребенка в ходе художественной деятельности проводится учеными в контексте проблемы формирования детского творчества: художественно-речевого; театрализовано-игрового.

            Гармоничное сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет решить задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольников [3, 16].

            Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

            Таким образом, педагогическое сопровождение театрализованных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно — игровой среды. Педагог стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.

            Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста

            коммуникативный способность дошкольный общение

            Опытно-экспериментальной базой исследования является МДОУ Центр развития ребенка № 1 «Хатыцчаана» с.Хатыц-Арыы Намского улуса. В эксперименте участвовали 10 детей средней группы.

            Чтобы определить уровень коммуникативных способностей мы решили провести диагностику коммуникативной компетентности ребенка и оценивания коммуникативных качеств личности.

            1. Диагностика коммуникативной сферы

            Цель исследования: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками с помощью методики «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А.Калягина).

            Описание методики «Картинки».

            Исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж (Приложение). Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

            Инструкция. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»? Ответ фиксируется в протоколе. Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки)?»

            В исследовании приняли участие 15 детей подготовительной группы детского сада. Проведению методики предшествовала беседа об отношениях с друзьями, которая помогла диагностировать умение ситуативно-личностно общаться. Были заданы следующие вопросы: Кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить?

            Анализ результатов: По ответам детей мы оценили их коммуникативную компетентность:

            Высокая — дети могли конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях.

            Средняя — ответы говорили о явно недостаточной социальной компетентности, или носили агрессивный характер.

            Низкая — проявляли полную беспомощность.

            2 Оценивание коммуникативных качеств личности у детей.

            Методика — анкета для родителей. Данная анкета представляет собой вопросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности у детей, а также их взаимоотношений с окружающими людьми.

            1. Фамилия, имя ребенка. Дата рождения.

            2. Общителен ли ваш ребенок со взрослыми?

            в) совершенно замкнутый

            3. Общителен ли ваш ребенок с детьми?

            а) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми,

            б) не очень общительный, чаще предпочитает играть один,

            в) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми.

            4. Если ваш ребенок общительный, то предпочитает ли он играть:

            а) с детьми старше себя по возрасту,

            б) с ровесниками,

            в) с младшими детьми.

            5. Как ведет себя ваш ребенок в игре?

            а) умеет организовать детей для совместной игры и для других занятий, берет на себя в игре только ведущие роли,

            б) одинаково хорошо выполняет в игре как ведущие, лидерские, так и подчиненные, второстепенные роли,

            в) чаще всего в игре берет на себя второстепенные роли, подчиняясь другим.

            6. Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми?

            а) умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми,

            б) часто конфликтует.

            7. Делится ли ваш ребенок игрушками с другими детьми?

            а) охотно делится,

            б) иногда делится, иногда нет,

            8. Сочувствует ли ваш ребенок другим людям?

            а) всегда сочувствует другому, когда тот чем — то огорчен, пытается его утешить, пожалеть, помочь,

            б) иногда сочувствует, иногда нет,

            в) почти никогда не сочувствует.

            9. Обижает ли ваш ребенок других детей?

            а) часто обижает,

            б) иногда обижает,

            в) никогда не обижает.

            10. Часто ли ваш ребенок жалуется взрослым?

            11. Обидчив ли ваш ребенок?

            а) очень обидчив,

            б) иногда обидчив,

            12. Справедлив ли ваш ребенок?

            а) всегда справедлив,

            б) иногда справедлив, иногда нет,

            в) чаще всего не справедлив.

            13. Всегда ли ваш ребенок говорит правду?

            б) иногда говорит, иногда нет,

            в) чаще обманывает и говорит неправду.

            14. Всегда ли ваш ребенок ведет себя вежливо?

            в) почти никогда не ведет себя вежливо.

            15. Всегда ли ваш ребенок послушен?

            б) иногда послушен, иногда нет,

            в) почти никогда не бывает послушным.

            16. Самостоятелен ли ваш ребенок?

            а) вполне самостоятелен, любит и делает все сам,

            б) иногда самостоятелен, иногда нет,

            в) чаще всего несамостоятелен, предпочитает, чтобы за него все делали другие.

            17. Настойчив ли ваш ребенок?

            а) всегда настойчив и старается дело доводить до конца,

            б) иногда настойчив, иногда нет,

            в) нет и обычно не доводит до конца дело, за которое взялся.

            18. Трудолюбив ли ваш ребенок?

            а) очень трудолюбив, всегда охотно и старательно выполняет порученную ему работу,

            б) иногда любит трудиться, иногда ленится,

            в) чаще всего проявляет лень, не любит работать.

            19. Уверен ли ваш ребенок в себе?

            а) вполне уверен,

            б) иногда уверен, иногда нет,

            В качестве экспертов, оценивающих ребенка по этой анкете, должны выступать разные люди, не только родители ребенка. По опросу родителей получают, как правило, предварительные сведения о личности и межличностных отношениях ребенка, которые в дальнейшем должны перепроверяться, так как в большинстве случаев мнение родителей является субъективным.

            Степень развитости каждого коммуникативного качества личности ребенка по анкете определяется при помощи следующей шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе:

            10 баллов — выбор для ответа пункта «а».

            5 баллов — выбор для ответа пункта «б».

            1 балл — выбор для ответа пункта «в».

            Путем суммирования оценок по всем пунктам и деления полученной суммы на 18 получается средняя оценка степени развитости у данного ребенка всех его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений.

            По первому (анкетные данные) и по четвертому пунктам (предпочтительный выбор людей для общения) количественные оценки ребенок не получает. Ответы на четвертый пункт позволяют делать выводы качественного характера, которые дополняют количественные оценки.

            Каждый пункт анкеты соответствует определенным качествам личности, таким как общительность, вежливость, уверенность в себе и др. Результаты анкеты показывают наличие у детей всех этих качеств в той или иной степени. Но также нашей задачей было определить степень развитости у ребенка всех данных качеств личности путем суммирования.

            otherreferats.allbest.ru

            Смотрите так же:

            • Критические и сенситивные периоды развития детей Критические и сенситивные периоды развития Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность (греч.: rein терос — другой, хронос — время), т.е. неравномерность и разновременность роста и развития. В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формирования отдельных функций и […]
            • Дошкольный возраст память восприятие мышление Восприятие, память и мышление в дошкольном возрасте Проблема психического развития детей, становления человеческой личности как центральная проблема психологии. Особенности восприятия в дошкольном возрасте. Развитие памяти и мышления детей. Процессы, с помощью которых человек воспринимает информацию. Отправить свою хорошую работу в базу […]
            • Никрасногорский этапы развития речи у детей Этапы развития речи ребенка Подготовительный этап (довербальное общение) У младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребёнка центр мира на этапе ситуативно-личностного общения и весьма важную его часть на этапе ситуативно-делового […]
            • Отпуск по уходу за детьми россия Можно ли продлить отпуск по уходу за ребенком после 3 лет? Многие молодые родители задумываются о возможности продления декретного отпуска после достижения ребенком 3 лет. В 2013 году в законы были внесены соответствующие правки, которые позволяют продлевать отпуск для ухода за детьми вплоть до достижения малышом 4,5 лет. Сегодня мы […]
            • Нарушения речи у ребенка 4 лет Развитие речи у детей 4-5 лет Дети в младшем дошкольном периоде проходят тот этап своего развития, когда их речь уже приобретает грамотность и логику. Это не набор связанных по смыслу 2-4 слов, а, зачастую, сложные предложения с правильной расстановкой основных и второстепенных членов предложений, глаголов и существительных, причем в […]
            • Оценка физического развития ребёнка по формулам Оценка физического развития детей ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ ЭМПИРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ Метод оценки физического развития предусматривает сравнение антропометрических данных ребенка с величинами, вычисленными с помощью эмпирических формул. Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин […]
            • Развитие памяти у детей 4 лет Игры на развитие внимания у детей дошкольников 4-5 лет Развивающие игры для детей средней группы детского сада Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста Цель: развивать зрительное внимание, память. Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными […]
            • Новорожденный ребенок или плод Крупный плод: здоровый ребенок, или. Обязательные два вопроса, которые задают все, узнав о рождении ребенка: кто родился и какой вес? Получив ответ, что вес при рождении больше 4 кг, практически все восхищенно вздыхают и говорят – богатырь (богатырша)! Однако все они находятся в счастливом заблуждении относительно […]