Развитие танцевального творчества и музыкально-ритмических движений в музыкальных играх-этюдах

Развитие танцевального творчества и музыкально-ритмических движений в музыкальных играх-этюдах

Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач музыкального воспитания в детском саду.

Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание.

Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является совершенствование навыков танцевальных движений, танцевально-игрового творчества и развитие творческой активности ребенка.

Содержание моей работы построено на основе программы А. И Бурениной «Ритмическая мозаика».

При анализе литературы, мы сделали вывод о том, что для развития танцевального творчества дошкольников наиболее эффективным средством являются музыкальные ритмические игры-этюды, которые представляют собой законченные двигательные композиции с определенным эмоциональным содержанием и тематикой. Подобные игры вызывают живой интерес у детей благодаря таким своим особенностям, как возможность образного перевоплощения, разнохарактерность игровых персонажей и их общение между собой по ходу музыкального сюжета. Необходимо отметить, что только высокохудожественная музыка с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, подсказывать исполнение тех или иных выразительных движений и влиять на его качество.

Работа, направленная на формирование творческой активности дошкольников средствами музыкальных этюдов, состоит из нескольких этапов.

Первоначально мы использовали несюжетные этюды. Примерами несюжетных этюдов служат музыкально — пластические этюды «Снежинки кружатся», этюды на запоминание физических действий «Дождик летний», «Дождик осенний», этюды – мимзагадки, жест — загадки, этюды на согласованность действий, в которых детям первоначально предлагаю послушать музыку, определить, сколько частей в произведении и каков их характер. Затем после повторного прослушивания каждой части детям предлагаю определить, какое движение можно исполнить под эту музыку. Дети самостоятельно выполняют движения.

Несюжетны творческие этюды распределили по тематическим разделам:

1.«Волшебный мир природы»

«Птичий двор»: Песня «Ки – ко – ко» в исполнении Пипо Франко.

Задачи: развитие чувства ритма, координации движений, воображения.

«Бабочки летают» Музыкальное сопровождение: «Мотылек», муз. Д. Кабалевского; «Вальс» из балета «Коппелия», муз. Л Делиба.

2.«Веселые игрушки» использовали такие музыкальные этюды и игры:

4. Забавные животные:

«Плюшевый медвежонок» муз. В. Кривцова.

Задачи: развитие чувства ритма, выразительности движений, воображения.

«Птички и Ворона» муз. А. Кравцович.

Задачи: развитие музыкальности, выразительности движений, способности

к импровизации, воображения и фантазии

На данном этапе наиболее эффективно использовались такие методы и приемы, как выразительный показ движений с объяснением его значения, самостоятельное исполнение детьми изучаемого движения с одновременным проговариванием – пропеванием под музыку соответствующего ему слова, исполнение движения в образе какого-либо персонажа – все это помогает дошкольникам найти разнообразные выразительные движения и вплотную подойти к музыкально-двигательному творчеству. Часто использую также творческие задания: «Покажи, как бегает лисичка». Вспоминали образ лисы из сказок, какая она хитрая и осторожная.

Освоение языка танца стимулирует исполнительское и композиционное творчество в процессе интерпретации танцевальных образов. По мере накопления объёма танцевальных движений и жестов пантомимы у дошкольников пробуждается желание создать свои танцевальные этюды. На данном этапе обосновано использование этюдов сюжетного типа. Диктуемое сюжетом взаимодействие исполнителей этюда направляет фантазию ребенка, определяя выбор движений. Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в этюде особую форму рассказа и воспринимать выразительные движения как специфические повествовательные средства.

Вначале следует образный рассказ, раскрывающий сюжет этюда, затем – исполнение музыки. Дети сами должны подобрать движения, помогающие эмоционально передать образ музыкального сюжета. Такие этюды могут быть исполнены одним ребенком или небольшой группой детей.

Вот примеры сюжетных музыкальных этюдов:

Попляшем! («Барашеньки», русская народная мелодия)

Легкий бег с лентами («Аллегретто», музыка Т. Ломовой)

Показывай направление («Марш», музыка Д. Кабалевского)

Тихий танец, (тема из вариаций, музыка В. Моцарта)

Каждая пара пляшет по-своему («Ах ты, береза», русская народная мелодия)

Полька (немецкий народный танец)

Ходьба на носках с передачей предмета (отрывок из оперы «Калиф Багдадский», музыка А. Буальдье)

Марш с приветствием — ходьба в парах с перестроениями («Стой, кто идет?», музыка В. Соловьева-Седого).

Стараясь вызвать интерес к маршу, я советовала ребятам посмотреть парад на Красной площади. Дети поняли, что марши тоже бывают разные: спортивные, пионерские и военные. Детям предлагалась маршевая музыка. Дети должны маршировать под эту музыку, придумывая в марше движения, соответствующие характеру звучания марша.

Так же даю детям творческие задания — сочинить свой вальс, свою польку. Первые попытки не были удачными. Только через несколько занятий в группе появились первые «лидеры», которые неожиданно раскрылись в танце. Движения их были ритмичными, пластичными, соответствовали музыке. Главное, ребята держались раскованно, непринужденно. Другие дети пока с интересом наблюдали за ними.

Работа по развитию творческой активности дошкольников в танце включает в себя различные методы. Это использование нетрадиционного игрового дидактического материала, оборудования, атрибутов, костюмов.

Я старалась, чтобы каждый ребенок не копировал движения своих товарищей, а критически оценивал их, действовал творчески. Эту работу я проводила не только на фронтальных занятиях, но и индивидуально с небольшими подгруппами во второй половине дня, стараюсь использовать различные методические приемы: художественное слово, образные сравнения, фрагменты сказок. Постепенно творческие задания усложнялись. На столе лежат платочки, флажки, ленты. Дети слушают музыку. Если исполняется плясовая музыка, дети берут платочки и пляшут свободно. Если звучит марш, берут флажки, если полька, сочиняют танец с лентами. Предлагаю ребятам выполнить упражнение с воображаемыми предметами: поиграть в мяч, в снежки, с воздушным шариком, покататься на санках.

Задания на развитие танцевального и игрового творчества включались как в первую, так и в последнюю часть занятия, а результатом включения вышеуказанного материала в занятия по развитию творческой активности дошкольников является выразительное, осознанное исполнение танцев и элементарные творческие импровизации – первые шаги ребёнка к самовыражению. Сюжетные этюды помогли детям освоить выразительность образа, оживить фантазию и воображение.

Это позволило перейти к следующему этапу. На котором нами были использованы разнообразные импровизационные этюды — «Кошка выпускает коготки», «Петушок расплясался» — активизирует воображение детей, и они легко идут на импровизацию. Для этого предварительно с детьми разучиваю отдельные элементы танца. Несложные комбинации, иллюстрирующие танец различных образов — Петушка, Кошки («взмахи крылышками», повороты, наклоны туловища). Для импровизационного этюда «Лесной концерт» я предлагаю детям одеть маски персонажей — Зайчик, Медведь, Козлик, Лисичка. На определённый отрезок мелодии выходит определённый персонаж и исполняет импровизационный танец, а все остальные – «зрители» аплодируют, а затем дети выбирают самого лучшего исполнителя. Ребята двигаются под музыку свободно, без диктования им движений и правил. Слежу только за тем, чтобы дети выполняли движения в соответствующем темпе и ритме.

Творческое воображение детям в процессе моделирования образа танцевальной музыки «Вальса-шутки» Д. Шостаковича, подсказывает характер движений. При помощи музыки и пластики мы совместно создаем настоящую танцевальную миниатюру, в которой передаем свое чувствование и видение танцевальной музыки.

Постепенно все увлеклись созданием композиций танца. Лучшие танцы, созданные самими детьми, использовались на праздниках и вечерах развлечений.

Импровизированные танцевальные композиции широко включали в досуговые мероприятия, которые имеют общую игровую тему и двигательные композиции под музыку органично сочетаются с аттракционами, загадками, играми. Очень весело и увлекательно в нашем дошкольном учреждении прошло развлечение «Путешествие кораблика!», посвященное дню защитника Отечества. Исполнение танцевальной композиции «Чунга-чанга» (муз. В. Шаинского) сочетались с аттракционами. Дети с удовольствием импровизируют и другие песни.

Результатом работы можно считать показатели уровня развития детей:

— выразительность, легкость и точность исполнения танцевальных движений;

— умение самостоятельно исполнять танец, передавая в движениях средства музыкальной выразительности;

— освоение большого объема разных композиций, разных по стилю и характеру;

— освоение сложных видов движений;

— способность к импровизации с использованием разнообразных танцевальных движений.

В заключение хочу сказать о том, что творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Формирование у детей дошкольного возраста танцевального творчества является необходимым условием более полного, гармоничного и глубокого развития и воспитания ребенка.

В танцевальном творчестве необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных детей, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.

www.maam.ru

Развитие танцевального творчества детей среднего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры

Освоение ребёнком близкого ему по духу родного фольклорного наследия – одно из приоритетных направлений в современной педагогике, а воспитательно-обучающие возможности фольклора особенно ощутимы именно в работе с дошкольниками.

Все ведущие специалисты по музыкальному развитию детей дошкольного возраста (И. А. Ветлугина, О. Радынова, профессор М. Т. Картавцев и другие) подчёркивают огромное значение народного творчества в развитии у детей дошкольного возраста внимания, памяти, подвижности мыслительных процессов, музыкальности, эмоциональности, позволяющих разнообразно и полно раскрыть личностные и творческие возможности ребёнка. Однако существующие типовые программы отводят ознакомлению дошкольников с фольклором незначительное место. В результате яркий, художественный и воспитательный потенциал народной отечественной культуры остаётся невостребованным.

Проведя диагностирование детей отметила, несмотря на средний уровень развития детей музыкального воспитания, в музыкально-ритмическом разделе, дети имеют хороший запас танцевальных движений, но выполняют их не ритмично, хоть и выразительно. Ребёнок с удовольствием танцует, импровизирует в свободной пляске, и теряется при импровизации на заданную тему. Музыкальные образы, созданные детьми, статичны, нет сюжетного развития, игрового взаимодействия партнёров.

В этом возрасте основу музыкального движения составляют танцевальные элементы русской народной пляски. Поэтому, обучая детей сюжетным, образно-игровым, народным танцам, решила провести более углублённую работу в направление народного творчества: познакомить не только с традиционными, но и обрядовыми праздниками, познакомить с устным народным творчеством и народными играми,

Разрабатывая данную тему, стремилась, чтоб фольклорные занятия с детьми среднего дошкольного возраста естественно переплетались с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, музыкальным движением, пением, театрализацией.

Фольклор – традиция изустная, бесписьменная. Погружение ребёнка в атмосферу живого слова, подкреплённое выразительным напевом и дополняемого пластикой хореографии, позволяет перейти на иной уровень коммуникации между детьми и взрослыми.

Цель: развитие танцевального творчества детей на основе знаний, полученных в результате приобщения к традиционной народной музыкальной культуре.

  • воспитать интерес к изучению народного календаря;
  • развитие основных, танцевальных движений, чувства ритма на основе жанра детского потешного фольклора;
  • учить “осмысленному” созданию танцевальных композиций;
  • учить выразительности игровых взаимоотношений;
  • скоординированность движений в танце.

Основываясь на диагностические данные составлен перспективный план (Приложение 1).

Перспективный план разделён на три временных периода – это осенние, зимние и весенние обрядовые праздники. Среди календарно-обрядовых праздников выбраны наиболее интересные, яркие и доступные детям данного возраста. Из осенних обрядовых праздников – это “Капустник”, из зимних – “Святки”, “Масленица”, из весенних – “Пасха”, “Сороки”. Но не стоит забывать и о традиционных праздниках – Новый год, праздник мам. Составляя сценарии этих праздников учитывались традиции русского народного творчества. Сценарий новогоднего праздника составлен на основе русской народной сказки “Заюшкина избушка”, а на празднике мам использован фольклорный материал “В гости к нам пришли матрёшки”.

В перспективном плане наметились основные направления работы с детьми – это народоведение, развитие чувства ритма, основные и танцевальные движения, танцевально-игровая импровизация и хороводы, народные танцы.

Народоведение – это знакомство с народными календарно-обрядовыми праздниками. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали? Этот раздел раскрывается на музыкальных, тематических занятиях и развлечениях совместно с воспитателями.

Развитие чувства ритма. Потешки, прибаутки, считалочки, попевки – это малая форма устного народного творчества. Они тесно связаны с народной песней, благодаря чему очень выразительны и ритмичны.

Основные и танцевальные движения. Эффективный приём разучивания движений – это подговаривание и проговаривание. Для заинтересованности детей этого возраста и проведение разучивания в увлекательной форме также используются потешки, а закрепление движений происходит под музыкальное сопровождение.

Тщательно отбирала музыкальный репертуар для развития танцевально-игрового творчества. Репертуар должен быть интересен, понятен детям и непродолжительным (по времени) звучанием. В начале учебного года – это игровые песни, игровые хороводы, начиная с января – это музыкальные образы с развивающейся сюжетной линией.

Хороводы, народные танцы – это концертное направление. С танцами и хороводами дети выступают на праздниках, развлечениях, на родительских собраниях, а также на муниципальных мероприятиях.

Музыкальный репертуар основывается на народном фольклорном материале.

Народоведение, развитие чувства ритма, разучивание основных и танцевальных движений, игровых хороводов происходит на музыкальных занятиях со всей группой детей.

Развитие танцевально-игрового творчества, разучивание народных танцев и плясовых хороводов проводится на занятиях хореографического кружка “Лапоточки”.

Написаны консультации по данной теме для воспитателей и родителей.

Работая по данной теме изучала литературу:

  1. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. – Москва, Мозаика –Синтез, 2006.
  2. Ветлугина Н. А. Методика музыкального развития детей дошкольного возраста. – М., 1994.
  3. Андреева М. Ф. Круглый год. Народный календарь. – Санкт-Петербург. Диамант, 1998 г.
  4. Боронина Е. Г. Фольклор в детском саду. – Красноярск, 1994 г.
  5. Дошкольное воспитание: 1994 (№ 5), 1995 (№ 12), 1997 (№ 3, 4), 1999 (№ 2).
  6. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н., Знакомсчтво детей с русским народным творчеством. 3-е изд. Перераб. и дополн. – СП6. “Детство-ПРЕСС” 2001.
  7. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д.. Осенние праздники, игры и забавы для детей.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Презентация «Музыкально-ритмические игры как средство развития танцевального творчества детей»

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.

Текстовое содержимое слайдов презентации: МДОУ «Ясли-сад №380 г. Донецка» Севрюкова Ирина Владимировна Образование высшее – Донецкий музыкально-педагогический институт Стаж работы – 33 года 1 категория музыкальный руководитель Тема «Музыкально-ритмические игры как средство развития танцевального творчества детей» Музыкально-ритмические игры как средство развития танцевального творчества детей . Музыкально-ритмические движения — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях Актуальность опытаИспользование на занятиях музыкально-ритмических игр, позволяет насытить образовательный процесс положительными эмоциями, увеличить двигательную активность детей, которая является мощным фактором интеллектуального и эмоционального развития ребёнка.Учиться надо весело, Учиться будем весело! К. Ибряев Цели: — развитие музыкальности ребенка.- развитие музыкально-ритмические навыков дошкольников: — Цели: — развивать музыкально-ритмические навыки дошкольников: двигаться ритмично, прислушиваясь к музыке, сменой движений реагировать на смену частей музыкального произведения, в движении отражать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, метроритм, различать 2-3- частную форму музыкального произведения)- закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, самостоятельно перестраиваться в круг, врассыпную, выполнять имитационные движения. — развитие музыкальности ребенка. -развитие и тренировка психических процессов: развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию. -развитие нравственно-коммуникативных качеств личности. — ЗАДАЧИ1. Обеспечивать психологический комфорт детей в процессе выполнения движений под музыку. 2. Развивать творческие способности детей (потребность в самовыражении под музыку, умение исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку) 3. Обогащать двигательный опыт детей разнообразными видами движений. 4. Формировать навыки исполнения основных танцевальных движений. Методы и приёмы обучения музыкально-ритмическим движениямНаглядно-слуховойНаглядно-двигательныйСловесныйИмпровизационныйИгровой Принципы подбора музыкально-ритмических движенийДоступностьИндивидуальностьПостепенное усложнение и требовательность к качеству движенийПовторяемость материалаНаглядность Предполагаемый результат1. Формируются навыки основных танцевальных движений.2. Улучшаются двигательные качества и умения.3. Улучшается координация движений, чувство ритма.4. Формируется умение ориентироваться в пространстве.5. Развиваются творческие способности, потребности в самовыражении в движениях под музыку .6. Формируется чувство такта, толерантность в процессе совместной музыкально-игровой деятельности детей и взрослых. Одним из важных факторов работы на начальном этапеобучения – использования минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний Песня-игра «Мой конь-огонь» Цель. Умение ритмично двигаться с атрибутами, выполнять образно-игровые движения, раскрывающий понятный детям образ. Коммуникативная песня-игра «У тебя, у меня» Цель. Развитие коммуникативных качеств личности в процессе совместной музыкальной деятельности, выразительность и точная координация движений. Музыкально- ритмическая игра«Весёлые стульчики» Цель. Развивать музыкально-ритмическую память, творческое воображение, умение ориентироваться в музыкальных жанрах Песня-игра «Летели две птички»Цель. Развивать способность детей координировать слуховое представление и двигательную реакцию, развитие всех видов памяти(слуховой, двигательной, зрительной) Орнаментальный хороводЦель. Использование метода моделирования, развивать способность детей ориентироваться в пространстве, перестраиваться в круг, становиться в пары друг за другом, строить несколько кругов, двигаться «змейкой» Если хочешь воспитать успешную личность – научи её танцевать Спасибо за внимание

Размер файла: 5 MB Загрузок: 0

schoolfiles.net

«Развитие танцевального творчества дошкольников»

«Развитие танцевального творчества дошкольников»

Для развития танцевального творчества дошкольников рекомендуется использовать музыкальные ритмические игры-этюды, которые представляют собой законченные двигательные композиции с определенным эмоциональным содержанием и тематикой. Подобные игры вызывают живой интерес у детей благодаря таким своим особенностям, как возможность образного перевоплощения, разнохарактерность игровых персонажей и их общение между собой по ходу музыкального сюжета.

Выразительный показ педагогом движений с объяснением его значения, самостоятельное исполнение детьми изучаемого движения с одновременным проговариванием – пропеванием под музыку соответствующего ему слова, исполнение движения в образе какого-либо персонажа (например, «бежит лисичка», «скачет зайчик» и т.д.) – все это помогает дошкольникам найти разнообразные выразительные движения и вплотную подойти к музыкально-двигательному творчеству (Л.А. Венгер, К.В. Тарасова, Е.В. Горшкова).

Диктуемое сюжетом взаимодействие исполнителей игрового этюда направляет фантазию ребенка, определяя выбор движений. Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в этюде особую форму рассказа и воспринимать выразительные движения как специфические повествовательные средства. Освоение языка танца стимулирует исполнительское и композиционное творчество в процессе интерпретации танцевальных образов. Таким образом, на развитие композиционного творчества детей в танце можно влиять путем устройства игр-этюдов. Ребенок начинает импровизировать, создавать свой музыкально- игровой образ, а затем танец. Выразительность исполнения достигается путем обучения детей языку музыки и танцевальных движений на предварительных этапах работы.

Вначале детям предлагается послушать музыку, определить, сколько частей в произведении и каков их характер. Затем после повторного прослушивания каждой части детям предлагается определить, какое движение можно исполнить под эту музыку. Дети самостоятельно выполняют движения. Последовательность частей можно менять.

Пример: «Тема с вариациями», муз. Т. Ломовой, задание на различение характера музыки и формы музыкального произведения. Двигательная основа этюда – основные движения: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.

Вначале следует образный рассказ, раскрывающий сюжет этюда, затем – исполнение музыки. Дети сами должны подобрать движения, помогающие эмоционально передать образ музыкального сюжета. Такие этюды могут быть исполнены одним ребенком или небольшой группой детей.

Пример: «Подружки », муз. Т. Ломовой.

Пояснение к этюду: девочки-подружки вышли в поле погулять, цветочки пособирать, которых в поле видимо невидимо. Вышли на ароматный зеленый ковер, по полю расстилающийся, под теплым ветерком покачивающийся. Стали подружки собирать цветы, и белые ромашки, и красные маки, и синие васильки. Большие букеты насобирали подружки, венков наплели, заплясали, развеселились и довольные отправились по домам.

Музыка представляет собой трех частную форму, что предполагает в первой части прогулку, сбор цветов, плетение веночков, во второй – веселый перепляс и в третьей – ходьбу.

Педагог исполняет танец, но неожиданно прерывает его, обращаясь к детям: «А дальше не помню. Что же делать? Кто поможет мне завершить его?». Дети по очереди помогают педагогу восстановить танец, показывают утраченные движения, завершают танец вместе со взрослым.

Автор: Петрова Юлия Сергеевна

pedportal.net

Авторский проект «Использование народных игр для развития танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста»

Авторский проект «Использование народных игр для развития танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАС ТА»

В настоящее время дошкольное образование претерпевает значительные изменения. Федеральный государственный образовательный стандарт принятый с 1/1 -2014 года диктует новые условия, меняются в корне подход и форма проведения воспитательно- образовательного процесса.

В настоящее время педагогам дополнительного образования по хореографии необходимо отказаться от занятий: урочной формы, тренировочных упражнений и предложить детям новые — игровые занятия. (Ведь главный вид деятельности детей дошкольного возраста, это – игра).

Структура хореографических занятий состоит из вводной, основной и заключительной части. Основная часть предполагает изучение музыкально-ритмического материала который можно изучать в форме игры.

Актуально сть: Использование национальных игр на хореографических занятиях способствует эффективному разучиванию элементов народного танца. Игровые приемы на хореографических занятиях развивают у детей творческое самовыражение, обогащает двигательный опыт танцевальными движениями, развивают фантазию и импровизацию.

Пробл ема: Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т. д.) –всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения, поэтому особое значение имеют физкультурные, хореографические и музыкальные занятия в детском саду.

Цель нашего прое кта: Разучивание национальных танцевальных элементов через народные игры.

• приобщить детей к национальной культуре разных народов,

• изучение основных танцевальных элементов посредством народных игр;

• формирование навыка свободного владения народными хореографическими элементами в танце.

Новизна прое кта: использование национальных игр в обучении элементов движений народного танца.

Проект соответствует следующим принци пам:

Цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития танцевально-творческих способностей.

Принцип систематичности и последовательности.

Работу по развитию танцевального творчества ввести в определённой системе и последовательности.

Использовать различные формы и методы работы с детьми: открытые занятия, ритмические игры, дидактический материал, танцевальные миниатюры и другие формы работы.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

Определять ведущие цели обучения для формирования у детей: познавательной, воспитательной, развивающей среды; интереса к различным видам танцевальной деятельности, развитии творческих способностей.

Методы творческого развития детей в танцевальной деятельности применяется в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Стараться реализовывать требования вышеперечисленных принципов, повторить и закрепить полученные знания, формировать умения и навыки, применять их на практике.

Структура реализации про екта

1 этап — Диагностический

2 этап — Практический

3 этап — Аналитика обобщающий

Сроки реализа ции.

• Сентябрь – определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы (констатирующий этап).

• Октябрь по апрель – экспериментальная работа, включающая в себя формирующий этап и корректировочная работа на основе полученных результатов.

• Май – завершающий этап (контрольный срез).

Проект предполагает проведение 2 –х кружковых занятий в неделю с детьми старшей группы во второй половине дня. Продолжительность занятий 25-30 минут. Общее количество кружковых занятий в год – 72 часа. Педагогический анализ проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Перспективный план танцевальных элементов с использованием народных игр рассчитан на 9 месяцев учебного года в основе плана лежат игры разных народов: украинский, якутский, русский, северный, узбетский. Плане перечислены танцевальные элементы соответствующей той или иной игре.

Перспективный план танцевальных элементов с использованием народных игр.

Тема: Адаптационный период

Танцевальные элементы: Повторение пройденных музыкально- ритмических материалов.

Ознакомление с русской народной игрой: 1. «Филин и пташки»

Танцевальные элементы: Притопы; «Гармошка»; «Молоточек»; Каблучное движение;

Тема 2: Ознакомление с русской народной игрой: «Коршун и наседка»

Танцевальные элементы: Ковырялочка; Присядка; Галоп; «Елочка»;Веревочка

Тема 1: Ознакомление с бурятской народной игрой: «Юрта» (Тирмэ).

Танцевальные элементы: Шаг кругового танца «Ехор»; Качание головой; Шаг на полупальцы; Движение рук;

Тема 2: Ознакомление с бурятской народной игрой: «Волк и ягнята» (Шано ба хурьгад)

Танцевальные элементы: Переменный шаг на носок; Выпады в сторону; Выпады вперед; Выставление ноги вперед; Положение рук;

Тема 1: Ознакомление с татарской народной игрой: «Лисички и курочки» (Тельки хамтаклар);

Танцевальные элементы: Основное положение рук; Основной танцевальный бег; «Гармошка», Шаги с приседанием;

Тема 2: Ознакомление с татарской народной игрой: «Займи место» (Буш урыы);

Танцевальные элементы: Качание головой; Танцевальный бег с продвижением колена вверх; Боковые шаги; Припадания вперед; Притопы.

Тема 1: Ознакомление с украинской народной игрой: «Хлоп, хлоп убегай»;

Танцевальные элементы: Шаг польки; Положение рук в паре; Подпрыгивание; Веревочка;

Тема 2:Ознакомление с украинской народной игрой: «Охотники и утки»

Танцевальные элементы: Движении рук; Веревочка; Положение рук в паре; Круговые вращения; Припадания;

Тема 1: Ознакомление с грузинской народной игрой: «Цветы и ветерки», (царик ев каминер);

Танцевальные элементы:Танцевальные движения рук; Движение по кругу с приплясом; Выпады вперед и назад; Переменный шаг с носка;

Тема 2: Ознакомление с грузинской народной игрой: «Подними платок» (явлукъну гетер, квербац борхе);

Танцевальные элементы:Взмахивание руками; Движение кистей рук; Движение ногами; Вынос ноги вперед на каблук;

Тема 1:Ознакомление с узбекской народной игрой: «Платок с узелком» (орамая);

Танцевальные элементы: Движение для рук; Ход вперед с каблука; Выпады в сторону; Повороты;

Тема 2:Ознакомление с узбекской народной игрой: «Пастух и козы»;

Танцевальные элементы:Движение плечами; Движение кистей рук; Основные шаги танца; Выпады вперед, в сторону

Тема 1: Ознакомление с эвенкийской народной игрой: «Солнце» (Хейро)

Танцевальные элементы:Основной эвенкийский приставной шаг по кругу; Основное положение рук; Выпады вперед; Кружение в парах;

Тема 2:Ознакомление с эвенкийской народной игрой: «Олени и пастухи»;

Танцевальные элементы: Выпады сторону;Бег оленя; Прыжки оленя; Бросок «маута» (кольцо с веревкой); Движения ног;

Тема 1: Ознакомление с якутской народной игрой: «Сокол и лиса»;

Танцевальные элементы: ]«Дьиэрэцкэй» (подскоки); Прыжки с одной ноги на другой; Взмахи руками; Выпады;

Тема 2: Ознакомление с якутской народной игрой: «Пятнашки»;

Танцевальные элементы: «Атах тэпсии» (вынос ноги вперед); «Кулун куллуруьуу» (повороты через руки); Выпады вперед, в сторону, назад; «Дьиэрэцкэй»;

Критерии усвоения детьми народной танцевальной культ уры:

— умение импровизировать, комбинировать танцевальные движения

— умение запоминать и передавать предложенные педагогом движения народного танца

— умение внимательно слушать народную музыку и передать ее в танце

На основании установленных критериев предлагаем 3 уровня показателей усвоения танцевальных движений через народные игры. (Высокий, средний, низкий уровней).

Высокий уровень: усвоения старшими дошкольниками народной танцевальной культуры: внимательно слушает музыку перед выполнением движения, может различить ее характер; правильно выполняет задания, ребенок легко и быстро воспроизводит движения, внимательный и прилагает все свои усилия, чтобы добиться результата; правильно определяет характер народного произведения, высказывается о нем.

Средний уровень: внимательно слушает музыку, может различить ее характер; есть интерес к поставленным задачам, но допускает незначительные ошибки при выполнении танцевальных движений;

Низкий уровень: невнимательно слушает народную музыку, не может различить ее характер, не высказывается о ней; выполняет задание неточно, допускает ошибки при выполнении движения.

Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучении, обобщении и применении на практике данной методики. Благодаря этой методики дети эффективнее усвоят танцевальные элементы через народные игры.

1. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л. – М., 1986.

2. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. – Л. – М., 1993.

3. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.

4. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.

5. Горшкова Е. В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. // Дошкольное воспитание, 1991. — № 12. С. 47-55.

6. Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1995.

7. аров Р. В. Сочинение танца. – М., 1988.

8. Королева Э. А. Ранние формы танца. – Кишинев, 1987.

9. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности. – М., 1992.

10. Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные упражнения для дошкольников: Сост. Е. М. Дубянская. – Л., 1986. – Изд. 5.

11. Руднева С. Д., Пасынкова А. В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // психологический журнал, 1989. – Т. З. — № 3.

12. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988.

13. Руднева С., Фиш С. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1992.

14. Субботина Л. Развитие творчества у детей. – Ярославль, 1996.

15. Воспитание детей в игре. – Москва «Просвещение» 1983.

16. Детские подвижные игры народов СССР. — Москва «Просвещение» 1988.

17. Подвижные игры. Москва «Просвещение»1986.

18. Красивое — детскому саду. Москва «Просвещение»1990.

www.maam.ru

Смотрите так же:

  • Если ребенок боится спать в своей комнате Ребенок боится темноты: эти советы оставят страх позади на 100% Страх темноты — самая распространенная фобия у детей. Она развивается у 89% детей в возрасте 3-8 лет. В этой статье мы постараемся разобраться, как помочь ребенку избавиться от боязни темноты. Почему дети боятся темноты — причины детских страхов Большинство родителей на […]
  • Затяжной кашель ребенка лечение Как лечить затяжной сухой и мокрый кашель у ребёнка? Длительный кашель у ребёнка является серьёзным поводом для беспокойства. Говорить о затяжном кашле можно в том случае, когда он продолжается приблизительно месяц, учитывая, что всё это время ребёнок проходил соответствующую терапию. Если назначенное лечение не принесло никакого […]
  • Все о детях и семье краснодар Парк Галицкого в Краснодаре, адрес, как проехать, фото, видео, описание Всем привет. Сегодня я расскажу вам о новом парке в Краснодаре, который построил Сергей Галицкий, поделюсь с вами личными фото, расскажу, как доехать и где это находится на карте, и, разумеется, вы сможете ознакомиться с отзывами. Осенью 2016 года был открыт стадион […]
  • Можно ли давать глицин детям в 2 года Как давать Глицин ребенку в 2 года? К назначению ноотропных средств в двухлетнем возрасте многие родители относятся негативно. Но в некоторых случаях желательно давать Глицин ребенку в 2 года – обычный возраст для назначения этого препарата. Особенности использования средства Глицин является нейромедиаторной аминокислотой – […]
  • Лечение черепного давление у детей Как лечить черепное давление? Черепное давление является одним из параметров жизнедеятельности любого человека и способно сигнализировать о наличии серьезных патологий. Нормальное значение параметра очень важно в обеспечении работы всех внутренних органов, а его повышение может вызвать серьезные нарушения в функционировании центральной […]
  • Развитие долговременной памяти у ребенка Развитие долговременной памяти у детей Долговременная память Долговременная память существенно улучшается в одном из своих проявлений и незначительно — в другом. Данное заявление может показаться противоречивым, пока мы не проанализируем то, какие требования к долговременной памяти предъявляет решение разных задач. В любом возрасте […]
  • Мониторинг для детей дошкольного возраста Мониторинг по экологическому образованию детей дошкольного возраста средней группы Мониторинг по экологическому образованию детей дошкольного возраста средней группы Таблицы мониторинга заполняются дважды в год – в начале года (Н. Г.) и в конце учебного года (К. У. Г. (лучше использовать ручки разных цветов, для проведения сравнительной […]
  • Народный способ лечения аденоидов у детей Как лечить аденоиды у детей: медикаментозное лечение и народные способы Что такое аденоидит и схема его лечения Аденоидит (увеличение аденоидов) – заболевание, которое наблюдается у многих детей после 1-го года жизни. Аденоиды у ребенка – это физиологический процесс, характерный для детского возраста. Носоглоточная миндалина защищает […]