§ 4. Методы исследования в методике развития речи

Научные исследования в области методики направлены на определение педагогических условий эффективного развития речи детей, на обогащение методической теории и практики. Они обеспечивают обоснованность и надежность методических рекомендаций.

Характер исследования определяется его целью. В этой связи различают три вида исследований: историко-методические с целью изучения педагогических систем прошлого, их анализа, осмысления и использования в современных условиях; исследования по изучению и обобщению лучшего опыта работы воспитателей детских садов экспериментальные исследования, имеющие разные цели – изучение особенностей развития разных сторон речи детей, проверка доступности программ, эффективности отдельных методических приемов, построения педагогического процесса в целом и др.

Как педагогическая наука, методика использует все многообразие психолого-педагогических методов исследования. Принято делить методы исследования на теоретические и эмпирические (практические).

К теоретическим методам относятся: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; моделирование, анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте, т.е. эмпирическим путем.

Эмпирические методы: наблюдение, беседа, рейтинг (оценки компетентных судей), изучение опыта работы воспитателей, опытно-педагогическая работа, педагогический эксперимент.

Дадим краткую характеристику методов.

Для любого исследования по проблемам формирования речи характерно сочетание психологического, психолингвистического, лингвистического, дидактического и собственно методического подходов. В связи с этим изучается литература, в которой раскрываются методологические, психологические, лингвистические основы развития речи. Особое значение имеют изучение и анализ педагогической литературы (отечественной и зарубежной, современной и наследия прошлых лет), в результате которых выясняется степень изученности, состояние интересующего исследователя вопроса в теории (кем и какие исследования выполнены по данной теме, где опубликованы их результаты, в чем они состоят, что нового вносит автор каждой работы). Важно выделить основные подходы и точки зрения авторов, мало разработанные и дискуссионные положения, выразить свое отношение к авторским позициям и выводам.

Метод моделирования – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. В основе этого метода лежит принцип аналогии. Он может быть использован при выработке рабочей гипотезы, при проектировании учебно-воспитательного процесса или его фрагментов. При помощи «моделей-гипотез» раскрываются связи между элементами учебно-воспитательного процесса, создаются рекомендации по совершенствованию последнего.

Метод анализа и обобщения используется на разных этапах исследования и позволяет сделать выводы по результатам каждого из них и работе в целом.

Наблюдение проводится за речью детей, за деятельностью воспитателей. Оно помогает выявить особенности речи детей в разных ситуациях общения, степень владения речевыми умениями и навыками.

Изучение и анализ педагогической документации дошкольных учреждений, анкетирование воспитателей и родителей позволяют определить состояние работы по интересующей проблеме в массовой практике.

Беседы (с детьми, педагогами, родителями) используются для изучения постановки процесса обучения и выяснения проблем по ходу исследования. К беседе примыкают методы анкетирования и интервью.

Опытно-педагогическая работа – метод внесения преднамеренных изменений в учебный и воспитательный процесс, рассчитанных на получение воспитательного и образовательного эффекта, с их последующей проверкой. Данный метод является разновидностью эксперимента. В отличие от последнего он дает только общие, суммарные представления об эффективности той или иной системы работы.

Эксперимент направлен не только на проверку гипотезы, установление причинно-следственных связей в учебном процессе, но и на выявление механизма действия этих связей, т.е. на более глубокое проникновение в сущность учебно-воспитательного процесса.

В исследовании всегда используется совокупность разных теоретических и практических методов. Критерии выбора методов: адекватность объекту, предмету и задачам исследования; научная обоснованность; соответствие логике исследования; направленность на всестороннее и гармоничное развитие испытуемых; взаимосвязь с другими методами в единой методической системе. Особенности применения названных выше методов педагогического исследования в методике определяются прежде всего содержанием изучаемых ею закономерностей.

Важным моментом является определение темы и проблемы исследования. Оно осуществляется на основе изучения состояния вопросов развития речи в теории и практике. Актуальность исследования определяется социальной значимостью, степенью разработанности проблемы в теории и практике.

Покажем особенности применения разных методов на примере конкретного исследования на тему «Обучение детей шестого года жизни связным высказываниям типа рассуждений». Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования связных высказываний типа рассуждений у детей шестого года жизни. Задачи исследования: 1. Выявить особенности высказываний типа рассуждений у детей шестого года жизни. 2. Разработать и экспериментально проверить методику обучения детей монологам-рассуждениям.

Представим в самом общем виде этапы исследования.

Изучение лингвистической литературы и определение на ее основе сущности связного текста, особенностей функций, структуры, языковых средств, способов связей между фразами и частями монологов-рассуждений.

Изучение психологических основ формирования у детей монологических высказываний типа рассуждений.

Изучение педагогической литературы (в историческом аспекте) по проблеме исследования.

Обоснование выбранной темы, цели, задач и методов исследования.

Определение рабочей гипотезы: «Дети шестого года жизни овладевают связными высказываниями типа рассуждений: если организовано содержательное общение педагога с детьми в разных видах деятельности, в ходе которого создаются проблемные ситуации, требующие установления связей и отношений между объектами реального мира и их вербального выражения; если на обучающих занятиях дети знакомятся со структурой высказывания-рассуждения и способами связи его частей».

В разработке гипотезы используются сведения из лингвистики, психологии, других наук, а также данные предварительного изучения состояния вопроса в теории и практике дошкольного воспитания.

Составление общего плана исследования: разработка методики экспериментальной работы – констатирующий этап (методика выявления особенностей высказываний до обучения, выполняющая роль тестов), формирующий этап (моделирование содержания и методики экспериментального обучения) и контрольный эксперимент (методика изучения результатов работы); выбор дошкольных учреждений, контрольных и экспериментальных групп; подготовка дидактического материала, подготовка воспитателей (и при необходимости родителей); разработка показателей и критериев, по которым будет оцениваться речь детей.

Констатирующий этап исследования. Его цель – определить особенности высказываний типа рассуждений в речи детей контрольных и экспериментальных групп. Для этого можно предложить следующую методику: а) многократные 30-минутные наблюдения за речевым общением педагогов и детей, а также детей друг с другом. Содержание и формы общения тщательно протоколируются (магнитофонные записи, видеосъемка, стенографирование и др.); б) беседы с детьми о любимой игрушке (какая твоя любимая игрушка? почему она любимая?); в) отгадывание загадок (доступная загадка, например, о луке). Беседы и отгадывание загадок проводятся индивидуально с каждым ребенком в отдельности.

Собранные материалы анализируются и обобщаются с учетом принятых показателей и критериев (предметно-логическое содержание высказываний, их аргументированность, доказательность; связность, структурное оформление, развернутость высказываний, плавность и др.). Результаты используются при уточнении содержания следующего этапа исследования.

Формирующий эксперимент – экспериментальное обучение детей. В контрольных и экспериментальных группах уравнивают все условия, но в контрольной не используется экспериментальная методика обучения. Обучение детей проводится с учетом положений гипотезы. Все материалы тщательно фиксируются и подвергаются анализу, результаты которого сразу же используют для корректировки ранее разработанной методики. Формулирование некоторых предварительных выводов.

Контрольный этап исследования: изучение результатов экспериментальной работы – кроме методики, использованной на констатирующем этапе и позволяющей сравнивать получаемые данные, можно разработать задания на проверку переноса умений в новые условия, а также задания, выявляющие влияние проведенной работы на общее речевое и умственное развитие детей. Сравнение результатов работы, применение методов их математической обработки, определение достоверности выводов.

Формулирование выводов, в которых должны подтверждаться или опровергаться гипотеза, содержаться ответы на поставленные в исследовании вопросы. Разработка методических рекомендаций.

Апробация полученных данных в массовой практике: публикация материалов исследования в печати, обсуждение их на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях; сбор отзывов о предложенных методических рекомендациях и др.

Методический эксперимент продолжается в течение 1–3 лет и позволяет получить объективные результаты. Кроме длительного эксперимента могут проводиться и кратковременные, выборочные. Они могут предварять разработку экспериментального обучения или сопровождать последнее. В первом случае они носят поисковый характер, для того чтобы при моделировании формирующего эксперимента можно было использовать результаты этого поиска. Например, с целью отбора наглядного и художественного материала для детей при закреплении и активизации словаря по разным темам можно провести перекрестные эксперименты, выясняющие доступность литературных произведений, картин. Аналогично поступают в случаях проверки эффективности отдельных приемов обучения, например таких, как привлечение внимания детей к слову, участие в экскурсиях представителей той профессии, с которой знакомятся дети (в словарной работе), и др.

Методикой научного исследования студенты начинают овладевать в учебной работе, выполняя различные задания исследовательского характера (анализ литературы, изучение речи детей, разработка программ индивидуального развития детей и др.). Элементы эксперимента, опытно-педагогическая работа становятся основными методами выполнения курсовых и дипломных работ.

1. Каковы предмет методики и ее фундаментальные и прикладные задачи?

2. Какова роль методологических подходов в определении стратегии работы по развитию речи и обучению родному языку?

3. Какова роль языка и речи в развитии ребенка?

4. Каким образом методика использует данные психолингвистики, физиологии, языкознания и других наук? Приведите примеры, иллюстрирующие связь методики со смежными науками.

5. Какими профессиональными умениями развития речи детей должен овладеть воспитатель детского сада?

studfiles.net

Развитие речи детей дошкольного возраста

Речь детям, как и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, познает мир, выражает желания, планирует свои действия. Родителям важно помнить, что речь – это приобретенная способность, а не врожденная. Поэтому развитие речи детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях должно быть на первом месте.

Этапы развития речи у детей от рождения до школы

Новорожденные дети примерно до двух месяцев только кричат. С трех-четырех месяцев появляется гуление. После полугода малыш начинает лепетать, знает свое имя, с удовольствием играет с мамой в ладушки, сороку-ворону, козу рогатую.

Около года или чуть позже ребенок произносит первые осознанные слова. Постепенно словарный запас расширяется и улучшается произношение. До трех-четырех лет ошибки нормальны. Дети могут неправильно обобщать слова, сокращать их до одного ударного слога или переставлять слоги местами.

После трех лет в речи ребенка появляются простые и сложные предложения. В три-четыре года с ребенком можно вести диалог. Дети в это время часто говорят торопливо, взахлеб.

К пяти годам у ребенка значительно расширяется словарный запас. Он может пересказывать, сочинять рифмы, правильно произносить слова. Развитие речи детей дошкольного возраста должно завершиться хорошим овладением родного языка, достаточным словарным запасом. К сожалению, не все дети это осваивают. Поэтому образовательные стандарты для детских садов и развивающих центров делают основной упор на формирование речи.

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Диагностика речевого развития призвана выявить лексический запас ребенка, понимание им употребляемых слов. Обследование детей проводится индивидуально. Для этого им демонстрируются предметы или картинки с их изображением, так же на картинках могут быть отражены признаки предметов и некие действия.

Ребенок должен ответить на вопросы:

Проверяется и наличие в лексике обобщающих слов при предъявлении группы предметов.

Результаты обследования фиксируются и анализируются.

Принято использовать несколько уровней при оценке словаря детей по конкретным словам:

  • нулевой – в активном и в пассивном словаре ребенка слово отсутствует;
  • первый – слово присутствует в активном словаре, но понимание его неверно или вовсе отсутствует;
  • второй – слово присутствует в словаре, но при его использовании имеются ошибки или оно применяется в речи ограниченно (только в определенных ситуациях);
  • третий – слово, независимо от ситуации, употребляется и понимается правильно.
  • Развитие речи у детей

    Речевое развитие дошкольников по ФГОС

    Дошкольное образование – главный этап в развитии ребенка. В дошкольном возрасте малыш учится учиться, что так будет ему потом необходимо в школе. Он с радостью познает новое, и речь должна стать ему помощником. Поэтому развитие речи в детском саду – это одна из первостепенных задач педагогов.

    Развитие речи дошкольников по ФГОС решает такие задачи, как:

  • Формирование речи детей таким образом, чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми.
  • Обогащение активного словарного запаса ребенка.
  • Развитие творческой речи: сочинение рассказов, сказок, стихов.
  • Приобщение к чтению книг, знакомство с разными жанрами детской литературы.
  • Развитие фонематического слуха, чтобы дети правильно усваивали ударение, слышали звуки в словах.
  • Эти задачи специалисты дошкольных учреждений выполняют с помощью различных методик и упражнений.

    Методика развития речи детей дошкольного возраста

    Существует несколько методик, учитывающих особенности развития речи детей дошкольного возраста и помогающих детям освоить речь. Применять их нужно в комплексе, чтобы ребенок правильно слышал, говорил и понимал слова.

    С самого рождения с ребенком нужно постоянно общаться. Самым маленьким рассказывайте о своих действиях и окружающих предметах. У детей постарше спрашивайте о том, как они провели день, что понравилось, запомнилось, не понравилось и почему.

    Занимайтесь пальчиковой гимнастикой и играми ежедневно по 15 минут. Уже доказано, что мелкая моторика положительно влияет на умственное развитие ребенка. Любые действия ручками и пальчиками благотворно сказываются на речи.

    Дыхательная гимнастика также способствует правильной речи за счет формирования длительного выдоха. Можно дуть на перышко, кусочки ваты как будто они снежинки, сдувать семена одуванчика.

    Чтение книжек расширяет кругозор, дает повод обсудить сюжет и героев, сближает взрослого и ребенка.

    Все занятия по развитию речи надо проводить в игровой форме, ненавязчиво, чтобы ребенок получал удовольствие.

    Развитие речи у детей дошкольного возраста

    Упражнения для развития речи

    Упражнения помогают ребенку лучше усвоить речь соответственно возрасту. Подбирая задания, важно помнить, что речевое развитие детей дошкольного возраста необходимо проводить в ненавязчивой игровой форме.

    Вот некоторые упражнения на развитие речи, которые можно использовать в садике и дома:

  • Назвать предметы одним словом, какого предмета не стало.
  • Упражнения на сравнение, сочинение рифмы к слову, сочинение сказок по картинкам.
  • Нахождение ошибок в описании, их исправление.
  • Назвать предметы во множественном и единственном числе.
  • Для развития артикуляции проговаривать звукоподражательные слова, имитировать голоса животных.
  • Для дикции подойдут чистоговорки, стишки с определенной группой звуков, упражнения, где ребенок должен закончить слово.
  • Упражнения на образование глаголов: добавить слово; назвать действия животных, людей; назвать все возможные действия с предметом.
  • Образовать глаголы с помощью суффиксов (на дудочке дудят, на гитаре играют).
  • Упражнение на правильное использование пространственных предлогов.
  • Придумывание продолжения сказки, пересказывание.
  • Упражнения на звучание слова, нахождение первого звука, слова на заданный звук, проговаривание слов близких и разных по звучанию.
  • Упражнения на понимание структуры текста: что такое начало, основная часть, что бывает в конце.
  • Упражнения на отработку фонетической стороны речи: скороговорки, загадки, потешки, стихи.
  • Это далеко не полный список упражнений, которые желательно делать с детьми регулярно, чтобы стимулировать развитие речи у детей дошкольного возраста.

    Родителям важно знать и помнить, что постоянные, систематические игровые занятия с детьми помогут им вовремя освоить правильную и грамотную речь.

    www.rastut-goda.ru

    7.2. История становления методики развития речи детей дошкольного возраста

    Истоки методики развития речи прослеживаются и в эпоху Античности.

    В философских трактатах Сократа, Платона, Аристотеля даются практические советы по подготовке детей к освоению риторического искусства.

    В Средние века особое внимание уделялось обучению детей чтению религиозных источников с целью постижения божественной мудрости.

    В эпоху Возрождения возвращается идея Античности о первичности устной речи и необходимости развития красноречия как умения выражать свои мысли логично, внятно, в привлекательных для слушателя формах.

    Особое значение для методики развития речи имели труды Я. А. Коменского (1592–1672). В книге «Материнская школа» он предлагает программу развития речи детей, которая базируется на изучении особенностей ребенка. Эффективными средствами развития речи Я. А. Коменский считает подражание речи взрослого, ритмические прибаутки, стихи, басни, художественные рассказы, сказки о животных. Особое значение придается ознакомлению с литературой, что позволяет ребенку приобщиться к красоте родного языка, а позже (в школьном обучении) освоить ораторское мастерство или умение «хорошо говорить». Наиболее ценным в идеях Коменского явилось обоснование принципа единства познавательного и речевого развития.

    В XVIII веке центральной идеей становится необходимость образования на родном языке. И. Г. Песталоцци (1746–1827) в разработанной им теории элементарного образования утверждал, что все знания проистекают из трех основных человеческих способностей, связанных со звуком, линией и единицей, которые и составляют элементы всякого сложного знания. Наиболее важна способность произносить звуки, на которых базируется правильное употребление слов, что является основой обучения речи. И. Г. Песталоцци определяет три этапа педагогической работы по развитию речи детей: обучение звуку, обучение слову, обучение речи. Он разрабатывает систему упражнений для развития познавательных и речевых способностей. В дальнейшем эти идеи получили развитие в западноевропейской (Ф. Фрёбель) и в отечественной (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева) педагогике.

    В начале XIX века самое большое влияние на развитие теории и практики дошкольных образовательных учреждений оказал Ф. Фрёбель.

    Он рассматривал развитие речи как часть умственного и социального развития и предполагал организацию свободного общения ребенка

    с разными людьми в процессе таких видов совместной деятельности, как наблюдения, игра и сообщение знаний по ходу дидактических игр

    290 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

    В становлении отечественной методики развития речи особая роль принадлежит К. Д. Ушинскому (1824–1870). Он по праву считается основоположником российской методики развития речи как науки. В основу всей педагогической системы Ушинского были положены два фундаментальных принципа: народности и развивающего обучения. В родном языке К. Д. Ушинский видел средства развития умственных, нравственных и художественных особенностей ребенка. Развитие речи трактуется им как процесс освоения родного языка и полагается центральной задачей образования и воспитания детей. Ушинский также определяет цели первоначального обучения родному языку: развитие «дара слова», или способности выражать свои мысли в правильных речевых формах; усвоение лучших форм языка, содержащихся в произведениях фольклора и художественной литературе; освоение грамматики, логики родного языка.

    Для решения каждой цели К. Д. Ушинский предлагает методику работы, которая включает систему упражнений по развитию дара слова, чтение и обсуждение литературных текстов — лучших образцов языка, обучение правилам грамматики на основе анализа речевой практики.

    Взгляды К. Д. Ушинского легли в основу отечественной методики развития речи, получив продолжение в исследованиях Е. Н. Водовозовой, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной.

    В истории отечественной науки о развитии речи детей определяются пять периодов: 1918–1940; 1940–1953; 1953–1989; 1989–2010 годы; современный период.

    Начало истории становления и развития методики как науки можно отнести к 1918 году. 1918–1940 годы — это период научного обоснования, идеологической оценки, пересмотра педагогического наследия дореволюционной России. Характерной его особенностью явилась идея о ведущей роли литературы в развитии речи дошкольников. Литература рассматривалась в качестве основного и единственного эффективного средства речевого развития детей. В этот период к созданию произведений детской литературы были привлечены многие лучшие писатели и поэты того времени: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, В. В. Бианки и др.

    Этот этап в развитии методики связан с научной, общественной и практической деятельностью Е. И. Тихеевой (1867–1944). Опираясь на идеи русских прогрессивных и западных педагогов, Е. И. Тихеева обосновала необходимость рассматривать развитие речи как ведущую задачу в воспитании и развитии дошкольника, сформулировала цель работы детского сада по этому разделу, определила теоретические основы методики, разработала основные ее разделы: развитие речи в первые годы жизни ребенка, словарь детей, занятия по живому слову.

    Значительное влияние оказали работы Е. А. Флериной (1889–1952). Ею разработана методика использования художественного слова в развитии речи детей, предложены методы беседы, разговора, чтения и рассказывания литературных текстов. В ее учебном пособии «Живое слово

    в дошкольном учреждении» нашли отражение результаты исследований Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. Таким образом, происходит создание методики развития речи как науки, учебной дисциплины и практического руководства для деятельности воспитателей детских садов.

    Период 1940–1953 годов характеризуется явлением психологизации теоретических подходов, появлением нового исследовательского метода психолого-педагогического обучающего эксперимента и усилением роли активных средств обучения в практике развития речи дошкольников.

    Поворотным моментом в развитии теоретических позиций стало диссертационное исследование А. М. Леушиной, выполненное под руководством видного советского психолога профессора С. Л. Рубинштейна. Сотрудничество психолога и педагога, направленное на изучение развития связной речи дошкольников в условиях педагогического воздействия, позволило раскрыть генезис связной речи, новые возможности речевого развития ребенка, определить необходимые педагогические условия.

    Была пересмотрена цель работы по развитию речи детей в детском саду и установлена новая система речевых задач. Исходя из ведущей

    в дошкольном возрасте коммуникативной функции речи, главной целью стало развитие речи как универсального средства общения ребенка с окружающими людьми. Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, главной из которых является формирование связной речи детей. Решение остальных речевых задач (развитие словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи) способствует совершенствованию связной речи ребенка по мере его взросления.

    А. М. Леушиной принадлежит разработка принципиально новой теории пересказа, что заставило коренным образом пересмотреть отношение к этому виду речевого задания. Подобного рода методические находки были сделаны и в отношении бесед с детьми. А. М. Леушина показала, что роль вопросов воспитателя в беседе с детьми заключается не в том, чтобы восстанавливать в памяти известные ребенку факты; задавая вопросы, педагог стимулирует ребенка к установлению новых связей и выражению нового уровня знания в речи. Это явилось теоретической предпосылкой для последующей разработки метода эвристической беседы в работе с дошкольниками.

    Благодаря исследованиям А. М. Леушиной в 1940-е годы методика развития речи окончательно вышла из узких рамок и превратилась

    Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

    в науку, вставшую на твердое теоретическое основание. Содержание ее существенно обогатилось. В нее был включен раздел «Формирование связной речи детей дошкольного возраста», разработанный А. М. Леушиной. Под влиянием исследований Н. А. Гвоздева, М. Е. Хватцева, Е. И. Радиной, К. Ф. Аркина было усилено внимание к звуковой и грамматической сторонам речи детей.

    В предвоенные годы оказала влияние на дальнейшее совершенствование методики развития речи работа Р. И. Жуковской, в которой изучались вопросы восприятия детьми юмора, методы формирования выразительной речи. Более детальной и глубокой разработке раздела «Словарная работа» способствовали результаты исследования Е. А. Гребенщиковой, в которых подчеркивалась особая роль сенсорного воспитания для освоения лексики дошкольниками.

    Идея возвращения к народным истокам, к устному народному творчеству как ведущему средству воспитания ребенка и развития его речи нашли научно-практическое обобщение в книге А. П. Усовой «Русское народное творчество в детском саду» (1947).

    Таким образом, к началу 1950-х годов в решении методических вопросов развития речи детей все большее место начинают занимать методы обучения, а в формах работы с детьми — доминировать занятия.

    Период 1953–1989 годов начинается с официального утверждения идеи о ведущей роли обучения в развитии и воспитании ребенка и ее реализации в работе А. П. Усовой «Обучение в детском саду». Речь заняла место отражательной деятельности и рассматривалась в исследованиях с точки зрения возможностей ребенка передать освоенное содержание и как показатель и результат его освоения. В качестве такого побочного научного результата развитие речи рассматривается в исследованиях, посвященных проблеме сенсорного воспитания и развития детей (В. И. Логинова), трудового воспитания (Г. П. Лескова, З. Н. Борисова, Г. В. Груба), нравственного воспитания в процессе общения (Т. И. Бабаева, А. В. Булатова, М. И. Тимошенко), игры (Р. М. Римбург, П. Г. Саморукова, Ф. В. Изотова), художественного развития ребенка (И. Л. Гусарова, Н. М. Зубарева, Н. А. Курочкина, Д. И. Воробьева), ознакомления с природными явлениями (А. К. Матвеева, Л. М. Маневцова).

    В исследованиях В. И. Логиновой и ее учеников, предпринятых

    в 1970-е годы, было разработано новое содержание программы развития словаря дошкольников. На основе реализации принципа системности знаний были определены направления словарной работы с детьми дошкольного возраста.

    Возможность освоения понятий и понятийного значения слова дошкольниками продолжает изучаться под руководством В. И. Логиновой и в 70–80-е годы на разном содержании: предметного мира (исследова-

    Раздел 3. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста

    ния Г. Н. Бавыкиной, Л. Д. Щербатых), мира природы (исследования

    Н. Н. Кондратьевой, Л. Я. Мусатовой, Т. А. Марковой), социального мира, его центрального явления — труда (исследования Л. А. Мишариной, С. Ф. Сударчиковой, Н. М. Крыловой, М. В. Крулехт), мира искусства (О. Н. Сомкова, О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе).

    Таким образом, рассматриваемый период становления методики развития речи (1953–1989) ознаменован следующими основными достижениями:

    — провозглашением идеи ведущей роли обучения в развитии речи ребенка дошкольного возраста;

    — разработкой нового содержания теории и методики словарной работы на основе формирования системных знаний об окружающем мире;

    — разработкой новых психолого-педагогических подходов и методических рекомендаций по решению задач развития речи детей в работе с художественными произведениями разных жанров;

    — разработкой и внедрением в практику методики занятий по развитию разных сторон речи детей дошкольного возраста;

    — появлением программы современного курса методики развития речи для студентов вуза.

    Началом следующего периода в истории методики развития речи (1989–2010) становится появление новой концепции дошкольного воспитания и следующий за ней новый всплеск исследований по проблемам развития речи. По классификации Ф. А. Сохина их можно разделить на три направления: структурное — исследования проблем освоения дошкольниками структурных уровней системы языка: фонетики, лексики, грамматики (А. Г. Арушанова, А. Н. Богатырева, В. В. Гербова, М. С. Лаврик, В. И. Логинова, Г. М. Лямина, А. И. Максаков, А. А. Смага, Ф. А. Сохин, Е. М. Струнина, В. И. Яшина и др.); функциональное — исследование проблемы становления коммуникативной функции речи (Н. Ф. Виноградова, О. С. Ушакова и др.); когнитивное — исследование возможностей и условий элементарного осознания ребенком явлений языка и речи (М. М. Алексеева, Г. П. Белякова, Н. С. Варенцова,

    Н. В. Дурова, Л. Е. Журова, С. Н. Карпова, Л. Н. Невская, Ф. А. Сохин, Г. А. Тумакова, Д. Б. Эльконин и др.). В этот период изучались проблемы развития индивидуальных творческих проявлений ребенка в речевой деятельности (О. В. Акулова, В. Н. Андросова, Л. В. Ворошнина, Л. М. Гурович, Н. А. Орланова, А. И. Полозова, О. Н. Сомкова, Л. А. Талер, С. Н. Цейтлин и др.). В вариативных комплексных программах воспитания и развития дошкольников («Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки»), появившихся в это время, обязательным был раздел, определяющий задачи развития всех сторон речи ребенка.

    studfiles.net

    Методики воспитания для дошкольников

    Образовательная система включает в себя множество различных программ, которые направлены на правильное развитие и воспитание каждого ребенка дошкольного возраста. Данный период жизни детей характеризуется активностью, любознательность, подражанием и быстрым усвоением новой информации, навыков. При этом существует три этапа развития, каждый из которых имеет определенные особенности. Таким образом, обучающие методики, программы и технологии отличаются существенной важностью, так как позволяют осуществлять качественный образовательный процесс. В процессе обучения также учитывается не только возраст детей, но и индивидуальные особенности развития, цель программы, диагностика эффективности образования и другие важные моменты.

    Особенности и виды методик

    Существует большое разнообразие методов, направленных на эффективное развитие и воспитание детей. Каждая технология имеет определенные особенности, а для классификации методов используется специальная система. Таким образом, выделяется три группы, которые объединяют в себе схожие по характеристикам способы обучения. Такая система позволяет легко подобрать оптимальный вариант обучения ребенка в детском саду. Данная схема необходима в период дошкольного возраста, так как в это время дети требуют особенного внимания.

    Дошкольный возраст разделяется на несколько периодов: младший, средний и старший. В детском саду существуют соответствующие группы, что позволяет подобрать оптимальную программу образования в зависимости от возрастных особенностей. Каждый период имеет характерные черты, которые выражены в следующем:

    • Младший возраст отличается активностью движения, стремлением к самостоятельности без учета возможностей и упорством. Дети в этот период капризничают, если не могут достичь цели, решить поставленную задачу. Мышление при этом развивается не достаточно активно, ведь малыш стремится получить задуманное, но не учитывает действия, возможности и другие обстоятельства;
    • Дети среднего возраста проявляют активную любознательность, действуют более продуманно, но акцентируют внимание на выраженных действиях и находятся в постоянном движении. Логическая деятельность при этом активизируется, развивается мышление;
    • В старшем возрасте дети активно познают окружающий мир, усваивают новую информацию, формируется мышление и происходит психологическое развитие. В этом возрасте осуществляется подготовка к школе, дети усваивают новые знания, навыки и развивают творческие способности.
    • Каждый период развития малыша требует особенного подхода. Именно поэтому при работе с детьми используются специальные методы, программы и системы. Такой подход позволяет осуществить качественный образовательный процесс с учетом возрастных особенностей, поставленных целей и других важных моментов. При этом основная цель всех методик заключается в гармоничном воспитании, заложении правильных основ и формировании верных образов.

      Различные методы направлены на достижение необходимых целей, которые определяются возрастом и уровнем развития ребенка. В процессе обучения в детском саду применяют разнообразные методики, имеющие определенные цели. Например, существуют образовательные программы, способствующие развитию творческих способностей ребенка, физическому развитию или изучению окружающего пространства и природы. В каждом случае для обучения используются различные материалы, наглядные пособия и другие элементы. Такой подход позволяет передать знания детям наиболее понятным и доступным способом, обеспечив качественное усвоение информации.

      Классификация методик, применяемых при работе с детьми в детском саду, осуществляется по определенным параметрам. Существует три больших основных группы:

    • Наглядные способы и методы обучения;
    • Словесные техники;
    • Практические методики.
    • Для качественного развития ребенка в период дошкольного возраста используется комплекс мероприятий, включающий в себя все виды методов. При этом для каждой возрастной группы применяется специальная программа, учитывающая особенности воспитания детей. Такая система является эффективной, а также позволяет обеспечить высокий уровень качества образования и развития ребенка.

      В детском учреждении активно применяются установленные общей системой образования методы и приемы. Наглядный способ обучения предполагает демонстративность, использование различных наглядных пособий и материалов. Иллюстрации, фильмы, поведение — все это применяется для обучения детей и достижения необходимой цели. Например, эффективным методом являются фильмы о природе и животных, а также демонстрация педагогом того или иного навыка. В последнем случае можно достаточно эффективно обучить ребенка рисованию, объясняя и показывая последовательное изображение предмета, пейзажа или явления. Например, педагог последовательно демонстрирует рисунок, а дети повторяют все движения. Такой метод является эффективным, ведь малыш подражает взрослому. В этом случае передача знаний и умений отличается особенной легкостью, но присутствуют определенные важные моменты. Метод словесной техники — это разнообразные беседы, рассказы, инструктирование, которые имеют определенную тему и структуру. С помощь слов передаются эмоции, выделяется главная мысль рассказа, а затем дети и педагоги подводят итог, обсуждают новую информацию. Также к данному методу относятся разъяснительные беседы, темой которых могут служить различные обстоятельства. Например, педагог или взрослый может объяснять ребенку правила поведения на дороге или в других местах. В любом случае важным моментом является эмоциональность рассказа или беседы, максимально понятное разъяснение существенных моментов темы. Таким образом, дошкольное воспитание детей требует особенного подхода не зависимо от используемых методов. Практические методы обучения и воспитания, развития отличают разнообразием. К данному классу относятся различные игры, тренировочные мероприятия и упражнения. При этом могут сочетаться наглядный, практический и словесный метод. Например, когда педагог объясняет правила физических упражнений, демонстрирует их выполнение, а дети повторяют все движения. Такой метод может использоваться при развитии творческих навыков, при организации праздников и на других мероприятиях.

      Каждый метод направлен на достижение определенной цели. При этом важно подобрать оптимальную программу, что позволит стимулировать развитие и воспитание детей в любой период дошкольного возраста. Важное значение имеет и пример, который показывают взрослые, педагоги и родители. Обусловлено это тем, что дети подражают во многих действиях старшему поколению. Именно поэтому необходимо правильно подобрать программу обучения в детском саду, а также обеспечит комфортную атмосферу для развития ребенка.

      Структура личности и методики развития

      Правильное дошкольное воспитание детей предполагает учет всех необходимых аспектов. При этом используются различные методики, классификация которых осуществляется также и в зависимости от компонентов структуры личности. Данная особенность является немаловажной, так как позволяет сделать процесс обучения, развития, воспитания более правильным, качественным и эффективным.

      Структура личностного типа включает в себя несколько компонентов. В процессе обучения, который направлен на развитие этих качеств, используются такие методики и программы, цель которых выражена в полноценном и правильном развитии сознания, а также методы, служащие для формирования положительного поведения ребенка в социуме. Применяются и методики, которые предназначены для психологического развития и формирования, стимулирования чувств.

      Такая классификация предполагает применение наглядных, словесных и практических методов обучения. При этом структура методик является продуманной, соответствующей всем требованиям. Применение оптимальной методики дошкольного воспитания обеспечивает развитие личностных качеств, индивидуальных особенностей и навыков. Классификация методов развития детей в зависимости от структуры личности осуществляется в детских садах. Такой подход позволяет обеспечить комфортное и правильное формирование всех необходимых качеств, стимулировать оптимальное развитие ребенка и сделать дошкольное воспитание детей более качественным. При этом используются различные формы деятельности, например, сочетание стимулирования, формирования положительного поведения и развития сознания. Образовательная программа учитывает все особенности и включает в себя продуманные методики воспитания, обучения и развития.

      Основа многих методик включает в себя развитие моторики рук у детей. Такой процесс является необходимым, так как в пальцах сосредоточено множество рецепторов, которые отправляют импульсы в головной мозг, способствуя развитию речи. При этом движения рук приобретают согласованный характер. В процессе действий руками активизируются отделы мозга, которые отвечают за развитие связной речи. Для этой цели применяются различные методики любого типа, например, лепка, рисование, работа с фигурками или конструктором.

      Существует множество игровых, творческих, активных занятий, которые способствуют развитию мелкой моторики рук, формированию речи. При этом используются различные материалы, предметы и элементы. Игровые методики эффективно применяются в детском дошкольном учреждении, что способствует развитию правильной речи, логического мышления и продуманности действий. В результате таких занятий ребенок осваивает различные материалы, узнает много нового и интересного, учится создавать и развивает индивидуальные способности. При использовании каждой методики важно участие педагога, взаимодействие взрослого и ребенка.

      Образовательная программа и дошкольное воспитание детей предполагают полноценный и комплексный подход к развитию ребенка. При этом учитывается возраст малыша, так как дошкольный период разделяется на три этапа. Младшие дети 3 — 4 лет являются достаточно активными и стремятся к самостоятельности, но при этом не учитывают свои возможности. В данном случае необходимы методики, которые не подавляют такое стремление, а лишь направляют действий малыша в правильном направлении.

      Средний и старший возрастные периоды отличаются более продуманными действиями, развитием логического мышления, любознательности, творческих и других навыков. Для этого используются методики, которые требуют поиска решения, осуществления продуманных действий, организованности. Эффективны игровые занятия, пазлы и мозаика, ролевые и сюжетные игры. В процессе таких мероприятий и игр для ребенка важно соблюдение правил, положительный пример взрослого и стимулирование развития личности.

      Полноценное дошкольное воспитание детей требует применения методик, которые имеют различные цели. Основные задачи обучения заключаются в следующем:

    • Развитие правильной речи;
    • Формирование математических представлений;
    • Заложение основ здорового образа жизни, объяснение пользы физической деятельности и правильного питания;
    • Ознакомление с окружающим миром, природой, искусством;
    • Развитие творческих способностей, умений и навыков;
    • Умственное и нравственное воспитание детей.
    • Каждая цель методик требует особенного подхода. При этом одно мероприятие может быть направлено на решение нескольких задач. Например, некоторые творческие методики способствуют развитию логики, речи, воображения и мелкой моторики рук. Таким образом, дошкольное воспитание детей является комплексным процессом, направленным на решение многих задач.

      Правильное дошкольное воспитание детей является важным процессом. При этом используются различные методики: игры, беседы, рассказы, обсуждения, физическая деятельность, организация праздников в детском саду и многое другое. Каждый способ имеет определенные особенности, структуру и цель. Основная задача всех методик заключается в оптимальном развитии ребенка и формировании личности. Таким образом, дошкольное воспитание детей представляет собой структурированный и эффективный процесс, который включает в себя множество различных методик.

      deti.center

      Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста

      Ни для кого не секрет, что речь человека – это не только способ общения друг с другом. Прежде всего, это психофизический портрет самого человека. По тому, как выражаются те или иные люди, можно сразу сказать об уровне их образования, мировоззрения, пристрастиях и увлечениях. Основной период формирования правильной речи происходит в дошкольном возрасте. В это время у ребенка идет активное познание мира.

      Когда стоит начинать?

      В рамках нового стандарта (ФГОС) очень большое внимание уделяется именно развитию речи у детей дошкольного возраста. В возрасте 3 лет при нормальном развитии ребенка в его словарном запасе должно быть около 1200 слов, а у 6-летнего — около 4000.

      Все специалисты в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) усиленно работают над развитием речи своих воспитанников. Цель у всех едина, а вот способы каждый использует свои, в зависимости от выбранной в ДОУ методики. Та или иная методика развития речи детей дошкольного возраста предоставляет возможность педагогам-воспитателям воспользоваться успешным опытом профессионалов, работающих по данной проблеме.

      Кто и чему учит детей?

      Если заглянуть в диплом воспитателя, а речь идет именно о квалифицированных специалистах, то там можно увидеть такую дисциплину, как «теория и методика развития речи детей дошкольного возраста». Изучая данный предмет, будущий специалист получает теоретические знания о развитии речи детей по возрастным категориям, а также знакомится с различными методиками проведения занятий в ДОУ соответственно возрастной группе обучаемых.

      Каждому человеку известно из уроков истории, как формировалась речь человека. Ее построение шло от простого к сложному. Сначала это были звуки, затем отдельные слова, и только потом слова стали объединяться в предложения. Каждый ребенок проходит в своей жизни все эти ступени формирования речи. Насколько правильной и литературно богатой будет его речь, зависит от родителей, воспитателей и общества, которым окружен малыш. Педагог-воспитатель является основным показательным образцом по использованию речи в повседневной жизни.

      Цели и задачи формирования речи

      Правильно поставленные цели и задачи развития речи детей дошкольного возраста помогают педагогам максимально эффективно трудиться над данной проблемой.

      Основной целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является формирование устной речи ребенка и навыков его общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

      Задачи, решение которых поможет в достижении поставленной цели, следующие:

    • воспитание звуковой культуры речи ребенка;
    • обогащение, закрепление и активация словаря ребенка;
    • совершенствование грамматически правильной речи ребенка;
    • развитие связной речи ребенка;
    • воспитание у ребенка интереса к художественному слову;
    • обучение ребенка родному языку.
    • Добиться решения поставленных задач и достичь конечного результата поставленной цели при выпуске ребенка из ДОУ помогает методика развития речи детей дошкольного возраста.

      Методики по развитию речи в ДОУ

      Любая методика, независимо от предмета, всегда сконструирована от простого к сложному. И невозможно научиться выполнять сложные задания, если нет навыка в выполнении более простых. На сегодняшний момент существует несколько методик по развитию речи. Наиболее часто в ДОУ используют две методики.

      Методика развития речи детей дошкольного возраста Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичевой, В.К. Лотарева дает возможность теоретически узнать о развитии речи детей с самого раннего возраста (2 месяцев) и до семи лет, а также содержит практические рекомендации для педагогов-воспитателей. Данным пособием может воспользоваться не только специалист, но и любой заботливый родитель.

      Книга Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» – это пособие для воспитателей. Здесь широко раскрыты аспекты развития речи детей по возрастным группам дошкольного учреждения, приведены разработки занятий.

      В данных методиках по развитию речи детей все начинается со звуковых занятий, где воспитатели обучают и следят за чистотой и правильностью произношения звуков. Кроме того, только специально обученный человек может знать, в каком возрасте и какие звуки нужно ставить ребенку. Например, звук «р» нужно пытаться начинать произносить только в возрасте 3 лет, конечно, если ребенок не нашел его раньше самостоятельно, но это совсем не значит, что до этого с этим звуком работа не ведется. Чтобы малыш своевременно и правильно научился произносить звук «р», педагоги-воспитатели проводят подготовительную работу, а именно занимаются с детьми гимнастикой язычка в форме игры.

      Игра – основной способ развития речи

      В современном мире теория и методика развития речи детей дошкольного возраста говорят об одном, что основным способом считается игра с ребенком. В основу этого положено психическое развитие, а именно эмоциональный уровень развития, если ребенок пассивен, то и с речью у него будут наблюдаться проблемы. А чтобы побудить ребенка к эмоциям, ведь именно они служат толчком к речи, на помощь приходит игра. Знакомые малышу предметы становятся вновь интересны. Например, игра «прокати колесо». Здесь сначала воспитатель катит колесико с горки, проговаривая: «Колесико круглое с горки скатилось и по дорожке потом покатилось». У детей обычно это вызывает восторг. Затем педагог предлагает прокатить колесо кому-нибудь из ребят и снова проговаривает те же слова.

      Дети, сами того не подозревая, начинают повторять. Таких игр в методиках для ДОУ достаточно много, все они разнообразны. В более старшем возрасте занятия уже проводятся в форме ролевых игр, здесь уже общение идет не воспитатель–ребенок, а ребенок–ребенок. Например, это такие игры, как «дочки-матери», «игра в профессии» и другие. Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности протекает наиболее эффективно.

      Причины плохого развития речи у ребенка дошкольного возраста

      Одной из наиболее часто встречающихся причин плохого развития речи у ребенка является недостаток внимания со стороны взрослых, особенно если ребенок сам по себе от природы спокоен. Чаще всего такие дети с самого раннего возраста сидят в кроватке или манеже, закиданные игрушками, и лишь изредка родители, занятые своими делами, заходят в комнату посмотреть, все ли в порядке.

      Другая причина тоже происходит по вине взрослых. Это односложное общение с ребенком. В виде таких высказываний, как «отойди», «не мешай», «не трогай», «отдай». Если ребенок не будет слышать сложных предложений, то и требовать от него нечего, ему просто не с кого брать пример для подражания. Ведь совсем нетрудно сказать ребенку «дай мне эту игрушку» или «не трогай, здесь горячо», а уже сколько слов прибавится в его словаре.

      Тонкая грань между развитием речи и психологическим развитием малыша

      Если две вышеперечисленные причины плохого развития речи у ребенка полностью исключены, а речь развивается слабо, то надо искать причины в его психическом здоровье. С самого раннего возраста и до школы большинство детей не умеют мыслить абстрактно. Поэтому обучать малыша речи нужно, используя какие-то конкретные примеры или ассоциации. Методика развития речи детей дошкольного возраста построена на основе изученного психологического развития детей. Существует очень тонкая грань между развитием речи и психическим развитием. В возрасте 3 лет у ребенка начинает развиваться логика и воображение. И часто родители бывают обеспокоены появлением фантазий, начинают обвинять ребенка во лжи. Ни в коем случае делать этого не нужно, потому что ребенок может замкнуться в себе и перестать разговаривать. Не нужно бояться фантазий, их просто надо направлять в правильное русло.

      Как помочь ребенку, если речь развивается плохо?

      Конечно, каждый ребенок индивидуален. И если ребенок к четырем годам выражается только отдельными словами, не связанными даже в простые предложения, то нужно звать на помощь дополнительных специалистов. Методика развития речи в дошкольном возрасте предусматривает включение в процесс образования таких специалистов, как педагог-логопед и педагог-психолог. Деток таких чаще всего определяют в логопедическую группу, где с ними занимаются более интенсивно. Не нужно бояться логопедических групп, ведь сколько будет радости у ребенка, когда он сможет говорить связанно и логически правильно.

      Необразованность родителей – источник плохого развития детей

      Методика развития речи детей дошкольного возраста – это настольная книга не только воспитателей, но и родителей. Потому что необразованность родителей ведет к плохому развитию детей. Кто-то требует от ребенка слишком многого, а кто-то, наоборот, пускает все на самотек. В данном случае необходим тесный контакт родителей с воспитателем, возможно даже проведение тематических родительских собраний. Ведь лучше ошибки предотвратить, чем потом их долгое время исправлять. А если действовать правильно, совместно и согласованно, то ребенок к окончанию ДОУ обязательно будет обладать прекрасной литературной речью с необходимым словарным запасом, который в дальнейшем, на следующих ступенях обучения, будет становиться только глубже и шире.

      fb.ru

      Смотрите так же:

      • Как лечит насморк у 4 месячного ребенка Насморк у 10 месячного ребенка чем лечить Главная » Насморк » Насморк у 10 месячного ребенка чем лечить Чем лечить насморк у 10-ти месячного ребёнка? Вы уверены, что у крохи не аллергический ринит? Тогда попробуйте что-то из нижеследующего. Раствор морской соли - концентрацию подберите такую, чтобы был слегка соленый вкус. […]
      • Каша для 5 месячного ребенка Овсяная каша 6 месячному ребенку Какие каши можно делать самим для ребенка от 6 месяцев Особенности меню для ребенка от 6 месяцев В меню 6-месячного ребенка педиатры рекомендуют включать такие продукты и приготовленные из них блюда, как: Вся еда, которую получает малыш, должна быть очень тщательно перетерта. Жевательный рефлекс у […]
      • Можно ли давать антибиотик ребенку 3 дня Ребенка 4 месяца антибиотики Какой антибиотик можно дать ребенку? Антибиотик – это природное или искусственно синтезированное вещество, призванное бороться с деятельностью бактерий и микроскопических грибов. На вирусы (ОРЗ, ОРВИ) антибиотики не действуют! Существуют антибиотики как наружного, так и внутреннего применения. К антибиотикам […]
      • Мониторинг для детей дошкольного возраста Мониторинг по экологическому образованию детей дошкольного возраста средней группы Мониторинг по экологическому образованию детей дошкольного возраста средней группы Таблицы мониторинга заполняются дважды в год – в начале года (Н. Г.) и в конце учебного года (К. У. Г. (лучше использовать ручки разных цветов, для проведения сравнительной […]
      • Развитие личности умственно отсталых детей Развитие личности умственно отсталых детей Дети с нарушениями в развитии Преимущественное искажение эмоционально-аффективного развития. Грацильность внешнего вида, отрешенность, отсутствие контакта «глаза в глаза», чрезмерная привязанность к матери. Двигательные или речевые стереотипии, усиливающиеся в сложных, незнакомых ситуациях. […]
      • Можно ли 4 месячному ребенку Можно давать ромашку 4 месячному ребенку Сколько давать ромашки грудничку? Ромашка – растение, обладающее противовоспалительным, противомикробным, успокаивающим действием. По сути, ромашка является лекарством. Ее натуральное происхождение в совокупности с широким спектром действия создает у большинства мам впечатление, что ромашку можно […]
      • Если ребенок часто спит при болезни Почему ребенок в 4 месяца плохо спит Если заглянуть на форум, на котором общаются мамы, то довольно часто можно встретить посты о том, что грудничок примерно в 4 месяца вдруг начинает очень плохо спать ночами: часто просыпается, плачет, не отдает грудь. Это тем более странно, потому что перед этим какое-то время он уже прекрасно спал […]
      • Центр развития ребенка рыбинск Центры развития ребенка в Рыбинске Детские центры буквально с рождения готовы помочь родителям в воспитании и обучении ребенка. В Рыбинске это направление активно развивается, и уже сегодня такие организации как Центр развития ребенка, Детский клуб, Детская игровая комната, существуют практически в каждом районе города. Буду благодарна […]