Сюжетно-игровой танец — как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка.

Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому свои занятия по хореографии я начинаю со слов: “Мы сейчас будем играть…”, “Мы сейчас превратимся…”, “Мы сейчас отправимся в путешествие…” и т.п.

Ознакомление с хореографией в дошкольном возрасте начинается с элементарных движений – это работа стопами (карандашики – утюжки), корпусом (гордый носик, пристегивание животика на пуговку), руками (тарелочки, фонарики, пальчиковая гимнастика), ногами (выставление на пятку, на носочек, вперед, в сторону).

Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация .Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности.

Знакомство с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощенной форме с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т.д.). Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия.

Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности.

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и проблем, привлекающих внимание. Формирование танцевального творчества – это одна из программных задач детского сада. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т.к. творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения материала.

Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к подбору музыкального репертуара. Музыкальное произведение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому использованию выразительных движений.

От изображения животных, мы переходим к имитации людей, их характеров. Показ, имитация человеческих характеров затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферу ребёнка, формирует моральные качества, учит отличать прекрасное, приобщает к миру духовности и красоты.

Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой.

Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму “рассказа” и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.

Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей дошкольного возраста, однако, разработок танцевальных сюжетов, предлагаемых методическими сборниками – единицы. Содержание сборников представлено плясками, образными или характерными танцами, в которых не выявляется значение танцевальных движений, объединенных в бессмысленной последовательности, танцевальная лексика их ограничена, отсутствует содержание танца. Всё это ведёт к низкому уровню развития танцевальной выразительности и, конечно же, творчества у дошкольников.

Учитывая тот факт, что не во всех дошкольных учреждениях имеется хореограф, а постановкой танцев занимается музыкальный руководитель без соответствующей хореографической подготовки, в помощь музыкальным руководителям предлагаю следующую постановку сюжетно-игрового танца “Мои грибки” 4/4 (см. Приложение).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Статья "Аппликация как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

воспитатель МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 «Колосок»,

Аппликация как средство развития творческих способностей

у детей дошкольного возраста

Актуальность темы нашего исследования связана с тем, что жизнь в постиндустриальном обществе становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека творческого подхода к решению проблем, подвижности, гибкости мышле­ния, хорошо развитого воображения, быстрой ориентации в новых условиях. Становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, а задачу их развития – одной из важнейших образовательных задач. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Социальный заказ общества на развитие творческих способностей детей сформулирован в нормативных документах системы дошкольного образования. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности» (гл. 5, ст. 48) [6]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) записано, что «образовательная программа детского сада должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для развития его инициативы и творческих способностей» [13].

В общей психологии творческие способности – это «индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнении» [10, с. 200]. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением кра­сиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

Относительно детей дошкольного возраста выделяют игровое, литературное, изобразительное, музыкальное творчество и т.д. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальные творческие способности» [11, с. 132]. Проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста Л.С. Выготский выделяет как один из самых важных вопросов детской психологии и педагогики. «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не означает, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению» [4, с. 62].

Творческие способности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе (И.П. Волков, Е.Е. Кравцова) определяются как «способность ребенка в рамках собственного познания и опыта создавать нечто новое, оригинальное, проявляя творческое мышление и воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения» [9, с. 12].

Рассматривая структуру творческих способностей, известные отечественные психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, единодушно выделяют творческое мышление и творческое вообра­жение как обязательные компоненты творче­ских способностей детей дошкольного возраста.

Вслед за известным американским психологом П. Торренсом, изучавшим творческое мышление детей и подростков, большинство отечественных психологов и педагогов (П.Я. Гальперин, К. Дункер, С.Л. Рубинштейн) сходятся на том, что основными характеристиками творческих способностей дошкольников являются беглость, оригинальность и гибкость их творческого мышления и воображения.

Средствами развития творческих способностей детей дошкольного возраста могут являться игра, театрализованная деятельность, литературное творчество, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, ручной труд). Согласно ФГОС ДО, развитие творческих способностей дошкольников ведется при овладении детьми содержания всех образовательных областей. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» эта задача решается в ходе «реализации самостоятельной творческой деятельности детей – изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.» [13].

Вместе с тем в практике работы детских садов все еще сильна позиция невмешательства в детское изобразительное творчество. Такая позиция взрослых недопустима, поскольку только под руководством взрослого развиваются творческие способности детей.

Одним из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность.

Изобразительная деятельность как вид продуктивной деятельности, наряду с игровой, является «ведущей в дошкольном возрасте» [7, с. 5]. Именно в ней формируются самостоятельность ребенка от взрослого, стремление к поиску средств выражения творческих замыслов детей (Н.В. Ветлугина, Д.И. Воробьева, Н.В. Дягилева). Изобразительная деятельность является той основой, на которой, начиная с раннего детства, строится творческая деятельность ребенка. Изобразительная деятельность в ДОУ включает в себя рисование, лепку, ручной труд. Т.Г. Казакова считает, что «основная задача изобразительной деятельности в период дошкольного детства – развитие творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами» [7, с. 9].

По наблюдениям Н.А. Ветлугиной, «в разных возрастных группах изобразительное творчество детей имеет свои особенности» [2, с. 36]. Проявлением творчества у младших дошкольников могут быть просто какие-то дополнения к лепке, рисунку, аппликации, скажем, палочка-черешок, новый необычный цветочек и т.д. В средней и старшей группе, по мере овладения изобразительными навыками, усложняется и творческое решение, которое дети используют для решения изобразительных задач. В рисунках, лепке, аппликациях детей 57 лет появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями. И в этой ситуации положительное отношение педагога к инициативе и творчеству ребенка – важный стимул развития его творческих способностей.

Среди разнообразных видов детской деятельности особое место принадлежит аппликации.

Аппликация – наиболее простой и доступный для детей дошкольного возраста способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Согласно общепринятому в дошкольной педагогике определению, аппликация – «способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность» [1, с. 6].

Анализ источников дает основание рассматривать аппликацию как деятельность, включающую в себя элементы других видов деятельности – игры, труда, изобразительной деятельности (З.В. Лиштван, Л.А. Парамонова). Благодаря такому интегральному характеру в аппликации и заключены благоприятные возможности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

В большинстве исследований изучались развивающие и воспитывающие возможности аппликации с использованием подручных материалов и инструментов (Б.Г. Гагарин, Е.А. Коссаковская, О.А.Сафонова). Эти авторы пришли к выводу, что аппликация интересна и привлекательна для дошкольников, прежде всего, своей направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность, творческое мышление и воображение. Помимо этого уже в этом возрасте у некоторых дошкольников обнаруживается элементарный познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей и способов осуществления своих творческих замыслов. Аппликация может с успехом использоваться и с этой целью.

Т.С. Комарова утверждает, что для «развития творческих способностей посредством аппликации дошкольникам необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут» [8, с. 127].

Анализ примерных основных образовательных программ дошкольного образования («От рождения до школы», «Детство», «Успех») показал, что в них уделяется внимание лишь постановке задач и определению минимального содержания по проблеме развития творческих способностей дошкольников средствами аппликации. Ни одна из программ не содержит полного и конкретного описания системы работы с детьми, их родителями и педагогами по этой проблеме. Это делает актуальной разработку и реализацию педагогической технологии по этой проблеме, которая бы восполнила это методическое несоответствие образовательных программ ФГОС ДО.

Для эффективного развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами аппликации необходимо использовать диагностику, которая позволяет определить исходный и итоговый уровень их развития, выявить проблемы в этом процессе, оценить результативность педагогической работы. Критериями для оценки развития творческих способностей дошкольников, по П. Торренсу, являются беглость, оригинальность и гибкость их творческого мышления и воображения. Воздействуя на них можно повышать продуктивность творческой деятельности и развивать творческие способности каждого ребенка.

Беглость творческого мышления и воображения определяется общим числом идей (ответов, оригинальных решений) на поставленный вопрос, задачу. Оригинальность творческого мышления и воображения – это необычность подхода к проблеме, которая определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью образов, цветовых решений. Гибкость творческого мышления и воображения – это умение использовать оригинальные идеи и замыслы в новых условиях [12, с. 19].

На основании этих критериев нами были подобраны две методики для оценки уровня развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности (в том числе и в аппликации).

1.Тест Торренса «Закончи рисунок».

2. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.

Тест Торренса «Закончи рисунок» – это рисуночный тест, который предназначен для диагностики беглости, оригинальной и гибкости творческого мышления ребенка-дошкольника. Он включает методическое руководство, стимульный материал. Диагностика детей по тесту Торренса проводится в индивидуальной форме. Перед ее проведением психолог или экспериментатор четко объясняет задание каждому ребенку, разбирает его на примере вместе с испытуемым, отвечает на возникающие у ребенка вопросы. После этого экспериментатор (психолог) засекает время, а испытуемый ребенок работает над тестом самостоятельно – дорисовывает предложенные в тесте фигуры полноценными рисунками, которые ребенок придумывает сам.

Диагностика оригинальности творческого воображения дошкольников осуществляется с помощью методики «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. Данная методика направлена на определение уровня способности, создавать оригинальные образы. В качестве материала используется два равнозначных комплекта карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Во время исходного обследования (на этапе констатирующего эксперимента) детям предлагается только первый из этих комплектов, второй используется во время повторного обследования (контрольный эксперимент). Экспериментатор дает инструкцию каждому ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь». Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?». Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками. Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показывает несколько вариантов дорисовывания.

Обработка результатов по данной методике производится следующим образом. Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают круг в солнце, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы.

На основе выделенных критериев и показателей были определены уровни развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности – высокий, средний и низкий.

Высокий уровень творческих способностей – ребенок самостоятельно генерирует 3-5 идей по завершению рисунков, Рисунки, сделанные ребенком, отличаются оригинальностью – это новый образ, детали, цвет, форма и т.д.

Средний уровень творческих способностей развития – ребенок самостоятельно генерирует 1-2 идеи по завершению рисунков. В остальных случаях он только при помощи взрослого может придумать оригинальную идею по завершению рисунка. Решения, предлагаемые ребенком, отличаются оригинальностью только в деталях, цвете, форме и т.д., но не в общем оригинальном, придуманном самим ребенком образе.

Низкий уровень творческих способностей – ребенок даже при помощи взрослого не может придумать оригинальную идею по завершению рисунка. Он не выдвигает никаких вариантов, гипотез и методов для решения поставленной задачи. Не может придумать оригинальные образ, его детали, цвет, композицию, форму и т.д.

После завершения исходной диагностики детей, полученные результаты анализируются, и делается вывод об уровне развития творческих способностей дошкольников – беглости, оригинальности и гибкости их творческого мышления и воображения.

Для развития творческих способностей дошкольников посредством аппликации разрабатывается педагогическая технология, которая включает 4 модуля: целевой, содержательный процессуально-деятельностный и диагностико-коррекционный.

Целевой модуль педагогической технологии содержит цель и задачи педагогической работы с детьми, их родителями и воспитателями детского сада.

Так, цель разработанной нами технологии, – развитие творческих способностей дошкольников средствами аппликации.

1. Приобщать детей к изобразительному искусству, знакомить их с традиционными, смешанными и нетрадиционными материалами и техниками аппликации, адекватными периоду дошкольного детства.

2. Способствовать развитию и реализации каждым ребенком собственной индивидуальности, проявлению творчества средствами аппликации.

3. Помочь детям овладеть нетрадиционными техниками аппликации как средством развития их творческих способностей (творческого мышления и творческого воображения).

4. Организовать методическую помощь воспитателям детского сада и взаимодействие с родителями по развитию творческих способностей дошкольников средствами аппликации.

Содержательный модуль технологии включает 4 непосредственно образовательных видов деятельности детей, 4 – совместных видов деятельности детей и взрослого и 2 самостоятельных вида деятельности детей по работе с аппликацией.

Таким образом, педагогическая работа с детьми организуется в 3 этапа.

1-ый этап: знакомство детей с традиционными, смешанными и нетрадиционными материалами и техниками аппликации (непосредственно образовательная деятельность).

2-ой этап: развитие творческого мышления и воображения детей в процессе овладения ими нетрадиционными средствами аппликации (совместная деятельность детей и взрослого).

3 этап: закрепление умений детей по самостоятельному использованию нетрадиционных материалов и техник аппликации для воплощения творческого замысла (самостоятельная творческая деятельность детей – аппликация на свободную тему).

Процессуально-деятельностный модуль педагогической технологии включает методы и формы педагогической работы с детьми. Методы: словесные (объяснение, рассказ, беседа); наглядные (показ и демонстрация); игровые методы (сюрпризные моменты, игра-путешествие и т.д.). Формы: : коллективные, групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Диагностико-коррекционный педагогической технологии включает проведение исходной (до реализации технологии) и итоговой (после реализации технологии) диагностики, сравнение полученных результатов этих диагностик, формулирование выводов и (по необходимости) внесение коррективов в разработанную технологию.

Во время реализации педагогической технологии дошкольники знакомятся и овладевают смешанной техникой аппликации: из манной крупы, аппликация из бросового материала, живопись (тема «Цыплятана лугу»); хлопкового волокна – ваты (тема «У барашка теплая шубка»); цветного скотча (тема «Море волнуется»); техника коллажа (тема «Необитаемый остров»); пальцеграфия, манная крупа, расцвеченные перья (тема «Райская птичка») и т.д.

Использование такой технологии позволило повысить интерес детей к аппликации. Дети овладели нетрадиционными материалами и техниками аппликации, что способствовало развитию творческого мышления и воображения, а занчит, и развитию творческих способностей дошкольников.

Методические рекомендации по использованию аппликации как средства развития творческих способностей дошкольников.

1. Тематика аппликации должна быть интересной для детей, познавательной, посвященной знакомым игровым образам, событиям, персонажам, явлениям.

2. Проводить непосредственно образовательную и совместную (детей и взрослых) виды деятельности в игровой форме, в форме путешествия, с элементами занимательност.

3. Создавать проблемную ситуацию для поиска творческих решений при работе над аппликацией.

4. Поощрять проявления творческого мышления и воображения дошкольников (беглость, оригинальность, гибкость).

5. При анализе детских работ обращать внимание на оригинальность, новизну цветового решения, выражения образа, качество выполнения техники. Использовать самооценку и самоанализ выполненных работ детьми.

Значение аппликации как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста состоит в том, что она прививает ребенку любовь к творчеству и инициативе, стремление воплотить оригинальный замысел в аппликации с помощью аппликационных техник. Главное при работе над аппликацией – это атмосфера творчества, дающая ребенку радость открытий, самостоятельного создания детьми оригинальных образов.

  1. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду: учебное пособие. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 224 с.
  2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М.: Мозаика-Синтез, 2022. – 287 с.
  3. Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 228 с.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.: Речь, 2011. – 92 с.
  5. Гусакова М.А. Аппликация: учебное пособие. — М.: Владос, 2010. – 183 с
  6. 6. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 29.12.2013 № 273) // URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.html

7. Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучаюшихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Владос, 2011. – 324с.

8. КомароваТ.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 192 с.

9. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 196 с.

10. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2009. – С. 200-210.

11. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 327 с.

12. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. – М.: Академический проект, 2012. – 170 с.

multiurok.ru

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые проявляются в детской фантазии, воображении, своей точке зрения на окружающую действительность.

Приобщение к художественному творчеству приобретает особую актуальность в настоящее время, ведь творчество- это работа, исходящая от сердца. В прямом смысле это касается работы с пластилином, потому что каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук ребёнка. Поэтому, я считаю, что наибольшие возможности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста предоставляют нам занятия пластилинографией.

Цель моей работы — развитие творческих способностей каждого ребенка посредством пластилинографии.

Что же такое пластилинография? Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности.

При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Но также при работе с ним нужно помнить:

Следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания.

Для работы с объемной формой необходимы стеки, для выделения характерных особенностей декоративного предмета.

Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок

На рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.

Важное значение играет цвет пластилина, как средство выразительности. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой».

Очень важно постоянно обогащать чувства и эмоции детей, накапливать знания и впечатления об окружающем мире, развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и эмоционально-положительное отношение к художественно-творческой деятельности.

Работая с пластилином мы решаем сразу несколько задач:

возможность через лепку выплеснуть отрицательные эмоции, почувствовать себя свободными, возможность удивляться, радоваться;

возможность доставить детям радость от тесного общения с послушным материалом: пластилином;

развивать глаза, пальцы, возбудить фантазию и воображение.

На занятиях кружка по пластилинографии осваиваем различные приёмы, такие как: сплющивание, налепливание, прижимание, придавливание, примазывание и др. Все эти приёмы отрабатываем в игровых ситуациях.

Для воплощения творческих замыслов детей мы в своей работе также используем бросовый материал: это бумага разной фактуры и цвета, фантики от конфет, семечки, бисер, зернышки, пуговицы.

Зачастую лепка представляет для детей некоторые трудности: слабо развитая мелкая моторика пальцев затрудняет процесс лепки определенных форм предмета. Из-за недостаточно развитого воображения и фантазии, снижения познавательных интересов и способностей не все дети правильно могут передавать в лепке, что они хотят изобразить. Поэтому детям необходимо дополнительно развивать эти навыки. Это умение владеть рукой и пальцами, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться пластилином и стеком.

Обучение пластилинографии осуществляю в порядке повышения уровня сложности: начиная с простых картинок и постепенно перехожу к созданию более сложных. Сначала дети учатся создавать картинки под руководством взрослого, а затем самостоятельно, что способствует развитию воображения и фантазии.

Во время совместной деятельности с детьми я использую личностно- ориентированный подход к каждому ребенку. Стараюсь не навязывать ребенку свою помощь, а дать ему возможность рисовать пластилином так, как ему нравится. Иначе у ребёнка появляется робость и неуверенность в своих силах. Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально- эмоциональному развитию, стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества является выставка детского рисунка. Выставка — очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие.

Анализируя результаты работы, можно сделать вывод, что эмоции, вызванные пластилинографией, способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и творчество.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к данной нетрадиционной технике. Работы детей стали более интересными и неповторимыми. Дети обрели уверенность в себе и почувствовали себя маленькими творцами.

Мультипликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Мультипликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (представление опыта работы мультипликационной.

Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные.

Сюжетно-ролевой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Движение под музыку — неотъемлемая часть пластической культуры человека, которая формируется с раннего детства. Оно воспитывает у ребенка.

www.maam.ru

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Орлёнок»

Пластилинография, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Непомнящих Елена Геннадьевна, воспитатель г. Куйбышев, 2014г.

Статья на тему: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта является создание благоприятных условий для развития творческих способностей и потенциала каждого ребёнка.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые проявляются в детской фантазии, воображении, своей точке зрения на окружающую действительность.

Приобщение к художественному творчеству приобретает особую актуальность в настоящее время, ведь творчество — это работа, исходящая от сердца. В прямом смысле это касается работы с пластилином, потому что каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук ребёнка. Поэтому, я считаю, что наибольшие возможности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста предоставляют нам занятия пластилинографией. Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники пластилинографии я осуществляю через кружковую деятельность.

Цель моей работы — развитие творческих способностей каждого ребенка посредством пластилинографии.

Что же такое пластилинография? Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности.

При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Но также при работе с ним нужно помнить:

1. Следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания.

2. Для работы с объемной формой необходимы стеки, для выделения характерных особенностей декоративного предмета.

3. Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок

4. На рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.

Важное значение играет цвет пластилина, как средство выразительности. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой».

Очень важно постоянно обогащать чувства и эмоции детей, накапливать знания и впечатления об окружающем мире, развивать эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и эмоционально-положительное отношение к художественно-творческой деятельности.

Работая с пластилином мы решаем сразу несколько задач:

• возможность через лепку выплеснуть отрицательные эмоции, почувствовать себя свободными, возможность удивляться, радоваться;

• возможность доставить детям радость от тесного общения с послушным материалом: пластилином;

• развивать глаза, пальцы, возбудить фантазию и воображение.

На занятиях кружка по пластилинографии осваиваем различные приёмы, такие как: сплющивание, налепливание, прижимание, придавливание, примазывание и др. Все эти приёмы отрабатываем в игровых ситуациях.

Для воплощения творческих замыслов детей мы в своей работе также используем бросовый материал: это бумага разной фактуры и цвета, фантики от конфет, семечки, бисер, зернышки, пуговицы.

Зачастую лепка представляет для детей некоторые трудности: слабо развитая мелкая моторика пальцев затрудняет процесс лепки определенных форм предмета. Из-за недостаточно развитого воображения и фантазии, снижения познавательных интересов и способностей не все дети правильно могут передавать в лепке, что они хотят изобразить. Поэтому детям необходимо дополнительно развивать эти навыки. Это умение владеть рукой и пальцами, подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться пластилином и стеком.

Обучение пластилинографии осуществляю в порядке повышения уровня сложности: начиная с простых картинок и постепенно перехожу к созданию более сложных. Сначала дети учатся создавать картинки под руководством взрослого, а затем самостоятельно, что способствует развитию воображения и фантазии.

Во время совместной деятельности с детьми я использую личностно- ориентированный подход к каждому ребенку. Стараюсь не навязывать ребенку свою помощь, а дать ему возможность рисовать пластилином так, как ему нравится. Иначе у ребёнка появляется робость и неуверенность в своих силах. Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.

Важно подкреплять уверенность ребёнка в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники.

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально — эмоциональному развитию, стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества.

Одним из важных средств поощрения и развития детского изобразительного творчества является выставка детского рисунка. Выставка — очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие.

Анализируя результаты работы, можно сделать вывод, что эмоции, вызванные пластилинографией, способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и творчество.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к данной нетрадиционной технике. Работы детей стали более интересными и неповторимыми. Дети обрели уверенность в себе и почувствовали себя маленькими творцами.

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 20th Декабрь, 2016

www.inksystem-az.com

Семинар на тему: «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у детей».

Тема: «Интеллектуальные игры как средство развития творческих

способностей у детей».

Цель: систематизация знаний педагогов об интеллектуальных играх, их влиянии на развитие творческих способностей дошкольника.

— расширить представление воспитателей об основных типах интеллектуальных игр;

— выявить предназначение воспитателя в проведении интеллектуальных игр, викторин;

План работы семинара:

1. Доклад «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у детей».

3. Интеллектуальная викторина «Колесо знаний»

1. Доклад «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у детей».

Развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально- творческого потенциала ребенка.

Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего — в игре. Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. В ней ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра принципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Игра и воображение неразрывно взаимосвязаны.

Каждый согласится с тем, что неиграющий ребенок — это нонсенс, скорее аномалия, чем норма, то, что вызывает тревогу родителей, педагогов и врачей. Детство — это не только и не столько подготовка к взрослой жизни, сколько самобытное и самоценное явление, подлинное бытие, настоящая жизнь, которая быть может, гораздо более значима, чем вся последующая. Детская игра чрезвычайно содержательна, многогранна, она составляет основное содержание жизни ребенка. А что составляет содержание игры? — Жизнь, во всем ее многообразии и проявлениях.

Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, а «компетенции», т.е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.

Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в различного вида состязаниях позволит расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.

Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники – игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в последующем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности.

Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (ВПД), или, проще говоря, действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, его проще всего выработать.

Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе — игровой характер, поэтому интеллектуальные игры представляются ребенку не просто забавой, а интересным и необычным занятием.

— Перед началом торгов проведем разминку, где за каждый правильный ответ вы можете заработать дополнительные деньги.

1.Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? 2.Назовите их (5-количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени).

3. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? (систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход).

4. Методы и приемы – это одно и то же? (Нет). Назовите методы, используемые на занятиях по ФЭМП (словесные, наглядные, игровые, практические).

5. Назовите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП (рассказ, беседа, вопросы, описание, показ предметов и действий, игры, упражнения и т.д.)

6. Назовите структуру занятия по ФЭМП (количество частей занятия зависит от возраста и содержания, при изучении нового в младшей группе – 3части, средняя группа – 3-4 части, старшая – до 5, подготовительная группа – до 7).

7. Обобщенный образ существенных свойств предмета или объекта, точная копия предмета (модель).

8. С какой целью можно применять палочки Х. Кюзенера? (модель числа)

9. Свойство предмета, характеризующее его размер (величина).

10. Инструкция: — Внимательно прослушайте и найдите ошибку в высказываниях:

Нацепив на ноги ласты, под водой плывут гимнасты. (Аквалангисты).

Воют волками метели, в зимнем месяце апреле. (Апрель – не зимний месяц)

Хорошо в футбол играем, Шайбы часто забиваем. (Не шайбы, а мячи).

А, для тех, кто здоров, вызываем докторов.

У сосны иголки — короче, чем у ёлки. (Иголки у сосны длиннее)

Рыбкам маленький сачок, сплёл умелец-паучок. (Не рыбкам, а мухам).

Цель: Закрепить знания в области математики, экологии, безопасности жизнедеятельности, развития речи.

· Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности

· Развивать память, мышление, внимание, быстроту реакции.

· Воспитывать морально-волевые качества: настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, взаимопомощь.

· Формировать умения работать в команде.

· Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности

Ведущий: Отлично! А сейчас я Вам расскажу некоторые правила нашей викторины. За каждый правильный ответ команда будет получать очки. Та команда, которая по итогам всех заданий получит большее количество очков — объявляется победителем. Когда отвечает одна команда — вторая не подсказывает, иначе очко засчитывается в пользу соперников. Команды должны отвечать дружно, не ругаться и не ссориться. Вы готовы? Тогда мы начинаем! Запускаем наше колесо знаний!

Ведущий: Друзья, вы узнали нашего первого гостя? ( Да!). Это веселый попугай Кеша. Давайте послушаем, какое задание он приготовил для нас.

Кеша: Здравствуйте — здравствуйте! Я приготовил для вас веселую разминку. Внимание! Внимание! Вопросы очень сложные! Все задания вы найдете в Цветике-семицветике! За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл.

Ведущий достает Цветик — семицветик и приглашает участников из команд отвечать на вопросы.

1. Сколько месяцев в году?

2. Сколько углов у круга?

3. Сколько звезд на небе днем?

4. Сколько ушей у трех мышей?

5. Сколько рогов у двух коров?

6. Сколько огней у светофора?

7. Какие буквы не обозначают звуков?

8. Назовите соседей вторника.

9. Сколько хвостов у четырех котов?

10. Сколько углов у квадрата?

Ведущий подводит итоги первого тура.

Ведущий: Молодцы! Ну, а мы продолжаем!

II тур. Математика — Царица наук!

Ведущий приветствует нового гостя и предлагает частникам послушать задание.

Леопольд: Добрый день, ребята. Как известно, математика — Царица наук. И я очень люблю считать, складывать, вычитать. Но я хочу проверить, как Вы научились решать различные математические задачки. Задания будут трудные, но каждый правильный ответ принесет 1 балл вашей команде!

Задание 1. « Веселые задачки»

1. На плетень взлетел петух,

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?(3)

2. Шесть ребят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он глядит в окно — считает

Сколько их теперь играет?(5)

3. На поляне у реки

Жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать,

Кто успел их сосчитать?(4)

4. В кружку собрала Марина

10 ягодок малины

6 дала своей подружке

Сколько ягод стало в кружке?(4)

5.Четыре спелых груши

На веточке качалось.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?(2)

6. Сестры-белочки сидели

Вшестером в дупле на ели.

К ним еще одна примчалась-

От дождя она спасалась.

Все теперь сидят в тепле.

Сколько белочек в дупле?(7)

Задание 2 . «Домик чисел».

Участникам раздаются домики, на крыше которых написаны цифры. Задача команд за определенное время вписать в домики как можно больше примеров, что бы в ответе получалось число, указанное на крыше.

В конце тура, ведущий подводит итог и хвалит участников.

Ведущий: Не устали?! Тогда продолжаем!

III ТУР. Развитие речи

Вращается колесо знаний. Появляется новый персонаж — Сова.

Сова: Ааа. Ребята, здравствуйте! Какие вы большие! Вы уже знаете буквы? А читать умеете? Молодцы! Я приготовила для Вас задания. За правильный ответ — получайте 1 балл.

Задание 1. «Антонимы»

Скажу я слово высоко, а ты ответишь …

Скажу я слово далеко, а ты ответишь..

Скажу я слово потолок, а ты ответишь…

Скажу я слово потерял, и скажешь ты …

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты…

Теперь начало я скажу —ну, отвечай…

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада.

А зовут меня…прохлада

Я антоним к слову смех

Не от радости, утех

Я бываю по неволе

От несчастья, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это …плач.

Ведущий: Пришло время подводить итоги нашей викторины.( подсчет набранных баллов и награждение). Спасибо за веслую и честную игру! До новых встреч!

infourok.ru

Смотрите так же:

  • Комбинезон на месячного ребенка Комбинезон для 3 месячного ребенка Комбинезон спицами для новорожденного Для опытных рукодельниц не составит никакого труда связать любую вещь для себя и своих близких. Но даже если вы только начинаете и, главное, желаете, создавать рукотворные шедевры своими руками, главное, знать несколько секретов и уметь пользоваться элементарными […]
  • Ребенок 4-5 месяцев плохо спит Ребенок в 5 месяцев плохо спит Ребенок 1,5 года плохо спит ночью Возраст: не указан Хронические заболевания: не указаны Здравствуйте! Моей доченьке 1,5 годика. Жена кормит её грудью. Ночью дочь просыпается 3-5 раз, очень часто плачет, после того как жена прикладывает к груди быстро успокаивается. Отклонений в развитии никаких нет, […]
  • Если ребенок 5 месяцев не спит днем Ребенок в 7 месяцев не спит днем Почему грудной ребенок не хочет спать днем? Полноценный здоровый сон важен и для взрослого человека, и тем более для малыша, поэтому молодые родители начинают волноваться, если ребенок не спит днем. Силы для роста и быстрого развития дети черпают именно во сне. Взрослому человеку может показаться, что […]
  • Нормы речевого развития детей таблицы Как развивается речь ребенка: нормы, этапы, особенности И вот наступает момент, когда начинается развитие связной речи у детей. Это длительный и многоэтапный процесс, но самые важные достижения происходят в первые 7-8 лет жизни ребенка. Нормы и этапы речевого развития Этап первый: доречевой (от 0 до 6 месяцев). В некоторых источниках […]
  • Скарлатина симптомы и лечение у ребенка Скарлатина — признаки, симптомы, лечение скарлатины у детей Скарлатина признаки и симптомы Скарлатина — острое инфекционное заболевание, отличительной чертой которого является сочетание ангины и мелкоточечной сыпи на коже Природа, развитие и распространение инфекции Скарлатина — заболевание бактериальной природы, возбудителем […]
  • Центр развития ребенка рыбинск Центры развития ребенка в Рыбинске Детские центры буквально с рождения готовы помочь родителям в воспитании и обучении ребенка. В Рыбинске это направление активно развивается, и уже сегодня такие организации как Центр развития ребенка, Детский клуб, Детская игровая комната, существуют практически в каждом районе города. Буду благодарна […]
  • Ребенок 7 месяцев плохо спит комаровский Ребенок 11 месяцев плохо спит ночью комаровский Ребенок 8 месяцев плохо спит ночью, часто просыпается | Комаровский Для грудного ребенка сон является одним из лучших помощников в стимуляции роста и развития. Хорошо, если ребенок к 8 месяцам самостоятельно засыпает и не просыпается ночью. Но бывает и совершенно обратная ситуация. Тогда […]
  • Центры развития для детей в новосибирске Центр раннего развития в Заельцовском районе Лучшие центры раннего развития — рейтинг, адреса и телефоны 3 отзыва • Ельцовская, 20, Заельцовский район • 8 (383) 233-16-27 • ежедневно: с 10:00 до 20:00 Уютно! Интересные программы для деток разного возраста и мастер-классы для мам :-)))) . Галущака, 2, Заельцовский район • 8 (383) […]