Оценка физического развития детей

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ ЭМПИРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

Метод оценки физического развития предусматривает сравнение антропометрических данных ребенка с величинами, вычисленными с помощью эмпирических формул.

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин а.В., Воронцов и.М., 1999)

Длина тела 6-тимесячного ребенка равна 66 см

На каждый недостающий месяц вычитается по 2,5 см

На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 1,5 см

Масса тела в 6 месяцев равна 8000 г

На каждый месяц до 6 вычитается по 800 г

На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 400 г

Окружность груди в 6 месяцев составляет 45 см

На каждый недостающий месяц вычитается по 2 см

На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см

Окружность головы в 6 месяцев составляет 43 см

На каждый месяц до 6 вычитается по 1,5 см

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей старше года (Мазурин а.В., Воронцов и.М., 1999)

Длина тела ребенка 4 лет равна 100 см

На каждый недостающий год вычитается по 8 см

На каждый год свыше 4 прибавляется по 7 см

Длина тела ребенка 8 лет равна 130 см

На каждый недостающий год вычитается по 7 см

На каждый год свыше 8 прибавляется по 5 см

Масса тела в 5 лет равна 19 кг

На каждый год до 5 вычитается по 2 кг

На каждый год свыше 5 прибавляется по 3 кг

Определяется по формуле 5 х n – 20 кг,

где n – возраст в годах

Окружность груди у ребёнка в 10 лет равна 63 см

На каждый год до 10 лет вычитается по 1,5 см

На каждый год свыше 10 лет прибавляется по 3 см

Окружность головы в 5 лет равна 50 см

На каждый год до 5 лет вычитается по 1 см

На каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6 см

Необходимо отметить, что допустимые колебания для любого количественного показателя могут быть в пределах одного возрастного интервала. Обязательным условием для использования данного метода оценки физического развития является изначальная оценка уровня роста. При любых нарушениях роста ориентировочный расчет долженствующей массы тела, окружности груди, окружности головы проводят на соответствующий длине тела возраст.

Пример оценки физического развития по формулам Воронцова И.М.:

Иванов С., 3 года

Рост – 97 см, масса тела – 16 кг, окружность груди – 52 см, окружность головы – 48,5 см.

Фактический рост ребенка 97 см., по формуле – 110 см. рост ребенка в 5 лет, на каждый недостающий до 5 лет рост вычитают 8 см (8*2=16 см.), 110-16=94 см. разность между фактическим ростом и долженствующим 97-94=3 см., что входит в границы 1 возрастного интервала (8 см) для данного возраста – значит показатель роста средний.

Фактическая масса ребенка 16 кг., по формуле – 19 кг. Масса ребенка в 5 лет, на каждый недостающий до 5 лет вычитают 2 кг (2*2=4 кг), 19 – 4 =15 кг. Разность между фактической массой и долженствующей16-15 равна 1 кг, что входит в границы 1 возрастного интервала (2 кг) для данного возраста – значит показатель массы средний.

Показатели роста и массы не выходят за границы одного возрастного интервала по среднему значению, т.е. масса соответствует росту.

Окружность груди ребенка 52 см, по формуле – 63 см. Окружность груди в 10 лет, на каждый недостающий год вычитают по 1,5 см. (1,5*7=10,5), 63-10,5 =52,5 см. Разность между фактической окружностью груди и долженствующей 52,5-52=0,5 см, что входит в границы 1 возрастного интервала (1,5 см) для данного возраста – значит показатель груди средний.

Окружность головы ребенка 48,5 см, по формуле -50 см. Окружность головы в 5 лет, на каждый недостающий год вычитают по 1 см (1*2=2 см), 50-2=48 см. Разность между фактической окружностью головы и долженствующей 48,5-48=0,5 см, что входит в границы 1 возрастного интервала (1 см) для данного возраста – значит показатель окружности головы – средний.

Заключение: физическое развитие среднее, гармоничное, пропорциональное.

Существуют формулы для расчета долженствующих показателей массы тела детей относительно роста.

studfiles.net

Среди адресованных педиатру вопросов часто встречаются просьбы оценить рост и массу тела ребенка. Это понятно – ведь темпы развития малыша в той или иной степени отражают его состояние здоровья. Потому нас столь волнуют параметры физического развития наших детей, их гармоничность и соответствие возрастной норме.

При оценке физического развития детей педиатры чаще всего пользуются специальными центильными таблицами. Они составлены по результатам измерений роста, массы тела, окружностей груди и головы у огромного количества детей разных возрастных групп.

Представим, что сто 5-летних мальчиков выстроили в шеренгу по росту – от самого маленького до самого высокого. Первые трое будут восприниматься со стороны как очень маленькие по сравнению со сверстниками, 4-10 ребят – как низкого роста, 11-24 – будут квалифицироваться как дети с ростом ниже среднего. Мальчики, занимающие 25-75 места в этой шеренге, покажутся нам среднего роста. Те, что стоят на 76-90 позициях, будут восприниматься как выше среднего, на 91-97 местах – как высокие. Последние трое представятся со стороны очень высокими.

Если записать средний рост этих мальчиков в названных выше группах, получим простейшую центильную таблицу роста для пяти лет. Промежутки между семью цифрами в ней называются «коридорами». Если рост вашего ребенка попадает в четвертый-пятый коридоры (25-75-я центили), его расценивают как средний, в шестой – как выше среднего, в седьмой – как высокий.

Дети с очень низким (первый коридор) и очень высоким (восьмой коридор) ростом могут быть направлены к эндокринологу для решения вопроса о причинах задержки или ускорения физического развития.

Аналогично проводится оценка массы тела и окружности груди детей определенного возраста. Идеально, когда все показатели физического развития детей находятся в одних и тех же коридорах или расположены близко. Тогда физическое развитие ребенка считается гармоничным.

При оценке физического развития детей педиатр устанавливает соответствие реального возраста ребенка уровню его биологического развития. Если рост, масса и окружность груди расположены в пределах 25-75 центилей или не сильно отличаются от них, календарный возраст признается соответствующим биологическому. При резком отставании реальных параметров от средневозрастных норм говорят о задержке физического развития (ретардации). В случае значительного опережения средневозрастной нормы делается вывод об акселерации биологического развития ребенка.

Пользоваться центильными таблицами несложно, но они не всегда оказываются под рукой даже у профессионалов-медиков, что же говорить о родителях. Для простейшей оценки основных параметров физического развития ребенка можно использовать простые формулы.

Оценка роста ребенка по формулам

Рост считается ведущим показателем, характеризующим уровень физического развития. И масса тела, и окружность груди рассматриваются как соответствующие или не соответствующие росту тела.

Существуют разные формулы, позволяющие рассчитать долженствующий рост ребенка старше 1 года. В одних отсчет идет от 75 см (примерный рост в один год), в других – от 100 см.

100 см – это ориентировочный рост в четыре года. От года до этого возраста ребенок обычно прибавляет не менее 8 см ежегодно, после 4 лет – не менее 6 см ежегодно. Математически сказанное выражается формулами:

Рост до 4 лет: Рост=100-8(4-n), где n – число лет жизни

Рост старше 4 лет: Рост=100+6(n-4), где n – число лет жизни

К примеру, рост ребенка 6 лет должен быть не менее 100+6(6-4)=112 см

Оценка массы тела ребенка по формулам

От года до 13 лет должную массу тела можно рассчитать по формуле:

М=10,5+2n, где n – число лет жизни ребенка.

Ребенок 6 лет по этой формуле должен иметь массу не менее 10,5+ 2*6=10,5+12=22,5 кг

Для детей старше 13 лет используют другой метод расчета: М=5n-20

Рассчитав долженствующий рост или массу тела по формулам, всегда можно оценить, насколько реальные показатели ребенка отличаются от усредненной нормы для этого возраста.

Врач-педиатр, кандидат медицинских наук, закончила Саратовский государственный медицинский институт, аспирантуру ИФ СО АМН СССР. Являюсь автором статей и нескольких научно-популярных изданий. Имею опыт работы на участке, в стационаре, детском доме, ДОУ и санаториях; обучалась на курсах усовершенствования по фитотерапии. Совмещаю работу педиатром в санатории с преподаванием в медицинском колледже. Дважды бабушка.

deti.mail.ru

Оценка физического развития ребёнка по формулам

ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка

1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация

Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Сюда добавляются у детей раннего возраста (особенно у детей первого года жизни) формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность, или запас физических сил.

Оценивают физическое развитие детей по антропометрическим показателям: росту, весу тела, окружности головы, грудной клетки.

Сравнивая изменения этих показателей в различные возрастные периоды, врач-педиатр может судить о нормальном физическом развитии ребенка или возникших отклонениях (паратрофии либо гипотрофии).

В настоящее время, наблюдая за детьми, педиатры отмечают, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает в более раннем возрасте. Это явление получило название акселерации (от лат. acceleratio – «ускорение»).

Процесс акселерации касается всех стран мира, в том числе и России.

Длина тела детей в возрасте 15 лет за 100 лет увеличилась на 19–20 см.

Рост 7-летнего ребенка в настоящее время соответствует росту 9-летнего ребенка 100 лет назад, а 15-летнего подростка – 17-летнему юноше. Ускорился и срок биологического созревания. Об этом свидетельствуют более ранние, чем несколько десятилетий назад, сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, прекращения роста, а также полового созревания. Происходит также более быстрое развитие мышечной силы, о чем свидетельствуют постоянно изменяющиеся (в сторону увеличения) мировые спортивные рекорды, которые теперь все чаще устанавливаются юношами, а не взрослыми спортсменами.

В то же время имеются определенные сведения о более частой диспропорции развития отдельных систем организма (гетеродинамии). Это касается соотношения развития скорости увеличения в длину скелета и мышц, развития сердечно-сосудистой и других систем.

Акселерация, вероятно, обусловлена изменением генотипа, развивающегося вследствие большой миграции населения и образования смешанных браков. Нельзя исключить и роль социальных условий, так как темп акселерации выше при оптимальных условиях для развития детей. Например, темпы акселерации детей в развитых странах выше, чем в слаборазвитых, а среди городского населения выше, чем среди сельского. Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения.

Следует отличать истинную акселерацию от ускоренного развития детей, обусловленного перекармливанием (особенно за счет белка). Это может быть причиной омолаживания патологии у взрослых (например, ожирения, гипертонической и ишемической болезней, сахарного диабета и др.).

В связи с происходящими изменениями сроков развития, скорости нарастания массы тела и других показателей физического развития должны периодически пересматриваться нормативы, которыми располагают педиатры, причем целесообразно пользоваться для оценки физического развития региональными нормативами.

2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии

Вес тела доношенного новорожденного обычно составляет 3200–3500 г. За первые 3–4 дня вес тела уменьшается на 150–300 г, т. е. происходит так называемая физиологическая убыль веса. Однако этот дефицит быстро восстанавливается уже к 7—10-му дню жизни, и затем вес ребенка неуклонно увеличивается. За первые 3 месяца ребенок в среднем ежедневно прибавляет в весе 25–30 г, с 4 по 6-й месяц – 20–25 г.

Прибавка массы тела с 1 по 6-й месяцы: 1-й месяц – 600 г, 2-й месяц – 800 г, 3-й месяц – 800 г, 4-й месяц – 750 г, 5-й месяц – 700 г, 6-й месяц – 650 г. В среднем за 6 месяцев здоровый ребенок прибавляет в весе 4 кг 300 г.

Для ориентировочного расчета долженствующей массы тела в I полугодии жизни можно использовать формулы:

1) масса тела может быть определена как сумма:

Масса тела при рождении + 800 г х n,

где n – число месяцев в течение I полугодия;

800 г – средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение I полугодия;

2) масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за каждый недостающий месяц вычитается по 800 г.

Длина тела доношенного новорожденного колеблется в пределах от 46 до 56 см. Темпы роста младенцев очень быстрые. Так, за первые 3 месяца дети прибавляют в росте в среднем по 3 см в месяц, с 4 по 6-й месяц – по 2,5 см. Таким образом, в I полугодии ребенок вырастает на 16,5 см.

Для расчета долженствующего роста в I полугодии жизни ребенка можно пользоваться формулой: ребенок 6 месяцев имеет длину тела 66 см, за каждый недостающий месяц из этой величины вычитается по 2,5 см.

При рождении окружность головы в среднем равна 34–36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро и отражает общие закономерности биологического развития ребенка. Ориентировочно окружность головы в I полугодии жизни можно оценить по формуле: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, за каждый недостающий месяц из 43 см нужно вычесть 1,5 см.

Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно коррелируя при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. Окружность груди при рождении в среднем равна 32–34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы; в 4 месяца эти окружности сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы. Для ориентировочной оценки окружности грудной клетки у детей в I полугодии можно пользоваться формулой: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, за каждый недостающий месяц нужно из 45 см вычесть 2 см.

Психомоторное развитие детей в I полугодии

В возрасте 2 месяцев ребенок спокойно бодрствует, подолгу рассматривает висящие над ним игрушки, улыбается, когда с ним разговаривают, начинает держать или хорошо держит головку.

В 3 месяца ребенок на обращенную к нему речь отвечает улыбкой, звуками, оживленными движениями рук и ног. Долго лежит на животе, поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, хорошо держит голову.

В 4 месяца он начинает гулить, по звуку определяет местонахождение предмета, издающего звук, подолгу занимается висящими над кроваткой игрушками.

В 5 месяцев он подолгу гулит, пускает пузыри, узнает близких ему лиц, различает интонацию, с которой к нему обращаются. Движения его рук четкие, он берет погремушку и долго держит ее в руке. Переворачивается со спины на живот, крепко упирается ножками, стоит при поддержке.

В 6 месяцев он начинает произносить отдельные слова («ма», «ба», «да» и др.). Свободно сам берет игрушку и подолгу ею играет.

Переворачивается с живота на спину, начинает передвигаться по манежу, немного подползая. При виде подносимой пищи сам открывает рот, хорошо ест из ложечки.

3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии

В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II полугодие ребенок прибавляет в весе 2 кг 850 г и к году должен весить в среднем 10,5 кг.

Для II полугодия жизни ориентировочную массу тела можно рассчитать по формулам:

1) масса тела при рождении + плюс прибавка массы тела за II полугодие:

где n – возраст в месяцах;

400 г – средняя ежемесячная прибавка массы тела за II полугодие;

2) масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за каждый последующий месяц прибавляется по 400 г (у детей до 12 месяцев).

Рост ребенка с 7 по 9-й месяц увеличивается ежемесячно на 2 см, а с 9 по 12-й месяц – на 1,5–1 см. Таким образом, во II полугодии ребенок вырастает на 10 см.

Окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, в дальнейшем окружность головы за каждый последующий месяц увеличивается на 0,5 см.

Окружность груди у детей в 6 месяцев равна 45 см, за каждый последующий месяц (до года) она увеличивается на 0,5 см.

Молочные зубы прорезываются в следующие сроки: центральные нижние и верхние резцы – в период от 6 до 9 месяцев, боковые нижние и верхние резцы – от 9 до 12 месяцев.

В конце года жизни у ребенка имеется обычно 8 зубов.

Психомоторное развитие детей во II полугодии

В 7 месяцев ребенок подолгу лежит, играя погремушкой, стучит, размахивает ею.

Хорошо ползает, легко садится, держась за пальцы взрослого; стоит, держась за барьер.

В 8 месяцев он громко повторно произносит различные слоги, ищет и находит глазами предметы, когда их называют. Выполняет по просьбе движения «ладушки». Игрушками постукивает, рассматривает их.

Сам садится, сидит, ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и переступает вдоль барьера.

В 9 месяцев он отвечает на заигрывание «догоню, догоню», играет в прятки, выполняет по просьбе взрослых некоторые движения – «дай ручку», «до свидания» и пр. С разными игрушками и предметами занимается по-разному. Свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке за обе ручки, ходит за каталкой.

В 10 месяцев он знает название некоторых предметов и имена людей, повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги.

В 11 месяцев он выполняет несложные поручения, сосредоточенно играет; накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольцо и др.

Самостоятельно (без поддержки) стоит, ходит при незначительной помощи взрослых.

В 12–13 месяцев он произносит первые осмысленные слова: «мама», «папа», «дай» и др. Начинает самостоятельно ходить и пить из чашки.

Таким образом, в течение года жизни ребенок приобретает основные двигательные умения и некоторые навыки. Двигательные навыки обычно развиваются в более ранние сроки, если с ребенком занимаются, и со значительным отставанием, если у малыша ограничены движения из-за неправильного ухода, болезней.

4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет

На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.

Ориентировочно долженствующую массу тела можно рассчитать по формулам:

1) масса тела ребенка в возрасте 2—11 лет равна:

где n – возраст ребенка до 11 лет;

10,5 кг – средняя масса тела годовалого ребенка;

2) для детей старше 3 лет: ребенок при длине тела 125 см имеет массу тела 25 кг; на каждые недостающие 5 см из 25 кг вычитается 2 кг, на каждые 5 см более 125 см к 25 кг прибавляется 3 кг, а для детей периода полового созревания – 3,5 кг.

После года скорость роста начинает замедляться. В течение 2 и 3-го года прибавки роста составляют соответственно по 12–13 и 7–8 см, а дальше становятся относительно равномерными. Первое ускорение роста наблюдается от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. Затем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет и у девочек в 8,5 лет. После этого у мальчиков отмечается период умеренного равномерного вытяжения продолжительностью до 13-летнего возраста. Затем начинается повторное повышение скорости роста с достижением максимума в интервале от 13,5 до 15,5 лет с последующим резким замедлением.

У девочек период стабилизации роста очень кратковременный, уже через полгода, т. е. с 8,5 лет, начинается его ускорение с максимумом в возрасте 10–11,5 лет.

Абсолютная величина прироста длины тела во время препубертатного ростового скачка у мальчиков достигает 47–48 см, у девочек – 36–38 см.

Вытяжение мальчиков в 10–11 лет идет исключительно за счет нижних конечностей.

Между 14 и 15 годами ноги перестают расти, наступает пик скорости роста для туловища.

У девочек эти особенности отмечаются соответственно в 8,5 и 11–12 лет.

В настоящее время рост прекращается в более ранние сроки, чем это было в прошлом.

Прекращение роста, по Таннеру, относится у мальчиков к возрасту 17,5 лет, у девочек – к возрасту 16,5 лет.

Для ориентировочного расчета длины тела у детей старше года можно использовать ряд формул:

1) ребенок в возрасте 4 лет имеет рост 100 см. Если возраст меньше 4 лет, рост равен:

где n – число лет.

Если возраст старше 4, рост ребенка равен:

где n – число лет;

2) рост ребенка от 2 до 15 лет определяется исходя из роста 8-летнего ребенка, равного 130 см.

На каждый недостающий год от 130 см отнимается 7 см, на каждый последующий к 130 см прибавляется 5 см.

Долженствующую окружность головы для детей 2—15 лет можно рассчитать по формуле: окружность головы 5-летнего ребенка равна 50 см, за каждый недостающий год из 50 см надо отнять по 1 см, на каждый последующий – прибавить 0,6 см.

Окружность груди у детей в возрасте от 2 до 15 лет:

1) для детей до 10 лет:

где n – число лет ребенка моложе 10 лет;

63 см – средняя окружность груди ребенка в возрасте 10 лет;

2) для детей старше 10 лет:

где n – возраст детей старше 10 лет;

3 см – среднее увеличение окружности груди за год у детей старше 10 лет;

63 см – средняя окружность груди ребенка в возрасте 10 лет.

Зубы. После года (в 14–16 месяцев) прорезываются малые коренные зубы (передние), в 16–20 месяцев – клыки, в 20–24 месяца – задние малые коренные зубы.

К 2 годам ребенок имеет 20 молочных зубов.

Чтобы определить количество молочных зубов, которые должен иметь ребенок до 2 лет, следует от числа месяцев жизни отнять 4.

Например, в год ребенок должен иметь (12 – 4) 8 зубов, в возрасте 18 месяцев (18 – 4) – 14 зубов и т. д.

5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития

Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение. Характеристиками этого распределения являются средняя арифметическая величина признака, или показателя (М), и величина среднего квадратического отклонения, или сигмы (сиг). Величины, выходящие за пределы М ± 2 сиг стандарта для здоровых детей, как правило, свидетельствуют о патологии.

Для центильного распределения используется чаще всего шкала 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 %. Номер центиля означает ту границу признака, ниже которой показатели встречаются у 3, 10, 25 и иных или соответственно выше – у 97, 90, 75 и иных процентов здоровых детей. Признаки, выходящие за пределы 3 и 97 центиля, рассматриваются как патологические.

Обычно для оценки результатов антропометрических измерений в клинической практике используются понятия среднее, когда отклонение сигмы составляет ± 1 от средней величины или когда результат лежит в пределах 15–85 %; ниже среднего – результат лежит ниже 1–1,9 сиг, или 3—15 %; выше среднего – результат превышает 1–1,9 сиг, или 85–97 %.

Для более точных оценок развития применяются шкалы в 7 интервалов.

В практике сохраняют свое значение ориентировочные оценки, при которых следует использовать следующее эмпирическое правило: случайное варьирование признака, изменяющегося с возрастом, обычно не выходит за рамки одного возрастного интервала; значение признака, возможно, носит патологический характер в том случае, если его величина находится в интервале М + 1–2 возрастных интервала; признак можно принять за патологический, если он попадает в значения, отклоняющиеся от возраста ребенка более чем на 2 возрастных интервала.

Возрастные интервалы в таблицах стандартов обычно выбираются следующие: от рождения до года интервал равен месяцу, от года до 3 лет – 3 месяцам, от 3 до 7 лет – 6 месяцам, от 7 до 17 лет – году.

Изменения основных антропометрических показателей (длины и массы тела) являются основой для констатации широкого круга неблагоприятных воздействий как внешнего плана (неадекватности питания и режима жизни), так и внутреннего характера, в частности самых разнообразных хронических заболеваний.

При одномоментной оценке величины длины и массы тела исходят либо из самых ориентировочных сопоставлений со средними величинами, полученными из эмпирических формул, либо из уточненной оценки через положения признака в сигмальном или центильном ряду с соответствующим заключением типа «очень низкий», «ниже среднего», «высокий» и т. д. Самые крайние величины длины тела, выходящие за границы М – 3 сиг или существенно меньше границ 3 центиля, называются карликовостью, или нанизмом; величины, расположенные в зоне от М – 2,5 сиг до М – 3 сиг, – субнанизмом. Аналогично на противоположном краю распределения расположены зоны субгигантизма и гигантизма.

Изменения массы тела у детей с большей чувствительностью улавливаются при ориентации оценки не на возраст, а на имеющуюся у ребенка длину тела (рост). В зависимости от степени дефицита массы тела у детей первых 2 лет жизни говорят о гипотрофии I, II или III степеней. При гипотрофии I степени дефицит массы тела равен 10–15 %, II степени – 15–30 %, III степени – более 30 %. Аналогично превышение массы тела относительно роста свидетельствует об избыточности питания ребенка, что на первом году жизни называется паратрофией.

Для детей же старше года применимы термины «тучность» или «ожирение». Вместе с тем недостаточность питания детей нередко может приводить к параллельной задержке и роста, и массы тела. В этом случае обнаруживается несоответствие роста ребенка возрастным нормативам, тогда как масса тела относительно роста близка к норме. Такое состояние называется гипостатурой для детей первого года жизни и алиментарным субнанизмом для старших детей.

www.telenir.net

Оценка физического развития ребёнка

Физическое развитиеребёнка — это совокупность морфологических и функциональ­ных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, харак­теризующих процесс созревания в данный момент времени.

В клинической педиатрии термин «физическое развитие» трактуется как динамический процесс роста (увеличение длины, массы и развитие отдель­ных частей тела) и биологического созревания ребенка в различные пе­риоды детства.

Алгоритм оценки физического развития

Определение паспортного возраста

Измерение массы тела

Измерение окружности головы

Измерение окружности груди

О ценка результатов измерения

Оценка гармоничности физического развития

Заключение по физическому развитию

Определение паспортного возраста ребёнка:

Дата измерения — Дата рождения = Паспортный возраст ребенка

Вес детей до 18 мес должен измерять на весах с возможностью «обнуления шкалы», калибровки и возможностью оценить прибавку веса до 10 г.

Детей следует взвешивать либо голыми, либо в чистом подгузнике.

Взвешивание лучше проводить в утренние часы.

Для этого следует положить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.

Вес детей старше 18 месяцев следует взвешивать на весах со шкалой деления 100 г.

Взвешивание лучше проводить в утренние часы, с минимальным количеством одежды.

Для взвешивания следует поставить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.

Измерение длины тела и роста:

Ребёнка до 2 лет следует измерять в лежачем положении (дина тела), ноги должны упираться в фиксированную перегородку измерительного стола.

Ребёнка следует положить так, чтобы:

-голова упиралась в стационарную перегородку

-ноги были выпрямлены

— пятки «смотрели» на ножную перегородку, пальцы ног – вверх.

При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.

Рост ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с использованием стадиометров (ростомеров), когда он стоит спиной к шкале, сверху подвижный ограничитель. Измерения лучше проводить в утренние часы, на выдохе, положение головы – верхний край уха и глаз располагаются на одной горизонтальной прямой

Ребёнка поставить без обуви и головного убора прямо, спиной к шкале, стопы полностью на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы, лопатки прижаты к шкале.

Этот параметр необходимо определять только у детей до 36 мес.

Измерение окружности головы производят по «окципитально-фронтальной» окружности — наибольшей окружности головы с точностью до 1 см.

Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.

Накладывают ленту по линии над бровями, затем — над ушами, сзади- по самой широкой части головы.

Измерения следует проводить у раздетого ребёнка, на выдохе, с опущенными руками.

В положении стоя или сидя расположить ленту спереди на уровне сосковой линии, сзади — подлопаточной.

При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.

Оценка результатов измерения.

По лученные показатели могут быть переведены в процентили или Z-показатели.

таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста и пола ребенка.

Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста в интервале от 25 до 75 центиля

Каждый измеряемый признак (рост, масса тела, окружность груди)

может соответственно быть помещен в свою область, или свой

?коридор?, центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких

расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где

расположен этот ?коридор?, можно формулировать оценочное

суждение и принимать врачебное решение.

В одномоментной оценке принято относить к вариантам нормы

измерения, отнесенные к 3-5 интервалам, т.е. в зону от 10 до 90 центиля.

Следует считать, что положение показателей в зонах 2 и 6 интервалов

(кроме длины тела) является основанием для включения ребенка в

группу ?наблюдения? участкового педиатра и отнесения ко 2-й группе здоровья.

Положение показателей в зонах 1 и 7 интервалов свидетельствует о

необходимости углубленного исследования для дифференцировки

Найти положение полученных измерений в центильных интервалах по

таблицам стандартов для каждого показателя в зависимости от возраста

Z-показатель или стандартное отклонение является более точным прогностическим фактором, особенно у детей, которые оказываются ниже 5-го или выше 95-го центиля.

Современные графики Z-показателя (номограммы) массы тела, роста имеют ось Х (для возраста) и ось У (для веса, длины/роста, окружности головы).

Полученные значения массы тела, длины/роста, окружности головы нужно нанести на графики Z-показателя. По горизонтали (ось Х) найти возраст ребёнка, используя линейку начертить вертикальную линию из данной точки. По вертикали (ось У) найти измеренное значение веса, длины/роста, окружности головы. Используя линейку начертить горизонтальную линию до её пересечения с осью Х. Место пересечения обозначить точкой.

При интерпретации результатов Z-критерия за средние значения принимается интервал -1+1. По рекомендациям ВОЗ значения Z= -2и -3 для роста являются показателями задержки роста, для веса -недостаточного веса и исхудания. Значения Z=+2 и +3 для массы могут расцениваться как проблемы с ростом, по графикам соотношения веса к росту — как избыток массы тела и ожирение.

Оценка гармоничности физического развития:

Находят разность между максимальным и минимальным номерами

коридоров центильной шкалы, полученных для массы, роста и

окружности груди относительно возраста. Если разность равна 0 либо 1

– физическое развитие гармоничное, если разность равна 2 – физическое

развитие дисгармоничное, если разность равна 3 и более –физическое

развитие считают резко дисгармоничным.

Заключение по физическому развитию.

Даётся заключение о соответствии фактических антропометрических данных долженствующим по сравнению с таблицами перцентелей или графиков Z- показателей.

Формулируется общая оценка антропометрических данных и степень гармоничности физического развития.

studfiles.net

Оценка физического развития ребенка

1. Оценка физического развития ребенка

и морфологическая дифференцировка органов и систем

• Физическое развитие – динамический процесс

изменений размеров тела, его пропорций, телосложения,

нарастания мышечной массы, работоспособности.

• Психомоторное развитие – период формирования и

становления основных психомоторных функций.

• Половое развитие – созревание полового аппарата и

достижение репродуктивной зрелости.

функциональное созревание органов и систем.

4. Антропометрический показатели

Длина тела (рост)

Средняя точка тела

Окружность плеча, бедра

5. Антропометрический показатели

Высота верхнего лица

6. Контроль за ростом и развитием ребенка – в декретированные сроки.

Первый год жизни – 1 раз в месяц

От 1 до 3 лет – 1 раз в 3 месяца

От 3 до 6 лет – 1 раз в 6 месяцев

От 6 до 18 лет – 1 раз в 12 месяцев

7. Методика антропометрического обследования ребенка 1го года жизни

8. Методика антропометрического обследования ребенка старше 3х лет

9. Методика антропометрического обследования ребенка 1го года жизни

1 — верхушечная — наиболее

высокая точка на саггитальной

5 — нижненосовая — основание

6 — подбородочная — наиболее

выступающая часть подбородка на

саггитальной линии головы;

8 — надгрудинная – яремная

вырезка по срединной линии;

9 — плечевая — наиболее

латерально выступающая точка

16 — лобковая – верхний край

17 — вертельная – наиболее

выступающая точка верхней части

большого вертела бедра;

18 — шиловидная – нижний край

шиловидного отростка лучевой

20 — пальцевая- -мякоть ногтевой

фаланги среднего пальца;

21 — верхнеберцовая – край

14. Продольные антропометрические показатели

Высота головы – расстояние между

верхушечной и подбородочной

Верхнее лицо – расстояние между

верхушечной и нижненосовой

Нижний сегмент – расстояние

основанием стопы по средней

Верхний сегмент – разница между

длиной тела и нижним сегментом

(расстояние между верхушечной и

15. Продольные антропометрические показатели

Длина туловища – разность между высотой стояния грудинной и

Длина рук – разница высоты стояния плечевой и пальцевой точек.

Длина плеча – расстояние между плечевой и лучевой точками.

Длина предплечья – определяется расстоянием между лучевой и

Длина кисти – расстояние между шиловидной и пальцевой точками.

Длина ноги – высота стояния вертельной точки над полом.

Длина бедра – разница высоты стояния вертельной и

Длина голени – расстояние от верхнеберцовой до нижнеберцовой

Длина стопы – расстояние между пяточной и конечной точками.

16. Средняя точка тела

на срединную линию тела

• +расстояние от пупка

На симфизе в 10 – 11

18. Измерение окружности головы

затылочной точке, а

направлению от правой

височной области до

считывают надо лбом.

19. Измерение окружности груди

углы лопаток при отведённых в сторону руках, спереди

проводят над сосками. Затем

руки опускают и

проводят ленту спереди по среднегрудинной точке.

20. Измерение окружности живота

сзади на уровне III

позвонка, спереди на уровне пупка.

21. Измерение окружности плеча

свободно опущенной руке.

Окружность плеча измеряют

при расслабленной мускулатуре

22. Измерение окружности бедра

Ребенок при этом должен стоять,

расставив ноги на ширину плеч.

23. Измерение окружности голени

месте максимального объема

24. Понятие об индексах физического развития

1. Индекс Л.И. Чулицкой (3 окружности плеча + окружность бедра

+ окружность голени) – длина тела. У детей первого года жизни

индекс составляет 20-25. Снижение его указывает на

2. Массо-ростовой индекс (Кетле I), или индекс А.Ф. Тура,

является частным от деления массы тела в граммах на длину

тела в см и используется у новорожденных детей. В норме от 60 до

3.Индекс Эрисмана – разность между окружностью груди и

половиной длины тела. Используется в контроле физического

25. «Филиппинский» тест

положении головы накладывают поперек середины темени.

Пальцы руки при этом вытянуты в направлении мочки уха.

Рука и кисть плотно прилегают к голове.

Тест считается положительным, если кончики пальцев достигают уха.

Ребенок 4 года. Тест –отрицательный.

Ребенок 6,5 лет. Тест – положительный.

26. Оценка антропометрических показателей (физическое состояние)

показателей (длины тела) возрасту

Уровень антропометрических показателей

27. Соответствие антропометрических показателей (длины тела) возрасту

• Параметрический метод (метод сигмальных

• Непараметрический метод (центильный

• Метод индексов физического развития

28. Эмпирической метод

антропометрических данных ребенка с

соответствующих для данной возрастной

группы ПДК и выделением уровня

(среднего, высокого и низкого).

29. Эмпирической метод

условность оценки (не учитывает

современные тенденции изменения

роста и развития)

высокая погрешность (особенно при

«удалении» от «опорных точек»),

нет разделения по полу (всегда) и по

возрастной группе (дети от 1 года до

30. Эмпирической метод

возр. интервал свидетельствует о соответствии

антропометрического показателя возрасту.

• При колебании значения показателя в пределах

превышающих + 3 возр. интервала

антропометрический показатель явно не

• Если колебания определяются в пределах от 1 до

3 возрастных интервалов, для определения

соответствия антропометрического показателя

возрасту требуется привлечения других, более

объективных методов оценки.

31. Эмпирической метод

величины, рассчитанной с использованием

вневозрастной формулы, в пределах + 10%

свидетельствует о соответствии массы тела

длине тела, т.е. гармоничности (нормотрофии).

• Избыток (недостаток) массы тела превышает 10%

требует уточнения с использованеим

• Оценка динамики изменения отдельных

антропометрических показателей позволяет

судить о достаточных, избыточных и

недостаточных темповых прибавках.

данных у детей 1 года жизни

на каждый месяц свыше 6 прибавляется по 1,5 см.

Масса тела в 6 месяцев равна 8000 г.

Окружность головы в 6 месяцев составляет 43 см.

33. Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей старше года (Мазурин А. В., Воронцов И. М., 1999)

Длина тела (от 1 до 6 л)

Длина тела (свыше 6 лет)

Масса тела (от 1 до 12 л)

Масса тела (свыше 12 л)

Длина тела ребенка 4 лет равна 100 см.

На каждый недостающий год вычитается по 8 см.

На каждый год свыше 4 прибавляется по 7 см.

Длина тела ребенка 8 лет равна 130 см.

На каждый недостающий год вычитается по 7 см.

На каждый год свыше 8 прибавляется по 5 см.

Масса тела ребенка в 5 лет равна 19 кг.

На каждый год до 5 отнимается 2 кг.

На каждый год свыше 5 прибавляется 3 кг.

Определяется по формуле 5*n-20 кг,

где n — возраст в годах.

У ребенка 10 лет окружность груди равна 63 см.

На каждый год до 10 лет вычитается по 1,5 см.

На каждый год свыше 10 – прибавляется по 3 см.

В 5 лет окружность головы равна 50 см.

На каждый год до 5 лет вычитается по 1 см.

На каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6 см.

34. Эмпирические формулы для расчета массы тела ребенка

Масса тела за первый месяц увеличивается на 600

г, за второй и третий – на 800 г, за четвертый – на

750 г, за пятый – на 700 г, за шестой месяц на 650 г

и т.д. до конца года.

Масса тела = 10,5 + 2n, где 10,5 – средняя масса

тела ребенка в 1 год, n- число лет жизни после

35. Эмпирические формулы для расчета длины тела ребенка

Длина тела ребенка увеличивется за I квартал на 9

см, за II – на 7,5 см, за III – на 6см, за IV – на 4,5 см.

Рост ребенка = 75 + 6n, где 75 – средний рост

ребенка в 1 год, n – число лет после 1 года.

4 г 6 мес. — 7 лет

37. Параметрический метод оценки

антропометрических данных ребенка со

отклонений ( — сигма), занесенных в

оценочные таблицы с учетом возраста и

пола и выделением уровня показателя

(средний, ниже и выше среднего, высокий,

низкий, очень высокий и низкий).

38. Параметрический метод оценки

значительно отклоняющихся от средних

значений антропометрических показателей.

Недостаток — не подчинение растущих

биологических систем «нормальному»

39. Параметрический метод оценки

показателя в пределах + 2 свидетельствует о

соответствии антропометрического показателя

возрасту. При колебании значения показателя в

соответствует возрасту. Если колебания

определяются в пределах от 2 до 3 , для

определения соответствия антропометрического

показателя возрасту требуется привлечения

других, более объективных методов оценки.

показателей (массы тела, окружности грудной

клетки) от долженствующей величины для

фактической длины тела, определяемое с

пределах +1 (+10% для массы тела)

свидетельствует о соответствии показателя

(массы тела, окружности грудной клетки) длине

антропометрического показателя в области

стабильных темповых прибавках. Отклонение

антропометрического показателя в динамике в

сторону низких величин свидетельствует о

замедлении, а в сторону высоких величин об

ускорении темповых прибавок.

42. Непараметрический метод (центильный метод)

43. Непараметрический метод (центильный метод)

44. Непараметрический метод (центильный метод)

45. Уровень антропометрических показателей, соответствие возрасту

46. Гармоничность антропометрических показателей

между номерами коридоров центильной

шкалы после оценки показателей роста,

веса (по возрасту) и окружности груди

Развитие резко дисгармоническое

47. Оценка соматотипа

• Сумма номеров центильных коридоров роста, массы (по

возрасту) и окружности груди

Определить возраст ребенка, имеющего длину тела 75 см, массу тела 10,5

Указать средние для данного возраста показатели окружностей груди и

головы, а также характерные для этой возрастной группы пропорции тела.

Описать показатели нервно-психического развития по уровню общей

моторики и речевого развития, свойственные здоровому ребенку этого возраста.

Для решения данного типа задач подразумевается,

что антропометрические показатели ребенка

соответствуют средним возрастным.

Для решения необходимо использовать ЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД!

49. Определить возраст ребенка, имеющего длину тела 75 см, массу тела 10,5 кг.

Длина тела 6-месячного ребенка равна 66 см.

На каждый месяц до 6 вычитается по 800 г.

На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 400 г.

Окружность груди в 6 месяцев составляет 45 см.

На каждый месяц до 6 вычитается по 1,5 см.

75 см = 66 см (должный рост в 6 мес.) + 1,5 см х n, где n-кол-во месяцев более 6ти

ДЛИНА ТЕЛА НАИБОЛЕЕ СТАБИЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ.

10500 г = 8000 г (должный вес в 6 мес.) + 400 г х y, где y – кол-во месяцев более 6ти

ОТВЕТ: Возраст ребенка с данными антропометрическими показателями 12 месяцев

50. Указать средние для данного возраста показатели окружностей груди и головы, а также характерные для этой возрастной группы пропорции тела

и головы, а также характерные для этой возрастной группы пропорции

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни

На каждый недостающий месяц вычитается по 2,5 см.

Средняя ОГр в 12 мес. = 45 см + 0,5см х 6 мес. = 48 см

Средняя ОГол в 12 мес. = 43 см + 0,5см х 6 мес. = 46 см

Пропорциональность – соответствие отдельных антропометрических показателей друг

другу. Средняя точка тела – на пупке (12 мес)

• Гармоничность –оценка соответствия массы тела и окружности груди ребенка его длине

Y = 6,25 мес (соответствует возрасту по росту)

ОТВЕТ: В возрасте 12 мес. Средние ОГр = 48 см, Огол = 46 см. Средняя точка тела на пупке.

Масса тела соответствует росту в 12 мес. – физическое развитие гармоничное.

• Указать средние показатели длины и массы

тела, окружностей головы и груди,

характерные пропорции тела здорового

ребенка 5-ти месяцев.

• Дать пределы допустимых колебаний для

основных антропометрических показателей.

• Описать состояние психомоторного развития

этого ребенка по уровням общей моторики,

движению рук и действию с предметами,

52. Указать средние показатели длины и массы тела, окружностей головы и груди, характерные пропорции тела здорового ребенка 5-ти месяцев.

головы и груди, характерные пропорции тела здорового ребенка

(Мазурин А. В., Воронцов И. М., 1999)

На каждый недостающий месяц вычитается по 2 см.

На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см.

Длина тела = 66 см – 2,5 см = 63,5 см

Масса тела = 8000 г – 800 г = 7200 г

ОГр = 45 см – 2 см = 43 см

ОГол = 43 см – 1,5 см = 41,5 см

Средняя точка тела в 5 мес. ….

Высота головы в 5 мес. ….

53. Дать пределы допустимых колебаний для основных антропометрических показателей.

Допустимые колебания для основных антропометрических показателей

ppt-online.org

Смотрите так же:

  • Ребенок 4-5 месяцев плохо спит Ребенок в 5 месяцев плохо спит Ребенок 1,5 года плохо спит ночью Возраст: не указан Хронические заболевания: не указаны Здравствуйте! Моей доченьке 1,5 годика. Жена кормит её грудью. Ночью дочь просыпается 3-5 раз, очень часто плачет, после того как жена прикладывает к груди быстро успокаивается. Отклонений в развитии никаких нет, […]
  • Особенности детей младшего школьного возраста презентация Возрастные особенности детей школьного возраста 1. Возрастные особенности детей школьного возраста психолог высшей категории, тренер-супервизор технологий «Активная поддержка родителей» и «Интенсивная семейная терапия на дому». 2. Понятие возраста. Психологический возраст. 1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью […]
  • Сочинение о проблеме воспитания детей Сочинение о проблеме воспитания детей 1)На дворе стоял 1940 год. 2)В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области. 3)До полного благополучия было еще далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. 4)Дети понемногу становились доверчивее, добрее. 5)Потихоньку крепла дисциплина. 6)И все же […]
  • Пособие по уходу за ребенком на двойню Пособие по уходу за ребенком на двойню Здравствуйте! у меня вопрос про выплаты отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет. я родила двойню. зарплата 45 000. получается 40 % - это около 18 000 р.-на одного. мне платят менее 17 000..аргумент - мы вам платим за двоих по 8 тыс..с хвостиком. это правомерно? ведь за двоих должны выплаты […]
  • Ребенок не спит от кортексина Кортексин - лекарство для головного(!) мозга. Представляем Вам мнения людей о применении: Мой сын инвалид. Кортексин ему действительно помогает, мы его уже колим 7лет , четыре раза в год.Хороший препарат. Моей дочери 5 лет, мы с 2ух лет колим кортексин. Иногда 2 раза в год, иногда 1, но реально видим результат. До 2 лет после 3ёх […]
  • Картотека статей журналов дошкольное воспитание Журнал Дошкольное воспитание. Каталог статей за 2000 год Журнал "Дошкольное воспитание". Каталог статей за 2000 г. В Министерстве образования Российской Федерации Арапова Н., Шкуро Д. Информация о Всероссийском совещании по проблемам пре­емственности дошкольного и начального обра­зования // № 3. — С. 4. Арапова-Пискарева Н.О […]
  • Сестринский уход за детьми с гипотрофией Сестринский уход заболеваниях детей Раздел 3. Сестринский уход при заболеваниях в педиатрии Объем времени – недели (часы) Практика в приемном отделении педиатрического стационара. Виды работ: -Виды работ 1. Осуществление лечебных вмешательств. 2. Участие в осуществлении лечебных вмешательств. 3. Участие в осуществлении диагностических […]
  • Диагностика речи ребёнка Диагностика речи ребенка 3 лет Диагностика развития речи у детей в возрасте от 3 до 6 лет Методика словарная мобильность . Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную […]