Влияние болезни на рост и развитие ребенка

Уровень биологического потенциала человека строго индивидуален и определяется в основном взаимодействием генетических и средовых факторов.

I. Генетические факторы роста.

В постнатальном периоде в первый год жизни секреция СТГ сохраняется на высоком уровне, что обеспечивает максимальную скорость роста в этом периоде. У маленьких детей в обеспечении высокой скорости роста большое значение имеют тиреоидные гормоны.

В допубертатном возрасте скорость роста замедляется и СТГ остается почти единственным ростовым фактором, однако ростовой скачок в 5-7 летнем возрасте связан с дополнительным влиянием андрогенов надпочечников, уровень которых в этот период заметно повышается.

У мальчиков под влиянием тестостерона увеличивается амплитуда секреторных выбросов СТГ при неизменной частоте, у девочек отмечается учащение пиков, хотя они ниже. При этом у девочек имеется более высокий межпиковый уровень гормона роста.

На секрецию СТГ влияют: сон — максимальный уровень СТГ определяется в стадии медленноволнового глубокого сна; аминокислоты ( в большей степени — аргинин, орнитин); подавляют секрецию СТГ — глюкоза, свободные жирные кислоты.

Факторы, влияющие на рост и развитие ребёнка.

Биологический потенциал у каждого человека индивидуален, зависит он от совокупности генетической информации заложенной в нём и от воздействия внешних факторов (окружающая среда).

I. Генетические факторы роста.

Нормальные рост человека в утробе матери и после рождения детерминирован (предопределён) на геном уровне. Множество генов (считается что их больше сотни) регулируют образование и выделение гормонов роста, их вспомогательных белков (транспортных и т.п.), чувствительность рецепторов (воспринимающая часть) к факторам, стимулирующим или тормозящим рост, определяя скорость роста, его потенциал (предел).

Наследственно в основном определяет возможный потенциал для роста (предел роста), скорость роста, а так же некоторые особенности в строении тела -телосложении ребёнка, учитывая наличие оптимальных условий окружающей среды. В случае отсутствия последних генетически заложенная программа может оказаться несостоятельной, что проявляется не реализацией всего потенциально предельного роста.

II. Гормоны, как факторы роста организма.

Самый значимый из гормонов для роста организма является соматотропный гормон (СТГ). Другие гормоны, например гормоны щитовидной железы, половые гормоны, инсулин (гормон поджелудочной железы) имеет влияние на рост организма лишь в присутствии СТГ, при этом в основном они просто моделируют влияние СТГ на клетки. Однако развитие и рост эмбриона, в последующем плода, очень незначительно зависит от собственных гормональных влияний. Основное влияние оказывает материнские гормоны, опосредованно через маточный кровоток и плацентарную перфузию. К ним относятся хорионический соматомаммотропин, хорионический гонадотропин, плацентарный лактоген. При том что СТГ начинает синтезироваться с 7-ой недели внутриутробного развития, а к рождению его уровень превышает материнский в 30-40 раз, он не имеет высокого влияние на рост, связанно это с тем что рецепторы к нему ещё очень плохо развиты.

После рождения, примерно до года секреция СТГ остаётся на высоком уровне, благодаря чему в этот период наблюдается максимальная скорость роста. Так для маленьких детей большое значение существовании высокой скорости роста имеют гормоны щитовидной железы.

Ростовой скачок в возрасте пяти -семи лет связан с присоединившимся влиянием гормонов коры надпочечников (андрогенов), уровень которых в этот период значительно повышается. До начала полового созревания происходит снижение скорости роста и СТГ остаётся чуть ли не единственным фактором роста.

В пубертатном возрасте (период полового созревания) скорость роста увеличивается, к чему приводит нарастающее влияние половых гормонов и как следствие увеличение среднесуточной концентрации СТГ в крови приблизительно в 3 раза

Под влияние тестостерона у мальчиков увеличивается продолжительность секреторных выбросов СТГ в кровь, при сохранившейся частоте. У девочек в этот период становится больше пиков максимальной секреции половых гормонов, но они несколько ниже, однако при этом межпиковый уровень СТГ становится более высоким.

Такие гормоны как: гормоны щитовидной и паращитовидных желёз (тириойдные, кальцыйрегулирующие), инсулин, проявляют своё анаболическое влияние и влияние на рост лишь только в присутствии гормона роста СТГ

На секрецию (выделение) СТГ влияют:

-сон – На стадию медленноволнового глубокого сна приходится максимальный уровень СТГ;

-аминокислоты ( аргинин и орнитин имеют наибольшее значение);

-Имеют угнетающее действие на секрецию СТГ -глюкоза, свободные жирные кислоты.

  • Алиментарный фактор (Еда). Недостаточное поступление белкой и калорий, различные авитаминозы, дефицит аминокислот, а так же различных микро- и макроэлементов (нутриентов) -цинк, йод, железо и т.д. приводят к нарушению процесса роста.
  • Достаточный и своевременный сон, адекватные психоэмоциональные нагрузки, правильный уход за ребёнком ведут к его нормальному развитию, как психологическому так и физическому.
  • Тяжелые острые заболевания, длительно и тяжело протекающие хронические заболевания могут негативно сказаться на физическом развитии ребёнка.
  • Влияние разных климатогеографических условий. Жаркий климат и высокогорные условия тормозят процессы роста, но при этом могут существенно ускорять созревание детей и т.д.
  • Добавить комментарий Отменить ответ

    Область основной боковой панели

    Влияние социально-экономических факторов на рост и развитие детей

    Известно, что развитие ребенка в значительной мере обусловлено теми условиями, которые создаются в его семье. Поэтому, оценивая рост и развитие детей, следует обращать внимание на состав семьи (наличие 2-х родителей, одного родителя), ее бюджет, уклад жизни, культурный уровень, состояние здоровья, личные качества и пр.

    Таким образом, если согласиться с тем, что рост и развитие ребенка определяется комплексом факторов, то станет очевидным насколько трудна оценка обнаруживаемых нарушений и поиск наиболее вероятных причин.

    В практической деятельности каждого педиатра встречаются дети с нарушениями роста и развития. Их условно можно разделить на три группы: сниженное. ложно-сниженное и повышенное физическое развитие.

    1. Сниженное физическое развитие. Характеризуется низкими показателями массы и длины тела. Нередко задержка физического развития сочетается с задержкой и психомоторных функций. Прежде всего в эту группу входят дети с нарушениями эмбрионального развития экзогенной или генетической природы. Среди эмбриопатий экзогенной природы следует выделить лекарственные, инфекционные, радиологические и др. эмбриопатий (краснушная, алкогольная и др.). Тяжелое течение беременности у матерей (токсикозы, хронические заболевания и др.) оказывают вредное влияние на плод и могут вести к рождению недоношенных детей или же детей с низкими параметрами физического развития в сопоставлении с календарным возрастом.

    Низкие показатели массы и длины тела часто обнаруживаются у детей с наследственной патологией. Аналогичные нарушения обнаруживаются и при большинстве врожденных синдромов: синдромы Корнелия де Ланге, Рубинштейна, Рассела-Сильвера, Лангер-Гедеона, Робертса, Эллис-ван-Кревельда и др.

    2. Ложно-сниженное физическое развитие. К этой группе относятся такие врожденные и наследственные заболевания, при которых дети родятся с нормальными показателями массы и длины тела. Последующая диспропорция этих показателей наступает вторично вследствие неоднократно возникающих переломов и деформации длинных трубчатых костей и позвоночника. К таким генетически детерминированным формам относят, например, витамин Д-резистентный рахит, несовершенный остеогенез и др. Так, множественные переломы, наступающие внутриутробно или в раннем детском возрасте у детей с несовершенным остеогенезом могут приводить к очень грубому дефициту роста.

    3. Повышенное физическое развитие. В эту группу входят целый ряд врожденных и наследственных заболеваний, а также такое состояние, как акселерация. Сроки манифестации ускоренного физического развития могут быть разные. Иногда первые признаки отмечаются уже при рождении ребенка, как например, при диабетической эмбриопатий, когда масса и длина тела новорожденного превышает 4500-5000 и 50-55 см соответственно. Среди генетически обусловленных синдромов выделяются: синдром Беквит-Видемана (макросомия, толстый подкожно-жировой слой, ускоренное костное созревание и др.), синдром Маршалла (увеличенный рост, ускоренное костное созревание и др.), синдром церебрального гигантизма или синдром Сотоса (макросомия, ускоренное костное созревание, увеличенный размер кистей рук и пр.), синдром Вевера (макросомия, ускоренное костное созревание и др.).

    Увеличенная масса тела, обусловленная ожирением, наблюдается также при целом ряде наследственных синдромов: синдром Карпентера, синдром Коэна, синдром Гребе, синдром Лоуренса-Муна-Барде-Бидля и синдром Прадера-Вилли.

    В процессе постнатального развития чрезмерный рост свойственен нескольким наследственным заболеваниям, в основе которых лежат хромосомные аберрации или же наследственные нарушения обмена веществ (синдром Марфана, гомоцистинурия и др.). Как показали исследования А. Н. Семячкиной, дети с синдромом Марфана могут по своему росту превышать возрастные нормативы.

    Согласно существующей номенклатуре, принятой в Париже в 1970 г. из всех состояний следует выделять первичные и вторичные нарушения роста.

    К первичным нарушениям роста, при которых имеется пропорциональное или относительно пропорциональное телосложение, но низкая масса при рождении, относят:

    1. Гипофизарную карликовость

    — тип I, обусловленный изолированным дефицитом гормона роста;

    — тип II — тип Ларона, также обусловленный изолированным дефицитом гормона роста;

    — тип III, связанный с пангипопитуитаризмом;

    zdorovijrebenok.ru

    Влияние гормонов рост и развитие ребенка

    Влияние гормонов на рост организма

    Ростовые процессы в организме определяются действием ряда гормональных факторов. Основным из них является соматотропин – гормон передней доли гипофиза. Под его влиянием происходит новообразование хрящевой ткани эпифизарной зоны и увеличение длины трубчатых костей. Одновременно под влиянием соматотропина активизируется образование мягкой соединительной ткани, что важно для обеспечения надежности соединения частей растущего скелета. Он оказывает стимулирующее действие и на развитие скелетной мышечной ткани.

    влияние соматотропина резко снижается при недостаточном содержании в крови тиреоидных гормонов и инсулина. Тиреоидные гормоны необходимы для нормализации процессов размножения и дифференцировки клеток. Классическими признаками, характеризующими нарушение роста и развития детей и подростков при гипотиреозе, являются отставание длины тела, запаздывание окостенения скелета и развития зубов. Эти проявления сочетаются с замедлением частоты сердечных сокращений, понижением артериального давления, уменьшением тонуса и силы скелетных мышц.

    Не менее значительна роль инсулина. Так, он увеличивает транспорт аминокислот через мембраны и участвует в обеспечении белкового синтеза строительных материалов. Кроме того, инсулин способствует углеводному питанию клеток.

    Опосредованное влияние на рост оказывает тестостерон. Он стимулирует белковый синтез в хрящевой и костной ткани, скелетных мышцах, миокарде, печени, почках. В наибольшей степени это проявляется в период полового созревания. Стимулирующее воздействие на рост продолжается до закрытия эпифизарных зон роста.

    Эстрогены на общий рост организма оказывают тормозящее влияние, активизируя окостенение эпифизарных зон роста трубчатых костей. Эстрогены стимулируют рост и белковый синтез в женских половых органах и в меньшей степени в почках, печения, миокарде.

    Нормальное протекание ростовых процессов обеспечивается также паратгормоном, кальцитонином и гормональной формой витамина Д3. Данная группа гормонов имеет первостепенное значение в формировании костной ткани и в поддержании гомеостаза кальция во внутренней среде организма и в клетках.

    Кальцитонин и паратгормон воздействуют на кальциевый обмен в тесном взаимодействии с гормональной формой витамина Д3. образующейся из холекальцифирола, поступающего с пищей.

    Совершенно противоположный эффект на рост организма оказывают глюкокортикоиды. Так, при лечении детей и подростков массивными дозами глюкокортикоидов отмечается задержка роста. Этим можно объяснить задержку роста при действии на организм стрессирующих факторов независимо от их природы. Так, при стрессе активируется вся система кортиколиберин-кортикотропин-глюкокортикоиды.

    Учитывая этот факт, необходимо исключать продолжительное действие на детский организм стрессирующих факторов, в том числе и физические нагрузки большого объема и интенсивности, а также частое участие в соревнованиях.

    Влияние гормонов на развитие нервной системы и поведение. Из гормональных факторов, оказывающих влияние на развитие ЦНС, наиболее значимы гормоны щитовидной железы.

    Недостаточное содержание гормонов в последнем триместре беременности и первые недели после рождения является причиной развития такого заболевания как кретинизм. Высока роль тиреодных гормонов и в первые 18 месяцев после рождения. Дефицит тироксина и трийодтиронина резко затормаживают дифференцировку нервных клеток. Если недостаток указанных гормонов возникает после 18 месяцев то нарушается в основном рост, а дефекты умственного развития выражены слабее. Раннее введение тиреоидных гормонов способствует восстановлению умственного развития. было установлено, что дефицит гормонов щитовидной железы в критические периоды развития мозга приводит к снижению синтеза белков в мозговой ткани и уменьшению содержания в ней белково-синтетических ферментов. Нарушается также развитие сосудистой системы мозга, задерживается морфологическая дифференцировка коры больших полушарий и мозжечка. Следовательно, тиреоидные гормоны необходимы для структурного, биохимического и функционального созревания мозговой ткани.

    Значительное влияние на нервную систему оказывают гормоны надпочечников, изменяя силу нервных процессов. Удаление коры надпочечных желез сопровождается нарушением функции всей ВНД.

    Половые гормоны влияют на соотношение процессов возбуждения и торможения. На работоспособность нервной системы в большей степени оказывают влияние мужские половые гормоны. Решительность, агрессивность также определяется концентрацией мужских половых гормонов. Удаление половых желез или их патологическое недоразвитие в детском возрасте вызывает нарушение психики и нередко приводит к умственной неполноценности.

    Оптимальные физические нагрузки повышают резервные возможности эндокринной системы и, тем самым, опосредованно влияют на общее состояние нервной системы и всего организма.

    Нормальный внутриутробный и постнатальный рост детерминирован генетически. Он подчинен закономерностям мультифакториального наследования: множество генов (предполагается, что их более 100) регулируют синтез факторов и гормонов роста, их транспортных белков, чувствительность клеточных рецепторов к стимуляторам или тормозящим рост факторам и т.д. определяя скорость и предел роста человека. Наследственные факторы определяют главным образом темп, возможный предел роста ребёнка и некоторые особенности телосложения при оптимальных условиях окружающей среды. Отсутствие оптимальных условий жизни влечет за собой нарушение генетической программы развития и,в частности, нереализацию максимально возможного предела роста.

    II. Гормональные факторы роста организма.

    Ведущую роль в процессах регуляции роста и развития играет соматотропный гормон (СТГ). Другие гормоны (тиреоидные, инсулин, половые гормоны) эффективны лишь в присутствии СТГ и модулируют его действие на рост.

    Рост эмбриона и плода мало зависит от собственных гормональных влияний. Основное влияние на внутриутробный рост оказывают маточный кровоток, плацентарная перфузия, материнские гормоны: хорионический соматомаммотропин, хорионический гонадотропин, плацентарный лактоген. Хотя секреция СТГ начинается после 7-й недели внутриутробного развития и к моменту рождения его уровень в 30-40 ,раз выше, чем у матери, его роль в регуляции внутриутробного роста невысока. Это связано с незрелостью рецепторов к нему.

    В пубертатном возрасте скорость роста возрастает, что связано с повышением среднесуточной концентрации СТГ примерно в 3 раза под влиянием половых гормонов.

    Другие гормоны, обладающие ростовым и анаболическим эффектом (тиреоидные гормоны, кальцийрегулирующие гормоны, инсулин), проявляют свои эффекты лишь в присутствии СТГ.

    III. Средовые факторы

    #183; Алиментарный фактор.Белковая и калорийная недостаточность, дефицит витаминов, аминокислот, других нутриентов (цинк, йод и т.д.) могут нарушать процессы роста.

    #183; Адекватные эмоциональные нагрузки, достаточный сон, организация правильного ухода за ребёнком способствуют нормальному его развитию, в том числе и физическому.

    #183; Острые и хронические заболевания могут отрицательно сказаться на процессах роста и развития.

    #183; Влияние различных климато-географических условий. Жаркий климат и условия высокогорья обладают тормозящим действием на процессы роста, но в то же время могут существенно ускорять созревание детей и т.д.

    Щитовидная железа у детей

    Основной функцией щитовидной железы является поддержание гомеостаза (способность организма сохранять и регулировать постоянство внутренней среды). Деятельность щитовидной железы имеет прямое влияние на общее состояние здоровья, включая внешний вид и настроение, а также на все метаболические процессы, протекающие в организме.

    Влияние гормонов щитовидной железы на рост и развитие ребенка

    В этом органе происходит синтез трех гормонов: трийодтиронина, тироксина и кальцитонина. Тиреоидные гормоны управляют процессами роста и созревания органов и тканей, регулируют энергетические и обменные функции, кальцитонин участвует в развитии костного аппарата. Поэтому щитовидная железа у детей играет одну из главных ролей в организме. Дисфункция этой железы значительно задерживает развитие ЦНС, пагубно сказывается на общем физическом развитии – неблагоприятна для организма как избыточная продукция гормонов, но недостаточный синтез тироксина и трийодтиронина гораздо более опасен, ведь в этом случае развивается кретинизм (врожденный гипотиреоз ).

    Определение уровня гормонов является одним из методов диагностики нарушений функционирования этого органа, причем норма щитовидной железы у детей меняется с возрастом и существенно отличается от уровня гормонов у взрослых. Обычно исследуют уровень тиреотропного гормона гипофиза (ТТГ), отвечающего за регуляцию синтеза гормонов в щитовидной железе. Если тест на ТТГ выявляет отклонения от нормы, исследуют и другие гормоны щитовидной железы у детей: тироксин (Т4) и трийодтиронин (Т3).

    Скрининг новорожденных на заболевания щитовидной железы

    Определение уровня гормонов щитовидной железы сегодня входит в перечень скрининговых исследований, выполняемых всем новорожденным еще до выписки из родильного дома. Нормальное развитие ребенка при недостаточной продукции гормона возможно, но требует немедленного назначения заместительной терапии, которая должна будет проводиться пожизненно.

    Для доношенных новорожденных диапазон значений ТТГ довольно широк -от 1.3 до 16 мМЕ/л. Для месячного ребенка нормальным считается показатель 0.9 -7.7 мМЕ/л, а у школьников референсный диапазон уже сравнивается с показателями у взрослых -от 0.6 до 5.5 мМЕ/л. Снижение уровня ТТГ с возрастом является нормальным явлением. В то же время уровень Т4 в течение жизни остается относительно стабильным.

    Распространенные заболевания щитовидной железы у детей

    Сегодня заболевания щитовидной железы у детей встречаются все чаще. Этому способствуют постоянное ухудшение экологии и дефицит йода в пище и воде. Йод является ключевым элементом в химическом составе гормонов щитовидной железы. В условиях недостатка йода в организме происходит функциональная недостаточность этого органа. Особенно страшны последствия дефицита йода во внутриутробном периоде. Нехватка этого вещества грозит выкидышами, врожденными аномалиями плода.

    У детей встречаются те же заболевания, что и у взрослых:

    • Гипотиреоз. С этим заболеванием по статистике рождается один ребенок из четырех тысяч новорожденных. Девочки болеют гипотиреозом в два раза чаще мальчиков. Заболевание возникает при повреждении или врожденных аномалиях, недостаточном развитии щитовидной железы. Возникшая недостаточность тиреоидных гормонов влияет на рост всех органов, особенно страдает головной мозг. Интеллектуальное развитие ребенка с врожденным гипотиреозом напрямую зависит от возраста, в котором была начата заместительная терапия. Если лечение гипотиреоза проводится уже в первый месяц рождения, то можно прогнозировать умственное развитие у ребенка в пределах нормы.
    • Сейчас скрининг всех новорожденных, позволяющий выявить проблемы щитовидной железы, проводят уже в родильном доме почти во всех странах мира согласно рекомендациям ВОЗ.

    • Гипертиреоз. Дисфункция щитовидной железы, связанная с переизбытком синтеза тиреоидного гормона, приводит к ускорению многих процессов. Это приводит к учащенному сердечному ритму, повышению АД, потливости, дрожанию и подергиваниям конечностей и век, быстрой потере веса, плаксивости, раздражительности и нарушениям сна. Лечится гипертиреоз препаратами, подавляющими функции щитовидки. В запущенных случаях у ребенка могут возникнуть тиреотоксический криз, проблемы с костями и болезни сердца.
    • Тиреоидит Хашимото. Причиной заболевания является иммунное расстройство, в результате которого в организме начинают вырабатываться антитела, снижающие функцию щитовидной железы. Заболевание проявляет себя внезапным замедлением роста у ребенка и образованием зоба. Подвергающаяся постоянному отрицательному воздействию агрессивных агентов щитовидная железа «дает» характерные симптомы у детей с тиреотидом Хашимото. Чаще всего наблюдаются следующие жалобы: повышенная утомляемость, сухость кожных покровов, чувствительность к холоду, вялость, увеличение массы тела. Применение гормонзаместительной терапии в течение всей жизни позволяет сгладить неприятные симптомы.

      Методы обследования ребенка с патологией щитовидной железы

      Ранняя диагностика дисфункций щитовидной железы у детей имеет огромное значение. Помимо лабораторных анализов на уровень гормонов, диагностика должна включать инструментальные методы: МРТ, термографию и узи щитовидной железы ребенку. Данные исследования позволяют на ранних стадиях выявить патологию, выражающуюся в изменении объема и размера железы, обнаружить уплотнения в паренхиме органа. Консистенция тиреоидной ткани, наличие узловых образований, увеличенная щитовидная железа у ребенка могут быть определены при помощи тактильного прощупывания пальцами (пальпации).

      Многие заболевания щитовидной железы у детей легко поддаются лечению на ранних стадиях и имеют вполне благоприятный прогноз для состояния здоровья ребенка и его социальной адаптации в будущем. Лечением таких пациентов должен заниматься квалифицированный детский эндокринолог, имеющий опыт в лечении детей и подростков, страдающих заболеваниями щитовидной железы.

      lechenie-detki.ru

      Презентация "Влияние факторов среды на рост и развитие растений" 2 класс

      Код для использования на сайте:

      Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

      Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

      После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

      Я посадил три пророщенных боба и один не пророщенный боб в грунт в четыре баночки.

      Полил №1, №3, №4, второй не поливал, и поставил для прорастания в разные места: Полил №1, №3, №4, второй не поливал, и поставил для прорастания в разные места: 1 опыт: баночка (№1) стоит в светлом теплом месте; 2 опыт: баночка (№2) стоит без полива; 3 опыт: баночка (№3) стоит в тёмном месте; 4 опыт: баночка (№4)стоит в холодном месте. Опыт 1 Условия: свет, вода и тепло Через несколько дней семена боба набухли и появился корешок. Затем растет стебель и появляются листья. Листья и стебли зеленые. Далее идёт активный рост и развитие растения

      Вывод: для роста и развития растения

      необходимы свет, тепло, влага.

      Опыт 2 Условие: нет полива Во второй баночке, которую я оставили без полива, боб не набух и не пророс. Вывод: если растение не поливать, оно расти не будет и погибнет, вода необходима для роста и развития растения. Опыт 3 Условие: нет света В третьей баночке, которую я поставил в тёмное место, семена боба набухли и появился корень. Через несколько дней увидел рост стебля и листьев. Через некоторое время я увидел, как вытянулись стебли растения. Стебли и листья растения жёлтые и выглядят больными. Через некоторое время я увидел, как вытянулись стебли растения. Стебли и листья растения жёлтые и выглядят больными. Вывод: если растение поместить в тёмное место, то оно теряет зеленый цвет, болеет и погибает. Опыт 4 Условия: нет тепла В баночке, которую я поставил в холодное место, семя боба набухло, проросло на 11 день после посадки. Растение развивалось очень медленно.

      Прошёл ровно месяц, растение выросло на два сантиметра от земли, побег светло-зелёного цвета.

      Вывод: если семена поместить в холодное место, то их всхожесть ухудшается, а сами растения в холоде могут погибнуть.

      III. ЗаключениеIII. ЗаключениеВывод:

      • Таким образом, на основании проведенных опытов, наша гипотеза подтвердилась. Действительно, растения — это живые организмы, которым для полноценного развития требуется тепло, свет, вода.

      В ходе исследования я научился самостоятельно ухаживать за растениями, находить учебный материал с помощью Интернета, энциклопедий, учебника, опытным путём приобретать учебные знания о строении и развитии растений. Научился вести наблюдения , сравнивать, делать выводы, советоваться со взрослыми.

      • В ходе исследования я научился самостоятельно ухаживать за растениями, находить учебный материал с помощью Интернета, энциклопедий, учебника, опытным путём приобретать учебные знания о строении и развитии растений. Научился вести наблюдения , сравнивать, делать выводы, советоваться со взрослыми.
      • В дальнейшем я хочу узнать, какая необходима пища для роста растений и откуда они ее получают.
      • IV. Список литературы

        • 1.Корчагина В. А. Биология – Москва,1993.
        • 2. Уилкс А. Энциклопедия «Я познаю мир».
        • 3.Тейлор Ч. «Энциклопедии эрудита».
        • uchitelya.com

          Влияние социально-экономических факторов на рост и развитие детей и подростков Улан-Батора Текст научной статьи по специальности «Социология»

          Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Уранчимэг Шагдар

          <i>Рассматривается результаты морфологического исследования по изучению физического развития школьников Улан-Батора (Монголия), живущих в различных социально-экономических условиях. Выявлены существенные влияния социально-экономических факторов на рост и развитие детей и подростков, в частности, условий и образа жизни . На рост и развитие детей оказывают положительное действие благоприятные жилищные и социальные условия жизни .</i>

          Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Уранчимэг Шагдар,

          Текст научной работы на тему «Влияние социально-экономических факторов на рост и развитие детей и подростков Улан-Батора»

          влияние социально-экономических факторов на рост и развитие детей и подростков улан-баюра

          Рассматривается результаты морфологического исследования по изучению физического развития школьников Улан-Батора (Монголия), живущих в различных социально-экономических условиях. Выявлены существенные влияния социально-экономических факторов на рост и развитие детей и подростков, в частности, условий и образа жизни. На рост и развитие детей оказывают положительное действие благоприятные жилищные и социальные условия жизни.

          ауксология, возрастная антропология, морфология, образ жизни, половое развитие, социально-экономические факторы, условия жизни, физическое развитие.

          Одним из актуальных вопросов возрастной антропологии является проблема адаптации человека к естественным условиям обитания. Окружающая среда оказывает существенное воздействие на человеческие популяции, вызывая ответную реакцию, выражающуюся в специфике морфофизиологических черт, имеющих наследственную природу. Процесс приспособления человеческих популяций к среде обитания осуществляется как непосредственно к естественным факторам, так и опосредованно через тип хозяйства, традиционный уклад жизни, брачные нормы и другие социальные черты жизнедеятельности человеческих сообществ. Основными методами оценки взаимосвязи человека с естественной и социальной средой обитания является исследование закономерностей пространственной и временной изменчивости антропологических признаков.

          Исследование урбанизированных популяций имеет свою специфику, заключающуюся в том, что на человека действуют не столько естественные, сколько социальноэкономические и антропогенные факторы, и этим структура городского населения отличается от популяционной структуры сельского населения [4].

          Изучение процессов роста и физического развития детей и подростков не только различных этнотерриториальных групп, но и городского населения имеет особенно важное значение в наши дни в связи с познанием биосоциальной адаптации человеческого организма при освоении новых территорий, широкой миграцией населения, процессами урбанизации, интенсивно развернувшимися за последние 60 лет в Монголии, т.к. с данным процессом изменился традиционный социально-экономический (кочевой) уклад жизни населения.

          Исследований по физическому развитию детей и подростков, проводившихся в нашей

          стране, сравнительно немного. Начиная с 1960-х гг. проводятся морфологические и антропометрические исследования детского населения Монголии [5; 10; 12-17]. Однако до настоящего времени не проведены исследования по изучению роста и развития монгольских детей, живущих в различных социально-экономических условиях.

          В данной работе приведены результаты изучения влияния социально-экономических факторов на рост, физическое и половое развитие детей и подростков школьного возраста Улан-Батора.

          Антропологическими исследованиями показано, что рост и развитие детей обусловлен действием генетических (наследственных, внутренних, эндогенных) и средовых (внешних, экзогенных) факторов. Взаимоотношения между организмом и средой не остаются постоянными. Они разделяются на абиотические, включающие в себя основные физические характеристики, биотические и социальные факторы. У человека именно социальные факторы дополняют и регулируют действие абиотических и биотических, их рассматривают как генеральные, опосредующие все компоненты среды [2].

          Морфологические особенности населения различных географических зон изучаются многими исследователями. Большой интерес представляет концепция Т.И. Алексеевой об адаптивных типах, отражающих экологическую дифференциацию современного человека, выделение конституциональных типов в зависимости от их адаптационных возможностей. Особенности телосложения и пропорций тела, типичные для коренного населения проявляются на самых ранних стадиях роста и развития детей [3; 4]. Ряд исследователей отмечают, что основные экологические правила Бергмана и Аллена действуют и для человеческих популяций.

          Немало работ посвящено изучению влияния социальных факторов на физическое развитие человека [1; 9]. Большинство исследователей отмечают, что социально-экономические факторы (образование родителей, их профессия, семейный доход, жилищные условия, число детей в семье, порядковый номер ребёнка при рождении, интервалы между родами, возраст отца и матери и т.д.) играют существенную роль в формировании соматических особенностей организма ребёнка на всем протяжении роста. Исследователи в качестве основных факторов выделяют профессиональную принадлежность (род занятия) и уровень образования родителей [11]. Согласно этим данным, дети, родители которых имеют высшее образование и занимаются умственным трудом, имеют большие длину и вес тела при рождении, в детском и подростковом возрасте, а также более раннее наступление полового созревания, в первую очередь более ранний возраст менархе у девочек. Однако количественные выражения выявленных закономерностей сильно варьируют в разных популяциях в связи с конкретными условиями среды, различным набором переменных, используемых в качестве показателей социальной стратификации, а также, возможно, различной возрастной реакцией в зависимости от периода онтогенеза.

          Материал морфологического исследования был собран автором в Улан-Баторе в 2008-2010 гг. Были обследованы практически здоровые дети и подростки 7-17-летнего возраста обоих полов (1138 мальчиков и 1064 девочек) — всего 2202 человека.

          Поло-возрастной состав обследованных школьников г. Улан-Батора

          Количество обследованных школьников

          Воз- III группа II группа I группа

          (лет) Маль- Де- Маль- Де- Маль- Де-

          чики вочки чики вочки чики вочки

          7 34 21 18 15 19 27

          8 47 34 29 31 42 35

          9 43 30 35 39 36 46

          1O 36 38 31 32 33 34

          11 30 34 32 29 34 44

          12 40 23 30 34 35 48

          13 30 14 35 32 51 45

          14 38 28 44 33 36 44

          15 35 34 31 34 31 31

          1б 30 21 39 32 41 38

          17 27 11 33 38 33 35

          Всего 390 288 357 349 391 427

          Возраст выбран с учетом того существенного момента, что именно в этот период происходит второй (после грудного) интенсивный рост организма детей, так называемый пубертатный скачок роста, проявляются половые различия в размерах и форме тела, начинают развиваться и заканчиваются формирование вторичных половых признаков. К концу этого периода основные морфофункциональные характеристики подростков приближаются к характеристикам взрослого организма.

          В ходе сбора первичных материалов исследования также были собраны подробные анкетные данные, отражающие социально-экономические условия жизни каждого обследованного.

          В табл. 1 представлены данные по поло-возрастному количеству обследованных школьников.

          Соматометрическая программа исследования включала измерения по 36 показателям продольных, поперечных и обхватных размеров, веса тела [6], жировых складок, определение степени развития вторичных половых признаков. На основании этих размеров были вычислены показатели, характеризующие размеры и пропорции тела, развитие жироотложения и мускулатуры, массивность скелета индивидуально для каждого школьника. Кроме того, были рассчитаны 10 индексов, характеризующих тип телосложения и пропорции тела.

          При обработке материалов обследованные дети были разделены на три группы с учётом условий жизни: I группа — школьники, живущие в юртах, с ручным водоснабжением и отоплением; II группа, включающая детей, живущих в современных квартирах с центральным отоплением и водоснабжением; III группа — учащиеся частных школ, где плата за 1 год обучения больше 2000$. Такая группировка дает возможность выяснения влияния социальных факторов на рост и развитие детей, живущих в различных условиях жизни.

          Статистическая обработка материала проводилась по 10 поло-возрастным группам с годовым интервалом. В каждой половозрастной группе — не менее 11-51 детей, что обеспечило достаточную достоверность обработки полученных данных. Материал обработан методом вариационной статистики [8]. Для характеристики взаимосвязи между отдельными признаками был проведён корреляционный анализ, а для сравнительного анализа были использованы графический метод и ^-статистика.

          Дети III группы по сравнению с детьми

          II и I групп по весу, длине (кроме 17-летних девочек по весу) тела и длиннотным

          размерам тела во всех возрастных группах имеют большие величины, которые статистически достоверны р < 0,1 — 0,01 в большинстве возрастных группах (рис. 1).

          По величинам ширины плеча и таза дети

          III группы имеют большие размеры, чем школьники двух других групп, но у девочек различия по ширине плеч к концу ростового периода (в 15-17 лет) нивелируются (рис. 1). По поперечному и продольному диаметрам грудной клетки III группы имеют в виде тенденции несколько большие значения в большинстве возрастных группах, по сравнению с детьми I и II группы.

          Полученные данные показывают, что по показателям массивности скелета, выражающимися в ширинах локтя и запястья, колени и лодыжки и показателям развития мускулатуры (мускульные радиусы плеча и голени) школьники III группы имеют большие величины, по сравнению со сверстниками двух других групп; данные статистически достоверны в большинстве возрастных групп (р < 0,1 — 0,001) (рис. 1). В костно-мускульных показателях детей всех групп явно выражен половой диморфизм.

          У школьников всех трёх групп наблюдаются большие различия в показателях жироотложения. Например, по величинам развития жироотложения дети обоих полов I группы имеют значительно меньшие значения по сравнению с двумя другими группами (рис. 1).

          В динамике развития жироотложения отмечается явный половой диморфизм, независимо от условий и образа жизни: жироотложение у девочек всех групп во все возрастные периоды больше, чем у мальчиков. Значения жироотложения у девочек интенсивно увеличиваются с возрастом, в то время у мальчиков эти значения после 11 лет остаются на одном уровне (рис. 1).

          Динамика развития и характер ростовых кривых рассматриваемых показателей у детей всех трёх групп согласуется с общей закономерностью нормального развития детей.

          При сравнении показателей пропорций тела видно, что школьники III группы имеют относительно короткое туловище, длинные ноги, большой обхват груди, по сравнению со сверстниками I группы, для которых характерны длинное туловище, короткие ноги, а дети II группы занимают промежуточное положение между этими двумя группами детей (рис. 1). Основываясь на выявленных особенностях в пропорции тела школьников трех сравниваемых групп, можно сказать, что дети всех трёх групп характеризуются мезоморфными формами телосложения.

          Наряду с интенсивностью ростовых процессов наиболее информативным показателем при оценке физического развития детей и подростков является уровень полового созревания.

          Этнотерриториальные и климатогегра-фические различия в сроках и темпах полового созревания в большинстве случаях перекрываются социально-экономическими факторами, если они не являются критическими [9]. По данным исследователей с понижением социального класса происходит значительная задержка процесса полового созревания, т.е. более поздние сроки достижения соответствующих стадий зрелости независимо от этнической принадлежности обследованных групп девочек.

          Из полученных данных видно, что последовательность развития вторичных половых признаков одинакова у школьников всех трёх исследуемых групп по первым случаям начальных стадий проявления вторичных половых признаков. По дальнейшему развитию и по среднему возрасту развития вторичных половых признаков наблюдаются различия (рис. 2).

          Можно сделать заключение о том, что половое созревание наступает раньше у школьников III группы по сравнению со сверстниками двух других групп.

          Полученные результаты нашего исследования подтверждают гипотезу ряда исследователей [7], согласно которой неблагоприятные условия жизни и социально-экономические факторы являются причиной отставания в физическом и половом развитии детей.

          Нами были проведены ранговые корреляционные анализы между тотальными размерами тела (длина и вес тела, длина руки и ноги, ширина плеча и таза, общий жир) улан-баторских детей обоих полов с некоторыми социально-экономическими факторами (условия жизни, количество членов семьи, уровень образования отца и матери — профессиональная принадлежность или род занятия), чтобы выявить влияния этих факторов на физическое развитие школьников.

          В результате данного анализа были получены достоверные (р < 0,01) величины корреляции между сравниваемыми морфологическими признаками и социальными факторами, свидетельствующие об их тесной взаимосвязи.

          Таким образом, основываясь на результатах сравнительного анализа (с использованием ^-статистики и г8) всех исследованных признаков, характеризующих рост, физическое развитие детей, различающихся по условиям и образу жизни, можно сделать

          Рис. 1. Динамика основных морфологических признаков у школьников Улан-Батора.

          Рис. 1. (Продолжение) Динамика основных морфологических признаков у школьников Улан-Батора.

          cyberleninka.ru

          Факторы, влияющие на рост и развитие детей младшего школьного возраста

          Влияние факторов внешней среды на рост и развитие детей младшего школьного возраста

          Глава 1. Факторы, положительно влияющие на рост и развитие детей

          1.1. Физическая культура

          1.2. Питание школьника

          1.3. Личная гигиена

          1.5. Проведение свободного времени

          Глава 2. Факторы, отрицательно влияющие на рост и развитие детей

          2.1. Вредные привычки

          Список использованной литературы

          Человечество вступило в такой период развития, когда эффективность работы определяется, прежде всего, уме­нием управлять сложными машинами и технологическими процессами, творчески мыслить и действовать, рациональ­но использовать бурно растущий поток информации. Уров­ни здоровья и образования определяют работоспособность и социальную активность человека.

          В связи с этим задачей первостепенной важности явля­ется научная разработка, и внедрение таких правил и форм организации труда, которые обеспечат наибольшую эффек­тивность умственной работы при полном сохранении здо­ровья. Рациональная организация умственного труда должна способствовать еще большему раскрытию духов­ных сил, волевых качеств и умственных способностей со­ветского человека и крайне необходимо, чтобы знания и навыки правильной организации умственной деятельности были заложены в школьные годы.

          К умственной нагрузке учащихся, помимо уроков и выполнения домашних заданий, относятся просмотр телевизионных передач, работа с компьютером, заня­тия в кружках, занятия музыкой, чте­ние художественной и научно-популярной литературы.

          Естественно, при такой большой умственной нагрузке учащимся должны быть привиты прочные навыки рацио­нальной организации режима труда и отдыха.

          Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, совершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходимой информации и др. предъявляют к организму ребенка высокие требования. Пластичность функциональных систем растущего организма способствует сравнительно быстрой его адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий окружающей среды. Однако еще не вполне сформировавшийся организм не всегда способен адекватно реагировать на учебные нагрузки, недостаточную двига­тельную активность, что нередко приводит вначале к функ­циональным расстройствам, а затем и к заболеваниям.

          Значительная учебная нагрузка, нередко отсутствие четкого чередования умственного напряжения с отдыхом, физическим трудом, прогулками, занятиями физкультурой и спортом, недостаточный сон могут привести к переутом­лению школьника. Поэтому в школе и дома должны быть созданы условия, исключающие неблагоприятные влияния указанных факторов на здоровье.

          Итак, факторами внешней среды называется совокупность явлений, окружающих школьника и оказывающих всяческое воздействие на организм, его рост и развитие.

          Глава 1. Факторы, положительно влияющие на рост им развитие детей

          1.1. Физическое воспитание

          Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника.

          Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82—85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16—19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1—3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, сни­жаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 6—7-м классе меньше, чем в 2—3-м, девочки делают в сутки меньше шагов, чем маль­чики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигатель­ной активности в разных учебных четвертях. Так, она осо­бенно мала зимой (в третью учебную четверть); весной и осенью возрастает.

          Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Малая подвижность отражается на функционировании многих систем организ­ма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыха­тельной. При длительном сидении дыхание становится ме­нее глубоким, обмен веществ понижается, происходит за­стой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: сни­жается внимание, ослабляется память, нарушается коор­динация движений.

          Вследствие недостаточной двигательной активности снижается сопротивляемость молодого организма «прос­тудным» и инфекционным заболеваниям, создаются пред­посылки к формированию слабого, нетренированного серд­ца и связанного с этим дальнейшего развития сердечно­сосудистой недостаточности. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с избытком углеводов и жиров в дневном рационе приводит к ожирению.

          У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

          По данным некоторых исследователей, 6—7-летние школьники отстают в росте и массе тела от сверстников, посещающих школы. К концу года разница оказывается значительной: у мальчиков различия в росте составляют 3,2 см, в массе тела — 700 г, а у девочек — соответственно 0,9 см и 1 кг 300 г.

          Единственная возможность нейтрализовать отрицатель­ные явления, развивающиеся у школьников при продолжи­тельном и напряженном умственном (учебном) труде, — это активная и определенным образом организованная фи­зическая деятельность.

          Двигательный режим школьника складывается в основ­ном из утренней физзарядки, подвижных игр на школь­ных переменах, уроков физической культуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и каникулы.

          При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается поло­жительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья.

          Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья и высокой работоспособности, если добрая половина составляющих его клеток не получает достаточного питания и не обла­дает хорошей работоспособностью.

          Под влиянием мышечной деятельности происходит гар­моничное развитие всех отделов центральной нервной сис­темы и ее основного звена — головного мозга. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематически­ми, разнообразными, достаточно интенсивными и не вызывали переутомления. В высший отдел центральной нервной системы (кору головного мозга) поступают сигналы от органов чувств и от работающих скелетных мышц. Кора головного мозга одновременно перерабатывает огромный поток информации и осуществляет тонкую и точную регу­ляцию слаженной деятельности организма.

          Физические упражнения благотворно влияют на ста­новление и развитие таких функций центральной нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нерв­ных процессов. Даже напряженная умственная деятель­ность невозможна без движения. Вот ученик сел и заду­мался над сложной задачей и вдруг почувствовал непрео­долимую потребность пройтись по комнате — так ему лег­че работать, думать. Если взглянуть на сосредоточенно думающего школьника, видно, как собрана, напряжена вся мускулатура его лица, рук, тела. Умственный труд тре­бует мобилизации мышечных усилий, так как многочис­ленные сигналы от работающих мышц активизируют дея­тельность головного мозга, заставляют его более интенсив­но и четко работать.

          «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться», — признание великого французского мыслителя и писателя Ж. Ж. Руссо как нельзя лучше иллюстрирует взаимосвязь работы мозга с движением.

          Приведенных примеров достаточно, чтобы понять, что движение совершенно необходимо для полноценной рабо­ты головного мозга. Вот почему школьники, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше успевают по общеобразовательным дисциплинам. Иногда можно слышать рассуждения о том, что часто встречаются слабые, болезненные ребята, которые совсем не занимают­ся физкультурой и спортом, а, тем не менее, прекрасно учатся. Что же, такие отличники лишь ослабляют свой организм.

          Достаточная двигательная активность является необхо­димым условием гармоничного развития личности.

          Физические упражнения способствуют также хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и по­чек, улучшают функционирование желез внутренней секре­ции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии человека. Приведен комплекс упражнений, способствующий росту и развитию детей (см. Приложение 1).

          Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате систематически предъявляемых повышенных требований к органам дыхания наблюдается рост так называемой жизненной емкости легких (измеряемой спирометром), улучшает подвижность грудной клетки (увеличивается разница между окружностью груди в состоянии вдоха и полного выдоха). Кроме того, интенсивное полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопления слизи и мокроты, т. е. служит профилактикой возможных заболеваний.

          Легкие при систематических занятиях физически: упражнениями увеличиваются в объеме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции легких.

          Занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Становится понятным, почему человек, познав «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими.

          Некоторые родители боятся приобщать детей к физкультуре, если у них плохое зрение. Это ошибка. Заниматься спортом таким детям можно, но под наблюдением врача. Научные данные доказывают, что активная физическая нагрузка может улучшить зрение. Школьник в очках стесняется своей «неполноценности», приобщаясь же к спорту, он становится здоровым, восстанавливает психическую гармонию.

          Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму хорошо приспосабливаться любым условиям внешней среды, к любому виду трудовой деятельности. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей.

          Большая ценность физических упражнений состоит еще и в том, что, занимаясь ими, школьник не только укрепляет свое здоровье и получает разностороннее физическое развитие, но и приобретает ряд двигательных моральных качеств. К первым относятся ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, ко вторым — такие ценные качества как коллективизм и товарищество, настойчивость, смелость, честность, дисциплинированность.

          Задают ли в школе уроки по физической культуре на дом? Да, могут быть и такие уроки. Например, учитель физической культуры, заметив, что кто-нибудь из ребят отстает от товарищей в ловкости, быстроте, дает такому ученику задание выполнять дома определенное число раз те" или иные гимнастические упражнения.

          Выполнение домашних заданий — органическая часть учебного процесса. Цель заданий на дом по физкультуре состоит не только в том, чтобы повысить культуру движений школьника, но и в том, чтобы содействовать этим морально-волевому и физическому совершенствованию, воспитывать у детей и подростков потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями, соблюдению не­обходимых гигиенических правил и навыков.

          Обычно в домашние задания по физической культуре включаются комплексы упражнений утренней гимнастики, физкультминуток и физкультпауз, упражнения на выработку правильной осанки, «для развития двигательных навыков, выносливости.

          Рекомендуемые для выполнения дома комплексы утренней физзарядки, активного отдыха и развития двигательных навыков состоят из так называемых общеподготовительных упражнений. Они способствуют гармоническому развитию мускулатуры, формированию правильной осанки, улучшению работы внутренних органов, совершенствованию координации движений. Выполняя эти упражнения, можно целенаправленно влиять на определенные группы мышц, отдельные суставы и связки, выполнять движения разного характера (плавно, мягко, резко), изменять усилия (напряженно, расслабленно).

          При составлении таких комплексов необходимо учитывать один из важнейших принципов физиологии мышечной деятельности: наилучшим условием для работы мышц является предварительное их растягивание. При чередовании и растягивания и сокращения мышц одновременно включается в работу большее их количество, что чрезвычайно важно для гармонического развития.

          Школьникам младшего возраста полезно систематически выполнять разнообразные упражнения с мячами, гимнастическими палками, ленточками и пр., так как физические упражнения с предметами развивают ловкость и точность движений рук, что очень пригодится в трудовой деятельности.

          Особое место в домашних заданиях по физкультуре занимает бег. Это прекрасное оздоровительное средство должно быть строго индивидуальным. Прежде всего, темп бега и длина дистанции должны в определенной мере соответствовать личности ребенка. Вначале чередуют ходьбу с медленным бегом, затем постепенно уменьшают расстояние, пройденное шагом, а пробегаемое — увеличивают. Запомните: удлинение дистанции полезнее для здоровья, чем повышение скорости. Критерием правильного режима занятий является хорошее самочувствие. Если школьник бегает в группе с ровесниками или с взрослыми, не надо соревноваться в скорости или выносливости. Основная цель — укрепление здоровья, восстановление работоспособности, а этого не добиваются изнуряющими гонками. При этом необходимо помнить о важнейшем принципе тренировки — постепенности увеличения нагрузки.

          Начинать занятия бегом следует с минимального времени (5 мин — для девочек, 7 мин — для мальчиков). Дистанцию надо постепенно увеличивать с 50 до 100— 150 м. Важно удерживать равномерный темп бега на протяжении всей дистанции. В непогоду можно заниматься в помещении (бег на месте — 3, 5, 10 мин).

          После окончания учебных занятий в школе очень полезен полуторачасовой активный отдых на свежем воздухе с подвижными играми. Они вызывают яркие эмоции и доставляют школьникам удовольствие.

          Во время подвижных игр приобретаются и совершенствуются двигательные навыки, развиваются физические качества. Игры оказывают и большое оздоровительное влияние.

          Родителям надо подсказать и показать (это очень важно) школьникам, в какие игры и как надо играть, помочь им (тактично, ненавязчиво) найти товарищей по играм.

          Ребята могут сообща разметить и оборудовать места для игр. Родители должны помогать им советом, а если понадобится, то и практическими делами.

          Регулярные занятия школьников в различных спортивных кружках и секциях, участие в спортивных праздниках — путь к физическому совершенствованию молодого организма.

          Неправильно поступают те родители, которые после выздоровления школьника чрезмерно долго удерживают его от подвижных игр, физических упражнений, а иногда стремятся получить разрешение школьного врача на длительное освобождение ребенка от уроков физической культуры.

          Физическое воспитание школьников тесно связано с трудовым. Занятия спортом, игры всесторонне развивают, подготавливают ребенка к выполнению посильных трудовых движений. Школьники, систематически занимающиеся разнообразными физическими упражнениями в школе и дома, легче овладевают трудовыми навыками, у них вырабатываются правильная осанка, координация движений. В свою очередь труд воспитывает и физически развивает ребят, поэтому так важно приучить их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.

          Дети, не привыкшие к труду с малых лет, часто не знают, чем заняться на досуге. У них все не клеится. Незаметно появляется вредная привычка бесцельно проводить время, им больше нравится смотреть на игры и работу других, чем самим выполнять какое-либо дело. Отсюда склонность к праздности и леность.

          В семье всегда найдутся самые разнообразные работы, требующие физического труда, посильного для школьников. Трудовые обязанности их по самообслуживанию, уходу за домом, огородом и другие должны обязательно включаться в режим дня, занимая примерно от 30 до 45 мин в день. При этом необходимо, чтобы школьник понимал, какое значение для семьи имеет выполняемое им дело. Кроме того, важно, чтобы он был в состоянии выполнить требуемое как следует, своевременно получая соответствующие указания со стороны взрослых. Особенно это относится к работам, связанным со значительными усилиями или приемами, где нужна специальная сноровка. Поручая сыну или дочери какую-либо работу по дому, вначале надо показать, как лучше это сделать. Без необходимых указаний, не имея должных навыков, дети даже при выполнении простых заданий быстро устают, нервничают, работа у них не спорится.

          Овладение навыками выполнения физическими упражнений и культурой физического труда – это не только признак общей культуры человека, о и необходимость для сохранения и улучшения здоровья и работоспособности в условиях научно-технического прогресса.

          1.2. Питание школьника

          Правильно организованное питание является важнейшим условием хорошего физического и умственного развития школьников. Когда наступает время еды, повышается возбудимость пищевого центра, условнорефлекторно выделяются пищеварительные соки, повышается обмен веществ, т. е. к каждому времени приема пищи в организ­ме происходит соответствующая функциональная настрой­ка. При беспорядочном питании эта функциональная готовность к еде не появляется. В результате нарушаются пищеварение и усвоение пищи, что может привести к заболеванию. Отсутствие пищевого режима отражается и на многочисленных функциях коры головного мозга.

          Под режимом питания понимают его кратность в тече­ние суток, определенные интервалы между приемами пищи и правильное распределение суточного рациона.

          Для детей школьного возраста оптимальным является 4—5-разовое питание с 3,5—4-часовыми интервалами между приемами пищи. Кратность приема пищи сущест­венно влияет на качество ее переваривания и усвоения.

          Жизненная деятельность человека, в каком бы виде она ни проявлялась — в виде физического, умственного труда или в состоянии покоя, — осуществляется за счет непрерывно протекающих в организме процессов обмена веществ. В результате этих процессов выделяется энергия, необходимая для нормальной работы всех систем и органов человека. В зависимости от потребности химическая энергия обменных процессов превращается в механиче­скую энергию мышечного сокращения, в электрическую энергию нервных импульсов. Энергетическую потребность организма обеспечивают белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Правильно построенный рацион питания должен включать продукты, содержащие все эти вещества в определенном сбалансированном соотношении с учетом физиологической потребности организма.

          Школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие. Физиологические нормы суточной потреб­ности школьников различного возраста в основных пище­вых веществах приведены в табл. 1 (см. Приложение 2).

          Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе школьников должно быть 1:1:4 или 1:1:5.

          Содержащиеся в пище белки, жиры и углеводы выпол­няют две главные функции. Во-первых, они являются пластическим материалом для организма, клетки которого постоянно обновляются, во-вторых, дают энергию. Однако они далеко не равноценны в выполнении функций. Основ­ную энергетическую нагрузку несут в организме углеводы, которые обеспечивают более половины энергетических трат человека. Известно, что во время напряженной умственной работы возникает высокая интенсивность обменных процессов в головном мозге, причем в качестве энергетического ресурса преимущественно используется глюкоза.

          Большое значение имеет качественный состав углеводов в рационе. Лучше, если 2 /3 углеводов будет представле­но в виде крахмала (картофель, крупы, хлеб) и 1 /3 — в виде сахара, как в чистом виде, так и содержащегося в сладких блюдах, напитках, фруктах и ягодах. Однако чрезмерное потребление углеводов без соответствующих энергетических трат чревато повышением массы тела. В особенности это относится к рафинированным углево­дам (подвергнутым различной степени очистки). К высокорафинированным углеводам относятся сахар, кондитер­ские изделия, продукты из высших сортов пшеничной муки.

          Суточное потребление сахара не должно превышать 70-75 г. Для детей, склонных к полноте, предпочтитель­ней нерафинированные сахара, содержащиеся в естествен­ных (непереработанных) продуктах, содержащих фруктозу (мед, красная и черная смородина, яблоки, вишня, груши, малина, хурма, крыжовник), так как фруктоза в наимень­шей степени способствует жирообразованию. Кроме того, фрукты содержат клетчатку, необходимую для нормальной работы кишечника: она раздражает его нервные окончания, в результате чего усиливается перистальтика, т.е. сокращение стенок кишечника и продвижение пищи.

          В энергетических тратах организма на жир приходится примерно 30% т. е. он играет второстепенную роль в энергообеспечении жизнедеятельности человека. Объясняется это тем, что в молекуле жира в отличие от углево­дов содержится очень мало кислорода, поэтому для окисления жиров организму требуется гораздо больше кислорода, чем для окисления углеводов. Лишняя потреб­ность в кислороде, естественно, ложится дополнительным бременем на сердце.

          В свою очередь жир выполняет и специфические, присущие только ему функции. Так, он входит в состав клеточной протоплазмы, нервной ткани, выделений саль­ных желез, предохраняющих кожу от высыхания и излиш­него смачивания влагой. Помимо этого, жировая ткань предохраняет тело и внутренние органы от механических воздействий. Подкожный слой жира защищает тело от излишних тепловых потерь.

          Потребность организма в жирах должна удовлетво­ряться главным образом за счет жиров растительного происхождения (кукурузное, подсолнечное, оливковое масла, маслосодержащие семена — орехи, арахис и др.), содержащих незаменимые и необходимые организму вещества, которыми так бедны жиры животного происхождения.

          Важной составной частью пищи являются белки, био­логические функции которых важны и многообразны. Белки — основной пластический строительный материал организма. Они входят в состав мышц, крови, ферментов, без которых невозможны многие биохимические реакции, (например, пищеварение), регуляторов обменных процес­сов — гормонов. На энергетические нужды белки расхо­дуются организмом в небольшом количестве.

          Недостаточное содержание белка в рационе питания вызывает ослабление вначале тормозного, а затем и возбу­дительного процесса в коре головного мозга с нарушением их равновесия. Белки стимулируют нейродинамические процессы в коре, усиливают возбуждение центральной нервной системы, улучшают способность мозга к тонкой дифференциации. Продукты с высоким содержанием белков (мясо, рыба, творог, сыр, яйца) обязательны в меню первого и второго завтрака школьников, они обеспечивают им хорошую умственную работоспособность.

          Однако избыточное потребление белковой пищи отрицательно сказывается на обмене веществ, усиливает процес­сы возбуждения в коре головного мозга.

          Белки, содержащиеся в различных пищевых продуктах, неравнозначны по своей ценности. Они состоят из амино­кислот, наличие и состав которых в белках разных продук­тов неодинаковы. Организму важно получать с пищей белки, более близкие по составу белкам человеческого тела, включающие необходимые аминокислоты. Они содер­жатся главным образом в продуктах животного проис­хождения — мясе, рыбе, яйцах, молоке — это полноцен­ные белки. Неполноценными белками называют те, в составе которых отсутствует одна или несколько необходи­мых организму аминокислот. Они входят, в основном, в продукты растительного происхождения. Наибольшую биологическую ценность представляют белки фасоли, риса, сои.

          Белки лучше усваиваются в сочетании с овощами, поэтому к мясным и рыбным блюдам целесообразно делать овощной гарнир.

          Рацион учащихся обязательно должен содержать витамины. Они повышают сопротивляемость к инфекцион­ным заболеваниям, способствуют правильному росту и развитию молодого организма, участвуют в обменных процессах.

          Витамины должны входить в рацион питания в опреде­ленных количествах (см. Приложение 3).

          Потребность организма в витаминах удовлетворяется при соблюдении одного из основных принципов рацио­нального питания — разнообразия пищи.

          В зимне-весенний период для предотвращения гипови­таминоза, который ослабляет организм, школьникам рекомендуется больше употреблять зелени, фруктов, овощных и фруктовых соков или поливитаминных препаратов, выпускаемых в виде таблеток, драже и сиропов.

          Наряду с органическими веществами (белки, жиры, углеводы, витамины) в организм должны поступать минеральные вещества. Они не являются источником энергии, но без них невозможна нормальная жизнедея­тельность. Недостаток минеральных веществ может при­вести к нарушению обмена веществ и к развитию заболе­ваний. В разных продуктах минеральные вещества содер­жатся в различном количестве, следовательно, рацион питания должен быть разнообразным.

          Все обменные процессы в клетках тела человека могут протекать только при достаточном содержании воды. Недостаточное поступление воды в организм ведет к сгущению крови, задержке вредных продуктов обмена в тка­нях. В то же время избыточное потребление воды нару­шает водно-солевое равновесие, создает нагрузку на сердце и выделительные органы.

          Состав питьевой воды сложен: кроме молекул самой во­ды, которую можно получить после охлаждения пара (дистиллированная вода), в ней содержатся соли (хлориды, сульфаты и др.), в небольших количествах — фтор, йод и другие микроэлементы. Из пищевых продуктов наиболее богаты водой овощи, фрукты, ягоды, молоко. Овощи содержат 80—90% воды, молоко — 87—89%, каши — 75%, мясо — 50%, хлеб — 48%.

          Потребность организма в жидкости, помимо пищи, по­крывается дополнительным питьем. Некоторые дети часто пьют, даже не испытывая жажды; постепенно это входит у них в привычку. В связи с этим очень важно научить ре­бенка отличать настоящую жажду от так называемой лож­ной, когда пересыхает только слизистая оболочка полости рта. Ложную жажду легко утолить: достаточно пропо­лоскать рот или сделать несколько маленьких глотков во­ды. Залпом выпитая жидкость только создает избыток во­ды в организме, но не утоляет жажды. Лучшими напит­ками для школьников являются чай с молоком, фруктовые и ягодные соки, настой шиповника.

          Полезно знать принципы составления меню завтрака, обеда, полдника и ужина. На завтрак школьнику можно дать крупяное, овощное или мучное блюдо, стакан молока, кофе или чай с молоком, хлеб с маслом и сыром. Сюда должны быть включены продукты с большим содержанием белков: творог, яйца, рыба, мясо. Обед обычно состоит из трех блюд. Крепкие мясной, рыбный или овощной супы способствуют выделению желудочного сока, улучшая пи­щеварение. Однако суп не является основной частью обеда (пищевая ценность его невелика), поэтому его не следует давать много. Так, школьникам 7—11 лет достаточно 300—350 г (1 1 /2 стакана) первого блюда. Основная часть обеда —Bтopoe блюдо: мясное, рыбное, творожное, крупя­ное или овощное; на третье — сладкое. В полдник можно дать кефир, молоко, чай с булочкой, ватрушкой, пряни­ком, фрукты, ягоды. Ужинать следует не менее чем за 2 ч до сна. Он может состоять из 2 блюд: творог, яйца, овощи, каша или макароны, затем молоко, кефир, простокваша, кисель. Мясные, рыбные блюда, а также блюда из фасоли, гороха на ужин нежелательны, так как белок этих продук­тов медленно переваривается и длительно задерживается в желудке. Во сне процессы пищеварения, как известно, замедляются, и пища плохо усваивается. Кроме того, мяс­ной белок действует возбуждающе на нервную систему, и это может неблагоприятно отразиться на качестве сна школьника — сон будет менее спокойным и глубоким.

          Одним из условий рационального питания является распределение приемов пищи в течение дня по объему, от которого зависит чувство насыщения. Так, достаточная по калорийности и питательной ценности, но малая по объему пища не будет казаться сытной. Однако избыточная пища нарушает нормальное функционирование пищевари­тельных органов.

          Питье воды при приеме пищи нежелательно, так как она не только понижает аппетит и увеличивает объем со­держимого желудка, но и замедляет пищеварение.

          Суточный объем пищи вместе с выпиваемой жидкостью должен быть 2,5—З кг. Из этого количества завтрак составляет 600 г (400 г на основное блюдо и 200 г на горя­чие напитки), обед— 1000 г (400—500 г — на первое, 300 г — на второе и 200 г — на третье), полдник — 300 г, ужин — 500 г (300 г на основное блюдо и 200 г на питье). Рекомендованные объемы по отдельным приемам пищи представлены без учета хлеба.

          Нередко родители стремятся дать ребенку значительно больше пищи, чем это необходимо. Установлено, что боль­шая часть детей, страдающих ожирением, из тех семей, в которых бытует «культ» еды, где родители сами переедают. Дети с избыточной массой тела чаще болеют, тяжелее переносят любое заболевание. Повышенное отложение жира ослабляет мышцу сердца. У ребенка возникает одышка, он быстро утомляется и начинает избегать подвижных игр, охотнее занимаясь тем, что не требует движения. Такой режим в свою очередь способствует развитию ожирения, которое вредно влияет на опорно-двигательный аппарат ребенка — кости, суставы. Очень часто у таких детей появ­ляется плоскостопие, нарушается осанка, плохо развиты мышцы. К тому же немало огорчений причиняют ему насмешки, обидные прозвища ровесников. Ребенок страда­ет от своей неуклюжести и неловкости, замыкается в себе, избегает общества сверстников. Все это сказывается на со­стоянии нервной системы, формировании характера.

          Без помощи родителей предупредить ожирение и бо­роться с ним чрезвычайно трудно. Родители тучных детей должны помнить о необходимости раннего диспансерного наблюдения за такими детьми и консультироваться с педи­атром-эндокринологом относительно организации их пи­тания и режима.

          Особое внимание должно обращаться на недопусти­мость перекармливания и малой подвижности.

          Таким образом, правильно организованное питание школьника — необходимое условие нормальной деятельности, роста и развития молодого организма.

          1.3. Личная гигиена

          Личная гигиена совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Подсчитано, что в течение недели сальные железы выделяют на поверхность кожи человека от 100 до 300 г кожного сала, а потовые железы — от 3,5 до 7 л пота. Поэтому кожу нужно своевременно и регулярно мыть, иначе нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела, создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитических грибков и других вредных микроорганизмов.

          Особенно легко загрязняются открытые части тела. Доказано, что при нанесении бактериальных культур на кожу чисто вымытых рук количество бактерий через 10 мин. уменьшается на 85%, а при нанесении на кожу немытых рук — через 20 мин. лишь на 5%. Особенно много бактерий обнаруживается под ногтями (примерно 95% микроорганизмов, находящихся на коже рук), поэтому так важно систематически и правильно ухаживать за ногтями. Чистота рук обязательна при приготовлении, употреблении пищи. Не случайно дизентерию, например, часто называют болезнью грязных рук. Навыки личной гигиены нужно прививать детям с раннего возраста.

          Основные средства для очищения кожи — мыло и вода. Для мытья пользуются туалетным мылом, предпочтительнее мягкая вода. Каждый человек должен знать особенности своей кожи (сухая, жирная, нормальная) и учитывать это при уходе за ней. Душ желательно принимать ежедневно, особенно после работы, связанной с загрязнением кожи и сильным потоотделением, а также людям, страдающим потливостью; температура воды не выше 37—38°. Если в квартире нет водоснабжения и душевых установок, обмывают открытые участки тела, подмышечные впадины, кожу под молочными железами теплой водой с мылом; при этом лучше сменить загрязненное нательное белье. Мыться в ванне или бане с применением мыла и мочалки необходимо не реже одного раза в неделю; после мытья обязательно меняют нательное белье. При мытье, особенно с применением мочалки, кожа массируется, что улучшает ее кровоснабжение и общее самочувствие человека. После мытья полезно протирать складки кожи туалетным уксусом или лосьоном, выпускаемым парфюмерной промышленностью. Ноги моют с мылом на ночь, лучше ежедневно, особенно летом. При возникновении потертости, опрелости в межпальцевых складках нужно обратиться к врачу. Следует помнить, что при нарушении целости кожи ног легко могут возникнуть грибковые заболевания кожи и гнойничковые заболевания кожи. При появлении мозолей их необходимо соответствующим образом снимать.

          Волосы лучше мыть в мягкой воде; если же вода жесткая, то к ней добавляют буру или пищевую соду (1—2 чайн. л. на 5—6 л воды). Жирные или сухие волосы нуждаются в специальном уходе. Уход за по­лостью рта помогает сохранить зубы, предупредить многие заболевания внутренних органов. Чистят зубы ежедневно утром,

          xreferat.com

          Смотрите так же:

          • План работы по развитию речи детей План работы по самообразованию"Развитие связной речи детей подготовительной группы" «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»подготовительной группы План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию Воспитатель : Александрова Надежда Михайловна группы № 7 «Радуга» […]
          • Дошкольное воспитание 2013 5 Образовательные кластеры как новое явление в системе образования России Дошкольное воспитание. – 2013. - № 6 Кравцова Е., Кравцов Г. Психологические основы стандартов дошкольного образования Как питаешься, так и улыбаешься (Формирование основ культуры здорового питания у детей старшего дошкольного возраста) («Круговорот воды в природе». […]
          • Почему ребёнок не слушается родителей Ребенок кричит, не слушается родителей и психует: что делать и как реагировать на непослушание — советы психолога Мало родителей могут похвастаться тем, что у них ребенок паинька. Большинство мам и пап сталкиваются с сорвиголовой, вечно попадающим в какие-то неприятности, всегда готовым к шалостям и постоянно бунтующим. Самое […]
          • Упражнения для развития быстроты у детей Упражнения для развития силы у детей Упражнения для развития выносливости у детей 4-5лет и основные виды физических упражнений для развития силовых качеств В средней группе можно начинать развивать физическое каче­ство -выносливость следующим образом: 1. Бег 2 мин, по кругу с изменением направления. Первые во­семь занятий дети бегут по […]
          • Малообеспеченная семья это сколько детей Льготы малообеспеченным семьям Семьи, оказавшиеся в тяжелой финансовой ситуации, могут рассчитывать на некоторые пособия и льготы. Какая семья считается малообеспеченной Чтобы считаться малообеспеченной, семья должна иметь среднедушевой доход (то есть общий доход семьи делится на всех членов семьи) ниже уровня прожиточного минимума, […]
          • Гигиена физического воспитания у детей Гигиена физического воспитания детей и подростков Книга: Гигиена детей и подростков Навигация: Начало Оглавление Поиск по книге Другие книги - 0 Гигиена учебного процесса - в общеобразовательной школеФизическое воспитание в детских и подростковых учреждениях Глава 5. Гигиена физического воспитания детей и подростков Физическое […]
          • Немцов семья дети Битва наследников Немцова завершена Богатство Немцова поделят между собой только его законнорожденные дети Судебные тяжбы вокруг наследства Бориса Немцова завершены. Как стало известно «Газете.Ru», Мосгорсуд отказал в проведении генетических экспертиз для установления отцовства двум претендентам на раздел имущества покойного […]
          • Формирование речевой деятельности дошкольников 1.4 Формирование речевой деятельности в онтогенезе 1. Развитие функций языка речи у детей от рождения до 7 лет. 2. Факторы развития речи. 3. Закономерности речевого развития дошкольников. 1. Генезис функций и форм языка и речи обусловлен выводами психологов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев) о функциональном многообразии языка и речи. […]