Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей

Эта авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Но упражнения можно выполнять и болеющим подросткам, и взрослым. По сути, заниматься можно всей семьей. Для первого занятия с малышом достаточно трех упражнений, а весь базовый комплекс госпожи Стрельниковой состоит из 14-ти.

Заниматься автор советует дважды в день после ужина (но не перед сном) и перед завтраком. Сосредотачиваться при выполнении упражнений нужно на вдохе, а выдох должен быть естественным.

Освоив простую дыхательную гимнастику, занимаясь регулярно, можно избавиться от множества недугов, которыми страдают дети в дошкольном возрасте и которые имеют свойство переходить в хроническую форму. Итак, узнаем о конкретных способах лечения детских недугов с помощью упражнений.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей: упражнения

Начинать освоение методики следует с трех упражнений, которые являются базовыми. Они, как и все другие, должны выполняться в четком маршевом ритме. Начнем с разминки:

  • „Ладошки”. Исходное положение — прямая стойка ребенка, руки согнуты, ладони повернуты наружу. Каждый вдох — это энергичное сжатие ладошек в кулачки, как бы попытка схватить предмет. Движения выполняются только кистями на четыре коротких и шумных вдоха. Выдох осуществляется произвольно ртом или носом. Далее 5 секунд перерыва — и снова повторяется серия из четырех вдохов. Общее количество их составляет 96. В методике госпожи Стрельниковой такое количество называется сотней.
  • „Погончики”. Ребенок стоит прямо, его руки свободно размещены вдоль тела, а ладошки сжаты в кулаки. Каждый вдох — это резкое разжимание кулачков, подобно отталкиванию чего-то в сторону пола. Надо выполнить по восемь коротких шумных вдохов без перерыва. Затем следует пауза на 5 секунд — и цикл повторяется 12 раз.
  • „Насос”. Мальчик или девочка стоит прямо. Ноги немного расставлены в стороны, руки опущены. Необходимо наклоняться вперед, при этом округляя спинку. Шея не должна напрягаться, голова вниз опускается свободно. При выполнении наклона ребенок должен сделать короткий носовой вдох. При выдохе нужно выпрямиться. Схема выполнения упражнения та же, что и в „Погончике” — 12 циклов по 8 раз.
  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при аденоидах

    В этом комплексе есть специальные упражнения, выполнение которых помогает избавить дитя от того или иного недуга. Аденоиды — один их самых распространенных в дошкольном возрасте. Вылечить патологию поможет такая гимнастика:

  • „Кошка”. Ребенок должен встать прямо, его ноги слегка расставлены, не на ширине плеч. При выполнении упражнения ступни от пола отрываться не должны. Надо сделать легкое приседание (пружинку) с одновременным резким поворотом туловища в правую сторону и коротким шумным вдохом.
  • Аналогичное приседание выполняется в левую сторону. Выдохи между приседаниями происходят непроизвольно. Колени сгибаются, приседание не должно быть слишком глубоким. При этом спинку ребенок должен держать ровно, а ручками, согнутыми в локтях, делать хватательные движения.

    Это упражнение можно выполнять, и сидя на стульчике, поворотами корпуса. Норма выполнения — 12 раз по 8 вдохов.

  • „ Шаги”. Это цикл из двух упражнений. Первое — „Передний шаг”. Его выполняют из исходного положения, стоя прямо, ноги немного раздвинуты. Ребенок поднимает левую ногу, сгибая ее в колене до уровня живота. При этом носочек оттянут вниз. Правая нога в это время тоже сгибается, и на ней выполняется легкое приседание с шумным коротким вдохом. Затем надо принять исходное положение, выдохнуть в этом момент через рот и то же самое проделать с другой ноги. При этом туловище нагибаться вперед не должно, корпус остается прямым. С приседаниями можно одновременно поднимать и руки до уровня пояса. Необходимо сделать 8 упражнений по 8 вдохов-выдохов. Их, кстати, можно делать и лежа в кровати, и сидя, если, например, ребенок больной и соблюдает постельный режим. В этом случае количество выполнений рекомендуется уменьшить вдвое.
  • „Задний шаг”. Исходное положение тела — стоя прямо, одна нога согнута в колене и отведена назад. Слегка приседайте на другой и резко вдыхайте, принимая исходное положение, выдыхайте. Повторяйте движение с другой ноги. Руки при выполнении приседания можно сгибать в локтях и поднимать до уровня пояса. Делают „Задний шаг” только стоя. Необходимо, чтобы ребенок выполнил 4 раза по 8 вдохов-выдохов.

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при астме

    Дыхательный комплекс помогает также останавливать приступы удушья. Для этого выполняют „Насос”. Этой же цели служат такие упражнения:

  • „Обними плечи”. Нужно встать прямо, согнуть руки в локтях и поднять их до уровня плеч. Далее надо обхватывать плечи с максимальным захватом, при этом выполнять шумный короткий вдох, возвращаться в исходное положение и выдыхать ртом. Затем положение рук меняется в том плане, что сверху захват выполняет другая рука. При захвате плеч голову можно слегка откидывать назад. Тогда вдох выполняется как бы с потолка. Рекомендуется выполнение 12 упражнений по 8 вдохов-выдохов. Их можно делать и сидя.
  • Если ребенок ослаблен, то можно начинать с четырех или даже с двух вдохов-выдохов.

  • „ Повороты головой”. Ребенок должен стоять прямо, ноги немного уже ширины плеч. Согнутые руки находятся на поясе. Необходимо резко повернуть голову вправо и сделать шумный вдох, затем так же быстро повернуть ее влево и выдохнуть ртом. Не нужно останавливаться посередине, принимая исходное положение. Сделав 4 таких поворота, ребенок должен отдохнуть 10 секунд. После этого аналогичные движения головой начинать с левой стороны. И это упражнение делают, сидя на стульчике. Но каким бы ни было исходное положение, нужно контролировать, чтобы спинка мальчика и девочки была ровной.
  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при заикании

    Заикание также лечится с помощью гимнастики госпожи Стрельниковой. И самыми эффективными упражнениями для ликвидации патологии служат вышеуказанные „Насос” и „Обними плечи”. С заикающимися детками их делают дважды в день. Можно выполнять и другие упражнения, но эти являются в лечении заикания базовыми.

    Логопеды констатируют, что при выполнении „Обними плечи” голосовые связки ребенка в гортани делают встречное движение. В момент обнимания ребенок помогает им сомкнуться теснее. И уже после двух месяцев ежедневных занятий у заикающегося ребенка изменяется стереотип дыхания. Оно становится очень глубоким, тренируется легочная ткань и диафрагма, активизируются процессы обмена в организме, укрепляются мышцы носоглотки и гортани. Проходя при выдохе через гортань, струя воздуха массирует и колеблет голосовые связки, заставляет их смыкаться при произношении звуков.

    Кстати, после одного сеанса такой гимнастики объем легких ребенка увеличивается на 0,2 литра.

    Поскольку у детей речевой центр полностью формируется к семилетнему возрасту, то выполнять дыхательную гимнастику Стрельниковой с заикающимися детками надо начинать с 5-6-летнего возраста.

    Скорее всего, заикание имеет наследственную природу: кто-то в роду страдал этой патологией либо говорил не совсем внятно из-за нечеткости артикуляции.

    Если выполнение вышеуказанных упражнений при заикании будет дополнено занятиями с логопедом, то проблему удастся ликвидировать быстрее.

    Лечебная гимнастика по Стрельниковой для детей: отзывы

    Популярность дыхательных упражнений растет с каждым днем. Ведь для родителей это шанс без финансовых затрат вылечить многие недуги своих детей. На родительских форумах можно найти множество положительных отзывов об этой методике. Ее популярность давно вышла за рамки страны. За ее пределами комплекс именуют русской национальной гимнастикой и акцентируют на простоте и удобстве выполнения, грамотной основе — резком и шумном вдохе, который нравится детям как игровой элемент.

    Именно этот вдох, по словам занимающихся (а среди них и взрослые) привлекает, объединяет мам, пап, детей в выполнении оздоровительного комплекса. Ведь вначале освоить его должны именно взрослые.

    Известны случаи, когда в периоды эпидемий гриппа в школах болело большинство детей класса, а те, которые занимались по методике Стрельниковой, оставались здоровыми. Офтальмологи, научные работники, педиатры отмечают, что после двух или трех месяцев занятий такой дыхательной гимнастикой у детей поменялся тип дыхания. Он стал насыщено глубоким. А насыщение организма кислородом — это активизация всех обменных процессов, укрепление иммунитета. Именно это делает здоровым заикающегося ребенка, больного астмой, склонного к частым простудам.

    Гимнастика тренирует диафрагму и ткань легких, что отлично сказывается и на детях, которые занимаются вокалом. Их педагоги с большим уважением относятся к методике Стрельниковой, положительно отзываются о ее эффективности. И оперные, и эстрадные певцы практикуют перед концертами такую гимнастику. Их голос звучит легко и уверенно.

    nashidetki.net

    Необходимая дыхательная гимнастика для дошкольников

    Дыхательная гимнастика для дошкольников является необходимой частью речевого развития, а также способствует правильному функционированию легких и бронхов. На сегодняшний день существует масса комплексов, которые предлагают те или иные упражнения. Подходить к выбору нужно с умом, не следует слишком перегружать ребенка, чтобы не сделать для него каждое занятие в тягость. Гимнастику лучше проводить в непринужденной обстановке.

    Развитие речевого дыхания у дошкольников является важным этапом для дальнейшего обучения. Дети, регулярно выполняющие упражнения, болеют реже своих сверстников. Однако не следует переусердствовать, особенно если ребенок болен. Во время острых вирусных респираторных заболеваний следует воздерживаться от упражнений, чтобы не нагружать и без того воспаленные органы дыхания.

    Лучше всего выполнять гимнастику на свежем воздухе. Особенно это полезно в экологически чистых районах, где нет загрязняющих окружающую среду факторов. Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста имеют свою специфику. Упражнения для развития речевого дыхания лучше выполнять по мере того, как ребенок изъявляет желание.

    Характеристика комплексов

    Каждое упражнение нужно выполнять медленно и не торопиться. Главное — это техника дыхания. Необходимо научить этому ребенка. Но, прежде всего, рекомендуется проветрить комнату. Заниматься в душном помещении нельзя. Это еще и опасно для здоровья. Выполнять комплексы нужно либо натощак, либо через несколько часов после еды.

    Дыхательная гимнастика насыщает мозг кислородом, что очень важно для детей в период их активного роста и развития. Также улучшается работа сердца, сосудов и ЖКТ. Дыхательные техники станут отличной профилактикой бронхитов и других подобных заболеваний.

    Упражнения дыхательной гимнастики нужно выполнять 1 раз в день в течение 15 минут. Этого будет достаточно для растущего организма. Каждое упражнение должно носить забавное название, чтобы ребенку не было скучно. Не следует проводить занятия, если малыш не в настроении. Этим можно только отбить охоту.

    Для детей младшего возраста от 2 до 4 нужно использовать легкие и понятные комплексы. Одно из самых эффективных упражнений называется «воздушный шарик». Выполнять его очень просто. Необходимо принять горизонтальное положение и набрать воздух через нос, при этом живот надувается как шар. Затем медленно выпускать воздух и втягивать брюшную зону.

    Прежде чем переходить к более сложным действиям, рекомендуется самим освоить технику правильного дыхания. Дышать следует только животом. При этом двигается лишь брюшина. Грудная клетка остается практически неподвижной. Короткое и прерывистое дыхание очень вредно для здоровья и приводит к кислородному голоданию клеток.

    Главным фактором развития речи являются регулярные занятия с детьми с помощью не только специальных игр, но и дыхательной техники. Первое упражнение нужно выполнять стоя. Следует тянуться руками вверх и делать глубокий вдох. Соответственно, при выдохе руки опускаются. Далее нужно представить, что в руках находится одуванчик. Для этого развивающего упражнения можно взять для наглядности настоящий цветок.

    Необходимо, чтобы ребенок втягивал воздух и интенсивно выдыхал его через рот, складывая губы трубочкой. Выполнять действие нужно 3 раза подряд. Развивать правильное дыхание поможет регулярное выполнение. Необходимо научить ребенка делать глубокий вдох и задерживаться в таком положении. Затем медленно расслабляться и выдыхать.

    Встать на пятки, потом на носки, дыша в спокойном ритме. Затем быстро вдыхать через нос. Не следует делать это слишком интенсивно, чтобы от переизбытка кислорода не закружилась голова.

    Далее нужно произносить «кар». Глубоко вдыхать и потом плавно выпускать воздух. Дыхательные упражнения для дошкольников должны по возможности включать в себя и различные звуки. Однако не следует добавлять звуки во время первого занятия. Усложнять техники нужно постепенно.

    Когда ребенок освоит простые комплексы, можно перейти к более сложной методике. Нужно вдохнуть и максимально выпятить живот. Затем задержать дыхание на несколько секунд. Потом медленно выпустить весь воздух и втянуть живот. Снова задержать дыхание. Такое действие следует повторять не менее 5 раз. Данная техника подойдет для старшего возраста.

    Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста включает следующее эффективное упражнение. Рекомендуется сесть на стул и крутить согнутыми руками, описывая круги. При этом вдыхать и выпускать воздух, произнося «ууух». Звук следует удлинять. При ежедневном выполнении можно укрепить иммунитет и активно развить речь.

    doshkolnik.net

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста: обзор упражнений

    Родители дошкольников часто сталкиваются с такими проблемами, как простудные и респираторно-вирусные заболевания, воспаления легких, бронхит, аденоиды. Детский сад — основная зона риска, ведь стоит заболеть одному малышу, как через 2-3 дня на те же неприятные симптомы начинает жаловаться другой ребенок. Иммунитет дошкольников, как правило, слабоват, а повышать его специальными препаратами родители не всегда хотят. Что же делать в таком случае?

    Иногда родители отмечают, что ребенок в последнее время стал слишком много болеть простудными заболеваниями — это напрямую говорит о сниженном иммунитете дошкольника

    Дыхание — залог здоровья

    Малыши зачастую дышат неправильно, что способствует неполному насыщению организма кислородом. Дыхательная гимнастика для детей — верный шаг на пути к профилактике болезней дыхательной и нервной систем (см. также: видео артикуляционной гимнастики для детей 3-4 лет). Специальные упражнения помогут ребенку развить речевой аппарат и координацию движений, натренировать грудную клетку и улучить кровообращение. Правильное носовое дыхание — это не только укрепление иммунитета, но и энергетическая подпитка организма. Малыши, особенно гиперактивные, научатся спокойствию, расслаблению и контролю над своим голосом. Также дыхательная гимнастика способна вылечить многие болезни на начальных этапах.

    Занятия Стрельниковой при различных заболеваниях

    Александра Николаевна Стрельникова — педагог-вокалист и автор ряда дыхательных упражнений, настаивала на том, чтобы в каждом детском саду проводилась ежедневная дыхательная гимнастика для детей. Многие занятия Стрельниковой направлены на коррекцию различных патологий и лечение определенных заболеваний. Так, при бронхите облегчить кашель и вывести мокроту помогут упражнения «Нанос» и «Обними плечи». При аденоидах «Ладошки», «Погончики» и «Кошка» замедлят рост гипертрофированной глоточной миндалины, а для профилактики сахарного диабета, пневмонии и заикания будет достаточно обычной разминочной тренировки.

    Упражнение «Ладошки» или «Кулачки»

    Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей начинается с упражнения «Ладошки». Это первое, чему должны научиться новички. Исходное положение (обычное стоячее, но в исключительных случаях можно и сидеть):

    • руки согнуты в локтях (локти должны смотреть в пол);
    • ладошки развернуты к зрителю.
    • Одновременно с сжиманием обеих ладошек в кулачки, нужно сделать шумный и активный вдох носом — Стрельникова сравнивает его с резким принюхиванием. Спокойный и плавный выдох (через нос или рот — не важно) должен сопровождаться разжиманием ладоней.

      Рекомендуется выполнять упражнение под счет, чтобы предотвратить сбой ритма дыхания и гипервентиляцию легких. Серия состоит из 24 подходов: после четырех вдохов-выдохов обязательно нужно сделать паузу на 3-5 секунд. «Ладошки» эффективны при головной боли, бактериальных воспалениях носоглотки, аденоидах, заболеваниях щитовидной железы и даже гипертонии. Конечно, маленькие дети могут ограничиться и меньшим количеством повторений, а вот ребята повзрослее с каждым разом должны стараться выполнять определенную норму: например, сегодня 5 подходов, завтра 10 подходов, послезавтра 15 и т.д.

      «Погончики» или «Погонщик»

      Исходная стойка: встать прямо, плечи расслабить, локти согнуть, кулаки прижать на уровне талии. Вдох — руки резко опускаются вниз к полу, кулаки разжимаются, а пальцы растопыриваются. Выдох — возвращаемся в начальное положение.

      Название упражнения образовано от слова «погоны» — мышцы плечей и рук должны быть в напряжении. Серия состоит из 12 подходов (один подход — 8 вдохов-выдохов), между которыми обязательна пауза 2-4 секунды.

      Выполнять «Погончики» рекомендуется при остеохондрозе, сколиозе, эпилепсии, но только после консультации со специалистом. Гимнастика — нетрадиционный метод лечения, поэтому осторожность и аккуратность являются главными правилами.

    • ноги на ширине плеч;
    • плечи расслаблены, можно немного ссутулиться;
    • руки свободно вытянуты вдоль туловища;
    • голова слегка опущена.
    • В качестве опоры можно встать спиной к стене. Сделав поклон/наклон, словно поднимаете с пола бумажку, резко и шумно вдохните. Пассивный выдох сопровождается поднятием корпуса. Создается своеобразный эффект накачки насосом: наклон — вдох, выпрямление — выдох.

      Такие дыхательные упражнения для детей очень полезны. Выполняются они во время лечения бронхита 96 раз: после каждых четырех вдохов-выдохов необходимо делать отдых 4-10 секунд.

      «Обними плечи» или «Обними себя»

      Исходное положение (сидячее или стоячее — не важно): руки согнуты на уровне плеч. При резком вдохе нужно обнять себя так, чтобы правая рука оказалась на левом плече, а левая рука оказалась под правой подмышкой. При медленном ровном выдохе возвращаемся в первоначальное положение.

      Количество подходов стандартное, но дыхание желательно чередовать: сначала вдохи через нос, а потом через рот, должно получиться по 16 раз и тех, и других. Отдых между подходами не менее 3-5 секунд. При бронхите выполнять «Обними плечи» рекомендуется в комплексе с «Насосом» 2 раза в день — например, утром и вечером.

      Упражнение напоминает танцевальные полуприседы, поэтому тоже заинтересует маленьких детей. Исходное положение:

      • ноги на ширине плеч (или чуть уже);
      • спина прямая;
      • руки опущены вдоль туловища.
      • Одновременно с неглубоким приседанием нужно повернуть корпус вправо и резко вдохнуть. С выдохом вернуться с начальную стойку, после чего повторить упражнение в левую сторону. Руки при этом сгибаются в локтях и находятся на том уровне, на котором удобно.

        Для интереса можно поставить детей в круг (например, если проводится такая дыхательная гимнастика в детском саду), чтобы каждый мог наблюдать за соседями и стараться сделать лучше других. Кстати, «Кошечка» помогает в лечении аденоидов и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Если по состоянию здоровья больной не может приседать, можно ограничиться только поворотами.

        Необходимо поочередно поворачивать голову сначала в правую сторону, а затем в левую. С каждым поворотом делаем громкий короткий вдох носом и легкий выдох через рот. Всего нужно сделать 96 повторов, не забываем о 3-4 секундном перерыве между подходами.

        В здоровом теле — здоровый дух

        Дыхательная гимнастика Стрельниковой предназначена не только для детей дошкольного возраста, но и для взрослых. Курс лечения обычно составляет 30-60 дней и включает в себя ежедневное (не более 30 минут) выполнение нескольких упражнений на выбор. В течение всего срока можно комбинировать и менять порядок, чтобы занятия казались разнообразнее. Чем позитивнее настроен человек, тем эффективнее для него будет проходить тренировка. Правильное оздоровительное дыхание в комплексе с положительными эмоциями — ключ к здоровью и долголетию!

        vseprorebenka.ru

        Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста

        Научить ребенка правильно дышать очень важно. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста — это профилактика простудных заболеваний, способ обойтись без лекарств для лечения кашля, астматического бронхита.

        С помощью системы упражнений можно тренировать органы речи, улучшить кровообращение и координацию движений, закалить нервную систему. Для тренировки органов дыхания, речевого аппарата, профилактики поверхностного вдоха и выдоха используют высокоэффективные методы, апробированные в детских садах, школах. Одной из полюбившихся педагогам, родителям стала дыхательная гимнастика для детей по методу А. Н. Стрельниковой.

        Давайте разберемся, зачем нужна дыхательная гимнастика, при каких заболеваниях эффективна, как ее использовать, почему так популярна.

        Дыхательная гимнастика Стрельниковой

        В основу тренажера положен нетрадиционный подход к дыханию. Простые, но очень эффективные упражнения заслужили уважение родителей. Польза дыхательной гимнастики доказана на практике.

        Анна Николаевна делает акцент на вдохе. Его нужно делать носом, резко и коротко. Одновременно стараться сжимать грудную клетку с помощью нагибаний, поворотов, как бы мешать вдоху. Организм реагирует мгновенно. Клетки быстро поглощают полученный кислород. Раздражаются рецепторы носа, активизируют работу органов.

        Комплекс Стрельниковой улучшает состояние организма, тонизирует, помогает восстановиться после стрессов, операций, заболеваний сердца, потерять лишний вес, решить проблемы с речью.

        Дыхательная гимнастика для детей выполняется по следующим правилам:

      • Сконцентрируйтесь на вдохе — это самое главное. Вдыхайте носом шумно, коротко. Не поглощайте много воздуха.
      • Сжимайте диафрагму во время вдоха. Сопротивляйтесь прохождения воздуха.
      • Делайте короткий выдох ртом без напряжения мышц.
      • Проводите тренировку по желанию. Найдите наиболее удобный и комфортный момент для них. Спешить не стоит.
      • Сохраняйте маршевый ритм дыхания.
      • Прекратите занятия, если видите, что малыш побледнел или покраснел.
      • Вкладывайте в тренировку как можно больше эмоций. Особенно во время вдоха.
      • Проводите занятия с детсадовцами в игровой форме.
      • У дошкольников, занимающихся по системе Стрельниковой, отмечают улучшения осанки, ускоренные темпы физического развития, корректировку речевых недостатков (заикания). Если ребенок уделяет внимание упражнениям в течение нескольких месяцев, то у него укрепляется иммунитете снижается количество ОРЗ, приступов астмы.

        Обучение дыхательной гимнастике — задача логопеда. Родители могут воспользоваться видео-уроками, советами педагога и заниматься с дошкольником в домашних условиях дополнительно.

        Тренажер Стрельниковой предусматривает комплекс упражнений для детсадовцев. Всего их 14, но начать нужно с первых трех (базовых):

        Осваивать дополнительный комплекс можно ближе в 6 годам.

        Рекомендуется использовать базовые упражнения для разминки и как основу любых занятий предназначенных для развития речевого, физиологического дыхания.

        Цель: укрепление органов дыхания, разминка.

      • Занять положение стоя, руки держать в согнутом положении, ладошки повернуты вверх.
      • При вдохе ладони сжимаются.
      • Необходимо делать 4 вдоха носом, выдох производится свободно, непринужденно.
      • После четырех вдохов делается 5-ти секундный перерыв, потом серия сжатий ладоней, вдохов и выдохов повторяется.
      • Выполнять упражнение 96 раз.

        Цель: разминка, укрепление органов речи, дыхания.

      • Ребенок стоит, держит кулаки сжатыми, руки вдоль тела в свободном положении.
      • При резком вдохе кулаки разжимаются, как будто что-то отталкивают.
      • После 8-ми шумных вдохов следует перерыв 5 секунд.

        Цель: профилактика приступов астмы, лечение бронхитов, ОРЗ.

      • Ребенок стоит прямо, руки протянуты вдоль корпуса. Ноги нешироко расставлены.
      • Наклоняется вперед, выгибает спину как кошка. Во время наклона корпуса делается короткий вдох носом. Медленно выпрямиться и выдохнуть. После 8 наклонов пауза — 5 секунд.
      • Повторять цикл 12 раз.

        Цель: тренировка резкого и короткого носового вдоха при движении.

      • Дошкольник стоит на полу, чуть расставив ноги. Выполняет приседания. При этом пятки прижаты к полу.
      • Одновременно резко поворачивает корпус в сторону и шумно вдыхает носом. Выдох произвольный.
      • Спину нужно держать прямо. приседания делать неглубокие, пружинистые. Ручки согнуть в локтях.
      • Количество повторов: 12 раз по 8 вдохов в одну сторону и другую.

        Цель: нормализация ритма дыхания при движении, восстановление тонуса мышц речевого и дыхательного аппаратов.

        Цикл заданий представлен двумя видами упражнений «Передний», «Задний шаг».

        Начинать следует с освоения техники «Переднего шага»:

      • Исходное положение (ИП):ребенок стоит на полу, спина прямая, руки вытянуты по швам.
      • Дошкольник поднимает одну ногу, сгибает ее в колене, медленно тянет к животу. На другой ноге одновременно выполняется легкое приседание. В момент движения корпусом делается короткий вдох носом. Корпус сохраняет прямое положение, не сгибается вперед или назад.
      • На выдохе ребенок занимает ИП.
      • Затем повторяет упражнение, приседая на другой ноге.
      • Количество повторов: 8 подходов.

      • ИП: стоя, спина прямая, одну ногу завести назад, согнуть в колене (не до конца).
      • Выполняя приседания на прямой ноге, ребенок вдыхает шумно через нос. Возвращаясь в ИП, выдыхает через рот. Потом меняет ноги местами. Во время приседаний можно поднимать руки не выше пояса.
      • Повторы: 4 на каждой ноге. В итоге получается 8 циклов вдоха-выдоха.

        Цель: восстановление ритма дыхания, обучение детей снятию приступа удушья при астме, тренировка голосовых связок.

      • Сидя или стоя, поднять руки до плеч. Обхватить максимально глубоко плечи, шумно вдохнуть.
      • Отпустить плечи и выдохнуть.
      • Поменять верхнюю руку и повторить объятия.

      Количество повторов: 12 подходов, в каждом 8 вдыханий и выдыханий.

      Цель: тренировка мышц гортани.

    • Ребенок стоит прямо, ноги расставлены широко, руки на поясе.
    • Резко поворачивает голову в стороны, делает шумный короткий вдох.
    • Быстро поворачивает ее в другую сторону и выдыхает произвольно.
    • Исходное положение принимать не нужно. Спину всегда держит прямо. Повторяет повороты не менее 4 раз. Потом отдыхает.
    • Следите за состоянием ребенка, у него может закружиться голова во время занятий. Пусть отдыхает не менее 10 секунд после 3-4 подходов.

      Комплекс при аденоидах

      С помощью занятий по авторской методике возможно устранить патологическую гипертрофию (аденоиды) 1 и 2 степени.

      При наличии 3 степени развития болезни требуется хирургическое вмешательство, а дыхательные упражнения для детей по Стрельниковой используются в качестве реабилитационных методов для восстановления подвижности мышц, восстановления тканей.

      По мнению специалистов (терапевтов, отоларингологов) аденоиды просто рассасываются, благодаря восстановлению носового дыхания.

      Для лечения и реабилитации используйте следующие упражнения:

      Комплекс при заикании

      Логоневрозы, по мнению Александры Николаевны, возникают на почве нарушения координации движений группы мышц речевого аппарата. Комплекс ее упражнений помогает ребенку справиться с нервозностью, расслабить мышцы гортани, губ, языка.

      Обучить ребенку нужно следующим упражнениям:

      Дыхательная гимнастика для развития речи будет эффективной только при регулярном выполнении. Изменения в общем состоянии малыша и улучшение темпа речи родители смогут заметить спустя 1-2 месяца после начала занятий.

      При логоневрозе важно изменить отношение ребенка к дыханию и речи. Научите дошкольника управлять диафрагмой. Она должна участвовать в звукообразовании, быть активной и подвижной. Во время тренировки следите за напряжением мышц голосового аппарата. Готовьте их к работе, сделайте выносливыми и сильными, заставляйте ребенка четко смыкать связки при фонации.

      Комплекс при астматическом бронхите

      Применение комплекса упражнений для астматиков имеет свои особенности:

      Дыхательная гимнастика для детей при астме направлена на развитие ритмичного вдоха и выдоха.

      Запрещается делать слишком глубокие вдохи.

      Упражнения на дыхание для детей при обострении заболевания могут вызвать кашель. В этот период лучше делать движения корпусом между вдохом и выдохом.

      Если ребенок чувствует приближение приступа удушья, то, выполняя задание «Насос», может остановить его. Нужно ритмично дышать не менее 7 минут.

      Для облегчения состояния астматиков применяют следующие упражнения для дыхательной гимнастики:

      Несмотря на эффективность гимнастики при астме и других недугах, забывать о терапевтическом, медикаментозном лечении детей нельзя.

      Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей — это отличный способ продуктивно лечить многие заболевания, связанные в параличом мышц речевого, дыхательного аппарата. Эффективно применяется при реабилитации детей с ДЦП, логоневрозами, астмами, на логопедических занятиях. Детям нравится дыхательная гимнастика Стрельниковой за возможность шумно подышать носом в компании взрослых, делая активные движения телом. Занятия лучше проводить на улице или хорошо проветривать помещение.

      orechi.ru

      Гимнастика для детей: польза различных видов в зависимости от возраста

      Многие родители задаются вопросом о необходимости гимнастики для грудничков и детей дошкольного возраста. Физические нагрузки — обязательный элемент становления окрепшего и здорового малыша. Чтобы знать, с какого возраста и какие гимнастические упражнения следует делать детям, нужно в деталях рассмотреть все аспекты гимнастических нагрузок.

      Зачем нужна гимнастика для грудничков

      Необходимость физических упражнений для малыша оправдывается элементарным примером: изначально мать туго пеленает ребенка, вследствие чего его мышцы развиваются медленнее. Это напрямую связано с тем, что опора и каркас для малыша — пеленка, которая поддерживает его ноги и спину в определенном положении. Чтобы мышцы, которые ранее были слабо задействованы в работе тела, пришли в оптимальное положение, необходимо проводить гимнастику уже с ранних лет развития малыша. Тем не менее в современном мире существует специальная одежда для новорожденных, «свободные пеленки», которые не имеют такого негативного воздействия на организм ребенка. Из-за этого потребность в гимнастических упражнениях для малыша не такая уж насущная, поскольку он может самостоятельно двигать руками и ногами. Некоторые врачи даже утверждают, что комплексы тренировок можно назначать уже школьникам, а до этого ребенок должен развиваться без любых нагрузок.

      Именно исходя из вышеуказанных соображений, следует вывод, что гимнастика для грудничка — прежде всего один из методов общения малыша и родителя посредством тактильного контакта. И все же не следует забывать о полезности гимнастических нагрузок для развития детей.

      Правила для выполнения гимнастики

      Основным поводом для того, чтобы не заниматься со своим ребенком разными гимнастическими упражнениями, является ошибочное представление о хрупкости детского тела. Но важно понимать, что главный принцип гимнастики для малыша — не навредить. Впрочем, нанести травмы маленькому телу не так-то и легко, ведь первичный скелет состоит из хрящевидной ткани, вследствие чего способен быть эластичным и гибким.

      Весь гимнастический процесс должен быть естественным и базироваться на работоспособности рефлекторных механизмов. Следует помнить, что насильно сгибать части тела малыша ни в коем случае нельзя.

      Одним из основных принципов выполнения упражнений является наличие постоянного легкого массажа. При контакте с малышом следует избавиться от всех аксессуаров, которые могут нечаянно зацепить карапуза. Первичные занятия гимнастики для грудничка следует сделать под надзором врача-педиатра. Одним из важных факторов, которые следует учесть при гимнастике, является нежная и слабая кожа малыша, способная повредиться из-за небрежности родителей. Следует использовать в целях безопасности массажное масло.

      Польза утренней гимнастики для детского организма

      Важно заметить, что помимо такого общения при выполнении специальных упражнений родители значительно повышают мышечный тонус малыша. Также процедура очень сильно воздействует на психологию ребенка, так как он начинает познавать свое тело.

      Сейчас нередки случаи задержек в развитии опорно-двигательного аппарата малыша. Это может быть связано с тем, что в детстве физическими нагрузками пренебрегали. Одним из важных компонентов упражнений является способность развивать координацию первичных движений.

      Посредством физических упражнений у детей формируется сенсорное восприятие. Более того, дети даже учатся разговаривать и развивают свой слух, так как нередко мама напевает песню при их выполнении.

      Наряду с этим у малыша стимулируются рефлексы ходьбы и ползания. Массаж содействует не только тонизированию мышц, но и успокоению, стабилизации эмоционального состояния.

      Как приучить детей к гимнастике

      На самом деле приучить малыша к гимнастике не составляет для родителей большого труда, если они знают основу психологии ребенка. Так, любая детская нагрузка, то ли умственная, то ли физическая, должна происходить в форме игры. Как бы это странно не звучало, но даже самые сложные процедуры обучения для детей становятся элементарными, если используется игровая форма.

      Гимнастика не составляет исключения в данном контексте. Все упражнения должны проводиться в форме игры, вследствие чего малыш с удовольствием погрузится в нее. Игра должна быть интересной для ребенка, чтобы ему не стало скучно.

      Главная цель игры для взрослого — развитие опорно-двигательной системы, укрепление здоровья малыша, в то время как интерес последнего — игра и, конечно же, награда. Последняя является обязательным поощрительным призом. Чем лучше будет приз, тем больше малыш будет вовлекаться в проведение гимнастики.

      Польза гимнастики для детей дошкольного возраста

      Дети дошкольного возраста в обязательном порядке должны подвергаться физическим нагрузкам, в том числе и разноплановым гимнастическим упражнениям. У таких процедур много позитивных последствий:

      1. Закаливание организма — регулярные физические нагрузки в детском возрасте способствуют укреплению иммунитета и выносливости тела. Проводить гимнастические упражнения лучше всего на свежем воздухе.
      2. У детей дошкольного возраста часто наблюдается одышка. Это связано с отсутствием техники дыхания и глубины воздуха. После гимнастических процедур эти характеристики окончательно формируются и развиваются.
      3. Неразвитость координации движений также компенсируется гимнастикой. Физические нагрузки формируют так называемый «каркас» опорно-двигательного аппарата. В первую очередь это осанка и мышцы брюшного пресса.
      4. Происходит активизация пищевого процесса.
      5. Значительное улучшение возникает и в работе сердечно-сосудистой системы.
      6. Следует также заметить, что дитя быстро учится чувству ритма, запоминает разные геометрические фигуры и стороны.
      7. Что надо знать, прежде чем приступать к занятиям гимнастикой

        Перед тем как приступать к гимнастической тренировке, следует узнать у врача-педиатра, нет ли противопоказаний у детей для физических нагрузок.

        Что касается площадки для занятий, то лучше всего подойдет улица (если летом), а зимой — хорошо проветриваемое помещение. В форме одежды предпочтение отдается свободным вещам, которые не сковывают движения ребенка.

        Естественно, важнейшим элементом является программа тренировок, по которой будет заниматься малыш. Она должна быть составлена, исходя из допустимых нагрузок для конкретного малыша.

        С какого возраста ребенку лучше самому заниматься

        Важно понимать, что гимнастика необходима для детей любого возраста. Существует большое количество подходов к программам тренировок и в выборе вспомогательного инструментария. Чем малыш старше, тем легче ему даются упражнения. В один момент родители понимают, что для ребенка стало доступным самостоятельное выполнение физических упражнений. Важно не упустить тот момент, когда карапуз сформировал определенные навыки и уже может самостоятельно заниматься гимнастикой. Чаще всего дети начинают выполнять упражнения без посторонней помощи с 2-х лет, когда они уже полноценно научились ходить, бегать и прыгать. Именно в этом возрасте следует позволять малышу заниматься самому (но все же под надзором).

        Виды гимнастики: их достоинства и недостатки

        Существует несколько основных видов гимнастики, которые применяются в зависимости от возраста ребенка и целенаправленности упражнений.

        Оздоровительная гимнастика является одним из основных способов поддержания мышц в тонусе и закалки организма в целом. Именно этот гимнастический комплекс в первую очередь способствует формированию осанки, развивает суставы и связки малыша.

        Начинают делать упражнения оздоровительного комплекса уже с 2-месячного возраста. Физические занятия такого типа лучше выполнять профессиональному ортопеду, а не самостоятельно.

        Под динамической гимнастикой подразумевают комплекс активных процедур лечебно-оздоровительного направления, который предназначается для малышей возрастом от рождения и до 1 года. Следует заметить, что в данном комплексе, наряду с классическими массажными элементами, существуют:

      8. активные упражнения с поддержкой малыша за ноги/руки;
      9. разнообразные игры с физическими упражнениями;
      10. закалка.
      11. По сути, это первый серьезный опыт длительного общения малыша и родителей посредством языка ощущений. Единственным недостатком комплекса является травмоопасность при неправильных упражнениях, проводимых родителями.

        Основной целью дыхательной гимнастики является развитие и укрепление дыхательных путей и органов малыша. С рождения эти составные организма всегда плохо развиты. Именно поэтому дыхательная гимнастика является одной из основоположных целостной программы тренировок ребенка.

        Упражнения данного комплекса пользуются особой популярностью у детей, начиная от 2-х лет, когда они уже могут понемногу осваивать базовые физические упражнения.

        Спортивная гимнастика в основном происходит от акробатики. Именно поэтому все «трюки» должны выполняться исключительно при помощи взрослых. Основными элементами данной гимнастики являются растяжка и кувырки. Именно такие упражнения могут послужить отличным стартом для начинающего спортсмена и развития у него акробатических способностей.

        Спортивная гимнастика используется в более позднем возрасте, начиная с 3-х лет. Именно в этот период плотность костей малыша формируется окончательно, а мышцы сохраняют гибкость и эластичность.

        Художественная гимнастика также имеет спортивную направленность. Тем не менее все упражнения в данном комплексе выполняются исключительно под музыку. При таких занятиях особую роль играет эмоциональная составляющая, так как у детей может развиваться эстетическое восприятие, ощущение гармонии и красоты телесности. В данных упражнениях используется инвентарь, такой как ленты, мячи, обручи или флажки.

        Корригирующая гимнастика является разновидностью лечебного комплекса. Это напрямую связано с тем, что данный вид корректирует и исправляет проблемы со здоровьем малыша. Гимнастика этого типа способна исправить проблемы с позвоночником и нарушением осанки.

        Корригирующие упражнения доступны для выполнения при первых признаках формирования искривления позвоночника и осанки.

        Гимнастика на фитболе

        Одним из популярнейших занятий современности являются упражнения на фитболе. Данный инструментарий может использоваться для грудничков, так как при правильном применении не способен принести никакого вреда. Фитбол способен снять мышечный гипертонус, который формируется вследствие неподвижности малыша. Более того, данные упражнения будут препятствовать возникновению колик, стимулировать работу мышц всего тела ребенка. Использовать фитбол можно, начиная с 4-го месяца от рождения.

        Таким образом, гимнастика для детей является необходимым условием успешного развития организма ребенка. Это связано с тем, что многие малыши постоянно находятся в состоянии покоя, вследствие чего развитие мышц происходит очень медленно. Разные программы тренировок помогут малышу окрепнуть, нормализировать опорно-двигательную систему и сформировать отличные предпосылки для развития крепкого и здорового организма.

        agu.life

        Смотрите так же:

        • Симптомы паракоклюша у ребенка Какими препаратами лечат паракоклюш у детей Паракоклюш у детей – распространенная инфекция, но встречается она значительно реже, чем коклюш. Эти заболевания не связаны друг с другом. Наиболее часто болеют детки от 3 до 6 лет, редко дети до года и подростки. Что такое паракоклюш? Паракоклюш – это острое заболевание инфекционного […]
        • Уход за ребенком до 5 лет в беларуси Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет: что важно знать? Уход за маленьким ребенком требует много времени. Понимая это, законодатель закрепил право матери (других родственников, членов семьи) малыша на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с выплатой государственного пособия <1> . Разберемся, как […]
        • Развитие речи занятие с детьми 5 лет Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет, Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю., 2008 Задачи: обогащение и активизация словаря; формирование простого предложения, распространенного однородными подлежащими. Оборудование: предметные и сюжетные картинки, изображающие членов семьи. Детям предлагается назвать имена мам и […]
        • Сколько днем должен спать ребенок в 5 месяцев Сколько должен спать ребенок 4-5 месяцев: нормы и причины плохого дневного и ночного сна С 4 месяцев ребенок начинает сам стремиться к общению с окружающими. Он улыбается и смеется им, радостно визжит, а при агуканье старается повторять услышанные интонации взрослых и имитировать их фразы. Развитие малыша идет полным ходом. Игры и […]
        • Почему зелёный стул у 3 месячного ребенка Почему у ребенка зеленый стул? Если зеленый стул у ребенка после 5 дней жизни до 3 месяцев Когда зеленый стул говорит о проблемах со здоровьем elhow.ru Почему у 5 месячного ребенка зеленый стул Почему у ребенка зеленый стул В связи с тем, что ребенок от 0 до 1 года находиться в периоде развития всех органов и систем, пищеварение также […]
        • Студия детского развития малыша Студия детского развития малыша Деток с 3-х лет по индивидуальной программе Детей с 4-х до 7 лет в группе до 5 человек Индивидуальная работа по овладению навыка чтения с детьми, имеющими особенности в развитии (задержка речи, дефицит внимания, гиперактивность и т.п.) Подготовка к школе 4-7 летних детей по эффективной […]
        • В 1 годик ребенок спит уже всю ночь Все о здоровье детей и взрослых Саня к записи Кошка и новорожденный в доме – новорожденные дети и домашние животные Айсулу к записи Диатез у детей чем лечить какой мазью мазать Разум к записи Ребенок кусает грудь во время кормления, как с этим бороться Аноним к записи Ребенку 5 лет не разговаривает с чем это может быть […]
        • Если болят почки симптомы у ребенка Симптомы болезни почек у детей Развитие мочеотделительной системы младенцев Опасные симптомы заболевания мочеотделительной системы Классификация заболеваний почек Причины появления заболеваний почек Болезни почек у детей классифицируются по тем же признакам, как у взрослых. Но при этом стоит отметить, что почки младенцев […]