Развитие связной речи у дошкольников

1. Развитие связной речи у дошкольников

высказывание, обеспечивающее общение

Связная речь — процесс, деятельность

Продукт, результат деятельности,

3. Формы связной речи

простые и сложные

6. Развитие диалогической речи

7. Требования к диалогической речи

как средства общения

• выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы

Младший • задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что?

дошкольный Где? Что делает? Зачем?)

• вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на

вопросы и задавать их

дошкольный • рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях

• участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника

Старший • формулировать и задавать вопросы

дошкольный • формирование культуры общения

8. Признаки монологического высказывания

темы, соответствие всех

длительных пауз в

9. Для достижения связности речи необходим ряд умений:

отбирать необходимый материал

располагать материал в нужной

пользоваться средствами языка в соответствии с

литературными нормами и задачами высказывания

строить речь преднамеренно и произвольно

10. Связные высказывания

подражанию отдельные реплики и фразы. В 2 – 4

фразах рассказывать по картинке или об увиденном

Во 2 младшей группе — пересказывать хорошо

знакомые им сказки и рассказы, рассказывать по

В средней группе дети могут составлять небольшие

рассказы из личного опыта сначала с опорой на

картинку или игрушку, а затем и без опоры на

В старшей группе дети связно, последовательно

пересказывают литературные произведения, выразительно

передавая диалоги действующих лиц, характеристики

В подготовительной к школе группе детей учат

строить разные типы текстов (описание,

повествование, рассуждение) с соблюдением их

13. Приемы обучения рассказыванию

15. Пересказ литературных произведений

литературного текста в устной речи.

доступность по содержанию – знакомые герои, персонажи

с ярко выраженными чертами характера, понятными

разнообразные и точные определения

17. Требования к пересказам

сть и связность

18. Методические приемы обучения пересказыванию, обеспечивающие:

педагогическое руководство самим

анализ и оценку речевой деятельности

19. Рассказывание по игрушкам

девочка, сани, собака;

девочка, домик, курица,

кошка; заяц и собака

21. Виды занятий по игрушкам

• «Магазин игрушек» (посуды,

мешочек», «Кто это?»,

«Почтальон принес посылку»

• отгадывание и составление

• рассказ по набору игрушек

• рассказ по отдельной

22. Рассказывание по картине

23. Требования к отбору картин

понятным, воспитывающим положительное

отношение к окружающему

— картина должна быть высокохудожественной

— Не должно быть картин с чрезмерным

нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются

— Сильное сокращение и заслонение предметов

вызывает их неузнаваемость.

24. Этапы обучении детей рассказыванию по картине

рассматривание картины и умение отвечать на

вопросы по их содержанию.

В среднем дошкольном возрасте детей учат

рассматривать и описывать предметные и

сюжетные картины сначала по вопросам

воспитателя, а затем по его образцу.

В старшем дошкольном возрасте — дети

описывают предметные и сюжетные картины,

составляют сюжетные рассказы по серии картин,

придумывают начало и конец сюжету картины.

25. Рассказывание по картине (младший возраст)

26. Рассказывание по картине (средний возраст)

27. Рассказывание по картине (старший возраст)

28. Рассказывание по картине (старший возраст)

29. Рассказывание по картине (старший возраст)

по одной из двух

в виде начала (дети

продолжают и заканчивают

план в виде вопросов и

30. Построение рассказа по серии сюжетных картин

31. Составление рассказов и придумывание сказок по юмористическим картинкам

смотреть?» или «Чем вас

32. Творческий рассказ-повествование

33. Рассказывание с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов

35. И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Рубка леса»

36. Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Ма

и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с

арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна»

37. Рассматривание и описание натюрморта

«Цветы» Д. Налбандян

38. Рассказывание из опыта

Ср. гр. – как провели

елки; о родном доме, о

своей кошке или собаке;

как работали на

огороде; как меняли

аквариуме; что видели

Ст. и подг.гр. – о том, как

провели праздник; что

видели во время экскурсий

в библиотеку, в школу; про

то, как отдыхали летом;

наш огород; как шьют

одежду; мой лучший друг

заботимся о малышах, о

39. Рассказы из опыта можно разделить на два вида:

участие все дети

• «Расскажи, как ты

день»; «Расскажи о

40. Вид рассказывания определяет прием обучения:

41. Творческое рассказывание

42. Этапы формирования детского художественного творчества

• Произведения искусства помогают ребенку

острее чувствовать прекрасное в жизни,

способствуют зарождению художественных

образов в его творчестве.

• возникает замысел, идут поиски

• поиски композиции, выделение

поступков героев, выбор слов, эпитетов.

• анализ результатов творчества

43. Тематика творческих рассказов

• «Как мальчик нашел

ухаживала за сестренкой»,

«Подарок маме», «Как Дед

Мороз пришел на елку в

детский сад», «Почему

девочка плакала», «Как

Катя потерялась в

На отвлеченную тему

• «Про веселый случай»,

«Про страшный случай»

по типу «У страха глаза

44. Виды творческих рассказов

45. Приемы обучения творческому рассказыванию

придумывание детьми продолжения авторского

План в виде вопросов

рассказывание по сюжету

46. Обучение рассказыванию по готовым сюжетам

47. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему

придумать рассказ (об интересном

случае, который произошел с мальчиком

или девочкой, о дружбе зверей, о зайце

Предлагает ребенку придумать название

будущего рассказа и составить план

«Сначала скажи, как твой рассказ будет

называться, и коротко – о чем ты

будешь рассказывать сначала, о чем в

середине и о чем в конце. После этого

48. Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки

• активизируется запас известных сказок с целью

этап усвоения их содержания, образов и сюжетов.

• анализ схемы построения сказочного повествования,

• приемы совместного творчества: выбирает тему, называет

персонажей – героев будущей сказки, советует план,

начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие

• активизируется самостоятельное развитие сказочного

повествования: детям предлагается придумать сказку

по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно

выбрать тему, сюжет, персонажей.

процессе наблюдений, обучение умению видеть

красоту окружающей природы.

2. Рассматривания художественных картин и

сравнения красоты изображенного с живой

3. Обучение детей описанию объектов природы по

4. Обучение умению описывать природу, обобщать

свои знания, впечатления, полученные во время

наблюдений, рассматривания картин, слушания

50. Связные высказывания типа рассуждений

состоящим из тезиса, доказательства и выводов

— формирование умений вычленять существенные

признаки предметов для доказательства выдвинутых

— использовать различные языковые средства

для связи смысловых частей (потому что, так

как, поэтому, значит, следовательно)

— употреблять при доказательстве слова вопервых, во-вторых

— включать элементы рассуждения в другие типы

ppt-online.org

Развитие Речи Дошкольников Презентация

Интерактивное обучение. Мои презентации. Презентации для детей постоянно обновляются. Все презентации находятся в программе, которая.

  • Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Связная речь. Связная Презентации о развитии речи для уроков дошкольного образования.
  • Актуальность • социальный заказ на развитие связной речи у детей дошкольного возраста; • необходимость совершенствования.
  • В презентации « Развитие речи детей дошкольного возраста» представлен опыт работы воспитателей старшей группы МБДОУ.
  • Slideshow 1 Slideshow 2. Развивающие занятия · Творческая мастерская · Наука детям · Развитие речи · Презентации · В помощь маме Развитие речи.

    Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Федорова Светлана Тимофеевна, Антошкина Вера Михайловна.

    Публикации по теме: План педагогического совета « Развитие речи детей дошкольного возраста» Презентация «Развитие связной.

    Речь ребёнка Слайдов: 23 Слов: 1527 Звуков: 0 Эффектов: 5 Мы рисуем. Мой кот Васька. Я люблю свою лошадку. Мы лепим. Моя маленькая ферма. Идет бычок качается… Мы читаем. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Сколько вскрытие механизмов нарушения. Направления: 1. Определение степени сформированности отдельных звеньев механизма речепроизводства; -4-. Текст зачитывается дважды, перед повторным чтением даётся установка на полный пересказ. После выполнения первого задания предлагается пересказать кратко. Второе задание ориентирует детей на составление рассказа по найденной программе. При оценке результата данной серии учитывается степень воплощения замысла в целое речевое сообщение. — Речь ребёнка.ppt Речь малыша Слайдов: 14 Слов: 1129 Звуков: 0 Эффектов: 0 Развитие связной речи у дошкольников. Советы неравнодушным родителям. Как сделать общение занимательным? Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком и в творческих играх. Вспомни случай. Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Говорим по-разному. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать! Бюро путешествий. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Всегда под рукой. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. — Речь малыша.ppt Развитие детской речи Слайдов: 8 Слов: 492 Звуков: 0 Эффектов: 1 Программы логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей, применяемые в МДОУ детском саду компенсирующего вида «Родничок». Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи Составители: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи Составители: Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова, Г.В. Чиркина. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи Составители: Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (с 3-х до 5-и лет) Составитель: С.А. Миронова. — Развитие детской речи.ppt Развитие речи у ребёнка Слайдов: 5 Слов: 1201 Звуков: 0 Эффектов: 0 Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения. Как развивать? Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Давайте посмотрим, какие упражнения провести с ребенком можем мы сами. Поэтому каждую игру-упражнение мы сопроводили подробным комментарием. Постарайтесь втянуть ребенку в игру «вопросов и ответов». Задавайте РАЗНЫЕ вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? — Развитие речи у ребёнка.ppt Развитие речи дошкольников Слайдов: 18 Слов: 999 Звуков: 0 Эффектов: 29 Игра как средство развитие речи. Развитие речевой активности. Задачи проекта. Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и синонимами речь. Характерные проблемы развития речи дошкольников. Выявление уровня развития речи. Занятие по развитию речи. Выявление уровня развития игровых навыков воспитанников. Примерная тематика дидактических игр. Месяц. Ожидаемый результат проекта. — Развитие речи дошкольников.pptx Речевое развитие дошкольников Слайдов: 15 Слов: 605 Звуков: 0 Эффектов: 213 Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Структура программы «Истоки». Структура возрастной периодизации. Образовательная область. Компетентностный подход. Цели образования. Аспекты общения. Общение. Образовательная область «Коммуникация». Дошкольное детство. Задачи речевого развития. Формы обучения. Работа по закрытой картинке. Колобок. — Речевое развитие дошкольников.pptx Средства речевого развития дошкольников Слайдов: 13 Слов: 486 Звуков: 0 Эффектов: 0 Ресурсный центр по речевому развитию дошкольников. Содержание семинара-практикума. Основные методы развития связной речи дошкольников. Приемы развития связной речи дошкольников. Нетрадиционные методы. Технология обучения детей составлению сравнений. Постановка. Прием «Изосказка». Организация взаимодействия специалистов ДОУ. Методы и приемы в контексте развития речи детей. Мнемотехника. Постановка проблемного вопроса. — Средства речевого развития дошкольников.ppt Развитие связной речи у детей дошкольного возраста Слайдов: 20 Слов: 2045 Звуков: 0 Эффектов: 41 Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Логопед. Презентация и распространение педагогического опыта. Теоретическая часть. Развитие связной речи. Инновационные формы работы. Обучение пересказу. Обучение рассказыванию. Рассказы по серии сюжетных картинок. Инновационные формы работ. Описание предметов. Пересказ. Пересказ рассказа. Подвижное рассказывание. Составление шуточного рассказа. Использование круговых диаграмм. Составление комбинированных рассказов. Формы приветствий. Педагоги. — Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.ppt Связная речь Слайдов: 12 Слов: 461 Звуков: 0 Эффектов: 46 Методика развития связной речи. Понятие связной речи. Ситуативная и контекстная речь. Две основные формы связной речи. Диалогическая речь Монологическая речь. Диалог. Методы и приемы обучения диалогу. Монолог. Типы монолога (по функции). Описание – характеристика предмета в статике Повествование – связный рассказ о каких-нибудь событиях Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства Контаминация – смешанный тип, с элементами остальных типов. Рассказывание по игрушкам и картинам – дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией Рассказывание из опыта – опирается на представления ребенка, полученные в процессе наблюдений, различной деятельности Творческое рассказывание – рассказы о вымышленных событиях. — Связная речь.ppt Развитие связной речи у дошкольников Слайдов: 21 Слов: 1717 Звуков: 0 Эффектов: 0 Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования. Особенности речевого развития детей. Использование приема наглядного моделирования. Прием наглядного моделирования. Элементы модели. Разнообразие видов работ. Геометрические фигуры. Силуэтные изображения. Предметные картинки. Рассказ-описание. Пересказ. Рассказ по сюжетной картине. Рассказы-описания по пейзажной картине. Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине. Логопедическая сказка. Сравнительное описание предметов. Творческий рассказ. Творческая сказка. Примерные виды работ. Скованные одной целью. — Развитие связной речи у дошкольников.ppt Развитие диалогической речи Слайдов: 25 Слов: 1929 Звуков: 0 Эффектов: 61 Развитие диалогической речи дошкольников. Художественно-эстетическое развитие. Коммуникация. Методы развития коммуниккации. Общение. Вид активности. Обмен информацией. Цели общения. Виды общения. Влияние общения. Ребенок. Целостная активность. Позитивное влияние общения. Общение ребенка со сверстниками. Игра. Диалог. Опыт речевого общения. Разговор воспитателя с детьми. Педагог. Чередование говорения одного собеседника с прослушиванием. Научный стиль. Понятие культуры речи. Навыки отбора и употребления языковых средств. Ребенок овладевает контекстной речью. — Развитие диалогической речи.ppt Методика развития речи Слайдов: 23 Слов: 1132 Звуков: 0 Эффектов: 3 Методика развития речи. Дар слова. Становление методики развития речи. Родной язык. Обогащение словаря. Педагогическая наука. Эффективные средства. Основные вопросы. Связь МРР с другими науками. Семь основных компонентов языка и речи. Средства осуществления программы. Типы занятий по развитию речи. Методы и приемы развития речи. ФГТ к речевому развитию дошкольников. Задачи речевого развития в соответствии с ФГТ. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие всех компонентов устной речи. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Подготовка к обучению грамоте. — Методика развития речи.ppt Игры по развитию речи Слайдов: 23 Слов: 1265 Звуков: 0 Эффектов: 0 Игры на развитие речи. Речевое развитие. Скачок в развитии речи. Артикуляционный аппарат. Учите малыша считалкам. Комплексный подход. Дудочки и свистульки. Кто дольше. Повторяй за мной. Проводи мишку. Голоса животных. Угадай животное. Кукла спит. Повтори за мной. Яблоко. Телефон. Чем заняться. Загадалки. Длинные слова. Кто есть кто. Скороговорки. Течёт речка. — Игры по развитию речи.ppt Занятия по развитию речи Слайдов: 11 Слов: 326 Звуков: 0 Эффектов: 1 «Формы работы по развитию связной речи с детьми дошкольного возраста». Основные направления работы: Развитие словаря. Воспитание ЗКР. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Воспитание интереса и любви к художественному слову. Принципы развития связной речи: Взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития. Коммуникативно – деятельностный подход к развитию речи. Развитие языкового чутья. Формирование элементарного осознания явлений языка. Обогащение мотивации речевой деятельности. Обеспечение активной языковой практики. — Занятия по развитию речи.ppt Скороговорки для развития речи Слайдов: 14 Слов: 1319 Звуков: 0 Эффектов: 5 Использование скороговорок в развитии речи. Борьба с дефектами речи. Малые формы. Речевое развитие детей. Речевая гимнастика. Основные результаты. Результаты обследования речевого развития детей. Скороговорка. Контакт. Итоги логопедических занятий. Предложения по использованию методики. Скороговорки. — Скороговорки для развития речи.ppt Урок развития речи. Тема: Рассуждение. Типы речи: — Повествование — описание — рассуждение. К тексту рассуждению можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? Композиция полного рассуждения. I.Тезис (то, что нужно доказать, объяснить или опровергнуть). Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения): 1. … 2. … 3. … III. Вывод ( то, что доказано, объяснено или опровергнуто). В некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод. Такие рассуждения называются сокращёнными. Языковые средства рассуждения: Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что… 1) Книгу листайте с верхнего угла. — Рассуждение.ppt

    Презентация к мастер-классу для родителей по теме Развитие речи дошкольников. Советы логопеда.

    psihologkrizis.weebly.com

    Презентация «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников»

    Презентация «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников»

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В НОД ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    (Слайд 1) Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной» личности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие анализировать, делать умозаключения, принимать нестандартные решения и не бояться этого. Использование новых методик и технологий в обучении детей позволяет сделать обучение развивающим уже в детском саду. Одна из основных задач речевых занятий – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.

    (Слайд 2) Здесь мы столкнулись с проблемами речи детей дошкольного возраста:

    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

    Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

    Употребление нелитературных слов и выражений.

    Бедная диалогическая речь.

    Неспособность построить монолог.

    Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

    Отсутствие навыков культуры речи

    В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

    (Слайд 3) К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

    (Слайд 4) Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.

    (Слайд 5) Последовательность работы с мнемотаблицами состоит из трех этапов.

    1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

    3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

    Кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Вначале я эпизодически использовала их в своей работе. Позже стало понятно, что недостаточно давать детям готовые схемы и модели, необходимо научить их составлять их самостоятельно и пользоваться ими в разных ситуациях.

    (Слайд 6) На слайде представлена структура мнемотехники.

    (Слайд 8) Мнемосхемы можно использовать:

    o для обогащения словарного запаса;

    o при обучении составлению рассказов;

    o при пересказах художественной литературы;

    o при отгадывании и загадывании загадок;

    o при заучивании стихов.

    (Слайд 9) Сказка играет особую роль в жизни ребенка, дети сопереживают героям, разделяют их чувства, поэтому в работе с детьми используют мнемотаблицы по сказкам. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

    (Слайд 10) Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

    Это дает возможность разнообразить занятия, на которых решаются задачи обучения связной монологической речи.

    (Слайд 11) Мнемотаблицы по временам года используются при ознакомлении с характерными особенностями времен года. Метод мнемотехники помогает научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах или явлениях природы, устанавливать взаимосвязи. Мнемотаблицы по стихотворениям облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Мнемотаблицы по загадкам легко позволяют детям отгадывать и самим загадывать и составлять загадки, опираясь на наглядно-образное мышление. Дети старшего дошкольного возраста способны придумывать свои схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

    (Слайд 12) Таким образом, с помощью схем – моделей и мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов: у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; обогащается словарный запас. Использование мнемотехники позволяет развивать не только память, воображение, внимание, но и учит детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

    В этом году я выпустила детей в школу, в работе с детьми 6-7 лет я использовала мнемотаблицы. Сейчас набираю малышей хочу начать их речевое развитие используя мнемоквадраты, а затем и мнемодорожки. Любая наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

    Подводя итог, можно говорить о межпредметном использовании данного метода в работе с дошкольниками. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

    www.maam.ru

    Презентация по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Завалеева Елена Васильевна воспитатель 1 категории ГКУ « Средняя школа №5 г.Капшагай», Алматинская область. Проект на тему : « Символико –знаковая технология в работе с детьми по развитию связной речи». 2016 год

    Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К.Д.Ушинский. Проблема использования символико- знаковой технологии как фактора комплексного личностного развития и условия повышения качества образовательного процесса находит отражение в работах таких ученых, как Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, Н.Г.Салмина, О.С.Ушаковой и др. Своими исследованиями ученые доказывают, что именно символико- знаковая деятельность оптимально обеспечивает ребенку процесс осознания сущности, помогает четко и ясно формулировать и выражать свои мысли, описывать объекты и явления, составлять рассказы. По мнению Леонида Абрамовича Венгера, моделирование — метод, при котором создаются модели и используются в дальнейшем при формировании представления о структуре объектов, о связи отдельных элементов данных объектов между собой. Эффективность их использования зависит от следующих условий: модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной реальному объекту; быть доступной для восприятия ребенком данного возраста; должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

    О проекте Состав участников – дети старшей группы . Вид проекта– долгосрочный групповой проект для детей 5-6 лет ( с сентября по май). Суть проекта–повысить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста путем использования на занятиях метода наглядного моделирования. Формы работы — игровая, учебно-познавательная, продуктивная.

    Цель проекта: Целью моей работы является обучение детей способам наглядного моделирования, которые позволяют ребенку усваивать социокультурный опыт, представленный в виде знаков, символов и моделей. Задачи: 1.Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, моделей, заместителей. 2.Учить создавать воображаемые образы и узнавать некоторые ситуации по схеме. 3.Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки, загадки, сюжета рассказа, 4.Развивать понимание текста на основе построения наглядной модели. 5.Учить составлять по схеме, мнемотаблице связные, последовательные рассказы.

    Актуальность проблемы ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей в настоящее время характерна зачастую не четкая речь , неумение выстроить четкий, последовательный, логически связанный рассказ, задержка речевого развития, утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

    Пути реализации проекта: I этап- подготовительный. II этап- активного обучения III итоговый этап -общение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности.

    I этап проекта ( сентябрь месяц) : Подобрать и изучить методическую литературу по обучению детей с помощью моделей, схем, знаков и символов. Составить тематический план работы с детьми (определить виды деятельности, содержание, методы и приёмы); Изготовить схемы, модели, мнемотаблицы, знаки, символы и др. Подобрать дидактические игры Выявить и проанализировать уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста ; Разработать серию занятий с использованием методики обучения составлению описательных рассказов и пересказа при помощи моделей и схем;

    В качестве моделей изготовлены и используются: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; мнемотаблицы, сенсорно-графические схемы; опорные схемы; карточки — символы;

    infourok.ru

    Проект на тему : « Использование моделирования в работе с дошкольниками по развитию связной речи».

    Данная презентация раскрывает этапы работы по развитию связной речи у дошкольников с помощью знаков, символов, моделей, мнемотаблиц.

    Содержимое разработки

    Завалеева Елена Васильевна воспитатель дошкольного мини-центра ГКУ «Средняя школа №5 с ДМЦ г.Капшагай». Алматинская область.

    « Использование моделирования в работе с дошкольниками по развитию связной речи».

    Учите ребёнка каким-нибудь

    неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно

    мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

    Проблема использования символико- знаковой технологии как фактора комплексного личностного развития и условия повышения качества образовательного процесса находит отражение в работах таких ученых, как Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, Н.Г.Салмина, О.С.Ушаковой и др. Своими исследованиями ученые доказывают, что именно символико- знаковая деятельность оптимально обеспечивает ребенку процесс осознания сущности, помогает четко и ясно формулировать и выражать свои мысли, описывать объекты и явления, составлять рассказы. По мнению Леонида Абрамовича Венгера, моделирование — метод, при котором создаются модели и используются в дальнейшем при формировании представления о структуре объектов, о связи отдельных элементов данных объектов между собой. Эффективность их использования зависит от следующих условий:

    модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной реальному объекту;

    быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;

    должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.

    В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

    Состав участников – дети старшей группы .

    Вид проекта – долгосрочный групповой проект для детей 5-6 лет ( с сентября по май).

    Суть проекта –повысить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста путем использования на занятиях метода наглядного моделирования.

    Формы работы — игровая, учебно-познавательная, продуктивная.

    Цель проекта : Целью моей работы является обучение детей способам наглядного моделирования, которые позволяют ребенку усваивать социокультурный опыт, представленный в виде знаков, символов и моделей.

    1.Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, моделей, заместителей .

    2.Учить создавать воображаемые образы и узнавать некоторые ситуации по схеме.

    3.Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки, загадки, сюжета рассказа,

    4.Развивать понимание текста на основе построения наглядной модели.

    5.Учить составлять по схеме, мнемотаблице связные, последовательные рассказы.

  • ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей в настоящее время характерна зачастую не четкая речь , неумение выстроить четкий, последовательный, логически связанный расссказ, задержка речевого развития, утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  • применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
  • Пути реализации проекта :

  • I этап- подготовительный.
    • II этап- активного обучения
    • III итоговый этап -общение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности.
    • I этап проекта ( сентябрь месяц) :

      • Подобрать и изучить методическую литературу по обучению детей с помощью моделей, схем, знаков и символов.
      • Составить тематический план работы с детьми (определить виды деятельности, содержание, методы и приёмы);
      • Изготовить схемы, модели, мнемотаблицы, знаки, символы и др.
      • Подобрать дидактические игры
      • Выявить и проанализировать уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста ;
      • Разработать серию занятий с использованием методики обучения составлению описательных рассказов и пересказа при помощи моделей и схем;
      • В качестве моделей изготовлены и используются:

      • геометрические фигуры;
      • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
      • планы и условные обозначения, используемые в них;
      • мнемотаблицы, сенсорно-графические схемы;
      • опорные схемы;
      • карточки — символы;

      ЭТАП АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: Первый период обучения — сентябрь, октябрь, ноябрь. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек-символов, сенсорно-графических схем, мнемотаблиц. В этом периоде решаются следующие задачи по формированию связной речи.

    • Составление простых распространенных предложений по схемам.
    • Обучение детей умению задавать вопросы , опираясь на модель и отвечать на вопросы полным ответом.
    • Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по мнемотаблицам по темам: «Фрукты», «Овощи» и т.
    • Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов по схемам и моделям.
    • Заучивать стихотворения по схеме, модели.
    • В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.

      На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).

    • Дидактическая игра «Волшебные карточки»
    • Цель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление.
    • Дидактическая игра «Что это такое?»

      Цель: определять и называть предмет при помощи цветовой модели, развивать воображение, мышление.

      Заучивание стихотворения по схеме:

      Птичка над моим окошком

      Гнездышко для деток вьет,

      То соломку тащит в ножках,

      То пушок в носу несет.

      Птичка домик сделать хочет.

      Солнышко взойдет, зайдет,

      Целый день она хлопочет,

      Но и целый день поет.

      Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: • принадлежность к родовидовому понятию •величина; • цвет • форма • составляющие детали; • качество поверхности; • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); • как он используется (какую пользу приносит)? • за что нравится (не нравится

      Второй период обучения — декабрь, январь, февраль. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек — символов, сенсорно-графических схем, опорных схем.

      Задачи данного этапа.

      1.Учить составлять простые предложения, распространенные однородными членами, сложные предложения с союзными словами «сначала и потом» по

      схемам и мнемотаблица .

      2.Учить составлять описательные рассказы по непосредственному восприятию .

      3.Обучать пересказу сказки, рассказа и составлению рассказа по картине и

      4. Придумывать загадки по моделям, схемам .

      Отгадывание и придумывание загадок по схемам, моделям:

      1. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 2. Отгадывание загадки детьми.

      Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

      Наступила зима. Солнце светит редко, на улице кружатся и падают на землю легкие снежинки. Снег лежит на земле, на крышах домов. На улице холодно, мороз нарисовал на окнах кружевные узоры. Но дети не боятся мороза и холодного ветра. Они катаются на санках, на коньках, лепят снеговиков .

      Пересказ сказки «Теремок»

      Третий период обучения — март, апрель, май. Занятия будут проводиться индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием мнемотаблиц, картинных планов, карточек — символов.

    • Задачи этапа.
    • 1.Закрепление умения самостоятельно составлять описательные и сравнительные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами).
    • 2.Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
    • 3.Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов
    • Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

      РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

      Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка

      умения выделить основные действующие лица или объекты картины,

      проследить их взаимосвязь и взаимодействие,

      отметить особенности композиционного фона картины,

      додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа. На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

      Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

    • выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
    • определение взаимосвязи между ними;
    • объединение фрагментов в единый сюжет .
    • Составление сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания- контрастной рамки

      ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ Последовательность работы

      1.РЕБЁНКУ ПРЕДЛАГАЮТ ПРИДУМАТЬ СИТУАЦИЮ

      (персонаж, место, модель рассказа)

      2.ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПЕРСОНАЖ, А ОФОРМЛЕНИЕ МОДЕЛИ РЕБЕНОК ПРИДУМЫВАЕТ САМ

      3.КОНКРЕТНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ЗАМЕНЯЮТСЯ СИЛУЭТНЫМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ

      4.СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО МОДЕЛИ С НЕОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ (ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ

      ВЫБОР ТЕМЫ И ГЕРОЕВ РАССКАЗА

      III — Итоговый этап ( май месяц ) -обобщение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности .

    • В I периоде дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.
    • Во II периоде должны усовершенствоваться навыки ведения диалога, дети овладеют навыками составления простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов.
    • В III периоде, наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, дети научатся составлять рассказ по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода — развитие самостоятельной связной речи детей.
    • Дети освоят монологическую и диалогическую речь, охотно будут вступать в речевое общение с окружающими. Задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу. Научатся говорить по очереди , не перебивая собеседника.
    • Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети научатся планировать свою речь.
    • Т.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
    • Т.В.Большева. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники »
    • Белоусова Л.Е . «Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники»
    • videouroki.net

      Смотрите так же:

      • Социально-коммуникативное развитие дошкольников через Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и родителями Предпросмотр страницы №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 "Сказка" Реферат на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и […]
      • Нимесулид суспензия инструкция по применению детям "Нимулид" (суспензия): инструкция по применению Препарат "Нимулид" - это популярное лекарственное средство, эффективно устраняющее жар и боль. Для некоторых родителей этот медикамент стал настоящим спасением, ведь порой температура у ребенка поднимается невероятно быстро, а снизить ее до приемлемых показателей удается не сразу. В этом […]
      • Ребенку год температура 37 без симптомов Ребенку 11 лет температура 37 2 без симптомов Температура 37 у ребенка 11 лет Температура у ребенка 11 лет: сбивать или нет? Температура у ребенка 11 лет – неприятное явление. Самые распространенные способы, как снизить температуру у ребенка, описаны в нашей полезной статье. Читайте и узнавайте нужные и полезные факты. Болезнь детей – […]
      • Почему ребенок 2 года не спит днем Почему не спит малыш? Расстройства сна у детей "Спит как младенец" - фраза, отражающая наши представления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением? Отвечать на этот вопрос предстоит специалистам, работа которых связана с изучением и лечением […]
      • В 1 годик ребенок спит уже всю ночь Все о здоровье детей и взрослых Саня к записи Кошка и новорожденный в доме – новорожденные дети и домашние животные Айсулу к записи Диатез у детей чем лечить какой мазью мазать Разум к записи Ребенок кусает грудь во время кормления, как с этим бороться Аноним к записи Ребенку 5 лет не разговаривает с чем это может быть […]
      • У месячного ребенка простуда Простуда у 5 месячного ребенка Лечение простуды у грудного ребенка и у ребенка в 1 и 2 года Лечение простуды у детей от грудного возраста до двух лет имеет свои особенности. В этот период ребенку противопоказаны многие лекарственные препараты и процедуры, но некоторые родители полагают, что лечение простуды невозможно без применения […]
      • Можно ли имбирь детям в 2 года Ребенку 2 года можно давать глицин Нередко на приеме у педиатра или невропатолога новоиспеченные мамочки жалуются на беспокойное поведение, плохой сон и капризы грудничка. И специалист в частых случаях прописывает такой лекарственный препарат, как глицин. Возможно, и вашему ребенку было назначено это лекарство. Понятно, что вас, как […]
      • Физическое развитие ребенка 2 года жизни Физическое воспитание ребенка 2-3 года жизни; На втором году жизни продолжается работа по совершенствованию развития основных движений. У ребенка появляются навыки ходьбы, чувство равновесия,воспитывается координация движений, правильная осанка, формируется свод стопы. Как известно, степень развития движений ребенка зависит от состояния […]