Развитие музыкальных способностей у детей старшего возраста

Музыка как вид искусства напрямую обращена к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Удивительное предназначение музыки отображать переживания людей в разные моменты жизни делает её исключительным средством развития его способностей, а самое главное развития личности дошкольника. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир глубоких чувств и больших мыслей человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся средством и источником воспитания. Воздействие на человека с самых первых дней его жизни — еще одна особенность музыки. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания личности ребенка.

Комплексное развитие музыкальных способностей осуществляется в различных видах музыкальной деятельности ребенка — сначала в очень примитивных формах. На самых первых этапах развития у ребенка проявляются все основные музыкальные способности, а отставание одних и доминирование других обнаруживается лишь впоследствии. Раннее проявление музыкальных способностей у одних детей говорит об их одаренности. Однако более позднее проявление их у других детей вовсе не свидетельствует об их отсутствии. Развитие музыкальных способностей зависит от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, от планомерного педагогического воздействия, от окружающей среды.

Дошкольный возраст — это период интенсивного развития музыкального восприятия, накопления музыкальных впечатлений. В зависимости от возрастного уровня развития значительно видоизменяется характер музыкальной деятельности ребенка-дошкольника.

Н.А.Ветлугина в своей работе «Развитие музыкальных способностей дошкольников» указывает, что за период дошкольного детства дети проходят огромный путь развития. «В области ощущений и восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких, отчетливых красок, форм, звуков к более активному осознанию гармоничных, красивых сочетаний, к дифференцировке ритмических и звуковысотных соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, поэтических созвучий, разнообразия форм».[2, с. 13]

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа эстетического отношения к жизни и искусству. Содержание музыкальной деятельности, в процессе которой под влиянием воспитания и обучения происходит развитие ребенка, отражено в «Программе воспитания в детском саду». Ведущие цели программы — формирование основ базовой культуры личности, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Анализ литературы по проблемы особенностей музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста позволил выявить специфические возрастные особенности развития музыкальных способностей.

Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, речи взрослого, звучанию инструментов; развивать его зрительно-слуховое сосредоточение, певческие интонации; способствовать возникновению эмоционально-положительного самочувствия ребенка.

На втором году жизни продолжается музыкальное развитие ребенка: запоминание и узнавание мелодий, звукоподражание, воспроизведение их голосом, выполнение плясовых и игровых движений, отвечающих содержанию песен.

На третьем году интенсивно развивается музыкальное восприятие: умение вслушиваться в музыку, запоминание и различение особенностей ее звучания. Продолжается развитие голоса и слуха ребенка. Он учится подпевать голосу взрослого и инструменту, играть в музыкальные игры, связывая при этом свои движения с общим характером музыкального произведения.

На четвертом году жизни происходит накопление музыкальных впечатлений, развивается способность узнавать знакомые песни и инструментальные пьесы, слушать музыку. Дети способны различать в пьесах тембры, регистры, несложный ритм, звучание 2-3 музыкальных инструментов, могут сопоставлять тихую и громкую музыку, бодрую и спокойную. Однако внимание детей еще неустойчиво, дыхание поверхностное, певческие голоса не сформировались. Поэтому их музыкальная деятельность пока очень скромна.

На пятом году жизни происходит усложнение детской деятельности, в том числе и музыкальной, так как обогащение опытом влияет на развитие всех психических процессов ребенка: развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, совершенствуются зрительное, слуховое, осязательное восприятие, внимание становится более устойчивым. Дети учатся различать довольно сложные звукосочетания, выделять их отдельные элементы, у них появляется желание слушать музыку, интерес, а затем и любовь к ней. Дети улавливают переданное в музыке настроение, улавливают их ритмический рисунок, узнают знакомые песни, мелодии, пытаются выразительно передавать в движении игровые образы, учатся согласовывать свое пение и движения с пением и движениями товарищей. В этом возрасте налаживается вокально-слуховая координация, значительно укрепляются детские голосовые связки, дифференцируются слуховые ощущения. У детей формируется слуховой самоконтроль, и они начинают лучше владеть голосом. Систематические занятия пением, слушанием музыки, движением содействуют развитию у детей музыкальной восприимчивости.

На шестом году жизни у детей расширяются музыкальные впечатления, воспитывается более устойчивый интерес к музыке.

Под влиянием наблюдений окружающего мира и в результате развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста возникает система представлений о высоте, тембре, силе музыкального звука. В этом возрасте у детей формируется способность понимать поставленную перед ними задачу, самостоятельно выполнять указания не только направляющие деятельность, но и определяющие способ действия. В плясках и играх дети договариваются о распределении ролей, последовательности действий, согласуют их. Восприятие приобретает более комплексный и целенаправленный характер — дети могут одновременно обращать внимание на характер музыки, форму музыкального произведения и некоторые средства музыкальной выразительности. Отчетливее проявляются элементы творчества в пении; в сюжетной игре дети сознательно стремятся к эмоционально-выразительной передаче образов. Происходят существенные сдвиги и в области мышления. Ребенок хочет знать, что означает то или иное слово песни, о чем рассказывает музыка, как можно двигаться под ту или иную музыку. Он анализирует и обобщает, делает простейшие умозаключения. Свои замыслы дети выражают в словесной форме, планируют свои игровые действия. Музыка углубляет их нравственные качества, влияет на воспитание чувства любви к Родине, родной природе, дружбы и товарищества, уважения к старшим.

На седьмом году жизни занятия, в том числе и музыкальные, приобретают все большее значение. Сложные формы принимает познавательная деятельность ребенка. Восприятие становится целенаправленным, развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. Все больше и больше развивается музыкальный слух. Ребенок может различать и воспроизводить направление движения мелодии — повышение и понижение звуков, различные длительности и звуки, смену темпов в пении и музыкально-ритмических движениях. Развивается умение выполнять последовательно движения довольно сложных плясок, несюжетных и сюжетных игр. У детей развивается интерес и любовь к музыке, закрепляется навык культуры слушания музыки, эмоционального ее восприятия, формируется запас любимых произведений.

В процессе исполнения игр, песен, плясок, выполнения коллективных упражнений у детей развиваются эмоциональные и волевые качества, организованность, дисциплинированность, дружеские взаимоотношения. В ходе простейшего анализа музыкальных произведений у детей совершенствуется память, углубляются представления о содержании музыки, ее формах, жанрах, средствах выразительности и музыкальных образах. Дети приобретают способность оценивать красоту музыки, эмоционально выразительное исполнение игр, песен, плясок — как свое, так и своих товарищей, творчески подходить к музыкальной деятельности.

Для старшего дошкольного возраста характерно расширение приобретаемого опыта под влиянием воспитания и характерные для этого периода совершенствования ощущений. А. В. Запорожец отмечает, «что ощущения продолжают совершенствоваться главным образом за счет развития деятельности центральной части анализаторов». Также установлена прямая зависимость слуховой чувствительности от систематических занятий музыкой. При восприятии явлений, дети в этом возрасте в состоянии согласовать свое музыкальное восприятие со словесными указаниями педагога. Более того, они способны и словесно сформулировать стоящие перед ними задачи. Рост жизненного развития ребенка в периоде старшего дошкольного возраста отчетливо обнаруживается не только в характеристике возрастных особенностей восприятия, но и в изменениях характера его деятельности, в частности игровой.

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста легко вовлекаются в музыкальную деятельность. Во-первых, она связана с интересом детей к музыке, а во-вторых, с чередованием пения, слушания, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений, использования музыкально-дидактических игр. Поэтому старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для целенаправленного и активного развития музыкальных способностей в различных видах музыкальной деятельности на музыкальных занятиях и других формах работы по музыкальному воспитанию в детском саду[5, с. 45].

studbooks.net

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, что свидетельствует о музыкальности детей, у других же способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Однако чтобы превратиться в способности любые задатки должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей, в том числе и музыкальных, это развитие начинается с первых дней жизни. Поскольку деятельность регулируется совокупностью психических процессов, образований и состояний, формирование способностей определяется общим уровнем психического развития и является частью становления личности в целом, во многом зависящим от характера деятельности. Если человек будет продолжать заниматься теми видами деятельности, которые стимулируют развитие соответствующих способностей, то этот процесс не прекратится до конца. Способности, как правило, развиваются постепенно. Развитие конкретных способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, т. е. заинтересованности содержанием какой-либо области знаний или деятельности. В дальнейшем интересы переходят в склонность к определенным занятиям, наконец, в насущную потребность в соответствующей деятельности. Пробудить потребность—это значит «завести» механизм формирования способностей.

Лейтес Н. С. отмечает, что, чем сильнее привлекает ребенка какая-нибудь деятельность, тем больше он занимается ею, а это, несомненно, способствует развитию у него нужных способностей. В свою очередь, склонность к той или иной деятельности поддерживается успешностью ее выполнения; большее удовлетворение дает та деятельность, к которой ребенок более способен. Итак, способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в бездействии же способности утрачиваются. Психолог Юркевич В. С., посвятивший много лет работе с одаренными детьми, опираясь на собственный опыт, используя отечественную и зарубежную литературу, указывает, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции, которые вызывают собственную познавательную потребность. Она характеризуется выраженным чувством удовольствия от работы. Есть радость от работы — задатки развиваются, нет радости — способностей не будет.

Итак, каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности.

Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности: мышление, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных.

Выделяют следующие виды музыкальной деятельности, каждый из которых служит средством развития какой–либо музыкальной способности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность.

Рассмотрим, в каких же видах деятельности развиваются конкретные музыкальные способности.

Виды музыкальной деятельности, способствующие развитию конкретной музыкальной способности.

Виды музыкальной деятельности, способствующие развитию данной способности.

Эмоциональная отзывчивость на музыку

Все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально — ритмические движения и др.).

Два вида исполнительства: пение; игра на музыкальных инструментах по слуху; восприятие музыки

Музыкально ритмическое чувство

Музыкально– ритмические движения; воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах; пение.

Восприятие музыки, различение эмоциональной окраски; пение.

Сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

Таким образом, музыкальные способности развиваются в соответствующих видах музыкальной деятельности. И первая задача педагога в процессе развития музыкальных способностей состоит в том, что бы вызвать у дошкольника интерес, а далее и пробудить потребность к занятию музыкальной деятельностью.

Пути развития музыкальных способностей.

Развитие музыкальных способностей происходит следующим образом:

• в области эмоций — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;

• в области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;

• в области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;

• в области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально – ритмическом движении.

Для более успешного развития музыкальности у детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания необходимо решать следующие задачи:

• воспитывать любовь и интерес к музыке;

• обогащать музыкальные впечатления детей;

• знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкально – ритмического движения, игры на музыкальных инструментах;

развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений;

• содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;

развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Исходя из специфики перечисленных задач в педагогической практике, используется ряд педагогических методов и приемов, которые определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей направленные на развитие музыкальных способностей.

Выделяют – наглядный, словесный и практический методы с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно – иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие, создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).

Ветлугина Н. А. описывает ряд методов обучения для развития музыкальных способностей.

Методы обучения, содействующие развитию музыкальности.

Выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений.

Упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии; ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения после настройки в данной тональности.

Упражнения в исполнении метро-ритмических заданий в процессе движения; упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма (четверти и восьмые)

Музыкально — творческие способности

Упражнения, по приобретению навыков самостоятельной действий в музыкальной деятельности; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; задания на развитие песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества.

Так как игра основной вид деятельности дошкольника, то и для развития музыкальных способностей используются музыкально – дидактические игры.

Музыкально – дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей.

Задачи, решаемые в процессе игры

Развитие ладового чувства

Узнавание знакомых мелодий; определение характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения; различение жанра; оценка правильности звучания мелодии.

Развитие музыкально-слуховых представлений

Различение и воспроизведение звуковысотного движения, моделирование отношения звуков по высоте, направление движения мелодии; воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте

Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах, передача смены характера музыки с помощью движений.

Развитие способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.

Итак, развитие у детей дошкольного возраста музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений, чувства ритма и др. – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально – дидактических игр.

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Способности по определению психологов это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Для успешного осуществления музыкальной деятельности необходимы музыкальные способности, которые объединяются в понятие «музыкальность«. Музыкальность, по Теплову Б. М., это тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности.

Музыкальность имеет свою структуру, включая в себя основные музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма) и другие, где: выступает фактор владения исполнительскими средствами (инструмент, голос, движение тела, помогающий выразить содержание, настроение музыки; приобретают большое значение волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также так называемые технические способности (чистота певческих интонаций, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике, согласованность движении рук в игре на инструменте и т. д.); творческие музыкальные способности.

Между всеми компонентами музыкальности устанавливаются тесные взаимосвязи, поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной недостаточного развития других.

Средством развития музыкальных способностей являются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность.

Развитие музыкальных способностей следует начинать с раннего дошкольного возраста, учитывая изменения возрастных ступеней. Данное развитие обусловлено целенаправленным процессом воспитания и обучения. Для развития музыкальности используются разнообразные педагогические методы, которые предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах музыкальной деятельности.

При развитии музыкальности необходимо учитывать склонности, интересы, индивидуальность ребенка. Занятие музыкой способствует не только развитию музыкальных способностей, но и общему развитию личности ребенка.

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей,.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»консультация для педагоговитоговая работа.

Консультация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творчество (креативность) — активная, целенаправленная деятельность.

Консультация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творчество (креативность) — активная, целенаправленная деятельность.

Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях НОД Исходным условием интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений являются.

Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Дошкольники — прирожденные исследователи. Подтверждение тому их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В этом возрасте.

Развитие поисково-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Комментарии к презентации «Развитие поисково-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством экологического.

Технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР Подготовили: Учитель-логопед Нечаева Екатерина Владимировна Музыкальный руководитель Голубева Екатерина Юрьевна Актуальность: В коррекционной.

Влияние дидактической игры на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста Влияние дидактической игры на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста Полноценное восприятие ребенком музыки.

www.maam.ru

1.4. Особенности развития музыкальных способностей у дошкольников

Музыкальность – это свойство человека исторически обусловленное: люди постепенно привыкли различать в звуках своей речи, природы различные свойства – интонацию, высоту, длительность. Стала появляться интонационная выразительность, на основе которой возникли простейшие художественные образы, формировались музыкальные лады. Со временем способности человека к восприятию музыки, сочинению, исполнению совершенствовались. Сторонники биогенетической теории склонны считать, что дети в своем развитии проходят заново весь этот путь, что глубоко неверно. При развитии музыкальности ребенка педагог отбирает именно тот материал и в таком объеме, который усваивается ребенком каждого конкретного возраста наиболее успешно, знакомит его с уже выработанными приемами исполнительства.

Подчеркнем мысль Б.М. Теплова о том, что музыкальность человека, «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Это подтверждают и другие исследователи. Например, К.В. Тарасова пишет: «Процесс формирования музыкальности определяется главным образом системой обучающих воздействий». Об этом же говорил А.Л. Готединер, отмечая, что в процессе обучения врожденные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными. Таким образом, музыкальность обуславливает направленность личности, процессы же деятельности, в свою очередь, раскрывают потенциал и развивают его. Это принципиально важная позиция для тех, кто работает с маленькими детьми, содействуя их разностороннему целостному развитию.

Дошкольный период – это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного уровня развития значительно видоизменяется характер музыкальной деятельности ребенка-дошкольника.

Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет.

В начале первых месяцев жизни музыкальное звучание воздействует на ребенка чисто импульсивно, вызывая реакцию оживления или покоя. Постепенно с возрастом и по мере целенаправленного воспитания дети. Начинают воспринимать музыку соответственно эмоционально-смысловому содержанию, радуясь или грустя в зависимости от характера музыки, и лишь позднее воспринимает выразительность образа.

В период раннего детства (1 – 3 года) у ребенка наиболее ярко проявляется потребность в общении не только со взрослым, но и со сверстниками. Он овладевает ориентировочными действиями с окружающими предметами. У ребенка возникает стремление к музыкальной деятельность, малыш испытывает интерес к движению под музыку, к пению. Все это выступает как предпосылка к музыкальной деятельности. При восприятии музыки дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихой звучание. Проявляются первые сознательно воспроизводимые певческие интонации. Дети охотно двигаются под музыку: хлопают, притопывают, кружатся.

На следующем возрастном этапе (3 – 7 лет) ребенок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиями, в том числе и к музыкальной деятельности. У детей появляются музыкальные интересы.

У детей 3 – 4 лет появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Они овладевают простейшими навыками пения. Умение выполнять несложные движения под музыку дает ребенку возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках.

Дети 4 – 5 лет проявляют большую самостоятельность и активную любознательность. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Но понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша. Ребенку понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске. Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Налаживается вокально-слуховая координация. Дети способны запоминать последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

Дети 5 – 6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свое музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. В этом возрасте дети не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения.

Дети 6 – 7 способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение. Они уже относят произведения к определенному жанру. Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных, струнных, духовых детских музыкальных инструментах.

Короткий обзор возрастных особенностей музыкального развития детей можно закончить, подчеркнув их характерные черты.

Во-первых, уровень музыкального развития находится в зависимости об общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе.

Во-вторых, уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятельности.

Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу индивидуальных особенностей.

Следовательно, необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности детей.

Процесс развития музыкальных способностей в общем виде можно представить следующим образом: повышенная реактивность на музыкальные впечатления порождает у ребенка склонность к слушанию музыки, ее исполнению и сочинению, которые перестают в устойчивую потребность заниматься музыкой, участвовать в разных видах музыкальной деятельности, создавать вокруг себя музыкальную среду.

Таким образом, музыкальность рассматривается не только в плане ее ведущих компонентов (эмоция и слух), сенсорных способностей (ладовысотный слух и чувство ритма), но и в связи с конкретными видами детской деятельности: восприятие, исполнительство, творчество.

Влияние различных видов музыкальной деятельности на развитие музыкальных способностей.

Музыкальность как комплекс музыкальных способностей возникает и развивается в различных видах музыкальной деятельности ребенка.

studfiles.net

Доклад на тему: «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, что свидетельствует о музыкальности детей, у других же способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Однако чтобы превратиться в способности любые задатки должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей, в том числе и музыкальных, это развитие начинается с первых дней жизни. Поскольку деятельность регулируется совокупностью психических процессов, образований и состояний, формирование способностей определяется общим уровнем психического развития и является частью становления личности в целом, во многом зависящим от характера деятельности. Если человек будет продолжать заниматься теми видами деятельности, которые стимулируют развитие соответствующих способностей, то этот процесс не прекратится до конца. Способности, как правило, развиваются постепенно. Развитие конкретных способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, т. е. заинтересованности содержанием какой-либо области знаний или деятельности. В дальнейшем интересы переходят в склонность к определенным занятиям, наконец, в насущную потребность в соответствующей деятельности. Пробудить потребность—это значит «завести» механизм формирования способностей.

Лейтес Н. С. отмечает, что, чем сильнее привлекает ребенка какая-нибудь деятельность, тем больше он занимается ею, а это, несомненно, способствует развитию у него нужных способностей. В свою очередь, склонность к той или иной деятельности поддерживается успешностью ее выполнения; большее удовлетворение дает та деятельность, к которой ребенок более способен. Итак, способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в бездействии же способности утрачиваются. Психолог Юркевич В. С., посвятивший много лет работе с одаренными детьми, опираясь на собственный опыт, используя отечественную и зарубежную литературу, указывает, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции, которые вызывают собственную познавательную потребность. Она характеризуется выраженным чувством удовольствия от работы. Есть радость от работы — задатки развиваются, нет радости — способностей не будет.

Итак, каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности.

Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности: мышление, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных.

Выделяют следующие виды музыкальной деятельности, каждый из которых служит средством развития какой–либо музыкальной способности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность .

Рассмотрим, в каких же видах деятельности развиваются конкретные музыкальные способности.

Виды музыкальной деятельности, способствующие развитию конкретной музыкальной способности.

Виды музыкальной деятельности, способствующие развитию данной способности.

Эмоциональная отзывчивость на музыку

Все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально — ритмические движения и др.).

Два вида исполнительства: пение; игра на музыкальных инструментах по слуху; восприятие музыки

Музыкально ритмическое чувство

Музыкально– ритмические движения; воспроизведение ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах; пение.

Восприятие музыки, различение эмоциональной окраски; пение.

Сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

Таким образом, музыкальные способности развиваются в соответствующих видах музыкальной деятельности. И первая задача педагога в процессе развития музыкальных способностей состоит в том, что бы вызвать у дошкольника интерес, а далее и пробудить потребность к занятию музыкальной деятельностью.

Пути развития музыкальных способностей.

Развитие музыкальных способностей происходит следующим образом:

• в области эмоций — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;

• в области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;

• в области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;

• в области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально – ритмическом движении.

Для более успешного развития музыкальности у детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания необходимо решать следующие задачи:

• воспитывать любовь и интерес к музыке;

• обогащать музыкальные впечатления детей;

• знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкально – ритмического движения, игры на музыкальных инструментах;

• развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений;

• содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;

• развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Исходя из специфики перечисленных задач в педагогической практике, используется ряд педагогических методов и приемов, которые определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей направленные на развитие музыкальных способностей.

Выделяют – наглядный, словесный и практический методы с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно – иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).

Ветлугина Н. А. описывает ряд методов обучения для развития музыкальных способностей.

Методы обучения, содействующие развитию музыкальности.

Выразительное исполнение произведений различного жанра и тематики; сопоставление музыкальных произведений с произведениями литературы и изобразительного искусства; образные характеристики музыкальных произведений.

Упражнения в определении двух различных по высоте музыкальных звуков, движения мелодии; ознакомление с графическим изображением мелодической линии; систематическое исполнение певческих упражнений; пение без сопровождения после настройки в данной тональности.

Упражнения в исполнении метро-ритмических заданий в процессе движения; упражнения в определении различных ритмических рисунков; ознакомление с графическим изображением ритма (четверти и восьмые)

Музыкально — творческие способности

Упражнения, по приобретению навыков самостоятельной действий в музыкальной деятельности; упражнения в самостоятельном придумывании вариантов игр, хороводов, танцев; обучение поисковым действиям в упражнениях по развитию сенсорных способностей; задания на развитие песенного, музыкально-игрового, танцевального творчества.

Так как игра основной вид деятельности дошкольника, то и для развития музыкальных способностей используются музыкально – дидактические игры.

Музыкально – дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей.

Развитие ладового чувства

Узнавание знакомых мелодий; определение характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения; различение жанра; оценка правильности звучания мелодии.

Развитие музыкально-слуховых представлений

Различение и воспроизведение звуковысотного движения, моделирование отношения звуков по высоте, направление движения мелодии; воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте

Развитие чувства ритма

Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах, передача смены характера музыки с помощью движений.

Развитие способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.

Итак, развитие у детей дошкольного возраста музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений, чувства ритма и др. – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально – дидактических игр.

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Способности по определению психологов это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Для успешного осуществления музыкальной деятельности необходимы музыкальные способности, которые объединяются в понятие «музыкальность«. Музыкальность, по Теплову Б. М., это тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности.

Музыкальность имеет свою структуру, включая в себя основные музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма) и другие, где: выступает фактор владения исполнительскими средствами (инструмент, голос, движение тела), помогающий выразить содержание, настроение музыки; приобретают большое значение волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также так называемые технические способности (чистота певческих интонаций, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике, согласованность движении рук в игре на инструменте и т. д.); творческие музыкальные способности.

Между всеми компонентами музыкальности устанавливаются тесные взаимосвязи, поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной недостаточного развития других.

Средством развития музыкальных способностей являются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность.

Развитие музыкальных способностей следует начинать с раннего дошкольного возраста, учитывая изменения возрастных ступеней. Данное развитие обусловлено целенаправленным процессом воспитания и обучения. Для развития музыкальности используются разнообразные педагогические методы, которые предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах музыкальной деятельности.

При развитии музыкальности необходимо учитывать склонности, интересы, индивидуальность ребенка. Занятие музыкой способствует не только развитию музыкальных способностей, но и общему развитию личности ребенка.

infourok.ru

Правильный подход к развитию музыкальных способностей у ребенка

Детей, которые не проявляют к музыке ровно никакого интереса, единицы. Музыка положительно влияет на малышей еще в утробе матери: они замирают, с интересом вслушиваясь, или, наоборот, начинают активно двигаться, имея всего несколько месяцев от роду, а затем с удовольствием поют и танцуют, как только обучаются говорить и ходить.

Неудивительно, что неравнодушных активных родителей интересует вопрос о том, как правильно развивать музыкальные способности ребенка в дошкольном возрасте и какие способы существуют для того, чтобы привить любовь малышу ко всему, что имеет отношение к музыке.

Сразу нужно отметить, что любовь к музыке может развиваться только природным путем и никогда не станет искренней и на всю жизнь, если с детства «вбивать» в голову ребенка ноты, заставлять его упражняться с гаммами и требовать учить этюды и менуэты. Все это можно будет ввести в жизнь ребенка со временем, когда он пойдет в школу, но дошкольников такие методы быстро утомляют – закономерным результатом становится полная потеря интереса к музыке.

В дошкольном возрасте целью взрослых должно стать не раннее обучение малыша игре на каком-либо музыкальном инструменте, а формирование интереса к музыке и желания познакомиться с ней ближе. Не редкость, что малышей дошкольного возраста учат музыкальной грамоте, заставляя осваивать сложные инструменты, при этом оставляют без внимания простые детские песенки, которые дошкольнику понравились бы гораздо больше.

Монотонные уроки музыки не воспринимаются детьми 3-7 лет как творческие занятия, а становятся для них настоящей пыткой. Помочь ребенку полюбить музыку и ускорить развитие его способностей могут деликатные и разумные родители и педагоги, для которых интересы ребенка не станут пустым звуком. Как это делать правильно, какие есть специальные методики для дошкольников? Об этом ниже.

Что такое эмоциональное восприятие музыки?

Чтобы развитие музыкальных способностей дало свои результаты, родители должны с раннего возраста ребенка личным примером показывать любовь к музыке. Конечно же, не все детки от природы одарены музыкально, поэтому, прежде чем активно взяться за развитие способностей малыша, не помешает его протестировать. Главными составляющими музыкальной одаренности являются эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальный слух.

Если у малыша нет ни того, ни другого, то развитие его музыкальных способностей станет весьма затруднительным. Кроме того, если малыш не проявляет интереса и желания познавать музыкальный мир, излишняя настойчивость взрослых может пагубно отразиться на формировании его личности.

Эмоциональная отзывчивость ребенка дошкольного возраста на музыку — это основной показатель наличия у него музыкальных способностей. На ее основе можно будет планировать работу по развитию слуха и ритма. То, насколько глубоким является эмоциональное восприятие, можно определить как во время прослушивания мелодий, так и в процессе их исполнения.

Как ребенок реагирует на музыку, которою слышит? Вслушивается и пропускает ее через себя? Значит, с отзывчивостью у него все в порядке. Дошкольник игнорирует любую музыку, категорически отказывается слушать, петь или наблюдать за тем, как это делают другие? Скорее всего, эмоциональное восприятие у него пока не развито.

Какое же влияние оказывает музыка на развитие дошкольников в целом? В первую очередь, она воздействует на настроение ребенка, помогает ему формировать образы, вызывает поток мыслей и умозаключений. Систематическое прослушивание музыки влияет на развитие музыкальных способностей, а также способствует эмоциональному развитию детей, которые таким способом получают возможность, создавая образы выделять героев и сопереживать им. Музыка — это особый язык без слов, способный вызывать особые эмоции, и в жизни дошкольника роль музыки неоценима.

Цель музыкального развития ребенка

Как уже было отмечен выше, первое знакомство с музыкой у малыша происходит в утробе матери. Женщина слушает, напевает, танцует, а в это время у малыша уже происходит формирование его первых музыкальных вкусов.

Дошкольный возраст — самый важный этап для развития музыкальных способностей у малыша и подходящий период для приобщения ребенка к культуре музыки. Уделяя время расширению музыкально-эстетического создания ребенка дошкольного возраста, родители закладывают фундамент для гармоничного развития его личности в будущем.

Именно музыка способствует умственному развитию детей, позволяет проникнуть в мир талантливейших композиторов, что расширяет кругозор малыша, улучшает словарный запас, учит выражать эмоции. Ребенок, воспитанный на музыке, раньше и глубже начинает чувствовать мир, учится сравнивать и анализировать музыкальные произведения, запоминает и даже пытается их воспроизводить.

В мире современной педагогики музыка — действенное средство для активного эмоционального развития дошкольника: это способ научить его чувствовать прекрасное, отличать добро от зла и стремиться сделать мир лучше.

Какой бывает музыкальная деятельность?

На формирование музыкального вкуса дошкольников влияет музыкальное воспитание, которое, в свою очередь, состоит из четырех основных видов деятельности. Речь идет о:

  • восприятии музыки;
  • исполнении;
  • образовательной деятельности;
  • проявлении творчества.
  • Все эти виды деятельности могут работать в совокупности друг с другом или по отдельности. Каждый из них имеет огромное значение для развития музыкальной личности ребенка. Игнорирование какого-либо из видов музыкальной деятельности может стать причиной появления дисбаланса в формировании ребенка как музыкальной личности.

    Эмоциональное восприятие музыки станет у ребенка более осознанным в 6-7 лет. Прослушивая композиции, он сможет выделять не только основные образы, но и средства, которые были использованы композитором для их формирования.

    Исполнение имеет некоторые особенности в зависимости от возраста ребенка. Так, дети 3-4 лет могут двигаться под музыку, не вслушиваясь в ритм, таким образом пытаясь выразить эмоции, тогда как дошкольники старшего возраста уже способны формировать движения с учетом ритма и даже придумывать интересные движения под собственное пение.

    Творческие проявления также более активны у детей старшего дошкольного возраста. В 6-7 лет малыши уже не просто с готовностью выполняют задания, но и способны додумывать собственные элементы.

    И, конечно, образовательная деятельность является одной из важнейших составляющих в процессе формирования музыкальных способностей у дошкольников.

    Арт-терапия на основе взаимосвязи музыки с речью и движением

    Приобщать малышей в возрасте от 3 до 7 лет к музыке можно с помощью арт-терапии, в основе которой лежит взаимосвязь музыки с движениями и речью.

    Дело в том, что зоны мозга и движения в мозге расположены по соседству, и их влияние друг на друга неизбежно. Мы всегда активно помогаем себе руками, что-то рассказывая, и, наоборот, сопровождаем речью жестикуляцию. Если ввести в этот вид деятельности музыку, то воздействие на ребенка окажется полным и целостным.

    Тандем музыки и движения наиболее благоприятен для поддержки здоровья дошкольника и его развития как в общем, так и в музыкальном отношении. Правильно подобранные движения под музыку помогут малышу:

  • научиться расслабляться;
  • выражать эмоции;
  • быстрее восстанавливаться после умственных и физических нагрузок.
  • Ритм, воспринимаемый головным мозгом, способствует расслаблению ребенка, а сам танец станет хорошим помощником для налаживания дружественных связей в незнакомом коллективе.

    Именно музыкальное движение (исполнение) считается ведущим видом деятельности от 3 до 7 лет. Выполняя его, ребенок всесторонне развивается, учится работать в коллективе, повышает самооценку. Кроме того, малыш испытывает чувство искренней радости, получает удовольствие от собственных физических достижений. В этом возрасте именно эти ощущения станут подспорьем для становления музыкальной личности и развития способностей ребенка.

    Таким образом, ритмичные движения под музыку — это самый действенный способ для развития музыкальности, ведь в основе его лежит двигательная реакция на звуки, природные для каждого человека.

    Музыкальное воспитание: основные задачи

    Процесс музыкального воспитания дошкольников складывается из двух видов задач.

    Коррекционно-профилактические задачи включают в себя:

  • Работу над созданием доверительной атмосферы вокруг ребенка для более устойчивого восприятия.
  • Уменьшение напряжения.
  • Создание положительного настроя для поддержки желания реализовать себя в творчестве.
  • Формирование способностей прислушиваться к себе и другим для лучшего понимания. (Речь идет о сочувствии, отзывчивости к другим детям и себе).
  • Улучшение основных психических процессов с совершенствованием внимания, памяти, концентрации.
  • Специальные задачи для восприятия музыки:

  • Обучение формированию образа тела с навыками управлять им.
  • Улучшение координации и моторики конечностей.
  • Обучение способности понимания пространственной организации движения.
  • Работа над совершенствованием речи, слуха, мимики, артикуляции.
  • Совершенствование рече-двигательной координации.
  • Улучшение чувства такта и ритма.
  • Становление и совершенствование певческих навыков.
  • Формирование музыкальных способностей в комплексе.
  • Чтобы добиться результата, педагогу очень важно укрепить взаимосвязи движения, речи и музыки у дошкольников, а также наладить прочную связь с учеником, пользуясь у него безоговорочным авторитетом.

    Основные методы музыкального воспитания

    Педагоги, которые работают с дошкольниками, пользуются следующими видами воспитания музыкального вкуса:

    Наглядный метод разделяют на слуховой и зрительный. Слуховой считается основным методом музыкального воспитания дошкольника, тогда как зрительный играет роль дополнительного. Он подразумевает использование картинок и видеоизображений для иллюстрирования, чтобы помочь детям в формировании образов, познакомить с музыкальными инструментами, композиторами и т.д.

    Словесный метод строится на подробных разъяснениях и рассказах, которые сопровождаются ритмичными движениями.

    Третий и самый важный – практический метод, суть которого сводится к демонстрации педагогом ритмичных движений, исполнения песен, игры на музыкальных инструментах.

    В ходе таких занятий у дошкольников происходит развитие способностей к музыке, они учатся выражать ее содержание в движении, практикуют ее точное и глубокое восприятие.

    Во время музыкально-двигательной активности дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, познавая мир музыки, сравнивать и запоминать движения других детей, анализировать их на предмет соответствия представляемым музыкально-двигательным образам. Таким простым способом дошкольники учатся сопереживать друг другу и работать в коллективе.

    Музыка, движение и речь в комплексе — это коррекционно-развивающий процесс на основе двух основных направлений. Первое направление построено на совершенствовании вербальных процессов. Второе связано с профилактикой нарушений речи и совершенствованием техники дыхания, чувства ритма и такта.

    Логоритмика: основы и средства для осуществления

    Логоритмика – один из основных способов музыкального воспитания, который осуществляется с помощью:

  • пальчиковой гимнастики;
  • стихов с жестикуляцией для развития моторики;
  • музыкально-ритмических игр;
  • песен;
  • постановки сценок.
  • Средства логопедической ритмики — это постоянно усложняющиеся задания, которые касаются основной деятельности дошкольников. Главная задача логоритмики — развитие у ребенка чувства ритма посредством развития слухового внимания.

    Во время занятий важно уделять особое внимание совершенствованию чувства ритма у детей, которые пока не понимают, как «подвести» движения под музыку, из-за неумения ее воспринимать так, как взрослые. Дети обычно делают резкие, слишком порывистые движения, имеют проблемы с координацией. Задача педагога — научить ребенка работать под музыку и получать от этого удовольствие.

    Очень важно, чтобы в процессе у ребенка формировалось позитивное настроение и желание вступать в контакт со взрослыми и другими детьми во время выполнения упражнения.

    Урок музыкального восприятия для дошкольника: основы и задачи

    Чтобы добиться результата, на занятиях с дошкольниками нужно стараться максимально логично подавать материал, разбивая его на части. Новую тему нужно разбить на несколько занятий для лучшего закрепления.

    Так, на первом уроке детей можно познакомить с песней, танцем или музыкальной игрой. На втором занятии они могут поучаствовать в процессе исполнения, принимая за образец действия педагога или более старших и опытных детей. Третий урок станет подходящим временем для самостоятельного исполнения закрепленных движений, песен. Как правило, к третьему уроку дошкольники уже могут свободно ориентироваться в содержании песни или танца, способны передавать настроение.

    Каждое музыкальное занятие необходимо начинать со спокойной ходьбы, чтобы помочь детям настроиться на урок, проникнуться ритмом. Маршировка под музыку — оптимальный способ подготовки к занятию из-за максимально понятного для малыша счета и четко прослушиваемого ритма. Маршируя, детки учатся контролировать движения в такт музыке, улучшают координацию, проще ориентируются в пространстве.

    По ходьбе, бегу или прыжкам ребенка можно определить его настроение и уровень физического развития.

    Музыкальное воспитание: упражнения для дошкольников

    В ходе музыкального воспитания дошкольников крайне важны дыхательные упражнения, которые учат деток контролировать силу, продолжительность и постепенность выдоха, что важно в процессе исполнительской деятельности.

    Не менее важную роль играют упражнения, развивающие память и внимание у дошкольников. Они необходимы для обучения детей быстрому переключению внимания с одного задания на другое, гармоничного распределения внимания между несколькими вариантами деятельности.

    Упражнения для развития чувства ритма у детей также являются важной составляющей их музыкального воспитания. Начинать лучше с самых примитивных заданий, которые ребенок должен будет повторить за педагогом. Чтобы упростить задание, необходимо привлечь внимание детей к эмоциональной составляющей мелодии, после чего продемонстрировать ритмичное исполнение, используя подручные предметы, начиная от мячей и заканчивая бубном.

    Задания на устное восприятие могут быть построены на использовании как инструментальной, так и вокальной музыки. У дошкольников интерес будет вызывать «инструментал», связанный с известным им сюжетом из сказки или рассказа, а также так называемая изобразительная музыка с включением природных звуков: щебета птиц, шума прибоя или ветра.

    После прослушивания музыки нужно обсудить ее с детьми, продемонстрировать им картинки, соответствующие эмоциональной составляющей проигранной мелодии.

    Такие обсуждения помогают детям учиться слушать и понимать музыку, делать умозаключения, что, в свою очередь, способствует формированию глубины музыкального восприятия и обогащению гаммы чувств.

    Роль игры и танца в музыкальном воспитании дошкольников

    .Игра в дошкольном возрасте — это основное занятие детей, и ее можно эффективно использовать для привлечения малыша к разным видам музыкальной детальности. На развитие музыкальных способностей ребенка особое влияние могут оказать музыкальные подвижные игры. Именно они будут способствовать:

  • развитию соревновательного духа;
  • умению действовать в коллективе;
  • развитию образного мышления;
  • становлению творческой фантазии.
  • Но самое главное – слушая музыку в процессе игры, ребенок научится на нее реагировать. Если подвижные игры помогут улучшить реакцию, координацию и чувство ритма у дошкольника, то игры с пением помогут формированию интереса к музыке, развитию слуха.

    Одним из преимуществ игр с пением является улучшение звукопроизношения, развитие музыкальности и поэтического слуха. Разучивать текст лучше в игровой форме, учитывая существование двусторонней связи, за счет которой в игре улучшается речь, а сама игра становится совершеннее под ее влиянием. В процессе игры дошкольники получают уникальную возможность полностью реализовать музыкальные способности.

    Положительным образом на развитие детей влияют танцы с песнями и хороводами. Включение танцев и хороводов в занятия с детьми дошкольного возраста позволит улучшить их координацию, чувство ритма, музыкальное исполнение. Детей старшего дошкольного возраста можно привлекать к разучиванию сюжетных и национальных танцев, предлагая им импровизировать, избегать однообразных и скучных движений, тем самым подогревая интерес к происходящему.

    Гармоничное сочетание движений, музыки и слов обязательно даст свои плоды в процессе музыкального воспитания ребенка. Дошкольник научится понимать и реализовывать свои возможности, получая поддержку со стороны как взрослых, так и сверстников.

    Особенности музыкального развития младших дошкольников

    Говоря о развитии музыкальных способностей в домашних условиях без участия специалистов и о применении описанных выше методов, стоит отметить некоторые различия работы с детьми дошкольного младшего и старшего возраста. Поговорим о том, каким образом родители могут помочь формированию музыкального вкуса деткам от трех до пяти лет.

    Нужно понимать, что в три года кроха уже умеет достаточно, чтобы начинать приобщать его к музыке. Для малышей в этом возрасте характерно особое восприятие музыки: они знают, что музыку можно слушать, под нее можно петь и даже танцевать.

    На основании этих знаний дошкольника родители могут планировать занятия, направленные на развитие его музыкальных способностей. Очень важно, чтобы задания для малыша были интересными и несложными.

    Важную роль в формировании музыкальных вкусов детей младшего дошкольного возраста играет слуховое восприятие. Дети по-разному реагируют на тихую и нежную мелодию, четко отличая ее от веселой песенки или громкого и тожественного марша.

    Малыши умеют выделять самые яркие моменты музыкального произведения, поэтому задача родителей — научить ребенка анализировать составляющие произведений, вместе с ним обсуждая кульминацию, вступление или основную часть. Также детки в этом возрасте обращают внимание на яркие мелодические образы, напоминающие им звуки, воспроизводимые животными, транспортом или птицами.

    Повлиять на формирование слуха у ребенка младшего дошкольного возраста можно, играя с ним в музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию сенсорных и музыкальных способностей, связанных с высотой, силой, тембром и продолжительностью звуков.

    Умение подражать голосам взрослых также является важным этапом в формировании музыкальности малышей. Таким образом у него формируется голосовой аппарат, совершенствуется речь. Естественно, что дети не смогут в три года сразу запомнить куплет или целую песню, но они с удовольствием будут подпевать взрослому, запоминая основные слова. Такие повторения ускорят формирование музыкального слуха малыша.

    А вот на формирование чувства ритма у младшего дошкольника повлияет мелодичное распевание песенн с растягиванием гласных.

    Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста строится на:

    • прослушивании произведений;
    • музыкально-ритмичных движениях;
    • пении;
    • играх;
    • элементарном освоении игры на музыкальных инструментах.
    • Чтобы добиться эффективного результата, родителям следует выбирать комплексный подход, работая с детками по всем вышеперечисленным направлениям. Оптимальный вариант — посещение музыкальных занятий в дошкольных учреждениях, где музыкальное воспитание осуществляется с применением описанных методик.

      Особенности музыкального развития дошкольников старшего возраста

      Заниматься с дошкольниками старшего возраста нужно по той же схеме, что и с младшими, но немного усложняя задачи. Для развития музыкальных способностей детям лучше заниматься под присмотром педагога, который сможет подобрать соответствующий уровню его развития и подготовки репертуар, объединив в занятиях основные виды музыкальной деятельности. Дошкольники с удовольствием участвуют в таких занятиях, учатся проявлять эмоции и творческие способности.

      Так же, как и в случае с малышами, на развитие музыкальных способностей старших дошкольников очень влияет слушание. Заниматься слушанием ребенок может как в присутствии взрослых, обсуждая прослушанное, так и самостоятельно. Нельзя исключать и музыкально-дидактические игры, знакомство с музыкальными инструментами и уроки танцев, способствующие музыкальному воспитанию.

      В возрасте 6-7 лет у дошкольников уже, как правило, сформирован собственный музыкальный вкус: они способны выбирать и оценивать предлагаемые им для ознакомления музыкальные произведения. Дошкольники к этому времени уже с удовольствием поют, получая радость от того, как звонко и четко звучат их голоса. Диапазон голоса у детей становится на порядок шире, появляются навыки владения ритмом и интонацией.

      Принимая участие в музыкальных занятиях, дети учатся не только музыке, но и развивают умственное и эстетическое воспитание, что способствует их личностному становлению. В задачу взрослых, направляющих детей в этом возрасте, входит:

      1. Прививание любви к музыки и развитие желания раскрываться во время прослушивания.
      2. Расширение кругозора ребенка путем знакомства его с новыми авторами музыкальных произведений, разными направлениями музыки.
      3. Обогащение словарного запаса дошкольников новыми словами из музыкального мира (простые термины).
      4. Работа над совершенствованием голосовых и двигательных навыков ребенка.
      5. Обучение анализу произведения после прослушивания.
      6. Развитие творческой самостоятельности и умения импровизировать во время танца, песни или музыкальной игры.
      7. В заключение отметим, что цель развития музыкальных способностей дошкольников — формирование целостной гармоничной личности с развитым чувством вкуса, такта, пониманием прекрасного и умением слушать, анализировать, эмоционально реагировать.

        Важно помнить о том, что музыка — это прежде всего то, что поможет детям вырасти добрыми, честными, чувствительными. Это не инструмент для воспитания музыкального вундеркинда, каким некоторые родители хотят видеть ребенка – и лишают его детства, прилагая усилия для его обучения только для того, чтобы утолить собственные амбиции и желания.

        Музыкально одаренный ребенок даже при минимальном музыкальном воспитании сможет найти себя в этой сфере и обязательно достигнет высот, уготованных ему от рождения. А задача взрослых на этом этапе — деликатно ввести его в мир музыки и поддержать в любых начинаниях.

        rebenkoved.ru

        Смотрите так же:

        • Влияние бабушки на воспитание ребенка Роль бабушки и дедушки в воспитании детей Когда мы рассуждаем о воспитательном процессе, то упоминаем, в первую очередь, родителей. Однако не стоит недооценивать и роль старшего поколения в воспитании ребенка. Причем это влияние бывает как позитивным, так и негативным. Как же влияют дедушки и бабушки на ребенка? Для многих молодых мам и […]
        • Развития внимания ребенка Задания-картинки для развития внимания ребенка Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста чрезвычайно важно. Ведь ребенок для успешного обучения должен внимательно слушать учителей и уметь сосредотачиваться на задании. Для тренировки внимания ребенка отлично подойдут письменные задания с которыми вы можете […]
        • Развитие мышления у дошкольников картинки Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет Развивающие игры для детей средней группы детского сада Игры для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным. Описание: воспитатель […]
        • Личностное развитие ребенка диагностика Комплект диагностических материалов 3. Диагностика уровня личностного развития Личностное развитие, так же как и развитие социальных навыков, определяет успешность психологической адаптации ребенка в школе. Однако недостаточная сформированность личностного развития может быть компенсирована условиями обучения, тактикой работы педагога и […]
        • Диагностика уровня развития ребенка игровая деятельность Диагностика уровня развития детей 3 лет В 4 года поведение ребенка приобретет новые черты, которые будут отличать его от малышей. Например, возрастают физические возможности детей, эти дошкольники нуждаются в содержательных контактах со сверстниками, продуктивно сотрудничают со взрослыми. Возрастает активность детей, что создает новые […]
        • Бронхит у детей до года симптомы и лечение Бронхит у детей: острый, обструктивный бронхит, симптомы, лечение Бронхит у детей чаще всего возникает в виде осложнения на фоне ОРВИ, гриппа или сильной простуды, переохлаждения. Провоцирующими факторами развития бронхита являются сезонные резкие перепады температуры, особенно периоды дождей с повышенной влаж­ностью, поэтому это […]
        • Сколько должен спать ребенок в 6-7 месяца Сколько спят дети 6 месяцев комаровский Режим ребенка в 5 месяцев — как меняется распорядок крохи Сейчас режим вашего малыша подчинен тем же правилам, что и месяц назад. Как и в 4 месячном возрасте. он проводит во сне до 16 часов в сутки, а во время бодрствования готов играть и общаться. Поведение его меняется лишь тогда, когда начинают […]
        • Социально-коммуникативное развитие дошкольников через Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и родителями Предпросмотр страницы №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 "Сказка" Реферат на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и […]