Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Сентябрь

Целевая прогулка к эксперименталь-ным участкам земли.

Наблюдение за растениями на огороде

Уборка урожая свёклы, моркови.

Поиск грибов на участке д/с, рассматривание, уничтожение ядовитых.

«Человек – часть природы»

Наблюдения за людьми (детьми, персоналом ДОУ, родителями),за их внешним видом, характером, интересами, поступками.

Чтение художественной литературы

Б.Житков «Что я видел» («Баштан», «Сад»)

Сбор листьев березы, липы, акации

Беседа «Путешествие колоска»

Сбор семян растений для подкормки птиц зимой и для поделок.

Л.Дайнеко «Вот на земле огромный дом…»

Сбор осенних цветов для гербария.

Экскурсия на водоём «Перед долгим сном»

Перекопка земли у кустарников, Уборка участка от опавших листьев.

Наблюдения за признаками золотой осени. Рассмотреть травянистые растения, их приспособление к зиме.

«Зачем человеку желудок»

Загадки о различных агрегатных состояниях воды

О.Г.Зыкова «Камбала» , «Морской петух», «Рыба-прилипала», «Осётр», «Акула», «Скат».

С-р игра «Отважные мореплаватели»

Сбор семян различных растений, каштанов.

И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

С-р игра «На рыбалке»,

Беседа «По щучьему велению»

С- р игра «Скорая помощь»

Опыты «Свойства воды»,

Сбор шишек ели, сосны, туи.

Наблюдения за птицами, за их поведением; за продолжительностью дня.

Наблюдение за травянистым покровом земли; за местами, которые выбрали насекомые для зимовки.

Уход за растениями и животными уголка природы.

«Как и для чего человек дышит»

Поддержание чистоты на участке (бумажки, веточки); подкормка птиц.

Проект «Маленькими шагами к культуре г. Иркутска» направлен на создание эффективной системы работы по воспитанию нравственно-патриотических.

Изобразительная деятельность: Поощрять детей отражать осенние природные изменения в рисунках и аппликациях

Авторы программы воспитатели дошкольного отделения гбоу «Школа №842» г. Москвы Зверькова А. М., Сафронова И. Б

Перспективный план по самообразованию по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного.

Пополнение «Библиотеки», подбор литературы, наглядных и дидактических пособий, игр, информационных документов по экологическому воспитанию.

Дошкольное детство — один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

Проблемный семинар: Обновление содержания работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с природно-экологическим своеобразием.

Создавать условия в доу для организации деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в контексте фгос дошкольного образования.

Вне дошкольного учреждения это могут быть экскурсии с детьми на природу, например в ближайший парк или групповой выезд в лесную зону.

eco.na5bal.ru

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию старших дошкольников

Перспективный план работы с родителями

по экологическому воспитанию дошкольников

Перспективный план взаимодействия с родителями МДОБУ «Детский сад «Боровичок» п. Колтубановский составлен в соответствии с ФГОС ДОУ. План разработан на основе тематических недель ДОУ.

Планирование является практическим приложением к образовательной программе МДОБУ «Детский сад «Боровичок» п. Колтубановский сроком на 1 год с детьми от 5-6 лет и рассчитан на детей старшей группы.

Цель: способствовать экологическому просвещению и образованию дошкольников и их родителей,

формированию культуры общества, живущего в гармонии с природой

Задачи на 2016- 2017 учебный год.

Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

Расширить представления родителей и детей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

Повысить уровень экологической культуры и информированности педагогов, детей и родителей.

Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду в соответствии с ФГОС.

Направление и формы работы

Модуль Образовательный модуль 1 «Период безопасности и здоровья» 01.09-09.09.2016

Информация для стендов

«Что мы знаем об экологии?»

Информационный лист: « тематическая неделя.

Период безопасности и здоровья» 01.09-09.09.2016» сроки проведения,

программное содержание работы с детьми.

Оформление стенда с фотографиями о летнем отдыхе в разных семьях.

Описательные рассказы детей и родителей о летних днях.

Информационный лист: «Уголок для родителей»

(режим дня; сетка образовательной деятельности; возрастные характеристики детей, праздники в детском саду, взаимодействие с социальным партнёром

Поселковая Колтубановская библиотека;

музей Национальный парк «Бузулукский бор» ).

Консультация: «Пожар — это беда леса!»

Конкурс детско – взрослого творчества: лепка игрушек из глины, песка

«Чудо чудное, диво дивное!»

Акция: создание плакатов о правилах дорожного движе-ния.

Цель: расширять знания детей о правилах и дорожных знаках для пешеходов, активизировать соответствующий словарь. (Совместно с родителями)

Конкурс детского рисунка:

«Как я провёл лето»

Цель: выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в МДОБУ.

модуль 2 «Наш любимый детский сад» 12.09-23.09.2016

Праздники и развлечения

Номер материала: ДБ-379988

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

infourok.ru

Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Сентябрь

ручения (в природе, хоз.-бытовой)

Цель: расширять представления детей о природном объекте – земля. Продолжать знакомить с различными видами почв. Рассказать о плодородных почвах Кубани. Воспитывать любовь к зем-ле, желание трудиться на ней.

Наблюдения за окультуренными участками земли и заброшенными; удобренными, политыми и засохшими.

Уборка сухих листьев и веток; подметание дорожек; удаление сорной травы на огороде; уход за питомца-ми уголка природы и за растениями.

«Дары Земли – матушки и Осени – красавицы»

Цель:Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия ( у злаков). Познакомить с технологиями заготовки плодов на зиму;изготовления хлеба (современная и старокубанская).

Посадить дерево груши.

«По грибы да по ягоды»

Цель: продолжать знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных.Рассказать о прави-

лах сбора растений.Обогащать сло-

варь детей за счет слов названий грибов и ягод. Выделить среди их разнообразия те, которые встречаются на Кубани. Воспиты-

вать бер. отн. к природе.

Пересадка цветущих растений с участ-

ка в уголок природы.

Цель: сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой. Показать, что природа влияет на человека, а человек – на природу.

Познакомить с клеточным строением организма.

Уборка участка от опавших листьев ,

подготовка огорода к будущим посевам.

Сбор материала для гербария

Г.Ганейзер из книги «География в картинках»

Кубанские пословицы и поговорки о земле и о труде, “Наш дом родной,наш общий дом…»

«Вершки и корешки»

«Каких листьев больше?»

«Узнай по описанию»

Беседа «Ранняя осень на земле»

Беседа о труде работника сельского хозяйства. (расте-

Ю.Тувим «Овощи», Я.Тайц «Послушный дождик», Э.Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок», А.Амосов «Андрюха»

Н.Некрасов «Славная осень»

А.Марков «Осень», Л.Толс-

той «Косточка», «Мужик и огурцы», «Колосок» укр.сказка. Д.Тихомирова «Два колоска»

С-р «Семья»-«Летние заготовки»

Дид. «Кузовок», «Вершки и корешки», «Откуда хлеб пришел?», «Когда это бывает?», «Фрукты и овощи».

Хороводная игра «Жнец»

Беседа «Могут ли овощи принести вред нашему здо-

Сбор листьев моркови, зонтиков укропа, петрушки.

З.Александрова «В грибном царстве», Я.Тайц «По грибы», В.Сутеев «Под грибом», П.Потемкин «Мухомор», Л.Толстой «Де-вочка и грибы», «Черемуха»

Загадки о грибах,

С-р «Семья» — «Прогул-ка в грибной лес», «Семейный обед из грибных блюд».

Дид. Съедобное – несъедобное», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото», «Грибная грамота»,

Рассказ воспитателя о дрожжевых, кефирных, плесневых грибах.

С.Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц…»

«Кто я?», «Садовник», «Кто как на свет появился?»

Беседа о живой и неживой природе

Беседа “ Кто такой человек».

Цели: уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды; познакомить детей с круговоротом воды в природе; дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях.Развивать речь, мышление.Воспитываь бережное отношение к природе.

Моделирование «Как рождается речка».

Наблюдения за растениями.

Цель: Развивать у детей умение на-блюдать за осен-ними приметами на реке.

«В гостях у морского царя»

Цели: продолжать знакомить детей с животными и растениями подводного мира морей и океанов. Развивать творческое воображение; обогащать словарный запас; воспитывать экологическую культуру. Показать многообразие, красоту окружающего мира.

Наблюдения за туманом, дождём, облаками.

Экспериментирование «Ловись, рыбка, и мала, и велика»

ность магнита притягивать некоторые предметы.

Уход за комнатными растениями, питомцами уголка природы.

«Речные обитатели водоёмов Кубани»

Цели: продолжать знакомить детей с рыбами рек и озёр. Учить отличать морскую и речную рыбу; закреплять знания о других обитателях водоёмов ( лягушках, пиявках, раках); обогащать словарный запас; воспитывать экологическую культуру.

Посев и выращивание зеленого корма для питомцев.

Цели: воспитывать у детей познавательный интерес к человеку как биологическому существу. На уровне элементарных представлений познакомить детей с органом пищеварения – желудком. Раскрыть функции и значение желудка для организма. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Наблюдения за продолжительностью дня; за птицами и насекомыми; за распространением семян.

Изготовление кормушек для подкормки птиц зимой.

Н.Рыжова «Вы слыхали о воде?»

«Из недр земли забил родник»

Подв.игра «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух», «Ручеёк»

Беседы «Путешествие капельки», «Источники загрязнения воды. Меры охраны», Экспериментирование «Почему не тонут корабли?»

Сбор метелок камыша

И.В.Переверзева «На море»

Дид. игра «Сложи картинку», «Узнай по описанию», «Четвертый лишний»

Беседа «Путешествие по глобусу»,

«Где живут капли воды в д/с»

В.Гаршин «Лягушка – путешественница»

О.Г.Зыкова «Сом», «Окунь», «Карась», «Ёрш»

Дид.игры «Узнай по описанию», «Мама и её малыш», «Сложи картинку», «Кто это по-терял?»

Под. игра «Удочка»

«Лягушки и цапля»

Беседа «Где зимуют лягушки».

Сбор листьев клена, ясеня, рябины.

Н.Носов «Мишкина каша»,

«Огурцы», пословицы и поговорки о еде,

К.Ушинский «История одной яблоньки»,

К.Паустовский «Тёплый хлеб»

Дид. игры «Что здесь лишнее?», «Что едят в сыром виде, а что в вареном?».

Беседа о том, кому нужна вода.Значение воды в жизни всего живого. Использование её человеком.

Цели: уточнить и расширить знания де-тей о воздухе, его составе; о природном явлении «ветер»,причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям. Формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию.

Наблюдения за окрашиванием листьев в цвета осени, за игрой ветра с листьями, за направлением и силой ветра.

Наблюдение за трудом людей осенью в парке.

Экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме?»

Изготовление вертушки для наблюдений за ветром.

Цели: расширять представления о перелетных птицах. Развивать логическое мышление – формирование причинно-следственных связей и закономерностей в природных явлениях. Знакомить с народными приметами. Воспитывать чувство сопричастности с окружающей природой.

Развешивание кормушек для птиц, уборка участка от листьев, сухих веток деревьев.

Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Учить замечать красоту осенней природы.

Посещение выставки «Осенние пейзажи»

Цели: познакомить детей с дыхательной системой человека. Продолжать воспитывать познавательный интерес к человеческому организму.

Наблюдения и опыты с воздухом; за температурой воздуха в помещении и на улице; за чистотой воздуха.

Т.А. Шорыгина «Прозрачный невидимка», «Южный ветерок».

Г.Скребицкий из книги «Четыре художника» «Осень».

«Найди своё дерево»,

«Лист, лети ко мне!»

«Игра с листочками» (ритмопластика), игровое упражнение «Листопад – хорошо, листопад – плохо.»

Беседа «Путешествие семечка»,

Экспериментирование «Почему дует ветер?»

Сбор семян различных растений (деревьев, кустарников, трав).

В.Бианки «Синичкин календарь»,

Е.Благинина «Улетают, улетели…», «Стрижи»

Г.Ладонщиков «Загрустил воробышек»,

считалки, скороговорки о птицах.

И.Крылов «Кукушка и петух», Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

«Когда это бывает?»,

«Кто лишний?», «Кто где живёт?», «Разрезные картинки»,

Беседа «Крылатые помощники»,

Беседа «Источники загрязнения воздуха. Мероприятия по его охране».

Сбор перьев птиц.

И.Бунин «Листопад», Е.Благинина «Лист качается узорный…»,

А.С.Пушкин «Унылая пора. », «Уж небо осенью дышало»,

Е.Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое…»,

«Ботаническое лото», «Вершки-корешки», «Разрезные картинки»

Беседа «Унылая пора! Очей очарованье. »,

Беседа «Для чего дереву листья?»

Сбор букетов из листьев деревьев и оставшихся цветов.

знакомство с народными приметами по высоте неба, по форме облаков, по поведению птиц.

«Кукушка» ненецкая сказка, «Хроменькая уточка» укр.сказка.

Х.К.Андерсен «Гадкий утёнок»

«Кто чем дышит?», «Воздушный футбол», «Кто счастливый?», «Морской бой»,

Беседа «Сила ветра. Его влияние на жизнь человека и живых организмов».

Опыты “ Свойства воздуха»

Сбор скорлупы грецкого ореха и др. орехов

Цели: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Обогащать и активизировать словарь; развивать умение подбирать образные выражения к описанию зимней природы.

Наблюдения за погодой. Выделение характерных признаков зимы. Окучивание снегом кустов и деревьев.

«Вот и к нам пришла зима» Экскурсия в парк.

Цель: продолжать учить детей видеть и понимать связь между живой и неживой природой.

Изготовление альбома «Глубина снега»,

Следить за чистотой участка и порядком в групповой комнате.

«Русский лес. Этажи леса»

Цели: закреплять знания детей о понятии «лес»; знакомить с разновидностями лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Закреплять знания детей о деревьях, кустарниках, лесных ягодах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Дать понятие «этажи леса». Познакомить с лесами, покрывающими кубанскую землю.

Наблюдение за снегом, измерение глубины снега и зане-сение результатов в альбом.

Рассматривание льда на лужах.

Расчищать дорожки от снега, скалывать подтаявшую корку льда. Подкармливать птиц.

«Русский лес. Жители различных этажей леса».

Цели: закреплять и пополнять знания о диких животных средней полосы; определять их приспособленческие особенности к лесной жизни, выстраивать пищевые цепочки; объяснить, что в природе все взаимосвязано, в ней нет «лишних» или «вредных» животных, птиц, насекомых и т.д. Поощрять в детях познава-тельную активность.

Наблюдение за жизнью птиц, за их поведением.

Рассматривание следов на снегу и определение кому они принадлежат.

Ухаживать за животными уголка природы, участвовать в ремонте книг и игрушек.

«Если хочешь быть здоров»

Цели: закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни. Познакомить детей с использованием факторов природной сре-ды для укрепления здоровья; дать знания об использовании средств нар. медицины при простудных заболеваниях; знакомить с правилами поведения при простудном заболевании.

Наблюдения за высо-той неба, за осадка-ми, за снежным покровом (находить взаимосвязь между температурой воздуха и консистенцией снега.

Измерять t воздуха, глубину снега.

Поддерживать чистоту в группе и на участке, посыпать дорожки песком, своевременно пополнять кормушки для птиц.

С.Маршак «Сыплет,сыплет снег охапками…», «Двенад-

цать месяцев», А.Фет «Мама! Глянь-ка из окош-ка-…», Т.А.Шорыгина «Зимний лес», «Зима», «Когда дубраве лучше живётся»,А.Пушкин «Зимний вечер»

Дид.игра «Найди ошибку», «Чей силуэт?

Стр.игра «Снегоуборочная техника»

Беседа «Зимние приметы».

Беседа «Почему зимой идет снег?»

Экспериментирование «Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?»

Т.А.Шорыгина «Прогулка в лес», «Лесные этажи», «В чаще бора», «Берендеево царство», «Сосновые леса», «Зимний ельник», «Лиственница», «Кедровые орешки»,

О.Дмитриев «Что такое лес».

Дид. игры «Что где растёт?», «С чьей ветки детки?», «Съедобное-несъедоб

ное», «Ботаническое лото», «Кто больше назовет».

С-р игра «В лес за ягодами», «В лес за дровами».

Рассказ воспитателя о еловом и сосновом лесе; о пихтовом и кедровом; о дубовом, берёзовом, осиновом и смешанном лесе.

Г.Снегирёв «Про птиц», Н.Сладков «Еловая каша» В.Зотов «Клест», «Кедровка», «Глухарь», Г.Ладонщиков «Что мы видели в лесу», Т.А.Шорыгина «Рябина», В.Бианки «Купание мед-вежат», И.Крылов «Стре-коза и муравей»

Дид. игры «Отгадай мой домик», «Кто как зимует», «Перелет-ные-зимующие», «Чей хвост», “Что будет, если…», составление пищевых цепочек.

Беседа «Как животные приспособились к зиме».

Рассказ воспитателя «Линия жизни».

«Клуб знатоков леса».

Цель: формировать у детей умение применять на практике полученные знания о лесе и его обитателях.

В.Катаев «Цветик – семицветик»,

П.Бажов «Серебряное копытце», «Медной горы хозяйка» (сокр)

«Назови одним словом», «Угадай, чей голосок», «Ассоциация»,

С-р игра «Служба спасения»

Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»,

Беседа «Для чего человек ест».

«Животные и растения уголка природы»

Цели: закреплять знания детей о животных и растениях, обитателях живых уголков; закреплять названия животных и растений, условия их содержания в группе д/с или дома; уходе за ними. Учить определять объект по описанию, самим рассказывать о нём. Воспитывать бережное отношение к растениям, животным, рыбкам, желание заботиться о них.

Наблюдение за морской свинкой.

Наблюдения за t воздуха, направлением ветра, за долготой дня.

Экскурсия на дом к воспитателю Рекало Т.С.

Цель: наблюдение за аквариумными рыбками; сравнение их по цвету, форме, величине; знакомство с названиями рыб и условиями жизни.

Ежедневная подкормка птиц; ремонт кормушек.

«Домашние и декоративные птицы»

Цели: расширять знания и представления детей о домашних и декоративных птицах; развивать воображение и фантазию; обогащать словарный запас, умение сравнивать, анализировать и делать обобщения. Воспитывать внимательное отношение к природе, умение глубоко чувствовать её красоту.

Наблюдение за попугаем.

Наблюдение за поведением птиц на кормушке; за состоянием снега.

Уборка снега на участке, заливка дорожки для катания.

Уход за питомцами. Посадка зеленого корма.

«Чудесное яблоко, или «Зеркало нашей души»

Цели: воспитывать у детей познавательный интерес к человеку. На уровне элементарных представлений познакомить детей с органом зрения – глазом. Раскрыть функции и значение органов зрения. Учить беречь своё зрение.

Наблюдения за деревьями (рассматривание трещин на коре после сильных морозов; почек); рассматривание следов от человеческой обуви на снегу. Обратить внимание детей на реакцию глаз в пасмурную погоду и в солнечный зимний день.

Расчистка дорожек от снега; стряхивание снега с веток молодых деревьев и кустарников.

Подкормка комнатных растений и уход за ними.

Е.Благинина «Огонёк», «На моём окошке…»,

В.Бианки «Рыбий дом»,

М.Пришвин «Ребята и утята»,

Дид.игры «Из чего можно вырастить растение?», «Кто чем питается», Чей хвост?», «Путаница»,

«Рыба, птица, зверь», «Снежный ком», «Линия жизни», «Четвёртый лишний», «Разрезные картинки».

Рассказ воспитателя о красноухой черепахе.

Беседа о комнатных растениях.

Рассказ воспитателя о способах размножения комнатных растений.

Т.А.Шорыгина «Мурзик, иди сюда!», «Песенка о попугае», «Розовый какаду», «Певунья-канарейка», «Почтовая голубка», «Кривая уточка», «Цыплёнок Чик и кот Федот», «Чёрный петух»(легенда), О.Донченко «Петрусь и золотое яичко»

«Линия жизни», «Сложи картинку», «Зоологическое лото», «Летает-не летает», «Что напутал художник»,

«Рыба, птица, зверь»

С – р игра «Птичница», «Зоомагазин».

Беседы о домашних птицах (гусь, утка, курица, индейка, цесарка),

Беседы о декоративных птицах (голубь, канарейка, попугай).

И.Крылов «Мартышка и очки», «Филин и осёл»,

Л.Толстой «Слепой и молоко», «Отчего в темноте видно?», «Осязание и зрение».

С-р игра «На приёме у окулиста»

Гимнастика для глаз

«Глаза могут не только смотреть», «Есть ли у глаз помощники», «Что я вижу одним глазом?»

Экспериментирование «Волшебные стёклышки»

Ц: познакомить детей с приборами для наблюдения – микро-скопом, лупой, биноклем, подзорной трубой.

Беседа «Органы чувств человека»

«Животный мир полярных районов земли»

Цели: дать детям представление о природных условиях тундры, животном и растительном мире. Научить устанавливать взаимосвязь между климатическими условиями и состоянием растений. Активизировать и пополнять словарь детей. Способствовать воспитанию интереса к разнообразию природы.

Наблюдения за продолжитель-ностью светового дня, за температурой воздуха.

«В царстве снега и льда» — экскурсия на водоем.

Ц: раскрыть перед детьми новые качества и свойства реки. Обобщить знания о том, как приспособились к зиме речные обитатели.

Подкормка птиц, посыпание дорожек песком;

посадка лука на зелень.

«Животный мир жарких стран»

Цели: расширять представления детей о жарких странах, о животных, их населяющих. Познакомить с приспособленческими особенностями растений и животных. Развивать любознательность и воспитывать стремление к изучению природы Земли. Обогащать словарь детей.

Наблюдения за осадками, за силой ветра.

Окучивание снегом кустов и деревьев;

уход за питомцами уголка природы.

Цели: расширять знания детей о домашних животных и их детёнышах, знания об их назначении и пользе для человека. Объяснить, что дом. Животных не может заменить машина. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Воспитывать уважение к труду людей, работающих в сельском хозяйстве.

Наблюдения за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега.

Уборка сухих веток на участке и бумаг.

Устройство «грядки на подоконнике»

«Самая быстрая улитка в мире»

Цели: познакомить детей с важным органом чувств – ухом. Дать понятия об основных функциях уха. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Наблюдения за птицами( отметить оживление в их поведении), обратить внимание детей на явление «февральские окна».

Расчистка дорожек от снега.

Уход за комнатными растениями – посадка черенков.

Г.Х.Андерсен «Снежная королева»,

Н.Сладков «Разноцветная земля»,

Г.Снегирёв «След оленя»,

С.Маршак «Ледяной остров», А.Членов «Как Алёшка жил на Севере»,

Н.Емельянова «Окся-труженица», Улуро Адо «Рассказы Юко»

«Кто лишний?», «Зоологическое лото», «Чей силуэт?»

«Хищники и травоядные».

С-р игра «Полярные исследователи»

Рассказ-беседа «Ледяная зона»,

«Север – царство льда и снега»

Г.Ганейзер «Про жаркую пустыню», стихи об африканских животных,

Р.Киплинг «Отчего у верблюда горб», «Откуда у носорога шкура», «Откуда взялись броненосцы»,

Н.Сладков «Разноцветная земля», М.Пляцковский «Колючка на ужин»

«Зоологическое лото», «Разрезная картинка», «Пищевые цепочки»,

«Кто где живёт», «Хищники – травоядные»

С –р игра «Путешествие на юг».

Беседа «Корабль пустыни»

Л.Горькова «Посмотри на рысака…», потешки, поговорки, загадки, р.н.сказка «Зимовье зверей», Братья Гримм «Бременские музыканты»

К.Ушинский «Бодливая корова», Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот». И.Крылов «Собака и лошадь»

С-р игры «Ветлечебница»,

Дид.и. «Найди ошибку», «Зоологическое лото», «Кто что ест».

Беседа «Домашние животные – друзья человека»,

Беседа «Обитатели скотного двора»

Народные приметы, Народный календарь,

Э.Мошковская «Уши», Е. Бахдуренко «Уши и язык»

С – р игра «На приёме у ЛОРа», «Определи своего товарища по голосу»

Итоговая беседа о зиме.

Рассказ воспитателя о том, как общаются глухонемые люди.

«Как поссорились март и февраль»

Цели: продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы. Закреплять знания об изменениях в жизни животных и птиц. Развивать умения замечать нарастающие изменения в неживой природе. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне).

Наблюдения за таянием снега: обратить внимание на то, что в разных местах снег тает по-разному. Наблюдение за птицами.

Разбрасывание снега на темные места дорожек, чтобы быстрей растаял.

Цели: расширять и пополнять знания детей о экологической системе – поле. Закреплять знания о растениях, выращиваемых людьми на полях; о значении этих растений для человека. Рассказать о весенних работах людей в поле.

Наблюдения за солнцем, температурой воздуха. Сравнивать t нагревания светлых и тёмных вещей. Наблюдение за талыми водами.

Пересадка комнатных растений.

Цели: дать детям первоначальное представление о степной зоне, растительном и животном мире степи, их приспособительских особенностях, научить выстраивать пищевые цепочки, дополнять ответы друг друга. Обогащать словарь. Способствовать воспитанию интереса к природе. Развивать любознательность.

Наблюдения за почками на деревьях; за поведением птиц.

Посев семян томатов, перца болгарского, бархатцев для выращивания рассады.

«Колыбельная из двух слов»

Цели: дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце. Воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму.

Наблюдения за весенним небом, за облаками, за первыми цветами – крокусами . Наблюдения за всходами рассады.

Уборка участка от прошлогодне-го мусора, подметание дорожек.

И.Токмакова «Весна», Ф.Тютчев «Весенние воды»,Е.Серова «Подснежник»,

Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»,

М.Исаковский «Пробилась зелень полевая…»

«Бывает – не бывает», «Что перепутал художник?»,

«Сравни и найди отличия».

Беседа «Смена дня и ночи»,

Беседа «Ранняя весна».

Рассматривание картин И.Левитана «Март» и И.Грабаря «Февральская лазурь»

Н.Юсупов “Голубь и пшеничное зерно»,

Ю.Круторогов «Дождь из семян»,

Л.Кон «Книга о растениях» (Рожь. Пшеница).

Я.Дягутите «Руки человека»,

«Узнай растение», «Ботаническое лото», «Пищевые цепочки».

Рассказ воспитателя о технологиях изготовления хлеба, различных круп, сахара, растительного масла.

А.Плещеев “Сельская песня»,

В.Берестов «Песенка весенних минут»,

Л.Воронкова «Золотые ключики»,

Н.Павлова “Жёлтый, белый, лиловый».

А.Блок «На лугу», М.Пришвин «Золотой луг».

«Третий лишний», «Разрезная картинка», «Часть и целое», «Ботаническое лото»

Беседа о животных и птицах, населяющих степные районы Земли.

Г.Шалаева «Сердечно – сосудистая система», «Кровь».

измерение своего пульса в покое и после физ. упражнений.

Беседа – эксперимент «Сердце и сосуды».

Цели: расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно – следст-венные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Наблюдения за солнцем; измерять тень от дерева в одно и то же время дня.

Экскурсия в парк «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года…»

Ц: систематизиро-вать знания детей о признаках наступившей весны.

приведение в порядок клумбы перед беседкой.

«Космос. Вселенная. Звёзды.»

Цели: уточнять и расширять представления детей о космосе, работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение. Воспитывать уважение к труду космонавтов.

Дать задание на дом: наблюдать за луной(новолуние, полнолуние).

Рассматривание почек на деревьях и кустарниках.

Уборка участка от опавших прошлогодних листьев, сухих веток.

Заботиться о питомцах уголка природы.

Цели: продолжать знакомство детей со свойствами лекарственных растений; через постановку проблемных вопросов активизировать умственную деятельность, учить находить выход из сложившейся ситуации; помочь прочувствовать единство и взаимосвязь всего живого на земле.

Рассматривание альбома «Лекарственные растения»,

Рассматривание растения мать-и-мачехи у водоёма.

Труд на огороде: посадка семян моркови, гороха, фасоли.

«Скелет и мышцы человека»

Цели: познакомить детей со строением и значением скелета и мышц. Методом самообс-ледования выяснить, сколько костей входит в состав отдельных частей скелета. Развивать способность анализировать свои тактильные и мышечные ощущения. Продолжить формирование представлений о том, что любые знания человек может приобрести самостоя-тельно путем наблюдения реальных объектов, явлений и событий.

Наблюдение за птицами и за появлением первых насекомых.

Наблюдения за небом, солнцем, ветром, t воздуха.

Окапывание деревьев, обрезка сухих веток на кустах смородины.

Уход за растениями и животными уголка природы. Подкормка рассады.

И.Крылов «Стрекоза и муравей»,Л.Квитко «Жучок», Н.Романова «Что узнал дождевой червяк», В.Драгунский «Он живой и светится», В.Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук»

Т.А.Шорыгина «Ты сачком их не лови», «Катя и божья коровка», Л.Толстой «Шелко-вичный червь»

«Да – нет», «Разрезные картинки», «Найди лишнее», «Подбери слово», «Игра в слова».

Стр. и с-р игра «Пасека».

Беседа «Что мы видим вокруг»,

Беседа «Детство» бабочки или «Гусеница – это насекомое?»,

«Вредные» насекомые. Зачем они нужны?

А.Шмыгина «Космонавты», Н.Носов «Незнайка на Луне» (главы из книги), А.Митяев «12 апреля. День космонавтики», В.Бороздин «Первый в космосе», Ю.Марцикявичус «Солнце отдыхает», Т.А.Шорыгина «Волшебник с планеты Омега»

«Расположи планеты правильно», «Солнце и планеты», «Кто знает, тот отвечает»,

Строительная игра «Космодром».

Рассказ воспитателя о вращении Земли.

Рассказ о звёздах и созвездиях.

Опыт «Звёзды светят постоянно»

«Спутник Земли – Луна»

«На лугу растут: ромашка…»

Н.Павлова «Желтый, белый, лиловый»,

«Хорошо – плохо», «Узнай и назови»,

Рассказ воспитателя о лекарственных растениях.

Е.Пермяк «Торопливый ножик».

П.Воронько «Мальчик Помогай»,

Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка».

«Зачем человеку руки?»

Ц: познакомить детей со значением рук при помощи игры и эксперимен-тирования.

«Сколькими способами может пе-редвигаться человек» игра-конкурс.

Рассказ воспитателя «Что могут делать руки и ноги?»,

«Что нужно делать, чтобы укреплять свою костно-мышечную систему».

«Что лучше: руки или ноги?»

Ц: продолжать работу над форми-рованием понятий о значении рук и ног для человека. Учить фантазировать; поиграть, развлечь детей.

«Весенние заботы птиц»

Цели: обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной. Учить устанавливать связи между прилётом птиц и наличием корма. Знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда (различные виды гнёзд), как заботятся о птенцах. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках птиц нашего края. Формировать гуманное отношение к птицам.

Наблюдать за появлением перелётных птиц (скворец, соловей); за их заботами; слушать их пение.

Наблюдение за тем, как капает сок с берёзы .

Посадка цветоч-ных семян (бархатцы, пету-нья, астра),

Уход за питомцами уголка природы.

Цели: уточнять и расширять знания детей о экосистеме создаваемой руками человека – сад. Закреплять названия садовых деревьев; развивать логическое мышление, умение строить причинно-следственные связи. Познакомить с понятием «виноградник». Обогащать словарь детей. Воспитывать активную любознательность, любовь к природе.

Рассматривание молодых листочков на берёзе, липе.

Наблюдение за тенью от дерева и измерение её.

Наблюдение за погодой.

Целевая прогулка к посаженному осенью дереву груши.

Ц: понаблюдать за изменениями, произошедшими с ним (принялось или нет).

Высадка рассады томатов на ого-род, прополка грядок с луком и горохом.

Уход за растени-ями и животными уголка природы.

«Познакомимся со своей кожей»

Цели: познакомить детей с внешним строением кожи; уточнить представления о значении кожи; развивать желание экспериментировать; формировать умение объяснять полученные данные.

Наблюдение за высотой неба, за солнцем. Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днём или вечером.

Поддержание порядка на участке, на огороде. Полив растений (по необходимости)

«Строим экологический город»

Цели: уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Наблюдения за растениями, за птицами, насекомыми.

Наблюдение за грозой. Сравнить различные виды дождя:кратковре-менный, затяж-ной, грибной, сле-пой, ливневый.

Прореживание рассады цветов и заполнение ею других клумб, оформление клумбы перед д/садом.

И.Крылов «Кукушка и петух»,

Г.Снегирёв «Ласточка», «Скворец».

С.Михалков «Орёл», «Зяблик»,

Г.Скребицкий «Появились синички».

«Укрась дерево перелётными птицами,(зимующими)»

«Чем заняты скворцы?»

загадки, «Да – нет»,

Рассказ воспитателя о дятле, о голубе, о вороне, о соловье, о кукушке.

Рассказы детей из личного опыта.

З.Александрова «Белая черёмуха»,

Л.Толстой «Яблони», «Мудрый старик»,

А.Плещеев «Мой садик»,

«С какого дерева лист?», «Что где растет?», «Четвёртый лишний», «Ботаническое лото»,

«Свари компот и варенье», «С какого дерева цветок?».

Рассказ воспитателя «Труд садоводов».

Беседа «Куда отправляются созревшие фрукты»,

Беседа «Откуда взялось яблочко?».

Сбор лепестков тюльпанов.

С-р игра «Как правильно сделать перевязку?»

Игра-конкурс «Какими способами можно очистить кожу?»

Рассказ воспитателя «Система, управляющая всеми органами нашего тела» (о нервной системе).

Рассказ «Почему кожа бывает разного цвета?»

«Если ты сорвёшь цветок…»

«Наш дом родной, наш общий дом -…»,

«Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта»,

«Дом, в котором я хотел бы жить!».

Беседа «Почему исчезают животные?»

Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны».

Л.Н.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

1. «Фрукты и овощи» (д.и.) с.48

2. «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху» (д.и.) с.51

4. «Могут ли овощи приносить вред нашему здоровью» (б) с.52

5. «Вершки – корешки» (д.и.) с. 52

6 «Сыроежкины ловишки» (п.и.) с. 165

7. «Ранняя осень на земле» (б) с. 118

8. «Человек – часть природы» (з) с. 59

9. «Грибная грамота» (и) с. 137

О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса в ДОУ» часть 1.

1. «Дары Земли – матушки и Осени – красавицы» (з) с.36

2. «По грибы да по ягоды» (з) с.31

4. П.Потёмкин «Мухомор»

5. З.Александрова «В грибном царстве» с. 45

6. С.Погореловский «Вот он – хлебушко душистый» с.46

7. И.Лопухина «В булочной у нас баранки» с.47

1.»Путешествие колоска» (б) с.163

2.Д.Тихомирова «Два колоска» (стих) с.164

Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки» Экология для малышей.

1.»Земля – кормилица» (з) с.25

2.»Дождевой червяк» (сказка) с.28

1. С.Кирсанова «Что значишь ты без трав и птиц» с.166

2.Л.Дайнеко «Вот на земле огромный дом» с.173

3. Беседа о живой и неживой природе с.180

4. «Кто такой человек» с.118.

Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

1. «Сила тяготения» с. 47

1. «Царица – водица» (з) с.122

2. «Земля, вода, огонь, воздух» (и) с.123

3. «Путешествие по глобусу» (б) с.123

4. Опыты «Свойства воды» с.124

5. Загадки с. 125, 128,190, 47.

6. «Кому нужна вода» (б) с.126

7. «Как рождается речка» (мод.) с.126

8. «Ходят капельки по кругу (и) с. 127

9. «Значение воды в жизни всего живого. Использование её человеком» (б) с.127

10. . “Источники загрязнения воды. Меры охраны» с.128

11. Н.Рыжова «Вы слыхали о воде» (стих) с.126

12. «В гостях у морского царя» (з) с.189

13 «кто это потерял?» (и) с. 47

14. Физкультпауза «Лягушки» с. 47

1. «Путешествие капельки» (б) с.186

2. «Где живут капли воды в детском саду» с.279

3. Загадки с. 189

4. «Зачем человеку желудок» с.190

Т.А.Фалькович «Развитие речи, подготовка к освоению письма»

1. «Из недр земли забил родник» (стих) с.179

2. «Маленькие человечки» (б) с.180

1. «По щучьему велению» с.95

Т.А.Шорыгина «Зеленые сказки»

1. Стихи с.14, 16, 17, 18

Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

1. «Вода – растворитель. Очищение воды». с. 46

2. «Почему не тонут корабли» с.68

3. «Путешествие капельки» с.70

4. «Ловись, рыбка, и мала, и велика» с.31

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.

1. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» с.314

2. Б.Заходер «Куда спешат головастики» с.361

3. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» с.392

4. Г.Снегирёв «Колюшка» с.105

1. К.Бальмонт «Снежинка» с.34

2. Стихи о дожде с.132-133

3. И.Токмакова «Туман» с.134

4. С.Погореловский «Капли тоже говорят» с.156

5. С.Викулов «Живая вода».

О.Е.Громова «Стихи и рассказы о животном мире».

1. О.Г.Зыкова «Камбала», «Морской петух», «Рыба-прилипала» и др. с. 155-156

2. О.Г.Зыкова «Окунь», «Карась» с. 153 , «Сом», «Ёрш» с.152

3. М.В.Переверзева «На море», «Рыбалка» с.156 -157

В.А.Степанова «Листок на ладони»

1. «Перед долгим сном» (э) с.39-40

Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

1. «Воздушный океан» (з) с.120

2. «Узнай дерево по листу» (д.и.) с.137

3. «Осень спросим» (и) с.134

4. Опыты «Свойства воздуха» с.121

5. «Сила ветра. Его влияние на жизнь человека и живых организмов» с.122

6. «Источники загрязнения воздуха. Мероприятия по его охране» (б) с.121

7. «Перелётные птицы» (з) с.167

8. Т.Шорыгина «Загорелись как пожар…» (стих) с.152

9. «Какие слова подходят к …» (и) с.140

10. «Волшебные экранчики» (и) с.140

11. «Вершки – корешки» (и) с.139

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» часть 2.

1. «Унылая пора! Очей очарованье…» (б) с.174

2. «Как растения готовятся к зиме» (э) с.168

3. «Для чего дереву листья» (б) с.175

4. Кроссворд «Осень» с.177

5. «Как и для чего человек дышит» (з) с.178

6. «Чей силуэт?» (и) с.182

7. «Путешествие семечка» с.172-173

8. «Для чего растению нужны семена?» с.183

Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в д/с».

1. «Беседа о птицах» с.86

2. Кроссворд с.87

3. «Проводы осени» (э) с.97

4. «Листопад – хорошо, листопад – плохо» с.84

Т.А.Фалькович «Развитие речи, подготовка к освоению письма».

1. «Значение воздуха на земле» с.183

2. Н.Гончаров «Дождь» с.80

3.М.Мазин «Облака» с.80

4. Н.Гончаров «Снег» с.113

1. «Прозрачный невидимка» (стих) с.5

2. «Южный ветерок» (сказка) с.9

3. «Крылатые помощники» (б) с.56

Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

1. «Почему дует ветер» с.64

2. Изготовление вертушки с.67

О.Е.Громова «Стихи и рассказы о животном мире»

1.А.Фет «Ласточки пропали» с.103

2.Загадки, считалки, скороговорки с.92-93

Л.А.Владимирская «От осени до лета».

1. Стихи об осени с.26

2.Е.Трутнева «Улетает лето» с.19

3. Г.Ладонщиков «Загрустил воробышек» с.39

4. Е.Благинина «Улетают – улетели» с.35

5. Приметы ноября с.31

А.И.Иванова «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек.»

1. «Как устроена дыхательная система» с.102

2. «Гигиена дыхательной системы» с.108

3. «Воздушный футбол» (и) с.107

4. «Кто счастливый?» (и) с.107

5. «Морской бой» (и) с.107

1. Г.Скребицкий Из книги «Четыре художника» (Осень) с.294

2. И.Соколов-Микитов «Листопадничек» с.295

3. «Кукушка» ненецкая сказка с.313

4. «Хроменькая уточка» укр.сказка с.312

5. Л.Толстой «Птичка» с.328

6. Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» с.346

7. А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» с.354

8. С.Алексеев «Снегирь» с.177

1. «Первый перелёт» с.80

1. «Зимушка – зима» (з) с.177

2. С.Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…» с.177

3.Загадки, пословицы с.177-178

4.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка — …» с.178

5.Физминутка «Снегом засыпаны лес и поля» с.182

6. В.Берестов «Птицы» с.181

7. «Кто главный в лесу? Живые цепочки» с.153

8. Т.Шорыгина «Ёж» с.152

9. А.Кочергина «Кусты и деревья» с219

10. «Путешествие маленького бельчонка» с.217

1. «Лес как экологическая система» (з) с.216

2. О.Дмитриев «Что такое лес» с.216

3. «Лесорубы» (п.и.) с.220

4. «Как животные приспособились к зиме» с.225

5. «Чей хвост?» (д.и.) с.226

6. «Если хочешь быть здоров» с.229

7. Комплекс упражнений по профилактике ангины с.231

8. «Для чего человек ест» с.198

9. «Клуб знатоков леса» с.193

10. «Как живут наши пернатые друзья зимой» с.200

11. «Пищевые цепочки в лесу» с.221

1. «Глубина снега» (альбом) с.105

2. «Найди ошибку» (д.и.) с.105

3. «Лесная зона» (животные) с.104

Т.А.Шорыгина «Беседы о русском лесе»

1. «Зимний лес» (стих) с.64

2. «Зима» (стих) с.66

3. «Когда дубраве легче живется» (сказка) с.66

4. «Прогулка в лес» с.7

5. «Русский лес. Этажи леса» с.5, 11

6. «Лесные этажи» с.11, «В чаще бора» с.15, «Берендеево царство» с.26

7. «Сосновые леса» с.27, «Лиственница» с.31, «Кедровые орешки» с.35

8. Рассказ воспитателя о еловом (с.18), сосновом (с.27), кедровом лесе (с.33), пихтовом (с.36) и смешанном лесе (с.38).

9. «Лесная мышь» с.79

1. Физминутка «Зайка» с.154

2. «Что будет, если…» (д.и.) с.154

3. «Путешествие в прошлое живой природы» с.213

1. «Почему не тонут айсберги. Твёрдая вода?» с.78

В.А.Степанова «Листок на ладони»

1. «Вот и к нам пришла зима» (экскурсия) с.41

О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» часть 1.

2. «Для чего зайцам нужны волки?» с.56

3. Загадки о животных с.57

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста .

1. И.Бунин «Первый снег» с.274

2. А.Пушкин «Зимний вечер» с.343

3. В.Бианки «Купание медвежат» с.356»

4.И.Соколов-Микитов «Год в лесу» (гл. «На лесной дороге», «Белки», «Медвежья семья» с.95, «Глухари» с.359)

5. М.Пришвин «Ёж» с.359

6. И.Крылов «Стрекоза и муравей» с.374

7. П.Бажов «Серебряное копытце» с.327

8. В.Бианки «Лесные домишки» 278

Л.Г.Гоькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

1. Наблюдение за морской свинкой с.170

2. Наблюдение за попугаем с.175

3. «Черенкование комнатных растений» с.201

4. Е.Благинина «Огонёк» с.201, «На моём окошке» с.199

5. Загадки о кактусе и пальме с.201

6. «Из чего можно вырастить растение?» (д.и.) с.203

7. Пальчиковая игра «Алые цветы» с.203

8. «Снежный ком» (д.и.) с.170

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» часть 2

1. «Комнатные растения – спутники нашей жизни» с.240

2. «Чудесное яблоко, или «Зеркало нашей души». с.75

3. «Чей хвост?» (д.и.) с.226

1. «Наблюдение за красноухой черепахой» с.93

2. «Беседа о комнатных растениях» с.115

1. «Глаза могут не только смотреть» (д.и.) с.120

2. «Есть ли у глаз помощники» с.120

3. «Что я вижу одним глазом?» с.119

4. «Почему у нас два глаза?» с.117

Т.А.Шорыгина «Беседы о домашних и декоративных птицах»

1. «Мурзик, иди сюда!» с.58

2. «Песенка о попугае» с.56

3. «Розовый какаду» с.53

4. «Певунья – канарейка» с.50

5. «Почтовая голубка» с.45

6. «Кривая уточка» с.37

7. «Утка крякает» с.34

8. «Цыплёнок Чик и кот Федот» с.29

9. «Чёрный петух» с.23

Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

1. «Волшебные стёклышки» с.51

1. Физминутка «Хомка» с.169

1. Л.Толстой «Птичка» с.323

2. М.Пришвин «Ребята и утята» с.275

3. О.Донченко «Петрусь и золотое яичко» с.147

1. «Слепой и молоко» с.174

2. «Осязание и зрение» с.187

3. «Отчего в темноте видно?» с.186

«250 Золотых страниц» Москва 2002г.

1. И.Крылов «Филин и осёл» с.13

1. «Домашние животные – друзья человека» с.71

3. «Посмотри на рысака…» с.72

4. «Корабль пустыни» с.174

О.В.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» часть 2.

1. «Север – царство льда и снега» с.205

2. Обобщающая беседа о зиме с108

3. Потешки, поговорки, загадки о домашних животных с.140

4. Народные приметы о зиме с.147

5. Народный календарь с.147

6. Физминутка «У оленя дом большой» с.207

1. «Ледяная зона» с.91

2. «Растительный и животный мир тундры» с.98

3. Беседа о зиме с.59

1. «Домашние животные» с.51

2. «Обитатели скотного двора» с.51

3.М.Пляцковский «Колючка на ужин» с.64

А.И.Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек.»

1. Знакомство с ухом с.113

2. «Определи товарища по голосу» (д.и.) с.116

1. Н.Сладков «Разноцветная земля» с.282

2. Г.Снегирёв «След оленя» с.287

3. Г.Ганейзер «Про жаркую пустыню» с.284

4. С.Маршак «Ледяной остров» с.203

5. Н.Емельянова «Окся-труженица» с.84

6. А.Членов «Как Алёшка жил на Севере» с.83

7. Улуро Адо «Рассказы Юко» с.70

1. Д.Радович «Крокодокодил» с.565

2. «Про мальчика, который рычал на тигров» с.562

3. Б.Гримм «Бременские музыканты» с.384

4. К.Ушинский «Бодливая корова» с.133

1. «Лев и мышь» с.158

2. «Царь и слоны» с.168

3. «Шакалы и слон» с.163

1. С.Михалков «Заяц и черепаха» с.22

2.Э.Мошковская «Уши» с.42

3. И.Крылов «Собака и лошадь» с.73

4. А.Барто «В кошачьей неотложке» с.114

5. Е.А.Измайлов «Совет мышей» с.184

Т.В.Смирнова «Ребенок познает мир (игровие занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)»

1. Е.Бахдуренко «Уши и язык» с. 156.

Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников »

1. Загадки о весне с. 111

2. И.Суриков «Весна» с.112

4. «Бывает-не бывает» (и.) с. 115

5. «Что перепутал художник?» с.115

О.В.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» часть 2

1. «Как поссорились март и февраль» (з) с.234

2. «Колыбельная из двух слов» (з) с.214

О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» часть 1.

1. «Ранняя весна» с.39

2. Сравнительный анализ картин И.Левитана «Март» и И.Грабаря «Февральская лазурь» с.39

А.И.Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с»

1. «Сердце и сосуды» с.981

Г.Шалаева «ШКОЛА для дошколят»

1. «Сердечно – сосудистая система» с.222

1. Н.Юсупов «Голубь и пшеничное зерно» с.370

2. Ю.Крутогоров «Дождь из семян» с.59

3. Л.Кон «Книга о растениях» (Пшеница. Рожь) с.210

4. Я.Дягутите «Руки человека» с.211

5. Б.Житков «Баштан» с.212

6. Ф.Тютчев «Весенние воды» с.346

7. Е.Серова «Подснежник» с.347

8. И.Токмакова «Весна» с.346

9. Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце» с. 91

10. И.Исаковский «Пробилась зелень полевая…» с.90

11. А.Плещеев «Сельская песня» с.126

12. В.Берестов «Песенка весенних минут» с.126

13. А.Боске «Зёрнышко» с.133

14. Л.Воронкова «Золотые ключики» с.146

15. А.Блок «На лугу» с.273

16. М.Пришвин «Золотой луг» с.275

17. Н.Павлова «Жёлтый, белый, лиловый» с.294

18.А.Толстой «Колокольчики мои…» с.348

19. Е.Серова «Ландыш. Гвоздика. Незабудка». с.350

1. «Насекомые» с.105

2. «Что мы видим вокруг» (б) с.105

3. Загадки о насекомых с.105

4. «Игра в слова» с.106

5. «Космос. Вселенная. Звёзды.» с.209

6. «Кто знает, тот отвечает» (и) с.101

7. «Расположи планеты правильно» (и) с.101

8. «Солнце и планеты» с.103

9. Опыт «Звёзды светят постоянно» с.210

10. А.Шмыгина «Космонавты» с.211

11. «У каждой планеты свой собственный путь» с.101

12. Рассказ воспитателя о созвездиях с.103

13. Ю Марцикявичус «Солнце отдыхает» с.223

14. Загадки о лекарственных растениях с.222

15. «Узнай и назови» (д.и.) с.55

16. Стих «На лугу растут: ромашка…» с.55

О.В.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

1. «Муравьи – санитары леса» с.116

1. «Шестиногие малыши» с.72

2. «Вредные» насекомые. Зачем они нужны?» с.72

3. «Детство» бабочки или «Гусеница – этонасекомое?» с. 72

4. «Подбери слово» (д.и.) с.74

5. «Покорение космоса» с.57

А.И.Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек».

1. «Скелет человека» с.55

2. «Что могут делать руки и ноги» с.64

3. «Сколькими способами может передвигаться человек» (и) с.68

4. «Что лучше: руки или ноги?» с.61

5. «Зачем человеку руки?» с.59

Л.Молодова «Нравственно – экологическое воспитание старших дошкольников»

1. «Зелёная аптека».

Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки»

1. «Ты сачком их не лови» с.67

2. «Катя и божья коровка» с.71

3. «Удивительный мир шестиногих» с.67

4. «Волшебник с планеты Омега» с.96

1. «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года…» (э) с.43

Л.А.Владимирская «От осени до лета»

1. С.Худяков «Реснички» с.126

2.Г.Новицкая «Ромашки» с.126

3.М.Клокова «Жук» с.130

4. Е.Фейерабенд «Шмель» с.129

5. Н.Мигунова «Пчелка» с.112

1.Л.Квитко «Жучок» с.93

2. Н.Романова «Что узнал дождевой червяк» с.98

3. В.Драгунский «Он живой и светится…» с.262

4. В.Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук» с.267

5. А.Митяев «12 апреля. День космонавтики» с.202

6. Е.Пермяк «Торопливый ножик» с79

7. П.Воронько «Мальчик Помогай» с.269

Хрестоматия для дошкольников 4 – 5 лет.

1. Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка» с.121

1. «Шелковичный червь» с.81

1. “Птицы нашего края» с.211

3. «Наш дом родной, наш общий дом — …» с.40

4. Сказка «Спор» с.41

5. «Чистый воздух и вода – богатство страны» с.40

1. «Весенние заботы птиц» с.266

2. «Чьё гнездо?» (д.и.) с.269

3. «Чем заняты скворцы» с.270

Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в д/с»

1. «Почему исчезают животные?» (б) с.133

2. «Если ты сорвешь цветок…» с.133

О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» часть 2.

1. «Да – нет» (д.и.) с.77

2. «Цветущая весна» с.61

1. Рассказы о птицах с.185 – 189

2. «Нервная система» с.224

3. «Почему кожа бывает разного цвета?» с.228

А.И.Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек»

1. «Как правильно сделать перевязку» (и) с.80

2. «Познакомимся со своей кожей» с.70

3. «Какими способами можно очистить кожу?» с.83

1. Произведения о птицах с.84

Л.А.владимирская «От осени до лета»

1. А.Плещеев «Мой садик» с.94

2. В.Жуковский «Черёмуха» с.95

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста

1.М.Горький «Воробьишко» с.325

2. С.Михалков «Орёл» с.287, «Зяблик» с.94

3. Г.Скребицкий «Появились синички» с.97

4. З.Александрова «Белая черёмуха» с.286

5. С.Есенин «Черёмуха» с.294

6. Г.Снегирёв «Скворец» с.261

2. «Мудрый старик» с.143

«Песенный человек» долганская сказка (пересказ Н.Гессе и З.Задунайской)

В.Маяковский «Мистер – Твистер»

Номер материала: ДБ-142864

Вы первый можете оставить свой комментарий

Сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

infourok.ru

Смотрите так же:

  • Влияние бабушки на воспитание ребенка Роль бабушки и дедушки в воспитании детей Когда мы рассуждаем о воспитательном процессе, то упоминаем, в первую очередь, родителей. Однако не стоит недооценивать и роль старшего поколения в воспитании ребенка. Причем это влияние бывает как позитивным, так и негативным. Как же влияют дедушки и бабушки на ребенка? Для многих молодых мам и […]
  • Развития внимания ребенка Задания-картинки для развития внимания ребенка Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста чрезвычайно важно. Ведь ребенок для успешного обучения должен внимательно слушать учителей и уметь сосредотачиваться на задании. Для тренировки внимания ребенка отлично подойдут письменные задания с которыми вы можете […]
  • Развитие мышления у дошкольников картинки Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет Развивающие игры для детей средней группы детского сада Игры для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным. Описание: воспитатель […]
  • Личностное развитие ребенка диагностика Комплект диагностических материалов 3. Диагностика уровня личностного развития Личностное развитие, так же как и развитие социальных навыков, определяет успешность психологической адаптации ребенка в школе. Однако недостаточная сформированность личностного развития может быть компенсирована условиями обучения, тактикой работы педагога и […]
  • Диагностика уровня развития ребенка игровая деятельность Диагностика уровня развития детей 3 лет В 4 года поведение ребенка приобретет новые черты, которые будут отличать его от малышей. Например, возрастают физические возможности детей, эти дошкольники нуждаются в содержательных контактах со сверстниками, продуктивно сотрудничают со взрослыми. Возрастает активность детей, что создает новые […]
  • Бронхит у детей до года симптомы и лечение Бронхит у детей: острый, обструктивный бронхит, симптомы, лечение Бронхит у детей чаще всего возникает в виде осложнения на фоне ОРВИ, гриппа или сильной простуды, переохлаждения. Провоцирующими факторами развития бронхита являются сезонные резкие перепады температуры, особенно периоды дождей с повышенной влаж­ностью, поэтому это […]
  • Сколько должен спать ребенок в 6-7 месяца Сколько спят дети 6 месяцев комаровский Режим ребенка в 5 месяцев — как меняется распорядок крохи Сейчас режим вашего малыша подчинен тем же правилам, что и месяц назад. Как и в 4 месячном возрасте. он проводит во сне до 16 часов в сутки, а во время бодрствования готов играть и общаться. Поведение его меняется лишь тогда, когда начинают […]
  • Социально-коммуникативное развитие дошкольников через Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и родителями Предпросмотр страницы №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 "Сказка" Реферат на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и […]