Коррекционная работа с детьми, страдающими задержкой речевого развития

Выявление детей с нарушениями речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Обследование интеллектуального развития детей. Развитие речи у ребенка на разных этапах развития. Специальная психология для детей с задержкой психического развития.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Выявление детей с нарушениями речи. Обследование интеллектуального развития детей. Развитие речи у ребенка на разных этапах развития. Специальная психология для детей с задержкой психического развития. Психологические причины заикания.

Основы и этапы развития речи у дошкольников. Особенности формирования и развития речи у детей с задержкой психического развития. Методические задачи воспитания звуковой культуры речи. Методы словарной работы. Формирование грамматического строя речи.

Психо-физиологическая характеристика речевой деятельности. Закономерности, причины и характеристика задержки развития речи у детей, их логопедическое обследование. Методики исследования уровня речи. Опытная работа по развитию речи у младших школьников.

Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (5 вида). Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Характеристика детей с ТНР. Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи. Трудности в овладении связной речью у детей с ТНР.

Основные принципы логопедической работы, развитие и характеристика речи детей. Особенности логопедической работы с детьми, которые страдают задержкой психического развития. Аспекты соотношения речи и мышления на последующих этапах развития ребенка.

Характеристика нарушения нормального темпа психического развития, когда ребенок школьного возраста продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Исследование диагностики связной письменной речи у детей с задержкой психического развития.

Изучение развития эмоциональной сферы в онтогенезе. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Психология личности с нарушениями поведения. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.

Дневные и ночные страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения. Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития. Влияния рисуночных методик на коррекцию страхов у детей с задержкой психического развития.

Психологическая характеристика детей подросткового возраста с задержкой психического развития. Подросток с задержкой психического развития в системе детско-родительских отношений. Анализ взаимозависимости родителей и детей с задержкой развития.

Феномен конструктивной деятельности младших школьников с задержками психического и речевого развития. Психологические и нейро-психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития. Дефектамы центральной нервной системы.

otherreferats.allbest.ru

/ коррекционная помощь детям с нарушениями речи

Организация логопедической помощи детям дошкольного возраста

Дети с нарушениями речи дошкольного возраста могут получать коррекционно?педагогическую помощь в таких специальных учреждениях, как:

• ясли?сад для детей с нарушениями речи,

• детский сад для детей с нарушениями речи компенсирующего вида (все группы в таком учреждении – логопедические),

• группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (комбинированного вида),

• государственные образовательные учреждения (ГОУ) «Школа?детский сад» для детей с нарушениями речи,

• логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего вида.

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего или комбинированного вида осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевых нарушений, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г.В. Чиркина).

Основные направления работы с детьми в логопедических группах дошкольных учреждений ?

• коррекция речевого нарушения;

• подготовка к обучению в общеобразовательной школе;

• детей с тяжелыми нарушениями речи – в специальной школе.

Типовым положением определены профили специальных логопедических групп.

Дети с общим недоразвитием речи принимаются в логопедические группы с 5?ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10–12 человек. Группы работают по специальным программам Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. В последние годы все чаще детей с ОНР (с 1–2 уровнем речевого развития) принимают с 4?х лет на 3 года обучения.

Детей с фонетико?фонематическим недоразвитием направляют либо в старшую, либо в подготовительную групп, срок обучения составляет один год. При необходимости (например, при дизартрии), по решению ПМПК ребенок может пройти коррекционное обучение повторно. Наполняемость групп 12–14 человек. Для подготовительной группы программа коррекционного обучения и воспитания разработана Г.А. Каше, а для старшей – Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

Для детей с заиканием открываются специальные группы, в которые принимаются дети с 2–3 лет. Наполняемость групп 8?10 человек. Группы комплектуются как разновозрастные. Логопеды и воспитатели работают по программе С.А. Мироновой, разработанной на основе «Программы обучения и воспитания в детском саду» общего типа и методики преодоления заикания Н.А. Чевелевой. Эта методика предполагает сопровождение ребенком своих предметно?практических действий речью, поэтому логопедическая работа строится с опорой на лепку, аппликацию, рисование, конструирование.

Содержание обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи в специальных детских садах включает традиционные для дошкольного воспитания разделы: игра, труд, физическое и музыкальное воспитание, развитие элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность и конструирование.

Развитие речи – специальный раздел, посвященный содержанию коррекционно?развивающей работы с детьми, направленной на формирование всех компонентов языковой системы, на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.

Наиболее полно представлены системы коррекционного воспитанияи обучения в вариативных программах дошкольных образовательных учреждений (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, ГА. Каше, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова и др.).В общем виде в программах реализуются следующие задачи развития речи:

структурные –осуществляется формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического;

функциональные –формируются навыки владения речью в общении (обмен информацией и переживаниями);

когнитивные –формируется осознание языка и речи, последовательное усложнение интеллектуально?речевых действий на основе усложнения мотивации и соотнесения мотива и результата.

Характер коррекционного воздействия и выбор методических приемов зависят от того, какие звенья речевой системы нуждаются в первоочередной коррекции и формировании.

Решение коррекционных задач невозможно без учета исходных положений дошкольной педагогики:

– принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;

– формирование речи с учетом закономерностей ее развития в онтогенезе;

– принцип коммуникативно?деятельностного подхода к развитию речи.

Учитываются психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций:

– от речевого навыка к речевому умению и речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;

– принцип формирования элементарного осознания языковых явлений;

– принцип обеспечения активной речевой практики.

В современных логопедических методиках при обучении детей с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, выраженное фонетико?фонематическое недоразвитие) наиболее эффективным является коммуникативно?деятельностный подход, предполагающий:

– взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности;

– ситуативно?тематическую организацию языкового материала;

– концентричность в подаче и закреплении речевого материала;

– опору на высказывание и текст как основные единицы языковой системы;

– подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.

Традиционно используются модификации словесных, наглядных и игровых методических приемов развития речи. Особенно широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.

Основные особенности познавательной сферы детей с речевыми нарушениями: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом (дисграфии), дислексии, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития. Предусматривается развитие мелкой моторики, зрительно?пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности, мотивационной сферы.

Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки.

Опыт многолетней работы специальных логопедических групп доказал их высокую эффективность:около 80 % выпускников могут обучаться в школах общего назначения (остальные 20 % – в специальных учебных заведениях).

Одной из наиболее распространенных форм организации логопедической помощи детям дошкольного возраста в настоящее время являются так называемые дошкольные логопункты. Нормативных федеральных документов на сегодняшний день нет. Разработано «Положение об организации работы учителя?логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп» для Москвы и Московской области, в соответствии с которым помощь должны получать дети с ФФН или с нарушением произношения отдельных звуков. Дети зачисляются через ПМПК; число занимающихся на логопункте должно составлять не менее 25–30 человек в год. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю и носит индивидуальный или подгрупповой характер. Состав детей подвижный.

Организация педагогической работы в специальных (коррекционных) школах V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи

В специальную (коррекционную) школу V вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи II и III уровня с такими тяжелыми формами речевой патологии как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Наполняемость классов 12 человек.

Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения.

В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, страдающие алалией, дизартрией, заиканием, ринолалией, афазией), Учащиеся 1 отделения обучаются по специальной программе. Программой предусматривается коррекция различных проявлений речевого дефекта и обусловленных ими недостатков в психическом развитии. За 10 лет обучения дети осваивают программу в объеме 9 классов массовой школы.

Во 2 отделение зачисляются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

Учащиеся 2 отделения обучаются по программе массовой школы и осваивают ее в те же нормативные сроки.

Учащиеся речевой школы получают цензовый государственный документ о неполном среднем образовании. Если к концу школьного обучения удается преодолеть полностью речевой дефект, то выпускник может продолжить свое образование. При успешной коррекции речевых нарушений на любом этапе обучения на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен в общеобразовательную школу.

На первой ступени – начального образования – все уроки ведут учителя?логопеды (исключение составляют уроки музыки, ритмики, физкультуры); помимо этого они осуществляют коррекционную работу по устранению речевых нарушений.

В программу начального звена 1 отделения вводятся специальные уроки: по формированию произношения, развитию речи, обучению грамоте, срок освоения программы составляет 4–5 лет.

На второй ступени дети за шесть лет получают основное общее образование. Учителя, осуществляющие преподавание общеобразовательных дисциплин, должны пройти курсы повышения квалификации или переподготовку. Коррекционно?логопедическую работу осуществляет учитель русского языка и литературы, который должен иметь обязательную квалификацию «учитель?логопед».

Комплексный подход осуществляется только в условиях школы?интерната: с каждым классом работают учитель?логопед и 2 воспитателя. С детьми работают психологи специального образования.

Необходимую медицинскую помощь оказывают психиатр, невролог, педиатр. В условиях школы ребенок принимает физиотерапевтические назначения, также вводится ставка специалиста по ЛФК.

Проблему коррекционного обучения и воспитания детей с ТНР рассматривали Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Л.А. Тишина, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова.

Организация работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения

Дети школьного возраста с негрубыми речевыми нарушениями обучаются в массовых школах и могут получать логопедическую помощь на школьных логопунктах. Зачисляются дети с нарушениями устной и письменной речи: с ФФН, с ОНР, а также дети с дисграфией или дислексией. Зачисление осуществляется на основе обследования речи учащихся в период с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Предельная наполняемость логопедического пункта городских школ составляет 25 человек, сельских школ – 20 человек.

Основные задачи логопедической работы: коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся, своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательной программы, просветительская работа с учителями и родителями по вопросам нарушений речи и их коррекции у детей.

Занятия проводятся индивидуально или с подгруппами из 4–5 человек, как правило, во внеурочное время. Периодичность занятий определяется с учетом тяжести речевого нарушения. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, индивидуального – 20 минут. Логопед ведет следующую документацию: выписки из протоколов ПМПК о зачислении детей на логопункт, речевые карты и планы индивидуальной работы, журнал регистрации, перспективные и календарные планы, планы работы с родителями и учителями.

Дети с нарушениями речи могут получать логопедическую помощь в системе здравоохранения, где функционируют логопедические кабинеты при детских поликлиниках, стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтах и т. п., детские санатории.

Организация логопедической помощи в системе здравоохранения

Положение о логопедическом кабинете детской поликлиники определяет следующие направления профессиональной деятельности логопеда:

• педагогическая (логопедическая) работа по исправлению нарушений речи детей на систематических и консультативных занятиях;

• выявление детей с речевым недоразвитием и направление их на ПМПК для последующего устройства в дошкольные и школьные учреждения или речевые стационары разного профиля;

• участие в комплектовании логопедических учреждений здравоохранения и образования и оформление на каждого ребенка логопедической характеристики;

• профилактическое обследование детей, посещающих дошкольные учреждения;

• санитарно?просветительская работа с родителями, педиатрами, воспитателями детских садов.

Современные условия диктуют необходимость развития логопедической инфраструктуры в регионах,а также качественной реализации принципа преемственности между различными логопедическими учреждениями.

В речевых стационарах (отделениях) разного профиля оказывается квалифицированная комплексная помощь детям, имеющим помимо нарушения речи сопутствующие отклонения в физическом развитии; осуществляется углубленное обследование соответствующими специалистами; намечаются направления коррекционной работы с необходимым комплексом лечебных мероприятий.

Соматически ослабленные дети с выраженной речевой патологией направляются в психоневрологический санаторий.

studfiles.net

Нарушение речи у детей (стр. 1 из 6)

Выявление детей с нарушениями речи

Исследованиями сектора логопедии института дефекто­логии установлено, что среди неуспевающих учащихся мас­совой школы немалую часть составляют дети с отклонения­ми в речи, что лишает их необходимой готовности усваивать звуковой состав слова, а следовательно, письмо и чтение.

При овладении в дошкольном возрасте словарным запа­сом, грамматическим строем языка и навыкамя правильно­го звукопроизношения ребенок в то же время практически начинает делать обобщения, относящиеся к звуковому и морфологическому составу речи. На остове таких обобщений в дальнейшем 'и происходит усвоение грамоты и правописа­ния. Однако не все дети одинаково овладевают речью. По­этому у некоторых детей к моменту поступления в школу, речь оказывается недостаточно сформированной, что неред­ко сопровождается отставанием в развитии фонематических представлений. Как показывают исследования, такие дети долго не усваивают букв, читают медленно и с большими искажениями, 'в письме допускают специфические ошибки.

Самая распространенная и характерная ошибка для де­тей с нарушениями звукопроизношения — замена одних букв другими. Чаще встречается замена звонких и глухих (п-б, т-д), свистящих и шипящих (с-ш, з-ж, ц-ч), сонорных (р-л), мягких и твердых согласных (заль 'вместо зал).

Вторая группа ошибок — пропуск букв, особенно глас­ных (“ом” вместо “сам”). Такие дети не всегда могут выде­лить 'согласный звук, найти гласный после согласного. Обыч­но они его не слышат. Кроме того, в письме 'нередко встре­чаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов, что вызывается затруднениями в анализе и 'синтезе звукового состава слова.

Эти ошибки в течение длительного времени объясняли зрительной недостаточностью. Поэтому в школе в началь­ных классах такие нарушения письма часто пытались ис­править при помощи неоднократного переписывания, штри­ховки, обводки букв и т. п. Главная же причина дефекта при этом не устранялась, и приемы не достигали цели.

При фонематическом недоразвитии у детей нередко на­блюдаются и некоторые недостатки в грамматическом оформ­лении речи, бедность словаря. Эти дети слабее овладевают фразовой речью, допускают .много ошибок в падежных окон­чаниях, чаще заменяют окончания родительного падежа множественного числа, именительного падежа (m'hoi'oокны, лампы), реже — предложного (много книжках), опускают или неправильно употребляют предлоги, неправильно строят предложения и т. п. Такие ошибки чаще указывают на бо­лее низкий уровень речевого развития.

Установив связь между нарушениями в письме и чтении и отклонениями в речевом развитии, сотрудники сектора ло­гопедии института дефектологии разработали 'систему пре­одоления этих нарушений.

Вместо зрительных тренировок применили методику, предусматривающую коррекцию произношения в сочетании с упражнениями для развития фонематического восприятия, чТо способствовало преодолению неуспеваемости школьни­ков с нарушениями речи. Она применяется логопедами на школьных пунктах.

В 1960 г. Г, А. Каше совместно с И. Л. Калашниковой и Т. Б. Филичевой провели впервые экспериментальное обуче­ние детей шестилетнего возраста на базе дошкольного уч­реждения. В основу предложенной Г. А. Каше системы был положен принцип предупреждения нарушений в письме и чтении аналити'ко-оинтетическим методом коррекции звуков. В настоящее время эта методика успешно 'применяется в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Однако методических материалов для работы с детьми' с 'нарушениями речи явно не хватает. И поэтому лаборато­рия 'социально-психологичеокой службы Научно-методиче-. ского центра Юго-Восточного окружного управления Мос­ковского департамента образования планирует издать ряд работ по выявлению детей с нарушениями речи в дошколь­ных учреждениях, начальных классах общеобразовательной средней школы и оказанию помощи таким детям.

Настоящее методическое пособие является первым из запланированных материалов. В работе использованы инст­руктивно-директивные документы, изданные Главным уп­равлением народного образования Московского департамен­та образования в 1988—1993 гг., а также Программы по ра­боте в группах с детьми с нарушениями речи.

Глава I. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

В группы с ф®нетико-фонематическим недоразвитием ре­чи принимаются дети с нормальным слухом и нормальным интеллектом для обучения на срок 10 месяцев — с сентяб­ря по июнь. У таких детей отмечаются нарушения ьвуко-произношения, незаконченность процесса формирования фо­нематического восприятия и некоторое отставание лсксико-грамматического развития.

Причины нарушений могут быть механические (органиче­ские) и функциональные.

Механические нарушения вызываются органическими де­фектами речевого аппарата, его костного и (мышечного строения. Это:

укороченная 'подъязычная 'связка;

малоподвижный язык — большой;

слишком маленький и узкий язык;

дефекты строения челюсти:

в) открытый прямой прикус;

г) открытый боковой прикус;

д) неправильное строение зубов;

неправильное строение неба:

а), готическое — узкое, высокое;

б) низкое, плоское;

толстые губы с отвислой .нижней губой 'или укороченной малоподвижной верхней.

К функциональным причинам относятся:

неправильное воспитание речи ребенка в семье, в кото­рой взрослые “сюсюкают” с малышом;

подражание людям с неясной и косноязычной речью;

двуязычие в семье;

недоразвитие фонематического слуха;

долгое сосание соски, вследствие чего образуется недо­статочная подвижность органов артикуляционного аппара­та: языка, нижней челюсти;

При обучении произношению детей и подготовке их к обу­чению грамоте в группе с фонетико-фонематическим недо­развитием всегда надо учитывать, что при любом виде фо­нематического и речевого недоразвития неполноценными ока­зываются также фонематический слух и слуховое восприя­тие. В процессе формирования звукопроизношения необходимо выработать умение четко различать противопоставлен­ные друг другу звуки (фонемы).

Формирование фонем, завершающее усвоение звуковой си­стемы языка, как считает известный педагог русского язы­ка А. И. Гвоздев, происходит тогда, когда ребенок начинает распознавать прежде смешивающиеся звуки и использовать их для различения слов в соответствии с имеющейся в язы­ке традицией. Система фонем возникает тогда, когда уста­навливается разветвленная сеть противопоставлений, раз­граничивающих, например, взрывные и фрикативные, носо­вые и неносовые, твердые л мягкие, звонкие и глухие звуки.

Признаком фонематического недоразвития фонем у детей является незаконченность становления и дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или аку­стическими признаками. Речь идет о свистящих и шипящих, сонорных “р” и “л”, звонких и глухих, твердых и мягких звуках.

При фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей при произношении звуков 'и ях употреблении в речи:

— аморфное, неотчетливое произнесение звуков;

— недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Так, например, “с” и “ш” заменяются )Мягким зву­ком “щь”. При этом ребенок произносит “шьяпка” вместо “шапка” и “шьяни” вместо “сани”;

— замена звуков более простыми по артикуляции (вме­сто “р” “ль”) некоторые дети всю группу свистящих и ши­пящих заменяют взрывными, более простыми при артикуля­ции — “т, ть, я, ль”; они произносят “тапка” вместо “шап­ка”, “дук” вместо “жук”;

— нестойкое употребление в речи звуков: в этом случае одно и тоже слово ребенок произносит различно в разных контекстах или при неоднократном повторении;

— смешение звуков в речи: в одних случаях ребенок употребляет звук правильно, в других их взаимозамещает;

— произнесение звука “р” одноударное, щечное или губ­ное “ш”, “ж”, сходное с “у”, “ы”, “в” или заменой на “л;>.

Все эти особенности в большинстве случаев являются показателями незаконченности процесса приспособления ар­тикуляции. Нередко на фоне общего недоразвития отдель­ные звуки оказываются сформированными, но произносятся с дефектом. Например: звук “р” может быть горловым, бо­ковым, губным, свистящим, а шипящие —щечными, меж­зубными.

Характер произнесения звуков указывает -на то, что дети недостаточно хорошо различают их на слух. При данном дефекте развития слоговая контура слова (за исключением отдельных случаев) воспроизводится правильно, но в то же 'время отмечается сокращение групп согласных в составе слова, то есть нарушение звуконаполняемости или слоговой структуры слова: дети вместо “милиционер” говорят

Кроме перечисленных особенностей произношения, у де­тей может наблюдаться недостаточная внятность слов в ре­чи. При формировании звукопроизношения логопед должен •

исправить неправильное произношение звуков;

вслушиваться в речь;

различать и воспроизводить отдельные звуковые элемен­ты речи; /

удерживать на слух воспринятый материал;

слышать звучание чужой и своей речи;

Исправлять ошибки в собственной речи;

анализу 'и синтезу звукового состава слова или умению” выделять конкретные звуки:

а) из ряда звуков;

б) из открытого слога;

'в) из закрытого слога;

г) из состава слова;

делить слова на слоги, а слоги на звуки и-объединять звуки в слоги и слова;

mirznanii.com

Глава 1. Теоретические основы логопсихологии

§ 1. Понятия, цели, задачи логопсихология

Речевые нарушения, их причины

§ 2. История развития логопсихологии

Речевое и психическое развитие

§ 3. Связь логопсихологии с другими науками

§ 4. Классификация речевых расстройств

§ 5. Структура отклоняющегося развития речи

Умственно отсталые дети

Дети с нарушениями слуха

Дети с нарушениями зрения

Дети с тяжелыми речевыми нарушениями

§ 6. Психопрофилактика речевых нарушений

§ 7. Специальные (коррекционные) учреждения для детей с нарушениями речи

Критерии отбора в специальные учреждения

Глава 2. Психическое развитие детей с нарушениями речи

§ 1. Развитие личности и эмоционально волевой сферы

§ 2. Восприятие как психическая характеристика

Особенности восприятия при речевых нарушениях

Диагностика нарушений восприятия

Коррекция нарушений восприятия

§ 3. Слуховое восприятие

Виды слуховых агнозий

диагностика слуховых агнозий

§ 4. Зрительное восприятие

Виды зрительных агнозий

диагностика зрительных агнозий

§ 5. Осязательное (тактильное) восприятие

Виды тактильных агнозий

диагностика тактильных агнозий

§ 6. Внимание как психическая характеристика

Особенности внимания при речевых нарушениях

диагностика нарушений внимания

§ 7. Память как психическая характеристика

Особенности памяти при речевых нарушениях

Диагностика нарушений памяти

§ 8. Мышление как психическая характеристика

Особенности мышления при речевых нарушениях

§ 9. Воображение как психическая характеристика

Особенности воображения при речевых нарушениях

диагностика нарушений воображения

Особенности моторики при речевых нарушениях

диагностика нарушений моторики

Коррекция нарушений моторики

Глава З. Развитие речи в норме и патологии

§ 1. Роль речи в развитии ребенка

Периоды развития речи

Психическое развитие при речевых нарушениях

диагностика речевых нарушений

Коррекция речевых нарушений

§ 2. Дословесный период развития речи

Исследование дословесного периода развития речи

Стадии дословесного периода развития речи

Механизмы порождения высказывания у детей

Развитие языковых функций

§ 3. Кризис первого года

Проявления и структура

диагностика и коррекция речевых нарушений

§ 4. Ранний возраст

§ 5. Кризис трех лет

1 Общая характеристика речи

диагностика речевого развития

§ 6. Пятилетний возраст

Исследование слухового восприятия

§ 7. Особенности дошкольников с речевыми нарушениями

Мышление и воображение

Личностная и эмоционально-волевая сфера

§ 8. Школьный возраст

Нарушения восприятия, внимания и памяти

Нарушения мышления и саморегуляции

Нарушения воображения и коммуникативных способностей

Особенности учебной деятельности

Коррекции речевых нарушений

§ 9. Взаимовлияние возрастных и речевых кризисов

Кризис первого года жизни

Кризис трех лет

Кризис семи лет

Кризис тринадцати лет

Кризис юношеского возраста

Глава 4. Коммуникативная сфера детей с речевыми нарушениями

§ 1. Личностные особенности человека

Типы личности при речевых нарушениях

§ 2. Особенности коммуникации у детей с речевыми нарушениями

Особенности коммуникации при речевых нарушениях

Коммуникативные нарушения у младших школьников

§ 3. Социально-психологические проблемы

Влияние социальных факторов на развитие речи ребенка

§ 4. Коммуникативная дезадаптация детей с ЗПР в раннем возрасте

Особенности стиля общения

§ 5. Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями

Список рекомендуемой литературы

Активное развитие процесса обмена информации в обществе обусловливает необходимость дальнейшего изучения психологических механизмов коммуникации. Системный анализ (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Куницына и др.) позволяет оценить целостность и многообразие ее проявлений на разных уровнях организации коммуникативных систем (микро уровень — индивидуально-психологические- мезоуровень — межличностные; макроуровень — крупные социально-психологические). Это обусловило создание информационно-коммуникативной концепции (О.В. Трошин), объясняющей универсальные механизмы психологических процессов приема переработки и передач и коммуникативной информации.

Известно, что через процесс общения развиваются все психические свойства, функции человека. Поэтому особо значение имеет психология коммуникации (Г.Ф. Андреева А.А. Леонтьев, Т.Н. Ушакова и др.). Как отмечает И.А. Зимняя, многие науки объединяют свои усилия в изучению речевых процессов: лингвистика, психолингвистика, психосемантика, нейролингвистика, психофизиология психолог поэтому возникла необходимость обосновать междисциплинарный подход, представленный синтологической психологией коммуникации, которая изучает особенности психологической организации единой коммуникативной мета Системы интегрирующей многоуровневую структуру языковых средств, речевой деятельности и способностей, процессе общения через коммуникативное взаимодействие.

Перед психологией коммуникации стоят следующие за дачи:

— исследование психологических особенностей системы языка, речи, общения;

— разработка дифференцированного понятийного аппарата лингвистического, фазического, интерактивного уровней организации процесса коммуникации;

— изучение интетративной структуры коммуникативной метасистемы, ее компонентов, блоков, принципов функционирования;

— анализ психологического содержания трех разделов психологии коммуникации: общего, частного и специального;

— обоснование особенностей синтологической психолингвистики, психосемантики;

— оценка современных принципов и содержания логопсихологии, ее частных направлений;

— создание и внедрение новых методов психодиагностики, психокоррекции, психотерапии.

Психология коммуникации как дисциплина имеет следующую структуру:

Общая психология коммуникации

Психология речевой деятельности

Психология речемыслительных процессов

Психология речевых способностей Психология общения

Частная психология коммуникации

Специальная психология коммуникации

Существует два методологических подхода к анализу процесса коммуникации.

1. Коммуникация как интегративный процесс (Р.С. Немов, 1996). С этой точки зрения коммуникация рассматривается как единая система, которая включает контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.

2. Коммуникация как частный аспект общения (А.В. Петровский, 1995). С этой точки зрения общение оценивается как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместно деятельности. Оно включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который рассматривается как коммуникативная сторона общения. Кроме это го также выделяются перцептивный (взаимовосприятия)и интерактивный (взаимодействие) аспекты.

В современном обществе продолжается увеличение число детей с отклонениями в развитии, в связи с чем важную роль играет внедрение в практическую педагогику и психологию достижений такого раздела психологии коммуникации, как логопсихология.

Логопсихология только начинает складываться как самостоятельная область научных знаний. Сохраняется ее зависимость от лингвистики и психолингвистики, отсутствует дифференциация от логопедии. Не сформировалась и практическая система, нет методологической основы для работы речевыми нарушениями на психологическом уровне.

Поэтому логопсихология до сих пор часто преподается в вузах с позиции логопедии. Но логопедия — это наука нарушениях речи, методах их предупреждения, выявлению и устранения средствами специального обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Нарушениями речи занимаются физиологи, невропатологи, психологи, лингвисты и др. При этом каждый специалист рассматривает их под определенным углом зрения г соответствии с целями, задачами и средствами своей на уки. ‚ дошкольная, школьная и занимающаяся подростками и взрослыми логопедия.

При этом не учитывается, что, по Л.С. Выготскому речь — это прежде всего основная высшая психическая функция, через которую опосредовано формирование все остальных функций. В связи с этим речевую деятельность надо рассматривать не как физиологический механизм артикуляции звуков, слогов и слов, а как психический процесс коммуникации, И расстройство речи с точки зрения коммуникативной теории это нарушение вербально коммуникации.

Данное пособие отражает основные аспекты новой учебной дисциплины педагогических вузов «Логопсихология». Оно подготовлено в соответствии с ГОС—2000 Учебными программами, рекомендованными Минобразования РФ.

При изложении материала авторы придерживались единого плана анализа роли психологических систем в формировании речевых нарушений: общая характеристика психических процессов; их особенности при речевой патологии; организация психодиагностики; методики психокоррекции. Каждая тема завершается выводами, контрольными вопросами для проверки знаний, тестовыми заданиями на усвоение учебного материала и списками литературы для самостоятельной работы студентов.

Данная работа интегрирует материалы ведущих учебных пособий в области логопедии и логопсихологии: Основы специальной психологии 1/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002; Лубовский ВИ. Развитие словесной регуляции действий у детей. М., 1978; Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995.

Предпринята попытка синтеза этих исследований и материалов кафедры специальной психологии НГПУ на основе системно-коммуникативной концепции.

В заключение хотелось бы выразить глубокую признательность главному редактору издания В.В. Дремовой, по инициативе и при поддержке которой осуществлялось издание книги, а также рецензентам пособия: проф. О.Н. Усановой, проф. А.Г. Андрееву, канд. пед. наук Г.С. Гуменной за высказанные добрые пожелания при подготовке работы; канд. психол. наук Е.Ю. Медведевой и С.А. Клюжевой; ассистентам Ю.В. Серо вой, Е.М. Шопиной и всем сотрудникам кафедры специальной психологии, курса «логопедии и логопсихологии» НГПУ, активно и заинтересованно участвовавшим в ее подготовке.

Слова искренней благодарности авторы выражают руководству НГПУ и лично ректору университета, д-ру филос. наук, проф. В.А. Глуздову за всестороннюю поддержку нашей кафедры; д-ру психол. наук, проф., за служенному деятелю наук РФ У.В. Ульенковой, поло жившей начало специальной психологии в Нижегородском регионе, возглавляющей психологическую научную школу НГПУ.

Отдельно хотелось бы сердечно поблагодарить членов наших семей, дорогих родителей за душевную теплоту и понимание, за тот позитивный психологический климат, который способствовал продуктивному проведению исследования.

Самые добрые пожелания всем читателям, интересующимся проблемами психологии детей с отклонениями в развитии. Рекомендации и замечания по содержанию пособия, предложения по поводу сотрудничества просьба высылать в издательство.

studfiles.net

«Особые образовательные потребности детей с речевыми нарушениями»

«Особые образовательные потребности детей с речевыми нарушениями»

Логопедическая помощь — пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения. При наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

К особым образовательным потребностям, характерным для детей с нарушениями речи, относятся:

• выявление детей группы риска и оказание логопедической помощи на раннем этапе речевого развития;

• организация обязательной логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию и преодоление отклонений речевого и личностного развития;

• получение образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, в соответствии с образовательными возможностями обучающегося и степенью выраженности речевой патологии;

• непрерывность реализуемого коррекционно-развивающего процесса;

• создание условий, нормализующих или компенсирующих состояние психических функций, на основе комплексного подхода при обследовании детей и коррекции речевых нарушений;

• осуществление комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения семьи, формирование партнерских отношений с целью активного включения родителей в коррекционно-развивающую работу с ребенком;

• возможность адаптации образовательной программы с учетом необходимости коррекции речевой патологии и оптимизации коммуникативных навыков обучающегося;

• обеспечение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации дефекта, нормализации соматического здоровья;

• индивидуальный темп обучения, расширение или сокращение содержания отдельных образовательных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий в процессе обучения для разных категорий обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

• проведение постоянного мониторинга результативности обучения и сформированности жизненной компетенции обучающегося, уровня и динамики речевого развития;

• применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за речью;

• возможность обучения на дому (дистанционно) при наличии медицинских показаний;

• расширение образовательного пространства, увеличение социальных контактов с целью профилактики и коррекции социальной и школьной дезадаптации; обучение применению коммуникативных навыков.

Чтобы социализация детей с ОВЗ была наиболее успешной, в нашем ДОУ созданы следующие условия:

• комплексный подход к решению проблем, возникающих в процессе коррекционно-развивающей работы и социальной адаптации детей;

• взаимодействие специалистов, педагогов, родителей;

• организация психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ;

• стимулирование заинтересованности ребенка;

• обеспечение ребенка условиями для принятия оптимального решения;

• организация содержательной деятельности, направленной на развитие социальных качеств личности.

Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение.

В первую очередь, учитель-логопед путем обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

На основе диагностики учителя-логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляем план индивидуального развития, определяем образовательный маршрут, вырабатываем стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями, совместное сопровождение ребенка учителем-логопедом и педагогом-психологом.

В нашем ДОУ открыта логопедическая группа и логопункт. В логопедической группе учитель-логопед оказывает помощь детям с тяжелыми речевыми нарушениями. Специфика работы учителя-логопеда на логопункте предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ. И там, и там работа проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии — словарь, при нарушении слуха – фонематическое восприятие, при дизартрии — звукопроизношение и т. д.

В зависимости от этапов речевого развития учитель-логопед может изменять свои целевые методические установки. В связи с этим используется модульное планирование. Например, планирование коррекционно-развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР – III уровня состоит из трех модулей:

1. Формирование фонетической стороны речи.

2. Совершенствование лексико-грамматических представлений.

3. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой-то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно-логопедического обучения.

Для реализации личностно-ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно-логопедического воздействия, мы используем индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух-трех индивидуальных в неделю (по 15 – 20 мин). Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

• тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

• оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

• компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;

• использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;

• использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т. д.

В свои логопедические занятия мы включаем различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям.

Для формирования правильного звукопроизношения мы используем упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, развитие артикуляции, логотренинги. Физкультминутки помогают детям расслабиться, снять напряжение. Также они развивают общую и мелкую моторику, зрительно-моторную и слухо-моторную координации.

Некоторые формы работы детям наиболее интересны и мы видим результат своей деятельности, после применения современных информационных технологий. Помимо обучающих технологий, мы используем здоровье-сберегающие технологии, которые повышают эффективность коррекционной работы. Ребятам очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков и т. д.).

В работе применяем метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяют повысить физическую и умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком.

Развитие речи – это важнейший компонент во ФГОСе ДО. Главная цель работы учителя-логопеда — развитие речи детей дошкольного возраста. Если мы поможем дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.

Таким образом, логопедическое воздействие обеспечивает образовательный процесс и максимальную социальную адаптацию детей, имеющих речевую патологию, путем развития познавательной деятельности, коррекции речевых нарушений и формирования речи как средства коммуникации.

Игровые приемы в обучении грамоте детей с речевыми нарушениями Успешное обучение ребенка в школе зависит от положительной мотивации к учебной деятельности. У детей с речевым недоразвитием готовность.

Методы и формы нравственно-патриотического воспитания детей с речевыми нарушениями. Нравственно-патриотическое воспитание сегодня-одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Перед дошкольным образовательным.

Основные методы и приёмы коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями Цель: Эффективное взаимодействие с родителями детей группы компенсирующей направленности. Задачи: Привлечение.

Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия для детей дошкольного возраста с нарушениями речи Общие для всех детей с ОВЗ. Получение специальной помощи средствами образования; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие.

Подходы к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ На современном этапе развития общества существует.

Отчет о воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями Моя профессия – особая тропинка жизни. Пересекаясь с десятками судеб детей, моя профессиональная тропа сливается с каждой детской жизненной.

Нетрадиционные методы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Слайд 2. Развитие речи – одно из важных направлений коррекционной.

Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе. По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только.

www.maam.ru

Смотрите так же:

  • Корь симптомы у детей Корь симптомы у детей Корь является одной из самых заразных болезней, известных на сегодняшний день. Для этой инфекции характерна почти 100% восприимчивость — то есть если человек, ранее корью не болевший и не привитый, будет контактировать с больным корью — вероятность заболеть чрезвычайно высока. Вот почему так важно строгое […]
  • Развитие детей пяти месяцев Игры с ребенком в 5 месяцев 5-месячный ребенок с каждым днем становится все более активным и самостоятельным. Он уже умеет переворачиваться со спинки на живот, рассматривает игрушки, учится садиться или уже умеет это делать. И маме очень важно правильно использовать уже освоенные навыки ребенка, чтобы простимулировать дальнейшее […]
  • В 1 годик ребенок спит уже всю ночь Все о здоровье детей и взрослых Саня к записи Кошка и новорожденный в доме – новорожденные дети и домашние животные Айсулу к записи Диатез у детей чем лечить какой мазью мазать Разум к записи Ребенок кусает грудь во время кормления, как с этим бороться Аноним к записи Ребенку 5 лет не разговаривает с чем это может быть […]
  • Развитие ребенка год и пять месяцев Что должен уметь ребенок в 1 год и 5 месяцев? После первого года жизни рост ребёнка значительно замедляется, но он всё равно весьма активен. Родители просто обязаны знать, как именно идёт развитие их малыша, всё ли соответствует стандартам и нормам. Отклонения могут быть, но не сильные, ведь все эти данные взяты не из головы, а получены […]
  • Температура у ребенка 39 без симптомов комаровский Возможные причины температуры 39 у ребенка без симптомов Причины высокой температуры Известный детский доктор Комаровский справедливо утверждает, что любая температура у грудничка, ребенка до года и старших детей – это естественная реакция организма на вторжение недуга. Таким образом внутренние ресурсы борются с различными инфекциями, […]
  • Речевое развитие дошкольников проблемы и пути решения «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» /тематический педсовет «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов, путем усовершенсвования образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей и эффективной деятельности в данном […]
  • Чем кормить 5 месячных детей Чем можно кормить ребенка в 6 месяцев Режим кормления ребёнка в 6 месяцев жизни Чем кормить малыша в 6 месяцев? Кормление ребёнка в 6 месяцев становится ещё более разнообразным. Детям, находящимся на грудном вскармливании, дополнительно дают мясной и овощной бульон в виде протёртых овощей, которые дают по 20 граммов, а после кормят […]
  • Тибетское воспитание детей Тибетский взгляд на воспитание детей Полезные навыки, помогающие вырастить полноценную и самодостаточную личность, уважающую своих родителей. Нам есть чему поучиться у этого мудрого народа. Основные правила тибетского воспитания: – Самое важное — никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не […]