Задачи развития речи

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Об одной из общих задач развития речи детей Е. И. Тихеева писала так: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.

. Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова».

Когда мы будем конкретизировать общую задачу формирования правильной устной речи и выделять составляющие ее частные задачи, то всегда будем подразумевать это единство смыслового содержания и правильной формы речи детей. Таких частных задач, соответствующих основным компонентам языка и речи, можно выделить семь.

1. Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т. д.

В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор прежде всего такого словаря, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими и который стихийным путем приобретается им медленно, с трудом, с ошибками. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).

Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными. Словарная работа осуществляется в связи с ознакомлением детей с окружающим. Сообщение слова, обозначающего какой-нибудь предмет или явление, происходит во время общего учебно-воспитательного процесса ознакомления с этим объектом.

2. Формирование грамматической стороны речи. Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные).

Ребенок слышит от окружающих грамматически оформленную речь. Осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй, познает модели языка. Воспитатель организует разнообразную речевую практику детей, включая в систему обучения языку упражнения, которые привлекали бы внимание детей к наиболее сложным и необходимым для них конструкциям, закрепляли бы определенные правила морфологии и синтаксиса родного языка («Помечтаем, что было бы. » — упражнение в употреблении сослагательного наклонения; «Отгадай, чего не хватает?»— упражнение в употреблении существительных в родительном падеже; «Я начну, а ты закончи!»— упражнение в употреблении распространенных предложений и т. д.).

Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.

3. Воспитание звуковой культуры речи. Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики и орфоэпии. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить ребенка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т. д.).

Важнейшее качество звучащей речи — ее выразительность. Н. К. Крупская говорила о воспитании у детей этого качества, его значении в их будущей, взрослой жизни, когда каждому придется выступать перед аудиторией, быть оратором. Она подчеркивала, что нужно не сдерживать и подавлять, а развивать естественную выразительность речи детей, вот тогда чаще удастся встретить оратора, «речь которого полна выражения, глаза которого загораются, на лице и в жесте которого отражаются его мысли и чувства. »

Дошкольный возраст — благодатная пора для выработки таких речевых привычек и способностей.

4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказать детям, что, если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т. д., можно узнать много интересного.

5. Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному — пересказывать.

В дошкольном возрасте детей также учат самим составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребенка.

В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям, а также умение выступать перед незнакомой аудиторией (на празднике, в присутствии взрослых, в другой группе), что способствует совершенствованию речи, развивает находчивость, навыки поведения в коллективе.

6. Ознакомление с художественной литературой. В дошкольном учреждении детей знакомят с лучшими произведениями детской литературы. Воспитатель формирует у детей некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. Все эти задачи тесно связаны с воспитанием нравственного облика и эстетических чувств детей.

Воспитателю нужно пробудить у каждого ребенка интерес к чтению и рассматриванию иллюстраций, научить правильно обращаться с книгой, делиться своими знаниями с товарищами. Нужно добиться, чтобы в детском саду художественное слово было постоянным спутником детей, звучало в повседневной разговорной речи и в праздничной обстановке, заполняло досуг, оживая в инсценировках, играх-драматизациях, кинофильмах.

7. Подготовка детей к обучению грамоте. Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Для успешного учения в школе наибольшее значение имеют следующие качества: умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли в распространенных предложениях, небольших связных рассказах. Эти умения целенаправленно формируются у детей в основном в старшей и подготовительной к школе группах. Наряду с этим с детьми шести лет проводится работа по подготовке к овладению грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из двух — четырех слов и т. д.

Итак, мы выделяем семь основных задач развития речи детей. Большинство задач решается во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей. Каждая из указанных задач имеет и образовательную и воспитательную сторону. В процессе развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи нравственного, эстетического воспитания.

Решение каждой из задач не может осуществляться изолированно. Так, обучая детей грамматически правильной речи (упражнение «Кого не стало?»), приходится обращать внимание на звуковую сторону речи, следить за правильным смысловым употреблением слов и т. д. Но при этом основной, заранее запланированной задачей данного упражнения остается формирование грамматической стороны речи. Для нее были подобраны специальные приемы обучения, другие же задачи решались попутно.

Такое четкое выделение основных задач отчасти условно, но необходимо в практике. Если воспитатель твердо знает, какие качества речи он должен формировать у детей, он будет планомерно развивать каждое из них. Знание важнейших задач по развитию речи облегчает еженедельное планирование работы, поскольку осуществлению каждой из них можно заранее отвести постоянное место в режиме дня.

Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов обучения. Зная, какая задача на данном занятии по развитию речи является основной, воспитатель будет целенаправленно воздействовать на речь детей, сосредоточивая их внимание на определенном качестве речи (например, правильно изменять слова в родительном падеже: нет медведей, цыплят и т. д.).

Таким образом, знание основных задач развития речи не является формальным требованием, оно необходимо для правильной организации работы в детском саду.

www.detskiysad.ru

/ Задачи речевого развития ребенка в 4-5 лет

Задачи развития речи детей 5—7 лет

1. Развитие лексической стороны речи.

Много рассказывать и показывать ребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводить наблюдения. Внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этом желательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка.

Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Очень привлекательны для детей воспоминания близких об их детстве; об играх, в которые они играли. При этом можно предложить ребенку поиграть в эти игры. Следует попросить малыша описать игры, в которые он играет со своими товарищами в детском саду. Очень интересны и приятны для ребенка и взрослых моменты, когда оказывается, что некоторые игры прошли через годы; в них в детстве играли родители, они по-прежнему интересны их детям.

Продолжать семейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. (Чем тебя порадовал сегодняшний день? Чем огорчил? Чем удивил? И т. д.) Обсуждать и планировать все совместные мероприятия вместе с ребенком.

По рекомендации педагогов проводить специальные речевые игры с целью обогащения и совершенствования лексической стороны речи ребенка. Так, для развития различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов) можно использовать игровые упражнения типа «Зимние слова», «Сладкие слова», «Стеклянные (деревянные, пластмассовые и др.) слова»; «Вежливые слова», «Веселые слова», «Грустные слова», «Спортивные слова» и др. При этом следует дать установку на игру: «Давай с тобой вспомним все возможные слова, которые напоминают нам о зиме. Это — зимние слова».

В повседневном общении продолжать расширять запас слов-обобщений за счет уточнения их значения и с помощью речевых упражнений типа «Магазин обуви (одежды, мебели, канцелярских товаров и т. д.)».

Продолжать работу со словами-антонимами и синонимами (игры типа «Мальчик (девочка) наоборот» на закрепление слов-антонимов; игровые упражнения «Дружные слова», «Сердитые (веселые, ласковые и т. д.) слова», «Скажи по-другому» на закрепление слов-синонимов).

Упражнять ребенка в умении вычленять в разнообразных предметах части и называть их (например, с помощью игрового упражнения «Кто больше назовет деталей (частей)?»).

Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях.

Активизировать в речи детей прилагательные, глаголы, числительные. Формировать умение более точно подбирать слова, отражающие качество предмета или явления.

Пополнять словарь словами, обозначающими материал, из которого сделан предмет. Уточнить представления детей о предметах и их частях, особое внимание уделить назначению представленного предмета.

Продолжать работу по расширению обобщающих понятий за счет слов, находящихся в родовидовых отношениях (например, мебель — стол, стул, кровать, кресло и т. п.; цветы — мак, роза, ромашка и т. п.) и входящих в широкие родовые понятия (например, растения — цветы, деревья, трава, кусты и пр.; жилище — дом, изба, дворец и т. п.; движение — бег, прыжки, ходьба, ползание и т. п.).

Ознакомить детей с синонимами. Учить подбирать слова для более точного выражения мысли (например, влажный и мокрый); для выражения эмоциональной окраски (например, упал и шлепнулся; красивый и великолепный и др.).

Продолжать знакомить детей с антонимами. Упражнять детей в умении подбирать антонимы к словам, относящимся к разным частям речи (существительным, прилагательным, глаголам, наречиям).

Продолжать знакомить с доступными детям многозначными словами разных частей речи. Продолжать работу над лексическим (смысловым) значением слов. Учить понимать, объяснять и использовать переносное значение слов, фразеологические обороты.

2. Формирование грамматического строя речи.

Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Проводить с ребенком речевые игры типа «Кто что умеет делать?» на подбор глаголов (например: «Что умеет и любит делать кошечка? Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т. п.); «Измени словечко» на умение употреблять и образовывать глаголы с приставками у-, при-, вы-, за-, пере-, под- и др.

В повседневном общении с ребенком создавать речевые ситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.

Играть с ребенком в речевые игры, рекомендованные педагогами детского сада. Например, «Поиграем-посчитаем» (взрослый (или ребенок) выбирает слово, которое надо согласовать с разными числительными, например, ведро; дети по желанию или по указанию составляют словосочетания (одно ведро, два ведра, пять ведер и т. п. до десяти).

Следить за тем, как ребенок употребляет сложные формы существительных множественного числа в родительном падеже.

Поощрять стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные).

В игровых ситуациях упражнять ребенка в составлении простых распространенных предложений. Например, игра типа «Молчун и говорун»: один игрок задает основу предложения (молчун), а другой (говорун) расширяет основу как только может. (Стоит дом. — В зеленом лесу стоит деревянный дом. — На опушке огромного зеленого леса стоит деревянный дом с узорчатыми ставнями. И т. д.)

Упражнять детей в правильном употреблении глаголов. Показать детям правильное употребление глаголов с приставками. Особое внимание обратить на употребление глаголов, отображающих действия, с приставками у-, по-, при-, про-, вы-.

Обращать внимание детей на изменение смысла предложений (словосочетаний) в зависимости от употребления приставки (например, вышел — зашел).

Упражнять детей в умении правильно согласовывать числительные с существительными.

Упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных. Закреплять правильное употребление и образование сложных форм существительных множественного числа в родительном падеже (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. п.).

Упражнять детей в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (из-под, из-за, между и др.).

Упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов; глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных.

Продолжать работу по составлению разных типов предложений.

Продолжать знакомить детей с видами предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Упражнять детей в составлении простых распространенных предложений.

Обучать детей составлению сложносочиненных предложений с противительным союзом а; сложноподчиненных предложений.

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

По рекомендации педагогов проводить с ребенком специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи как составной части подготовки ребенка к последующему обучению грамоте.

Для развития фонематического слуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определении последовательности звуков в этих словах.

Для развития фонетического слуха делить слова на слоги и определять их последовательность.

Следить за правильным ударением при произнесении слов. Упражнять ребенка в правильном использовании ударений в словах, проводя игры типа «Так и не так»: взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого, произнося слово (словосочетание) с правильным ударением.

Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.

В дошкольном образовательном учреждении

Совершенствовать моторику артикуляционного аппарата через правильный подбор артикуляционных упражнений. Систематически проводить артикуляционную гимнастику, способствующую выработке точных, энергичных, хорошо координированных движений речевого аппарата. В повседневной жизни и на занятиях систематически проводить специальные упражнения на развитие речевого дыхания, речевого внимания и т. п.

Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка. Учить детей проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы — зубы — язык — голосовые связки — воздушная струя).

Вводить понятие «гласные — согласные звуки» на основе анализа их артикуляции. Закреплять понятие «твердые — мягкие согласные звуки».

Развивать фонематический слух. Учить выделять слова с заданным звуком из речевого потока, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец слова), последовательность звуков в простых словах (например, мак, лук, лак, суп и др.).

Упражнять детей в умении дифференцировать звуки ([ш] и [с], [ж] и [з], [р] и [л], [щ] и [с], [ц] и [с]. Особое внимание уделять словам, где пары этих звуков встречаются одновременно (шест, жизнь, балерина).

Развивать фонетический слух. Знакомить со слоговой структурой слова. Учить определять количество слогов в словах (по схемам, на слух).

Развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп и громкость речи).

4. Развитие связной речи детей.

Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону.

Продолжать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Обсуждать с ребенком совместные мероприятия.

Формировать осознанное отношение к ведению диалога через ненавязчивый анализ текущего диалога (посредством вопросов «Ты внимательно слушал меня?», «Ты понял, о чем я тебе рассказал (а)?», «Что тебе непонятно?», «У тебя есть ко мне вопросы?»).

Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через:

составление рассказов по семейным фотографиям, охватывающим определенный временной отрезок (рост малыша, летний отдых и т. п.);

рассказы по сериям картинок (рассказы в картинках Н. Радлова и других художников; комиксы с доступным ребенку содержанием и т. п.);

работу с иллюстрациями к непрочитанным книгам (по картинкам в книге определить, о чем она (ее главную идею); кто главные герои; с чего начинаются приключения героев; какие события в ней описаны (средняя часть), чем закончится эта история).

Упражнять в составлении элементарных описаний (перечисления предметов, признаков и т. д.) через игровые упражнения типа «Наряды для Золушки» (описание фасонов одежды), «Машины будущего» (описание моделей и их функционала), «Комнаты разных героев» (описание интерьеров — комнаты в Кошкином доме, комнаты Мальвины, Заюшкиной избушки и т. п.).

Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связных высказываний. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.

Диалогическая речь. Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок.

Продолжать приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). Закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях группы и детского сада.

Продолжать работу по языковому оформлению реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ).

Отрабатывать диалоги в театрально-игровой деятельности.

Упражнять детей в умении составлять и проговаривать диалоги в игровых ситуациях (смешных, фантастических, деловых, бытовых и др.).

Упражнять ребенка в вежливом и тактичном ведении диалога со взрослыми и с другими детьми.

Монологическая речь. Начинать обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов.

Описание. Упражнять в умении выделять и называть объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счет дополнительных характеристик.

Учить видеть и задавать элементарную логику описания отдельных объектов следующим путем: а) определением двух групп характеристик объекта (внешних: качества, свойства, признаки; внутренних: целевое назначение и функция); б) выбором последовательности подачи групп характеристик в простых описаниях.

Упражнять в составлении простых описаний разными средствами (искусство, изобразительная и театрализованная деятельность, художественная литература, дидактические игры и задания и пр.).

Повествование. Упражнять детей в восстановлении последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия).

Учить детей вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему повествования (через цель высказывания, заголовок).

Дать понятие о структуре повествования: зачин, средняя часть, концовка.

Учить детей воспроизводить структурные компоненты знакомых произведений и собственных монологов-повествований.

Закреплять умения детей составлять повествовательные высказывания путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказка на новый лад»), путем изменения или добавления отдельных эпизодов текста.

Продолжать упражнять в пересказе произведений путем перевода стихотворного текста в повествовательный (прозу).

Комбинированные высказывания. Учить составлять комбинированные связные тексты (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов). Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.

studfiles.net

  • Главная
  • Воспитание
  • Задачи развития речи детей дошкольного возраста

Педсовет «Проблемы развития речи детей дошкольного возраста и пути их решения»

1. Вступительное слово зав. по теме педсовета.

3. Экспресс – опрос «Развитие речи».

4. Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Развитие связной речи детей» (ст. восп.) .

5. Кроссворд «Развитие речи».

6. Аукцион методических находок.

7. Обмен опытом. Опросник для оценки профессионализма воспитателя по разделу «Развитие речи»

8. Деловая игра «Мозговой штурм».

9. Обсуждение проекта решения педсовета.

Опросник для оценки профессионализма воспитателя по разделу «Развитие речи»

Ф. И. О. воспитателя___

1. Какую программу по развитию речи Вы используете в своей работе?

2. Конспекты для занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях? ___

3. Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте?

4. Каковы основные направления работы по развитию

у детей в дошкольном образовательном учреждении? ___

5. Сформулируйте задачи формирования грамматического строя речи в своей возрастной группы. ___

6. Каковы задачи воспитания звуковой культуры речи у детей Вашей возрастной группы? ___ ___

7. Назовите основные задачи и особенности развития словаря у детей Вашей возрастной группы___ ___

8. Что включает в себя работа по развитию связной в дошкольном образовательном учреждении? ___ ___

9. Включается ли ознакомление с художественной литературой в круг задач по развитию речи в ДОУ или это отдельное направление работы? ___

10. Сформулируйте основные средства развития речи у детей в детском саду ___

11. Какое из перечисленных ниже средств развития речи Вы считаете самым значимым? Пронумеруйте их в порядке убывания значимости (один номер может быть присвоен двум и более средствам развития речи) :

общение взрослых и детей;

обучение родной речи и языку на занятиях;

художественная литература; различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр)

12. Какие методы и приемы развития речи Вы используете

занятиях и в свободной деятельности детей? ___

13. В чем заключается своеобразие занятий по развитию речи? Чем продиктована их необходимость? По Вашему мнению, достаточно ли будет для развития речи у детей дошкольного

возраста ограничиться проведением развивающих игр, свободным общением со взрослым?

14. Какие основные направления работы по развитию речи

учитываете при составлении конспекта занятия? ___

15. Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития речи своих детей?

16. Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи? ___

ЭКСПРЕСС-ОПРОС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы.

Выбранный Вами вариант ответа обведите кружочком. В

предлагаемых вариантах правильным может быть один,

несколько или все ответы.

Какие разновидности предложений используются в диалоге?

Назовите типы высказываний

Как называется текст, в котором идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий?

Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается

Как называется текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку?

Назовите основные типы повествовательных текстов

1. Рассказы из опыта

2. Сказочные истории

3. Рассказывание по картине или серии сюжетных картин

Задачи по развитию речи в ДОУ общеразвивающего вида — Страница 4

Задачи по развитию речи в ДОУ общеразвивающего вида

В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возрастаформирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.

Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:

структурный(формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического) ;

функциональный, или коммуникативный(формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога) ;

когнитивный, познавательный(формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи) .

Представим наглядно вычленение задач речевого развития детей.

1.Развитие словаря. Обогатить слова ребенка: закрепление, уточнение, активизация словаря через ознакомление с окружающим (наблюдение, экскурсия, рассматривание предметов, картин, дидактические игры, занятия, загадки) .

2. Формирование грамматической стороны речи.Чтобы не было грамматических ошибок учить грамотно говорить. Например: Я иду гулять (а не Петя идет гулять) , если о себе.

3. Воспитание звуковой культуры речи. В каждом слове правильно произносить звуки точно, ясно, развитие интонационных средств выразительности речи (паузы, ударения, темп)

4. Формирование разговорной(диалогической речи) . Умение выстроить диалог с ровесником, взрослым, старшим ребенком, малышом.

5. Обучение рассказыванию– это развитие монологической речи.

6. Ознакомление с художественной литературой. Слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев, рассуждать: Как бы я? Кто он – герой? Какой он? Хочу я быть таким же?

7. Подготовка детей к обучению грамоте. Звуковой анализ слова: количество звуков и порядковое место каждого слога в слове.

— обогащение словаря тематическими группами слов;

— закрепление представлений об обобщающих понятиях (овощи, фрукты, транспорт) ;

— развитие представлений о смысловой стороне слова: работа над правильным пониманием значений многозначно­го слова; раскрытие семантических отношений (ознакомле­ние с синонимами и антонимами разных частей речи — су­ществительных, прилагательных, глаголов) ; формирование умений отбора слов и точность словоупотребления.

Задачи воспитания звуковой стороны речиможно сформу­лировать следующим образом:

— работа над звуковыми и интонационными характерис­тиками речи;

— формирование представлений о линейных звуковых еди­ницах: звук — слог — слово — предложение — текст;

— различение звуков по их качественной характеристи­ке: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мяг­кие) ;

— обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова) , вычленение шипящих и сви­стящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах;

— развитие умения анализировать слова различной слого­вой структуры: называние слов с одним, двумя и тремя зву­ками, определение количества слогов;

— нахождение слов, сходных и различных по звучанию.

Задачи формирования грамматического строя речи:

— формирование умения согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже;

— обучение правильному образованию, склонению и упот­реблению слов в единственном и множественном числе;

— развитие умения образовывать наименования детены­шей животных (кошка-котенок, собака-щенок, курица- цыпленок) ;

— обучение умению соотносить название глагола-движе­ния с действием предмета, человека, животного;

— составление предложений разных типов — простых и сложных.

Задачи развития связной речи:

— формирование элементарных представлений о структу­ре текста (начало, середина, конец) ;

— обучение соединению предложений разными способа­ми связи;

— развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;

— обучение построению высказываний разных типов — описаний,повествований, рассуждений; подведение к осозна­нию содержательных и структурных особенностей описатель­ного, в том числе и художественного, текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблю­дением логики изложения и использованием средств художе­ственной выразительности; обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений;

— использование для высказываний разных типов соот­ветствующих моделей (схем) , отражающих последовательность изложения текста.

Центральной, ведущей задачей является развитие связной речи.

Это объясняется рядом обстоятельств:

Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи — коммуникативная (общения) . Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.

Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития.

В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей.

Так, в младших группахглавной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи.

Начиная со средней группы, ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи.

В старших группахглавным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи.

В старшей и подготовительной к школе группахвводится новый раздел работы — подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.

«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

Цель: «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста».

создать серию конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок;

— подобрать наиболее эффективные методы, приемы, средства, способствующие создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у дошкольников;

— сформировать умение и навыки по составлению рассказов по картине и сюжетным картинам;

— обогащать и формировать грамматический строй речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.

Проблема развития связной речи у детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование) , а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

При проведении непосредственно образовательной деятельности (Н. О. Д.) соблюдались следующие правила:

— использование в Н. О. Д. по составлению рассказов по картинке и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

— включение в Н. О. Д. рассказывание правил игры, задания, «тренировачные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;

— перед выполнением Н. О. Д. обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе тренировочных упражнений;

— поощрять детей, которые выполняют данное требование;

— ознакомление детей с четким планом рассказа, если он необходим;

— для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;

— вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

— предлагать детям разные варианты ответов;

Технология использования занятий по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок для развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Занятия по данным видам рассказывания предлагается проводить один раз в месяц, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре — по составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Остальные виды занятий по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием.

Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

Для развития связной речи использовались следующие серии сюжетных картинок:

для детей 5 – 6 лет.

Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спуститься на воду и тот час поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра.

А потом кораблики больше не будут прилетать и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики и в какое время года они появляются?

Для кого Виталик оставил рябинку?

Виталик с мамой гуляли в лесу. Виталик увидел куст рябины, усыпанный ягодами, и позвал маму. Вместе они набрали корзину ягод. «Мама, а зачем ты на ветках оставила ягоды?

Если все собрать, будет полная корзина?

«Не надо собирать в лесу все ягоды и грибы, надо оставлять немного», — сказала мама и объяснила почему. О чем мама рассказала сыну?

Что ищет медведь?

Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе да на ягодах отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверей пугает и что-то ищет, ищет.

Этого зверька не поймешь. То спит, то бегает. Проснется, потянется, пощелкает орешков, полакомиться сушеными ягодками – и снова в клубочек свернется.

Темно, тепло. И нет для него разницы – день или ночь. Что за зверек такой?

Вот что-то белое на полянку выкатилось: уши длинные, глаза раскосые, в стороны смотрят. Скок-поскок и с глаз долой под кусток. Ишь как вздрогнул! Не бойся – это от мороза ветка треснула. Нет убегает… да еще и следы путает!

Почему убегают оленята?

Когда снег начал таять, у оленихи появились маленькие оленята. Оказывается, сначала они совсем слабенькие, бессильные и все время дрожат. Особенно тревожно видеть, как у них дрожат ноги, кажется, вот-вот сломаются, и малыши упадут на снег.

Когда оленята были маленькие, они давали себя погладить по лбу. А теперь только подойдешь к ним – убегают. Почему убегают оленята?

Предварительный просмотр:

Для детей 6 — 7 лет.

Какой месяц на дворе?

Быстро ушло северное лето. Нахмурилось небо, и вдруг вместо ожидаемого дождичка закружились крупные снежинки. Приутих посеревший лес. Последние листочки трепещут от порывов сильного ветра.

Не поддается только упрямая ольха, не хочет желтеть. Какой месяц на дворе?

О чем рассказал медведь?

Каждый по-своему готовиться к зиме. Прыгает непоседа белка. Собирает орехи, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушиться на дерево – зимой пригодиться.

Целый день работает белка и весь день посматривает на соседа медведя, который к осени стал ленивым, неповоротливым. «Что ты, медведь, совсем разленился? – спрашивает белка. – Почему к зиме не готовишься, еду не запасаешь? Зимой есть нечего будет».

Рассмеялся медведь и что-то тихо сказал белке, так тихо, что она и не расслышала. Что сказал медведь белке?

Где ночуют птицы?

Многие думают, что гнездо служит птице жилищем. Но когда кто-то говорит, что маленькая или большая птица укрылась от непогоды в своем гнезде, знайте, что это неверно. После выведения птенцов самка покидает гнездо и больше не возвращается в него.

Птицы не имеют дома. Где же ночуют птицы?

Кто он, этот человек?

Шел по тайге человек. Набрел на ручей. Присел около него, внимательно разглядывает воду, на вкус ее пробует.

Очень заинтересовало: почему это у воды такой рыжий цвет?

Мы с тобой пройдем – ну ручей и ручей, что в нем особенного? А этому человеку ручей о многом расскажет. Если вода в нем серая – значит, тут плодородная земля, чернозем. Если вода желтая – то внизу глина.

А вот если рыжая , ржавая – то под землей могут быть залежи железа. Кто он, этот человек?

Используйте данные игры и упражнения не все сразу, а по одной две игре в день. Чтобы они не надоели ребенку. Если вы будете играть вместе, то он быстрее усвоит материал.

Не забывайте отмечать красным карандашом те задания, в которых ребенок испытывал трудности, и опишите кратко, в чем они состоят. Спасибо за сотрудничество. С уважением Екатерина Владимировна.

ГБДОУ детский сад № 40 Пушкинского района города Санкт-Петербурга

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Подготовила воспитатель: Транькова Людмила Евгеньевна

Дошкольный возраст— это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления иразвития всех сторон речи. Задачи развития речи детей вигровой деятельности решаются более продуктивно, так как вдошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим.

Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребёнка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправдано?

Набор готовых знаний не формирует потребности впроцессе познания, стремления кпреодолению трудностей, ксамостоятельному поиску решений идостижению цели. На многие вопросы ребёнок сам может найти ответ, иневажно, что только путём проб иошибок.

Любая игра решает определённую задачу, направленную на понимание, накопление, расширение знаний детей, атакже речевых умений.

В основе работы по развитию речи детей лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексического, грамматического, развитие связной речи) . Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом временном этапе выступают вразных сочетаниях. Поэтому нужно вызвать интерес кпроцессу познания, помочь детям самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.

Возможно, ли надолго сохранить «огонёк» детской пытливости ижажды знаний? Конечно, возможно. Только так идолжно быть!

Главное не бояться быть добрым, ласковым сдетьми.

Твёрдая ориентация на ИГРУ как на средство, метод, форму организации развивающей деятельности маленьких человечков поможет педагогу сделать его труд радостным.

Я хочу показать, как проводится работа по развитию речи

детей младшего дошкольного возраста

вигровой деятельности на примере одного моего дня:

Утром вносим вгруппу игрушку куклу Машу, которая будет встречать детей инаходиться сними втечение целого дня. Встречая детей, предлагаем поздороваться, рассказать онастроении, показать гостье игрушки ит.д. Во время общения скуклой следим за речью детей, ненавязчиво исправляем, так как речь воспитателя служит образцом для ребенка.

Ритуал приветствия: «Доброе утро!»

Рабочая программа по развитию речи детей дошкольного возраста ( «Школа раннего развития») — Рабочая программа — стр.1

Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.

Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи.

Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение в школе раннего развития.

В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают.

Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

Данная рабочая программа рассчитана на 25 часов (1 час в неделю) . Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата и т. д. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Главной целью программы подготовки к школе является всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.

На занятиях используются специальные задания

на выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

выделение одинаковых предметов из группы предметов;

выделение лишнего предмета;

объединение различных предметов в группы;

выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

— формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического;

— формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связанной речи, развитие речевого общения;

— формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений;

— развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. Обводка, штриховка, игры с карандашами и т.п.;

— формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

— развитие воображения и творческих способностей.

— адаптация к условиям школы, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

При изучении проблемы развития связной речи как важнейший показатель связности высказываний рассматривается умение ребёнка структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи. Путь к формированию этого умения ведёт от диалога между взрослым и ребёнком, в котором взрослый берёт на себя руководящую роль, направляя ход мысли детей и подсказывая способы выражения, к развёрнутой монологической речи самого ребёнка.

В процессе перехода от диалога к монологу есть своя четкая логика. Взрослый учит ребенка вначале строить простые высказывания, затем соединять их между собой. При этом речь ребёнка приобретает произвольный характер, в неё включается элемент планирования.

Это даёт возможность перейти к обучению планированию и составлению пересказа. Развитие обобщения и осознания языковых явлений выступило как одно из условий успешного усвоения элементов лексики, грамматики, связного высказывания, формирования у детей первоначальных лингвистических представлений-пониманий того, что такое слово, предложение, как они строятся. Осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу освоения грамоты и, главное, закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им.

Основные аспекты сочетаемости задач

Словарная работа направлена не только на количественное обогащение словаря, но и на углубление понимания смысла слов. Дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимого содержания и умением применять усвоенные слова в связном высказывании. Решение лексических задач, конечно, невозможно без специальной работы по ознакомлению детей с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений, по углублению знаний о них.

Формирование грамматического строя речи также находится в тесной связи с развитием связной речи и с лексической работой. При анализе литературного произведения, во время рассматривании картин, придумывании самостоятельных рассказов дети учатся распознавать смысловые оттенки слова, а задания, которые им предлагаются, направлены на обучение согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. Такие упражнения способствуют тому, что ребёнок начинает осознавать грамматические формы и правильно использовать их при составлении рассказов

Задачи развития связной речи тесно связаны и с задачами воспитания звуковой культуры речи. Такие элементы звуковой культуры речи, как звукопроизношение, темп речи, сила голоса, интонационная выразительность, каждый по-своему влияют на связность изложения того или иного содержания. Говоря о связности высказывания, следует подчеркнуть, что его формирование предполагает усвоение ребёнком различных типов связи (между словами, предложениями, между частями высказывания) ,

На занятиях на первый план выступает не очерёдность, того или иного вида рассказывания (пересказ, составление рассказов по картине, об игрушке, различные виды творческих рассказов) , а сочетаемость задачи развития связной речи с другими задачами. Так, некоторые занятия с предметами и сюжетными картинками используются и для выполнения детьми лексических, грамматических и фонетических упражнений, и для воспитания умения отвечать на вопросы педагога, выделять признаки описываемых предметов и составлять самостоятельные рассказы

Большое внимание уделяется оценке детских высказываний. Сначала оценку даёт педагог (спасибо за рассказ, было очень интересно) . В 5-7 лет дети могут сами оценивать свои рассказы – это как часть обучения построения связного высказывания.

На каждом занятии решаются и воспитательные задачи: развитие культуры речевого общения; формирование нравственных качеств личности (сопереживание, сочувствие) , при этом большое положительное воздействие оказывает, прежде всего, содержание литературных произведений, картин.

При обучении дошкольников пересказу литературных произведений их внимание специально обращают на тему (содержание) произведения, благодаря чему они проникают в нравственные аспекты произведения, у них формируются этические представления и нравственные чувства. А при использовании методических приёмов развития связной монологической речи способствуют формированию нравственного поведения.

При совместном рассказывании (по одной картине или по серии сюжетных картин) дети договариваются между собой о последовательности рассказывания: кто начнёт, кто продолжает, кто завершает рассказ. Здесь, с одной стороны, для них самих и для других детей выступает «живая модель» структуры рассказа, с другой – происходит формирование взаимоотношений, необходимых для выполнения совместной деятельности. Рассказывание группами учит дошкольников договариваться между собой, в случае необходимости помогать друг другу, уступать и т. д.

Коллективное рассказывание может осуществляться в разных формах:

1. При выборе рассказчиков педагогом.

2. Группой детей.

3. Одним из детей.

Педагогу важно учитывать условия воспитания и уровень развития детей, помнить о воспитательных задачах и решать их во взаимосвязи с другими (речевыми, умственными, эстетическими) задачами.

У детей следует формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые умения. Необходимо создавать условия для возникновения мотива речи, а также для планирования и реализации речевых актов в процессе обучения речи и языку.

Следует позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь ребенка.

Это бывает в непринужденной, естественной обстановке общения. Таким образом, педагог должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми на занятиях к естественным условиям.

Еще одна сторона коммуникативно-деятельностного подхода к речи заключается в том, что она всегда входит в какую-то другую – целиком теоретическую, интеллектуальную или практическую деятельность. В каждой из них она может использоваться по-разному.

Для развития речи это означает, что оно происходит не только в коммуникативной, но и в других видах деятельности ребенка. Следовательно, нужно определить, с помощью каких приемов, при использовании каких языковых средств, применительно к каким видам детской деятельности можно решить задачу совершенствования мыслительной, речевой и практической деятельности ребенка.

Содержание обучения на предшкольной ступени не дублирует программу первого класса, а имеет своей целью подготовку ребенка к систематическому успешному школьному обучению путем, прежде всего, формирования положительной учебной мотивации.

Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:

1. Обогащение и активизация словаря.

2. Работа над смысловой стороной слова.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Воспитание звуковой культуры речи.

5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.

6. Развитие связной монологической речи.

Именно взаимосвязь разных речевых задач на занятии создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Поэтому целесообразен комплексный подход, где соединяются разные речевые задачи чаще на одном содержании.

Принципы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи:

2. Учет психологических, возрастных особенностей детей.

3. Учет дошкольной деятельности детей (игра, быт, занятие) .

4. Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к родной речи.

5. Доступность, конкретность.

Другие статьи по теме:

Консультация для родителей «Английский язык в дошкольном возрасте» Английский язык в детском саду – это весело, доступно и полезно всем малышам. Основной задачей изучения английского языка в детс.

Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и сери.

Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

«Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова.

Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста

Статья «Формирование трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)». Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь про.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте. Особенности развития речи детей мл.

Художественно эстетическая деятельность детей дошкольного возраста

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста В последнее время в системе дошкольного образования произошли определенные позитив.

Речевое воспитание дошкольников Речевое воспитание детей дошкольного возраста Развитие детей дошкольного возраста ставит перед педагогами такие задачи: • воспитание звуковой культуры речи; • обог.

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 ОБЩЕР.

Формирование словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В дошкольном возрасте ре.

Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте

Компоненты трудовой деятельности Трудовая деятельность — это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов. О становлении трудовой деятельности у детей дошкольного возраста можно судит.

Развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста

Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми ко.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр.

Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи.

raguda.ru

Смотрите так же:

  • Влияние бабушки на воспитание ребенка Роль бабушки и дедушки в воспитании детей Когда мы рассуждаем о воспитательном процессе, то упоминаем, в первую очередь, родителей. Однако не стоит недооценивать и роль старшего поколения в воспитании ребенка. Причем это влияние бывает как позитивным, так и негативным. Как же влияют дедушки и бабушки на ребенка? Для многих молодых мам и […]
  • Развития внимания ребенка Задания-картинки для развития внимания ребенка Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста чрезвычайно важно. Ведь ребенок для успешного обучения должен внимательно слушать учителей и уметь сосредотачиваться на задании. Для тренировки внимания ребенка отлично подойдут письменные задания с которыми вы можете […]
  • Развитие мышления у дошкольников картинки Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет Развивающие игры для детей средней группы детского сада Игры для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным. Описание: воспитатель […]
  • Личностное развитие ребенка диагностика Комплект диагностических материалов 3. Диагностика уровня личностного развития Личностное развитие, так же как и развитие социальных навыков, определяет успешность психологической адаптации ребенка в школе. Однако недостаточная сформированность личностного развития может быть компенсирована условиями обучения, тактикой работы педагога и […]
  • Диагностика уровня развития ребенка игровая деятельность Диагностика уровня развития детей 3 лет В 4 года поведение ребенка приобретет новые черты, которые будут отличать его от малышей. Например, возрастают физические возможности детей, эти дошкольники нуждаются в содержательных контактах со сверстниками, продуктивно сотрудничают со взрослыми. Возрастает активность детей, что создает новые […]
  • Бронхит у детей до года симптомы и лечение Бронхит у детей: острый, обструктивный бронхит, симптомы, лечение Бронхит у детей чаще всего возникает в виде осложнения на фоне ОРВИ, гриппа или сильной простуды, переохлаждения. Провоцирующими факторами развития бронхита являются сезонные резкие перепады температуры, особенно периоды дождей с повышенной влаж­ностью, поэтому это […]
  • Сколько должен спать ребенок в 6-7 месяца Сколько спят дети 6 месяцев комаровский Режим ребенка в 5 месяцев — как меняется распорядок крохи Сейчас режим вашего малыша подчинен тем же правилам, что и месяц назад. Как и в 4 месячном возрасте. он проводит во сне до 16 часов в сутки, а во время бодрствования готов играть и общаться. Поведение его меняется лишь тогда, когда начинают […]
  • Социально-коммуникативное развитие дошкольников через Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и родителями Предпросмотр страницы №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 "Сказка" Реферат на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и […]