Урунтаева Г.А.. Книги онлайн

Урунтаева Галина Анатольевна (28 мая 1952, г. Кандалакша) — вузовский педагог, доктор психологических наук, профессор, действительный чл. АПСН РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

В 1975 окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1975–1980 — преподаватель Орловского педагогического института. С 1980 — в МГПУ: старший преподаватель, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии (1992–1995), зав. кафедрой психологии (с 1995).

Автор более 100 научных работ по вопросам дошкольной психологии, в т. ч. учебных пособий «Дошкольная психология», «Диагностика психологических особенностей дошкольника», хрестоматии «Психология дошкольника», монографии «Психология изучения дошкольника воспитателем (история проблемы)».

Учебник написан на основе базовых методологических и теоретико-психологических положений, принятых в отечественной психологии.

Он дает полное представление о детской психологии как науке и о ее практическом применении. Изложение теории сопровождается конкретными примерами. Учебник имеет ярко выраженную практическую направленность: автор показывает, как применять полученные знания в процессе обучения и воспитания ребенка.

Учебное пособие написано на основе базовых методологических и теоретико-психологических положений, принятых в отечественной психологии.

Оно дает полное представление о психологии как науке и ее практическом применении. Изложение теории сопровождается конкретными примерами. Пособие имеет ярко выраженную практическую направленность: автор показывает, как применять полученные знания в процессе обучения и воспитания ребенка.

Соавтор: Афонькина Ю.А.

Пособие разработано в соответствии с программой по детской психологии, состоит из трех разделов: «Личность», «Деятельность и общение», «Познавательные процессы».

В нем представлены методики, направленные на изучение основных видов деятельности дошкольника (игра, конструирование, рисование, труд, учение), важнейших сфер личности (самосознание, мотивы поведения, воля, эмоции, чувства), общения ребенка со взрослыми и сверстниками, познавательных процессов (внимание, речь, восприятие, память, воображение, мышление).

Хрестоматия-практикум является первым учебным пособием, которое рассматривает проблему детства с единой позиции научного психологического и литературоведческого анализа.

В произведениях, включенных в него, раскрывается многообразие психологических особенностей ребенка, его личности; рассматриваются игровая деятельность, общение его со взрослыми и сверстниками, проявление и развитие эмоций и чувств, способностей и свойств характера.

К каждому литературному отрывку предлагаются вопросы и задания, которые акцентируют внимание на психологических особенностях ребенка и отражают взаимосвязь языковых средств и тонких психологических наблюдений.

www.koob.ru

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология

Академия, 2001. — 336 с. — ISBN: 5-7695-0034-4.

Раздел первый. Общие вопросы детской психологии

Предмет детской психологии

Основные закономерности психического развития

Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта

Принципы и методы детской психологии

Принципы изучения психики ребенка

Методы детской психологии

Как воспитателю изучать психические особенности ребенка

Общая характеристика психического развития ребенка от рождения до 7 лет

Особенности психического развития в раннем возрасте.

Психическое развитие ребенка первого года жизни.

Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет.

Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте

Развитие бытовой деятельности в младенчестве

Развитие бытовой деятельности в раннем детстве

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте

Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте

Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве

Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте

Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте

Развитие игры в младенчестве и раннем детстве

Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника

Роль игрушки в психическом развитии ребенка

Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте

Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками

Развитие общения дошкольников со взрослыми

Отношение дошкольников к личности воспитателя

Развитие общения дошкольников со сверстниками

Развитие внимания в дошкольном возрасте

Функции и виды внимания

Развитие внимания в младенчестве

Развитие внимания в раннем детстве

Развитие внимания в дошкольном возрасте

Руководство развитием внимания

Развитие речи в дошкольном возрасте

Развитие речи в младенчестве

Развитие речи в раннем детстве

Развитие речи в дошкольном возрасте

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

Сенсорное развитие в младенчестве

Сенсорное развитие в раннем детстве

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

Развитие памяти в дошкольном возрасте

Развитие памяти в младенчестве

Развитие памяти в раннем детстве

Развитие памяти в дошкольном возрасте

Руководство развитием памяти

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Развитие воображения в раннем детстве

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Руководство развитием воображения

Развитие мышления в дошкольном возрасте

Развитие мышления в младенчестве

Развитие мышления в раннем детстве

Развитие мышления в дошкольном возрасте

Руководство развитием мышления

Развитие самосознания в дошкольном возрасте

Развитие самосознания в младенчестве

Развитие самосознания в раннем детстве

Развитие самосознания в дошкольном возрасте

Руководство развитием самосознания

Развитие воли в дошкольном возрасте

Развитие волевого действия в дошкольном возрасте

Руководство развитием воли

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Эмоциональное развитие в младенчестве

Эмоциональное развитие в раннем детстве

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Эмоциональное неблагополучие детей и его причины

Нравственное развитие в дошкольном возрасте

Нравственное развитие в младенчестве

Нравственное развитие в раннем детстве

Нравственное развитие в дошкольном возрасте

Развитие темперамента в дошкольном возрасте

Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни

Характеристика детей с разными типами темперамента

Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками

Развитие способностей в дошкольном возрасте

Развитие способностей дошкольника

Условия развития способностей в дошкольном возрасте

Психологическая готовность к обучению в школе

Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту

Компоненты психологической готовности к обучению в школе

Общие вопросы детской психологии

Предмет детской психологии

Основные направления психического развития в раннем детстве

Развитие деятельности дошкольника

Общение ребенка со взрослыми

Развитие общения со сверстниками

Развитие познавательных процессов дошкольника

Развитие личности дошкольника

Психологическая готовность к обучению в школе психологические особенности детей 6-летнего возраста

Психологическая готовность к систематическому обучению

www.twirpx.com

ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада

Под редакцией Г.А.Урунтаевой

МОСКВА • «ПРОСВЕЩЕНИЕ» • «ВЛАДОС» • 1995

Рецензент доктор психологических наук А И. Подоль­ский (факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова)

Урунтаева Г.А.. Афонькина Ю.А.

Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических учи­лищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с. — ISBN 5-09-006457-1.

Пособие разработано в соответствии с программой по детской психологии, состоит из трех разделов: "Личность", "Деятельность и общение", "Познавательные процессы". В нем представлены мето­дики, направленные на изучение основных видов деятельности дошкольника (игра, конструирование, рисование, труд, учение), важнейших сфер личности (самосознание, мотивы поведения, воля, эмоции и чувства), общения ребенка со взрослыми и сверстниками, познавательных процессов (внимание, речь, восприятие, память, воображение, мышление).

Пособие адресовано студентам педагогических институтов и учащимся педучилищ, будет также полезно воспитателям детских садов, психологам-консультантам.

Л7 4309000000-000 ^ 0<-У 103(03)-95——- °00’95

ISBN 5-09-006457-1 © Издательство "Просвещение", 1995

Данное пособие предназначено для студентов, обучающихся на факультетах дошкольной педагогики, где курс детской психологии является одним из основных в подготовке будущих специалистов по дошкольному воспитанию. Детская психология создает базу для осмысленного усвоения педагогических знаний, обеспечивает эффективность их применения. В свою очередь практическая подготовка составляет важнейшую часть изучения детской психологии, поскольку усвоение психологических знаний немыслимо без овладения техникой психологического исследования. Практическая подготовка может протекать в форме лабораторного практикума и непрерывной пси­хологической практики, когда студенты всесторонне изучают развитие психики ребенка, а также в процессе написания курсовых работ по детской психологии. Предложенные в Практикуме методики исследования могут быть успешно использованы во всех формах практической подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждений. Выполнение заданий Практикума способствует решению ряда задач:

— выработке представлений о методах научного исследования в детской психологии;

— практическому овладению конкретными методами изучения психики ребенка, формированию умения и навыков проведения психологического исследования. К ним относятся: выполнение сплошной, «фотографической» записи (термин МЯ.Басова) поведенческих, эмоциональных и речевых реакций ребенка; создание условий для проведения исследования; умение войти в контакт с испытуемым, расположить его к себе, проводить изучение тактично, ненавязчиво, чтобы не повлиять на его результаты и пр. ;

— обучению методологии детской психологии. Это предполагает выработку ряда умений, таких, как постановка цели исследования, выдвижение гипотезы, подбор экспе­риментального материала (например, составление узоров для изучения уровня притязаний), сопоставление и обобщение психологических данных, простейшие приемы их обработки и проверки полученных результатов;

— установлению взаимосвязей психических явлений, т.е. их взаимообусловленности и взаимовлияния. Проведение методик позволяет студентам увидеть единство общего и частного, закономерного и индивидуального, проявление психологических законов в конкретном случае, т.е. обеспечивает единство усвоенных теоретических знаний и практики.

Пособие в соответствии с основными линиями психического развития дошкольника состоит из трех частей: «Личность», хДеятельность и общение», «Познавательные процессы». В Практикум входят методики, направленные на изучение основных видов деятельности ребенка: игра, конструирование, рисование, труд, учение, общение со взрослыми и сверстниками: важнейших сфер личности: самосознание, мотивы поведения, воля, эмоции и чувства; познавательных процессов: внимание, речь, восприятие, память, воображение, мышление.

Предлагаемые методики достаточно просты, доступны, в большинстве своем не требуют специальной аппаратуры. Поэтому ими могут пользоваться не только студенты, но и воспитатели детского сада, психологи-консультанты, работающие с дошкольниками, социальные педагоги с целью выяснения определенных особенностей психики детей.

ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни челове­ка, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младе­нец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Назовем основные направления психического развития в дошкольном детстве.

Во-первых, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объ­ективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: воз­можность подчинить свои непосредственные побуждения осознан­ным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются вы­сшие чувства.

Во-вторых, расширяется сфера деятельности ребенка. От об­щения только с матерью он переходит к общению со сверстника­ми и взрослыми. Малыш начинает играть, рисовать, конструиро­вать, выполнять трудовые поручения. Одновременно он осваивает цели и мотивы этих видов деятельности, у него формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.).

В-третьих, в этот период детства интенсивно идет познаватель­ное развитие. Малыш овладевает родным языком. Он научается не только понимать речь, но осваивает фонетику и грамматику родно­го языка. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобще­ния, классификации и др. Речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. Формируется произвольность пси­хических процессов, т.е. умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение.

Чтобы правильно, грамотно воспитывать, обучать ребенка, не­обходимо изучить его психологию. А для этого надо овладеть методами психологического исследования. Важно помнить, что ре­бенок — специфический объект исследования, его психика нахо­дится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма вылива­ется в требование «Не навреди!». К малышу следует подходить бережно, заботливо. Любое исследование должно помочь раз­витию дошкольника, а не затормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагноз предполагает не только установле­ние наличного уровня развития, но и выявление его резервов, определение не только отрицательных качеств, но и положи­тельных, на которые можно будет опереться в дальнейшем.

Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях детской психологии, а не с помощью понятий других наук или по аналогии с психическими особенностями взрослого. Важно понять собственные законы детского развития и содержание детской психики на каждом возрастном этапе.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение ребенка проводится последова­тельно, через определенные промежутки времени. При этом исследуются не отдельно взятые параметры, а прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи. Важно определить место каждого качества, свойства в общей структу­ре психики, его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития. Ведь ни одно свойство не возникает изо­лированно, одно качество непременно влечет за собой другое.

Принцип детерминизма означает, что всякое психическое яв­ление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым ком­плексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей. При этом нужно помнить, что причины могут быть скрыты временными и преходящими влияниями. Причины следует искать в условиях жизни и воспитания ребенка, в предшествующих этапах его развития.

Принцип развития психики, сознания в деятельности пред­полагает, что все психические особенности ребенка находятся в станов­лении и основным условием их развития является та или иная деятель­ность. Например, регуляция рисовальных движений руки происходит в изобразительной деятельности. Деятельность — это не только одно из условий развития психики, но и один из путей ее изучения. Так, чтобы выяснить условия формирования трудовых навыков, нужно организовать труд ребенка.

Принцип единства сознания и деятельности, разработан­ный С.Л.Рубинштейном, означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опос­редованно через деятельность ребенка.

Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

Основными методами в детской психологии являются наблюде­ние, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности. Дадим их краткую характеристику.

Наблюдение — это планомерное и целенаправленное фикси­рование психологических фактов в естественных условиях повсед­невной жизни. Так, изучая культуру общения дошкольника со свер­стниками, исследователь наблюдает за ним в играх, на прогулке, в процессе еды и т.д. При наблюдении необходимо соблюдать опре­деленные условия.

1. Перед любым наблюдением формулируется цель: какое пси­хическое проявление будет изучаться, например сформированность культурно-гигиенических навыков.

2. В зависимости от цели исследования выбирается объект (ребенок соответствующего пола и возраста) и ситуации, в кото­рых будет осуществляться наблюдение: например, в режимных процессах — при приеме пищи, умывании, одевании и раздева­нии.

3. При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни дошкольников. Для этого предварительно следует познакомиться с группой детей, адаптироваться в их среде за 2-3 дня, чтобы не быть для них посторонним человеком. Тогда дети ведут себя раскованно и естественно.

4. С той же целью сохранить естественные условия исследова­тель не вмешивается в деятельность ребенка, который не знает, что за ним наблюдают. В этом случае не искажаются естественные проявления психики школьника.

5. Нужно помнить, что социальные стереотипы могут повлиять на объективность фиксации и обработки данных. Если в отноше­нии ребенка сформировалась положительная установка, то иссле­дователь может не заметить негативных психических проявлений, а если и зафиксирует их, то скорее всего объяснит как случайные. И наоборот, при отрицательной установке исследователь может не заметить положительные стороны, а сконцентрировать свое вни­мание на отрицательных психических фактах и при интерпретации данных объяснить их как закономерные и постоянные. Поэтому для получения дополнительной информации о ребенке важно побесе­довать с родителями и воспитателями после того, как будет проведено наблюдение и сделана первичная обработка полученно­го материала.

6. Наблюдение дает объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за ребенком наблюдают не менее 2-3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений. Важно выявить существенное в наблюдаемом, отделить случайное от закономерного.

7. Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных. Следует производить «фотографическую» запись всех пси­хологических фактов в протоколе, не искажая и не изменяя их.

Такая запись дословно фиксирует все высказывания ребенка в прямой (не косвенной!) речи без исправления ошибок, указывает­ся также интонация, сила голоса. В протоколе отмечают высказы­вания взрослых и сверстников, контактирующих с ребенком. Кро­ме речи, направленной к ребенку, в протоколе отражают действия и эмоции окружающих, вызывающие его реакции. Таким образом, при наблюдении фиксируют целостную ситуацию, в которую вклю­чен испытуемый. Психологические проявления делятся на такие группы: речь, эмоциональные реакции, поведение и деятельность.

Овладению способами фиксации данных (это относится не только к методу наблюдения, а ко всем методам) поможет знакомство с образцами протоколов. Приводим оригинальные протоколы, полученные студентами при выполнении заданий Практикума на лабораторных занятиях и психологической практике. Протоколы следует проанализировать: что фиксируется (какое психическое проявление) и как фиксируется. Только после этого можно приступать к написанию собственного протокола.

Протокол N1. Наблюдение за трудовой деятельностью

Света В. (6 лет 1 мес.) и Лена П. (6 лет 4 мес. ) моют игрушки в умывальной комнате.

Света (обращаясь к Лене). Не брызгай на пол!

Лена не обращает внимания, полощет под краном мишку.

Воспитатель (заходит в умывальную комнату). Молодец, Лена! Тщательно смываешь мыло с игрушек.

Лена улыбается, поворачивается к воспитателю. Света смотрит на работу Лены, берет уже вымытую игрушку и еще раз споласкивает ее. Смотрит на воспитателя.

Воспитатель (обращаясь к Лене). Не бросай игрушки в таз, а клади их аккуратно, иначе разобьешь блюдца. Они хрупкие.

Света (обращаясь к воспитателю). Она всегда бросает, игрушки.

Протокол N 2. Наблюдение за игровой деятельностью

Воспитатель (обращаясь к детям). Поиграйте в магазин.

Предложение воспитателя приняли только три девочки: Оля Д. (6 лет 5 мес), Аня Я. (6 лет 7 мес.) и Лена О. (6 лет 5 мес). Они подошли к игровому уголку.

Оля (обращаясь к девочкам). Я буду продавец.

Аня (возмущенно протестуя). Я буду кассиром!

Лена. Ты цифры не знаешь! Как чек будешь писать?

Оля (вмешивается в спор). Лена, ты будешь гассир. А ты. (показывает на Аню) — покупатель.

Аня подходит к прилавку, берет коробку из-под конфет.

Оля (протестуя, раздраженно и громко). Подожди! Магазин пока закрыт! (Перебирает коробки на прилавке, кричит.) Заходи, магазин открыт!

Аня (подходит к прилавку). Продайте пачку макарон.

Оля. Чек, пожалуйста, выбей, три рубля!

Аня берет у кассира чек, подает его Оле.

Оля. Вот ваши макароны. Купите еще чего-нибудь.

Аня. Я не буду больше покупателем. Давайте меняться.

Особенности исследования в детской психологии

Лена. А я не буду играть с вами. (Уходит.)

Оля (кричит). Приходите в магазин! Магазин открыт!

Дети не реагируют на призыв.

Оля ( обращаясь к Ане ) . Я пойду рисовать. (Уходит. )

Протокол N 3. Наблюдение за бытовой деятельностью

Артур Ш. (5 лет 7 мес.) садится за стол, вертится по сторонам. Берет вилку и ковыряет ею во рту. Накалывает кусочек пищи, кладет его в рот. Подходит Сережа К. (5 лет 5 мес), дежурный.

Сережа. Ешь скорее/

Начинает есть, чешет вилкой голову. Смеется. Гримасничает с соседкой. Отворачивается, смотрит в окно.

Воспитатель. Артур, кушай!

Артур строит гримасу, кладет в рот вермишель. Смеется. Подходит дежурный, отбирает у Артура тарелку.

Артур. Чего пристаешь?

Набивает рот вермишелью, сидит. Рассматривает бумажки под столом .

Воспитатель. Артур! Давай ешь! Мы уходим!

Артур начинает энергично жевать.

Воспитатель. Артур, поживее!

Артур ест и наблюдает за игрой детей. Воспитатель подходит и встает рядом с Артуром. Артур склоняется над тарелкой. Воспитатель отходит от стола, отворачивается. Артур перестает жевать, начинает гримасничать. Играет с волосами. Отодвигает тарелку. Берет чашку и булку. Откусывает от булки, смотрит на игру детей. Запивает булку чаем. Встает из-за стола с полным ртом. Быстро ставит чашку на поднос и бежит к играющим детям.

Метод наблюдения имеет следующие положительные черты:

• не зная о том, что он — объект исследования, ребенок ведет себя свободно, естественно, проявления его психики не искажаются;

• исследователь может увидеть личность ребенка в целом, каждый факт воспринимает как ее часть;

• наблюдение не ограничено возрастом: ведется за всеми видами деятельности и поведением ребенка любого возраста.

Одновременно с этим наблюдение имеет ряд недостатков:

• наблюдаемые факты слиты со множеством попутных явлений;

• исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешиваться в деятельность детей. Психическое явление может не проявиться, если случайно не возникнет соответствующая ситуация;

• исследователь может пропустить психологические факты, если не знает об их существовании;

• при наблюдении и обработке данных возможно нарушение объективности. Наблюдение может быть пристрастным, субъективным, когда исследователь приписывает ребенку несвойственные ему мысли и чувства;

• с помощью наблюдения нельзя быстро собрать большой материал в силу двух причин: во-первых, за одним ребенком нужно наблюдать неоднократно, во-вторых, исследователь не может вызвать интересующее его явление, а должен ждать, когда оно появится;

• в процессе повторного наблюдения нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты, а значит, и проверить первоначально полученные данные;

• без использования специальных записывающих средств трудно бывает точно и правильно зафиксировать наблюдаемые факты;

• производя запись фактов, исследователь фиксирует их в описательной форме, что значительно осложняет их обработку и интерпретацию. В этом методе ограничено применение математической обработки данных. Поэтому выявление за­кономерностей и психологических механизмов на основе только данных наблюдения зачастую оказывается трудным.

В отличие от наблюдения эксперимент предполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях. Констатирующий эксперимент выявляет наличный уровень изучаемого психологического явления. А один из видов констатирующего эксперимента, естественный, проводится в обычной для ребенка обстановке, где организуется знакомая ему деятельность: игра, рассматривание картинок, рисование и т.п. Организация эксперимента требует соблюдения ряда условий:

1. Эксперимент, как и все методы исследования, Нуждается в предварительной постановке цели и выборе объекта, например изучение самооценки у старших дошкольников в изобразительной деятельности.

2. Необходимо тщательно разработать методику проведения эксперимента, подготовить материал для исследования, например карточки с изображением предметов для запоминания, сказку для пересказа. Материал нужно изготавливать в точном соответствии с рекомендациями, содержащимися в методике.

3. Следует предварительно подготовить условия, в которых будет проводиться исследование. Эксперимент всегда проходит индивидуально в отдельном помещении, если методикой не предусмотрено групповое его проведение. Помещение должно быть хорошо знакомо ребенку и не содержать предметов, которые могут его отвлечь. Так, нельзя проводить эксперимент в методическом кабинета, комнате сказок, спортивном зале. Для этой цели больше подойдет спальная или раздевальная комната.

4. Необходимо заранее составить и выучить наизусть инструкцию и описание процедуры проведения эксперимента. Причем нужно помнить о том, что инструкция должна быть понятна детям.

5. Перед тем как проводить эксперимент, необходимо выбрать испытуемого и установить с ним дружеские, доверительные отношения. Исследователь должен расположить ребенка к себе, чему способствуют непринужденный, спокойный разговор, улыбка, ободряющие жесты. Нельзя подчеркивать необычность, ис­ключительность ситуации, занимать позицию проверяющего. Недопустимо мотивировать предполагаемую деятельность следующим образом (если подобная мотивация не предусмотрена процедурой исследования): «Я хочу проверить, можешь ли ты хорошо запоминать», или «Я проверю, умеешь ли ты хорошо рассказывать, как другие дети», или «Я посмотрю, можно ли тебя брать в школу». Целесообразно придать процедуре эксперимента характер обычного доброжелательного общения, предложив ребенку, например: «У меня есть новые картинки, и я хочу их тебе показать», «Я хочу с тобой поиграть», «Давай посмотрим новую книжку» и т.п. Пусть ребенок освоится в помещении, привыкнет к ситуации. Причем материалы методики нельзя использовать для установления контакта. Нередко дети отказываются выполнять предложенную им деятельность. Не следует насильно заставлять их. Возможно, что доверительные отношения еще не возникли или ребенок увлечен какой-то другой деятельностью. В этом случае исследование необходимо отложить и встретиться с ребенком еще раз.

6. На успехи и неудачи ребенка во время проведения эксперимента необходимо реагировать сдержанно и ровно, если иное не предусмотрено методикой исследования. Так, не следует заострять внимание ребенка на ошибках. Хвалить нужно сдержанно и не за результат, а за старание. Это связано с тем, что оценка взрослого может повлиять на отношение к заданию, а сле­довательно, и на его результат. Лучше, если ребенок не имеет представления о допущенных им ошибках.

7. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидуально-психологическим особенностям ребенка. Не следует торопить медлительных детей. Необходимо вовремя заметить усталость малыша, признаки скуки. В этом случае целесообразно прервать эксперимент и возобновить его в другой раз.

8. Эксперимент, проводимый с ребенком, не должен быть очень длительным. Как правило, он ограничивается 15-20 мин, если другое время не предусмотрено методикой исследования. Причем чем младше ребенок, тем короче должно быть исследование При выборе времени проведения эксперимента нужно учитывать индивидуально-психологические особенности детей и режим детского сада. Если дошкольник утомлен, возбужден или ослаблен после соматического заболевания, следует отложить эксперимент. Нельзя проводить исследование перед приемом пищи, после или во время прогулки, физкультурных или музыкальных занятий. Для эксперимента больше подойдет вторая половина дня или первая, до утренней гимнастики.

9. Сажать ребенка необходимо рядом с собой, а не через стол. Комната, где проводится эксперимент. Должна быть хорошо освещена. Нужно исключить всякие посторонние раздражители: резкие звуки, запахи, новые предметы. Так, не следует сажать ребенка лицом и окну, чтобы он не отвлекался.

10. Эксперимент всегда предполагает стандартную процедуру, поэтому нельзя вносить в него какие-либо изменения, например, менять инструкцию. Необходимо добиваться того, чтобы ребенок понял и принял инструкцию. Она может повторяться 2-3 раза без изменений, но пояснять ее нельзя, если это не предусмотрено методикой исследования. Всем детям задания нужно предъявлять строго единообразно, с одинаковой интонацией, силой голоса, не акцентируя какие-либо слова, кроме специально оговоренных случаев.

11. Эксперимент обычно проводят экспериментатор и протоколист. Важно, чтобы последний находился вне поля зрения испытуемого, но сам мог его хорошо видеть и слышать. В протоколе он фиксирует поведение, речь и эмоциональные реакции ребенка в соответствии с предусмотренными методикой исследования критериями. Особо подчеркнем, что речь малыша записывают с сохранением всех ее особенностей, без исправления грам­матических и других ошибок.

Заметим, что протокол эксперимента тоже представляет собой «фотографическую» запись психологических фактов и хода исследования. Причем фиксируются действия и речь экспериментатора, в частности его основные и дополнительные вопросы, повторение инструкции и пр. Кроме того, в протокол заносят высказывания ребенка в прямой речи, даже не касающиеся процедуры проведения эксперимента, а также дословно отказ ребенка выполнить задание.

Приведем в качестве примера протокол эксперимента*, направленного на изучение устойчивости внимания дошкольника в изобразительной деятельности.

Экспериментатор. Нарисуй, что хочешь.

Испытуемый Коля В. (5 лет 7 мес.) берет лист бумаги, синий карандаш и начинает рисовать дерево. Экспериментатор ставит рядом на стул игрушечного котенка.

Коля (поднимает голову, откладывает карандаш, берет игрушку, говорит ласково, завороженно). Ом, какая Киска мякенькая, пушистая. (Обращаясь к экспериментатору.) У меня дома такая же. (Ставит киску обратно на стол, берет синий карандаш и продолжает рисовать дерево. Поясняет.) У меня зимний лес. Деревья без листьев. Я его больше люблю.

Экспериментатор достает корабль и начинает его перемещать по столу перед ребенком.

Коля (поднимает голову). Ой, а что вы делаете? У меня такой же. А если опустить в песок, то застрянет. (Продолжает рисовать деревья. Обращается к экспериментатору.) Ну что, получается?

Экспериментатор кивает головой. Коля продолжает рисовать дерево. Входит воспитатель из другой группы, останавливается около ребенка. Коля продолжает рисовать.

Воспитатель. Что вы рисуете?

Коля (Не реагирует, продолжает рисовать дерево). Наверху самая маленькая веточка. Вдалеке дорога. (Поднимает голову, смотрит на игрушечного котенка.) Киска. Хорошенькая такая. Язычок у нес пластмассовый. Какие глазки! (Опускает голову, берет желтый карандаш, начинает рисовать грибы.) А тут у меня грибы. (Откладывает карандаш, берет корабль, играет с ним 2 мин 45 с. Смотрит на экспериментатора, ставит корабль на стол, берет коричневый карандаш, раскрашивает дорогу.) Это дорога. Ой, как надоело рисовать! (Возмущенно.) Все рисуй и рисуй! (Обращаясь к экспериментатору.) Как надоело! (Откладывает карандаш, берет корабль и играет с ним. Обращаясь к экспериментатору.) Я притворялся, что рисовал.

Функции протоколиста, таким образом, состоят в том, чтобы полно и точно зафиксировать психологические факты, функции экспериментатора — в том, чтобы провести исследование.

Эксперимент имеет ряд достоинств, делающих его наряду с наблюдением одним из ведущих методов детской психологии:

• эксперимент позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического факта, что становится возможным благодаря варьированию условий его проведения;

• исследователь не выжидает, когда у испытуемого возникнет психическое явление, которое он изучает. Он сам вызывает его путем создания условий;

• эксперимент можно повторить, т.е. еще раз вызвать изучаемое психическое явление, а значит, проверить и уточнить первоначально’ полученные данные;

• эксперимент позволяет быстро собрать большой фактический материал;

• эксперимент — более объективный метод, чем наблюдение, поскольку в его методике содержатся четкие критерии фиксации и обработки данных;

• значительно облегчен способ фиксации данных, поскольку изучаемое явление отделено от ряда жизненных обстоятельств;

• по сравнению с наблюдением анализ протокола эксперимента значительно проще, ведь он строится в соответствии с заданной методикой последовательности. Анализ фактов может быть выражен в числовых показателях, подвергнут количественной обработке.

К недостаткам эксперимента относятся следующие:

• при проведении может исчезать естественность в психических проявлениях ребенка;

• не создается целостное представление о психике ребенка;

• эксперимент требует более длительной и тщательной подготовки, чем наблюдение. Достоверность полученных данных зависит от умения экспериментатора поставить цель, выбрать материал, точно использовать инструкцию, следить за временем и последовательностью выполнения задания, за особенностями реакции испытуемого, а также от умения войти с ним в контакт, от знаний способов статистической обработки полученных фактов и т.п.

Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с экспериментом и наблюдением. Например, изучая игровые предпочтения ребенка, исследователь сначала наблюдает за его играми, а затем проводит беседу о любимых играх, игрушках, ролях, партнерах по играм сначала с малышом, а потом с родителями, воспитателями. Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:

1. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала для нее, например сказки, картинки, стихотворения. Так, для беседы с ребенком об осознании им нормы поведения «надо делиться с другими» выбирают стихотворение Е.Благининой «Подарок» и составляют вопросы: Какая игрушка была у девочки? Жалко или нет ей было отдавать лягушку подруге? Почему же она отдала лягушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?

Вопросы для беседы должны быть четкими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать ребенку ответ. Следует избегать употребления слов с двойным толкованием, имеющих неясный для него смысл.

2. Исследователь заучивает вопросы наизусть и задает их всем испытуемым в строго определенном порядке, добиваясь развернутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.

3. Беседа всегда проводится индивидуально в отдельном, тщательно выбранном помещении, также, как и эксперимент. Она не должна превышать 10-15 мин, чтобы малыш не переутомился и не потерял к ней интерес.

4. Перед проведением беседы необходимо выбрать испытуемого и установить с ним доверительные отношения. Для этого можно сначала поговорить на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринужденно, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал ребенку, что заинтересован в разговоре с ним, прислушивается к его ответам.

5. Предварительно разрабатываются способы фиксации данных. Возможно использование технических средств (магнитофон). Здесь, как и в эксперименте, функции исследователя и протоколиста могут быть разделены. Ответы ребенка, его поведение, эмоциональные проявления подробно фиксируют в протоколе.

Приведем протокол беседы с Таней 3. (6 лет 4 мес), в которой изучались игровые предпочтения.

Экспериментатор: Таня, в какие игры ты любишь играть?

Таня молчит, смотрит в сторону.

Э. Есть ли у тебя любимые игрушки?

Таня. Складывать из кубиков.

Э. Какие у тебя есть игрушки?

Таня. Собака с пищалкой. лисичка. мишка.

Э. Какая из них самая любимая?

Таня (долго молчит, говорит очень тихо). Собачка.

Э. Как же ее зовут?

Таня молчит, отводит взгляд в сторону.

Э. У нее нет клички?

Э. Где она у тебя живет?

Таня (неуверенно). На полке.

Э. Как ты играешь с этими игрушками?

Э. В какие игры ты с ними играешь?

Таня (долго молчит, хмурится, пожимает плечами). Не знаю.

Э. Ты любишь играть одна или с другими детьми, взрослыми?

Таня (долго молчит). С гостями.

Э. Как зовут твоих гостей? Кто они?

Таня. Настя и Паша. Паша — брат, Настя — его сестра.

Э. С кем ты любишь играть в группе?

Таня (долго молчит, говорит тихо). С Мариной.

Э. Кем ты чаще всего бываешь в играх? Таня долго молчит.

Э. Например, в игре в «семью»?

Э. Кем бы ты хотела быть в играх?

Таня долго молчит.

Подчеркнем, что в протоколе, помимо содержания беоеды, фиксируют характер ее протекания: насколько уверенно, охотно,, увлеченно отвечает ребенок на каждый вопрос, насколько он заинтересован ее содержанием.

Достоинствами беседы являются:

• возможность одновременно исследовать многие стороны психики ребенка;

• возможность быстро собрать достаточно большой материал как об одном ребенке, так и о группе детей;

• возможность глубже понять психику малыша с помощью варьирования условий, т.е. применения разнообразного материала;

• возможность повторного проведения с целью выяснения возрастных изменений. Так, узнают, изменилось ли отношение дошкольника к нормам морали, насколько полнее и точнее он стал осознавать правила поведения.

Метод беседы имеет и недостатки. К ним относятся:

• проявления субъективизма, поскольку подбор материала, составление вопросов, вхождение в контакт с ребенком, фиксация и интерпретация ответов зависят от умений исследователя;

• возрастные ограничения в применении беседы обусловлены тем, что ребенок не всегда может дать отчет о своих переживаниях, чувствах, объяснить свои предпочтения и действия, поскольку он только овладевает речью как средством общения.

Важное место в изучении психики дошкольника занимает метод анализа продуктов деятельности, поскольку ни в каком другом возрасте деятельность ребенка не бывает столь разнообразна. Анализируются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы и сказки, пересказ известных литературных произведений. Этот метод часто входит как составная часть в другие методы, например в эксперимент. Так, изучается влияние мотивов на протекание изобразительной деятельности. В зависимости от характера мотива ребенок создает рисунки, которые затем оцениваются по разным показателям.

Этот метод иногда предполагает анализ не только продукта, но и процесса его создания. Например, идет игра-драматизация по сказке, а по ходу игры анализируют выполнение роли, ее соответствие тексту, то новое, что вносит в нее ребенок. А в рисовании, лепке, аппликации можно анализировать не только проявления творчества в продукте, выразительные средства, но и способ его получения, степень соответствия первоначальному замыслу. Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий:

1. Предварительно четко формулируют цель исследования, например: изучение отношений дошкольников ко взрослым и сверстникам, проявляющихся в их рисунках.

2. В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка. И если это важно, отбирают детей, владеющих навыками рисования или навыками конструирования по наглядному образцу.

3. Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. подбирают одинаковые материалы, например краски, карандаши, мелки, ножницы, клей, бумагу, конструктор.

4. При получении продукта поддерживают естественные условия, как и в эксперименте: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у ребенка мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы каждый работал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на него.

5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций ребенка.

Приведем примеры. Подчеркнем, что рассказы и сказки детей

позволяют проследить не только развитие связной речи, но и

особенности мышления, воображения, памяти, восприятия,

особенности детских предпочтений, интересов и привязанностей.

Протокол № 1. Пересказ сказки Х-К-Андерсена «Принцесса

на горошине» Катей П. (6 лет 8 мес.)

«Жил-был принц. Пришло время жениться. Он объехал весь свет и весь мир. Но не нашел себе принцессу. Принцесс было много, но как узнать, настоящие они или нет? Однажды | загремел дождь. Кто-то постучал в ворота. Там стояла принцесса. Она была вся мокрая. Вода стекала с платья прямо | на туфельки. «Сейчас мы проверим, настоящая она или нет». Положили горошину на доски, а сверху — двадцать тюфяков и подушек. Утром спросили, как она спала.Юй, ой, очень плохо. I Как будто на булыжниках». Все сказали, что она настоящая принцесса, если она почувствовала маленькую горошину. И принц женился ка ней».

Протокол № 2. Сказка, придуманная Леной К. (4 года Ю мес)

«Жили два щенка. Они пошли гулять. И встретили волка,страшного, злого. Он хотел их съесть. Они испугались и сказали: «Не ешь нас, волк. Мы идем к бабушке, пропусти. Мы хотим пирожками ее угостить сладкими. Мы хотим ей бусы подарить. А еще коржика дать попробовать». А волк говорит: «Я вас не пропущу. Я вас съем!» И пойти они домой».

Протокол N 3. Рассказ из личного опыта Оли Г. (6 лет 4 мес.)

«Один раз я поливала цветы дома. А бабушка хотела сказать: «Оля, принеси мне горох». А получилось: «Оля, принеси мне горшок». Мы с бабушкой смеялись».

6. В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к ребенку для беседы о полученном продукте, например о том, как он оценивает свой рисунок и почему. Тогда анализ продуктов деятельности соединяется с беседой. При этом важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку.

7. Критерии оценки полученного продукта разрабатываются в соответствии с поставленной в исследовании целью, например оценка выбора цвета, композиции рисунка.

Анализ продуктов деятельности имеет достоинства. К ним относятся:

• возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей;

• при постоянном использовании возможность получить качественные й количественные характеристики особенностей психики детей, например о регуляции рисовальных движений руки: скорость удара, скорость изображения формы, точность размаха движений, точность направления движений при рисовании линий и форм и пр.;

• возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;

• сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводится исследование.

Недостатки этого метода обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.

Практическое овладение техникой психологического ис­следования может быть организовано в форме лабораторного практикума по детской психологии, написания курсовых работ по этой дисциплине и психологической практики. Опишем эти формы.

Лабораторные занятия проводятся после обсуждения теоретических вопросов, предварительного ознакомления с соответствующим разделом детской психологии, усвоения его основных понятий. Так, после изучения темы «Развитие воображения у дошкольников» студенты исследуют воображение в речевой деятельности на материале составления сказки на свободную тему, по началу, по героям, изображенным на картинках. Приведем примеры протоколов. При их анализе необходимо рассмотреть: уровень развития произвольного воображения у детей, особенности образов воображения, операции, используемые детьми для их создания, источники этих образов (художественная литература, кинофильмы, телепередачи, личный, опыт и т.д.), степень оригинальности придуманных сказок.

Экспериментатор раскладывает картинки с изображениями льва, попугая и собаки, говорит ребенку: «Придумай сказку с этими персонажами’).

Света. К. (6 лет 7 мес). В зоопарке жили лев, попугай и собачка. Они были очень умные. А в цирк их не брали. Они уже долго туда ходили, но их все равно не брали. Лев был настоящим циркачом. Он может сделать, что захочет.. Ему скажут: ■ «Прыгай!» — ом прыгнет. Скажут: «Лежать!» — он лежит. А еще знает свое место. Вот если крикнуть: «На место!» — он залезет на свой стульчик и сидит там. Его друг попугай Гейш умеет летать и очень любит кататься. Он очень крикливый. Умеет говорить: «Доброе утро! Доброе утро! Ку-ка-ре-ку! Ку-) ка-ре-ку!» И всегда весело чирикает. Собачка умеет считать. И \ знает цифры. Но иногда может так гавкнуть, что всех людей I напугает. Жили они так и жили. И было им очень скучно. А ; потом появился волшебник и исполнил их заветное желание. Теперь они все работают в цирке.

Экспериментатор. Придумай и расскажи какую хочешь сказку-Оля Г. (6 лет 1 мес). Однажды вечером Саша никак не мог заснуть. Он долго лежал в кровати и о чем-то думал. И вдруг из-за шкафа послышался шорох. Саша встал .с кровати и подошел к -шкафу. В шкафу сидел ежик. Саша взял ежика и укутал его в полотенце. Наступило утро. Саша проснулся, а ежика в полотенце уже нет. Он уже убежал.

Экспериментатор. Давай придумаем сказку. Я начну, а ты продолжай:»На опушке леса жил маленький гномик. Жил он один в своем маленьком домике. Однажды. »

Катя М. (6 лет 7 мес). Звали гномика Кеша. Он жил один. И ему было очень скучно. Однажды он бродил по лесу, уже поздно было. И тут он увидел маленькую девочку. Она сидела на пенечке одна и вся дрожала от страха и холода. Девочка увидела его, еще больше испугалась и спряталась за кустик. Кеша сказал: «Ну что ты! Я оке совсем не злой, а добрый гномик. Меня зовут Кеша. Не бойся меня. Я тебя не обижгу!» Девочка вышла, а подойти ближе боится. Тогда Кеша подошел и взял ее за руку. Они переглянулись и засмеялись. С тех пор, они стали дружить. Девочка стала приходить к Кегие в гости. Кеша угощал ее вареньем из ягод. Девочка варила ему суп из грибов и желудей, убирала в домике. Когда им было скучно, они’ уходили в лес. В лесу было много разных зверей и птиц. Они, слушали песни птиц, отгадывали, чей это след. Кеша всегда дарил девочке много цветов. А она плела из них венки и украшала его домик. Так они и живут вместе. Дружно и весело. Вот такая сказка.

Перед началом лабораторного занятия преподаватель проверяет, насколько студент усвоил теоретические положения изученного раздела, правильно ли подготовил материал для исследования, может ли свободно провести необходимую методику. После проведения исследования студенты сдают преподавателю документацию: протоколы и анализ данных.

Способы организации лабораторных занятий могут быть различными.

Первый способ — студенты распределяются по возрастным группам детей и проводят исследование с одним ребенком. Затем результаты обсуждаются коллективно. Каждый, анализирует составленный им протокол. Преподаватель помогает сопоставить данные, выявить возрастные и индивидуальные особенности. Таким способом целесообразно проводить наблюдение. Приведем примеры.

Протокол N 1. Наблюдение за игровой деятельностью детей 3-4 лет

Аня А. (3 года 2 мес). Сейчас я тебя напою чаем. (Берет тарелку и переворачивает ее.)

Оля А. (3 года 3 мес). Аня, не переворачивай тарелку. Так никто не делает! Руки-крюки!

Подходит Сережа К. (3 года 4 мес).

Аня (обращаясь к Оле и Сереже). Подставляйте руки — это-такие конфетки. (Делает вид, что кладет конфеты им в руки.)

Аня (обращаясь к Оле). Пойду Сереже руки помою.

Уводит Сережу, имитирует мытье рук. Оля в это время садится за стол. Возвращаются Аня с Сережей. _

Сережа. Сейчас будем кушать. (Садится рядом с Олей.)

Аня ставит перед ними тарелки. Сережа смотрит на тарелку, вытирает рот салфеткой, встает и уходит. Аня берет Олю за Руку и ведет в уголок, где оборудована «парикмахерская».

Оля садится и берет колпачок от губной помады. Аня отбирает колпачок у Оли.

Аня (раздраженно). Я тебе сама губы, накрашу!

Оля. Отдай! (Пытается встать.)

Аня (не обращая внимания на поведение Оли, берет один флакон за другим). Шампунем надо помазать, духами. (Делает вид, что выливает содержимое флаконов на Олю.)

Оля (возмущенно). Перестань! Я не хочу!

Аня (дает Оле флакон из-под духов). Понюхай, как пахнет. Это я принесла из дома.

Протокол № 2. Наблюдение за игровой деятельностью детей 6-7 лет

Катя М. (6 лет 1 мес.).Давайте в Элли и Тотошку играть!

Юля А. (6 лет 7 мес. ). Чур, я Железный дровосек!

Катя. Ая- Элли! Тотошкой будет Натагиа.

Наташа Н. (6 лет 5 мес.) кивает головой.

Катя (ставит два стула). Мы в этом домике живем. Поднялся ветер,и нас с Тотошкой унесло.

Катя и Наташа подбегают к ковру и падают на него.

Наташа. Мы все упали!

Юля (подходит к ним). Я — Железный дровосек! А вы кто?

Катя и Наташа встают.

Катя. Я — Элли с Тотошкой. Ой, Тотошка заговорил! (Обращаясь к Наташе.) Что ты мне скажешь?

Натагиа (встает на четвереньки). Ав-ав-ав! Где мы? Куда мы попали?

Оля (гладит Наташу по голове). В волшебную страну. Ты поэтому и говоришь. Давайте вместе дружить.

Катя. Мы согласны. Хорошо. О, как много цветов здесь растет! (Оглядывается по сторонам.)

Юля. Давайте цветы собирать. Это ромашки.

Делает вид, что рассматривает цветы. Наташа и Катя имитируют собирание цветов.

Катя. Какие красивые! (Рассматривает воображаемый букет.) А куда мы зайти?

Юля (подходит к окну). Это мой дом. Я здесь давно живу.

К Юле подходят Катя и Наташа, которая передвигается на четвереньках.

Катя. Железный дровосек, а можно к тебе зайти?

Юля. Заходите. Вы мои друзья. Я вас чаем угощу и конфетами. (Протягивает им раскрытую ладонь.)

Катя и Наташа делают вид, что берут воображаемые конфеты и едят их.

Наташа. Ух, как вкусно!

Воспитатель. Девочки, убирайте игрушки. Сейчас гулять пойдем.

Анализируя протоколы, нужно их сопоставить по следующим показателям: как изменяется с возрастом сюжет детских игр, например, бытовой, сказочный; как распределяются роли и возникает замысел (не формулируется до начала игры, неустойчив или формулируется заранее, развивается по ходу игры); с какими предметами действуют дети (реальными, воображаемыми, предметами-заместителями); как они взаимодействуют в процессе игры (отношения основаны на руководстве и подчинении или взаимном согласии, учете мнения и желания партнера); насколько развернута и для чего используется ролевая речь.

Протокол N 3 . Наблюдение за взаимоотношениями детей 5-6 лет

Лена В. (5 лет 7 мес.) (подходит к группе детей). Я дам конфетку и печенюшку тому, кто со мной играть будет. (Обращаясь к Гале Н.) Ты со мной не играла!

Галя Н. (5 лет 6 мес). Ну дай, пожалуйста!

Лена. Я тебе конфетку не дам, потому что ты со своей Мариночкой дружишь. А она со мной не хочет играть.

Света Р. (5 лет 4 мес.) (подходит к девочкам, обращается к Лене). А Юля со мной не хочет играть!

Лена (кричит). Где эта Юля? Если ты не будегиъ со Светой играть, то я заберу у тебя свою конфету!

Протокол N 4. Наблюдение за взаимоотношениями детей 6-7 лет

Юля Ш. (6 лет 1 мес.) входит в группу, подходит к Кате (6 лет 6 мес), выкладывает перед ней бумажных кукол.

Катя. Юля, это твои?

Юля. Да. Что, ты не видишь?

Юля. Это фрейлины. Я их из книги вырезала. Вот эти две трудно было, и мама мне резала.

Катя. Ух ты, какие красивые!

Юля. Я еще не все принесла. У меня столько платьев для них!

Катя. Принеси завтра.

Юля. Хорошо. Если мама разрешит, то принесу. Тебе какая больше нравится?

Катя (показывает). Вот эта. У нее волосы золотистые.

Юля. И мне тоже. Она самая красивая.

Катя хватает куклу.

Юля (громко, предостерегающе). Осторожней! Они же бумажные!

Катя. Я не буду больше дергать.

Воспитатель. Убирайте игрушки и стройтесь на зарядку!

Юля (обращается к Кате). Я отнесу их в свой гикаф.

Анализируя протоколы, нужно их сопоставить по следующим показателям: по какому поводу общаются дети разного возраста; какие средства общения используют и как; что служит причиной конфликтов и как они разрешаются; насколько у детей сформированы навыки культуры общения.

Второй способ — на лабораторных занятиях студенты распределяются по возрастным группам и проводят одну и ту же методику с 2-3 детьми Задача каждого из них при анализе данных выявить индивидуальные различия, а при коллективном обсуждении протоколов — возрастные. Приведем примеры протоколов.

Детям 6-7 лет предлагают закончить ситуацию. Эксперимент) проводится индивидуально.

Экспериментатор. Брат и сестра остались одни дома. [ Мальчик случайно толкнул чашку. Она упала и разбилась. Пришли! родители и спросили: «Кто это сделал?» Тогда мальчик] ответил.

Артем Н. (6 лет 7 мес). Он сказал, что это я.

Экспериментатор. Почему он так сделал?

Артем. Потому что надо говорить правду. А тогда, если бы ] он сказал неправду, то поругали бы сестру.

Катя П. (6 лет 6 мес). Я, я, я! Он дрожал от страха, но все\ равно сказал правду.

Катя. Потому что обманывать нельзя!

Лена К. (6 лет). Сказал, что не разбивал. Экспериментатор. Почему он так сделал? Лена. Боится, что папа будет ругать.

При анализе протоколов нужно определить, как влияет социальное окружение и воспитание на осознание детьми нравственных норм.

Третий способ организации лабораторных занятий состоит в том, что каждый студент проводит одну и ту же методику с 2-3 детьми разного возраста. В процессе анализа он должен выделить и обосновать возрастные различия изучаемого психического явления. Приведем примеры протоколов по описанию игрушек.

Володя У. (3 года 11 мес.) (описывает игрушечную козу). У нее рога. А еще у нее есть копыта. Она кудрявая немножечко. А еще больше нечего сказать. А еще траву ест. Звук издает: «Me».

Оксана С. (4 года 2-мес). Лягушка зеленая, а ротик красненький. Глазки зелененькие. И лягушка умеет прыгать. Лапки у нее красненькие.

Экспериментатор. Оля, опиши слоненка.

Оля П. (5 лет 7 мес). А слоненок прыгает да бегает. Скачет да скачет по лесу. Встречает мышку, говорит ей: «Я маленький слоненочек. Очень красивый. Я люблю пить. И есть тоже. Я живу в Африке».

Оля. У него маленький розовый язычок. А сам он такой светло-светло-коричневый. Глазки черненькие, зрачки. А сами беленькие. Сам он беленький, чуть-чуть. А на ушках и вот здесь темненькое .

Вера П. (6 лет 9 мес) (описывает куклу). Это кукла. Она большая и красивая. У нее голубые глазки, ротик бантиком. Волосы у куклы длинные, мягкие. Желтого цвета — золотые. На голове синий бант. У куклы красивое синее платье с белым кружевом. На ногах беленькие гольфики и синенькие туфельки. Кукла улыбается ей. У нее длинные черные ресницы. Розовые Щечки. В ушах — сережки.

При анализе протоколов нужно определить, как зависит от возраста детей полнота и точность описания предмета, выделение его признаков, использование прилагательных, слов с переносным значением, образных выражений; проследить связь воспринимаемого с прошлым опытом ребенка.

В процессе лабораторных занятий необходимо побуждать студентов не только анализировать, но и интерпретировать данные, активно используя теоретические знания.

Завершать курс изучения детской психологии может непрерывная психологическая практика. Она подводит итоги, обобщает полученные теоретические знания, закрепляет практические умения и навыки, выработанные в процессе лабораторных занятий. Она позволяет сформировать целостное представление о направлениях развития дошкольника, увидеть взаимообусловленность психических функций, многообразие их проявлений у конкретного ребенка. В течение 2 недель (это оптимальная продолжительность, как показала опробация) студенты изучают психические особенности одного ребенка 4-7 лет (см. табл. 1). Эта практика, как и лабораторные занятия, максимально ориентирована на будущую педагогическую деятельность, потому что помогает на деле увидеть взаимосвязь психологии и педагогики, учит применять теоретические знания в педагогической работе. Для этого проведение каждой методики завершается формулированием педагогических рекомендаций. Например, изучив проявления социальных эмоций, намечают пути и средства их развития. Или после изучения того, как ребенок осознает нравственные нормы, составляют текст консультации для родителей.

Психологическая практика позволяет студентам проявить максимальную самостоятельность в подборе материала для исследования, определения места методик в режиме дня.

Эта практика решает задачу комплексного использования методов детской психологии, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки и используется в разных целях. Наблюдение выявляет наиболее яркие психологические факты и гипотетически объясняет их. Эксперимент вскрывает психологические закономерности и механизмы, подтверждает или опровергает выдвинутую гипотезу. Беседа способствует уточнению сделанных выводов. Таким образом студенты подходят к мысли о том, что только комплексное, систематическое, последовательное изучение психики ребенка дает объективную и полную картину его развития. Поэтому, например,

(‘ Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Лабораторный практикум по психологии в системе подготовки воспитателей дошкольных учреждений // Инновационные методы обучения в вузе. — Мурманск, 199Э. — С. 40-44.)

сюжетно-ролевая игра сначала изучается путем наблюдения. Затем она организуется экспериментатором, когда ребенку предлагают выполнять главные и второстепенные роли, действовать с реальными, воображаемыми предметами, и предметами-заместителями. Игровые предпочтения изучают в беседе с ребенком, родителями, воспитателями. Ответы сопоставляют с поведением испытуемого в естественных и специально созданных условиях. Одновременно студенты получают возможность изучить особенности развития психики дошкольника во взаимосвязи с его социальным окружением.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

lektsii.org

Смотрите так же:

  • Урунтаева диагностика психологических особенностей дошкольников Урунтаева г а диагностика детей дошкольного возраста Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми //Избр. психологические произведения. - М. 1975. -С. 27-189. ВенгерЛ. Психологическая характеристика ребенка //Дошкольное воспитание. - 1977. - №5. - С. 40-46. Урунтаева Г.А. Афонъкина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М. […]
  • Как быстро растет новорожденный ребенок Развитие новорожденного по неделям: как растет малыш Наконец свершилось то, чего вы так давно ждали: у вас родился малыш! Для него в этом мире все новое и неизвестное. В течение первого месяца жизни, кроха будет тщательно изучать этот мир, привыкать к нему и, конечно, стремительно расти. В течение этого времени малышей называют […]
  • Развитие произвольности детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по развитию внимания произвольности и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с СГДВ Одной из ведущих проблем современного общества является ухудшение здоровья детей. По данным различных специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии. В структуре патологии стали лидировать […]
  • Чтение детям моя семья Проектная деятельность средней группы на тему: «Моя семья» Проектная деятельность средней группы на тему: «Моя семья» Дата, период реализации проекта: с 14 января по 28 февраля Проект: средней продолжительности, информативно - творческий, групповой Цель проекта: формировать у детей понятие «семья», воспитывать любовь и уважение к семье, […]
  • Почему ребёнок так сильно толкается 20 Неделя беременности ребенок сильно толкается Ребенок сильно толкается в животе Первые слабые шевеления ребенка будущие мамы начинаются чувствовать уже с 17-20 недели. Первое время движения крохи не причиняют беременной неудобств, но, со временем, шевеления могут доставить маме немалый дискомфорт, вплоть до бессонницы. Что делать, […]
  • Нимесулид суспензия инструкция по применению детям "Нимулид" (суспензия): инструкция по применению Препарат "Нимулид" - это популярное лекарственное средство, эффективно устраняющее жар и боль. Для некоторых родителей этот медикамент стал настоящим спасением, ведь порой температура у ребенка поднимается невероятно быстро, а снизить ее до приемлемых показателей удается не сразу. В этом […]
  • Гимнастика для глаз у детей дошкольного возраста Гимнастика для глаз: для дошкольников Одним из самых важных органов чувств, которыми нас наделила природа, являются глаза. Для того чтобы зрение не ухудшалось, нужно проводить гимнастику для глаз. В зависимости от того, какое зрение у ребенка, можно делать вывод о его развитии. Так как хорошо видеть окружающий мир также важно, как и […]
  • Ирс-19 инструкция по применению детям ИРС 19: инструкция по применению для детей и взрослых ИРС 19 относится к фармакологической группе противобактериальных вакцин. Его основу составляют лизаты патогенных бактерий — возбудителей самых распространенных респираторных инфекций. Он действует многопланово, одновременно стимулируя, как неспецифические, так и специфические […]