Музыкальный фольклор как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников

Музыкальный фольклор как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Меткость русского фольклора феноменальна и поразительна.

Сказано в XVIII веке:

«От трудов праведных не поставить палат каменных».

Одной из главных задач во всестороннем развитии личности дошкольника является эстетическое развитие дошкольника на основе русского народного музыкального фольклора.

Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, поиску инновационных методов обучения и воспитания.

Главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Музыкальный фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка.

Значительную роль в воспитании дошкольника играет приобщение его к народной песенной культуре. Народное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Наблюдая за ребёнком во время творческой деятельности, можно судить о разнообразии способностей ребенка, так как творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Анализ методической литературы и практики музыкального воспитания дошкольников выявил ряд противоречий между:

• Потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью реализации их на практике;

• Между культурой быта в семье и прививаемой в ДОУ традиционной народной культурой.

Эти противоречия помогли определить проблему, состоящую в:

• поиске путей оказания помощи дошкольникам в развитии музыкальных способностей.

Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

• выделено рабочее определение понятия «музыкальные способности»;

• определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкальных способностей старших дошкольников;

• включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию музыкально-творческих способностей дошкольников.

• Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной

• Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;

• Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народных танцев, хороводов;

Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности;

В ходе работы использую следующие методы:

• Анализ методической литературы;

• Анализ продуктов детской деятельности.

Анализ наблюдения за развитием певческих навыков позволяет выявить ряд недостатков:

• Напряжение в пении:

• Неправильную певческую установку;

• Зажатость, не эмоциональность исполнения.

Работая с детьми по устранению недостатков по развитию певческих навыков, я использую метод соревнования между рядами. Каждый ряд старается спеть лучше, выполняя правила пения. Это повышает интерес детей к пению.

Большое внимание уделяю дикции. Одним из сложных навыков для детей является чистота интонирования. Дети с фальшивым пением прислушиваются к пению детей с чистой интонацией голоса.

Работая над ритмическим рисунком песни, использую хлопки в ритме мелодии, шумовые музыкальные инструменты.

Условия активизации певческих навыков:

• Ребенок должен понимать, чего нужно добиться, выполняя задание;

• Знать, чего он достиг, выполняя то или иное упражнение;

• Повторение упражнения должно быть направлено на устранение недостатков.

В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к ребенку. Стремиться к тому, чтобы дети со средними музыкальными данными приобретали правильные навыки.

В своей работе я использую распевки с элементами игры; игры на развитие правильного звукообразования; песенки-игры для развития певческих навыков; народные попевки, упражнения для развития дыхания, дикции и голоса.

В результате у детей наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается положительно на качестве пения и благотворно влияет на развитие музыкальных способностей детей.

Для более успешной работы в развитии музыкально – творческих способностей детей средствами музыкального фольклора необходимо привлекать родителей: нужно проводить больше бесед с родителями и чаще привлекать для проведения совместных мероприятий.

Развитию творческих способностей дошкольников также способствуют педагогические условия:

• Методическая музыкальная литература, программы по музыкальному воспитанию. Основным условием в реализации программ является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

• Успеху педагогического процесса способствует организация уютного обучающего пространства, где воссозданы элементы народного быта, насыщение его подлинными предметами, традиционными игрушками. Мы его назвали «Русская изба». Сейчас в музее много подлинных предметов крестьянского быта, изделия народных промыслов, рукоделия.

• Приобщение детей к традиционной культуре осуществляется посредством проведения специально разработанных комплексных музыкально- фольклорных занятий. Наряду с изучением народно-обрядовой культуры России проводится вокально-хоровая работа.

• В своей работе использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям.

• Кружковая работа направлена на развитие творческой личности. В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, театрализация игровых песен, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.

• Планирование работы осуществляется на основе народного календаря. Итог этой работы – проведение народных праздников. При подготовке и проведении народных праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.

Таким образом, задача приобщения дошкольника к народной культуре является актуальной темой. Дети становятся активными участниками праздников и развлечений, посвященных народным праздникам; принимают участие в концертах для родителей и для детей младших групп; принимают участие в городских музыкальных смотрах и конкурсах.

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора АКТУАЛЬНОСТЬ: Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Детский фольклор — это целый мир – яркий, радостный,.

Презентация: Фольклорное объединение «Ладушки» клуб «Юность». Центр Развития Творчества Детей и Юношества Программа «Ладушки»имеет художественно-музыкальную направленность. Детский фольклор.

www.maam.ru

Глава 1. Теоретические основы развития способностей средствами музыкального фольклора

1.1. Психолого-педагогический аспект развития способностей детей дошкольного возраста

Проблема природы человеческих способностей, их структуры и механизма развития вплотную смыкается с классическими проблемами человеческого бытия, волновавшими мыслителей на протяжении тысячелетий. Преемственная линия развития учения о способностях как индивидуально психологических явлениях начинается с глубокой древности. Высказывания Парменида, Гераклида, Эмпедокла, Гиппократа, живших до нашей эры, содержали в себе основные линии взглядов на способности. Однако эти философы, говоря по существу о том, что мы теперь называем «индивидуальными различиями» и «способностями», еще не знали таких понятий [78,C.54].

Понятие о способностях, идею об их изменчивости в науку ввел Платон. Он впервые наиболее фундаментально разработал теорию творчества. Источ­ником творческого порыва, по мнению Платона, является одержимость, безу­мие, божественное наитие. Творить творец может тогда, когда сделается вдох­новенным и не будет в нем рассудка. А пока у человека есть рассудок, он не способен творить и пророчествовать. Творец не имеет должного опыта ни в од­ной из наук, но имеет свое особое назначение. Предпосылки творчества содер­жатся в человеческой природе, в присущем ей чувстве гармонии и ритма. Помимо процесса создания нового, Платоном было замечено особое воз­действие искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться во внутренний мир человека и не только временно подчинять своему влиянию, но и менять, формировать характер, лепить его душу. Самым проникающим в глубь души видом искусства Платон считал «мистическое искусство» (звучание песен), где ритм и гармония несут благообразие. Ученый выделил две стороны творчества: творец, интуитивно создающий произведение искусства, и зрители, воспринимающие и определяющие ценность данного произведения с эстетиче­ской и реалистической точек зрения. Вслед за Платоном анализом философской сущности творчества занимался Аристотель, который под творчеством понимал процесс создания произведения искусства. С точки зрения философии, творчество есть инстинктивно-интуитивная практическая деятельность человека, направленная либо на порождение внешнего произведения путем подражания, независящее от самого творца, либо на деятельность по организации психологического опыта человека [7,C.105].

Несмотря на некоторые отличия, большинство философов выделяют три основные составляющие творчества: опыт человека, «божественное наитие» (интуицию) и практическую деятельность по созданию произведения искусства. Механизмы мышления в творчестве, по мнению философов, обращаются: сознание и творчество не сопоставимы, противоположны.

Попытки философского осмысления человеческих способностей мы находим в трудах философов начала нашей эры Аврелия, Галена, Августина, Фараби, Ибн Сина, Аквинского Ф. Заложенное Платоном и Аристотелем учение о способностях как свойствах психики развивалось Ибн Аль-Хайсамом. Эти по­пытки древних ученых — понять способности человека — и сегодня представляют собой одну из основополагающих тем философских изысканий. Творческие же способности как психические свойства человека не были в поле зрения философов древности [7,C.245].

Дальнейший вклад в учение о способностях сделали западноевропейские философы- материалисты Спиноза, Гельвеции, Дидро. Дидро, Гельвеции в сво­их теориях провозгласили врожденность способностей и сводили их к задаткам. Дидро отстаивал теорию наследственных способностей, а Гельвеции защищал теорию приобретенных способностей, отрицающую значение природных предпосылок, считающими способности лишь средой и воспитанием. Одной из самых сложных и интересных проблем пси­хологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Психические свойства и качества людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. И это прекрасно. Потому-то так и интересны люди, что они разные. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно способ­ности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.

Способности — это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. «Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека — продукт истории, — писал С.Л. Рубин­штейн. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусства» [71,c.248]. Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей. Задатки — это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения. Не следует думать, что каждой способности соответ­ствует особый задаток. Задатки многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей, на их основе могут выработаться разные способности в зависимо­сти от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить своеобразие раз­вития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности. Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности.

Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способность есть понятие динамическое — существует только в движении, только в развитии. По мнению С.Л. Рубинштейна развитие способностей совершается по спирали:

реа­лизация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня [71,c251]. Прихожан А.М. выделяет два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное [71,c252]. Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области. Специальные способности — это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку дости­гать в ней высоких результатов. Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества.

Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способно­сти уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн — в 4 года, Я.Л.Ф. Мендельсон — в 5 лет, С.С. Прокофьев — в 8 лет! Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля — в 8 лет, у Б. Микеланджело — в 13 лет, у А. Дюрера — в 15 лет [71,c257]. Значительный вклад в разработку общей теории способно­стей внес наш отечественный ученый Теплов Б.М. Он предложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Теплова Б.М. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями назы­вают не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [63,c.375]. Способности, считал Теплов Б.М., не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользо­ваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями таки­ми сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности [63, c.375]. Становление специальных способностей, по мнению Немова Р.С., активно начинается уже в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Выготский Л.С. называл зоной потенциального развития. Деятель­ность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имею­щихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то стано­вится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков[63,c.389]. Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей дея­тельности в актуальную потребность человека. В русле рассмат­ривавшейся уже нами теории социального научения особо под­черкивалось то обстоятельство, что для приобретения и закреп­ления у человека новых форм поведения, необходимо науче­ние, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей — это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

Важным моментом развития человеческих способностей явля­ется их компенсируемость, причем это относится даже к тем спо­собностям, для успешного развития которых необходимы врож­денные физиологические задатки. А.Н Леонтьев показал, что опре­деленного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспо­соблено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух тра­диционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е. воспроизводить их часто­ту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха [63,с.390]. Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности. В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов: музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое) [44,c.30]. Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

studfiles.net

развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора

Глава I. Теоретические основы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора

1.1Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей дошкольников ………………………………………. 7

1.2 Особенности развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………. 17

1.3Характеристика видов народного фольклора по программе О.Л Князевой, М. Д. Маханевой……………………………….…. 27

1.4 Методика использования музыкального народного фольклора

в старшем дошкольном возрасте…………………………………. 36

ГлаваII. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального народного фольклора

2. 1 Исследование уровня развития музыкальных способностей у детей

старшего дошкольного возраста…………………………………. 44

2.2 Педагогическая работа по развитию музыкальных способностей у

детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального

2.3 Выявление эффективности педагогической работы по развитию

музыкальных способностей средствами народного фольклора…..66

2.4 Разработка рекомендаций по применению различных видов

народного фольклора для воспитателей в педагогической

Интонация, мелодия, лад, ритм гармония

отражают окружающую нас действительность – природу,

мир человеческих чувств, историю, будущее человечество

Музыка — источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности положительно влияют на формирование его голосового аппарата и развитие слуховой активности.

С древности движения с пением, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящее здоровье физическое и духовное. Хороводные игры с пением инсценировали, развивали у детей творческие музыкальные способности, сценическую деятельность[6,17]

Музыкальное воспитание рассматривается как основной путь и средство овладение музыкальными знаниями, умениями навыками в различных видах музыкальной деятельности. Оно должно иметь развивающий характер и строится на основе глубокого изучения педагогом ребенка, знаний его возрастных и индивидуальных особенностей, закономерностей его музыкального развития.

Программа музыкального воспитания под редакцией Ольги Львовны Князевой обеспечивает умственное и музыкальное развитие ребенка. Она содержит разнообразные сведения о музыкальном фольклоре, народных инструментах, средствах музыкальной выразительности. Этот материал имеет познавательный характер, обогащает интеллектуальный мир ребенка. Занятия, построенные в разнообразных формах, в том числе в традиционных и народных формах, способствуют накоплению словарного запаса, формируют у детей такие интеллектуальные умения как, сравнение, анализ, сопоставление, запоминание.

Музыкальное развитие – это процесс становления и развитие музыкальных способностей на основе природных задатков, а так же развитие познавательных процессов/ [4,16]

А. Н. Серов, музыкант и критик 19 века, считал, что приобщая детей к русским народным песням, происходит не только развитие личности ребенка, его музыкальных, творческих способностей, но и воспитание народной мудрости, складывающейся столетьями.

М. И. Глинка использовал русский музыкальный фольклор для обогащения музыкальных произведений родными, русскими интонациями песен, закличек, музыкальных игр и хороводов, чтобы простой русский народ слушал, пел, развивался своей музыкой, своей музыкальной культурой.

Музыкальный фольклор явление синкретическое, в нем неразрывно связано, музыка, пение, движение и игра на доступных народных инструментах.

Большой вклад в педагогическую пропаганду детского фольклора внесли Г. Виноградов, М. Мельников, Г. Науменко. Они собирали жанры колыбельных, крестьянских песен; пестушки, потешки, прибаутки обрабатывали и систематизировали их в сборники народного музыкального фольклора.

Большой вклад в развитие представления целостности педагогического процесса уже в наших социально – экономических условиях внесли А.П. Пинкович, С.Т. Шацкий, М.М. Рубинштейн. Их усилия были направлены на углубление изучения обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов, личность не формируется по частям. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоничное взаимодействие. В нем непрерывно происходит движение, в каждом акте педагогического взаимодействия решаются не только прямые, доминирующие задачи, но и подчинение задачи развития всех сторон личности. Это достигается всесторонним охватом основных видов деятельности, их сочетанием и взаимообогащением.[5,37]

Тема выпускной квалификационной работы можно считать актуальной. Музыкальный фольклор имеет большую воспитательную ценность для духовного развития ребенка, его музыкальных, творческих способностей, общей и музыкальной культуры.

Объект исследования: развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: народный фольклор как средство развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить возможности музыкального фольклора в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: использование различных видов народного фольклора, будет способствовать развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

1. .Изучить музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей дошкольников

2. Рассмотреть музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста

3. Охарактеризовать виды народного фольклора способствующих развитию музыкальных способностей

4. Изучить методику использования музыкального народного фольклора в старшем дошкольном возрасте

5. Провести опытно экспериментальную работу по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

6. Разработать методические рекомендации воспитателям по применению народного фольклора в педагогической деятельности

1. анализ, сравнение, систематизация, обобщение материала на основе изучения музыковедческой музыкально-педагогической литературы.

2. Обобщение и систематизация теоретического материала.

3. Беседы с воспитанниками.

5. Количественная и качественная обработка материала.

Опытно экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Ильинский детский сад».

Структура выпускной квалификационной работы:

Выпускная квалификационная работа состоит; введение, двух глав, носит

теоретический и практический характер. В первой главе раскрываются

теоретические аспекты народного фольклора, характеризуются музыкальные

способности детей старшего дошкольного возраста, классифицируются виды

народного фольклора, способствующие формированию развития музыкальных способностей. Во второй главе отражены результаты опытно —

экспериментальной работы по исследованию и развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через средство синтез народного фольклора.

ГЛАВА I. Теоретические основы развития музыкальных способностей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора

1.1 Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей дошкольников

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является музыкальный фольклор, который распространенно трактуют как устное народное творчество. Слово «фольклор» в буквальном смысле означает «Народная мудрость».

В толковом словаре русского языка понятие «фольклор» рассматривается именно как синоним категории «народное творчество» и определяется, как художественная, коллективная, творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусства.[17, 855]

По мнению известного фольклориста А.М. Мехнецова в таком положении определение «народное» интерпретируется как антитеза профессиональной деятельности. При таком подходе традиционная народна культура и её звенья — фольклор, обрядово-праздничные формы, художественные промыслы и другие — теряют свои существенные характеристики на уровне функционирования, смыслового наполнения, понимаются лишь как часть области художественной самодеятельности.

Важным становится замечание Б.Н. Путилова о том, что «фольклор нигде и никогда не живёт как искусство в собственном смысле слова, то есть как феномен, имеющий цель в самом себе, предназначенный для решения преимущественно художественных задач. Его эстетическая сущность, так или иначе, обнаруживает себя в рамках специфических внеэстетических задач; более того она и определяется ими».

Как известно, традиционные народные песни могут быть обязательно составляющей какого-либо действия или обряда, то есть быть приуроченными, а могут исполняться независимо от перечисленных обстоятельств в любое время, по желанию исполнителей, то есть быть не приуроченными. В определении жанровой классификации фольклора придерживаемся позиции «Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведение целого народа», — писал в свое время видный русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов, но фольклор — это не только народная мудрость, это еще и проявление души народа. Нельзя спутать русскую песню или грузинскую, негритянскую или блюз, как нельзя неаполитанский напев спутать с шотландским наигрышем. Потому что каждая из них — порождение всей жизни народа, его истории, его быта.[2,265]

Народная песня, и шире — весь музыкальный фольклор, — это основа профессионального композиторского творчества. «Создает музыку народ, а мы, художники, ее только аранжируем», — сказал когда-то Михаил Иванович Глинка. Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. И вся без исключения русская музыка проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык Бойчук И.А, Попушина Т.Н. [8,27]

Применение на музыкальных занятиях, элементов народного музыкального фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста.

В программных занятиях с детьми, воспитатели используют музыкальный народный фольклор в разных видах педагогической деятельности (потешки, пословицы, поговорки, считалки, подговорки, заклички, припевки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятию. [18,24]

В прослушивании музыкальных произведений на занятии, преподаватель подбирает маленькие отрывки из русских народных сказок, пословицы, поговорки, что позволяет развивать и формировать нравственно-эстетические, патриотические идеалы, понимание прекрасного, формирование здорового образа жизни.

В процессе разучивания песен в своей работе воспитатель использует песенки — потешки, песенки — пестушки, заклички, скороговорки, для достижения художественно-выразительного и качественного исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования мелодии, формирования музыкально речевой активности.

Использование устного народного фольклора на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста показывает высокую практическую значимость. Расширяется кругозор детей, у них формируется любовь и уважение к русским народным традициям. Значительно повышается музыкально-речевая активность, что вместе с тем способствует обеспечению эмоционального — психологического комфорта и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях.[7,27]

Музыкальному фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Музыкальный фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.[13,75]

Особенностью музыкального фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Основная установка при организации процесса приобщения детей к истокам культуры заключается в том, что приобщение должно быть активным.[4,152]

В некоторых исследованиях предпринимаются попытки наметить пути духовного развития детей, которые можно обобщить следующим образом. Нравственно-эмоциональное развитие детей является важнейшим условием нравственной отзывчивости человека, следовательно, его нравственной воспитанности. Такое развитие, по мнению А.А. Данилова и А.Д. Кошелевой, побуждает к конкретному поступку, стимулирует практические действия. Чем глубже и ярче переживания, тем устойчивее и полнее нравственные понятия чувства, возникшие на их основе. Педагогами экспериментально доказано: если постижение нравственных ценностей затрагивает не только разум, но и чувства ребенка, то они становятся регуляторами его поведения.

Нравственное воспитание до сих пор осуществляется в словесных формах. Полученные таким образом знания недостаточно влияют на поведение, формируя личность, беспомощную в ситуациях свободного выбора.[4,33]

В.Д. Колесов считает, что необходимо с самого раннего детства формировать индивидуально-личностную основу поведения через духовное общение. При этом прочно устанавливается приоритет общечеловеческих ценностей, формируется широкий взгляд на природу, общества, глобальные проблемы общечеловеческой культуры. Педагогический процесс дошкольного учреждения необходимо насытить активными формами приобщения ребенка к культурному наследию народа.

Возможность народной культуры, как отмечает А.А. Данилов во всей работе «возрождение национальной культуры», заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро – зло, щедрость – жадность. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. По мнению А.П. Усовой маленьким детям еще недоступно сознательное усвоение понятия Родина, патриотическое воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для него.[5,81]

Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно другому любому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так, как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний Д.С. Лихачев». [5,83]

Детский музыкальный фольклор — неотъемлемая часть традиционной устной культуры, она включает, с одной стороны, произведения, обращение к детям, с другой — собственно детское творчество. Детский музыкальный фольклор всегда привлекал внимание не только фольклористов и этнографов, но и педагогов — ученых, стремящихся проникнуть в суть народной педагогики. Раздел этнологии и педагогики, изучающих традиционный народный опыт воспитания детей, называется этнопедагогика.[22,6]

В детском фольклоре В.Я. Пропп выделяет колыбельные песни, потешки, прибаутки, детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни)

Детский музыкальный фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них — влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.[3,53]

Большой вклад в собирание и педагогическую пропаганду детского фольклора внесли такие крупнейшие исследователи как Г. Виноградов, М. Мельников, Г. Науменко. Творчество взрослых, обращенное к детям, представлено в основном жанрами колыбельных, крестьянских песен. Среди других характерных жанров отметим пестушки, потешки, прибаутки. С самого рождения ребенка сопровождали особые песни, направленность которых была педагогической.

Музыкальный фольклор – явление синкретическое, говоря проще, в нем неразрывно связано – музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора: народная песня, народная хореография, народные хороводные игры, народные музыкальные инструменты.

Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка, в которых и развиваются его музыкальные способности: слушание – восприятие, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах. [5,9]

Русская песня – это то, что вдохновляет на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами. Поэтическими оборотами (зимушка – зима, травушка – муравушка, рассыплются яблонькой, Ваня – простота, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сени), они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Гармошка – говорушка», «Балалайка», « Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.

Песни детских фольклорных жанров складываются из простейших, небольших по объему ритмомелодических интонаций. Небольшой объем попевок соответствует не только более древним ладам народной музыки, но и традиционному объему музыкальной памяти.

Детские фольклорные песенки – это не столько произведения для исполнения и слушания, сколько игровые модели, на основе которых может развернуться увлекательная игра. Проигрывание детьми прибауток, потешек, песенок полезно как для развития их воображения и эмоциональной отзывчивости, формирования навыков невербальной коммуникации, так и для координационного – двигательного развития в целом.

Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров. [13,55]

Колыбельные песни — в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока.

Пестушки — это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят.

Подговорки — это малый фольклорный жанр, в котором в игровой стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевальных движений, его название.

Применение поговорок способствует усвоению танцевальных, игровых движений, комплексному развитию личности, созданию комфортной обстановки для эмоционально-психологической разгрузки на музыкальных занятиях.[8,37]

Частушки – это короткая, из двух или четырех строчек, песенка. Обычно на одну мелодию поется несколько частушек, следующих одна за другой. Недаром слово «частушка» произошло от слова часто. Частушки бывают шутливые, веселые, озорные. Их исполнение, как правило, сопровождается ритмичным притопыванием, перестуками каблуков, звонкими выкриками. Но бывают и лирические, задушевные частушки. Их называют страданиями. В старые времена молодежь часто собиралась на посиделки, зимой – в чьей либо избе, а летом – на околице, завалинке

Загадки – известно, как привлекают детей загадки. Обычно знакомство с ними начинается с фольклорных загадок, они не только развивают ребенка, но и приобщают его к живой выразительной народной речи.[20,86]

Прибаутки — песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке — золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке — рябее; о зайчике — коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет, движение — основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток, колокольным звоном: “Тили — бом, Тили — бом”.

А знакомство с пословицами и поговорками и пропевание их неопределенной высоте не только развивают музыкальные способности, приближает к идеалу нравственности, к тому, какой должен быть человек: честным, физически сильным, трудолюбивым писала Куприна Л.С. [8,29]

Традиционную культуру своего народа городские дети воспринимают как чужую. В тоже время «этнографическую компетентность» дошкольника можно охарактеризовать как первичное накопление. Интерес к теме возникает у него лишь тогда, когда затронута его эмоционально чувствительная сфера. Решается эта задача включением в ход занятий игр элементов театрализации, фольклора (сказки, загадки, пословицы, поговорки) с музыкально двигательными элементами. Иными словами знакомством с музыкальным народным творчеством, с подлинными предметами старины направлено на усвоение опыта, накопленного нашими предками в течение веков.

В свою очередь музыкальный фольклор, затрагивая эмоционально-чувствительную сферу, делает занятия более яркими, образными, интересными. Вот почему необходимо обращаться к текстам народных сказок, тех, что живут тысячалетия, «доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы…воспитывают любовь к родной земле» уже потому, что это творчество народа (В. А. Сухомлинский).[7,60]

Таким образом, рассматривая и изучая теоретические аспекты музыкального народного фольклора, можно сделать вывод, что народный музыкальный фольклор явление синкретическое, состоящие из музыки, пения, движения «игры на детских музыкальных инструментах, связанные с народной тематикой (потешками, прибаутками, пестушками, подговорками, частушками, детскими фольклорными песенками, музыкальными хороводными играми).

Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, развивать у детей навыки и умения во всех видах музыкальной деятельности, их музыкальных способностей, без которых невозможна творческая активность, самостоятельность применения этих знаний в различных формах народного фольклора.

1.2 Особенности развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Основная цель музыкального воспитания – это формирование музыкальной культуры, которая реализуется через развитие музыкальных способностей дошкольников.

Выявляются основные музыкальные способности.

1. Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.

2. Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движение

3. Музыкально — ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Б.М. Теплов отмечал, что музыкальность свойственна всем детям и вместе с тем у разных детей музыкальность различная. Сквозная идея Б.М. Теплова – мысль о том, что применение к жизни общих психологических закономерностей всегда должно опосредоваться знаниями индивидуальных различий. В своей монографии «Психология музыкальных способностей» Ветлугина определяет понятия, описывает характеристики основных средств музыкальной выразительности и дает рекомендации по развитию основных музыкальных способностей. Основополагающий принцип «Неразвивающихся способностей нет, способность существует только в движении, только в развитии» [12, 33]

Центральным в проблеме способностей является вопрос об их наследуемости. Обусловленность проявления различных способностей ярче всего была представлена в концепции Френсиса Гальтона. Он стал последовательным “дарвинистом” и связал в своих трудах идею наследования способностей и талантов человека с принципами естественного отбора и выживаемости видов. Но с момента выхода работ Гальтона, идеи, выраженные в них, подвергались постоянной критике и сомнению в их правомерности. Было накоплено большое количество данных, в которых, с одной стороны, представлены доказательства наследуемости природных способностей, а с другой – зависимость проявлений способностей от благоприятных или неблагоприятных условий внешней среды.[6,77]

В развитии способностей большую роль играет сам человек. Можно найти много примеров из жизни, когда, например, в результате самовоспитания и упорной работы над собой музыкант может компенсировать у себя многие недостающие психологические качества для выполнения той работы, которая ему нравится или которую ему приходится выполнять в силу сложившихся жизненных обстоятельств.[14,37]

Для музыковедческой деятельности наиболее важным моментом оказываются способности к аналитическому и образному мышлению, умение передавать свои мысли и чувства хорошим литературным языком так, чтобы потенциальные слушатели захотели бы после знакомства с музыковедческим трудом еще раз непосредственно обратиться к музыке.

Для композитора самым важным является стремление переводить свои жизненные впечатления на язык музыкальных образов.

Итак, способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Они развиваются из задатков человека, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью.[17,757]

Человек, не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности. Они развиваются в течение всей его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности — прижизненное, а не врожденное образование.

Различают общие и специальные способности. Качество ума, памяти, наблюдательность относятся к общим способностям, так как они необходимы в широком круге деятельности. Специальные способности находят применение в более узких областях деятельности человека. Наличие общих и специальных способностей необходимо для успешного выполнения той или иной деятельности.[15,9]

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Следует учитывать, что на основе одних и тех же задатков музыкальные способности могут развиться или же не развиться. Здесь многое зависит от окружения ребенка, от условий музыкального обучения и воспитания, повседневной заботы об этом родителей. Если же ребенка, пусть даже музыкально одаренного, не приобщают к музыкальному искусству, если он не слушает музыку, не поет, не играет на инструментах, то его задатки не развиваются в способности. Итак, задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей, а сами способности, по словам профессора Б. Теплова, «всегда являются результатом их развития».[16,5]

Музыкальные способности не являются врожденными, они развиваются в процессе музыкальной деятельности человека. Их развитие в значительной степени зависит от влияния социальных условий, окружающей среды и, в особенности, от характера, содержания и формы музыкального воспитания. Хотя иногда, пытаясь доказать врожденность музыкальных способностей, приводят примеры выдающихся способностей у представителей одной семьи на протяжении многих поколений. Имеются достоверные данные о том, что из семьи Бахов вышло около 60 музыкантов, из которых 20 – выдающихся, в том числе великий Иоганн Себастьян Бах. Разумеется, мир музыки, господствовавший в этой семье, всячески способствовал развитию музыкальных дарований. Однако из этого нельзя делать вывод, что музыкальные способности имеют наследственный характер, хотя возможны наследственные особенности строения органов слуха.[1,27]

Психологи, педагоги, музыканты ведут большую исследовательскую работу, в том направлении существуют многочисленные попытки дать определение музыкальности, ее основных признаков и их взаимоотношений. Эти определения обосновываются методологическими позициями авторов. Так известный немецкий ученик Г. Ревеш объяснял музыкальность как единое целостное явление, которое не поддается никакому анализу и не допускает его. «представители психологии», наоборот, скрупулезно изучили психические проявления, рассматривая их изолировано, по элементам. Была проведена тщательная классификация многочисленных музыкальных способностей, которая в современной литературе поддерживается многими авторами. Считается, что она раскрывает структуру музыкальности и позволяет хорошо изучить эти проявления детей путем применения народного фольклора. Оценивая точку зрения К. Сишора, советский психолог Мясищев подчеркивает, что если способности раньше рассматривали как изолированное свойство, то сейчас их рассматривают в тесной связи с окружающей действительностью, в том числе и с музыкальным народным фольклором. [4,32]

Музыкальные способности формируются и проявляются только в процессе музыкальной деятельности. Наличие определенного фонда знаний, умений и навыков не дает возможности достаточно полно характеризовать музыкальные способности.

Специальные или основные музыкальные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Музыкальная способность формируется в активной деятельности музыкального слуха. Исследованием проблемы развития музыкального слуха, как важнейшего звена музыкальных способностей, занимался Б. В. Асафьев. По его мнению, слуховому аппарату человека присущи врожденные качества активного слушания; задача музыканта – воспитывать и развивать слуховую деятельность. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.[16,9]

По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзитивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкальных способностей ребенка уйдет невосполнимо.

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в нас

Автор: Черепенина Нина Константиновна

pedportal.net

Смотрите так же:

  • Можно ли возить ребенка на кладбище Можно ли брать грудного ребенка на кладбище Можно ли ходить на кладбище с грудным ребенком? Далеко не у каждой женщины есть родственники или друзья, с которыми можно было бы оставить грудного или маленького ребёнка. Что же делать, годами не ходить на могилы близких? На кладбище воздух свежий, потому что на многие километры лишь деревья […]
  • Массаж для 4-х месячного ребёнка Меню 4 х месячного ребенка искусственника Давайте разберем меню ребенка в 4 месяца. Основой по-прежнему остается грудное молоко (или адаптированная смесь). В дополнение для разнообразия можно вводить такие продукты: яичный желток, фруктовое пюре, сок, творог. К 4 месяцам организм младенца немного окреп, и можно вводить новую пищу, […]
  • Положение об отделение социальной помощи семье и детям ГБУ СОН АО "Красноборский КЦСО" Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Архангельской области «Красноборский комплексный центр социального обслуживания" Положение об отделении соц. помощи семье и детям ГБУ СОН АО «Красноборский КЦСО» Положение об отделении социальной помощи семье и детям […]
  • Гендерное воспитание детей младшего возраста Гендерное воспитание детей младшего возраста 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Работа выполнена в ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Трубайчук Людмила […]
  • Упражнения для 7 месячных детей Гимнастика 4 месячных детей видео Гимнастика для грудничков: видео Чтобы гимнастика оказалась полезной для малыша, необходимо учитывать особенности опорно-двигательного аппарата грудничков. Мышцы, связки, кости у крохи ещё до конца не сформированы, очень нежные и хрупкие, поэтому физические упражнения не должны превышать возрастные […]
  • Образовательная программа для детей с задержкой психического развития Примерная адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития Автор публикации: Котоманова Л.Д. Дата публикации: 2016-09-06 Примерная адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является […]
  • Как педагог может помочь развитию ребенка Эссе «Моя профессия-педагог» Голуб Оксана Николаевна Эссе «Моя профессия-педагог» «Педагогом не рождаются, педагогом становятся» Я считаю, профессия педагога – одна из важнейших в современном мире, в котором ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и […]
  • Стоматит у детей 15 года лечение Чем лечить стоматит во рту у детей Отказ ребенка от еды, беспричинные капризы, повышение температуры и появление болезненных язвочек в полости рта – все эти симптомы сопровождают такое неприятное заболевание как стоматит. Чтобы быстро помочь малышу, важно правильно диагностировать вид патологии и как можно быстрее начать […]