Приемы и методы обучения — факторы, влияющие на качество знаний, развитие творческих и умственных способностей, учебной деятельности

Основные особенности приемов и методов обучения

Одной из основных особенностей учебного процесса является двусторонняя активность, которая проявляется и со стороны педагога, и со стороны учащихся. На развитие этого процесса во многих аспектах влияние оказывают приемы и методы обучения.

Такие способы взаимодействия обучающего и обучаемых, которые направлены на совместное решение образовательных задач, называются методами обучения. Прием представляет собой одну из отдельных сторон метода или одну из его составляющих. Поэтому приемы и методы обучения пребывают в постоянном взаимодействии, влияя один на другой. Как пример можно рассмотреть метод работы учащихся с учебной литературой. Он предусматривает применение таких приемов, как конспектирование, составление тезисов, плана и тематического словаря, цитирование, написание рецензии.

О том, как приемы и методы обучения могут оказывать взаимовлияние, свидетельствует и тот факт, что методы включают отдельные приемы. Например, построение схематической модели является элементом метода работы с учебной литературой и в то же время составной частью подачи материала преподавателем, когда перед учащимися ставится задание создать опорный конспект на основе нового изучаемого материала.

В отдельных случаях применяемый способ обучения может выступать то как отдельный метод, то как прием. Так, объяснение материала является методом обучения, но если в процессе анализа ошибок или практической работы педагог прибегает к объяснению, то это уже прием, из которого состоит метод практической работы.

Впрочем, приемы и методы обучения иногда могут быть взаимозаменяемыми. Так, если во время урока учитель использует метод подачи нового материала и обращается к чертежам, графикам, рисункам в учебнике для большей наглядности и лучшего усвоения изучаемого, это будет являться приемом. Если же во время занятия используется метод работы с учебной литературой, и преподавателю необходимо дать объяснение какого-то отдельного понятия или термина, то такой способ уже будет выступать в качестве дополнительного приема.

Таким образом, методы, используемые во время обучения, состоят из двух видов методов — преподавания и обучения.

Виды педагогических приемов в обучении

Все современные формы обучения своей целью видят повышение интереса к познавательной деятельности и обучению, а это будет способствовать более результативному и эффективному образовательному процессу. Поэтому основные педагогические приемы обучения предусматривают:

— свободу выбора (в любом обучающем действии учащегося существует право выбора);

— открытость (не просто обучать, а ставить перед воспитанниками проблемы, решение которых выходит за рамки изучаемого материала);

— деятельность (предусматривает применение знаний на практике);

— высокую продуктивность (следует по максимуму использовать знания, возможности обучаемых, учитывая их интересы);

— обратную связь (необходимо постоянно держать под контролем процесс обучения, используя приемы обратной связи).

Конкретные современные педагогические приемы обучения («мозаика проблем», «письмо по кругу», стратегии, «шляпы мышления», «вопросы — толстый и тонкий», «оценочное окно» и др.) вносят разнообразие в проведение занятий, повышают интерес школьников к предмету изучения, повышают качество образовательного процесса.

Методы и приемы, используемые при обучении дошкольников

Развитие ребенка происходит благодаря его активной деятельности. Основные принципы воспитательной программы детей дошкольного возраста реализуются во время занятий через методы и приемы обучения дошкольников.

Под методом в данном случае следует рассматривать способы воздействия или передачи знаний. Приемы реализуются благодаря вариантам применения определенного метода. Поэтому методы и приемы обучения дошкольников могут быть практическими, наглядными, словесными и игровыми.

К практическим относятся, например, выполнение поручений, Различные упражнения, совместная работа воспитателя и детей.

Наглядные методы предусматривают наблюдение за живыми объектами, явлениями природы, трудом взрослых, просмотр обучающих программ, показ образцов, использование театра теней и кукол и под. Среди приемов в рамках этого метода могут быть использованы объяснение увиденного (услышанного), задания детям и их активные действия по их выполнению, вопросы, художественное чтение, выполнение игровых действий и др.

Словесные включают чтение, рассказывание, беседу, инсценировки, описание картинки.

Игровыми методами предусматриваются подвижные, дидактические игры, забавы, инсценировки.

Использование этих методов и приемов позволяет оказывать педагогическое воздействие на формирование у дошкольников навыков различных видов деятельности.

fb.ru

Использование эффективных методов и приёмов при проведении праздников в ДОУ

Метод (греч.) – путь, способ познавательной и практической деятельности людей.

Метод музыкального воспитания – способ взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленный на достижение результата по развитию музыкальных способностей, формированию основ музыкальной культуры.

Что такое приём? Какова связь приёма и метода?

Приём — конкретный элемент того или иного метода и выполняет при нём вспомогательную роль ( дополняет и конкретизирует).

Чем богаче и разнообразнее приёмы , составляющие метод, тем успешнее решается учебно-познавательная задача.

Ориентация на результат ,ради которого был выбран тот или иной метод, является условием выбора приёмов и критерием эффективности.

2. Взаимосвязь методов и приёмов очевидна. Это взаимосвязанные и взаимопроникающие явления. Основное их различие в объёме и характере учебно-познавательных задач. Метод направлен на решение общей учебной задачи, а прием – более частной. Пользуясь ими , музыкант имеет возможность проявить своё мастерство, выдумку и творческую инициативу.

3. Несколько слов об актуальности проблемы продуктивного подбора и использования системы методов и приёмов с целью творческого развития ребёнка на празднике.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором росли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному образованию. Мы- музыкальные руководители ДОУ –должны рассматривать ребенка как будущего активного члена общества, который будет эффективно и нестандартно решать жизненные и производственные проблемы, адаптироваться к динамичной картине мира, самореализовываться в жизни.

Речь идет о возрастании социальной функции музыкально-образовательного процесса, о необходимости в этой связи более активного использования современных информационных технологий (аудиоресурсы, мультимедийные презентации и.т.д.).

4. В самом широком смысле ступень дошкольного образования – базисная, социально-необходимая и самоценная ступень единой образовательной системы. Которая, в конечном итоге, готовит для страны новое поколение специалистов, способных поднять её на новый уровень развития.

Возможно вам покажется, что мы ушли далеко в сторону от заявленной темы. Но, согласитесь, что задачи и содержание музыкального воспитания в целом, а музыкального праздника в частности, определяют выбор методов и приёмов.

5. Итак, от чего зависит выбор методов и приёмов на празднике?

— от целей и задач праздника

— от психологических особенностей детей

— от их речевых коррекционных особенностей.

Одной общепринятой классификации не существует в педагогике. Наиболее распространённая , устоявшаяся классификация на основании различных источников передачи и восприятия знаний.

Другая классификация – на основе нарастания проблемности в обучении.(чтобы обучение носило творческий, развивающий характер) .Авторы её – И.Я.Лернер, М.Н.Снаткин.

-эвристический( частично поисковый)

Нам кажется разумным объединение этих 2-х классификаций.

7. От чего же зависит степень нарастания проблемности ?

-от возраста детей

-целей и задач праздника

-накопленного опыта самостоятельной и творческой деятельности детей.

Очень важен индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку на празднике. Для этого необходимо продумать задания разной степени сложности, обращённые к 1 ребенку, подгруппе, группе.

Важен и комплексный подход на основе объединения возможностей детского сада и семьи.

Музыкальные праздники по природе своей интегрированные. Это позволяет разным компонентам суммарно воздействовать на воспитанников гораздо более эффективно, чем в отдельности.

8. Каковы этапы работы музыкального руководителя?

-анализ реализации поставленных задач, эффективности выбранных методов и приёмов

9. Остановимся подробнее на НАГЛЯДНЫХ методах и приёмах. Они помогают воспитать культурного зрителя, способного к глубокому восприятию

Помогает вызвать у детей гамму чувств: удивление, восхищение, наслаждение красотой.

Например, появление на новогоднем празднике танцующей Снегурочки . Дети любуются её красотой , грацией , рассматривают её наряд.

Звуковые и шумовые эффекты

-появление гномиков (звуки леса, скрип снега, стук молотка)

-звонок по сотовому телефону Деду Морозу с включением громкой связи

-танец гномиков на новогоднем празднике с электрическими фонариками

-родители освещают дорожку в темном лесу персонажу сотовыми телефонами

-танец девочек – солнечных лучиков со светящимися палочками

-сюрпризная яблонька на осеннем празднике с новогодней гирляндой.

Всё это способствует созданию волшебной, сказочной атмосферы на празднике.

Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая часть развивающей среды. То, что интересно, ярко, выразительно привлекает детей, вызывает любопытство и интерес.

-современные информационные технологии( мультимедийные презентации, элементы оформления зала, заставки, отрывки из опер и балетов, сюрпризные моменты )

Показ информации на экране вызывает у ребенка (даже и у взрослого) огромный интерес. Движение, звук, мультипликация привлекают внимание , стимулируют познавательную активность.

Например, видеописьмо от Громозеки с другой планеты ( планшет в посылке) явилось отличной завязкой сюжета праздника.

Другой пример – сценарий выпускного ,построенный по принципу компьютерной игры. Дети проходят разные уровни сложности ,демонстрируя готовность к школе. В ходе праздника используются компьютерные заставки, задания и.т.д…

-традиционный макияж для создания игрового образа на празднике (с привлечением родителей) – котёнок с усами, румяный снеговик.

Речь идет о точном и четком показе способа действия, образца. Сначала приём выступает как наглядно-зрительный, затем переходит в практический в игровой ситуации праздника.

Например, пляска Деда Мороза на празднике вовлекает всех детей в весёлый, задорный танец.

Способствует звуковой регуляции движений. Это не только улучшает качество движений, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъём, желание выполнять движение.

Например, творческое задание «дополни изображение» ( слепи друзей снеговику -рисунок, аппликация) или «найди пару рукавичке»

Большое значение имеет речевая культура педагога; грамотная и выразительная речь, тон речи ,манера общения с детьми.

Так, тон речи персонажа или ведущего может усилить впечатление необычности, сказочности ситуации праздника. Меняя окраску речи, ведущий переключает внимание детей, регулирует их эмоциональные проявления, усиливая или ослабляя их.

-художественное слово ( поэтические строки, эпитеты, сравнения, метафоры)

Ведущий праздника может воспользоваться методом побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному.

Этические переживания всегда связаны с этическими проявлениями. Д.Б.Кабалевский говорил о единстве этического и эстетического: «Прекрасное пробуждает добро».

Примеры педагогических приёмов :

-придумывание своих загадок, рифм, синонимов

-«придумай название» — команде, игре, ледяной фигуре и.т.д.

-«метод провокации» — специальной ошибки ведущего или персонажа с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.

-потешка, рассказанная неправильно персонажем требует исправления

-Рассеянный неправильно нарядил ёлку – дети хотят помочь

-Баба-яга нарядилась в Снегурочку

-Новый год в Африке – вместо ёлки кактус

Например, вопрос «что растёт зимой?» требует нестандартного мышления, сообразительности. Ответ на него не лежит на поверхности.

-поисковые действия (космическая карта, карта путешествий)

-элементарные опыты (чья рукавичка?)

-СЮЖЕТНО-ИГРОВЫЕ (ведущие на празднике)

-действия с игрушками ( зайчик в мешке Деда Мороза, яблочки с волшебной яблони, сундучок с предметами из сказок)

— имитация действия ( подражание действиям животных-птиц, насекомых, явлениям природы, общественной жизни)

Имитация используется во всех возрастных группах, но чаще в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно-образным характером мышления детей этого возраста.

-прятанье – поиск (сюжет новогоднего праздника с поисками золотого ключика)

-подвижная игра, командные соревнования

Игра помогает активизировать детей, собрать их внимание, установить контакт.(часто при знакомстве с персонажем – Лиса пришла в гости ,подарила снежки , предложила поиграть ,подружилась с детьми)

-творческие задания (оригинальные движения в игре, новые композиции в танце

-викторины, кроссворды, ребусы (сюрпризный сундук с кодовым замком )

Игровая технология придаёт учебной задаче конкретный смысл, мобилизует мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей.

Ещё один важный момент в составлении сценария – спланировать вариативность развития игровых ситуаций с учётом выбора детей

-игры-эстафеты («бег на 1 лыже» или «прыжки в 1 валенке»)

-выбор транспорта :поезд, автобус, машина

-речевая коммуникативная игра «передай снежинку» (скажи ласковые, добрые слова ёлочке).

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ НА ПРАЗДНИКЕ .

-музыкально-шумовые инструменты поддержки

-дети «катаются на саночках» — родители звенят в бубенцы

-родители озвучивают гром, молнию, дождик

-совместные с детьми концертные номера на празднике

-гимнастический номер богатырей

-общий хоровод, совместная игра

-участие в световых эффектах

-роли на празднике

1.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М., Просвещение, 1981г.

2. Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Мозаика – Синтез, 2012 г.

3. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.2008 г.

4. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка – дошкольника. Методическое пособие М. Владос,2004 г.

5. Петрушин В.И. «Музыкальная психология» М. 1997 г.

6. Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. М. 1988 г.

Ряхлова Татьяна Вячеславовна

МБДОУ детский сад комбинированного вида №95 «Алёнушка»

г. Нижний Новгород, Россия

Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net

Методы воспитания детей дошкольного возраста

В центре воспитательного процесса находится ребенок – воспитуемый. По отношению к нему как к объекту воспитания педагоги и воспитатели выступа­ют субъектами воспитательного процесса, воздейству­ющим на личность с помощью специальных методов и технологий воспитания.

Методы воспитания – это способы педагогичес­кого воздействия на сознание воспитуемых, направ­ленные на достижение цели воспитания.

В последнее десятилетие в педагогической теории существует понятие технологий обучения и воспитания.

Применение педагогических технологий в обра­зовании – это четкое определение участниками педагогического процесса целей и задач взаимодей­ствия с воспитанниками и обучающимися и пошаго­вое структурированное определение путей и спосо­бов их реализации. Таким образом, технология реализации педагогического процесса – это совокуп­ность последовательно реализуемых технологий пе­редачи информации, организации различных видов деятельности детей, стимулирование их активности, регулирования и корригирования хода педагогичес­кого процесса и его текущего контроля.

С помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Методы воспитания направлены на це­лостное развитие и воспитание личности.

Поэтому естественно, что в воспитательном процессе с помощью методов воспитания педагог, воздействуя наличность, предусматривает развитие и воспитание не отдельных качеств, умений и навыков, а целостное формирование личности.

Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.

Методы воспитания используются в единстве, во взаимосвязи. Невозможно, например, использовать метод поощрения, не применяя метод убеждения (разъяснения, беседы, примера).

При этом педагоги отбирают методы, ориентиру­ясь на закономерности, присущие специально органи­зованному воспитательному процессу.

Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения» (А.С. Макаренко), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень раз­вития и воспитанности детей, их возрастные особен­ности, интересы, стремления. Особенно важно при подборе методов воспитания знать мотивы поведения и деятельности детей. Здесь недостаточно простого наблюдения за детьми, нужны специальные диагнос­тические методики.

Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход к процессу воспитания.

До сих пор в образовательных учреждениях раз­ного вида в основном используются только словесные методы воспитания. Однако практика показывает, что нельзя полагаться только на одну группу методов, не­обходим комплекс методов

Все методы воспитания адресованы к личности воспитанника. Но если воспитательные воздействия не принимаются ребенком и не становятся внутренним стимулом его поведения, то можно говорить об инди­видуальной работе, о подборе методов, соответствую­щих особенностям воспитания, организации специаль­ных педагогических ситуаций.

Процесс воспитания и развития личности ребенка будет эффективным только при условии, когда воспи­тательные воздействия переходят во внутренние сти­мулы его поведения и деятельности.

В педагогической науке кроме понятия «метод» используются и такие понятия, как «средство», «при­ем» воспитания.

Прием – это частное проявление того или друго­го метода. По отношению к методу воспитания он носит подчиненный характер. Можно сказать, что прием – это отдельное действие внутри конкретного метода.

Средство воспитания – понятие более широкое. Под средствами воспитания следует понимать все, что может использоваться в воспитательном процессе: предметы, технические средства, разнообразные виды деятельности, средства информации, игрушки, нагляд­ные пособия.

Методы, приемы и средства настолько взаимосвя­заны в воспитательном процессе, что практически невозможно провести между ними границу. Всем этим категориям, как и самому воспитательному процессу, свойственна подвижность, изменчивость.

Гуманизация образования, ориентация на личнос­тную модель воспитания – все это требует доверитель­ных, внимательных отношений педагогов и воспитан­ников, разумного, вдумчивого применения методов воспитания.

Классификация методов воспитания

Анализ реального педагогического процесса дает возможность увидеть, что методы воспитания не приме­няются изолированно друг от друга. Все они взаимосвя­заны, и в зависимости от ситуации одни методы перехо­дят в другие. При этом всегда выделяется ведущий метод, а остальные дополняют его. В педагогической теории разработана классификация методов воспитания, в ос­нове которой особенности самих методов и специфика их применения в воспитательном процессе.

Существует много подходов к классификации ме­тодов воспитания. В этом учебном пособии мы даем ту классификацию, которая на сегодняшний день является наиболее стабильной и широко используется на практике.

В основу методов воспитания положен деятельностный подход к воспитанию и структура самой деятельности. Отечественный психолог Л.Л. Люблин­ская выделяет следующие основные звенья в структуре деятельности:

• цель – что человек хочет;

• мотив, побуждающий человека к действию, ради чего человек действует;

• средства, используемые для достижения постав­ленной цели;

• результаты деятельности, либо в материальной сфере, либо в духовной;

• отношение человека к результатам и процессу са­мой деятельности.

Уже в структуре деятельности заложены опреде­ленные воспитательные возможности.

Исходя из этой структуры деятельности выделяет­ся четыре группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности (взгля­дов, оценок, суждений, идеалов).

2. Методы организации деятельности, общения, опы­та поведения.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельнос­ти и поведения.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.

1. Методы формирования сознания личности включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, дис­пут, лекцию, пример. Естественно, что для работы с детьми дошкольного возраста не все названные ме­тоды этой группы могут использоваться в полной мере, а некоторые и совсем не применяются (лек­ция, диспут).

Эти методы направлены на обогащение и разви­тие сознания детей знаниями об окружающей действи­тельности, о прекрасном в природе и обществе, о нрав­ственных правилах обучения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются систе­ма понятий, взгляды, убеждения. Кроме того, назван­ные методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.

Главным инструментом здесь является слово. С помощью словесного воздействия на ребенка стиму­лируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином по­ступке сверстника, литературного героя и т. д. Данная группа методов способствует также развитию самосо­знания, а в конечном итоге приводит к самоограничению и самовоспитанию.

В дошкольной образовательном учреждении осо­бенное место отводится рассказу.

Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа воспитанни­ки получают знания о нравственных поступках, о пра­вилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. В процессе рассказа воспитатель учит детей определенному отношению к героям повествова­ния, раскрывает детям понятие положительного по­ступка, рассказывает, каким героям и их качествам можно подражать. Рассказ дает возможность с новых позиций рассматривать свое личное поведение и по­ведение сверстников.

Для детей младшей группы для рассказа подбирают­ся в основном сказочные герои, и при этом их должно быть не больше 2 – 3, т. к. большое количество героев в рассказе дети воспринимают с трудом. Для детей сред­ней и старшей групп рекомендуются более сложные рассказы. Дети этого возраста уже способны частично анализировать рассказ и делать некоторые выводы.

Метод рассказа требует от воспитателя эмоцио­нального изложения, определенной артистичности.

Разъяснение как метод воспитания постоянно ис­пользуется в работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт и не всегда знают, как и в какой ситуации надо поступать. Дошкольники осваивают опыт нравственно­го поведения, общения со сверстниками и взрослыми и поэтому естественно нуждаются в разъяснении пра­вил поведения, определенных требований, в частности необходимости выполнения режимных моментов в детском саду.

Самое главное при использовании метода разъяс­нения – не превращать его в нотацию. Разъяснение на новых фактах, примерах из литературы, мультфильмов будет более эффективным в развитии и воспитании ребенка, чем постоянное морализирование.

Беседа – это метод, связанный с диалогом. Диа­лог может вестись с одним воспитанником, с несколь­кими или фронтально, с большой группой детей

Лучше беседу проводить с подгруппами (5 – 8 че­ловек), т. к. в этом случае все дети могут принять уча­стие в диалоге.

Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкрет­ной возрастной группы. Беседа – это привлечение самих детей к формированию у них определенных суждений, оценок.

По своему содержанию беседа может быть эти­ческой, эстетической, затрагивающей явления обще­ственной жизни, а также о фактах науки.

Любая беседа требует хорошего знания своих вос­питанников, их возможностей для участия в диалоге.

Когда проводятся беседы на этическую тематику, особенно необходимо доверие детей к своему воспита­телю. Главной фигурой при проведении беседы дол­жен быть воспитатель или педагог, поэтому он должен быть образцом, примером для подражания. В.А. Сухо-млинский отмечал: «Слово этического поучения имеет силу в устах воспитателя лишь тогда, когда он имеет моральное право поучать».

Беседа как метод воспитания постоянно присут­ствует в дошкольном образовательном учреждении, но полагаться только на этот метод нельзя, так как функ­ция беседы носит ограниченный характер. Тем более, что дети дошкольного возраста еще не имеют доста­точного жизненного опыта для глубокого и самостоя­тельного анализа фактов и содержания беседы.

И вот тут очень важен пример как метод воспита­ния, который широко используется воспитателем и специалистами дошкольных учреждений.

Пример – это прежде всего своеобразный на­глядный образ, яркий показательный образец, достой­ный подражания. Среди функций положительного примера как метода воспитания можно выделить сле­дующие: социальную, управленческую, воспитатель­ную, познавательно-ориентирующую, стимулирующую, корректирующую.

Я.А. Коменский в свое время отмечал: «Длинен и труден путь через правила, легок и успешен через примеры». В воспитательной работе с дошкольника­ми пример является своеобразным наглядным посо­бием.

Используя пример в процессе воспитания и раз­вития ребенка, важно знать, что он связан с подража­нием детей. Ребенок всегда кому-нибудь подражает старшему брату, более сильному или умному товари­щу, матери, отцу.

Подражание особенно свойственно дошкольни­кам. Вначале это бессознательное подражание, а уже к выпуску из дошкольного учреждения ребенок от бес­сознательного подражания переходит к преднамерен­ному, т. е. от подражания внешним действиям к подра­жанию внутренним качествам и свойствам личности, так как не всегда может их определить, выразить в сло­весной форме, но он подражает внешним проявлени­ям поступков своих героев и дает этому свое детское объяснение.

Часто в жизни мы сталкиваемся с фактами подра­жания отрицательным поступкам и отрицательным качествам личности. Вот в этом случае особенно важна роль воспитателя в развенчании таких отрицательных примеров.

Особую роль играет пример самого воспитателя. Испытывая положительные эмоции к своему воспита­телю, дети любят говорить о нем постоянно и причем только самое хорошее. Воспитатель – пример для ре­бенка во всех случаях жизни.

2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения объединяют такие методы, как приуче­ние, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.

Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – не­пременное условие развития и воспитания личности.

Дети дошкольного возраста постоянно участвуют в разнообразной деятельности. Они могут играть не­большими группами, строить песочные дома и крепо­сти индивидуально и со своими сверстниками, любят спортивные игры, активно участвуют в познаватель­ных речевых и математических конкурсах, играх.

В таких совместных видах деятельности складываются интересы и стремления детей, развиваются их способ­ности, закладывается фундамент нравственных ка­честв. Можно сказать, что воспитание личности есть прежде всего развитие ее деятельности.

Деятельность сама по себе не будет иметь должно­го воспитательного значения, если нет определенного, целенаправленного руководства ею, если не использу­ются педагогически оправданные методы воздействия на детей.

Педагогическое руководство деятельностью воспи­танников опирается на структуру деятельности, ее звенья.

В работе с детьми дошкольного возраста использу­ется комплекс различных видов деятельности, так как один вид деятельности не может обеспечить разносто­роннего развития ребенка, его природных задатков.

А.Н. Леонтьев, известный отечественный психолог, разрабатывая проблему ведущего вида деятельности в развитии детей, отмечал, что деятельность не может положительно повлиять на воспитуемого, если она не имеет для него «личностного смысла».

По отношению к личности дошкольника деятель­ность будет нейтральной, если воспитатели и педагоги не найдут соответствующего способа ее педагогичес­кой инструментовки. В этой инструментовке и должны сочетаться определенные приемы воспитания, направ­ленные на социально нравственное становление лич­ности, формирование опыта поведения.

Среди методов организации деятельности наибо­лее часто используется приучение. Приучение направ­лено на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые способы поведения.

Формированию привычки поведения в свое вре­мя особое внимание уделял К.Д. Ушинский. Он ука­зывал, что с помощью воспитания привычек, убежде­ния делаются наклонностью и мысль переходит в дело.

Приучить ребенка правильно вести себя необхо­димо с момента его прихода в младшую группу дет­ского сада. При этом следует соблюдать определенные педагогические условия.

Воспитатель для себя четко определяет, какие при­вычки поведения необходимо формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка. Определяется их минимум для каждой возрастной группы детей, опреде­ляются показатели и критерии их формированности.

Затем детям дается образец выполнения опреде­ленных действий (убрать на место игрушки, помыть самостоятельно руки, научиться внимательно слушать взрослых и сверстников и т. п.).

Для выполнения необходимых действий с помощью метода приучения требуется определенное время и неоднократное повторение. Сначала воспитатель доби­вается точности выполнения действий, а затем быст­роты и качества.

Естественно, что приучение связано с контролем со стороны взрослых. Такой контроль требует от педа­гогов и воспитателей внимательного, заботливого от­ношения к детям, тактичного объяснения и оценки деятельности ребенка. Позднее дети сами научатся контролировать свои действия – хорошо ли убрал в игровом уголке, правильно ли разложил строительный материал, все ли собрал карандаши и краски.

Режим жизни в детском саду положительно вли­яет на всю последующую жизнь ребенка в семье, в школе.

Метод приучения органически связан с таким ме­тодом воспитания как упражнение. Если метод приуче­ния связан непосредственно с процессом, действием, то при использовании упражнения требуется, чтобы дети прониклись пониманием личностной значимости выполняемого действия.

Система упражнений необходима для формирова­ния привычек правильного поведения. Упражнение в своей основе имеет многократные повторения, закреп­ление, совершенствование нужных способов действий. Однако нельзя представлять упражнение как дресси­ровку, как механическое повторение действий. Упраж­нения связаны с организацией жизни детей, с их раз­нообразной деятельностью. Именно в деятельности с помощью упражнений дети учатся поступать в соот­ветствии с принятыми в обществе нормами и правила­ми. Например, дети играют в магазин. Здесь они учат­ся быть продавцом и покупателем, учатся быть взаимно внимательными.

С помощью метода упражнений ре­бенок в специально созданных педагогических ситуа­циях овладевает опытом общественного поведения.

При использовании методов приучения и упраж­нения нельзя обойтись и без такого метода, как созда­ние воспитывающих ситуаций.

Воспитывающие ситуации специально создаются педагогами и воспитателями, когда необходимо поста­вить ребенка перед фактом выбора поступка (пригла­сить ли сверстника в игру, поделиться или нет люби­мой игрушкой, сначала выполнить задание, а потом продолжить игру). Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внугрен-них побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные педагогические ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка.

Воспитательное действие педагогической ситуации бывает иногда так сильно и результативно, что надолго определяет направленность нравственной жизни ре­бенка.

3. К методам стимулирования и мотивации дея­тельности и поведения относятся: поощрение, наказа­ние, соревнование.

Среди указанных методов наиболее употребитель­ны в дошкольном образовательном учреждении – поощрение и наказание.

Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение все­гда связано с положительными эмоциями. При поощ­рении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребе­нок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения. В поощрении особенно нуждаются замкнутые дети, ис­пытывающие робость, несмелость, являющиеся след­ствием негативных отношений в семье.

В дошкольном учреждении поощрение часто свя­зано с наградой в виде разрешения поиграть с опре­деленной игрушкой или получении дополнительных материалов для игры. Особенно необходимо одобрение, похвала при проведении учебного занятия.

Однако следует постоянно следить за тем, как дети ре­агируют на поощрение, – ждут подарков или начи­нают зазнаваться и т. д. Воспитатель не должен по­стоянно хвалить, поощрять одних и тех же детей. При использовании метода поощрения особенно важно знать индивидуальные особенности детей и в полной мере осуществлять личностно-ориентированный под­ход в воспитании.

Наказание принято считать дополнительным ме­тодом воспитания. Само наказание связано с осужде­нием отрицательного поступка, отрицательного отно­шения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Главное – наказа­ние не должно вызывать у ребенка страдания, отрица­тельных эмоций.

К методу наказания воспитатели должны относить­ся очень осторожно. Следует учитывать, что в совре­менных условиях дети очень импульсивны, они эмоци­онально реагируют на любое наказание. Кроме того, современные дошкольники подвержены самым раз­личным заболеваниям, они физически слабые. В педа­гогической теории всегда отношение к наказанию было отрицательным, а в большинстве случаев противоре­чиво. При наказании ни в коем случае нельзя изолиро­вать ребенка от группы сверстников, а некоторых де­тей нельзя осуждать в присутствии других.

В практической деятельности педагоги, воспитате­ли, выбирая методы воспитания, руководствуются це­лью воспитания, его задачами и содержанием. При этом важное значение имеет возраст детей, и индивиду­альные особенности большей части воспитанников.

В основу воспитательного процесса берутся не отдельные методы, а их система. Эта система методов постоянно изменяется, варьируется в зависимости от возраста детей, уровня их воспитанности. Здесь необ­ходимо педагогическое мастерство, наличие творчес­кого подхода в организации воспитательного процес­са.

Вспомним К.Д. Ушинского, который отмечал: «Мы не говорим педагогам, поступите так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте сообра­жаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которые вы хотите их приложить. Не только обстоя­тельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств вос­питания и воспитуемых личностей предписывать ка­кие-нибудь общие воспитательные рецепты».

Задания для самостоятельной работы

1. Существует ли взаимосвязь цели, задач, содержа­ния и методов воспитания?

2. Раскройте классификацию методов воспитания.

3. В чем специфика использования методов поощре­ния и наказания к детям дошкольного возраста?

4. Проанализируйте, какие методы воспитания были использованы воспитателем на учебном занятии с детьми или во время утренней прогулки.

5. Составьте систему педагогических ситуаций для разрешения каких-либо конфликтных ситуаций в группе детей.

doshkolnuk.com

Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация

Шпаргалка для педагогов дошкольных образовательных организация

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

– совокупность путей, способов достижения целей.

– часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).

Наглядные методы и приемы обучения

1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Словесные методы и приемы обучения

1- Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4- Чтение художественной литературы.

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);

• указание (целостное и дробное);

• беседа (после экскурсии, прогулки,

просмотра диафильмов и т. п.).

Игровые методы и приемы обучения

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).

2- Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

— содержания учебного материала;

— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);

— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы);

— оснащенности педагогического процесса;

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)

Средства материальной культуры

– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

Средства духовной культуры

– книги, предметы искусства, речь.

Явления и объекты окружающего мира

– явления природы, растительный и животный мир.

– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от:

— закономерностей и принципов обучения;

— общих целей обучения, воспитания и развития;

— конкретных образовательных задач;

— уровня мотивации обучения;

— времени, отведенного на изучение того или иного материала;

— объема и сложности материала;

— уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;

— возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

— типа и структуры занятия;

— взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность);

— материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

— особенностей личности педагога, его квалификации.

Виды детской деятельности (с соответствии с ФГОС ДО)

в младенческом возрасте

Возрастная категория (2 месяца — 1 год)

— непосредственное эмоциональное общение с взрослым,

— манипулирование с предметами

— восприятие музыки, детских песен и стихов,

в раннем возрасте

Возрастная категория (1 год — 3 года)

— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.,

— общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,

— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста

Возрастная категория (3 года — 8 лет)

— игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

— коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

— познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,

— восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,

— конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

— изобразительная (рисование, лепка, аппликация,

— музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

— двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.

1. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012.

2. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005.

3. Приказ министерства образования науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс], режим доступа: www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности» я старалась.

Задачи воспитания и обучения детей с 2–3 лет («Программа воспитания и обучения» Васильевой») Вашему вниманию представлена презентация, в основе которой лежит «Программа воспитания и обучения детей с 2-3 лет в детском саду» Васильевой.

www.maam.ru

Шпаргалки по дошкольной педагогике — 35. Методы и приемы обучения дошкольников.

МЕТОД (гр. — путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

ПРИЕМ — часть метода, его конкретный элемент.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ — это упорядоченная по определенному признаку их система.

В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения (см. таблицу ).

Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и: характеру восприятия информации (Е.Я.Го-лант, С.И.Петровский).

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО ;

Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа

Практические и игровые – упражнение, игровые методы влементарные опыты ,моделирование

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.);

2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т.д.) -дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

а) показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

б) показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

в) показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

г) демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО — в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

Словесные методы и приемы — их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т.д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ — это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

Рассказ детей — это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

libsib.ru

Смотрите так же:

  • Мониторинг динамики развития ребенка в доу Мониторинг речевого развития детей с онр таблица Мониторинг речевого развития выпускников на логопункте ДОУ. 774.24 КБ. 296616.pptx Автор: Думитраш Ирина Николаевна, 20 Мар 2015 Система мониторинга развития ребенка - дошкольника с речевыми нарушения предусматривает обеспечение комплексного подхода к оценке итоговых и промежуточных […]
  • Гендерное воспитание детей младшего возраста Гендерное воспитание детей младшего возраста 13.00.07 – теория и методика дошкольного образования диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Работа выполнена в ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Трубайчук Людмила […]
  • Семья где ребенка любят Любовь, семья, жизнь – Х-фактор СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы: Жена, муж не любит — семья без любви мужа, жены Семья без любви мужа и жены невозможна – это миф Вот, мы, мужчины и женщины, в большинстве своём, просто пронизаны романтикой. Семья без любви – ситуация, когда жена, муж не любит своего семейного […]
  • Можно ли фолиевую кислоту детям Фолиевая кислота при беременности: пить или не пить? К сожалению, для абсолютного большинства людей такое вещество как фолиевая кислота ассоциируется с беременностью. О ней вспоминают преимущественно женщины и лишь тогда, когда они уже вступили в этот ответственный период своей жизни. Такой подход абсолютно нивелирует огромные […]
  • Пиковит инструкция по применению для детей сироп Пиковит сироп - официальная инструкция по применению по медицинскому применению препарата Регистрационный номер: П №13559/02 ОТ 31.08.2007 Лекарственная форма: сироп для детей Описание: густая, вязкая жидкость, от светло-желтого до коричневато-оранжевого цвета с запахом цитрусовых и кислым вкусом. Допустимо присутствие едва видимых […]
  • Массаж для 4-х месячного ребёнка Меню 4 х месячного ребенка искусственника Давайте разберем меню ребенка в 4 месяца. Основой по-прежнему остается грудное молоко (или адаптированная смесь). В дополнение для разнообразия можно вводить такие продукты: яичный желток, фруктовое пюре, сок, творог. К 4 месяцам организм младенца немного окреп, и можно вводить новую пищу, […]
  • Можно ли водить ребёнка в садик с кашлем Можно ли в садик с соплями? По мере взросления малыша и оформления ребенка в детский садик, у родителей возникает вопрос, что делать, если появился ринит? Во многих учреждениях существуют правила, когда ребенка со слизистыми выделениями в садик не принимают. Тогда маме или папе следует оформить отпуск и вылечить ребенка в домашних […]
  • Чем кормить 5 месячных детей Чем можно кормить ребенка в 6 месяцев Режим кормления ребёнка в 6 месяцев жизни Чем кормить малыша в 6 месяцев? Кормление ребёнка в 6 месяцев становится ещё более разнообразным. Детям, находящимся на грудном вскармливании, дополнительно дают мясной и овощной бульон в виде протёртых овощей, которые дают по 20 граммов, а после кормят […]