Игровое занятие «Зайчик» для детей 1-й младшей группы

Конспект игрового занятия для детей 1-й младшей, ясельной группы детского сада, тема: «Зайчик»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни зайца.

Обогащать активный и пассивный словарь по теме.

Формировать устойчивые представления о цвете (красный, синий, желтый, зеленый), количестве (один-много), геометрических фигурах (круг, овал, треугольник), величине (большой-маленький).

Учить различать понятия «громко» и «тихо».

Совершенствовать навыки лепки, наклеивания, рисования карандашами, кисточками с краской, пальчиками на крупе.

Учить находить предмет, отличающийся от остальных.

Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.

картинка-фон с изображением зайца из геометрических фигур, вырезанные из картона эти геометрические фигуры.

Картинка-фон с изображением трех пеньков разной величины и цветные силуэтные картинки трех зайцев разной величины.

Пеньки, барабаны. Шапочка «лиса».

Картинка-заготовка с изображением зайца и трех дорожек, на конце которых нарисована еда для зайца (морковь, капуста, гриб), цветные карандаши.

Картинка-заготовка с изображением огорода с наклеенными одним большим и пятью маленькими кругами, клей, цветные силуэтные картинки большой и маленькой капусты.

Пластилин оранжевого цвета, веточки кипариса.

Картинка-фон с изображением зайца и лисы в лесу, вырезанные из зеленого картона силуэты елочек трех величин.

Картинка-заготовка с изображением зайцев и волка, кисти, неразливайки с водой, зеленая гуашь.

Разноцветные прищепки, силуэты зайцев, вырезанные из плотного картона в рубашках разного цвета.

Лампа или фонарик.

Картинка с изображением трех одинаковых зайцев и одного отличного от других.

Подносы с манной крупой.

Аудиозапись: Н. Римский-Корсаков «Заинька».

Приветствие «Все захлопали в ладоши»

Все захлопали в ладоши,

Застучали наши ножки,

Громче и быстрее!

По коленочкам ударим.

Ручки, ручки поднимаем,

Завертелись наши ручки.

Сюрпризный момент «Кто спрятался за шторой?»

— Сегодня к нам из леса прибежал гость, но он боится выходить, прячется за шторой. Давайте откроем штору и посмотрим, кто же там такой боязливый. Да это же заяц! давайте успокоим его, скажем ему: «Не бойся, зайка!» Ведь мы не обидим зайку. Наоборот, поиграем с ним, порисуем, полепим и еще много интересных дел сделаем.

Конструирование «Зайка»

— У вас много разных геометрических фигур. Если вы разложите каждую из них на свое место, то получится зайчик.

Вот эта фигура называется круг. У нас два круга. Покажите большой круг, маленький круг. Куда положите большой круг? (Голова). А маленький круг? (Хвост). А вот эта фигура называется овал. Овалов много — три. Покажите один большой овал, два маленьких овала. куда положим большой овал? (Туловище). А куда положим два маленьких овала? (Уши). осталась одна фигура — треугольник. куда ее нужно положить? (Лапы).

Дидактическая игра «Рассади зайцев по пенькам»

— Вот пеньки. Покажите самый большой пенек, пенек поменьше, самый маленький. А вот и зайцы прибежали, помогите им на пеньках рассесться — подберите каждому зайцу подходящий ему пенек: самого большого зайца посадите на пенек самый большой, зайца поменьше посадите на пенек поменьше, ну а самого маленького зайца усадите на самый маленький пенек.

Динамическая пауза с барабанами «Зайка сел на пенёк»

— А сейчас ребятки превращайтесь в зайцев, прыгайте к пенькам и садитесь на них.

Зайка прыг — и на пенек.

— Теперь возьмите барабаны и послушайте, что нужно делать:

В барабан он громко бьет,

Всех друзей играть зовет.

А теперь потише бьет,

Он друзей поспать зовет.

Рисование карандашами «Проведи Зайку к еде»

— Вот на картинке зайка. Он проголодался и хочет кушать. Нужно провести зайку к еде. По какой дорожке нужно пойти Зайке, чтобы прийти к морковке? какого цвета эта дорожка? Красного. Возьмите в руки красный карандаш и проведите Зайку по этой дорожке, чтобы он смог съесть морковку. (Далее то же самое с капустой и грибом синим и зеленым карандашами).

Аппликация «Капуста для зайцев»

— В огороде выросла капуста. Наклейте капусту на круги в огороде: на большой круг наклейте большую капусту, на меленький круг наклейте маленькую капусту. сколько выросло большой капусты? Одна. а сколько выросло маленькой капусты? Много.

— Что любят кушать зайцы? Травку, капусту, морковку. Давайте слепим зайцам морковки. Из кусочка пластилина скатайте прямым раскатыванием толстую колбаску, а затем пальчиком раскатайте один конец колбаски — получится острый конец морковки. в другой коней морковки воткните зеленую веточку. Морковка получилась как настоящая!

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

Мы капусту рубим-рубим.

(Руками показывать как мы рубим капусту)

— Мы морковку трем-трем.

(Ручками показывать как мы трем морковку)

Мы капусту солим-солим.

Мы капусту мнем мнем.

(Ручками «мнем» капусту)

Подвижная игра «Зайчики и лисичка»

По лесной лужайке разбежались зайки.

Вот какие зайки, зайки – побегайки.

Сели заиньки в кружок, роют лапкой корешок.

Вдруг бежит лисичка, рыжая сестричка,

Ищет где же зайки, зайки – побегайки.

(По окончании песни «зайки» убегают от воспитателя, надевшего шапочку лисы)

Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы»

— Гулял зайка, да вдруг увидал лису. Что делать, надо прятаться скорее. Тут недалеко елочки растут. Только за какую же елочку спрятаться. чтобы лиса не заметила? Помогите зайке выбрать такую елочку, за которой его не будет видно. (По ходу выполнения задания воспитатель спрашивает у детей, почему они не взяли маленькую или среднюю елочку, а выбрали самую большую?)

Рисование красками «Спрячь зайца от волка»

— Много врагов у зайца в лесу: с неба сова норовит напасть, на земле лиса и волк за зайцем гоняются. Вот и эти зайцы прячутся от волка. давайте поможем зайцам — нарисуем густую траву, чтобы за ней зайцев не было видно, тогда волк их не заметит. берите кисти, обмакните их сначала в воду, затем стряхните капельки воды и окунайте в зеленую краску. Кисточкой с краской проведите линии-травинки сверху вниз.

Дидактическая игра «Раздай зайцам карандаши»

— Этот Зайка — художник, он очень любит рисовать. Перед ним стоит мольберт — специальный стол для рисования. Положите на мольберт зайкин рисунок, а теперь внимательно посмотрите на рисунок — каким цветом он нарисован.

Найдите палочку такого же цвета и вложите в руку зайке — это будет карандаш, которым зайка нарисовал эту картинку.

(Затем дети меняют картинки и, соответственно палочки-карандаши).

Динамическая пауза «Заинька»

Дети выполняют движения под музыку в обработке Н. Римского-Корсакова «Заинька» по образцу воспитателя, соответственно тексту:

Вот так, эдак повернись.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, эдак топни ножкой.

Вот так, этак, эдак попляши.

Игра с прищепками «Зайки»

— Сделайте зайцам ручки и ножки из прищепок. Но будьте внимательны, берите прищепки того же цвета, что и рубашка у вашего зайца.

Упражнение «Театр теней»

Детям предлагается сложить руку в кулачок, выставив указательный и средний пальцы — «заячьи ушки». Сложенный из пальцев «заяц» расположить между стеной и источником света, для получения четкой тени. Можно предложить детям подвигать «зайца» — попрыгать, пошевелить и поджать ушки, поймать другой рукой.

Ты его поймай-ка!

Дидактическая игра «Найди зайца, непохожего на других»

— Посмотрите внимательно на этих зайцев и покажите того, который не похож на других. Чем он отличается от других? Все зайцы большие, а он маленький.

А на этой картинке какой заяц отличается от других? Все зайцы серенькие, а один беленький.

Рисование пальчиками «Следы»

На подносах с манной крупой дети оставляют отпечатки двух пальчиков одновременно, двигаясь по всей плоскости подноса.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

vospitatel.com.ua

Комплексное познавательное занятие с детьми первой младшей группы «Таня и мячик»

Комплексное занятие с детьми первой младшей группы

(образовательные области: социально-коммуникативное,

познавательное, речевое развитие)

Цель: содействие нравственному развитию детей раннего возраста.

Формировать умение понимать эмоциональное состояние куклы (веселая, грустная, плачет).

Продолжать учить детей читать хорошо им знакомое стихотворение А. Барто «Таня».

Обучать способам проявления заботы, доброжелательного отношения к кукле.

Уточнять представления детей о геометрических формах (круге, квадрате, треугольнике), закреплять умение различать и правильно их называть.

Обогащать чувственный опыт детей и умение мять бумажные салфетки.

Способствовать возникновению чувства радости от полученного результата.

Побуждать к эмоциональной отзывчивости детей на состояние сверстников.

Оборудование: игрушка кукла, детский бассейн с водой, мячики по количеству детей, большие ложки, корзина для мячей, бумажные салфетки, корзина для бумажных мячей, подушки, картинки-схемы с геометрическими фигурами.

Воспитатель обращает внимание детей на куклу.

– Это куколка Таня. Ребята, какое настроение у Тани: веселое или грустное? (Грустное).

– Как вы узнали от том, что у Тани грустное настроение? (Она плачет).

– Давайте спросим её: «Что случилось, Танечка? Почему ты плачешь?»

Таня: Я уронила в речку мячик и боюсь, что он утонет

Восп.: Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Воспитатель обращает внимание детей на детский бассейн, в котором плавают мячи. Дети подходят к бассейну.

– Посмотрите, сколько здесь мячей? (Много.)

– Какого цвета мячики? (Дети отвечают).

– Какой формы мячики? (Круглой).

– Ребята, рукой мячики не достать. Как мы Танечке поможем мячики достать?

Воспитатель подводит детей к тому, что достать мяч можно разными предметами: палкой, ложкой, дуршлаком, сачком и т.д.

Из детского бассейна, наполненного водой, дети достают резиновые мячи большими ложками на длинной ручке.

– А что с ними нужно сделать, чтобы они стал сухими? (Вытереть полотенцем, салфеткой.)

– Давайте возьмем салфетку и будем хорошо, насухо их вытирать. Мячик круглый, поэтому салфетка катается по мячику.

– Отдадим мячики кукле Тане и подарим ей стихотворение.

Дети индивидуально и хором читают стихотворение «Таня».

– Посмотрите, вот Таня и повеселела.

Таня: Ребята, а давайте поиграем с мячиками. (Дети соглашаются).

Разлетятся мячи далеко-далеко,

А ребятки побегут, и мячи все соберут.

– Хорошо мы поиграли. Посмотрите, Танечка уже улыбается. Отдадим ей мячики.

Покажем Танечке большой мячик язычком и маленький (широко открываем рот трубочкой и наоборот).

Покатаем мячик языком (проводим языком по верхней и нижней губам).

Поиграем в футбол (прижимаем языком то к одной щеке, надавливая на нее, то к другой).

– Танечка, у нас есть красивые салфетки, из них тоже можно делать мячики. Мы тебе покажем. Но сначала разомнем наши пальчики.

С этим братцем мяч ловил,

С этим братцем мяч катал,

С этим братцем мяч бросал,

С этим братцем в мяч играл.

– Возьмите в руки салфетки. (У каждого ребенка в обеих руках по салфетке).

– Какого они цвета? (Индивидуальные ответы).

– А теперь аккуратно пальчиками мнем салфетки: сильно, крепко прижимайте. (Дети мнут в руках салфетки).

– Покажите Тане мячики. Бросайте их в корзину. (Дети бросают мячики в корзинку).

Вот как весело играли и немножечко устали.

На подушечки пойдем и все вместе отдохнем. (Дети садятся на подушки).

– Посмотрите, какие интересные здесь картинки-схемы. Что здесь нарисовано? (Геометрические фигуры).

– Покажите у вас на схеме квадрат, круг, треугольник?

– На что похож круг? (Солнышко, яблочко и т.д.).

– А теперь мы поиграем еще в одну игру.

Игра «Девочки и мальчики»

Весело играют, потом отдыхают.

а мальчики хлопают в ладоши.

А девочки хлопают в ладоши.

Таня: Большое спасибо вам, ребята, вы помогли мне достать мячики из воды, и я тоже хочу подарить вам мячики, да не простые, а румяные да вкусные.

Угощенье для детей – колобки.

Название: Комплексное познавательное занятие с детьми первой младшей группы «Таня и мячик»

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , развитие представлений об окружающем мире и о себе, Подготовительная

Автор: Коковина Ольга Борисовна

Место работы: МБДОУ №17 «Ручеёк»

Месторасположение: Архангельская область, город Северодвинск

portal2011.com

Как организовать самостоятельную деятельность в первой младшей группе детского сада

Реализация образовательных целей, стоящих перед педагогическими коллективами детских садов, возможна при методически продуманной комбинации двух типов деятельности детей: совместной (с воспитателем, сверстниками) и самостоятельной. Самостоятельная деятельность воспитанников требует от педагога особо пристального внимания, ведь он оказывается в роли наблюдателя, а не товарища по играм, что предполагает ещё большую концентрацию на вопросе методической целесообразности каждого шага. Тем более, если речь идёт о совсем маленьких детях первой младшей группы — с 1,5 до 3 лет.

Что значит самостоятельная деятельность в детском саду

Самостоятельная деятельность (далее СД) – это занятия, которые приучают детей к выполнению задач обучающего, развивающего или воспитательного характера без помощи взрослых. При этом педагог непосредственно в ней не участвует, а лишь направляет ребёнка.

СД может быть четырёх видов.

  • Игровая — наиболее востребованная, учитывая психолого-педагогические особенности младшего возраста. Сюда входят такие навыки, как способность находить подходящие детали для простейших пазлов, чередовать цвета при работе с мозаикой, находить правильное применение игрушкам (машинки ездят, юла крутится) и т. д.

    Развитие сенсорики — основная задача любой формы игровой деятельности

    Хождение по такой дорожке тренирует координацию движений

    Забота о комнатных растениях также входит в перечень занятий продуктивной деятельностью

    В основе самостоятельной работы малыша лежит внутренняя мотивация. Она может выражаться:

  • в желании помочь кому-то;
  • в личной заинтересованности;
  • в стремлении получить похвалу и т. д.
  • Чем полнее малыш реализует себя в СД, тем проще ему будет в дальнейшем существовать в обществе и сотрудничать с другими людьми.

    Это интересно: в возрасте около 3 лет у детей наступает период под условным названием «я сам», когда на первый план как раз и выходит самостоятельный тип деятельности.

    Учебно-воспитательная работа по освоению детьми самостоятельной деятельности преследует такие цели:

  • научить малышей обслуживать себя;
  • приучать детей к самостоятельной работе в предметно-развивающей среде, созданной методическим коллективом учреждения;
  • учить малышей находить себе занятие по интересам;
  • способствовать развитию образного и логического мышления, а также речи;
  • воспитывать в детях стремление доводить начатое до конца.
  • развивать навыки самообслуживания:
    • мыть ручки, лицо, вытирать их;
    • есть без помощи взрослых;
    • одеваться, раздеваться и складывать вещи с минимальной помощью воспитателей;

    Демонстрация — лучший способ показать, как правильно умываться и вытираться

    Как мотивировать детей к самостоятельности

    Чтобы привлечь ребят к любой деятельности, педагогу необходимо придумать яркий и привлекательный приём. Для дошколят самыми продуктивными оказываются, конечно, игровые методы, причём в сочетании с наглядностью. Особенно эти приёмы важны при СД, связанной с КГН (культурой гигиенических навыков).

    Рассматривание картинок

    Например, обучая детей самостоятельно умываться, педагог показывает им картинки вроде «Мама моет дочку», а дети учатся намыливать лицо, смывать мыло, находить своё полотенце. Такую же подборку иллюстраций рекомендуется сделать и в раздевалке, чтобы карапузы не путали, что за чем надевается. Особенно важно разместить подсказки на полочках в шкафчиках, чтобы дети знали, где что должно лежать.

    Если на шкафчиках нарисованы животные, то можно подобрать образы эти персонажей в соответствующей одежде (например, зайка в варежках).

    Для тренировки навыка держать ложку в правой руке и доносить до рта, не расплёскивая жидкую пищу, можно использовать игру «Накорми Мишку кашкой». Роль «мишек» выполняют пустые пластиковые бутылки с прорезями вместо рта. Воспитатель предлагает детям набрать ложку крупы и «накормить» не умеющего самостоятельно есть Мишку, не рассыпая содержимое. Так ребята тренируют мелкую моторику и учатся контролировать свои действия.

    Ещё одна игровая ситуация для самостоятельной деятельности, направленной на развитие КГН — упражнение «Туфельки поссорились-подружились». Дети получают по рисунку с контурами двух туфелек — левой и правой, затем берут готовые шаблоны и выкладывают их так, чтобы носки смотрели в одну сторону и цвет совпадал.

    За правильное выполнение задания воспитатель даёт ребёнку наклейку-смайлик или другой поощрительный знак.

    В этой игре нужно, чтобы туфельки не только были одного цвета, но и совпали по направлению носков

    Этот приём мотивации используется параллельно с другими, так как малыши в 1,5–3 года нуждаются в постоянном комментировании действий взрослых. Так они не только быстрее схватывают новую информацию, но ещё и учатся правильно и чётко говорить.

    Поскольку сказки обычно довольно объёмные, в качестве мотивирующего приёма для занятий СД больше подходят потешки.

  • Для отработки навыка умывания:

    Ах, водичка хороша!

    (складываем ладошки, как будто воду набираем)

    Чтоб сияло личико!

    (имитируем движения как при умывании).

  • Для тренировки навыка правильно держать ложку:

    Съездил котик на торжок

    И купил там пирожок,

    (имитируем движение зачерпывания из тарелки ложкой)

    Либо Ане снесть?

    Я и сам укушу (ложку подносим ко рту),

    Просмотр мультфильмов

    Для воспитания гигиенической культуры дидактической классикой анимации является, кончено, «Мойдодыр». Кроме того, в качестве мотивационного начала можно использовать некоторые серии мультфильма «Маша и Медведь» (например, «Большая стирка»), а также истории про домового Бубу. Сюжет подбирается под тему занятия по самообслуживанию. При этом полностью совпадать им необязательно: достаточно того, что малыши смогут после просмотра вынести основную идею о важности поддержания чистоты.

    Просмотр мультфильмов является эффективным приёмом для мотивации

    Занятия по самообслуживанию в первой младшей группе

    Основная цель этих занятий в первой младшей группе — научить детей самостоятельно кушать, мыть руки, лицо, вытирать их своим полотенцем, одеваться на прогулку и т. д. Методическая работа по освоению этих навыков распределяется в течение всего года.

    Временной план занятия

    Для лучшего эффекта занятия по самообслуживанию логично вплетать в режимные моменты. Так, изучение порядка складывания одежды проводится после прогулки, а отработка навыка съедать бульон с заправкой — во время обеда. Традиционно все занятия в дошкольном детском учреждении имеют четырёхчастную структуру:

  • актуализация опорных знаний (мотивационные приёмы) – 5 минут;
  • основная часть (работа над тем или иным аспектом самообслуживания) – 10 минут;
  • закрепление полученных умений и навыков (самостоятельная деятельность малышей) – 8 минут;
  • подведение итогов (слова поощрения от воспитателя) – 2 минуты.
  • Таблица: примеры структурных планов занятий

    Таблица: картотека тем по самообслуживанию (фрагмент календарно-тематического плана)

  • Учить доставать уличную обувь;
  • приучать словесно выражать просьбу о помощи;
  • учить спокойно вести себя в раздевальной комнате.
  • Учить детей правильно держать ложку тремя пальцами;
  • продолжать учить пользоваться салфеткой.
  • Учить детей съедать бульон первого блюда вместе с заправкой, основное блюдо и гарнир;
  • продолжать формировать навыки аккуратности.
  • В первой младшей группе много времени уделяется развитию самостоятельности во время приёма пищи

    Таблица: фрагмент занятия «Как мама учила Мишку держать ложку», автор Л. Е. Силаева

    Наварила мама кашки.

    Положила кашку в чашки.

    Будем кушать понемножку.

    Только дайте, дайте (ложку)!

    Я читал сегодня книжку

    И смеялся от души.

    Книжку я читал про Мишку,

    Как он кашу там варил.

    Мама тоже хохотала

    И сказала мне потом:

    «А давай-ка сварим кашу,

    В гости Мишку позовём!»

    Видео: фрагмент занятия по развитию КГН «Расскажем Хрюше о воде», первая младшая группа

    Анализ и диагностика самостоятельной деятельности детей

    Проводить мониторинг самостоятельной деятельности детей младшей группы рекомендуется три раза в год: в период поступления, в декабре-январе и в конце учебного года. Так можно сделать объективные выводы о том, насколько эффективна работа по развитию навыков самостоятельности у малышей, а также наметить пути исправления тех или иных недочётов. Схема анализа разрабатывается совместно методическим коллективом дошкольного детского учреждения, поскольку при этом обязательно должна учитываться специфика образовательного процесса в данном детском саду (например, если есть группы закаливания или коррекции нарушений зрения и пр.).

    Сюжетно-ролевая игра — отличный способ отработать навыки самообслуживания

    Таблица: опорный план анализа и диагностики СД детей

    Оценка сформированности навыков и умений проводится по пятибалльной шкале:

  • 5 — малыш справляется со всеми задачами самостоятельно;
  • 4 — ребёнок иногда нуждается в повторении порядка действий (например, сначала берём мыло, а затем открываем воду и т.д.);
  • 3 — карапуз выполняет все задачи только после предварительного повторения порядка действий;
  • 2 — у крохи не получается выполнить поставленную задачу даже после повторения порядка действий.
  • Что касается пункта о коррекции аспектов деятельности, то туда вносятся конкретные примеры ситуаций, в которых малышу сложно проявить свою самостоятельность. Например, ребёнок хорошо справляется с раскладыванием мозаики в игре, но при этом часто забывает складывать игрушку после. В этом случае рекомендуется напоминать малышу о задаче под конец его манипуляций с игрушкой, к примеру, пословицей «Сделал дело — гуляй смело».

    В подобных случаях очень помогают именно короткие высказывания «напоминалки», выполняющие роль своеобразных шифров.

    Самостоятельная работа в первой младшей группе включает все виды деятельности, которые присущи этой возрастной категории. При этом роль воспитателя не сводится к стороннему наблюдению, педагог должен создать все условия, чтобы ребёнку было легче и проще сориентироваться в предметно-развивающей среде, и, что самое важное, логично включить самостоятельную деятельность в учебно-воспитательный план работы группы.

    melkie.net

    Экологические игры для младших групп детского сада

    Проблемы экологии в наше время остро стоят перед человечеством. Воспитывать детей так, чтобы они выросли культурными, просвещёнными и любящими природу людьми — один из действенных способов решить эти проблемы. Педагоги дошкольных учреждений должны начинать работу по формированию экологической культуры детей с самого раннего возраста воспитанников. Помогут им в этом игры природоведческого и экологического содержания.

    Особенности экологического воспитания в детском саду

    «Экология» — это слово сейчас популярно как никогда ранее. Термин, обозначавший раньше только «науку о доме», то есть о природной среде планеты Земля и связях в ней, в последние полвека стал гораздо шире: теперь он включает в себя как природоведческие, так и природоохранные, и даже нравственные стороны. «Экологически чистый», «экологическое загрязнение», «экологические проблемы» — эти слова часто звучат с экранов, мелькают на страницах журналов и газет. И это не просто фразы.

    Актуальность экологического воспитания

    Загрязнение воздуха, воды, почв, вымирание всё новых видов животных и растений продолжается, хотя масштабы бедствия значительно снизились по сравнению с серединой прошлого века, когда планета стояла на грани экологической катастрофы. Можно сказать, человечество остановилось на краю пропасти, задумалось о том, какой мир оно оставит своим потомкам.

    Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей.

    Предупреждения защитников природы услышаны, люди во всём мире всё больше внимания уделяют охране окружающей среды. Но исправить то, что натворили «покорители природы», не ждущие от неё милостей, не так просто. Возможно, это дело нескольких поколений. Самое важное, что мы можем сделать для сохранения нашей планеты — воспитать новых её защитников, грамотных, неравнодушных и умелых. Вооружить подрастающее поколение знаниями о природе и связях в ней, научить использовать эти знания, а главное — привить любовь и уважение к сложному и прекрасному миру, который нас окружает, даёт пищу и кров.

    Картины природы издавна вдохновляли людей на творческий труд

    Цели и задачи экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)

    На дошкольные учреждения возложена особая роль: пробудить в ребёнке чувство восхищения миром природы, дать первичные знания о ней, заложить основы формирования образованной, мыслящей и культурной личности, умеющей цивилизованно вести себя в окружающей среде. Это и является главной целью экологического воспитания в ДОУ.

    Экологическое воспитание трёхлетних детей

    Работа по воспитанию экологической культуры в детском саду начинается с первых дней пребывания малыша, то есть в группе раннего возраста (третий год жизни). В этот возрастной период она преследует такие образовательные задачи:

    • Сформировать у ребёнка первичные представления о неживой природе:
      • об объектах (солнце, небе, земле, воде, песке, камнях и т. д.), их проявлениях в естественных условиях (вода в реке, сосульки, ручьи), в быту (вода для умывания, питья, приготовления еды);
      • о явлениях (таких как снегопад, дождь);
      • о связи изменений в природе с жизнью людей (когда идёт дождь, следует одеваться теплее, надевать непромокаемую обувь; когда тепло и солнечно, можно долго гулять, но нужно надеть панаму; в зимние морозы люди ходят в шапках, шубах и пальто, а дети катаются на санках).
      • Дать элементарные знания о живой природе по таким направлениям:
        • растения (учить различать деревья и траву, цветы, овощи и фрукты);
        • грибы (съедобные и опасные — но эта тема больше изучается в средней группе);
        • животные, обитающие рядом с человеком, и их детёныши (кошка, котёнок, собака, щенок, корова, телёнок, лошадь, жеребёнок, курица, петух, цыплёнок, утка, утёнок и др.);
        • лесные звери (лисица, заяц, медведь, волк, белка и др.);
        • птицы (воробей, синица, дятел, ворона и др.);
      • Изучать времена года и сезонные явления:
        • осенью становится холоднее, чаще идёт дождь, листья на деревьях желтеют и опадают;
        • зимой бывает снегопад и мороз;
        • весной теплеет, ярче светит солнышко, снег тает, текут ручейки, растут трава и первые цветы, на ветвях деревьев набухают почки, поют птицы, появляются насекомые;
        • летом становится жарко, много цветов, летают бабочки.
        • Практические проявления освоенных знаний к концу учебного года:

        • ребёнок узнаёт домашних и диких животных:
          • в игрушке,
          • в естественной среде (вживую),
          • на изображении (фото),
          • на картинке (рисунок);
          • в природной среде может показать, где солнце, небо, дерево, цветок.
          • Воспитывать бережное отношение к природе во всех её доступных пониманию ребёнка проявлениях.
          • Учить замечать и ценить красоту природы (Эта ромашка такая красивая, белая, с золотистой серединкой. Её не надо срывать, пусть полюбуются и другие ребята).
          • Учить радоваться природным явлениям, принимать активное участие в зимних забавах, играх с природным материалом (особенно с водой и песком).
          • Воспитывать умение взаимодействовать с природой, не нанося ей при этом вред (наблюдать за животными, не пугая и не трогая их, собирать для игр опавшие веточки, каштаны, листья).
          • Закладывать основы бережного отношения к природным ресурсам (не разливать воду, ценить хлеб и овощи).
          • Пробуждать интерес к уходу за растениями и животными, поддерживать желание выполнять и имитировать такие действия.
          • Даже двух-трёхлетнему малышу будет легко изучать и осваивать новые знания и навыки, если они будут поданы в игровой форме.

            Наблюдай, познавай, люби — вот главные правила общения маленького человека с природой

            Экологическое воспитание четырёхлетних детей

            На четвёртом году жизни, в связи с переходом детей из раннего дошкольного возраста в младший, задачи экологического образования и воспитания становятся шире и сложнее, но базируются на уже полученных знаниях и навыках.

          • В области ознакомления с неживой природой детям дают представления:
            • о свойствах воды (её можно переливать, она бывает холодная, тёплая; из снега, принесённого зимой в группу, получается при таянии вода);
            • о свойствах песка (различные характеристики сухого и влажного);
            • о других природных материалах (камни, ракушки, глина); очень полезно сравнить свойства песка и камня, положенного в воду: камень остаётся таким же твёрдым, лежит на дне, но может поменять цвет, стать темнее, а песок ложится на дно, при перемешивании воды его частички движутся;
            • о проявлениях воды в природе (облака, снег и т. д.);
            • о значении воздуха для человека и животных.
            • Времена года также изучают более углублённо.
              • Детям дают понятие об их последовательности в течение года, а также о том, что эта последовательность неизменна.
              • При описании сезонных явлений проводится более детальная их характеристика с использованием эпитетов, сравнений (лёгкие облачка, похожие на пушинки; льдинки прозрачные, как стекло).
              • Углубляется работа по установлению связи между явлениями неживой и живой природы в разные времена года, между человеком, его действиями и последствиями для природной среды. Именно в этом возрасте детей знакомят с осенним и весенним перелётом птиц, с выведением птенцов, способностью некоторых диких животных впадать в спячку.
              • Большое внимание уделяется формированию представлений о труде людей в разное время года: осенью собирают урожай овощей, фруктов, ягод; зимой регулярно проводят уборку снега и посыпание дорожек песком, чтобы не было скользко, и подкармливают птиц; весной высевают на грядки семена, сажают лук и картофель; летом собирают первые ягоды и фрукты, ухаживают за цветочными клумбами. Эти знания подкрепляют посильным участием детей в соответствующем труде и наблюдениями.
              • При ознакомлении с растениями тоже вводится ряд новых понятий.
                • Дети учатся различать дерево, куст и траву по основным признакам (высота, наличие или отсутствие ствола).
                • Значительно расширяется словарь названий деревьев (тополь, клён, дуб, каштан, рябина и др.), кустарников (сирень, калина), фруктов (персик, абрикос), ягод (виноград, смородина, малина, клубника, вишня), овощей (чеснок, репа), травянистых растений (одуванчик, мать-и-мачеха, подорожник).
                • Некоторые овощи и фрукты дети должны к концу года различать не только на вид, но и по вкусу, и даже на ощупь с закрытыми глазами.
                • Кроме дикорастущих, знакомят малышей и с комнатными растениями, условиями для их роста и развития, с правилами ухода за ними и инструментами, которые для этого необходимы.
                • Знания о домашних и диких животных и их повадках тоже значительно расширяются и углубляются.
                  • Детей начинают знакомить с особенностями их поведения, питания, а также с пользой, которую они приносят.
                  • Вводится информация о питомцах, которых можно содержать в детском саду (попугайчики, канарейки, золотые рыбки и т. д.), их внешним видом и повадками; ребятишек учат самым простым действиям по уходу за ними (в виде помощи воспитателю) и воспитывают любовь к ним, потребность заботиться о меньших, слабых существах.
                  • Идёт знакомство детей не только с млекопитающими, но и земноводными (лягушка, черепаха), насекомыми (майский жук, божья коровка, стрекоза), рыбами.
                    • Воспитывать не только желание любоваться красотой природы, но и выражать свои впечатления от её созерцания в речи и продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд).
                    • Воспитывать желание делать полезные и добрые дела на основе знаний о простейших взаимосвязях в природе, а также результатах своего взаимодействия с природными объектами (польём фикус — он будет лучше расти, покормим канарейку — она будет весело петь), соблюдать простые правила поведения в природе (не рвать цветы, не ломать ветви деревьев, не обижать и не пугать животных, не мусорить).
                    • Игры по экологии в первой и второй младшей группах ДОУ

                      Игра — способ сделать сложное простым, а недоступное — близким и понятным. Игра дана ребёнку, чтобы приблизить мир его желаний к миру реальных возможностей, насытить неугомонную детскую натуру впечатлениями, о которых она мечтает, через подражание и перевоплощение.

                      Мальчик мечтает быть сильным и совершать героические поступки — и он играет в спасателя или пожарного. Девочка мечтает быть красивой, грациозной, доброй — и представляет себя принцессой, феей. Чтобы дети старшего возраста включали в число любимых игры экологического содержания, эту любовь нужно прививать с самых ранних лет.

                      Конечно, не всякая игра природоведческого характера является и экологической. Но на третьем-четвёртом году жизни дети ещё не могут оперировать собственно экологическими знаниями о связях между неживой и живой природой, устанавливать эти связи на основе наблюдений и логических умозаключений. Информация о большинстве природоохранных мероприятий и их значении им понятна только в очень обобщённом виде.

                      Любое задание станет проще, если призвать на помощь игру

                      Цели игры природоведческой тематики для этого возраста таковы:

                    • вызвать интерес к природе, её многообразию,
                    • стимулировать желание больше узнавать о явлениях и объектах мира природы,
                    • формировать первичные навыки бережного и заботливого отношения к растениям, животным.
                    • Поэтому можно утверждать, что в младших группах почти все игры природоведческой направленности служат формированию зачатков экологической культуры. Организовывая игру с младшими дошкольниками, следует учитывать их психологические особенности. Ведущая деятельность у этих малышей вначале предметная, но многие ребятишки ближе к трём годам всё увереннее чувствуют себя в играх, где требуется не только манипулировать с предметами, но и общаться, проявлять фантазию и смекалку.

                      Приучать ребёнка ценить окружающую красоту можно с самых юных его лет

                      После трёх лет на первый план выходит игровая деятельность. Ребёнок может взять на себя определённую роль в игре, придерживаться сюжета, придумывать игровые реплики в диалогах со сверстниками. Особый интерес вызывают игры по имитированию тех действий взрослых, которые дети наблюдают в семье, принимая посильное участие в общественной жизни (поход в магазин, аптеку; семейные обеды; праздники) и т. д.

                      Игровая деятельность становится необходимостью для ребёнка, он живёт в ней почти постоянно, превращая в элементы игры даже умывание, переодевание и укладывание спать.

                      Самостоятельность в играх у детей развивается не сразу, поэтому так важно на первых этапах её становления давать детям темы для игр, а также воспитывать в участниках игры такие качества, как доброжелательность, умение договариваться, уступать и уважать чужое мнение.

                      Дети четвёртого года жизни уже способны уважать чужие интересы в игре

                      Дети третьего года жизни ещё не умеют задумывать и развивать игру: идею подаёт всегда взрослый, он же устанавливает правила и следит, чтобы они выполнялись. Год спустя малыши уже могут высказать мнение, во что именно они хотят поиграть, более уверенно выполняют игровые действия, умеют придерживаться правил. Но тематика игр, которые четырёхлетние дети способны организовать без помощи взрослого, как правило, очень узка, а сюжет не имеет развития при повторении (даже если детей окружают разнообразные игрушки и картинки). Поэтому участие и направляющая роль педагога здесь имеют большое значение.

                      Поэтому на первый план в работе по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию детей выходит организованная игра, а именно такие её виды:

                    • дидактическая;
                    • творческая (строительная, имитационная, фантазирование, сюжетно-отобразительная (третий год жизни), режиссёрская или сюжетно-ролевая (четвёртый год);
                    • подвижная.
                    • Детям раннего возраста присуще предметно-действенное мышление, фантазировать и играть роли они учатся чуть позже, поэтому в раннем возрасте уместны простые строительно-конструкторские игры с природным материалом, сюжетно-подражательные и игры-имитации. А вот малышам четвёртого года жизни, у которых начинает развиваться мышление предметно-образное, уже по силам и сюжетно-ролевая, и режиссёрская, и даже игра-фантазирование (во второй половине года).

                      Дидактические игры по экологии

                      Большое значение имеют дидактические игры, поскольку они дают возможность педагогу решать одновременно образовательные, развивающие и воспитательные задачи в интересной детям, понятной и нескучной форме:

                      1. Воспитательное воздействие дидактической игры на ребёнка заключается в необходимости следовать правилам, подчиняться общим интересам. Таким образом формируются важные моральные качества: терпение, умение контролировать себя, свои чувства, уважать интересы товарищей (например, брать картинки или предметы из мешочка нужно по очереди, делить материалы для игры нужно поровну).
                      2. Развивающее сенсорное воздействие обусловлено тем, что для игр используется разнообразный, зачастую новый для малышей материал (печатный, природный, предметный), дети знакомятся с предметами разных размеров, качеств, фактуры, совершенствуя способность обследовать их с помощью различных анализаторов (слуха, осязания, зрения).
                      3. Развитие речи стимулируется в каждой игре, поскольку дидактические игры требуют от игроков общения (как минимум — с педагогом), а также пояснения собственных действий и ожидаемого результата.
                      4. Физическое развитие осуществляется благодаря наличию в каждой игре необходимости совершать манипуляции с предметами, что служит тренировке мелкой моторики рук и навыка координации действий.
                      5. Благодаря красочному оформлению материалов развивается эстетический вкус детей.
                      6. Образовательная (обучающая) функция изначально заложена в дидактической игре (в зависимости от цели).
                      7. В зависимости от используемого материала дидактические игры делятся на:

                        Организация дидактической игры по экологии требует выполнения определённых условий:

                      8. игра должна нести образовательную нагрузку, не быть только средством развлечения;
                      9. педагог должен обладать научными знаниями о содержании игры (знать повадки животных, особенности их питания, правильные названия растений, плодов, семян и т. д.);
                      10. игру нужно проводить эмоционально, выразительно, чтобы вызвать и поддерживать заинтересованность детей;
                      11. сам воспитатель непременно должен включиться в игру, не забывая руководить её ходом, развивая и направляя в соответствии с образовательными и воспитательными задачами;
                      12. следует оптимально сочетать средства и способы эмоционального воздействия на детей (не перегружать игру яркими изображениями, обилием материала);
                      13. наглядные образы подбирают выразительные, понятные детям, будь то игрушки или изображения;
                      14. все материалы, используемые в игре, должны выглядеть реалистично и соответствовать настоящим природным объектам или максимально к этому приближаться;
                      15. должна быть создана дружелюбная и доверительная атмосфера.
                      16. Дидактические игры в первой младшей группе длятся 5–6 минут, во второй младшей можно увеличить до 8–10, но не стоит затягивать игру, даже если дети хотят продолжать. Лучше отвлечь внимание детей другим видом деятельности, а к игре вернуться во второй половине дня или спустя день-два.

                        При подготовке дидактической игры необходимо:

                        1. Поставить дидактическую задачу (цель игры). Педагог должен чётко представлять, выработке каких умений и навыков, воспитанию каких чувств или качеств служит игра.
                        2. Подобрать материалы и наглядность в соответствии с методическими требованиями.
                        3. Продумать, как доступно и кратко объяснить детям правила. В младших группах ознакомление с правилами игры сопровождают показом действий.
                        4. Предусмотреть возможные трудности, вопросы детей и ответы на них.
                        5. Продумать подведение итогов. Для детей младшего возраста важен не столько результат, сколько сам процесс игры, но итоговое слово воспитателя должно служить средством поощрения малышей, стимулировать дальнейшее участие в подобных играх, а также обобщить полученные знания.
                        6. Дидактическая игра состоит из следующих компонентов:

                        7. Сообщение игровой задачи. Нередко её содержит само название игры: «Найди детёнышей», «Посадим огород», «Сварим компот». Игровая задача — это краткое описание последующих игровых действий и их результата.
                        8. Сообщение правил игры. Даже самым маленьким необходимо чётко сообщать правила, чтобы они учились слушать их и следовать им. На сообщение игровой задачи и правил в целом уходит около 1 минуты.
                        9. Основная часть игры. Состоит из ряда последовательных действий, необходимых для достижения результата. Длится от 5 до 7 минут.
                        10. Итоговая часть, обсуждение результата. Воспитателю следует подчеркнуть, что задача игры выполнена, похвалить малышей и подчеркнуть важность достигнутого. Длится недолго, до полуминуты, но играет важную роль: дети учатся доводить начатое до конца и видеть результат своих действий.

                        Использовать дидактические игры можно на прогулках, в организованной образовательной деятельности, а также в свободное время.

                        Время для экологической дидактической игры в детском саду всегда найдётся

                        Если дидактическая игра является частью занятия, её можно сократить до 5 минут.

                        melkie.net

                        Конспект НОД в первой младшей группе, речевое развитие «У кого какая мама»

                        Цель: закреплять и расширять знания детей о домашних животных.

                        учить узнавать животных и их детенышей на картинках, называть их

                        формировать понятие о том, что у всех есть мама

                        воспитывать заботу о животных.

                        Словарная работа: уточнение и закрепление обобщенных понятий «детеныш», «детеныши».

                        Оборудование занятия: проектор, компьютер.

                        Демонстрационный материал: видеоролик «Фотоальбом «Наши мамы»; картинки из серии «Домашние животные и их детеныши».

                        Организационный момент – дети встают вкруг. Элемент психогимнастики «Мы — друзья».

                        Воспитатель: Ребята, я приготовила вам фотоальбом. Приглашаю его посмотреть.

                        Дети присаживаются на стульчики. Видеоролик «Фотоальбом «Наши мамы».

                        Воспитатель: Недавно мы отмечали прекрасный праздник 8 Марта. Ребята, кого мы поздравляли? (ответы детей). Правильно, мам. Посмотрите на экран, кто изображен на фотографиях?

                        — Как её зовут? (дети узнают своих мам и называют их имена).

                        — Мама какая? (добрая, хорошая, красивая, веселая)

                        Воспитатель: Ребята, какие у вас замечательные мамы.

                        Ну, а как же у других,

                        У котенка, у теленка,

                        У щенка, и у козленка?

                        Есть ли мамочка у них?

                        Воспитатель: Приглашаю вас поиграть в игру «Мы шли, шли, шли и кого-то нашли…». Отправляемся в путь по разноцветной тропинке.

                        Дети подходят к картинкам с животными, на них изображены коза и корова.

                        Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это? (ответы детей) Правильно, коза и корова.

                        — Ребята, а коза – чья мама? (ответы детей с помощью воспитателя: козленка, козлят)

                        — А корова – чья мама? (ответы детей с помощью воспитателя: теленка, телят)

                        — Посмотрите, козлята и телята разбежались по всей полянке. Давайте поможем детенышам вернуться к мамам.

                        Дети собирают картинки детенышей животных и приносят их к корове и козе.

                        — Маша, кто у тебя? (теленок) как он кричит? (му-му)

                        — Саша, кто у тебя? (козленок) как он зовет свою маму? (ме-ме) и т. д.

                        Физминутка: интерактивный танец «Дождь».

                        Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это? (ответы детей)

                        Дети рассматривают картинки котят и щенят.

                        Воспитатель: Предлагаю вам взять по одному детенышу и отнести их к своим мамам.

                        Дети берут картинки детенышей и приносят их к кошке и собаке.

                        — Алина, кто у тебя? (котенок) как он кричит? (мяу-мяу)

                        — Эдик, кто у тебя? (щенок) как он зовет свою маму? (гав-гав) и т.д.

                        Воспитатель: Посмотрите, какие вы молодцы! Вы всех детенышей вернули мамам. Кошке – котят. Козе – козлят. Корове – телят. Собаке – щенят. А где они живут? В лесу или в деревне? Правильно, у бабушки в деревне, рядом с домом. Поэтому называются домашними.

                        Ребята, а вы помните, что любят наши животные? (ответы детей) Кошка – молоко. Собачка – косточки. Корова и коза – траву. Предлагаю вам взять цветные карандаши и отправиться рисовать угощения для тех, кто вам больше всего сегодня понравился.

                        doshkolniku.info

                        Смотрите так же:

                        • Почему ребенок 2 года не спит днем Почему не спит малыш? Расстройства сна у детей "Спит как младенец" - фраза, отражающая наши представления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением? Отвечать на этот вопрос предстоит специалистам, работа которых связана с изучением и лечением […]
                        • Можно ли давать детям тетрациклин Можно ли давать тетрациклин детям поносе Таблетки Тетрациклин от поноса (диареи) Галина Савина: Как мне удалось победить панкреатит в домашних условиях за 1 неделю, уделяя по 30 мин в день?! В том случае, когда диарея вызвана инфекционными микроорганизмами, практически всегда требуется применение антибиотиков для эффективного лечения […]
                        • Справка пособие по уходу за ребенком Справка по уходу за ребенком до 1.5 лет образец Не смотря на то, что выплачиваются пособие по уходу за ребенком до 1. Отпуск по уходу не до 1, 5, а до 3х лет. Пример Заявления о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 1, 5 лет. Образец справки для назначения пособия по уходу за ребенком до 1, 5 лет. Данная справка требуется от […]
                        • 5 месячный ребенок сон Сон 1 5 месячного ребенка Режим дня месячного ребенка Соблюдение режима дня чрезвычайно важно для новорожденного ребенка в любом возрасте. В первые месяцы малыш проходит адаптацию к новым условиям жизни. Правильно организованный режим питания, сна, прогулок, купания и общения с родителями поможет ему максимально быстро приспособиться к […]
                        • Сколько спит ребенок в 2 года днем Почему ребенок 2 лет спит днем Ребенок не спит днем Перефразировав народную мудрость можно сказать, что еда – пища тела, а сон – пища бодрости. Мамы не понаслышке знают, что хорошо выспавшийся малыш весел и бодр, он с удовольствием играет, тем самым радуя своих родителей. А вот если ребенок плохо спит днем, то нам начинает казаться, что […]
                        • Развитие ребенка год и пять месяцев Что должен уметь ребенок в 1 год и 5 месяцев? После первого года жизни рост ребёнка значительно замедляется, но он всё равно весьма активен. Родители просто обязаны знать, как именно идёт развитие их малыша, всё ли соответствует стандартам и нормам. Отклонения могут быть, но не сильные, ведь все эти данные взяты не из головы, а получены […]
                        • Для развития малышей до года ТОП 10 игр с малышами до года Игры со взрослыми просто необходимы малышу для гармоничного развития. Кроме массы положительных эмоций и укрепления отношений между крохой и родителями, игры помогают ребёнку узнавать новые слова, усваивать знания об окружающем мире, тренировать ловкость пальчиков и многое другое. В этой подборке – 10 самых […]
                        • Упражнения для развития быстроты у детей Упражнения для развития силы у детей Упражнения для развития выносливости у детей 4-5лет и основные виды физических упражнений для развития силовых качеств В средней группе можно начинать развивать физическое каче­ство -выносливость следующим образом: 1. Бег 2 мин, по кругу с изменением направления. Первые во­семь занятий дети бегут по […]