Воспитание и обучение детей с нарушениями речи дошкольного возраста;

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.

Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Логопедическая помощь детям дошкольного возраста в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений: ясли-сад для детей с нарушениями речи, логопедический детский сад, группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа.

Дошкольные учреждения системы образования

Детские (логопедические) сады для детей с нарушениями речи оказывают массовую помощь детям с различными отклонениями речевого развития. Их основная задача — коррекция речевого нарушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе или в специальной общеобразовательной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выявление детей с нарушениями речи и направление их на ПМПК осуществляется логопедами детских поликлиник, педиатрами, психоневрологами; из дошкольных учреждений — заведующими и воспитателями.

В логопедическом ДОУ осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевого нарушения, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста.

Функционируют следующие группы:

-для детей с общим недоразвитием речи,

-для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием,

-для заикающихся детей,

-для детей с нарушениями произношения отдельных звуков.

Критерием комплектования первых двух типов групп является глубина речевого недоразвития детей. При этом дети с ринолалией и дизартрией могут составить отдельные группы при наличии достаточного контингента или зачисляются в I или II группу в зависимости от их речевого развития.

При отборе детей осуществляется тщательная дифференциальная диагностика речевых нарушений от сходных состояний — нарушений речи при умственной отсталости, задержке психического развития, нарушениях слуха, РДА и др.

Дети с заиканием зачисляются в группы с 2 лет, как правило, с момента появления дефекта (2—3 года) сроком на один год. Дети с OHP принимаются сроком на 2—3 года (в зависимости от возраста и уровня речевого развития) в возрасте 3 — 5 лет, поскольку современные методы обследования речи позволяют установить это нарушение к 2,5 —3 годам.

Дети с ФФН принимаются на один год обучения с 5 лет, так как к этому возрасту в норме заканчивается формирование звуковой системы речи и фонематического слуха.

Дети с нарушением произношения звуков (наличии 4—5 дефектных звука) зачисляются на полгода с целью их постановки и автоматизации.

По окончании установленного срока дети, нуждающиеся в продолжении коррекционного обучения, повторно обследуются и при необходимости могут быть направлены в лечебно-оздоровительные учреждения или психолого-педагогические центры.

При организации фронтальной работы с детьми основным критерием является структура речевого дефекта и степень его выраженности (уровень речевого развития).

Предусмотрена индивидуальная логопедическая работа с каждым ребенком, ориентированная на коррекцию специфических затруднений в произношении звуков, восприятии, звукослоговой структуре и других видах речевой недостаточности, обусловленных различными формами речевой патологии (алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием и др.).

Содержание обучения и воспитания детей с нарушениями речи определяется специальными программами, разработанными для детей с заиканием (С.А.Миронова), детей с ФФН и OHP (Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева). В программах предусмотрено всестороннее развитие детей, которое обеспечивается следующими разделами: «Игра», «Труд», «Физическое и музыкальное воспитание», «Развитие элементарных математических представлений», «Ознакомление с окружающим миром», «Изобразительная деятельность и конструирование», «Развитие речи». Раздел «Развитие речи» является специальным, в нем отражается содержание кор-рекционно-предупредительной работы, направленной на устранение речевой недостаточности и вторичных проявлений дефекта. Задачи, содержание и методика этого раздела работы определяются в зависимости от специфики нарушения.

Так как в структуре многих речевых нарушений, как правило, выделяются два типа недостаточности — собственно нарушение речи (различных ее компонентов) и обусловленное им недоразвитие неречевых процессов, обеспечивающих речевую деятельность, реабилитационная программа предусматривает два направления работы:

формирование речевых компонентов (произношение, фонематическое восприятие, темпо-ритмическая организация речи и т. д.),

развитие познавательных способностей, внимания, памяти, речевого поведения и др.

Конечной целью реабилитации ребенка с речевым нарушением средствами образования является полноценная подготовка к обучению в массовой школе. Опыт многолетней работы специальных ДОУ доказал их высокую эффективность. Около 80% выпускников детских дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи продолжают обучение в массовых школах, около 20% — в специальных школах для детей с нарушениями речи.

Деятельность специальных детских садов обеспечена Положением, программами, методическими рекомендациями к отбору и комплектованию, методической литературой. Тем не менее, к настоящему времени не разработано достаточного количества методик и особенно дидактических материалов и пособий для детей и родителей.

По мере развития сети дошкольных учреждений, обеспечивающих потребность в логопедической помощи, предусматривается дальнейшая дифференциация обучения детей с различными речевыми аномалиями (заикающихся с нормой речевого развития, детей с легкой степенью дизартрии, детей с ринолалией и др.).

studopedia.su

Принципы воспитания детей дошкольного возраста;

Задачи интеллектуально-познавательного развития и воспитания

Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста

Целью воспитания является мысленное представление о том, каким в конечном итоге должен стать человек, которого хотят воспитать. Применительно к детям дошкольного возраста цель воспитания формулируется как разностороннее развитие и воспитание ребенка в духе гармонии трех начал:

-физ. развитие и воспитание ребенка, формирование у него первоначальных основ здорового образа жизни;

-духовное, личностное развитие и воспитание ребенка;

-интеллектуально-познавательное развитие и воспитание. Основными задачами физического воспитания являются:

-создание условий для эмоционально радостного проживания ребенка, комфортного состояния; формирование желания быть здоровым, сильным, красивым;

-использование содержательной физкультурно-оздоровительной деятельности детей для формирования у них потребности в активных движениях и физическом совершенстве;

-рациональное питание, формирование навыков личной гигиены, закаливание, формирование у детей представлений о своем организме и его охране;

-учет эколог. условий, установление режима жизни в зависимости от здоровья каждого ребенка, обеспечение индивидуального подхода к детям, учет своеобразия воспитания мальчиков и девочек.

Основные задачи духовного развития ребенка:

-формирование первоначальных основ гуманистического мировоззрения с ориентацией на общечеловеческие ценности;

-развитие нравственной мотивационно-потребностной и эмоциональной сферы;

-формирование основ национального самосознания;

-воспитание эстетического отношения к жизни.

-раннее развитие задатков, дарованных ребенку природой;

-расширение кругозора детей;

-развитие познавательных интересов и потребностей, умений и навыков умственной деят-ти;

-развитие сенсорной культуры;

-формирование готовности ребенка к новой внутренней позиции "я — будущий школьник", готовности к совместной деятельности; развитие произвольного и осознанного регулирования умственной деятельности и поведения.

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ — исходные положения, отражающие общие закономерности процесса воспитания, которыми надлежит руководствоваться воспитателю. Система дидактических принципов, характерных для воспитания детей дошкольного возраста:

1. Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели.

2. Принцип комплексного воспитания предусматривает единство задач, средств и методой воспитания дошкольников, преемственную связь воспитания и развития личности ребенка в дошкольном учреждении, семье и обществе, единство воздействий на чувства, сознание и поведение.

3. Принцип воспитания в деятельности. Нужно использовать возможности каждой из них, создавать благоприятные условия для их своевременного возникновения и развития, опираться на ведущую деятельность.

4. Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью. Требует от воспитателя и др. взрослых проявления педагогического такта. Уважение, чуткость, доверив к детям никогда не должны превращаться в уступчивость и вести к снижению требовательности к ним. Требовательность воспитателя к детям проявляется в принципиальности, которая проявляется в наказаниях и поощрениях, в справедливом отношении к детям.

5. Поинцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные качества, достоинства, которые нужно увидеть педагогу и дать им развитие в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка стремление к совершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности. В то время как подчеркивание недостатков, постоянное указание на них не помогает детям избавиться от них, а часто еще больше закрепляет эти недостатки.

6. Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается сочетать свои интересы с интересами других ребят, получает элементарные навыки коллективной жизни. Значимость коллектива проявляется:

А) в воспитании у детей основных норм и правил взаимоотношений между людьми (чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности);

Б) в формировании общественной направленности личности (сочетание личных и коллективных интересов;

В) в раскрытии индивидуальности ребенка;

Г) в возможности проявить свои знания, своё отношение к окружающим; в возможности упражняться в нравственных поступках;

Д) во взаимовлиянии детей друг на друга.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей._ Для каждого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы воспитания и намечается его конкретное содержание. В процессе воспитания необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка, определяемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от внимательного изучения педагогом поведения каждого ребенка к применения соответствующих методов и приемов его воспитания.

studopedia.su

Экономическое воспитание дошкольников

С течением времени опыт показывает, что для того, чтобы ребенок в школе хорошо ориентировался в экономических понятиях, работать в этом направлении необходимо уже с 5-6 летнего возраста. И конечно, в тесном сотрудничестве с родителями.

Экономическое воспитание дошкольников

Основной целью экономики для малышей является формирование навыков и умений рационального использования и интереса к материальным ценностям, развитие экономического мышления, побуждение к деловой активности, ознакомление с современными рыночными отношениями.

Основы экономической культуры легче зарождаются и проявляются в игровой форме.

Ознакомьте детей с наиболее употребляемыми экономическими понятиями. В первую очередь нужно:

  • Знакомить детей с доступными понятиями по экономике, развивать интерес к экономическим знаниям.
  • Способствовать осмыслению детьми понятий, связанных с экономикой: бережливость, трудолюбие, честность.
  • Формировать представление о потребностях семьи: учить понимать различие между словами хочу и надо; учить определять первоочередные нужды семьи.
  • Давать детям понятие, что такое товар. Для чего он существует, где и как его можно приобрести. Знакомить с разнообразием торговых заведений:
    • Магазин,
    • Рынок,
    • Аптека,
    • Киоск,
    • Супермаркет.
    • Учите отыскивать экономические явления в окружающей среде

    • Учить детей находить применение вещам, вышедших из употребления.
    • Рассказывать о вторичной переработке вещей и отходов промышленности.
    • Учить сортировать мусор и выбрасывать в соответствующие контейнеры.
    • Расширять знания о способах хранения продуктов (соление, сушка, консервирование, замораживание).
    • Расширяйте экономические знания

    • Все, что нас окружает, является результатом труда многих людей. Воспитывать ценностное отношение к продуктам их деятельности.
    • Подводить детей к пониманию того, что люди разных профессий работают и за свой труд получают зарплату, которую тратят на нужды семьи.
    • Расширять знания о значении:
    • Тепла,
    • Света,
    • Газа
    • в жизни человека, и их экономном использовании.

    • Оперирует несложными экономическими понятиями: товары, услуги, деньги, торговля, покупка, потребитель;
    • Знает об экономном использовании света, воды, газа;
    • Определяет первоочередные нужды семьи. Понимает, что иногда необходимо отказаться от желания приобрести какую-то вещь;
    • Знает, что такое товар, как его можно приобрести;
    • Знает различные торговые заведения, и товары, которые они продают;
    • Знает, что вещи, которые выбрасывают, проходят вторичную переработку;
    • Знает, что мусор нужно сортировать и выбрасывать в разные контейнеры.
    • Экономическое воспитание младших школьников

      Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста уже знакомы с названиями разных профессий, но не совсем точно понимают значение каждой из них. Например, недостаточно понимают работу менеджера, хотя это слово у детей уже есть в словарном запасе.

      Кроме того, они понимают назначения торговых заведений, стараются быть экономными и бережливыми. Но осознать правила экономической деятельности им еще трудно. Большинство из ребят не знает, как обращаться с деньгами, как их тратить экономно.

      Дети осмысливают связанные с экономикой черты: бережливость, трудолюбие. У них начинают формироваться навыки рациональных действий. У детей развиты навыки экономного расходования и использования материалов, бережное отношение к вещам, игрушкам.

      Образовательные задачи в старшей группе становятся более серьезными:

      Формируйте у детей основы экономической культуры

      Учите преодолевать трудности и жизненные проблемы, воспитывайте настойчивость, компетентность.

      Формируйте представление о товарах и товарно-денежных отношениях. Нужно:

    • Давать понятия, что такое товар, цель его существования.
    • Учить классифицировать товары.
    • Формировать этичное обращение в торговых заведениях, исполняя роль покупателя.
    • Знакомить с понятием цены.
    • Учить сравнивать цены (дешево-дорого).
    • Давать возможность понять, что за деньги покупают товары, деньгами оплачивают услуги.
    • Рассказывайте детям о целях рекламы

    • Расскажите о способах рекламирования товаров и видах рекламы;
    • Учите рекламировать товар.
    • Расширяйте знания о рациональном использовании остатков продуктов питания

      • Из хлеба можно приготовить гренки;
      • Крошки дать птичкам,
      • Остатки от чая использовать как удобрение для комнатных растений.

      Создавайте ситуации для закрепления знаний о правилах экономного использования ресурсов. Необходимо:

    • Учить экономить электроэнергию, сохранять тепло, экономно использовать воду.
    • Подводить детей к пониманию того, что рациональное использование электроэнергии, воды, газа экономит средства семьи.
    • Воспитывать бережливость, умение соотносить свои желания с возможностями.
    • Учите выделять первоочередные потребности

      1. Разделять собственные нужды и потребности семьи,
      2. Понимать разницу между словами хочу и надо.
      3. Формируйте представление о культуре деловых отношений

      4. Уточняйте знания детей об одежде, обуви, прическе делового человека.
      5. Учите оценивать поступки людей, давать характеристику их действиям. Формируйте понимание правил, знать, что их нужно соблюдать, что есть поступки, за которые люди несут наказание в виде штрафа.
      6. Раскрывайте роль компьютеризации в ведении хозяйства

      7. Дайте элементарные представления о калькуляторе.
      8. Подводите к выводу, что такое экономика, для чего она нужна.
      9. Показатели компетентности ребенка

      10. Знает названия предприятий, особенности их функционирования;
      11. Имеет представление о товарно-денежных отношениях, умеет осуществить покупку, классифицирует товар;
      12. Знает, для чего существуют банки; профессии людей, работающих в банковском деле;
      13. Умеет рационально использовать остатки продуктов питания;
      14. Умеет выделять первоочередные нужды семьи;
      15. Понимает потребность в соблюдении установленных правил;
      16. Пытается экономно использовать электроэнергию, воду, газ;
      17. Знает, что компьютер и калькулятор помогают в ведении семейного хозяйства.
      18. Экономическое воспитание следует начинать уже с трех лет.

        Значение экономического воспитания детей дошкольного возраста

        Знакомя детей с правилами бережного отношения:

        мы уже осуществляем экономическое воспитание.

        Большое значение в экономическом воспитании играет ручной труд (работа по изготовлению музыкальных игрушек, икебана, подарков для мам, пап, гостей). В групповой комнате можно создать «Ящик бережливых и экономных», в который дети собирали бы различные кусочки ткани, меха, бумаги, а затем использовали бы это все для отделки различных поделок. Таким образом, дети получают хорошие уроки экономии.

        Большой вклад в экономическое воспитание вносят экскурсии. Они дают детям возможность увидеть собственными глазами то, о чем им рассказывают, чему учат и позже отразить в сюжетно-ролевой игре.

        Не менее важны прогулки. Организуя наблюдения за природой, родитель воспитывает в ребенке бережное отношение ко всему, что его окружает.

        Занятия по физической культуре призваны беречь и укреплять малышей, а это воспитывает бережное отношение к здоровью.

        У детей шестилетнего возраста нужно начинать формировать начальные представления о финансовых категориях:

        Не следует забывать о взаимодействии в работе дошкольного учреждения с семьями. Ведь только совместно с семьей можно воспитать бережливость и экономичность у дошкольников.

        Выполнение всех задач будет способствовать более глубокому усвоению детьми первичных экономических знаний и проявления экономических качеств в быту.

        leaky.ru

        О ПОНЯТИИ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Итак, экономика — это наука. Экономика относится к общественным наукам, которые изучают взаимоотношения людей друг с другом и со «средой», в которой они живут. В И. Даль в толковом словаре живого великорусского языка определяет, что «экономить» — значит «блюсти, сберегать, сокращать рачительно издержки, уменьшать, сколько можно расходы, не давая ничему пропадать даром, быть бережливым хозяином». Кроме этого раскрывает содержание некоторых понятий, связанных со ловом «экономика»: «экономка» — хороший хозяин, домострой, скопидом, расчетливый, сберегающий, что можно; «экономный» — хозяйственный, бережливый, расчетливый, сбереженный; «экономность» — свойство, качеств человека (сбереженный, скопленный бережливостью, скопидомством); «экономия» — бережливость, домоводство, скромная жизнь, сберегающая, что можно из доходов [10]. В большинстве случаев «экономность», рассматривается как нравственное качество. Эти определения перекликаются с другими, которые даются С.И. Ожеговым в словаре русского языка: «экономить- расходовать, экономно, бережно. Экономия — бережливость при расходовании чего ни будь, выгода, получающая при бережном расходовании чего-нибудь» [11]. Одним из основных категориальных понятий, тесно связанных с понятием «экономика» является понятие «экономическое воспитание». В научно – педагогической литературе даются различные определения сущности и содержания экономического воспитания. По мнению А.С. Прутченкова экономическое воспитание широкая категория, включающая в себя как систематическое и целенаправленное воздействие общества на человека, так и процесс становления каждого члена общества как хозяина [8]. Исследуя проблему, Л.П. Кураков отмечет, что научный подход требует рассмотрения понятий «экономическое образование» и «экономическое воспитание» в качестве двух разных, хотя и органически переплетающихся сторон единого процесса -экономической подготовки. Под экономической подготовкой Л.П. Кураков понимает процесс и результат усвоения суммы экономических знаний, овладения экономическими умениями и навыками, процесс и результат формирования качеств личности, свойственных хозяину, осуществление которой происходит путем экономического образования. По мнению экономистов А.Ю. Архипова, Ю.П. Ольсевич, одним из основных средств формирования современного рыночного мышления является ориентированное на все население экономическое образование, которое представляет собой систему институтов, форм и методов получения гражданами экономических знаний и навыков, необходимых для эффективной экономической деятельности. К таким элементам, по утверждению исследователей, относятся средства массовой информации, различные образовательные учреждения, учреждения сети повышения квалификации и переподготовки кадров. Авторы отмечают, что система экономического образования в прежние годы существовала только для взрослых, и, прежде всего, для тех, кто работал в промышленном секторе. Современный этап развития общества напрямую связан с освоением нравственных ценностей, с гражданской позицией, трудолюбием, творчеством, пониманием экономических вопросов. Каждый человек независимо от выбранной им профессии должен иметь экономические знания, которые позволяют уверенно чувствовать себя в жизни. Успех зависит не только от трудолюбия и творчества, но и от предприимчивости, инициативности, экономической грамотности [6]. Проблема экономического воспитания не нова. Первые идеи об экономическом воспитании были сформулированы Конфуцием, Демокритом, Антисфеном, Аристотелем, Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, и другими выдающимися мыслителями прошлого. Я.А. Коменский в свою книгу «Материнская школа» включает «экономические познания», т.е. доступное детям понимание управления домашним хозяйством. Начинать необходимо тогда, когда дети узнают своих близких, детей следует приучать к бережливости. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми в больших» [5]. Сколько житейской мудрости в его экономической программе для маленьких детей. Огромную роль Я.А. Коменский отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга» [2, 3, 4]. Вопросы экономического воспитания занимали одно из ведущих мест и в педагогической системе А.С. Макаренко. В своей работе «Семейное хозяйство» он пишет, что из каждого ребенка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин». Для этого ребенок должен приобщаться к хозяйственным делам. А.С. Макаренко указывает, какими путями можно и необходимо воспитывать у детей бережливость, заботливость, ответственность [2, 3, 4]. На необходимость экономического воспитания и образования указывал С.Т. Шацкий, который предлагал использование различных предметов для освоения учащимися экономических знаний; изучение специальных курсов по началам экономики, как в учебное, так и во внеучебное время («бизнес-клуб», «клуб менеджеров»): профессиональное обучение [2, 3, 4]. В дальнейшем вопросы экономического воспитания поднимали Л.Н. Пономарев, Л.Е. Эпштейн и др. Экономическое воспитание они рассматривали как существенный фактор развития народного хозяйства, как необходимое условие научной организации производства, как важное средство формирования правильного отношения к труду и общественной собственности у подрастающего поколения. Важность и необходимость экономического воспитания и образования в организации детского коллектива подчеркивал Б.Т. Лихачев [7]. Ф.Ф. Королев, С.М. Шабалов экономическое воспитание тесно увязывали с политическим образованием, включающим экономические знания: общие научные принципы, на которых строится современное производство; научные основы труда, предполагающие знание основ экономики.

        В настоящее время большинством исследователей экономическое воспитание понимается, как часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на воспитание есть результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций [9]. Сегодня подрастающее поколение очень рано вступает в мир экономических отношений и все чаще звучат мнения о необходимости экономического воспитания детей на ранних этапах становления личности, в частности, уже на ступени дошкольного детства. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно — образовательная работа в условиях дошкольной образовательной организации формирует тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. Понятно, что работа в данном направлении с детьми данного возраста имеет свою специфику. Сущность и содержание категории «экономическое воспитание» применительно к детям дошкольного возраста рассматривались в работах А.Д. Шатовой, Ю.К. Васильева и др. Экономическое воспитание — это одна из граней воспитательного процесса дошкольников, приобретение воспитанниками доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ. Итак, на основе исследований авторов, занимающихся проблемами экономического воспитания на ранних ступенях развития категорию «экономическое воспитание», применительно к детям дошкольного возраста можно определить как целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, ориентированный на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и качеств личности.

        1. Белик Ю. А. «Краткий экономический словарь»./ Под ред. Ю.А. Белика и др. — М.: Экономика,1990.-399 с.

        2. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева,Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

        3. История дошкольной педагогики /Под ред. Л.Н. Литвина. — М.: Просвещение, 1989.- 352 с.

        4. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия/Под ред. М.Н. Колмаковой, В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1988.-447 с.

        5. Коменский,Я.А. Материнская школа/Под ред. А.Л. Красновского. М: Учпедгиз, 1947.-256 с.

        6. Курак,Е.А. Эконмическое воспитание дошкольников. — М.: Сфера, 2002. – 80 с.

        7. Лихачев Б.Т. Рыночные отношения и воспитание// Воспитание школьников. – 1991.- №5.-С.56.

        8. Прусенкова Н. Рекламные крошки. Дети воспринимают рекламу совсем не так, как хочет заказчик//Новая газета.-09.03.2006.

        9. Смоленцева А.А. Введение в мир экономика, или Как мы играем в экономику.- СПб.: Детство-пресс, 2008.-170 с.

        10. Толковый словарь живого великорусского языка. В.И. Даль . – М.: Издательство: «Цитадель», 1998.

        izron.ru

        Экономическое воспитание детей дошкольного возраста

        Экономическое воспитание детей дошкольного возраста

        Доклад «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

        Подготовила: воспитатель Марданова Виолетта Юрье вна

        Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

        Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни.

        Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.

        Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу. На то имеются реальные жизненные ситуации. Ребенок — дошкольник может присмотреть за младшим братом, вымыть посуду, пойти с мамой в магазин, принять участие в наведении порядка в доме

        Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т. д. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи. Доказательство тому: связь понятий — труд и деньги — обнаруживается уже в четырех-пятилетнем возрасте. Так происходит становление у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу.

        Задача педагогов и родителей — помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.

        В начале учебного года мы взялись за внедрение в практику работы детского сада проектной деятельности по теме «Развитие элементарных экономических представлений детей дошкольного возраста». Цель: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

        — формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);

        — знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;

        — учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

        — раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия).

        — познакомить детей с ведением хозяйства;

        -познакомить детей с историей возникновения денег;

        — дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;

        — формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

        Это и стало темой моего самообразования на 2017-2018 учебный год.

        Проект долгосрочный, проходит в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Целевая группа – дети с 2 до 7 лет, так как группа разновозрастная. Итоговыми мероприятия -«Ярмарка» и «Аукцион детских работ».

        Начала я с создания предметной среды и подготовки методического обеспечения. Разрабатывала конспекты занятий. В работе опиралась на эмпирические знания и жизненный опыт детей, стремясь уточнить и расширить их представления из области экономики.

        Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.

        Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

        Большое внимание было уделено трем блокам программы – «Труд- продукт – стоимость», «Полезные привычки и навыки в быту» и «Деньги».

        Занятия проводились в форме игр и бесед: историческое -происхождение денег в обществе людей, теоретические -куда можно потратить деньги, практические -откуда появляются деньги и как их тратят в семье.

        Вначале познакомились с историей возникновения денег. Была организована экскурсия в сельский музей, где знакомились с культурой и бытом народов России, со значением денег в жизни людей. Необходимо было объяснить детям, что результат труда людей оплачивается деньгам, уточнить их знания из области финансовых категорий, воспитать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

        Подчеркивалось, что стоимость товара зависит от материала, из которого он сделан, времени, потраченного на его изготовление, трудовых усилий человека и качества работы. Каков товар, такова и цена. На заня-тиях мы с детьми сравнивали одинаковые по назначению, но разные по качеству предметы (ложка хохломская ручной работы, штампованная и простая деревянная; чашка -авторская, со штампованным узором и простой бокал; книги -в мягкой и твердой обложке, на газетной и мелованной бумаге, с блеклыми и красочными иллюстрациями, учили определять цену товара и его сорт (высший сорт, первый сорт, брак). Чтобы воспитать у детей уважение к человеку труда, стремление сделать что-то своими руками и качественно, во всех случаях сравнения для образца высшего качества (сорта, самой высокой цены выбирались изделия с элементами авторской работы и ручного труда.

        Особое внимание уделялось работе с родителями. Ведь экономическое воспитание дошкольника невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Были выработаны некоторые направления совместной деятельности детского сада и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников.

        К ним относятся: информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье; участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы); создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях; чтение художественной литературы, прогулки- наблюдения.

        Для того, чтобы заинтересовать родителей в экономическом воспитании детей, была организована поисковая деятельность. Родители с детьми готовили коллекцию сохранившихся старинных денег и коллекцию денег других стран. Результатом стала выставка монет и купюр советского и постсоветского времени, а также иностранные деньги.

        С монетами разного достоинства дети знакомятся на занятиях по ФЭМП, учатся правильно называть их, сравнивать, знакомятся с их разменом.

        Практические навыки обращения с деньгами дети приобретают в ходе сюжетно-ролевых игр. Они помогают сделать экономику понятной.

        В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

        Для закрепления этих знаний проводились сюжетно-ролевые игры такие, как «Магазин», «Кафе», «Парикмахерская», где дети закрепляют навыки счета денег и их размена.

        Для более подробного изучения экономики проводились НОД на тему «Бюджет семьи, доход, расход», «Экономика: рынок, товар, деньги».

        В детском саду дети ежедневно наблюдают разнообразные виды труда, пользуются их результатами. Дети должны подвестись к пониманию того, что материалы, инструменты, продукты труда произведены для людей данной профессии другими. При этом результатом труда пользуется как сам производитель, так и многие потребители.

        В совместной работе со взрослыми старший дошкольник выделяет цепочку связей в производстве товара, представляет его «жизненный» цикл труда, его постоянную необходимость.

        В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения — продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

        Продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование) направлена на развитие изобразительных способностей, творчества, художественного вкуса, эстетических качеств личности.

        В экономическом воспитании она рассматривается как вид трудовой деятельности, в процессе которой ребенок творчески создает продукт, соответствующий его интересам и желаниям. В процессе работы они осваивают структуру трудовой деятельности, самостоятельно управляя процессом преобразования материалов в продукт труда.

        Использование разных видов конструирования способствует развитию у детей пространственного воображения, логической памяти, комбинаторных способностей. При этом происходит осознание экономической природы продуктов трудовой деятельности, приобретается опыт решения простых экономических задач.

        В процессе лепки дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделие (товар) от качества его изготовления, определяют нужное количество материалов, выделяют рациональные способы изготовления изделия.

        Отображая в рисунке окружающий мир, дети развивают композиционные и колористические умения, творческие способности. При этом рисунок становится предметом разговора, выражающего экономическую сущность творческой деятельности (познание мира профессий творческой направленности, напр. составление рекламы).

        Практическим закреплением полученных детьми знаний о производстве товара, его качестве, сортности и цене является изготовление посуды из глины и пластилина в форме итогового мероприятия «Аукцион детских работ». Дети должны осознать, что товары являются продуктом труда человека, научиться ценить свой и чужой труд, беречь его результаты.

        Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения.

        В старшем дошкольном возрасте формируются представления о разнообразии профессий: строитель, воспитатель, продавец, врач. Тематический план по ознакомлению детей с «экономическими» профессиями позволит раскрыть содержание труда взрослых, качества трудящегося человека, показать воспитательную ценность труда — его преобразующую роль. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Так дошкольники знакомились с профессиями — традиционными и новыми (рекламный агент, менеджер, значимостью различных видов труда для человека. Мы старались донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.

        Пониманию многих экономических явлений, развитию познава-тельного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

        Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

        Народные аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

        Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др., в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др., в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

        Для этого мы совершили экскурсию в сельскую библиотеку, знакомились с детской литературой и обновили наш книжный уголок новыми книгами.

        Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний мы использовали народные и авторские сказки:

        1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

        Народных: «Каша из топора», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

        Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон».

        2. Чтение и обсуждение сказок о труде.

        Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.

        Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе».

        3. Чтение и обсуждение сказок о деньгах.

        Авторских: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха»,

        5. Чтение и обсуждение сказок о рекламе.

        Народных: «Лиса и козел».

        Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал»

        6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

        Народных: «Мальчик с пальчик»

        Авторских: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

        Практические занятия по формированию экономического мышления показывают, что экономическое воспитание дошкольника не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формируют деловые качества личности, что обеспечит преемственность между детским садом и школой.

        Использование разнообразных форм и методов по формированию экономического мышления дает возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания экономики интересным, доступным.

        Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

        Опыт показывает, что только совместная работа детского сада и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к формированию экономического мышления.

        Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, выработки стратегии в индивидуальном порядке. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, решается задача всестороннего развития личности.

        1. Детский экономический словарь [Текст]: учеб. пособие / Сост. Г. В. Евменова, О. И. Меньшикова. — М. : Просвещение, 1997.- 80 с.

        2. Джугенхаймер Д. У., Гордон

        И. Основы рекламного дела [Текст]: учеб. пособие / М. : Просвещение, 1996.- 125 с.

        3. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социаль-ной действительностью [Текст]: учеб. пособие /. М. : Просвещение, 1996.- 130 с.

        4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учеб. пособие /. М. : Просвещение,- 1999. 300 с.

        5. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие /. М. : Просвещение,- 1992. 255 с.

        6. Раизбе рг Б. А., Прутченко А. С. [Текст]: Учебная программа по экономике (для 1 — 11-го классов/. М. : Просвещение,- 1992. 280 с.

        7. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье [Текст]: учеб. пособие /. М. : Просвещение, 1996.- 125 с.

        8. Смолнцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику:. [Текст]: Учебно- методическое пособие. /. С. П. б. : «ДЕТСТВО- ПРЕСС», — 2002. 150 с.

        9. Шатова А. Д- Дошкольник и. экономика [Текст]: учеб. пособие /. М. : Просвещение, 1996.- 200 с.

        Экономическое воспитание детей дошкольного возраста ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КРАСНОХОЛМСКИЙДЕТСКИЙ САД № 2 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» КАЛМИЯБАШЕВСКИЙ.

        Гендерное воспитание детей дошкольного возраста ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные.

        Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста Важность вопроса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста определена «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения.

        Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста настоящее время патриотическое воспитание дошкольников становится очень актуальной задачей, стоящей перед педагогическим сообществом. Россия.

        www.maam.ru

        Смотрите так же:

        • Влияние бабушки на воспитание ребенка Роль бабушки и дедушки в воспитании детей Когда мы рассуждаем о воспитательном процессе, то упоминаем, в первую очередь, родителей. Однако не стоит недооценивать и роль старшего поколения в воспитании ребенка. Причем это влияние бывает как позитивным, так и негативным. Как же влияют дедушки и бабушки на ребенка? Для многих молодых мам и […]
        • Развития внимания ребенка Задания-картинки для развития внимания ребенка Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста чрезвычайно важно. Ведь ребенок для успешного обучения должен внимательно слушать учителей и уметь сосредотачиваться на задании. Для тренировки внимания ребенка отлично подойдут письменные задания с которыми вы можете […]
        • Развитие мышления у дошкольников картинки Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет Развивающие игры для детей средней группы детского сада Игры для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным. Описание: воспитатель […]
        • Личностное развитие ребенка диагностика Комплект диагностических материалов 3. Диагностика уровня личностного развития Личностное развитие, так же как и развитие социальных навыков, определяет успешность психологической адаптации ребенка в школе. Однако недостаточная сформированность личностного развития может быть компенсирована условиями обучения, тактикой работы педагога и […]
        • Диагностика уровня развития ребенка игровая деятельность Диагностика уровня развития детей 3 лет В 4 года поведение ребенка приобретет новые черты, которые будут отличать его от малышей. Например, возрастают физические возможности детей, эти дошкольники нуждаются в содержательных контактах со сверстниками, продуктивно сотрудничают со взрослыми. Возрастает активность детей, что создает новые […]
        • Бронхит у детей до года симптомы и лечение Бронхит у детей: острый, обструктивный бронхит, симптомы, лечение Бронхит у детей чаще всего возникает в виде осложнения на фоне ОРВИ, гриппа или сильной простуды, переохлаждения. Провоцирующими факторами развития бронхита являются сезонные резкие перепады температуры, особенно периоды дождей с повышенной влаж­ностью, поэтому это […]
        • Сколько должен спать ребенок в 6-7 месяца Сколько спят дети 6 месяцев комаровский Режим ребенка в 5 месяцев — как меняется распорядок крохи Сейчас режим вашего малыша подчинен тем же правилам, что и месяц назад. Как и в 4 месячном возрасте. он проводит во сне до 16 часов в сутки, а во время бодрствования готов играть и общаться. Поведение его меняется лишь тогда, когда начинают […]
        • Социально-коммуникативное развитие дошкольников через Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и родителями Предпросмотр страницы №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 "Сказка" Реферат на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и […]