46. Симптоматика нарушений письменной речи.

Различают два вида нарушений письменной речи: дислексия, дисграфия.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) ВПФ и проявляющееся в ошибках стойкого характера

Симптомы дислексии: 1.Замены и смешения звуков при чтении — фонетически близких (звонкие-глухие), или графически сходных (Х-Ж, П-Н, З-В). 2.Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова: Р..А..К. 3.Искажения звуко-слоговой структуры слова: пропуски согласных в стечениях; пропуски согласных и гласных без стечения; добавление букв и звуков; перестановки звуков; пропуски слогов; перестановки слогов. 4.нарушение понимания прочитанного (от слова до текста). 5.замены слов (ЗАХЛЕСТНУЛА – ЗАХЛОПНУЛА). 6.аграмматизмы при чтении (падежные окончания, глагольные окончания, согласование членов предложения

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ.

Симптомы: 1.искаженное написание букв (Э – С ). 2.Замены букв графически сходными ( в – д, л –м, ц –щ ) и фонетически сходными (д –т, б – п, г – к ). 3.Искажения звукобуквенной структуры: перестановки; пропуски; добавления; персеверации слогов; контаминации слогов; нарушение слитности написания слов, искажение структуры предложения (ИЗТЕПЛЫХ СТРАН ЛЕТЯ ГРАЧИ). 4.Аграмматизмы на письме (МНОГО КАРАНДАШОВ, НЕТ КЛЮЧОВ

47. Классификация нарушений письменной речи.

Дислексия – частичн. специф. наруш. проц. чт, обусл. несформир-ю (наруш) ВПФ и проявляющееся в ошибках стойкого характера. Классификация: 1.фонематич; 2.семантич; 3.аграмматич; 4.мнестич; 5.оптическая; 6.тактильная

Фонематич. Недоразв. фонематич. воспр. – 1 ф-ма (трудн. усв-я букв; замены букв, сходных акустич. и артикуляц. (Б-П, С-Ш), недоразв. фонематич. анализа — 2 ф-ма (побукв. чт; искаж. звукослогов. стр-ры; пропуски согл. в стеч.; вставки гласных м/у согл. в стеч-х (ПАСЛА – ПАСАЛА); переест-ки букв (звуков) (УТКА – ТУКА); пропуски и переест-ки слогов (ЛОПАТА – ЛОТАПА).

Семантич. (механич. чт). 1.наруш. поним. прочит-го при технич. прав. чт.; не м. ответить на вопросы по тексту). 2.несформир-ть представлений о синтаксич. связях слов в предл. (каждое слово воспринимается изолированно)

Аграмматич. обусловлена недоразв. грамм. строя речи, морфологич. и синтаксич. обобщ: 1.изм. падежных оконч. сущ.; 2.неправ. согласов. в роде, числе, падеже сущ. и прил.; 3.изм. числа местоим; 4.неправ. употр. родовых оконч. местоим.; 5.изм. ф-мы глаг. Чаще набл-ся у детей с ОНР.

Мнестич. 1. наруш. усвоения букв; 2.в трудн. установл. связей м/у звуком и буквой (не м. воспроизв. ряд из 3-5 букв или слов, наруш. порядок их следов-я).

Оптич. 1.замены и смешения графич. сходн. букв (Д-Л, З-В); 2.недифференц-ть зрит. представл; 3.наруш. оптико-пространств. воспр. (трудн. воспр. букв, напис. одна под другой _ Т_; не расчл-т буквы на сост. эл-ты Н; зерк. чт).

Дисграфия – частичное наруш. проц. письма, проявл. в стойких, повт-ся ош., обусл. несформированностью ВПФ. Классификация: 1.артикулят-акустич; 2.акустич; 3.на почве наруш. языкового анализа и синтеза; 4.аграмматич; 5.оптич.

Артикул-акустич. Отраж. на письме неправ. произн. звуков (зам, пропуски — как в устн. речи). Чаще при дизартр, ринолал, дислал. полиморфн. хар-ра.

Акустич. (на фоне наруш. фонемного распозн-я): 1.зам. букв, обозн. фонетич. сходные звуки (устная речь без дефектов) (Ч-ТЬ, Ч–Щ); 2.неправ. обозн. мягкости на письме (ПИСМО, ЛУБИТ); 3.замены гласных У-О, Е-И в ударном пол-и (ТУЧА–ТОЧА); 4.замены далеких по хар-кам звуков (Л–К); 5.наруш. слух. дифференц; 6.недоразв. фонематич. слуха.

На почве наруш. языкового анализа и синтеза. 1.искаж. стр-ры слова и предл; 2.неправ. деление предл. на слова; 3.пропуски согл. в стеч. (ДИКТАНТ– ДИКАТ); 4.перест-ки букв; 5.пропуски гласн; 6.добавл. букв; 7.перест-ки, пропуски, добавл. слогов; 8.слитное напис. предл. (ВДОМЕ); 9.разд. напис. приставок (НА СТУПИЛА ЗИМА)

Аграмматич. 1.недоразв. грамм. строя речи; 2.трудн. в уст-и логич. и языковых связей м/у предл; 3.искаж. морфологич. стр-ры слова (МНОГО ДЕРЕВОВ); наруш. предложных констр-й (НА СТОЛОМ); изм. падежа местоим. (ОКОЛО НИМ); наруш. согласов. (БЕЛАЯ ДОМ)). 4.трудн. конструир. сложн. предл.; 5.пропуски слов в предл; 6.наруш. последоват-ти слов в предл.

Оптическая. Обусл.: 1.недоразв. зрит-простр. ф-ций (недоразв. зрит.: гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; простр-го предст-я). 2.искаж. букв на письме. 3.замены графич. сходных букв (в – д). 4.зерк. напис. букв. 5.пропуски элем. букв. 6.напис. лишних элем. букв. 7.неправ. распол-е элем. букв.

studfiles.net

8. Дисграфия .Симптоматика дисграфии

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевающего этим навыком. Так, у взрослого письмо является целенаправленной деятельностью, основной целью которого является передача смысла или его фиксация. Процесс письма взрослого человека характеризуется целостностью, связностью, является синтетическим процессом. Графический образ слова воспроизводится не по отдельным элементам (буквам), а как единое целое. Слово воспроизводится единым моторным актом. Процесс письма осуществляется автоматизированно и протекает под двойным контролем: кинестетическим и зрительным.

Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме. Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими на-рушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти внимания, психическими нарушениями). Неречевые симптомы определяются в этих случаях не ха-рактером дисграфии и в связи с этим не включаются в ее симптоматику, а совместно с нарушением письма входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств (при алалии, дизартрии, нарушениях речи при умственной отсталости и др.). Дисграфия (как и дислексия) у детей с нормальным интеллектом может вызывать раз-личные отклонения в формировании личности, определенные психические наслоения. При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.

9. Дислексия. Симптоматика дислексии

В современной литературе для обозначения нарушений чтения используются термины: «алексия» — для обозначения полного отсутствия чтения и «дислексия», «дислексия развития», «эволюционная дислексия» — для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением в отличие от тех случаев, когда акт чтения распадается, например, при афазиях.

Распространенность нарушений чтения среди детей довольно велика. В европейских странах отмечается, по данным различных авторов, до 10% детей с дислексиями, имеющих нормальный интеллект. По данным Р. Беккер, нарушения чтения наблюдаются у 3% детей начальных классов массовой школы, в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи количество детей с дислексией достигает 22%. По данным Р. И. Лалаевой, в первых классах вспомогательной школы нарушения чтения отмечаются у 62% учеников. По данным А. Н. Корнева, дислексия наблюдается у 4,8% учащихся 7—8 летнего возраста. В школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями и с задержкой психического развития дислексия выявлена в 20—50% случаев. У мальчиков дислексия встречается в 4,5 раза чаще, чем у девочек.

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Современный анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми.

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».

По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства письменной и устной речи.

Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. Таким образом, в этом процессе можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью чтения. Между ними существует тесная связь. Понимание читаемого определяется характером восприятия. С другой стороны, зрительное восприятие испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного.

При чтении взрослый человек осознает лишь задачу, смысл читаемого, а те психофизиологические операции, которые предшествуют этому, осуществляются как бы сами собой, неосознанно, автоматизированно. Однако эти автоматизировавшиеся при овладении чтением операции являются разносторонними и сложными.

Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из них тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.

Т. Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения: 1) овладение звуко-буквенными обозначениями; 2) послоговое чтение; 3) становление синтетических приемов чтения; 4) синтетическое чтение. Каждая из их характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями и задачами, а также приемами овладения.

Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: сформированность устной речи, фонетико-фонематической ее стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза), лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса.

studfiles.net

Нарушение речи у детей: особенности и пути коррекции

Расстройство речи – это состояние, при котором человек испытывает трудности в процессе формирования звуков и предложений, необходимых для общения с окружающими. Обнаружив отклонения в развитии речи в раннем возрасте, можно эффективно скорректировать нарушения и не допустить осложнений в будущем.

Разновидности речевых расстройств у детей

Оценивая развитие ребенка, важно разграничивать развитие его речи и языка. Речевые расстройства характеризуются невозможностью ребенка произносить различные звуки и слоги, языковые расстройства проявляются в неспособности формировать предложения, выражать мысли и др.

Языковые нарушения у детей выражаются в:

  • расстройствах экспрессивной речи;
  • расстройствах рецептивной речи.
  • Первый вид нарушения характеризуется проблемами в выражении своих мыслей окружающим. Расстройство рецептивной речи характеризуется трудностями в понимании и восприятии разговора, поступающего от других. Некоторые дети имеют только расстройство экспрессивной речи, другие – смешанное экспрессивно-рецептивное расстройство речи. Дети с такими нарушениями обычно не имеют проблем со слухом или произношением слов. Без лечения, проблема будет только усугубляться и может привести к эмоциональным проблемам и трудностям в учебе.

    Если говорить о речевых расстройствах, то классифицируют следующие виды нарушений:

  • нарушения разговорной речи;
  • нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).
  • К тяжелым нарушениям разговорной речи можно отнести:

    Нарушение артикуляции (дизартрия) характеризуется дефектами в говорении и происходит из-за повреждения или недоразвития речевого аппарата.

    Алалия проявляется полным или частичным отсутствием речи, возникает из-за нарушений функций отделов мозга, отвечающих за речевые функции. У правшей – это левое полушарие, у левшей – правое. Разграничивают моторную (невозможность говорить) и сенсорную (невозможность понять разговор) алалию.

    Заикание – это расстройство нервной системы, отличительной чертой которого является прерывание речи, нарушение ее ритма, повторение или протяжность отдельных слогов.

    Дислалия характеризуется дефектами в выговаривании звуков при здоровом слухе и артикуляции. Звуки могут искажаться, смешиваться и замещаться. Данное нарушение затрудняет процесс освоения основ правописания и чтения в дальнейшем, и может привести к развитию нарушений в правописании, дислексии и дисграфии.

    Дислексия (алексия) – неспособность в освоении навыков чтения. Часто ребенок с данным расстройством испытывает трудности при формировании звуков и букв и соединении их в одно слово. Учитывая эти факторы, дети с дислексией часто также имеют трудности в освоении базовых навыков, таких как, письмо, орфография, разговорная речь, и математика.

    Дисграфия – неспособность к обучению, которое выражается в трудностях написать буквы или цифры, или поставить их в правильном порядке. Это проблема нервной системы, которая влияет на мелкую моторику, необходимую для освоения навыков письма.

    Дискалькулия – неспособность к освоению математических основ, часто является самостоятельным симптомом, а не следствием других нарушений. Дети с таким расстройством могут теряться при подсчетах, продолжать считать на пальцах, в то время как их сверстники перестают так делать. Также ребенок может впадать в панику при мысли о математике.

    Дискалькулия у детей школьного возраста может вызывать трудности в:

  • оценке большего или меньшего среди двух чисел;
  • освоении основ математики, таких как: сложение, вычитание, умножение;
  • освоении дробей;
  • понимании графиков, диаграмм;
  • подсчете денег;
  • запоминании телефонных номеров или почтовых индексов;
  • определении времени.
  • Причины нарушений речи

    Речь является одним из основных способов общения. Она развивается естественно, наряду с другими признаками нормального роста.

    Нарушения речи у детей может быть как приобретенной, так и врожденной. Приобретенные языковые расстройства такие как, афазия, появляются в результате неврологических заболеваний или травм.

    Причины нарушения речи у детей могут быть следующие:

    1. Внутриутробные патологии. В 1 триместре беременности происходит формирование нервной трубки плода, именно этот период очень критичен для будущего малыша. По статистике, у женщин, принимавших фолиевую кислоту в период вынашивания, ребенок реже имеет проблемы с речью.
    2. Наследственный фактор. Особенности строения и изменения в структуре или форме органов речевого аппарата (языка, губ, зубов и т.д). Эти изменения могут включать неправильный прикус, расщелины неба, короткую уздечку языка.
    3. Родовые травмы, следствием которых может стать такая патология, как ДЦП. Причиной отклонений и задержки в развитии ребенка могут быть преждевременные роды, когда малыш рождается весом менее 1,500 кг. Обвитие пуповиной, асфиксия (нарушение дыхания из-за недостатка кислорода), стимуляция родов также может приводить к некоторым последствиям в виде нарушений речевых функций.
    4. Голосовые расстройства. Могут быть вызваны ситуациями, когда воздух проходит из легких через голосовые связки, а затем через глотку, нос, рот и губы. Могут быть вызваны различными заболеваниями первых лет жизни.
    5. Неграмотная речь в семье, недостаток общения.
    6. Расстройства аутистического спектра.
    7. Аутизм характеризуется отсутствием взаимодействия с внешним миром, может проявиться у ребенка в возрасте после 2-х лет.

      Симптоматика заболеваний

      Симптоматика речевых проблем у детей довольно разнообразна, в зависимости от расстройства.

      Но имеются некоторые схожие признаки, такие как:

    8. задержка развития речи;
    9. неразвитость мелкой моторики;
    10. частое употребление междометий;
    11. проблемы в изучении новых слов;
    12. неспособность придать смысл предложениям, при возможности правильного произношения слов и звуков;
    13. ограниченное разнообразие структур предложений при разговоре;
    14. частые ошибки в словах;
    15. многократное повторение слов.
    16. прерывистая, напряженная, неотчетливая речь;
    17. слишком медленная или слишком беглая речь;
    18. используется крайне высокий или крайне низкий уровень тональности.
    19. Из-за недоразвития речевого аппарата, у ребенка могут возникнуть трудности при жевании и глотании.

    20. может быть полное отсутствие речи;
    21. ребенок говорит на «своем» языке;
    22. говорит только первый слог слова в возрасте больше 5-ти лет.
    23. напряженность мимической мускулатуры;
    24. может демонстрировать значительные усилия при попытке разговора;
    25. иногда наблюдаются попытки избежать заикания путем замены слов или использования дополнительных звуков и слов;
    26. в некоторых случаях ребенок будет стараться избежать ситуаций, когда он должен говорить.
      • замена звуков и слогов;
      • искажение звуков и букв при произношении.
      • Процесс развития речи

        Дети с расстройствами речи часто начинают говорить позже, чем их сверстники. Эта задержка речи не связана с уровнем их интеллекта. Как правило, они имеют средний или выше среднего уровень интеллекта. Хотя говорить о нарушениях речи у детей дошкольного возраста можно после достижения ребенком 2-летнего возраста, специалисты все же утверждают, что их можно заметить практически с первых дней жизни.

        Процесс развития речи у ребенка можно условно разделить на группы:

      • доречевой период;
      • период речевого восприятия;
      • период активного применения слов.
      • С 9-ти месяцев начинается период восприятия речи. До 1-го года жизни у ребенка формируется свой собственный словарный запас. В основном, малыш использует слова с одинаковыми слогами (ба-ба, дя-дя, ма-ма и т.д.) Издает звуки животных. Из-за незрелости слухового восприятия и артикуляции, малыш не в состоянии повторить более сложные слова и может путать слоги.

        Период активного применения слов начинается после второго года жизни ребенка. В этот период словарный запас малыша должен насчитывать около 300 слов. В период с 2 до 3 лет он начинает говорить предложениями, называет животных, бытовые объекты и предметы обихода. В речи использует наречия, местоимения, предлоги, склоняет слова в числах и падежах. В возрасте с 4 до 5-ти лет произносит звуки правильно, особенно «р», «л», обогащается словарный запас.

        Отличительные характеристики детей с нарушением речи

        В основном, причины проблем с речью кроются в неправильной работе центральной нервной системы. Поэтому существуют некоторые особенности детей с нарушением речи, которые являются следствием специфической манеры поведения. Обычно, такие дети эмоционально неустойчивы, излишне агрессивны, раздражительны, беспокойны. Могут наблюдаться проблемы с физическим здоровьем, которые проявляются в частых головных болях, головокружении, тошноте.

        Дети с расстройствами речи быстро устают, плохо переносят духоту и катание на каруселях. У них может наблюдаться некоторая неуклюжесть, нарушение равновесия.

        Особенности детей школьного возраста с нарушениями речи выражаются в невнимательности, рассеянности, низкой умственной способности.

        Исправление детских речевых проблем

        При нарушении развития речи у детей, следует обращаться за медицинской консультацией. Важно это сделать как можно раньше, до того, как ребенок пойдет в школу. Так как языковые расстройства могут негативно влиять на детей в ряде направлений, как социальных, так и академических. А также от того, насколько рано начато лечение, зависит эффективность проводимых мероприятий.

        Только комплексная диагностика, которая включает в себя осмотр у отоларинголога, невропатолога, детского психолога и логопеда, поможет выявить отклонения в речевом развитии и скорректировать нарушения. Осмотр у лора поможет выявить или исключить патологии органов речи.

        Невропатолог определит, есть ли у малыша нарушения в органах центральной нервной системы. Детский психолог определит способности к мышлению у ребенка, уровень интеллекта. Логопед проводит окончательную диагностику и основную работу по корректировке речи.

        Важен комплексный подход в лечении, слаженная работа специалистов и активное участие родителей. Нередко работа с логопедом, психологом, невропатологом дополняется применением медикаментозного лечения в виде использования ноотропов. Ноотропы – лекарственные препараты, которые оказывают влияние на психические функции мозга. Они улучшают память, интеллектуальные способности, таким образом, благотворно влияют на процесс обучения. Побочные действия от этих препаратов наблюдаются крайне редко.

        Для предотвращения многих проблем с речью у детей, важно проводить профилактику разговорных расстройств у ребенка. Необходимо как можно больше общаться с малышом, начиная с первых дней жизни, устанавливать зрительный контакт. Слова нужно проговаривать четко и правильно, с многократным повторением. Важно развивать мелкую моторику, используя игры с пазлами, лепкой, конструктором.

        oinsulte.ru

        Нарушение речи у детей

        Специалисты утверждают, что речевые нарушения можно определить чуть ли не с первых дней жизни ребенка…

        Рождение — это начало новой жизни. Какой она будет, во многом зависит от того, как будет развиваться маленький человечек. Поэтому родители должны быть особо ответственными за его будущее как до, так и после появления малыша на свет. Для этого они обязаны интересоваться специальной литературой, где доступно описаны этапы развития детей, особенно в ранний период.

        Итак, на свет появился малыш. Первое, что мы делаем, когда его видим, начинаем к нему улыбаться, что-то ему говорить. Происходит первое общение. Взамен мы ожидаем ответных реакций. Пока их нет. Но поверьте, они скоро будут появляться и радовать нас неимоверно. Ведь для ребенка общение имеет большое значение.

        Но что делать, если малыш не проявляет такую же коммуникативную активность, как у знакомых мамочек? Сразу бить тревогу не обязательно. Все дети разные. Проанализируйте, что ваш ребенок уже умеет, сравните с тем, что он должен уметь в своем возрасте и только после этого обращайтесь к специалистам. Не забывайте о том, что малышей нужно развивать с первых дней жизни, они требуют не только кормления и сухих пеленок, но и общения. Его должно быть много. Может, в этом проблема? Если нет, то идем далее.

        Что указывает на речевые нарушения у детей?

        Специалисты утверждают, что речевые нарушения можно определить чуть ли не с первых дней жизни ребенка. В первую очередь на это указывает монотонный слабый крик малыша.

        Какие же признаки еще свидетельствуют о возможных проблемах с речью?

        Если у ребенка возникают данные проблемы, то у него возможны нарушения речевого развития. Для того чтобы узнать причину их появления и установить точный диагноз, необходимо проконсультироваться у таких специалистов:

      • отоларинголога (проверит слух ребенка);
      • невропатолога (определить, есть ли у малыша органическое поражение ЦНС, в т.ч. речевых центров коры головного мозга);
      • детского психолога, дефектолога или психиатра (для определения состояния невербального интеллекта);
      • учителя-логопеда (для окончательного диагностирования).
      • Причины нарушения речи

        Многих интересуют причины нарушения речи у детей. Факторов немало. Они могут быть как внешние, так и внутренние. Иногда они сочетаются между собой. Основными являются следующие:

      • Внутриутробные патологии.
      • Наследственность.
      • Родовые патологии.
      • Заболевания первых лет жизни ребенка.
      • Неблагоприятные социально-бытовые условия.
      • Внутриутробные патологии

        Очень важен первый триместр беременности, так как у плода развивается центральная нервная система, в том числе и речевые зоны коры головного мозга. Наиболее негативными факторами в этот период стают:

      • внутриутробная гипоксия;
      • инфекционные заболевания матери во время беременности (герпес, краснуха, сифилис, токсоплазмоз, грипп, скарлатина, полиомиелит, ВИЧ-инфекция, корь);
      • травмы матери во время вынашивания малыша;
      • несовместимость крови у мамы и будущего ребенка, что приводит к выработке антител в материнском организме, и, как результат, у плода выделяется токсическое вещество, которое повреждает участки мозга, что впоследствии отображается на его речи и слухе;
      • недоношенность и переношенность плода;
      • курение и употребление алкоголя и наркотиков матерью;
      • бесконтрольный прием матерью лекарств;
      • попытка прерывания беременности;
      • пребывание матери на вредном производстве, особенно в первые месяцы беременности;
      • стрессы.
      • Если кто-то из родителей начал поздно говорить, большая вероятность того, что ребенок будет иметь те же проблемы. Также к генетическим аномалиям относится нестандартное строение артикуляционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба), заикание и проблемы в развитии речевых зон в коре головного мозга.

        Роды не всегда благоприятно проходят для малыша. Наиболее опасными для него являются асфиксия (нарушение дыхания, что приводит к кислородному голоданию головного мозга), родовые травмы (узкий таз у матери, применение щипцов для появления ребенка).

        Особого внимания в развитии будет требовать также тот ребенок, который родился с массой тела менее 1500 г и прошедший ряд реанимационных мероприятий, среди которых и вентиляция легких.

        Все перечисленные выше факторы могут стать причиной нарушения речи у ребенка.

        Заболевания первых лет жизни

        Первые годы очень значимы в жизни и развитии малыша. Поэтому нужно опасаться:

      • инфекционных заболеваний, особенно менингита, менингоэнцефалита, воспалений среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь);
      • травм головного мозга;
      • повреждения неба.
      • Неблагоприятные социально-бытовые условия

        Нарушения речи очень часто наблюдаются у тех детей, у которых отсутствует эмоциональное и речевое общение с близкими людьми. Необязательно это происходит в семьях, где родители пьют или ведут аморальный образ жизни. В благополучной, на первый взгляд, семье дети могут тоже быть обделены вниманием со стороны родителей. Недостаточное количество общения, особенно с мамой, может стать основным фактором нарушения речи у ребенка.

        Эмоциональную связь с матерью ребенку заменить чем-то другим очень тяжело. Будьте, родители, внимательны! Никакая игрушка им не заменит вас!

        Итак, можно подвести первый итог, чтобы понять, что необходимо для профилактики нарушений речи у детей. Самое главное, нужно знать, что речь – это сложный психический процесс. Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития. Это зависит очень часто от окружающей среды. Если ребенок не будет получать ярких впечатлений, ему не будут созданы условия для передвижения и общения, то в скором времени у него будут проявляться задержки как в физическом, так и психическом развитии.

        Помните, что малыш очень нуждается в заботе и любви. Если его лишить полноценного общения с взрослыми или ограничить только однообразными бытовыми ситуациями, вполне вероятно, что у ребенка в скором времени будут наблюдаться речевые нарушения.

        Виды речевых нарушений у детей

        В современной логопедии выделяют две основные классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Они ни в коем образе не исключают одна другую, а только помогают более глубоко понять причину отклонения и попытаться ее максимально устранить (если есть возможность) либо уберечь от вторичных отклонений в результате основного дефекта.

        Клинико-педагогическая классификация

        Первая классификация содружественна с медициной. Согласно ей выделяются нарушения речи письменные и устные.

        Нарушения устной речи

        При нарушениях устной речи возможны расстройства речи во время непосредственного произношения высказывания (фонационное оформление) и системные (полиморфные) отклонения (структурно-семантическое оформление).

        Нарушения при фонационном оформлении

        В результате нарушений фонационного оформления во время произношения высказываний наблюдаются следующие речевые особенности у ребенка:

        Ребенок правильно понимает речь, но воспроизвести правильно сам не может в результате дефекта. На фоне этого выделяют такие заболевания:

        Дисфония характеризуется расстройством либо полным отсутствием фонации в результате патологии голосового аппарата (нарушение голоса, его тембра или высоты).

        Брадилалия характеризируется замедленным темпом речи в результате патологии.

        Тахилалия характеризуется ускорением темпа речи.

        Заикание – это нарушения темпа и ритма речи в результате судорог мышц речевого аппарата.

        Дислалия – это дефекты речи при нормальном слухе и сохранном артикуляционном аппарате.

        Ринолалия характеризуется нарушением тембра голоса и соответственно звукопроизношения, что обусловлено особенностями артикуляционного аппарата.

        Дизартрия — речевое нарушение в результате недостаточной иннервации артикуляционного аппарата.

        Нарушения при структурно-семантическом оформлении

        Наиболее тяжелые отклонения – это структурно-семантические. В результате поражения коры головного мозга у ребенка наблюдается полная и частичная утрата возможности не только воспроизводить высказывания, но и понимать. Диагностируют такие заболевания: алалия и афазия.

        Алалия – отсутствие речи или её недоразвитие в результате органического поражения коры головного мозга в области речевых зон в период внутриутробного развития ребенка или в раннем возрасте.

        Афазия — утрата речи полная или частичная в результате локального поражения головного мозга (как правило, диагноз ставят после 3 лет).

        Нарушения письменной речи

        Нарушения письменной речи можно наблюдать при чтении или правописании. Соответственно отмечают два диагноза: дислексию и дисграфию.

        Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, которое проявляется в трудностях опознавания букв, их слиянии в слоги и слова. Это приводит в неправильному прочтению слов.

        Дисграфия проявляется в нарушениях письма. Во время данного дефекта наблюдается смешивание букв, их пропуск.

        Психолого-педагогическая классификация

        Психолого-педагогическая классификация появилась с той целью, чтобы определить степень возможного влияния на исправления нарушений речи ребенка во время педагогического процесса (занятий с логопедом).

        Фонетико-фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением процессов произношения, что связано с дефектами восприятия и произношения определенных фонем. Это касается только коммуникаций на родном для ребенка языке.

        Общее недоразвитие речи наблюдается у детей, у которых нарушены все компоненты речевой системы. Малышу характерны такие особенности:

      • развитие речи позднее;
      • словарный запас бедный;
      • дефекты как произношения, так и фонемообразования.
      • Заикание – это нарушение только в коммуникативной функции. При этом все остальные средства общения сформированы правильно.

        Не следует забывать, что речевые отклонения могут быть комбинированными, например, заикание и общее недоразвитие речи.

        Распределения детей на группы согласно речевым нарушениям

        Соответственно речевым нарушениям детей распределяют на три группы:

        1 группа – дети с фонетическими нарушениями речи. Они, как правило, не произносят отдельные звуки. Других отклонений не наблюдается.

        2 группа – дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Ребенок в этом случае не только не произносит звуки, но и плохо их различает, не понимает артикуляционной и акустической разницы. Таким детям не дается звуковой анализ, им тяжело учится читать и писать, в устной речи они переставляют слоги, «проглатывают» окончания в словах.

        3 группа – это дети с общим недоразвитием речи. Такой ребенок не различает звуков, не сливает их в слоги, бедный лексический запас, связная речь отсутствует. Если малышу не оказать вовремя специальную логопедическую помощь, то в дальнейшем возможны серьёзные проблемы в коммуникационной сфере.

        Соответственно нарушениям речи у детей выделяют три уровня общего недоразвития речи (за Р.Е. Левиной), если сохранен физический слух:

        Первый уровень : ребенок в возрасте 5-6 лет не разговаривает, издает только непонятные звуки, которые сопровождаются жестами.

        Второй уровень : ребенок употребляет только общие слова, некоторые грамматические формы, но речевые возможности существенно отстают от нормы.

        Третий уровень : фразовая речь у ребенка развернутая, но присущи некоторые фонетико-фонематические и лексико-грамматические дефекты. В общение вступает только в присутствии взрослых.

        Речевые нарушения существенно влияют и на остальные психические функции ребенка. Как правило, такие дети имеют неустойчивое внимание, которое тяжело распределяют. Мышление тоже отличается, особенно словесно-логическое. Им тяжело дается анализ и синтез, сравнение и обобщение. У таких детишек могут наблюдаться плохие локомоторные функции: нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость. Очень тяжело ими воспринимаются словесные инструкции. Особого внимания требует мелкая моторика рук.

        Ребенок с нарушениями речи, особенно тяжелыми, отличается резким негативизмом, агрессивностью, обидчивостью, нежеланием общаться и устанавливать контакты, неуверенностью в себе. Такому ребенка нужна помощь.

        Мы подошли к пониманию того, что речевые нарушения бывают разные и могут появиться у любого в ребенка на любом этапе его развития.

        Давайте поговорим о том, что можно и нужно обязательно делать, начиная с первых дней жизни с целью профилактики нарушений речи у ребенка.

      • Постоянно общаться с ребенком, придавая разговору по возможности разных эмоций (улыбаться, хмуриться, удивляться, бояться, радоваться, восторгаться и т.д.). При этом слова нужно произносить четко.
      • Проводить обязательно для малыша пальчиковую гимнастику. Как не вспомнить всем известное стихотворение «Сорока — ворона кашку варила». Ученые уже давно доказали, что на кончиках пальцев находятся нервные центры, которые тесно связаны с речевыми зонами коры головного мозга. Поэтому для малыша очень полезны массажи пальчиков. Их нужно проводить в виде игры. Для этого используются стихотворения, в которых ребенка просят повторить определенные движения пальчиками рук. В этом случае развивается не только речь, но и память, создаются определенные образы, за которыми потом закрепятся конкретные понятия.
      • Когда ребенок подрастет, то незаменимыми занятиями должны стать игры с мозаикой и конструктором, а также рисование, лепка, шнуровка, закручивание крышечек и т.д.

        Все это поможет избежать многих речевых нарушений у детей.

        У многих родителей возникает такой вопрос:

        Ребенку 2,5 года, но он не выговаривает всех звуков. Нужна ли ему логопедическая помощь?

        Если на этот вопрос посмотреть с физиологической точки зрения, то у малыша, скорее всего, еще не готов артикуляционный аппарат. Он недостаточно владеет своим язычком, или губами, или же щеками. Это в данном возрасте является нормой. Поэтому к логопеду бежать не обязательно, но коррекционным играм нужно уделить особое внимание. Обязательными должны стать гимнастика для пальчиков, языка. К тому же не нужно забывать и о дыхании. Все вместе значительно улучшит произношение звуков.

        О пальчиковой гимнастике мы говорили выше. А теперь попробуем сделать «послушным» язычок.

        Упражнения для языка

        Сразу подчеркиваем: перед тем как начать выполнять упражнения, попробуйте их сделать сначала сами, потом с ребенком, а затем научите его делать это самостоятельно. Все упражнения выполняются перед зеркалом. Они должны делаться плавно, переходя от простого к сложному.

        Чтобы ребенок хорошо произносил шипящие звуки, хорошо выполнять упражнение «Заборчик»: зубки сомкнуты, губки вытянуть вперед. Удерживать такое положение около 10с.

        Для произношения свистящих звуков полезно упражнение «Горка»: рот немного приоткрыть; боковые края языка упереть в верхние коренные зубы; кончик языка – в нижние передние. Удерживать нужно 10-15 с.

        Для произношения [р] рекомендуется упражнение «Дятел»: рот широко открыть, язык поднять к верхним зубам, произносим [д], выстукивая по верхним альвеолам.

        Логопед может предложить вам много других комплексов для разных звуков. Главное, это постоянно заниматься с ребенком. Только в этом случае возможен положительный результат в скором времени.

        Дыхательная гимнастика

        Правильное дыхание – это немаловажный аспект во время произношения звуков. Оно необходимо для отработки умения плавно и правильно говорить. Для этого существуют упражнения, которые позволяют увеличить время ротового выдоха от 2 с до 8 с. Кроме этого, ребенка необходимо научить дышать и через рот, и через нос; делать выдох со звуком, складом и т.д.

        Для этого можно выполнять упражнение «Буря». Будут необходимы стакан с водой и трубочка для коктейля. А теперь перейдем к упражнению: рот немного открыт, язык упирается в нижние зубы, трубочку берем в рот и опускаем в стакан. Дуем так, чтобы вода булькала. При этом щеки не должны надуваться, а губы остаются недвижимы. Поток воздуха после таких упражнений будет более целеустремленным и длительным.

        Полезными будут и надувание воздушных шаров и мыльных пузырей, игры со свистульками и детскими музыкальными инструментами: губной гармошкой, дудочкой и т.д.

        Очень часто дети выдумывают свои детские слова с теми звуками, что им удобно произносить. Повторение такой лексики взрослыми мы называем «сюсюканьем». Так вот, его нужно избегать. Если взрослые начнут в своей речи использовать такие слова, то они закрепятся в памяти ребенка на длительный период, что может создать проблемы в дальнейшем развитии его речи. Все слова должны поправляться после неправильного произношения. При этом ваше лицо должно быть на уровне глаз ребенка, чтобы он видел, как вы произносите все звуки.

        Речь ребенка наиболее интенсивно формируется в дошкольный период. Это период от 3 до 6 лет. Образцом для подражания малышу в этом случае служат его родители.

        Поэтому они с ребенком должны разговаривать:

      • правильно, без «сюсюканья»:
      • разборчиво, четко, с правильной расстановкой ударения;
      • просто (предложения состоят из 2-4 слов);
      • с повторяющимися словами на определенном отрезке времени (ребенок должен их запомнить и научиться оперировать ими в своей речи);
      • разнообразно по интонации, тембру голоса, темпу;
      • «живо», так как эмоции и жесты должны стать частью общения.
      • Если ребенку 4 года и вы наблюдаете стойкие нарушения в его произношении, то нужно обязательно обратиться к логопеду. Ведь к началу школы ребенок должен:

      • правильно произносить все звуки родного языка;
      • уметь делать частичный звуковой анализ;
      • иметь богатый лексический запас, который состоит из слов, что принадлежат к различным частям речи;
      • согласовывать слова в роде, падеже и числе;
      • составлять сложные синтаксические конструкции в виде диалога или монолога.
      • Если вашему ребенку поставлен диагноз, согласно с которым у вашего малыша есть нарушения речи, то занятия с логопедом ему просто необходимы. Если вы не начнете проводить полноценную коррекцию его речевых патологий, то со временем начнутся проявляться вторичные дефекты, что приведут к значительным отклонениям в развитии малыша.

        Если у малыша дизартрия, дислалия или моторная алалия

        При этих заболеваниях у ребенка страдает произносительная речь. В этом «виновны» артикуляционные органы, которыми он не научился управлять. Ведь производить звуки человек может только после нескольких лет упорного труда по развитию речи. В это включены мозговые системы и периферия, управляет которыми центральная нервная система. Для того чтобы ребенок начал правильно произносить звуки нужно объединить эти процессы в единое целое, и только в этом случае язык вместе с остальными речевыми органами при правильном дыхании и слаженной работе мозга под контролем ЦНС начнет говорить то, что необходимо.

        Исправления дефектов звукопроизношения происходит, как правило, в 4 этапа. Каждый этап имеет свою цель, задачи и направление работы:

        1. Подготовительный. Целью этого этапа является подготовка к постановке звука и его автоматизации. Для этого необходимо в ребенке развивать слуховое восприятие и внимание. Этого удается достичь за счет развития слухового внимания, восприятия речи, формирования интереса к ведущему разговору. На этом этапе важно научить ребенка правильно дышать, развить у него голос. Немаловажны упражнения для губ, языка, а также всего лица. Особое место принадлежит мелкой моторике.
        2. Постановка звука. Второй этап нацелен на обучение правильно произносить звук в изолированном звучании. Для этого выполняются артикуляционные упражнения на развитие необходимых мышц.
        3. Его автоматизация. Третий этап состоит из выработки автоматически произносить звук правильно. Он вводится в слог, слова и т.д.
        4. Дифференциация. На последнем этапе ребенок учится дифференцировать звуки на слух – слуховое восприятие; закрепляет умение произносить его правильно.

        psyh.info

        Нарушения речи: виды, причины, признаки, диагностика и лечение

        Что такое нарушения речи? Определение: нарушения речи или речевые расстройства – это проблемы и отклонения речи и нарушения вербальной коммуникации и других смежных областей, в частности, речевой моторики. Симптоматика этих расстройств весьма разнообразна – от неспособности воспринимать речь до логореи или речевого недержания. Кроме того, эти симптомы могут появляться как у детей, так и у взрослых. В этой статье мы расскажем о том, каковы признаки, виды и классификация нарушений речи, как диагностировать и лечить эти расстройства.

        Причины речевых расстройств

        Причины речевых расстройств многочисленны и разнообразны, и различаются в зависимости от триггера заболевания. Среди органических причин, к которым относятся все связанные с повреждением органов речи, можно выделить:

      • Наследственные причины: когда нарушения речи наследуются от родителей.
      • Врождённые причины: когда речевые расстройства обусловлены приёмом лекарств или осложнениями во время беременности.
      • Перинатальные причины: причиной нарушений речи являются осложнения во время родов.
      • Постнатальные причины: речевые расстройства появляются после рождения, например, в результате преждевременных родов.
      • Кроме органических, также бывают функциональные причины, т.е. патологии работы задействованных в речи органов. Эндокринные причины в основном связаны с психомоторным развитием ребёнка. Причины, связанные с окружающей средой, также могут иметь место и влиять на речь – на лингвистические характеристики человека влияет его окружение. И, наконец, психосоматические причины также играют важную роль в развитии речевых расстройств, поскольку наши мысли имеют над нами власть и могут спровоцировать аномальную устную речь. И наоборот, трудности и нарушения речи могут негативно влиять на мышление. Всё это затрудняет корректное говорение и понимание речи.

        Симптомы нарушений речи

        В зависимости от вида речевого расстройства и поражённой области существуют различные симптомы, свидетельствующие о возможном нарушении речи. Говоря о классификации общих симптомов нарушений речи, можно выделить следующие типы симптомов:

      • Симптомы расстройства экспрессивной речи: при этом расстройстве очень ограничен словарный запас, человек испытывает трудности с запоминанием и произношением длинных фраз.
      • Симптомы экспрессивно-рецептивного расстройства речи: помимо симптомов, которые наблюдаются в предыдущем случае, также присутствуют проблемы, связанные с восприятием, пониманием речи, слов или фраз.
      • Симптомы фонологического расстройства: характеризуются неспособностью использовать при разговоре отдельные звуки, присутствуют ошибки при произношении, воспроизведении и/или использовании звуков.
      • Кроме того, пожалуй, одним из самых заметных расстройств является заикание – нарушение плавности, ритма и организации речи.

        Несмотря на то, что речь – это сложный процесс, и существует множество различных патологий речи, можно выделить определённые признаки, в целом указывающие на возможное развитие речевого расстройства. Говоря о речевых расстройствах у детей, можно отметить следующие признаки:

      • Расстройство экспрессивной речи: о данной проблеме может свидетельствовать скудный словарный запас ребёнка по сравнению с детьми его возраста, недоразвитость речи. Ребёнку сложно запомнить новые слова, он путает временные формы глаголов, использует в разговоре обобщающие слова (вещи, это и т.д.) вместо конкретных названий, мало говорит, произносит бессмысленные фразы, хотя способен при этом правильно произносить слова, использует определённые структуры предложений или постоянно при разговоре повторяет одни и те же фразы.
      • Расстройство рецептивной речи: при этом нарушении речи ребёнок часто не испытывает интерес к разговору в его присутствии, ему трудно выполнять указания или понимать то, что ему говорят, спрашивают, а также понимать написанное.
      • Ниже вы можете посмотреть видео о развитии человеческой речи. Не забудьте включить субтитры на русском языке.

        Речевые расстройства: классификация и виды

        Говоря об общей классификации существующих видов нарушений речи, можно выделить следующие:

        Это нарушения произношения, вызванные поражением мышц речевого аппарата.

        Дислалия – расстройство звукопроизношения, характеризующееся отсутствием, заменами, смешением или искажениями фонем и звуков в устной речи. Существует несколько видов дислалий:

        • Физиологические дислалии: дети часто неправильно выговаривают звуки – это связано с недостаточной развитостью речевых органов в детском возрасте. Это абсолютно нормально и не должно тревожить родителей – за исключением случаев, когда с течением времени эта проблема не исчезает сама по себе.
        • Аудиогенные дислалии: как следует из названия, это нарушение связано с дефектом слуха ребёнка, который мешает ему правильно распознавать, подражать и воспроизводить звуки. Логично, что если человек плохо слышит, говорить он также будет плохо.
        • Функциональные дислалии: сохранившаяся уже при сформированном речевом аппарате долговременная физиологическая дислалия может развиться в функциональную дислалию. При этом виде дислалии строение органов не нарушено, однако ребёнок смешивает, искажает или заменяет звуки.
        • Органические или механические дислалии: этот вид дислалий также называют дисглоссии. Они связаны со структурными дефектами органов речи. Рассмотрим подробнее.
        • Дисглоссия (не путать с диглоссией или вариантом билингвизма) – это расстройство речи, как мы упомянули выше, связанное с дефектами (расщелинами) задействованных в речи органов. Различают следующие подвиды:

        • Губные дисглоссии: связаны с изменением формы губ, расщелинами губ. Наиболее известные патологии данного вида – заячья губа, волчья пасть.
        • Дисглоссии челюсти: вызваны нарушением формы, расщелинами верхней, нижней или обеих челюстей.
        • Зубные дисглоссии: расстройство речи из-за щелей между зубами или неправильного расположения зубов.
        • Языковые дисглоссии: вызваны расщелинами и другими дефектами языка. Патологиями, которые могут быть причинами этих расстройств, являются анкилоглоссия (короткая уздечка языка), макроглоссия (аномально большой язык), также односторонний или двусторонний паралич.
        • Носовые дисглоссии: связаны с патологиями, которые не позволяют воздуху корректно поступать в лёгкие.
        • Нёбные дисглоссии: вызваны расщелинами нёба.
        • Виды дисглосии (по порядку). Фото: trastleng

          Дисфемии – это речевые расстройства, характеризующиеся нарушением артикуляции с многократным прерыванием речи и повторениями, вызванными плохой идеомоторной мозговой координацией. Примером дисфемии является заикание.

          Этот вид речевых расстройств может проявиться в любом возрасте, поскольку он связан с локальным поражением задействованных в речи отделов мозга и представляет собой отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи.

        • Афазия Брока: афазия Брока или эфферентная моторная афазия вызвана поражением двигательного речевого центра или центра Брока и смежных областей. Характеризуется большими трудностями с артикуляцией и телеграфной речью (очень короткими фразами). Наиболее страдает выражение речи (поэтому её также называют экспрессивная афазия), при этом понимание речи сохраняется или страдает меньше.
        • Афазия Вернике или сенсорная афазия: нарушение речи, вызванное поражением левой височной доли, прилегающей к слуховой коре. Характеризуется беглой, но неинформативной (параграмматической) речью, нарушением фонематического слуха, проблемами с различением звукового состава слов. Также страдающие этим расстройством испытывают трудности с пониманием речи.
        • Кондуктивная или проводниковая афазия: эта разновидность моторной афазии вызвана поражением дугообразного пучка и/или других соединений височной и фронтальных долей. Расстройство характеризуется нарушением возможности повторения слов и предложений, при этом сохраняется понимание и довольно беглая спонтанная речь. При кондуктивной афазии часто бывают проблемы с чтением, письмом и памятью на имена.
        • Транскортикальная сенсорная афазия: этот тип расстройства речи вызван поражением соединений между париетальными и височными долями и связан с нарушением понимания отдельных слов, хотя способность повторения относительно не повреждена.
        • Транскортикальная моторная афазия: данное речевое расстройство вызвано подкорковыми поражениями в областях ниже моторной коры и связано с нарушениями в спонтанной речи, при этом память на имена не страдает.
        • Аномическая афазия: связана с поражениями различных областей височной и теменной долей и характеризуется нарушениями произношения отдельных слов.
        • Глобальная или тотальная афазия: полная потеря способности говорить и понимать речь. Нарушены все языковые функции.
        • Дислексия представляет собой расстройство обучаемости чтению и письму, связанное с нарушением нейроразвития человека. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дислексии, для коррекции дислексии в школе, а также игры для когнитивной тренировки детей с дислексией.

          Нейропсихологический тест CogniFit на дислексию

          7- Специфическое расстройство речи

          Специфическое расстройство речи или развития речи – это отставание в обучении и использовании речи или неспособность её применять при отсутствии мозговых повреждений, нормальном умственном развитии, адекватном развитии органов чувств и отсутствии психопатологий. Часто дети со специфическом расстройством речи также проявляют признаки дислалий и других вышеупомянутых расстройств.

          8- СДВГ или Синдром дефицита внимания и гиперактивности

          СДВГ связано с нарушениями речи и также вызывает проблемы с обучаемостью и коммуникацией. Согласно исследованиям, страдающие СДВГ дети испытывают трудности с синтаксисом и фонологической организацией речи. Также у них есть проблемы с семантической организацией и слуховой памятью. В настоящее время разработаны инструменты для нейропсихологического тестирования СДВГ, нейрообразовательные программы для решения трудностей обучаемости в школе и игры для когнитивной стимуляции детей с СДВГ.

          Несмотря на то, что это расстройство не затрагивает речь (так, как остальные), в данном случае страдает понимание другого языка – математического. При дискалькулии нарушена способность работать с цифрами и понимать математические термины. Люди, страдающие дискалькулией, не понимают логики математического процесса. В настоящее время существуют профессиональные инструменты для нейропсихологического тестирования дискалькулии и игры для когнитивной стимуляции детей с дискалькулией.

          Диагностика нарушений речи

          Чтобы диагностировать расстройство речи, нужно следовать определённым рекомендациями и провести специальные тесты. Важно сосредоточиться на изучении случаев речевых расстройств у детей, чтобы постараться выявить проблемы, которые могут привести к развитию патологии, и следовать серии стратегий.

          Перед диагностикой необходимо запросить информацию в первую очередь у родителей и в школе, где учится ребёнок. Это важнейшие источники информации о поведении ребёнка и развития его проблемы. Затем нужно поговорить с самим ребёнком, использовать записи, провести аудиометрию. Кроме того, для завершения диагностики необходимо провести нейропсихологические и специфические тесты, а также опрос родителей, воспитателей и преподавателей.

          Речевые расстройства: как помочь ребёнку в домашних условиях

          Как мы уже узнали, определённой и чёткой симптоматики у речевых расстройств нет, поскольку они бывают весьма разнообразны, различной степени тяжести и приносят различные проблемы людям, которые ими страдают. Далее мы дадим некоторые общие советы, которые можно использовать дома, если ребёнок страдает нарушениями речи.

          Так как в первую очередь речь идёт о проблемах с коммуникацией, постарайтесь как можно больше общаться с ребёнком. Вместе слушайте музыку, пойте, слушайте его и, безусловно, не прерывайте его, дайте ему время сказать то, что он хочет, будьте терпеливы.

          Также очень полезно чтение, причём лучше читать в интерактивной форме. Обсуждать прочитанное, рисунки, придумывать разные концовки книги – всё это очень полезно для развития речи.

          И, наконец, важнейший шаг – выявить, в чём именно заключается проблема ребёнка и после этого обратиться к соответствующему специалисту.

          Для более специфических заболеваний, таких как дислексия, дискалькулия, СДВГ, специфическое расстройство речи требуется другое, более глубокое вмешательство. Какое именно – вы можете найти ответ, пройдя по представленным выше ссылкам.

          Нарушения речи: как помочь ребёнку в школе

          В учебных учреждениях важно использовать специальные программы для обнаружения трудностей с речью, что даёт возможность применять раннее вмешательство в случае необходимости. Существуют нейрообразовательные платформы, которые могут быть очень полезны.

          Учителя играют жизненно важную роль для нормального развития ребёнка, поскольку они являются посредниками в процессе обучения и способствуют адаптации ребёнка в школе.

          С помощью подходящей образовательной программы можно добиться успешного обучения

          “Руководство по обучению детей с расстройствами устной и письменной речи” даёт следующие рекомендации:

          • Учебное заведение должно гарантировать условия, способствующие развитию речи и социального взаимодействия учеников.

          • Помощь должна исходить в первую очередь от преподавателей.

          • Школьные консультанты должны поддерживать эту функцию, а не заменять её.

          • Необходимо включать в учебную программу предметы, способствующие развитию устной речи.

          • Руководство учебного заведения должно гарантировать координированную работу всего преподавательского состава, как преподавателей, работающих с нарушениями устной и письменной речи, так и вспомогательного персонала, для соблюдения единого подхода и совместной работы.

          Перевод Анны Иноземцевой

          Mario es redactor especializado en contenidos sobre psicologia social y neuropsicologia. Apasionado por el estudio del cerebro y su interaccion con el ambiente. Investiga los aspectos mas curiosos del cerebro humano, acerca recursos clinicos a un publico no especializado, buscando siempre inspirar y ayudar.

          blog.cognifit.com

          Смотрите так же:

          • Картотека статей журналов дошкольное воспитание Журнал Дошкольное воспитание. Каталог статей за 2000 год Журнал "Дошкольное воспитание". Каталог статей за 2000 г. В Министерстве образования Российской Федерации Арапова Н., Шкуро Д. Информация о Всероссийском совещании по проблемам пре­емственности дошкольного и начального обра­зования // № 3. — С. 4. Арапова-Пискарева Н.О […]
          • Сестринский уход за детьми с гипотрофией Сестринский уход заболеваниях детей Раздел 3. Сестринский уход при заболеваниях в педиатрии Объем времени – недели (часы) Практика в приемном отделении педиатрического стационара. Виды работ: -Виды работ 1. Осуществление лечебных вмешательств. 2. Участие в осуществлении лечебных вмешательств. 3. Участие в осуществлении диагностических […]
          • Мультфильмы для 5 месячных детей Какие мультики подходят для новорожденных детей? Мультфильмы – это такая разновидность киноискусства, которая нравится детям и взрослым. Рисованные или кукольные, пластилиновые или компьютерные, мультики для детей вызывают неизменный интерес и легкое возбуждение перед просмотром. Чем бы ни занимались детишки, они с удовольствием бегут […]
          • Если ребенок днем не спит Почему новорожденный не спит Сон для младенца является важнейшей составляющей развития и роста. Именно в этот период отдыхает мозг малыша, восстанавливается физическое и психическое равновесие крохи. Часто молодые мамы сталкиваются с ситуацией, когда новорожденный ребенок не спит или беспокойно и очень недолго дремлет. Нарушения режима […]
          • Симптомы паракоклюша у ребенка Какими препаратами лечат паракоклюш у детей Паракоклюш у детей – распространенная инфекция, но встречается она значительно реже, чем коклюш. Эти заболевания не связаны друг с другом. Наиболее часто болеют детки от 3 до 6 лет, редко дети до года и подростки. Что такое паракоклюш? Паракоклюш – это острое заболевание инфекционного […]
          • Заполнение выписки из истории развития ребенка ВЫПИСКА ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 1 наименование и адрес организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь ВЫПИСКА ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 1. Фамилия, имя и отчество ребенка 2. Дата рождения 3. Адрес места жительства (при отсутствии места жительства указывается адрес пребывания) 4. Наименование образовательной организации […]
          • Развитие здорового ребенка ЗАОЧНЫЙ КУРС «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» Заочный курс «Гармоничное развитие ребенка от рождения до школы» является авторским произведением и не имеет аналогов. Частичное или полное копирование курса недопустимо и будет преследоваться по Закону об авторских правах. Как приобрести заочный курс от рождения до […]
          • Шпаргалки по детская психология Шпаргалки По Дошкольной Психологии Для Студентов Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном. Шпаргалка по возрастной психологии Солодилова О.П. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений. Детская […]