Методы воспитания щукиной ги

1. Методы педагогического воздействия на личность.

2. Классификация методов обучения

3. Условия выбора методов, средств и приëмов обучения

4. Классификация методов воспитания

Учебный процесс – это единство содержания, приемов, методов и других организованных форм обучения.

Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так: прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи; на следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

  1. убеждение;
  2. убеждения и приучения;
  3. обучение;
  4. стимулирование;
  5. контроль и оценка.
  6. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащегося и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом. Вот почему любая группировка (классификация) методов условна, а рассмотрение каждого из них в отдельности приводится лишь для удобства анализа и выделения их характерных особенностей.

    В связи с этим в системе методов педагогики выделим методы обучения и методы воспитания.

    Методы обучения – это способы руководства педагогом познавательной деятельностью учащихся.

    В древние и средние века основной задачей ставили подготовку к светской жизни, поэтому и методы были догматические, в основе которых было заучивание.

    В эпоху великих открытий возникшая потребность в знаниях заставляла обращаться к новой информации для активного применения в путешествиях, открытии дальних земель, механизации труда.

    В советской школе часто применялся метод готовых знаний, что заставляет до сих пор изучать передовой педагогический опыт и применять инновационные экспериментальные, проблемные, самостоятельные, информационные методы и приемы.

    Прием обучения – деталь метода.

    Метод наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем.

    Это один из наиболее простых и доступных методов, которые легко применять при анализе урока, при изучении учебно-познавательной деятельности учащихся и ее продуктивности, а также при изучении других процессов и явлений.

    Метод наблюдения имеет один недостаток – при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны.

    Методы тестирования трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых.

    Опросные методы, как и методы обучения, просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных. В практике наиболее популярны три вида опросных методов: беседа; интервьюирование; анкетирование.

    Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта основан на изучении и теоретическом осмыслении практической деятельности талантливых учителей, добившихся успехов в преподавании и воспитательной работе. Обобщение методических разработок позволяет проанализировать накопленный опыт и включить его в систему педагогической науки. Теоретический анализ передового педагогического опыта выявляет новые закономерности, тенденции развития педагогической мысли.

    Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель.

    Педагогическое мастерство – это знание предмета при умелом владении методами и приемами обучения.

    Классификация методов обучения (по Михалевой Л.П.)

    1. По типу деятельности:
      • словесные;
      • демонстрационные;
      • исследовательские.
      • По степени развития самостоятельности студентов:
        • объяснительно-иллюстративный;
        • проблемный метод;
        • исследовательский.

    Выбор методов обучения – это педагогическое искусство преподавателя. Нет инструкций, но есть опыт, методики и интуиция.

    • Методы обучения должны быть связаны с учебным планом и задачами обучения.
    • Выбор зависит от дидактической учебной цели, темы и т.д.
    • Выбор связан с возрастом, курсом, уровнем подготовки.
    • Зависит от специфики предмета.
    • Главное – материально-технические возможности, доступность культурных, научных и исторических учреждений.
    • При выборе методов надо чередовать виды деятельности (не методы, а виды деятельности).
    • Классификация методов воспитания (Г.И. Щукина)

      1. Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
      2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;
      3. Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.
      4. Рассмотрим кратко некоторые из них.

        Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.

        Главная функция этической беседы – привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к гражданским и нравственным обязанностям. Поводом и сюжетной канвой беседы могут быть факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон жизни.

        Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции – теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.

        Диспут – столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок. Это отличает диспут от беседы и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить самостоятельно. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.

        Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя.

        Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

        Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений: упражнения в полезной деятельности (имеют целью выработать привычки в труде, в общении со старшими, со сверстниками), режимные упражнения (например, соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника), специальные упражнения – это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков. В учебном процессе все упражнения – специальные, а в воспитательной работе – это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.

        Стимулирование – это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию.

        Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы.

        Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особый заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

        Наказание – один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

        • нельзя наказывать за неумышленные поступки;
        • нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;
        • сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
        • строго соблюдать педагогический такт;
        • опираться на понимание и поддержку общественного мнения;
        • учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
        • Классификация методов обучения

          1. По уровню активности:
            • Объяснительно-иллюстративный
            • Проблемное изложение материала
            • Эвристический
            • Исследовательский
            • По функциям:
              • Метод устного изложения
              • Метод закрепления
              • Метод самостоятельной работы по усвоению
              • Метод по применению знаний
              • Метод проверки, оценки знаний и навыков

              www.kgau.ru

              Методы формирования сознания личности;

              Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания

              Под методами воспитания понимают способы совместной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанников, направленные на достижение целей и решение задач воспитания. В теории и методике воспитания помимо термина «метод воспитания» существует термин «метод педагогического воздействия». Соотношение этих понятий определяется соотношением понятий «педагогическое взаимодействие» и «педагогическое воздействие» (см. тему 1.9).

              Метод педагогического воздействия можно охарактеризовать как способ деятельности воспитателя, ориентированный на организацию взаимодействия с воспитанниками, их деятельности. Метод воздействия, согласно Л.И. Маленковой, рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика и состоит из трех частей: предписывающей (что надо сделать), аргументирующей (зачем надо сделать?), методической (как лучше сделать?).

              Существуют разные подходы к классификации методов воспитания. В общепризнанной классификации, предложенной Г.И. Щукиной, все многообразие методов воспитания представлено тремя группами (см. таблицу 15).

              Данная классификация методов в настоящее время дополнена группой методов контроля и самоконтроля в воспитании.

              Представляет интерес классификация методов воспитания, в основу которой положена структура личностных качеств (И.Ф. Харламов). В данной классификации выделяют:

              — Методы, направленные на формирование взглядов, убеждений, чувств, потребностно-мотивационной сферы, навыков и привычек поведения. Это группа основных методов, которые играют определяющую роль в развитии и формировании личности. К ним относятся методы убеждения, положительного примера, упражнения (приучения).

              — Методы, которые используются для коррекции и совершенствования структурных компонентов личности. Это группа вспомогательных методов, выполняющих регулятивно-коррекционную роль. К ним причисляют методы одобрения, осуждения, переключения учащихся на другие виды деятельности, требования и контроля.

              Методы воспитания применяются в единстве со средствами воспитания. Средства воспитания (в узком смысле) — совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса. Средствами воспитания (в широком смысле) является все, что способствует достижению целей воспитания: различные виды деятельности, коллектив учащихся, содержание образования, формы воспитания и т.п. Вся совокупность средств воспитания находится либо в природе, либо в сфере культуры. К ним, в частности, относятся наука, мораль, искусство, персоналии. образования, формы воспитанияучащиихся, оспитательного процесса. заимодедйствия с воспитанниками., материальные предметы, а также речь, отражающая в знаковой устной и письменной форме достижения культуры (по Н.Е. Щурковой).

              Особой проблемой в теории и методике воспитания является выбор методов и средств воспитания. Решая эту проблему, педагог учитывает: цели и задачи воспитания, возрастные и индивидуальные особенности школьников, уровень их воспитанности, уровень развития детского коллектива, ценности и нормы отношений, складывающиеся в семье и ближайшем окружении учащихся. Следует учесть и уровень квалификации самого педагога, его методическое мастерство.

              Методы убеждения, внушения, объяснения, рассказа, беседы, лекции, диспута, примера используются в процессе формирования сознания личности, ее чувств, взглядов (представлений, понятий), убеждений. Это методы воздействия прежде всего на интеллектуальную сферу личности. Ранее (см. тему 1.13) была дана общая характеристика этих методов и раскрыта их специфика как методов обучения. Охарактеризуем основные из данных методов с учетом их воспитательной специфики.

              Убеждениепроцесс логического обоснования (доказательства) какого-либо суждения или умозаключения. Этот метод предполагает наличие определенной информации в сообщении воспитателя и осознанное отношение к ней воспитанников. Убеждение как словесное воздействие опирается на интеллект слушающего, апеллирует к его знаниям, жизненному опыту. Данный метод способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала учащихся, формированию их готовности защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней. Используя убеждение как метод воспитания, педагог, например, разъясняет учащимся сущность социальных и духовных отношений, норм и правил поведения. Учащиеся при этом осмысливают, оценивают и усваивают их, при этом они утверждаются в своих взглядах, позициях или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного педагогом, воспитанники формируют свою систему взглядов на окружающий мир и человека. Самоубеждение – метод самовоспитания, в основе которого лежат логические выводы, сделанные самим учеником. Используется им в процессе осознанного самостоятельного формирования взглядов на мир и самого себя.

              В процессе воспитания убеждение обычно дополняется таким методом, как внушение, так как всякий говорящий обычно внушает. Внушение – метод воздействия на эмоциональную составляющую сознания, то есть на чувства, а через них — на ум и волю воспитанника. Внушение осуществляется как вербальными, так и невербальными средствами (интонация, мимика, жесты и т.п.). В основе внушения лежит доверие и снижение критичного отношения человека к поступающей информации. Поэтому слова говорящего с необходимостью вызывают у слушающего те представления, образы, чувства и т.п., которые изначально имелись в виду. Использование метода внушения способствует переживанию детьми своих поступков и эмоциональных состояний. Процесс внушения сопровождается или может иметь результатом самовнушение: воспитанник внушает сам себе ту или иную эмоциональную оценку своего поведения. Следует учитывать, что внушенная информация прочно входит в сознание человека, отказаться потом от сложившейся точки зрения ему трудно. Поэтому злоупотреблять внушением нельзя. Кроме того, при весьма настойчивом воздействии, может последовать обратная реакция.

              Большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения, деятельности других людей. Метод положительного примера используется в первую очередь для возбуждения у школьников потребности к развитию и совершенствованию своих личностных качеств и свойств. В процессе воспитания педагог опирается на положительные примеры жизнедеятельности ученых, писателей, общественных деятелей, людей, совершивших ратный или трудовой подвиг. На языке факта и события персоналия выдающейся личности открывает воспитанникам пласты культуры (Н.Е. Щуркова), вызывая у них интерес. Учащиеся с помощью педагога пытаются понять мотивы поступков известных личностей. Воспитательное влияние оказывает также пример самого учителя (его эрудиция, нравственный культура, отношение к своей работе и т.п.), а также положительный пример сверстников. Действие метода положительного примера основано на механизме подражания. Опираясь на идеал, примеры, достойные подражания, педагог создает условия, при которых у воспитанника формируются умения анализировать жизненные ситуации, свое поведение и поведение других людей. В результате он может сам изменить свое поведение, регулировать свои поступки.

              Методы убеждения, внушения и положительного примера могут применяться как самостоятельные методы, но чаще всего они реализуются как приемы в рамках других методов формирования сознания: рассказа, беседы, лекции, диспута.

              Рассказмонологический метод изложения преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме. Большое значение этот метод имеет при организации ценностно-ориентационной деятельности детей, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте. Широко применяется рассказ при изложении биографического материала, описании предметов, художественных образов, природных явлений, событий общественной жизни. С помощью рассказа можно вызвать положительные нравственные (сопереживание, сочувствие, радость, гордость и пр.) или отрицательные (негодование и пр.) чувства по поводу негативных действий или поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; вызвать желание подражать положительному примеру и т.п.

              Беседа — диалогический (вопросно-ответный) метод воспитания. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют целью привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них положительное отношение к тем или иным объектам действительности, к себе и другим людям. Важно, чтобы содержание беседы было связано с личным опытом ребенка, с его практической деятельностью. Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы, которое подводит учащихся к предстоящему обсуждению как к личностно значимому, а не надуманному делу. Затем педагог предоставляет материал для обсуждения и ставит вопросы, отвечая на которые учащиеся приходят к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительной части беседы педагог подытоживает все высказывания, формулирует выводы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой нормы в практике поведения.

              Помимо бесед с группой учащихся (классом) проводятся и индивидуальные беседы. Ошибочно проводить их только в связи с нарушениями дисциплины. Индивидуальные беседы правильно проводить по плану, в определенной системе, тогда они носят профилактический, упреждающий характер.

              Метод лекции как монологический словесный метод изложения материала большой емкости, достаточной сложности, имеющего свою логику доказательств и обобщений, также широко используется в воспитательной работе. С его помощью излагается сущность той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания. Дискуссия и ее разновидность диспут в процессе воспитания применяются как методы формирования суждений, оценок, убеждений. Обязательным их условием является наличие двух или более противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Но в отличие от дискуссии, где все-таки должно быть принято устоявшееся и принимаемое учеными решение, диспут не требует определенных и окончательных решений. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.

              Дискуссия и диспут в большей степени соответствуют возрастным особенностям старших подростков и старшеклассников, для которых свойственны поиски смысла жизни, стремление ничего не принимать на веру. Важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали проблему, значимую, жизненно важную для учащихся. Тему дискуссии или диспута могут подсказать сами школьники, они же могут участвовать и в разработке вопросов, выносимых на обсуждение.

              studopedia.su

              Классификация методов воспитания

              Еще сложнее обстоит дело с классификацией методов воспитания, исходя из его особенностей и огромной сложности однозначной трактовки воспитательного влияния любого метода. Так, например, метод рассказа совершенно очевидно направлен, прежде всего, на формирование определенных понятий, норм, нравственных ценностей, но он может оказать и стимулирующее влияние и оказаться эталонным примером поведения, и косвенной формой порицания и т.д. и т.п. Одной из распространенных и долго продержавшейся в науке и в учебниках педагогики классификацией была предложенная Н. И. Болдыревым, Н. К. Гончаровым, Ф. Ф. Королевым по направленности воспитательного воздействия: методы убеждения (рассказ, диспут, беседа, конференция, лекция, положительный пример), методы упражнения (игра, труд, учение, режим, приучение), методы поощрения и наказания. В. М. Короток и Л. Ю. Гордин добавили к этой классификации методы понуждения (требования, соревнование, принуждение). В учебном пособии под редакцией Т. В. Воликовой, С . П. Баранова, В. А. Сластепина (1976) эта классификация была трансформирована в следующую: методы убеждения (разъяснение, внушение, рассказ, беседа, внеклассное чтение, убеждение примером); методы упражнения (упражнения в деятельности, режим, поручение); методы стимулирования (соревнование, "взрыв", поощрение и наказание, одобрение, порицание); методы самовоспитания.

              Теоретиком в области воспитания И. С. Марьенко была предложена такая классификация: объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуационные, методы приучения и упражнения, методы стимулирования, методы торможения, методы руководства самовоспитанием. Следует обратить внимание на то, что в подходах к классификации методов воспитания отечественные ученые XX столетия постепенно старались смягчать авторитарно-насильственный характер методов воспитания. Методы принуждения, поощрения и наказания уходят из названий групп методов и относятся к вспомогательным методам. Так в классификации Д. М. Гришина и В. И. Прокопенко, сделанное на основе логики воспитательного процесса, все методы воспитания разделены на основные: методы формирования сознания (убеждение, внушение, метод проблемных ситуаций); методы формирования поведения (инструктаж, упражнение, метод примера); вспомогательные: методы педагогического стимулирования (педагогическое требование, перспектива, соревнование, поощрение); методы педагогической коррекции (критика, метод "взрыва", наказание).

              Можно условно выделить группы методов прямого и косвенного педагогического влияния. Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию ученика и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание. Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.

              Есть классификация методов на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, показ); методы формирования поведения (упражнения, тренировка, самоуправление и др.); методы формирования чувств (одобрение, похвала, порицание, контроль и др.). Очень распространенной классификацией методов воспитания является классификация, предложенная Г. И. Щукиной, на основе объединения целевой, процессуальной и содержательной сторон методов воспитания: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

              Зарубежный опыт позволяет дополнить отечественные классификации методов еще одной классификацией: импрессивными и экспрессивными методами.

              Импрессивные методы обучения (от лат. впечатление, переживание, чувство) сводятся к организации участия детей в экспонированных ценностях: социальных, моральных, эстетических, научных. Метод основан на активизации такой деятельности как:

              • получение информации о произведении, его создателе, полное сосредоточение на восприятии и участие в ходе экспонирования произведения;

              • соответствующая форма собственной активности участников, выражающая главную идею произведения;

              • сопоставление этой идеи с принципами поведения участников, практические выводы в отношении собственного поведения и поступков.

              Экспрессивные методы (от лат. выражение) основаны на создании ситуаций, в которых участники сами создают или воссоздают конкретные ценности, как бы выражая себя и одновременно переживая их. Создание картин, скульптур, короткометражных фильмов, других произведений.

              В данном пособии в параграфе о методах воспитания будет предложена трансформированная (измененная) классификация на основе подходов Г. И. Щукиной, В. А. Сластенина и Ю. К. Бабанского, сделанная на основе методологии целостного подхода к деятельности и формирования личности.

              Во многих классификациях называются как самостоятельные методы — методы убеждения и внушения, однако представляется, что относить их к методам не совсем корректно, так как убеждение осуществляется буквально любым из перечисленных во всех классификациях методом. Убеждение — это психологический механизм интеллектуально-эмоционального воздействия на сознание, чувства, волю воспитанников, основанное на логике, на доказательствах. То же относится и к внушению, только в отличие от убеждения, внушение ориентировано на воздействие на подсознательную сферу личности, когда снижается порог осмысления и критического восприятия. Результативность внушения во многом зависит от суггестивных (способностей внушения) способностей воспитателя, его авторитетности и степени внушаемости воспитанников. В принципе, любое педагогическое воздействие и взаимодействие должно опираться на убеждение и внушение.

              К механизмам воздействия в воспитании относят также заражение и подражание. Заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного человека к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо смыслового воздействия или дополнительно к нему. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу.

              studme.org

              Найдено 9 определений термина МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

              способы создания ситуаций взаимодействия, педагога с ребенком, направленные на его социализацию.

              совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

              совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

              конкретные способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленные на решение воспитательной задачи (Селиванов В.С.).

              способы взаимодействия педагога и обучающихся, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций обучающегося, его сознания и приемов поведения.

              совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В педагогической практике сложились такие традиционные методы воспитания, как убеждение, приучение, поощрение, воспитание на личном примере и др. Методы воспитания составляют целостное единство; они взаимосвязаны, взаимодополняемы и помогают создать условия для развития личности.

              совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. М.в. в теории и практике воспитания всегда являлись дискуссионной проблемой. Для обозначения одних и тех же явлений часто как синонимы используются термины: методы, принципы, приемы, средства и пр. Практически в каждом обществе, образовательном учреждении, у каждого педагога складывается свое представление о М.в. Например, в системах авторитарного воспитания предпочтение отдается методам внушения, приказания, требования, наказания и пр.; демократическому стилю воспитания более свойственны убеждение, приучение, поощрение, личный пример и др. Трудность классификации М.в. объясняется тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателя и воспитанника). В педагогической практике и теории наиболее традиционными М.в. принято считать методы убеждения, приучения, поощрения, воспитания на личном примере, наказания и пр. В России после 1917 предпринимались попытки к разработке новых подходов к М.в. (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко). В процессе дискуссии 60- 70-х гг. 20 в. выявились значительные разногласия по проблеме содержательных характеристик М.в. Так, в классификации Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова и Ф.Ф. Королева акцентировалось внимание на методах убеждения, упражнения, поощрения и наказания. Т.А. Ильина и И.Т. Огородников выделяли методы убеждения, организации деятельности учащихся, стимулирования их поведения. В учебном пособии «Педагогика школы» под ред. Г.И. Щукиной (1977) рассматривались методы разностороннего воздействия на чувства, волю и сознание учащихся, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, выполнявшие функции регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Т.Е. Конникова выделяла методы формирования нравственного опыта в поведении и деятельности, формирования нравственного сознания, поощрения и наказания, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев и Л.Ю. Гордин — организации детского коллектива, убеждения и стимулирования. В практике педагог может и не задумываться, каким конкретным методом он пользуется, однако в сложной ситуации он испытывает потребность в овладении системой М.в., которая поможет решить данную задачу. Применение отдельного М.в. часто зависит от случайных факторов (состояние ребенка, внешние обстоятельства и пр.) и сложно поддается планированию. Выбор же системы М.в. определяется закономерными факторами (уровнем зрелости коллектива, возрастными особенностями, степенью развития воспитанников и др.) и представляет собой качественные изменения осн. параметров воспитательного процесса. При выборе системы М.в. необходимо учитывать, что воспитательный процесс всегда протекает как взаимодействие между воспитателем и воспитанником, которое осуществляется в рамках воспитательной системы. С учетом этого можно выделить три группы М.в.: методы изменения деятельности и общения воспитанников (введение новых видов деятельности и общения, усложнение их содержания и совершенствование их форм); методы изменения отношений в коллективе (демонстрация новых отношений, более притягательных для детей по сравнению с прежними, — стиля жизни, социально-психологического климата, «поля» коллектива и пр.); методы изменения компонентов воспитательной системы (определение новых педагогических целей, коллективных целей, представлений коллектива о себе самом, о своем месте в окружающем мире, о перспективах развития и пр.). Все три группы помогают создавать наилучшие условия для развития личности каждого воспитанника. (Б.М. Бим-Бад «Педагогический энциклопедический словарь». М., 2002 г., 141-142) — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. ) См. также Прием воспитания

              совокупность наиб. общих способов решения воспитат. задач и осуществления воспитат. взаимодействий. В теории и практике воспитания проблема методов является одной из наиболее сложных и спорных тем.

              В терминологии М. в. нет четкости: одни и те же понятия могут быть названы методами, принципами, приемами и т. д. Практически у каждого педагога складывается субъективное представление о М. в., в т. ч. в зависимости от конкретных целей и задач воспитания. Единая систематика М. в. также отсутствует. Трудность классификации М. в. состоит в том, что она не может быть проведена по одному критерию, т. к. один метод отличается от другого по целям, средствам осуществления, по последовательности и постепенности в применении. Кроме того, все эти позиции разл. образом рассматриваются с точек зрения воспитателя и воспитанника.

              Развитие М. в. в известной мере отражает требования, предъявляемые к воспитанию разл. ист. эпохами. Напр., вер. века наиб. часто применялись методы внушения, приказания, требования, наказания, преследующие в осн. цель передачи опыта от поколения к поколению и подчинения личности сложившимся устоям общества. Эти методы присущи в большой степени всем авторитарным системам воспитания. С развитием капиталистич. отношений потребовались методы, побуждающие молодое поколение к самостоят. мышлению, активной индивидуальной и социальной деятельности, умению ориентироваться в постоянно меняющихся условиях окружающей жизни, общаться с др. людьми в разл. группах и коллективах. В пед. практике сложились такие традиц. М. в., как убеждение, приучение, поощрение, воспитание на личном примере и др.

              В России после октября 1917 были предприняты попытки к разработке новых подходов к М. в. (С. Т. Шацкий А. С. Макаренко и др.). наиб. интерес к проблеме классификации методов у пед. общественности вызвала дискуссия по М. в. в кон. 60-х -нач. 70-х гг., к-рая не выявила больших разногласий в определении М. в., однако в их содержат, характеристиках обнаружила Значит. разнообразие точек зрения. Предлагались разл. схемы. Так, Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров и Ф. Ф. Королев акцентировали внимание на методах убеждения, упражнения, поощрения и наказания; Т. А. Ильина и И. Т. Огородников включали методы убеждения, организации деятельности учащихся, стимулирования поведения школьников. В уч. пособии «Педагогика школы» под ред. Г. И. Щукиной (1977) М. в. объединены в три группы: методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся, организации деятельности и формирования опыта сбц. еств. поведения, выполняющих функции регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Т. Е. Конникова различала методы формирования нравств. опыта в поведении и деятельности, формирования нравств. сознания, поощрения и наказания, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев и Л. Ю. Гордин — организации дет. коллектива, убеждения и стимулирования. Существуют и др. класси-фикац. подходы.

              Исходным моментом для построения системы М. в. является их роль в пед. практике. В обыденной воспитат. деятельности педагог может и не задумываться, каким методом он пользуется. Но, оказавшись перед проблемой выбора принципиальной линии поведения в сложной ситуации, он испытывает потребность в знании определенной совокупности возможных решений данной воспитат. задачи. Овладение М. в. позволяет воспитателю не просто отвечать на вопрос: «Что делать каждый день?», а определять, что нужно делать дальше. Выбор конкретных пед. методов зависит от многих, порой случайных факторов: состояния ребенка и коллектива, предмета общения, особенностей творческого стиля педагога, внеш. обстоятельств и др. Применение таких методов лишь частично поддается планированию, поскольку является реакцией на вновь возникшую ситуацию. Выбор же системы М. в. обусловливается закономерными факторами (уровень зрелости коллектива, возрастные особенности детей, степень их духовно-нравств. развития, необходимость в новых формах отношений между педагогами и детьми и др.) и представляет собой качеств, изменение осн. параметров воспитат. процесса.

              Большинство существующих представлений о М. в. в той или иной степени исходит из предпосылки о непосредств. взаимодействии между педагогом и воспитанником. Совр. опыт показывает, что воспитат. процесс (как в конкретном уч. заведении, так и в «парном воспитании», где участвуют один педагог и один ученик) всегда протекает в рамках воспитат. системы и опосредуется ею. С учетом этого положения можно предложить подход, позволяющий выделить три группы методов по отношению к деятельности учащихся, их общению и компонентам воспитат. системы. Первую группу составляют методы изменения деятельности и общения — наиболее существенные в воспитании. К ним относятся М. в. — введение новых видов деятельности и общения, изменение содержания деятельности и предмета общения, а также изменение смысла видов деятельности и общения. Введение новых видов деятельности и общения применяется, как правило, при создании нового дет. коллектива (класса, школы, кружка и т. п.) и при необходимости перестройки, смены существующего воспитат. процесса. Кроме того, нек-рые виды деятельности и общения по мере взросления школьников перестают соответствовать потребностям воспитанников и исчерпывают себя. У детей появляются новые интересы. Так, ролевые дет. игры сменяются формами молодежного досуга и др. Метод изменения содержания деятельности и предмета общения помогает педагогу совершенствовать ъоспитат. работу с учащимися. Чаще всего набор практич. видов деятельности и общения является постоянным (познание, труд, спорт, иск-во, досуг и т. п.). Однако с развитием личности, коллектива возникает необходимость усложнения содержания. Педагог стремится помочь воспитаннику перейти от пассивного усвоения готовых знаний к самостоят. активности, от навыков простого обслуживающего труда к работе с использованием совр. техники, от любительского творчества к занятиям подлинным иск-вом, изобретательством и т. п. Мн. проблемы воспитания возникают в результате несоответствия устаревшего содержания деятельности не только возросшим дет. интересам, но и совр. культурной ситуации в обществе. Обычно педагог выступает инициатором совершенствования форм деятельности и общения. Напр., организация сводных отрядов, советов, коллективных творческих дел по коммунарской методике позволила повысить воспитат. потенциал внеурочной деятельности. Практике воспитания в СССР долгое время были присущи отрыв форм дет. деятельности от ее содержания и внедрение адм. методов в организацию дет. жизни.

              Один из наиб. эффективных М. в. — метод изменения смысла видов деятельности и общения, помогающий преодолеть ситуацию, когда деятельность перестает быть привлекательной для детей. На протяжении шк. жизни смысл уч. и внеурочной деятельности сменяется неск. раз: от стремления в первом классе играть роль ученика через самоутверждение в уч. и внеурочной деятельности — к осознанному самообразованию и самовоспитанию в ст. классах. Задача педагога — помочь ребенку в этом закономерном процессе приобрести новый смысл деятельности и общения в нужный момент, с тем чтобы развитие личности шло в направлении самосовершенствования.

              Ко второй группе относятся методы изменения отношений. Интегральные отношения (стиль жизни, социально-психол. климат коллектива, «поле коллектива» и др.) изменяются через демонстрацию отношений, более притягательных для детей по сравнению с существующими (личный пример или пример коллектива; специально создаваемые воспитат. ситуации; средства сильного эмоционального воздействия, способные влиять на стиль отношений, напр. метод «взрыва» А. С. Макаренко, коммунар-ский сбор, ключевые общешк. дела). Деловые отношения изменяются через разграничение ролевых функций участников совм. деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива и др. Деловой атмосфере способствуют сменность дет. актива, устойчивость коллектива, отсутствие чрезмерной пед. опеки и др. наиб. сложным является метод изменения неформальных межличностных отношений, к-рый осуществляется с помощью традиц. М. в. — убеждения, внушения, беседы, а также метода воспитывающих ситуаций, направленных на изменение положения ребенка в коллективе, повышение групповой сплоченности и единства коллектива, метода коллективного самоанализа и др. Большое значение имеют приемы социально-психол. тренинга, психол. игры, обучающие деловые и организационно-деятельностные игры и др.

              Третья группа объединяет методы изменения компонентов воспитательной системы (коллективных целей, в т. ч. педагогических; представлений коллектива о самом себе и о своем месте в окружающем мире, об истории и перспективах дальнейшего развития). Педагоги могут влиять на эти компоненты, ставя перед учащимися новые цели, разъясняя смысл идей развития коллектива, стимулируя дет. фантазию, создавая новые традиции и т. д.

              Все три группы составляют целостное единство, взаимосвязаны и взаимодополняемы. Они помогают создавать условия для развития личности.

              Лит.: Макаренко А. С., Пед. соч., т. 1, 4, М., 1983—84; Лихачев Б. Т., К вопросу о сущности и классификации методов воспитат. воздействия, СП, 1969, № 5; Коротов В. М., К вопросу о классификации методов воспитания, СП, 1970, № 3; Ривес Ю. Е., Методы и средства воспитания, СП, 1971, № 10; III у p к о- в a H. E., К дискуссии о классификации методов воспитания, СП, 1971, № 1; Огородников И. Т., К вопросу о классификации методов воспитания, СП, 1972, № 4; Конникова Т. Е., Общая характеристика методов воспитания, в кн.: Теория и методика коммунистич. воспитания в школе, М., 1974; Болдырев Н. И., Методика воспитат. работы в школе, М., 1981; Педагогика, под ред. Ю. К. Бабанского, M.

              didacts.ru

              Формы и методы воспитательного процесса (стр. 1 из 2)

              Формы и методы воспитательного процесса.

              1. Методы осуществления воспитательного процесса

              2. Классификация методов воспитания

              3. Организационные формы воспитания

              Воспитание – основная категория педагогической науки и практики. С первобытных времен воспитание было первой формой передачи опыта предшествующих поколений последующим. Каждая цивилизация рассматривала процесс воспитания с точки зрения постановки цели, отбора содержания, выбора методов, форм , средств воспитания.

              Школа XXI века требует от учителя:

              — новейших знаний в аспекте науки, которые он будет преподавать;

              — хорошей информированности о выводах и гипотезах, об идеях и практических решениях психолого-педагогической науки;

              — понимание сложных законов Детства.

              Воспитание дома и в школе, по природе своей – процесс творческий, созидающий, каждый раз и в каждом отдельном случае, нечто новое, не бывшее раннее никогда в опыте педагога. И не может быть по иному, поскольку, каждый человек, каждый класс, школа неповторимы в своем образе, истории и в своем социально-психологическом содержании.

              В настоящее время учителя испытывают большие трудности с организацией воспитательной работы. Это связано с тем, что отсутствуют идеологические ориентиры, воспитание характеризуется разносторонностью содержания и разнообразием методов . Имеет место свобода выбора форм, методов и средств воспитания , хотя программная цель остается прежней.

              Тем не менее, при решении ряда воспитательных проблем, наиболее часто встречающихся в школе, существует ряд приемов их решения, отработанных на практике. При всем многообразии методов имеются такие, которые применяются при различном содержании воспитания. Рассмотрим наиболее распространенные методы осуществления воспитательного процесса.

              1. Методы осуществления воспитательного процесса

              Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

              Метод воспитания – это способ действия воспитателя. Воспитатель может действовать по-разному:

              — «воздействовать на ребенка», и тогда маленький человек будет представляться ему «мягким воском»;

              — «противодействовать», то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами;

              — «содействовать», значит помогать;

              — «взаимодействовать», то есть сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руку» (C.А.Смирнов).

              Метод воспитания в педагогике рассматривается как способ достижения заданной цели на основе организации педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанника.

              В.А. Караковский предлагает классификацию методов, выбирая в качестве основного критерия ведущее средство воспитания:

              1. Воспитание словом.

              2. Воспитание делом.

              3. Воспитание ситуацией.

              4. Воспитание игрой.

              5. Воспитание общением.

              6. Воспитание отношениями.

              В классификации С.А.Смирнова, где предметом воспитания выступает социальный опыт ребенка, выделены следующие группы методов:

              — методы формирования социального опыта детей;

              — методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;

              — методы самоопределения личности ребенка;

              — методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.

              В классификации Г.И.Щукиной главным критерием является функция метода по отношению к деятельности, поэтому автор выделяет следующие группы методов:

              — методы формирования сознания;

              — методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности;

              — методы стимулирования деятельности.

              2. Классификация методов воспитания

              Каждая научная классификация определяет общий признак, составляющий предмет классификации. Некоторые классификации более пригодны для решения практических задач, другие представляют только теоретический интерес. Это позволяет и начинающему, и опытному педагогу сделать свой выбор в пользу той или иной классификации.

              Классификация методов воспитания ( по Г.И. Щукиной)

              Основной функцией методов формирования сознания является усвоение знаний о правилах и нормах поведения.

              Рассмотрим некоторые методы данной группы:

              Рассказ на этическую тему — это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Данный метод используется преимущественно в младших средних классах. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей.

              При помощи рассказа на этическую тему может быть представлен идеальный образец, пример нравственного поведения, психологически достаточно близкий детям, чтобы взволновать их, вызвать стремление подражать этому примеру, равняться на него в своем поведении. Прекрасным материалом для рассказа на этическую тему являются сказки, рассказы, легенды и притчи. Они населены персонажами и событиями, привычными и понятными для детского разума; они несут в себе те ситуации нравственного выбора, которые должны быть разрешены детьми с помощью воспитателя.

              Этическая беседа — вопросно-ответное обсуждение фактов, событий, поступков. Может проводиться индивидуально, в группе, в коллективе. Тема и план проведения беседы должны быть обдуманы заранее. Цель этической беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обогащение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Эффективность беседы зависит от ее проблемного характера, эмоциональной атмосферы, способствующей самостоятельности выводов воспитанников. Правильное руководство этической беседы заключается в том, что воспитатель учитывает интересы детей, характер их взаимоотношений, их нения. Этические беседы строятся по определенному сценарию, включающему в себя сообщение и анализ фактов, обсуждение конкретных ситуаций, обобщение наиболее существенных признаков нравственных качеств личности, мотивацию и формулировку нравственного правила, применения воспитанниками усвоенных знаний при оценке своего поведения, поведения других людей (И.П. Подласый).

              Диспут — разновидность спора, когда воспитанники активно высказывают свои мнения, обсуждают заинтересовавшую их проблему. Этот метод предназначен для учащихся средних и старших классов, поэтому диспут проводится в живой, яркой форме, учитывающей направленность юношеского возраста на проблемы мировоззренческого, ценностного, духовно-нравственного осмысления жизни. Диспут-это сложный метод, который требует высокого уровня профессиональной компетентности воспитателя. При организации и проведении диспута педагог должен учитывать право воспитанника на выбор собственного мнения, проявлять максимальную деликатность и уважение к высказываниям учащихся.

              Пример всегда был одним из самых действенных методов воспитания. Как говорил римский философ Сенека, «долог путь наставлений — короток путь примера». Психологической основой примера служит подражательность. Уже в раннем возрасте человек приобретает многие качества, подражая кому-то. Подражают обычно тем, кто оказывает наибольшее впечатление. Поэтому, заботясь о развитии положительных качеств у ребенка, необходимо окружить его положительными, яркими примерами. Ведущую роль в нем играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации (И.П. Подласый). Воспитатель должен обращать внимание учащихся не только на положительные, но и на отрицательные примеры, совместно анализируя последствия дурных поступков, удерживая воспитанников от подражания «ложным кумирам» и сомнительным ценностям.

              Основной функцией методов формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности является выработка норм правильного поведения. К данной группе методов относятся:

              Упражнение – неоднократное совершение поступков на основе общепринятой норм. Этот метод используется в среднем школьном возрасте. Эффективность метода зависит от систематичности выполнения, самоанализа, поощрения воспитателем и общественного одобрения.

              Приучение – побуждение к систематическому выполнению определенных действий. Применяется данный метод, начиная с раннего возраста, когда ребенок вовремя ложится спать, убирает свои игрушки, учится вести себя в обществе. Эффективность метода зависит от того, насколько выполняемое действие понятно и полезно воспитаннику, когда ему дается образец выполнения и если для этого созданы максимально благоприятные условия.

              Воспитывающие ситуации – создание обстановки, системы отношений, которые вынуждают ребенка какой-либо поступок. Данный метод требует от воспитателя особого такта, постоянного контроля, разнообразия воспитательных средств, сотворчества сотрудничества. Ситуация пробуждает индивидуальную мысль, приводит в движение все находящиеся в бездействии способности и возможности личности, в ситуациях творческого поиска соединяются разнообразные виды деятельности (познавательная, художественная, этическая), активности, образуя некий сплав, многократно усиливающий каждый из них.

              По мнению Н.Е. Щурковой, организовать педагогическую (воспитывающую) ситуацию целесообразно на основе перевода социальной ситуации в воспитывающую . В таком понимании перевод рассматривается как целенаправленный, организуемый на основе ценностного взаимодействия процесс выстраивания культурно- значимых средств действия, в отношении к которым субъект (и воспитанник и воспитатель) реализует свои родовые сущностные силы. Перевод социальной ситуации в воспитывающую осуществляется соответственно этапами:

              mirznanii.com

              Смотрите так же:

              • От сухого кашля 4 месячному ребенку Какие лекарства от кашля можно давать ребенку в 4 месяца? Четырехмесячный малыш кашляет, и мама в панике: что лучше ему дать, лекарства из аптеки или травы? Конечно, с таким вопросом лучше обратиться к врачу, но что делать, если это произошло вечером или в выходной день? Когда ребенок не задыхается и температуры нет, до прихода […]
              • Кашель с температурой у ребенка лечение Почему наблюдается кашель и температура у ребёнка Этиологические факторы Кашель и температура при гриппе и ОРВИ Коклюшная инфекция Воспаление бронхов у детей Пневмония как причина кашля и температуры Диагностика и лечение Дети страдают от заболеваний органов дыхания значительно чаще взрослых. Кашель и температура у […]
              • Бабушка пенсионерка по уходу за ребенком Как получить ежемесячное пособие по уходу за ребенком неработающей бабушке Зачастую родители не могут надолго отказываться от работы, и тогда встает вопрос о том, может ли получать пособие по уходу за ребенком неработающая бабушка. Закон допускает такую возможность только в отношении работающих женщин или при наступлении особых […]
              • Сироп для речи для детей Сироп «Амброксол» для ребенка: насколько эффективен от кашля и с какого возраста можно давать Кашель является защитным механизмом, направленным на удаление мокроты из трахеи и бронхов. Он сопровождает большинство заболеваний респираторной системы у детей, и может носить разный характер. Особое беспокойство всегда вызывает мучительный […]
              • Вирусные болезни у детей симптомы Многие родители не знают симптомов и лечение вирусной пневмонии у своих детей. Вы сможете избежать грозных осложнений, если будете знать последовательность в течении вирусной пневмонии. Пневмония, по словам доктора Комаровского, является острым инфекционный и воспалительный процесс, в который вовлекаются респираторные отделы легочной […]
              • Можно ли кормить ребёнка после срыгивания Ребенок 1 год срыгивает после кормления Почему ребенок срыгивает после кормления? Мама новорожденного младенца сталкивается с разными ситуациями, решая, как себя вести в том или ином случае, нужно ли проявить особенное беспокойство или это нормально. К одному из таких вопросов относится следующий: почему грудной ребенок срыгивает после […]
              • Можно ли детям пить цикорий С какого возраста детям, можно давать цикорий? Напиток из цикория известен с незапамятных времен. Но интерес к этому скромному растению вырос только в последние годы. Одновременно появилось много вопросов. Чем полезен цикорий? Можно ли пить цикорий детям? С какого возраста давать напиток? не вреден ли он? Цикорий – кладезь питательных […]
              • Ребенок 1 месяц почти не спит Малыш 1 месяц постоянно плачет, не спит, истерит у мамы на руках Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться 1 Тема от katherine 21.11.2012 12:32:09 katherine Участник Откуда: Киев Зарегистрирован: 21.11.2012 Сообщений: 22 Тема: Малыш 1 месяц постоянно плачет, не спит, истерит у мамы на руках У меня два […]