Психическое развитие ребенка 4 лет

Особенности нервно-психического развития ребенка 4-5 лет

У детей 4-5 лет происходит бурное развитие клеток головного мозга. С этим связано интенсивное нервно-психическое развитие ребенка. Развиваются его творческие способности. Он с удовольствием учит стихи, песни, а к 5 годам ему по силам и иностранный язык. Это возраст становления личности, важно не упустить благодатное время. Все, что вложено в ребенка в этом периоде, даст свои плоды в будущем, когда он повзрослеет.

У детей 4-5 лет усложняется деятельность коры больших полушарий головного мозга. С этим связаны бурное развитие речи ребенка, увеличение его словарного запаса. В 5 лет он способен составлять длинные предложения, рассказывать обо всем, что происходит вокруг пего. Слова произносит четко, выговаривает все звуки. Речь становится более разнообразной и выразительной. Если у ребенка есть отклонения в произношении, самое время записаться на прием к логопеду.

Память ребенка в возрасте 4-5 лет необыкновенна. Он может с легкостью запоминать длинные стихотворения. Любознательность просто не знает границ. Родители должны быть готовы к ответу на бесконечные почему? . В то же время не стоит впадать в крайность и загружать ребенка излишней информацией. Занятия должны быть ограниченными по времени и доставлять ребенку удовольствие. Психика ребенка еще очень неустойчива, и чрезмерные нагрузки могут вызвать у него переутомление, нарушен им сна и просто отвращение к занятиям.

Для ребенка настает время осознания себя в этом мире и отношения к себе окружающих. В более раннем возрасте он уже перешел от обозначения себя в третьем лице ( Маша хочет конфету ) к обозначения в первом лике ( Я хочу конфету ). В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это показатель развития личности. Процесс формирования самооценки напрямую зависит от общения с окружающим его миром и в первую очередь — со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно если это поведение получает- положительные отклики у окружающих.

Он очень хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку, Поэтому со стороны родителей важно поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, говорите ему: Ты молодец! Ты поступил очень хорошо, и я тобой горжусь. Я вижу, что ты уже совсем взрослый, и на тебя можно положиться . Когда же он безобразничает и не слушается, говорите: Ты такой хороший человек, а поступаешь очень плохо. Я просто не узнаю тебя. Мне очень грустно, что ты совершил такой плохой поступок, но я знаю, что ты обязательно исправишься . Оценивать нужно именно поступок, а не ребенка. Он должен быть уверен, что вы все равно его любите, и постарается исправиться, чтобы заслужить ваше одобрение. Но не стоит также перехваливать ребенка за те или иные хорошие поступки, иначе можно воспитать в нем зазнайку с чересчур завышенной самооценкой. Исключение составляют неуверенные и застенчивые дети. Хвалите их даже за самый маленький успех и с уверенностью заявляйте, что никогда не сомневались в них.

Ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно. Научить его этому можно личным примером. Если родители будут признавать собственные ошибки и извиняться перед ребенком за несправедливое к нему отношение, он поймет, что в нем тоже видят личность, а личность умеет быть самокритичной.

Важно поощрять ребенка на будущие достижения, выражать свою веру в него, в его силы и возможности. Ваша поддержка всегда будет просто неоценима. Главное — развивать в ребенке упорство в достижении цели и желание добиваться более высоких результатов.

Период 4-5 лет называется дошкольным периодом. В это время ребенок исследует границы своих возможностей и осуществляет попытки стать независимым от родителей. К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать.

От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере. Дети, которым предоставлена инициатива

в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость.

Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность.

Если взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. Опасность этой стадии – в возникновении чувства вины за свои цели и поступки в ходе наслаждения новым локомоторным и ментальным могуществом, которые требуют энергичного обуздания. Поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги. Подавляются и сдерживаются излишне оптимистические надежды и дикие фантазии.

На этой стадии происходит самое важное по последствиям разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. И именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. Развивается чувство моральной ответственности.

Ребенок на этой стадии склонен учиться быстро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел. Хочет и может заниматься совместными делами, вместе с другими детьми придумывает и планирует дела. Подражает идеальным прототипам. Эта стадия связывает мечты раннего детства с целями активной взрослой жизни.

На этой стадии ребенок проходит первый этап социализации, так или иначе он сталкивается с общественными нормами, еще не умея им соответствовать. Ребенок по-прежнему активно “выдает” все, чему научился, радует и удивляет своими успехами. Возраст 4-5 лет ” – это возраст активной фантазии и ее словесного выражения. Родители таких детей обычно с гордостью рассказывают окружающим о том, чему их ребенок “уже научился”. Все это говорит о продуктивности этой стадии.

Развитие общих движений (крупной моторики) у здоровых детей.

Умение сохранять равновесие, ходить и бегать. Ходит прямо,

задом наперед и боком, тащит большую игрушку. Проходит на цыпочкх 3 метра.

Ходит с поддержкой по брусу, поднятому на 10 см. Ходит без поддержки по узкой линии на полу.

В течение 5 секунд балансирует на одной ноге — той, на которой ему легче сохранять равновесие.

Бегает, останавливается, поворачивает за угол, огибает препятствия.

Бежит, перенося вес на ногу, которая находится впереди, взмахивая при этом противоположной рукой. 3-4 года.

Умение преодолевать ступеньки и лестницы. Поднимается по лестнице,

не держась за перила, и поочередно переставляя ноги.

Спускается по лестнице, держась за перила и поочередно переставляя ноги.

Переносит предметы вверх и вниз по лестнице.

Поднимается и спускается по перекладинам вертикальной лесенки и шведской стенки

высотой 3 метра. 3-4 года.

Навыки игры с мячом. Бросает мячик, подняв вверх руку и развернув туловище.

Ловит мяч диаметром 15 см двумя руками, согнутыми в локтях.

Бьет по мячу ногой с разбегу ( попадать не обязательно). 3 -4 года.

Умение прыгать. Перепрыгивает через веревку на высоте 4 см, сразу двумя ногами.

прыгает в длину на 30 см. Прыгает с подставки или нижней ступеньки без помощи.

Прыгает вбок и обратно. Прыгает на двух ногах. Прыгает на одной ноге.

Умение кататься на трехколесном велосипеде. Катается, делая плавные повороты. 3-4 года.

Делает кувырок вперед. 4 года.

Выполняет одновременно два вида движений. 5 лет.

Развитие движений рук (мелкой моторики) у здоровых детей.

Манипулирование предметами: правильно держит карандаш, копирует круг,

нанизывает на нить 4 маленькие бусины. Разрезает полоски бумаги шириной 2 см.

Разрезает на 2 части квадратик со стороной 10 см. Наклеивает картинку на бумагу.

Строит несложные сооружения не менее, чем из 6 деталей. 3-4 года.

Рисование: имитируя действия взрослого, изображает фигуру, подобную латинской букве V (галочку).

Копирует знак плюс . Рисует простую картинку, закрашивает отдельные участки бумаги, пользуясь трафаретом.

На большом листе бумаги рисует разные линии и формы красками.

Пририсовывает к незаконченной фигуре человечка ручки и ножки.

Рисует человечка, изображая, по меньшей мере, три части тела.

Расстегивает пуговицы. Режет ножницами бумагу. 3-4 года.

Рисование: Копирует треугольник. Правильно рисует квадрат. 5 лет.

Развитие зрения и слуха (зрительного и слухового восприятия) у здоровых детей.

Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят: слушая рассказ

отвечает словами или жестами на простые вопросы. 3-4 года.

Умение выбирать из нескольких предметов и картинок то, что нужно:

указывает на 13-16 частей тела. Если на картинке изображены мальчик и девочка или мужчина и женщина,

указывает на того, о ком спрашивают.

Отбирает предметы, относящиеся к понятиям. пища , животные , одежда , мебель . 3-4 года.

Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.

Выполняет указания, в каждое из которых входят две пары слов ( в каждой паре одно слово,

обозначающее действие, а другое — название предмета из тех, которые находятся в комнате).

Выполняет указания, в каждое из которых входят три пары слов ( в каждой паре одно слово обозначает действие,

а другое — название предмета из тех, которые находятся в комнате). 3-4 года.

Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов, или

выражающие состояния. По просьбе выбирает длинный и короткий, твердый и мягкий,

шероховатый и глакий предметы. По просьбе выбирает открытую и закрытую дверцы (ящички, глаза и т.п.)

В ответ на вопрос. Что ты делаешь, если устал /голоден /тебе холодно? отвечает или показывает что делает.

Из группы предметов отбирает одинаковые. Среди нескольких предметов отбирает тот, который отличается от остальных.

Находит веселого, грустного, сердитого человечка, или показывает сам, что означают эти понятия.

Выбирает предмет, который больше или меньше демонстрируемого.

Находит первого и последнего. Из двух предметов выбирает большой и маленький. 3-4 года.

По просьбе кладет один предмет перез /за другим. По просьбе кладет один предмет сбоку /подальше от другого.

По просьбе кладет один предмет за, сбоку, подальше от, на и под перевернутую чашку. 3-4 года.

Различает местоимения его , ее , я , ты . 3-4 года.

Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы. 3,5 года.

Может составить рассказ по сюжетной картинке.

Понимает смысл последовательных картинок. 4 года.

Может разложить последовательные картинки по порядку, в соответствии с сюжетом.4,5 года.

Может отстукивать акцентированные ритмы по подражанию. 5 лет.

Психическое развитие ребенка четырех лет

Начиная с четырех лет, у детей начинает развиваться эмоциональная сфера их личности. Сейчас эмоции малыша становятся более стойкими, появляются первые переживания, симпатии и привязанности. Интенсивное развитие происходит за счет того, что активно совершенствуются клетки головного мозга.

важно Родители должны помочь малышу в процессе становления личности, ведь все, что он получит и освоит сейчас, обязательно даст свой результат, когда он станет более взрослым.

Нормы психического развития в 4 года

Нормальное психическое развитие 4-летнего ребенка характеризуется следующими признаками:

  • постоянное подражание взрослым;
  • ребенок воспринимает не только слова, которые слышит, также он чувствует, с какой интонацией они сказаны (чувствует веселье, грусть, иронию);
  • может объединять предметы в группы, руководствуясь общим признаком;
  • в играх с другими детьми начинает уступать и проявляет самокритику к своему поведению;
  • с радостью выполняет все поручения от взрослых.
  • Самопознание ребенка

    информация В возрасте 4-5 лет у малыша появляется самооценка. Он жаждет вашей похвалы и одобрения, поэтому старается быть хорошим во всем.

    Пока малышу сложно научиться признавать свою вину, однако кроха продолжает подражать взрослым, особенно если его поведение поощряют. Поэтому родители могут стать в этом хорошим примером. Если кроха будет видеть, как вы признаете свою неправоту и извиняетесь перед ним за несправедливое наказание или другую ошибку – он станет относиться и к себе более критично.

    Роль игрушек в психическом развитии детей

    Для детей игрушки так же важны, как для взрослых дом, машина, работа. Можно сказать, для ребенка игры — та же самая работа. Карапуз не только весело проводит время за игрой, он постоянно развивается. познает разные модели поведения, учится проявлять себя.

    Для своего крохи родители могут выбрать любую игрушку на свой вкус. Это могут быть:

  • легкие паззлы. развивающие сообразительность;
  • наборы конструктора – для формирования правильного восприятия пространства;
  • мозаика поможет в развитии творческой нотки юного творца.
  • совет Познакомив кроху с ролевыми играми, в которых каждый исполняет свою роль, вы дадите толчок к отработке моделей поведения в разных ситуациях, которые будут полезны ребенку будущем.

    Если вы все чаще стали замечать, что ваш малыш не умеет многого из вышеперечисленного (2-3 и более пунктов), то возможно, вам стоит проконсультироваться с психологом или неврологом. Только специалист сможет наверняка сказать, что это – индивидуальная особенность крохи или действительно проблема, которую стоит корректировать.

    uspeshnyjmalysh.ru

    Возрастные особенности детей 4-5 лет: психология

    Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

    Физические особенности развития

    В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.

    Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

    Психическое развитие ребенка

    В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.

    Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

    Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

    Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

    Творческие способности

    Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения.

    Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

    В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.

    Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

    Общение со сверстниками и взрослыми

    В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.

    В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет. Памятка для родителей, составленная воспитателями и психологами дошкольного учреждения, поможет правильно и плодотворно построить общение с ребенком.

    Эмоциональные особенности

    В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать.

    Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности.

    Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет.

    Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.

    Обучение детей 4–5 лет

    Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности.

    При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Таким образом, педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. По ПДД, к примеру, могут проводиться игровые занятия, где правила дорожного движения даются в стихотворной форме, легкой для понимания и запоминания. Также в этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.

    Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем.

    Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

    Роль дошкольных учреждений

    Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет – родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.

    По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.

    Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

    fb.ru

    Критерии развития ребенка в 5 лет

    Ребенок в 5 лет уже перестает быть малышом, он становится самостоятельным и вполне взрослым дошкольником. Пятилетка уже многое умеет и знает. А чтобы его родители могли самостоятельно определить уровень развития своего ребенка, дальше мы расскажем по каким критериям им необходимо его оценивать.

    Психическое развитие

    К пятилетнему возрасту дети уже обладают большим запасом знаний об окружающем мире, который у них сформировался благодаря их активности, стремлению экспериментировать и задавать вопросы.

    Основные свойства предметов. Дошкольник уже знает основные цвета и может рассказать об их оттенках (например, может отличить два оттенка одного цвета: светло-зеленый и темно-зеленый); может понятно объяснить, чем одна геометрическая фигура отличается от другой; может сравнить по основным признакам (форма, цвет, размер) большое количество предметов.

    Ориентация во времени. Ребенок еще плохо разбирается в том, который сейчас час, но уже уверенно различает времена года, месяцы и дни недели. Особенно хорошо дети помнят те дни или месяцы, с которыми у них связаны яркие воспоминания, например, день своего рождения.

    Внимание. Развивается способность детей концентрироваться на одном виде деятельности. Пятилетний ребенок уже может в течение 20-25 минут заниматься не очень интересным для него, но нужным делом, правда только вместе с взрослым. Дошкольник умеет действовать согласно правилам, которые ему задает взрослый, например, может найти на картинке изображения определенных предметов, и заштриховать их каким-либо образом, или из множества фигур выбрать только те, которые отвечают определенным условиям.

    Память. К пяти годам объем памяти ребенка увеличивается не на много, зато ее устойчивость улучшается в разы. Особенно если память тренировать. Для этого можно использовать несложные средства и приемы, например, в качестве подсказки могут выступать рисунки, карточки, схемы.

    Мышление. В этом возрасте у дошкольника преобладает наглядно-образное мышление, используя обобщенные наглядные средства, например, чертежи или схемы, он учится решать сложные задачи. В случаях, когда невозможно без практических действий решить поставленную задачу, дети прибегают к целенаправленному и планомерному наглядно-действенному решению. Если же для выполнения задания не требуется выполнение какого-либо действия, то ребенок часто находит ответ в уме.

    Развитие ребенка в 5 лет позволяет ему решать простые математические примеры в пределах 10, раскладывать предметы по порядку в соответствии с заданием, например, от большего к меньшему по размеру, рисовать геометрические фигуры по клеточкам в тетради.

    Психическое развитие дошкольника в этом возрасте дает ему возможность предвидеть отдаленные и близкие последствия своих поступков и действий.

    Социально-эмоциональное развитие

    Пятилетний ребенок уже начинает понимать зависимости и связи во взаимоотношениях людей и их социальном поведении. Он стремится познать не только себя, но и другого человека, как члена общества.

    У дошкольника происходит изменение представления о себе, для него становится важным мнение его друзей о себе, их оценка. Повышается устойчивость и избирательность взаимоотношений с детьми. Ребенок хочет играть с теми детьми, которые, по его мнению, обладают положительными качествами («Он не дерется», «Она хорошая»), или с которыми ему интересно общаться. Общение дошкольников перестает быть ситуативным. Они охотно делятся друг с другом рассказами о том, где они были, что делали, что видели.

    В 5 лет у ребенка развивается саморегуляция. Он начинает предъявлять к себе повышенные требования. Ребенок учится доводить до конца малоинтересную для него работу (наводить порядок в комнате, убирать игрушки). Дошкольник принимает общепринятые правила и нормы поведения. Он эмоционально переживает: соответствует ли его поведение морально-нравственным представлениям.

    По мере взросления ребенка происходит его физическое развитие. Дошкольник становится достаточно сильным и выносливым, чтобы в течение длительного времени прикладывать небольшие физические усилия. Он может выполнять сложные движения, например: отбить мяч о землю несколько раз подряд; пройти по узкой скамейке, сохраняя равновесие; прыгать через скакалку; бегать на носках; кататься на коньках и двухколесном велосипеде. Эти умения говорят о том, что у ребенка развивается крупная моторика.

    Мелкая моторика рук также совершенствуется. Дети в 5 лет уже могут сами одеваться и раздеваться, застегивать и зашнуровывать обувь.

    В играх со сверстниками все больше времени занимает коллективное обсуждение правил игры. Дети пытаются указывать друг другу, как надо поступать в соответствии с правилами. Часто подобные обсуждения еще не раз возникают по ходу игры.

    Пятилетние дети уже правильно произносят все звуки. Речь дошкольника уже не должна отличаться от разговора взрослого. Во время беседы ребенок легко использует интонацию, например, если он читает стих, то делает это громко, а если делится секретом с товарищем, то тихонько шепчет ему на ухо.

    Словарный запас детей активно пополняется, они начинают использовать в речи многозначные и обобщающие слова, антонимы, синонимы, оттенки значений слов. Пятилетки учатся самостоятельно строить деловые и игровые диалоги, осваивают косвенную и прямую речь, правила речевого этикета. Могут в повествовательном или описательном монологе передать настроение героя, его состояние, отношение к событию, используя сравнения и эпитеты.

    Круг чтения ребенка выходит далеко за пределы сказок. Он начинает интересоваться произведениями разнообразной тематики, в которых описываются другие страны, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

    В целом можно сказать, что развитие ребенка в 5 лет достигает того уровня, при котором он может не только самостоятельно обслуживать себя, но также учится принимать взвешенные решения и отвечать за их последствия.

    ymadam.net

    Здоровье :: Психология

    Психическое развитие ребенка 4 лет

    Оценить психическое развитие своего ребенка в возрасте 4 лет вы можете по следующим признакам: о ребенок стремится во всем подражать взрослому, причем не только своим родителям, но и посторонним людям. На этом подражании даже построены некоторые его игры, например игры в солдата, в космонавта. Малыш понимает не только смысл произнесенных слов, но и нюансы интонации; таким образом уже может почувствовать иронию, скрытое недовольство, обиду, грусть и т. п. Практически не путает множественное число с единственным, женский род с мужским, но может назвать завтрак ужином, а про «вчера» сказать «завтра». Может разделить предметы на группы по признаку:

  • «фрукты — мебель» или «животные — птицы;
  • отличается хорошей памятью, с легкостью запоминает довольно длинные стихи;
  • ему уже наскучило играть одному, и он ищет компанию. Хорошо играет с другим каким-то ребенком и практически не ссорится с ним, то есть в отличие от детей более раннего возраста склонен уступить и отнестись к себе критически;
  • его трудно назвать ленивым: всякое поручение, какое ребенок получает от взрослых, он стремится исполнить.
  • Если вы обратили внимание на то, что ваш ребенок обнаруживает несоответствие какому-то из пунктов или всем пунктам, для нас есть смысл встретиться с психологом или психоневрологом. Специалист осмотрит ребенка и, возможно, даст вам рекомендации по необходимой коррекции, а может, назначит занятия.

    Психическое развитие ребенка 5 лет

    Оценить психическое развитие своего ребенка в возрасте 5 лет вы можете по следующим признакам:

    • ребенок уже практически не путает понятия «завтрак» и «ужин» или «завтра» и «вчера». С легкостью решает задачки на вычленение из ряда предметов предмета явно постороннего (чашка, кастрюля, тарелка, самолет, сковородка);
    • отличается хорошей памятью: может запомнить большое стихотворение, даже не понимая вполне его смысл. Легко запоминает слова из иностранных языков и уже способен изучать языки. Может выучить песенку, например по-английски, и спеть ее вам на день рождения (правда, с музыкальным слухом у него еще может быть слабовато);
    • предпочитает играть не с одним ребенком, а уже с несколькими детьми. Игра усложняется: дети могут распределить между собой роли и играть, не нарушая установленных правил (продавец — покупатель, солдат- командир, водитель — пассажир). Дети в этом возрасте легко и с удовольствием могут принимать участие в домашнем театре;
    • весел и жизнерадостен, контактен со взрослыми. Изъявляет готовность помочь или выполнить какое-нибудь поручение. В сложной ситуации, возникающей между ним и взрослым, не упрям, готов к компромиссу.
    • Если вы обратили внимание, что ваш ребенок явно не соответствует по своему психическому развитию вышеуказанным нормам, обратитесь за консультацией к специалисту-психологу.

      Старайтесь избегать тех игр и развлечений, которые могут перевозбудить ребенка. А если в такую игру ребенку хочется поиграть, то играть нужно дозировано. Ребенок, часто испытывающий состояние перевозбуждения, становится со временем неуравновешенным, капризным, своенравным, упрямым; у таких детей страдает сон, поскольку перевозбужденному ребенку трудно заснуть; если вы строго придерживаетесь распорядка дня и утром поднимаете малыша «по часам», то он, естественно, не высыпается и потому — заторможен, угрюм, плаксив; у него страдает аппетит, и малыш худеет.

      Очень тяжелое влияние на психику ребенка может оказывать ненормальная, тревожная обстановка в семье, когда родители часто ссорятся и постоянно на высоких тонах выясняют между собой отношения, когда с кухни по коридору летят осколки посуды.

      Ребенок воспринимает это как катастрофу. И в качестве реакции со своей стороны может выдать неврозы (испуг вплоть до заикания и тиков, ночное недержание мочи, кошмары по ночам и др.).

      В возрасте после 3 лет большинство детей познает, что такое ночные кошмары. Возможно, причина этих кошмаров кроется в довольно интенсивной эмоциональной и интеллектуальной нагрузке — издержки возраста; возможно, у ребенка есть отрицательные впечатления (диктатор-папа, который часто топает ногами и порывается воздействовать на малыша ремнем); возможно, ребенок подсознательно чувствует неблагополучие в семье или что-то иное. И если раньше он еще как бы не «созрел» (нет паруса — не поймаешь и ветер), то после 3 лет мозг ребенка достаточно дифференцировался для того, чтобы быть уязвимым.

      Если вашего ребенка временами мучают кошмары и он в страхе, в крике, в холодном поту просыпается ночью, вы должны быть с ним рядом в такую трудную минуту. Успокойте ребенка, приласкайте; можете даже дать выпить несколько глотков горячего чая. Попросите рассказать, что ребенок увидел в кошмарном сне. Часто случается, что, проговаривая свой страх, ребенок освобождается от этого страха. Посидите с ребенком до тех пор, пока он не заснет.

      Со временем кошмарные сны не будут мучить ребенка. И в ваших возможностях приблизить это время. Каким образом? Покой в семье, чуткое предупредительное отношение к ребенку, здоровый образ жизни, регулярные прогулки на свежем воздухе, режим, правильное питание (не закармливать ребенка перед сном) — вот основные грани искомого кристалла.

      Внимание! Информация, представленная на сайте, не является единственным верным источником. Прежде чем слепо следовать рекомендациям — посоветуйтесь со специалистом. Представленная информация не может быть предметом для принятия окончательного решения или поводом к действию. Выбор окончательного решения целиком зависит от вас.

      Не забывайте: каждый ребенок уникален и общие рецепты, верные для среднего обычного ребенка, могут отличаться или даже совсем не подходить вашему ребенку. Поэтому следует иметь голову на плечах и всегда советоваться с врачом, даже в отношении проверенных средств.

      Справочная информация представленная на сайте получена методом анонимного опроса родителей и являеться отражением их мнений и оценок, которые не обязательно совпадают с мнением и точкой зрения организаторов сайта.

      babyhelp.kiev.ua

      Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 лет

      Малыш, благополучно переживший кризис трёхлетнего возраста, переход в новый этап своей жизни, отличающийся относительным затишьем. Несмотря на это, расслабляться родителям не нужно. Возрастные (психологические, интеллектуальные, физические) особенности детей 4-5 лет подскажут, в каком направлении двигаться, как развивать ребёнка и помогать ему в преодолении трудностей этого периода.

      Психологическое развитие

      На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, родители могут выстроить логическую и грамотную линию воспитания.

      1. Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опёке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.
      2. Этические представления. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.
      3. Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.
      4. Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.
      5. Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.
      6. Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, взаимопомогают, обижаются.
      7. Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.
      8. Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.
      9. К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.
      10. Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами. Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.

        Родителям на заметку. Обратите внимание, что в 4-5 лет все недостатки воспитания у малыша постепенно укореняются и переходят в негативные и уже, к сожалению, устойчивые черты характера, исправить которые в будущем сможет разве что психотерапевт. Не упустите из внимания данную особенность.

        Интеллектуальные особенности

        Как мы выяснили, особенности психического развития предполагают активную любознательность у детей 4-5 лет. Это ведёт к формированию интеллекта и требует всяческой поддержки со стороны родителей. Если же они в ответ на вопросы крохи отмахиваются, не обеспечивают ему развивающие игры и полноценные познавательные беседы, важный момент может быть упущен навсегда и у ребенка может возникнуть задержка психического развития. Отсюда — нежелание ребёнка впоследствии учиться в школе. Поэтому стремитесь к развитию у своего малыша следующих навыков.

        Математические умения

      11. Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди.
      12. Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
      13. Знает цифры от 0 до 9. Считает предметы, соотносит их количество с цифрой.
      14. Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5).
      15. Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше.
      16. Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое.
      17. Увеличивается объём памяти.
      18. Повышается устойчивость внимания.
      19. Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами.
      20. Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи.
      21. Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4).
      22. Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность.
      23. Вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок.
      24. Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары.
      25. Подбирает противоположные слова.
      26. Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.
    • Использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не только родители, но и посторонние люди.
    • Знает особенности строения человека, что оно отличается от животного: называть части тела (ногти — когти, руки — лапы, волосы — шерсть).
    • Употребляет множественное число.
    • Находит предмет по описанию.
    • Понимает значение предлогов.
    • Знает профессии.
    • Поддерживает беседу: отвечает на вопросы, правильно их задаёт.
    • Пересказывает содержание сказки, рассказа. Учит наизусть стихи, потешки.
    • Называет свои имя, фамилию, сколько лет, город, где живёт.
    • О диагностике и лечении задержки речевого развития у ребёнка, можно прочесть в одной из наших статей.

    • Различает овощи, фрукты и ягоды.
    • Знает насекомых.
    • Называет домашних животных.
    • Угадывает времена года по картинкам, знает их приметы.
      1. Застёгивает пуговки и молнии, сам развязывает шнурки, управляется с ложкой и вилкой.
      2. Нанизывает бусины и крупные пуговицы на нитку.
      3. Точно проводит линии, при этом не отрывая от бумаги карандаш, благодаря развитию сенсорных особенностей.
      4. Заштриховывает фигуры прямыми, ровными линиями, при этом не выходя за её контуры.
      5. Обводит и раскрашивает картинки, не выезжая за края.
      6. Различает правую и левую руку.
      7. С ребёнком можно заниматься дома самостоятельно, а можно нанять специалиста или записать в детский развивающий центр. Учитывая его возрастные особенности, нужно постараться обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных способностей. Так он будет готов к школе на все 100%, будет успешен и избежит стресса. Параллельно не забывайте заботиться о его полноценном физическом развитии.

        Полезный совет. На данном этапе очень важно, учитывая возрастные особенности ребёнка, воспитывать в нём доброту, вежливость, ответственность, отзывчивость, любовь к труду.

        Большое значение имеют возрастные особенности детей 4-5 лет в плане физического развития. Родители должны ориентироваться на показатели нормы, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их, если это возможно.

      8. Общие физические возможности детей в 4-5 лет существенно возрастают. Так, заметно улучшается их координация. Большинство движений выглядят со стороны увереннее.
      9. Движение им по-прежнему необходимо.
      10. Моторика активно развивается.
      11. Ребёнок становится ловким и быстрым.
      12. Мышцы растут быстро, но неравномерно. Из-за этого ребёнок 4-5 лет мгновенно устаёт. Эту особенность необходимо учитывать взрослым, чтобы дозировать физические нагрузки, во время занятий нужны паузы для отдыха.
      13. Средняя прибавка роста за год должна составлять 5-7 см, массы тела — до 2 кг.
      14. Скелет отличается гибкостью, потому что процесс окостенения не закончен. Так что силовые упражнения противопоказаны, а вот за осанкой и позами родителям и воспитателям нужно постоянно следить.
      15. Возрастает потребность организма в кислороде. Особенность дыхательной системы заключается в том, что брюшной тип заменяется грудным. Увеличивается ёмкость лёгких.
      16. Особенность сердечной деятельности заключается в том, что ритм сердечных сокращений легко нарушается, так что при значительных физических нагрузках сердечная мышца утомляется. Это можно увидеть по покраснению или побледнению лица, учащённому дыханию, одышке, некоординированным движениям. Поэтому так важно вовремя переключаться на иной характер деятельности.
      17. Этот возраст называется «золотой порой» развития сенсорных способностей.
      18. Ещё одна физическая особенность этого возраста: хрусталик глаза отличается плоской формой — поэтому отмечается развитие дальнозоркости.
      19. Барабанная перепонка в этом возрасте нежна и легкоранима. Отсюда — особая чувствительность к шуму.
      20. Нервные процессы далеки от совершенства. Процесс возбуждения преобладает, так что в моменты обиды не избежать бурных эмоциональных реакций и демонстративного несоблюдения правил поведения.
      21. Усиливается эффективность воспитательных мер, направленных на нервные процессы.
      22. Быстрое образование условно-рефлекторных связей.
      23. Условное торможение формируется с трудом. Поэтому, что-то один раз запретив ребёнку, не нужно ждать, что это отпечатается в его памяти навсегда. Чтобы он усвоил до конца тот или иной запрет, необходимо его постоянно закреплять с ним.
      24. Таковы особенности развития детей 4-5 лет в плане физиологии. Они помогают родителям понять многие процессы, происходящие в маленьком организме. Нужно знать, что принесёт пользу малышу, а какие занятия и воспитательные меры окажутся не только пустыми, но даже вредными.

        Имейте в виду! Именно начиная с этого возраста, ребёнку нужно объяснить, что такое здоровый образ жизни и приучать его к его особенностям. Лёгкая гимнастика, режим дня, постоянные прогулки, правильное питание помогут маленькому человечку соответствовать физическому развитию своих сверстников.

        Учитывая все выше перечисленные особенности развития ребёнка 4-5 лет, родители смогут извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность и качественно подготовить малыша к школе. Психологи и педагоги советуют в этом возрасте построить отношения со своим малышом следующим образом.

      25. Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все. Напротив, если их будет запредельное количество, приготовьтесь к войне: малыш устроит протест.
      26. Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребёнка.
      27. Рассказывайте ему о своих чувствах, переживаниях. Так он будет лучше понимать вас и окружающих людей.
      28. Разбирайте с ним особенности и детали любых сложных этических ситуаций, в которые он попадает во дворе и в детском саду.
      29. Не перегружайте его совесть. Не нужно постоянно говорить ему об его ошибках: появится уничтожающее чувство вины, страх, мстительность, пассивность.
      30. Ребёнку 4-5 лет не нужно рассказывать страшные истории, показывать ужастики, рассуждать о смерти и болезнях.
      31. Интересуйтесь творческими особенностями и успехами своего малыша. Но не критикуйте.
      32. Разрешайте ему как можно больше играть со своими сверстниками.
      33. Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением. Подскажите способы самостоятельного поиска информации.
      34. Играйте с ним дома.
      35. Читайте книги.
      36. Закрепляйте любые полученные знания.
      37. Те родители, которые заботятся о становлении полноценной личности ребёнка, должны иметь в виду все выше перечисленные возрастные особенности развития детей 4-5 лет: они являются ориентиром. Зная о них, гораздо легче направить малыша в нужное русло, разобраться в его внутреннем мире, помочь справиться с теми трудностями, которыми чреват данный период. Такая политика позволит качественно подготовить дошкольника к предстоящей учёбе в школе и облегчить социальную адаптацию.

        Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов.

        Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки. Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

        Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

        www.vse-pro-detey.ru

        Смотрите так же:

        • Можно ли кормить ребёнка смесью Можно ли кормить котенка смесью для детей Как выкормить котенка без кошки Основные правила правильного выкармливания котят котята во время кормления должны лежать на животе смеси должны быть свежеприготовленными, если и допускается хранение смеси, то не более 24-х часов и обязательно в холодильнике из чего бы вы ни кормили котят […]
        • Сколько днем должен спать ребенок в 5 месяцев Сколько должен спать ребенок 4-5 месяцев: нормы и причины плохого дневного и ночного сна С 4 месяцев ребенок начинает сам стремиться к общению с окружающими. Он улыбается и смеется им, радостно визжит, а при агуканье старается повторять услышанные интонации взрослых и имитировать их фразы. Развитие малыша идет полным ходом. Игры и […]
        • В 4 месяца ребенок спит на боку Ребенок 4 месяца спит на животе 4 месяца хочет спать на животе /как быть ? так же как и то, что матрас должен быть жестким. Здрасть. Где такеи веяния (пардонте, у продавцов в магазине, похоже. им же товар продать надо) Нигде в загранице не рекомендуется, ибо у новорождённого голова большая (в пропорции с телом). Куда там ещё […]
        • Воспитание ребенка 4-х лет Воспитание ребенка 4-х лет Воспитание ребенка — дело достаточно сложное, ведь это отдельный человек со своими желаниями, эмоциями и собственным мнением. То, как воспитывали ребенка в детстве, влияет на все аспекты его дальнейшей жизни. Именно поэтому к данному вопросу следует подойти очень обстоятельно. Если в раннем детстве жизнью […]
        • Развитие речи занятие с детьми 5 лет Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет, Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю., 2008 Задачи: обогащение и активизация словаря; формирование простого предложения, распространенного однородными подлежащими. Оборудование: предметные и сюжетные картинки, изображающие членов семьи. Детям предлагается назвать имена мам и […]
        • Почему ребенок часто высовывает язык Почему ребенок высовывает язык в 5 месяцев Почему грудной ребенок высовывает язык? Младенцы не могут сообщать своим родителям о болезненных или неприятных ощущениях. Молодым мамам остается только внимательно следить за любыми изменениями в поведении и настроении своего малыша. Довольно часто в первые месяцы жизни ребенок демонстрирует […]
        • Оплата больничного по уходу за ребенком 2015 Расчет больничного по уходу за ребенком 2015 Оплата больничного листа по уходу за ребенком О том, что нужно знать бухгалтеру, чтобы правильно произвести расчет больничного листа по уходу за ребенком в 2015 году, расскажет наша статья. Продолжительность выплаты пособия Согласно пунктам 5 и 6 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № […]
        • Сестринский уход за детьми с гипотрофией Сестринский уход заболеваниях детей Раздел 3. Сестринский уход при заболеваниях в педиатрии Объем времени – недели (часы) Практика в приемном отделении педиатрического стационара. Виды работ: -Виды работ 1. Осуществление лечебных вмешательств. 2. Участие в осуществлении лечебных вмешательств. 3. Участие в осуществлении диагностических […]