Гигиена физического воспитания детей и подростков

Книга: Гигиена детей и подростков

Навигация: Начало Оглавление Поиск по книге Другие книги — 0

Гигиена учебного процесса — в общеобразовательной школеФизическое воспитание в детских и подростковых учреждениях

Глава 5. Гигиена физического воспитания детей и подростков

Физическое воспитание—организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы для обеспечения определенного уровня физического развития, формирования и совершенствования двигательных качеств, умений и навыков с целью улучшения подготовки к разнообразной деятельности.

Физическое воспитание — неотъемлемая часть коммунистического воспитания. Одной из важнейших задач КПСС является обеспечение воспитания, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоничным развитием физических и духовных сил. В СССР создана система физического воспитания населения, программно-нормативной основой которой является Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО (готов к труду и обороне СССР). Комплекс состоит из шести ступеней, четыре из них предназначены для детей и подростков.

Средствами физического воспитания являются подвижные игры, физические упражнения, ходьба, бег, спортивные игры, физический труд, воздействие естественных факторов природы (солнечные лучи, воздух и вода). Перечисленные средства могут использоваться в различных формах. Основными, включенными в государственную программу физического воспитания детей в различных типах учебно-воспитательных учреждений, являются занятия и уроки физкультуры.

Физическое воспитание детей и подростков направлено на укрепление здоровья, совершенствование функциональных возможностей и обеспечение всестороннего физического развития организма, развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости, волевых и моральных качеств, воспитание дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, рациональных гигиенических навыков, овладение знаниями по гигиене физических упражнений и самоконтролю. Вместе с тем основное значение физического воспитания — это достижение оздоровления детей и подростков.

Оздоровительная роль физического воспитания заключается в совершенствовании реакций терморегуляции, повышении неспецифической устойчивости организма к патогенным микроорганизмам и неблагоприятным факторам окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости, в первую очередь простудными заболеваниями. Физическое воспитание стимулирует процессы роста и развития организма, способствует нормализации нарушенной деятельности отдельных органов и систем, а также коррекции врожденных или приобретенных дефектов физического развития; повышению работоспособности путем своевременного формирования двигательного анализатора и специфического развития основных физических качеств; охране и укреплению психического здоровья путем повышения тонуса коры большого мозга и создания положительных эмоций.

Физическое воспитание оказывает благоприятное влияние на растущий организм только тогда, когда оно организовано в соответствии с гигиеническими принципами.

Гигиеническими принципами правильной организации физического воспитания детей и подростков являются: 1) наличие оптимального двигательного режима с учетом биологической потребности растущего организма в движениях и его функциональных возможностей; 2) дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков; 3) систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания, способствующих гармоничному развитию, охране и укреплению здоровья; 4) создание благоприятных условий окружающей среды во время занятий физкультурой и спортом.

Физическое воспитание в детских и подростковых учреждениях

Дошкольные учреждения. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях — это первоначальное и очень важное звено всего последующего процесса воспитания подрастающего поколения.

Естественные факторы природы в системе физического воспитания

Оздоровительное влияние физических упражнений на организм детей и подростков наилучшим образом достигается при сочетании их с использованием естественных природных факторов (воздух, солнце и вода).

Медицинский контроль за физическим воспитанием

В задачи медицинского персонала учебно-воспитательных учреждений входит проведение консультаций детей и их родителей по вопросам физической культуры и спорта, в частности по выбору спортивной секции, закаливанию, режиму занятий физкультурой и спортом Запрещать (или временно отстранять) участие детей и подростков в мероприятиях по физическому воспитанию медицинский персонал должен только в крайних случаях.

Гигиена учебного процесса — в общеобразовательной школеФизическое воспитание в детских и подростковых учреждениях

Гигиена детей и подростков

Тесты по гигиене для студентов ЗНТУ. Без ответов.

Укажите критерии комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков.

Какое максимальное количество уроков в день допускается по гигиеническим рекомендациям для учащихся средних и старших классов в общеобразовательных школах?

Комплексная оценка физического развития детей и подростков производится путем.

В какое время суток наблюдается подъем работоспособности у школьников?

Что необходимо учитывать при рассаживании детей и подростков в учебном помещении?

Каким прибором определяют мышечную силу при оценке физического развития детей и подростков?

По каким признакам устанавливают уровень биологического возраста детей и подростков?

Какова периодичность проведения профилактических осмотров детей и подростков школьного возраста?

Какие параметры учитывают при нормировании двигательной активности у детей и подростков?

По каким показателям оценивают осанку у детей и подростков при проведении соматоскопии?

Какую из закономерностей роста и развития организма человека необходимо учитывать при проведении физического воспитания детей и подростков?

Какой показатель является гигиеническим критерием урока в школе?

К какой группе состояния здоровья относятся здоровые дети с нормальным физическим развитием без функциональных отклонений в организме?

Какие социально-гигиенические факторы оказывают влияние на развитие и состояние здоровья детей и подростков?

Каким термином выражают организацию в течение суток по продолжительности и последовательности всех видов деятельности и физиологических потребностей человека?

Укажите морфологические признаки физического развития детей и подростков.

Укажите мероприятия, способствующие соблюдению рационального режима дня детьми и подростками.

По каким параметрам дается гигиеническая оценка учебного процесса в учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков?

Каким прибором определяют функциональный признак физического развития детей и подростков – жизненную емкость легких?

В какие дни недели следует ставить в расписании занятий трудные уроки?

Что необходимо учитывать при нормировании физических нагрузок в процессе физического воспитания детей и подростков?

Какие формы реализации двигательной активности наиболее благоприятны для организма детей и подростков?

Что необходимо учитывать при расстановке рабочей мебели в учебном помещении?

Укажите виды физического воспитания детей и подростков.

Какие функциональные зоны должен иметь земельный участок общеобразовательной школы?

Что включает в себя гигиеническая оценка проведения урока физкультуры в школе?

Какова должна быть двигательная плотность урока физкультуры в школе?

С какой группой детей и подростков проводятся занятия физкультурой по программе ЛФК вне школьного расписания?

В какую группу физического воспитания определяются дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья и недостаточно физически развитые?

Каковы основные гигиенические принципы проведения закаливания детей и подростков?

От каких факторов зависит утомительность урока в школе?

Укажите вид конвекционного способа закаливания организма.

Какая физиологическая система организма не активируется в результате закаливания?

Какой вид дистанции парты обеспечивает правильную посадку ученика за школьной партой?

Укажите предельные нормы переноски тяжестей подростками в возрасте 17 — 18 лет.

По какому параметру подбирается номер рабочей мебели детям и подросткам в учебно-воспитательных учреждениях?

Укажите нормативную величину температуры воздушной среды для спортивных залов в школах.

При какой температуре воздуха можно начинать закаливание детей 3 – 6 лет воздушными ваннами?

Укажите предельные нормы переноски тяжестей подростками в возрасте 15 — 16 лет.

Где должны располагаться актовые и спортивные залы, столовые в школьных зданиях?

Каким методом определяется двигательная плотность урока физкультуры в школе?

Укажите основные гигиенические принципы организации суточного режима дня для детей и подростков.

На какие группы распределяются дети и подростки по уровню биологического возраста?

Какой тип планировки учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков наиболее соответствует гигиеническим требованиям?

Что учитывают при создании проектов учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков?

Укажите функциональные признаки физического развития детей и подростков.

Как называется расстояние от заднего края крышки парты до переднего края сидения в горизонтальной проекции?

При какой температуре воды открытых водоемов можно начинать сезон купания?

Каким образом чаще обозначается номер рабочей мебели (столы, парты) для учебно-воспитательных учреждений?

Какой тип режима дня приемлем для здорового ребенка или подростка?

Что необходимо учитывать при гигиенической оценке школьной доски?

Укажите предельные нормы переноски тяжестей подростками в возрасте 12 — 14 лет.

Какие группы детей и подростков (по состоянию здоровья) включаются в основную группу для занятий по физкультуре в общеобразовательных школах?

Какие варианты уровня физического развития детей и подростков встречаются чаще?

К какой группе состояния здоровья относятся практически здоровые дети, но с функциональными, некоторыми морфологическими отклонениями и сниженной резистентностью организма?

Какой минимальной продолжительности должны быть перемены между уроками в школе?

Какое действие на организм человека не оказывает закаливание?

Если все морфологические показатели физического развития являются средними для данного пола и возраста ребенка, то такое развитие является.

По каким физиологическим параметрам чаще оценивается уровень физической нагрузки на уроке физкультуры?

Какие функциональные зоны должен иметь земельный участок детского дошкольного учреждения?

Какой вид закаливания организма детей и подростков не относится к кондукционному типу?

Гигиена физического воспитания

Физическая культура является частью общей культуры общества:

представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и

развития их физических способностей. Она включает систему физического

воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и уровень

спортивных достижений; охватывает область общественной и личной

гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха,

использования естественных сил природы — солнца, воды и воздуха — в

целях оздоровления и закаливания организма.

Гигиена, а также естественные условия внешней среды (воздействие

солнечных лучей, воздуха, воды) являются средствами физического

воспитания. Физическая культура не должна исчерпываться одними лишь

физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и

прочего, но должна обнимать и общественную и личную гигиену труда и

быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда

Гигиена — наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для

сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и

отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния

условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний,

обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение

его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики

Основные задачи гигиены — изучение влияния внешней среды на

состояние здоровья и работоспособность людей; научное обоснование и

разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению

внешней среды и устранению вредно действующих факторов; научное

обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и

мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным

вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и

физического развития, повышения работоспособности.

Санитария (от лат. sanitas — здоровье) — отрасль здравоохранения,

занимающаяся разработкой и проведением практических санитарно-

гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий. Внедрение в

жизнь гигиенических требований осуществляется путем законодательных

актов и санитарного законодательства, предупредительного и текущего

санитарного надзора, санитарного просвещения, диспансеризации.

В ходе развития гигиены сформировался ряд гигиенических

дисциплин: гигиена труда, социальная гигиена, гигиена детей и

подростков, гигиена физической культуры и спорта и др.

Гигиена физической культуры и спорта, изучающая взаимодействие

организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней

средой, играет важную роль в процессе физического воспитания.

Гигиенические положения, нормы и правила широко используются в

Гигиенические положения занимают столь большое значение потому,

что без них невозможно выполнить основные задачи по всестороннему и

гармоничному развитию людей, сохранению на долгие годы крепкого

здоровья и творческой активности, по подготовке населения к

высокопроизводительному труду и защите родины.

Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в

разработке мероприятий для предупреждения возможного

неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и

спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения

общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической

культурой и спортом.

К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого,

• Оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств,

применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;

о Оптимизация физических нагрузок в процессе занятий

Гигиена физической культуры и спорта включает следующие

разделы: личная гигиена, закаливание, гигиена жилища, гигиенические

требования к спортивным сооружениям и местам занятий физическими

упражнениями, вспомогательные гигиенические средства восстановления

и повышения работоспособности.

В данной работе более широко представлена гигиена на занятиях в

Физическое воспитание и здоровье

Состояние здоровья человека, в конечном счете, определяется

объемом и мощностью адапционных резервов его организма. Чем выше

функциональный резерв, тем ниже «цена» адаптации. Адаптация

Источники: http://med-tutorial.ru/med-books/book/16/page/6-glava-5-gigiena-fizicheskogo-vospitaniya-detey-i-podrostkov/, http://www.twirpx.com/file/1670750/, http://www.medsuccess.ru/onfs-248-1.html

Комментариев пока нет!

Сопли текут ручьем что делать у ребенка

Обсуждения У моего малыша опять насморк,прошло всего 2 месяца далее.

Аллергический бронхит симптомы у детей

Аллергический бронхит: симптомы и лечение Аллергический бронхит относится к разновидностям далее.

Социально педагогическая адаптация первоклассников школе

Адаптация первоклассников к школьной далее.

zhizn-rebenka.ru

ГЛАВА 4 ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

4.1. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ДВИЖЕНИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА И ПОЛА ДЕТЕЙ

Здоровье, физическое воспитание и суточная двигательная активность взаимосвязаны. Здоровье в значительной степени определяется уровнем привычной двигательной активности. Установлена связь между привычной суточной двигательной активностью и частотой заболеваний сердечно-сосудистой системы у различных групп населения. Зависимость между количественной величиной суточной двигательной активности и реакциями организма на нее носит параболический характер (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Параболическая зависимость иммунологических реакций от суточной двигательной активности (А.Г. Сухарев)

В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения, объем которых определяется биологическими особенностями организма, а их реализация зависит от социальных факторов.

Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки) называется двигательной активностью. Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную биологическую потребность ребенка в движении (кинезофилия).

Суточная двигательная активность — это сумма движений, выполняемых ребенком в процессе жизнедеятельности: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Она может быть измерена и оценена на протяжении суток по продолжительности динамического компонента и отдельных видов деятельности, количеству локомоций (шагов), величине энерготрат и изменениям ЧСС.

Двигательная активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни и поведения детей и подростков. Она зависит от социально-экономических условий жизни общества, его ценностных ориентиров, организации физического воспитания, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, телосложения и функциональных возможностей растущего организма, количества свободного времени и характера его использования, доступности спортивных сооружений и мест отдыха для детей и подростков.

Привычной считается такая активность, которая устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности. Уровень привычной двигательной активности может не соответствовать биологической потребности организма в движениях и существующим возрастным нормам, способствующим благоприятному развитию, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков. Такое несоответствие часто встречается у детей школьного возраста и приводит к дисгармоничному развитию, нарушениям в состоянии здоровья детей и подростков.

Уровень привычной двигательной активности детей и подростков определяется биологическими и социальными факторами. Ведущими биологическими факторами, формирующими потребность организма в движениях, являются возраст и пол.

Среднесуточная активность с возрастом увеличивается. У девочек в возрасте 8-9 лет двигательная активность практически не отличается от аналогичной величины у мальчиков. Однако с увеличением

возраста различия двигательной активности в зависимости от пола становятся существенными (у девочек меньше).

Двигательная активность наименьшая — у детей, не занимающихся спортом или другими видами физической культуры. Особенно резко (до 50%) она уменьшается с началом обучения в школе.

Дефицит движений (гипокинезия) вызывает многообразные морфофункциональные изменения в организме — от адаптации к низкому уровню двигательной активности до более глубоких изменений (предпатологические и патологические состояния): развития астенического синдрома, снижения функциональных возможностей и нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций.

Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия) встречается гораздо реже и распространяется в связи с ранней спортивной специализацией. При этом могут наблюдаться истощение симпатико-адреналовой системы, дефицит белка и снижение иммунитета.

Важными социальными факторами, формирующими привычную двигательную активность, являются организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта. Образ жизни семьи, ее двигательный режим также существенно влияют на формирование у детей осознанной потребности в активной двигательной деятельности.

На двигательную активность детей заметное влияние оказывают неблагоприятные климатические условия и сезоны года. В зимний период наблюдается наименьшая активность как у мальчиков, так и у девочек.

В социальных и оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьника в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности достигается при участии школьников в комплексе мероприятий дня каждой школы, в частности при проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в группах продленного дня, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и «дней здоровья», самостоятельных занятий физкультурой (табл. 4.1, 4.2).

Таблица 4.1. Примерный объем двигательной активности учащихся

Таблица 4.2. Примерный объем двигательной активности учащихся

С этой же целью в школьный компонент учебных планов для младших школьников необходимо включать предметы двигательно-активногохарактера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

Возрастные нормы двигательной активности учитывают общие закономерности процесса роста и развития, нелинейность изменения кинезофилии (биологической потребности организма в движениях) с возрастом и дают допуск возможных колебаний с установлением нижней (минимально необходимой величины) и верхней (максимально допустимой величины) границ.

Наиболее доступной в практических целях является возрастная норма суточных локомоций (число шагов за 24 ч).

Массовые обследования здоровых детей с нормальным морфофункциональным развитием, находящихся в благоприятных условиях окружающей среды и имеющих рациональное физическое воспитание и режим дня, позволили А.Г. Сухареву (1991) обосновать гигиенический норматив суточных локомоций для детей и подростков разного возраста и пола (табл. 4.3).

В подростковом возрасте довольно часто наблюдаются уменьшение числа локомоций и увеличение числа движений, выполняемых в положении сидя или стоя, но сопровождающихся значительными энерготратами. Такие движение встречаются при профессиональном обучении, трудовой деятельности и занятиях некоторыми видами спорта (тяжелая атлетика, гимнастика, парусный спорт и т.д.) и могут идти в зачет суммарных локомоций подростка.

Важное значение для физического воспитания детей и подростков имеет развитие физических качеств в сенситивные периоды, т.е. в периоды повышенной чувствительности (восприимчивости) к воздействию тех или иных физических упражнений. Возрастная хронология сенситивных периодов развития физических качеств и некоторых психомоторных функций детей и подростков представлена на рис. 4.2.

Таблица 4.3. Допустимые границы колебаний возрастной нормы суммарных локомоций

В сенситивные периоды развития физических качеств и психомоторных функций необходимо отдавать предпочтение целенаправленным физическим упражнениям. Если сенситивный период по какой-либо причине «пропущен», последствия обычно бывают необратимыми. Утраченное время и возможности в дальнейшем не удается компенсировать: ребенок, не умеющий плавать и не обладающий ловкостью, став взрослым, не может успешно овладеть указанными двигательными навыками.

4.2. СРЕДСТВА И ФОРМЫ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Анализ причинно-следственных связей между показателями состояния здоровья детей и подростков и рядом социально-гигиенических факторов свидетельствует о значимой роли оптимального двигательного режима в укреплении здоровья подрастающего поколения

Рис. 4.2. Периоды сенситивного развития физических качеств и психомоторных функций детей и подростков (А.Г. Сухарев)

и профилактике неспецифических хронических заболеваний. Это позволило научно обосновать систему оздоровительных мероприятий, включающую правильно организованное физическое воспитание подрастающего поколения.

Физическое воспитание это организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, природных факторов, гигиенических мероприятий с целью укрепления его здоровья.

Основные задачи физического воспитания:

• обеспечение благоприятно протекающего созревания и функционального совершенствования ведущих систем организма, повышения его биологической надежности;

• своевременное формирование двигательного анализатора и специфическое стимулирование развития основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие, координация движений), что обеспечивает высокую работоспособность организма;

• повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости;

• совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающее устойчивость к простудным заболеваниям;

• нормализация нарушенной деятельности отдельных органов и систем, а также коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние;

• формирование мотивации и сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом.

Систематические занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на функциональное состояние организма детей и подростков. Физические нагрузки, активизируя деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, благоприятно влияют на обменные процессы, что способствует гармоничному и своевременному физическому развитию. Их выполнение на открытом воздухе вызывает увеличение насыщения крови кислородом, обеспечивает продуктивную умственную работу.

Физическое воспитание детей и подростков представляет систему, включающую основное, дополнительное, факультативное и самостоятельное обучение и различные формы и средства физического воспитания (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Схема системы физического воспитания школьников

Основное обучение включает занятия или уроки физической культуры, дополнительное — должно быть представлено физкультурно-оздоровительными и физкультурно-спортивными мероприятиями (гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы, игры на переменах, «спортивный час» в режиме групп продленного дня, спортивные праздники, «дни здоровья» и др.). Основной и дополнительный виды обучения являются обязательными для режима дня детей и подростков, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях, и осуществляются дифференцированно в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности детей.

Факультативное обучение является необязательным с точки зрения его организации в образовательных учреждениях, но важным в плане повышения двигательной активности детей, коррекции нарушений в их здоровье, спортивной подготовке. Данный вид обучения должен

быть представлен внеклассными и внешкольными занятиями в спортивных секциях и кружках (спортивная тренировка) по специальным программам, в группах лечебной физкультуры (ЛФК) или индивидуально с методистом (лечебно-оздоровительные занятия).

Самостоятельное обучение включает индивидуальные или массовые занятия в спортивных и оздоровительных центрах или клубах с использованием разнообразных средств физического воспитания.

В образовательных учреждениях разного типа используют как основную форму занятий урок физической культуры. Дополнительными формами занятий в учебное и внеучебное время могут быть:

а) физкультурно-оздоровительные занятия в ДОУ:

• подвижные игры на прогулке;

б) физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня общеобразовательной школы:

• гимнастика до учебных занятий;

• физкультурные минуты во время уроков;

• физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах;

• ежедневный час здоровья в группах продленного дня. Факультативное обучение включает:

а) спортивную тренировку:

• кружки физической культуры;

• спортивные секции (гимнастика, бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, хоккей, борьба, ритмическая гимнастика и др.);

• группы общей физической подготовки;

б) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия:

• ежемесячные «дни здоровья и спорта»;

• внутришкольные соревнования, туристические походы и слеты («старты надежд», «олимпийские старты», многоборье, кросс и др.);

в) лечебно-оздоровительные занятия:

• специальные медицинские группы;

• группы ЛФК во врачебно-физкультурных диспансерах;

• индивидуальные занятия ЛФК во врачебно-физкультурных диспансерах и поликлиниках;

• гимнастика до занятий, физкультурная пауза, производственная гимнастика;

• физкультурные упражнения на переменах.

Самостоятельное обучение включает подвижные игры с родителями, старты всей семьей, экскурсии и походы с родителями, абонементные группы плавания, закаливания, занятия в группах (клубах), объединяющих любителей оздоровительного бега и ходьбы, велоспорта и др., самостоятельную тренировку по индивидуальному плану.

4.2.1. Гигиенические принципы организации физического воспитания детей и подростков

Физическое воспитание детей и подростков осуществляется в соответствии со следующими гигиеническими принципами:

• оптимальный двигательный режим с учетом биологической потребности растущего организма в движении и его функциональных возможностей;

• дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков;

• систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания;

• создание гигиенически полноценных условий внешней среды во время занятий физической культурой.

Основные средства физического воспитания — физические упражнения, природные факторы, массаж, естественные локомоции, личная гигиена.

Организация физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе определяется учебной программой по физической культуре и программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), и другими документами. Содержание уроков физической культуры определяется программой отдельно для учащихся 1-4, 5-9, 10-11-х классов. Программы для 10-11-х классов составлены с учетом пола.

В режиме учебного дня должны предусматриваться не менее 2 уроков по физической культуре продолжительностью 45 мин в неделю, утренняя зарядка, физкультурные паузы на уроках, подвижные

игры на переменах, ежедневный физкультурный час в режиме групп продленного дня. Во внеурочное время планируются проведение спортивных праздников («День физкультуры», «День здоровья» и т.д.) и занятия в спортивных секциях.

Уроки (занятия) физической культурой имеют научно обоснованную структуру и продолжительность. В структуре урока (занятия) выделяют 3 части — вводную, основную, заключительную.

Задача вводной части урока — создать у детей и подростков эмоциональное настроение, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке. В этой части урока должны быть построение, ходьба с выполнением дыхательных упражнений, упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и их коррекции, легкий бег. Продолжительность вводной части 5-10 мин.

Задача основной части урока — обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп и совершенствование физиологических функций организма. В основную часть урока, помимо общеразвивающих упражнений по выработке двигательных навыков с использованием гимнастических снарядов, мячей и другого спортивного инвентаря, должна входить спортивная игра, что особенно важно для младших школьников. Основная часть урока длится 25-30 мин.

Задача заключительной части занятия физической культурой — обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к умеренной, снять двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение у детей. Обязательными элементами заключительной части урока являются ходьба с выполнением дыхательных упражнений и подведение итогов урока. Продолжительность этой части занятия 3-5 мин.

Важным фактором является достаточность нагрузок для детей, которая может определяться моторной плотностью уроков физической культуры (соотношение времени, затрачиваемого ребенком на выполнение движений, и общей продолжительности занятий, в процентах) и должна составлять 60-80%.

Функциональное состояние организма, в частности, физиологическая кривая ЧСС, должно соответствовать структуре урока с постепенным нарастанием и максимальными параметрами в конце основной части урока. Соответствие нагрузки функциональным возможностям школьника определяется по приросту пульса во время

урока и его восстановлением после окончания урока. Рекомендуемый прирост ЧСС после вводной части урока — 25-30%, основной — 80- 100% при его возвращении к исходным величинам (пульс в состоянии покоя, до начала занятия) после окончания урока или на 3-4-й минуте восстановительного периода (перемены). Здоровым школьникам в основной части урока рекомендуются нагрузки со средней ЧСС 160-180 в 1 мин.

На занятиях физической культурой должны использоваться современное, исправное оборудование и спортивный инвентарь.

4.2.2. Закаливание, его физиологическая сущность. Основные принципы закаливания

Закаливание является составной частью физического воспитания детей и подростков. Под закаливанием понимается комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

Закаливание влияет на деятельность нервной и эндокринной систем, что отражается на регуляции всех физиологических процессов. Начальные стадии закаливания сопровождаются усилением деятельности гипофиза, надпочечников и щитовидной железы. По мере приспособления организма напряжение эндокринной системы снижается.

Закаливание оказывает специфическое и неспецифическое действие на организм: специфическое проявляется в повышении устойчивости организма к воздействию метеорологических факторов при проведении охлаждающих процедур или повышении устойчивости к воздействиям ультрафиолетовой радиации под влиянием курса солнечных ванн, совершенствует реакции гомеостаза; неспецифический эффект выражается в том, что под влиянием закаливания повышается устойчивость организма к различным неблагоприятным воздействиям (в том числе к возбудителям инфекционных заболеваний).

Закаливающие процедуры повышают физическую работоспособность, снижают заболеваемость, укрепляют здоровье. Закаливать организм можно в отношении как высоких, так и низких температур внешней среды. Однако в связи с тем, что в возникновении ряда заболеваний немаловажную роль играет охлаждение организма, а охлаждение является фактором, понижающим сопротивляемость организма, наиболее часто закаливание рассматривается как фактор, способствующий повышению устойчивости организма детей к про-

Закаливание представляет собой тренировку, совершенствование процессов химической и физической терморегуляции. Закаливание может быть успешным только при соблюдении определенных принципов и правильной методики его проведения.

Основные принципы закаливания:

• проведение закаливающих процедур с учетом состояния здоровья ребенка;

• постепенное увеличение интенсивности процедур;

• систематичность и последовательность проведения процедур;

• комплексное воздействие закаливающих факторов;

• положительные реакции на проведение закаливающих мероприятий;

• возобновление процедур после перерывов начинается с такой интенсивности воздействий, которая была в начале закаливания, но с более быстрым нарастанием.

Закаливающие процедуры целесообразно начинать в летнее время при незначительном напряжении терморегуляторных механизмов, обусловленных сезонными условиями. Это важно и в связи с преддверием осенне-зимнего периода, характеризующегося увеличением количества простудных, вирусных заболеваний, снижением показателей иммунитета детей. В последующем закаливание не должно прерываться ни в один из сезонов года. У детей раннего возраста в силу более низких адаптационных возможностей закаливающий эффект сохраняется 3-10 дней.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие мероприятия: ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, соответствующие возрасту воздушный и температурный режимы в помещении, регулярное проветривание комнат — проводятся на протяжении всей жизни ребенка. К специальным закаливающим процедурам относятся гимнастика, массаж, воздушные и световоздушные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение (УФО).

Существует множество приемов проведения закаливающих процедур. Многие из них трудоемки и поэтому ограниченно используются в детских коллективах (ножные ванны, общее обливание), для других требуется хорошая подготовка детей и они приемлемы только для здоровых (купание в водоемах, сауна).

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздействия на организм. Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз, а

теплоемкость в 4 раза меньше, чем воды. Помимо температурных воздействий на организм, воздух диффундирует через кожу, что способствует насыщению крови кислородом (проницаемость газов через кожу у детей по сравнению с таковой у взрослых существенно выше).

Воздушные ванны целесообразно проводить утром или в вечернее время в 17-18 ч, спустя 30-40 мин после еды. Для детей дошкольного возраста рекомендуется проведение этих процедур вначале при температуре воздуха 17-18 °С с последующим снижением до 12-13 °С (для детей, хорошо переносящих закаливающие процедуры). Начинают воздушные ванны с обычной комнатной температуры. Продолжительность сеансов составляет для младшей группы ДОУ 5 мин, для средней — 10 мин, для старшей и подготовительной — 15 мин. Максимальная продолжительность воздушных ванн 30-40 мин в младшей группе, 45 мин — в средней и 1 ч — в старшей и подготовительной группах. Вначале дети дошкольного возраста принимают воздушную ванну в трусах, майках, носочках, тапочках; через 2 недели — в трусах и тапочках. При воздушной ванне постепенно обнажаются сначала руки, затем ноги, тело до пояса, лишь затем ребенок может оставаться в трусах.

Противопоказаниями к применению воздушных ванн являются острые инфекционные заболевания, повышенная температура тела у ребенка, острые респираторные заболевания.

Закаливание солнечными лучами (световоздушные ванны) показано практически всем здоровым детям и ослабленным вследствие перенесенного заболевания. Этот метод закаливания особенно показан детям с задержкой роста и развития.

В средней климатической зоне целесообразно проводить световоздушные ванны с 9 до 12 ч, на юге в связи с более жарким климатом с 8 до 10 ч. Продолжительность первой ванны для детей 1-го года жизни составляет 3 мин, для детей от 1 до 3 лет — 5 мин, 4-7 лет — 10 мин. Ежедневно можно увеличивать время световоздушной ванны, доводя его до 30-40 мин. При появлении у ребенка признаков дискомфорта (ребенок перестает двигаться, «ежится» от холода, дрожит, при возникновении «гусиной кожи») процедура прекращается.

Противопоказания к такому закаливанию — острые инфекционные заболевания, повышенная температура тела.

Закаливание ультрафиолетовыми лучами целесообразно проводить в условиях Крайнего Севера, где интенсивность УФ-радиации и суточное ее количество ниже, чем в южных и средних широтах. Процедуру облучения проводят в фотариях образовательных и лечебно-профи-

Водные процедуры делятся на влажные обтирания, обливание, плавание. Обтирание и обливание могут быть местными и общими. Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, удобна для проведения процедур, так как легко дозируется по интенсивности и равномерно распределяется на теле ребенка.

Обтирания и обливания — наиболее доступные для проведения в детских коллективах процедуры. Влажные обтирания проводят смоченной в воде и отжатой тканью (рукавицей). Вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные, сначала верхние конечности — от пальцев к плечу, затем ноги — от пальцев к бедру, далее грудь, живот, спину. После процедуры кожу вытирают насухо. Температура воды, рекомендуемая для обтирания, приведена в табл. 4.4. Через каждые 2-3 дня температуру воды снижают на 1 °С.

Таблица 4.4. Рекомендуемые температура воды для обтирания детей

vmede.org

ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 8 страница;

Во время тренировок спортсмены обычно прибегают к сме­шанному дыханию с вдохом через нос или рот. В зимнее время года воздух, вдыхаемый через нос, несколько обогревается, что предупреждает развитие бронхита и ангины. При вдыхании через рот такая возможность исключается, поэтому для профилактики простудных заболеваний верхних дыхательных путей необходимо закаливание их с помощью систематических процедур вдыхания холодного воздуха с раннего возраста.

Принцип постепенного увеличения физической нагрузки в го­дичном цикле тренировки должен находить отражение в частоте тренировочных занятий и их длительности. Это важно для обеспе­чения восстановления сил после предшествующей тренировки и достижения высокой работоспособности.

В подготовительном периоде в занятиях с новичками и спорт­сменами низшего разряда проводят не более 3 тренировок в неде­лю продолжительностью 1,5-2 ч, в соревновательном периоде — не более 4 тренировок длительностью 2-2,5 ч.

Для спортсменов высших разрядов количество тренировок в соревновательном периоде увеличивается.

В современном спорте отмечается тенденция к непрерывному росту объема и интенсивности тренировочных нагрузок. В связи с этим возможны тренировочные занятия на фоне неполного вос­становления физиологических функций. В ряде случаев это бывает необходимо. Повторные тренировки при неполном восстановле­нии после каждого дня можно проводить как серию занятий в течение 2-3 дней лишь при условии обеспечения в конечном счете достаточного отдыха для спортсмена с целью достижения не только полного восстановления, но и фазы суперкомпенсации функциональных возможностей.

Время проведения для спортивных тренировок должно быть постоянным, чтобы выработался условный рефлекс, способству­ющий достижению готовности к работе. Нарушение сроков тре­нировок отрицательно сказывается на суточном стереотипе мно­гих физиологических функций. На спортивных сборах важно пре­дусматривать, чтобы часы основных тренировок совпадали со вре­менем выступлений спортсменов на предстоящих соревнованиях.

Режим тренирующегося спортсмена. Правильное распределение по времени различных видов деятельности и отдыха, приема пищи, пребывание на открытом воздухе и т.д. — основа гигиенического образа жизни. Только при этом условии обеспечивается полное восстановление сил после предшествовавшей работы и создаются оптимальные условия для развития функциональных способно­стей организма. Спортивные достижения в большой степени зави­сят от выполнения правильно построенного режима. Одно из его главных условий — регулярность тех или иных действий (работа, сон и др.) на протяжении суток.

Значение определенного распорядка времени объясняется его ролью в закреплении динамического стереотипа, на основе кото­рого строится двигательная деятельность человека. Так осуществ­ляется взаимодействие организма с окружающей средой, приспо­собление к ней, в результате чего устанавливается определенный уровень отношений между внутренними процессами организма и внешней средой. Соблюдение режима, выполнение определенных видов деятельности в одни и те же часы, обусловливает установ­ление строгого чередования возбудительных и тормозных процес­сов в центральной нервной системе — известное постоянство ра­бочего ритма в деятельности организма. Это имеет большое значе­ние для общей работоспособности: приучает различные системы организма к работе в определенные часы, экономит силы и т.д.

Единого режима для всех, в том числе для спортсменов, быть не может, так как многое зависит от возраста, спортивной специ­ализации, состояния здоровья и др. Однако при всех обстоятель­ствах должен соблюдаться по возможности постоянный распоря­док дня.

Рабочий день должен начинаться с утренней гигиенической гимнастики с последующим проведением одной из водных про­цедур. На это и элементарные утренние мероприятия по уходу за телом обычно требуется около 30 — 40 мин. На спортивных сборах для питания следует отводить не менее получаса, а после каждого приема пищи — отдых. На прогулки и культурные мероприятия рекомендуется выделять 2 — 3 ч, на сон — не менее 8 ч. Необходи­мо строго соблюдать все правила личной гигиены. Тренировочные занятия в условиях спортивного сбора лучше всего проводить с 10 до 14 ч и с 18 до 21 ч, заканчивать их не менее чем за 2-3 ч до сна. В ранние утренние часы, когда уровень физиологических функ­ций еще относительно низок, мала и эффективность тренировоч­ных занятий. Она возрастает днем, в период наибольшей активно­сти физиологических процессов, и вновь снижается в поздние вечерние часы.

Основные гигиенические положения подготовки юных спортсменов. Систематические занятия спортом в школьном возрасте оказывают благотворное влияние на организм, способствуют укреплению здоровья, лучшему физическому развитию. Во время тренировок юных спортсменов тренер должен хорошо знать и применять различные гигиенические факторы, должен руководствоваться основными положениями гигиены спортивной тренировки с учетом возрастных особенностей.

На начальных этапах подготовки юных спортсменов особое внимание необходимо уделять расширению функциональных возможностей организма и развитию физических способностей. Это способствует всестороннему физическому развитию, создает благоприятные условия для активного отдыха, борьбы с утомлением и повышению работоспособности. Преждевременная узкая специализация в определенных видах спорта препятствует достижению высоких спортивных результатов и может отрицательно сказаться на здоровье юных спортсменов. Разработаны специальные таблицы, в которых указаны минимальный возраст зачисления учащихся в спортивные школы и этапы подготовки.

Организация занятий с юными спортсменами, подбор средств и методов тренировки должны проводиться с учетом индивидуальных особенностей и степени подготовленности школьников. Особое внимание необходимо уделять величинам тренировочных нагрузок. Они должны быть оптимальными и увеличиваться по мере развития тренированности организма. Форсированная тренировка может привести к нежелательным последствиям. Тренировочные занятия с юными спортсменами желательно проводить на открытом воздухе, для того, чтобы в максимальной степени использовать максимальное воздействие разнообразных природных факторов для укрепления здоровья и повышения закаленности растущего организма.

В подготовке юных спортсменов важную роль играют соревнования. Программа соревнований, их периодичность, возраст учеников должны строго соответствовать действующим правилам соревнований по видам спорта и допустимым нормам нагрузок. Все участники соревнований обязательно должны пройти соответствующую подготовку и иметь разрешение врача на участие в них.

В развитии ребенка выделяют следующие возрастные периоды: грудной возраст (до 1 года), преддошкольный возраст (1-3 года), дошкольный возраст (3-6 лет), школьный возраст (младший -7-10 лет и средний — 11-14 лет) и старший или подростковый возраст (15-18 лет). Эта периодизация основана на социальных принципах, которые учитывают особенности учебно-воспитательной работы детских и подростковых учреждений, медицинского обслуживания и ряд других социальных моментов для каждой возрастной группы. Социальное деление на возрастные группы в основном не противоречит биологическому. Каждый возрастной период характеризуется своими морфологическими и физиологическими особенностями.

Одним из важнейших показателей состояния здоровья растущего поколения является физическое развитие, т.е. состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, и уровень биологического развития. При изучении физического развития используют соматометрические, соматоскопические и функциональные показатели — длину и массу тела, окружность и форму грудной клетки, состояние мускулатуры, жироотложения, половое созревание, силу сжатия кисти рук, жизненную емкость легких.

Неотъемлемой частью воспитания и оздоровления детей и подростков является физическое воспитание. Оно представляет собой процесс комплексного воздействия физических упражнений, факторов внешней среды (воздуха, ультрафиолетовых лучей, воды и др.) на организм занимающихся с соблюдением правил гигиены.

Основными задачами физической культуры как учебной дисциплины являются:

1) укрепление здоровья детей и подростков;

2) содействие правильному физическому развитию и закаливанию;

3) формирование и совершенствование естественных двигательных навыков и умений;

4) обучение новым видам движений;

5) развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости);

6) обучение специальным знаниям в области физической культуры и спорта;

7) привитие основных гигиенических навыков.

Физическое воспитание – это сложный процесс, который основан главным образом на активной, целенаправленной деятельности учащихся с большим энергетическим и механиче­ским эффектами. Система физического воспитания состоит из многократных и целесообразных повторений физических упражнений. В результате чего в организме происходят определенные адаптивные изменения ряда физиологических систем организма, ведущие к повышению его функциональных возможностей, способности быстро мобилизовать их для выполнения максимальных мышечный напряжений.

Формой занятий физкультурой в школе является урок, а внешкольные занятия – секции по видам спорта. Кроме того, оздоровительная физкультура проводится самостоятельно (утренняя гимнастика, игры во дворе, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание и др.).

Оздоровительная роль физкультуры заключается в совершенствовании терморегуляции и неспецифической устойчивости организма к факторам внешней среды, что способствует уменьшению простудных заболеваний. Физкультура стимулирует процессы роста и развития детей, а также коррекцию врожденных или приобретенных дефектов физического развития, способствует повышению умственной и физической работоспособности. Физическое воспитание оказывает благоприятное влияние на растущий организм только в том случае, если оно соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

Санитарно-гигиеническими принципами правильной организации физического воспитания являются:

— наличие оптимального двигательного режима с учетом возраста, пола и функциональных возможностей организма ребенка;

— систематичность занятий, их комплексность с использованием различных форм физической культуры;

— создание благоприятных психологических условий в семье и школе.

Двигательная активность школьников.Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Оздоровительный эффект суточной двигательной активности школьников прежде всего зависит от ее суммарной величины, т. е. от организации не только физического воспитания, но и всего учебно-воспитательного процесса, а также организации свобод­ного времени школьников.

Основополагающий принцип гигиенического нормирования физических нагрузок школьников при занятиях физической куль­турой — соответствие мощности и объема выполняемых физичес­ких нагрузок возрастным и половым функциональным возможностям растущего организма. Поэтому преподаватель физического воспитания должен знать и уметь использовать данные о возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, деятельности Ц.Н.С.

Основной формой физического воспитания школьников является урок физкультуры. Содержание уроков определяется едиными государственными программами отдельно для 1 – 4, 5 — 8 и 9 — 12 классов. Во время занятий необходимо учитывать состояние здоровья школьников, их физическую подготовленность, пол и пр. Ведущая роль в осуществлении гигиенических принципов физического воспитания принадлежит врачу школы, который проводит медицинские осмотры и врачебно-педагогические наблюдения за школьниками, работает в тесном контакте с учителем физической культуры и родителями.

Все гигиенические нормативы двигательной активности школь­ников рассчитаны по отношению к суточному циклу жизнедея­тельности, т. е. на 24 ч. Иногда для гигиенической характеристики физической активности школьников избираются более продолжи­тельные интервалы наблюдений — неделя, месяц, учебная четверть. Но такими данными можно пользоваться лишь для сравнительной оценки различных вариантов двигательной активности школьников.

Гигиеническое обеспечение физического воспитания в школе. Физическое воспитание школьников должно состоять из следующих форм:

— физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продленного дня;

— уроков физической культуры;

— вне­классных форм занятий физической культурой и спортом;

— обще­школьных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий (гимна­стики до учебных занятий, физкультминуток во время уроков для школьников I —IV классов, физических упражнений и под­вижных игр на удлиненных переменах, ежедневных занятий по физической культуре в группах продленного дня).

Урок — основная форма физического вос­питания школьников.

Важнейшими научно-методологическими предпосылками повыше­ния оздоровительной эффективности физического воспитания являются:

а) дифференцированный подход к учащимся с учетом их здоро­вья, физического развития и двигательной подготовленности;

б) высокая моторная плотность и «пульсовая стоимость» урока.

Гигиеническое обеспечение физического воспитания школьников складывается из следующих основных элементов:

— обеспечения эксплуатации спортивных сооружений школы;

— контроля за состоянием экипировки учащихся при физическом

контроля за состоянием спортивного инвентаря, используемо­го в процессе физического воспитания;

— обеспечения организации уроков физического воспитания, ис­пользуемых средств и методов, объемов и интенсивности физи­ческих нагрузок учащихся в процессе урока.

Спортивные сооружения школ. Это спортивные площадки, рас­положенные в зоне школьного участка, и учебно-спортивные кры­тые сооружения (спортивные залы, бассейны). Размеры спортив­ных сооружений зависят от типа школы и количества учащихся.

В соответствии с количеством учеников в школе и размерами школьного участка на территории спортивной площадки размещаются легкоатлетическая, гимнастическая площадки, малая (бас­кетбол, волейбол, ручной мяч) и большая (футбол) площадки для спортивных игр и метаний.

Гигиенические требования к спортивным сооружениям школы нормируются санитарными правилами и нормами. Физкультурно-спортивная зона учебного заведения должна раз­мещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физиче­скому воспитанию, а также проведение секционных спортив­ных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покры­тие, футбольное поле — травяной покров. Запрещается прово­дить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и вы­боины.

Спортивный зал следует размещать на первом этаже здания учебного заведения в пристройке. Его размеры должны быть рас­считаны на выполнение всей программы по физическому воспи­танию и возможность внеурочных спортивных занятий. Типы спортивного зала и их количество зависят от вида общеобразова­тельного учреждения и его вместимости. Спортивные залы могут быть площадью: 9×18, 12×24 и 18×30 м, высотой не менее 6 м. При спортивных залах следует предусматривать помещения для спортивных снарядов (16 — 32 м 2 ), раздевалки для мальчиков и девочек (10,5 м 2 каждая), душевые (9 м 2 каждая), туалеты (8 м 2 каждый), комнату для преподавателя (9 м 2 ). В число помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать тренажерный зал, а также по возможности бассейн.

Требования к воздушно-тепловому режиму спортивных сооруже­ний. В спортзале и в залах для занятий секций температура воздуха должна быть 15 — 17 °С; в раздевалке— 19 —23°С. Уроки физкульту­ры следует проводить только в хорошо проветриваемых залах. Во время занятий необходимо открывать окна с подветрен­ной стороны помещения при температуре наружного воздуха выше +5°С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале должны проходить при открытых фрамугах, а сквозное проветривание проводится во время пере­мен в отсутствие учащихся. Когда температура воздуха в зале до­стигнет 15 — 17°С, проветривание прекращают.

Требования к естественному и искусственному освещению. В спор­тивных залах освещенность (на полу) должна составлять не менее 200 лк.

Спортзал должен находиться вдали от учебных помещений, учительской и кабинета врача. Если нет возможности оборудовать собственный физкультурный зал, допускается использование спортивных сооружений, расположенных вблизи учебного заве­дения при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к школьным спортивным залам.

Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями.

Это непрерывность, преемственность, комплексность, адек­ватность.

Принцип непрерывности и преемственности должен соблюдать­ся на протяжении всей жизни человека, особенно в детском и юношеском возрасте, когда происходят бурный рост и физиче­ское развитие организма. В этот период отмечается повышенная чувствительность растущего организма как к недостатку двигатель­ной активности, так и к ее избыточности. Если ребенок не выпол­нил необходимый объем двигательной активности, в последую­щие годы восполнить этот недостаток трудно и даже невозможно. В развитии человека, физическом и умственном, есть определен­ные критические (сенситивные) периоды, в которые соответству­ющая функция развивается особенно быстро.

Соматотип человека формируется в возрасте 6—7 лет, быстрота — в 8—10 лет, так как именно в этом возрасте развиваются морф о логические субстраты нервной и мышечной систем, обеспечива­ющие быстроту и координацию мышечных движений. Общая вы­носливость развивается преимущественно в 10 — 14 лет, что связано в первую очередь с ростом объема и мышечной массы сердца, увеличением вентиляционной и диффузной функции легких. Мышечная сила развивается в 13—16 лет, когда быстро увеличивается мышеч­ная масса тела. С гигиенической точки зрения особенно важно, чтобы в эти периоды ребенок не испы­тывал недостатка в движениях, в которых развиваются быстро­та, выносливость, сила.

Физическое воспитание школьников, их занятия физическими упражнениями должны быть не только непрерывными, но и постоянными. Отсутствие целенаправлен­ной двигательной активности даже в относительно короткий пе­риод времени оказывает отрицательное влияние на физическое развитие и физическую подготовленность человека: замедляется и даже нарушается возрастное развитие двигательных качеств, теряются ранее сформированные двигательные навыки и уме­ния.

Принцип комплексности. Под комплексностью понимается од­новременное применение в процессе физического воспитания различных средств физической культуры, направленных на раз­витие основных двигательных качеств. Каждое из средств оказыва­ет специфическое влияние на организм и здоровье человека.

Принцип адекватности. Это такое планирование, организация, применение таких средств и методов физического воспитания школьников разных поло-возрастных групп, которые бы соответ­ствовали их возрастным функциональным возможностям и инди­видуальным способностям. Под функциональными возможностя­ми той или иной системы организма понимается диапазон между исходной величиной функции в состоянии покоя и максимально возможной ее величиной во время работы с предельными нагруз­ками. Каждому возрастному этапу свойствен определенный уро­вень биологической потребности в двигательной активности. Границы двигательной активности для каждого человека устанавли­ваются в соответствии с его возрастными, половыми и функцио­нальными особенностями и возможностями, состоянием здоро­вья, условиями жизни.

Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему иинтенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания. На уроке физической культуры необходимо так дозировать объем, характер и интенсивность физических нагрузок, чтобы утомление школьников не превышало легкой степени.

Урок физической культуры должен состоять из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Во вводной час­ти урока выполняются упражнения, повышающие работоспособ­ность организма, его систем и органов, подготавливающие организм к вы­полнению больших физических нагрузок. Это позволяет школь­никам, с одной стороны, справляться с более интенсивными физическими нагрузками, и с другой — уменьшить возможный риск их повреждающего действия на организм учащихся. Для пра­вильного планирования и выполнения разминки важно понима­ние ее физиологических механизмов. Простые движения без боль­шой амплитуды и отягощений вызывают выделение в полость суставов синовиальной жидкости, предохраняющей суставные хрящи от непосредственного трения и тем самым от их повреж­дения.

Для подготовки организма к выполнению интенсивных физи­ческих нагрузок нужно повысить функцию аэробной системы обеспечения обмена веществ. Поэтому аэробная разминка особенно необходима перед интен­сивными силовыми, скоростными анаэробными нагрузками. В процессе разминки повышает­ся тонус нервной системы, улучшается координация движений, снижается риск травм и повреждений при выполнении техничес­ки сложных упражнений. Для аэробной разминки лучше всего ис­пользовать бег умеренной интенсивности (ЧСС — 130—150 уд/мин) в течение 5 — 6 мин.

Таким образом, вводная часть урока должна включать гимна­стические упражнения для всех суставов с умеренными усилия­ми на растяжение, чтобы мышцы и суставы подготовить к ин­тенсивным нагрузкам, и циклические упражнения, например бег, стимулирующие функцию аэробной системы обмена веществ, способствующие подготовке организма школьников, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к основной части занятия.

Первая часть разминки имеет в основном подготовительную направленность, тогда как вторая дает и развивающий эффект.

Гигиени­ческая задача основной части урока — повышение функциональ­ного состояния организма школьников и их физической подго­товленности. В основной части урока должны соблюдаться общие физиолого-гигиенические принципы выполнения физических упражнений:

— на одном занятии целесообразно развивать несколько двига­

тельных качеств, т. е. содержание занятий должно быть комплекс­

— объем физической нагрузки, направленной на развитие кон­

кретного двигательного качества, должен быть достаточным для

достижения выраженного срочного и отставленного тренировоч­

ных эффектов, что определяется показателями врачебно-педаго-

гического контроля и самоконтроля (например, по выраженно­

— физические нагрузки необходимо чередовать по интенсивно­

сти воздействия на сердечно-сосудистую систему, которая оце­

нивается по ЧСС, характеру энергообеспечения (аэробный или

— физические нагрузки следует чередовать и по их направлен­

ности на развитие определенных мышечных групп.

Использование первого принципа необходимо для комплекс­

ного развития двигательных качеств школьников, так как только

всесторонность, гармоничность их физической подготовленности

отвечают требованию оздоровительной направленности физиче­

Развитие нескольких двигательных качеств на одном занятии повышает их эффективность. Физические упражнения преимущественно однонаправленного функционального воздействия обладают дополнительным, но более слабым воздействием на другие двигательные качества. Например, бег на коротких отрезках спо­собствует развитию в основном скоростных качеств, но если ис­пользовать только его, быстро наступит утомление, так как будут задействованы определенные структурно-функциональные обра­зования.

Прыжковые упражнения, направленные в первую очередь на развитие скоростно-силовых качеств (прыгучести), позволяют разнообразить занятия и переносить акцент физиологического воздействия на другие структурно-функциональные образования организма. Это эффективное средство совершенствования ско­ростных качеств школьников, развития силового компонента. Дли­тельность основной части урока должна составлять не менее 30 — 35 мин.

Заключительная часть урока очень важна. Она необходима, например, для того чтобы у школьников постепенно восстановился минутный объем сердца после интен­сивной мышечной деятельности, так как в первые 3 — 5 мин после окончания нагрузки он остается по­вышенным. Это необходимо для погашения кисло­родного долга, удаления продуктов обмена из тканей, определен­ной инерции в работе сердца.

Важно помнить, что если сразу после прекращения интен­сивной физической нагрузки (например, бега) человек останав­ливается, «мышечный насос» выключается и может развиться сердечно-сосудистая недостаточность. Венозная кровь не полно­стью возвращается в правый желудочек, а скапливается на пери­ферии. Это может привести к тяжелым последствиям, вплоть до смертельного исхода. Кроме того, плавное снижение интенсив­ности нагрузки в заключительной части урока постепенно умень­шает возбуждение нервной системы, создавая условия к пере­ключению на другую деятельность, например, на умственную работу.

В заключительной части урока могут использоваться специаль­ные упражнения, усиливающие восстановительный эффект, на­пример, на расслабление, дыхательные. Длительность заключи­тельной части урока составляет 3 — 5 мин.

Для определения достаточности физической нагрузки служит показатель моторной плотности урока, определяемый методом хронометража. Чем больше моторная плотность урока, тем выше его физиологический эффект. Например, если из 45 мин занятия физическими упражнениями проходили 30 мин, моторная плот­ность составит (30 х 100): 45. Показатель более 60 % считается гиги­енически достаточным.

Признаки выраженных степеней утомления (табл.) у некоторых детей свидетельствуют о чрезмерности нагрузки, поэтому требуется не­медленно изменить дозировку упражнений с целью предупрежде­ния перенапряжения.

При занятиях физкультурой и спортом необходимо учиты­вать возраст, физическое развитие, пол, тренированность. Одна и та же физическая нагрузка может оказаться оптимальной для одних, малой или чрезмерной для других.

Детям разрешается заниматься не всеми видами спорта. На­чальная подготовка должна включать различные подвижные и спортивные игры, ходьбу и бег, ходьбу на лыжах, игры на воде и т. д

Для контроля за состоянием здоровья и развитием школьников ежеroдно (при имеющихся отклонениях в состоянии здоровья 4 -6 раз в год) проводится медицинский осмотр всех школьников. В функции врача школы входит контроль за допуском к занятиям физической культурой после травм и заболеваний. Медицинский осмотр предусматривает определение динамики здоровья за определенный период времени, учет влияния физ­культуры на рост и развитие школьников, установление медицинс­ких групп (основная, подготовительная, специальная). Распределение школьников в медицинские гpуппы проводится в начале учебного года.

Особое внимание при осмотре уделяют первоклассникам. Определяют состояние здоровья, развития и медицинскую груп­пу. Особый контроль должен осуществляться за часто болеющи­ми детьми. Все полученные данные вносят в индивидуальную карту школьника.

В течение учебного года проводятся дополнительные осмот­ры — после перенесенных заболеваний (травм), перед участием школьника или юного спортсмена в соревнованиях.

После осмотра врач должен ознакомить учителя физкультуры с полученными данными о состоянии здоровья школьников. За деть­ми, занимающимися в школьных спортивных секциях, необходи­мо чаще проводить медицинские наблюдения (до, во время и после тренировок или соревнований), и особенно после перенесенных школьником-спортсменом тех или иных заболеваний (травм).

Важным является санитарно-гигиенический контроль за ме­стами занятий физкультурой (спортом), раздевалками, душевы­ми (если они имеются), спортивной одеждой и обувью, наличи­ем и качеством спортивного инвентаря, оборудования, за темпе­ратурой и влажностью, освещением помещения. В спортзале должна осуществляться ежедневная влажная уборка, проветри­вание, зимой — кварцевание зала.

studopedia.su

Смотрите так же:

  • Малообеспеченная семья это сколько детей Льготы малообеспеченным семьям Семьи, оказавшиеся в тяжелой финансовой ситуации, могут рассчитывать на некоторые пособия и льготы. Какая семья считается малообеспеченной Чтобы считаться малообеспеченной, семья должна иметь среднедушевой доход (то есть общий доход семьи делится на всех членов семьи) ниже уровня прожиточного минимума, […]
  • План работы по развитию речи детей План работы по самообразованию"Развитие связной речи детей подготовительной группы" «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»подготовительной группы План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию Воспитатель : Александрова Надежда Михайловна группы № 7 «Радуга» […]
  • Влияние факторов на рост развитие детей Влияние болезни на рост и развитие ребенка Уровень биологического потенциала человека строго индивидуален и определяется в основном взаимодействием генетических и средовых факторов. I. Генетические факторы роста. В постнатальном периоде в первый год жизни секреция СТГ сохраняется на высоком уровне, что обеспечивает максимальную скорость […]
  • Немцов семья дети Битва наследников Немцова завершена Богатство Немцова поделят между собой только его законнорожденные дети Судебные тяжбы вокруг наследства Бориса Немцова завершены. Как стало известно «Газете.Ru», Мосгорсуд отказал в проведении генетических экспертиз для установления отцовства двум претендентам на раздел имущества покойного […]
  • Формирование речевой деятельности дошкольников 1.4 Формирование речевой деятельности в онтогенезе 1. Развитие функций языка речи у детей от рождения до 7 лет. 2. Факторы развития речи. 3. Закономерности речевого развития дошкольников. 1. Генезис функций и форм языка и речи обусловлен выводами психологов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев) о функциональном многообразии языка и речи. […]
  • Развитие ребенка от 0 до 4 лет Развитие ребенка от 0 до 4 лет В данном возрасте дети должны ориентироваться в расположении предметов, определять их значение: спереди-сзади, слева-справа, посередине, внизу-вверху; Знать основные геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, прямоугольник и треугольник). Должны уметь понимать значение предметов и сравнивать их по […]
  • 5 месяцев ребенку плохо спит ночью Ребенок плохо спит ночью После 9 месяцев вынашивания ребенка и родов женщине так необходим отдых! Но зачастую получается так, что вместо долгожданного облегчения молодой маме становится еще тяжелее, потому что ребенок плохо спит ночью. В чем же причины плохого ночного сна деток? Что делать в таких случаях? А если и с возрастом сон […]
  • Корь симптомы у детей Корь симптомы у детей Корь является одной из самых заразных болезней, известных на сегодняшний день. Для этой инфекции характерна почти 100% восприимчивость — то есть если человек, ранее корью не болевший и не привитый, будет контактировать с больным корью — вероятность заболеть чрезвычайно высока. Вот почему так важно строгое […]