Что такое ФГОС дошкольного образования? Образовательные программы для ДОУ

Современные дети действительно значительно отличаются от предыдущего поколения — и это не просто слова. Инновационные технологии кардинально изменили образ жизни наших крох, их приоритеты, возможности и цели. Что же делать взрослым? Как и чему учить малышей? Ведь те знания, которые передавали детям педагоги еще несколько лет назад, сегодня стали неактуальными. Ответ на этот вопрос содержится в таком документе, который имеет название «федеральный государственный стандарт». Что такое ФГОС дошкольного образования, подробно расскажем в этой статье.

Федеральный государственный образовательный стандарт — что это?

Что же означает аббревиатура ФГОС? Расшифровывается как федеральный государственный стандарт образования. Это документ, составленный уполномоченным органом РФ, в котором отображаются требования к процессу практической реализации учебной деятельности. Применяется ФГОС в ДОУ, школах, средних специальных образовательных заведениях и вузах. В частности, в нем указаны требования, нормы и рекомендации по составлению программ учебных заведений.

Федеральный институт развития образования

Для того чтобы составить государственный стандарт образования, потребовалась колоссальная исследовательская и научная работа. Провел такую деятельность уполномоченный орган РФ, который имеет аббревиатуру ФИРО. ФГОС дошкольного образования также составил этот исследовательский институт.

Образован этот государственный орган был еще в 2004 году путем объединения нескольких научных институтов. Подчинен непосредственно Министерству образования РФ. В 2011 году получил статус автономного научного учреждения.

Для того чтобы успешно реализовывать образовательно-воспитательную функцию современного поколения в РФ, еще в 2003 году на государственном уровне стали обсуждать необходимость создания единых обобщенных требований к знаниям и умениям воспитанников учебных заведений различных уровней.

Таким образом, уже в 2004 году был создан образовательный стандарт первого поколения. Его ввели в практическую деятельность различных образовательных учреждений, в том числе были распространены нормативы ФГОС в ДОУ.

После этого документ регулярно обновляется. При этом учитываются развитие современного технологического прогресса и требования общества.

ФГОС составлен в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией прав ребенка.

Для чего нужен стандарт образования?

Что такое ФГОС дошкольного образования, для чего нужен этот документ в ДОУ? ФГОС создан, в первую очередь, для систематизации, логического объединения процесса образования. Документ позволяет организовать учебную работу таким образом, чтобы дети не испытывали больших трудностей при переходе на новый уровень образования, а именно были оснащены необходимыми и достаточными знаниями, имели определенный уровень психологической подготовки.

Федеральный государственный стандарт образования является основным документом, на основе которого разрабатываются учебные программы. Именно стандарт определяет содержание всего образовательного процесса: чему и как учить детей, каких необходимо достичь результатов и в какие сроки. Рабочая программа по ФГОС в ДОУ имеет определенные особенности, о которых подробно расскажем в соответствующем разделе.

Документ позволяет планировать работу образовательных учреждений, что непосредственно отображается в их финансировании. Благодаря установленным нормам проводится работа и с педагогическими сотрудниками — разрабатываются графики повышения профессиональной квалификации, переаттестации, организовывается работа методических объединений. Различные формы контроля уровня подготовки воспитанников составляются также с учетом требований стандарта образования.

Структура стандарта образования

Что такое ФГОС дошкольного образования? Это четко структурированный документ требований к организации учебно-воспитательной работы в ДОУ. Он состоит из таких трех уровней:

  • Требования к составлению образовательной программы. Этот раздел включает в себя нормы и критерии, которые необходимо учитывать педагогическим работникам при планировании учебного процесса. А именно указан объем обязательного утвержденного материала, соотношение разных направлений. Стандарт предполагает также внесение в рабочую программу дополнительных направлений, разделов знаний, которые формируются непосредственно участниками образовательного процесса. С учетом всех требований документа составляется программа ФГОС дошкольного образования.
  • Требования, которые предусматривают реализацию составленной программы. Тут имеется в виду не только непосредственно усвоение знаний и умений воспитанниками, но и финансовая, материально-техническая реализация образовательного процесса, работа с педагогическим коллективом, родителями детей и другие условия, которые были запланированы на этапе формирования образовательной программы.
  • В последнем разделе, который включает в себя государственный стандарт образования, указаны требования к результатам учебного процесса. Тут также рассмотрены разные стороны образовательного процесса. В документе указан не только минимальный необходимый уровень подготовки воспитанников, но и сроки выполнения поставленных задач, а также профессиональное развитие педагогов.
  • Рабочая программа по ФГОС в ДОУ в обязательном порядке должна учитывать все требования государственного стандарта образования.

    Реализация образовательного стандарта

    В образовательном процессе стандарт реализуется в виде основных учебных программ, которые, в свою очередь, должны включать планы, графики, рабочие программы по каждому предмету. Например, ФГОС по математике в ДОУ предполагает не столько обучение цифрам и счету, сколько развитие понятий «количества», «группы», решения жизненных ситуаций.

    Помимо программ, на основе требований стандарта составляется методическая литература, контрольно-оценочные материалы.

    Дошкольное образование ФГОС: основное

    Отличительной чертой образовательного стандарта нового поколения является совершенно инновационный подход к процессу образования детей. Если ранее целью ставилась передача знаний от педагога к ребенку, закрепление необходимо уровня умений и навыков, то сегодня главной задачей является формирование целостной гармонично развитой личности. Таким образом, программа ФГОС дошкольного образования должна содержать не столько требования к знаниям ученика, сколько акцентировать внимание на психологическом аспекте формирования воспитанника как участника современного общества. В соответствии с этим при составлении программы следует учесть такие факторы:

    • требования ФГОС и региональных стандартов;
    • материально-технические возможности ДОУ;
    • доступные средства организации работы;
    • направленность, формы и методы преподавания в конкретном учебном заведении;
    • условия организации образовательного процесса в ДОУ;
    • социальный заказ конкретной местности;
    • вид образовательного заведения;
    • возрастные и индивидуальные возможности воспитанников.
    • Кроме того, основная образовательная программа ДОУ по ФГОС должна соблюдать следующие условия:

    • Не противоречить Конституции РФ, закону «Об образовании», другим региональным и внутренним распоряжениям.
    • Гарантировать сохранение и укрепление здоровья детей.
    • Обеспечивать взаимодействие педагога с семьей воспитанников.
    • Быть способной психологически и физически подготовить ребенка к школе.
    • Обеспечивать равные условия образования независимо от этнической, религиозной принадлежности, социального статуса, места проживания.
    • Являться преемственной со школьной программой.
    • Основная цель программы по ФГОС

      Дошкольное образование в условиях ФГОС ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие гармоничной личности воспитанника. То есть дать малышам определенный запас знаний сегодня недостаточно. Намного важнее приобщить ребенка к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки самостоятельности, ответственности, взаимодействия с другими людьми, учить проявлять свои индивидуальные особенности и таланты, быть активным членом современного общества.

      Несомненно, достичь таких результатов можно, только имея определенный багаж знаний. Поэтому обучение ребенка основам наук — не менее важная задача дошкольного учебного заведения, но критерии оценки усвоения такого материала детьми достаточно гибкие. Сегодня необязательно уметь читать, сев впервые за школьную парту, но важно, чтобы первоклассник был психологически подготовлен к предстоящей учебной деятельности. Так, малыш должен уметь общаться со сверстниками, быть усидчивым, иметь удерживать внимание и многое другое. В документе обозначены целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.

      Основные области знаний по ФГОС

      Основных направлений, по которым следует разрабатывать содержание образовательной программы в ДОУ, всего пять:

      1. Познавательное развитие. Дети должны достичь в результате образовательной деятельности в рамках планируемого периода стойкий исследовательский интерес к окружающему миру, природных и социальных явлений в нем.
      2. Речевое. В зависимости от возраста к этому критерию разрабатываются конкретные нормы. Так, в старшей группе ДОУ дети должны иметь связную логически правильную речь.
      3. Художественно-эстетическое. Это направление предполагает ознакомление воспитанников с художественными и музыкальными произведениями, приобщение к культуре и искусству, а также развитие индивидуальных творческих способностей, мелкой моторики.
      4. Социально-психологический раздел подразумевает адаптацию ребенка в коллективе сверстников, обучение малыша правилам поведения в группе, формирование психологического комфорта и социального статуса как необходимого элемента существования группы.
      5. Физическое направление включает спортивные занятия, оздоровительные процедуры, занятия по ОБЖД в ДОУ.
      6. ФГОС дошкольного и начального образования тесно взаимодействуют, являются преемственными. Поэтому по таким же направлениям планируется работа и в младших классах школы.

        Особенности составления рабочей программы в ДОУ по ФГОС

        Для того чтобы приступить к составлению образовательной программы в дошкольном учреждении по ФГОС, следует четко понимать структуру документа. Так, содержание его должно состоять из 2 частей:

      7. согласно ФГОС в ДОУ;
      8. составленная участниками образовательного процесса.
      9. Первая указанная часть обязательно должна быть отображена в полном объеме. Вторая же является рекомендательной и формируется в индивидуальном порядке.

        Программа должна содержать следующие разделы:

      10. Титульный лист, в котором указывается название программы, авторы, когда и кем утверждена.
      11. Пояснительная записка. В ней раскрывается актуальность выбранной работы, основная концепция документа, цели и задачи работы, сроки их выполнения.
      12. Режим дня в ДОУ.
      13. Содержание учебно-воспитательной работы в рамках отдельных направлений. В том числе методический комплекс работы (какие основные и дополнительные программы применяются, технологии образования, наличие методических пособий). Структура системы образовательной работы (режимы дня, сетки занятий, графики работы сотрудников, нагрузка).
      14. Предполагаемые результаты работы в течение учебного года.
      15. Контрольно-оценочная работа в ДОУ (как для воспитанников, так и для педагогического состава).
      16. Целевые ориентиры программы по ФГОС

        Согласно требованиям государственного стандарта образования, в ДОУ исключаются промежуточные и итоговые аттестации знаний. Важно проверить не заученные факты, а психологическую готовность ребенка к следующей ступени образования — школе. В связи с этим требованием сформировали определенные целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, оценивая которые можно определить уровень готовности дошкольника к переводу в первый класс:

      17. ребенок проявляет положительное отношение к окружающему миру, людям и себе;
      18. дошкольник в состоянии определить самостоятельно задание, выполнить его;
      19. отмечается инициативность в играх и образовательной деятельности;
      20. достигнуто осознанное понимание и выполнение правил, норм, требований социума;
      21. речь понятна окружающим, правильно построена;
      22. развито умение самостоятельно решать проблемные или конфликтные ситуации;
      23. крупная и мелкая моторика соответствует возрасту;
      24. в деятельности проявляется творчество, нестандартное мышление;
      25. отмечается владение волевыми качествами;
      26. ребенок любознателен, наблюдателен.
      27. Виды образовательных программ

        Различают 2 вида основных образовательных программ в ДОУ:

        • общеразвивающие (включающие различные направления);
        • специализированные (узконаправленные).
        • К первым относятся программы «Радуга», «Развитие», «Кроха» и другие. Специализированные — это экологического, художественно-эстетического, физического, социального воспитания.

          Помимо вышеобозначенных программ, в отдельных ДОУ применяются дополнительные, например, документы кружковой работы.

          В этой статье мы разъяснили, что такое ФГОС дошкольного образования, и как реализовывать поставленные требования в педагогической практике. Методистам детских дошкольных учреждений важно правильно донести основные требования документа педагогическим работникам, научить применять новшества в работе. Ведь ФГОС — это документ, помогающий организовать учебную деятельность с учетом социального заказа и современных требований общества. Благодаря этому документу поколение наших детей обучается в совершенно инновационном формате, оставив позади убеждения прошлого.

          fb.ru

          Образовательная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

          Просмотр содержимого документа

          «Образовательная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС ДО »

          Образовательная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

          Григорьева С.И., ст. воспитатель МБДОУ №11 «Кыталык» с.Сунтар Республика Саха (Я)

          Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В развитии образовательной системы России начался новый этап — с 1 января 2014 года во всех дошкольных образовательных учреждениях страны внедряется ФГОС ДО.

          Главная задача в деятельности дошкольных учреждений заключается в обновлении качества и доступности образования, стимулировании восприимчивости системы образования к запросам потребителей образовательных услуг и выработке требований к качеству образования.

          Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

          • Конвенция ООН о правах ребенка;

          • Конституция Российской Федерации;

          • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

          • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

          • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);

          • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

          Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации, а также работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов — создавать условия, при которых ребенок развивается, полноценно проживает дошкольный возраст и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

          Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

          ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

          Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.

          — Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

          — Образовательная деятельность в режимных моментах;

          — Организованная образовательная деятельность;

          — Самостоятельная деятельность детей.

          Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

          Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:

          В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;

          Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

          Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

          — с одним ребенком;

          — с подгруппой детей;

          — с целой группой детей.

          Выбор количества детей зависит от:

          — возрастных и индивидуальных особенностей детей;

          -вида деятельности (игровая, познавательно — исследовательская, двигательная, продуктивная) их интереса к данному занятию;

          Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

          Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

          Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

          Организованная образовательная деятельность в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности

          1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком.

          Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

          2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

          Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого

          3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.

          Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.

          Цель- подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.

          4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная.

          Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка

          5. Основная форма работы с детьми — занятие.

          Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д

          6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных)

          Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)

          7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний».

          Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности

          8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

          Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

          9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей

          Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

          Основные организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

          • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

          • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

          • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

          • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

          Образовательная деятельность детей в режиме дня.

          Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:

          -в утренние и вечерние часы;

          -при проведении режимных моментов.

          Цели образовательной деятельности в режиме дня:

          — охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;

          -формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);

          -освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений;

          -формирование у детей положительного отношения к труду.

          Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

          — подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

          -оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

          -анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

          -игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

          -опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

          -беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

          -слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

          -вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

          -самостоятельная деятельность детей.

          По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

          Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.

          Требования к развивающей предметно-пространственной среде исходят из того, что она должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, в т.ч. и при организации инклюзивного образования, с учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей.

          Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

          1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

          Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

          Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

          -игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

          -возможность самовыражения детей.

          Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

          2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

          3) Полифункциональность материалов предполагает:

          -возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

          -наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

          4) Вариативность среды предполагает:

          -наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

          -периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

          5) Доступность среды предполагает:

          -доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

          -свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

          -исправность и сохранность материалов и оборудования.

          6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

          kopilkaurokov.ru

        • Главная
        • Школа
        • 5 Областей по фгос дошкольного образования
        • Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»

          УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Второй год я являюсь руководителем ГМО воспитателей подготовительных к школе групп. Сейчас основная тема — это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появился, как он создавался, что изменится в нашей работе с введение ФГОС ДО. Я постаралась наиболее доступным языком для педагогов изложить суть ФГОС ДО, а также разработала анкету для выявления представлений педагогов о ФГОС ДО. Предлагаю вашему вниманию данный материал. Я искренне надеюсь, что он вам пригодится.

          ФГОС ДО — Федеральный государственный стандарт дошкольного образования — документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.

          Этому предшествовала следующая работа:

          1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;

          2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин – люди с разными мнениями и позициями.

          Что же обсуждалось рабочей группой?

          — требования к программе;

          — требования к условиям;

          — требования к результатам социализации.

          Перед разработчиками возникли следующие вопросы:

          1) Не является ли Стандарт риском для системы образования?

          2) В чем уникальность Стандарта?

          3) Каковы будут результаты?

          4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения;

          5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.

          Чего ждут от Стандарта:

          -Больше доступных образовательных программ;

          -обучение счету и письму должно быть в школе;

          — желание обучаться – курсы ПК

          — ребенок должен уметь читать и писать печатными буквами;

          — послушный ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению

          — за раннее и ускоренное развитие;

          — главное – здоровье детей;

          — кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)

          Чем обусловлена разработка данного документа?

          Два основания для введения ФГОС ДО:

          1) Закон «Об образовании РФ»;

          2) Современная социокультурная ситуация.

          ФГОС ДО основан следующих документах:

          1) Конвенция о правах ребенка;

          2) Закон об образовании РФ;

          3) Конституция РФ.

          4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»

          Закон об образовании РФ предусматривает :

          1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право.

          2) Обнародование Стандарта в 2013 году.

          3) Введение Стандарта с 1 января 2014 года;

          4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;

          5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня) ;

          6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;

          7) Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей.

          Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.

          ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .

          До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.

          Основные понятия ФГОС ДО:

          1) Единство образовательного пространства:

          -обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания) ;

          2) образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.)

          3) развивающая предметно-пространственная среда;

          4) социальная ситуация развития.

          Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?

          2 группы требований:

          — к структуре ООП;

          -4 направления развития;

          — 10 образовательных областей;

          80%- обязательная часть программы;

          5 образовательных областей:

          -социально-коммуникативное развитие (социально-личностное) ;

          60%- обязательная часть программы;

          3 группы требований

          -к структуре ООП;

          -к условиям реализации ООП;

          — к результатам освоения ООП

          В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка — сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы — Стандарт реализован.

          Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:

          1) Пространственно-временные- пространство и игрушки;

          2) Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками

          3) Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор.

          Главное условие – численность детей в группе.

          Какие же требования предъявляются к условиям:

          5) К предметно-развивающей среде.

          Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.

          Оценка профессиональной деятельности педагога:

          — динамика развития интегративных качеств педагога;

          — положительное отношение ребенка к детскому саду;

          -высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.

          Требования к результатам освоения программы:

          Основной результат – это социализация детей.

          1) Результат социализации;

          2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.

          ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные) .

          Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров:

          * Уверенность в себе

          Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.

          Что же будет оцениваться:

          1) Педагогический процесс;

          2) Условия (социальная ситуация развития) ;

          3) Педагогические кадры.

          Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.

          Требования к структуре ООП.

          ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.

          ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам.

          ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.

          Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.

          Примерные ООП будут опубликованы в Федеральном реестре.

          Авторы Примерных ООП должны разработать и представить:

          1) Варианты сетки занятий;

          2) Парциальные программы;

          3) Формы планирования;

          4) Режим дня, жизнедеятельности;

          5) Методическое обеспечение;

          Готовность ДОО к введению ФГОС ДО

          1) Разработана и утверждена ООП ДОО;

          2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;

          3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;

          4) Определен перечень парциальных программ;

          5) Разработаны локальные акты;

          6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;

          7) План методической работы к введению ФГОС ДО;

          8) Осуществлено повышение квалификации педагогов;

          9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.

          Уважаемые коллеги! Мною разработана анкета для педагогов по теме ФГОС ДО.

          Цель данного анкетирования: выявить представления педагогов о ФГОС ДО.

          АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

          1. Что такое ФГОС ДО? Когда вступил в силу?

          2. Чем обусловлена разработка данного документа – ФГОС ДО?

          3. На каких документах основан ФГОС ДО?

          4. Какие права граждан закрепляет ФГОС ДО?

          5. Чем отличаются ФГТ и ФГОС ДО?

          6. С учетом чего должны реализовывать ФГОС ДО дошкольные

          7. Принятие стандарта приведет к росту социального статуса (укажите) :

          8. Как будет называться образовательная деятельность после введения ФГОС ДО:

          9. Что позитивное, по вашему мнению, из ФГТ перешло во ФГОС ДО?

          СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

          Содержание образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования — 29 Мая 2014 — Блог — МБДОУ детский сад №6 «Тополёк» г. Балаково

          Содержание образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования

          Информация для педагогов ДОО

          1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

          2. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

          3. Становление самостоятельности, целенаправлен-ности и саморегуляции собственных действий.

          4. Развитие социального и эмоционального интел-лекта, эмоциональной отзывчивости, сопережи-вания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование ува-жительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО.

          5. Формирование позитивных установок к различ-ным видам труда и творчества.

          6. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

          1. Развитие интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации.

          2. Формирование познавательных действий, станов-ление сознания.

          3. Развитие воображения и творческой активности.

          4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свой-ствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, простран-стве и времени, движении и покое, причинах и след-ствиях и др.) .

          5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультур-ных ценностях нашего народа, об отечественных тра-дициях и праздниках.

          6. Формирование первичных представлений о пла-нете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

          1. Владение речью как средством общения и культуры.

          2. Обогащение активного словаря.

          3. Развитие связной, грамматически правильной диа-логической и монологической речи.

          4. Развитие речевого творчества.

          5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

          6. Знакомство с книжной культурой, детской литера-турой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

          7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

          Художественно — -эстетическое раз-витие (ХЭ)

          1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы.

          2. Становление эстетического отношения к окружаю-щему миру.

          3. Формирование элементарных представлений о ви-дах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

          4. Стимулирование сопереживания персонажам ху-дожественных произведений.

          5. Реализация самостоятельной творческой деятель-ности детей (изобразительной, конструктивно — модельной, музыкальной и др.)

          1. Приобретение опыта в следующих видах деятель-ности детей: двигательной, в т. ч. связанной с выпол-нением упражнений, направленных на развитие та-ких физических качеств, как координация и гибкость.

          2. Правильное формирование опорно — двигательной системы организма, развитие равновесия, коорди-нации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мяг-кие прыжки, повороты в обе стороны) .

          3. Формирование начальных представлений о неко-торых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.

          4. Становление целенаправленности и саморегуля-ции в двигательной сфере.

          5. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правила-ми (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

          Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС. Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

          Оборудование: карточки с вопросами, карточки для оценки выступающего: зеленая –«правильный ответ», красная – «неправильный ответ».

          Добрый вечер уважаемые коллеги!

          Мы рады приветствовать вас на деловой игре «Правильный ответ» по изучению ФГОС дошкольного образования.

          Все мы знаем и любим свою профессию, отдаем ей большую часть своей души. Уже стала традицией на наших встречах проводить деловые игры, где мы с вами вспоминаем то, что забыли или узнаем что-то новое из нашей профессиональной деятельности.

          Итак, начинаем игру. Послушайте правила игры.

          С помощью жеребьёвки разобьёмся на две команды. Каждому участнику предлагаем взять цифру. Цифра «один»- первая команда, цифра «два» — вторая.

          За правильный ответ команда получает зелёную карточку, неправильный ответ — красная. Команда, набравшая большое количество зелёных карточек будет считаться победителем нашей игры и получит медали «Знаток ФГОС ДО».

          1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?

          1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;

          2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

          3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

          4) особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие) ;

          5) принципы и подходы к формированию Программы.

          2. Организация режима пребывания детей в ДОУ.1) описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности;

          2) проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями

          3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению 10 образовательных областей: Физ-ра, Здоровье, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной лит-ры, Художественное творчество, Музыка.

          4. Содержание коррекционной работы.Указанный раздел должен содержать перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими Программы,

          5. Планируемые результаты освоения детьми общеобр-ой программы.Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

          6. Система мониторинга.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее — система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

          Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

          Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

          1) Целевой раздел включает в себя:

          – пояснительную записку;– цели и задачи реализации основной образовательной программы;

          – значимые для разработки и реализации основной образовательной программы характеристики, в том числе психолого-возрастные и индивидуальные особенности воспитанников организации, осуществляющей образовательную деятельность, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и др.;

          – принципы и подходы к формированию основной образовательной программы.

          2) Содержательный раздел

          – цели и задачи образовательной работы с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей;

          – содержание образовательной работы по видам деятельности детей с учётом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

          – описание основных технологий реализации Программы (форм, методов, приёмов, средств образования) с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

          – формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

          – формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе) ;

          – овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

          – овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) ;

          – развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы.

          четырёх образовательных областях:коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития: – должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:

          – двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.) , а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх; (физ-ра)

          – игровой(сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами) ;

          – коммуникативной(конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения) ; (развитие речи)

          –познавательно-исследовательской(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) ; (окружающий мир)

          – восприятия художественной литературы и фольклора; (художественная лит-ра)

          – элементарной трудовойдеятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе) ; (труд)

          – конструированияиз различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.) ; (конструирование, ФЭМП)

          – изобразительной(рисования, лепки, аппликации) ; (ИЗО)

          – музыкальной(пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах) .(Музыка)

          Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений:

          – о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях) ;

          – о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) ;

          – о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.

          2. Формируемая участниками процесса

          1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья) .

          2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

          Часть, формируемая участниками процесса:

          Составляется из образовательных программ различной направленности, выбранных участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

          1. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

          – специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

          – поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

          – сложившиеся традиции Организации (группы) .

          Может включать иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

          2. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов (далее – детьми с ОВЗ) .

          Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ

          3. Организационный раздел

          – характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

          – особенности работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных практиках;

          – особенности организации предметно-пространственной развивающей среды;

          – характеристику основных принципов, методов и/или технологий реализации Программы, в том числе связанных с обеспечением адаптации детей в Организации (группе) ;

          – способы и направления поддержки детской инициативы;

          – особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

          4. Дополнительный раздел программы

          Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления.

          В краткой презентации Программы должны быть указаны:

          ? возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной Организации, в том числе категории детей с ОВЗ, если возможность их образования предусматривается;

          ? реализуемые Примерные программы в том случае, если дошкольные группы используют их обязательную часть;

          ? характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

          ? иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов.

          Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса — не более 20% общего объема Программы

          Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.

          Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.

          Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации.( Закон РФ «Об образовании», ст. 12.6.)

          Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее — Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.

          Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ1

          Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ.

          • соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

          • сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования) ;

          • соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму») ;

          • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

          • строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

          • основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

          • предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

          • предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

          ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования. По словам Александра Асмолова «Стандарт дошкольного образования – это,прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства».

          Чего ждут от Стандарта:

          В О С П И Т А Т Е Л И

          -Толерантного отношения со стороны родителей;

          Р О Д И Т Е Л И

          — за образование отвечает государство;

          слайд 5До сих пор к дошкольному образованию предъявлялись федеральные

          государственные требования. Отличие в том, что стандарты, помимо

          требований к структуре программы и условиям ее реализации, содержат и

          требования к результатам ее освоения, это принципиальное новшество.

          слайд 6 Требования к результатам освоения программы:

          Основной результат – это социализация детей. Здесь речь идет только о личностных результатах.

          слайд 7 Центральная психодидактическая технология стандарта – это

          развивающее взаимодействие реб?нка со взрослыми и со сверстниками, а не

          только одностороннее воздействие на реб?нка.

          Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь реб?нка дошкольного возраста. Дошкольный реб?нок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь реб?нка через

          «ворота детской игры» и соответствующих возрасту видов деятельности.

          слайд 8 Из п.2.6. ФГОС ДО следует, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области: социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую и область физического развития

          (слайд 9)Социально — коммуникативное развитиенаправлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

        • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
        • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
        • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации;
        • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
        • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
        • слайд 10 Познавательное развитиепредполагает

        • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
        • формирование познавательных действий, становление сознания;
        • развитие воображения и творческой активности;
        • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере , материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

        слайд 11 Речевое развитиевключает

      28. владение речью как средством общения и культуры;
      29. обогащение активного словаря;
      30. развитие связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
      31. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
      32. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
      33. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
      34. слайд 12 Художественно-эстетическое развитиепредполагает

      35. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы;
      36. становление эстетического отношения к окружающему миру;
      37. формирование элементарных представлений о видах искусства;
      38. восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
      39. стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
      40. реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной , конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
      41. слайд 13 Физическое развитиепредусматривает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в т.ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

      42. способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук, а также правильным (не наносящим ущерба организму) выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
      43. становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
      44. становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек) .
      45. Комплексность подхода,обеспечивающего развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях в нашем учреждении успешно осуществляется с помощью комплексно-тематического планирования.

        Выбор определенной темы недели, месяца «проецируется» на пять образовательных областей, предлагаемых ФГОС ДО, и на все структурные единицы образовательного процесса. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс.

        Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить большой объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. (Выбор тем осуществляется по календарно-событийному принципу)

        (Слайд 14-16 планирование)

        Использование принципа интеграции имеет свои преимущества. Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуетя один из основных принципов дошкольной дидактики- специально организованная деятельность с детьми должна быть непродолжительной по времени (требования Сани Пи Н) , но емкой, что возможно, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Второе преимущество- это обеспечение целостного восприятия ребенком окружающего мира, взаимопроникновения содержания различных образовательных областей.

        Образовательный процесс в ДОУ ведется непрерывно в течение всего дня, а не только в периоды непосредственно-образовательной деятельности.

        Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников.

        ФГОС ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы,в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями

        План работы на неделю разрабатывается воспитателями совместно с узкими специалистами. В начале тематической недели родителей знакомят с предстоящими задачами и мероприятиями для их решения, привлекают к участию. В конце каждого дня родителей знакомят с итогами образовательной деятельности в группе (рубрики «Летопись группы», «Наша жизнь- день за днем» и др.)

        Задачи решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

        (Слайд 17-21план недельный)

        Безусловно педагоги должны в совершенстве владетьпрогностическими методами анализа педагогических ситуаций. Составление недельного плана в рамках единой темы, становится предпосылкой развития у молодых педагогов проективных функций — конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т.д.

        Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развить волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Это метод, который позволяет объединять различные образовательные области, что повышает качество образовательного процесса, способствует повышению компетентности педагогов, служит развитию креативного мышления.

        В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.

        Результат педагогами оформляется в проект.(неделя «Космос» и проект «Первый космонавт»)

        Примеры проектов.(фото) Т аблицы+Сценарии мероприятий

        2 младшая «Светофор», старшие — неделя «Я и дорога» проект «Правила безопасности», проект «Наши любимые и родные»(День пожилого человека) .

        ФГОС предусматривает условия реализации ООП.

        слайд35Какие же требования предъявляются к условиям:

        Кадровые условия являются главными.

        Многим педагогам тяжело «перестроиться».

        Существуют такие проблемы в интеграции образовательных областей как

        Н-р, Если во второй половине дня по расписанию не предполагается проведение НОД , то и «делать ничего не надо». Педагог ошибочно предполагает , что образовательная деятельность должна организовываться только во время НОД, только по сетке занятий.

        Существует ошибочное мнение педагогов , что во второй половине дня дети то и дело должны играть сами собой, так ФГОС выделил игру- ведущим видом детской деятельности.

        Все реже педагоги организуют с детьми в сюжетно-ролевые игры.

        Анализ деятельностипедагогического коллектива показал, что 80% педагогов понимают суть комплексно – тематического принципа планирования образовательного процесса, самостоятельно разрабатывают комплексно – тематические планы, апробируют их на практике работы с детьми, отслеживают эффективность деятельности, исходя из этого, планируют индивидуальную работу с дошкольниками.

        Но вместе с тем, педагоги

        — планируют деятельность, которая заведомо не может быть организована;

        — перенасыщают план различными формами в целом или в какой-либо одной образовательной области, также бывают случаи, когда воспитатели исключают из плана некоторые виды деятельности, например конструктивную;

        — при планировании работы по взаимодействию с семьями воспитанников часто прослеживается формальный подход, исключающий совместную работу педагогов и родителей по решению образовательных задач развития ребёнка;

        — не все педагоги проявляют искреннюю заинтересованность в том, чтобы дети проживали тему недели, соответственно слабо организуют инициирующее мероприятие, подготовку к событию в течение недели, проведение итогового события. Как результат, дети не проявляют интерес к определённому событию, мало вспоминают о пережитых моментах в совместной деятельности.

        Итак,Положительные моменты интеграции в ДОУ: точка роста, внедрение новых технологий. Минусы- в трудностях преодоления. Чтобы перевести образовательный процесс на рельсы интеграции, самому педагогу надо быть профессионально интегрированным в педагогическое и образовательное сообщество

        Считаю, что интегрированное обучение дошкольников имеет определенные преимущества: способствует формированию целостной картины мира, повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, раскрепощает детей в творчестве, помагает решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон.

        Таким образом, интеграция как целостное явление выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса,ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

        Другие статьи по теме:

        Фгос дошкольного образования 2015

        «Принципы ФГОС». Консультация для воспитателей 1 сентября 2013 года принят новый Закон «Об образовании», где дошкольное образование является первым уровнем образования. 2014 – 2015 года являются.

        «Что такое ФГОС дошкольного образования?» Консультация для родителей Уважаемые родители! С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный госуд.

        ФГТ дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован Приказ Министерства образования и науки Российской Феде.

        ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании -.

        Федеральный государственный стандарт дошкольного образования 2015

        Обсуждаем проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» А. Г. Асмолова Уважаемые коллеги, сегодня в городе Благовещенске на базе Амурского областного инсти.

        Образовательная программа муниципальные документы документы образовательной организации Согласно новому Закону об образовании примерная образовательная программа дошкольного образования должна бы.

        Анализ фгос дошкольного образования

        Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательног.

        Федеральные государственные требования дошкольного образования

        Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос

        Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, зад.

        Инклюзивное образование детей дошкольного возраста

        «Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностя.

        Инновационные педагогические технологии в детском саду. Из опыта работы Наш педагогический коллектив начальная школа-детский сад интенсивно внедряет в работу инновационные технологии. Основная за.

        Анкета для воспитателей по ФГОС Предлагаю Вашему внимание анкету по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО.

        Педагогическое сопровождение в дошкольном образовании

        Повышение профессионального роста воспитателей с использованием идей тьюторства ПАСПОРТ экспериментальной площадки по теме «Повышение профессионального роста педагогов с использованием идей тьюто.

        raguda.ru

        Смотрите так же:

        • Детская практическая психология марцинковской / 2 социализация, личность / Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология основана издательством «Гардарики» под редакцией профессора Т.Д. Марцинковской Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям УДК […]
        • Программа обучения и воспитания в детском саду вераксы Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т.С.Комаровой. Созданная на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов. Цель: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всесторон­нее […]
        • Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста штанько Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста штанько Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки […]
        • Психологические основы обучения и воспитания ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ 5.1. Психологическое понятие воспитания Предметный указатель «Настольной книги учителя начальной школы», изданной Академией Педагогических Наук РСФСР в 1950 году, замечательно точно характеризует отношение к понятию «воспитание» в советский период. Впервые это понятие упоминается в книге в контексте с […]
        • Почему мамы отказываются от своих детей Миграция: почему матери отказываются от своих детей? За 6 лет в Кыргызстан привезли 63 ребенка, от которых отказались в России женщины-мигранты. Только восьмерых из них взяли под опеку родители их матерей, а остальные были определены в детский дом. Жазгуль – одна из матерей, отказавшихся от своего ребенка и оставивших в роддоме. […]
        • Какие документы нужны для снилс новорожденному ребенку Как получить СНИЛС для новорожденного и нужно ли это делать Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — сколько составляет и как получить Как оформить загранпаспорт для новорожденного — документы и порядок оформления Единовременное пособие при рождении ребенка в 2016 — сумма, как получить Доброго времени суток! Как […]
        • Кожухова методика физического воспитания и развития ребенка Тема 10. Преподавание курса «Методика физического воспитания и развития ребёнка в педагогических училищах и колледжах». Задачи курса; место и значение его в подготовке воспитателей. Анализ структуры и содержания программы. Планирование работы по курсу (календарно-тематическое и поурочное). Специфика методики проведения теоретических и […]
        • Людмила гурченко мужья семья дети Людмила Марковна Гурченко: биография Людмила Гурченко блестяще играла и пела в музыкальных лентах 1970-х годов: «Табачный капитан» (1972), «Соломенная шляпка» (1974, премьера — 1975, Леонида Квинихидзе), «Мама» (1976), «Небесные ласточки» (1976) и др. Среди лучших работ Людмилы Гурченко можно назвать её роли в фильмах «Двадцать […]