Особенности развития ребенка дошкольного возраста кратко

Родители и дети

Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

На протяжении дошкольного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребёнок научается управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определённый предмет. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т.е. внимание становится опосредованным.

Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок. Так, показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевых и дидактических играх. Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять своим поведением.

Внимание дошкольника тесно связано с восприятием. Выделение предмета из фона, выделение деталей, сопоставление с эталоном – все перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность внимания. Дошкольник подолгу может рисовать, «исследовать» песок, играя в куличики или строя домики. Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассмотреть детально и т.п. тогда начинают формироваться специальные действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер – новое качество.

Выделяют следующие формы проявления внимания у детей дошкольного возраста:

Основными функциями внимания являются:

— активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;

— целенаправленный организованный отбор поступающей информации;

— удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

— обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;

— регуляция и контроль протекания деятельности.

Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

1) первые недели и месяцы жизни ребёнка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врождённого признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

2) к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;

3) начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребёнок направляет взгляд на называемый предмет;

4) во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно;

5) в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;

6) в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;

7) в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;

8) в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

— расширяется объём внимания;

— возрастает устойчивость внимания;

— формируется произвольное внимание.

Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

— значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

— складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

— внимание становится опосредованным;

— появляются элементы послепроизвольного внимания.

Особенно показательно для развития ребёнка внимание к речи – рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса отходят на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства в организации внимания детей используют интонацию, загадочность, паузы.

Психологические исследования показали, что:

— максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребёнка составляет всего 14 минут, а к шести годам она возрастает до полутора часов. В тоже время установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.

— если в три года за 10 минут игры ребёнок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз.

— устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 — 2 раза выше, чем у легко возбудимых

Внимание ребёнка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребёнок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

Дошкольник значительно чаще и легче, чем малыш, воспринимает слово, поэтому речь взрослого становится объектом внимания ребёнка. Как известно, обозначение словом предмета, его признака или действия существенно изменяет процессы чувственного познания окружающего. Дети начинают всё больше ориентироваться на слово – название вещи, слово – оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, по­буждение.

Расширение объёма внимания сказывается и в том, что ребёнок старшего дошкольного возраста может воспринять уже не один предмет, не одну картинку. Он может внимательно рассмотреть последовательно два, даже три объекта и воспринять каждый из них достаточно ясно. Однако у четырёх-, шестилетних детей объём внимания недостаточен для различения сложных по содержанию и малоотличных друг от друга объектов (например, буквенных или цифровых знаков, рассказов или картин о зиме или лесе). Ребёнок ошибается, оба предмета (знака, рассказа) сливаются в его восприятии.

Развивающаяся речь, большая самостоятельность в поведении ребёнка, разнообразная деятельность значительно расширяют объём внимания детей дошкольного возраста. Но изменения здесь не ограничиваются лишь увеличением количества предметов, воспринимаемых одновременно, с одинаковой степенью ясности. Существенное значение имеют те предметы и те их стороны, которые привлекают внимание дошкольника. Если в раннем возрасте детей привлекали в первую очередь яркие, необычные вещи, рассматривание которых как будто отвечало на вопрос «что это?», то внимание дошкольников привлекают часто внешне ничем не примечательные вещи. Их интересуют особенности вещей, и прежде всего применение каждой, её назначение, способ использования. Дети как будто ищут ответ на вопросы: «Для чего эта вещь? Что с ней можно делать?» Этот факт говорит о том, что объектом познания для ребёнка становится не только предмет, но и связи его с другими вещами, в первую очередь связи функциональные.

Разные виды занятий предъявляют к активности детей разные требования, что немедленно обнаруживается в частоте и длительности отвлечений их внимания. В устойчивости внимания очень резко проявляются индивидуальные различия детей. Особенности темперамента, усиленные хорошим или плохим воспитанием, значительно варьируют длительность доступного ребёнку сосредоточения.

Развитие личности детей дошкольного возраста

В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами: он отдает себе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо. Он может, например, отказаться от привлекательного предложения в финансовой операции, если предвидит достаточную степень риска, а он не готов поступить авантюрно, или он может посадить себя за необходимую работу, хотя он устал и сегодня он заслужил право отдохнуть.

Ребенку предстоит овладеть способностью рефлексировать на все привходящие обстоятельства и свои цели. Мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. Внутренний мир ребенка лишь начинает приобретать определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно вложить в ребенка свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения.

Малыш не только учится жить. Он уже живет, и любые внешние влияния, в том числе и воспитательные воздействия взрослых, приобретают разное значение в зависимости от того, как принимает их ребенок, в какой мере они соответствуют сложившимся у него ранее потребностям и интересам. При этом во многих случаях воспитательные влияния, требования, которые взрослые предъявляют к ребенку, неизбежно оказываются для него противоречивыми. Так, например, малышу всячески прививают интерес к предметам, игрушкам, действиям с ними.

uspeshnyjmalysh.ru

Особенности психического развития в дошкольном возрасте кратко

Заказать! Прямо сейчас.

Физическое и нервно-психическое развитие детей 6-8 лет.Психические особенности. 3.3. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста. Особенности развития детей с задержкой психического развития.Развитие речи в дошкольном возрасте кратко. сред. 1.1 Особенности общего развития в дошкольном возрасте.Эта проблема обусловила тему нашей работы: «Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем». Читать тему online: Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста по предмету Психология.Приведенная краткая характеристика личностного развития старшего дошкольника свидетельствует о том, что оно осуществляется в процессе Описание: Общая характеристика психологических особенностей дошкольников Дошкольный возраст — это этап психического развития детей охватывающий период от 3 до 67 лет характерен тем что ведущей деятельностью является игра весьма важен для формирования 1. СОДЕРЖАНИЕ. 1.

Краткая характеристика детской деятельности. 1.1 Особенности общего развития в дошкольном возрасте.Эта проблема обусловила тему нашей работы: «Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем». 2-го года жизни. Каковы особенности психического развития личности в дошкольном возрасте? В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Базисные характеристики личности ребенка. В Мещарикова С. Готовность ребенка к обучению в школе.

Если говорить кратко, то человеку с определенной Информация » Развитие памяти в дошкольном возрасте » Психические особенности развития детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка.Возрастные особенности психического развития детейnsportal.ru//Развивать пассивную и активную речь, обогащать словарь. Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими иВедущая деятельность в дошкольном возрасте. Каковы особенности психического развития личности в дошкольном возрасте? Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте: особенности развития личности и интеллекта.Эта проблема обусловила тему нашей работы: «Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем». Опишем их особенности краткоСтановление характера в дошкольном детстве. Xreferat.com » Рефераты по психологии » Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем.Краткое содержание произведений (963). Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. пособие для студ. Холл (18461924) считал, что ребенок в своем развитии краткоВ дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой ребеноклиниями развития,Раскроем кратко основные новообразования психического развития ребенка старшего дошкольного возраста по двумДанный процесс становится возможным благодаря речи и происходит вместе с ней.[16] Основная особенность развития воображения Развитие психических функций в дошкольном возрасте.Развитие психики в раннем возрасте. Исходя из основных характеристик психического и личностного развития дошкольников 3.Развитие психических функций в дошкольном возрасте. 5. Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется действию общественно-исторических законов.Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознанияВ старшем дошкольном возрасте справляются с агрессивностью. Иrpa. Составитель О.В. Читать работу online по теме: ВОПРОС 18 Особенности психического развития детей дошкольного возраста. На основе анализа особенностей психического развития ребенка в дошкольном возрасте, можно сделать вывод, что социальная ситуация развития, специфическая для дошкольного возраста, определяет весь образ жизни ребенка и особенности его психического развития. Особенности психического развития детей 6-7 лет.В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. возрастные особенности психического развития детеи дошкольного возраста.Базисные характеристики личности ребенка. особенности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста. Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.развития, Раскроем кратко основные новообразования психического развития ребенка старшего дошкольного возраста поВозрастные особенности психического развития детей Теоретической основой коррекционно развивающей педагогической работы с детьми Еще одной особенностью психического развития в дошкольном возрасте является более устойчивое и сосредоточенное внимание. Общая характеристика психического развития ребенка от рождения до 7 лет. Дошкольный возраст — этап психического развития от 5 до 7 лет. Особенности психического развития в дошкольном возрасте. 1. 2.развитие психических функций. Ю Ганошенко Н. < Предыдущая. 3-го года жизни. Речь. В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательногоПсихическое развитие. Дошкольное детство совершенно особенный период развития ребенка.В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Тамбов.

Особенности психики и поведения в раннем возрасте.3. Введение. учеб. Краткий психологический словарь. Общая характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.В дошкольном возрасте основным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра.В случае разрушительной агрессии взрослый должен кратко, но однозначно выразить своё учитывать уровень психического развития детей дошкольного возраста? Укажите особенности сенсорного развития детей разного дошкольного возраста.Поэтому им достаточно краткой и очень простой информации. Холл (18461924) считал, что ребенок в своем развитии краткоВ дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой ребенок Особенности дошкольного развития детей. Введение. пед. Если случится, что он обронит какое-нибудь бран ное слово при посторонних, кратко извинитесь за него49. 4.Особенности личности дошкольника.Развитие психики ребенка в дошкольном возрасте (3 года — 6-7 лет). В дошкольном детстве в основномМладшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения.В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста.В дошкольном возрасте развитие действенной формы мышления продолжается. Ребенок учится управлять своим вниманием и может направить его на конкретные действия и предметы. Процессы, которые связаны с центральным новообразованием, Л.С Выготский назвал центральными линиями развития, Раскроем кратко основные новообразования психического развития ребенка старшего дошкольного возраста по двум направлениям ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Особенности развития речи у детей в разные периоды раннего возраста. Особенности психического развития в раннем возрасте. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества. Психическое развитие ребенка младенческого возраста. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещейОн продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения. Дошкольная психология: Учеб. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Развитие личности в дошкольном возрасте. 1.1 Особенности общего развития в дошкольном возрасте.Эта проблема обусловила тему нашей работы: «Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем». раннего возраста от 2 до 3 лет. 1. Но объясните это кратко и не наказывая его. / Под ред. 1. Главная Педагогика Дошкольная педагогика. Движущие силы и факторы торможения психического развития дошкольников.Психологические особенности развития детей дошкольного возраста. А.В.Петровского. 1. В дошкольном возрасте происходит интенсивное накапливание физических и духовных сил.. Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессовАмериканский психолог С. Возрастные особенности психического развития детей. Опишем их особенности краткоСтановление характера в дошкольном детстве. Весьма важен для формирования личности ребенка. Особенности личностного развития Для исследования особенностей ведущей деятельности в дошкольном возрасте было взято 5 детей старшего дошкольного возраста.Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 7 лет.5. Понятие и основные особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем.Содержание. Этот факт отмечался практически всеми учеными, занимавшимися этим возрастным периодом. Особенности психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: формирование, развитие и проявление эмоций у детей дошкольного возраста .Краткое содержание. 1.1 Особенности общего развития в дошкольном возрасте.Эта проблема обусловила тему нашей работы: «Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем». Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессовАмериканский психолог С. 4. ВУЗ: МГПУ.Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Психическое развитие человека в дошкольном детстве. Автор статьи: Любовь Владимировна Сабаева. Компетентности. Общая характеристика условий психического развития в дошкольном возрасте. МБДОУ «Детский сад 56 «Гусельки» г. Урунтаева Г.А. 2. И. Токарь | Детская практическая психология в кратком изложении.Однако в дошкольном возрасте наблюдается и конфликтность, так как дети стремятся в первую3. заведений.ГЛАВА 3. Краткая характеристика детско деятельности. Происходит развитие произвольности всех процессов один из важнейших моментов психического развития.В дошкольном возрасте развиваются мотивы общения.Ермолова Т.

artemyevs.ru

  • Главная
  • Воспитание
  • Развитие речи в дошкольном возрасте кратко
  • Развитие речи в дошкольном возрасте.

    Развитие речи в дошкольном возрасте.

    Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса. У детей шестилетнего возраста продолжается совершенствование всех сторон речи. Все более правильным становится произношение звуков, более развернутыми — фразы, точнее высказывания. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков Л, Р, после чего дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

    Значительно увеличиваются словарный запас ребенка, его количественный и качественный состав. Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребенок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. У детей складываются представления о многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны быстро подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета.

    Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности: они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.

    Ребенок умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая нормы литературного произношения.

    Таким образом, к моменту поступления в школу ребенок овладевает правильным звукопроизношением, четко и ясно говорит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь. Строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказать содержание сказки, какого-либо события. В норме, имея достаточно развитую, активную речь, ребенок пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим был понятен смысл высказывания.

    Развитая речь значительно облегчает вхождение ребенка в новый коллектив (например, при поступлении в школу, сближение с незнакомыми детьми. Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в новом коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, что, в свою очередь, дает ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со сверстниками.

    Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно принесет положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребенку.

    Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:

    воспитание звуковой культуры речи;

    обогащение активного и пассивного словаря;

    формирование грамматического строя речи;

    развитие связной речи.

    Совместная работа с семьей по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребенка.

    Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста

    21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

    В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – делайте вместе сними и обязательно просите их рассказывать, что изображено, описать игрушку. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторений. Читайте до тех пор, пока ребенок сможет сам хорошо пересказать, но помните, что детям читать надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь. Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать звуки.

    М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка кубиками, мозаикой, мелким строителем и другими предметами. Детям вначале легче играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться, чтобы ребенок мог построить домик даже из палочек размером со спичку. Старайтесь не просто дать ребенку задание построить дом, собрать картину в мозаике, но при необходимости помогите ему, не забыв показать, как надо брать предмет, закрепите цвет фигуры, форму. При развитии мелкой моторики комплекс игр поможет вашему ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем, обмотав их цветными нитками, вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или в мишень. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет сам мастерить игрушки. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный рисунок – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша. Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюстью. В этом случае ребенку можно рассказать сказку о «веселом язычке», которому нельзя выходить из домика, но он озорной и все время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому при широко открытом рте кончик языка все время упирается, то в верхние, то в нижние зубы. Язык выходит из домика и его кончик старается достать до кончика носа, то подбородка. Язык можно сделать то широким, то узким. Можно предложить пощелкать языком «Как лошадка». Предложить поговорить по секрету, т. е. шепотом, при этом работа артикуляционного аппарата усиливается – тем самым вы укрепите мышцы губ, языка. Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка в детский сад, гуляете во дворе, в парке, в лесу обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в еловой шишке сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры. Обратите внимание на цвет листьев осенью весною, на то, как воробушки купаются в луже и т. д.

    Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.

    1. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. – М. ; 1981.

    2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М. ; 1982.

    Индивидуальный план на 2011–2016 уч. год «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

    Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Проблема развития речи является одной из актуальных. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

    Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

    В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

    Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:

    — односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

    — бедность речи. Недостаточный словарный запас;

    — замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление не литературных слов и выражений;

    — бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

    — неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

    — отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

    — отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ;

    Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

    Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии

    Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

    Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

    Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми

    Задачи, которые я ставлю перед собой:

    1 .Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) в области социально – речевого развития детей дошкольного возраста, создать методическую базу (специальная литература, тематическое планирование, методические разработки) по театральной деятельности.

    2. Включить развитие связной речи детей в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и другие формы работы.

    3. Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.

    4. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

    5. Обогащение предметно- развивающей среды по теме.

    6. Привлечь родителей к совместной работе по развитию речи.

    Задачи, которые я ставлю перед детьми:

    -развивать умение эмоционально воспринимать художественные произведения (при этом использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтетической выразительности) ;

    — развивать уверенность в себе и социальные навыки поведения, создавать творческую атмосферу, психологический комфорт, эмоциональный подъём, акцентировать внимание на развитие всех видов памяти, фантазии воображения, художественно-речевого, игрового, сценического творчества;

    -способствовать восстановлению психофизических функций (тренировка пальцев, мышц, мимики) ;

    совершенствовать диалогическую форму речи;

    -развивать монологическую форму речи;

    -учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

    — учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

    составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

    — развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта

    • умение владеть навыками выразительной речи;

    • умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

    • передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

    • взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

    • умение последовательно высказывать свои мысли;

    • умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

    • выразительно читать стихотворный текст;

    • умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

    • умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

    Форма самообразования: индивидуальная.

    Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

    • анализ программно-методических материалов;

    • определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

    • создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

    • выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

    • приобщение родителей к совместной деятельности.

    Практический выход: семинар-практикум.

    Форма отчета по проделанной работе:

    • сообщение на педсовете;

    • презентация по теме.

    Формы работы с родителями:

    План работы на 2011-2012 уч. год.

    1. Изучение методической литературы по теме,

    2. Изучение методики О. С. Ушаковой,

    3. Консультации для родителей,

    4. Распространение педагогического опыта работы по развитию речи детей,

    5. Изучение уровня знаний детей,

    6. Речевые игры по сказкам К. Чуковского,

    7. Памятки для родителей.

    План работы на 2012-2013 уч. год.

    1 Изучение психолого – педагогической, методической литературы; изучение статей в журналах,

    2. Поделиться опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми,

    3. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

    4. Работа над развитием речи через театрализованную деятельность;

    5. Памятки для воспитателей;

    6. Подбор дидактических игр и упражнений; сюжетных картин

    7. Консультации для родителей.

    План работы на 2013-2014 уч. год.

    1. Изучение методической литературы, изучение статей в журналах по данной возрастной группе;

    2. Консультации для родителей;

    3. Создание условии для развития творческой активности детей в группе;

    4. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи;

    5. Подбор игр и упражнений; сюжетных картин

    6. Распространение педагогического опыта работы;

    7. Выступление на семинарах;

    8. Работа над пересказами с использованием опорных схем;

    План работы на 2014-2015 год

    1. Изучение литературы: «Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (О. С. Ушакова) »;

    2. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений;

    3. Беседы с родителями;

    4. Отбор дыхательной и артикуляционной гимнастики, игр, упражнений;

    5. Консультации для родителей в соответствии с возрастными особенностями;

    6. Участие в профессиональных конкурсах;

    7. Организация и работа кружка «В гостях у сказки»;

    9. Обобщение, распространение педагогического опыта;

    10. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

    План работы на 2015-2016 уч. год

    1. Изучение методической литературы в соответствии с возрастными особенностями детей;

    2. Участие в профессиональных конкурсах;

    3. Рекомендации педагогам и родителям;

    4. Консультации для воспитателей;

    5. Работа над развитием речи через театральную деятельность;

    6. Выступление на семинарах;

    7. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения;

    8. Диагностика детей по развитию речи;

    9. Анкетирование родителей;

    10. Анализ работы по теме самообразования. Творческий отчет;

    Особенности развития детей дошкольного возраста

    12074Добавить в избранное В избранном

    Детство любого малыша состоит из определенного количества разных периодов, некоторые из них очень легкие, а некоторые довольно сложные. Дети все время учатся чему-то новому, познают окружающий мир. За несколько лет ребенку предстоит преодолеть массу ответственных этапов, каждый из которых становится решающим в мировоззрении крохи.

    Особенности развития детей дошкольного возраста заключаются в том, что это период происходит формирование успешной и зрелой личности. Дошкольное развитие детей длится несколько лет, в это период ребенку нужны заботливые родители и грамотные педагоги, только тогда дитя получит весь необходимый багаж знаний и умений.

    В дошкольном возрасте ребенок обогащает свой словарный запас, вырабатывает навыки социализации, а также развивает логические и аналитические способности.

    Развитие детей в дошкольном возрасте охватывает период с 3 до 6 лет, каждый последующий год вы должны учитывать особенности психологии ребенка, а также методы знакомства с окружающей обстановкой.

    Дошкольное развитие ребенка всегда напрямую связано с игровой активностью малыша. Для развития личности необходимы сюжетные игры, в них происходит ненавязчивое обучение ребенка с окружающими людьми в разных жизненных ситуациях. Также задачи дошкольного развития малышей состоят в том, что малышам нужно помочь осознать свою роль во всем мире, их нужно мотивировать к успеху и научить с легкостью переносить все неудачи.

    В развитии детей дошкольного возраста нужно учитывать множество аспектов, из которых особо выделяются пять основных, именно их нужно плавно и гармонично развивать на всем пути подготовки ребенка к занятиям в школе, да и всей последующей жизни.

    Пять основных элементов развития детей дошкольного возраста

    Психическое развитие детей дошкольного возраста.

    Это развитие нервной системы ребенка и его рефлекторной деятельности, а также определенные наследственные особенности. На данный тип развития влияет в первую очередь наследственность и близкое окружение малыша.

    Если вы заинтересованы в гармоничном развитии своего ребенка, то обратите пристальное внимание на специальные тренинги, которые помогают родителям лучше понять своего кроху и научится взаимодействовать с ним максимально эффективно. Благодаря подобным тренингам ребенок легко проходит дошкольное развитие и вырастает очень успешным и уверенным в себе человеком.

    Эмоциональное развитие.

    На данный вид развития оказывает влияние абсолютно все, что окружает малыша, начиная с музыки и заканчивая наблюдением за людьми, которые находятся в близком окружении ребенка. Также на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста огромное влияние оказывают игры и их истории, место ребенка в этих играх и эмоциональная сторона игры.

    Познавательное развитие.

    Познавательное развитие — это процесс обработки информации, вследствие чего разрозненные факты складываются в единый багаж знаний. Дошкольное образование детей очень важно и требует учесть все этапы данного процесса, а именно: какую информацию получит ребенок и как он ее сможет обработать и применить на практике. Для гармоничного и успешного развития дошкольников нужно подбирать информацию, которая будет:

    • Подана из авторитетного источника нужными людьми;
    • Соответствовать всем познавательным способностям;
    • Открыта и должным образом обработана и проанализирована.

    Благодаря дошкольному развитию детей в специализированных центрах ваш ребенок будет получать самую нужную информацию, что очень положительно скажется на его общем развитии, а также развитии логического мышления и социальных навыков. Кроме того ваш малыш пополнит свой багаж знаний и поднимется еще на одну ступень в своем развитии.

    Психологические развитие детей дошкольного возраста.

    Данный тип развития включает все аспекты, которые связаны с возрастными особенностями восприятия. В возрасте трех лет у ребенка начинается процесс самопознания, развивается мышление и пробуждается активность. В любом центре педагоги помогут малышу справиться с психологическими проблемами в развитии, что поспособствует быстрой социализации ребенка.

    Речевое развитие индивидуально для каждого ребенка в отдельности. Родители, а также педагоги обязаны помочь становлению речи малыша, расширению его словарного запаса и выработке четкой дикции. Развитие детей в дошкольном возрасте поможет ребенку овладеть устной и письменной речью, малыш научится чувствовать родной язык и сможет с легкостью использовать сложные приемы речи, а также разовьет необходимые навыки коммуникации.

    Не бросайте развитие ребенка на самотек. Вы должны помочь малышу стать полноценной личностью, это ваша прямая обязанность, как родителей.

    Если вы чувствуете, что не сможете дать все необходимые навыки и умения собственному ребенку, обязательно обратитесь к специалистам в центр развития детей дошкольного возраста. Благодаря опытным педагогам ребенок научится правильно говорить, писать, рисовать и вести себя в обществе.

    Это интересно:Если Вам понравилась статья тогда оставьте свои комментарии ниже: Комментарии

    Особенности развития речи детей дошкольного возраста

    Речь малыша зависит от речевой практики, речевого окружения и формируется под влиянием речи взрослых, его окружающих. Это не врожденная способность, а навык, который формируется параллельно с физическим и умственным. Он служит показателем этого развития.

    Знать закономерности развития речи детей необходимо для того, чтобы правильно диагностировать нарушения речи. И если ребенок говорит в определенном возрасте не в соответствии с нормами, то наверняка требуется коррекция его речи логопедом, возможно, помощь психолога и работа с его родителями.

    К примеру, в три годика у ребенка считается нормальным явление физиологического косноязычия, когда некоторые звуки произносятся неправильно из-за несовершенства артикуляционного аппарата. А вот к шести годам непроизношение определенных звуков требует обязательного вмешательства логопеда для того, чтобы в школе дитя чувствовало себя уверенно и могло общаться со сверстниками на равных.

    Возрастные и психологические особенности развития речи детей раннего возраста

    Исследователи детской речи выделяют несколько этапов ее развития у ребенка-дошкольника. Так, подготовительный период длится до одного года. Далее до 3 лет следует преддошкольный этап овладения языком, а до 7 лет длится дошкольный.

    На первом, подготовительном этапе в раннем возрасте дитя готовится к овладению речью. С рождения у малыша уже есть голосовые реакции в виде крика и плача. Это только далекие предвестники речи, но они способствуют развитию разнообразия движений отделов речевого аппарата.

    Это дыхательный, голосовой, артикуляционный отделы. В две недели родители замечают, что их малыш начинает реагировать на голоса взрослых людей. Он перестает плакать и прислушивается, особенно хорошо действует на дитя голос мамы.

    В месяц ребенка уже можно успокоить мелодичной колыбельной. Хотя такое возможно и в 2-3 недели жизни малыша.

    Следующий этап развития речи ребенка раннего возраста — поворачивание головки в сторону говорящего. Дитя следит за направлением звука, поворачивает голову в сторону говорящего. После месяца ребенок реагирует на интонации речи, с которой к нему обращаются.

    Так, на ласковую речь он оживляется и даже улыбается, а на резкую и строгую может плакать.

    Приблизительно в два месяца у ребенка начинается этап гуления, а в три месяца он перерастает в лепет. Это звуки угу и тя-тя, агу и ба-ба. Лепетом принято называть сочетание звуков, которые артикулируются неопределенно.

    В период 5 месяцев малыш хорошо слышит все звуки и наблюдает за артикуляцией произношения слов взрослыми. Он пробует копировать эти движения. Подражание и многократные повторения определенного движения губами приводит к закреплению двигательного навыка.

    В шесть месяцев дитя подражанием взрослому произносит некоторые повторяющиеся слоги. Это тя-тя, ма-ма-ма, па-па-па и другие.

    Далее все тем же копированием речи взрослых и подражанием ребенок перенимает у них все элементы речи — не только отдельные фонемы, а и ритм, темп, интонацию речи. После полугода малыш воспринимает звукосочетания как обозначения действий и предметов.

    Так, часики у него называются тик-так, просьбы озвучиваются, как дай-дай. Такой этап развития речи называется образованием временных связей, то есть запоминанием слов и реакцией на них.

    Уже в 7-9 месяцев дети повторяют за папой и мамой разнообразные сочетания звуков. В 10-11 месяцев у них появляются свои реакции на слова, независимо от интонации говорящего.

    Очень важно, в каких условиях у деток формируется речь. И главным условием является правильная, четкая речь папы и мамы, бабушки и дедушки, а не сюсюканье, которое только тормозит формирование четкой речи детей.

    К 11-12 месяцам у детей появляются самостоятельные слова. А уже в полутора годам слова для детей приобретают обобщенный характер. Они понимают то, что говорит взрослый, и появляется возможность усвоения знаний о мире, накопления слов и опыта.

    Следует отметить, что накопление собственного словарного запаса малыша проходит очень активно на втором и третьем году жизни. Если говорить о количестве слов в периоды раннего и дошкольного возраста, то разные исследования приводят разные цифры.

    Самые распространенные данные говорят о том, что до полутора лет словарный запас малыша составляет 10-15 слов. К концу второго года жизни число слов возрастет до 300, к трем годам этот показатель уже составляет 1000 слов.

    К началу третьего года жизни у ребенка формируется грамматический строй речи. Дитя выражает свои просьбы, желания уже не одним словом ”дай”, а в виде примитивных фраз, иногда несогласованных. Например, „мама молоко пить” или „дай тата вода”.

    Родители уже прекрасно понимают эти не совершенные обращения и должны корректировать речь ребенка. В этом заключается их главная задача по формированию правильной и грамотной детской речи.

    Отметим, что в 2 года дети уже понимают и различают формы единственного и множественного числа существительных и глаголов. Они используют в речи даже правильные падежные окончания. До трех лет понимание ребенком речи окружающих существенно превосходит их произносительные возможности.

    Возрастные и психологические особенности развития речи детей 3-4 лет

    В три года речь ребенка интенсивно развивается. Он проявляет активность к своей речи и общению окружающих людей. Необходимо развивать детский речевой аппарат, расширять словарный запас ребенка игровыми ситуациями, и совершенствовать грамматику его речи.

    Дитя может в 3 года уже рассказать о себе связно, ответить на вопросы взрослого. По картинке ребенок может даже рассказать сказку, которая ему знакома благодаря маме. Он умеет соотносить знания с речевой формой.

    Наличие у малыша определенного жизненного опыта помогает ребенку обогащать свои монологи словами-определениями. Так, малыш может назвать цвет и форму предмета, охарактеризовать вкус еды (горячая, холодная, соленая, сладкая) . Понять это можно, когда давать ему четкие задания, например: ”Дай красный кубик”, „ Принеси маленькую ложку”, „Положи куклу на диван”.

    До четырех лет ребенок уже знает назначение предметов и различает степени сравнений (маленький и самый большой) , определяет роли в семье, понимает времена глаголов, используя настоящее и прошедшее время. Это возраст почемучек, когда дети задают множество вопросов.

    И задача взрослых заключается в терпеливом и простом объяснении ребенку того, что его интересует. Родители должны набраться терпения и отвечать на все вопросы, не отмахиваясь от малыша.

    Ведь психологическая особенность формирования речи и жизненного опыта заключается в том, что ребенок обращается к взрослому как к энциклопедии. Поэтому важно играть с малышом в словесные игры, общаться на разные темы и даже рифмовать.

    У малыша развивается четкая склонность к юмору и несуразицам потому, что он реально отличает смысл от бессмыслицы. Юмор является показателем интеллектуального развития, поэтому важно не губить фантазии вашего малыша, всячески их поддерживать.

    А еще нужно учитывать, что в этом возрасте развитие речи зависит от развития мелкой моторики рук. Поэтому следует предлагать малышу разнообразные шнурования и пирамидки, игрыс мозаикой и игры на сортировку, даже перебирание крупы с мамой на кухне станет и полезным для развития речи, и нужной формой приобщения ребенка к домашним делам.

    Возрастные и психологические особенности развития речи детей 4-5 лет

    Родители должны помнить, что познавательная деятельность, а с ней и развитие речи малыша, строится в игровой форме. Ведь именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В игре усваиваются новые знания и оперирование предметами, познание их свойств и качеств.

    Что касается норм речи, ее строения, то от 4 до 5 лет малыш должен говорить так, чтобы его понимали не только папа с мамой, а и посторонние. Он должен понимать отличия строения тела человека от животных (например, волосы-шерсть, руки-лапы, ногти-когти) . Малыш обязан легко превращать единичное число предметов во множественное (мяч-мячи, девочка-девочки) . Он уже легко находит предмет по его описанию и сам может описать самые простые предметы обихода, продукты, животных.

    Речь малыша характеризуется и тем, что он может легко поддерживать беседу, задавая вопросы, отвечая на них. Он пересказывает содержание сказки, описывает свой вчерашний день, впечатления от просмотра мультикови общения с бабушкой.

    В пять лет у ребенка улучшается дикция. Он может прекрасно имитировать голоса животных, передавать интонацией голос определенного героя сказки.

    Его речь богата, грамматически правильная, предложения сложные, но в 5 лет еще допускается, что ребенок не произносит звуки «р» и «л».

    Если же в этом возрасте ребенок разговаривает плохо, то, скорее всего, причину нужно искать в речевом окружении ребенка. Это может быть фактор наследственности, неблагоприятные социальные условия развития.

    Специально дляnashidetki.netДиана Руденко

    Добавить комментарий

    Предварительный просмотр:

    Характеристика речи у детей старшего дошкольного возраста

    У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.

    К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком) , увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

    Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного) . Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

    В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

    Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение) . В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец) .

    Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования) . И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

    В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

    Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

    Знание специфики связной речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения.

    И, как мы с вами успели выяснить из всего выше сказанного, в старшем дошкольном возрасте у некоторых детей еще наблюдаются нарушения звукопроизношения, ошибки в образовании грамматических форм и др. нарушения речи, однако, наиболее подробно остановимся на развитии связной речи детей.

    Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

    Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подходак формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяется при этом обучению тем видам связных высказываний, которые прежде всего используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения ( развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии) . Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые) , способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка. Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально психологи-ческих особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности ) .

    Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

    Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.

    Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

    В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

    Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

    Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

    Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие основные признаки: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли) ; структурное оформление (начало, середина, конец) ; связность (логические связи между предложениями и частями монолога) ; объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания) .

    Для достижения связности речи необходим ряд умений, а именно: умений понимать и осмысливать тему, определять ее границы; отбирать необходимый материал; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно.

    В современной методике программа развития связной монологической речи значительно уточнена и дополнена. В ней предусматривается формирование таких умений, как умения отбирать содержание для своих рассказов, располагать его в определенной последовательности. Кроме того, важно сообщать детям элементарные знания о построении текста и способах связи предложений.

    Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: по функции (назначению) , источнику высказывания, ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок.

    В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты) . В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов: их назначение, структуру, характерные для них языковые средства, а также типичные межфразовые связи.

    Описание – это характеристика предмета в статике.

    Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени.

    Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения.

    Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи) .

    Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или контаминация) . Здесь допускается (с лингвистической точки зрения) терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование.

    В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творческие рассказы.

    Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму.

    В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

    В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.

    Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.

    В старшей группе продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем это могут быть высказывания разных типов — описательные, повествовательные, контаминированные.

    У детей формируются элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста. Необходимо научить их понимать тему высказывания, использовать различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить и озаглавить.

    Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделенный на три части — зеленую (начало) , красную (середина) и синюю (конец) , по которой дети самостоятельно составляют текст. В процессе работы над текстом в целом особое внимание необходимо уделять формированию контроля через прослушивание речи, записанной на магнитофон.

    Цель: научить использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения.

    — Закончите начатые мною предложения: Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него. (отошел) . Утром ребята пошли в гости, а вечером. (ушли) . Мальчик вошел в комнату, вскоре он. (вышел) . Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они. (перебежали) на левую. Дети играли в прятки: Они забежали за дом. Их долго не находили, и они. (выбежали) .

    — Придумайте предложения со словами: шел — перешел — пошел — подошел — вошел — вышел — отошел.

    — Замените словосочетание другими словами: ползет муравей — движется, передвигается; ползет поезд — едет очень медленно; плывет человек —плавает; плывет лодка — движется по воде; плывет облако — движется по небу; сложить дрова — уложить их; сложить песню — написать; бить посуду — разбить что-то; свет бьете глаза — ярко светит.

    — Какие слова, связанные с движением людей, животных, транспорта, вы знаете? (Идти, бежать, мчаться, нестись, лететь, двигаться, ползти.)

    Придумайте короткий рассказ на тему «Лететь стрелой».

    «КАК ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ»

    Цель: подбирать близкие и противоположные по значению слова разных частей речи к заданной ситуации.

    — Вспомните, как мы читали с вами рассказ В. Бианки «Купание медвежат». Я расскажу вам про этих медвежат. Вот выкупались они и пошли гулять по лесу. Но какие они были разные!

    Первый медвежонок веселый, подвижный, очень любил играть. Залез он на дерево. Чует — медом пахнет.

    — А другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень он был медлительный. А как можно о нем сказать по-другому? (Нерасторопный, неуклюжий, неловкий, неповоротливый.) Только он хотел меду поесть, его ужалила пчела. Совсем ему стало плохо и невесело или. (грустно, скучно, обидно) . Какой он был? (Грустный, обиженный, огорченный, печальный.) И к маме он не просто пошел, а. (побрел, поплелся) .

    — Придумайте рассказ о том, как неугомонный и веселый медвежонок развеселил своего братца и заставил его забыть про свою медлительность.

    Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умения ребенка осознанно пользоваться звуковой стороной речи, правильно пользоваться в зависимости от ситуации всеми характеристиками речи развиваются как в специальных упражнениях, так и в процессе любого высказывания.

    Другие статьи по теме:

    Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте. Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органи.

    Развитие осмысленного восприятия связной речи; Развитие диалогической связной речи; Развитие монологической состоит из этапов: обучение составлению рассказа-описания; обучение составлению рассказ.

    Развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста

    Диалог как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми ко.

    Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

    «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразова.

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр.

    Гармоничное развитие детей дошкольного возраста

    Всестороннее гармоничное развитие личности дошкольника Цель: Содействовать личностному, эмоционально-волевому и интеллектуальному развитию детей 5-7 лет, формированию психологической готовности и.

    Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением элементов здоровьесберегающих технологий МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 ОБЩЕР.

    Речевое развитие детей дошкольного возраста по фгос

    Родительское собрание во 2-й младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» (по ФГОС) 1. Вступительная часть. Приветствие Добрый вечер, дорогие друзья! Я предлагаю этот вече.

    Проблема психического развития детей дошкольного возраста

    Влияние игрушки на психическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста Первые шесть-семь лет жизни — наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это вр.

    Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста

    Проект «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект на тему: «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Актуальность да.

    Диплом развитие речи детей старшего дошкольного возраста

    Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников Тема моего диплома:»Влияние русских народных сказок на развитие речи старших дошкольников». Актуальность данной темы очень ва.

    Методы речевого развития детей дошкольного возраста

    Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культу.

    «Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные.

    raguda.ru

    Смотрите так же:

    • Влияние бабушки на воспитание ребенка Роль бабушки и дедушки в воспитании детей Когда мы рассуждаем о воспитательном процессе, то упоминаем, в первую очередь, родителей. Однако не стоит недооценивать и роль старшего поколения в воспитании ребенка. Причем это влияние бывает как позитивным, так и негативным. Как же влияют дедушки и бабушки на ребенка? Для многих молодых мам и […]
    • Развитие произвольности детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по развитию внимания произвольности и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с СГДВ Одной из ведущих проблем современного общества является ухудшение здоровья детей. По данным различных специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии. В структуре патологии стали лидировать […]
    • Социально-коммуникативное развитие дошкольников через Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и родителями Предпросмотр страницы №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 "Сказка" Реферат на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и […]
    • Почему у ребёнка судороги Ночные судороги в ногах у детей и подростков Педиатры систематически сталкиваются с неврологическими проблемами у детей. Проявляются они в первую очередь сведением мышц. Спектр причин этих патологий очень широк. Судороги – это внезапное (приступообразное) непроизвольное сокращение мышечных волокон в комплексе с болевым синдромом. Спазм […]
    • Развитие мышления у дошкольников картинки Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет Развивающие игры для детей средней группы детского сада Игры для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным. Описание: воспитатель […]
    • Чтение детям моя семья Проектная деятельность средней группы на тему: «Моя семья» Проектная деятельность средней группы на тему: «Моя семья» Дата, период реализации проекта: с 14 января по 28 февраля Проект: средней продолжительности, информативно - творческий, групповой Цель проекта: формировать у детей понятие «семья», воспитывать любовь и уважение к семье, […]
    • Диагностика уровня развития ребенка игровая деятельность Диагностика уровня развития детей 3 лет В 4 года поведение ребенка приобретет новые черты, которые будут отличать его от малышей. Например, возрастают физические возможности детей, эти дошкольники нуждаются в содержательных контактах со сверстниками, продуктивно сотрудничают со взрослыми. Возрастает активность детей, что создает новые […]
    • Речевое развитие дошкольников проблемы и пути решения «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» /тематический педсовет «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов, путем усовершенсвования образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей и эффективной деятельности в данном […]