Что должен уметь ребёнок в 3 года

Развитие ребёнка 3-х лет

Как развивать и воспитывать ребёнка 3 лет

К трем годам у ребенка совершенствуется координация движений, приобретаются более сложные навыки. Малыш кушает сам. При условии постоянной практики он может самостоятельно одеваться и раздеваться: застегивать пуговицы, натягивать колготы, обувь. Хотя малыш еще может путать левую и правую туфлю и надевать футболку задом наперед.

Что касается самостоятельности, то к трем годам малыш начинает проявлять инициативу, заботясь о других.

Вы смело можете привлекать его к участию в уборке или просить о помощи при подготовке к семейному ужину. Например, попросите его посчитать количество членов семьи и достать столько ложек. Пусть малыш разложит их на столе. Приучайте его убирать за собой посуду со стола.

В три года ребенок хочет быть как мама и как папа. Воспользуйтесь этим и закрепите за ним небольшие домашние обязанности. Например, ребенку уже вполне по силам без посторонней помощи кормить рыбок, поливать растения, поддерживать порядок в шкафу с игрушками. Разумеется, ваш контроль со стороны необходим. Если ребенок осваивает новое для него занятие (постирать носовой платочек, полить любимый цветок), обязательно организуйте его работу так, чтобы малышу было удобно ее выполнять. Научите ребенка, как правильно следует делать ту или иную работу. Ни при каких обстоятельствах не пугайте ребенка трудом и не наказывайте им за какие-то неудачи или проступки. Обязательно соизмеряйте поручения для малыша с его возможностями, физическим и психологическим состоянием. Хвалите его за желание самостоятельно делать что-то. Не отчаивайтесь, если ваш ребенок вчера был самостоятельным, а сегодня ничего сам делать не хочет. Чтобы он что-то сделал, ему должно это нравиться.

Дети очень наблюдательны и быстро перенимают привычки и манеры взрослых. Если вам не нравится что-то в поведении вашего ребенка, оглядитесь вокруг — может, малыш просто копирует вас или кого-то из ваших родственников или знакомых.

Особое внимание нужно уделить способности ребенка общаться и выражать свои мысли при помощи слов. Как правило, в возрасте двух лет происходит резкий скачок в развитии речи. Это не значит, что ваш ребенок должен заговорить, как только ему исполнится два года или на следующий день после своего дня рождения. И хотя становление речи у каждого происходит индивидуально, большинство детей именно в период между двумя и тремя годами значительно увеличивают свой словарный запас и начинают говорить на понятном взрослым языке.

Развитие речи необходимо всячески поощрять. Рекомендуется много разговаривать с ребенком, но обязательно спокойным тоном, не повышая голоса. Если в словах малыша не все понятно, не стоит ругать его за это или расстраиваться. Просто дайте ему возможность слышать правильную речь, не искаженную «сюсюканьем». Чтобы разобраться, правильно ли вы поняли, или исправить недостатки произношения, попробуйте повторять за ребенком его слова. Например, он попросил: «Мама, дай книжку». Спросите его: «Дать тебе книжку?», показывая при этом на нее. Если вы его не поняли и он просил совсем другое, он скажет вам об этом. К тому же, разговаривая с ним подобным образом, вы даете ему возможность еще раз услышать правильное произношение слов.

Развитие речи является одним из ключевых этапов становления личности. Правильная, четкая речь зависит и от эмоционального состояния ребенка. В этом возрасте часто появляется такая проблема, как заикание. Если не считать наследственности, то заикание может возникать по следующим причинам:

❀ возбужденное состояние. Если ребенок по какой-то причине не имел возможности отдохнуть за день, его организм перегружается и нервная система может отреагировать появлением заикания;

❀ ребенка заставляют выступать на публике. Родители часто грешат этим и заставляют ребенка демонстрировать свои достижения;

❀ ребенка внезапно сильно напугали или накричали на него;

❀ родители решили резко изменить систему воспитания и установить более строгую дисциплину.

Есть еще одна причина заикания — невнимание взрослых. В возрасте двух лет ребенок начинает строить сложные длинные предложения и поначалу делает это медленно, подбирает слова, сбивается. Если взрослые прерывают его, не слушают или слушают невнимательно, не проявляя должного интереса, то ребенок начинает торопиться, сбивается еще больше. Если ситуацию пустить на самотек, то у малыша может развиться постоянное заикание, что, в свою очередь, может стать причиной формирования различных комплексов.

Однако спокойный, терпеливый, доброжелательный собеседник поможет снять нервное напряжение. А внимание, вовремя уделенное ребенку, позволит избежать развития заикания.

Нужно помнить, что развитие речи неразрывно связано с другими аспектами повседневной деятельности малыша. Ребенок легко понимает и усваивает слова, обозначающие предметы и их свойства, если они связаны с действиями, выполняемыми регулярно. Попадая в различные жизненные ситуации, в которых он использует всевозможные предметы, ребенок осознает назначение каждого предмета и его свойства. Можно сказать, что развитие речи напрямую связано с предметной деятельностью. Кроме этого, огромное влияние на развитие речи оказывает развитие мелкой моторики, а так же качество слухового восприятия ребенка.

К трем годам речь детей становится более связной и выразительной, словарный запас значительно расширяется. Они могут составлять небольшие рассказы, основанные на описании картинки или личного жизненного опыта. Сначала малыш составляет рассказы, опираясь на наводящие вопросы. Со временем истории становятся все более содержательными и самостоятельными.

Следует проанализировать психическое развитие своего ребёнка. О нормах психического развития ребёнка 3-х лет вы узнаете из этой статьи.

Советы для родителей

В возрасте двух, трёх лет большую роль играют развивающие игры.

Развивая, воспитывая ребёнка, играя с ним, принимайте во внимание характер и темперамент своего ребенка. Иногда бывает трудно удержаться от сравнения малыша с другими детьми. Однако это не приносит пользы и может оказать пагубное влияние на психику ребенка.

Развивайте способности ребенка исходя из его интересов, а не ваших амбиций. Моя дочь, например, начала проявлять интерес к животным. С тех пор походы в зоомагазин стали у нас традицией. Мы выписываем детские журналы про животных, вместе кормим птиц (на кухне у нас две кормушки), ездим в зоопарк, смотрим фильмы ВВС.

Всегда начинайте новую игру с простого варианта. Если вы видите, что ваш ребенок легко с ним справляется, — усложняйте. Тем самым вы поддержите интерес к игре.

Поскольку известно, что развитие моторики рук стимулирует работу головного мозга, старайтесь тренировать обе руки ребенка одинаково.

Если вы собираетесь играть в игры, где нужны наглядные материалы (вырезанные геометрические фигуры, например), или хотите заняться аппликацией, советую подготовиться заранее, вырезав все необходимые фигурки. Дети в возрасте двух, трёх лет еще не способны долго концентрироваться на одном занятии и им нужно быстро видеть результат своей деятельности.

Не стоит списывать частые капризы ребенка или желание портить вещи на его плохой характер. Как правило, это результат того, что ребенку просто нечем заняться. Старайтесь уловить момент, когда малышу уже наскучила игра, и переключить его внимание на что-нибудь другое.

Если вы собираетесь принимать гостей, обязательно продумайте, чем в это время будет занят ребенок. Если же гости приходят к нему, вам стоит решить, каким образом будут организованы их игры и развлечения.

Соблюдайте определенный установленный режим. Это придаст уверенности вашему ребенку

Привлекайте к играм всех членов вашей семьи. Например, старшим детям будет очень интересно вместе с вами изготовить предметы, необходимые для игр: вырезать фигурки, нарисовать лабиринты и т. д. Может быть, они в процессе подготовки научатся пришивать пуговицы?

www.alegri.ru

3 года ребенку: развитие и поведение

Как происходит развитие ребенка в 3 года? Родители наблюдают много внешних изменений в трехлетнем малыше. Но также заметны трансформации в психическом, эмоциональном, интеллектуальном, речевом развитии. Как помочь ребенку прожить кризисный период жизни?

Трехлетний малыш — мастер на все руки. Он умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, пить и есть, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем. Умело строит башню из кубиков, складывает мозаику, копает лопаткой песок, может рисовать круги, линии и примитивного человечка, распознает геометрические фигуры, цвета, названия животных, транспорта и еще делает много других полезных и важных дел в жизни. Кроме того, трехлетка умеет мастерски капризничать и даже закатывать истерики. Почему так происходит?

Общее физическое развитие ребенка 3 лет

Какими двигательными навыками овладевает трехлетний малыш? Как развивается его организм?

  • Крупная и мелкая моторика. В 3 года ребенок уверенно бегает, прыгает, стоит на одной ноге, изменяет направление движения, с легкостью преодолевает препятствия, ездит на трехколесном велосипеде, ловит мяч, поднимается и спускается по ступеням без опоры. Также ловкими становятся руки: малыш способен самостоятельно расстегнуть пуговицы, снять обувь на липучках, уверенно орудует ложкой, аккуратно пьет из чашки, держит карандаш указательным и большим пальцем, мастерски разворачивает конфеты.
  • Мозг и нервная система. Количество нервных клеток и связей между ними увеличивается, но нервная система еще незрелая. Совершенствуется мозговая деятельность. Мозг также увеличивается в объеме. У трехлетнего малыша начинает симметрично развиваться правое и левое полушария, а также связи между ними. Правое полушарие отвечает за пространственно-зрительные восприятия, двигательную активность, эмоции, чувства, воображение, творческое мышление. Левое связано с логикой, аналитическим, рациональным мышлением, речью, способностью осваивать письмо и чтение. Некоторые исследователи считают, что у девочки в 3 года быстрее развивается левое полушарие, поэтому она может раньше начать говорить. А у мальчика в этом возрасте может быть более развито правое полушарие — он лучше ориентируется в пространстве, быстрее двигается.
    • Пропорции тела. Какие изменения в теле можно наблюдать? Голова уже не кажется слишком большой, потому что увеличиваются другие части тела. Шея удлиняется, плечи становятся шире, живот по-прежнему выдается вперед, лопатки выпуклые. Ноги и руки малыша заметно вытягиваются, его фигура становится пропорциональнее. Важная особенность этого возраста — формирование естественных изгибов позвоночника.
    • Рост. Показатели роста ребенка в 3 года во многом зависят от наследственности, качества питания, условий среды, пола. Средний рост мальчиков этого возраста: от 92 до 100 см. Средний рост девочек этого возраста: от 90 до 98 см.
    • Вес. Жировой ткани у трехлетних малышей становится меньше, ее замещает мышечная ткань, причем у мальчиков ее больше. Прибавка в весе стабильна, но она уже не столь интенсивна, как на первом и втором году жизни. Средний вес мальчиков этого возраста: от 14 до 16 кг. Средний вес девочек этого возраста: от 13,5 до 15,5 кг.
    • Сон. Общая норма сна — 12 часов. Хорошо, если на ночной сон отводится 10 часов, а на дневной — 2. Бывает, что в 3 года дети перестают спать днем, тогда нужно увеличивать ночную норму. Недосыпание в этом возрасте негативно сказывается на общем развитии малыша, в первую очередь — на нервной системе.
    • Психоэмоциональное и интеллектуальное развитие

      Как развивать ребенка в 3 года? Достаточно ли ему тех навыков и умений, которые он получает в повседневной жизни во время общения и игры? Или требуются какие-то дополнительные занятия по методикам раннего развития?

      Школы раннего развития: краткий обзор методик

      Если малыш не пошел в сад, психологи рекомендуют посещать группы школ раннего развития. В первую очередь — для социальной адаптации, а уже во вторую — для развития интеллектуальных, творческих способностей, эстетического вкуса.

    • Методика Зайцева. Главная цель — обучение раннему чтению, чистоте речи, грамотному владению родным языком. Разработал систему педагог Н.А. Зайцев. По его мнению, единицей построения языка является слог. Самое известное методическое пособие — «кубики Зайцева». На их гранях написаны слоги, из которых дети учатся складывать слова. Методику можно применять уже с 2 лет. Также Н.А. Зайцев разработал методику обучения грамматике русского, украинского, английского языков и математике.
    • Методика Глена Домана. Система раннего обучения чтению разработана американским врачом-физиологом. Методика состоит в том, чтобы научить малыша воспринимать слова не по слогам, а в целостности. Достаточно ребенку несколько раз посмотреть на написанное слово, чтобы его запомнить и потом узнавать в тексте. Эту методику можно применять с первого года жизни. Нужно писать слова крупными буквами на отдельных карточках и показывать их ребенку. Также можно подписывать названия предметов, которые окружают малыша в повседневной жизни, затем менять карточки.
    • Вальдорфская педагогика. Разработана в начале ХХ века немцем-философом Рудольфом Штайнером. Какие особенности этой системы воспитания? Уделяется внимание развитию творческих способностей, эстетического, художественного вкуса, самостоятельных навыков. И никакого раннего чтения, математики, иностранных языков! Задача системы — подарить и продлить настоящее детство. В вальдорфских школах нет новомодных развивающих игрушек, методических пособий. Здесь принято делать игрушки своими руками из подручных материалов, ткани, глины, дерева. Внешняя простота системы помогает ребенку опираться не на прелести цивилизации, а на свои способности, природные возможности. Также здесь принято заботиться о животных, в садах и школах обязательно есть живой уголок.
    • Методика Монтессори. Мария Монтессори — итальянский педагог и врач — основала известную во всем мире педагогическую систему. Какие особенности этой авторской методики? Главная задача — поддержать инициативу ребенка, дать ему возможность выполнять задачи самостоятельно, идти от простого к сложному, постепенно осваивать новые навыки. Взрослые в этой ситуации — всего лишь наблюдатели, которые готовы поддержать, но помогают только по просьбе малыша. В школах Монтессори идет активная социальная адаптация. Здесь принято, чтобы в одной группе были собраны дети разного возраста, и младшие учились у старших, а не у взрослых. Детям не навязывают игру и обучение. В школе много игровых методик, которые дети выбирают по своему желанию и способностям.
    • Методика Никитиных. Авторская методика супругов Елены и Бориса Никитина, воспитывающих своих детей по специальной программе, которая отличалась от принятых в Советском Союзе педагогических принципов. Никитины большое внимание уделяли физическому, интеллектуальному развитию детей. Педагоги считали, что нужно избегать двух крайностей в воспитании: чрезмерной опеки и неограниченной свободы. До сих пор используются развивающие игры, разработанные Никитиными. Отношение к этой методике неоднозначное. Некоторые психологи считают, что у Никитиных был слишком суровый подход к детям, которые росли в спартанских условиях. Их детям потом было сложно адаптироваться в социуме, поскольку они воспитывались в замкнутой среде.
    • Плюсы раннего развития

    • У малыша появляется возможность общаться с ровесниками и «чужими» взрослыми.
    • Дети гораздо быстрее усваивают информацию в учебно-игровой среде именно в группе, а не в домашней атмосфере.
    • Хорошая физическая подготовка и возможность поиграть в новые подвижные игры.
    • Разнообразие развивающих игр и игрушек, книг, методических пособий.
    • Смена обстановки.
    • Развитие творческого потенциала: пение, танцы, рисование, лепка.
    • Формирование навыков самостоятельности.
    • На что обратить внимание?

    • Развивать малыша желательно по какой-то одной методике и не слишком перегружать его информацией.
    • Важно выбрать не саму методику, а педагога, который ее преподносит.
    • Престижность и популярность методики еще не означает, что она подходит для конкретного ребенка.
    • В группе легко подхватить ОРВИ, грипп или летучую вирусную инфекцию, ребенок может часто болеть (хотя это неминуемый этап).
    • Лучше выбирать школу, которая находится близко от дома.
    • Развитие ребенка 3 лет невозможно представить без двигательной активности. Подвижные игры в этом возрасте должны быть понятными, с каким-то незатейливым сюжетом, перевоплощением в животных, птиц, сказочных героев. Подвижные игры дают не только хорошую физическую подготовку, но также учат ребенка логически мыслить, анализировать ситуации, фантазировать. Командный дух в этом возрасте дети еще не осознают, но уже способны взаимодействовать со сверстниками. Для организации подвижных игр можно использовать спортинвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли, веревки, шесты и т.д. Активные игры можно проводить в помещении и на свежем воздухе.

      Развивающие игры и игрушки

      Чем занять ребенка в 3 года и в то же время развивать его память, внимание, воображение, логику, творческие способности? Для этого существуют развивающие игры и игрушки. К ним относятся пазлы, мозаика, раскраски, кубики, конструкторы, лото, рамки-вкладыши, матрешки, составные картинки. В этом возрасте ребенок способен различать и называть цвета, геометрические формы, распознавать различные признаки предметов, классифицировать их. Какие игрушки интересны малышам этого возраста? Все виды транспорта, мягкие игрушки, куклы, посуда, музыкальные игрушки, инвентарь для воды и песка. Также нравятся динамические игрушки, в которых отдельные части могут вращаться, выниматься, переставляться. Не обойтись в этом возрасте без красок, карандашей, пластилина, массы для лепки.

      Основная цель сюжетно-ролевых игр — приобщать малыша к социальным ролям и адаптации вне семьи, моделировать различные жизненные ситуации, развивать коммуникативные навыки, знакомить с профессиями. Самостоятельно в сюжетно-ролевые игры в этом возрасте дети не умеют играть, им пока помогают взрослые. Какие игры самые любимые? «Дочки-матери», «Магазин», «Лечение у врача», «Семья», «Прогулка», «Приглашение на день рождения», «Зоопарк», «Строительство дома», «Сад-огород», «Поездка на транспорте» и многие другие. Часто такие игры возникают спонтанно.

      Интенсивное речевое развитие ребенка с 3 лет обусловлено активной коммуникацией, которая начинается в этом возрасте. Теперь малышу важно рассказать о своих впечатлениях, поделиться переживаниями. В 3 года у большинства детей развивается фразовая речь. Наблюдается много речевых дефектов, малыши не произносят шипящие, свистящие, сонорные звуки, иногда проглатывают слоги, строят неправильно предложения. Это не считается отклонением от нормы. Специальные упражнения для постановки звуков пока не требуются. Можно проводить игры с имитацией звуков. Например: как пищит комарик? («з-з-з»); как жужжит плеча? («ж-ж-ж»), как шумит море? («ш-ш-ш»), как рычит собака? («р-р-р»). Если до 3 лет малыш не заговорил, нужно проконсультироваться с невропатологом и логопедом.

      Общение со сверстниками

      У малышей этого возраста проявляется живой интерес к сверстникам. Дети могут играть в совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры. Но самостоятельно организовывать игру пока не умеют. Некоторые дети могут наблюдать за другими детьми, но сами будут стоять в стороне. В этом возрасте малыш уже способен выделить кого-то из группы, проявить симпатию, сочувствие. Но также нередко проявляет агрессию, особенно если игра идет против его правил или кто-то забрал игрушку. Детям этого возраста полезно находиться в группе. Это первые шаги к социальной адаптации. Если же ребенок боится общаться со сверстниками, не стоит насильно тянуть его к детям. Можно занять позицию наблюдателей и комментировать ребенку действия других детей.

      Психологический кризис 3 лет проходит под громким девизом: «Я хочу! Я сам!». В поэтическом варианте это звучит примерно так: «О, дайте, дайте мне свободу!».

    • Протест, негативизм и желание быть самостоятельным. Малыш требует свободы, но не знает, что с ней делать. Единственный способ заявить о себе как личности — выразить протест. Картина мира расширяется, эмоции и чувства захлестывают, но контролировать, осознавать и интегрировать свои состояния ребенок пока не способен. Психологи обращают внимание: важно прожить кризис, не подавляя свободы, но в то же время четко расставлять родительские личностные границы. Иначе, как в простонародье говорят, дитя сядет на голову.
    • Отзеркаливание эмоций взрослых. Дети подключаются к чувствам взрослого и общей эмоциональной атмосфере в семье. Причины неадекватного поведения малыша часто лежат во внутрисемейных отношениях. Самая крепкая эмоциональная связь в этом возрасте у ребенка с мамой. Если женщина в депрессии, подавлена, не способна выражать любые эмоции, то ребенок будет пытаться выводить ее из себя, чтобы «оживить», встряхнуть, проявить хотя бы негатив. Конечно, ребенок провоцирует мать неосознанно.
    • Агрессия. Агрессия — естественная биологическая реакция нашей психики. Нельзя ее подавлять и отрицать, также не рекомендуется отвечать агрессией на агрессию. В этом возрасте малышу еще трудно осознавать собственные эмоции, но приучать его к этому процессу нужно. Многие родители спрашивают: стоит ли давать сдачу, если кто-то обижает и толкает на детской площадке? Психологи рекомендуют учить малыша давать «вербальную сдачу»: то есть озвучивать свое возмущение, говорить о неприятии агрессии. Но в большинстве случаев тактика поведения зависит от родительского мнения, которое далеко не всегда совпадает с точкой зрения психолога. Особенно это касается воспитания мальчика: «бей в ответ, мужик ты или нет?».
    • Истерики. В трехлетнем возрасте истерики — нормальное явление, нужно быть к ним готовыми морально. В кризисный период истерики могут случаться 2 раза в неделю. Но они не должны повторяться слишком часто и входить в привычку. Что делать, если малыш закатывает истерики каждый день несколько раз на протяжении длительного времени? Во-первых, нужно пересмотреть методы воспитания. Они обязательно должны быть согласованы с бабушками и дедушками, чтобы не было разногласий. Во-вторых, проконсультироваться с невропатологом и психологом.
    • Проявление темперамента. В трехлетнем возрасте уже явно прослеживается тип нервной системы. Истерик не бывает разве что у невозмутимых и спокойных детей-флегматиков. Холерики заводятся вполоборота. Сангвиники отходчивы, с ними легче договориться. Меланхолики страдают молча и долго, тихо льют слезы и накапливают обиду. Важно находить подход к каждому типу темперамента. Не все методы одинаково хороши.
    • Перевозбудимость нервной системы. В кризисный период важно придерживаться режима дня: полноценный сон, рациональное питание, обязательные прогулки на свежем воздухе. Активные, подвижные игры должны быть в первой половине дня. Перед сном можно читать книги, слушать спокойную музыку, петь ребенку колыбельные. Необходимо предпринимать все меры, чтобы успокаивать нервную систему, а не перегружать ее. Также стоит задаться вопросами: какие мультфильмы смотрит малыш, какие взрослые и дети его окружают, в какие игры он играет?
    • Что делать с капризами и истериками

      Важно, в каком состоянии пребывает мама, когда у малыша истерика. Нужно останавливать неадекватные действия ребенка с твердостью, но также с любовью и пониманием состояния малыша. Его нервная система еще не имеет «предохранителей», структура нервных клеток инертна и пока не тормозит истерику.

    • Требовательность и запреты. Важно с раннего детства формировать запреты, которые касаются здоровья, безопасности жизни. Также малыш должен уже осознавать ценность некоторых предметов, элементарные этические нормы поведения. Но требовательность должна соответствовать возрасту, а запретов не должно быть слишком много. Все время запрещать — значит забирать у малыша его любознательность, инициативу, стремление к познанию. Также важно, чтобы запреты были последовательными.
    • Сдерживание гнева и сопротивления малыша. Эта стратегия не заключается в том, чтобы прямо говорить: «Замолчи! Закрой рот!» и т.п. Прямое подавление гнева может привести к самоагрессии и чувству вины. Сдерживание негативных эмоций ребенка заключается в умении переключить малыша на позитивные эмоции, конструктивный диалог. Важно при этом оставаться уравновешенным и спокойным, не повышать тон, не кричать, то есть не зеркалить его.
    • Комментарии поведения. Необходимо выразить понимание поведения ребенка («Да, не хочется идти домой, потому что игра такая интересная»). Затем важно объяснить ему, почему он так себя ведет, почему гневается или капризничает, то есть описать его чувства и эмоции. Такой метод в педагогике называется «интерпретацией поведения» или «активным слушанием». Дальнейший шаг — привести собственные аргументы и объяснить, почему так важно пойти сейчас домой. Эта стратегия дает положительные результаты не сразу. Часто бывает, что дети еще больше начинают сопротивляться. Важно не отступать от метода, и через какое-то время малыш начнет вас слышать, а потом уже слушаться. Интерпретация поведения поможет малышу осознавать собственные чувства и научит понимать эмоциональное состояние другого человека.
    • Переключение внимания. Ребенок в 3 года легко переключает внимание на другие, более интересные, позитивные объекты. В этом случае важно: не обманывать, не сулить золотые горы, не вступать во взаимоотношения «ты — мне, я — тебе». Лучше всего переключать внимание в игровой форме. Этот метод эффективен примерно до 4 лет, пока малышу трудно осознавать свое поведение и состояние. В дальнейшем переключение внимания приводит лишь к усугублению психологической проблемы, подавлению причины.
    • Жесткие меры. Если истерику не удалось купировать в самом начале, остановить ее увещеваниями и аргументами уже нет возможности. Поэтому лучше все-таки учиться видеть грань, к которой ребенок не должен подходить. Но бывают ситуации, когда малыш быстро переходит в стадию тотальной истерики. Как реагировать? На кого-то действует метод игнорирования: ушли зрители — прошла истерика. Кому-то нужны жесткие методы: умыть холодной водой, поставить под прохладный душ. Многие мамы не выдерживают накала страстей и шлепают ребенка, что приводит к еще большей истерике.
    • Влиять на малыша и находить с ним общий язык можно лишь тогда, когда он спокоен и здоров. Если малыш уставший, перевозбужденный, голодный, агрессивный, ему трудно что-либо объяснить.

      Физическое, психическое, интеллектуальное, речевое развитие ребенка в три года идет быстрыми темпами. Малыш энергичен, активен, любознателен, сообразителен, не перестает удивлять родителей новыми достижениями, а нередко — и капризами. Важно в этом возрасте заложить положительный образ «я» у ребенка, создать все условия для формирования у него здоровой самооценки.

      kids365.ru

      Интересные занятия с 3-х летним ребенком дома: увлекаем и развиваемся

      В три года ребенком должны быть изучены базовые понятия, благодаря которым будет заложен базовый фундамент для его интеллектуального развития. Обычно родители предпочитают проводить подобные занятия дома, в спокойной обстановке (поскольку зачастую у ребенка трех лет имеется некий страх общества и сверстников: на групповых занятиях многие малыши смотрят друг на друга, готовые исправить даже правильный ответ, если он будет отличаться от чужого). Какие же занятия проводить с трехлетними детьми?

      Занятия с малышом 3-х лет — увлекательное дело: учим цвета

      Что должно быть изучено ребенком?

    • Счет до пяти.
    • Знание небольшого количества геометрических фигур.
    • Базовые навыки сравнения.
    • Верный подбор пары.
    • Помните, что в три года у детей не имеется долгой фиксации на одном предмете, поэтому занятия необходимо проводить часто и понемногу (лучше провести три занятия по 20 минут, чем одно по часу).

      Учим фигуры по рисункам

      Развивающие занятия могут включать в себя использование карточек, пазлов, прописей и творческих заданий.

      В три года малыш все еще может жевать бумагу, поэтому не поленитесь заламинировать карточки, чтобы Вам не приходилось на каждое занятие распечатывать новый комплект. Обычно развивающие игры с детьми проводятся по следующей схеме: Вы показываете малышу карточку с каким-либо изображением (для детей лучше выбирать максимально простые и понятные рисунки) и просите повторить рисунок, либо сказать, сколько предметов изображено на картинке. Если у вас имеется комплект парных карточек, то Вы можете попросить детей сыграть в развивающие память игры: «найди пару», «вспомни спрятанное изображение», «найди отличие» и так далее.

      Занятие с карточками решает сразу несколько задач

      Помните, что подобные занятия можно проводить не только дома, но и на улице.

      Например, в теплое время года Вы можете сделать игру по поиску сокровищ: вручите ребенку настоящую пиратскую карту (с помощью обыкновенного кофе бумагу можно состарить на несколько лет), на которой крестиками будут указаны развивающие карточки. Объясните ребенку, что ему необходимо решить задачку, чтобы иметь возможность пройти дальше.

      Если у Вас несколько детей, то можно провести настоящее соревнование (помните, что каждый из детей должен получить собственный поощрительный приз).

      Если на улице холодное время года, то подобное соревнование можно провести и дома, предварительно спрятав все хрупкие предметы.

      Для детей трех лет лучше всего подбирать крупные картинки, состоящие из небольшого числа деталей.

      Обучающие пазлы для маленьких «Ферма»

      Разрежьте развивающие картинки на вертикальные линии (они должны быть достаточно крупными). Суть занятия состоит в том, чтобы малыш собирал пазл и одновременно учил название, облик и расположение числа на числовой прямой.

      Данный материал поможет малышам развивать ручки, а также правильно писать цифры, свободно составляя из них числа. Подбирайте прописи так, чтобы линии в них были достаточно крупными и четкими.

      Раскраски с цифрами можно давать детям с 3-х лет

      Они особенно любимы детьми, поэтому старайтесь использовать эти развивающие материалы как можно чаще. Благодаря своей компактности, раскраски могут быть использованы как дома, так и на улице в любое время года. Для детей трех лет постарайтесь подобрать раскраски, в которых употребляется не только изображение числа, но и его письменное название (это поможет тренировать чтение и речь).

    • Нахождение и обоснование ошибок.
    • Нахождение сходств и различий.
    • Запоминание слов и картинок.
    • Концентрация внимания.
    • Последнее особенно важно: занятия со многими детьми трех лет осложняются тем, что ребенку нужно много двигательной активности, а, если ее не дают, то малыш проявляет свое недовольство в виде плача и истерик. Именно поэтому составляйте занятия грамотно: не более 20 минут, причем через 10 минут после начала занятия рекомендуется сделать небольшую физкультурную минутку.

      Игровое занятие можно проводить в любом месте

      Если Вы занимаетесь дома, можете в качестве поощрения за активную работу пойти погулять с отпрыском туда, куда захочет именно он.

      Как можно чаще играйте с чадом в ассоциации и противоположности (таким образом тренируется быстрота реакции, речевое и логическое мышление). Для детей трех лет особенно актуальны сказки, поэтому рассказывайте сказку с небольшой ошибкой, которую нужно исправить (например, время года — лето, а рассказчик говорит: «сегодня мы пошли кататься на санках»).

      Игры на улице можно сделать обучающими

      Если Вы занимаетесь дома, дайте малышу несколько карточек с разными предметами, предложив добавить недостающие — таким образом, вы дополнительно будете развивать у детей фантазию.

    • Предложения должны насчитывать не менее 5-6 слов.
    • Малыш должен уметь называть свои личные данные.
    • Четкое различение признаков какого-либо предмета.
    • Знание нескольких действий (ходит, плачет, говорит, мяукает и так далее).

    Речевое занятие перед зеркалом

    Если Вы занимаетесь дома, подготовьте кубики или карточки с буквами, чтобы малыш продолжал составлять из них слова. Помните, что у детей трех лет все еще не очень хорошо развита память, поэтому не задавайте малышу выкладывать сложные слова или повторять длинные предложения

  • Самостоятельное одевание одежды.
  • Вырезание картинок.
  • Раскрашивание картинок.
  • Знание базовых правил аккуратности.
  • В 3 года малыша надо обучать самообслуживанию

    Если занятия проводятся дома, то развешивайте по всей квартире плакаты с правилами гигиены — проходя мимо них, малыш подсознательно будет запоминать их (помните, что отпрыска трех лет можно научить очень быстро, а вот подростка 16-17 лет научить уже ничему не удастся).

    Также стремитесь развивать творческое начало у сына или дочки: хотя бы раз в 2-3 месяца устраивайте тематические праздники, на которые можно подготавливать костюмы, декорации, сценарии и даже несложные блюда.

    Таким образом Вы будете постепенно говорить малыша к самостоятельной жизни, между делом развивая творческое начало.

    Если у Вас недостаточно времени на проведение такие мероприятий, то постарайтесь хотя бы иногда готовить поделки из обыкновенных бытовых предметов: птички из стаканчиков, домики из коробок и так далее.

  • Названия нескольких животных.
  • Названия разнообразных растений.
  • Отличие овощей от фруктов, ягод и грибов.
  • Знание основных природных явлений.
  • Знание времен года и суток.
  • Занятия с крупами учат аккуратности

    Заранее приготовьте карточки с изображениями различных птиц, животных и растений. При этом старайтесь выбирать тех существ, которые встречаются именно в Вашем городе, чтобы можно было при прогулке показать малышу птицу или зверя и рассказать о них что-то интересное (при этом не стремитесь загрузить ребенка непонятными и сложными фактами, вместо этого рассказывая интересные истории и рассказы).

    Физическое развитие также важно для малыша, как и интеллектуальное. Это связано с тем, что, когда чадо пойдет в школу, у него будет не только уроки физической культуры, на которых необходимо выполнять все задания на ловкость, силу и выносливость, но и подвижные игры с одноклассниками на переменах. если ребенок по каким-то причинам не сможет принимать участие в них, то количество его возможных друзей рискует сократиться.

    Каждое утро начинайте с несложной зарядке, включающей в себя упражнения на разогрев мышц, растяжку и обязательный легкий бег.

    Спортивные занятия малыши очень любят

    Если у Вас дочка, то включите в программу разнообразные танцы — обычно они приходятся по душе именно малышкам, мальчики же предпочитают игры с мячом и прыжки.

    Обязательно используйте снаряды для упражнений: скакалки, разнообразные мячики, детские гантельки, яркие обручи и гимнастические коврики — все это поможет ребенку выполнять упражнение с большим качеством и удовольствием, при этом снижая риск получения травмы.

    detki.guru

    Развитие ребёнка с 3 до 4х лет. (Ребёнок 37-48 месяцев).

    Перешагнув порог своего трёхлетия, ваш малыш вырос не только по физическим показателям, но также овладел множеством умений и навыков, необходимых для дальнейшего роста и развития. На четвёртом году жизни ребёнок умеет достаточно внятно выражаться свои эмоции, мысли и чувства с помощью речи. Малыши с 3 до 4 лет имеют словарный запас 1000-1500 слов и могут говорить двух-трёх словными предложениями.

    Большинство детей в возрасте 3-4 лет отличаются хорошей психомоторной развитостью. Их движения уже скоординированы, они легко одеваются и раздеваются. Умеют застёгивать пуговицы или брать даже самые мелкие предметы в руки. Развития моторика даёт возможность малышам 3-4х лет рисовать.

    Поэтому одно их самых любимых занятий детей в возрасте с 3х лет становиться рисование. Причем малышу совсем не важно «красивость» или «натурность» его рисунка, он рисует ради процесса. Обратите внимание, как самозабвенно могут рисовать дети 3-4х лет, особенно если взрослые не мешают или не препятствуют этому процессу.

    Если ваш малыш начал рисовать, причём совсем, неважно правильно ли он держит карандаш или кисточку, то не стоит мешать ему или ограничивать количество изрисованных листков и т.д. Рисование в возрасте 3-4х лет – это процесс, который соединяет зрительное и моторное развитие ребёнка. Чем больше ваш малыш рисует, тем быстрее и активнее он развивается.

    Кроме того, учёные и психологи детского развития считают, что рисование в три-четыре года, это этап подготовки детской психики и руки для дальнейшего освоения письма букв, цифр, а потом уже и слов.

    Что же еще любит делать ваш малыш в возрасте от 3 до 4 лет? Так как ребёнок уже достаточно силён и вынослив физически, а энергии хоть отбавляй, то малышу очень интересны длительные прогулки и игры на свежем воздухе. Благодаря новым знаниям и впечатлениям малыш расширяет свои границы развития. Поэтому если вы до сих пор не путешествовали с малышом (или хотя бы не выезжали на пикник или прогулку за город) то, стоит это начать делать прямо сейчас.

    Что умеет ребёнок в 3 – 4 года жизни:

    — отлично ходит, бегает, прыгает

    -может долго гулять, ходить, рассматривать новое

    — стремиться узнать значения слов («что значит это? Почему происходит то?»)

    — внятно говорит, знает дни недели, цвета, животных и птиц. Может рассказать вам что было в садики, что делала бабушка и т.д.

    — придумывает игры, может соблюдать правила игры

    Рекомендации 3 – 4 годам жизни ребёнка:

    1. Продолжайте много гулять с малышом. Берите его с собой в музей, гости, на прогулку за город. Пусть у вашего малыша будут постоянно новые интересные впечатления.
    2. Развивайте и поощряйте фантазию ребёнка. Придумывайте игры с сюжетом (Магазин, Школа, Заправка авто и т.д.) Пусть ваш малыш даёт имена героям игры, совершает действия, придерживается правил.
    3. Не запрещайте малышу играть и использовать для игры даже те вещи, которые вы используете в повседневной жизни (половник, кастрюли, дуршлаг, одеяла и т.д.) – чем больше ваш малыш находит применения этим предметам, тем быстрее у него развивается мышление и смекалка.
    4. Выработайте определённые семейные ритуалы. К примеру, приготавливаясь ко сну, убирайте вместе игрушки и читайте книгу. Пейте стакан молока на ночь, и говорите малышу какой он молодец. Старайтесь соблюдать придуманные ритуалы ежедневно.

    О том, как будет развиваться ваш ребёнок с 4 до 5 лет, читайте в нашем календаре. Развитие ребёнка с 4х до 5 лет.

    ug-mama.ru

    Как и чем занять ребенка в 3 года дома: интересные игры, развлечения и творчество для развития малышей

    Чем занять ребёнка в 3 года дома? Многие родители быстро находят ответ: «Включить мультики». Малыш, конечно, будет поглощён увлекательным занятием пару часов, но долгий просмотр телепередач вреден: этот факт давно установили психологи и педиатры. Ребёнок у телевизора – удобно для родителей, но мало пользы для малыша.

    Предложите сыну или дочке интересное занятие. Игр и развлечений для трёхлетнего ребёнка предостаточно. Вам ничего не приходит в голову, кроме рисования, аппликаций и лепки? Выбирайте любую из увлекательных игр, занимайтесь вместе с ребёнком, радуйтесь успехам. Итак, никаких поучений и долгих объяснений, только предложения, как занять трёхлетнего малыша.

    Беспроигрышный вариант, независимо от пола ребёнка. Подготовьте мини-спектакль, выберите любимые сказки, придумайте новые. Фантазируйте сами, поддерживайте идеи маленького режиссёра.

  • героев сказок сделайте из картона, лоскутков, подручных материалов;
  • сшейте маленькие фигурки животных, людей, которые легко надеваются на пальчик;
  • сделайте большую ширму для сказок. Приспособление заменит ряд стульев, накрытых тканью;
  • многие детки любят превращаться в сказочных героев. Подберите пьесу, в которой участвую два-три персонажа (переодевайтесь в соседней комнате), сделайте костюмы для себя и малыша. Покажите несложную сказку папе, бабушке и дедушке: близкие будут в восторге.
  • достаньте несколько шкатулок, сумочек, ярких коробок;
  • внутрь каждого «сундука» положите маленький сюрприз: конфету, яблоко, пупсика, открытку;
  • расскажите малышу, что у вас не квартира, а остров сокровищ. Предложите найти все сумочки и коробки, в которых спрятан клад;
  • положите «сундучки» не очень далеко, чтобы ребёнок легко их отыскал;
  • упражнение развивает мелкую моторику рук, занимает, минимум, полчаса времени.
  • Что делать, если у новорожденного прыщики на лице? Прочтите советы профессионалов.

    О том, как определить сотрясение мозга у ребенка узнайте из этой статьи.

    В три года большинство деток охотно подражают родителям. Воспользуйтесь этим, предложите «взрослое» занятие.

  • полить цветы;
  • помыть овощи для оригинального салата;
  • раскатать тесто;
  • надеть на кукол новые платья перед приходом гостей;
  • украсить пирог;
  • вытереть пыль;
  • рассортировать рубашки или носки;
  • навести порядок на полке и так далее.
  • Играйте вместе с малышом. Понадобится два пластмассовых ведра, бумажные шары. Вместе с ребёнком сделайте «ядра» из мягкой бумаги, куска старых обоев (берите дешёвые, чтобы легко сминались).

  • с двух-трёх шагов попасть бумажным мячом в корзинку;
  • подумайте, какое расстояние подходит, чтобы ребёнок попал в цель, иначе разочарований не избежать;
  • после соревнования вручите «меткому стрелку» приз.
    • положите на стол бумагу, предложите нарисовать картину для украшения дома;
    • дайте пальчиковые краски, покажите, как сделать цветок;
    • детки с удовольствием творят;
    • повесьте картину на видное место;
    • многим малышам настолько нравится рисование, что нередко в комнате появляется целая «галерея».
    • баночки, вёдра разного размера из пластика;
    • картонные трубочки от пищевой фольги или плёнки.
    • Покажите, как играть на барабанах, объясните, что можно не просто стучать, но и воспроизводить мелодии:

    • обратите внимание юного барабанщика на разную высоту звуков;
    • чтобы барабанный бой не досаждал, через 15–20 минут предложите другое интересное занятие, например, просмотр мультиков.
    • Проверенное временем занятие для детей трёх лет. Купите набор, состоящий из 10–12 цветов и оттенков. Выбирайте пластилин хорошего качества: избегайте дешёвых, токсичных материалов.

      Предложите слепить героев сказок, домашнее животное, фрукты, овощи. Начинайте с простых фигур, чтобы избежать разочарований. Первое время лепите вместе, потом ненадолго отходите, учите заниматься самостоятельно. Через время обязательно устройте выставку работ.

      Гирлянда к Новому году

      Предложите украсить квартиру вместе с малышом. Нарежьте полоски цветной бумаги шириной 1–2 см. Если ребёнок умеет управляться с детскими ножницами, пусть часть работы он сделает сам.

      Задача: склеить из полосок колечки. Новую полоску продевайте через готовое кольцо, соединяйте. Через 10–15 минут работы получится небольшая гирлянда.

      Игра подходит деткам, которые неплохо надевают и снимают одежду. Предложите малышу побольше вещей, пусть устроит представление. Выбирайте детали попроще: накидки, шляпы, парики, юбки, чтобы легко было переодеваться. Эта игра особенно нравится девочкам.

      Простое задание развлечёт малыша. Предложите пронести по квартире в столовой ложке удобный предмет: маленький мячик, орех, теннисный шарик. Покажите, как действовать. После обхода всех комнат «самый ловкий» получит приз.

      Игра развивает глубокое дыхание, дарит веселье, хорошее настроение. Устройте соревнование, старайтесь, чтобы малыш тоже побеждал.

    • набрать в лёгкие больше воздуха, сдуть предметы со стола или выдуть большой мыльный пузырь;
    • в разные дни чередуйте шарики с пузырями: так игра не надоест. Привлекайте папу, бабушку, хвалите за успехи.
    • Беспроигрышный вариант для развития усидчивости, фантазии, мелкой моторики. Первое время покупайте книжки-раскраски с крупными предметами, вызывающими интерес у сына или дочки. Выбирайте сюжеты из мультиков, любимых сказок.

      Юный художник неплохо справляется с большой площадью? Переходите к картинкам со средними и мелкими деталями.

      Толстые раскраски не нужны, малыш не будет долго листать страницы. Найдите в интернете подходящий рисунок («Раскраски для детей распечатать»), затем на принтере распечатайте. Пусть маленький художник раскрасит героя.

    • выложите на пол чистую обувь, перемешайте сапоги, туфли, тапочки;
    • достаньте 3–4 корзины или коробки, предложите юной хозяйке/хозяину рассортировать обувь: сапоги – в одну корзину, тапочки – в другую и так далее;
    • обязательно нужно найти пару, прежде чем положить обувь в нужное место.
    • можно просто достать обувь из коробок, сделать путаницу;
    • попросите малыша аккуратно разложить всё обратно, чтобы ничего не перепутать;
    • немного помогите сразу, не бросайте ребёнка одного перед грудой обуви;
    • расскажите домашним, какой помощник растёт.
    • Хорошее развлечение для маленьких деток. Купите удобную модель качалки в виде лошадки с устойчивой основой. Качели надёжно прикрепите в дверном проёме. Во время подобных развлечений никогда не оставляйте сына или дочку в одиночестве, всегда следите за поведением во избежание травм.

      Как лечить гастрит у детей? Узнайте эффективные методы и народные рецепты.

      О правилах приема антибиотиков при ларингите у ребенка написано на этой странице.

      Перейдите по ссылке http://razvitie-malysha.com/zdorovie/zuby/karies.html и прочтите о способах лечения и профилактики кариеса молочных зубов.

      Красочные журналы, панорамные книжки, энциклопедии с яркими картинками (с учётом возраста) вызывают живой интерес у деток. Выбирайте интересный материал, читайте с выражением, чтобы малыш увлёкся.

      Детки с удовольствием примеряют на себя разные роли. Игры, развивающие воображение – то, что нужно для трёхлетнего малыша.

      Вы не знаете, чем занять ребёнка дома в 3 года? Предложите одну из популярных игр:

      Купите наборы игрушечных инструментов, изготовьте реквизит сами. С кастрюльками, пластмассовыми сковородками и стаканами в раннем возрасте с удовольствием играют и мальчики, и девочки. Ситуативные игры развивают речь, учат общению, вниманию к посторонним.

      Включите любимые песенки, пусть малыш потанцует. Поучаствуйте тоже. Отличный вариант, если в гости пришли друзья или родственники с ребёнком схожего возраста.

      Простая игра особенно нравится девочкам. Покажите малышке, как обвести карандашом ладошку и пальчики. Помогите вырезать по контуру, вместе нарисуйте колечки на пальцах, накрасьте «ногти», наденьте красивые браслетики.

      Подготовьте картон, клей, ножницы, разноцветную бумагу, старые журналы. Вначале делайте простые картины, чтобы малыш справился с заданием. Ребёнок может рвать кусочки цветной бумаги руками, если плохо управляется с ножницами.

      Предложите покормить домашних животных и милых зверюшек. Посадите за стол мишку, зайку, слоника, всех, кого найдёте в детском уголке. Заранее нарисуйте, затем вырежьте из картона яблоки, морковь, капусту, другие овощи, фрукты. Изготовьте из цветной бумаги злаки и траву. Расскажите сыну или дочке, что ест каждый зверь.

      Если в холодильнике есть подходящая еда для животных, используйте её, предварительно вымыв, проверив, не холодная ли она. По ходу объясните, почему важно мыть руки, овощи и фрукты.

      Видео. Ещё больше игр и занятий для ребенка 3 лет в домашних условиях:

      razvitie-malysha.com

      Смотрите так же:

      • Диагностика уровня развития ребенка игровая деятельность Диагностика уровня развития детей 3 лет В 4 года поведение ребенка приобретет новые черты, которые будут отличать его от малышей. Например, возрастают физические возможности детей, эти дошкольники нуждаются в содержательных контактах со сверстниками, продуктивно сотрудничают со взрослыми. Возрастает активность детей, что создает новые […]
      • Почему ребенок 2 года не спит днем Почему не спит малыш? Расстройства сна у детей "Спит как младенец" - фраза, отражающая наши представления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением? Отвечать на этот вопрос предстоит специалистам, работа которых связана с изучением и лечением […]
      • Экологическое воспитание детей дошкольного возраста фгос Педсовет экологическое воспитание дошкольников с учетом фгос Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Организация и создание в ДОУ полноценной эколого-развивающей среды (различных «экологических пространств») – важнейшего обстоятельства в осуществлении […]
      • Расчет больничного уход за ребенком до 7 лет Больничный лист по уходу за ребенком в 2017 году Больничный по уходу за ребенком, расчет в 2017 Больничный лист по уходу за ребенком в 2017 году будет выдаваться и оплачиваться по той же схеме, что и в 2015. Мама или другой родственник, осуществляющий уход за больным ребенком, в первый день заболевания обращается к врачу за медицинской […]
      • Творческое развитие детей 3-4 лет Игры на развитие творческого воображения детей 3, 4 лет Развивающие игры для детей 3, 4 лет Игры на развитие мышления, игры на развитие воображения, игры на развитие речи детей. Всем родителям известна такая ситуация — ребенок рассказывает своим друзьям о том, как вы ходили в зоопарк: «Мы видели слона, он мне улыбался и […]
      • У месячного ребенка простуда Простуда у 5 месячного ребенка Лечение простуды у грудного ребенка и у ребенка в 1 и 2 года Лечение простуды у детей от грудного возраста до двух лет имеет свои особенности. В этот период ребенку противопоказаны многие лекарственные препараты и процедуры, но некоторые родители полагают, что лечение простуды невозможно без применения […]
      • Плач новорожденного ребенка звук Скачать бесплатно звук плач mp3 Скачать бесплатно звук плач mp3 Скачать и слушать онлайн песню Крик исполнителя 3 Звуки На Телефон или смотреть видео клип. Плачь женщины, плач ребенка. Скачать. Скачать песню Слушать На гудок. В этом разделе Вы сможете скачать звуки объединённые в следующие группы: А как можно все это скачать одним […]
      • 3 х месячный ребенок не какает Сколько должен какать 3 х месячный ребенок Сколько какает месячный ребенок Каждая мама переживает за своего ребенка, поэтому любое изменение в характере поведения малыша может стать поводом для беспокойства. К такого рода изменениям относится и стул ребенка. Данная проблема возникает постоянно, так как стул может быть несколько раз в […]