АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Цитаты о Воспитании. Афоризмы о Воспитании. Фразы о Воспитании.

Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас.

Воспитание есть усвоение хороших привычек. Платон

Воспитание — хлеб души. Д. Мадзени

За великим человеком стоит великое воспитание!

Воспитание и только воспитание — цель школы.

Воспитание — в счастье украшение, а в несчастье — прибежище. Аристотель

Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. Франклин Б.

Воспитатель сам должен быть воспитан. Маркс К.

Воспитание — великое дело: им решается участь человека. Белинский В. Г.

Говорят, что лучшее правило политики — не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании. Жан Поль

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.

Суть воспитания не приобретение, но употребление книг. Плутарх

Самое большое наследство — воспитанность. Али-ибн Аби-Талиб

Искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие. Бертольт Брехт

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.

Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Платон

Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное. Жорж Дюамель

Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить.

Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. Белинский В. Г.

Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан. Филип Дормер Стенхоп Честерфилд

Вся задача воспитания — заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу. Рёскин Д.

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию. Джон Локк

Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Томас Карлейль

Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.

Глупцов глупей, слепцов слепей Те, кто не воспитал детей. Брант С.

Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек. Эпиктет

Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка. Герцен А. И.

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества. Рузвельт Т.

Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить. Плутарх

Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания. Суворов А. В.

Если человек в состоянии существовать без пугала, значит, он по-настоящему благовоспитан и умен. Хэзлитт У.

Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами. Суворов А. В.

Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы.

Воспитывай детей для потомства. Тацит

Человек воспитывается для свободы. Гегель Г.Ф.

Воспитание есть дело авторитета и уважения. Сэмюэл Смайлс

В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Гегель Г.Ф.

Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого! Кант И.

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа. Джон Локк

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Руссо Жан-Жак

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей. Гегель Г.Ф.

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении. Аристотель

В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью. Джон Локк

Много рассуждают о качествах хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него — а оно предполагает и много других, — это не быть человеком продажным. Руссо Жан-Жак

Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей. Кант И.

Порицания достойны родители, не желающие воспитывать своих детей в строгих правилах. Гай Петроний Арбитр

Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки. Бэкон Ф.

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания. Сюньцзы

Благородство манер воспитывается на примерах. Франс А.

moudrost.ru

Глава 1. Педагогика – наука о воспитании

Педагогики как наука

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания анализа, организации проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе (Бордовская Н. В., с. 20).

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдагос» означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины ХХ в. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное опрёделение соврёменной педагогики — это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Расширение пределов понятия «воспитание» вступает в противоречие с историческим названием наука.

Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные. Развивается и науки о воспитании, главной задачей которой становится накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Функция педагогики — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает педагов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики также решаются в педагогических лабораториях.

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях (Подлысатый И. П., с. 10-12).

Педагогика — это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные отношения возникают в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Еще педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым и творчески активным. Педагогика изучает следующие проблемы: изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание; определение целей восприятия; разработка содержания воспитания; исследование и разработка методов воспитания. К категориям любой науки относят наиболее емкие понятия, отражающие, ее сущность и наиболее часто ею использующиеся. Основные категории педагогики: воспитание; развитие; образование; обучение. Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду. Развитие — это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека. Образование — это система внешних условий, специально организуемая обществом для развития человека. Обучение — процесс передачи знаний от педагога ученику.

Педагогика — это самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения (см. прил., рис. 1). Коллектив ученых под руководством академика В.А. Сластенина считает, что «объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. Образование изучают и другие науки (философия, социология, психология, экономика и т.д.). Однако эти науки не изучают закономерности целостного процесса обучения, воспитания и развития личности (Интернет-ресурс).

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях

Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса.

Таким образом, педагогика — это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. Об этом же писал известный публицист и педагог С. И. Гессен: «Педагогика — наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом. В этом смысле педагогика является одной из наук о человеке, а именно — о его образовании, становлении как личности.

Предмет обусловливает функции педагогики, которые представлены на схеме (см. прил. рис. 2) (Интернет-ресурс).

studfiles.net

Педагогика — наука о воспитании

Свое название педагогика получила от греческих слов «пай-дос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдаго-гос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики — это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Расширение пределов понятия «воспитание» вступает в противоречие с историческим названием науки. Поэтому в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины — (от — мужчина и — вести) и (от греч. — человек и «аго» — вести).

Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные. Развивается и наука о воспитании, главной задачей которой становится накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Размышляя о назначении науки, великий русский ученый Д.И. Менделеев пришел к выводу, что у каждой научной теории две основные и конечные цели — предвидение и польза. Не исключение из общего правила и педагогика. Ее функция — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать эффективность. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики также рождаются в педагогических лабораториях.

При определении воспитания и науки о нем — педагогики будем исходить из положения, что ни общества, ни воспитания «вообще» не существует, а есть конкретное общество на определенном этапе исторического развития и есть воспитание, направленность и уровень которого объективно отражают достигнутый уровень развития общества.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований;

опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

Самоконтроль «поджидает» нас после каждого ИБ. Для этого применяются различные задания. Наряду с «прямыми» вопросами, требующими «прямых» ответов, будут предлагаться и вопросы, содержащие уже готовые альтернативные ответы, из которых нужно выбрать правильный или правильные. Проверить правильность своих ответов вы сможете, обратившись за помощью в конец главы. Не торопитесь выбирать первый попавшийся правдоподобный ответ, не проанализировав внимательно все другие ответы. Педагогика — коварная наука: одно слово, поставленное не к месту, способно существенно изменить смысл сказанного. Учитесь правильно и четко употреблять педагогические понятия и термины.

I. Что такое педагогика? Из предложенных ответов выберите правильный, обосновав его достоверность.

1. Педагогика изучает закономерности развития ребенка и определяет пути его воспитания.

2. Педагогика — это наука о воспитании, образовании и обучении людей.

3. Педагогика — это искусство воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения.

4. Педагогика занимается изучением вопросов обучения и образования подрастающего поколения.

5. Педагогика — наука о воспитании человека.

II. Какой термин, на ваш взгляд, наиболее точно определяет сферу действия науки о воспитании?

1. Педагогика (от греч. «пайдос» — дитя — мальчик и «аго» — вести).

2. Андрогогика (от греч. «андрос» — мужчина и «аго» — вести).

3. Антропогогика (от греч. «антропос» — человек).

4. Антропология (от греч. «антропос» — человек и «логос» — наука).

5. Педология (от греч. «пайдос» — дитя и «логос» — наука).

III. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

1. Воспитание, обучение подрастающего поколения.

2. Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.

3. Изучение воспитания как фактора духовного развития людей.

4. Изучение проблем образования и обучения людей в современном мире.

texts.news

Крымский республиканский институт

Профессиональная переподготовка — альтернатива второму высшему образованию

«ЖЕМЧУЖИНЫ МЫСЛИ» — ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ О ВОСПИТАНИИ И ВОСПИТАТЕЛЯХ

Каждый человек до последнего дня должен заниматься своим воспитанием. М. Адзельо

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума. Аристотель

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении. Аристотель

Тот, кто желает хорошо воспитать ребенка, обречен всегда придерживаться справедливых взглядов. О. Бальзак

Воспитание — великое дело: им решается участь человека. В. Г. Белинский

Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности. В. Г. Белинский

Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. В. Г. Белинский

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь. В. Г. Белинский

Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком. В. Г. Белинский

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. В. Г. Белинский

Привычка — «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно и дает нам эту вторую натуру. В. М. Бехтерев

Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты. В. М. Бехтерев

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. Боэций

Если вы получили хорошее воспитание, не братайтесь с дурно воспитанными людьми: неотесанные поверхности царапают глянец. П. Буаст

Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв. П. Буаст

Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки. Ф. Бэкон

Воспитание не ограничивается школой. П. Валери

Воспитателем, как и художником, нужно родиться. К. Вебер

Воспитание развивает способности, но не создает их. Ф. Вольтер

Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у детей возникает тогда достойная сожаления привычка к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу — корню всякого зла. Г. Гегель

Из всех вообще безнравственных отношений — отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное. Г. Гегель

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей. Г. Гегель

В каждой стране искусство формировать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменений в самом государственном строе. К. Гельвеций

Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками. К. Гельвеций

Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы. К. Гельвеций

Ничто на свете не очищает, не облагораживает так отроческий возраст, не хранит его, как сильно возбужденный общественный интерес. А. И. Герцен

Настоящий ученик учится развивать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю. И. Гёте

Немало можно добиться строгостью, многого — любовью, но больше всего — знанием дела и справедливостью, невзирая на лица. И. Гёте

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. И. Гёте

Учатся у тех, кого любят. И. Гёте

У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам. Э. Гиббон

Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни. М. Горький

Наш воспитатель — наша действительность. М. Горький

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. М. Горький

Простого, неотесанного человека можно перевоспитать, но человек, мнящий себя утонченным, неисправим. У. Гэзлитт

Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь — хорошо; но развить юный ум, вылепить по-своему юную душу и вдохнуть в нее чувство правдив еще лучше. В. Гюго

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. В. И. Даль

Кто берется давать наставления, должен считать себя искуснее тех, кому он их дает: малейшая его погрешность заслуживает порицания. Р. Декарт

Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье. Демокрит

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Демокрит

Запугиванием можно вырастить в ребенке только низость, испорченность, лицемерие, подлую трусость, карьеризм. Ф. Э. Дзержинский

Ребенок умеет любить того, кто его любит. И его можно воспитывать только любовью. Ф. Э. Дзержинский

Чрезмерная строгость и слепая дисциплина — это проклятые учителя для детей. Ф. Э. Дзержинский

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. А. Дистервег

Истинное воспитание стремится к природосообразному развитию, но не к преждевременной зрелости. А. Дистервег

Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности. А. Дистервег

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. А. Дистервег

Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. А. Дистервег

Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, — тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. Н. А. Добролюбов

Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями. М. П. Драгоманов

Говорят, что лучшее правило политики — не слишком управлять. Это правило столько же верно и в воспитании. Жан Поль

Изменить свою сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки, — в этом и заключается великая тайна и великая задача. Жорж Санд

Обучать — значит вдвойне учиться. Ж. Жубер

Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании. Ф.А. Искандер

Воспитание есть определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю. М. И. Калинин

Воспитатель влияет на воспитуемых не только тем, что дает им определенные задания, но и своим поведением, образом жизни, отношением к обыденным явлениям. М. И. Калинин

Дело воспитания является одним из труднейших. Лучшие педагоги считают его не только делом науки, но и искусства. Они имеют в виду воспитание школьное, разумеется, сравнительно ограниченное. Но есть еще школа жизни, в которой происходит непрерывный процесс воспитания масс, где воспитателем является сама жизнь, государство, партия, а воспитуемыми — миллионы взрослых людей, различных по своему жизненному опыту, политическому опыту. Это дело куда более сложное. М. И. Калинин

Педагог — это инженер человеческих душ. М. И. Калинин

Перед нашим учительством стоит труднейшая задача коммунистического воспитания, формирования коммунистического сознания у советских людей. Успешно разрешить эту задачу можно лишь при условии, что наши учителя будут не только высокообразованными, но и марксистки образованными людьми. М. И. Калинин

Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека. М. И. Калинин

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставлении и применение на деле. Я. Каменский

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. Я. Каменский

Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди. Я. Каменский

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. Я. Каменский

Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает. Я. Каменский

Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее. Я. Каменский

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу, его в его первую пору жизни. Я. Каменский

Тот, кто мало знает, малому может и учить. Я. Каменский

В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы. И. Кант

Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. И. Кант

Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека. И. Кант

Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничание, модничание, тщеславие. И. Кант

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание. И. Кант

Давно называют свет бурным океаном: но счастлив, кто плывет с компасом! А это дело воспитания. Н. М. Карамзин

Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит. Катон Старший

Воспитание — высшее из благ, но только тогда, когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно. Р. Киплинг

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. О. Ключевский

Во всем, где слово служит посредником между людьми, а в преподавании — особенно, неудобно как переговорить, так и недоговорить. В. О. Ключевский

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую. В. О. Ключевский

Без примеров невозможно ни правильно учить, ни успешно учиться. Л. Колумелла

Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим. Конфуций.

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным человеком. Конфуций.

Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно. Я. Корчак

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть. Я. Корчак

Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке. Я. Корчак

Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Я. Корчак

Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своем покое и удобствах, тем больше он издает приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей. Я. Корчак

Воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Н. К. Крупская

Лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться. Н. К. Крупская

Мы не должны внушать талантливым детям, что они какие-то особенные, ставить их в привилегированное положение. Н. К. Крупская

Непосильные задания только развращают, приучают к недобросовестному отношению к своим обязанностям. Н. К. Крупская

Уважать ребят — не значит им потворствовать, идти у них на поводу. Ребята уважают педагога, который твердо проводит в жизнь свои воспитательные требования. Н. К. Крупская

Изыскивать с детей за проступки, которых они не совершили, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности — значит лишиться всякого их доверия и уважения. Ж. Лабрюйер

Лишившись по какой-то причине своего превосходства над детьми, мы по той же причине уже не можем обрести его вновь. Ж. де Лабрюйер.

Воспитание — это учебный процесс, в начале которого ребенка учат говорить, а в конце — молчать. Л.Л. Луис.

Великая трудность воспитания — это держать детей в повиновении, не портя их характера. Л. Гастон.

Воспитание — это наука, обучающая наших детей обходиться без нас. Л.Э. Вилфрид

Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни. В. И. Ленин

Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. В. И. Ленин

Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов. В. И. Ленин

Если ты знаешь средства укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, — значит, ты воспитатель. Ш. Летурно

Мир существует не для того, чтобы мы его познавали, а для того, чтобы мы воспитывали себя в нем. Г. Лихтенберг

Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти: и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом. Д. Локк

В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью. Д. Локк

Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. А. В. Луначарский

Воспитание — хлеб души. Д. Мадзини

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. А. С. Макаренко

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира. А. С. Макаренко

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого. А. С. Макаренко

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А. С. Макаренко

Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. А. С. Макаренко

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А. С. Макаренко

Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? А. С. Макаренко

Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива. А. С. Макаренко

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости. А. С. Макаренко

Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение. А. С. Макаренко

Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. А. С. Макаренко

Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания. А. С. Макаренко

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. А. С. Макаренко

Если мы хорошо воспитаны, то не страдаем ни от каких ограничений в наших чувственных удовольствиях. Б. Мандевиль

Воспитание — это все. Персик был когда-то горьким миндалем, а цветная капуста — это обычная капуста, получившая позднее высшее образование. Марк Твен

Воспитатель сам должен быть воспитан. К. Маркс

Под воспитанием мы понимаем три вещи: Во-первых: умственное воспитание. Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств. К. Маркс

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Д. И. Менделеев

К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность. Д. И. Менделеев

Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит. Д. И. Менделеев

Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности. Д. И. Менделеев

Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему. М. Монтень

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. М. Монтень

Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. М. Монтень

Не старайтесь превратить воспитание в серию удовольствий. Только усилие даст нужную силу уму. А.Моруа.

Воспитывать — значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам. А. Моруа.

Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания. Н. И. Новиков

Вашими словами вы не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами. (В. Ф. Одоевский)

Хорошие учителя создают хороших учеников. М. В. Остроградский

Людей учат чему угодно, только не порядочности, между тем всего более они стараются блеснуть порядочностью, а не ученостью, то есть как раз тем, чему их никогда не обучали. Б. Паскаль

Человека иногда больше исправляет вид зла, чем пример добра. Б. Паскаль

Воспитание и только воспитание — цель школы. И. Песталоцци

Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним. И. Песталоцци

В воспитании нет ничего ничтожного. Н. И. Пирогов

Всякая школа славится не числом, а славою своих учеников. Н. И. Пирогов

Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком. Н. И. Пирогов

В воспитании все дело в том, кто воспитатель. Д. И. Писарев

Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие. Д. И. Писарев

Повторять слова учителя — не значит быть его продолжателем. Д. И. Писарев

Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить. Плутарх

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх

Вопрос воспитания для современных обществ — вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее. Э. Ренан

Вся задача воспитания — заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу. Д. Рескин

Говорят, что лучшее правило политики — не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании. И.П. Рихтер.

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. Ж.-Ж. Руссо

Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость. Ж.-Ж. Руссо

Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению. Ж.-Ж. Руссо

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Ж.-Ж. Руссо

Много рассуждают о качествах хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него, — а оно предполагает и много других, — это не быть человеком продажным. Ж.-Ж. Руссо

Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла. Ж.-Ж. Руссо

Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание, бесспорно, принадлежит женщинам. Ж.-Ж. Руссо

Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет, лишь игрушкой чужого мнения. Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его. Ж.-Ж. Руссо

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении! Ж.-Ж. Руссо

Нельзя сразу перевоспитать человека, как нельзя сразу вычистить платье, до которого никогда не прикасалась щетка. М. Е. Салтыков-Щедрин

Воспитание можно рассматривать как непрерывное приобретение тех знаний, которые совершенно необходимы для поддержания отношений, сложившихся между членами общества. А. Сен-Симон

С кем поведешься, от того и наберешься. Сенека Младший

Уча других, мы учимся сами. Сенека Младший

Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание. А. Сент-Экзюпери

Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих близких. Сократ

Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени. В. А. Сухомлинский

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский

Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. В. А. Сухомлинский

Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного. Р. Тагор

Хорошее воспитание — это умение скрывать, как много мы думаем о себе и как мало о других. М.Твен.

Важнейшей основой успешного воспитания человека является формирование его характера. Э. Тельман

Воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта — абсурд. Э. Тельман

Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важнее, он получает сам. Э. Тельман

Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи. Л. Н. Толстой

Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки. Л. Н. Толстой

Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить? Л. Н. Толстой

Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить. Л. Н. Толстой

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. Л. Н. Толстой

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Л. Н. Толстой

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Л. Н. Толстой

Люди, избалованные в детстве, сохраняют особый отпечаток до конца жизни. И. С. Тургенев

Если хочешь испортить человека, начни его перевоспитывать. О. Уальд.

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. У.А. Уорд.

Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. Ушинский

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. К. Д. Ушинский

Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни. К. Д. Ушинский

Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель. К. Д. Ушинский

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение. К. Д. Ушинский

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К. Д. Ушинский

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. К. Д. Ушинский

Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания. К. Д. Ушинский

Самая важная часть воспитания — образование характера. К. Д. Ушинский

Тот дурно воспитан, кто не переносит дурного воспитания в других. Ф. Бенджамин.

Благородство манер воспитывается на примерах. А. Франс

Воспитание, которое не развивает желание, есть воспитание, развращающее душу. Нужно, чтобы воспитатель учил желать. А. Франс

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способность находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. Э. Хаббард

Цель обучения ребенка состоит в там, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Э. Хаббард

Воспитание детей всецело зависит от отношения к ним взрослых, а не от отношения взрослых к проблемам воспитания. Г.К. Честертон.

Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан. Ф. Честерфилд

Человек воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими — уважительно и непринужденно. Ф. Честерфилд

Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. А.П. Чехов.

Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью. А.П. Чехов.

Хорошее воспитание заключается не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. А.П. Чехов.

Воспитание должно опираться на две основы — нравственность и благоразумие; первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучеников; если только благоразумие — одних расчетливых эгоистов. Н. Шамфор

Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости. А. Шопенгауэр

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. Р. Эмерсон

Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек. Эпиктет

krippo.ru

Классики педагоги о трудовом воспитании детей

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему и К.Д Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.A. Сухомлинский.

Так Ян Амос Коменский рассматривал школу как источник радости, света и знания, считал интерес, в том числе и к труду одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.

И.Г. Песталоцци видел трудовое воспитание в соединении процесса обучения с производительным трудом. По его мнению, дети в школе проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок обрабатывает свои грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти. Во время работы, а также в свободное от нее часы учитель ведет занятия с детьми, обучает их грамоте, счету, другим жизненно необходимым знаниям.

Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Он придавал труду детей высокое воспитательное значение.

К.Д. Ушинский который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.

К.Д. Ушинский в своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» указывает на большую роль труда в формировании личности. Он бичует праздность и высоко ценит труд, говорит, что именно труд создает ценности. В труде воспитываются личностные качества человека. Он отмечал, что труд является главным фактором для физического, умственного и нравственного совершенствования человека. Он необходим для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь.

Великий педагог, В.А. Сухомлинский писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. [15]

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе, писал Сухомлинский.

Системе трудового воспитания в сельской школе была посвящена кандидатская диссертация Сухомлинского (1955 г.). В течение последующих пятнадцати лет эта система непрерывно совершенствовалась, обеспечивала учащимся все большие возможности для удовлетворения своих трудовых интересов и склонностей, самореализации и самоопределения, подготовки к профессиональной деятельности.

Главное же заключалось в том, что педагогически организованный труд выступал ничем не заменимым средством воспитания. «Что означает идея: труд — основа всестороннего гармонического развития? В практической работе с детьми и подростками это означает, что от труда идут крепкие нити к интеллектуальному, моральному, эстетическому, эмоциональному, физическому развитию, к становлению идейной, гражданской основы личности».

С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду. “Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений”.

Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость, он, не может стать недобрым человеком.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

Сухомлинский высоко оценивал возможности трудового воспитания в становлении личности школьника, даже в развитии сложной и тонкой сферы чувств и эмоций, сумел добиться впечатляющих результатов. Жизнь Павлышской школы невозможно представить без каждодневной, многоплановой, необходимой и привычной трудовой деятельности детей, в которой достигалось эффективное решение идейных, интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных воспитательных задач прежде всего потому, что труд для воспитанника был личностно значимым делом, одухотворенным нравственностью, красотой, творчеством.

Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания — нравственного, эстетического, интеллектуального, физического.

«Надо сделать так чтобы труд был интересным и посильным, и в тоже время, чтобы это был творческий труд, а не только механический» писала Н.К. Крупская. [7]. Надежда Константиновна считала, что, воспитывая советского гражданина, мы никогда не должны забывать, что живем в республике труда, мы не можем выпускать в жизнь из наших школ белоручек, мы не должны недоучитывать воспитывающей роли труда. Она справедливо требовала, чтобы дети с юных лет прониклись уважением к физическому труду. Стране социализма, говорила она, барчат не надо. Нужны умелые руки в быту и на всякой работе.

Надежда Константиновна тесно связывала вопросы трудового воспитания с политехническим обучением. Тщательно изучая произведения основоположников марксизма, руководствуясь программой, принятой VIII съездом партии, Крупская стремилась разработать применительно к конкретным историческим условиям основные положения осуществления политехнизма в советской школе. Она справедливо указывала, что политехнизация школы должна осуществляться на основе общего образования, подчеркивала, что В. И. Ленин заботился не о подготовке «рабочей силы» только, а о воспитании сознательных строителей нового общества.

Реконструкция всего народного хозяйства, писала Крупская, пробуждает в массах, в том числе и в детях, интерес к технике, а это создает благоприятные условия для политехнического обучения. Необходимо, чтобы этот интерес поддерживался с самого раннего возраста. «Надо увлечь учащихся романтикой современной техники». Было бы ошибочно думать, что содержание политехнического образования сводится лишь к приобретению известной суммы навыков, или многоремесленности, или только к изучению современных, притом наивысших, форм техники. Политехнизм — это целая система, в основе которой лежит изучение техники в ее различных формах. Сюда входит и изучение живой природы и технологии материалов, и изучение орудий производства, их механизмов, изучение энергетики, изучение географической основы экономических отношений, влияние способов добывания и обработки на общественные формы труда и влияние последних на весь общественный уклад. «Политехнизм,— подчеркивала П. К. Крупская, — не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собою все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении». Необходима взаимная связь этих дисциплин и связь их с практической деятельностью и особенно с обучением труду.

Большую роль Н. К. Крупская отводила производительному труду учащихся. Она указывала, что работа в школьных мастерских для V—VII классов должна быть педагогически продумана с точки зрения политехнизации, не следует допускать ремесленничества; учащихся VIII—Х классов необходимо включать в труд промышленных предприятий, колхозов и совхозов. Это даст им представление о современной технике, расширит политехнический кругозор, будет способствовать воспитанию коммунистического отношения к труду.

Надежда Константиновна была очень встревожена тем, что во второй половине 30-х годов внимание к вопросам политехнизации школы было ослаблено, проявилась большая недооценка политехнизма в обучении. Она обращалась в ЦК ВКП(б) об этом неблагополучии; подчеркивая огромную роль, которую призвано сыграть политехническое обучение в стране строящегося социализма, Н. К. Крупская предлагала немедленно приступить к осуществлению целого ряда мероприятий, обеспечивающих должную постановку в школах трудового и политехнического обучения.

В 1918 году были приняты документы по народному образованию в которых сформированы концепции трудовой школы. Наиболее полно она была реализована А.С.Макаренко. Он считал, что трудовое воспитание — один из основных путей формирования личности. Эту мысль А.С.Макаренко выразил в ясной и четкой форме: "Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов". Макаренко считал участие детей в трудовых делах семьи — необходимостью, которую ребенок должен сам осознавать. Он говорил, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву. Макаренко утверждал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво. В «Лекциях о воспитании детей» и в «Книге для родителей» дал основные рекомендации о трудовом воспитании в семье.

Тот, кто не имеет привычки к труду, не знает, что такое трудовое усилие, кто боится “трудового пота”, тот не может видеть в труде источник творчества. Трудовое воспитание, считал Макаренко, являясь одним из важнейших элементов физической культуры, содействует вместе с тем психическому, духовному развитию человека.

А. С. Макаренко стремился воспитать в своих колонистах умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравится он или нет, приятен или неприятен. Из неинтересной обязанности, каким является труд для новичков, он постепенно становится источником творчества, предметом гордости и радости, как, например, описанный в “Педагогической поэме” праздник первого снопа. В учреждениях, которыми руководил Макаренко, была выработана своя система трудового воспитания, был установлен обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду.

Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А. С. Макаренко считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда.

“Участие в коллективном труде,— говорил А. С. Макаренко,— позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда”.

megaobuchalka.ru

Смотрите так же:

  • Чтение детям моя семья Проектная деятельность средней группы на тему: «Моя семья» Проектная деятельность средней группы на тему: «Моя семья» Дата, период реализации проекта: с 14 января по 28 февраля Проект: средней продолжительности, информативно - творческий, групповой Цель проекта: формировать у детей понятие «семья», воспитывать любовь и уважение к семье, […]
  • Кот ребенка спать Кот орёт по ночам, как быть и что делать Появился дома котёнок, очень хорошо. Поздравляем! Домашний питомец добавит больше радости в жизни, однако, на плечи ложится и большая ответственность. В процессе роста, внимание придётся уделять всё больше и больше. Маленького котёнка надо вовремя покормить, как ребёнка. Необходимо регулярно […]
  • Развитие коммуникативности у ребенка Развитие коммуникативности у младших дошкольников Развитие коммуникативности у младших дошкольников С младшей группы я начала учить детей и самостоятельно регулировать конфликты, предотвращать ссору и не допускать её крайнего проявления-драки. Я объясняю детям, как можно познакомиться со сверстниками, как самостоятельно устанавливать […]
  • Таблетки азитромицин инструкция по применению для детей Антибиотик Азитромицин 250 мг для детей: инструкция по применению, преимущества и недостатки За последние 35 лет ученые открыли тысячи антибиотиков различного спектра действия. Но только немногие применяются в медицине, особенно в терапии детей. Азитромицин — один из тех препаратов, который успешно применяется для лечения многих […]
  • Можно ли фолиевую кислоту детям Фолиевая кислота при беременности: пить или не пить? К сожалению, для абсолютного большинства людей такое вещество как фолиевая кислота ассоциируется с беременностью. О ней вспоминают преимущественно женщины и лишь тогда, когда они уже вступили в этот ответственный период своей жизни. Такой подход абсолютно нивелирует огромные […]
  • Мониторинг динамики развития ребенка в доу Мониторинг речевого развития детей с онр таблица Мониторинг речевого развития выпускников на логопункте ДОУ. 774.24 КБ. 296616.pptx Автор: Думитраш Ирина Николаевна, 20 Мар 2015 Система мониторинга развития ребенка - дошкольника с речевыми нарушения предусматривает обеспечение комплексного подхода к оценке итоговых и промежуточных […]
  • Спать детям 10 лет Сколько должен спать ребенок и подросток (5-18 лет)? Сколько должен спать ребенок и подросток (5-18 лет)? 18.08.2015 19:52 Мы уже много говорили о том, что маленькие дети должны спать гораздо больше, чем взрослые. Проблема состоит в том, что не все родители осведомлены о реальной потребности во сне своего ребенка. Я часто сталкиваюсь и […]
  • Оптимальное развитие ребенка Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше […]