1.4 Формирование речевой деятельности в онтогенезе

1. Развитие функций языка речи у детей от рождения до 7 лет.

2. Факторы развития речи.

3. Закономерности речевого развития дошкольников.

1. Генезис функций и форм языка и речи обусловлен выводами психологов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев) о функциональном многообразии языка и речи. Каждой функции соответствуют определенные языковые средства; функциональное изменение речи приводит к изменению ее структуры, т.е. ее формы. Язык приобретает определенные функции, включаясь в непосредственную речевую деятельность. Рассмотрим становление функций языка и речи в различные периоды детства.

Младенческий возраст (от рождения до 1 года) характеризуется социальной направленностью речевых контактов ребенка со взрослым. Их функция – установление связи со взрослым, поддержание эмоционального контакта. Л.С. Выготский характеризует этот период как доинтеллектуальную стадию развития речи. Ведущий вид деятельности для младенцев – непосредственно эмоциональное общение. К концу данного периода (к 10–12 месяцам) появляется индикативная (признаки предмета) иноминативная(предметная отнесенность слова) функции. Как следствие – появление первых слов – названий предметов, действий, людей.

Ранний возраст (от 1 года до трех лет) – это период освоения детьми обобщающей функции и усвоения символической роли слова. Слово перестает для ребенка быть одним из признаков предмета и становится заместителем общности предметов данного класса.

Л.С. Выготский отмечает, что около двух лет линии мышления и речи перекрещиваются; речь интеллектуализируется, наблюдается единство общения и обобщения. Ведущий вид деятельности в данном возрастном периоде – практическое овладение предметами, речь необходима ребенку для налаживания сотрудничества со взрослым. Ситуация совместной деятельности укрепляет функции указания и обозначения. Соответственно развивается и структура речи: от слогового контура дети переходят к наполнению слова точными звуками; от ситуативной речи (малооформленной грамматически) к контекстной (больше характерной уже для дошкольного возраста).

В дошкольном возрасте (3–7 лет) происходит постепенное отдаление речи от непосредственного практического опыта и приобретения новых функций в деятельности. Главное новообразование этого периода – возникновение регулирующейипланирующейфункций речи. Номинативная речь формируется к 3 годам, а речь, предшествующая действию, организующая его, к 4–5 годам. Исследования эгоцентрической речи Ж. Пиаже и Л.С. Выготского характеризуют это явление с разных позиций.

Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Ролевая игра требует выполнения правил и способствует возникновению планирующей функции речи. В игре складываются новые формы речи: инструктирующаяречь (как играть, выполнять правила или роли),повествующаяречь (рассказ для того, кто не участвовал в игре). Возникновениеконтекстной речи (понятно из самого контекста, без учета ситуации) приводит к развитию монологической речи. Дети дифференцируют формы речи в зависимости от условий общения, и, как следствие, развивается и укрепляется регулятивная функция речи (воздействие на поведение людей). В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать словесный состав речи на основе элементарных языковых обобщений, усваивают основные лингвистические термины, что является основой для подготовки детей к школьному обучению.

2. Факторы речевого развития – необходимые условия для возникновения и формирования разнообразных речевых навыков и коммуникативных умений у детей независимо от педагогического воздействия со стороны взрослого. Факторы отражают как внешние (объективные) условия, так и внутренние (субъективные, которые зависят от самого ребенка). К ним относятся:

1. Биологические факторы (особенности анатомо-физиологического строения и функционирования организма ребенка);

2. Социальные факторы (речевая среда);

3. Формирование у ребенка потребности в общении;

4. Языковая способность ребенка;

Рассмотрим особенности каждого фактора. К анатомо-физиологическимособенностям строения и функционирования организма ребенка, влияющим на развитие речи, относится нормальное созревание и функционирование всех речевых центров коры головного мозга. Воспроизводство речи основано, прежде всего, на восприятии речи, которое осуществляется при помощи органов слуха и контролируется корой головного мозга. Слабослышащие и глухие дети испытывают затруднения в развитии речи, для формирования навыков устной речи необходимы специальные дополнительные приспособления (слуховые аппараты, азбука жестов и др.). Большую роль в формировании речи играет речетворческая система – совокупность всех органов, участвующих в образовании звучащей речи (органы дыхания, голосовые связки, артикуляционный аппарат). Нарушения в строении или функциях данных органов (вследствие травм или заболеваний) приводят к нарушениям в развитии речевых навыков. Все анатомо-физиологические особенности, необходимые для развития речи, передаются ребенку по наследству. Большое влияние оказывает на их функционирование пренатальное развитие.

Основным социальным фактором развития речи детей является речевая среда. Под речевой средой понимается совокупность всех речевых звуков, окружающих ребенка. Речевая среда может быть благополучной и неблагополучной. Благополучная речевая среда отличается разнообразием форм и ситуаций, высоким уровнем культуры речи, широким кругом общения. Неблагополучная речевая среда снижает темпы развития течи детей, ведет к многочисленным ошибкам в речи.

Выделяют естественную и искусственную речевую среду. Естественная речевая среда проявляется в процессе непосредственного, непреднамеренного общения детей со взрослыми и сверстниками. Она позволяет реализовать коммуникативный подход в методике развития речи. Однако некоторые речевые навыки являются трудными для самостоятельного усвоения ребенком (например, навыки связной речи), поэтому требуется специально организованное обучение, которое реализуется в искусственной речевой среде (дидактические речевые игры, специальные речевые ситуации). Развитие ребенка вне речевой среды приводит к нарушениям в развитии речи, речь не развивается как социальная деятельность, а остается на уровне сигнальной деятельности (1-й сигнальной системы по И.П. Павлову). Известные в истории примеры нахождения детей, выросших вне человеческого общества (так называемые дети Маугли), доказывают необходимость речевой среды для полноценного развития ребенка.

Основным психологическим фактором развития речи является потребность в общении. Речь возникает и развивается, прежде всего, как средство общения. Потребность в общении – это направленность на партнера по общению (взрослого или сверстника), которая реализуется в коммуникации.

М.И. Лисина выделила критерии формирования потребности в общении и определила, что потребность в общении со взрослыми формируется в младенчестве (к 2–3 месяцам – яркое проявление ее – это «комплекс оживления»), со сверстниками – к 3 годам. Если потребность в общении не формируется у детей своевременно в силу объективных причин, наблюдается явление «госпитализация», которое приводит к задержке речевого развития, угасанию эмоциональных проявлений и, как следствие, задержке умственного развития ребенка. Сформированная потребность в общении стимулирует развитие разнообразных речевых навыков, необходимых для полноценного общения детей со взрослыми и со сверстниками.

В современной методике развития речи как один из важнейших факторов определяют развитие языковой способности. Психологи понимают под языковой способностью отражение системы языка в сознании говорящего. Языковая способность включает в себя развитиечувства языка. Оно проявляется в том, что ребенок может творчески комбинировать языковые единицы в высказываниях. Языковая способность включает умение ребенка воспринимать, осмысливать, воспроизводить речь в различных коммуникативных ситуациях. На основе чувства языка ребенок может использовать ранее встречавшиеся языковые формы применительно к новому материалу, комбинировать элементы языка в соответствии сего законами, хотя они не осознаются ребенком в форме понятий. Многие исследователи детской речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин и др.) отмечают особую чувствительность ребенка к языку, на основе которой формируется осознание явлений языка и речи.

3. Процесс развития речи является закономерным и зависит от степени развития речетворческой системы человека: артикуляционного аппарата, интеллекта (развитие речевых центров коры головного мозга), памяти, эмоционально-волевой сферы. Л.П. Федоренко исследовала закономерности усвоения языка детьми дошкольного возраста и определила ряд объективных и субъективных зависимостей восприятия понимания и усвоения норм речи, языка:

— Восприятие речи зависит от натренированности органов речи (артикуляционного аппарата), органов слуха (речевой слух), органов зрения (зрительная фиксация движений артикуляционных органов) и руки (связь движения руки с действием, с предметом). Например, чем лучше развит у ребенка фонематический слух, тем быстрее он научится различать слова близкозвучащие (сок – сон, ложка – кошка). Координация между движениями глаз и руки необходима для обучения письму.

— Понимание речи зависит от усвоения ребенком разных степеней обобщения. Значение слова дети усваивают постепенно. Начиная от использования каждого слова как имени собственного, т.е. одним словом дети обозначают только один предмет – мяч, свой большой красный, часы, те, что висят на стене в комнате. Постепенно дети учатся называть одним словом группу однородных предметов, затем обобщают предметы в видовые и родовые группы (одежда, посуда, транспорт). Т.о., смысл слова углубляется, содержание расширяется по мере увеличения жизненного опыта ребенка.

— Усвоение выразительности речи зависит от развития у ребенка восприимчивости к выразительным средствам. Интуитивно дети хорошо воспринимают средства интонационной выразительности (тембр, высоту, силу голоса, темп речи) с раннего возраста. Очень эмоционально дети воспринимают и хорошо понимают уже в дошкольном возрасте лексические средства выразительности: образные слова (эпитеты, метафоры, сравнения) и выражения (крылатые фразы и фразеологические обороты). Насыщение речевой среды средствами выразительности стимулирует развитие выразительности речи самого ребенка.

— Усвоение нормы речи зависит от развития чувства языка – способности запоминать нормы употребления слов, их сочетаемость, изменяемость и ситуативность. На основе языкового чутья дети запоминают смысл отдельных элементов: например, отрицательный смысл приставки неили уменьшительно-ласкательных суффиксов —еньк, —иньк. В дальнейшем осознанность в подборе и употреблении детьми норм слов зависит от интуитивного понимания значения отдельных морфем.

— Усвоение письменной речи зависит от координации между устной и письменной речью. Этим обусловлено значение и важность развития устной речи у детей дошкольного возраста в контексте подготовки к обучению письму в школе. Наибольшие трудности при обучении письму дети испытывают при несовпадении темпа проговаривания слов и темпа написания. Усвоение знаковой функции звуков и букв начинается в дошкольном возрасте и является необходимым условием овладения письменной речью.

— Темп обогащения речи зависит от степени совершенствования структуры речевых навыков. Чем разнообразнее речевые навыки ребенка (активный словарь, усвоение грамматических и фонетических норм), тем легче он осваивает новые, сложные формы речи: рассказывание стихов и сказок, пересказ, сочинение. Совершенствование речевых навыков происходит в разнообразных речевых ситуациях. Вот почему так важно обеспечить ребенку коммуникативную активность в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, основными явлениями, характеризующими речевое развитие детей дошкольного возраста, является коммуникативная функция речи, факторы потребности в общении и языковая способность ребенка, а также закономерности усвоения языка, зависящее от степени развития речетворческой системы.

Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Психолингвистика в очерках и извлечениях: хрестоматия / авт-сост. В.К. Радзиховская [и др.]; под общ. ред. В.К. Радзиховской. – М.: Академия, 2003. – 464 с.

Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев.– М.: Просвещение, 1969. – 340 с.

Лисина, М.И. Проблемы и задачи изучения общения дошкольников со сверстниками // Лисина М.И. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учеб. пособие / ред.-сост. Т.В. Бурменская – М.: Москов. психолого-социальный ин-т, 2005. – С. 89–99.

Негневицкая, Е.И. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. – М.: Просвещение, 1981. – 307 с.

studfiles.net

Формирование речевой деятельности младших школьников

Муниципальное образовательное учреждение

«Тираспольская средняя школа№18»

Формирование речевой деятельности младших школьников.

учитель начальных классов

Развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. В работе по обучению школьников учителя нашей школы отдают приоритет развитию речи. Эту работу мы ведём на занятиях по всем предметам, связывая их воедино.

Считаем, что для успешного обучения детей в старшей школе необходимо в начальных классах

во-первых, научить ребят читать правильно, сознательно, бегло и выразительно;

во-вторых, развить у школьников умение работать с текстом произведения и самостоятельно читать книги;

в-третьих, привить любовь к книге, так как огромно значение чтения для развития речи детей, которая, обогащаясь через книгу становится более содержательной, эмоциональной и логичной. Кроме того, чтение дает материал для изложений, сочинений, которые проводятся на уроках русского языка.

Каждый ребенок по природе — творец, мечтатель и фантазер. Мы убеждены, что в современном мире, когда дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия, очень важно вызвать у малышей интерес к родному слову, правильно научить своих учеников слушать, говорить, сочинять и писать.

Стремимся добиться, чтобы наши ребята не испытывали затруднений в общении друг с другом, не боялись открыто высказывать свое мнение и умело отстаивали его, чтобы научились при этом внимательно выслушивать и другие взгляды. Пытаемся создавать такие условия, чтобы каждый ученик мог максимально реализовать потенциал своих речевых возможностей. В нашей школе сложилась определенная система работы в этом направлении.

Начальная школа тесно сотрудничает с коллективами ближайших детских садов №6 и №33. Учителя начальной школы работают в тесном контакте с психологом и логопедом школы, которые систематически занимаются с детьми. Каждое занятие психолога включает в себя не только задания на развитие речи, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, моторики, но и упражнения для профилактики нарушения зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики. Один вид деятельности сменяется другим, что позволяет сделать работу более динамичной, насыщенной и менее утомительной. Иногда используются соревновательные моменты, но всегда создаётся ситуация успеха. Это позволяет детям лучше адаптироваться к учебной деятельности, обогатить речь, расширить кругозор, даёт возможность детям быстрее и лучше раскрыть творческие способности, способствует сплочению коллектива. Работа проводится индивидуально, группами, коллективно.Важное место в системе работы над речевым развитием учащихся занимает работа логопеда в содружестве с учителями начальной школы над произносительной стороной речи. При поступлении детей в 1 класс речь младших школьников не всегда красиво звучит, у части первоклассников имеются значительные нарушения произносительной стороны речи: речь многих из них отличается невнятностью, речевой аппарат работает вяло, у многих наблюдаются нарушения дикции. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат. Для развития артикуляторной моторики применяются упражнения для активизации мышц языка, губ, дыхания. Работа над чётким произношением содержит целый ряд специальных упражнений: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, ребусы, игры со словами, пословицы, поговорки, сказки, тексты, грамматические игры. Дети получают понятие о синонимах, антонимах, фразеологизмах.

Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и различные средства выразительности.

Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определённым требованиям.

1. Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.

2. Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.

3. Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).

4. Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.

5. Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.

6. Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов.

Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.

Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. Внимание детей должно акцентироваться на сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания, правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его монологическая речь ещё не развита. Ребёнок “понимает в окружающем больше, чем может передать словами”. Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего его изложение делается малопонятным. Сам ученик обычно не замечает своих ошибок. Он убеждён, что нашёл лучшие средства для выражения своих мыслей и чувств. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны.

Общим требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная речь. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.

В систему упражнений, формирующих навыки устной монологической связной речи первоклассников включаем следующее:

сравнение, сопоставление небольшого текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой;

определение основной мысли текста;

выделение в тексте начала, середины и концовки;

воспроизведение текста по данному началу, середине или концовке, по плану и опорным словам;

восстановление деформированного текста;

придумывание к рассказу начала или конца;

выбор наиболее подходящего начала или концовки к тексту;

определение, какой части не хватает в тексте;

пересказ по плану.

На каждом уроке ребенок читает, слушает, отвечает, т.е. общается с товарищами, учителями, книгой. У него формируются такие умения, как умение слушать, отвечать на поставленный вопрос, умение выражать свое отношение к чему-либо, давать оценку поступку героя. Все эти умения теснейшим образом связаны между собой и являются частью комплекса умений учебного труда.

В работе над развитием речи хочется выделить следующие направления: работа над звуковой стороной речи, словарная работа (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса), работа над словосочетанием и предложением, развитие связной речи (изложения, сочинения, работа по картинам), богатство и культура речи. Все упражнения по этим направлениям носят тренировочный характер. Используются разнообразные виды изложений (изложение по вопросам, подробное, сжатое изложение, выборочное и творческое) Школьники учатся писать сочинение по рисунку или серии картинок, по аналогии, на основе личных наблюдений, на заданную тему, сочинения-описания, сочинения-рассуждения и сочинения по картинам художников.) Подробный материал о работе по развитию письменной речи на уроках русского языка и чтения с образцами детских работ представлен в папке «Методическая копилка» в моей курсовой работе.

Современная система работы по развитию связной речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуем создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.

Роль учителя состоит в последовательном, спокойном и тактичном направлении речевого развития каждого ученика, в создании и реализации методической системы культуры речи — от аудирования, от умения слушать — и до потребности пользоваться словарями и справочниками, что касается безусловного знания школьного грамматического минимума, то оно создает лишь фундамент постоянного языкового совершенствования.

Обновлённое содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность детей, даёт возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.

В систему работы по развитию речи входят уроки — игры, диалоги, заочные путешествия, драматизация, инсценировка, работа с творческими тетрадями, кукольный театр.

От урока к уроку коммуникативные ситуации усложняются, создаётся на уроке атмосфера речевого общения, собеседования, обмена мнениями. Это позволило детям активно включаться в диалог «учитель — ученик». Такое обучение приводит к тому, что дети становятся нашими помощниками, становятся друзьями, коллегами. В процессе содружества и сотрудничества у учащихся формируются первые навыки самоконтроля и самоуправления. Как показала практика, начинать систематическую работу над речью можно уже с первых уроков обучения грамоте. Главной задачей на этом этапе будет знакомство первоклассников с текстом, его основными признаками и структурой. Тогда традиционная работа с иллюстрациями «Азбуки» и рассказывание знакомых сказок не только будут развивать те умения, которые дети приобрели до школы, но и послужат дальнейшему развитию речи. Этой теме посвящена одна из моих работ, представленных в методической копилке.

Большое значение для развития речи имеет развитие эмоций и воображения. Эмоционально окрашенная речь выразительнее и сильнее, чем речь, не вызывающая переживаний. Большое внимание уделяем выразительному чтению, чтению по ролям. Эмоциональность восприятия тесно связана с развитием воображения. Для развития творческого воображения предлагаем детям такое задание — проиллюстрировать литературное произведение. С художественным творчеством наших ребят вы познакомитесь на выставке рисунков и поделок. При рисовании словесных картин к стихам, к отрывкам из художественных произведений мы рекомендуем детям дополнять их, используя для этого свой жизненный опыт.

Остановимся подробнее на основных направлениях в развитии речи младших школьников и рассмотрим конкретные формы и методы обучения, связанные, прежде всего с развитием детского речевого творчества.

Первое направление — игра. Принципы коммуникативного обучения легко осуществляются в игровой деятельности, т. к. это естественная деятельность, требующая речевых действий. Например: «Эстафета — рассказ», игра «Мимики и жестов», ролевые игры (диалоги, инсценировки, драматизация). Здесь же проводится работа над постановкой голоса учащихся, мимикой, жестами, с использованием элементов театральной педагогики. Этот вид работы вы сможете наблюдать на уроке литературного чтения в 4 «в» классе.

Второе направление в развитии речи — это творческое сочинительство.

Младших школьников привлекает работа, которая пробуждает их творческую мысль, рождает буйство фантазии и вдохновения, а главное является эффективным средством, побуждающим к высказыванию. Работа над рифмой стихотворных упражнений тесно связана с главной задачей первоначального чтения и письма – развитием фонематического слуха. В процессе такой работы школьники непроизвольно совершенствуют речевой слух, развивая через него потенциальные способности к родному языку. Рифма привлекает детей забавной игрой слов и созвучиями их формы. При знакомстве с новой буквой, новым звуком, упражняя детей в делении слов на слоги и для переноса, использую стихи детских писателей. Ученики читают стихи о временах года, о дружбе, о школе, о родном крае. Стихотворения раскрывают перед детьми богатство родного языка, воспитывают у них понимание звучания слов и их содержания. Стихи не только забавляют детей, они помогают обучать без скуки, развивают их речь. Рифмовки, способствующие совершенствованию речевой культуры учащихся, развивают фонематический и речевой слух, память, умение строить суждения, рассуждения, умозаключения.

Одним из средств развития речи и мышления детей являются загадки. Детям очень нравится разгадывать загадки. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся. Загадки можно использовать при знакомстве с новым звуком, новой буквой. В отгадке ребята определяют, где находится изучаемый звук: в начале, в конце или в середине слова. Любую загадку можно взять как исходный материал для составления предложения со словом – отгадкой. Дети любят загадки и часто по аналогии с услышанным пытаются составить загадки сами. На выставке вы можете увидеть образцы детских работ по теме «Загадки».

Хороших результатов даёт приём конструирования: сочинение считалок, потешек, небылиц, колыбельных песен, где используется стихотворение, мы практикуем со второго класса. Соотношение звуков в словах, умение сравнивать оттенки звучания, сопоставление слов, сходных по звучанию, постепенно развивают у детей тонкое восприятие слова. Данные виды работ сегодня представлены на выставке.

Сочинение сказок – ещё один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки и очень удачно можно воспользоваться этим для сочинения сказок вместе с детьми. На этом этапе воспитывается умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать ситуацию. Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса, развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей. На уроках можно инсценировать сказки, сочинять вместе с детьми.

Ещё внедряется работа с куклами. Кукольный театр помогает легче, ярче, правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Дети очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям, быть не похожими на отрицательных. Увиденное, а самое главное, исполненное ими в театре, расширяет кругозор детей и надолго остаётся в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают родителям, такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Кукольный театр имеет большое значение для всестороннего восприятия детей. На нашей выставке представлены виды кукольных театров: Бибабо, линейный, пальчиковый, конусный, настольный и теневой.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Работа над познавательными способностями учеников должна быть длительной и целенаправленной. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.

Хорошим подспорьем в работе над развитием познавательных способностей учеников является курс Холодовой О. «Юным умникам и умницам». Используемые задания способствуют углублению знаний детей, помогают ученику почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. У нас в школе курс РПС читается с 1 класса. Для успешного развития мышления учащихся на занятиях применяется способ сопоставления фразеологических оборотов, поговорок, пословиц, в состав которых входят изучаемые слова. Задания формируют умения оперировать образами, вести рассуждение на уровне логических абстракций. Данный способ, помимо положительного воздействия на совершенствование речи учащихся, их интеллектуальных способностей, способствует расширению их эрудиции, ознакомлению с элементами фольклора. Формируется комплекс умений: логическое мышление, оперативная память, умение строить рассуждение, речь, умение обосновывать свои суждения и выводы.

Формированию образной речи способствуют экскурсии в природу. Во время наблюдений дети не только накапливают разнообразные представления, но и с помощью образных определений, точных характеристик осмысливают их. У них активизируются важнейшие мыслительные процессы: способность анализировать, сравнивать, делать посильные умозаключения. Формируемый комплекс умений помогает обогатить словарный запас детей, так как через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь, развивает сообразительность, умение логически мыслить.

С целью обогащения словаря учащихся мы также используем задания следующего характера:

подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте;

подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических

пар и выяснение из значений;

работа над прямым и переносным значением слов;

www.metod-kopilka.ru

Формирование речевой компетентности дошкольников с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата посредством макетирования

Как известно, игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок общается с другими детьми и взрослыми. Познает окружающий мир, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссерская игра с мелкими игрушками. Но для того, чтобы она получила свое развитие, малышам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством может быть макет.

Вряд ли найдется человек, который не любит смотреть, как едет поезд по игрушечной железной дороге. Это зрелище не только возвращает нас в детство, а также погружает в интересный, волшебный микро-мир. Нам нравиться смотреть не только, как стуча колесами, по рельсам торопиться паровоз, но и изучать, рассматривать мельчайшие детали. Вот паровозик проехал сигнальный светофор, заехал в туннель и взобрался на мостик над маленькой речушкой, а мимо его окон мелькают миниатюрные березки, ели и кустики с крохотными ягодками. Все это завораживает нас, а воображение помогает представить, кто мог бы жить в домиках, ходить по узким улочкам. Мы бы с легкостью могли представить себя в этом микро-мире. Человек, преследуя те или иные цели, постоянно пытается воссоздать реальный мир в миниатюрном виде, такова сущность макета.

В энциклопедии, дано следующее определение слова макет – в переводе с франц. maquette, от итал. Macchietta – набросок, объёмно-пространственное изображение (из гипса, дерева, пластмассы, картона и других материалов) уже построенного или проектируемого здания, архитектурного ансамбля, города. Макеты выполняются в различных масштабах. Он воспроизводит оригинал либо во всех деталях — (модель), либо приблизительно. Конечно же, такое определение понятия «макет», трудно применить к игровым макетам используемых в детских садах, но задачи макета не меняются, а наоборот расширяют его возможности при работе с детьми.

В соответствии с научной концепцией дошкольного образования, как ступени системы общего образования перед педагогами ДОУ определены ориентиры методического поиска в двух направлениях: совершенствование технологий образовательного процесса, с одной стороны и реализации партнерского взаимодействия с ребенком в комплексно – тематической модели организации образовательного процесса с другой стороны.

Макетирование — это метод конструирования объектов, при помощи которого создают пространственные трехмерные модели (макет). Впервые методология макетирования была применена в 1980 году, для создания модели продукта. В настоящее же время метод макетирования используется для различных целей. Макетирование – процесс объемного проектирования изделий, их частей и деталей, направленный на получение наглядной информации о свойствах создаваемого объекта в виде макета. Современные методы визуального моделирования находят все более широкое применение в образовательной деятельности. В практике освоения комплексно – тематической модели, на наш взгляд, заслуживает внимания технология макетирования в игровой и познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста.

С точки зрения Н.Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры). Таким образом, макет должен занять достойное место в ряду технологий реализации содержания тематического комплекса и в его предметно — игровой среде.

В работах разных исследователей макетным играм с мелкими игрушками отводится роль одной из форм сюжетной игры.

Ж.Пиаже обращает внимание на то, что «…посредством мелкого материала создаются воображаемые миры, охватываемые единым взором творца – ребенка».

Макет, как познавательный элемент моделирования неотделим от развития знаний во многих областях педагогики. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, о человеке и обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение макета. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с макетами, отображающими существенные черты изучаемых явлений.

Л. Ф. Обухова отмечает, что с помощью различных моделей, макетов и схем ребенок материализует математические, логические, коммуникативные, пространственные, временные отношения.

Метод макетирования мы применяем для замещения реальных предметов и объектов в виде макетов, дополняя их схематическими изображениями, знаками, символами.

По мнению Л.С. Выготского, важно у детей дошкольного возраста развивать те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться в школе (память, внимание, воображение, мышление, речь и т.д.). А одним из способов формирования этих функций как раз и является развитие знаково-символической деятельности дошкольников. Одной из целей макетирования является обеспечение успешного освоения детьми знаний об особенностях объектов и окружающей действительности, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Согласно теории Н.Я. Михайленко, объединяющей для всех форм игры является направленность старших дошкольников на моделирование мира через последовательности сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно – смысловые контексты. Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных фактора: это, прежде всего играющий с детьми взрослый – партнер, задающий образцы сюжетного комбинирования (сюжетосложения), как более сложного способа построения игры, и собственно предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задействованного в ней взрослого.

Актуальность данной темы, заключается в том, что она имеет большое значение в формировании речевой компетентности у детей с нарушениями речи, а также и в решении речевых задач, поставленных перед логопедом в сложных эмоционально-насыщенных речевых ситуациях.

Игры на макетной основе уже в среднем дошкольном возрасте способствуют тому, чтобы в жизни старших дошкольников достойное место заняла речетворческая режиссёрская игра, как одна из форм сюжетной.

К 5 годам, освоив условное действие с предметами и ролевое поведение, ребенок переходит на следующую ступень игры – он может строить множество игровых «миров», воплощая их в предметной форме (виде своеобразных макетов), придумывая и комбинируя разнообразные сюжетные события. Этот этап развития игры может быть назван этапом сюжетосложения.

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует речевому развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей.

Для того чтобы игра на макетной основе получила своё развитие в образовательном процессе дошкольного учреждения, как элемент предметно – средовой модели, необходимо совершенствование методики ее реализации в содержании любого тематического комплекса.

Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей. Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач.

Общие задачи решаемые с помощью макета:

  • Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т.д.).
  • Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
  • Развитие пространственного мышления ребенка.
  • Развитие речетворческого воображения, логического мышления, памяти и внимания детей.
  • Повышение интереса к речевой деятельности.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Четкое определение требуемых заданий (по звукопроизношению, связной речи и лексико-грамматических представлений и т.д.).
  • Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
  • Активизация лексического словаря.
  • Развитие общей и мелкой моторики рук.
  • Использование в качестве иллюстративного или демонстрационного материала на логопедических занятиях.
  • создание условий для развития речевой деятельности и творческого воображения у детей с нарушениями речи и эффективного проведения коррекционно-образовательного процесса на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
  • Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной и речевой деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его речетворческой деятельности. Как-бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.

    Несмотря на то, что макет является основой для речевого развития детей, он должен максимально правильно отражать реальный мир, на основе качественного, реалистичного макета воспитанники могут изучать характерные особенности какой-либо среды, развивать свой кругозор и познавательную деятельность. Детали для любого макета играют очень важную роль, на основе деталей, создается характерный образ, сущность макета, именно это привлекает детей. Так же, макет действует как демонстрационный материал, педагог в начале занятия на его основе может продемонстрировать варианты выполнения заданий, или разыграть какой-либо сюжет или действие.

    Несомненным преимуществом макета, является его использование по нескольким темам образовательной деятельности и с различными возрастными группами. Например: макет «Лес», может быть использован, с детьми старшего возраста, для составления сравнительно-описательных рассказов о животных в лесу, тогда как с детьми среднего возраста можно учить составлять предложения с опорой на макет. Наиболее востребованным на занятиях по связной речи, является макеты интерьера — «Гостинная», «Кухня», «Спальня», «Детская», «Дом». Он используется по широкому спектру тем: мебель, комнатные растения, живой уголок, домик какого-либо сказочного героя.

    Опыт работы с макетами в логопедической работе с детьми имеющими речевые нарушения показывает, что интерес детей на занятиях значительно повышается, их творческое воображение рисует образы, тем самым подталкивая детей к речевой деятельности. Макет не ограничивает фантазию, как логопеда, так и ребенка, а наоборот позволяет творчески подойти к занятию.

    Важная цель применения макета в образовательном процессе ДОУ заключается в том, чтобы в жизни старших дошкольников достойное место заняла речетворческая режиссёрская игра.

    По Н.А.Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты.

    Макеты-модели, представляют сюбой уменьшенные целостные объекты, направля-ющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).

    Макеты-карты, это плоскости (не менее50×60 см) с планом – схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост).

    Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.

    Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.

    В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик».

    Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес-зеленый цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).

    Игры с макетами способствуют развитию креативности и коммуникативной инициативы (то есть способности к творческому решению проблем, возникающих при осуществлении деятельности, в игре дошкольники договариваются, словесно объясняя исходные замыслы, планируя начало игры, используя простой договор, стремятся к взаимопониманию) — а это важные показатели речевой компетентности детей. Развитие креативности и инициативы — необходимое условие формирования полноценной личности.

    В играх с макетами дети обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Меняется отношение к выполнению рисунков, поделок, ведь все это может пригодиться в игре. Отмечаются старание, желание достичь хорошего результата.

    У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса, развивается речь и творческое мышление. В повседневной жизни они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. У дошкольников отмечается интерес к познавательной литературе (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека), дети включают свои новые представления в сюжеты игры, в темы рисунков.

    Любой вид речевой деятельности, в том числе сюжетно-ролевая игра на основе макета, требует от педагогов грамотной организации и руководства, изучения методической литературы по организации игр с макетами. Сюжетно-ролевые игры учат общению, у детей развивается умение сочинять, фантазировать, комбинировать разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, способствуют развитию творческой инициативы. С тематическим макетом, используя приложенный к нему антураж без изменений, дети играют только первое время. Затем замыслы меняются, дополняются другими предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные фантастические события.

    Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создает в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Художественные тексты, а также мультфильмы, заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и тематической конкретизацией макета. Так, макет-карта «Улицы города» может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей, ландшафтный макет-карта — в опушку леса, где живет Винни — Пух.

    Огромный интерес у детей всех возрастных групп вызывают макеты цветущего луга. Его населяют насекомые, которые подобраны в соответствии с возрастом детей. Дети с большим желанием и удовольствием играют с насекомыми, закрепляя при этом названия растений и других объектов биоценоза (муравейник, нора, трава, цветущие растения), тем самым постоянно расширяя свой словарный запас.

    Надо отметить, что все объекты: звери, насекомые, земноводные, паукообразные не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются для закрепления полученных знаний в повседневной жизни детей. С их помощью, мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющие их потребности.

    Обитатели-персонажи, дополнительный антураж к макету, да и сам макет могут быть сделаны в процессе продуктивной совместной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки, соленого теста, природного материала), что способствует развитию творчества в различных видах деятельности (в ручном труде, конструировании и изготовлении макетов).

    В ряде программ макетирование рассматривается как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, что позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.

    Макетирование способствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают над с воим креативным произведением.

    Тесна связь макетирования и математики: в процессе работы закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер, цвет и т.д.

    Макетирование способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук.

    Этапы работы по созданию макета

  • Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.);
  • Подготовка и сбор материала для создания макета.
  • 2этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом.

    При изготовлении основы макета одновременно идет и наполнение предметным материалом. Постепенно у детей формируется представление о природных ландшафтах в процессе творческого конструирования из различных материалов. Персонажи изготавливаются совместно с детьми и воспитателем из бумаги, картона, проволоки, солёного теста, природного и бросового материала. Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

    В процессе развития и активизации игры созданное игровое пространство дополняется новыми предметами. Дети совместно с логопедом придумывают рассказы, сказки на разные лексические темы. На протяжении всей работы с использованием макетов особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми, закрепляются полученные знания и представления. Таким образом, работа с использованием макетов и моделей позволяет круглый год, независимо от времени года, поддерживать интерес детей к миру природы, формировать осознанное правильное отношение к объектам природы и в желании общаться с ней.

    Примечательно, что обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности детей с воспитателем. Весь процесс совместной деятельности воспитателя с детьми по изготовлению макета целесообразно сопровождать музыкой. Таким образом, создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Музыкальное сопровождение направляет и конкретизирует создаваемые образы, помогает ребенку осознать себя неотъемлемой частью культуры.

    Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

    На 3 этапе – в процессе развития и активизации игры с макетом созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.

    Для дальнейшего развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал и хранить его.

    Макеты требуют определенного ухода, и условий хранения, обычно они создаются на бумажной основе, и занимают достаточно много места. Как один из вариантов решения, можно предложить мобильные макеты, сделанные на основе коробок от конфет с откидывающейся крышкой. Такие макеты удобно хранить, они не занимают много места, благодаря крышке, которая в свою очередь служит фоном, все детали элемента находятся внутри самой коробки.

    1. Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с

    места на место, не бояться случайных сотрясений (это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

  • Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.
  • Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных
  • подставках), настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в обращении. Особый интерес для детей представляют макеты в специальных шкафах.

  • Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны детям
  • для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

    Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей познания. Вне зависимости от своего типа и назначения, макеты используются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной и т. д. Хочется отметить, что использование игровых макетов в предметно-развивающей среде дошкольного учреждения отвечает принципу интеграции образовательных областей.

    Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека) .

    Сюжетная игра — это любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально развиваются их способности. Но самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника, его жизнь в детском саду организована так, что на игру времени не остается. А если следовать современной классификации детских игр, то от полутора до двух часов ежедневно дети старшего дошкольного возраста должны играть в сюжетно-ролевые игры.

    Учитывая многообразие сюжетных игр, педагоги должны ориентироваться на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый ребенок сможет:

    • удовлетворять свои интересы;
    • реализовывать свои возможности;
    • создавать игровой сюжет и реализовать его;
    • проявлять индивидуальные особенности речевого творчества.
    • Создать такие условия помогают игры с макетами, они являются более высокой степенью сюжетно-ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре. В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры — режиссерская игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей. Игра с мелкими игрушками в значительной мере способствует сюжетосложению — ребенок самостоятельно придумывает и комбинирует разнообразные сюжетные события, активизирует комментирующую речь (то есть, играя, ребенок комментирует свои действия, поступки), используя для этого разнообразные средства: мимику, жест, речевую интонацию. Для того, чтобы игра получила свое развитие, старшему дошкольнику необходим так называемый «маркер пространства воображаемого мира». Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического). В детских садах нужен, прежде всего «универсальный» макет, то есть тематически многозначный (условно-обобщенный) маркер игрового пространства.

      Универсальные приёмы работы с макетом

      Образовательный процесс с детьми мы строим по комплексно – тематическому принципу. В содержание работы с макетом легко вводить региональные и культурные компоненты. При организации образовательного процесса мы стараемся обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, задач. Образовательный процесс строится на интеграции содержания.

    • Обогащение представлений детей в процессе предварительной работы по заданной теме: рассматривание иллюстраций, посещение краеведческого музея, проведение экскурсий, использование ИКТ.
    • Изготовление новых предметов к макету в совместной продуктивной деятельности с взрослым (из любого материала).
    • Рассматривание с детьми макетной основы и материала для игры-макета (знакомого и обновляемого).
    • Игра, совместно с детьми (демонстрация приемов игры; вовлечение ребенка в действия с макетом; предоставление инициативы ребенку).
    • В своей работе мы используем макеты для ознакомления детей с лексической темой, и тем самым расширяем их знания об окружающем мире.

      Знакомство детей с объектом происходит постепенно. Мы читаем детям произведения художественной литературы по изучаемой теме, рассматриваем иллюстрации, проводим экскурсии. В процессе подготовки к работе с макетом организуем элементарное экспериментирование (выращиваем овес, лук на зелень, замораживаем воду и т.д.). После такой подготовительной работы вместе с детьми приступаем к изготовлению макета, обсуждаем все его компоненты.

      Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения. При изготовлении макетов дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас.

      Макет – это результат творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Он может быть напольным, настольным, подиумным (на специальных подставках), настенным (объекты на переднем плане, а изображение на заднем).

      При этом игровые предметы в макете могут в разной степени задавать тематику сюжета. Макеты также можно разделить по определенной тематике, т.е. тематические макеты

      (например, фигурка пожарного, пожарная машина и пожарная часть и т.д.). Тематическиемакеты бывают с определенными предметами (условная фигурка человечка и платформа на колесиках, которая может стать любым транспортным средством), так и с неопределенными предметами (обычно обозначаемые как полифункциональный материал, например, резная деревянная чурочка, которая в воображении ребенка может стать и животным, и строением и фонтаном).

      На основе готовых макетов мы проводим беседы, составляем рассказы с детьми, режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности. В нашем ДОУ созданы настольные макеты на тему: «Хлеб – всему голова», «Улица города», «Скотный двор», «Сад и огород», «Аквариум», «Лес», «Шахта» и др.

      Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются детьми в самостоятельной деятельности.

      Главное в создании макета, который самостоятельно создается детьми или в совместной деятельности с педагогом, что при размещении составных частей макета, ребенок применяет полученные знания, обобщает информацию, полученную ранее, таким образом происходит развитие связной речи, развивается доказательность речи, дошкольники учатся рассуждать, а значит развивается логическое мышление, словарь и выразительность речи.

      При составлении макетов дети знакомятся вначале с планом, а также и с правилами размещения элементов макета в зависимости от заданной темы. Затем мы предлагаем детям описать готовые объекты макета. Организовываем сравнение двух объектов между собой, учим выделять признаки различия и сходства. Постепенно увеличиваем количество сравниваемых объектов до трех-четырех. После, предлагаем детям более детально рассмотреть объекты на макете, находить новые скрытые на первый взгляд вариативные элементы макета. Детям необходимо понимать, что еще существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, объекты), которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно использовать сами машинки, можно предложить обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – замещающие машинки.

      Для решения более сложных задач по макетированию, можно предложить детям старшего дошкольного возраста нарисовать чертёж, который бы помог представить готовый объемный макет, на основе графического макета. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся всё более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы, объекты) в уме, то есть у них возникает та самая «знаковая функция сознания». Дети оказываются в состоянии заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и есть понимание, мышление, воображение. Все это помогает при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок и позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов, формирует обобщенные представления. В процессе занятий при использовании заданий с использованием макетов происходит умственное развитие детей. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных лексических тем.

      В заключении хочется вспомнить китайскую пословицу: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Используемые нами макеты помогают формировать у детей целостное представление о мире, способствуют пониманию у детей о взаимосвязи в природе, в жизни людей, вызывающий у них огромный интерес. Следует отметить, что макет — это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующий формированию речевой компетентности и развитию творческого воображения у детей. Логопед, выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов, не принимая непосредственного участия в игре, направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?». Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует речевому развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской речевой активности.

      Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы: использование макетов дает положительные результаты, а именно:

    • позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию дошкольника;
    • облегчает и ускоряет процесс запоминания, формируя приёмы работы с памятью;
    • дает возможность осознать вспомогательную роль изображений, объектов для удержания в памяти словесного материала;
    • развивает слуховые и зрительные анализаторы;
    • развивает мелкую моторику;
    • формирует речевую компетентность;
    • повышает наблюдательность, дает возможность заметить особенности окружающего мира дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления.
    • Анализ результатов работы показал, что дети, которые научились применять метод макетирования, способны творчески подходить к поставленным проблемам, быстрее решают нестандартные задачи, обладают более гибким и оригинальным мышлением.

      Примерное содержание и разновидность

      игровых макетов для детей дошкольного возраста.

    • фигурки персонажей (волк, зебра, лев, тигр, ящерица, носорог, черепаха, страус, медведь, обезьяна)
    • маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, скала, деревья, дорожки)
    • природные и бросовые материалы для изготовления детьми необходимых для игры предметов (питание зверей, предметы ухода за ними).
    • макеты домов, дороги и тротуары, зеленые насаждения, газоны
    • маркеры пространства: мост, гараж, дома, ограждения, деревья, дорожные знаки, светофоры; перекрестки всех видов;
    • предметы, обозначающие события (модели автомобилей, бензовоз, скорая помощь).
    • предметы — фигурки (кукла — мама, кукла- папа, кукла — дочка, кукла — сын),
    • маркеры пространства (2 комнаты, 3 стола, кресла, диван, кушетка, дизайнерское оформление комнаты),
    • предметы, обозначающие события (бассейн, телевизор, лоскутки ткани),
    • бытовые предметы (полотенца, постельные принадлежности, одежда, посуда),
    • бросовый материал для изготовления детьми деталей и предметов для игры (в отдельной коробке).
    • предметы — фигурки (бабушка, дедушка, внучка, кошка, корова, овца, ягнята, свинья, поросята, коза, утка с утятами);
    • маркеры пространства (дом, сарай, забор, огород, сад с плодовыми деревьями)
    • предметы, обозначающие события или действия (корыто с бельем, лейки, посуда).
    • предметы — фигурки (люди, собака, котенок);
    • маркеры пространства (дом с мансардой, балконом, верандой, заборчики, бассейн, теннисный корт, цветочные клумбы, фонтанчик, скамеечки); сад или огород с грядками, муляжи овощей и фруктов,
    • предметы для обозначения действий: качели, лейка, горка, ракетки теннисные,
  • предметы — фигурки членов семьи, домашних животных,
  • маркеры пространства (столики, платяной шкаф, этажерка, диван, трельяж, трюмо, кресла, телевизор, кухонная техника),
  • предметы, обозначающие действия (телевизор, часы на стене, шторы на окне).
  • предметы — фигурки (пластмассовые человечки, машинки, деревья, цветочные клумбы),
  • маркеры пространства (кафе, беседка, деревья, скамейки, заборчики, качели, цветники, фонтаны, светофоры),
  • предметы, обозначающие действия (качели, машинки, лодочки-качалки).
  • площадка с небольшими деревцами, травой, кустиками, цветами, ягодами, грибами,
  • мелкие фигурки насекомых, птиц, фигурки людей (мальчик, девочка, мужчина, женщина), корзинка для сбора ягод.

  • площадка, обозначающая сам водоем,
  • маркеры пространства (мелкие деревца для размещения по периметру водоема,
  • травянистые растения (сделанные руками детей), фигурки водоплавающих птиц,

    фигурки насекомых (бабочки, водные жуки, стрекозы), плоские фигурки рыб (живущих

    близко к поверхности воды, в средней толще воды, на дне),

  • бросовый материал для изготовления детьми необходимых деталей и предметов (в отдельной коробке с крышкой).
  • макет лунного ландшафта (пластилин для изготовления детьми лунных кратеров),
  • мелкие фигурки космонавтов, луноходы, спутники,
  • среда в группе: объемные модели планет, знаки зодиака, игрушки для обыгрывания: карты, ракеты, центр управления (панели, экран, картинки с изображением видов Земли из космоса),
  • бросовый материал для изготовления самими детьми необходимых атрибутов и предметов для игры.
  • Методические рекомендации по созданию игровых макетов в семье

  • Чтобы в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра не ушла на второй план, необходимо сделать ее зоной ближайшего развития ребенка. Для детей 5-7 лет такой зоной могут стать игры с маркерами.
  • Что представляет собой такая игра? Это сюжетно-ролевая игра с мелкими игрушками. Макет – уменьшенный предметный образец пространства объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).
  • Как сделать универсальный макет для игры? Очень просто. Самое главное, что нужно иметь, — любовь к своему ребенку и желание играть с ним; второе – различный бросовый материал, ножницы, цветную бумагу, ткань, клей; третье – определить, во что хочет играть Ваш сын или дочка. При изготовлении макета нужно выполнить следующие условия: весь игровой антураж помещается в плотную коробку с крышкой, основные маркеры пространства наклеиваются прочно, все остальные фигурки (предметы-фигурки, предметы, обозначающие действия: качели, машины) хранятся в той же коробке или другой, поменьше. При этом игра не доставляет хлопот при уборке, занимает немного места, удобна в обращении, не портит интерьер квартиры.
  • Не рассчитывайте на то, что вы сделаете один макет, и ребенок оставит вас в покое. Когда он наиграется в одну игру, то захочет продолжения: соединить сюжеты двух игр-макетов. Возможно, он сам попробует выполнить часть нового макета, а ваша задача состоит в том, чтобы быть рядом, и помочь ему.
  • Ваш малыш мечтает об игре-макете «Улица города»? Возьмите крагис (ДВП) 120 х 40 (или 60 х 20) см, оклейте цветной бумагой, разметив места для домов, дорог, оформите клумбы, сделайте разметку на проезжей части. Можно все покрыть прозрачной бумагой или скотчем. Из коробки сделайте дома, их надо прочно прикрепить к основанию, так же как и светофоры, деревья, светильники, дорожные знаки, мост, гараж, автозаправочная станция и т.д. Подберите мелкие машинки, фигурки персонажи людей и животных. Игра готова.
  • Темы игр подскажет вам ребенок. В игры он может играть и один, выполняя роль режиссера, процесс сюжетосложения захватывает его, но играть с партнером-взрослым еще интереснее и полезнее, так как увеличивается зона развития, а особенно ценно то, что взрослый учится понимать ребенка, тем самым незаметно влиять на его воспитание.
  • open-lesson.net

    Смотрите так же:

    • План работы по развитию речи детей План работы по самообразованию"Развитие связной речи детей подготовительной группы" «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»подготовительной группы План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию Воспитатель : Александрова Надежда Михайловна группы № 7 «Радуга» […]
    • Немцов семья дети Битва наследников Немцова завершена Богатство Немцова поделят между собой только его законнорожденные дети Судебные тяжбы вокруг наследства Бориса Немцова завершены. Как стало известно «Газете.Ru», Мосгорсуд отказал в проведении генетических экспертиз для установления отцовства двум претендентам на раздел имущества покойного […]
    • Режим 3 месячного ребёнка Особенности режима ребенка в 3 месяца Важно правильно сформировать режим ребенка в 3 месяца. Благодаря стабильному распорядку дня малыш чувствует себя спокойнее, что положительно сказывается на его развитии. Мама же может планировать свое время, а не просто посвящать всю себя младенцу. Основой режима ребенка 3 месяцев являются сон и […]
    • Проявления темперамента в дошкольном возрасте Развитие темперамента в дошкольном возрасте. Заказать! Прямо сейчас. 1 развитие темперамента в дошкольном возрасте. Различия в темпераменте - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Развитие темперамента в дошкольном возрасте. Во-вторых, созреванием эндокринного аппарата. Глава II. Исследование […]
    • Сестринский уход за детьми с гипотрофией Сестринский уход заболеваниях детей Раздел 3. Сестринский уход при заболеваниях в педиатрии Объем времени – недели (часы) Практика в приемном отделении педиатрического стационара. Виды работ: -Виды работ 1. Осуществление лечебных вмешательств. 2. Участие в осуществлении лечебных вмешательств. 3. Участие в осуществлении диагностических […]
    • Обучения количественному счету детей дошкольного возраста Методики обучения счету детей дошкольного возраста Главная Развитие Математика и логика 7 эффективных способов обучить ребенка устному счету 7 эффективных способов обучить ребенка устному счету Малыши с самого раннего возраста начинают проявлять интерес к счету. Обязанность родителей - поддержать этот огонек любознательности, подобрав […]
    • Ребенок 1 месяц почти не спит Малыш 1 месяц постоянно плачет, не спит, истерит у мамы на руках Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться 1 Тема от katherine 21.11.2012 12:32:09 katherine Участник Откуда: Киев Зарегистрирован: 21.11.2012 Сообщений: 22 Тема: Малыш 1 месяц постоянно плачет, не спит, истерит у мамы на руках У меня два […]
    • Можно ли ношпу ребенку в 3 года Сколько ношпы можно дать ребенку при температуре Сбить температуру - рецепт педиатра Была высокая тепература - 39,5. Ребенку 1 и 7. Педиатр из поликлиники посоветовала: в случае выской температуры сделайте тройчатку - нурофен, одна вторая ношпы, и одна треть супрастина . НО данную рекомендацию в карточку не записала. ЭТо - что народная […]