Развитие коммуникативности у младших дошкольников

Развитие коммуникативности у младших дошкольников

С младшей группы я начала учить детей и самостоятельно регулировать конфликты, предотвращать ссору и не допускать её крайнего проявления-драки. Я объясняю детям, как можно познакомиться со сверстниками, как самостоятельно устанавливать новые контакты, например: показать и дать подержать свою игрушку; назвать своё имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика или девочку; завести разговор о том, что сам любишь и спросить, что любит собеседник (назвать любимую игру, еду, любимое занятие); просто сказать:»Давай играть вместе». Для того,чтобы научить воспитанников строить отношение с другими людьми,уважительно и деликатно вести себя со сверстниками, я предлагаю проблемные ситуации, разрешая которые, дети овладевают определёнными коммуникативными навыками. Например «Отнял игрушку», «Толкнул», «Долго катается на качелях, а другие не могут дождаться своей очереди», «Нечаянно разрушил постройку товарища», «В группу пришёл новенький, играет один».

Для того, чтобы ребёнок мог общаться с другими людьми, важно с младшего возраста воспитывать чувство уверенности в себе. С этой целью стараюсь постепенно открыть ребёнку, чем он похож на других людей и в то же время чем он от них отличается. Начали с особенностей внешности, рассматривая вместе отражение ребёнка в зеркале, а затем, с учётом возраста буду помогать детям определить свои предпочтения в цвете глаз и волос, одежде, еде, погоде, времени года, играх, занятиях.

Важно научить ребёнка проявлять эмоциональную отзывчивость к другим людям. Учу передавать эмоции не только с помощью слов, но и выразительными жестами, позой и мимикой. В младшей группе в основном привлекаются материалы знакомых сказок. Вспоминая основные события и переживания персонажей, помогаю детям сопоставить их с собственным личным опытом. Это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях. Вместе с тем не забываю о соблюдении безопасности, нельзя воспитывать у детей абсолютное бесстрашие, напротив постоянно объясняю детям, как важно быть осторожным, например при контактах с чужими людьми, в ситуации когда остаёшься дома один и т. д. При этом говорю детям о необходимости доверять близким, которые не дадут в обиду, помогут справиться с грустью и тревогой.

Ну и конечно, главным условием успеха педагогических усилий взрослых в таком деликатном деле, как социально-эмоциональное развитие ребёнка, являются позитивные образцы нашего собственного поведения.

«Прага — как старая дама в вуали…» Понимаю, что многие уже были, видели,восторгались встречей с незабываемой Чехией, но я очень хочу поделиться с вами впечатлениями от своей.

«Добро пожаловать в наш детский сад!» Оформление развивающей среды ДОУ Уважаемые коллеги! Я недавно знакомила вас уже с нашими прекрасными группами. Сегодня я проведу небольшую экскурсию по саду. Итак, это фойе.

www.maam.ru

Методы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Читайте в этой статье:

В наш век бурного развития информационных технологий преподаватели и родители озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста не соответствует современным нормам и большинство дошкольников не умеют правильно общаться. Современные дети не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения. Недостаточное развитие коммуникативных способностей вызывает серьезную озабоченность преподавателей дошкольных учреждений. Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Но ведь без живого человеческого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений. Кроме того, способность оптимально общаться с окружающими — залог успешного продвижения человека во всех сферах жизни. Воспитание коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — основная задача для подготовки ребенка ко взрослой жизни.

Начало формирования коммуникативных навыков дошкольника

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.

Развитие детей дошкольного возраста предполагает воспитание всех этих навыков с самого рождения. Эти навыки включают в себя: способность с пониманием и заботой относиться к другим людям, умение поставить себя на место другого и входить в его положение, осторожно и избирательно относиться к использованию фраз и выражений, понимая, что неосторожные слова могут очень сильно воздействовать на чувства и эмоции другого человека. Чем больше понимание между людьми, тем большая симпатия может возникнуть. Важно вкладывать в юные головы мысли о том, что нельзя принижать и оскорблять других людей, даже если они не согласны с вашим мнением и чем-то отличаются от большинства. Развитие всех этих навыков у детей дошкольного возраста происходит во взаимодействии с родителями, братьями и сестрами, с товарищами по группе детского сада, с преподавателями и воспитателями. Характерные черты общения с окружением начинают проявляться сразу после рождения ребенка. Младенец, вступивший в жизнь, впитывает, как губка, схемы коммуникативности, которыми пользуется его окружение в семье и детском учреждении.

Влияние семьи на развитие дошкольника

Гармоничное психическое развитие детей дошкольного периода целиком зависит от благоприятного психологического климата в их семье. Это та почва, на которой будут взращены важные в человеческом обществе черты личности. Родительская любовь способна направить в верное русло психологическое развитие детей. Любовь и мудрое воспитание родителей дают детям твердую опору и надежную эмоциональную защиту в жизни.

Однако во многих семьях в современных условиях на первом месте находятся финансовые и бытовые проблемы. Это обуславливает стремление некоторых родителей отодвинуть развитие детей на второй план и как бы самоустраниться от вопросов воспитания собственных детей, в том числе и от развития коммуникативных способностей. Такое несознательное отношение к воспитанию своих детей может пагубно отразиться при вхождении маленького человека на сложный путь взаимодействия с окружающим миром, послужит существенным препятствием в обретении новых друзей и решении сложных жизненных ситуаций.

Первое взаимодействие с миром малыш получает из общения с родителями. В этом взаимодействии ребенок узнает правила хорошего и плохого общения с окружающими. Дети раннего возраста весьма восприимчивы и внушаемы, поэтому обучение ребенка своим отцом или матерью правилам общения происходит не всегда осознанно, порой даже и для самого родителя. Общаясь со своим чадом, родитель передает ему свою модель коммуникативности. И не всегда эта модель полностью соответствует тем нормам и правилам, которые могут обеспечить гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

Положительные и негативные модели воспитания ребенка

Есть семьи, наполненные теплой атмосферой любви, понимания, заботливой взаимопомощи. Это очень благоприятная почва, чтобы психическое развитие детей протекало в правильном русле и у них формировался навык позитивного взаимодействия с окружением. Если родители с пониманием относятся к жизни ребенка, уделяют время для игр с ним, общаются, вникают в его проблемы, ласкают его, малыш получает эмоциональную защиту и воспитывается радостным, уравновешенным, способным к гармоничному общению человеком, с высокой самооценкой. Такой ребенок если и окажется в сложной ситуации, то он гораздо быстрее справится с отрицательными эмоциями и найдет верное решение для выхода из конфликта. Нет необходимости прививать ребенку из благополучной семьи навыки оптимального общения с окружением, он получил набор таких умений из опыта личного взаимодействия с членами семьи.

К сожалению, существуют семьи, в которых царит недоброжелательная, бездушная и даже агрессивная атмосфера. Здесь общаются в грубой авторитарной манере, жестко обрывают разговор, насмехаются над провинностями ребенка, безразличны к его проблемам, разговаривают с ним резко и бездушно. В таких семьях властвует излишняя требовательность, чрезмерно жесткое отношение и отвергаются психологические нужды ребенка. Искаженные коммуникативные навыки закрепляются в поведении дошкольника, так как они обуславливаются той ролью, которую отвели ему в семье.

Воспитанник из такой негармоничной семьи будет проявлять агрессию, настороженность или, наоборот, начнет заискивать и прибегать ко лжи. Дошкольнику, недополучившему родительской любви и внимания, весьма трудно налаживать взаимоотношения со своим окружением. Все эти недостатки воспитания детей дошкольного периода жизни имеют одно схожее качество — это недостаток гибкости и пластичности, неумение приспособиться к требованиям ситуации, текущего момента. Психологическое состояние таких детей весьма фрустрированное, искаженное навязанной ему в семье моделью поведения. Такие дети нуждаются в квалифицированной помощи психолога.

Типичные модели поведения детей в семьях с непоследовательным воспитанием

  1. «Кумир всей семьи» может вести себя как угодно плохо, он неизменно будет вызывать у членов семьи лишь восторг, любой его каприз сразу выполняется, с ним разговаривают лилейным тоном, ему посвящена жизнь всех домашних. В результате такого обожания «кумир» становится капризным, разбалованным, эгоистичным.
  2. «Мамино (папино, бабушкино) сокровище» — похож на предыдущую модель, но только ребенок является любимчиком одного из взрослых и ощущает его особое отношение к себе, в то же время остро реагируя на нехватку такого же внимания от других членов семьи. Вместо этого его высмеивают, называя папиной дочкой или маменькиным сыночком.
  3. «Ребенок-паинька» — обязан выполнять негласный свод правил и приличий в семье, никому не интересны его истинные желания и чаяния, ему прививается способность к лицемерию и двуличию. Немудрено, что именно такие «образцовые» дети неожиданно для всех совершают поступки, попирающие все нормы морали и права.
  4. «Болезненный ребенок» привыкает к постоянной чрезмерной опеке всех членов семьи, и, даже если он выздоравливает, к нему продолжают относиться, как к слабому и немощному человеку. Это развивает эгоцентризм, капризность, неумение брать ответственность на себя.
  5. «Невыносимый ребенок» создает постоянное напряжение и лишние хлопоты для всех членов семьи. Его постоянно наказывают, делают выговоры, читают нотации. Возможно, психический склад озорника действительно труден для воспитания, но не только в нем дело. Оказывается, невыносимое поведение трудного ребенка сплачивает членов семьи, доселе с натяжкой общающихся между собой, также она может использоваться как повод для самоустранения от воспитания озорника или же как возможность изолировать неугодного члена семьи, например бабушку или отца, якобы балующих ребенка.
  6. «Ребенок-золушка» прислуживает в собственной семье. Выполняя многочисленные обязанности, он не получает ни малейшего поощрения за это. Все награды достаются братьям и сестрам, что взращивает в нем чувство приниженности, завистливости и несамостоятельности.
  7. «Ребенок-козел отпущения» становится громоотводом для агрессии всех домочадцев, он одинаково плох для каждого члена семьи, каждый может разрядить на нем свое раздражение. При таком постоянном унижении ребенок становится закомплексованным, задавленным. Он боится сказать лишнее слово или совершить любой поступок из-за страха быть наказанным и в результате становится безынициативным, запуганным человеком с израненной психикой.
  8. Взаимодействие детей в группе детского сада

    Развитие коммуникативных навыков не вызывает особой тревоги, пока дошкольник общается только с домочадцами. Первые сложности возникают при оформлении ребенка в детский сад. Психология взаимоотношений с одногодками гораздо сложнее, нежели взаимодействие с домочадцами. Ведь сверстники не всегда идут навстречу друг другу — чаще, наоборот, их действия продиктованы собственными эгоистическими интересами. Вот тут-то и возникает жесткое соперничество сверстников, не всегда разрешающееся социально приемлемыми методами. Одни дошкольники проявляют упрямство, неуравновешенность, агрессивность по отношению к сверстникам, другие, наоборот, склонны к неуверенности в себе, излишней застенчивости, подвержены различным страхам, а третьим не чужды ложь и изворотливость. Есть категория детей, не способных завести себе друзей и выстроить нормальные отношения даже с родным братом или сестрой.

    Враждебное отношение к окружающим, отсутствие оптимальных коммуникативных навыков возникает у детей, которые чувствуют себя нелюбимыми, не заслуживающими ласки, понимания, такие дети погружены в свой особый мир, отгороженный от внешнего мира.

    Их негативное отношение к окружающим получает соответственную реакцию, которая жестко ударяет по ним же самим. Дети с трудным поведением не контролируют себя, хотя могут подчиниться контролю со стороны родителей и воспитателей. Есть несколько причин, осложняющих взаимодействие ребят дошкольного возраста:

    • повышенная тревожность, частая смена настроений, плаксивость;
    • низкое социальное положение, уничижительное отношение к своей личности;
    • отсутствие эмпатии к эмоциональному состоянию других людей;
    • неудовлетворенность потребности в общении;
    • неумение почувствовать, какие эмоции испытывает другой человек;
    • развивающаяся нервозность, невропатия, множество страхов, мешающих общению;
    • замкнутость и пассивность, отказ от контактов, уход в себя;
    • повышенная возбудимость и агрессивность, желание конфликтовать, причинять боль.
    • Психологическая коррекция детей с нарушением коммуникативных навыков

      Чтобы направить психологическое развитие дошкольников с нарушением коммуникативных навыков в нужное русло, воспитателям дошкольных учреждений нужно регулярно и последовательно заниматься обучением таких детей навыкам оптимального общения. Грамотное развитие у детей дошкольного возраста навыков общения способно нейтрализовать возникшую проблему и даже повлиять на развитие новой оптимальной модели поведения ребенка. Обучение детей раннего возраста навыкам оптимального общения должно ставить перед собой следующие задачи:

    • создание в общении доброжелательного и чуткого отношения;
    • обучение умению услышать и понять другого человека;
    • обучение невербальным способам общения, мимикой и жестами;
    • развитие способности взаимодействия в сложных моментах;
    • обучение разговорной этике;
    • преодоление стеснительности, снятие зажимов;
    • обучение способности осознавать свои чувства;
    • развитие способности распознавать эмоции другого человека;
    • развитие способности выражать свои чувства словесно;
    • опора на взаимодействие с родителями детей.

    Планомерное психическое развитие детей для достижения оптимального уровня коммуникабельности может осуществляться различными способами и приемами. Можно разделить их на несколько видов по типу восприятия:

  9. Словесные методы: диалог, рассказ, чтение.
  10. Визуальные методы: использование наглядных пособий, рассматривание картинок.
  11. Практические упражнения: театрализованная инсценировка сказок, ситуаций.
  12. Игровые методы: использование дидактических и сюжетных игр и упражнений.
  13. Физиологические методы: психогимнастика, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
  14. Логические методы: постановка этических и нравственных вопросов, загадки.
  15. Все эти методы направлены на развитие у детей дошкольного периода жизни доброты, эмпатии, гуманности, способности к нормальному человеческому взаимодействию с окружающими людьми. Подробнее остановимся на том, как осуществляется коммуникативное и социальное развитие дошкольников с помощью игровых методов.

    Использование игры в развитии навыков общения дошкольников

    Все игровые упражнения можно разделить на шесть разделов в зависимости от того, на какую сферу человеческой личности воздействуют.

    1. Игры, воздействующие на физиологию дошкольника. В первую очередь такие игры помогают снятию мышечных зажимов, развивают гибкость, пластичность тела, стимулируют самовыражение детей в эмоциональном движении. Игры, ориентированные на телесные ощущения, помогают ребенку справляться с пассивностью, скованностью, закрепощенностью и замкнутостью. Ведь не секрет, что расслабление на уровне тела и мышц помогает человеку обрести и психологическое спокойствие, равновесие, расслабление. Пример игры «Двигайся, как медведь, страус, лягушка и т.д.». Детям предлагается в движении изобразить какое-либо животное или сказочного персонажа.
    2. Игры, развивающие вербальные и невербальные способы общения. Вербальное общение формируется с помощью сочинения рассказа о своем переживании сильных чувств: страха, гнева, грусти, а также в игре «Испорченный телефон». Обучение невербальному общению с помощью жестов, мимики, пантомимы осуществляется в играх «Говорим через стекло», «Рассказываем стихи жестами», «Показываем мимикой, чего хочешь».
    3. Игры, знакомящие с человеческими эмоциями, обучающие умению выражать свои эмоции и правильно распознавать эмоциональное состояние товарища. В данном разделе используются игры «Дневник настроений», «Изобрази эмоции пальцами», «Эмоции в картинках». Для игр применяются карточки с изображением различных эмоций схематическим рисунком, дети подбирают соответствующую пиктограмму к изображенной на рисунке эмоции. На пустых карточках дети могут изобразить свое лицо, радостное или грустное.
    4. Игры, направляющие внимание на себя самого, свои чувства, состояние. В упражнении «Психологический автопортрет» дети поочередно отвечают на вопросы о себе: за что можно похвалить и за что можно поругать? В упражнении «Опиши себя» все ответы должны начинаться с имени отвечающего и описывать личные качества, увлечения, чувства, черты характера. Затем проводится совместное обсуждение каждого ответа. Если ребенок затрудняется самостоятельно рассказать о себе, разрешаются подсказки других детей. Таким образом, происходит развитие способности дошкольника задумываться о себе, о том, каким он сам себя представляет и каким видят его окружающие.
    5. Игры, формирующие осознанное отношение к своей семье в целом, каждому ее члену в отдельности и к себе как значимому и полноправному члену семьи. Для этого применимы задания «Нарисуй свою семью и свой дом», рассматривание фотоальбомов с заданием прокомментировать каждую фотографию, беседа о любви к родителям. Такие занятия активизируют развитие чувства родства, теплоты, любви к членам своей семьи, а также дают понимание о том, что ребенок сам является таким же родным, любимым и принимаемым человеком для своих домочадцев.
    6. Игры, активизирующие развитие навыков взаимодействия с другими людьми. Такие игры развивают у детей внимательное отношение к индивидуальным особенностям своих товарищей, формируют доброжелательное, дружеское отношение к ним, создают чувство единения, причастности к общему делу. Для этого применяется упражнение «Рисуем вместе», в котором вся группа работает над созданием одной большой картины, где каждый ребенок отвечает за определенный участок. Дети учатся договариваться, уступать, делиться карандашами, фломастерами, обсуждать проект рисунка. Возможно применение театрализованного проигрывания различных ситуаций взаимодействия детей друг с другом. В таких сценках дети решают нравственные вопросы, как лучше поступить в той или иной ситуации, задумываются над вопросом, какого человека называют добрым, честным, смелым, вежливым.

    Театрализованная игра как способ обучения детей общению

    Обучать детей раннего возраста общению можно только в тесном взаимодействии между собой, активно включая их в познавательную или игровую деятельность. Ребенка нужно научить самостоятельно задавать вопросы, активно высказывать свое мнение по тем или иным темам, устанавливать доверительные отношения, бесконфликтно спорить, поддерживать беседу. Одним из способов обучения детей общению, великолепно справляющейся со всеми этими задачами, являются театрализованные игры. Такие игры весьма популярны у дошкольников, ведь вместе с персонажами сказок дети исследуют окружающий мир, переживают целый букет эмоций и чувств, дают оценку поведению любимого персонажа в его взаимодействии с другими героями сказки. Важно, чтобы инсценировка сказки стала не просто заучиванием искусственных текстов и жестов, а способствовала развитию импровизации, фантазии ребенка, развивала умение вчувствоваться в эмоциональное состояние театральных персонажей, формировала ощущение уверенности в своих возможностях и прививала навык свободного вербального общения.

    Во время игры в спектакле дети ведут себя смело, активно, незакомплексованно. Такое творческое состояние можно ненавязчиво использовать как мощное средство для развития речи и коммуникативных навыков. Сказочные персонажи взаимодействуют, общаются, спорят, не соглашаются или уступают, грустят или веселятся, и через перевоплощение в образ героя сказки ребенок получает и запоминает все эти приемы взаимодействия с окружением, присваивая себе все характерные черты полюбившегося персонажа. Самостоятельное разыгрывание ролей помогает ребенку постигать нравственно-этическую подоплеку поведения персонажей, потому что он получает от взрослого положительную или отрицательную оценку качествам и действиям героев сказки. Такая оценка взрослых формирует у дошкольника навык этичного поведения и подталкивает его делать выбор в пользу нравственных поступков.

    Гармонизация детско-родительских отношений

    Развитие коммуникативных способностей дошкольников невозможно без тесного взаимодействия с их родителями. Психологи, проведя ряд исследований, пришли к выводу, что, используя работу в детско-родительских группах и обучая родителей некоторым приемам общения, можно повлиять на стиль их взаимодействия со своими детьми в семье, укрепляя этим психологическое здоровье дошкольников. Такие группы в последние годы стали весьма популярны как в России, так и в странах зарубежья. Цель проекта — перестройка и гармонизация детско-родительских отношений, налаживание равноправного взаимодействия и взаимопонимания между родителями и детьми, задача — обучение приемам и навыкам оптимального гармоничного общения родителя с ребенком.

    В процессе прохождения цикла занятий в группе родители начинают относиться к своим детям с большим пониманием, менее критично и учатся создавать для них атмосферу безопасности и принятия. Дети и родители взаимодействуют в группе, тем самым помогая друг другу в укреплении взаимоотношений, в поиске ответа на сложные вопросы, которые и явились причиной посещения групповых занятий. В процессе занятий используются различные виды игр. Будучи участником игры, человек, понимая условность игровой ситуации, тем не менее реагирует на нее так же, как и в реальной жизни. Поэтому игра не только обучает новым способам взаимодействия, но и корректирует стиль общения родителя с ребенком.

    Взаимодействуя со своим ребенком в игре, подчиняясь ее правилам, родитель снисходит с позиции непогрешимого и всегда правого взрослого, а ребенок получает возможность ощутить себя важным и значимым. Ведь, играя со своим чадом, родитель находится на территории его интересов. К тому же игра увлекает своей новизной, нестандартностью и позволяет взрослому ощутить себя маленьким ребенком. Практика показывает, что хорошо осведомленные о физическом здоровье своих детей родители мало знают об их человеческих качествах. Важно, что объективное представление о своем сыне или дочери родитель может получить, глядя на них со стороны, как бы глазами других участников группы. В то же время родитель и ребенок получают возможность увидеть и оценить свое отражение в действиях и реакциях других людей.

    В процессе игры между членами семьи устанавливается новый стиль общения по правилам союзников, так как родителю необходимо понять мотивацию действий своего ребенка, его логику, ощущения и эмоциональное состояние. В результате маленький человек, с полным доверием погружаясь во взаимодействие с родителем, начинает ощущать значимость своей личности. В такой атмосфере творческое самовыражение дошкольника может раскрыться особенно полно и одновременно возрастает его ощущение ответственности за происходящее. Полная свобода в творческом проявлении себя вкупе с поддержкой родителя и отсутствием страха наказания является мощным стимулом в повышении самооценки ребенка, в укреплении его психологического здоровья и формировании всех необходимых коммуникативных навыков.

    Взаимодействуя в игре и наблюдая за своим ребенком, родители начинают подмечать такие характерные черты, которых они не замечали в реальной жизни. Такие занятия учат сотрудничеству со своими детьми, помогают с пониманием относиться к их маленьким победам и поражениям и дают толчок к совместному творчеству в игре, которое впоследствии непременно займет достойное место и в реальной жизни семьи.

    Совместные усилия воспитателей и родителей в развитии детей

    Активное участие родителей в мероприятиях детского сада, таких как «Семейная эстафета», «Вежливое поведение», «Новогодний карнавал», «День Победы», дают им возможность вносить свою помощь в подготовке праздников, проникаться интересами работы детского сада, активно взаимодействовать с воспитателями своих детей, знакомиться с методикой воспитания, обогащать свой опыт. Родители получают возможность взглянуть на своего ребенка вне стен дома в других условиях, это заставляет их пересматривать стиль своего общения с ним и обновлять воспитательные приемы. В результате родители начинают понимать, что участие в жизни детского сада — это не прихоть воспитателей, а необходимость для оптимального развития их собственных детей. Такой подход формирует взаимосвязь между родительским воспитанием и воспитательными методиками ДОУ.

    В результате целенаправленных усилий воспитателей и родителей дети обретают способность хорошо ориентироваться во взаимоотношениях с окружающими, приобретают навык понимания и эмпатии к эмоциональному настроению окружения, обучаются сопереживанию и отзывчивости. Целенаправленное развитие коммуникативных навыков совместными усилиями дает существенное обогащение коммуникативного опыта детей и способно нейтрализовать многие проблемы.

    Вывод следующий: навыки общения дошкольников можно и нужно развивать, прививая дошкольникам основы грамотного общения и культурной речи. Начинать такое обучение нужно с самого рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия. Каждый взрослый воспитатель или родитель не должен забывать, что ответственность за построение взаимодействия лежит на нем, так как именно в общении со взрослыми дети получают и усваивают основные модели общения. Поэтому воспитатели и родители стоят во главе формирования культуры общения у детей дошкольного возраста.

    moyasna.ru

    Игры на развитие коммуникативности

    Слепец и поводырь

    Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

    Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

    По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

    Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

    Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

    Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

    Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

    Подарок на всех

    Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

    Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

    Лети, лети лепесток, через запад на восток,

    Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

    Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

    В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

    Волшебный букет цветов

    Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

    Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

    Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

    Дети. Грустное, печальное, скучное.

    Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

    Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

    Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

    Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

    Дети. Веселое, счастливое.

    Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

    Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

    Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

    Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

    Воспитатель даёт задания:

    — Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

    — снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

    — ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

    Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

    Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

    1. Два мальчика поссорились – помири их.

    2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

    3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

    4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

    5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

    6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

    7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

    8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

    9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

    10. Ребёнок плачет – успокой его.

    11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

    12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

    13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

    14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

    Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

    Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

    Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

    Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

    “ Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

    “ Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

    “ Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

    “ Как аукнется, так и откликнется”

    Разговор через стекло

    Цель: развить умение мимику и жесты.

    Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

    Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

    Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

    Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

    Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

    Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

    Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5, 4, 3, 2, ! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

    Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

    Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

    Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

    “ Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

    “ Особенно мне не нравится, когда…”;

    “ Однажды меня очень напугало то, что…”;

    “ Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…».

    В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

    «Лебедь, рак и щука».

    Цель развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений, улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство партнера».

    В игре могут принимать участие двое. Дети, располагаясь спиной к спине, соединившись руками в локтевых суставах должны достать по сигналу ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть соперника на свою сторону. Воспитатель смотрит чтобы дети не нанесли себе травмы.

    Цель: развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности. Развивает она также и аналитические способности ребенка, ну и, конечно же, коммуникативные навыки.

    Для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску. Затем все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за занавеской (фактически, кого среди них не хватает). Вспомнив этого ребенка, дети должны вспомнить как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего. Когда предположения закончатся, ребенок выходит из-за занавески, все могут увидеть и сравнивать, насколько точным было их описание.

    Игра «Веселая сороконожка»

    Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

    Не забудьте включить детям веселую музыку!

    В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

    Дети становятся в круг. Один (самый смелый) ребенок становится в центр круга. Дети начинают движение вправо по кругу со словами: «Как на Настины именины испекли мы каравай, вот такой ширины (растягивают круг в ширину), вот такой вышины (поднимают руки вверх), вот такой ужины (подходят к центру). Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!» Настя говорит: «Я люблю, конечно, всех, но Алину больше всех». Алина становится в центр круга, и дети танцуют в паре. Дети в кругу тоже выполняют танцевальные движения. Игра повторяется.

    Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где «телефон» испортился.

    «Я знаю пять имен»

    По правилам игры участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.) при этом считая: Дима-раз, Вася-два, Лёша-три и т.д.

    Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название).

    Если игрок ошибается или долго думает – мяч передается другому участнику. Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.

    Вышли мыши как-то раз

    Ритмическая игра с высокой степенью эмоционального заражения. Облегчает включение в деятельность. Может использоваться как игра для развития интонационной стороны речи (темп, громкость).

    Посмотреть, который час.

    Мыши дернули за гири.

    Вдруг раздался страшный звон –

    Убежали мыши вон.

    Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова движениями (топают или хлопают ладонями по коленям поочередно правой и левой рукой). Со словами «страшный звон» можно, например, позвонить в колокольчик. Последняя строка произносится в быстром темпе.

    Ритмическая игра на подражание и освоение схемы тела.

    Правая и левая водят поезда.

    Правая и левая строят города.

    Правая и левая могут шить и штопать.

    Правая и левая могут громко хлопать.

    Ночь стоит над городом,

    Руки так устали,

    Правая и левая спят на одеяле.

    Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями: показывают поочередно правую и левую руки и подражают тем действиям, о которых говорится.

    Дождь идет — Ритмическая игра на подражание.

    Дождь идет, А мы бежим –

    В домик спрятаться спешим.

    Будет дождь стучать в окно –

    Мы не пустим все равно.

    Участники рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения: хлопают руками, топают ногами, делают «крышу», соединяя руки над головой, стучат указательным пальцем по коленке, мотают головой.

    У оленя дом большой

    Ритмическая игра на подражание. Позволяет работать над темпом.

    У оленя дом большой,

    Он глядит в свое окно.

    Заяц по лесу бежит,

    В дверь к нему стучит:

    «Тук, тук, дверь открой!

    Там в лесу охотник злой!»

    «Зайка, зайка, забегай,

    Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями.

    Вариант: можно рассказывать и показывать стихотворение несколько раз подряд, постепенно, от раза к разу увеличивая темп.

    Речевая игра “Огуречик”

    “ Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему телеграмму и прочитал:

    Приходи на тот конечик

    Там мышка живёт

    Тебя в гости очень ждёт. .

    Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит:

    Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик

    Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

    Тут и птенчик из гнезда пропищал…

    Медведь из берлоги прорычал…

    Улитка медленно-медленно произнесла…

    А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…

    Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я — липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

    Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

    Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.

    Игра « Ветер дует на…»

    Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» итак далее.

    Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

    Игра « Дотронься до…»

    Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

    Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

    Количество играющих: группа (6-7 человек).

    Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий — повторить первые два слова и сказать свое, четвертый — повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

    Комментарий: вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов. Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, развития способности передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и пантомимой), тогда лучше использовать первый вариант окончания игры.

    Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые

    Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

    Количество играющих: любое.

    Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

    Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.

    Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.

    Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай

    Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

    Количество играющих: 2 или более человек.

    Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

    «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

    «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

    «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

    Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

    Количество играющих: 3 и более человек.

    Необходимые приспособления: стул.

    Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

    Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

    Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

    Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

    Количество играющих: 2 команды.

    Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

    Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

    Охота на тигров

    Количество играющих: не менее 4 человек.

    Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

    Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

    Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети.

    Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется . », « Царевна-Несмеяна »).

    Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.

    Количество играющих: кратное двум.

    Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

    Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

    Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

    Цель: развитие коммуникативных навыков.

    Количество играющих: 2 или больше человек.

    Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать . (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

    Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

    На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

    Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.

    Количество играющих: группа детей.

    Необходимые приспособления: клубок ниток.

    Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

    Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

    Ведущим может быть выбран и ребенок.

    Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

    Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

    Количество играющих: четверо, или кратное четырем.

    Необходимые приспособления: газета.

    Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

    Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

    Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

    Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.

    Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

    Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей.

    Войди в круг — выйди из круга

    Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

    Количество играющих: не больше 10 человек.

    Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.

    Комментарий: взрослый следит, чтобы детине проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.

    Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

    Количество играющих: 8-10 человек.

    Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.

    Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

    Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

    Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.

    В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.

    Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

    Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

    Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

    Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.

    Количество играющих: 5-6 человек.

    Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

    Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

    Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

    В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.

    infourok.ru

    Смотрите так же:

    • Чтение детям моя семья Проектная деятельность средней группы на тему: «Моя семья» Проектная деятельность средней группы на тему: «Моя семья» Дата, период реализации проекта: с 14 января по 28 февраля Проект: средней продолжительности, информативно - творческий, групповой Цель проекта: формировать у детей понятие «семья», воспитывать любовь и уважение к семье, […]
    • Кот ребенка спать Кот орёт по ночам, как быть и что делать Появился дома котёнок, очень хорошо. Поздравляем! Домашний питомец добавит больше радости в жизни, однако, на плечи ложится и большая ответственность. В процессе роста, внимание придётся уделять всё больше и больше. Маленького котёнка надо вовремя покормить, как ребёнка. Необходимо регулярно […]
    • Оптимальное развитие ребенка Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше […]
    • Таблетки азитромицин инструкция по применению для детей Антибиотик Азитромицин 250 мг для детей: инструкция по применению, преимущества и недостатки За последние 35 лет ученые открыли тысячи антибиотиков различного спектра действия. Но только немногие применяются в медицине, особенно в терапии детей. Азитромицин — один из тех препаратов, который успешно применяется для лечения многих […]
    • Можно ли фолиевую кислоту детям Фолиевая кислота при беременности: пить или не пить? К сожалению, для абсолютного большинства людей такое вещество как фолиевая кислота ассоциируется с беременностью. О ней вспоминают преимущественно женщины и лишь тогда, когда они уже вступили в этот ответственный период своей жизни. Такой подход абсолютно нивелирует огромные […]
    • Мониторинг динамики развития ребенка в доу Мониторинг речевого развития детей с онр таблица Мониторинг речевого развития выпускников на логопункте ДОУ. 774.24 КБ. 296616.pptx Автор: Думитраш Ирина Николаевна, 20 Мар 2015 Система мониторинга развития ребенка - дошкольника с речевыми нарушения предусматривает обеспечение комплексного подхода к оценке итоговых и промежуточных […]
    • Спать детям 10 лет Сколько должен спать ребенок и подросток (5-18 лет)? Сколько должен спать ребенок и подросток (5-18 лет)? 18.08.2015 19:52 Мы уже много говорили о том, что маленькие дети должны спать гораздо больше, чем взрослые. Проблема состоит в том, что не все родители осведомлены о реальной потребности во сне своего ребенка. Я часто сталкиваюсь и […]
    • Как педагог может помочь развитию ребенка Эссе «Моя профессия-педагог» Голуб Оксана Николаевна Эссе «Моя профессия-педагог» «Педагогом не рождаются, педагогом становятся» Я считаю, профессия педагога – одна из важнейших в современном мире, в котором ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и […]