Гендерное воспитание детей младшего возраста

13.00.07 – теория и методика дошкольного образования

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Трубайчук Людмила Владимировна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Савва Любовь Ивановна кандидат педагогических наук, доцент Белоусова Светлана Анатольевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»

Защита состоится 25 июня 2008 года в 15.30 на заседании диссертационного совета Д.212.295.04 при ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 69, ауд. 116.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Челябинского государственного педагогического университета.

Текст автореферата размещен на сайте www.cspu.ru Автореферат разослан 24 мая 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Л.Н. Галкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. В условиях существенных изменений социокультурной жизни общества на рубеже XX–XXI вв. в сфере гендерной проблематики наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. Многочисленные исследования ученых (О.А. Воронина, Д. Еремеева, И.С. Кон, Д.В. Колесов, Л.В. Попова, Т.А. Репина, Л.Л. Рыбцова, А.Г. Хрипкова, Т.П. Хризман, Л.В. Штылёва, L.Tittle, R.K Under) показывают, что высокая феминность у женщин и маскулинность у мужчин в современном обществе вовсе не являются гарантией их социального и психического благополучия. Образование как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах гендерного воспитания детей.

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерной компоненты во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование. По определению Организации Объединенных Наций, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) являются одной из главных проблем XXI века. Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило также законодательное обоснование в указаниях Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при правительстве РФ от 22 января 2003 года и приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 г. «Об освещении гендерных вопросов в системе образования», в которых были даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний в системе образования.

Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время ведутся исследования по проблемам гендерной социализации современной семьи; предпринимаются попытки разработки концепций гендерного образования современных школьников, но разрабатываемые вопросы гендерного воспитания нередко ограничены физиологическими, медицинскими, социальными аспектами, педагогический же аспект почти не учитывается. Относительно детей дошкольного возраста обозначенная проблема носит единичный характер (И.С. Клецина, Е.А. Конышева, Т.А. Репина, Л.В. Штылева), что предполагает актуальность на научно-теоретическом уровне.

На научно-методическом уровне актуальность обусловлена тем, что дошкольное образовательное учреждение как социальный институт продолжает воспроизводить жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, способствовать формированию стереотипов самовосприятия и самооценки личности дошкольника по половому признаку, что, в свою очередь, нивелирует проявления индивидуальности воспитанников в выборе дальнейшего жизненного самоопределения. Это связано с отсутствием пособий, дидактического материала, методических рекомендаций как для гендерного воспитания детей дошкольного возраста, так и для совершенствования профессиональной деятельности педагогов и родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, в настоящее время объективно существуют противоречия между:

– объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой полоролевого подхода в организации обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях;

– необходимостью гендерного воспитания начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерного воспитания детей дошкольного возраста;

– требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью практических аспектов гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

На основе анализа психолого-педагогической литературы была определена и сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске условий, обеспечивающих эффективность процесса гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования – «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и опытно-поисковой проверке эффективности комплекса организационнопедагогических условий гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс гендерного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования – комплекс организационно-педагогических условий гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о том, что эффективность процесса гендерного воспитания, возможно, будет обеспечиваться комплексом следующих организационно-педагогических условий:

– педагогизация родителей в вопросах гендерного воспитания детей;

– создание ситуаций выполнения гендерных ролей детей дошкольного возраста, осуществляемых с позиции духовно-нравственного становления личности;

– организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

1. Провести ретроспективный анализ проблемы гендерного воспитания детей дошкольного возраста и на основе данного анализа определить понятия «гендерное воспитание», «гендерная воспитанность».

2. На основе личностно-деятельностного, гендерного и аксиологического подходов спроектировать структурно-функциональную модель гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

4. Осуществить подбор диагностического инструментария для изучения, определения динамики гендерной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

3. Обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность комплекса организационно-педагогических условий, способствующих процессу гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

– теоретические положения философии о роли мужчины и женщины в развитии общества (В.Г. Белинский, Н.А Бердяев, А.И Герцен, Н.А. Добролюбов, Т. Мор, Платон, В. Розанов, Ж.-Ж. Руссо, В. Соловьёв, М. Уолстонкрафт, Ф. Фурье, Н.Г. Чернышевский и др.);

– психолого-педагогические идеи полового воспитания в семье (Т.С. Агарова, Т.М. Афанасьева, Р. Борман, И.В. Гребенников, Г. Шиле, Ю.Г. Орлова, K.В. Коломийченко, Б.Р. Псанко, П.Я. Сторжицкий);

– концепции андрогинии (С. Бем, Г. Аммон, З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни);

– теории гендерной социализации личности (К. Гиллиган, К. Гэри, К. Джеклин, Ф. Л. Джес, Е. Маккоби, Дж. Мани, Л.В. Попова, М. Черноушек, Г. Хофстед, Н. Ходоров, К. Эрхард и др.);

– педагогические идеи нравственных аспектов гендерного воспитания (О.С. Богданов, Е.В. Бондаревская, Л.В. Градусова А.В. Мудрик, Л.Н. Тимощенко, С.В. Черенков);

– педагогические идеи гендерного воспитания мальчиков (Е.К. Барановская, В. Бездетных, А.А. Вахрушев, В.А. Караковский, Л.А. Коряшина, Л.А. Левшин) и девочек (В.П. Нишева, Л.Н. Тимощенко);

– педагогические идеи подготовки педагога к работе с мальчиками и девочками (В.Е. Каган, В.А. Караковский, Д.В. Колесов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.М. Чернов ит.д.);

– личностно-деятельностный подход (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Трубайчук, Д.И Фельдштейн, Д.Б.Эльконин, И.С. Якинманская);

– аксиологический подход (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, М.Е. Дуранов, А.В. Кирьякова, Г.Б. Корнетов, О.В. Лешер, Б.Т. Лихачев, З.И. Равкин, А.З. Рахимов, Р.Ф. Чумичева, Н.Л. Худякова);

– гендерный подход (О.А. Воронина, М. Гариен, Д. Еремеева, И.С. Кон, Д.В. Колесов, Л.В. Попова, Т.А. Репина, Л.Л. Рыбцова, А.Г. Хрипкова, Т.П. Хризман, Л.В. Штылёва, L.Tittle, R.K Under);

В диссертационной работе использованы следующие методы:

– теоретические: анализ психолого-педагогической, методологической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование;

– эмпирические: анализ продуктов педагогической деятельности; наблюдение, анкетирование, беседа;

– методы математической статистики (корреляционный анализ, критерий Фишера – ).

Основные этапы исследования.

Первый этап (2005-2006 гг.) – поисково-теоретический. Изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме. Были определены цель, рабочая гипотеза исследования и намечены его задачи. В то же время был проведен констатирующий этап опытнопоисковой работы.

Использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, изучение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование.

Второй этап (2006-2007 гг.) – опытно-поисковый. Включает в себя проверку гипотезы, уточнение этапов и проведение формирующего эксперимента, в процессе которого исследовалась спроектированная структурнофункциональная модель гендерного воспитания и комплекс организационнопедагогических условий.

Третий этап (2008 гг.) — обобщающий. Посвящен систематизации и обобщению результатов исследования, формулированию теоретических выводов, анализу и интерпретации данных, полученных в результате проведенной опытно-поисковой работы, формулированию выводов, оформлению работы.

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе МДОУ № 44, 46, 66, 153 г. Челябинска. Исследованием охвачено 94 ребенка старшего дошкольного возраста и 60 родителей.

Научная новизна исследования:

– обоснована необходимость гендерного воспитания в дошкольном образовании с опорой на духовно-нравственное становление личности дошкольника для гармоничного развития в его дальнейшей жизнедеятельности;

– на основе личностно-деятельностного, аксиологического и гендерного подходов спроектирована структурно-функциональная модель гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста, отражающая содержание процесса гендерного воспитания старших дошкольников в образовательном процессе и его результат гендерную воспитанность детей старшего дошкольного возраста;

– обоснована и опытно-поисковым путем доказана эффективность комплекса организационно-педагогических условий гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста:

• педагогизация родителей в вопросах гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста;

• создание ситуаций выполнения гендерных ролей, осуществляемых дошкольниками, с позиции духовно-нравственного становления личности;

• организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования заключается:

аналитически представлена историография проблемы, на основании которой выявлено содержание «гендерного воспитания», понимаемое как целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельностью дошкольника, заключающийся в содействии накоплению социального опыта выполнения гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей;

теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие «гендерная воспитанность» старшего дошкольника, понимаемое как интегративное качество личности, в обобщенной форме отражающее систему социальных, личностных представлений и опыта в выполнении гендерных ролей на основе эмпатии, самоуважения, взаимоуважения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

– содержательно и процессуально раскрыто содержание процесса гендерного воспитания дошкольника, что может реализовываться в практике работы ДОУ;

– выявлен и апробирован комплекс организационно-педагогических условий гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста, который может использоваться в практике работы ДОУ;

– материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования, а также позволят обогатить содержание курса «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» для студентов средних и высших учебных педагогических заведений.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными теоретическими положениями, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, повторяемостью результатов на разных этапах опытно-поисковой работы и подтверждением гипотезы исследования, количественным и качественным анализом экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов работы осуществлялись посредством:

участия автора в работе IV региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы обновления общего и профессионального образования» (Челябинск, 2005); III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: перспективы развития»

(Челябинск, 2005); V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: первые шаги в социум» (Челябинск, 2006); Международной научно-практической конференции «Психологическое сопровождение профессионального образования» (Челябинск, 2006); V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования» (Челябинск, 2007);

публикаций результатов исследования в научных журналах и сборниках (Барнаул, 2005; Магнитогорск, 2008; Москва, 2006-2007; Нижний Новгород, 2005, 2007; Ростов-на-Дону, 2007; Челябинск, 2005-2008; Чувашия, 2007);

отчетов на заседаниях кафедры педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета.

Личное участие соискателя в исследовании и получении научных результатов выражается в изучении теоретического и практического состояния проблемы; выделении основных параметров (показателей, критериев, уровней) воспитанности детей старшего дошкольного возраста; организации опытнопоисковой работы по проверке эффективности комплекса организационнопедагогических условий; внедрении результатов исследования в педагогическую практику; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В отличие от традиционного подхода в дошкольном образовании приоритетным становится свободное развитие личности ребенка, создание условий для самоопределения и самореализации в дальнейшей жизнедеятельности. Дошкольное образование, неразрывно связанное с культурой общества, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах гендерного воспитания детей. Под гендерным воспитанием понимается целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельностью дошкольника, заключающийся в содействии накоплению социального опыта выполнения гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей.

2. Эффективность процесса гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста обеспечивается комплексом следующих организационнопедагогических условий:

– педагогизация родителей в вопросах гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста;

– создание ситуаций выполнения гендерных ролей, осуществляемых дошкольниками с позиции духовно-нравственного становления личности;

– организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста.

3. Процесс гендерного воспитания старших дошкольников происходит в рамках разработанной структурно-функциональной модели на основе аксиологического, личностно-деятельностного и гендерного подходов, представляющей собой сложное системное образование, включающей блоки (целеполагающий, содержательный, личностный, процессуальный, диагностический) и функции (личностно-деятельностная, личностно-ориентированная, ценностносмысловая, деятельностная, оценочно-рефлексивная), результатом которой является гендерная воспитанность.

4. Гендерная воспитанность определяется как интегративное качество личности, в обобщенной форме отражающее систему личностных, социальных представлений и опыта в выполнении гендерных ролей на основе эмпатии, самоуважения, взаимоуважения.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 202 наименования, приложения. В текст диссертации включены 24 таблицы, 6 рисунков. Объем диссертации составляет 195 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются цель, объект и предмет, формулируются гипотеза и задачи исследования; раскрываются его методологические и теоретические основы; освещаются этапы и методы исследования; называется экспериментальная база; определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; представляются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретическое обоснование способов решения гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста» рассмотрено состояние проблемы в теории и практике; уточнена сущность основополагающих понятий; разработана структурно-функциональная модель гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста, обоснован комплекс организационно-педагогических условий.

Логика изучения проблемы исследования определяет задачу обращения к понятию «гендер». В нашем исследовании представлен логико-исторический анализ развития научной мысли о поле и гендере в контексте философских, психолого-педагогических, общественных взглядов и учений. Социальное назначение мужчин и женщин в историческом аспекте рассматривали Аристотель, Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо и др. В русской философии дифференциация маскулинного и фемининного отражена в трудах В.Г. Белинского, Н. Бердяева, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, И.Ильина, В. Розанова, В.Соловьёва, П. Флоренского, А. Хомякова, Н.Г. Чернышевского и др., которые рассматривали различия мужского и женского начал на основе духовности.

Введение самого термина «гендер» связано с именем Роберта Столлера, который предложил его в 1968 году. Проблему разведения понятий «пол» и «гендер» удачно разрешает Н.И.Абубакирова с помощью лингвистического анализа: «гендер» обозначает некое социальное отношение, а не биологический пол.

С помощью понятия «гендер» исследователь пытается уйти от чисто биологической характеристики пола и указать на то, что существуют мужские и женские социальные роли, успешное овладение которыми обеспечит «гармоничное» вхождение в социум. В дальнейшем мы будем придерживаться мнения, что «гендер» подчеркивает социокультурное происхождение различий мужчин и женщин.

Проблема гендерного воспитания в отечественной педагогике и психологии сегодня привлекает огромное количество исследователей (В.С. Агеев, Д.В, Колесов, Л.Г, Хрипкова, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, Д.Н, Исаев, В.Е. Каган, Т.А. Репина, Л. Колберг, Дж. Стоккард, М. Джонсон, А Бандура, С. Бэм, В. Мишел и др.). Процесс гендерного воспитания, как указывает ряд отечественных (И.С.Кон, Т.А. Репина, В.Е. Каган и др.) и зарубежных исследователей (А.Бандура, Э.Маккоби, Л.Кольберг), является важной и неотъемлемой частью общего процесса воспитания, рассматриваемый как усвоение и активное воспроизводство индивидом общественного опыта (системы знаний, норм, ценностей), в результате которого он овладевает социальной ролью человека.

Для нашего исследования имеет существенное значение позиция Е.Н. Каменской, заключающаяся в том, что современные приоритеты в воспитании детей состоят не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, вариативности в овладении гендерным репертуаром, искренности, взаимопонимания, взаимодополнительности. Следует отметить, что в ходе анализа литературы нами была выявлена многомерность понятий «маскулинность», «феминность». Психологический словарь под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского термин «маскулинность (феминность)»

трактует как «нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин». Т.В. Бендас дает следующее определение «набор личностных и поведенческих качеств, соответствующих стереотипу «настоящая женщина (мужчина)». И.С. Кон как одно из значений «…нормативные эталоны мужественности (женственности)».

Изучив и проанализировав различные подходы к определению гендерного воспитания детей дошкольного возраста, мы отметили наиболее значимые для нас моменты, которые позволили определить его как целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельностю дошкольника, заключающийся в содействии накопления социального опыта выполнения гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственного становления личности.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста позволил спроектировать структурно-функциональную модель гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста (рис.1). Структурные компоненты спроектированной модели (блок целеполагания, содержательный, личностный, процессуальный, диагностический) раскрывают внутреннюю организацию процесса гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста и отвечают за постоянное взаимодействие между элементами данного процесса. Функциональные компоненты (ценностно-смысловая, личностно ориентированная, деятельностная, оценочно-рефлексивная), то есть способы организации работы модели, обеспечивают функционирование, развитие и совершенствование образовательного процесса.

Для эффективности процесса гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста нами определен комплекс организационнопедагогических условий. При определении организационно-педагогических условий были учтены следующие положения: определение социального заказа системы дошкольного образования, выявление специфики содержания процесса гендерного воспитания, использование возможностей личностнодеятельностного, аксиологического и гендерного подходов. В результате был обоснован комплекс организационно-педагогических условий: педагогизация родителей в вопросах гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста, создание ситуаций выполнения гендерных ролей с позиции духовнонравственного становления личности ребенка, обогащение предметноразвивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание.

Содержательный Целеполагания создание условий для самоопределения и самореализации педагогизация родителей в вопросах гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста; создание ситуаций выполнения гендерных ролей с позиции духовно-нравственного становления личности ребенка; организация предметноразвивающей среды, ориентированной на самопознание ребенка Личностный блок Диагностический Рис.1. Структурно-функциональная модель гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста Остановимся на первом условии – педагогизация родителей в вопросах гендерного воспитания. Психолого-педагогический анализ литературы (В.Е. Каган, И.С. Клецина, И.С. Кон, Т.А. Репина, Е. Маккоби и др.) позволяет утверждать, что именно в семье происходит первый этап процесса гендерного воспитания. В семье осуществляется формирование гендерной идентичности, представлений о месте и роли мужчины и женщины в современном мире. Заслуживает внимания позиция Б.И. Кочубея, отмечающего, что отец и мать, реализуя различные, не противоречащие друг другу модели взаимодействия с дочерью и сыном, дают детям возможность познакомиться с разными способами поведения в окружающем мире, и вклад обоих родителей создаст условия для полноценного развития ребенка, оптимального становления мужской или женской индивидуальности. Следует также подчеркнуть неизбежность влияния родителей на развитие детей: семья воспитывает ребенка через систему отношений между собой, а также служит своего рода преломляющим фильтром на пути вхождения ребенка в гендерную культуру конкретного общества. Мы разделяем точку зрения авторов (И.С. Кон, И.С. Клецина, В.Е. Каган, Т.А. Репина, Шон Бурн), которые подчеркивают необходимость обучения родителей: многогранные гендерные роли супруги и супруга, отца и матери, хозяйки и хозяина требуют сложной совокупности навыков, большого круга знаний, умений. Готовность, желание и положительная ориентация на выполнение специфических для каждого члена семьи ролей является видимым результатом гендерной воспитанности ребенка. Понятие «педагогизация» и в частности «педагогизация сознания» стали чаще использовать в последнее время в педагогических публикациях (И.В. Бестужев-Лада, Г.Н. Волков, Т.В. Кружилина, Г.Н. Сериков, Ю.П.

Сокольникова, И.А. Яременко). В контексте проводимого нами исследования заслуживает внимания позиция Кружилиной Т.В., которая рассматривает педагогизацию сознания как сложный процесс, представляющий собой совокупность последовательных действий, приводящих к необратимому результату, он направлен на пробуждение, развитие, формирование и расширение педагогического сознания. Педагогизацию сознания родителей Т.В. Кружилина предлагает осуществлять в следующих направлениях: 1) работа по возбуждению интереса к себе как педагогу-воспитателю; 2) работа по обогащению опыта родителями педагогическими, психологическими и др. знаниями; 3) включение родителей в педагогическую деятельность; 4) включение родителей в деятельность образовательного учреждения. В своем исследовании мы, опираясь на определение Т.В. Кружилиной, и под педагогизацией родителей понимаем целенаправленный процесс утверждения в сознании родителей знаний, способов деятельности и поведения, оценок, помогающих эффективно решать свои педагогические задачи: выстраивать бесконфликтные отношения; отношения любви и доверия;

успешно реализовывать социальные роли (сына или дочери, мужа или жены, отца и матери), сознательно готовить своих детей к выполнению данных социальных ролей.

Рассмотрим второе условие — создание ситуаций выполнения гендерных ролей с позиции духовно-нравственного становления личности ребенка. Обратимся к рассмотрению понятия «гендерная роль», которую можно рассматривать как проявление моделей поведения и отношений, позволяющих судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. «Словарь гендерных терминов» предлагает следующую трактовку: «Наборы норм, содержащие информацию о качествах, свойственных каждому полу, называются гендерными ролями». Гендерная роль играет определяющую роль в процессах адаптации и саморегуляции личности, так как это одна из социальных ролей человека. Как указывает И.С. Кон, гендерная роль – это нормативные предписания, связанные с принадлежностью к определенному полу, выполнение которых обеспечивает мужской или женский статус. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы символики и стереотипов маскулинности и феминности, всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность преломляет и усваивает в своем сознании и поведении.

Дошкольный возраст, по утверждению А.З. Рахимова, Э. Эриксона и др., является важнейшим этапом для «запечатления» нравственных норм, опыта, эталонов и ценностей, оказывающих решающее значение на дальнейшую жизнедеятельность. Недооценка значимости духовно-нравственного ценностей в аспекте гендерного воспитания является причиной деформации в дальнейшем социальном развитии ребенка. Принимая во внимание точку зрения Д.В. Колесова, мы также считаем, что отсутствие у молодежи эталонов мужественности и женственности, подмена их нравственного содержания внешними проявлениями, приводит к неправильной оценке не только собственного поведения, но и к ошибкам в выборе спутника жизни, поскольку у юношей не сформирован адекватный современным условиям идеал женственности, а у девушек – мужественности. Мы придерживаемся мнения, что важно формировать между детьми положительные взаимоотношения и преодолевать конфронтацию, которая нередко возникает уже в дошкольном возрасте. Особую педагогическую ценность имеет то, что с понятиями «мужественность, женственность» связано важное понятие «гендерные идеалы» идеализированные представления о поведении, чувствах, качествах мужчин и женщин, которые изменяются вместе с развитием общества. Вслед за Е.В. Бондаревской и Е.Н. Каменской, мы считаем, что в гендерных идеалах запечатлены общечеловеческие и национальные ценности культуры и воспитания, они имеют конкретно-исторический характер, определяют требования к духовному содержанию, поведению и деятельности человека, выполняют в воспитании нормативно-оценочную функцию и регулятивную функции, основываются на сочетании общечеловеческих, национальных и индивидуальных качеств.

К концу дошкольного возраста ребенок осознает неотразимость своей половой принадлежности (И.С. Кон, В.Е. Каган, Т.А. Репина и др.) и строит свое поведение в соответствии с предлагаемыми ему образцами, выстраивая гендерную роль. Реализация данных задач требует подбора ситуаций, направленных на развитие способности детей правильно действовать, справляться с «жизненными» обстоятельствами, адаптироваться к окружающей среде. Выполнение гендерных ролей ребенком создает возможности для накопления моделей гендерного поведения и приобретению детьми опыта в соответствии с принятыми в обществе нормами и эталонами. Каждая предложенная детям ситуация предполагает наличие проблемы и ряда действий, которые ребенком выбирает и проигрывает. Применительно к нашему исследованию создание ситуаций выполнения гендерных ролей целенаправленный процесс приобщения детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям, создание условий для нахождения ими личностных смыслов в идеальном образе мужчины и женщины и формирование стремления действовать в своей жизни в соответствии с этими идеалами.

Следующее условие – организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста. В современной дошкольной педагогике ведется интенсивный поиск путей превращения содержательной части образования в «живое» для воспитанника знание, которое отличается тем, что оно «не может быть усвоено, оно должно быть построено. Построено так, как строится живой образ, живое слово, живое движение» (В.П.Зинченко). В целом, результат дошкольных образовательных задач видится нам в присвоении ребенком «живого знания» при более широком использовании предметно-развивающей среды. Принципиально важным для нашего исследования является рассмотрение предметно-развивающей среды в качестве источника развития личности. Она создает растущему человеку условия для осмысления себя как целостной личности: предлагает ситуации, требующие принятия нравственных ценностей, убеждений, идеалов; предлагает решения, предполагающие нравственный выбор, духовно-нравственное самоопределение, тем самым подвергая личность проверке на самоидентичность.

С.Л. Новоселова определяет предметно-развивающую среду как «систему материальных объектов жизнедеятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика». Анализируя работы В.А. Петровского, Н.А. Ветлугиной и других авторов, мы определили, что под предметно-развивающей средой следует понимать предметнопространственное окружение, способное обеспечить социально-культурное становление ребенка, позволяющее развить качества, необходимые для дальнейшей жизнедеятельности.

Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой выделен ряд недостатков в организации предметной среды в современных ДОУ: разработанные ранее (в конце 80хх г.) педагогические требования к игрушкам, классификация и рекомендации к их отбору устарели, так как рынок игрушек постоянно меняется, поэтому необходима коррекция и доработка рекомендаций с учетом развития общества.

Продвижение в дошкольную педагогику гендерного подхода требует иного взгляда на построение предметно-развивающей среды. Общество динамично в своих изменениях, а среда детского сада изменяются медленно: неизменными остаются набор желательных ролей и игрушек для девочек и мальчиков, утвержденный список предпочитаемой детской литературы для чтения детям в группе, методические разработки по проведению тематических праздников, рекомендации по оформлению группы и предпочитаемым ролевым играм и т.п.

Теоретическое осмысление проблемы подтвердило нашу мысль о том, что на протяжении всего дошкольного возраста под воздействием предметноразвивающей среды интенсивно идет становление гендерной идентичности, которая состоит в усвоении ориентаций на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, образцов гендерного поведения. Данные о своих возможностях, представления ребенка о самом себе накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общению со взрослыми и сверстниками и дополняются соответствующим отношением к самому себе.

Формирование «образа-Я» происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения и организации деятельности в предметно-развивающей среде.

Дошкольник обращает внимание не только на различия мужчин и женщин во внешности, одежде, но и в манере поведения и образе жизни, что способствует закреплению основы представлений о мужественности и женственности. Грамотно дополненная предметно-развивающая среда позволит создать условия для выстраивания гендерных отношений в дошкольном детстве и задать перспективу для полимодельного гендерного развития девочек и мальчиков, построения «образа Я».

Во второй главе «Опытно-поисковая работа по проверке эффективности комплекса организационно-педагогических условий гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста» определяются цели и задачи опытно-поисковой работы, описывается проверка эффективности комплекса организационно-педагогических условий гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста, анализируются и обобщаются результаты проведенной работы, в которой принимали участие дети старшего дошкольного возраста, педагоги дошкольных образовательных учреждений г. Челябинска (№44, 46, 66, 153) и родители. Основной целью опытно-поисковой работы явилась проверка выдвинутой гипотезы.

Решение проблемы гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста связано с разработкой критериев. Были введены следующие критерии:

эмоциональный компонент (ЭмК), коммуникативно-поведенческий компонент (КпК), познавательный компонент (ПзК), ценностный компонент (ЦнК). По каждому критерию определены три уровня интенсивности (высокий, средний, низкий). Для них составлены критериально-уровневые характеристики. Для вычисления численного значения гендерной воспитанности использовалась формула: ГВ=0,8*(Эм + Кп) + 0,7*Цн + 0,4*Пз, где: Эм – количество баллов эмоционального компонента, КП – количество баллов коммуникативноповеденческого компонента, Цн – количество баллов ценностного компонента, Пз – количество баллов познавательного компонента, справедливость которой устанавливалась посредством факторного анализа.

На основании вышеизложенных критериев осуществлен выбор методик:

полустандартизированное интервью В.Е. Кагана «Гендерная идентификация ребенка», Белопольская Л.Н. «Изучение детского самосознания и идентификация», Н.В. Нижегородцева «Изучение сформированности образа Я», А.Д. Кошелева «Изучение способов выражения эмоций», «Сюжетные картинки», «Закончи историю», «Изучение самооценки и морального поведения», М.А. Панфиловой «День рождения», А.И. Захарова «Интервью с ребенком», «Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой мальчиков и девочек» (по показателям Н.Н. Серовой) и т.д.

Организация образовательного процесса в опытных группах (далее ОГ) отличалась ориентацией на разные организационно-педагогические условия. В опытно-поисковой работе были задействованы 4 группы, обучающихся по программе «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. Васильевой Т.А. В ОГ1 образовательный процесс выстраивался на фоне первого организационнопедагогического условия – педагогизация родителей в вопросах гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. В ОГ2 реализовывалось второе организационно-педагогического условие – создание ситуаций выполнения гендерных ролей с позиции духовно-нравственного становления личности ребенка; в ОГ3 – третье организационно-педагогического условие – организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание;

в ОГ4 реализовывался комплекс вышеперечисленных организационнопедагогических условий. На начало опытно-поисковой работы все группы по всем показателям были примерно равны, что подтверждается обработкой результатов методом математической статистики с использованием критерия Фишера -.

Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы показали недостаточный уровень гендерной воспитанности детей старшего дошкольного возраста. В ходе констатирующего этапа опытно-поисковой работы мы получили следующий средний балл выраженности ГВ по группам: ОГ1 – 4,7, ОГ2 – 4,56, ОГ3 – 4,63, ОГ4 – 4,55. Данные на начальном этапе опытно-поисковой работы представлены в таблице 1 и на рис. 2.

Среднее значение гендерной воспитанности (ГВ) на нулевом этапе Группы Эмоциональный Познавательный Коммуникативно- Ценностный Большинство детей из каждой группы, принимавших участие в опытнопоисковой работе, имели либо средний, либо низкий уровень сформированности ценностных ориентаций. В ходе наблюдения и на основании результатов выяснилось, что у многих детей преобладают эгоистические мотивы как в поведении, так и в интерпретации предложенных проблемных ситуаций, ярко выражено стремление к манипулированию. Безусловно, время откладывает отпечаток на общество, но мы не можем согласиться с позицией пренебрежения нравственными нормами и ценностями, которые остаются базовыми во все времена. Результаты коммунникативно-поведенческого компонента свидетельствуют о сложности установления субъект-субъектных отношений со сверстником своего и противоположного пола. Дети не всегда могли договориться в совместной деятельности. В играх многие действия детей носили «эгоистический» характер (я все сделал первый меня похвалят), помощь сверстнику оказывалась лишь по просьбе педагога или ребенка, не всегда общение носило доброжелательный характер, особенно если возникали споры о распределении ролей. Результаты познавательного компонента свидетельствуют об отдельных, часто ошибочных знаниях о семье, выполняемых функциях мужчины и женщины, сына, дочери и т.д.; неполные знания о специфических видах деятельности (искусство, отдых, увлечение) разных членов семьи. Не все дети способны к эмпатии, сочувствию. Чаще лишь по инициативе взрослого замечает состояние окружающих и реагирует на него (эмоциональный компонент). На этом основании мы сделали вывод о том, что в массовой практике дошкольного образования процесс гендерного воспитания у воспитанников происходит стихийно. Следовательно, необходима целенаправленная работа по гендерному воспитанию путем организационно-педагогических условий гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Формирующий этап опытно-поисковой работы проходил в естественный условиях образовательного процесса. В рамках реализации первого условия – педагогизация родителей по вопросам гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста нами использовались формы работы как традиционные, так и нетрадиционные: серия родительских собраний «Гендерное воспитание ребенка в сюжетно-ролевой игре»; консультация на тему «Организация воспитания в семье детей разного пола», «Методы воспитания, способствующие развитию эталонов «мужественности» и «женственности»; семинартренинг на тему «Разговор с детьми на трудные темы», семинар «Представления дошкольника о будущих ролях мужа и жены, мамы и папы»; организация родительского уголка на тему «Умные книги для мальчиков и девочек», статьи по проблемам гендерного воспитания детей, видеоролики «Хорошие дела нашей семьи», «Клуб пап», «Клуб мам», «Почта вопросов и ответов» и т.д.

Второе условие – создание ситуаций выполнения гендерных ролей с позиции духовно-нравственного становления личности ребенка. Для обогащения детского опыта в выполнении гендерных ролей нами использовались следующие формы, методы и приемы: цикл занятий по духовно-нравственному воспитанию детей; беседы «Девочки будущие женщины», «Мальчики будущие отцы», «О нормах и правилах достойного поведения», «Наши добрые дела»;

дискуссии «Почему и зачем люди дружат?», «Что такое семья?», «Что такое хорошо и что такое плохо?». Нами также использовался анализ поведения и поступков известных персонажей детской литературы, в которой сосредоточены наиболее важные представления о духовно-нравственных ценностях: о том, что такое «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо», о том, какими качествами нужно обладать человеку, чтобы занять достойное место среди людей и самому быть счастливым. В процессе гендерного воспитания мы применяли метод сравнения, метод моделирования жизненно значимой ситуации, метод проблемных ситуаций с элементами самооценки. Органично встроенные в образовательный процесс предложенные мероприятия способствовали накоплению и расширению детского опыта в выполнении гендерных ролей, а также практики и культуры артикулирования гендерного опыта девочек и мальчиков.

При реализации третьего условия – обогащение предметно-развивающей среды, направленной на процесс гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста нами была проведена следующая работа. Несмотря на уже имеющиеся в оснащении группы предметы мужского и женского труда, атрибуты гендерной культуры (игрушки, аксессуары), внимание детей не акцентировалось на их специфической полоролевой значимости. В игровой деятельности, для того чтобы было легче транслировать свой собственный опыт и предпочтения мальчикам и девочкам, был пересмотрен процент игрового оборудования, ориентированный на детей обоего пола, обновлено гендерное содержание методического материала, наглядного, раздаточного, демонстрационного. В повседневной деятельности в предметно-развивающей среде были созданы уголки для возможности реализации своего хобби, способностей сознательного участия в реализации интересов другого (мальчик-девочка, девочкамальчик, девочка-девочка, мальчик-мальчик), дополнительно был оборудован уголок красоты, позволяющий ребенку самостоятельно, без посторонних глаз навести порядок во внешнем виде. Организована мини-среда «Светский этикет», где сосредоточены костюмы, шляпки, «бабочки», галстуки, цветы, книги и др., обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона. Изготовлены вместе с детьми (также привлекались родители) на занятиях атрибуты к сюжетноролевым играм: «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Дочкиматери», «Ателье», «Школа», «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные», «Служба 911», «Богатыри». В книжном уголке портреты писателей, поэтов (мужчин и женщин). Проводятся тематические выставки:

«Красота женская», «Красота мужская», «Книги о мальчиках и для мальчиков», «Книги о девочках» и т.д. Осуществлен подбор фотоальбомов: «Отцовство», «Материнство», «О наших мальчиках», «О наших девочках», «Семейные праздники», «Настроение» и т.д.

На последнем этапе опытно-поисковой работы проводилась итоговая диагностика уровня гендерной воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Данные на начальном и итоговом этапе опытно-поисковой работы представлены в таблице 2.

Среднее значение гендерной воспитанности (ГВ) на итоговом этапе опытнопоисковой работы Группы Эмоциональный Познавательный Коммуникативно- Ценностный Данные, полученные в результате опытно-поисковой работы, позволили выявить положительную динамику в изменении гендерной воспитанности по всем четырем критериям.

Нашей опытно-поисковой работой было доказано, что в опытных группах по мере последовательного осуществления каждого из организационнопедагогических условий количество детей, имеющих высокий и средний уровни, увеличилось. Наивысшие результаты мы получили в ОГ4, где организационно-педагогические условия реализовывались в комплексе, о чем свидетельствуют полученные данные на рисунке 3.

гендерная воспитанность (в баллах) Рис. 3. Изменение средних значений гендерной воспитанности по данным нулевого и итогового срезов Сравнительный анализ нулевого и итогового срезов позволяет сделать вывод о положительных результатах проведенной работы.

В диссертационном исследовании дан анализ проблемы гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы определил содержание гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста, под которым мы понимаем целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельностью дошкольника, заключающийся в содействии накопления социального опыта в выполнении гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей. Результатом гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста является гендерная воспитанность, которая понимается как интегративное качество, в обобщенной форме отражающее систему личностных, социальных представлений и опыта в выполнении гендерных ролей на основе эмпатии, самоуважения, взаимоуважения.

2. На основе личностно-деятельностного, аксиологического и гендерного подходов разработана структурно-функциональная модель гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста, отражающая содержание процесса гендерного воспитания старших дошкольников в образовательном процессе.

3. В соответствии с выделенными нами критериями (коммуникативноповеденческий, познавательный, эмоциональный и ценностный) и их показателями был осуществлен подбор диагностического инструментария для определения начального показателя и динамики гендерной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

4. Обоснована и опытно-поисковым путем проверена эффективность комплекса организационно-педагогических условий, способствующих процессу гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста:

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости. Дальнейшее изучение проблемы может быть продолжено по следующим направлениям: изучение особенностей процесса гендерного воспитания при организации работы с детьми, не посещающих ДОУ; гендерное воспитание детей в неполных семьях.

Основное содержание и результаты исследования 1. Евтушенко, И.Н. Условия гендерной социализации детей дошкольного возраста / И.Н. Евтушенко // Начальная школа плюс ДО и После. — 2007 С. 64-67. — 0,35 п.л.

2. Евтушенко, И.Н. Предметно развивающая среда и ее диагностика в ДОУ / И.Н. Евтушенко // Начальная школа плюс ДО и После. — 2008 — №4. С.

3. Евтушенко, И.Н. Половое воспитание как фактор социализации личности дошкольника / И.Н. Евтушенко // Актуальные проблемы обновления общего и профессионального образования: материалы IV региональной научнопрактической конференции. Ч.1. – Челябинск, 2005. – С. 121-126. — 0,15 п.л.

4. Евтушенко, И.Н. Устное народное творчество в воспитании дошкольников / И.Н. Евтушенко, Г.Х. Валеева // Актуальные проблемы дошкольного образования: перспективы развития: материалы III науч.-практ. конф. — Челябинск, 2005. С. 17-19. — 0,11 п.л.

5. Евтушенко, И.Н. Педагогическая технология полового воспитания детей дошкольного возраста / И.Н. Евтушенко // Материалы Всероссийского совещания-семинара по подготовке организатора-методиста к работе с детьми в классах раннего развития: 8-9 декабря. – Барнаул, 2005. – С. 46-51. — 0,14 п.л.

6. Евтушенко, И.Н. Личностно ориентированный подход в воспитании дошкольника / И.Н. Евтушенко // Саморазвитие человека: ключевые компетенции: материалы междунар. науч.-практ. конф. в Волжской государственной инженерно-педагогической академии: 9-11 марта 2005. – Н.Новгород, 2005. — С.

7. Евтушенко, И.Н. Социализация на основе гендерных различий / И.Н. Евтушенко // Актуальные проблемы дошкольного образования: первые шаги в социум»: материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф. (27 февраля 2006 г.): в 2 ч. — Челябинск, 2006. Ч.1 С. 47-50. — 0,15 п.л.

8. Евтушенко, И.Н. Гендерное воспитание детей в семье / И.Н. Евтушенко //Педагогические науки. — 2006. — №5(21). — С. 215-217. — 0,18 п.л.

9. Евтушенко, И.Н. Гендерная социализация дошкольника / И.Н. Евтушенко // Психологическое сопровождение профессионального образования:

сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. (6-7 декабря 2006г.). — Челябинск, 2006. – С.81-84. — 0,13 п.л.

10. Евтушенко, И.Н. Формирование компетенции педагогов к осуществлению гендерного воспитания / И.Н. Евтушенко // Проблемы подготовки учителя для современной российской школы: сборник материалов. – М., 2007. – С.

11. Евтушенко, И.Н. От пола к гендеру: особенности гендерного воспитания дошкольника / И.Н. Евтушенко // Саморазвитие человека: единое образовательное пространство: материалы междунар. науч.-практ. конф. — Н. Новгород, 2007. – С. 198-206. — 0,41 п.л.

12. Евтушенко, И.Н. Формирование гендерного поведения дошкольников на занятиях средствами художественной литературы / И.Н. Евтушенко // Учебное занятия: поиск, инновации, перспективы: науч.-метод. сб. ст. — Челябинск, 2006. С. 45-48. — 0,16 п.л.

13. Евтушенко, И.Н. Гендерная компетентность: раздельное или совместной обучение / И.Н. Евтушенко // Учебное занятия: поиск, инновации, перспективы: науч.-метод. сб. ст. — Челябинск, 2007. – С.27-32. — 0,28 п.л.

14. Евтушенко, И.Н. Предметно-развивающая среда как условие гендерной социализации детей дошкольного возраста / И.Н. Евтушенко // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста: материалы V междунар. науч.-практ. конф. (5 апреля 2007 г). — Челябинск, 2007. – С. 300-308. — 0,3 п.л.

15. Евтушенко, И.Н. О педагогизации родителей/ И.Н. Евтушенко // Комплексное сопровождение образования дошкольников: сб. науч. тр. / отв.

ред. Г.П. Захарова. — Чебоксары, 2007. – С. 152-158. — 0,3 п.л.

16. Евтушенко, И.Н. Духовно-нравственное развитие личности дошкольника // И.Н. Евтушенко // Мир детства и образование: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. — Магнитогорск, 2007. С. 200-205. — 0,29 п.л.

17. Евтушенко, И.Н. Предметно-развивающая среда как условие подготовки детей к школе \\ Предшкольное образование проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. конф. – Ростов-н\Д., 2007. — С. 267-271. — 0. п.л.

18. Евтушенко, И.Н. Диагностика гендерных стереотипов детей, родителей / И.Н. Евтушенко // Учебное занятия: поиск, инновации, перспективы:

науч.-метод. сб. ст. – Челябинск, 2007. – № 2(4). — С. 99-105. — 0,28 п.л.

19. Евтушенко, И.Н. К вопросу о духовно-нравственном воспитании дошкольника / И.Н. Евтушенко // Учебное занятия: поиск, инновации, перспективы: науч.-метод. сб. ст. – Челябинск, 2007. — № 4(6) – С. 103-106. — 0,18 п.л.

20. Евтушенко, И.Н. Диагностика предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении / И.Н. Евтушенко // Учебное занятия: поиск, инновации, перспективы: науч.-метод. сб. ст. – Челябинск, 2007. — № 5(7).– С. 143-151. п.л.

21. Евтушенко, И.Н. Деловая игра как средство профессионального становления студентов вуза (на примере факультета дошкольного образования) / И.Н. Евтушенко // Системный подход к образованию студентов, обеспечивающих их готовность к работе по образовательной системе «Школа 2100». – М., 2008. – С. 77-79. — 0,3 п.л.

22. Евтушенко, И.Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольника в аспекте гендерного воспитания / И.Н. Евтушенко // Учебное занятия: поиск, инновации, перспективы: науч.-метод. сб. ст. – Челябинск, 2007. — № 6(8). – С.

23. Евтушенко, И.Н. Роль отца и матери в гендерном воспитании ребенка / И.Н. Евтушенко // Учебное занятия: поиск, инновации, перспективы:

науч.-метод. сб. ст. – Челябинск, 2008.- № 1(9). – С. 58-61. — 0,13 п.л.

24. Евтушенко, И.Н. Гендерная воспитанность как результат гендерного воспитания / И.Н. Евтушенко // Учебное занятия: поиск, инновации, перспективы: науч.-метод. сб. ст. – Челябинск, 2008. — № 2(10).– С. 145-149. — 0, п.л.

25. Евтушенко, И.Н. Методологические аспекты гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста / И.Н. Евтушенко // Учебное занятия: поиск, инновации, перспективы: науч.-метод. сб. ст.- Челябинск, 2008. — № 3(11). – С. 112-117. – 0,4 п.л.

Отпечатано на ризографе в типографии ГОУ ВПО «ЧГПУ»

«Ильин Александр Александрович ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПО ЗИМНЕМУ ФУТБОЛУ 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Красноярск — 2010 2 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Томский государственный педагогический. »

«ЛАЗАРЕВА Лариса Петровна ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ САМОРАЗВИТИЯ ЖИЗНЕУСТОИЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Специальность 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Хабаровск — 2000 Работа выполнена в Хабаровском государственном педагогическом университете. Научный консультант : доктор педагогических наук, профессор Куликова Л.Н. Официальные оппоненты : доктор. »

«САБЛИН Дмитрий Александрович ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРЕСТУПНИКАМИ 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Оренбург 2013 Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Оренбургский государственный университет доктор. »

«Ден Анна Формирование учебно-познавательной компетенции при обучении чтению на иностранном языке студентов старших курсов языковых вузов (на материале корейского языка) Специальность 13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Санкт-Петербург 2012 год Работа выполнена на кафедре иностранных языков и лингводидактики. »

«АНТОНОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В КЛАССЕ ОСНОВНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАНЯТИЙ ФОРТЕПИАННЫМ АНСАМБЛЕМ) 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (музыка) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва — 2008 2 Работа выполнялась в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы Московский городской педагогический. »

«Земцова Татьяна Михайловна Развитие эмоционально-волевой сферы подростков на уроках фортепиано в системе дополнительного образования 13.00.02. — Теория и методика обучения и воспитания (музыка) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва – 2010 Работа выполнена на кафедре истории и теории музыки и музыкального образования Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы Московский. »

«БАЙКОВСКИЙ Юрий Викторович ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ГОРНОЙ СРЕДЫ 13.00.08. – Теория и методика профессионального образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Москва – 2011 2 Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учрежде­ нии высшего профессионального образования Российский государственный универ­. »

«КОРОВИНА Ирина Алексеевна САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТА-МЕДИКА 13.00.08 — теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Оренбург 2012 2 Работа выполнена на кафедре общей педагогики ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный педагогический университет Научный руководитель : доктор педагогических наук, профессор Соколова Людмила. »

«Степанов Николай Семёнович ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГЕРМАНИИ И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Кемерово 2013 Работа выполнена в ГАОУ ДПО НСО Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Научный руководитель : доктор. »

«КОМАРОВА Людмила Николаевна СИСТЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ: МЕТОДИКА И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ В ГОРОДСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва — 2009 2 Работа выполнена на кафедре пения и хорового дирижирования Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города. »

«КРОХИНА ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Специальность 13.00.01. – общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук ИЖЕВСК 2006 Работа выполнена на кафедре педагогики и педагогической психологии ГОУ ВПО Удмуртский государственный университет Научный руководитель : доктор педагогических наук, профессор Трофимова Галина. »

«Бочарникова Марина Алексеевна ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва – 2013 Работа выполнена на общеинститутской кафедре теории и истории педагогики Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО города Москвы Московский городской педагогический университет Научный кандидат. »

«Гиголаева Татьяна Валерьевна Формирование у студентов педагогического вуза готовности к реализации здорового образа жизни 13.00.02. — теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Кострома 2006 Диссертация выполнена на кафедре здоровьесберегающих технологий в образовании Г О У В П О Шуйского государственного педагогического университета. »

«ФАТХУЛЛИНА ЛЕЙСАН РАИСОВНА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ МАЛЫХ УЧЕБНЫХ ГРУПП Специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2009 Работа выполнена на кафедре педагогики в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Казанский государственный. »

«САЛАХУТДИНОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Кострома, 2014 1 Работа выполнена на кафедре социальной педагогики в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Костромской Государственный Университет им. Н.А.Некрасова Научный. »

«ВОРОНИНА Анна Владимировна Изучение иноязычных заимствованных слов на уроках русского языка в начальной школе 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Ярославль 2010 Работа выполнена на кафедре методики преподавания филологических дисциплин в начальной школе ГОУ ВПО Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского Научный руководитель : доктор. »

«ТКАЧ Татьяна Григорьевна ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ФОНЕТИКЕ БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ-РУСИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ИРАНА Специальность: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный, уровень профессионального образования) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва 2010 Работа выполнена на кафедре поликультурного и полилингвального образования факультета повышения квалификации преподавателей. »

«Большакова Юлия Владимировна ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ — ИНВАЛИДАМИ 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Орел – 2011 Работа выполнена на кафедре андрагогики и акмеологической педагогики ФГБОУ ВПО Орловский государственный университет доктор педагогических наук, профессор Научный руководитель Лабейкин Александр Алексеевич. »

«ЧЕЛНОКОВА Марина Викторовна ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Челябинск 2007 1 Работа выполнена на кафедре теории и методики обучения физике государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Челябинский. »

«СИЛАЙЧЕВ Павел Александрович ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 13.00.08 – теория и методика профессионального образования Автореферат диссертации на соискание у ченой степени доктора педагогических наук Москва 2006 Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учре ждении высшего профессионального образования Московский государственный а гроинженерный университет имени В.П. Горячкина Научный. »

diss.seluk.ru

Смотрите так же:

  • Лечение рвоты у детей 2 лет Рвота ребенка 2 года лечение Рвота – рефлекс, при котором происходит сокращение диафрагмы, расслабление мышц желудка и удаление его содержимого. У детей часто случается рвота. Но в 90% случаев она происходит однократно и с ней можно справиться самостоятельно. Не следует путать срыгивание с рвотой. Срыгивание – удаление маленького […]
  • Обструктивный бронхит у ребенка лечение Обструктивный бронхит у детей Бронхиты – это довольно частые заболевания бронхолегочной системы у детей. Чаще всего встречаются у детей до с 1 года до 6 лет, особенно среди детей, посещающих детские сады. Под бронхитом понимают воспалительные изменения в бронхах, вызванные бактериальной или вирусной инфекцией, аллергией или […]
  • Лечение насморка ребенку 8 лет Чем вылечить насморк у ребенка 2 лет? Симптомы детского насморка известны: малыш чихает, носик заложен и текут сопли, а мама не успевает менять носовые платки и салфетки. Чтобы вылечить ребенка, необходимо эффективное, быстрое, безопасное лечение. О том, как лечить насморк у ребенка 2 лет, вам расскажет квалифицированный педиатр, и он […]
  • Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте Нейропсихологическая диагностика детей примеры Пример написания заключения Стимульные материалы (скан методик, цветные и чб); приложение-методичка (скан). NB! отсутствует скан листов: № 29-33 (таблицы Шульте и Шульте-Горбова - можно сделать самим). № 40 (одна сюжетная картинка). В оригинале - 70 листов. В архиве - 64 листа+5 листов […]
  • Сколько времени должен спать ребенок до месяца Сколько должен спать ребенок для нормального развития. Сколько часов в сутки спит ребенок в первый год жизни и в старшем возрасте. Сладкое сопение малыша во сне - сколько оно должно длиться? Существуют ли нормы продолжительности детского сна? Может быть, малыш недосыпает или, напротив, чересчур много времени проводит в уютной […]
  • Тонзилгон н для детей инструкция по применению Можно ли Тонзилгон Н детям? У детей местный иммунитет к вирусным и бактериальным инфекциям формируется полностью только к 6–7 годам, и до этого возраста малыши часто страдают простудными и острыми респираторными заболеваниями. Для их лечения врачи назначают различные препараты, отдавая предпочтение натуральным, прописывая антибиотики […]
  • Можно ли кормить ребёнка смесью Можно ли кормить котенка смесью для детей Как выкормить котенка без кошки Основные правила правильного выкармливания котят котята во время кормления должны лежать на животе смеси должны быть свежеприготовленными, если и допускается хранение смеси, то не более 24-х часов и обязательно в холодильнике из чего бы вы ни кормили котят […]
  • Сочинение о проблеме воспитания детей Сочинение о проблеме воспитания детей 1)На дворе стоял 1940 год. 2)В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области. 3)До полного благополучия было еще далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. 4)Дети понемногу становились доверчивее, добрее. 5)Потихоньку крепла дисциплина. 6)И все же […]